Новые взаимоотношения ГАИшников и водителей. Основы взаимоотношений водителя с сотрудниками гибдд

Гайнуллина А.В. 2007

дательности и болезненности, тотально нарушающих постэкстремальную адаптацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. АлексееваЁ.В.СПрактикум по судебно-психологической экспертизе. - Тюмень, 1999.

2. Енгалычев\В.\Ф. Диагностика психического воздействия в процессе судебно-психологической экспертизы // Методы психологии: мат-лы II Всерос. науч. конф. по психологии Российского психологического общества. - Ростов н/Д, 1997.

3. Енгалычев\В.\Ф., ШипшинШМ.Судебно-психологичес-кая экспертиза: методическое руководство. - 2-е изд. - Калу-га-Обнинск-Москва, 1997.

4. Заключение судебно-психологической экспертизы по уголовному делу № 10/960 от 26 ноября 2003 г. // Личный архив А. Метелева.

5. КопотевЖ.Ш. Практикум по судебной психологии: учебное пособие. - Ижевск, 1999.

6. КоченовШ.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. - М., 1980.

7. КудрявцевШ.А. Комплексная судебная психолого-пси-хиатрическая экспертиза. - М., 1999.

8. Лукманов\Ы.\Ф. Клинико-социальные особенности алкоголизации и пограничных психических расстройств у ветеранов войны в Афганистане: автореф. дис. ... канд. мед. наук. -Архангельск, 1995.

9. РатиноваШ.\А.,иСавинаШ.\Ф. Некоторые методические принципы проведения комплексных психолого-психиат-рических экспертиз по делам об агрессивно-насильственных правонарушениях // Социальная и судебная психиатрия: история и современность / под ред. Т. Б. Дмитриева. - М., 1996.

10. Сафуанов\ФЖ. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М., 1998.

11. СитковскаяШ.Щ. Психологические основания уголовной ответственности (психология и проблемы Общей части уголовного законодательства). - Баку, 1992.

12. СитковскаяШ.Щ. Судебно-психологическая экспертиза аффекта: методическое пособие - М., 1983.

13. СитковскаяШ. Щ., ХКонышеваШ. Ш., ХКоченовЫ. Ы. Новые направления судебно-психологической экспертизы: справочное пособие. - М., 2000.

14. ЧовдыроваШС. Введение в экстремальную патопсихологию (по материалам органов внутренних дел): учебное пособие. - М., 2003.

ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ДПС ГИБДД С УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Приоритетными направлениями деятельности подразделений ГИБДД признаны «повышение уровня защищенности граждан от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, укрепление доверия со стороны участников дорожного движения к сотрудникам ГИБДД», вследствие чего рекомендуется «организация работы по психологической подготовке сотрудников ГИБДД, прежде всего, непосредственно контактирующих с участниками дорожного движения, с привлечением профессиональных психологов, педагогов, социологов» (13).

Ежедневно взаимодействуя с гражданами при исполнении служебных обязанностей, именно сотрудники ДПС, численность которых составляет более 70% от численности сотрудников Госавтоинспекции, определяют в итоге характер взаимоотношений между ними и Госавтоинспекцией.

По данным исследований, проведенных О. П. Конда-уровой, основная часть рабочего времени сотрудников ДПС затрачивается на непосредственное общение с участниками дорожного движения (9), А. А. Зырянов отнес сотрудников ДПС к одной из «наиболее коммуникабельных категорий сотрудников органов внутренних дел» (5).

Вместе с тем, по результатам исследований, из опрошенных 8910 лишь 490 человек (1,8%) ответили, что проявляют доверие к сотрудникам ДПС (3). Это связано, по нашему мнению, прежде всего, с тем, что в подразделениях ГИБДД по-прежнему преобладающим в деятельности сотрудников ДПС является установление и пресечение административных правонарушений. С другой стороны, усиление административно-надзорной функции представляет ответную реакцию на возрастание ко-

А. В. Гайнуллина

Академия управления МВД России

личества ДТП и рассматривается в практической деятельности многих подразделений ДПС как необходимая профилактическая мера.

В обращении министра внутренних дел России Р. Нургалиева к сотрудникам Госавтоинспекции указано: «Непросто вернуть доверие к службе и преодолеть весь этот накопившийся за последние десятилетия негатив, но делать это необходимо безотлагательно, на конкретном посту, перед конкретным человеком, в каждой жизненной ситуации на дороге» (6).

Несомненно, введение системы автоматической фиксации нарушений ПДД не только значительно сократит количество конфликтных ситуаций на дорогах, исключит дифференциацию по отношению к нарушителям ПДД, но также позволит перераспределить значительные силы на решение приоритетной задачи дорожно-патрульной службы - «сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защиту их законных прав и интересов» (12).

В связи с этим актуальным, по нашему мнению, становится вопрос об эффективном взаимодействии сотрудников ДПС с участниками дорожного движения на благо повышения безопасности дорожного движения, ведь «два субъекта взаимодействуют, если хотя бы один из них помогает, или препятствует другому» (11).

В основном приказе, регламентирующем деятельность сотрудников дорожно-патрульной службы, инспекторам ДПС вменяется в обязанность содействие гражданам в следующих ситуациях:

В организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП и доставления их в лечебные учреждения;

В защите от противоправных посягательств на их жизнь, здоровье, а также по охране их собственности;

В разъяснении специфики поведения и проезда по территории обслуживаемого маршрута;

В охране имущества, оставшегося без присмотра;

В устранении неисправностей транспортных средств;

В транспортировке поврежденных транспортных средств;

В своевременной доставке грузов и пассажиров к месту назначения;

В оказании помощи пешеходам, особенно инвалидам, престарелым и детям, при переходе ими улиц и дорог (12).

Кроме того, при несении службы на стационарных постах ДПС на сотрудников, помимо прочих, возлагаются такие обязанности:

Опрос водителей об имеющихся фактах или случаях угрозы нападения в пути следования, а также о состоянии дорог, дорожных условий, оставленных в ночное время на проезжей части транспортных средств;

Оказание содействия водителям транспортных средств при остановке на ночь в зоне поста.

В свою очередь, водитель обязан, по правилам дорожного движения, «предоставлять транспортное средство:

Сотрудникам милиции... в случаях, предусмотренных законодательством;

Медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни».

Однако инспектор ДПС, нуждаясь в содействии участников дорожного движения при решении профессиональных задач, не имеет права останавливать транспортное средство без необходимости.

Вместе с тем содействие граждан необходимо, например, при процессуальном закреплении события административного правонарушения либо дорожно-транспортного происшествия (в частности, при привлечении их в качестве понятых). Как видим, «право не является единственным регулятором взаимоотношений инспектора ДПС с гражданами. В случаях, когда правила поведения не урегулированы правовыми нормами, инспектор и участники дорожного движения руководствуются социальными нормами, сложившимися в обществе: моральными, культурными, социально-психологическими (общественное мнение, традиции, обычаи, межличностные взаимоотношения и др.)» (8). В сфере обеспечения безопасности дорожного движения правоотношения всегда связаны с межличностными отношениями. Они регулируются в большей мере личностными особенностями взаимодействующих людей.

Учесть в нормативных актах все возможные формы содействия сотрудников ДПС участникам дорожного движения невозможно. Пилотажное исследование среди 26 сотрудников ДПС ГИБДД из числа командиров батальонов и рот, а также их заместителей, городского и республиканского полков ДПС ГИБДД МВД Республики Башкортостан (стаж работы в ГИБДД: от 3 до 5 лет -11,5%; от 5 до 10 лет - 46,2; свыше 10 лет - 42,3%) выявило следующие наиболее часто встречающиеся ситуации

продуктивного взаимодействия с участниками дорожного движения:

Транспортировка поврежденных транспортных средств - 61,5%;

Оказание первой медицинской помощи после ДТП - 53,9%;

Охрана имущества участников дорожного движения, оставшегося без присмотра, - 53,9%;

Составление схемы ДТП - 53,9%;

Доставление пострадавших в ДТП в лечебное учреждение - 50,0%;

Защита граждан от посягательств преступников на автодорогах - 50,0%;

Привлечение участников дорожного движения в качестве понятых, свидетелей события ДТП либо административного правонарушения - 50,0%;

Помощь пешеходам при переходе ими улиц и дорог - 42,3%.

Наиболее трудными для инспекторов ДПС, по мнению опрошенных, являются следующие ситуации профессиональной деятельности:

Привлечение участников дорожного движения в качестве свидетелей события ДТП либо нарушений ПДД другими гражданами - 42,3%;

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП - 34,6%;

Составление схемы ДТП - 23,0%;

Регулирование дорожного движения - 23,0%;

Наложение административного взыскания за нарушение ПДД - 19,2%;

Привлечение граждан в качестве понятых - 15,3%;

Охрана имущества участников дорожного движения, оставшегося без присмотра, - 15,3%;

Привлечение участников дорожного движения к содействию в розыске транспортных средств - 15,3%.

Сложной категорией участников дорожного движения, с которой труднее всего установить психологический контакт, являются водители, занимающие высокое должностное положение (61,5%), а также водители с низким уровнем правосознания (42,3%). Для успешного эффективного взаимодействия с гражданами, по мнению респондентов, принявших участие в исследовании, инспектор ДПС должен прежде всего обладать такими качествами, как:

Общительность - 34,6%;

Профессионализм - 30,7%;

Выдержка, терпение, уравновешенность - 19,2%;

Вежливость, доброжелательность - 15,4%.

При опросе 223 участников дорожного движения из числа водителей автотранспортных предприятий городов Уфы и Стерлитамака Республики Башкортостан 40,3% респондентов ответили, что оказали бы посильную помощь сотрудникам ДПС в силу внутренних убеждений; 38,1% окажут содействие только в соответствии с требованиями правил дорожного движения; 21,5% считают необходимым оказать помощь только потому, что «инспектор ДПС всегда найдет возможность к чему-нибудь придраться». Заметим, что опрос проводился среди категорий водителей государственного автотранспорта, которые, предположительно, более склонны к оказа-

нию помощи сотрудникам милиции. Из числа респондентов 51,2% их оказывали помощь сотрудникам милиции. Причем 29,5% опрошенных водителей отметили, что за содействием к ним обращались сами сотрудники милиции. Содействие выражалось в следующих формах:

Информирование о дорожно-транспортном происшествии на автодороге - 69,3%;

Доставление пострадавшего в лечебное учреждение - 11,4%;

Устранение технической неисправности патрульной автомашины - 8,77%;

В качестве понятых либо свидетелей - 7,89%;

В буксировке автомашины - 1,75%;

В расчистке от снега дорожного покрытия - 0,88%.

Сотрудники милиции оказывали помощь 44,8% водителей, обращались к ним за содействием 21,9% граждан из числа опрошенных.

Отмечались такие формы содействия со стороны сотрудников ДПС, как:

Информирование об особо опасных участках автодороги - 42,0%;

Информирование о ближайших станциях технического обслуживания и отдыха - 25,0%;

Буксировка неисправного транспортного средства - 14,0%;

Устранение технической неисправности автомобиля - 9,0%;

Розыск угнанного транспортного средства - 8,0%;

В защите от преступных посягательств - 1,0%;

Информирование об особенностях маршрута - 1,0%.

Способствуют эффективной совместной деятельности, по мнению опрошенных водителей, такие профессионально-психологические умения сотрудников ДПС, как: умение обращаться к участнику дорожного движения с уважением, без заискиваний - 43,9%; найти к каждому индивидуальный подход - 31,8%; убедительно доказать необходимость содействия - 24,2%.

Взаимодействие сотрудников ДПС с участниками дорожного движения протекает, как правило, в форме однонаправленного содействия одного субъекта другому, его не всегда можно считать кооперативным. Однако поскольку совместная деятельность возможна между субъектами, которые не всегда понимают, что придерживаются общей цели (4) (а таковой является безопасность на дорогах, и она всегда опосредована общением), то можно говорить о совместной деятельности сотрудников ДПС с гражданами.

По мнению 50,0% опрошенных из числа 28 руководителей подразделений ГИБДД, обучающихся на ВАК Академии управления МВД России, одним из первоочередных факторов, способствующих совершенствованию взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения, является привлечение общественности к решению проблем по обеспечению безопасности дорожного движения, целесообразность которого признается всеми респондентами. Необходимость решения стоящих перед органами внутренних дел задач во взаимодействии с общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами отражена в ст. 3 Закона Российской Федерации «О милиции».

По результатам опроса 28 руководителей подразделений ГИБДД МВД России, на территории обслуживаемых ими субъектов действуют такие общественные формирования, как:

Внештатные сотрудники милиции - 75,0%;

Добровольные народные дружины - 46,4%;

Общественные советы - 46,4%;

Объединения сотрудников правоохранительных органов в отставке - 21,4%.

Наиболее распространены, по мнению респондентов, следующие формы взаимодействия с общественными объединениями граждан:

Совместное проведение рейдов по безопасности дорожного движения - 78,6%;

Разъяснительная работа с населением по вопросам безопасности дорожного движения - 67,9%;

Проведение смотров, конкурсов по обеспечению безопасности дорожного движения - 53,6%.

Добровольные народные дружины, участвуя в обеспечении безопасности дорожного движения, имеют право требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений, применять меры административного пресечения (например, задержать водителя, который управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения).

Внештатные сотрудники милиции - одна из наиболее действенных форм привлечения граждан к содействию инспекторам ДПС. Принцип добровольности участия граждан во взаимодействии с сотрудниками ГИБДД позволяет добиваться укрепления правопорядка, рационально сочетать свои возможности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Граждане могут сообщать в дежурную часть ОВД о фактах нарушения правил дорожного движения, а также выступать в качестве понятых или свидетелей при составлении протокола о нарушении правил дорожного движения или дорожно-транспортном происшествии (17).

Одной из действенных форм взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями может быть участие граждан в нарядах ППСМ и ДПС (16). По данным исследований А. Н. Бадмаева, «.на территории Агинского Бурятского автономного округа действуют 8 общественных формирований граждан, оказывающих добровольную помощь по линии ГИБДД, в которых задействовано 37 человек. Это является хорошим подспорьем ДПС ГИБД» (1).

С. Н. Дмитриев относит совместную работу сотрудников ДПС с представителями добровольных общественных формирований или внештатными сотрудниками ОВД к одной из наиболее прогрессивных форм контроля деятельности органов внутренних дел в сфере дорожного движения, так как их присутствие «способствует существенному повышению результативности действий нарядов ДПС, обеспечивая полноценную свидетельскую базу, психологическую и физическую поддержку действий личного состава» (2).

Повышение эффективности взаимодействия с заинтересованными организациями и общественными объединениями по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения входит в одну из задач, утвержден-

ных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. № 237. Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в области безопасности дорожного движения (15).

В Концепции Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 20062012 годах», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 г., одним из основных направлений программных мероприятий признается повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения. Реализация программы потребует от сотрудников ДПС ГИБДД эффективного воздействия на правосознание участников дорожного движения: умений и навыков грамотного и доходчивого объяснения гражданам существа допущенного ими правонарушения, эффективного убеждения водителей в необходимости соблюдения дорожно-транспортной дисциплины, что, несомненно, повышает требования к уровню профессионально-психологической подготовленности сотрудников ДПС ГИБДД.

Взаимодействие сотрудника ДПС с участником дорожного движения предполагает контакт двух субъектов, обусловленный их пространственно-временной близостью, опосредованный общением, а также совместной деятельностью, в процессе чего происходит их воздействие друг на друга и складываются определенные взаимоотношения. Тогда участник дорожного движения должен рассматриваться не как пассивный объект воздействия сотрудника ДПС, а активный субъект взаимодействия. По исследованиям, проведенным Л. Н. Костиной, 56,1% опрошенных сотрудников ДПС отметили, что для совершенствования профессионального общения им прежде всего необходимо умение оказывать правомерное психологическое воздействие на граждан (10).

Мы полагаем, что под психологическим воздействием следует понимать деятельность сотрудника ДПС, направленную на изменение определенных сфер психики участников дорожного движения (мотивационных, познавательных, поведенческих) в целях повышения как правосознания и правовой осведомленности, так и непоколебимой устойчивости к постоянно возникающим соблазнам нарушения правил дорожного движения, желания активно содействовать друг другу в деле укрепления безопасности дорожного движения.

Если охарактеризовать наиболее приемлемую из трех существующих стратегий воздействия (императивной, манипулятивной и развивающей - диалогической), способствующих укреплению доверия со стороны участников дорожного движения, то оптимальной является развивающая, основанная на «субъект-субъектном» подходе. Здесь «психика каждого человека находится в постоянном диалоговом взаимодействии с психологией других людей и групп» (18), когда «основным психологическим критерием установления отношения доверия к другому выступает ориентация на взаимность» (14). «“Диалогический” тип общения обладает

максимальным психологическим потенциалом воздействия (личностно-развивающим, воспитательным, психокоррекционным)» (7). Однако в действительности в практической деятельности сотрудников ОВД преобладающими являются императивная и манипулятивная стратегии воздействия.

Таким образом, взаимодействие сотрудников ДПС с участниками дорожного движения имеет свои отличительные особенности:

Возникает, как правило, при пространственно-временной близости двух субъектов взаимодействия в дорожных условиях, когда тот или иной субъект испытывает затруднения, за исключением, пожалуй, такой его формы, как информирование о дорожно-транспортном происшествии, либо усложнении дорожных условий (в данном случае инициатива исходит от того или иного субъекта содействия);

Наряду с традиционным видом диадного взаимодействия типа субъект-субъект присутствует опосредованное взаимодействие типа субъект-субъект-субъект (сотрудник ДПС - гражданин - другой гражданин), и его эффективность зависит от склонности водителей к содействию прежде всего по отношению друг к другу;

Взаимодействие носит чаще всего нормативно-регламентированный характер, вследствие чего участники дорожного движения взаимодействуют не напрямую с личностью сотрудника ДПС, а с людьми, персонифицирующими правоохранительные органы;

Затрудненность взаимодействия в случаях, не предусмотренных, законодательством, когда общение переходит от социально-ролевого на межличностный уровень и результативность его во многом определяется уровнем профессионально-психологической подготовленности сотрудников ДПС, включающей высокий уровень профессиональной, коммуникативной и конфликтной компетентности, а также эмоциональной устойчивости в сложных, нестандартных ситуациях взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадмаев А.Ш. Основные направления деятельности милиции общественной безопасности: службы участковых уполномоченных милиции, патрульно-постовой службы милиции и дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (на материалах практики Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа): дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2006.

2. Дмитриев\Е.Ш. Контроль деятельности личного состава подразделений дорожно-патрульной службы // Профессионал. - 2002. - № 5.

3.ДмитриевЖ.Ш. Правовые, организационные и тактические проблемы деятельности ДПС ГИБДД: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2003.

4. ЖуравлевА.А. Психология совместной деятельности. -М., 2005.

5. ЗыряновА.А. Правовые, организационные и тактические вопросы совершенствования деятельности дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД СССР: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1984.

7. Ковалев\Ж.А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1991.

8. КозловскаяЕ.\А. Психология взаимоотношений инспектора ГАИ с участниками дорожного движения: учебное пособие. - М., 1996.

9. КондауроваШ.П. Психологический тренинг профессионального общения сотрудников МОБ с гражданами: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1990.

10. КостинаШ. \Ш. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ДПС ГИБДД: монография. - Орел, 1998.

11. КотарбинскийИ. Трактат о хорошей работе. - М., 1975.

12. Приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297 «Наставление по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД Российской Федерации».

13. Приказ МВД России от 2 июля 2002 г. № 627 «О мерах по совершенствованию деятельности ГИБДД и ук-

репления доверия к ней со стороны участников дорожного движения».

14. СкрипкинаШ.Ш. Психология доверия: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000.

15. Собрание законодательства Российской Федерации. -2006. - № 18. - Ст. 2004.

16. Чекалин\А. \А. Взаимодействие милиции с общественными объединениями - важный фактор укрепления правопорядка // Вестник Московского университета МВД России. - 2006. - № 3.

17. ЧмыревС.Ш. ГИБДД как орган управления в сфере безопасности дорожного движения: (организационно-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000.

18. Энциклопедия юридической психологии / под ред. проф. А. М. Столяренко. - М., 2003.

ПРОБЛЕМА И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ОТБОРА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Как известно, одной из важных проблем юридической психологии является профессиональный психологический отбор специалистов различных специальностей и профилей деятельности.

В большинстве развитых стран мира существует развитая система профессионального психологического отбора специалистов различных профессий. Деятельность подразделений, входящих в эту систему, рассматривается в качестве одного из важных звеньев государственной политики, направленной на изучение, учет, рациональное распределение и экономически целесообразное использование человеческих (прежде всего интеллектуальных) ресурсов общества.

Проблема психологического отбора имеет достаточно разработанные теоретические основы и практические результаты благодаря исследованиям В. А. Бодрова, Ю. Н. Егорова, Г. М. Зараковского, Р. Н. Коробова, Б. Ф. Ломова, В. Л. Марищука, А. Г. Маклакова, В. Н. Машкова, Г. С. Никифорова, В. А. Пономаренко, К. К. Платонова, В. А. Пухова, В. Ю. Рыбникова и многих других авторов. Однако нельзя считать ее решенной применительно к ряду профессий.

Одной из таких профессий является профессиональная деятельность судебного пристава. Они решают широкий круг проблем, связанных с осуществлением от имени государства и суда правоприменительных функций. Это предъявляет высокие требования не только к профессиональным знаниям и умениям, но и к психологическим качествам личности человека, выполня-ющего эти функции.

Значительный научный и особенно практический интерес представляют выявление психологических особенностей деятельности и личности судебных приставов, обоснование требований к их профессионально важным психологическим качествам и разработка концепции, принципов и технологий их профессионального психологического отбора.

Важными для психологии и недостаточно изученными являются вопросы психометрии профессиональных способностей судебных приставов с помощью стандартизированных психодиагностических тестов. Это позволит выявить комплекс информативных психодиагно-

Д. В. Масленников

Служба судебных приставов, г. Красноярск

стических тестов для оценки психологических особенностей личности судебных приставов с различной успешностью профессиональной деятельности.

Полученные здесь данные позволят определить психологические факторы профессиональной успешности судебных приставов, оказывать целенаправленное влияние на процессы подбора кандидатов на должности судебных приставов.

Напряженные условия профессиональной деятельности, многочисленные стресс-факторы, высокая ответственность и значимость труда судебных приставов приводят к снижению качества их жизни, обусловливая высокий уровень психосоматических заболеваний. Первый этап негативного воздействия этих условий и стресс-факторов составляют возникновение разнообразные пограничные состояния и психосоматические нарушения функционального характера.

Психосоматические нарушения обусловливают ухудшение состояния здоровья, снижение работоспособности и профессионального долголетия судебных приставов, а в ряде случаев приводят к возникновению нервнопсихической патологии. Это определяет высокую значимость выявления ведущих стресс-факторов профессиональной деятельности федеральных судей, базовых стратегий их копингповедения, изучения особенностей, структуры и степени «эмоционального выгорания» судебных приставов в профессиональной деятельности.

Кроме того, значительный научный и особенно практический интерес представляют данные о выраженности, частоте встречаемости, возрастных особенностях и структуре нервно-психических нарушений у судебных приставов. Это определяет высокую социальную значимость и необходимость постоянного совершенствования системы, средств и способов профилактики, оценки и коррекции психосоматического состояния и реабилитации судебных приставов. Имеющиеся в литературе данные указывают на эффективность определенных средств реабилитации.

В связи с этим исследование стрессогенности труда и особенностей психосоматических нарушений у судебных приставов различных возрастных групп, разработка

Пожалуй, можно с полной уверенностью утверждать, что нет такого водителя, который бы хоть раз не нарушал правил дорожного движения. В нашей же стране этот печальный факт можно констатировать со стопроцентной уверенностью. О том, что служит этому виной, спорить можно долго. Конечно, не всегда за таким действием следует справедливое наказание в виде штрафа.

Но что же делать, если, спеша на работу, вы видите перед собой доблестного сотрудника ГИБДД и взмах в вашу сторону его ненавистного полосатого жезла? Судорожно перестраиваться, второпях искать водительское удостоверение – все это знакомо каждому автовладельцу не понаслышке.

Конечно, неприятно видеть то, как безучастно инспектор ГИБДД выписывает тебе штраф. Но, порой, хоть мало, но тешит мысль, что нарушение действительно имело место быть.

А если это была досадная ошибка? Как вести себя с сотрудником ГИБДД, видя и четко осознавая его неправоту? Вступать на дороге в распри с сотрудником Государственной Инспекции занятие неблагодарное, да и не всегда есть на это время. А подчас, отсутствуют и необходимые знания в законодательстве. Не секрет, что инспекторы ГИБДД часто и довольно успешно пользуются нашей необразованностью.

Ранее . Этот официальный документ призван регулировать отношения между водителем и сотрудником Дорожной Инспекции. Конечно, если приглядеться повнимательней, сравнив новый регламент работы ГИБДД с водителями с более ранней версией документа, станет ясно, что существенных изменений довольно-таки не много. Тем не менее, они есть и каждому владельцу автомобиля их нужно знать.

Теперь конкретно к документу и его содержимому. Пожалуй, первое и самое заметное нововведение – это отмена необходимости сотрудника “отдавать честь” простому водителю. Можно с точностью утверждать, что сотрудники инспекции сразу же оценили такие реформы, потому что раньше это действие было обязательным. Причем, отдавать честь при остановке нужно было не только находящемуся в транспортном средстве человеку, но и обычному пешеходу.

С того же момента, как , работник инспекции может ограничиться лишь осведомлением вас о своем звании и фамилии. Конечно же, сообщив помимо этого и причину остановки. По первому требованию он, как и раньше, обязан предъявить и свое служебное удостоверение.

Вторым, мало заметным, но, тем не менее, изменением стало появление возможности у остановившего вас инспектора ГИБДД подходить к транспортному средству не только с левой стороны, как было принято раньше, но и с правой. Основанием этому может служить интенсивное движение и, как следствие, угроза безопасности работника ГИБДД, а так же банальное чрезмерное загрязнение дороги с левой стороны автомобиля.

Третьей корректировкой, которая затронула новый регламент работы ГИБДД с водителями, стала более значительной с точки зрения водителя. Дело в том, что гаишнику производить досмотр вашего личного автомобиля по одним, понятным только ему самому, причинам.

Точнее, инспектору теперь дозволяется проверить законность содержимого багажника и салона автомобиля, только если на это есть очень веские основания. А именно – схожесть вашего транспортного средства с различными ориентировками.

Помимо этого, досмотр могут произвести и под предлогом подозрения на несоответствие перевозимого груза представленным документам. Так же основанием может послужить неисправность, которая может негативно сказаться на безопасности движения или вовсе быть из разряда тех, при которых эксплуатировать транспортное средство запрещается.

Кстати, нужно помнить, что даже простая сверка номеров уже является осмотром. В этом случае, сотрудник ГИБДД имеет право и не оформлять на это действие никаких документов.

Еще одно новшество, характеризующее с водителями, заключается в том, что при отказе от проведения досмотра без оформления документов, вы вправе потребовать присутствия при этом процессе двух понятых и, естественно, заполнения работником ГИБДД соответствующих бумаг.

Кстати, в связи все еще актуальной террористической угрозой, осмотреть ваш авто могут и вовсе без вас. Правда, сделать это можно только если машина стоит в людном месте или того требует сложившаяся ситуация.

Новый 185 Приказ ГИБДД содержит в себе и предписание с тем, что сидеть в ”засаде” с радаром гаишник может только находясь там с патрульным автомобилем с соответствующей атрибутикой, в виде мигалок и обозначений.

Помимо этого, на предложение ”пройти в служебный автомобиль” инспектора можно ответить отказом. Дело в том, что теперь для такого приглашения, в т.ч. и в служебное помещение, должны быть определенные основания, а именно – необходимость оформления каких-либо документов.

Обновленный регламент работы ГИБДД с водителями содержит в себе предписание, позволяющее вам выходить из своего личного автомобиля только для того, чтобы сверить номера транспортного средства с документами на него. Либо с целью проведения личного досмотра или досмотра содержимого автомобиля или прицепа, так же основанием может служить и просьба сотрудника принять участие в осмотре другой машины, уже в качестве понятого.

При , производить проверку на алкотестере разрешается только при наличии двух понятых. Если проверяемый не разделяет мнения сотрудников ГИБДД или показателей тестера, то он вправе потребовать препроводить его в ближайший пункт медицинского освидетельствования. При этом проделать туда путь можно так же в присутствии пары понятых.

Если состояние опьянения в медпункте не подтвердится, то такой водитесь вправе потребовать любезного сотрудника ГИБДД доставить его обратно к своему автомобилю. Все это теперь касается и чиновников, которые до этого всячески увиливали и впоследствии успешно уходили от ответственности.

Видео — общение водителя и инспектора ГИБДД:

Тысячи машин движутся по автотрассам. Этот стремительный поток кажется неудержимым. Но вот в какой-то точке происходит сбой, нарушение гармонии. Это инспектор ДПС (дорожно-патрульной службы) неумолимым жестом взмахнул своим жезлом и остановил машину. Вашу машину?! Вы оказываетесь один на один с представителем государственной автоинспекции (ГАИ). И от этого не застрахован ни один водитель.

Действующее законодательство в последнее время серьезно усилило административную ответственность за нарушения правил дорожного движения. ГАИ, в свою очередь, усилила контроль над движением автотранспорта. Взаимоотношения инспектора ДПС с участниками дорожного движения строятся на неукоснительном соблюдении гражданских прав и свобод участников дорожного движения, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, четком исполнении сотрудниками госавтоинспекции своих обязанностей, внимательном и доброжелательном отношении к водителям и гражданам.

При нарушении ПДД участником дорожного движения его вина должна быть доказана в предусмотренном законом порядке. Водитель не обязан доказывать свою невиновность. А что делать, если претензии инспектора ДПС, на ваш взгляд, необоснованны? Ведь с этим явлением приходится сталкиваться постоянно. Может даже создаться впечатление, что диктат интересов сотрудников ГАИ МВД Республики Беларусь не оставляет водителю никакой возможности спокойно ездить по дорогам, а фигура инспектора ДПС вырастает до размера как минимум удельного князя.

Однако во всем мире есть достаточно эффективное средство борьбы за права человека и гражданина с нарушителями закона в различных структурах. Это - знание законодательства, умелое его применение, спокойствие и выдержка в процессуальном поединке с любыми должностными лицами.

Поединок в юридической и социологической литературе потому и называется процессуальным, что в этой борьбе применяются особые приемы и методы: допросы, обжалования, опротестования, которые отражены в специальных разделах законодательства. Вот, например, один из аспектов принципа презумпции невиновности состоит в том, что инспектор ДПС (сотрудник ГАИ, начальник отделения, следователь, ...) должен доказать вину водителя (гражданина), а последний не должен доказывать своей невиновности, не должен оправдываться, выкручиваться, сочинять легенды, версии.

Приучайтесь говорить лаконично и строго по Закону:
"Я не собираюсь оправдываться и ничего доказывать. Я вас, товарищ инспектор ДПС, прошу доказать, что я поставил машину в неположенном месте, что это именно я проехал под «кирпич». Прошу вас представить неопровержимые доказательства моей вины или отказаться от обвинения".
Такое заявление - кратчайший путь к процессуальной победе.

Любой владелец автомобиля хоть раз да выяснял отношения с инспектором ДПС. Часто при таких встречах со стороны водителя преобладают эмоции. А нужен профессиональный разговор, не нарушающий гражданские права водителей и сотрудников ГАИ и нормы морали. И хоть инспектор ДПС и не вправе, руководствуясь личными чувствами к участнику дорожного движения, изменять в сторону ужесточения меру административного воздействия за совершенное правонарушение, все равно не стоит ему грубить. В любом случае, даже если водитель и нарушил ПДД, нормальное, спокойное поведение водителя и вежливое общение с инспектором ДПС, по крайней мере, не ухудшит его участь. И, напротив, нервное , агрессивное или грубое поведение водителей или защита нападением только подтверждают вину водителя в глазах инспектора ДПС или любого сотрудника ГАИ.

Ну а самый верный способ достичь лояльности в отношениях между водителем и инспектором ДПС - постараться не нарушать правила дорожного движения.

Ваша подборка видео присланная нам.

Взаимоотношения водителя с инспектором ГИБДД в значительной степени зависят от умения водителя понять психологию инспектора и правильно в соответствии с этим выстроить свою линию поведения. Ведь притом что инспектор на своем посту выполняет свои служебные обязаннбста, он обладает определенным набором личностных характеристик, которые могут быть вам несимпатичны или безразличны, а иногда и неприятны. С другой стороны, ваше поведение тоже может вызвать у инспектора, определенную реакцию: располагающую, уважительную, нейтральную, отрицательную или резко отрицательную. Поэтому уже с первых контактов постарайтесь найти или создать атмосферу доверительную, в крайнем случае нейтральную. Предлагаем на ваше усмотрение несколько линий поведения. Если вас остановил не сотрудник ГИБДД, то лучше не передавать, в руки такого "регулировщика " свое водительское удостоверение. Предъявите любой другой документ, удостоверяющий личность, (паспорт, военный билет, пропуск и т. д.). Дело в том, что в соответствии с Приказом МВД России "О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России" от 01.06.98 № 32? (в ред. от 10.08.2006) контроль за соблюдением водителями транспортных средств правил дорожного движения в системе органов внутренних: дел РФ является исключительной компетенцией сотрудников Госавтоинспекции МВД России и участковых инспекторов милиции. Сотрудники других служб милиции могут осуществлять указанный контроль в случаях: введения в действие специальных планов, а также выполнения совместно с сотрудниками Госавтоинспекции МВД России задач, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности, по решению руководителя органа внутренних дел. Заявите такому "регулировщику" о незаконности его действий и попросите пригласить сотрудника ГИБДД. Если после вашего заявления о незаконности его действий "регулировщик” от вас не отстанет, потребуйте от него предъявить его служебное удостоверение. В соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" и ПДД (п. 2.4) лица, обладающие правом проверять у водителя транспортного средства документы или использовать транспортное средство, обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение и позволить водителю переписать из него необходимые реквизиты. Если и после этого вас не отпустят с миром, можно усилить свою позицию - заявите, что вы требуете составления протокола на месте, но туда вы запишете, что предупредили сотрудников милиции о незаконности их действий и что они провоцируют вас на дачу взятки. Как правило, это очень действенно. Можно сделать еще один ход - вежливо попросить "регулировщика” оставаться на месте и никуда не уезжать, а самому выразить намерение позвонить по телефону дежурному по городу (02), с тем чтобы попросить прислать сюда ГИБДД и более высоких начальников, так как вам кажется, что с вас вымогают взятку, а не регулируют дорожное движение. После этого отстают даже самые "упертые". В Интернете, на сайте http://www.gai.xproject.ru приводится много примеров такого общения с "регулировщиками”. Например, описывается такой случай. "Мой хороший знакомый остановился на площади Киевского вокзала и вышел буквально на секунду купить пачку сигарет (кто там ездил, знает, что знаки "остановка запрещена" висят там через каждые пять метров - ГАИ специально сделала себе кормушку). Не успел он отойти от машины и на метр, как к нему подвалили постовые и стали требовать с него все документы и поехать с ними в отделение для уплаты штрафа за остановку в неположенном месте. Мой приятель предъявил им общегражданский паспорт и техпаспорт на машину. Водительское удостоверение он категорически отказался предъявлять, потребовав вызова ГАИ, в чем ему было отказано, хотя гаишник ходил по этой же привокзальной площади. Прения сторон продолжались минут пятнадцать, пока он в открытую не заявил им: "Вы нарушаете ваши же законы, и вообще, как я вижу, пытаетесь вымогать с меня деньги, иначе бы вы давно вызвали ГАИ и я бы дальше отвечал перед ними. Вы не милиционеры, а банда вымогателей и1рэкетиров, покажите ваши удостоверения, я перепишу их номера и ваши фамилии, чтобы знать, на кого жаловаться, и пойду звонить по "02", буду просить соединить меня с дежурным по городу и дежурным по ГАИ, чтобы они принимали меры". После такого заявления постовые тут же вернули ему паспорт, техпаспорт и, сославшись на срочный вызов по рации, умотали прочь". Если вас остановил инспектор ГИБДД, то он должен четко указать ам причину остановки и назвать пункт нарушенных вами ПДД. В этом лучае должен произойти разбор нарушения по существу. В зависимости от степени виновности водителя и от личности авто- тспектора действия могут развиваться в различных направлениях. Если вы явно нарушили ПДД и прекрасно это понимаете, то было бы лупо отрицать свою вину. В этом случае, видимо, необходимо признать вою вину, извиниться и понести заслуженное наказание. Можно, :онечно, поторговаться. В других случаях, когда нарушение не очевидно, вынужденно (например [роезд на желтый сигнал светофора при выезде на перекресток) или мало- начительно, а наказание грозит несоизмеримое, видимо, целесообразно юпробовать убедить инспектора в чрезмерности его обвинений. Как известно, КоАП РФ устанавливает большой диапазон (вилку) штрафа а одно и то же правонарушение, и конкретная величина штрафа зависит >т воли инспектора. Отсюда и возможности для торга. Конечно, бывает обидно, когда из-за случайной ошибки (по -неопыт- юсти, невнимательности или из-за действий других водителей или пеше- одов) или за мелкое формальное нарушение, не создающее аварийной итуации и не мешающее другим участникам движения, инспектор пыта- тся оштрафовать водителя "на полную катушку". В этом случае можно юпытаться смягчить позицию инспектора. Но чтобы аргументированно возражать инспектору, надо хорошо нать ПДД, законы РФ, приказы МВД России, т. е. нормативные правовые кты, регулирующие дорожное движение. Правила желательно знать [о пунктам, уметь их трактовать и применить к сложившейся обста- говке. То есть надо показать свои знания законов и эрудицию. Только сделать это надо тактично, не унижая человека, не задевая его гордости и самолюбия. Для убедительности возите с собой Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях - много места они не занимают, а пользу могут принести большую. Многие инспекторы сами не слишком хорошо знают ПДД, поэтому ваша эрудиция может их убедить или они предпочтут не связываться с "эрудитом". Если мирные переговоры не помогли, прозрачно намекните, что обязательно обжалуете действия инспектора: попросите инспектора предъявить свое служебное удостоверение и перепишите из него все необходимые данные. Для этого всегда имейте в машине бумагу и авторучку. Очень к месту был бы мобильный телефон с цифровым фотоаппаратом. Вы могли бы четко зафиксировать личность остановившего вас инспектора. Запишите номер бляхи инспектора, номер патрульной машины, место и время, .когда вас остановили. При общении с инспектором ведите себя достойно - не унижайтесь, какое бы нарушение вы ни допустили, не оправдывайтесь, если даже не уверены в своей правоте. Постарайтесь передать ему свое уважительное отношение к власти, которую он представляет, к его трудной и необходимой работе. Помните, что человек, который уважает другого человека, ведет себя спокойно, с чувством собственного достоинства, невольно вызывает уважение, и, наоборот, человек, начинающий лебезить, неумело оправдываться, заверять, что это в последний раз, бить на жалость и т. п., вызывает к себе негативные чувства. Рассказы о происшествиях на дорогах, обсуждение случаев противостояния "водитель - инспектор" - любимая тема большинства водителей. В гаражах, за рюмкой чая более опытные водители рассказывают о своих интересных случаях, передают свой "опыт борьбы с ГАИ". Некоторые даже пытаются сделать его достоянием общественности. Например, в Интернете на сайте http://gai.xproject.ru "Дядя Витя" приводит очень интересные живые примеры. Случай 1. Ясный морозный день, дорога скользкая. В общем потоке машин, боясь, что от резкого торможения занесет, проскакиваю перекресток уже фактически на красный сигнал светофора и тут же попадаю в лапы гаишника. На его претензии о проезде на красный сигнал светофора достаю из "бардачка" Правила дорожного движения и прошу его показать пункт, который й нарушил. Как правило, это у них вызывает затруднения. Но вот пункт найден и торжественно мне показан. Однако тут же в ответ показываю ему пункты 6.14 и 13.7, которые разрешают мне проехать перекресток, если я не могу остановиться без экстренного торможения, и прямо требуют от меня освободить перекресток независимо от сигнала светофора, если я на него уже выехал. Все, крыть ему нечем. Он начинает что-то мямлить о том, что я, мол, должен выбирать скорость, учитывая все, что можно учесть, и т. д. Тут же ему суется пункт 10.1, где об этом сказано, и снова повторяется вопрос, что же я нарушил по этому пункту: ехал я с разрешенной скоростью, в потоке машин и т. д. Снова крыть нечем. Одни гаишники (которые поумнее и понимают, что возьмут свое на других водилах) сделают внушение и от пускают, другие (более дубовые) начинают писать протокол. Случай 2. Часто бывает, что гаишники тормозят вас и пытаются наказать за несоблюдение рядности, например за то, что вы"наехали на сплошную линию, переехали стоп-линию перед перекрестком и т. п. Все, кто ездит по дорогам и торчит в пробках, знают, что соблюдать рядность в условиях большого города трудно даже при желании. В случае подобных придирок я поступаю так: заявляю гаишнику, что я нарушил рядность, например, потому, что: а) меня подсек со седний автомобиль и, чтобы избежать столкновения, я принял вправо (влево), б) на дороге выбоина и я ее вынужден был объехать, в) дорогу внезапно перебегали явно пьяный мужик, кошка, собака, женщина с ребенком... и чтобы... (см. выше), г) передо мной заглохла машина и я вынужден был остановиться за ней, переехав поэтому стоп-линию. Она завелась и уехала, а я остался стоять, так как светофор уже переключился на красный. Возможны дальнейшие варианты, все зависит от вашей фантазии и конкретной обстановки. Если вам хватает наглости, врите ему в глаза, что вас подсек МАЗ, КРАЗ, КАМАЗ и т. д., даже если их и в помине нет, а он, мол, их не заметил,- а наказывает вас. Если постовой после такого заявления не идет вам навстречу и не отпускает с миром, смело пишите свою версию в протокол, а в группе разбора действуйте, как в предыдущем случае. Случай 3. Если вас остановили за превышение скорости, то вообще спорить нет смысла. Сразу пишите в протокол, что вы" ехали со" скоростью, например, 39,9 км/ч и вообще собирались останавливаться, поворачивать направо во двор, разворачиваться и искали место разворота, двигаясь вдоль осевой со скоростью вообще 9,9 км/ч, никому не мешая, и вообще двигатель вашей машины был неисправен и вы не могли ехать на нем более стольких-то км. Ско-! рость измерили не вашу, а потока машин.. В группе разбора вежливо попросите предъявить документальные подтверждения превышения вами скорости, и если дело они не хотят завершить миром - пригрозите судом. Как правило, вас отпускают без последствий - ни один радар на патрульной машине не дает документа о нарушении. Случай 4. Непристегнутый ремень безопасности - пожалуйста: я был пристегнут, отстегнулся, когда вы меня остановили, чтобы выйти из машины, попробуйте доказать обратное, где ваши свидетели? Ваш напарник? Он сидит вдалеке в патрульной машине и этого не видел, кроме того, он лицо заинтересованное. Случай 5. Ехал в левом ряду при свободных правых - пожалуйста: я ищу место разворота или хочу повернуть налево, правила это допускают. .Случай 6. Остановился в неположенном месте - пожалуйста: у меня заглох мотор, но я его уже починил и сейчас уеду отсюда, а минуту назад я убрал знак аварийной остановки и только что выключил, аварийную сигнализацию. Случай 7. Грязные номера - выйдите из машины и на глазах гаишника протрите их добела хоть носовым платком: по приказу их же мини- стра нельзя наказывать за то, что можно устранить на месте. За грязные номера наказывать запрещено, можно сделать только внушение и заставить1 их вытереть - соответствующее указание было несколько лет назад, и в этом случае милицейские генералы поступили умно. Действительно, автовладелец выйдет из машины, протрет их, а потом схватит на улице несколько свидетелей и заявит, что номера чистые. Да и на наших дорогах за грязные номера можно штрафовать каждого владельца, например, "восьмерок" и "девяток”, все знают, что эти машины всегда грязные сзади - из-за плохой аэродинамики. За номера могут наказать только если они ржавые, с облупленной краской и т. п. Вообще напоминайте этим работникам, что нельзя наказывать за то, что можно устранить на месте, таковы указания их начальства. Случай 8. Не горит какая-либо лампочка - пожалуйста: сейчас достану из бардачка и заменю! Возите с собой запасные лампочки! Если и в этом случае вопрос не решился полюбовно, то тогда действия будут развиваться по третьему варианту. Конечно, ни для кого не секрет и руководство ГАИ-ГИБДД даже не пытается опровергнуть тот" факт, что инспекторы берут штрафы "без квитанции", прекрасно,зная места, где водители чаще всего делают ошибки и нарушают правила движения. И даже сознательно создают себе такие "места". Вместо того чтобы организовать движение лучшим образом, именно там (как правило, в конце месяца или перед праздниками) люди с жезлами устраивают засады. Этот вариант хорошо проиллюстрирует случай, рассказанный опять- таки Дядей Витей". ажды, в июле 2001 г., я, усталый, после суточного дежурства и, естественно, не выспавшийся, размякший от жары, пилил домой: на своей "шестерке" в предвкушении душа, бутылки пива и мягкой постели. Нежданно-негаданно меня на Нахимовском проспекте, буквально в двух-трех километрах от долгожданного покоя, тормознул какой-то мент с полосатой палочкой, стоявший рядом с патрульным гаишным уазиком. Какие-то нехорошие предчувствия возникли у меня, и, как обычно бывает, они полностью оправдались уже через несколько минут. Этот лейтенант ГАИ с Большой Черемушкинской улицы оказался настоящим мерзавцем. Забрав для начала документы, он несколько раз обошел вокруг моей машины, что-то бормоча"себе под нос. Следующим его действием была просьба выключить двигатель и включить в работу ручной тормоз. Надо сказать, что место для своей засады он выбрал почти идеальное - небольшой, но ощутимый подъем недалеко от пересечения с Нагорной улицей. Раздувая от усердия щеки и оттопыривая уши, он буквально рогами уперся в капот моей машины, пыхтя и пытаясь сдвинуть ее с места вниз по склону. К моему великому удивлению, моя красавица не подвинулась даже на"сантиметр под таким натиском. Явно не ожидавший этого гаишник...еще дважды обошел вокруг машины. "Предъявите огнетушитель, знак ава рийной остановки и аптечку", - неожиданно приказал он. На мое счастье, и это все было на месте и под рукой. Открыв аптечку, мент стал, шевеля губами, вглядываться в порошки и таблетки, пытаясь найти среди них просроченные, но и тут его ждал полный облом. Может, на этом все бы и закончилось, но я стал уже громко высказывать ему свое недовольство задержкой, что, впрочем, не произвело на него никакого впечатления. Вдруг его лоб просветлился от умной мысли. "Давайте-ка проверим рулевое управление!" - радостно провозгласил он. Попросив меня разблокировать руль, он принялся усердно крутить баранку в разные стороны. "Да у вас же очень большой люфт’ - еще более радостно, чем прежде, провозгласил он. - Что будем делать?" Тут бы, может, мне и предложить ему энную сумму в мелких купюрах, но их и в кармане не было, да и, самое основное, как-то так меня родители воспитали, что я, хоть и разменял давно уже четвертый десяток лет, никогда "никому еще не давал на лапу. "Так что будем делать?" -еще более радостно спросил гаишник. Однако, поняв по моему поведению и выражению лица, что ему ничего не перепадет, он заставил меня снять номера. Чтобы, вернуть их, мне пришлось потратить несколько дней в различных очередях, заплатить за повторный техосмотр и штраф за езду на неисправном автомобиле. На стоянке мне популярно объяснили, что гаишник был, мягко говоря, не прав, да и я вел себя не очень грамотно. Будь я более юридически подкован, ничего бы этого не случилось. В общение "инспектор - водитель" различные "рационализаторы" и с эй, и с другой стороны пытаются порой ввести какую-то систему. Так, недавно в печати (МК, 25.10.2005) прошло сообщение, что аишники особым образом метят проблемных клиентов. " - Тонкой иголкой или попросту шариковой ручкой они проделывают еле заметное отверстие на фотографии или ставят точку в водительском удостоверении. Созвонившись и списавшись с водителями, мы вы- . яснили: если дырку вам "просверлили" на носу - значит, вы неоднократно давали деньги за пьянку, соответственно можно в аналогичной ситуации смело просить у вас "бабла"; если вам "выкололи" глаз - а то и не один, - вы "конкретный козел" - до безобразия агрессивный, можете затеять скандал с ненормативной лексикой, а то и с мордобоем, то есть смешать стража порядка с землей... Просмотрев, ощупав и обнюхав несколько десятков водительских удостоверений коллег и знакомых, я действительно обнаружила зримые доказательства существования особого "языка". Разглядев в водительском удостоверении у соседа по площадке "пометку" на носу, сходу поинтересовалась: "Попался пьяным за рулем?" Тот удивился: "Кто сдал?" Выяснилось: на самом деле катил со дня рождения друга "под мухой", попался у самого дома, "дал на лапу 300 долларов" - откупился. Еще одну дырку "в носу" я обнаружила у сослуживицы Елены. У нее отобрали права за пьянку, она долго билась за возврат с применением начальства, права ей вернули, но с пирсингом в носу! - Дырявят, как на зоне, - возмущался владелец "девятки” Серега, у которого обнаружилась отметина в правах на лбу. Когда его задержали за остановку в неположенном месте, он ругался со стражами порядка битый час. В результате отстегнул последние 50 рублей вместо запрошенных 200. Получил в лоб "пистон" - отметину - "жадный". - Пусть "накалывают", пусть знают наших, - восклицает, в свою очередь, водитель с двадцатилетним стажем Игорь Широков. Я, например, на удостоверении теперь с "сережками" в ушах. А все потому, что "правдоискатель", два раза в суд подавал, с успехом доказал, что действия инспекторов были неправомерные. Недавно ехал 60 км/час, меня тормознули, хотели ободрать по-черному, на радаре у них - 149! Только глянули на права - отпустили с "матерком" . Возможно, это просто журналистская "утка", а возможно, "что-то кое-где у нас порой" и происходит. Не исключено, что где-то такая "система" и могла иметь место, но насколько это распространено - трудно судить.