Процесс восстановления офицеров запаса на военную службу. Карт-бланш

Фото пресс-службы МО РФ

Некоторые подразделения Восточного военного округа (ВВО) испытывают значительный некомплект офицерского состава, а кадровые органы Минобороны, видимо, пока не способны эту проблему быстро решить. Такой вывод напрашивается из инициативы командующего войсками ВВО генерал-полковника Сергея Суровикина, который приказал подчиненным убыть в центральные регионы страны и там набрать в части и соединения округа офицеров из запаса.

Как сообщалось ранее, Минобороны развертывает на Чукотке целую дивизию. Формируются новые части и соединения в Арктике и на Курилах. Инфраструктура, гарнизоны для них строятся опережающими темпами, а вот с набором в новые подразделения квалифицированных военных специалистов, видимо, есть проблемы.

Чтобы решить их, «сформированные в ВВО выездные группы будут работать в военных комиссариатах 26 субъектов РФ». Об этом вчера сообщил врио начальника пресс-службы ВВО полковник Александр Гордеев. По его словам, представители ВВО развернут агитационную деятельность во многих городах РФ. Мол, «это делается с целью привлечь на военную службу офицеров запаса, ранее уволенных по организационно-штатным мероприятиям». Такая инициатива командования в новейшей истории Дальнего Востока и ВВО имеет место впервые. Известно, что в этом регионе ощущается дефицит трудовых кадров, в том числе и не хватает молодых офицеров, находящихся в запасе. Именно поэтому осуществляется набор запасников в подразделения ВВО по всей России. Но, как правило, такую работу централизованно организует Главное управление кадров (ГУК) Минобороны. Из официальной информации ВВО следует, что такая работа ГУКом ранее уже проводилась. И в результате в войска ВВО было набрано 564 офицера запаса из 50 субъектов РФ. «Все они назначены на должности более чем в 130 воинских частей ВВО, в том числе в общевойсковые объединения, Тихоокеанский флот и объединение ВВС и ПВО», - отметил Гордеев.

Но источники «НГ» в штабе ВВО информируют о том, что организованные ранее централизованные мероприятия по набору в войска из запаса офицеров кадровых проблем округа не решили. Не укомплектовано, особенно в новых создаваемых частях и соединениях, значительное число офицерских должностей. В начале 2016 года статс-секретарь – замминистра обороны Николай Панков сообщал, что укомплектованность армии и флота офицерами в 2015 году составила 92%. «Это беспрецедентный уровень укомплектованности. Теперь мы поставили задачу в 2016 году выйти на 93%», – заявлял он. Это будет достигнуто за счет «призыва на военную службу офицеров, уволившихся в предыдущие годы».

Так сейчас, видимо, и происходит, но с проблемами. Грубая прикидка показывает, что Российской армии не хватает около 17 тыс. офицеров. Некомплект в 8% незамечен в действующих подразделениях. Но как набрать офицеров в те подразделения, которые вновь формируются?

Как рассказал «НГ» председатель ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих капитан первого ранга Олег Шведков, «в результате непродуманных реформ в 2010–2012 годах Минобороны почти полностью прекратило набор курсантов в военно-учебные заведения страны. И сейчас количество выпускников из военных училищ незначительное. Кадрового голода Минобороны, конечно, пытается избежать за счет офицеров запаса. Это правильное решение». Шведков обращает внимание на то, что при бывшем министре обороны Анатолии Сердюкове штатная численность офицеров в армии и на флоте была уменьшена почти в два раза.

«Многие молодые офицеры оставили службу. Но сейчас хотят служить. Практика показывает, что реально это сделать очень трудно, – говорит Шведков. – Есть большой элемент бюрократии. К нам в военный профсоюз по этому поводу приходят десятки жалоб от офицеров запаса. Мы обращаемся в ГУК, военкоматы за помощью, но встречаемся с различными бюрократическими препонами. И практически никто из наших запасников так и не стал действующим офицером. Видимо, командующий ВВО это понял и решил своими силами решать кадровую проблему своего округа».

В свою очередь, военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев уверен, что трудности с набором офицеров из запаса в войска ВВО связаны со слабой социальной защищенностью военнослужащих и членов их семей. Он долгое время прослужил в отдаленных гарнизонах на Дальнем Востоке и знает об этих проблемах не понаслышке: «Ранее мотивация офицера к службе в этом регионе подкреплялась хорошим денежным довольствием, продовольственным пайком, предоставлением жилья, различными надбавками».

Действительно, проблемы есть. Оклады офицеров не индексировались уже четыре года. Проезд с Дальнего Востока в отпуск офицера, за исключением некоторых регионов, осуществляется за его счет. В ряде отдаленных гарнизонов ВВО закрыты военные поликлиники и госпитали. Многие военные пенсионеры, живущие на Дальнем Востоке, считают себя брошенными, обманутыми государством. И нынешнее поколение офицеров, видимо, не хочет повторить их участь. На Дальний Восток они, как правило, не стремятся.

Постановления от 14 февраля 2000 г. "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" дал следующие разъяснения.

В случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет либо без обеспечения его жилым помещением он на основании п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда. При этом признание военнослужащего не годным по состоянию здоровья к военной службе или достижение им предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения.

В том случае, когда увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, произведено на законных основаниях, но нарушен установленный Положением о порядке прохождения военной службы порядок увольнения военнослужащего, должно приниматься решение не о восстановлении военнослужащего на военной службе, а только об отмене приказа об исключении этого лица из списков личного состава воинской части, восстановлении непосредственно нарушенных прав и возмещении ущерба. При этом срок, в течение которого восстанавливались нарушенные права, подлежит включению в срок военной службы путем возложения на соответствующее должностное лицо обязанности изменить дату исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

В случае если сам военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

Полное восстановление нарушенных прав военнослужащего, уволенного с военной службы без производства расчета, предполагает восстановление его в списках личного состава части до момента выплаты всех причитающихся сумм.

Принципиальное решение принято Военной коллегией Верховного Суда РФ по делу Д.

Майор Д. обжаловал в суд действия командира войсковой части, связанные с исключением его из списков личного состава части ввиду увольнения с военной службы без производства с ним расчета по всем видам довольствия, положенным на день увольнения.

Военный суд удовлетворил жалобу: действия командира признал неправомерными, а его приказ в части, касающейся исключения Д. из списков личного состава части, - незаконным и не действующим с момента его издания. Кроме того, суд обязал командира части восстановить Д. на военной службе, выплатить причитающиеся ему деньги с учетом индексации, а денежную компенсацию взамен продовольственного пайка выплатить исходя из его стоимости, действующей на момент фактической выплаты, после чего исключить заявителя из списков личного состава части.

Приволжский окружной военный суд решение изменил, признав неправильным указание об отмене приказа об исключении Д. из списков личного состава и восстановлении его на военной службе, в остальной части решение суда первой инстанции оставил без изменения.

Окружной суд указал, что увольнение Д. произведено на законных основаниях и не оспаривалось заявителем, однако при этом не соблюден порядок увольнения, и названное нарушение в полной мере могло быть устранено путем выплаты задолженности с учетом ее индексации и своевременного исполнения судебного решения, а не путем восстановления заявителя на военной службе.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене определения суда второй инстанции.

Военная коллегия протест удовлетворила, отменила определение Приволжского окружного военного суда и оставила в силе решение военного суда о восстановлении Д. на военной службе до момента производства с ним окончательного расчета, указав следующее.

Как видно из материалов дела, Д., уволенному с военной службы и исключенному из списков личного состава части, не выплачены: единовременное денежное вознаграждение по итогам 1997 и 1998 годов; денежные компенсации взамен продовольственного пайка, за поднаем жилых помещений, за санаторно - курортное лечение и взамен вещевого имущества; пособие на детей; материальная помощь и выходное пособие.

Вместе с тем согласно ст. ст. 12, , , 15, и Федерального закона "О статусе военнослужащих" перечисленные выплаты и компенсации установлены для военнослужащих, т.е. для лиц, проходящих военную службу. Поэтому упомянутыми видами довольствия военнослужащий должен быть обеспечен в период прохождения военной службы, а не после увольнения с нее.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил, объявленного приказом Министра обороны Российской Федерация No. 100 1985 г., днем увольнения офицера с действительной военной службы считается день, с которого офицер приказом по воинской части исключается из списков личного состава части. Согласно же ч. 4 ст. 65 инструкции к названному приказу "О порядке применения Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил" увольняемый военнослужащий своевременно и полностью должен быть удовлетворен всеми видами положенного ему на день увольнения довольствия (данные нормативные акты действовали на момент возникновения спорных правоотношений и в период рассмотрения дела судом).

Поскольку с Д. на день увольнения не был произведен окончательный расчет, то издание приказа об исключении его из списков личного состава воинской части нарушало требования названных нормативных актов и ущемляло права военнослужащего. В связи с этим суд первой инстанции правильно удовлетворил требования заявителя о восстановлении его в списках личного состава воинской части до производства с ним окончательного расчета. Определение же суда второй инстанции не устраняло допущенные в отношении Д. нарушения.

Это решение Военной коллегии согласуется с требованиями нового законодательства, в частности с нормами п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. No. 1237, в соответствии с которыми военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Инструкция

Увольнение с военной службы может произойти в силу различных обстоятельств. Именно от этих обстоятельств и зависит возможность и порядок восстановление бывшего военного на службу . В случаях, когда речь идет о необоснованном или незаконном увольнении, а также увольнении, проведенном с нарушением норм ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», восстановление на службу осуществляется в судебном порядке.

При таких обстоятельствах увольнения обратитесь с иском о восстановлении в локальные судебные органы, прилагая к иску обоснование незаконности или необоснованности увольнения. На основании решения суда отменяется приказ об увольнении, гражданин восстанавливается на военную службу с обязательной компенсацией понесенных убытков за весь период неосуществления обязанностей.

В случае, когда имело место увольнение по вашему личному желанию, либо в связи с сокращением штата, восстановление не производится. Вместе с тем, законодательством и практикой приема на военную службу допускается возможность заключения нового контракта, при условии, что предельный возраст пребывания на военной службе не был достигнут на момент увольнения.

Наконец, третья вероятная причина увольнения – нарушение самим военнослужащим условий контракта, на основании которых и было осуществлено увольнение. Обычно в таких случаях речь идет о нарушении режима службы, несоблюдении правил внутреннего распорядка, также причиной может оказаться совершенное преступление, непогашенная судимость и т.п. Это как раз тот случай, когда путь к восстановлению закрыт, поскольку для возврата на службу потребуется заключение нового контракта, а кадровые службы крайне редко соглашаются на его заключение с военнослужащим, уволенным при таких негативных обстоятельствах.

Источники:

  • восстановление на военной службе

Если вас уволили по инициативе работодателя и вы с этим не согласны, то в некоторых случаях работу можно вернуть и получить компенсацию за все время вынужденного простоя. Расторгая трудовые отношения в одностороннем порядке, работодатель должен соблюдать все правила и оформлять все документы в соответствии с предписаниями Трудового Кодекса Российской Федерации.

Вам понадобится

  • -заявление
  • -копии документов на основании которых вас уволили или сократили
  • -трудовая книжки и ее копия

Инструкция

Работодатель может расторгать трудовые отношения по своей инициативе в случаях предусмотренных трудовым законодательством. Если сотрудник не соответствует занимаемой должности; нарушает дисциплину; потерял доверие, что относится только к материально ответственным лицам; разглашает служебную тайну.

Во всех случаях расторжения трудового договора со стороны работодателя должен составляться акт нарушения, письменный выговор с наказанием, письменное объяснение от нарушителя. Все документы подписывает комиссия, созданная для рассмотрения данного нарушения и нарушитель. Если такой порядок действий не произведен перед увольнением, то увольнение признают незаконным.

Придите в военный комиссариат, в котором вы состоите на воинском учете. Если вы с учета сняты, по возрасту или по иным причинам, обратитесь в тот, к которому вы относитесь по месту жительства и . Полный военкоматов можно найти на сайте Министерства обороны Российской Федерации. С собой вы должны иметь паспорт, а также военный билет или иные документы, оставшиеся у вас в качестве свидетельства прохождения службы.

Напишите заявление о том, что вы желаете на военную службу по контракту. Оно составляется по образцу, который вам выдадут на месте. При этом вы можете указать как предпочтительный тот род войск, в котором вас больше всего привлекает. Он не обязательно должен совпадать с опытом, который у вас имелся на предыдущем этапе службы. Но учтите, что выше всего вероятность того, что вас распределят именно на ту должность, в которой у вас есть опят и знания.

Пройдите медицинскую комиссию. Она проводится в три этапа, и первый из них контролируется специалистами районного военного комиссариата. Проверка будет проведена на общее состояние здоровья, а также годность к военной службе.

При одобрении вашей кандидатуры обсудите все детали контракта и распределения в часть комиссаром. На этом этапе перед подписанием контракта вы должны еще раз обдумать свое решение о возвращении в . Ведь по российскому законодательству для прекращения контракта вы должны будете иметь более веские , чем собственное желание.

Видео по теме

Источники:

  • Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации
  • как восстановиться на военную службу

Бывает так, что уйдя с работы, через какое-то время человек понимает, что покинутое место было не таким уж плохим. Или на новой должности все оказалось не так, как обещали на собеседовании. И тогда принимается решение вернуться на прежнюю работу.

Инструкция

Если вы решили вернуться на старое место работы, созвонитесь с прежними сослуживцами. Спросите у них, свободна ли ваша должность. Если вакансия закрыта - попросите узнать, нет ли похожих позиций в других отделах.

Если свободная вакансия есть, неважно, в вашем отделе или другом, позвоните своему . Скажите, что на новом месте работы все казалось совсем не так, как вы предполагали, похвалите его умение организовывать рабочий процесс и спросите, можно ли вам вернуться обратно. Объясните, что вам известно о свободных вакансиях и вы готовы приступить к работе в ближайшее время.

Расскажите, что на новом месте работы вы овладели новыми навыками, наработали клиентскую базу, узнали выгодных поставщиков и т.д. Пусть руководитель убедится, что приняв вас обратно, он приобретет более квалифицированного сотрудника за ту же зарплату.

Очень часто работодатели предпочитают принимать уже знакомых сотрудников, чем искать новых. Попросите бывшего начальника порекомендовать вас руководителю другого отдела в том случае, если в вашем нет вакантных мест. На человека, пришедшего не «со стороны», смотрят по-другому. Он оказывается в приоритете при наличии кандидатов, никем не рекомендованных.

Если вас пригласили на собеседование на старую работу, оденьтесь в деловой костюм. И неважно, что все, кого вы там встретите, вам знакомы. Работодатели должны еще раз убедиться в правильности выбора, так покажите им, что вы ответственный и собранный человек, профессионал, который отлично справится с самыми трудными задачами.

Искаженное истолкование закона часто приводит к путанице, объединяющей в себя несколько смежных вопросов, и хотя подавляющая часть аудитории склонна уточнять нюансы о срочной службе в армии, остаются и те, кто никак не может разобраться с понятием службы для офицера запаса. Причиной тому является навязчивая аналогия с гражданами, которые пришли в армию в звании рядового и уволились в том же ранге.

Известно, что после демобилизации гражданин отправляется в запас. По мере необходимости Указом Президента он может быть направлен на военные сборы. Здесь не стоит заниматься статистикой, так как зачастую сборы предусмотрены для офицеров, не прошедших срочную службу. Как раз положение для этой категории и вызывает острые вопросы.

Лица, не стремящиеся сделать себе военную карьеру, обязательно будут призваны на срочную службу и, возможно, привлекутся на сборы. Офицер запаса, вне зависимости от того, как было присвоено звание, может быть призван в армию, но назвать это срочной службой нельзя:

  • Во-первых, обучение в военном учебном заведении приравнивается к срочной службе.
  • Во-вторых, после окончания гражданского ВУЗа с военной кафедрой, выпускник получает военный билет и отправляется в запас.

О какой срочной службе тогда может идти речь? Офицера в армию призывают, но она приравнивается к службе по контракту. В итоге, чтобы полностью поднять вопрос, освещающий призыв в общем смысле для офицеров запаса, мы разделим это мероприятие на два вида: прохождение сборов и прохождение службы.

Военные сборы

В большинстве своем учебные сборы офицеров запаса по организации похожи на сборы для рядовых и сержантов. Определен срок единовременного пребывания, он составляет не более двух месяцев. Таким образом, суммарное количество мероприятий, в которых будет участвовать гражданин, определяется общей продолжительностью учений. Она составляет 12 месяцев. Период и продолжительность военных сборов на календарный год устанавливает Верховный Главнокомандующий своим Указом.

В отличие от призывной кампании, учебные сборы стартуют с 5 февраля. Необходимо отметить, что все офицеры, отправленный в запас без прохождения срочной службы, будут призваны, если не на военную службу, то на учебные сборы, причем при отсутствии уважительных причин, они отбудут в итоге все 12 месяцев.

Чтобы повысить эффективность призыва офицерского состава, часто используется предварительное распределение. Оно подразумевает назначение и приписку к воинской части заблаговременно. Офицер, поступая в запас, получает мобилизационное предписание, это квиток, который служит дополнением к военному билету. В нем указана вся необходимая информация о том, что должен сделать военнообязанный и куда явиться в случае мобилизации.

Те, у кого с раннего детства проявлялась одна мечта: «Хочу служить», заведомо подготовили для этого почву и поступили в Высшее военное учебное заведение. По его окончанию выпускники имеют звание лейтенанта. Обычно государство обучает за свой счет кадры, на которые составлен предварительный заказ.

Это означает, что курсант еще в период обучения заключает контракт, согласно которому он будет распределен, вне зависимости от его волеизъявления. Если же кадр не востребован, что случается крайне редко, то его личное дело передается в отделы кадров всех округов, и офицер уходит служить по полученному запросу. В противном случае, он направляется в запас. Далее его могут ожидать только военные сборы.

Концепция развития обороноспособности государства

На протяжении двух десятков лет можно наблюдать тенденции развития российской армии. К концу 90-х годов популярность военной специальности достигла своего минимума. Свою лепту внесли и внутренние конфликты. Государство не могло достойно содержать молодые кадры, поэтому расторгались контракты и тысячи выпускников военных училищ были вынуждены искать себя в гражданской жизни. На пороге прошлого десятилетия картина кардинально поменялась. Анализ показал, что не хватает грамотных специалистов из числа офицеров.

Сегодня в значительной степени расширены квоты для бесплатного обучения практически во всех военных ВУЗах. Государство ведет строгий учет выпускников, чтобы не позволить им стать на биржу труда, а с другой стороны, обеспечить собственную потребность в кадрах. Можно смело сказать, что в настоящий момент реформа в армии стала давать весомые плоды.