Про отмену открепительных удостоверений. Госдума отменила открепительные удостоверения на выборах

Сегодня Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении пакет законопроектов об отмене открепительных удостоверений на выборах.

Законопроекты позволяют избирателям, отсутствующим в день выборов по месту регистрации, голосовать по заявлению о включении в список избирателей по месту голосования. Наблюдатели получат право знакомиться со сведениями об избирателях, подавших такие заявления.

Удачное совпадение

В 2018 г. выборы президента приходятся на неделю, на которую выпадает Международный женский день 8 марта. В соответствии с принятой поправкой выборы могут быть перенесены на следующее воскресенье, которое выпадает на 18 марта и совпадает с 18 марта, днем присоединения Крыма к России.

Сроки подачи заявления - от 45 дней до 14 часов за день до голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта, а также через портал госуслуг либо через МФЦ. На заявления будут наклеивать особые марки во избежание подделок. В день голосования избиратель может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта того, что он не проголосовал на другом избирательном участке.

Если в мае законопроекты примет Совет Федерации и одобрит президент, новый порядок голосования пройдет испытание более чем в 20 регионах, где осенью будут выбирать губернаторов и депутатов. «Мы не скрываем, что для нас это серьезное тестирование перед выборами президента», – говорил ранее зампред ЦИК Николай Булаев.

Отмена открепительных удостоверений была в списке по повышению явки на президентских выборах, по некоторым оценкам, рост явки может достигать 10%. Недавно начальник управления внутренней политики президента Андрей Ярин заявил, что о показателях в 70% явки и 70% голосов за основного кандидата на предстоящих президентских выборах речи не идет, главное - обеспечить прозрачность выборов. Ранее собеседники «Ведомостей» в администрации президента говорили о необходимости реализации на президентских выборах формулы «70 на 70». Согласно мартовскому опросу ВЦИОМ, уже сейчас 69,9% россиян говорят, что примут участие в выборах.

Новость из разряда не совсем обычных, хоть и ожидаемых: на выборах в России больше не будут использоваться открепительные удостоверения. Необычной ее делает то, что такие удостоверения являются одним из самых старых элементов выборного процесса в РФ. Это нововведение отвечает развитию сразу двух демократических прав: на свободу передвижения и на участие в выборах. Законодатель и ЦИК стараются предотвратить при этом потенциалные злоупотребления.

Поправки в избирательное законодательство, отменяющие открепительные удостоверения и позволяющие голосовать не по месту регистрации приняты в среду в окончательном третьем чтении. Голосовать по фактическому местонахождению можно будет уже с единого дня голосования, то есть с 10 сентября с. г., и, конечно, на президентских выборах 18 марта 2018 года. Перенос президентских выборов с 11 марта на эту дату депутаты также утвердили в среду.

Законопроект, у которого есть все шансы быть утвержденным Совфедом (на стадии Думы он уже прошел коррекцию после первого чтения в апреле) устанавливает сроки включения граждан в списки избирателей по месту фактического пребывания. ТАСС со ссылкой на пояснения ЦИК сообщает, что общем случае подавать заявления об этом нужно не позднее чем за пять дней, но если вы находитесь в срочной, подтвержденной документами командировке (или, например, попали в больницу вдалеке о дома), то - не позднее 14:00 субботы накануне выборов. Подать заявление можно в территориальной или в участковой избирательной комиссии, а также через портал "Госуслуги" или в многофункциональных центрах (МФЦ).

На заявление, во избежание фальсификаций и повторного голосования будут наклеены специальные марки. При этом для голосования путешественников будут выделены специальные участки: от 9 тыс. до 15 тыс., в то время, как всего в России их 95 тысяч.

Отвечая на вопрос, о том, каков все-таки, при отсутствии открепительных удостоверений, механизм страховки от нарушений на выборах, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов сказал, что будут проверяться, сличаться по разным участкам списки зарегистрировавшихся, а также - проголосовавших, чтобы выявить гипотетическую возможность голосования в нескольких местах одного и того же лица. Другой элемент защитного механизма - карательный.

Выше штрафы

Голосовать с нарушением закона удавалось и прежде, говорит Дмитрий Орлов, применялись так называемые «карусельные» и «автобусные» технологии. Теперь же, и на это следует обратить особое внимание, выросла ответственность за нарушение избирательного законодательства. Таким образом, возможность реализации гражданами избирательного права существенно выросла, а риск масштабного нарушения закона, наоборот, снизился, считает политолог, отмечая также, что прежде желающим проголосовать, но находящимся в отъезде приходилось прибегать к весьма сложной процедуре или нести затраты, чтобы успеть вернуться вовремя к месту регистрации.

Таких, а также тех, кому приходилось просто отказаться от намерения проголосовать, как выясняется, было очень много. Глава ЦИК РФ Элла Памфилова заявила, что новый закон коснется от 5 до 20 млн человек.

В подтверждение слов политолога можно добавить, что Элла Памфилова рассказала об изучении ЦИКом возможности публиковать в интернете личные данные людей, включенных в избирательные списки по каждому участку (усеченно, так, чтобы это было в рамках закона о защите персональных данных). А возможность публикации информации о количестве открепившихся/прикрепившихся избирателей уже предусмотрена и такие данные будут обнародоваться на сайте комиссии за два дня до выборов.

В ЦИК ожидают также, что нововведение позволит отказаться от практики досрочного голосования, к которому ранее было много претензий и которое в настоящее время разрешено только на региональном уровне.

А штрафы за нарушения на выборах возрастают кратно: человек, проголосовавший несколько раз, а также организатор такого голосования, будучи раскрытыми, заплатят штрафы в 30 тыс. руб. Выдача бюллетеня "в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя" или проголосовать более одного раза, а также выдача (и получение) заранее заполненного бюллетеня будет наказываться штрафом от 3,5 тыс. до 30 тыс. руб. Штраф за неоднократные административные правонарушения такого рода составит 50 тыс. руб.

Может быть предусмотрено, что избиратель, участник референдума, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, участников референдума, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, округа референдума, где избиратель, участник референдума обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме) на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Устанавливаемый законом период выдачи открепительных удостоверений не может составлять менее 30 дней и должен заканчиваться в день, предшествующий дню голосования. В случае проведения досрочного голосования в соответствии с пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона предусмотренные законом сроки выдачи открепительных удостоверений избирателям, участникам референдума соответствующего избирательного участка, участка референдума в территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) должны оканчиваться в день передачи первого экземпляра списка избирателей, участников референдума в участковую комиссию.

2. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней, при проведении которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, открепительные удостоверения выдаются в сроки, определенные законом, регулирующим порядок проведения выборов (референдума) более высокого уровня.

3. Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности и имеют единую нумерацию на всей территории проведения выборов, референдума. Открепительное удостоверение, используемое на выборах, при проведении которых законом предусмотрено повторное голосование, должно иметь отрывной талон. Открепительное удостоверение изготавливается по форме согласно приложению 2 или к настоящему Федеральному закону. Текст открепительного удостоверения, число открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются организующей выборы, референдум комиссией в сроки, установленные законом . Указанной комиссией определяются также способы защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении.

4. В целях защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении используются бумага с водяными знаками и (или) с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой и (или) иные специальные элементы защиты.

5. Закупка открепительных удостоверений осуществляется организующей выборы, референдум комиссией централизованно на основании ее решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Открепительное удостоверение выдается комиссией на основании письменного заявления избирателя, участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю, участнику референдума либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель, участник референдума находится в этом учреждении на излечении), руководителем органа социальной защиты населения (если избиратель, участник референдума является инвалидом), администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые (если избиратель, участник референдума содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, вносит в него фамилию, имя и отчество избирателя, участника референдума, серию и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, номер избирательного участка, участка референдума, где избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума, адрес участковой комиссии, наименования муниципального образования и субъекта Российской Федерации, номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа (если выборы проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам), на территории которых образован избирательный участок, участок референдума, наименование комиссии, выдавшей открепительное удостоверение. Если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, указанные сведения об избирателе, избирательном участке и о соответствующей комиссии вносятся также в отрывной талон открепительного удостоверения. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, указывает в открепительном удостоверении (если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, - также в отрывном талоне) свои фамилию и инициалы, дату выдачи открепительного удостоверения, расписывается и ставит печать соответствующей комиссии.

8. При получении открепительного удостоверения (в случае проведения повторного голосования на выборах - открепительного удостоверения без отрывного талона) избиратель, участник референдума в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка избирателей, участников референдума указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. В реестре выдачи открепительных удостоверений должен быть указан адрес места жительства избирателя, участника референдума. В случае получения открепительного удостоверения на основании доверенности представителем избирателя, участника референдума в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка избирателей, участников референдума указываются серия и номер паспорта избирателя, участника референдума или документа, заменяющего паспорт гражданина, при этом представитель избирателя, участника референдума указывает свои фамилию, имя и отчество, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. После этого у представителя избирателя, участника референдума доверенность изымается и приобщается соответственно к реестру выдачи открепительных удостоверений, к списку избирателей, участников референдума.

9. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) с правом решающего голоса, выдавший избирателю, участнику референдума открепительное удостоверение, в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений указывает номер выданного открепительного удостоверения и расписывается. Территориальная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия) до дня голосования направляет в участковые комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей, участников референдума заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, участниках референдума, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков, участков референдума. На основании соответствующей выписки член участковой комиссии в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Получил в территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) открепительное удостоверение N" с указанием номера выданного открепительного удостоверения и расписывается.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. При выдаче избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения в участковой комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, выдавший избирателю, участнику референдума открепительное удостоверение, в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Получил открепительное удостоверение N" с указанием номера открепительного удостоверения и расписывается.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Избиратель, участник референдума, которому выдано открепительное удостоверение (в том числе через его представителя на основании доверенности), исключается участковой комиссией из списка избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на данных выборах, референдуме и не учитывается в числе зарегистрированных избирателей, участников референдума при составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования.

12. Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается. В случае утраты открепительного удостоверения его дубликат не выдается.

13. В день голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются. Если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, сроки и порядок погашения открепительных удостоверений и отрывных талонов устанавливаются этим законом . Сведения о погашении неиспользованных открепительных удостоверений и отрывных талонов с указанием их числа, а также номеров открепительных удостоверений вносятся соответствующей комиссией в акт, составленный по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

14. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель, участник референдума дополнительно включается в список избирателей, участников референдума на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Участковой комиссией в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума делается отметка: "Проголосовал по открепительному удостоверению N" с указанием номера открепительного удостоверения, предъявленного избирателем, участником референдума. После этого открепительное удостоверение изымается у избирателя, участника референдума, за исключением случая, когда законом предусмотрено повторное голосование на выборах. В этом случае при проведении общих выборов у избирателя изымается отрывной талон, а при проведении повторного голосования - открепительное удостоверение. Открепительные удостоверения (отрывные талоны), на основании которых избиратели, участники референдума включены в список избирателей, участников референдума, хранятся вместе с указанным списком.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. В случае утраты бланка открепительного удостоверения комиссия, установившая факт такой утраты, незамедлительно составляет соответствующий акт и принимает решение, в котором указываются номер утраченного бланка открепительного удостоверения, факт утраты бланка и причина утраты. Это решение в тот же день доводится до сведения непосредственно вышестоящей комиссии и комиссии, организующей выборы, референдум. На основании этого решения комиссия, организующая выборы, референдум, признает соответствующее открепительное удостоверение недействительным, о чем незамедлительно информируются все нижестоящие комиссии. Открепительные удостоверения также могут признаваться недействительными комиссией, организующей выборы, референдум, в иных случаях, если голосование по таким открепительным удостоверениям повлечет нарушение избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме. Недействительное открепительное удостоверение не является основанием для включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума. При предъявлении избирателем, участником референдума такого открепительного удостоверения оно подлежит изъятию.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Порядок передачи открепительных удостоверений комиссиям и учета открепительных удостоверений, в том числе с использованием ГАС "Выборы", утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении пакет поправок в избирательное законодательство, отменяющий открепительные удостоверения на выборах и дающий возможность голосовать не по месту регистрации, а там, где находишься. Это относится к выборам президента в марте 2018 года и к региональным выборам, начиная с 10 сентября этого года

Закон поддержали 381 депутатов, высказались против - 36.

Материалы по теме

Важнейшее изменение закона касается также отмены открепительных удостоверений. Тем избирателям, кто в день выборов не будет находиться в месте регистрации, закон теперь разрешает проголосовать без открепительного удостоверения, по заявлению. Для того, чтобы реализовать это право, нужно будет подать заявление в избирком по месту пребывания. Заявителя включают в список местных избирателей в порядке, установленном ЦИК РФ. Поправки предлагают также установить срок для подачи такого заявления - не ранее чем за 45 дней до выборов и не позднее 14:00 за день до голосования.

Заявление может быть подано избирателем лично по предъявлении паспорта, через портал госуслуг или через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

По подсчетом ЦИК, отмена открепительных удостоверений «вернет» на участки до 20 миллионов избирателей, которые не живут по месту прописки.

Перед заседанием Госдумы депутат фракции КПРФ Юрий Синельщиков заявил, что КПРФ будет голосовать против законопроекта.

По его словам парламентария, истинный замысел разработчиков законопроекта заключается в повышении процента явки проголосовавших, за счет исключения из списка избирателей, не пришедших на выборы.

«Но исходя из того, что записано в законопроекте, исходя из того, что предполагает записать в своих инструкциях Центральная избирательная комиссия, получается так, что по заявлению гражданина его не включают в список. А по его заявлению его, прежде всего, исключают из того списка, где он состоит. А потом, когда он во время выборов обратится на участок по месту своего пребывания, его будут включать в список после предварительной проверки, выяснив, что он не проголосовал еще где-либо», - пояснил депутат Сергей Пантелеев (фракция КПРФ).

«Может получиться и так, что эти граждане никуда не явятся. Но их исключат из соответствующих списков. Тем самым формально обеспечивается повышение процента явки избирателей на участки. Потому что те граждане, которые являются сомнительными, из списков автоматически исключаются, - уточнил Пантелеев. - Это, конечно, очень выгодно для правящей партии. Это очень выгодно на президентских выборах. Чтобы показать высокий процент поддержки победителя».

Закон также предусматривает упрощение требований к подписным листам, в которых проставляются автографы избирателей в поддержку того или иного кандидата. К примеру, парламентские партии могут выдвигать кандидатов на пост президента без сбора подписей избирателей, непарламентские партии должны собрать не менее 100 тыс. подписей, чтобы их кандидаты были зарегистрированы. Кандидату-самовыдвиженцу для регистрации на выборах необходимо собрать минимум 300 тыс. подписей.

Уточняется, что адрес места жительства избирателя может не содержать каких-либо реквизитов в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию. Ранее избиркомы нередко браковали подписи граждан, которые, например, не указали район проживания, хотя основные элементы адреса были написаны правильно.

Закон ужесточает административную ответственность за нарушения на выборах. Так, за неоднократное голосование одного и того же лица, а также за организацию такого голосования устанавливается штраф в 30 тыс. руб.

Также законом увеличиваются размеры штрафа с 3,5 до 30 тыс. руб. за выдачу бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза. Аналогичные санкции предусмотрены за выдачу гражданину заполненного бюллетеня, а также за его получение. Штраф за неоднократное подобное административное правонарушение составит 50 тыс. руб.

Согласно законопроекту, выборы президента России в 2018 году переносятся с 11 на 18 марта. В этот день в 2014 году был подписан договор о принятии в состав России Республики Крым.

Проект закона о внесении изменений в закон о выборах Президента, внесённый сенатором Клишасом, до внесения одобренный Центральной избирательной комиссией России.

Самой главной новацией законопроекта является отмена открепительных удостоверений на выборах Президента России. Предполагается включение избирателя в список избирателей на основании письменного заявления, поданного заблаговременно на любом участке по месту временного нахождения или же на основании простой явки избирателя на специально определённые для этих целей избирательные участки или же на любой участок, находящийся за рубежом.

Институт открепительного удостоверения существует в нашем законодательстве с приснопамятного 1937 года. Статья 15 Положения о выборах в Верховный Совет СССР, принятого 4-й сессией ЦИК СССР VII созыва 9 июля 1937 года устанавливала: "При перемене избирателем места своего пребывания в срок между опубликованием списка избирателей и днем выборов соответствующий Совет депутатов трудящихся выдает ему по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, «удостоверение на право голосования» и отмечает в списке избирателей — «выбыл»; в пункте нового местожительства — постоянного или временного — избиратель вносится в список избирателей при пред"явлении удостоверения личности, а также «удостоверения на право голосования».

В телепередаче "Старая квартира", шедшей в конце 1990-х годов, один из агитаторов, работавших на советских выборах, вспоминал, что при помощи открепительных удостоверений во времена социализма "нагоняли" явку до 99 процентов: заранее при обходе квартир определялись те граждане, которые не пойдут на выборы, после чего таким нехитрым способом они исключались из списка избирателей. Может, так оно и было: советские "выборы" - феномен изученный не слишком хорошо.

Так что открепительное удостоверение - явление хорошо изученное и достаточно активно применяемое. Особенно с учётом того, что всё больше и больше россиян живут или пребывают в день голосования не по месту официальной регистрации по месту жительства.

Правда, если в 1937 году избирателю по предъявлению удостоверения выдавали весь комплект бюллетеней по соответствуюющему участку, то сейчас он обеспечивается только бюллетенями своего округа. А, находясь вне округа, только бюллетенями по пропорциональному голосованию. В-общем, на президентских выборах всё понятнее всего - любой избиратель может получить бюллетень образца, единого для всей федерации, а то, в каком именно регионе он его получит, для итогов голосования по стране в целом не имеет никакого юридического значения: бюллетень один, победитель тоже один.

Зато приёмка с Гознака, рассылка по регионам и пересчёт в регионах открепительных удостоверений с последующей передачей в районы, а оттуда - в участковые комиссии - это замечательный вид спорта для членов избирательных комиссий всех уровней. Сначала принять и пересчитать, потом - выдать избирателям и учесть в протоколах комиссий. И чтобы всё сошлось до одной штуки. Бланки строгой отчётности, как-никак.

Воспоминания наблюдателей в различных регионах страны могут позволить увидеть разные способы возможных нарушений с открепительными удостоверениями - от выдачи бюллетеней не по своему округу до выдачи открепительных одним лицам с вписыванием в них других лиц. Благо, в Калининградской области такого не было, так что нам в этом плане есть чем гордиться. Но описываемые нарушения объединяет то, что для них и открепительные удостоверения не нужны и являются лишь дополнительным предметом антуража, в то время, как для большинства избирателей их получение может представлять известную сложность.

Ну отвыкли уже избиратели ходить на участок более одного раза, а потому избирательное право, за которое прежде боролись, приходится превращать в удобный клиентский сервис.

В 21 веке информационные технологии теоретически позволяют сделать единый список избирателей для всей страны или всего региона, чтобы избирателю было достаточно прийти куда угодно. Разве что за исключением "медвежьих углов" и иных районов, куда и так особо не захочешь добираться или же требуется непропорционально много времени, чтобы добраться. А потому вполне можно было бы поставить систему голосования в режим "реального времени", чтобы, подобно расчёту банковской картой, система сразу фиксировала, голосовал уже избиратель в другом месте или не голосовал. Даже явку можно будет вести ежесекундно, не говоря об отсутствии необходимости возни с большим количеством бумажной документации, которую потом всё равно изучают единицы.

Только вот понятно, что вопрос не столько в технических возможностях формирования единого электронного реестра избирателей на каждом участке (или же - вообще голосования из дома через систему "Госуслуги"), а в доверии к этой процедуре со стороны гражданского общества. В разных странах её решают по-разному. В Армении, например, вывешиванием распечатанных списков каждого участка на стене. Но, при желании, любую даже самую зарегламентированную и задокументированную процедуру можно использовать для злоупотреблений (или же, что ещё проще, заявить о мнимых злоупотреблениях), если к ней не будет доверия. Даже если она будет абсолютно прозрачной.

Только вот доверие повысить одними институциональными методами достаточно сложно. Оно формируется постепенно, десятилетиями, причём - в совершенно различных институтах и разными способами. Но вот как это делать - совсем другая история, к которой открепительные удостоверения не имеют никакого отношения.