Героизм, самопожертвование — аргументы ЕГЭ. Сочинение-рассуждение на тему героизм — проблема героизма в литературных произведениях Тема подвига в произведениях русской литературы

В этой статье вам предложены проблемы, найденные в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, и литературные аргументы к ним. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце страницы.

  1. Подлинный и ложный героизм раскрывается перед нами на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» . Народ несет в себе настоящую любовь к Родине, он грудью ее защищает, умирает за нее в войну, не получая орденов и чинов. Совсем иная картина в высшем свете, который только прикидывается патриотичным, если это модно. Так, князь Василий Курагин ездил и в салон, прославляющий Наполеона, и в салон, выступающий против императора. Также вельможи охотно начинают любить и прославлять отечество, когда это приносит выгоду. Так, Борис Друбецкой пользуется войной ради продвижения в карьере. Именно благодаря народу с его истинным патриотизмом Россия и освободилась от французских захватчиков. А вот ложные его проявления чуть не погубили страну. Как известно, российский император не щадил войска и не хотел оттягивать решающего сражения. Положение спас Кутузов, который с помощью промедления извел французскую армию и сохранил тысячи жизней простых людей.
  2. Героизм проявляется не только на войне. Соне Мармеладовой, героине романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , пришлось стать проституткой, чтобы помочь семье не умереть от голода. Верующая девушка преступила заповеди и пошла на грех ради мачехи и ее детей. Если бы не она и ее самоотверженность, им бы не выжить. Зато Лужин, кричащий на каждом углу о своей добродетели и великодушии, и выставляющий свои начинания героическими (особенно женитьбу на бесприданнице Дуне Раскольниковой), оказывается жалким эгоистом, который готов идти по головам ради своих целей. Разница в том, что героизм Сони спасает людей, а фальшь Лужина губит их.

Героизм на войне

  1. Герой – это не человек без страха, это тот, кто может преодолеть страх и идти в бой ради своих целей и убеждений. Такой герой описан в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» в образе Андрея Соколова. Это вполне обычный человек, который жил как все. Но когда грянул гром, он стал настоящим героем: вез снаряды под обстрелом, потому что нельзя иначе, ведь свои в опасности; перенес плен и концлагерь, никого не предав; вынес смерть близких, возродившись ради судьбы подобранного им сироты Ваньки. Героизм Андрея в том, что он поставил спасение страны главной задачей своей жизни и ради этого боролся до конца.
  2. Сотников , герой одноименной повести В.Быкова , в начале произведения кажется совсем не героическим. Более того, именно он стал причиной своего плена, вместе с ним пострадал и Рыбак. Однако Сотников пытается искупить свою вину, взять все на себя, спасти случайно попавших под следствие женщину и старика. Зато бравый партизан Рыбак трусит и старается лишь спасти свою шкуру, донося на всех. Предатель выживает, но навсегда покрыт кровью невинных страдальцев. А в нескладном и неудачливом Сотникове открывается настоящий герой, достойный уважения и неугасимой исторической памяти. Таким образом, на войне героизм особенно важен, потому что от его проявления зависят другие жизни.

Цель героизма

  1. Рита Осянина, героиня повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» , потеряла любимого мужа в первые дни войны, оставшись с маленьким сыном. Но молодая женщина не смогла остаться в стороне от всеобщего горя, пошла на фронт, надеясь отомстить за мужа и защитить десятки тысяч детей от врага. Настоящим героизмом было пойти на неравный бой с фашистами. Рита, ее подруга по отделению Женя Комелькова и их начальник старшина Васков выступили против отряда нацистов и готовились к смертному бою, и девушки действительно погибли. Но иначе нельзя, за спиной не просто разъезд, за спиной Родина. Таким образом, они пожертвовали собой, спасая отечество.
  2. Иван Кузьмич Миронов, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , проявил героические качества при обороне Белогородской крепости. Он остается стойким и не колеблется, его поддерживает долг чести, воинская присяга. Когда коменданта захватили бунтовщики, Иван Кузьмич остался верен присяге и не признал Пугачева, хотя это грозило смертью. Воинский долг заставил Миронова пойти на подвиг, несмотря на то, что пришлось заплатить за это жизнью. Он пожертвовал собой, чтобы сохранить верность своим убеждениям.
  3. Нравственный подвиг

    1. Остаться человеком, когда прошел через кровь и пули, крайне сложно. Андрей Соколов, герой рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова , не только воевал, но и попал в плен, в концлагерь, бежал, а потом потерял всю семью. Именно семья была для героя путеводной звездой, лишившись ее, он махнул рукой на себя. Однако после войны Соколов встретил мальчика-сироту Ваньку, судьбу которого война также искалечила, и герой не прошел мимо, не предоставил государству или другим людям заботится о сироте, Андрей стал отцом для Ваньки, дав себе и ему шанс на обретение нового смысла жизни. То, что он открыл свое сердце для этого мальчика – нравственный подвиг, который дался ему ничуть не проще, чем отвага в бою или выдержка в лагере.
    2. В ходе военных действий иногда забывается, что враг тоже человек и, скорее всего, послан войной на твою Родину необходимостью. Но еще страшнее, когда война гражданская, когда врагом может оказаться и брат, и друг, и односельчанин. Григорий Мелехов, герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» , в новых условиях противостояния власти большевиков и власти казачьих атаманов постоянно колебался. Справедливость звала его на сторону первых, и он воевал за красных. Но в одном бою герой увидел бесчеловечный расстрел пленных, безоружных людей. Эта бессмысленная жестокость отвратила героя от его прошлых воззрений. Окончательно запутавшись между сторонами, он сдается победителю, лишь бы увидеть детей. Он понял, что семья для него важнее собственной жизни, важнее принципов и взглядов, ради нее стоит пойти на риск, сдаться, чтобы дети хотя бы увидели своего отца, вечно пропадавшего в сражениях.
    3. Героизм в любви

      1. Проявление героизма возможно не только на поле боя, иногда не меньше его требуется в обычной жизни. Желтков, герой рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» , совершил настоящий подвиг любви, возложив жизнь на ее алтарь. Лишь раз увидев Веру, он жил только ею. Когда муж и брат любимой запретили Желткову даже писать ей, он не смог жить и покончил с собой. Но даже смерть он принял со словами к Вере: «Да светится имя твое». Он совершил этот поступок ради того, чтобы возлюбленная обрела покой. Это – настоящий подвиг ради любви.
      2. Героизм матери отражен в рассказе Л.Улицкой «Дочь Бухары» . Аля, главная героиня, родила дочь Милочку с синдромом Дауна. Женщина посвятила всю жизнь воспитанию дочери с редчайшим тогда диагнозом. Муж оставил ее, приходилось не только ухаживать за дочерью, но и работать медсестрой. А позже мать заболела, не лечилась, а устраивала Милочку получше: работа в мастерской по склейке конвертов, замужество, образование в спецшколе. Сделав все, что можно было, Аля уехала умирать. Героизм матери каждодневный, незаметный, но не менее важный.

Тема героического нашла своё отражение в Отечественной литературе с момента её зарождения и до наших дней. Вспомним летописи, в которых читаем рассказы о славных походах русских князей, об освобождении городов от набегов половцев и татар: «Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Куликовской битве», «Сказание о Мамаевом побоище». Вспомним и повесть «Капитанская дочка», стихотворение «Бородино», повесть «Тарас Бульба», «Севастопольские рассказы» и роман «Война и мир» , роман «Мать», «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Разгром» Фадеева. А о подвигах, совершённых советскими людьми в годы Великой Отечественной войны, написано столько произведений, что все и не перечислить сразу: Г. Бакланов «Навеки девятнадцатилетние», В. Быков «Завтра была война», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Живые и мёртвые» К. Симонова и т. д.

Что же такое подвиг? В «Толковом словаре русского языка» Ожегова слово «подвиг» толкуется следующим образом: «Подвиг – героический, самоотверженный поступок».

В «Толковом словаре русского языка» Ушакова читаем: «Подвиг – доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях». И далее поясняется на примерах: «Героические подвиги красноармейцев в боях с японскими самураями. Военные подвиги. Подвиг учёного. Беззаветный, бескорыстный поступок, вызванный чем-нибудь. Подвиг любви».


Итак, подвиг – это героический поступок, это преодоление себя. Совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. Иногда любовь. Подвиг – это в какой-то мере готовность пожертвовать собой ради близкого человека, Родины и так далее. Человек совершает подвиг не только в исключительные моменты своей жизни, но и в семейно-бытовой жизни, в социальном, философском плане.

Подвиг человека – одна из вечных тем русской литературы. И, как правило, героическая тема, тема подвига в русской литературе связана с войной, храбростью и мужеством мужчин, а тема подвига женщины – с верностью и преданностью, с подвигом любви. В таком случае, подвиг женщины – тоже одна из вечных тем русской литературы.

Начиная с 10 века, когда русская литература только зарождалась, и до начала 20 века женщине в обществе отводилась в основном роль хранительницы домашнего очага. Женщина должна была ухаживать за мужем и заниматься детьми. Не женское дело было ходить в походы, участвовать в сражениях и совершать подвиги. Её дело было любить своего жениха или мужа, любить верно и преданно. И это, наверное, правильно, так и должно быть. Но реалии нашей жизни показывают нам, что, даже не участвуя в боях и походах, русские женщины совершали подвиги.

Вспомним всем известное древнерусское произведение «Слово о полку Игореве», в котором рассказывается о бесславном походе князя Игоря в 1185 году.

Князь Игорь, не успевший из-за распутицы вместе с другими князьями сходить в поход против половцев, собирает войско и отправляется в путь. Всё предвещало неудачу: и затмение, и народные приметы - но это не смутило князя. По мнению автора, это и стало причиной поражения в бою и пленения князя Игоря вместе с оставшейся частью дружины. Этот поход нарушил и прежние договорённости русских князей с половцами о закрытии «ворот» на Русь. Князь Игорь, по гордыне своей, не исполняет заповеди Божии (ведь князь есть Божий ставленник), губит православный народ и открывает «врата на Землю русскую» ее врагам. То есть, игнорирует Богом данное ему княжеское предназначение. Не иначе как помрачение ума случилось у князя Игоря, своеобразное «затмение». Есть за что осудить Игоря! Но всё заканчивается благополучно с Божьей помощью.

В Древней Руси спасение Игоря из плена не могло рассматриваться не как результат помощи Бога. Через осознание своей ошибки, вины, покаяния и молитвы о спасении получает Игорь прощение. И побег удаётся. Но нельзя забыть и о содействии жены в спасении князя Игоря. Важна для автора, для

древнерусского человека эта грань жизни. Не зря ведь вводит он в повествование образ Ярославны.

В Путивле, стоя на высокой стене города, плачет верная жена князя - Ярославна. Плач её полон нежности и грусти. Как и все русские жёны, скорбит она о войске и убивается по своему мужу. Горе затмило для неё весь свет. Она желает быть рядом с любимым, когда ему угрожает опасность. Обращаясь к могучим силам природы (сильны ещё языческие верования, а может быть, это уже понимание того, что силы природы – это и есть проявление единого Бога), Ярославна печалится, что не может помочь раненому Игорю, облегчить его страдания. Она готова всё бросить и полететь голубкою к своему любимому, чтобы увидеть его, быть рядом в трудную минуту, подставить своё плечо, облегчить страдания. Готова призвать на помощь все силы природы, лишь бы спасти своего мужа, помочь ему. Готова на самопожертвование ради любви. Ярославна, а вместе с ней и весь русский народ, надеется и верит в счастливый исход событий. И Игорь спасается – бежит из плена. В соответствии с мировоззрением того времени любовь Ярославны буквально материализуется и действует: животворящая сила любви создаёт условия для побега и спасения неразумного мужа.

Автор создал тип русской женщины, преданной своему мужу и Родине. Это ли не подвиг, подвиг любить, ждать и верить! Образ Ярославны – яркий образ Благоверной жены, которая, ощущая всем сердцем, всей глубиной своей чистой души, омытой слезами, страдания мужа, совершает свой женский подвиг по спасению Богом данного супруга.


Как не вспомнить здесь и другое произведение древнерусской литературы - «Повесть о житии Петра и Февронии Муромских» монаха Ермолая-Еразма, написанное к общерусской канонизации в XVI в. князя Петра и княгини Февронии Муромских. Обычно это житие называют повестью о любви, однако это слово ни разу не сказано ее героями по отношению друг к другу. В чем же выражается эта таинственная любовь?

Князь Петр из Мурома, спасая семью старшего брата Павла, сразился со Змием (олицетворение - дьявола – искусителя) и убил его, отрубив голову. Но капли крови попали на тело князя, и он покрылся струпьями. Вылечить его могла мудрая дева Феврония из деревни Ласково. Но она могла его только вылечить, а не исцелить. Победив змея, Петр впадает в грех гордыни: он - победитель! Духовная немощь выступает струпьями на коже. Гордыню можно победить смирением, но его пока мало. Желая избавиться от болезней, он ищет лекарей и находит мудрую дочь древолаза Февронию, готовую взяться за его врачевание, но есть определённые условия.

Феврония хочет провести через испытания Петра и привести его в истинный разум. Она не только может вылечить Богом ей суженого, но и хочет это сделать.

Первое условие: «если будет мягок сердцем и смирен». Не проявил князь сразу смирения. Зная об этом, Феврония ставит новое ему условие: «Если не смогу быть ему супругой, то не нужно мне и врачевать его!» Здесь кроется мудрая загадка Февронии: не стать супругой князю она хочет, а спрашивает себя, сможет ли она сама быть его супругой.

Именно ей самой придется позднее доказывать и боярам, и Петру, что она может быть супругой князю! Князь же подумал, что девица заставляет его на себе жениться, и возмутился: она ему не ровня. Не уловил он в словах девушки более глубокий смысл: не супруге не подобает и врачевать его. По святому писанию, врачевать супруга может только Бог или супруга, «ибо с супругом одна плоть есть». Но князь не понял Февронию и замыслил в сердце обман, пообещав жениться. Не смирение, а княжеская гордыня победила. Не вырос ещё духовно князь Пётр, не готов ещё к исцелению, спит душа. Не проснулась. Добился вроде бы он намеченной цели - избавился от язв. Но намеченной цели не добилась Феврония. И Божественный Промысел не сбылся. Феврония не собиралась обманывать князя, когда велела передать ему, чтобы один струп оставил. Она испытывала Петра: мужа ведь себе выбирала, хотела помочь князю от греховного очиститься.

От оставшегося струпа болезнь быстро возродилась, ведь причина ее не была устранена. Теперь князь смирился и просит врачевания. Феврония без гнева и гордыни приняла княжеское извинение и, зная Божественный Промысел о них, ставит новое условие: «Если будет мне супругом, то будет вылечен». На сей раз князю предстоит доказать жизнью, что сможет он быть ее верным супругом, данным ей Богом. И, получив исцеление тела и души, взял ее себе в жены. Так Феврония стала княгинею. Свершился Промысел Божий о них: не послал бы Господь в качестве испытания князю болезнь, не нашел бы тот себе верной супруги.

Последующая их семейная жизнь свидетельствует о том, что Феврония не просто стала Петру верной супругой и княгиней, но достойной его: мудрой, ведущей спасительным путем своего супруга. А князь Петр становится достойным Февронии супругом.

Князь обвенчался с ней в Муроме, но бояре, особенно их злые и завистливые жены, были против княгини – простолюдинки и потребовали выгнать Февронию. Петр отказался от княжения и уехал вместе со своей женой. Они ведь теперь одно целое. Испытания продолжаются, но князь Петр теперь выдерживает их с честью.

Вскоре многие бояре, борясь за власть, погибли в междоусобице и народ потребовал возврата княжеской четы. Князь и княгиня жили в любви и согласии, разумно и справедливо управляли подданными. В конце земной жизни благоверные супруги одновременно приняли монашеский постриг и завещали похоронить их в едином гробе. Но Муромцы побоялись исполнить завет и положили их в разные гробы. Наутро святые оказались вместе. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не разлучали. На этот раз люди «положиша их во едином гробе». «И начаша в той час слепые прозирати, храмыя хождати, немыя глаголати, глухия слышати, больные от недугов многих вси исцелени быша».

Древнерусская литература в самом своём раннем развитии отражала представления о семейной жизни и любви в тесной связи с религиозными представлениями. Любовь Февронии к одержимому недугом князю - это жертвенная любовь, любовь к ближнему своему ради его спасения. Это любовь, которая, по словам апостола Павла, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, сорадуется истине, всего надеется, все переносит. Любовь, которая никогда не перестает. (См.: 1 Кор. 13: 4-8). Феврония являет в Православной Руси удивительный образ благочестия: не словами, а мудростью и кротостью. Смирением и делами наставляет своего мужа и приводит ко спасению. На подобное отношение к женщине значительное влияние оказало почитание в средневековой Руси Пресвятой Богородицы - покровительницы русского православного государства, и праведная, достойная подражания жизнь самих благоверных жен. Каждая из них совершила свой особый духовный подвиг, за что и была удостоена святости и снискала благодарную память в народе. Мысль о женщине – спасительнице пронизывает всё житие о «Петре и Февронии Муромских».

Таким предстаёт в Древнерусской литературе подвиг женщины ради любви. Таков был уклад жизни, таково было положение и восприятие женщины – жены в обществе.

Но уже в литературе 19 века появляются произведения, рассказывающие нам о военных и гражданских подвигах женщин. В 1842 году вышла первая повесть «Надежда Дурова», рассказывающая о кавалерист - девице Надежде Андреевне Дуровой. В основу положена реальная история. В 1806 году Надежда Дурова сбежала из дома, переодевшись в старую казацкую одежду, и присоединилась к направлявшемуся на войну с французами донскому казачьему полку. Она выдала себя за «помещичьего сына Александра Соколова».

Полк был направлен в Пруссию, откуда Дурова написала письмо отцу, прося прощения за свой поступок и требуя «позволить идти путём, необходимым для счастья». Отец Дуровой подал прошение к царю с просьбой разыскать дочь. По величайшему повелению Дурову нашли, привезли в Петербург. Она умолила царя оставить её на службе. Ей присвоили имя Александра Андреевича Александрова и зачислили корнетом в Мариупольский гусарский полк. За участие в боях и за спасение жизни офицера 1807 была она была награждена знаком отличия Военного ордена - солдатским Георгиевским крестом. В 1811 Дурова перешла в Литовский уланский полк, в составе которого приняла участие в боевых действиях Отечественной войны, получила в Бородинском сражении контузию и была произведена в чин поручика. Была адъютантом (ординарцем) фельдмаршала, прошла с ним до Тарутина. Участвовала в кампаниях, отличилась при блокаде крепости Модлине, в боях при Гамбурге. За храбрость получила несколько наград. В своих многолетних походах Дурова вела записки, которые позже стали основой для ее литературных воспоминаний под названием «Кавалерист-девица. Происшествие в России», изданные в 1839. И хотя записки не представляют высокой литературной ценности, так как написаны простым языком, их высоко оценил.

Впервые в истории России и в литературе появляется женщина – воин, офицер, наравне с мужчинами переносящая тяготы войны и совершающая героические подвиги во славу и спасение Родины. В советское время в 1941 году в годы лихолетья, борьбы с фашистскими захватчиками, Надежда Дурова послужила прототипом главной героини пьесы в стихах Александра Гладкова «Давным-давно» - Шурочки Азаровой. Героиня пьесы - смелая и волевая девушка, не уступающая мужчинам – воинам в праве называться достойным сыном своего Отечества. И хотя все герои пьесы воспринимают Шурочку как молодого, честолюбивого и смелого гусара, мы, читатели, можем любоваться силой характера, способностью оставаться и на войне женщиной, ранимой и чуткой, слабой и сильной, а главное, любящей и борющейся за свою любовь.

Отечественная война 1812 года никого не оставила равнодушным. Весь русский народ поднялся на борьбу с французскими захватчиками. Не остались в стороне и женщины. Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» описывает подвиг простой русской женщины - крестьянки - старостихи Василисы Кожиной. Прототипом этой героини была действительно жившая на хуторе Горшково Сычевского уезда Смоленской губернии старостиха Василиса Кожина. В ходе войны Кожина организовала из подростков и женщин отряд партизан. Сначала он состоял только из женщин, так как мужчины со смехом смотрели на эту затею. Вооружившись косами, вилами, топорами, отряд Кожиной уничтожал и брал в плен солдат наполеоновской армии во время ее отступления из России. Позже, устыдившись своим бездействием, под впечатлением подвигов, совершаемых женщинами, к ним примкнули и мужчины хутора. За заслуги перед отечеством Василиса Кожина была награждена медалью и денежной премией. Лев Николаевич Толстой с любовью и душевной сердечностью описывает эти героические поступки женщин, восхищаясь храбростью и в то же время душевной простотой, скромностью этих простых сельских женщин. А вспомним Наташу Ростову, которая, обращаясь с патриотическим призывом к людям, покидавшим в спешке Москву и увозившим свой нажитый годами скарб, потребовала освободить подводы и положить на них раненых солдат, отдавших свою кровь за них, за свой народ. Это ли не гражданский подвиг человека! Вот уж воистину могут прозвучать здесь всем известные слова другого русского писавека Николая Алексеевича Некрасова - из поэмы «Мороз, Красный нос»: «Есть женщины в русских селеньях!»:

В игре ее конный не словит,

В беде - не сробеет, - спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Веками складывавшийся менталитет русского человека показывает, что русская женщина настроена на жизнь, созидание и противопоставлена войне: ради мирного существования её детей, семьи, ради спасения родины-матушки она готова смести с лица своей земли врага, который ей в этом помешает.

Но всё-таки и в литературе 19 века одним из главных подвигов женщины остаётся подвиг ради любви. Русская женщина изображается любящей, преданной, нежной и сочувствующей. На её хрупкое плечо друга, на её светлую, бездонную душу сильные мужчины надеются в беде и в дни испытаний. В 1823 году Кондратий Рылеев написал думу «Наталия Долгорукова». В основу этого поистине трагического и в то же время необыкновенно светлого произведения положено реальное событие. Наталья Долгорукова была дочерью известного фельдмаршала Шереметева, сподвижника Петра I. Наталья была влюблена в Ивана Долгорукова, брата императора Петра II. Молодая пара готовилась к свадьбе, когда внезапно скончался Петр II. Родные Натальи, предчувствуя будущую опалу жениха, уговаривали невесту отказаться от брака. Но она не оставила жениха в трудную минуту и вышла за него замуж, а затем уехала за любимым мужем в ссылку, не взяв с собой ни дорогих украшений, ни шуб, ни одежды. Ушла, в чём была: простой тулуп, черное платье. Не могла она поступить по - другому. Много настрадалась она за 8 лет ссылки и продолжала любить мужа сильно и беззаветно. Она не падала духом, а наоборот, ещё и мужа поддерживала.

Но судьба уготовила ей ещё большее испытание. Мужа казнили, а она долгое время об этом не знала. С двумя сыновьями ей пришлось вернуться домой, в Москву. Когда Долгорукой передали приглашение ко двору, она его гордо отклонила, отказывала всем женихам. Она считала, что нужно быть верной в любви. Нельзя сегодня любить одного, а завтра другого. Когда умер неизлечимо больной младший сын, княгиня постриглась в монашки и ушла жить в монастырь, где написала записки о своей судьбе и несгораемой любви к мужу. Она продолжала любить мужа и после его смерти. Её несчастный супруг постоянно жил в её мыслях. Подводя итог своей жизни в своих воспоминаниях под названием «Своеручные записки», Наталья Борисовна Долгорукова писала: «Счастливу себя считаю». Этот нравственный подвиг любящей женщины лёг в основу думы Рылеева, а также исторической поэмы Ивана Ивановича Козлова « Долгорукая» (1824).

Этот женский подвиг ради любви стал жизненным примером для жён декабристов, о которых рассказываёт трогательная поэма «Русские женщины», написанная в 1872 году. Две главы поэмы посвящены княгиням Екатерине Трубецкой и Марии Волконской. Они не побоялись последовать за своими опальными мужьями в Сибирь. Непростое это было решение. Участие в восстании 1825 года сделало их мужей государственными преступниками. Отправившись за мужьями в ссылку, эти женщины теряли всё, что у них до этого было: положение в обществе, так как они лишались дворянского титула, имущества, гражданского статуса, ведь их приравнивали к государственным преступникам вместе с мужьями. Больше не увидят они своих детей, не будут блистать на великосветских балах. У них нет будущего. Их дети, рожденные в Сибири, не будут дворянами, они поступят в казенные заводские крестьяне. А главное, никогда нельзя будет вернуться в Россию. На все эти запреты в личной аудиенции с Николаем II Екатерина Трубецкая ответила: «Я согласна на любые условия. Лишь бы всегда быть вместе с мужем, помочь ему!»

Несколько месяцев ехали жёны декабристов до Урала. А дальше должны были идти в кандалах, по этапу, вместе с преступниками. Но это не сломило самоотверженных женщин. Перед силой их любви, перед их подвигом склоняли головы даже непоколебимые губернаторы. Вот как об этом пишет Некрасов:

Нет! вы поедете!.. - вскричал
Нежданно старый генерал,
Закрыв рукой глаза. -
Как я вас мучил... Боже мой!..
(Из-под руки на ус седой
Скатилася слеза).
Простите! да, я мучил вас,
Но мучился и сам,
Но строгий я имел приказ
Преграды ставить вам!
И разве их не ставил я?
Я делал всё, что мог,
Перед царем душа моя
Чиста, свидетель бог!
Острожным жестким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути
Я вас старался напугать.
Не испугались вы!
И хоть бы мне не удержать
На плечах головы,
Я не могу, я не хочу
Тиранить больше вас...
Я вас в три дня туда домчу...

А что их ожидало там, в Сибири? Ужасные условия жизни, холод, голод, болезни. Но эти прекрасные душой женщины любили, они, выходя замуж, дали обет перед Богом и людьми: быть рядом с супругом и разделять все радости и горести. Они не предали, не отказались от своих любимых и считали себя самыми счастливыми.

О таких женщинах писал поэт Фёдор Тютчев:

Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому ещё не удавалось.

Тема женского подвига ради любви звучит и в повести «Капитанская дочка», написанной в 1836 году. Василиса Егоровна, жена коменданта Белогорской крепости капитана Миронова, и её дочь Маша – разные по характеру героини. Одна бойкая, смелая, вездесущая комендантша, могущая построить не только своего мужа, но и всех солдатушек крепости. Другая - дочь капитана Миронова - скромная, стесняющаяся при виде незнакомых людей, вся такая хрупкая и нежная, трусиха, падающая в обморок от выстрелов пушки во время учений. Эти две героини такие разные, но такие похожие в минуты опасности, особенно когда она угрожает их мужчинам. Во время взятия крепости погибает вместе с мужем, не желая дальше жить без своего Ивана Васильевича. Маша же готова лучше погибнуть, чем выйти замуж за ненавистного Швабрина и предать свою любовь к Петру Гринёву. Несколько дней она, в плену, больная, страдающая из-за смерти родителей, не ест и не пьёт. Приготовившись к смерти, Маша остаётся верной своему возлюбленному. А всего лишь за несколько дней до этих страшных событий, перевернувших её жизнь, она отказалась выйти замуж за своего Петрушу без благословения его родителей. Отказалась самоотверженно, искренне пожелав своему жениху быть любимым другой женщиной и найти счастье с ней. Сама Маша продолжала любить Петра Гринёва. И сейчас в плену, когда она не знала, что Пётр за ней приедет и спасёт, она остаётся верной своей любви. И это придаёт ей силы и даёт возможность жить.

Подвиг любви совершает Маша Миронова также, когда едет хлопотать о помиловании своего жениха, обвинявшегося в дружбе с Пугачёвым - государственным преступником, беглым каторжником. Эта тихая и скромная девушка, которая никогда и никуда не выезжала за пределы разваливающейся крепости, отправилась в Петербург, не раздумывая, одна, к самой императрице, да ещё с какой просьбой! И смогла защитить, спасти своего Петрушу. Для Маши Мироновой - это подвиг. Любовь и страдания сделали её сильной, способной на самоотверженный, смелый поступок ради близкого ей человека. В литературе 18 века нет художественных произведений о женском подвиге. Этот пробел восполнил в повести «Капитанская дочка», написанной о событиях, происходивших в 70-е годы 18 столетия.

В 20 веке роль женщины в обществе изменилась. Добившись равноправия после революции 1917 года, женщины участвуют во всех сферах общественной жизни. Это, естественно, нашло своё отражение в литературе.

В произведениях Максима Горького постоянно звучит мысль о главном предназначении женщины - быть матерью. Автобиографический рассказ “Рождение человека” целиком посвящён появлению на свет нового человека. По Горькому, рождение ребенка - это продолжение жизни. И при каких бы обстоятельствах ни приходил человек в этот еще неведомый ему мир, нужно сделать все возможное для продолжения его жизни. На свет в нечеловеческих муках появился долгожданный ребенок, а значит, свершился тот великий подвиг, на который способна женщина. И даже природа, чувствуя настроение окружающих, передает состояние счастливой женщины: «Где-то далеко журчит ручей - точно девушка рассказывает подруге о возлюбленном своем». «Плескалось и шуршало море, все в белых кружевах стружек; шептались кусты, сияло солнце».

Но уже в романе «Мать» Горький рисует образ матери Павла, вставшего на путь революции. Впервые увидев товарищей Павла, Ниловна внутренне почувствовала к ним симпатию. Ниловна внутренне растет: малограмотная женщина лелеет в себе желание открыть людям красоту подвига, необходимость единства народа на пути к свободе. Ниловна обладала самоотверженным сердцем женщины, матери. Поражает поведение Власовой во время ареста. Разбрасывая листовки с речью сына на суде, она принимает побои жандармов. Она верит, верит искренне, что ее «сыновья» добьются своего, совершат революцию: «Душу воскресшую - не убьют». Встретившись с рабочими-единомышленниками сына, «она улыбалась, пожимала руки, кланялась, и хорошие, светлые слезы сжимали горло, ноги ее дрожали от усталости, но сердце, насыщенное радостью, все поглощая, отражало впечатление, подобно светлому лику озера». После преодоления волнения за сына ей «хотелось говорить обо всем, много, радостно, со смутным чувством благодарности кому-то неизвестному за все, что сошло в душу и рдело там встречным предзакатным светом».

Ежедневный подвиг любящей женщины описан в рассказе Михаила Булгакова «Куст сирени». Главные герои – муж и жена Алмазовы. Героиня не живет своей жизнью, она вся в заботах и делах мужа. Эта женщина - более сильная, смелая и яркая, чем ее муж. Однажды муж вернулся из Академии растерянным и подавленным. Его всё раздражает, он грубо разговаривает с женой, срывая на ней зло за собственные неудачи - у него не приняли чертёж из-за пятна. И это, скорее, не единичный случай в жизни супругов. Конечно, героиня могла бы бросить своего мужа, несправедливо упрекающего её во всём, и найти себе человека, с которым было бы легко, который бы говорил ей ласковые слова любви, и, наверное, быть счастливой. Так поступила героиня рассказа Ивана Бунина «Кавказ». Но поступление мужа Верочки в Академию – это дело ее жизни. Именно поэтому она решается на спасительный обман профессора, принимавшего у Алмазова последний экзамен – чертеж плана местности. Верочка любит своего мужа и, не раздумывая, практически ночью едет в ломбард сдать кольцо с бриллиантом, чтобы заказать у садовника куст сирени, который сразу же и посадили на нужной местности. Теперь пятно – это не пятно, а изображение куста сирени на плане. Чтобы сохранить семью, не разрушить хрупкое счастье, ей приходится проявлять терпение, не отвечать на колкости мужа, проявлять смекалку, находить приемлемый для мужа выход из сложившейся ситуации. Это более трудный и тернистый путь. Вот как пишет об этом автор: «Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость. Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой».

Именно преданность и любовь помогают сохранить брак, не дают скатиться к взаимным упрёкам и к поиску счастья на стороне. Когда на следующий день чертёж приняли, Алмазов был счастлив. Он весь светился от радости. А вместе с ним была счастлива и Верочка. «И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку...». Поступок этой женщины вообще не известен и не виден окружающим. Верочка ради любимого преодолевает себя, давно подавила страсти раздора, она живёт мужем, его проблемы – это её проблемы, и она с удовольствием решает их ради счастья любимого, и сама счастлива этим. Этот подвиг не героический, не доблестный. Он семейно – бытовой, подвиг совершён в микромире, в семье, ради любви. Но и он нужен и важен.

Литература военных и послевоенных лет посвящена подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.

Бессмертен подвиг тех, кто победил фашизм. Но самое страшное выпало на долю женщин, матерей: они воевали, они работали, они старались спасти, уберечь детей. И они теряли…Теряли близких, родных, любимых. Война - это смерть, потери, боль, страх - и все так несовместимо с женским созидательным, а не разрушительным началом. Но судьба распоряжалась по-своему. И на фронте рядом с мужчинами оказывались женщины.

В повести «А зори здесь тихие…» Василий Быков рассказывает о пятерых девчатах, совершивших свой подвиг не на передовой, а в нашем тылу, не пропустив диверсантов к стратегически важным объектам. Великих их подвиг и непомерна цена за него.
Молоденькие девочки пошли защищать Родину наравне с мужчинами и погибли. Гибнет Лиза Бричкина, так и не успевшая дойти до своих, чтобы позвать на помощь, ей очень хотелось поддержать девчонок, поэтому и торопилась, сошла с тропы и утонула в болоте. Соня Гурвич, умная и талантливая девушка, любившая и знавшая наизусть стихи Александра Блока, погибает от на немецкого ножа. Галя Четвертак, самая молодая, радовалась, что ее взяли на ответственное задание. Она погибает, выскочив из укрытия, не выдержав нервного напряжения. Рита Осянина и Женька Комелькова нарушают приказ старшины и не уходят боевого поста. Они погибли, но и вооруженные до зубов фашисты не прошли на задание, не выполнили его, потому что «пять девочек, всего пять»,- как в отчаянии выкрикивал Васков, встали на их пути. Эти девчонки, не задумываясь, отдали жизни за своих родных, за народ, за Родину, чтобы враг не топтал их землю. А ведь у Риты уже был маленький сын Игорь. А скольких детей могли нарожать все девчонки, ушедшие и не вернувшиеся с войны. Да, «у войны не женское лицо». Повесть производит неизгладимое впечатление.

Не смогла оставить своих подопечных больных героиня романа Петра Проскурина «Судьба» - Екатерина Дерюгина. Фашисты предлагали ей бросить душевнобольных, которых они решили уничтожить, и спасти свою жизнь. Но Екатерина отказалась, захлопнув изнутри дверцу машины, увозившей обречённых людей на расстрел. Она погибла вместе с этими людьми.

Герои романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» - украинские парни и девчата – всячески старались навредить врагу, пришедшему на нашу землю. Немцы заняли Краснодон 20 июля 1942 года. И с первых дней установили там режим жестокого террора - облавы на советских активистов и членов партии, расстрелы, мобилизация на работу в Германию... Были схвачены и те, кто остался для подпольной работы. После многодневных пыток 32 шахтера, известных всему Краснодону, были живыми зарыты гитлеровцами в городском парке. И тогда против оккупантов поднялась
молодёжь. Несколько учащихся старших классов и недавних выпускников школы создали боевой штаб, объединили вокруг него большую группу сверстников и начали свою подпольную войну с фашистами.
Шестнадцати - семнадцатилетние юноши и девушки составляли и распространяли среди населения листовки, совершали нападения на немецкие автомашины, уничтожали продовольствие, заготовленное гитлеровцами для своих войск. Им удалось освободить большую группу военнопленных и сорвать мобилизацию молодежи для работ в Германии.
Одна из главных героинь романа Любовь Шевцова подожгла штаб фашистов. Подпольщиков выдали предатели. И всю группу ребят фашисты сбросили в шахты, где они и погибли.

В повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» подвигу женщин посвящена каждая страница. Подвиг женщины на войне – это тоже подвиг ради любви, ради любви к Родине, народу, к жизни, к будущим жизням. Это подвиг во имя любви к человеку. Женщины вспоминают, что произошло с ними во время войны, как они страдали, выживали, спасались и спасали…Читая эти наполненные болью страницы, понимаешь, что без этих ежедневных и простых подвигов не выстояла бы наша страна.

Но в русской литературе тема героизма и самопожертвования женщины

выражается не только в произведениях, посвящённых Великой Отечественной войне. Роман-трилогия «Открытая книга», написанная в 1956 году, рассказывает о молодом ученом Татьяне Власенковой, работающей в области микробиологии. Писатель прослеживает нелегкий, но мужественный путь героини к научному открытию, которое оказало глубокое влияние на развитие медицинской науки – к открытию пенициллина, спасшего и спасающего здоровье, а иногда и жизни людям.

В рассказе Александра Солженицына «Матрёнин двор», написанном в 1959 году, эта тема звучит остро и величественно. Писатель пишет о жителях деревни. Он любуется редкими человеческими качествами своей героини Матрёны. Она добрая, никому не делает зла, старается помочь односельчанам, приветлива с незнакомыми людьми. Такие качества сейчас редко встретишь в людях. Героиня совершенно равнодушна к деньгам, она жертвует всем ради страны, родных, близких и соседей. Матрена ежедневно и ежечасно совершает свой человеческий подвиг, жертвуя собой, своей жизнью. Её светлые душевные качества помогают людям жить, делают окружающих чище и добрее, спасают их души. И в основе её каждодневного подвига – человеколюбие.

В рассказе Антона Платоновича Платонова «Юшка» перед нами предстаёт тёплый и согревающий душу образ молодой женщины с чистой и светлой душой. Она врач и приехала в город помогать людям, несмотря на то, что эти люди убили дорогого ей человека – слабого, больного Юшку. Он был ей как отец. Он не пил чай и сахару не покупал. Он – подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым идет поутру в кузницу и последним её покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня.
Они считают Юшку ущербным, ненормальным Каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру, живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку веселым и счастливым.

Девушка знала, чем болел Юшка, и теперь сама, став врачом, приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца...Но люди от безысходной злобы убили его. А девушка эта не очерствела душой, не озлобилась, а взялась помогать им, несчастным, лечить их, спасать, ослаблять их боль и страдания.

Девушка-врач осталась навсегда в этом городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью. Эта простая и незаметная женщина совершает свой нравственный каждодневный великий подвиг человеколюбия тихо и скромно. Она любит всех, как любит мать своих нерадивых детей, прощая им всё. Мало кто из окружающих задумывается об этом. Не каждый способен на такой подвиг, но именно такие подвиги делают мир чище и светлее. В этом подвиг женщины – матери.

Русская литература за десять веков своего существования, обратившись однажды к теме подвига женщины - спасительницы, как бы описывает круг и возвращается к истокам: начав с мысли о подвиге женщины ради любви, проведя женщину через все перипетии жизни, через круговорот исторических событий, снова возвращает читателя к мысли о подвиге женщины ради любви к детям, любимым, стране и просто людям. Потому что женщина - прежде всего, созидательница мира, гармоничного мира, мира любви и счастья.

Тема подвига и самопожертвования женщины раскрывается в символических образах, получает развитие в общественном, философском, семейно-бытовом контексте. Эти темы неотделимы друг от друга, они связаны с чертами русского национального характера, менталитета, особенностями миропонимания и свойствами души. Подвиг и самопожертвование немыслимы без человеколюбия, только тогда жертвы не напрасны, а подвиг велик.

Современная литература, литература последних десятилетий, ещё не получила своей исторической оценки. Но читательское мнение многих людей говорит о том, что всё чаще в произведениях о нашей сегодняшней жизни рассказывается о «подвигах» женщин на любовном фронте в поиске богатых женихов, об умных женщинах – бизнесменах, о женщинах, ищущих счастья, порой принимая за него только наличие любимого мужчины и достатка.. Всё меньше мы видим героинь – хранительниц домашнего очага, душевных, милых, способных на самоотверженные поступки ради любимого, ради детей, семьи, близких, ради науки, ради человека. Воспитательное значение современной литературы постепенно снижается. И мы действительно не знаем, куда ж несётся наша Русь.

Но если есть произведения о потерянной любви и верности, то, значит, есть осознание того, чего не хватает современному человеку. И в этом залог надежды, что настоящая любовь победити в роли спасительницы снова выступит Женщина.

  1. (56 слов) Подвиг — громкое слово. Но именно так можно описать поступок Гули Королевой, описанный в посвященной ей книге «Четвертая высота» Елены Ильиной. Во время битвы она вынесла с поля 50 раненых бойцов, а после смерти командира взяла командование на себя. И даже будучи смертельно раненой, продолжала вести бой до последнего вздоха. Можно лишь восхититься мужеством этой девушки.
  2. (47 слов) Несмотря на то, что герой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» не считает свой поступок подвигом, его можно считать героем. Мужчина, не обращая внимания на большой риск, самоотверженно переплывает реку, чтобы передать важное донесение командованию. Это могло стоить ему жизни, но он все же решился на этот поступок.
  3. (48 слов) В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» поднимается тема не только военного подвига, но и нравственного. Шофёр Андрей Соколов, будучи на фронте, узнает о гибели всей своей семьи. Несмотря на это, он нашел в себе силы не сломаться и усыновить осиротевшего мальчика. Сила характера героя не может не восхитить.
  4. (50 слов) В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» рассказано о военном подвиге целой группы. Во время разведки женскому отряду и старшине приходится вступать в отчаянную схватку с врагом. Каждая из женщин героически и мучительно погибает. Даже осознавая всю опасность, они вырывались на фронт и жертвовали своими жизнями наравне с мужчинами.
  5. (52 слова) «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого совершенно не случайно носит такое название. Автор повествует о реальной истории летчика Алексея Мересьева. Герой был сбит на истребителе над оккупированной немцами территорией, сквозь леса пытался найти дорогу обратно, пока не вышел к своим. Даже потеряв обе ноги, мужчина продолжает давать отпор врагу. Такого человека поистине можно назвать великим, а его поступок — подвигом.
  6. (61 слово) В повести «Обелиск» В. Быкова возникает спорное отношение к поступку героя. Учитель Алесь Морозов во время войны создает со своими учениками антифашистскую группу. Не послушав учителя, ребята совершают убийство жестокого полицая. После их поимки Алесю предлагают сдаться добровольно. Мужчина приходит, понимая, что учеников не отпустят. Впоследствии их всех казнят. Спустя годы кто-то считает этот поступок безрассудным, а свидетель событий — подвигом.
  7. (44 слова) В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой показывает нам, что не всегда подвиг оказывается заметен. Капитана Тушина, практически принимавшего пули на себя, отчитали за выход без приказа, хотя отважное сопротивление его батареи потрясло даже врага. Подвиг был замечен только благодаря заступничеству князя Андрея.
  8. (52 слова) В романе Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера» рассказывается история реального человека — немца Оскара Шиндлера. Мужчина спас огромное количество евреев во время холокоста. Он нелегально нанимал их как своих рабочих, укрывая от преследования. После капитуляции Германии герой был вынужден бежать, но остались целые поколения евреев, благодарных ему за нравственный подвиг, который он совершил.
  9. (53 слова) «Альпийская баллада» В. Быкова — это история о горьком самопожертвовании. Иван Трёшка, по случайности избежавший концлагеря, встречает Джулию. Внезапное чувство, вспыхнувшее между ними, прерывается преследующими их фашистами. Здесь герой совершает свой подвиг: попав в тупик, Иван спасает девушку, бросая ее с ущелья в сугроб снега, сам же остается на растерзание, жертвуя своей жизнью.
  10. (59 слов) В повести Б. Васильева «В списках не значился» повествуется о защите Брестской крепости. Несомненно, все, кто дал в той битве отпор врагу, совершили подвиг. Но единственный оставшийся в живых лейтенант Плужников поражает своей стойкостью. Лишившись своих товарищей, он продолжает отважно сражаться. Но даже будучи взятым в плен, он настолько восхитил фашистов своей отвагой, что они сняли перед ним фуражки.
  11. Примеры из жизни, кино и СМИ

    1. (57 слов) В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» сын коменданта концлагеря, заводит дружбу с еврейским мальчиком по ту сторону ограды. В конце концов, родители узнают об этом и настаивают на переезде. Тем не менее, мальчик успевает перебраться через ограду, чтобы помочь своему другу в поисках отца. Несмотря на трагичный исход событий, даже такое искренне желание помочь можно считать подвигом.
    2. (41 слово) Спасатели или пожарные постоянно рискуют своей жизнью, спасая чужие. Каждая смена — новое испытание. Такая работа требует невероятной смелости и бесстрашия, забирает много нервов. Часто они сами и не считают это подвигом, но для людей, которые получают их помощь, они — настоящие герои.
    3. (42 слова) Не все подвиги имеют огромные масштабы. Мальчик, боящийся высоты, но снимающий маленького котенка с дерева, тоже совершает подвиг. Он борется со своим страхом, переступает через него, чтобы в конечном итоге спасти беззащитное животное. Внутри себя он преодолевает большую преграду. Это заслуживает уважения.
    4. (56 слов) Однажды мы с другом загорали на пляже. Неподалеку, на мелководье, бродила девушка, но вдруг она резко пропала из виду. Мы заволновались, и мой друг пошел проверить то место. Оказалось, что там было двойное дно — она упала и начала тонуть. Друг, не испугавшись опасности, нырнул за ней и спас ее жизнь. Я считаю это настоящим подвигом.
    5. (43 слова) Подвиг может быть абсолютно разным. Моя подруга постоянно помогает бездомным животным. Я могу назвать это подвигом, так как она искренне о них заботится, забирает их домой и содержит в тепле и уюте. Несмотря на все сложности, она подбирает отвергнутых питомцев, сохраняя им жизнь.
    6. (47 слов) Однажды мне на глаза попалась статья о юноше, который спас маленькую девочку, выпавшую из окна. Парень просто проходил мимо, невероятно быстро среагировал и успел поймать ребенка. Этим действием он совершил настоящий подвиг. Герои — среди нас. И носят они вовсе не развивающиеся плащи, а обычные джинсы и футболки.
    7. (42 слова) В фильме «Гарри Поттер и дары смерти II» главный герой совершает невероятный подвиг, когда решает пожертвовать свой жизнью ради спасения всего волшебного мира. Он встречается с главным злом лицом к лицу. Не обращая внимания на уговоры друзей, готовых сражаться, Гарри остается непоколебим.
    8. (40 слов) Я всегда считала нравственным подвигом усыновление ребенка. Меня восхищает, как люди способны взять на себя такую ответственность, подарить любовь и тепло неродному отпрыску. Такой подвиг совершили мои дядя и тетя. Я безмерно уважаю их за такое сложное и великодушное решение.
    9. (47 слов) Люди очень часто привязываются к своим домашним любимцам. Герой истории, на которую я наткнулась на новостном сайте, так хотел защитить своего питомца, что бросился на медведя, когда тот напал на его щенка. Мужчина проявил нечеловеческую храбрость, благодаря которой его любимец остался жив. Это можно назвать настоящим подвигом.
    10. (62 слова) По моему мнению, первая жена Стивена Хокинга совершила невероятный подвиг. Джейн не оставила ученого, когда у него начала развиваться болезнь, которая в последствии привела к параличу. Она продолжала ухаживать за ним, пока это было возможно, подарила ему троих детей, буквально посвятила ему всю свою молодость. Даже несмотря на то, что спустя много лет супруги развелись, такой выбор женщины все еще меня восхищает.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека — собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он — настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин «Лапти». В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что «нужно добывать», потому что «душа желает». Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». То, что Соня Мармеладова пошла по «желтому билету», является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее «профессия», Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап — настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин «Уроки французского». На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в «замеряшки» на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов «Домой». Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов «Песчаная учительница». Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники — от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Главный герой произведения — простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.

героизм, самопожертвование, подвиг, личность, война, победа, нравственный выбор, дух, воля.

Аннотация:

В статье рассматриваются и анализируются образцы героизма и самопожертвования в реальности, художественной литературе.

Текст статьи:

В современном мире утрачиваются духовные ценности, поэтому необходимо взращивать в себе такие качества духа как героизм и самопожертвование, ведь именно они на протяжении веков меняли ход истории, жизни и судьбы людей, наций, народов.

Изображение героизма и самопожертвования человека на войне является традиционным еще со времен «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». Личный героизм солдата и офицера в романе Л. Толстого «Война и мир» порождает «скрытое тепло патриотизма», ломавшее «хребет врагу». Но в русской литературе XX века подвиг человека на войне изображается не только через борьбу с врагом и победу над ним, но и через борьбу каждого человека на войне с самим собой в ситуации нравственного выбора и победу над самим собой .

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» — это эпопея о подвиге народа, о победе его духа в войне 1812 года. Позже, говоря о романе, Толстой писал, что главная мысль романа - «мысль народная» . Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа, в конце концов, связывает свою судьбу с судьбой нации.

На страницах романа и, особенно, во второй части эпилога Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого - это так называемое «ролевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом . И насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.

Солдаты сознают, что, возможно, придется умереть, защищая отечество. И наиболее сильно нравственная сила народа проявляется в простых формах, во многом связанных с народными понятиями и обычаями. Ополченцы надевают чистые рубашки, старые солдаты отказываются пить водку - «не такой день, говорят» . Бодрость духа, сосредоточенность на главном событии солдаты сохраняют и в самом сражении. Здесь наиболее ярко проявляется и чувство товарищества, и сознание общности дела, и моральная стойкость солдат, и солдатский юмор. Так, на батарее Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление» .

Оценивая роль Бородинского сражения в войне 1812 г., писатель утверждает, что под Бородином наполеоновская Франция в первый раз испытала на себе руку «сильнейшего духом противника». Бегство наполеоновской армии из Москвы явилось следствием того удара, который она получила в Бородинской битве.

Толстой показывает, как с момента взятия Смоленска война становилась народной. В первой же битве под Смоленском французы столкнулись со всенародным сопротивлением. «… Мы в первый раз дрались там за русскую землю, — говорит князь Андрей, — в войсках был такой дух, какого никогда я не видал».

Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения изменения состояний духа своих героев, открыл то, что впоследствии Н. Чернышевский назвал «диалектикой души». Любимые герои Толстого - плоть от плоти природы. Все, что происходит в природе, находит отклик в их духе. Героям открывается их «собственное» небо, с которым связаны важные, порой эпохальные перемены в их духах.

В своем романе Толстой изобразил события 1812 года как победу русского народа - победу духа, ту нравственную победу, в которой писатель усмотрел решающую силу в войне. До него никто так убедительно и ярко не раскрывал роль морального фактора в исходе войны.

Только воля народа, только народный патриотизм, «дух войска» делает армию непобедимой. Этот вывод делает Толстой в своем бессмертном романе — эпопее «Война и мир».

Одним из наиболее ярких примеров героизма и самопожертвования духа является Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Советский народ был серьезно встревожен войной, внезапным нападением фашистской Германии, но он не был духовно подавлен и растерян. Он был уверен, что коварный и сильный враг получит надлежащий отпор. На подъем народа на Отечественную войну, на вдохновение его Вооруженных Сил на самоотверженную борьбу сразу же заработали все средства и методы духовного воздействия, все отрасли и разделы духовной культуры и искусства. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой» - звала всех и каждого песня . Народ почувствовал себя полноценным субъектом духовной жизни человечества, он принимал на себя миссию борьбы с фашистским нашествием не только как защиту своего исторического существования, но и как великую спасительную общечеловеческую задачу.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага. И это убедительно доказала Отечественная война. Каждый бой, каждая операция этой войны представляют сложнейшее одновременно силовое и духовное действие.

Война длилась 1418 суток. Все они наполнены горечью поражений и радостью побед, больших и малых потерь . Сколько и каких требовалось духовных сил, чтобы этот путь одолеть?!

9 мая 1945-го года — это не только победа оружия, но и победа народного духа. Миллионы людей не перестают задумываться над её происхождением, итогами и уроками .

Великая Отечественная война — это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. С первых же дней войны пришлось иметь дело с очень серьёзным противником, умеющим вести большую современную войну. Гитлеровские механизированные полчища, не считаясь с потерями, рвались вперёд и предавали огню и мечу всё, что встречалось на пути. Нужно было круто повернуть всю жизнь и сознание советских людей, морально и идейно организовать и мобилизовать их на тяжёлую и длительную борьбу.

Все средства духовного воздействия на массы, агитация и пропаганда, политико-массовая работа, печать, кино, радио, литература, искусство – использовались для разъяснения целей, характера и особенностей войны против фашистской Германии, решения военных задач в тылу и на фронте, для достижения победы над врагом.

Передовым носителем героического духа нашей армии были гвардейские части, в т.ч. танковые, авиация, реактивная артиллерия, это звание было присвоено многим боевым кораблям и частям военно-морского флота. Девиз гвардейцев – быть всегда героями – нашёл яркое воплощение в бессмертном подвиге панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В. Панфилова. Обороняя рубеж у разъезда Дубосеково, эта группа под командованием политрука В.Г. Клочкова 16 ноября вступила в единоборство с 50 немецкими танками, сопровождаемыми большим отрядом вражеских автоматчиков. Советские воины сражались с беспримерными мужеством и стойкостью. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»,- с таким призывом обратился к воинам политрук. И бойцы стояли насмерть, 24 из них, в том числе В.Г. Клочков, пали смертью храбрых, но враг здесь не прошел. Примеру панфиловцев последовали многие другие подразделения и части, экипажи самолётов, танков и кораблей .

Ярки примером, олицетворяющим героический дух наших воинов, является подвиг бойца морской пехоты комсомольца М.А. Паникахин. Во время вражеской атаки на подступах к Волге он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим поджёг его. Вместе с вражеским танком сгорел герой. Его подвиг товарищи сравнивали с подвигом горьковского Данко: свет подвига советского героя стал маяком, на который равнялись другие герои-воины .

Какая сила духа была проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом извергавшую смертоносный огонь амбразуру вражеского дзота! Рядовой Александр Матросов был одним из первых, кто совершил такой подвиг. Подвиг этого русского солдата повторили десятки бойцов других национальностей. Среди них узбек Т. Эрджигитов, эстонец И.И. Лаар, украинец А.Е. Шевченко, киргиз Ч. Тулебердиев, молдаванин И.С. Солтыс, казах С.Б. Байтагатбетов и многие другие. Вслед за белорусом Николаем Гастелло направили свой горящий самолёт на врага русские лётчики Л.И. Иванов, Н.Н. Сковородин, Е.В. Михайлов, украинец Н.Т. Вдовенко, казах Н. Абдиров, еврей И.Я. Иржак и другие .

Конечно, самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю жизни. Больше того, часто эти качества советских воинов помогают им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек идёт на смерть, не страшась её, воодушевляет бойца, вливает в него новые силы.

Благодаря этим же причинам, благодаря железной дисциплине и воинскому мастерству, миллионы советских людей, смотревших смерти в лицо, победили и остались живы. Воинское мастерство чрезвычайно усиливало стойкость и другие морально-боевые качества наших воинов. Вот почему в овладении оружием, техникой, новыми приёмами боя наши солдаты вкладывали дух.

Одна из наиболее характерных черт духовного облика наших воинов – чувство коллективизма и товарищества. Примеров воинского товарищества тысячи. Большую помощь Красной Армии оказали советские партизаны. 1943 год — был временем небывалого героического массового партизанского движения. Координация взаимодействия партизанских отрядов, их тесная связь с боевыми операциями Красной Армии являлись характерными особенностями всенародной борьбы в тылу врага.

Непоколебимость духа, гордое сознание своей силы и морального превосходства над врагом не оставляли советских солдат и офицеров даже тогда, когда они попадали в руки гитлеровцев и оказывались в безвыходном положении. Погибая, герои оставались непобеждёнными, их дух невозможно было сломить. Несмотря на то, что немцы распяли солдата-комсомольца Юрия Смирнова, вбив гвозди в его ладони и ступни; умертвили партизанку Веру Лисовую, разведя на её груди костёр; замучили легендарного генерала Д.М. Карбышева, облив его на морозе водой, который в ответ на предложение гитлеровцев служить им ответил с достоинством: «Я советский человек, солдат, и я остаюсь, верен своему долгу» .

Таким образом, в суровое время войны во всём величии проявилась духовная мощь нашего народа, беззаветно преданного своей Родине, упорного в бою за правое дело, неутомимого в труде, готового на любые жертвы и лишения во имя процветания Отечества.

Любовь к Родине, к русской земле Альберт Аксел выделяет как главный источник моральных сил армии, что в годы Великой Отечественной войны проявилось в «обстановке всеобщего героизма». Историк последовательно отстаивает тезис о том, что самопожертвование советского народа и его военные подвиги «изменили ход событий во второй мировой войне» .

Русский народ осознавал ту грозную опасность, какую нашей стране нес с собой германский нацизм. Именно здесь надо искать источник того невиданного массового героизма, который стал решающей движущей силой в войне, важнейшим фактором победы в ней. Он проявлялся в деятельности людей всех возрастов и профессий, мужчин и женщин, представителей всех наций и народностей СССР. Более 11 тысяч стали Героями Советского Союза, сотни тысяч - кавалерами орденов и медалей.

Годы Великой Отечественной войны были для нашей Родины годами тяжких испытаний и временем беспримерного героизма народа. Нет сомнений в том, что главную роль в победе сыграл советский народ. В этом подвиге, равного которому ещё не знала история, слились воедино и высокое мастерство военноначальников, и величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья, и самоотверженность тружеников тыла.

Великая Отечественная Война показала всю глубину, передовой характер, духовную силу советского; показала решающую роль в исторической судьбе народа качества его духовности, значения духовной культуры и идеологии в ее подъеме, в мобилизации народа на борьбу за свое историческое существование.

Этот опыт войны чрезвычайно важен в наше время для приобретения народом веры в себя, в свою способность решить проблемы, кажущиеся непреодолимыми. Великая Победа советского народа над фашистской Германией обязывает и вдохновляет на решение таких проблем.

В годы войны были ситуации, когда у наших войск физических сил явно не хватало для остановки фашистских полчищ. Спасла сила духа, позволившая сделать перелом в ожесточенной борьбе. Духовная сила подняла на жертвенное служение Отечеству миллионы воинов на бескрайних фронтах великой войны и на бескрайних просторах близкого и далекого тыла. Она соединила всех и сделала творцами Великой Победы. Это величайший пример для потомков на все времена.

Народ не забыл и славит тех, кто храбро сражался и погиб, смертью героя, приблизив час нашей победы, прославляет оставшихся в живых, сумевших победить врага. Герои не умирают, их слава бессмертна, их имена навечно занесены не только в списки личного состава Вооружённых Сил, но и в память народную. О героях народ слагает легенды, ставит им прекрасные памятники, их именами называет лучшие улицы городов и сёл.

Героем можно стать не только во время войны, но и в простых, будничных делах. Выдающиеся мыслители говорили: «Нередко отвага людская больше познается в малом, нежели в великом», «Храбрость нужна не только в битвах, но и в простых житейских делах» . Но не всякий смелый поступок можно назвать героическим. Например, на глазах у прохожих перебежать улицу в опасном, неположенном месте на красный свет - это не героизм, а глупость, которая может очень плохо кончиться для «героя». Смелым можно назвать поступок, когда он совершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего - это героизм. Есть много героев и в истории науки. Это, например, русские физики-ядерщики, врачи, полярники, подолгу находящиеся в бескрайних льдах. А норвежский ученый Тур Хейердал на легком плоту из бревен переплыл Тихий океан. Известны людям и герои-врачи, специально заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их. А герои космоса или подводного мира? Кто знает, не подстерегает ли на этот раз их непредвиденное? И всё же они уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны. Существуют профессии, которые требуют наличия героизма, так сказать «в крови» — это пожарники, полицейские, мчс. Но они не воспринимают свою ежедневную работу как героизм, а считают нормальным явлением. Люди этих профессий не понимают значимости своего дела – это стало нормой их жизни. Для русского народа, в принципе, это норма жизни, характера. Воспитание духа начинается с малых лет, каждый мужчина обязан быть героем. Сама история России заставляет человека иметь качества героя, например, перестройка, когда происходили глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества.

Но есть героизм и самопожертвование особого рода - они в том, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не изменять правилам чести, порядочности, дружбы, человеколюбия. Это героизм, самопожертвование духа. Яркий пример такого героизма и самопожертвования - в судьбах людей, которые в нечеловеческих условиях ленинградской блокады, гитлеровских и сталинских лагерей и других подобных испытаниях сохраняли в себе достоинство, мужество, доброжелательность, - словом, все истинно человеческие качества. Дела и подвиги героев помнят и высоко чтят, на их примере учатся жить, бороться и побеждать. В истории каждого народа есть примеры замечательного героизма и самопожертвования.

Литература.

1. Аксел А. Герои России. 1941-1945 / А. Аксел. М., 2002.

2. Баграмян И.Х. Так мы шли к победе. Военные мемуары / И.Х.Баграмян. М., 1990.

3. Дмитриенко В.П. История Отечества. XX век: Пособие для учащихся / В.П. Дмитриенко, В.Д. Есаков, В.А. Шестаков. М., 2002.

4. Краткая всемирная история. В 2 книгах / Под ред. А.З. Манфреда. М., 1996.

  1. Падерин А.А. Война и мир: роль духовной культуры в воспитании патриотического сознания / А.А. Падерин // Материалы научно-практической конференции. М., 2005.
  2. Русская советская поэзия. Под ред. Л.П. Кременцова. Л., 1988.
  3. Толстой Л.Н. ПСС 12 т. Т.4 Война и мир. М., 1987.
  4. www.all-aforizmy.ru (дата обращения 26.10.2011).
  5. www.Litra.ru (дата обращения 9.07.2011).