Распоряжение о нежелательности пребывания на территории рф. Распоряжение о нежелательности пребывания в Российской Федерации - не приговор

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего <ФИО>,

при секретаре <ФИО>,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по административному иску К. к УМВД России по Липецкой области, Министерству Юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) гражданина в Российской Федерации, решения о депортации из Российской Федерации,

у с т а н о в и л

К. обратился в суд с административным иском к УМВД России по Липецкой области о признании незаконным и отмене распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации от 15.04.2016 года за № 2233 – рн о нежелательности пребывания(проживания) в Российской Федерации гражданина <данные изъяты>, а также решения о депортации от 28.12.2016 года из Российской Федерации. В обоснование заявленного требования К. указал, что 28.12.2016 года было вынесено решение о помещении административного истца в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Липецкой области сроком на 48 часов. Решением Левобережного суда г. Липецка от 28.12.2016 года административное исковое заявление УМВД России по Липецкой области о помещении К., подлежащего депортации в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Липецкой области было удовлетворено в части и административный истец был помещен на срок <данные изъяты> суток, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Вышеназванные распоряжение о нежелательности пребывания(проживания) в Российской Федерации и решение о депортации препятствуют осуществлению прав административного истца, поскольку приняты без учета родственных связей, в частности того обстоятельства, что 26.11.2015 года К. зарегистрировал брак с П., являющейся гражданкой Российской Федерации и имеющей постоянное место регистрации на территории Российской Федерации, где ей принадлежит <данные изъяты> доля жилого дома на праве общей долевой собственности. Кроме того, в период отбывания наказания К. неоднократно поощрялся, был трудоустроен, поддерживал отношения с женой, закончил обучение в вечерней (сменной) общеобразовательной школе № 11 г. Липецка и получил аттестат о среднем общем образовании, свидетельство о профессии рабочего, ему была присвоена квалификация швея 2 разряда, получено пенсионное страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования РФ. Административный истец проявлял устойчивую направленность на исправление, в связи с чем, не представляет угрозы общественному порядку, правам и интересам других лиц. В настоящее время желает проживать со своей женой, намерен трудоустроиться и содержать семью. П. дала нотариально заверенное согласие на регистрацию административного истца по месту пребывания в принадлежащей ей на праве общей долевой собственности <данные изъяты> доле жилого дома по адресу: <адрес>. Доказательств того, что пребывание К. на территории РФ создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам других лиц, нарушает основы конституционного строя РФ, посягает на оборону страны и ее безопасность в суде представлено не было, так как административный истец был задержан в день освобождения из ИК-2 г. Липецка, где у ворот его ожидала жена П. Наличие у К. одной судимости не является достаточным доказательством того, что он намерен совершать преступления и иные противоправные действия на территории РФ. К. считает, что его депортация из Российской Федерации не является оправданной крайней необходимостью, мерой соразмерной преследуемой цели защиты прав и законных интересов других лиц, может повлечь разлучение с женой, что не отвечает принципам проявления уважения к семейной жизни заявителя.

Определением суда от 23.01.2017 года к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено Министерство Юстиции Российской Федерации.

Административный истец К. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался в установленном законом порядке, по сообщению представителя УМВД России по Липецкой области на момент рассмотрения дела К. депортирован с территории Российской Федерации, о дне судебного заседания извещен, о чем суду сообщено телефонограммой П.

Представитель Министерства Юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела судом извещался в установленном законом порядке, в письменном заявлении представитель по доверенности Х. просила суд о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика. В письменных возражениях на иск К. представитель ответчика Х. указала, что считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования К. об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина от 15.04.2016 года № 2233-рн. К., являясь гражданином Республики <данные изъяты>, совершил на территории Российской Федерации тяжкое преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 162 УК РФ, в связи с чем, осужден Черемушкинским районным судом г. Москвы к 4 годам лишения свободы, въезд на территорию Российской Федерации ему не разрешен в силу статьи 27 Закона. Само по себе наличие у К. на территории Российской Федерации родственников не влечет в безусловном порядке признание решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации нарушающим право на уважение личной и семейной жизни, поскольку оно принято с учетом степени общественной опасности деяний заявителя, с соблюдением вытекающих из Конституции РФ требований справедливости, соразмерности и не противоречит правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.03.2006 года № 55-О. При принятии распоряжения Минюстом России отдан приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина устойчивых семейных связей на территории России. Распоряжение принято уполномоченным органом с соблюдением требований закона без нарушения прав заявителя.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участвующих в деле лиц, поскольку в силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка заявителя, представителя органа, чьи действия обжалуются, не препятствует рассмотрению дела по существу.

В судебном заседании представитель УМВД России по Липецкой области по доверенности Н. административный иск К. не признала, суду объяснила, что в настоящее время административный истец законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации не имеет. Консульским отделом Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации К. оформлено свидетельство о возвращении в Республику Узбекистан № 304767 сроком действия с 31.01.2017 года по 28.02.2017 года. К. проживает на территории Российской Федерации с 2010 года, однако попыток урегулировать свое правовое положение за шесть лет не предпринимал. Факт проживания супруги административного истца на территории Российской Федерации не свидетельствует о нарушении прав административного истца на уважение личной и семейной жизни при принятии оспариваемого решения, поскольку с его стороны допущено явное пренебрежение к требованиям законодательства Российской Федерации, что может быть расценено как нежелание проявить должную заботу о своей семье. Кроме того, установленные ограничения носят временный характер, и не свидетельствуют о разлучении семьи. Просила в иске отказать.

Выслушав мнение представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 года № 199 утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, согласно которому, к числу таких органов исполнительной власти относится Министерство Юстиции России.

Полномочия Министерства Юстиции России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений установлены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1313.

Судом установлено, что К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является гражданином Республики <данные изъяты>.

Приговором Черемушкинского районного суда г. Москвы от 06.06.2013 года К. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 162 ч. 2 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

ДД.ММ.ГГГГ К. зарегистрировал брак с П., гражданкой Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о заключении брака, выданным ДД.ММ.ГГГГ Правобережным отделом управления ЗАГС администрации г. Липецка.

Согласно справки ФКУ ИК-2 УФСИН России по Липецкой области по личному делу осужденного К. содержался в ИК № 2 УФСИН России Липецкой области, конец срока 28.12.2016 года.

Распоряжением Министерства Юстиции Российской Федерации от 15.04.2016 года № 2233- рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы пребывание (проживание) в Российской Федерации К. признано нежелательным.

Как следует из административного искового заявления К. копию указанного распоряжения от 15.04.2016 года № 2233- рн он не получал находясь в местах лишения свободы. О том, что данное распоряжение в отношении него постановлено, административный истец узнал в день освобождения, то есть 28.12.2016 года, когда его из колонии доставили в Левобережный районный суд г. Липецка, где рассматривался вопрос о его помещении в Центр временного содержания иностранных граждан.

Однако из распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации от 15.04.2016 года № 2233- рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы следует, что копию распоряжения 23.05.2016 года получил под роспись К.

Согласно п.9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исход из положений указанной нормы права срок обращения заявления в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Суду не представлены доказательства того, что К. срок для обращения в суд с требованием об оспаривания распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы пропущен по уважительной причине. Распоряжение Министерства Юстиции Российской Федерации от 15.04.2016 года № 2233- рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы принято органом исполнительной власти, полномочным принимать такие решения. Для вынесения указанного распоряжения имелись достаточные основания, поскольку К. привлекался к уголовной ответственности за совершение тяжкого преступления, что создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

Исходя из изложенного, в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации от 15.04.2016 года № 2233- рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы следует отказать.

Довод К. о том, что на момент вынесения распоряжения он отбывал наказание в местах лишения свободы, правовые последствия для него наступили только после освобождения от отбывания наказания не основан на законе, поскольку, находясь в местах лишения свободы, К. вправе пользоваться помощью представителя.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.

Въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, не допускается, за исключением случая, если указанный иностранный гражданин или лицо без гражданства передается иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если: это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"(п.1);

иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом(п.3);

в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию(п.7).

Судом установлено, что решением УВМ УМВД России по Липецкой области от 28.12.2016 года постановлено гражданина республики <данные изъяты> К. депортировать из Российской Федерации.

Решением Левобережного районного суда г. Липецка от 28.12.2016 года К. помещен в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Липецкой области сроком на <данные изъяты> суток, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Суду представлено заключение об установлении факта непринадлежности иностранного гражданина к гражданству Российской Федерации. Из указанного заключения следует, что в АС ЦБДУИГ УВМ УМВД России по Липецкой области не содержится сведений о приобретении К. гражданства Российской Федерации. В УВМ УМВД России по Липецкой области К. по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке не обращался. По учетам АС «Российский паспорт» УВМ УМВД России по Липецкой области К. не значится.

Поскольку обстоятельств полагать наличие гражданства Российской Федерации у К. не установлено, документами из консульского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации К. не документирован, имеется распоряжение Министерства Юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, следовательно, правовые основания для дальнейшего пребывания административного истца на территории Российской Федерации отсутствуют. Исходя из изложенного решение о депортации из Российской Федерации является законным и соответствует установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам.

Доводы административного истца о том, что не были учтены его социальные связи на территории Российской Федерации, не является основанием для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3.1. Определения Конституционного Суда РФ от 5 марта 2014 г. N 628-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.

Так, статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).

Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории; в вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать воссоединение членов семьи на своей территории (постановления от 28 мая 1985 года по делу "Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (Abdulaziz, Cabales and Balkandali) против Соединенного Королевства", § 68; от 19 февраля 1996 года по делу "Гюль (Gul) против Швейцарии", § 38; от 10 марта 2011 года по делу "Киютин (Kiyutin) против России", § 53; и др.). Европейский Суд по правам человека пришел к выводу, что названная Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (постановления от 21 июня 1988 года по делу "Беррехаб (Berrehab) против Нидерландов", § 28; от 24 апреля 1996 года по делу "Бугханеми (Boughanemi) против Франции", § 41; от 26 сентября 1997 года по делу "Эль-Бужаиди (El Boujaidi) против Франции", § 39; от 18 октября 2006 года по делу "Юнер (Uner) против Нидерландов", § 54; от 6 декабря 2007 года по делу "Лю и Лю (Liu and Liu) против России", § 49; решение от 9 ноября 2000 года по вопросу о приемлемости жалобы "Андрей Шебашов (Andrey Shebashov) против Латвии" и др.).

Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела и что государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону; сама же схема применения национального иммиграционного законодательства, основанная на административных санкциях в виде выдворения, не вызывает вопроса о несоблюдении статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: в том или ином деле административное выдворение из страны может расцениваться как вмешательство в право лица на уважение его семейной жизни, которое, однако, не влечет нарушения этой статьи до тех пор, пока оно оправданно по смыслу ее пункта 2 (постановления от 28 июня 2011 года по делу "Нунес (Nunez) против Норвегии", § 71; от 27 сентября 2011 года по делу "Алим (Alim) против России", § 78, 80, 81, 83 и 93).

Следовательно, в допустимых пределах, обусловленных конституционными и международно-правовыми нормами, границами законодательного, а также правоприменительного, и прежде всего судебного, усмотрения, Российская Федерация вправе решать, создает ли определенный вид миграционных правонарушений в сложившейся обстановке насущную социальную необходимость в обязательном выдворении за ее пределы иностранцев, совершивших эти правонарушения, и допустимо ли его применение к лицам с семейными обязанностями.

Учитывая, что К. совершено тяжкое преступление, исходя из позиции Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу о том, что УМВД России по Липецкой области, принимая, 28.12.2016 года решение о депортации К. из Российской Федерации отдало приоритет интересам большинства населения государства.

При таких обстоятельствах, учитывая личность К., правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

К. отказать в удовлетворении требований к Управлению Министерства внутренних дел России по Липецкой области, Министерству Юстиции Российской Федерации о признании незаконными и отмене распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации от 15.04.2016 года № 2233-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики <данные изъяты>решения УМВД России по Липецкой области от 28.12.2016 года о депортации гражданина республики <данные изъяты> из Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий

Данная статья будет посвящена следующим вопросам:

1. «Что такое решение о неразрешении въезда»

2. «Кто может выносить решение о неразрешении въезда»

3. «Отмена решения о неразрешении въезда»

4. «Как отменить решении о неразрешении въезда в Россию»

5. «Что такое решение о нежелательности пребывания»

6. «Принято решение о нежелательности пребывания»

7. «Отмена решения о нежелательности пребывания»

Итак, решение о неразрешении въезда в РФ – это акт органов государственной власти о запрете въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации с целью соблюдения публичного порядка, оправданная крайней социальной необходимостью. Термин «решение о наразрешении въезда» применяется в законодательстве РФ, однако среди иностранных граждан и лиц без гражданства распространено понятие «запрет въезда», «черный список мигрантов» и т.п.

Стоит отметить, что данные понятия одинаковы, но юридически грамотно следует указывать, в том числе в заявлении о снятии запрета въезда именно решение о неразрешении въезда.

Основания вынесения решения о неразрешении въезда указаны в статьях 26 и 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Наиболее часто встречающиеся основания вынесения решения о неразрешении въезда это:

1. Когда иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности (часть 4 статьи 26 114-фз)

ВАЖНО: решении о неразрешении въезда выносится ФМС России даже в случае оплаты этих штрафов, в данном случае важен сам факт привлечения к административной ответственности. Пример: иностранный гражданин, управляя автомобильным средством, два раза превысил скоростной режим (нарушил правила дорожного движения).

2. Иностранный гражданин в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания.

Кто может выносить решение о неразрешении въезда?

Решение о неразрешении въезда в РФ выносится ФМС России по представлению ФСБ России, по представлению ГИБДД МВД России. Стоит отметить, что запрет на въезд в Россию по части 4 статьи 26 114-фз устанавливается в большинстве случаев по представлению ГИБДД МВД России. А запрет въезда по представлению ФСБ России устанавливается, в большинстве случаев, за не нарушение периода пребывания на территории РФ (например: иностранный гражданин находится на территории РФ более 90 суток)

Отмена решения о неразрешении въезда

Что такое решение о нежелательности пребывания?

Решение о нежелательности пребывания в РФ одно из оснований вынесения решения о неразрешении въезда в РФ.

Часть 7 статьи 27 гласит: «решение о неразрешении въезда в РФ выносится, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации».

Нежелательность пребывания иностранных граждан на территории РФ — является одним из самых суровых видов ограничений въезда. Принять решение/распоряжение о признании пребывания (проживания) иностранного гражданина нежелательным на территории РФ вправе, по действующему законодательству, целый ряд государственных органов. Преимущественно этим правом пользуются ФМС, ФСБ, МинЮст и Роспотребнадзор, реже – ФСКН и МВД, каждый из них, при этом, действует в пределах собственной компетенции.

Так, например, Роспотребнадзор действует в случаях, когда у иностранного гражданина выявляются признаки некоторых заболеваний (ВИЧ, туберкулез, венерические болезни и пр.), МинЮст объявляет нежелательность пребывания иностранным гражданам, осужденным по приговору суда за преступления, ФМС применяет эту меру, когда лицо имеет в РФ негативную миграционную историю, характеризуемую нарушениями миграционного режима либо систематическим противоправным поведением, а ФСБ выносит решения о нежелательности пребывания в РФ лицам, которые могут быть опасны для общественного порядка и безопасности в России.

На основании принятых каждым из ведомств решений иностранцу запрещается въезд в РФ. В отличии от и , в случае нежелательности пребывания сроки ограничения въезда несоизмеримо больше, порой даже пожизненные.

Отменить нежелательность пребывания сложно. Но это вовсе не означает, что невозможно. Просто деятельность по отмене нежелательности пребывания более длительна по времени, содержит большее количество инстанций и этапов и требует значительно более серьезный подход к подготовке документации по делу.

Отмена нежелательности пребывания производится исключительно в судебном порядке. Административного производства, реализуемого путем обращения в гос.орган-инициатор законодательство в этих случаях не предполагает.

Регистрационный N 26453

1. Утвердить прилагаемый Порядок представления и рассмотрения в МВД России и его территориальных органах материалов для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

2. Установить, что в системе МВД России решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации принимает Министр внутренних дел Российской Федерации либо лицо, исполняющее его обязанности, а также заместители Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственные за деятельность подразделений центрального аппарата МВД России, подготовивших решение об удовлетворении ходатайства территориального органа МВД России о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

3. Начальникам подразделений центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов МВД России обеспечить:

3.1. Изучение и выполнение требований настоящего приказа.

3.2. Подготовку в соответствии с утвержденным настоящим приказом Порядком материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

4. ФКУ "ГИАЦ МВД России" (П.А. Важеву):

4.1. До 15 января 2013 года в установленном порядке представить предложения о приведении в соответствие с настоящим приказом нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих порядок ведения в системе МВД России архивного делопроизводства, в части установления сроков хранения материалов для принятия решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

4.2. До 1 марта 2013 года в установленном порядке представить на утверждение форму статистической отчетности об иностранных гражданах и лицах без гражданства, в отношении которых МВД России приняты решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

4.3. Обеспечить ведение статистических учетов об иностранных гражданах и лицах без гражданства, в отношении которых МВД России приняты решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за соответствующие направления деятельности.

Министр

генерал-лейтенант полиции

В. Колокольцев

Приложение

Порядок представления и рассмотрения в МВД России и его территориальных органах материалов для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации

1. Настоящий Порядок определяет последовательность подготовки, представления и рассмотрения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации 1 материалов для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации 2 .

2. Решение о нежелательности пребывания в соответствии с частью третьей статьи 25 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" 3 может быть принято:

в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства 4 , незаконно находящихся на территории Российской Федерации;

в отношении иностранного гражданина, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию;

в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения.

3. При подготовке материалов и решения о нежелательности пребывания учитываются нормы законодательства Российской Федерации и международного права, регламентирующие защиту прав и основных свобод человека.

4. Проект ходатайства о принятии решения о нежелательности пребывания 5 подготавливается территориальным органом МВД России на районном уровне в соответствии с рекомендуемым образцом (приложение N 1 к настоящему Порядку) при наличии материалов, свидетельствующих об обстоятельствах, являющихся в соответствии со статьей 25 Федерального закона основанием для принятия решения о нежелательности пребывания.

5. При необходимости территориальный орган МВД России на районном уровне запрашивает дополнительные документы и материалы, в том числе заключение (мотивированный ответ) территориального органа Федеральной миграционной службы об отсутствии у указанного лица гражданства Российской Федерации.

6. Проект ходатайства с прилагаемыми в его обоснование материалами и копией документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (при его наличии), направляется для рассмотрения в территориальный орган МВД России на региональном уровне.

7. В территориальном органе МВД России на региональном уровне рассмотрение представленного проекта ходатайства осуществляется подразделением, к чьей компетенции отнесены включенные в него основания для принятия решения о нежелательности пребывания, в срок, не превышающий 10 рабочих дней.

8. При необходимости доработки представленных материалов либо при отсутствии в них достаточных оснований для принятия решения о нежелательности пребывания проект ходатайства и представленные в его обоснование материалы возвращаются в представивший их территориальный орган МВД России на районном уровне для дополнительной проверки и подготовки необходимых документов либо для снятия с рассмотрения вопроса о подготовке проекта ходатайства.

9. При непосредственном выявлении структурным подразделением территориального органа МВД России на региональном уровне в ходе выполнения возложенных задач оснований для принятия решения о нежелательности пребывания, предусмотренных статьей 25 Федерального закона и относящихся к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации, проект ходатайства и необходимые для его обоснования материалы подготавливаются данным структурным подразделением территориального органа МВД России в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента выявления указанных оснований.

10. В случае если предусмотренные статьей 25 Федерального закона и относящиеся к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации основания для принятия решения о нежелательности пребывания выявлены территориальным органом МВД России на окружном либо межрегиональном уровне, проект ходатайства и необходимые для его обоснования материалы подготавливаются данным территориальным органом МВД России в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента выявления указанных оснований.

11. Ходатайство утверждается руководителем территориального органа МВД России либо лицом, исполняющим его обязанности, и незамедлительно направляется в центральный аппарат МВД России с сопроводительным письмом за подписью указанного должностного лица с приложением представленных в обоснование ходатайства материалов и копии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (при его наличии).

12. В территориальном органе МВД России на региональном, окружном либо межрегиональном уровне заводится номенклатурное дело, в которое помещаются копии направленных в центральный аппарат МВД России материалов для принятия решения о нежелательности пребывания. Впоследствии в указанное номенклатурное дело помещаются также материалы, поступившие из центрального аппарата МВД России по вопросу принятия решения о нежелательности пребывания.

13. Поступившие в центральный аппарат МВД России ходатайства и прилагаемые к ним материалы в срок, не превышающий 2 рабочих дней, направляются Департаментом делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций МВД России 6 , исходя из их содержания, в подразделения центрального аппарата МВД России для рассмотрения согласно установленной компетенции.

14. Подразделение центрального аппарата МВД России 7:

14.1. Рассматривает поступившие от территориальных органов МВД России ходатайства и прилагаемые к ним материалы на предмет наличия оснований для принятия решения о нежелательности пребывания, полноты представленных материалов и качества подготовки ходатайства в срок, не превышающий 14 рабочих дней со дня их поступления в центральный аппарат МВД России.

14.2. Проверяет наличие оснований, препятствующих принятию решения о нежелательности пребывания, при необходимости запрашивает дополнительные документы, в том числе заключение (мотивированный ответ) территориального органа Федеральной миграционной службы о наличии либо отсутствии у лица гражданства Российской Федерации, а также имеющуюся информацию о приеме от иностранного гражданина заявления о приобретении гражданства Российской Федерации.

14.3. При выявлении некачественной подготовки материалов и/или ходатайства возвращает их с соответствующим сопроводительным письмом в территориальный орган МВД России для доработки.

14.4. В случае несогласия с представленным ходатайством готовит мотивированное заключение по результатам рассмотрения вопроса о нежелательности пребывания, которое утверждается заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственным за деятельность соответствующего подразделения, и направляется в территориальный орган МВД России, представивший ходатайство для принятия решения о нежелательности пребывания, для приобщения к материалам номенклатурного дела.

14.5. При принятии решения о целесообразности удовлетворения ходатайства готовит проект решения о нежелательности пребывания в соответствии с рекомендуемым образцом (приложение N 2 к настоящему Порядку) 8 .

14.6. При непосредственном выявлении в ходе выполнения возложенных задач оснований для принятия решения о нежелательности пребывания, предусмотренных статьей 25 Федерального закона, подготавливает необходимые для принятия решения о нежелательности пребывания материалы и проект решения о нежелательности пребывания.

14.7. В течение 2 рабочих дней представляет подготовленный проект решения о нежелательности пребывания с приложением представленных в его обоснование материалов заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственному за деятельность соответствующего подразделения МВД России.

14.8. Ведет в журнале учета материалов и решений о нежелательности пребывания в соответствии с рекомендуемым образцом (приложение N 3 к настоящему Порядку) учет:

поступивших на рассмотрение ходатайств и представленных в их обоснование материалов,

подготовленных в инициативном порядке проектов решений о нежелательности пребывания и прилагаемых к ним материалов,

принятых решений о нежелательности пребывания.

14.9. Организует в установленном порядке хранение материалов по принятию решения о нежелательности пребывания в соответствующем номенклатурном деле федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр МВД России" 9 .

15. По результатам рассмотрения представленных материалов заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственный за деятельность соответствующего подразделения МВД России:

15.1. Утверждает решение о нежелательности пребывания, проект которого был подготовлен ответственным подразделением МВД России на основании ходатайства территориального органа МВД России.

15.2. Согласовывает проект решения о нежелательности пребывания, подготовленный в соответствии с пунктом 14.6 настоящего Порядка.

16. Согласованный заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации проект решения о нежелательности пребывания в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня согласования, представляется начальником ответственного подразделения МВД России либо лицом, исполняющим его обязанности, на утверждение Министру внутренних дел Российской Федерации либо лицу, исполняющему его обязанности.

17. Общий срок рассмотрения материалов для принятия решения о нежелательности пребывания не должен превышать одного месяца со дня регистрации поступившего в центральный аппарат МВД России в установленном порядке из территориального органа МВД России ходатайства и представленных в его обоснование материалов либо со дня подготовки ответственным подразделением МВД России проекта решения о нежелательности пребывания в соответствии с пунктом 14.6 настоящего Порядка.

18. Оригинал утвержденного уполномоченным должностным лицом решения о нежелательности пребывания и материалы, послужившие основанием для его принятия, приобщаются ответственным подразделением МВД России к материалам соответствующего номенклатурного дела ГИАЦ МВД России.

19. В течение 3 рабочих дней после утверждения решения о нежелательности пребывания ответственное подразделение МВД России направляет:

заверенную ДДО МВД России копию решения о нежелательности пребывания в территориальный орган МВД России на региональном уровне по месту пребывания (проживания) иностранного гражданина, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания;

копию решения о нежелательности пребывания в Федеральную службу безопасности Российской Федерации для ведения учета лиц, въезд которым в Российскую Федерацию не разрешен;

информационное сообщение о принятии решения о нежелательности пребывания в ГИАЦ МВД России для ведения соответствующих статистических учетов.

20. Территориальный орган МВД России на региональном уровне в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня получения из центрального аппарата МВД России заверенной в установленном порядке копии решения о нежелательности пребывания:

доводит указанное решение в письменной форме в соответствии с рекомендуемым образцом (приложение N 4 к настоящему Порядку) под личную роспись до сведения иностранного гражданина, в отношении которого оно принято, в случае его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации;

направляет в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы копию решения о нежелательности пребывания для осуществления контроля за выездом из Российской Федерации иностранного гражданина, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания, копию уведомления иностранного гражданина, в отношении которого принято данное решение, а также имеющиеся сведения о месте пребывания (проживания) иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 1998, N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 29; N 3, ст. 410; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6240; 2008, N 19, ст. 2094; N 20, ст. 2250; N 30, ст. 3583; N 30, ст. 3616; N 49, ст.ст. 5735, 5748; 2009, N 7, ст. 772; N 26, ст. 3123; N 52, ст.ст. 6407, 6413, 6450; 2010, N 11, ст. 1173; N 15, ст.ст. 1740, 1756; N21, ст. 2524; N 30, ст. 4011; N31, ст. 4196; N52, ст. 7000; 2011, N 1, ст.ст. 16, 28, 29; N 13, ст. 1689; N 15, ст. 2021; N 17, ст. 2321; N50, ст.ст. 7339, 7340, 7342; 2012, N 31, ст. 4322. Далее - Федеральный закон.

Памятка для иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации

Правовые основания принудительного выдворения иностранного гражданина либо лица без гражданства за пределы России
В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную. Пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из страны. Кроме того, въезд на территорию России для таких лиц будет ограничен на определенный срок.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации, т.е. принудительной высылке из Российской Федерации.

Помимо этого, за нарушения правил пересечения государственной границы, правил въезда в РФ, режима пребывания (проживания) в РФ, за незаконное осуществление трудовой деятельности, а также иных миграционных правил к иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть применено наказание в виде административного выдворения. Административное выдворение является самостоятельным видом наказания и может применяться, как в качестве основного, так и дополнительного наказания.

В результате депортации либо административного выдворения въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не будет разрешен в течение пяти лет со дня депортации (административного выдворения) за пределы Российской Федерации, а в случае неоднократной (два и более раза) депортации (административного выдворения) - в течение десяти лет со дня депортации.
Особенности депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание за совершенные на территории РФ преступления
В случае, если Минюстом России в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина (п. 11 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Решение о депортации исполняется после отбытия данным иностранным гражданином либо лицом без гражданства назначенного судом наказания.

Администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за десять дней до момента освобождения иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено Министерством юстиции Российской Федерации решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, уведомляет о сроке освобождения указанного лица Управление Министерства внутренних дел России по Томской области.

При освобождении иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено Минюстом России решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, администрация учреждения, исполняющего наказание, выдает ему документ, удостоверяющий личность (при наличии в личном деле осужденного), или свидетельство на возвращение в страну гражданской принадлежности и уведомляет его о необходимости покинуть территорию Россию в установленный законом срок.

При вынесении Министерством юстиции Российской Федерации решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, освобожденного из мест лишения свободы, УМВД России по Томской области осуществляет мероприятия по контролю за его выездом за пределы территории РФ.

В случае уклонения иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания), от выезда за пределы территории РФ УМВД России по Томской области принимает меры по его депортации.

До исполнения решения о депортации, иностранные граждане и лица без гражданства будут находиться в Специализированном учреждении для временного содержания иностранных граждан, подведомственном УМВД России по Томской области. Сроки содержания в данном учреждении будут определяться судом.

Как показывает практика, в исправительных учреждениях осужденных иностранных граждан знакомят с текстом поступившего распоряжения Минюста России, в котором не разъяснен порядок и не указаны сроки для его обжалования. Копия документа на руки не выдается, и некоторые просто не понимают, какое решение вынесено в отношении них. Вопрос об обжаловании решений Минюста России о нежелательности пребывания в РФ, возникнет у осужденных только после отбытия срока наказания, когда органами МВД России будут приниматься меры к депортации иностранного гражданина (лица без гражданства) с территории Российской Федерации. При этом выясняется, что у многих были веские основания для обжалования принятого решения, однако срок обжалования пропущен.

В целях оказания содействия иностранным гражданам и лицам без гражданства в решении вопросов, связанных с принятым решением о нежелательности их пребывания на территории РФ, Уполномоченный по правам человека в Томской области считает обязательным разъяснить следующее.
Порядок и основания обжалования распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания
В настоящее время федеральные органы исполнительной власти не имеют права отменять свои решения в данной сфере независимо от обстоятельств. В связи с этим, не рекомендуется направлять какие-либо письма в адрес Минюста России с просьбой пересмотреть принятое решение.

Распоряжение Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) необходимо обжаловать в суд. Данные решения оспариваются в порядке, установленном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. В то же время пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда, однако причины пропуска срока обращения в суд будут выяснятся в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Основаниями для обжалования могут быть различные обстоятельства. Одним из наиболее убедительных аргументов будет наличие близких родственников (супруги, дети, родители, родные братья и сестры), которые являются гражданами РФ. В соответствии с международными нормами и Конституцией РФ каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, семья находится под защитой государства.

Не менее важным обстоятельством является длительное проживание лица на территории Российской Федерации. При рассмотрении заявления судом будет учитываться вся информация, в том числе характеристика осужденного, характер, тяжесть и степень общественной опасности совершенного уголовного преступления, возможность исполнения решения о депортации.

При подаче административного искового заявления необходимо приложить квитанцию об уплате государственной пошлины, размер которой составляет 300 рублей. Суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить либо уменьшить ее размер, а также отсрочить уплату госпошлины. Если нет возможности заранее уплатить госпошлину, то в заявлении должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины либо об освобождении от ее уплаты. При этом нужно представить подтверждающие документы (например, справку исправительного учреждения об отсутствии средств на лицевом счете осужденного и невозможности его трудоустройства).

Согласно ст. 19 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения органа государственной власти рассматривается районным судом. В соответствии со ст. 22 КАС РФ такое заявление подается в суд по месту нахождения органа государственной власти. Ответчиком по административному делу будет являться Министерство юстиции Российской Федерации, которое находится по адресу: 119191, г. Москва, ул. Житная, д. 14. В связи с этим, исковое заявление можно направить в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, который расположен по адресу: 115184, г. Москва, ул. Татарская, дом 1. Рекомендуется направлять исковое заявление заказным письмом.

Кроме того, ч. 3 ст. 24 КАС РФ предусматривает также возможность подачи заявления в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом. Право выбора между судами, которым подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

При выборе суда необходимо учитывать следующие обстоятельства. С одной стороны, лучше принять личное участие в судебном разбирательстве, о чем можно ходатайствовать при подаче заявления. В ходе судебного разбирательства можно будет приводить свои доводы по всем возникающим вопросам, заявлять ходатайства, участвовать в исследовании доказательств, судебных прениях, осуществлять иные процессуальные права.

В соответствии со ст. 12 КАС РФ административное судопроизводство ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется административное судопроизводство, суд разъясняет и обеспечивает право знакомиться с материалами административного дела, участвовать в процессуальных действиях, давать объяснения, выступать в суде, заявлять ходатайства и подавать жалобы на родном языке, пользоваться услугами переводчика .

Согласно ст. 147 КАС РФ суд может привлечь к участию в судебном разбирательстве переводчика по своей инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, могут предложить суду кандидатуру переводчика. Вопрос о выборе кандидатуры переводчика разрешается судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

При личном участии в судебном разбирательстве шансы на удовлетворение Ваших заявленных требований судом увеличиваются.

С другой стороны, учитывая положения ст. 20 Гражданского кодекса РФ, согласно которой местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, исправительные учреждения таковым не являются. В связи с чем, иностранный гражданин вправе обратится с заявлением в суд по месту своего жительства до вынесения обвинительного приговора, представив подтверждающие документы, однако это не всегда представляется возможным.

При наличии финансовых средств у осужденного, для решения вопроса по оспариванию распоряжения Минюста России желательно обратиться к специалистам за квалифицированной юридической помощью.

Информация подготовлена по состоянию на 20.05.2016

При подготовке данной памятки и образцов исковых заявлений были использованы следующие источники:


  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950

  2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

  3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993

  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

  5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ

  6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ

  7. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

  8. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

  9. Приказ Минюста России от 20.08.2007 № 171 «О Порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы»

  10. Информация, размещенная на сайте Уполномоченного по правам человека в Свердловской области .

заинтересованное лицо:

Я, Фамилия, Имя Отчество, г.р., с _____ года, проживаю на территории Российской Федерации, прибыл из Республики _______.

Года я был осужден _______________ по ______________ УК РФ к_____ годам лишения свободы. ________. В настоящее время отбываю наказание в _____________________

Состою в зарегистрированном браке с гражданкой РФ_______________, от данного брака имеем малолетнего ребенка (детей)________________________________________, родителей, граждан РФ, нуждающихся в уходе.

Распоряжение Министерства Юстиции РФ не соотносится с Конституцией РФ и международными нормами: в случае, если я покину РФ, я не смогу, во первых, оказывать помощь престарелой матери (отцу), о которых я обязан заботиться, и не смогу осуществлять воспитание своего ребенка(детей), что приведет к нарушению - ст. 38 Конституции РФ , в соответствии с которой «1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.», а также норм Семейного Кодекса РФ : статья 54 СК РФ устанавливает: « Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.», ст. 55 устанавливает «Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками». - Конвенции ООН «О правах ребенка», ст. 9, 10, 16, 18, 27 , которая запрещает разлучение ребенка с родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда это необходимо в интересах ребенка. Статья 16 вышеуказанной Конвенции предусматривает, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на семейную жизнь. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

В соответствии со ст. 9 Конвенции ООН «О правах ребенка» «государства участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка».

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Считаю, что последствия Распоряжения о нежелательности моего пребывания на территории РФ несоизмеримы с тяжестью совершенного мною преступления. Я уже понес за это наказание. Я не представляю никакой опасности для общества, что подтверждается характеристиками из мест отбытия наказания, распоряжение Министерства юстиции о нежелательности пребывания вынесено без учета конкретных обстоятельств - наличия семейных отношений.

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры (Постановление от 14 ноября 2005 года №10-П по делу о проверке конституционности положений статей 48 и 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статей 63 и 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Распоряжение Министерства юстиции нарушает мое право на жизнь и охрану здоровья, право на свободу передвижения, лишает меня возможности легализовать свое положение на территории РФ, мое право и право моей супруги на семейные отношения и право моих детей жить и воспитываться в семье, мое право на осуществление родительских прав и обязанностей.

2. признать незаконным Распоряжение Министерства Юстиции РФ №__ от ___.___.20___ года о нежелательности моего пребывания на территории РФ __________________________
Приложения:

2. Копия паспорта образца 1974 года

3. Квитанция об уплате государственной пошлины или заявление об освобождении от уплаты госпошлины

4. Характеристика

1. Копия паспорта супруги

5. Копии паспортов родителей

6. Копии пенсионных удостоверений, заключений об инвалидности родителей.

7. Или другие, имеющие отношение к делу, документы.

«___»____________ 20__г. _______________/ФИО_______/

В _______________районный суд г. ___________

(адрес:____________________________)

от административного истца ________________________

адрес места отбытия наказания) _____________________

административный ответчик: Министерство юстиции Российской Федерации 119191, г. Москва, ул. Житная 14

заинтересованное лицо:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, 634012, Томская область, г. Томск, ул. Елизаровых дом № 48/10

Административное исковое заявление об оспаривании распоряжения Министерства юстиции РФ № ___ от ______ года о нежелательности пребывания на территории РФ

Я, Фамилия, Имя Отчество, г.р., с _____ года, проживаю на территории Российской Федерации, прибыл из Республики _______. Имею (имел) паспорт гражданина СССР образца 1974 года, являюсь лицом без гражданства.

Года я был осужден _______________ по ______________ УК РФ к_____ годам лишения свободы. В настоящее время отбываю наказание в _____________________.

В соответствии с принятым решением я должен покинуть территорию Российской Федерации. Я являюсь лицом без гражданства , и исполнить возложенное обязательство не имею возможности. Отказ в документировании подтверждается (ответ консульского учреждения и т.д.).

Если есть другие обстоятельства: наличие зарегистрированного брака, детей, отцовство в отношении которых установлено, это также необходимо указать.

В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Министерства Юстиции РФ от 20.08.2007 г. №171 материалы на освобождающихся лиц должны быть направлены учреждением ФСИН в Министерство юстиции не менее, чем за 6 месяцев до освобождения, распоряжение должно быть вынесено и осужденный должен быть ознакомлен под роспись с распоряжением еще находясь в исправительном учреждении. Кроме этого, осужденный иностранный гражданин или лицо без гражданства должно быть до освобождения документировано Министерством внутренних дел либо документом, удостоверяющим личность, либо свидетельством о возвращении - именно в обязанности МВД России входит определение принадлежности к гражданству и документирование освобождающихся из мест лишения свободы иностранных граждан и лиц без гражданства в период их нахождения в исправительном учреждении, в моем случае ничего в этом отношении сделано не было.

Считаю, что: распоряжение Министерства юстиции о нежелательности пребывания вынесено без учета конкретных обстоятельств - того, что я являюсь лицом без гражданства, распоряжение является неисполнимым по своей сути, так как у меня отсутствует хоть какой-то действительный документ, удостоверяющий личность, с которым я смог бы пересечь границу.

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры (Постановление от 14 ноября 2005 года № 10-П по делу о проверке конституционности положений статей 48 и 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статей 63 и 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Распоряжение Министерства юстиции нарушает мое право на жизнь и охрану здоровья, право на свободу передвижения, лишает меня возможности легализовать свое положение на территории РФ,

Если пропущен срок для обжалования, и есть уважительные причины для его восстановления, необходимо заявить о восстановлении срока.

«Прошу также восстановить срок на обжалование распоряжения Министерства юстиции РФ, так как я не видел данного распоряжения, не знал о возможности его обжалования, текст распоряжения вообще не содержит разъяснений о праве и сроках обжалования».

На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. ст. 124-126; 218-220; 227 КАС РФ прошу: 1. Рассмотреть мое заявление.

2. признать незаконным Распоряжение Министерства Юстиции РФ №__ от ___.___.20___ года о нежелательности моего пребывания на территории РФ _______________________ ________________
Приложения:

1. Копия Распоряжения Министерства Юстиции РФ №__ от ___.___.20___ года

2. Копия паспорта гражданина СССР образца 1974 года

3. Копии заключений консульских учреждений либо полномочных органов страны исхода о невозможности документирования и отсутствии гражданства

4. Заявление об освобождении от уплаты госпошлины (если нет возможности ее заплатить)

5. Характеристика
В зависимости от конкретной ситуации

1. Копия паспорта супруги

2. Копия свидетельства о браке

3. Копии свидетельств о рождении детей

4. Копия свидетельства об установлении отцовства

5. Копии паспортов родителей

6. Копии пенсионных удостоверений, заключений об инвалидности родителей. Или другие, имеющие отношение к делу документы.

«___»____________ 20__г. _______________/ФИО_______/