Методы активизации творчества. Методы активизации творческого мышления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня - ощущения, восприятия и представления. Чувственные образы, создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, т. е. высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие изменения и эффективно строить свое поведение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые события.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

Активизация мышления, это событие или действие которое влечёт за собой активизацию мыслительной деятельности и ускоряет мыслительный процесс.

Для повышения продуктивности мыслительной деятельности можно использовать умение управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата,- все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.

Понятие мышления

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.

Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

Психологическая сущность мышления и его особенности

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака:

Обобщенность;

Опосредствованность.

Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.

Специфичность мышления заключаются в том, что:

Мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;

Лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;

Мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

Носит опосредствованный характер;

Всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;

Исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;

В нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;

связано с практической деятельностью человека.

Типология и качества мышления

В психологической науке различают такие логические формы мышления как:

Понятия;

Суждения;

Умозаключения.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

Общими и единичными;

Конкретными и абстрактными;

Эмпирическими и теоретическими.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами:

Непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

Опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть:

Истинными;

Ложными;

Частными;

Единичными.

Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно". Различают умозаключение:

Индуктивное;

Дедуктивное;

По аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Активизация мышления

Мышление является очень важным процессом, поэтому существует целый ряд способов для его активизации, и тем самым ускорения получения результатов.

Три базовых метода или «три столпа» активизации творчества включают: 1. Классический мозговой штурм (Алекс Осборн). 2. Синектику (Уильям Гордон) 3. Морфологический анализ (Фриц Цвикки)

Существуют следующие способы активизации мышления.

Задавание "бессмысленных" вопросов, например: "Как будет звучать хлопок одной ладони?" (Или: почему на вопрос о национальности многие люди отвечают именем существительным, а русские люди - прилагательным? Например, литовец, немец, испанец и - русский?).

Использование сокровищницы народной педагогики (загадки, пословицы и пр.). Например, отгадывание загадок: "До каких пор заяц бежит в лес?"; "Какая женщина не смотрится в зеркало?"; "Каких камней нет на дне моря?"

Поиск нестандартных решений: "Как можно использовать кирпич? " (Или любой другой предмет). Нужно привести как можно больше решений. Учащиеся обычно приводят их по несколько десятков. Можно модернизировать материал теста Торренса и применить его не для тестирования, а для развития интеллектуальных способностей. Например, предложить необычные способы использования пустых картонных коробок, или найти способы улучшения какого-либо предмета и пр.

Коллекционирование различных парадоксов, например: почему, если сначала смотреть на зеленый кружок, а потом посмотреть на белый лист бумаги, то увидишь красный кружок?

Использование технологии интерактивного обучения, основанной на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого студента и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др. изучены образовательные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств студента. Применение технологии интерактивного обучения позволяет соединить деятельность каждого обучающегося (возникает целая система взаимодействий: преподаватель - обучающийся, преподаватель - учебная группа, обучающийся - учебная группа, обучающийся - обучающийся, группа - группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.

Проведение сократовских бесед. Например, задайте детской аудитории вопрос: "Можно ли солить пищу?" Тут же получите ответ - одни будут говорить "Да", другие - "Нет". Это не есть сократовская беседа. Сократ говорил: "Дурак дает ответ, а мудрец ищет истину". Поэтому надо не стремиться тут же дать ответ, а пытаться размышлять, задавая все новые и новые вопросы. После такой информации, представленной детям в виде шутки, посыпятся вопросы: для чего солят пищу? для кого солят пищу? нужно ли солить пищу для животных? все ли люди солят пищу? зачем нужна соль в пище? и т.д. После этого можно переходить к решению учебных проблем по предмету. Например, на уроке физики: Будет ли гореть свеча в искусственном спутнике Земли? Учащиеся уже не сразу дают ответ, а стараются размышлять: при каких условиях осуществляется горение? что еще необходимо кроме кислорода? будет ли он поступать к горящей свече? при каких условиях он может поступать? и т.д.

При сократовской беседе (эвристическом методе) педагог чувствует себя некой обобщенной личностью и ведет занятия, задает вопросы, не очень-то обнаруживая свое мнение, но лишь всемерно побуждая учеников к поиску. Тогда дети сами втягиваются в поиск, уточняют вопрос учителя своими вопросами и одновременно прислушиваются: не звучит ли уже в них искомый ответ? Если вопрос учителя задан правильно, то дети, пытаясь найти ответ, расширяют саму область вопроса.

Близкими по назначению к сократовской беседе являются эвристические приемы активизации творческого мышления. Потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно, хотя еще до недавнего времени, например, инженерный труд рассматривался как процесс, носящий исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной окраски. Вместе с тем эффективность труда инженера, конструктора, исследователя, разработчика определяется не только уровнем знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством воображения, развитостью фантазии, умением абстрагироваться, "видеть в обычном необычное и в необычном обычное". "Воображение, - по словам А. Эйнштейна, - важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции". Воображение (фантазия) - психический процесс, состоящий в создании образов на основе переработки прошлых восприятий.

Развитие этих качеств у создателей новой техники является важным фактором в преодолении инерционности мышления и ускорения поиска решений поставленных задач. С этой целью используются различные эвристические приемы в виде ассоциаций, аналогий, контрольных вопросов, приемов устранения технических противоречий. Рассмотрим наиболее распространенные приемы активизации творческого мышления и устранения технических противоречий.

Ассоциативные приемы активизации творческого мышления. Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между предметами, явлениями действительности и психическими восприятиями, ощущениями, двигательными актами, представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассоциаций зависят от интересов человека, его индивидуальных особенностей, реакций и моментального направления сознания. Например, установите ассоциативный переход между понятиями "древесина" и "мяч"; или между понятиями "небо" и "чай". (Учеными доказано, что между двумя любыми понятиями (словами) можно установить ассоциативный переход длиною в четыре-пять шагов: небо - земля; земля - вода; вода - пить; пить - чай.)

Исследования психологов показали, что возможности человека генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором времени, поэтому ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе. Основная же цель генерирования ассоциаций заключается в том, чтобы "расшатать" стереотипные представления о совершенствуемом объекте, активизировать фантазию и воображение. Ассоциации различают по сходству, контрасту и смежности. Ассоциации по сходству могут быть использованы как исходные данные для приемов эвристической аналогии; ассоциации по контрасту - для приемов эвристической инверсии (обращения, поиска от конца к началу); ассоциации по смежности - для приемов преобразования в пространстве и во времени.

Все приемы генерирования ассоциаций можно разделить на две группы: приемы свободных и направленных ассоциаций. К свободным ассоциациям относят такие ассоциации, генерирование которых производится без каких-либо ограничений смыслового или грамматического характера. При этом ассоциации могут быть выражены именем существительным, глаголом, прилагательным, наречием, группой слов в виде поговорки, пословицы, каламбура и т.д.

Генерирование направленных ассоциаций ограничивается определенными, наперед заданными условиями. К таким условиям, например, можно отнести генерирование ассоциаций по контрасту, выраженных только именем существительным, только глаголом и т.д., или ассоциации по сходству, также выраженные словами определенной части речи или символами, знаками и т.д.

Генерирование как свободных, так и направленных ассоциаций основывается на быстрой реакции на слово-раздражитель. Подобная реакция является глубоко индивидуальной и зависит от интеллекта человека, его темперамента, условий, психофизиологического состояния и т.д.

Ассоциации можно генерировать в виде группы на одно слово-раздражитель и в виде связанной последовательности - гирлянды, когда ассоциация, вызванная словом-раздражителем, является, в свою очередь, словом-раздражителем для последующей ассоциации.

Например, со словом-раздражителем "снег" можно образовать такую группу ассоциации: снег - холод, пасмурно, вьюга, лыжи, боль, бодрость, оттепель, жар и т.д. Примером гирлянды ассоциаций может служить такая последовательность: снег - оттепель, оттепель - сырость, сырость - грипп, грипп - постель, постель - отдых, отдых - лес, лес - грибы, грибы - гости, гости - деньги, деньги - работа, работа - праздник, праздник - радость и т.д.

Исходным раздражителем для генерирования ассоциаций могут быть ощущения, символы, любые предметы окружающего мира, а также совершенствуемый объект. Генерирование группы ассоциаций может быть полезным как при поиске новых технических решений, так и на стадии постановки задачи для более глубокого анализа объекта, выявления всех возможных признаков и свойств этого объекта. Гирлянда ассоциации может рассматриваться как эвристический прием, используемый для ухода от традиционных, стереотипных сравнений и аналогий и нахождения взаимосвязи (аналогий) между объектом и отдаленным понятием (ассоциацией). Этот прием может быть полезным при поиске новых функций объекта на творческом этапе функционально-стоимостного анализа.

Приемы аналогий. Наиболее полные и систематизированные данные о возможностях и использовании приемов аналогии содержатся в работе Г.Я. Буша "Аналогия и техническое творчество". Рассмотрим основные положения данной работы, относящиеся к эвристическим свойствам аналогий и условиям их использования при поиске новых технических решений. Аналогия в творческом процессе выступает в двух основных аспектах: как средство освоения знаний об объекте и как средство синтеза нового знания об объекте и окружающей среде. Наибольший интерес при активизации творческого мышления представляет второй аспект как продуцент нового знания, догадок, гипотез, принципов.

Эффективность использования аналогий в творческом процессе будет выше, если на этапе поиска новых идей и решений абстрагироваться от ограничений и условий решаемой задачи, - основным критерием на данном этапе должна являться цель изобретения или совершенствования объекта. Анализ использования приемов аналогии в практике отдельных изобретателей показал, что, чем отдаленнее аналогия от совершенствуемого объекта, тем более неожиданный, неочевидный результат получен при решении задачи. Однако не надо думать, что главное - это найти что-то сверхнеобычное, создать оригинальное ради оригинальничания. Необычное, оригинальное, фантастическое, иррациональное полезно в период творческого поиска и в дальнейшем претерпевает критическую оценку с учетом всех условий и ограничений решаемой задачи. По словам Цицерона, всякое добросовестное мышление содержит изобретательство и доказательство. Уместно в данном случае привести выражение

Область использования аналогий весьма широка. В частности, приемы аналогии могут быть использованы для:

Выявления тенденций развития различных объектов и отраслей науки и техники; творческий мышление суждение аналогия

Прогнозирования развития общественных и личных потребностей и средств для их удовлетворения;

Проверки и демонстрации на модели замысла решения задачи;

Нахождения подсказки для поиска принципа решения учебной или профессиональной задачи;

Тренировка памяти и развития воображения.

Все эвристические приемы аналогии, используемые в техническом творчестве, можно выделить в следующие группы: функциональная аналогия; структурная аналогия; аналогия отношений; аналогия внешней формы; группа субстратных аналогий.

Контрольные вопросы как приемы активизации творческого мышления. Списки (перечни) контрольных вопросов по изобретательскому творчеству известны с 20-х годов нашего столетия. Эти перечни содержат вопросы как специальные, так и общего характера. Указанные перечни бывают общетехническими (для решения общих задач); тематическими (для решения конкретных задач) и общими - для тренировки воображения и психологической активизации мышления. В техническом творчестве контрольные вопросы обычно применяются как эвристические приемы с целью облегчения поиска новых технических решений. В соответствии с этими вопросами изобретатель идет к новому решению, идее.

Успех проведения заседания по методу "мозговой атаки" в значительной степени зависит от ее руководителя, который должен уметь вести заседания в соответствии с определенными правилами, владеть необходимыми приемами, уметь задавать вопросы, подсказывать или уточнять поданные идеи, следить за тем, чтобы не было больших пауз в высказывании идей или чтобы высказывание идей не происходило только в рациональном направлении (если это случится, руководитель должен принять предупредительные меры, например, подсказать заведомо фантастическую или непрактическую идею, наводящим вопросом направить рассуждение по менее рациональному руслу).

Допустимое количество участников заседания - от 4 до 15 человек. Длительность проведения заседания по методу прямой коллективной "мозговой атаки" - от 15 мин до 1 ч в зависимости от характера и сложности проблемы. Для записи высказанных идей выделяется секретарь или используется магнитофон.

Группа экспертов тщательно изучает высказывания участников заседания, обращая особое внимание на возможность использования оригинальных, хотя, на первый взгляд, и нереальных идей. Эксперты сначала отбирают идеи, которые могут быть реализованы при данном уровне развития техники, затем из них выбирают наилучшие идеи для применения в конкретных условиях.

В том случае, если необходимо выявить недостатки и противоречия в техническом объекте, подлежащем усовершенствованию, проводится обратная "мозговая атака". При обратной "мозговой атаке", в отличие от прямой, критическим замечаниям уделяется основное внимание, причем осуществляется выбор не общей, а сугубо конкретной технической (или технологической) задачи.

При этом предусматривается поэтапное последовательное выполнение ряда процедур:

Первый этап - формирование группы участников диалога, оптимальной по численности и составу;

Второй этап - создание группы анализа проблемной ситуации, формирование исходной широко определенной изобретательской задачи, сообщение задачи вместе с описанием метода деструктивной отнесенной оценки всем участникам диалога;

Третий этап - генерирование идей по правилам прямой коллективной "мозговой атаки", особое внимание на этом этапе обращается на создание творческой атмосферы и непринужденной обстановки; заранее подготовленный перечень идей зачитывать не разрешается; каждый участник может выступить несколько раз, но не подряд;

Четвертый этап - систематизация идей группой анализа проблемной ситуации; в процессе систематизации составляется номенклатурный перечень высказанных идей; каждая идея формулируется с использованием общеупотребительных терминов, после чего она анализируется с целью выявления дублирующих и (или) дополняющих идей; основные, дублирующие их и (или) дополняющие идеи объединяются и формулируются в виде комплексных идей; изучаются признаки, по которым можно объединить комплексные идеи, согласно этим признакам идеи классифицируются в группы, составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы подхода к решению задачи;

Пятый этап - деструктирование идей, т. е. оценка их на реализуемость в процессе "мозговой атаки"; "мозговая атака" на этом этапе направлена на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации идей;

Шестой этап - оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа, составление окончательного списка практически используемых идей, в список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также контридеи.

Метод "мозговой атаки" обычно применяется как групповой с использованием приемов аналогии, фантазии, инверсии, эмпатии, однако имеются сообщения и об индивидуальном его применении. Наилучшие результаты этот метод дает при поиске таких решений, которые не являются точными, специальными, а носят общий или организационный характер. Иногда с помощью данного метода решают несложные изобретательские задачи.

Процессом активизации творческого потенциала и решения творческих проблем является «Синектика». Базовые положения метода синектики были предложены В. Гордоном и Д. Принцем в 1950 годах. Однако в настоящее время авторство синектики, приписывается В. Гордону, который разработал основные принципы и процедуры метода и опубликовал их в своей книге.

Синектика представляет собой метод групповой творческой активности, основанный на сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников.

Методологической основой данного метода являются принципы единства мира, всеобщей связи и аналогии и теоретическое предположение, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны между собой, физически, психологически или символически.

В этом смысле синектика понимается как процесс открытия или создания новых связей, как синтез новых творческих идей и решений. Сущность синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное новым и незнакомым. При этом превращение давно знакомого в незнакомое осуществляется путем разрыва уже существующих смысловых связей и создания нового, "свежего" контекста. Для облегчения, алгоритмизации данного процесса в синектике используются два вида механизмов, приемов или операторов:

1. Неоперационные механизмы, которые объединяют такие психические процессы как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование отдаленных ассоциаций, применение неожиданных метафор.

2. Операционные механизмы включают такие сознательно применяемые приемы как:

2.Личная аналогия (эмпатия);

3.Символическая аналогия.

4.Фантастическая аналогия.

Среди преимуществ синектики можно выделить следующие: а) метод представляет собой внутренне управляемую, направленную и алгоритмизированную процедуру получения качественных решений; б) метод позволяет отыскать наиболее оригинальные идеи и решения; в) метод способствует активизации и развитию творческого воображения и способностей участников, формирует у них особый вид мышления и видения; г) синектика легко комбинируется с другими методами активизации творчества.

Соответственно недостатками и ограничениями синектики являются:

а) применение метода синектики требует высокого мастерства руководителей творческих групп, а их подготовка требует большого количества времени и связана со значительными материальными затратами;

б) синектика не включает предварительного анализа проблемы или задачи; в) метод основан на принципе взаимосвязи и аналогии между объектами и явлениями и не учитывает другие универсальные принципы развития сложных систем и закономерности творческого мышления.

Третьим китом активизации творчества является морфологический анализ или метод многомерных матриц, предложенный в 1942 году Ф. Цвики

Методологической основой метода является принцип системного анализа новых связей и отношений, процессов и явлений. Исходная идея метода многомерных матриц состоит в понимании нового, как неожиданной комбинации известных элементов, процессов, идей или комбинации известного с неизвестным. При этом матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно.

Данная модель основывается на понимании творческого процесса как последовательности двух этапов: комбинирования элементов знания и последующего отбора полезных комбинаций. А. Пуанкаре. В то же время необходимо отметить, что по мнению А.Пуанкаре генерирование и отбор полезных комбинаций происходит на подсознательном уровне, а многочисленные варианты идей, проходя через фильтры, которые пропускают наиболее красивые и гармонически устроенные комбинации, попадают в сознание.

Сущность морфологического анализа заключается в стремлении упорядочить процесс рассмотрения различных вариантов решения и систематически охватить все главнейшие варианты структуры совершенствуемого объекта.

Систематическое комбинирование различных альтернатив позволяет обнаружить варианты, которые ранее не рассматривались. Практическая цель морфологического анализа состоит в создании максимального числа альтернативных идей и комбинаций и составлении наиболее полного списка возможных вариантов решения. Творческим механизмом метода является систематическое создание и выбор наиболее оптимальной комбинаций элементов.

Алгоритм морфологического анализа представляет собой построение многомерных таблиц, в которых вертикальной осью являются основные параметры, характеристики, переменные или факторы объекта, процесса или проблемы, а на горизонтальной оси указывается возможно большее число известных вариантов реализации этих параметров. На заключительном этапе выписывается как можно большее число комбинаций альтернативных вариантов и выбор наиболее эффективных и функционально ценных.

В свою очередь на основе «Морфологического анализа» сегодня разработано ряд таких эффективных методов как: Списки атрибутов. Метод ассоциаций атрибутов (Р. Кроуфорд, A. Ван Ганди). Система SCIMITAR (Д. Карсон). Метод детализации компонентов (Вэйкин). Модификационная матрица последовательности действий. «Морфологические принудительные связи» (Д. Коберг и Д. Багналл).

Преимущества морфологического анализа состоят в следующем: а) метод позволяет создавать наиболее полные списки вариантов решения проблемы; б) метод позволяет находить новые, неожиданные и оригинальные идеи; в) метод эффективен при решении прикладных проблем и конструкторских задач, проектировании новых машин и поиске новых технологических и решений; г) простота формы и эффективность метода; д) преимущество данного метода в том, что его может использовать каждый сотрудник индивидуально.

В то же время недостатки и ограничения метода включают следующие характеристики: а) информационная избыточность морфологических матриц, наличие большого числа вариантов решений; б) упрощенность подхода к анализу объекта и отсутствие критериев выбора существенных параметров системы; в) данный метод не гарантирует, что будут учтены все параметры исследуемой системы; г) трудоемкость метода, необходимость рассмотрения большого числа вариантов, затруднительность выбора оптимального решения; д) отсутствие критериев и процедур выбора решений из полученной совокупности вариантов; е) морфологический анализ увеличивает вероятность получения эффективного решения, но не гарантирует его.

В связи с этим резервом совершенствования данного метода, является проведение полного и глубокого анализа поставленной проблемы, полный анализ систем, процессов и ресурсов. Наиболее важным путем совершенствования метода является разработка правил и критериев выбора наиболее полезной комбинации из существенно избыточного числа вариантов и определение наиболее эффективного решения проблемы.

Заключение

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать, как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Активизация мышления является важным процессом. Она позволяет быстрее и точнее найти поставленную цель, лучше решить задачу. В творческом мышлении активизация позволяет создавать предметы, кажущиеся невероятными но в тоже время лучше предыдущих.

Список используемой литературы

1) Островский Э.В. Чернышова Л.И. Психология и педагогика М. 2006

2) Р.С. Немов "Психология" книга1 М. "Владос" 99

3) С.Л. Рубинштейн "Основы общей психологии" "Питер" Спб 2002

4) Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.,1992 г

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эмпирические методы исследования творческого мышления. Схема творческого процесса по Я.А. Пономареву. Методы стимуляции творчества. Методика мозгового штурма А. Осборна. Способы развития креативности или творческих возможностей (способностей) человека.

    презентация , добавлен 28.10.2013

    Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке. Диагностика и развитие творческого мышления студентов в процессе интерпретации художественного произведения. Интерпретация как форма художественной деятельности личности.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2010

    Понятие и факторы, влияющие на формирование стрессоустойчивости, возрастные особенности данного качества характера. Изучение творческого мышления в психологии. База, ход и организация исследования отношений стрессоустойчивости и творческого мышления.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Общая характеристика понятия творческого мышления. Критерии и методы его изучения. Исследование интеллектуальных возможностей человека. Исследование взаимосвязи мышления и речи. Характеристика способов и факторов формирования творческого мышления.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2015

    Проблема формирования творческого мышления в современной психологии. Эмпирическое исследование творческого мышления у младших школьников. Описание методики и выборка исследования, анализ полученных результатов. Обзор коррекционно-развивающих программ.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2013

    Психологическая сущность мышления и его уровни. Особенности типов мышления. Индивидуально-психологические особенности мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Способы диагностирования мышления. Методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Эдвард де Боно - автор метода прямого обучения мышлению в школах. Суть параллельного мышления. Особенности метода "Шести шляп мышления". Правила использования шляп. Преимущества и недостатки. Развитие творческого и критического мышления, толерантности.

    презентация , добавлен 01.11.2016

    Практическое мышление как познавательный процесс. Понятие практического мышления, его структура и функции. Требования к деятельности психолога. Специфика функционирования практического мышления психологов. Особенности профессионально-творческого мышления.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2015

    Механизм творческого мышления, логика и интуиция как его компоненты. Процесс творческого решения задач. Понятие интуиции и ее основные виды. Эвристическая интуиция и "интуиция-суждение". Интуитивное решение как ключевое звено творческого процесса.

    реферат , добавлен 25.04.2010

    Понятие творчества и творческого мышления. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей, условия их формирования и развития. Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии. Способы диагностики интеллекта.

Экология жизни. Лайфхак: Существует секрет, который знают наиболее успешные и вдохновляющие люди мира. Этот секрет заключается в том, что, хотите ли вы увеличить свой доход, встретить свою половинку (изменить ваши текущие отношения) или достичь любой другой цели в любой сфере вашей жизни – ваше мышление - это то, что либо поможет вашему успеху, либо сделает его невозможным.

После того, как изменится ваше мышление, все вовне будет меняться вместе с ним.

Существует секрет, который знают наиболее успешные и вдохновляющие люди мира. Этот секрет заключается в том, что, хотите ли вы увеличить свой доход, встретить свою половинку (изменить ваши текущие отношения) или достичь любой другой цели в любой сфере вашей жизни – ваше мышление - это то, что либо поможет вашему успеху, либо сделает его невозможным.

Ваша внутренняя система убеждений о том, кто вы, на что вы способны и что вы думаете о том, чего вы заслуживаете, может:

    помочь вам совершить квантовый скачок к вашей цели

    или будет вас держать застрявшим в настоящем времени, желая другой реальности.

Есть еще кое-что…

Очень немногие люди рождаются с «мышлением успеха»! Большинству людей приходится работать, чтобы развить его. Хорошая новость заключается в том, что не нужно слишком тяжело работать, чтобы этого достигнуть.

Вот 5 быстрых способов, которые вы можете начать применять уже сегодня, чтобы развить мышление успеха и продвинуться вперед к достижению ваших целей , а не чувствовать себя вместо этого застрявшими на одном месте.

Изменяющее убеждение № 1: Будьте готовы узнавать что-то новое

Всегда продолжайте учиться. Подпишитесь на какую-то системную программу обучения, как, например, программа личного коучинга, классов иностранного языка или даже запишитесь на серию танцевальных классов.

Когда этот курс закончится, найдите что-то еще, что выглядело бы интересно для вас и запишитесь на него. Приверженность обучению и возможность пробовать новые вещи на постоянной основе будет держать ваш мозг в тонусе и развивать ваше стратегическое мышление. Плюс это здорово для повышения вашего уровня уверенности в себе!

Изменяющее убеждение № 2: Окружите себя людьми, которые уверены в том, что все является возможным и досягаемым

Точно так, как говорится в известном высказывании: «Вы то, что вы едите», вы - среднее арифметическое пяти людей, с которыми проводите большую часть своего времени.

Проводя время с положительно мыслящими людьми, которые считают, что жизнь - это то, что вы из нее делаете, поможет вам напомнить, что единственными ограничениями в вашей жизни являются те, которые вы ставите перед собой сами. Это очень важно, если вы хотите добиться новых и захватывающих целей, которые пока находятся за вашей зоной комфорта.

Изменяющее убеждение № 3: Подумайте над тем, чтобы выключить телевизор

Может быть, действительно классно почувствовать себя расслабленным, включить телевизор и сидеть, сложа руки, отдыхая после долгого дня. Но ведь так легко провалиться в его просмотр на несколько часов, даже не осознавая, когда прошло время! А что в этом плохого, возможно, спросите вы?

Дело в том, как показали исследования, длительный просмотр телевизора на самом деле замедляет вашу мозговую деятельность, даже после того, как вы выключили телевизор! Чтобы сохранить ваш мозг счастливым, здоровым и работающим на полную мощность, постарайтесь ограничить время его просмотра до часа (может быть, двух) в день.

Изменяющее убеждение № 4: Относись хорошо к своему телу

Помните ли вы такие слова «здоровое тело, здоровый ум»? Это так верно!

Употребляя достаточное количество воды и здоровой, «живой» пищи (такую как салаты и сырые овощи, например), вы усиливаете функцию мозга, что, конечно, приведет к большей креативности и производительности.

Так что, старайтесь никогда не пропускать завтрак, пейте воду регулярно и старайтесь иметь, по крайней мере, один свежий «живой» прием еды каждый день, чтобы быть уверенным, что вы заправляете ваше тело хорошим топливом.

Это Вам будет интересно:

Изменяющее убеждение №5: Составьте план

Над чем вы работаете? Какая ваша конечная цель, ваш результат?

Как правило, я определяю три большие цели для себя на каждый год. Плюс также устанавливаю мини-цели, в направлении которых я работаю каждый месяц.

У меня также есть своя собственная «система вознаграждения». Когда я достигаю какой-то из моих целей, я вознаграждаю себя чем-то, что мне нравится. Например, любимый напиток в уютном кафе, вкусный ужин в ресторане, массаж или, возможно, даже отпуск там, где я давно мечтала побывать.

Установите цель, работайте над ее достижением и не забывайте себя вознаграждать за победы! опубликовано

Теперь обратимся к тому, как можно содействовать развитию мышления.

В первую очередь необходимо отметить особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен также управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, снижение излишней критичности при оценке результата. Все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.

Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - важнейшие факторы продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение ведет к неправильному использованию полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, возникает тенденция к появлению стереотипов. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.

Успешному мыслительному процессу препятствует ряд факторов:

  • косность, стереотипность мышления;
  • излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу по-новому;
  • страх ошибки, боязнь критики, страх «оказаться глупым», излишняя критичность к своим решениям;
  • психическая и мышечная напряженность и т. д.

Чтобы активизировать мышление, можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например «мозговой штурм » (метод, предложенный А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе).

Основные правила проведения «мозгового штурма»:

  1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно, чтобы они обладали разными профессиями (для избежания стереотипности в подходах); в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.
  2. «Запрет критики»: чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою.
  3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т. е. психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.
  4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства.
  5. Собранные в результате «мозгового штурма» идеи передаются группе экспертов-специалистов, занимающихся данной проблемой, чтобы отобрать наиболее ценные идеи. Как правило, их оказывается примерно 10%. Участников в состав «жюри» экспертов не включают.

Эффективность этого метода высока. Так, в одной из американских фирм на 300 заседаниях «мозгового штурма» было выдвинуто 15 тысяч идей, и 1,5 тысячи из них были незамедлительно реализованы. «Мозговой штурм», проводимый группой, постепенно накапливающей опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектпики. Она предложена американским ученым У. Гордоном.

При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, в основании которых лежит аналогия:

  • прямая (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную);
  • личная, или эмпатия (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения);
  • символическая (дайте в двух словах образное определение сути задачи);
  • фантастическая (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - метод фокальных объектов . Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания), в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят «тигр», а фокальным «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т. д. Рассматривая эти сочетания и развивая их далее, удается прийти к оригинальным идеям.

Метод морфологического анализа заключается в том, что сначала выделяют главные характеристики объекта (оси), а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты (элементы).

Так, рассматривая проблему запуска автомобильного двигателя в зимних условиях, можно взять в качестве осей источники энергии для подогрева, способы передачи энергии от источника к двигателю, способы управления этой передачей и т. д. Элементами же для оси «источники энергии» будут аккумулятор, химический генератор тепла, бензогорелка, работающий двигатель другой машины, горячая вода, пар и т. д. Имея запись по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва бы пришли в голову.

Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов , который предусматривает применение списка наводящих вопросов, например: «А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?»

Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).

Развивать и стимулировать мыслительную деятельность человека можно посредством различных задач. Так, для развития способности отделять главное от второстепенного используются задачи с избыточными данными, уводящими от правильного решения. Умение переформулировать проблему, чтобы более глубоко ее понять, развивают задачи с частично неверными данными, В этом случае требуется скорректировать постановку задачи или указать на невозможность ее решения. Умение отличать задачи, допускающие только вероятностное решение, также развивает мышление человека. Проанализировав решение творческих задач, ученые установили ряд закономерностей.

Сначала используются первичные, автоматизированные способы решения (что соответствует низшим уровням), причем они реализуются, пока не становится ясно, что данным способом задачу не решить. На следующем этапе происходит осмысление неудач (средний уровень), осознается их причина, а именно несоответствие средств задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам и способам действия. В результате к условиям задачи применяется более широкий круг средств (третий этап, средний уровень), вырабатываются программы «поисковой доминанты». Затем на низшем (неосознанном) уровне отыскивается интуитивное решение, «решение в принципе», а на последних этапах (высший уровень) происходят логическое обоснование, вербализация и формализация решения.

К числу основных факторов, влияющих на творчество, обычно относят следующие компоненты : эмоциональность, визуализацию, аналогии, метафоры, юмор.

  • 1. Эмоциональность рассматривается как метод объединения левосторонних и правосторонних мозговых процессов для тех, у кого преобладает левостороннее мышление. Эмоции содействуют регистрации информации в правом полушарии головного мозга. Обработанная обеими частями мозга информация запоминается надежнее.
  • 2. Визуализация представляет собой воображение, видение, например, будущего изделия, конечного результата творческой работы или проблемы и путей ее решения. Кто визуально представляет желаемый результат, тот с большей вероятностью достигает поставленной цели. Поощрению яркого воображения содействуют развивающие ситуации.

Видение - это правомозговая функция и одновременно метод развития стратегической компетентности. Графики, диаграммы, схемы, рисунки, картины поощряют творческие процессы с помощью развития визуального мышления.

  • 3. Аналогии - это сравнения из различных дисциплин или отраслей знаний. Этот метод мотивирует интуицию и синтезирует мышление, развивая системную аналитику.
  • 4. Метафора как метод побуждения творчества основана на соединении двух различных вещей или дел по общему принципу, например, электричество связывается с направленным движением заряженных частиц или еще проще - с водой, текущей по трубам, а времени приписываются качества человека - суровые годы, счастливые дни, смутные времена. Метафоры содействуют игре с понятиями. Метафорическое мышление - это творческий процесс на основе сравнений между проблемами в различных областях науки и практики, чтобы содействовать поиску решения. Сравнение проблем бизнеса и биологии приводит к понятиям, например, выживания, адаптации к внешней среде, санациям.
  • 5. Юмор активно объединяет рациональные процессы левого полушария мозга и креативность правого. Во время смеха мозг вырабатывает естественный гормон эндофрин, обладающий обезболивающим и транквилизирующим свойствами, что содействует развитию чувства благополучия.

Схематично техники активизации мышления представлены на рис. 28. Рассмотрим их подробнее.

Трамплины представляют собой мысли, которые возникают после осознания проблемы и ведут к возможным вариантам решения. Конструктивная компонента таких умозрительных мыслей создает возможность взлететь, как с трамплина взлетает лыжник, посмотреть на проблему с высоты этого полета и увидеть невидимое в обычных условиях решение. Например, когда Александр Флеминг в 1928 году, убирая свою лабораторию и разбирая старую медицинскую посуду, обнаружил, что грибок плесени уничтожил колонию стафилококка, тогда полет его фантазии позволил ему найти долгожданное решение борьбы с инфекциями. Спустя 17 лет он стал нобелевским лауреатом за открытие пенициллина.

Экскурсией называют процесс работы нашего подсознания над проблемой, когда мы, отвлекаясь, размышляем над тем, что не относится к решаемой проблеме. Такое размышление часто создает случайным образом новые идеи. Иногда такая связь между проблемой и отвлечением кажется абсурдной, но, как говорил в свое время Альберт Энштейн, проблемы не могут быть решены, будучи ограниченными теми рамками, в которых они были созданы.

Например, решая проблему названия нового майонеза и отталкиваясь от классического «Провансаль», можно устроить путешествие по географической карте (но не Франции, а, например, Владимирской области - «Юрьев-Польский», «Покровский», «Муромский»), или экскурсию в историческое прошлое («боярский», «царский», «купеческий») и т.д.

Подобная некоторая абсурдность (невозможность, алогичность, недоступность, недостижимость, опасность, скандальность и т.д.) расширяет диапазон возможных вариантов решения проблемы, увеличивает потенциальную новизну возникающих идей и ослабляет самоцензуру за счет работы подсознания.

Например, вообразите, что вы стали частью неодушевленного или живого объекта (голосовыми связками человека), а затем попробуйте описать свои ощущения и связать их с решаемой проблемой (сухость и боль в горле): так хочется дождя в виде аэрозоли с полезными капельками «биопарокса», успокаивающими кашель.

Аналогии возникают в результате пересечения интуитивных и логических процедур мышления (обмена информацией между левым и правым полушарием - см. рис. 29).

Рассмотрим четыре вида аналогий: прямые, личные,

символические и фантастические аналогии.

Прямая аналогия представляет собой поиск, который обеспечивает процесс сравнения уже существующих решений в близких областях. Он предлагает рассмотрение методов, применяемых в других отраслях теории и практики, - как там решаются аналогичные задачи и требует включения механизмов выявления в своем опыте или в опыте природы и общества

подобия того решения, что требуется. Пример прямой аналогии: полет птицы и полет самолета, гордый полет орла и полет человеческой души.

Личная аналогия построена на эмпатии (от англ, empathy -сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого), на отождествлении личности одного человека с личностью другого. В этом случае, пытаясь «вжиться» в образ рассматриваемого объекта, пытаются найти в себе какой-то отзвук на то, что «делает» этот объект, понять его трудности, достоинства и недостатки как свои собственные.

Человек как бы сливается с объектом, которому приписываются чувства, цели, эмоции, что позволяет лучше понять (ощутить) возможные варианты решения проблемы.

Символические же аналогии используют для описания предметов (или явлений) объективно существующие образы. Это, как правило, состоящее из двух слов определение предмета. Цель такой аналогии заключается в том, чтобы дать возможность обнаружить в привычном явлении удивительное противоречие (парадокс). Слова характеризуют предмет и одновременно являются противоположностями. Например, раствор (взвешенная неразбериха), храповой механизм (надежная прерывистость), фотография (мгновенная вечность), целевая ориентация (дерево целей) и т.д.

Фантастические аналогии предлагают поискать решения в фантастической литературе, а также изложить задачу в терминах сказок, мифов, легенд, что помогает представить вещи такими, какими они на самом деле не являются, но какими мы хотели бы их видеть. Это «творческий бред», позволяющий создать

художественные образы некоего идеала. Суть состоит в использовании сказочных, фантастических идей. Например, ковер-самолет, живая вода, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, огненный коготь и т.д.

Подобного рода аналогии часто включают различные метафоры.

Метафора представляет собой оборот речи, содержащий образное сближение слов на базе их переносного значения. Другими словами, метафора - это сравнение явлений, которые обычно не сравниваются между собой, что стимулирует воображение и наполняет новым смыслом содержание решаемой проблемы. Чаще всего используются такие виды метафор:

  • бинарные метафоры-аналоги («колокольчик хохочет», «подковы бровей»);
  • метафоры-катахрезы, содержащие противоречия («сухопутный моряк», «круглый квадрат», «полный идиот»);
  • метафоры-загадки («туман над лесом» - косынка, «полная горница людей» - огурец, «девица в темнице, а коса на улице» -морковь).

Ментальные карты, принципиальные возможности которых рассмотрены ранее, облегчают создание общего представления, общего понимания проблемы, а сам процесс их составления приводит к новым идеям.

Составление ментальных карт активизирует пространственно-образное мышление и делает возможным восприятие новой точки зрения на проблему. Следует, однако, понимать, что такие карты глубоко индивидуальны и ценны для тех, кто их составил. Они являются отражением мышления

конкретного человека и могут дать толчок к новым идеям, но они не могут заменить сами идеи.

Бисоциация сводит воедино две прежде не связанные плоскости мышления, благодаря чему появляется креативный результат. Конфигуратор принципа бисоциации представлен на рис. 30, из которого следует, что проблеме, расположенной в первой плоскости мышления, находится аналогия, расположенная во второй плоскости мышления, для которой известно решение-аналог. Последний, отображаясь в первой плоскости, и дает искомое решение проблемы.

Четыре стадии, отраженные на рисунке, содержат следующие шаги.

С определения проблемы начинается работа: спросите себя - о чем здесь, по сути, идет речь? Попробуйте обдумать проблему со всех сторон. Во многих случаях полезно составить список тех требований, которым должно соответствовать решение. Например, само по себе застегивание и расстегивание (завязывание и развязывание) создает проблему не только тогда, когда мы торопимся.

Обнаружение второй «плоскости мышления» творческая работа: нужно найти «вход» в эту плоскость. Следует подумать о том, на что похоже то, чего необходимо достичь. В какой области работает то, что не работает в рассматриваемой области? Например, это похоже на смыкание и размыкание, на приставание и отставание. В неживой природе это работает у репейника (приставание и отставание) и в перьях птиц (смыкание компонентов пера и размыкание).

Распознавание аналогий заключается во внимательном поиске общих принципов и закономерностей, которые можно перенести в рассматриваемую область (плоскость). Становиться экспертом в «чужой области» не обязательно, важно суметь перенести решение из этой области в проблемную область. Например, у репейника большое количество маленьких крючочков, которые цепляются за одежду человека, а у пера птицы - большое количество крючочков, которые входят в зацепление друг с другом.

Перенос решения-аналога должен быть таким, что адаптация решения к новым условиям должна обеспечивать решение проблемы.

Так, например, надоедливый репейник подсказал модель для застежки-липучки; структура птичьего пера позволила изобрести молнию-застежку (точно так же как поверхность кожи пингвинов позволила оптимизировать движение подводных лодок).

Стратегия Диснея разработана по мотивам произведений Уолта Диснея и включает этап работы мечтателя, этап реалиста и этап критика.

На этапе «Мечтателя» мысленно очерчиваете ближайший участок пространства, рисуя взглядом некий воображаемый круг (см. рис. 31), и превращаетесь в мечтателя, готового приступить к генерированию идей: вы вольны творить без всяких ограничений. С этой целью вступите в воображаемый круг и с максимальной непосредственностью и полнотой переживите эти позитивные ощущения. Достигнув нужного состояния, выйдите из круга.

На этапе «Реалиста» мысленно очерчиваете другой участок, в котором превратитесь в «реалиста»: нужно проанализировать свои мечты, упорядочить их и начать действовать, разработать успешный план действий. Вступите в круг и вновь переживите эти положительные ощущения. Постарайтесь добиться психологического эффекта закрепления, мысленно ассоциировать своего «реалиста» с этим участком пространства, и когда почувствуете, что это удалось, выйдите из круга.

На этапе «Критика» предстоит выбрать место, где будете критиковать или оценивать. Вспомните ситуацию,

когда вы подвергли проект конструктивной критике. И вновь выйдите из круга.

Итак, созданы три участка пространства, или три настроя, каждый из которых закрепляет определенный тип мыслительного процесса, и теперь можно возвращаться к ним в любое время. Такой метод позволяет привести ум в состояние, необходимое для генерирования идей.

Слова как вербальные модели реальной действительности возбуждают ассоциации, опирающиеся на комбинацию отдельных элементов опыта человека, что позволяет формировать решение проблем.

Анализ слов-раздражителей представляет собой процедуру, основанную на раздражении сознания случайными входящими сигналами в виде слов. Источниками таких сигналов могут быть книги, газеты, журналы, словари, списки случайно выписанных слов или карточки с такими же (случайным образом выписанными) словами (см. рис. 32). Такими же источниками могут стать изображения, музыкальные фрагменты, запахи и т.д.

В основе лежит один принцип: включить случайный элемент в процесс поиска решения проблем так, чтобы выбор слов действительно решил случай. Более того, не следует выбирать слова, которые напрямую связаны с проблемной областью. Например, для решения проблемы, которая звучит следующим образом: нужно срочно позвонить, но у телефона закончился заряд аккумулятора, а зарядного устройства нет под рукой, выберем по одному слову из 10 книг методом «случайного тыка», открывая их наугад. Выбраны такие слова: медвежонок, свободное время, прорыв, сидение дома, колбаса, после, баланс, обратимся, Икар, размышление, более тщательное изучение.

Отмеченная процедура выполняется таким образом, что вначале следует понять суть исследуемого вопроса. Затем определить несколько понятий. Например, следует раскрыть книгу на любой странице и, не глядя, ткнуть в одно из слов. Или из заранее составленного списка из нескольких десятков слов наугад выбрать одно. Еще лучше занести каждое слово на отдельную карточку и вытягивать из колоды карточек одну - для прочтения размещенного на ней слова.

Выбранное слово подвергнуть анализу и поиску ответов на такие вопросы: в чем его особенность? какие у него внешние признаки? для чего оно предназначено? есть ли у него символическое значение? как выстроены связи этого слова с другими словами? Ответов должно быть не меньше пяти и не больше десяти.

Произвольно выбранные слова могут стать началом ассоциативного ряда, который либо приводит к конкретным идеям, либо показывает направление для пошагового креативного процесса разработки идеи или нового направления поиска решения проблемы. Так в нашем примере возможны такие сочетания:

медвежонок (самокат, такси) - взять такси и доехать до абонента;

свободное время - засечь время разговора и заплатить за звонок с чужого телефона;

прорыв (авария, пожар) - с телефона-автомата бесплатно набрать «01» и попросить передать своему абоненту срочное сообщение;

сидение дома - добрать до своего дома, зарядить аккумулятор и позвонить;

колбаса (по два десять, цена, оплата) - попросить чей-либо телефон за оплату и позвонить;

после - отложить звонок и сформулировать объяснение причины отсутствия звонка;

баланс (телефонный) - попросить у кого-либо телефон, вставить свою «сим-карту» и позвонить;

обратимся - обратиться к сети Интернет и передать сообщение по электронной почте;

Икар (крылья, птица) - пустить почтового голубя с сообщением;

размышление - поразмыслив, кратко сформулировать суть сообщения, чтобы сэкономить время переговоров с чьего-либо телефона;

более тщательное изучение - изучение обстановки «вокруг» с целью того, чтобы понять, у кого можно одолжить телефон для звонка.

«Волшебные» слова, предложенные Алексом Осборном, работают как элементы алгоритма перебора случайных комбинаций слов, относящихся к постановке проблемы, и стандартных слов. Например, «волшебные» слова, предложенные Майклом Микалко, выглядят так:

заменить (например, заменить телефонный аппарат, трубка которого связана с ним шнуром, на беспроводной телефон с автономной трубкой);

скомбинировать (например, скомбинировать обычный йогурт с ванилью, затем добавить ароматизаторы, затем добавить кусочки настоящих фруктов или орехи, к полученной субстанции добавить еще карамельную крошку и

применить в другой области (например, силденафил цитрат разрабатывался как средство от ангины, но его применение сопровождалось таким побочным эффектом, как «вздымание» и устранение дисфункции эрекции, что позволило запатентовать препарат «Viagra»);

увеличить или уменьшить (например, мегаторги и мини-телефоны);

исключить (например, исключение камеры из покрышки позволило создать бескамерные шины, что решило проблему проколов и спускания шин);

изменить на противоположное (например, заменить контроль ситуацией бесконтрольности - перевести

подразделение на работу в условиях самоорганизации и бюджетирования).

Само «волшебное» слово вписывается в ячейку против соответствующей проблемы, после чего остается продумать возможный сценарий развития проблемной ситуации.

Вопросы как метод активизации творческого мышления направлены на то, чтобы посредством ответов на вопросы направить ход мысли к наиболее сильным решениям.

Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач.

Прежде чем выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих характеру решаемой проблемы, следует уточнить саму решаемую проблему. Затем последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы. Все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска, необходимо фиксировать. В результате может быть получен целый спектр оригинальных решений или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.

При этом вопрос, скорее, должен стимулировать мысль, чем подсказывать идею решения проблемы. Вопросы должны давать новый, неожиданный взгляд на проблему. В качестве примера может служить следующий список вопросов.

Какова основная функция объекта (процесса)?

Что представляет собой идеальный объект (процесс)?

Что будет, если убрать данный объект (не выполнять процесс)?

Какие функции выполняет данный объект (процесс), нельзя ли часть из них сократить?

Как иначе можно выполнить основную функцию объекта (процесса)?

В какой другой области наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?

Можно ли разделить объект (процесс) на части? Можно ли отделить слабое звено? Можно ли объединить несколько элементов?

Можно ли неподвижные объекты сделать подвижными и наоборот?

Нельзя ли поменять последовательность операций или исключить предварительные, подготовительные операции?

Нельзя ли использовать вредные факторы и функции так, чтобы справиться с решаемой проблемой?

Какие дополнительные функции может выполнять данный объект?

Где в объекте (процессе) заложены излишние запасы? Как их сократить?

В качестве системы наводящих вопросов могут служить и такие варианты: «а если заменить этот элемент другим?», «а если изменить возраст персонажа, форму объекта?», «если взять другой материал?», «а если внести изменения: сделать его больше, меньше, сильнее, слабее, тяжелее, легче и т.п. (в сочетании с чем-нибудь другим? нельзя ли перекомпоновать, объединить, заменить)?», «а если сделать наоборот?» и т.п.

Например, в аэродинамической трубе не модель самолета движется со сверхзвуковой скоростью, налетая на воздух, а

наоборот - воздух со сверхзвуковой скоростью устремляется на модель самолета.

Список Т. Эйлоарта (английского изобретателя) считается одним из эталонов контрольных вопросов, который рассматривается как программа поиска решения проблем методом проб и ошибок. Сам список выглядит следующим образом.

  • Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.
  • Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи. Выделить главные.
  • Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, предложения.
  • Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.
  • Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (они точнее выражают идею, чем аналогии).
  • Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пасту и др.; тепло, магнитную энергию, свет, силу удара и т.п.; различные длины волн, поверхностные свойства и т.п.; переходные состояния: замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т.п.; эффекты Джоуля - Томпсона, Фарадея и др.
  • Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
  • Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
  • Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все и каждую идею без критики.
  • Попробовать «национальные» решения: хитрое

шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т.д.

  • Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, пить, есть, играть в теннис, плавать в бассейне - все с ней.
  • Бродить среди стимулирующей обстановки (свалка лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), просматривать журналы, комиксы.
  • Составить таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т.д., разных решений проблемы или ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.
  • Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.
  • Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т.д.
  • В воображении залезть внутрь механизма и определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
  • Чья это проблема? Почему его?
  • Кто первый придумал это? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
  • Кто еще решил эту проблему? Чего он добился?

Контрольная таблица Алекса Осборна позволяет

создать новые решения из уже имеющихся идей или подсказать, что и где именно можно изменить для того, чтобы прийти к креативному решению.

Опрос оформляется в виде таблице (см. табл. 3), в строках которой помещены контрольные указания и соответствующие им решения.

Ментальная провокация как техника креативности разработана Эдвардом де Боно и в отличие от метода анализа слов-раздражителей не использует случай, а намеренно создает кажущиеся противоречивыми высказывания (см. рис. 33).

Смысл провокации состоит в том, чтобы внезапно вырваться из общепринятой, застывшей модели восприятия и войти в состояние нестабильности, которая выявит путь к новой идее.

Таблица 3

Контрольная таблица Осборна (на примере борьбы с лишним весом)

Указания по отношению к сформулированной проблеме

1. Использовать иначе!

Есть целый день, но по чуть-чуть

2. Привести в соответствие!

Вести учет калорий,

потребленных и потраченных

3. Изменить!

Перейти с рисовой диеты на овощную

4. Увеличить!

Насыщать желудок объемной, но малокалорийной пищей

5. Уменьшить!

Каждую клетку организма

избавить от «жира»

6. Заменить!

Заменить диету очисткой

организма

7. Передвинуть!

8. Сделать наоборот!

Есть все, но питаться раздельной пищей

В этой технике необходимо делать утверждение, которое считается нереализуемым и находится в противоречии с известным опытом или даже полностью противоречит убеждениям.

Сомнение в реальности устоявшихся точек зрения и утверждений создает провокационную ситуацию. Для этого следует поставить убеждения под сомнение, перевернуть все наоборот, преувеличить или преуменьшить без всякой меры, представить себе, что желания абсолютно ничем не ограничены, или связать воедино две вещи, которые на самом деле не соединимы друг с другом. Например, утверждение о том, что нельзя ходить по потолку, опровергается, как только мы попадаем в состояние невесомости (в космос).

Рис. 33. Факторы ментальной провокации

Контролируемое безумство проявляется в таком изменении привычного направления движения мыслей, при котором ментальная провокация, как искра, разжигает огонь креативности сознания. В этом случае сама ментальная провокация становится объектом исследования. Например, в Бельгии сознательно запускают воров-профессионалов в супермаркеты для того, чтобы проверить эффективность охраны магазина и получить рекомендации по совершенствованию работы служб безопасности и автоматизированных охранных систем.

Разрушение парадигм строится на основе разнообразных способов передачи информации, разрушающих детерминированную картину мира. К основаниям подобного рода следует отнести такие описания как: визуальные образы (рисунки, диаграммы, чертежи, светокопии, двухмерные и трехмерные изображения); вербальные модели (грамотно подобранные слова, тексты, звуки); концептуальные положения; эмоциональные оттенки (чувства и настроения), а также использование цифр, формул и попутных находок нового видения проблемы. Например, визуализация статистической информации о темпах «развития» развитого социализма в свое время разрушала миф о строительстве светлого будущего.

Ы1Е-формулировки предполагают поэтапное продвижение к решению проблемы на основе отрицания утверждений, сделанных первоначально. Выделить можно пять этапов.

  • 1. Сформулировать проблему (например, взятки чиновников сдерживают развитие государства).
  • 2. Пересчитать все моменты, входящие в проблему, как нечто само собой разумеющееся (взятки, чиновники, развитие, государство).
  • 3. Образовать Ы1Е-формулировки, отрицающие утверждения, которые сделаны на втором этапе (взятки чиновников стимулируют развитие государства).
  • 4. Поиск новых идей, исходя теперь уже из 1Ч1Е-формулировок (чиновники берут взятки и платят с них налоги, что повышает наполнение бюджета и ведет к развитию государства).
  • 5. Выбор и последующая реализация решения (закон,

регулирующий оплату услуг чиновников)._

Концептуальное абстрагирование представляет собой

стремление изменить плоскость рассмотрения проблемы за счет понимания ее сути на более высоком уровне абстракции. На этой основе удается последовательно разработать множество вариантов решения проблемы.

Концептуальный веер Эдварда де Боно основан на том, что последовательное абстрагирование создает своего рода веерообразную иерархическую структуру вариантов решения. Прогрессирующее абстрагирование X. Гешка позволяют последовательно приближаться к сути проблемы или, другими словами, возвращаться в своих размышлениях «к самому началу».

Принцип работы рассматриваемых процедур прост: следует исходить из того, что «не устраивающее» решение проблемы необходимо выводить на более высокий уровень абстракции. Или необходимо понять, какая концепция стоит за этим неудачным решением.

Алгоритм, который можно повторять сколько угодно раз, включает три шага.

  • 1. Определить, о чем, по сути, идет речь.
  • 2. Открыть новые альтернативы для своих действий.
  • 3. Выбрать одно из решений.

В качестве иллюстрации приведем пример из книги 56: «Вы хотите повесить доску в лекционном зале. Ваша первая мысль: надо забить в стенку гвоздь и повесить доску на него. Но есть маленькая проблема: Вы никак не можете найти молоток».

1. В чем суть вопроса?

Вы переводите свою проблему на более высокий уровень. Разумнее всего не абстрагироваться сразу слишком сильно. В нашем примере речь идет о том, чтобы найти какой-нибудь предмет, способный вбить в стенку гвоздь.

2. Какие у Вас есть альтернативы?

Исходя из этой концепции, Вам надо подумать о других возможностях ее реализации. В нашем примере Вы будете искать возможность вбить гвоздь в стенку: отрезок

металлической трубы, или толстую доску, или камень подходящей формы. Или подумаете о том, можно ли просверлить нужное отверстие, чтобы засунуть в него гвоздь.

3. Какое решение выбрать?

Все варианты Вы проверяете на их приемлемость, а затем решаете в пользу одного из них. Итак, если Вам удалось найти подходящее бревно, Вы решили свою проблему.

Если ни одно из решений Вас не удовлетворяет.

В этом случае надо продолжать абстрагироваться! И тогда этот четвертый шаг будет соответствовать первому, только теперь Вы будете работать на более обобщенном

уровне и сможете принять во внимание еще больше возможностей.

Это последовательное абстрагирование создает веерообразную структуру возможных решений (см. рис. 34).

Чем «выше» Вы будете продвигаться, т.е. чем более обобщенно Вы будете формулировать свою проблему, тем больше опций Вы получите на нижних уровнях. Разумеется, для этого Вам надо вывести эти опции из вышележащих концепций.

Если Вы так и не нашли подходящую замену молотку или же если Вас проинформировали о том, что Вам вообще нельзя вбивать в стену гвозди, определите следующий уровень проблемы: Вам нужны возможности закрепить доску на стене.

При помощи этой концепции Вы, быть может, придете к решениям вроде «приклеить доску» или «подвесить ее к потолку». Для найденных решений Вы снова сможете искать дальнейшие способы их реализации.

Но может выясниться, что у Вас вообще нет никакой возможности закрепить доску на стене. Опять задайте себе вопрос: о чем, собственно, идет речь? Может быть, Вы придете к решению, что доску можно установить таким образом, чтобы ее было видно всем посетителям. Тогда Вы сможете выработать новые варианты: прислонить доску, держать ее на весу, установить у входа и т.д.

На более высоком уровне Вы, возможно, отойдете от самой доски и разработаете такие опции, как работа с проекционным аппаратом, распространение тезисов в печатном виде или же проведение лекций таким образом,

который позволит пренебречь дополнительной визуальной информацией.

Возможно, это слишком простой пример, но он показывает, как работает этот часто очень эффективный метод, ведь многие и многие проблемы можно решить, не продолжая, образно говоря, напряженно искать молоток, а просто рассмотрев, причем систематично, другие возможности.

  • Беляцкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента: учебное пособие. - Мн.: Новое знание, 2001. С. 253.

Через творческие занятия человек способен выражать себя, демонстрируя свои личностные качества, таланты и навыки. Также при помощи творчества можно проявить свою индивидуальность и степень значимости. Развитие творческих способностей во многом способствует глубокому познанию окружающей действительности, а также своего внутреннего мира.

Рис. Методы активации творческого мышления

Особенности творческого мышления

Способность к адаптации

Заключается в умении и моделировать будущие ситуации, выстраивая обстоятельства так, как это необходимо в конкретный момент. Человек способен легко переключать свое внимание на другую точку зрения и обрабатывать большой объем поступающей информации.

Гибкое восприятие

Люди, обладающие гибким восприятием окружающего мира, могут без труда изменить свой взгляд на тот или иной объект (явление). Они всегда готовы к всестороннему рассмотрению обстоятельств. Благодаря этому люди с гибким восприятием могут повысить степень уникальности любого объекта (явления), а также найти для него новые области применения.

Многогранность

Подразумевает широкий кругозор и стремление к рассмотрению ситуаций с необычных и не свойственных им сторон. Например, человек будет считаться многогранной личностью, если способен создавать лайфхаки - маленькие хитрости, с помощью которых можно облегчить какую-либо работу.

Нетривиальность

Это качество заключается в желании и умении создавать уникальные вещи. И неважно, что это будет. Возможно, стихотворение, картина или какое-нибудь устройство. Смысл остается одинаковым. Человек способен раскрывать свой потенциал, создавая уникальные идеи и/или предметы. Но есть одной условие: созданная в процессе творчества вещь должна обязательно представлять ценность.

Опытные психологи разработали массу уникальных методик, при помощи которых можно . Созданные методы позволяют изменить устоявшийся взгляд на определенные вещи, «потеснить» репродуктивное мышление, освободив в сознании место для «рождения» новых идей.

Наиболее популярными методиками развития творческих качеств являются:

  • «Изменение условий задачи»
    Позволяет активизировать мыслительный процесс и сформировать принципиально новое восприятие определенной ситуации. Человек учится видеть поставленную перед собой цель по-иному. Сначала он меняет временные и/или размерные показатели цели, после чего появляются свежие идеи относительно достижения желаемого
  • «Активная фантазия»
    Попробуйте немного пофантазировать. Задавайте себе безумные вопросы и старайтесь подробно на них ответить. Например, как изменилась бы жизнь, если бы все растения были красного цвета? А что произойдет, если у людей будет не две, а четыре руки? А какие глобальные последствия имел бы тот факт, что люди могут летать?
  • «Мозговой штурм»
    Пожалуй, самый распространенный способ активизировать творческое мышление, а также повысить степень его продуктивности. Суть методики, разработанной и впервые примененной в Америке более 70 лет назад, заключается в коллективном поиске решений с целью выполнения определенных задач. При этом все участники «мозгового штурма» должны быть распределены на тех, кто предлагает варианты решений, и тех, кто критикует их. Кстати,

Кто-то пишет замечательные картины, кто-то с помощью зарифмованных строк создает настоящие поэтические шедевры. Искусство живет в каждом. человек способен делать поистине поразительные вещи!

05.05.2017 3408 +6