На какие лодочные моторы не нужны права. Получение прав на лодочный мотор

Не подлежат регистрации :
  1. Безмоторные плавучие средства меньше 20 метров длины.
  2. Безмоторные лодки, весящие вместе с оснащением меньше 200 кг.
  3. Безмоторные лодки с количеством посадочных мест меньше 12.
  4. Лодки с перечисленными значениями, на которых установлены двигатели меньше восьми киловатт или 10,88 лошадиных сил.

Такими лодками можно пользоваться на всех водоёмах России без документов о регистрации в ГИМС.

Исключения составляют приграничные районы, где действуют особые распоряжения спец органов.

Лодки, на которые нужна регистрация

Лодки, подлежащие регистрации в ГИМС :

  1. Безмоторные лодки, длина которых превышает 20 метров.
  2. Безмоторные суда, вес которых с полным оснащением превышает 200 кг.
  3. Безмоторные плавучие средства с количеством посадочных мест больше 12.
  4. Любое плавучее средство, оснащённое мотором, мощность которого превышает восемь киловатт или 10,88 лошадиных сил.

Чтобы зарегистрировать судно, нужно заполнить регистрационную карточку . Подать заявление. Предъявить документ, удостоверяющий личность. ИИН. Иметь при себе подтверждающие документы на собственность, техпаспорт на лодку и двигатель, квитанцию об оплате госпошлины. Регистрационные номера на лодку должны быть обязательно закреплены с обоих бортов.

Интересуют ? В статье вы узнаете их основные плюсы и минусы.

Статья расскажет о соревнованиях по ловле хищной рыбы, которые прошли в Набережных Челнах.

Техническое освидетельствование

Суда, подлежащие регистрации, обязаны проходить и ТО . Обязательному освидетельствованию подвергается судно перед регистрацией, если оно не имеет сертификата изготовителя, а также лодка-самоделка.

Регулярное ТО проходят все суда каждые пять лет . При этом отсчёт ведётся от даты регистрации.ТО обязательно также, если судно переходит в другой регион или готовится к перегону. Судно, подвергшееся капитальному ремонту или устранению замечаний при прохождении предыдущего ТО.

Осмотр судна проходит теперь в два этапа . Вначале испытываются его качества на плаву, затем судно поднимается на берег, где окончательно фиксируется его пригодность к эксплуатации. Затраты на подъём плавучего средства ложатся на владельца.

Если время техосмотра просрочено, то хозяину судна придётся заплатить штраф в пределах 500 – 1000 рублей .

Право на управление плавучим средством

Вопрос - на какие лодки нужны права , имеет чёткий ответ: на любые суда, независимо от размера, веса и грузоподъёмности, если они оборудованы двигателем, имеющим более 5 л. с.

Если владелец такой лодки, не имеющий установленного свидетельства на право вождения, будет остановлен инспектором ГИМС, то он будет оштрафован, а лодка отбуксирована на спец стоянку. Вернуть её можно , предъявив право на собственность и заплатив штраф в размере 1000 – 1500 рублей.


Судоводительское удостоверение можно получить, пройдя курсы обучения , или подготовиться самостоятельно и сдать экзамен в ГИМС. Для этого подаётся заявление и оплачивается госпошлина - 800 рублей. При неудачной попытке экзамен можно пересдать через неделю.

Экзамен по теории сдаётся в подразделении ГИМС . Экзамен по вождению сдаётся непосредственно на воде. Экзаменуемый должен выполнить ряд заданий, полученных от сидящего рядом инспектора. Удостоверение на право вождения плавучего средства выдаётся только после удачной сдачи экзамена.

В качестве совета можно порекомендовать при выезде на рыбалку вместе со снастями уложить в рюкзак весь пакет документов на лодку. Это поможет не испортить прекрасного настроения и оставить только приятные воспоминания о встрече с инспектором учреждения с серьёзной аббревиатурой ГИМС.

По закону, регламентирующему регистрацию маломерных судов, моторную лодку весом до 200 кг включительно и с ПЛМ до 10,88 л.с. не нужно регистрировать в ГИМСе. Но вот нужны ли на такую моторную лодку права?

На первый взгляд вроде бы всё ясно, и давайте борщ отдельно, котлеты отдельно. Т.е. не смешивать требования к регистрации с требованиями к аттестации судоводителей. Есть закон устанавливающий порядок регистрации маломерных судов, и есть Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС. П 1.2. Правил говорит нам, что удостоверение на право управления судном нужно иметь, если мощность двигателя данного судна более 3,68 киловатт, т.е. 5-ти л.с.

Однако на форумах ведутся жаркие дискуссии по этому вопросу.

Те кто говорит, что права на нерегистрируемую лодку не нужны аргументируют, опираясь на отсутствие упоминаний в законах о том, что на нерегистрируемую лодку нужны «корочки». Масла в огонь подлил Вадим Вадимович Серегин, начальник Управления безопасности людей на водных объектах. 11.06.2014г он подписал документ без названия, назовем его письмом, в котором он доводит до сведения судоводителей и сотрудников ГИМС позицию Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России по спорному вопросу наличия «прав».

В письме говорится, что

в действующем законодательстве Российской Федерации не существует прямого требования о наличии удостоверения на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, не подлежащими государственной регистрации, а в случае управления судном, не подлежащим государственной регистрации

На основании этого, начальник Управления приходит к выводу, что за отсутствие прав на управление нерегистрируемой лодкой административная ответственность не наступает.

А ведь еще год назад тот же Серегин говорил и писал что, согласно «Правил аттестации», права нужны от 3,68 киловатт и что других законов нет, и пока не приняты новые Правила, действуют старые. И права на всё, что выше 3,68 кВт нужно получать.

Сейчас он опять говорит, что других Правил нет, но при этом

Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России считает, что на период до вступления в силу новых Правил аттестации … и административного регламента предоставления соответствующей государственной услуги требований к наличию удостоверения на право управления маломерным судном… не подлежащему государственной регистрации, во время осуществления контрольно-надзорных функций не предъявлять

Но это говорит Серегин, пусть большой начальник, но представитель исполнительной, а не законодательной власти. Так по закону нужны ли права, если лодка весит до 200 кг, но мощность двигателя больше 5 л.с., но меньше 10,88 л.с. К примеру – 10 л.с.?

И вот тут мы достаем наш главный козырь. Есть такой документ — «Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации». Его, кстати, в своем письме упоминает В.В. Серегин. Согласно этому документу, к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию , допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.

Итак, что же мы имеем в сухом остатке. Два противоречащих друг другу нормативно правовых акта и письмо начальника Управления безопасности людей на водных объектах, — можно сказать, указание своим подчиненным.

Конкретно по предмету названию статьи, из письма Серегина следует, что на лодку весом от 200 кг и менее, с двигателем 10 л.с. прав не требуется.

Обновление от 25.02.2016

1 января 2015 г вступил в силу Приказ МЧС РФ от 27 мая 2014 г. N 262 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ПОДНАДЗОРНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ».

Согласно этому приказу требование иметь права при эксплуатации МС с ПЛМ от 5 л.с. отменено .

Таким образом, в настоящее время никаких противоречий в законодательстве нет, и мы здесь руководствуемся только пунктом 1.1. статьи 16 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации».

Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно , а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Напомню, что 8 киловатт — это 10,88 л.с.

Согласно письму МЧС РФ от 4 февраля 2015 г. N 29/1-3-153 под массой маломерного судна следует понимать массу укомплектованного судна (вес оборудованного корпуса + вес самого тяжёлого мотора, который теоретически, по паспорту, можно установить на эту лодку). Багаж и экипаж не учитываются. 🙂

Таким образом, маломерное судно не подлежит государственной регистрации если соблюдены оба условия:

  1. Масса укомплектованного судна (корпус + самый тяжёлый мотор из возможных к установке) не превышает 200 кг .
  2. Мощность установленного мотора не превышает 10,88 л.с.

Если лодка не подлежит регистрации «права» на неё не нужны.

Что учитывается и не учитывается при подсчёте массы укомплектованного судна (выдержка из ГОСТ 8666-3:2012) читайте .

АнтитерроР 01-03-2013 15:26

Доброго всем здравия! Люблю охоту и рыбалку, все острее и острее встает вопрос о покупке лодки ибо 20-ти летняя резинка уже ну совсем не устраивает.. Полез по интернет магазинам и о ужас каких только лодок только нет.. Выбор пал на одного питерского производителя. Но вот не задача, слышал про получение прав на лодку если Г/П более 225кг. Залезаю на сайт другого производителя при указанной Г/П 410 стоит пометочка, что регистрация НЕ ТРЕБУЕТСЯ! мой мозг взорван.. Ладно думаю, наверно просто в паспорте указана Г/П 220кг. еще как-то можно объяснить.. Читаю про моторы.. до 5л.с. можно! больше ни-ни! слабоват, хочется онечно большего. И тут натыкаюсь на: Лодка до 200 кг. с мотором 9.8 тохатсу не подлежит регистрации: разъяснения ГИМС касательно закона N 36-ФЗ. Занавес..

Объясните:


ZERK 01-03-2013 18:38

quote: Лодка до 200 кг. с мотором 9.8 тохатсу не подлежит регистрации: разъяснения ГИМС касательно закона N 36-ФЗ. Занавес..

Если не ошибаюсь лодка ВЕСОМ до 200кг, а не грузоподьемностью регистрации не подлежит, но мотор после 5 л.с. требуются права на управление. ВСЕ. Можете ездить но с правами судоводителя. В прошлом году тема была здесь не помню как называлась, там все разжевано.«Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».

medved 73 01-03-2013 18:47

quote: Если не ошибаюсь лодка ВЕСОМ до 200кг, а не грузоподьемностью регистрации не подлежит, но мотор после 5 л.с. требуются права на управление.

АнтитерроР 01-03-2013 18:48

Не подлежит государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха;

Теперь понял. Вес лодки до 200кг весом + движка до 8 киловатт (10.88 л.с.) Не подлежат регистрации...

kvr 02-03-2013 01:12

Все верно. Лодка собственным весом до 200 кил +мотор до 8 квт регистрации не подлежат, только не следует забывать что если мотор на лодке будет более 5лс - права нужны, если менее то нет.

sturman 03-03-2013 10:37

quote: Originally posted by kvr:

если мотор на лодке будет более 5лс - права нужны, если менее то нет



ZERK 03-03-2013 11:06

quote: Уже обсуждалось, права нужны от 8кВт, или от 10 лс. Сам так катаюсь.

Хотелось бы ссылку на официальный документ, по крайней мере я такой редакции в законе не видел.

prohar 05-03-2013 12:07

quote: Уже обсуждалось, права нужны от 8кВт, или от 10 лс. Сам так катаюсь.
На лодки и моторы, не подлежащие регистрации, права не нужны.

официальный документ не могут найти даже в ГИМСе,но инспектора говорят что будут требовать права свыше 3,68 квт.(со слов приятеля,который задавал этот вопрос в ГИМС)

ZERK 05-03-2013 13:19

quote: официальный документ не могут найти даже в ГИМСе,но инспектора говорят что будут требовать права свыше 3,68 квт.(со слов приятеля,который задавал этот вопрос в ГИМС)

И они правы, документа просто не существует, а по старой редакции, разрешено управлять без удостоверения судоводителя мотором до 5 сил, т.е оставили все равно хоть какой то контроль за владельцами лодок, иначе анархия.

sersaz 08-03-2013 23:27



На лодки и моторы, не подлежащие регистрации, права не нужны.


боян

sersaz 08-03-2013 23:28

quote: Originally posted by sturman:

На лодки и моторы, не подлежащие регистрации, права не нужны.


Боян!
Лодка ПВХ ДО 200 кг + мотор до 5 коней = 0
Лодка ПВХ ДО 200 кг + мотор от 5 до 10 коней = Права
Ну а все что выше 10 коней - уже регистрируем!

Lat 09-03-2013 01:34


Присматриваюсь к КАЙМАН N-330 Мнев и К

Буду очень благодарен всем ответившим, а то гугль не помог

Регистрировать надо!

Lat 09-03-2013 01:39

quote: Originally posted by АнтитерроР:

Объясните:
1. Какую надувашку регистрировать надо, а какую нет.
2. Какой мотор т.е. до какой мощности можно вешать в л.с.
3. Нужно ли получать права в гимсе или одной регистрацией можно обойтись..


2. До 5л.с.

ANDY_V 09-03-2013 21:58

Только не грузоподъёмностью а весом.

sersaz 10-03-2013 09:18



1. Любую грузоподъемностью свыше 200кг.
2. До 5л.с.
3. Если мотор до 5л.с. то можно обойтись регистрацией. Если свыше 5л.с. то права обязательны.

Не вводите в заблуждение неопытных!

1. Не грузоподъемность, а собственная масса судна;
2. Не до 5-ти, а до 10-ти;
3. Свыше 5-ти ЛС нужо удостоверение на право управления маломерными судами (до 5-ти ЛС не требуется!), а свыше 10-ти ЛС требуется и удостоверение и регистрация в ГИМСе.

Т.е. имея судно собственной массой по паспорту не более 200 кг (хотя изначально мелькала в документах цифра 220 кг, но могу ошибаться!) и мотор менее 10-ти ЛС (например Сузуки 9.8), то РЕГИСТРАЦИЯ такой вот "плавучей системы" не требуется, но УДОСТОВЕРЕНИЕ на право управления ОБЯЗАТЕЛЬНО. В случае использования мотора (например Ямаха 3), ни регистрации, ни удостоверения НЕ НУЖНО!
В качестве примера: Казанка 140 кг собственной массы по паспорту + Сузуки 9.8 = УДОСТОВЕРЕНИЕ!

Lat 11-03-2013 01:37

Правила читаем ВНИМАТЕЛЬНО!!!

sersaz 11-03-2013 07:59

quote: Originally posted by Lat:

Правила читаем ВНИМАТЕЛЬНО!!!


Какие именно?

Lat 11-03-2013 12:00

quote: Originally posted by sersaz:

Какие именно?

Регистрация маломерных судов.

sersaz 11-03-2013 14:30

«Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».

1. Уточнено понятие маломерного судна.

Маломерное судно - это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Прогулочное судно - это судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

Спортивное парусное судно - это судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

2. Указано, что регистрации не подлежат следующие виды судов:

1. Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;

2. Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;

3. Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Таким образом, байдарки теперь не подлежат регистрации в принципе.

А также не должна регистрироваться подавляющая масса сплавных и моторных катамаранов и множество других каркасных, жесткокорпусных и надувных лодок.

sersaz 11-03-2013 15:17

quote: Originally posted by Lat:

Вот только не понятно
Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно
Это с полной нагрузкой или нет.


Если бы имелась ввиду полная нагрузка, то было бы определено: Суда ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ до 200 кг... Почему раньше по-деревенски называли резиновые бублики 200-ка, 400-ка, 500-ка и т.д.? Потому, что имелась ввиду именно грузоподъемность. И в паспортах именно так и писалось: лодка такая-то, грузоподъемность 400 кг. А каков их вес? 30-50 кг... А теперь представьте себе резинку собственной массой 200 кг! Это ж какая у нее грузоподъемность-то будет? Тонна, две, три?

При приобретении плавательного средства, будь то яхта или другое судно, встает вопрос о необходимости фиксация его в соответственных органах. Согласно закону РФ надувная лодка является маломерным судном.

Но согласно новому законодательству, далеко не все надувные лодки с двигателем и без, подлежат оформлению в специальных органах. Рассмотрим детально, какие маломерные суда подлежат регистрированию и какие документы понадобятся.

Оформление необходимо для:

  1. Лодок, масса, которых составляет более 200 кг.
  2. При установке на судне весом больше 200 кг, мотора больше 10 л. с. (8 кВт).

Такие плавсредства подлежат техническому освидетельствованию и классификации. Технический осмотр проводится раз в 5 лет с момента постановки на учет. За просроченный технический осмотр, штраф составит от 500 до 1000 руб.

Не стоит забывать, что при установки двигателя мощностью больше 5 л. с. (3.68 кВт) нужно оформить удостоверение, разрешающее управлять маломерным судном. Ведение моторной лодкой без наличия прав, грозит штрафом в стоимостью до 2000 рублей.

На учет нужно поставить в период 10 дней со дня покупки. Также надо знать, что мощность двигателя будет определяться в киловаттах (данные прописаны в паспорте).

Что гласит закон?

Начиная с 2013 года, правила постановки на учет маломерных судов поменялись.

Согласно Федеральному закону от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты РФ в области уточнения определений маломерных судов».

Опираясь на дополнения к закону, маломерное судно – это плавсредство, длиной, не превышающей 20 метров и с максимальным количеством возможным пассажиров равное 12.

Еще в данной поправке уже вступившей в силу, указано, что оформление отменяется для «Судов до 200 кг и объемом двигателей (в случае установки) до 10 л.с. включительно (т.е. до 8 кВт)».

То есть все транцевые суда, независимо от возможной грузоподъемности, не являются предметом для обязательного регистрирования, даже при оснащении движком в 10 л. с.

Как зарегистрировать?

Если лодка оснащена мотором, то при оформлении нужно иметь оба техпаспорта на плавсредство и мотор.

Этапы регистрации:

  1. После обращения в ГИМС, выдается квитанция для оплаты пошлины (примерно пошлина составит 1000 руб.).
  2. После оплаты, необходимо предоставить плавсредство и мотор для осмотра инспектору ГИМС, лодка должна быть надута. Если нет желание вести ее в инспекцию, можно вызвать инспектора по месту (обойдется около 500 руб./час).
  3. После визуального осмотра, инспектор составит акт осмотра и владельцем составляется заявление с просьбой о взятии на учет;
  4. Заявление, технические паспорта и необходимые документы передаются инспектору.
  5. На протяжении трех недель с момента подачи заявления, выдается судовой билет. После чего, необходимо указать бортовые номера, прописанные в судовом билете на лодку.

Какие документы необходимы:

  1. Документы, дающие право собственности на лодку и/или двигатель/
  2. Судовой билет с фиксацией про снятие с учета, если плавсредство было ранее поставлено на учет.
  3. Технические паспорта на лодку и двигатель (оригиналы и копии).
  4. Удостоверение личности владельца, или документы, удостоверяющие доверенность (для лиц не являющихся гражданами РФ, подобным документом является вид на жительство).
  5. Заявление для оформления плавательного средства.
  6. Квитанция об уплате государственной пошлины.

Условия регистрации


Владельцу или доверенному лицу передается судовой билет с зафиксированным в нем бортовым номером маломерного судна. Возвращаются техпаспорта с внесенными в них данными о постановке на учет с фиксацией регистрационного номера.

При потере судового билета, необходимо обращение владельца или доверенного лица в установленные органы, и заявление про потерю или хищению документа.

После чего, проводится ТО и выписывается дубликат. В новом билете указывается пометка «дубликат» и в реестре маломерных судов делается запись про выдачу нового документа.

Существуют четкие требования при записи бортового номера на судно, а именно «Регистрационный номер наносится яркой несмываемой краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина - 100 мм, а толщина линий - 15-20 мм.».

При желании владельца, возможно присвоить лодке название. В этом случае, название также наносится на оба борта с учетом тех же требований к размеру шрифта.

Согласно приложению к Приказу МЧС России от 21.07.2009 № 424, при замене двигателя указанного при регистрации на двигатель другой мощности, бортовой номер судна менять нет необходимости, но изменения вносятся в судовой билет. То же самое касается смены места проживания владельца лодки.

Техническое освидетельствование (ТО) проводится в четырех случаях:

  1. Во время регистрации судна.
  2. Регулярное ТО каждые 5 лет с момента регистрации, а не с момента последнего прохождения.
  3. При освидетельствовании и перерегистрации.
  4. После устранения неисправностей с прошедшего ТО или ремонта.

Стоимость

Регистрация судна включает в себя государственную пошлину. Для надувных лодок, которые относятся по классификации к маломерным судам, ее стоимость составляет 1000 – 1200 руб.

Также есть возможность вызвать инспектора «на дом», чтобы не транспортировать плавательное средство в инспекцию, данная услуга составляет 500 руб./час. Удостоверение, разрешающее управление плавсредством обойдется около 800 руб.

Как увеличить улов рыбы?

За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

  1. Активатор клева . Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба» .
  2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
  3. Приманки на основе феромонов .

Итоги

  1. Регистрации подлежат лодки, массой более 200 кг и с наличием двигателя больше 10 л. с.
  2. После регистрации необходимо проходить ТО.
  3. Если нет навыка управления моторными судами, необходимо пройти трехмесячные курсы в ГИМС, после чего выдается разрешение на управление маломерным судном.
  4. Не обязательно посещать курсы ГИМС по управлению мотором, можно написать соответствующее заявление и подготовится к экзаменам самостоятельно.
  5. Законом предусматривается установка мотора только на одно судно, для его замены или переустановки на другое, необходимо будет вносить изменения в судовой билет и корабельную книгу.
  6. Лодка ставится на учет по месту стоянки или проживания владельца.
  7. Согласно закону, на борту лодки должен быть судовой билет или его заверенная копия. При наличии мотора – разрешения на управление моторным плавательным средством. Разрешение на управление от владельца, если вы не хозяин лодки.
  8. Технический осмотр двигателя проходят только те плавательные средства, которые подлежат регистрированию.
  9. Технический осмотр должен проводиться раз в пять лет с того периода как судно поставлено на учет.
  10. После дополнения закона в 2012 году, некоторые маломерные суда не подлежат обязательной регистрации, если они были внесены в реестр ранее, стоит их снять с учета, дабы освободиться от транспортного налога.

О подвесных лодочных моторах сказано уже более чем достаточно, и при желании в интернете всегда можно оперативно найти характеристики любого интересующего двигателя и отзывы владельцев о нём. Другое дело – своеобразная памятка, с помощью которой можно быстро и просто определиться с выбором мотора, который подойдёт именно вам и именно для вас.

Памятка для владельцев надувных моторных лодок очень простая:

  1. Мощность двигателя от 0 (да-да, есть и такие ПЛМ, например электрические с мощностью меньше 1 л.с.) до 5 л.с. включительно – для управления таким комплектом не требуется регистрировать лодку в ГИМС и получать удостоверение на право управления маломерным судном.
  2. Мощность двигателя от 5 до 10 л.с. – у судоводителя должно быть удостоверение на право управления маломерным судном. Регистрация комплекта не требуется.
  3. Мощность двигателя более 10 л.с. – требуется удостоверение и регистрация комплекта в ГИМС.

Повторю, что эти правила действительны и работают только для владельцев надувных моторных лодок, так как согласно действующим правилам маломерные суда с жёстким корпусом подлежат регистрации в зависимости от массы комплекта (масса судна + масса ПЛМ максимальной, а не фактической мощности), которая не должна превышать 200 кг. Поэтому, если вы решите приобрести лодку с жёстким корпусом, – предварительно проконсультируйтесь, нужно ли её регистрировать, чтобы после приобретения при первом же выходе на воду не столкнуться с неприятностью в виде инспектора ГИМС, который, в общем-то, справедливо и в рамках действующих правил может поинтересоваться, почему вы управляете маломерным судном, требующим регистрации, без каких-либо на то законных оснований.

Кстати, инспекторы ГИМС (в отличие от владельцев и даже продавцов) прекрасно осведомлены о том, какие именно суда и модели разных производителей маломерных судов подлежат обязательной регистрации, а какие нет, и активно этим пользуются. Также стоит помнить, что если маломерное судно подлежит обязательной регистрации и/или зарегистрировано, то у его судоводителя обязано быть удостоверение на право управления маломерным судном.

И тем не менее у многих производителей подвесных лодочных моторов предусмотрена возможность увеличения мощности двигателя без существенного вмешательства в конструкцию. Ну, как предусмотрена – дело в том, что для оптимизации производства на базе одного двигателя выпускается несколько модификаций, отличающихся друг от друга только настройками, наличием или отсутствием ограничителя оборотов и/или разными легко съёмными узлами вроде карбюратора или его частей. Так, подвесные лодочные моторы мощностью 4, 5 и 6 л.с. у многих производителей – это один и тот же двигатель, но с разными характеристиками. И если операцию по увеличению мощности с 4 до 5 л.с., по большому счёту, можно считать бессмысленной (см. пункт 1), то увеличение мощности до 6 л.с. даёт не только пусть и небольшую, но приятную прибавку к скорости, но и позволяет не получать удостоверение на право управления маломерным судном (см. пункт 2). И если форсирование небольших двигателей – процедура с точки зрения безопасности достаточно безобидная, так как скорости всё равно остаются небольшими, то всё, что выше, – попадает под совершенно другие нормативные акты и может привести к серьёзным последствиям. Например, достаточно популярный двигатель Tohatsu 9.8 – это «всего лишь» форсированная «восьмёрка», и до сих пор находятся умельцы, которые приобретают эти моторы мощностью 8 л.с. и форсируют их до максимума. И всё равно права на такой мотор уже нужны, а регистрировать лодку – нет.

Другое дело, что у ПЛМ мощностью и 10, и 15 л.с. один и тот же двигатель, но с разными настройками, а его переделка уже попадает под пункт 3 и требует от судоводителя не только удостоверения, но и регистрации маломерного судна. Если приводить пример, то относительно недавно в продаже появился ПЛМ Mercury 9.9 MH TMC (он же Tohatsu 9.9 - но это уже игры маркетологов), при продаже которого сами продавцы предлагают за небольшую цену услугу по переделке его в 15 л.с. При этом не будет никаких явных изменений как в конструкции, так и в документах. Так же и новая линейка четырёхтактных моторов Suzuki позволяет «раздушить» «десятку» до 20 л.с. Но последние примеры подходят только для опытных судоводителей, так как увеличение мощности получается серьёзное, и управление лодкой требует уже наличия достаточно серьёзных навыков.

А вообще, как недавно признался мне один знакомый рыбак, как только у него появилась лодка с более мощным мотором (и, соответственно, скорость перемещения по водоёму возросла в несколько раз), рыбы он стал ловить меньше. А разгадка этого парадокса очень проста: небольшая тихоходная лодка заставляет её владельца тщательно продумывать свои маршруты и тактику рыбалки, в то время как большая скоростная лодка как будто сама заставляет чаще переезжать с места на место и тратить на это больше времени вместо того, чтобы более усердно облавливать небольшую акваторию. Так что прежде чем приступить к выбору или смене ПЛМ, задумайтесь, что же для вас важнее – процесс рыбалки или её результат.

Павел Прудников

Мнение редакции

Автор статьи имеет свое субъективное мнение по вопросу: требуется ли удостоверения для управления маломерным судном. У редакции есть иные сведения, которые приводим ниже, это официальный ответ МЧС России на запрос гос. Анисенкова А.Д. № 29-20-6 от 17.01.17

Приводим его с сокращением, но смысл будет всем понятен.

«Порядок пользования маломерными судами регламентируется Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утверждённых приказом МЧС России от 29.06.2005 № 502 (зарегистрированном в Минюсте России 24.08.2005№ 6940) (далее — Правила). В соответствии с пунктом 5 Правил «к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами». Таким образом, при эксплуатации маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, требования к наличию каких-либо регистрационных документов на судно, а также документов подтверждающих наличие права управления таким судном действующим законодательством не предусмотрены.

Вместе с тем пункт 11 Правил обязывает судоводителей выполнять требования правил охраны жизни людей на воде и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды.

К таким правилам в том числе относятся правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающие сроки использования водных объектов на территории субъекта Российской Федерации для плавания маломерных судов и содержащие обязательные требования по комплектованию маломерных судов средствами спасения

Редакция журнала обратилась в ГИМС г.Санкт-Петербурга, с вопросом, где можно получать официальные данные о деятельности ГИМС? Ответ: «Единственным официальным сайтом ГИМС по всей РФ является интернет портал http://www.mchs.gov.ru/ .»

На этом сайте можно найти «Информационное письмо управления ГИМС МЧС России от 11 июня 2014 года № 2911-3-889» за подписью начальника Управления безопасности людей на водных объектах В.В. Серегина http://www.mchs.gov.ru/document/1129056 , где так же дается разъяснение.

Обращаем внимание, в случае если лодку зарегистрировать, то при наличии мотора мощностью свыше 3.68 киловатт(более 5 л.с.) удостоверение уже потребуется.

Также надо отдавать себе отчет, что редакция журнала не является органом исполнительной власти, уполномоченным на официальное толкование нормативных актов. Делая для себя определенные выводы, внимательно изучайте официальные документы.