Камозин Павел Михайлович Брянск - лётчик. Павел камозин Камозин павел в годы войны

Из советских лётчиков-истребителей, принявших участие в боях за Керченский полуостров с осени 1943 по весну 1944 года, наиболее известен командир эскадрильи 66-го истребительного авиаполка 329-й истребительной авиадивизии, дважды Герой Советского Союза Павел Михайлович Камозин. За годы войны он одержал 34 личные и как минимум 4 групповые победы, из которых большая часть пришлась на бои за Керчь.

К сожалению, лётчик не оставил мемуаров, но на основании бесед с ним его друг, писатель Георгий Реймерс, издал документально-художественную повесть «Внимание! В небе Камозин». В этой книге и других изданиях, посвящённых асу, особенно выделяются два эпизода: уничтожение в последний день 1943 года транспортного самолёта, перевозившего 18 генералов и других высокопоставленных немецких офицеров, и последующий поединок с немецким асом, получившим в книге имя «Граф». Попробуем на основании сохранившихся архивных данных разобраться, что в этих историях миф, а что - реальность.

Говорят, под Новый год что ни пожелается…

Документы 329-й истребительной авиадивизии и входившего в неё 66-го истребительного авиаполка сохранились в архиве Министерства обороны Российской Федерации и отличаются от фондов других частей и соединений завидной полнотой. Согласно им, 31 декабря 1943 года сразу после полудня старший лейтенант Камозин во главе шестёрки «Аэрокобр» вылетел с Тамани на задание по разведке войск противника на Керченском полуострове. Лётчики должны были исследовать обширный район Заморск - Багерово - Тархан - Глубокая Балка - Грязевая Пучина - Катерлез - Булганак.

Подходя к Казантипскому заливу, в 12:35 разведчики заметили следующий на аэродром Багерово на высоте 400 метров немецкий двухмоторный транспортный самолёт неустановленного типа под прикрытием четвёрки «Мессершмиттов» Bf 109: пара летела позади, два других находились в стороне. Отделившаяся от советской группы пара старшего лейтенанта Павла Камозина и его ведомого младшего лейтенанта Алексея Владыкина атаковала транспортник в лоб. Затем советские лётчики развернулись и произвели две атаки в хвост, выпустив с убийственной дистанции 20–25 метров 10 пушечных 37-миллиметровых снарядов, 146 крупнокалиберных 12,7-мм пуль и 500 пуль винтовочного 7,62-мм калибра.

Согласно докладу лётчиков, в результате немецкая машина рухнула в пяти километрах восточнее посёлка Мескечи (ныне Песочное, северо-западнее станции Ташлы-Яр, она же Зелёный Яр). Лётчики успели увидеть вражеский самолёт горящим на земле, после чего вступили в бой с зазевавшимися было немецкими истребителями, произведя две атаки на виражах. Однако, находясь далеко от своей территории и имея другую задачу, советские лётчики предпочли не ввязываться в затяжной бой и ушли в облака, взяв курс на свой аэродром.

Основным транспортным самолётом люфтваффе был хорошо известный всем советским лётчикам трёхмоторный «Юнкерс» Ju 52, хотя немцы использовали в этом качестве целое множество различных машин, вплоть до трофейных. То, что в заявке Павла Камозина и его ведомого фигурирует некий двухмоторный самолёт, служит дополнительным доказательством её достоверности.

Поскольку в одном из наградных листов на Камозина, составленных в январе 1944 года, упоминание об этой победе отсутствует, можно сделать вывод, что победу ему сначала не засчитали. Однако после освобождения Керченского полуострова, якобы по опросам местных жителей, было установлено, что на упавшем транспортном самолёте летело 18 немецких генералов и офицеров с высокими званиями, которые везли награды и подарки на Новый год. Будто бы немцы оградили место падения «важной птицы», никого туда не пускали и целую неделю носили траурные повязки на рукавах. Таким образом, победа аса получила не только подтверждение, но и известность.

В настоящее время достоверно известно, что в декабре 1943 года в районе Крымского полуострова не погиб ни один генерал вермахта. Более того, представляется совершенно невероятным, что в радиусе действия советских истребителей в одном самолёте могло лететь такое количество высокопоставленных офицеров. Если отбросить фантастическую легенду о погибших генералах, то победа могла бы иметь под собой вполне реальные основания, учитывая, что советские лётчики произвели по транспортнику в общей сложности три атаки и израсходовали немалую часть боекомплекта. Настораживает лишь пассивность сопровождающих немецких истребителей, позволивших паре Камозина трижды беспрепятственно атаковать транспортную машину. Также в оперативных документах почти ничего не сказано об оставшейся четвёрке лётчиков группы Камозина, хотя они могли продолжить выполнять разведку и не видеть падение немецкого транспортника.


Лётчики 66-го ИАП, слева направо: командир эскадрильи капитан Павел Михайлович Камозин, лётчик младший лейтенант Алексей Васильевич Владыкин (курсантское фото) и начальник воздушно-стрелковой службы полка капитан Фёдор Александрович Капустик (послевоенное фото). Постоянный ведомый Камозина Алексей Владыкин был результативным лётчиком, одержавшим на момент своей гибели 12 января 1944 года пять личных побед и одну в группе, на счету Фёдора Капустика к концу войны было 10 личных побед

Любопытно, что в итоге личная победа была записана на счёт старшего лейтенанта Камозина, хотя по факту он атаковал и сбил вражескую машину в паре с ведомым младшим лейтенантом Владыкиным. Что касается сохранившихся немецких данных о потерях, то в них подходящий транспортный или другой подобный самолёт в нужном районе и в нужную дату не значится. Возможно, атакованная немецкая машина лишь получила незначительные повреждения и благополучно совершила посадку, поэтому в список потерь не попала, либо потеря попала в сводки за 1944 год, которые сохранились далеко не в полном объёме.

А был ли «Граф»?

Как повествуют Реймерс и его коллеги, после гибели большой группы генералов немцы объявили настоящую охоту на советского лётчика и прислали на Керченский полуостров для уничтожения Камозина аса по прозвищу «Граф» из некоей «бриллиантовой эскадрильи Геринга». Характеризуя его, советские авторы сообщают, что ранее немецкий ас расстреливал с воздуха беззащитных женщин и детей во Франции, бомбил советские госпитали в Минске и удостоился личной благодарности Геринга за массовое уничтожение беженцев на дорогах Украины. Думается, комментарии в данном случае будут лишними.

Как вспоминал один из асов группы II./JG 52 лейтенант Петер Дюттманн (Lt. Peter Düttmann, 152 победы), благодаря радиоперехвату немецкие лётчики в ходе боёв за Крым действительно знали фамилии или позывные многих своих визави. Однако, даже владея подобной информацией, выделять кого-то из противников немцы не спешили и уж тем более не стали бы присылать для уничтожения специального аса. «Экспертов» в составе группы гауптмана Герхарда Баркхорна (Hptm. Gerhard Barkhorn) хватало и без этого, да и сам он в январе 1944 года с 1000 боевых вылетов и 240 победами был одним из самых результативных лётчиков Восточного фронта. Никакой охоты за отдельными советскими лётчиками не велось: в боях против 4-й и 8-й ВА, а также ВВС ЧФ у истребителей II./JG 52 хватало других задач.


Пытаясь придать больше достоверности истории с Камозиным и «Графом», некоторые горе-исследователи пытаются записать в жертвы советского лётчика известного аса Германа Графа (Hermann Graf, 212 побед). Некогда самый результативный лётчик люфтваффе и кавалер Рыцарского креста с Бриллиантами, полковник Граф, безусловно, был серьёзным соперником, вот только зимой 1943–1944 годов ему было не до Крыма. Возглавляемая им эскадра JG 11 входила в ПВО Германии и тщетно пыталась защитить север страны от налётов союзных бомбардировщиков

Однако рассмотрим описанный Реймерсом и другими авторами поединок немецкого и советского асов - ведь, по всем законам литературного жанра, противники не могли не встретиться. В отечественных публикациях описание боя, в котором Камозину удалось сбить опытного врага, выглядит следующим образом:

«Командир эскадрильи, заметив противника, поднял свою четвёрку на высоту 6500 метров. Да, “Граф” предусмотрел многое. Выбрал момент, когда Камозин уже возвращался с боевого задания - значит, устал и горючее на исходе. Вёл воздушный бой - значит, боеприпасов мало. Обстановка сложилась не в пользу Камозина, и он мог бы уклониться от боя. Но командир эскадрильи, решительно отдавая приказания ведомым, уже занимал исходное положение для первой атаки.

У Камозина созрел оригинальный замысел боя. Ведомые Камозина удивились, увидев, как близко прошёл командир мимо “Графа” и как вяло сделал боевой разворот. Фашист соблазнился лёгкостью добычи и устремился за Камозиным. Навстречу “Графу” ринулись два резервных самолёта, находившиеся несколько выше основного состава. Гитлеровец прервал атаку и стал обороняться, потеряв из виду Камозина.

Не теряя ни секунды, Камозин набрал высоту и, когда “Граф” заложил очередной вираж, бросил самолёт в пике и нажал на гашетку. Очередь была меткой и сокрушительной. Фашистский самолёт начал разваливаться на части в воздухе. Так было покончено с “Графом” - гордостью “бриллиантовой” эскадрильи Германа Геринга».

Анализ всех боёв Павла Камозина в Крыму после 31 декабря 1943 года по оперативным документам 66-го ИАП и 329-й ИАД даёт понять, что литературный эпизод вполне соотносится с реальным воздушным боем. Он состоялся 27 января 1944 года над восточной частью Керченского полуострова.

В 15:00 на задание по прикрытию наземных войск Отдельной Приморской армии в район Тархан - Керчь - Булганак взлетела четвёрка «Аэрокобр», ведомая старшим лейтенантом Камозиным. Прикрывал спину комэска опытный лётчик лейтенант Алексей Глоба, недавно назначенный командиром звена. Вторую пару возглавлял начальник воздушно-стрелковой службы полка капитан Фёдор Капустик, которому тоже было не занимать опыта: он успел повоевать ещё в Китае в 1937–1938 годах. Относительно слабым звеном маленькой группы был только напарник Капустика лейтенант Яков Кондратьев. Это был лётчик довоенной выучки, но на фронт инструктор 11-го запасного авиаполка прибыл в качестве стажёра лишь за неделю до описываемых событий, и это был всего 16-й по счёту его боевой вылет.


Эскадрилья Павла Камозина (в центре) после окончания боёв за Крым и пополнения. Богодухов, Украина, лето 1944 года

Около 15:40 радиостанция наведения сообщила о нахождении в районе южнее Керчи немецких «охотников». Направившись в указанный район и набрав высоту 6000 метров, советские лётчики заметили выше себя пару Bf 109 и решили пойти на хитрость. Пара Капустика ушла на солнце, а Камозин с ведомым сделали вид, будто неспешно уходят, не замечая опасности. Рассчитывая на лёгкую добычу, пилоты «Мессершмиттов» с 7000 метров начали пикировать за «Аэрокобрами». Находящая в стороне пара Капустика зашла в хвост ничего не подозревающим немецким истребителям, и её ведущий сбил один Bf 109, который горящим упал в районе посёлка Эльтиген. Второй «Мессершмитт» был настигнут парой Камозин - Глоба и тоже сбит. Вражеский самолёт упал западнее Эльтигена и был засчитан обоим лётчикам как групповая победа. Обе заявки подтвердила радиостанция наведения заместителя командующего 4-й ВА генерал-майора С. В. Слюсарева.

По сохранившимся немецким данным, в этот день минимум по одной потере понесли обе действующие над Керченским полуостровом группы эскадры JG 52. Сначала, в одном из утренних боев с лётчиками 57-го Гв.ИАП, был сбит Bf 109G-6 W.Nr.140185 «чёрная 7» из 5./JG 52, а его пилот унтер-офицер Людвиг Фогель (Uffz. Ludwig Vogel) получил ранение. На этот успех могут претендовать капитан В. М. Савченко, а также старшие лейтенанты С. М. Мартынов и А. Д. Козыревский - каждый из них заявил по победе, но Мартынов и Козыревский падения сбитых самолётов не наблюдали.

Определить автора победы над одним из «Мессершмиттов» прибывшей под Керчь незадолго до этого группы I./JG 52 сложнее. По немецким данным, вылетевшая на «свободную охоту» пара лейтенанта Франца Шалля (Lt. Franz Schall, 137 побед) и унтер-офицера Антона Реша (Uffz. Anton Resch) из 3./JG 52 столкнулась с шестёркой «Аэрокобр». Бой закончился для немецких истребителей неудачно: пилотируемый унтер-офицером Решем Bf 109G-6 W.Nr.20581 «жёлтая 3» получил 26 пулевых и снарядных пробоин, а сам лётчик, одержавший к этому моменту 11 побед, был тяжело ранен и надолго выбыл из строя.


Немецкие лётчики-истребители из группы I./JG 52, лето 1944 года. Крайний справа - унтер-офицер Антон Реш

К сожалению, время вылета немецкой пары неизвестно, поэтому сказать точно, кто из лётчиков 329-й ИАД одержал победу над Решем, пока не представляется возможным. Помимо Камозина с Глобой и Капустика, на этот успех могли претендовать ещё несколько лётчиков 329-й ИАД: всего в этот день они заявили об уничтожении семи Bf 109 и одного Fw 190, а ещё четыре Bf 109 были учтены как подбитые. Вполне возможно, что унтер-офицер Реш был подбит в бою именно с группой Камозина, но и в этом случае предпочтительнее выглядит заявка Фёдора Капустика: он произвёл первую, внезапную для противника атаку, которая, скорее всего, пришлась по ведомому «Мессершмитту».

Необъявленная охота за Камозиным

Как бы то ни было, с уверенностью можно сказать одно: аса по прозвищу или фамилии Граф в небе Крыма Павел Камозин не сбивал, поскольку такого в составе групп I./JG 52 и II./JG 52 попросту не было. Зато у немцев были другие «эксперты», в боях с которыми неоднократно доставалось самому будущему дважды Герою. Так, 16 ноября 1943 года «Аэрокобра» советского аса была подбита, по его словам, немецкой зениткой. Лётчику пришлось совершить вынужденную посадку, самолёт отправился в ремонт. Возможно, Камозин не заметил атаку «Мессершмитта» командира II./JG 52 гауптмана Баркхорна, который в это время заявил сбитыми два истребителя американского производства.

Спустя две недели, 5 декабря, в бою с большой группой пикировщиков Ju 87 и прикрывающих их Bf 109 самолёт Камозина вновь был подбит - на сей раз, видимо, фенрихом Хансом Эллендтом (Fhr. Hans Ellendt, 64 победы) из 4./JG 52, после чего «Аэрокобру» добил командир 6./JG 52 лейтенант Хельмут Липферт (Ltn. Helmut Lipfert, 203 победы). Камозину снова удалось сесть вынужденно на косе Тузла, но теперь «Аэрокобра» восстановлению не подлежала.


Хельмут Липферт принимает поздравления после очередного результативного вылета. В своих мемуарах он оставил подробное описание поединка с Павлом Камозиным 5 декабря 1943 года, отдав должное мастерству соперника

23 января 1944 года в бою над Керчью в районе горы Митридат его истребитель был подбит лейтенантом Хайнцем Эвальдом (Ltn. Heinz Ewald, 84 победы) из штабного звена группы II./JG 52. Наконец, 11 марта самолёт аса в районе косы Тузла подвергся атаке начинающего «эксперта» из 5./JG 52 лейтенанта Вальтера Вольфрума (Ltn. Walter Wolfrum, 137 побед) и получил серьёзные повреждения. Камозин сумел дотянуть до своего аэродрома и совершить благополучную посадку, после чего очередная «Аэрокобра» была отправлена в ремонтные мастерские.

Кроме того, ещё дважды, 25 ноября 1943 и 23 марта 1944 года, истребитель советского аса был подбит в воздушных боях с «Мессершмиттами», но на победы никто из немецких лётчиков не претендовал. Как видно из приведённых примеров, и без целенаправленной охоты на Камозина ему нередко доставалось. Впрочем, советскому асу везло: во всех описанных случаях он сам не получил ни одной царапины. Была в этом и заслуга самой «Аэрокобры» - недаром советские лётчики за живучесть с любовью называли американскую машину «несгораемым сейфом». Умер Павел Камозин в 1983 году в Брянске.

Несмотря на нелёгкие испытания, берегла судьба и несостоявшегося «Графа» - немецкого аса Антона Реша. Вернувшись в I./JG 52 в конце мая 1944 года, Реш явно прибавил в мастерстве и к сентябрю имел уже 63 победы, но в том же месяце был сбит советской зениткой, выпрыгнул с парашютом и снова получил тяжёлое ранение. Возвратившись в свою часть в 1945 году, он довёл счёт до 91 победы, хотя, по другим данным, их было всего 65. 7 апреля 1945 года лётчик был награждён Рыцарским крестом. После пребывания в советском плену Реш благополучно вернулся в Германию и умер в родном городке Штольберге в 1975 году.


Несмотря на то что Павел Камозин входил в число наиболее результативных советских асов, его известность была невелика, а сам лётчик отличался большой скромностью и фотографироваться не любил. В итоге до нашего времени дошло крайне мало фронтовых фото дважды Героя. Этот снимок был опубликован в одном из весенних номеров журнала «Огонёк» за 1944 год, где сообщалось, что «в боях за освобождение Крыма от немецко-фашистских захватчиков мастер воздушного боя Герой Советского Союза капитан П. М. Камозин сбил 10 вражеских самолётов». К моменту публикации побед было уже под 30

В завершение истории с «Графом» и мифическими генералами можно сказать, что единственным неопределённым моментом остаётся первоисточник этих легенд. Как известно, дыма без огня не бывает, да и вряд ли ещё при жизни Павла Камозина его биограф Реймерс решился бы на тиражирование историй, не имеющих никакого основания. Стало быть, где-то ещё ждут своего исследователя пожелтевшие документы военного времени с фантастическими разведывательными данными или красочными донесениями политотдела…

Автор разыскивает родственников авиаторов 4-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота, принимавших участие в боях за Крым, и будет признателен, если с ним свяжутся по адресу электронной почты [email protected].

Источники и литература :

  1. ЦАМО РФ, фонд 66-го ИАП.
  2. ЦАМО РФ, фонд 329-й ИАД.
  3. Реймерс Г. К. Внимание! В небе Камозин. - Тула: Приокское книжное издательство, 1975.
  4. Зефиров М.В. Асы люфтваффе. Кто есть кто. Скорость. - М.: АСТ, 2010.
  5. Bernd Barbas: Die Geschichte der I. Gruppe des Jagdgeschwaders 52. - Eigenverlag, Überlingen.
  6. Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52. - Eigenverlag, Überlingen.
  7. Bernd Barbas. Das vergessene As. Der Jagdflieger Gerhard Barkhorn. - Luftfahrtverlag-Start, Bad Zwischenahn, 2014.
  8. Peter Düttmann: Wir kämpften in einsamen Höhen. - Eigen-Verlag, Falk Klinnert, Auflage, 2002.
  9. Michael Balss: Deutsche Nachtjagd. Materialverluste in Ausbildung und Einsatz. - VDM, Zweibrücken, 1999.
  10. http://podvignaroda.ru.

Павел Михайлович Камозин родился 16 июля 1917 года в городе Бежица (ныне район города Брянска) в семье рабочего.

В 1931 году окончил 6 классов школы и поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ). После окончания училища работал слесарем на заводе «Красный Профинтерн» (ныне ОАО «Брянский машиностроительный завод»). В 1934 году начал учиться в Бежицком аэроклубе. В РККА с 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов (ныне Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков), после окончания которой работал лётчиком-инструктором.

Боевой путь в Великой Отечественной войне

Свой первый боевой вылет в Великую Отечественную войну командир звена, младший лейтенант П. М. Камозин совершил 23 июня 1941 года на истребителе «И-16». В этом бою был ранен в ступню. После госпиталя работал в штабе 44-й истребительной дивизии.

5 августа 1941 года медкомиссией допущен к полётам и до 27 декабря 1941 года в составе 275-го бомбардировачного авиаполка.

С 27 декабря 1941 года по октябрь 1942 года - лётчик, затем лётчик-инструктор 253-го запасного авиационного полка. За это время, не только сам в совершенстве овладел техникой пилотирования самолёта ЛаГГ-3, но и научил и выпустил 40 лётчиков.

После неоднократных просьб направлен на фронт. С октября по декабрь 1942 года - командир звена в 246-м истребительном авиационном полку. В первом же воздушном бою на туапсинском направлении, под селом Шаумян лично сбил 3 гитлеровских истребителя «Ме-109 F». Также в течение октября сбивает вооружённый четырьмя пушками и шестью пулемётами бомбардировщик - «Do-217».

С 18 декабря 1942 года - заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка.

К концу марта 1943 года младший лейтенант Камозин совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23-х воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Камозину Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.

После переучивания на самолёт «Аэрокобра» получает назначение в 66-й истребительный авиаполк 329-й истребительной дивизии и вскоре становится командиром эскадрильи. В боях за Севастополь лётчики эскадрильи Камозина сбили 64 самолёта противника, 19 из которых сбил лично командир эскадрильи.

31 декабря 1943 года при возвращении из воздушной разведки Камозин обнаружил транспортный самолёт противника в сопровождении большого числа истребителей. Он атаковал его и сбил. В самолёте погибли 18 немецких генералов, которые направлялись в Севастополь.

20 января 1945 года, выполняя боевой вылет, из-за отказа двигателя потерпел аварию: самолёт разбился, Камозин сильно пострадал и долго находился в госпитале.

Всего за время Великой Отечественной войны Павел Михайлович Камозин выполнил 186 самолётовылетов, провёл 90 воздушных боёв и лично сбил 35 самолётов противника (Ме-109 - 17, Ю-87 - 10, ФВ-190 - 2, Ме-110 - 1, До-217 - 1, ФВ-189 - 1, Ю-88 - 1, Ю-52 - 1, Хе-111 - 1). Ещё 13 самолётов сбил в составе группы.

После войны с 1946 года работал в гражданской авиации. Проживал в городе Брянск.

Награды

  • медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 1148
  • медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 23
  • орден Ленина
  • 2 ордена Красного Знамени
  • Орден Александра Невского
  • орден Отечественной войны I-й степени
  • медали

Память

Почетный гражданин Брянска (1966). В сквере у Дворца Культуры БМЗ установлен бронзовый бюст П. М. Камозина (скульптор М. Г. Манизер , 1955). Имя П. М. Камозина присвоено авиационно-спортивному клубу и улице в Бежице (до 1983 - Больничная). В брянской средней школе № 11 открыт музей Героя.

Камозин Павел Михайлович

Павел Камозин родился в городе Бежица, вошедшем сегодня в черту Брянска. Окончив 6 классов, поступил в ФЗУ, а в 1934 году, работая слесарем на заводе "Красный Профинтерн", добился приёма в аэроклуб. Как один из самых одарённых учлётов был оставлен там же лётчиком - инструктором. В 1938 году он окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

Фронтовая судьба этого лётчика была яркой и неповторимой, как судьба любого великого воина. По своей "закрученности" интрига его ратной жизни напоминает порой сюжет захватывающего приключенческого фильма.

По словам его товарищей, Камозин был исключительно скромным человеком, небольшого роста, по природе своей очень застенчивый. Придёт он, бывало, в столовую и сядет тихонько в уголок. Сидит и ждёт, пока его заметит официантка. Сам окликнуть её никогда не осмелится. Но в воздухе - это был отважный лётчик, не знающий страха.

Товарищи любили и уважали Павла Михайловича и не было в полку человека, который бы не восхищался его боевым мастерством. Он как-то по-особому дерзко и напористо вёл воздушные бои и всегда одерживал победы. Его почерк быстро узнали и вражеские лётчики, содрогаясь от одной мысли о встрече с воздушным снайпером.

Войну Камозин встретил в частях Киевского особого военного округа. 23 июня на самолёте И-16 совершил свой первый боевой вылет, был ранен в ступню навылет. В составе своей части был направлен на переучивание на новый истребитель ЛаГГ-3, и вновь его изящное безошибочное пилотирование не осталось незамеченным: Камозина назначили инструктором. На фронт ему довелось вернуться только через год. Его назначили командиром звена.

Креп его командирский авторитет. Подчинённые видели в нём человека, на которого можно положиться в трудную минуту. За первый месяц боёв Павел сбил 4 неприятельских самолёта. Несколько раз ему довелось вылетать на боевые задания вместе с Дмитрием Каралашем - в довоенное время известным лётчиком - испытателем, отважным воздушным бойцов, заслужившим в годы войны звание Героя Советского Союза и погибшим в одной из схваток. Павел Камозин любил повторять слова подполковника Калараша: "Лётчик должен иметь сердце из стали, тогда и с деревянной спинкой сиденья он не дрогнет в бою". Таким был сам Павел Камозин...

Вскоре после знаменательного боя Камозин был назначен заместителем командира эскадрильи в 296-м истребительном авиационном полку. После тяжёлых боёв полк, потерявший значительную часть боевой техники, был отправлен в тыл на переформирование. А затем снова начались бои.

Младший лейтенант Камозин выполнял боевые задания не только по прикрытию наших штурмовиков и наземных войск. Он был и хорошим разведчиком. За время боевой работы не было случая, чтобы данные, доставленные им, не подтвердились.

Быстро росло мастерство лётчика, вскоре Камозину доверили командование эскадрильей. Его боевая слава умножилась в боях за освобождение Севастополя. Эскадрилья, которой он командовал, уничтожила в знойном крымском небе 63 вражеских самолёта. Лично Павел Камозин сбил 12 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года младший лейтенант Камозин Павел Михайлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"

Много подвигов совершил Павел Камозин в годы войны. Оперативный дежурный штаба Южного фронта, лётчик - инструктор, командир звена, заместитель командира эскадрильи, командир эскадрильи - таков его послужной список с начала войны до 1 мая 1943 года, когда Камозину за боевые заслуги было присвоено звание Героя Советского Союза.

Летом 1943 года, одним из первых в запасном полку освоив новую технику (истребитель Р-39 "Аэрокобра"), Павел добился разрешения отправиться на фронт. Он получил назначение в 66-й авиационный полк (329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия) и вскоре начались новые бои. В первом же боевом вылете в новом полку, на новой для себя "Аэрокобре", Камозин сбивает FW-189 - "раму", висевшую над передним краем, при этом и его самолёт был серьёзно повреждён яростным огнём зенитной артиллерии, и лётчик приземлил его на нейтралку, прямо у окопов своего боевого охранения...

Особенно ярко проявился его талант в боях за Крым. Только в сражениях за Севастополь лётчики его эскадрильи сбили 64 вражеских самолёта, 19 из них записал на свой боевой счёт комэск.

В конце 1943 года, в тяжёлом бою над Керчью, он уничтожил 2 неприятельских истребителя. Второй самолёт был сбит уже на горящей машине. На малой высоте Камозин покинул самолёт, рванув вытяжное кольцо на парашюте, и через несколько секунд упал в холодную воду. Выплыл и был подобран моряками.

Лишь через 3 с лишним месяца, после освобождения Крыма, стало известно, что на борту сбитого Камозиным самолёта находилось 18 немецких генералов. Они везли с собой Железные Кресты, которые должны были вручить наиболее отличившимся воякам. Но вместо запланированных новогодних торжеств и наград - получился траур. По словам жителей села, целую неделю немцы ходили с чёрными повязками на рукавах...

Ошеломляющими, дерзкими атаками капитан Камозин часто застигал своих противников врасплох. Он в совершенстве владел техникой пилотирования и из любых фигур высшего пилотажа умел выбрать в нужный момент наиболее выгодную. Порой казалось, что цель сама по себе попадает под его разящие трассы.

С каждым днём войны обогащался боевой и командирский опыт Камозина, но он по-прежнему отличался скромностью и трудолюбием. Он стремился использовать малейшую возможность для повышения лётного и огневого мастерства. Сколько раз оно выручало Камозина и его товарищей в бою! Товарищи Павла вспоминали, как однажды он спас от неминуемой гибели лейтенанта Тоичкина. Молодой лётчик не заметил, как в хвост ему пристроился "Мессер". Секунда, другая - и самолёт Тоичкина полетит к земле, объятый пламенем. Но прицельной очереди врага не последовало: в последнее мгновение фашист был сбит Павлом Камозиным. За этот подвиг лётчика наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.

Бывали в его жизни и неудачи. Приходилось "приводнять" подбитый истребитель в море, "тянуть" за линию фронта в расположение своих войск охваченную пламенем машину и попросту падать вместе с машиной после отказа мотора... Всякое случалось. Противник был силён и коварен, победы давались нелегко. Но Павел умел делать правильные выводы из любого успеха или неудачи, анализировать сложившуюся ситуацию и выбирать правильные решения позволяющие успешно бить врага.

Армейская газета "Крылья Советов" призывала на своих страницах:

"Истребитель, дерись, как Павел Камозин! Почему же Камозин дерётся успешнее других, в чём его сила? Она кроется в стремительности атаки. Шансы на победу в бою у того лётчика, который первым заметит врага. Это прекрасно понимает Камозин. Его зоркий глаз всегда ищет и первым находит противника. Именно этим отважный лётчик создает себе преимущество над врагом".

Газета разъясняла, что умелый поиск цели, разумеется, ещё не означает победу. Она, как известно, сама не приходит. Её завоевывает Павел Камозин благодаря другому замечательному качеству - мастерству атаки. Настойчивость в достижении цели, дерзость, исключительная меткость огня, искусный маневр - вот что обеспечивает успех отважному лётчику - истребителю.

Павел Камозин всегда был верен испытанному правилу истребителя - аса: он бил врага с близкой дистанции, короткой прицельной очередью. Он не пугал фашистов, а в упор расстреливал их.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года Камозин Павел Михайлович награждён второй медалью "Золотая Звезда».

В одной из последних воздушных схваток Павел Камозин оказался в исключительно трудном положении. Ему одному пришлось вступить в бой и драться с группой истребителей FW-190. Но и в таком положении Камозин не оборонялся, а нападал, атаковал. Советский лётчик выстоял в неравном бою и вышел из него победителем, сбив 2 "Фоккера".

Помню, раз сменяли его четвёрку. Подлетаем к линии фронта. Со станции наведения передают: "Камозин, внимательно. Вылетела пара "Мессов". - "Хорошо, пусть идут". Дальше - тишина. Мы подходим, набираем высоту, наладили связь со станцией наведения. Слышим: "Паша, смотри, заходит "худой". - "Вижу, пусть заходит". И больше ни слова. Обычно в бою какие-то команды, а тут тихо. Я смотрю - где он ходит, самолётов пока не вижу - ещё далеко. Проходит минуты полторы, и слышу, он передает: "Вон, "худой" горит. Зашёл, понимаешь..." И всё. Тут уж я и сам увидел дымный шлейф. Вот так спокойненько он его снял.

20 января 1945 года при выполнении очередного боевого вылета из - за обрыва шатуна двигателя мотор его "Аэрокобры" заглох, и машина упала на землю, развалившись на части... Павел нашёл в себе силы выбраться из обломков.От травм, полученных в этой аварии, до конца оправиться он так и не смог. Врачи настаивали на ампутации левой ноги, но непреклонность, мужество и сила воли позволили Камозину избежать этой калечащей операции.

День Победы он встретил в госпитале...

Сражаясь на Южном, Закавказском, Северо - Кавказском и других фронтах, Гвардии майор П. М. Камозин совершил около 200 боевых вылетов, в жестоких воздушных схватках одержал 49 побед - 36 вражеских самолётов сбил лично и 13 в группе с товарищами. В группе - потому, что он был не только лётчиком - асом, но и командиром, водившим в бой молодых бойцов.

16.7.1917 - 24.11.1983

Камозин Павел Михайлович - лётчик-истребитель, заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка 236-й истребительной авиационной дивизии 5-й Воздушной армии Северо-Кавказского фронта; командир эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка 329-й истребительной авиационной дивизии 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта.

Родился 3 (16) июля 1917 г. в городе Бежица (сегодня район города Брянска) в семье рабочего. Русский. В 1931 г. окончил 6 классов и поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал слесарем на заводе "Красный Профинтерн" (сегодня ОАО "Брянский машиностроительный завод"), с 1934 г. учился в аэроклубе. В Красной/Советской Армии с 1937 г. В 1938 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 г.

Великую Отечественную войну П.М. Камозин встретил в Киевском особом военном округе, преобразованном в Юго-Западный фронт. Свой первый боевой вылет на истребителе "И-16" он совершил на второй день войны, 23 июня 1941 г. Ранение в ступню навылет - печальный результат боевого крещения будущего воздушного аса…

Вместе со своей частью он направляется переучиваться на истребители "ЛаГГ", становится инструктором и возвращается на фронт лишь через год…

Свой первый боевой вылет в составе 246-го истребительного авиаполка 236-й истребительной авиадивизии 5-й Воздушной армии Закавказского фронта командир звена, младший лейтенант П.М. Камозин ознаменовал победой. В воздушном бою на туапсинском направлении, под Шаумяном, он сбивает гитлеровский истребитель "мессершмитт" - "Ме-109", а в первый месяц боёв им были уничтожены четыре вражеских самолета, среди которых вооружённый четырьмя пушками и шестью пулеметами бомбардировщик "дорнье" - "Do-217". Боевое мастерство молодой лётчик постигает у такого виртуозного истребителя, как майор Калараш Д.Л., с которым он неоднократно вылетал на боевые задания. А после его гибели, в ноябре 1942 г., Камозин сбивает в одном бою сразу три "мессершмитта": два 109-х и 110-ый…

К концу апреля 1943 г. заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиаполка младший лейтенант Камозин П.М. совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23-х воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 г. за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Камозину Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1148).

Находясь в запасном полку, старший лейтенант Камозин П.М. осваивает американский истребитель Р-39 "Аэрокобра", после чего получает назначение в 66-й истребительный авиаполк 329-й истребительной авиадивизии 4-й Воздушной армии, где вскоре становится командиром эскадрильи. В первом же бою в этом полку, пилотируя "аэрокобру", П.М. Камозин сбивает самолёт-разведчик "раму" - "фокке-вульф" ("FW-189"), но и его истребитель получает серьёзные повреждения от огня вражеских зенитных орудий, отважный лётчик сажает свой самолёт на нейтральную полосу, возле окопов боевого охранения советских войск...

В сражениях за город русской славы - Севастополь лётчики камозинской эскадрильи сбили 64 вражеских самолёта, 19 из которых записал на свой боевой счёт её командир. 31 декабря 1943 г. П.А. Камозин с ведомым Ладыкиным вылетели на разведку. Возвращаясь на свой аэродром, в районе над селом Семь Колодезей они заметили транспортный самолёт, сопровождаемый шестью истребителями "Ме-109". Камозин принимает решение - атаковать с ходу и на максимальной скорости устремляется к цели, сбивая очередью транспортный самолёт… Когда Крым был освобождён от оккупантов стало известно, что на борту этого самолёта находилось 18 немецких генералов, которые везли с собой награды и новогодние подарки для вручения своим солдатам и офицерам…

К середине лета 1944 г. командир эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка капитан Камозин П.М. совершил 131-й успешный боевой вылет, участвовал в 56 воздушных боях, в которых лично сбил 29 самолётов противника и 13 в составе группы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 г. Камозин Павел Михайлович награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 23).

20 января 1945 г. командир эскадрильи 101-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Камозин П.М. выполнял очередной боевой вылет, но из-за неполадок двигателя мотор его "аэрокобры" заглох, и истребитель рухнул на землю... К счастью, дважды Герой Советского Союза П.М. Камозин остался жив, однако от травм, полученных в этой аварии, он так и не оправился... День Победы гвардии капитан Камозин встретил в госпитале.

За годы войны П.М. Камозиным проведено около 200 боевых вылетов, в 70 воздушных боях им сбито лично 35 и в группе 13 самолетов противника.

После войны, с 1946 г. П.М. Камозин в запасе. Он вернулся в родной Брянск, работал в гражданской авиации. Вёл общественную работу.

Награждён орденом Ленина, 2-я орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени, многими медалями. Ему присвоено звание "Почётный гражданин города Брянска".

В сквере у Дворца Культуры брянских машиностроителей установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Камозина П.М. (автор - скульптор М.Г. Манизер). Его имя носит одна из улиц города Брянска. В брянской средней школе № 11 открыт музей Героя.

(12+) Павел Михайлович Камозин родился 16 июля 1917г. в г.Бежице в семье рабочего. После окончания 6 классов поступил на учебу в ФЗУ, затем работал слесарем на заводе «Красный Профинтерн» (ныне БМЗ) и одновременно занимался в местном аэроклубе.В 1937г. был призван в армию. В 1938г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу.

С первых дней войны Камозин на фронте. Заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Камозин к марту 1943г. совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку противника. В 23 воздушных боях сбил 12 вражеских самолетов. 1 мая 1943г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Павлу Михайловичу Камозину присвоено звание Героя Советского Союза. 1 июля 1944г. за 131 боевой вылет и участие в 56 воздушных боях, в которых он сбил лично 29 самолетов противника и 13 в группе, командир эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка капитан П.М. Камозин награжден второй медалью «Золотая Звезда». В одном из сбитых им самолетов находилось 18 немецких генералов, которые летели на торжественное вручение наград солдатам и офицерам.

После окончания войны П.М.Камозин вернулся в родной город и работал в гражданской авиации. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени. В сентябре 1966 г. П.М. Камозину присвоено звание Почетного гражданина г. Брянска Умер Камозин 24 ноября 1983г., похоронен в Брянске. В Бежице установлен бронзовый бюст Камозина, его именем названы аэроклуб, улица, школа. В Брянске в его честь проводятся всесоюзные турниры по борьбе.

Г.К.Реймерс

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ БРЯНСКА. П.М.КАМОЗИН.

Небо … Веками манившее к себе людей, манившее звездами, свободным парением птиц, глубинами космоса, оно стало сейчас для нас символом мира. «Мирное небо над головой» говорим мы и понимаем, что грохот взрывов не разбудит нас на рассвете … На биографиях тысяч героев «крылатых соколов», взмывших в простор «пятого океана», чтобы защитить земной мир, покоится эта наша уверенность. Запрокинь голову к небу в задумчивости, в смехе, в беззаботной радости – вот он, необозримый манящий простор, мирное небо твоей Родины …

30-е годы. Самый юношеский, самый романтический период жизни нашего государства – первые рекорды, первые победы мира и созидания. Осоавиахим – кто не знает этого слова, этого символа освоения неба! Кто из мальчишек не бредил этим словом, кто не знал наших легендарных летчиков! Чкалов – человек-легенда, стал патриархом племени крылатых, племени, в котором золотыми звездами сияют имена брянских героев.

Эта книга рассказывает о выпускниках Борисоглебского высшего военного авиационного училища, одного из старейших в нашей стране. Здесь учился Чкалов, его имя носит сейчас училище. Здесь осуществили мечту о небе двое брянских парней: Павел Камозин и Сергей Азаров – чкаловцы, будущие герои великой войны.

Павел Михайлович Камозин, ровесник революции по возрасту, её сын по духу, её защитник по биографии. Обычная юность парня из крепкой рабочей семьи – школа, завод «Красный Профинтерн» … Только необычные годы формировали его поколение.

В 1931 году комсомол взял шефство над Воздушным Флотом. Родина позвала в небо – Камозин и Азаров пошли в брянский аэроклуб, затем в Борисоглебскую лётную школу. Так тесно переплетены биографии этих двух лётчиков, что рассказывая об одном, нельзя не упомянуть и о другом. Только высшим испытанием их дружбы стала война.

Война… Встретил её Камозин лётчиком Киевского военного округа, куда был направлен после окончания училища. С первых же дней его истребитель И-16 в боях. Но быстрое ранение вывело его из боевых рядов. Такие были горячие сражения и так были нужны люди! Взбешенный Камозин отказался ехать в госпиталь. Но и после недели лечения в аэродромной санчасти в бой ему попасть не удалось – по выздоровлению попал он в запасной учебный полк, осваивать более совершенные виды самолетов.

Конечно, нужны были новые самолеты – и они появились, конечно, нужно было их осваивать. Но, каково же было нетерпение, каково было рвение – скорее, скорее, чтобы в бой, к товарищам, чтобы бить врага!

Но командир полка, узнав, что Камозин был инструктором в аэроклубе, и что отлично владеет техникой пилотирования, оставил его в полку готовить летчиков. Не помогли ни просьбы, ни протесты. 40 лётчиков, подготовленных Павлом Камозиным, вступили в бой, прежде чем удалось это ему самому.

Так начинается летопись боевых подвигов Павла Михайловича Камозина.

Было лето 1942 года. Шли бои над Крымом, враг рвался на юг, к нефтяным районам, и против советских летчиков воевали опытные фашистские ассы. В первом же бою, сбив «Мессершмидт», Камозин открыл свой боевой счет. Об этом свидетельствует генерал-полковник авиации Гречко, бывший в 1942 году начальником оперативного штаба 5-ой воздушной армии, куда прилетел воевать Камозин.

Гречко писал в своей книге:

«В первом же бою пятерка истребителей под его командованием уничтожила 6 вражеских самолетов, а до двух десятков «мессеров» принудила в панике ретироваться. Так я узнал о первом боевом подвиге бывшего стажера. Позднее мне довелось познакомиться с ним лично. Парень, как парень. Во внешности ничего героического. Скромный, даже немного застенчивый. Но в бою Павел Камозин, по свидетельству его однополчан, всегда был первым и примером смелости, мастерства увлекал на подвиги товарищей».

Также Гречко пишет, что в 5-ой воздушной армии десятка Камозина стала первооткрывательницей боевых пар самолетов – именно после его боя стала применяться эта тактика, с апреля 1943 года.

Поддерживая и прикрывая свои войска от ударов с воздуха, авиация 5-ой воздушной армии вела в то время тяжелые бои. Павлу и летчикам его звена приходилось делать по несколько боевых вылетов в день. И всегда летчики Камозина выходили победителями из схваток с врагами, зачастую, со значительно превосходившими их по количеству самолетов в силе.

Смелого до дерзости Павла Камозина не останавливало численное превосходство неприятеля. Стремясь всегда атаковать внезапно, он со своими летчиками сваливался на врагов, как снег на голову, и метким огнем поражал ошеломленных фашистов.

Поклявшись отомстить за гибель своего боевого командира, Павел во главе пятерки истребителей атаковал группу в составе 25 «Мессершмидтов 109 и 110».

Удар был так внезапен и стремителен, что строй вражеских самолетов в панике рассыпался. В этом бою, закончившемся полной победой Камозинской пятерки, Павел лично сбил три фашистских самолета.

- «Идешь в атаку – не считай, сколько фрицев против тебя. Считай их, когда сбиваешь», наставлял Павел Камозин своих летчиков.

Подчинив себя одной цели: нанести врагу как можно больший урон, Павел всегда атаковал первым. Он, не колеблясь, бросался в бой при любом соотношении сил в пользу врага, была бы обеспечена внезапность. И ещё Павел требовал от своих подчиненных взаимной выручки. «Сам погибай, а товарища выручай» стало в их эскадрильи первой заповедью.

Однажды, возвращаясь с боевого задания, Павел, будучи уже заместителем командира эскадрильи, заметил на шоссе легковую машину немцев. Зная, что такие машины обычно бывают в штабах, он не удержался от соблазна, приказал командиру звена вести группу, а сам уничтожил машину, растратив при этом последние боеприпасы. И тут, внезапно, появился «Мессершмидт». Гибель казалась неизбежной, оружие бездействует. Но Павел, не теряясь, бросился на противника в лобовую атаку. Искусно уворачиваясь от обстрела, пошел на таран. У фашиста не выдержали нервы. Отвернув в последний момент, он попытался зайти в хвост советскому самолету. Но Павел снова и снова бросался на врага. Наконец, когда при одной из атак они опять едва не врезались друг в друга, немец не стал больше рисковать и вышел из боя. Павел ликовал. Это была его большая победа. Моральная победа безоружного над вооруженным до зубов, сильным врагом.

Конец Первомайских праздников 1943 года застал Павла в запасном авиаполку, где он переучивался на поступивших из Америки истребителях «Аэрокобра». Вначале бытовало мнение, что на этих машинах нельзя выполнять штопорные фигуры высшего пилотажа. Однако, Камозин, полетав на «Аэрокобре», понял, что её как и любой другой истребитель, можно «укротить», если обладать хорошей техникой пилотирования. Он был уверен в возможности и необходимости освоения всего высшего пилотажа на этой машине. Без этого летчик много теряет в воздушном бою.

Задумано – сделано. И на последней тренировке перед окончанием учебы Павел выполнил целый каскад фигур высшего пилотажа.

Когда же, после посадки, его вызвали к командиру полка, Павел шел в штаб с неважным настроением. Ожидая нагоняй за самовольство. Однако, командир полка вместо головомойки вручил Павлу Камозину только что полученную телеграмму и поздравил его с присвоением звания Героя Советского Союза.

Так к полученным ранее орденам «Отечественной войны» и «Красного знамени» добавился «Орден Ленина» и Золотая Звезда.

Золотой Звездой Героя Советского Союза был награжден и Сергей Азаров, только посмертно. Этой награды он был удостоен за подвиг, который совершил, спасая командира эскадрильи. В воздушном бою с превосходящим противником Сергей Азаров, оставшись без боеприпасов прикрывал своим самолетом спускавшегося на парашюте комэска, у которого был подожжен самолет. И тогда самолет Азарова поджег в воздухе знаменитый немецкий ас Граф. Сергей Азаров и на горящем самолете прикрывал комэска, пока тот не приземлился благополучно, и только после этого выбросился на парашюте сам. От полученных ожогов Азаров через два дня скончался в госпитале.

Узнав о смерти друга, Павел Камозин поклялся отомстить Графу и стал искать с ним встречи.

Одним из ярких подвигов Камозина было уничтожение немецкого транспортного самолета с 18 генералами и высшими офицерами, которые везли на Крымский фронт награды войскам переднего края.

Возвращаясь с боевого задания 31 декабря 1943 года, Камозин с ведомым Владыкиным вывели самолеты из облачности в районе Крымского поселка «Семь колодцев». И тут Камозин увидел летящий на высоте метров сто большой транспортный фашистский самолет в сопровождении шести истребителей. Поняв, что перед ним не простой транспортник, Павел атаковал его и сбил. При ударе о землю транспортник взорвался. Все было сделано так быстро и внезапно, что истребители сопровождения не успели оказать помощь своему подопечному. Скрывшись в облаках, Камозин с Владыкиным благополучно вернулись на базу. А в немецких войсках вместо новогоднего торжества по всему фронту был объявлен траур.

После этого случая немцы стали охотиться за Камозиным целыми отрядами. Поставив цель уничтожить дерзкого аса во чтобы то ни стало, они объявили за его голову крупную награду. Стоило Павлу появиться в воздухе и выйти в эфир, как фашистские радиостанции поднимали крик:

Внимание! Внимание! В небе Камозин! Будьте осторожны! Следите за воздухом!

Но как ни старались немецкие летчики сбить Камозина – все было тщетно. Виртуозная техника пилотирования, умелое ведение воздушного боя и бесстрашие выручало Павла из самых критических положений. Тогда разъяренные фашисты вызвали на фронт начальника высшей летной школы Графа. Специально для того, чтобы уничтожить Камозина.

Встреча Камозина с Графом состоялась в районе Керченского плацдарма. В этом поединке все шансы на победу были на стороне Графа. У него имелся и запас высоты и запас горючего, тогда как Камозин заканчивал патрулирование и у него горючее было на исходе.

Оставалось одно: как-то перехитрить графа. Сделав вид, что не замечает грозящей опасности, Камозин решил подставить себя под удар. Вызвать Графа на атаку. Собравшись до предела, мобилизовав всю силу воли и выдержки, Павел ввел машину в разворот, на сближение с врагом. Несмотря на свой огромный опыт и сто шестьдесят побед в воздушных боях, Граф не разгадал уловку советского аса и, выбрав удобный момент, ринулся в атаку. Однако, Камозин предугадав момент открытия Графом огня, резким маневром вывел свою машину из-под удара и, в свою очередь атаковал и сбил пикирующий «Мессершмидт».

С Графом было покончено. Сергей Азаров отомщен.

Вскоре Павла Камозина вызвали в Москву. Там, в Кремле, Михаил Иванович Калинин вручил ему вторую Золотую Звезду Героя Советского Союза.

Ко времени разгрома Восточно-Прусской группировки фашистских войск, Павел Камозин довел личный счет сбитых самолетов до 35 и, ещё 13 было сбито при его участии в групповых воздушных боях.

В одном из боев над Восточной Пруссией, после бомбардировки нашими самолетами Данцига, истребители сопровождения возвращались на базу и тут у машины, Павла Камозина заклинило мотор. При вынужденной посадке на неровную местность истребитель потерпел аварию.

Тяжело раненый, получивший переломы обеих ног, Камозин был найден нашими разведчиками и отправлен в госпиталь. Там, в госпитале, и застал Павла День Победы.

Небо Родины – мирное, светлое. Окончилась война, но он, молодой летчик, мастер, ас, будет ли он летать? Без этого Камозин не представлял себе жизни. Потянулись месяцы лечения, месяцы размышлений, сомнений, воспоминаний.

Павел Михайлович был в жизни человеком немногословным, редко говорил о семье, о близких. А между тем, воевали на фронте его трое братьев, ждала и гордилась сыновьями мать, была у него невеста. И чтобы понять истоки подвига, понять, как рождаются герои, что их формирует нужно вспомнить об этой дружной рабочей семье, воспитавшей детей в строгом уважении к труду, к своему человеческому, гражданскому долгу. Так и свою семью строил потом Павел Михайлович Камозин…

Вспоминают жена, дети, друзья…

Лидия Яковлевна: Это была удивительно скромная семья. Вот пример такой, мать его жила на улице, где после войны ещё не было водопровода. Ей предложили: вы же мать героя, давайте мы вам прежде проведем. Нет, сказала она, зачем, если всем, то и мне. Одной не нужно. И Павел Михайлович был очень скромный человек всю жизнь, не любил выделяться. Когда ему предложили оборудовать дачу и привезти всё бесплатно. Он отказался. Всё сделал своими руками, до последней досточки.

Ольга: Мы гордимся отцом. Мне иначе и не представляется: герои только такими бывают, людьми негромкими, славы отец не любил, он нас учил труду, учил полагаться во всем на себя.

Михаил: Я выбрал военную биографию, конечно, благодаря отцу. Он в войну Родину защищал, а я, как и все мое поколение – мы все их преемники. Вот и сына в честь дедушки назвали. Учится он в школе №11, которая носит имя Павла Михайловича Камозина, его деда, учившегося тоже здесь. Теперь юные бежичане рассказывают гостям своей школы о герое-земляке. И рассказать им есть что: экспонаты в музее Камозина собирались много лет, его биографию знает здесь каждый ученик.

Георгий Михайлович Карман - директор музея Павла Михайловича Камозина:

На биографии Павла Михайловича Камозина мы воспитываем наших ребят. Воспитывает и большая собирательская деятельность, прикосновение к подвигу героических поколений. Мы переписываемся со многими школами, носящими имена героев, обмениваемся материалами. И многие наши выпускники решают посвятить жизнь защите Родины.

Это уже слова, память о подвиге. Жизнь продолжалась. Росли дети, налаживалась мирная жизнь с её заботами и трудом, восстанавливался Брянск. Камозин вернулся к летной работе – небо по-прежнему держало его в своих огромных, сильных и нежных руках. Нелегко давалась ему любая работа – последнее ранение в ноги было очень тяжелым. Но он летал, пока была возможность.

А война жила в памяти, в снах, делах. Вспоминалась, когда сажали ветераны аллею мира в Севастополе, когда открывал он праздничную демонстрацию в Брянске, почетным гражданином которого был избран, когда встречался с молодежью.

Одна встреча взволновала Павла Михайловича особенно сильно – встреча с Юрием Гагариным. Оба люди большого полета – слава и гордость авиации, они с уважением пожали друг другу руку.

Кто знает, не думал ли Камозин: если бы не война …

А память о его подвиге и жила, и живёт своей жизнью. Приводит посетителей в музей Павла Михайловича, оставляет слова восхищения в книге отзывов, воспитывает новых защитников Родины …


Работая над повестью, я ставил цель создать не строго документальное, и скорее художественное произведение, основу которого составили действительные события боевой жизни дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина и Героя Советского Союза Сергея Семеновича Азарова. Поэтому некоторые эпизоды объединены или несколько «сдвинуты» во времени.

При описании немецкого аса Графа, действительно сбитого Камозиным, мне хотелось создать типичный образ фашистского летчика.

Посвящая повесть советским летчикам, приношу глубокую благодарность дважды Герою Советского Союза П.М. Камозину и сестре Героя Советского Союза С.С.Азарова Полине Семеновне Азаровой, любезно предоставившим обширный фактический материал, который значительно облегчил мою работу.

Г.К.Реймерс


Быстро летели школьные года, заполненные учебой и разными мальчишескими делами. Павлушка учился с большой охотой. Хотелось так же, как старшие Ольга и Николай, окончить школу, поступить в техникум или вуз. Но время было тяжелое, неурожай 1931 и 1932 года вызвали голод. Глядя, с каким трудом родители сводят концы с концами. Павлушка твердо решил, что не будет в семье нахлебником. Закончив шестой класс, заявил отцу:

Все, батя. Пойду на завод.

Куда тебе!- всплеснула руками Софья Ивановна – Четырнадцать едва исполнилось.

Но Павлушка упрямо мотнул головой.

Сказал – пойду. Вон Борька скоро ФЗУ кончит, а я что?

Софья Ивановна обернулась к мужу.

Михаил, скажи хоть ты слово. Ну, такой из него работник?

Отец критически взглянул на сына. Шлепнул по широкий спине. Усмехнулся.

Ничего, парень, что надо! Пусть специальность получит. Поработает, потом можно или рабфак.

Павлушка повеселел от отцовской похвалы. А Михаил Алексеевич сел на табурет, расправил усы.

Ты Софья, возьми, к примеру, меня. Тоже в его годы рабочим стал. И академий не кончил, а живем не хуже других.- Похлопал по плечу подошедшего сына.- Будь по –твоему. Иди на завод. Рабочая закалка настоящего человека делает. Только смотри.- добавил он строго, - чтобы без филонства.

Не беспокойся, батя, не подведу,- твердо заверил Павлушка.

«Мессершмитт» появился неожиданно, словно возник из ничего. Первые мгновения у Павла еще теплилась надежда, что враг его не заметит. Но тот начал разворачиваться. Так и есть, будет атаковать.

Что делать? Увертываться от обстрела? Бесполезно.

Один раз увернешься, другой. Потом все равно подловит. Перед ним не мальчишка -сопляк. Тот не стал бы ввязывается в бой один на один. Что же теперь - бежать, пока есть возможность? Ну, уж нет! Направив свой «ЛАПП» навстречу врагу, Павел дал полный газ.

Лобовая атака! Много раз он слышал о ней из рассказов бывалых однополчан, а вот испытать, что это такое, еще не пришлось. Да и, наверно, больше не придется. На что может рассчитывать летчик, оставшийся без боеприпасов, перед опытным, хорошо вооруженным противником?

И Павел решился на последнее средство борьбы, которым располагал - на таран.

Всего каких-нибудь четверть часа назад он со всей восьмеркой штурмовал неприятельские войска на шоссе, ведущем в Краснодар. Под метким огнем его «ЛАГГов» горели, рвались грузовики с боеприпасами и снаряжением. Не находя в степи укрытия от уничтожающего обстрела с воздуха, в панике метались фашистские вояки. Учинив на шоссе настоящий разгром, истребители легли на обратный курс к базе. И тут Павел не удержался от соблазна. Заметив невдалеке от дороги легковую автомашину, он приказал командиру звена вести группу, а сам пошел на снижение. Такие автомашины обычно были в штабах. Павел считал, что вполне успеет с ней расправиться и догнать своих. Одной очереди оказалось достаточно, что бы ее поджечь. Камозин еще раз обстрелял опомнившихся было фашистов, и тут его оружие смолкло. Боеприпасы кончились. С набором высоты он развернулся и пошел вдогонку за своей группой. А теперь….

«Мессершмитт» буквально вырастал на глазах. По привычке поймав его в перекрестье прицела, Павел видел, как быстро вражеский самолет заполняет обозреваемое пространство, с какой огромной скоростью мчатся они навстречу один другому, навстречу гибели. Но не о смерти думал Павел. Смерть была уже делом решенным, неизбежным. О ней не следовало даже вспоминать. Он знал, что немец вот-вот откроет огонь. Остаток своей жизни, продолжительностью всего в несколько мгновений, нужно прожить так, чтобы уцелеть до решающего удара, не дать сбить себя преждевременно.

Солнечным летним днем к воротам госпиталя подъехал зеленый армейский «козлик». Шофер вылез из машины, прошел в вестибюль.

За капитаном Камозиным, из части, - сказал он дежурной сестре.

Сейчас придет. Возьмите его вещи.

Шофер взял небольшой коричневый чемоданчик, реглан и направился к выходу.

Вскоре из госпиталя вышел Павел. Распрощался с провожающими его товарищами и медработниками. Осторожно, опираясь на крепкую палку, спустился по широким ступеням лестницы и стал медленно переходить площадь. У входа в аллею остановился, прислушался. Высоко в небе шла девятка истребителей. Они то исчезали за кучевыми облаками, то вновь появлялись на фоне глубокой небесной синевы. Звонко, как туго натянутые басовые струны, пели моторы.