К какому сословию относились казаки. Являются ли казаки отдельным народом

Тема 3. Казачество как служилое сословие. Казаки в войнах XIX в. (11 ч.)

Внутренняя политика Александра I в отношении казаков. Издание «Положений об управлении казачьими войсками». Введение единой формы одежды. Основание новых станиц на Кавказе и в Причерноморье. Преобразование казачьих войск.

Внешняя политика в начале XIX в. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Участие казаков в войнах с наполеоновской Францией. Казаки в войнах с Турцией и Ираном. Присоединение к России Финляндии. От Смоленска к Бородину. Казаки в Бородинском сражении. Казачье ополчение генерала А.К.Денисова. Тарутинский маневр. Казаки в партизанской войне. Освобождение России от захватчиков. Участие казаков в заграничном походе русской армии. Новые казачьи части.

Василий Васильевич Орлов-Денисов. Матвей Иванович Платов.

Реформы Николая I в управлении казачеством. Изменения в хозяйстве и быте казаков. Реформы в системе управления. Новые «Положения» о казачьих войсках. Окончательное оформление казачьего дворянства и создание новых казачьих войск.

Внешняя политика России второй четверти XIX в. Казаки в войнах с Ираном и Турцией. Казаки в русско-иранской войне 1826 – 1828 гг. и русско-турецкой войне 1828 – 1829 гг. Участие казаков в подавлении революционных движений в Польше и Венгрии.

Кавказская война. Национальная политика самодержавия. Кавказская линия и Кавказское линейное войско. А.П.Ермолов, обострение отношений на Кавказе. Имамат. Движение Шамиля. Казаки в боях на востоке Кавказа. Покорение Западного Кавказа и итоги войны. Я.П. Бакланов.

Крымская война 1853 – 1856 гг. Обострение восточного вопроса. Причины войны. Основные театры военных действий. Казачьи части на Дунайском, Крымском, Донском и Закавказском театрах военных действий. Итоги войны.

«Великие реформы» 60 – 70-х гг. XIX в. Военная реформа и казачество. «Положение о военной службе казаков Донского Войска» 1874 г. «Устав о воинской повинности Донского Войска» 1875 г. «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск» 1891 г. Изменения в жизнедеятельности казаков. Казачество – военное сословие.

Основные направления внешней политики России в 1860 – 1870-х гг. Казаки в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. Казачьи полки в сражениях на Балканах и на Кавказском театре военных действий. Итоги войны.

Участие казаков в Среднеазиатском и Дальневосточном направлениях внешней политики России: в покорении Кокандского ханства, в Хивинском походе и подавлении «боксерского» восстания в Северном Китае.

Служба, организация, униформа, снаряжение казаков. Казачья военная форма. Лампасы. Погоны. Шевроны. Папахи. Особенности снаряжения. Казачья символика. Организация службы и полномочия казачьих воинских чинов.


__________________

К концу XIX века в России существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Терское, Забайкальское Уральское, (Яицкое), Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское и Астраханское) и три городовых полка (Красноярский, Иркутский, Енисейский).Казачьим также числился Якутский полк Министерства внутренних дел. Общая численность казачьего населения страны составляла около 4,5 млн. человек.

На Юго-Востоке Европейской части страны располагались Донское, Кубанское и Терское казачьи войска. На их долю приходилось 36,6 % площади всех казачьих территорий и 70,3 % численности казаков. Самым большим из казачьих войск являлось войско Донское, занимавшее 22 % всех казачьих земель и насчитывавшее до 34 % казачьего населения России. На второе по величине Кубанское войско приходилось соответственно 13 % и 31 % а на долю занимавшего пятое место среди казачьих войск Терского – 3,5 % и 5 %.

В административном отношении казачьи области подразделялись на округа и отделы. Территория Донского войска была разделена на девять округов (Черкасский, 1-й Донской, 2-й Донской, Усть-Медведицкий, Хоперский, Донецкий, Сальский, Таганрогский и Ростовский), Кубанского – на семь

отделов (Екатеринодарский, Баталпашинский, Ейский, Кавказский, Лабинский, Майкопский, Таманский), а Терского на четыре отдела (Кизлярский, Сунженский, Пятигорский, Моздокский) и шесть округов (Владикавказский, Назрановский, Хасавюртовский, Нальчикский, Грозненский, Веденский)

26 мая 1835 г., после шестнадцатилетней разработки, утверждается «Положение о Войске Донском», юридически оформившее донское казачество в особое военно-служилое сословие. Оно устанавливало обязательную двадцатипятилетнюю службу для всего мужского казачьего населения, начиная с 18-летнего возраста. На службу каждый казак должен был явиться со своим строевым конем, холодным оружием, полным комплектам обмундирования и снаряжения. Одновременно в особом приложении «О поземельных довольствиях» определялась величина земельного надела казаков в соответствии с чином.. Налагался административно-правовой запрет на выход из казачьего сословия и на поселение в пределах войска лиц других сословий. Все эти меры, по мнению правительства, обеспечивали замкнутый и устойчивый характер нового военно-служилого сословия.

На основе «Положения о Войске Донском» 1 июля 1842 года принимается «Положение о Черноморском казачьем войске», а 14 февраля 1845 года издается «Положение о Кавказском войске»

В пореформенный период продолжилась работа по регламентации внутреннего устройства казачьих областей, поземельных отношений, прохождения казаками воинской службы. Так 21 апреля 1869 г. императором утверждается мнение Государственного Совета «О поземельном устройстве в казачьих войсках», юридически оформлявшее сложившийся порядок землевладения и землепользования на территориях казачьих областей.

Согласно данному закону, все войсковые земли подразделялись на три основные категории:

1) на отвод станицам;

2) на надел генералов, штаб- и обер-офицеров и классных чиновников войска;

3) на разные войсковые надобности (т.н. войсковой запас).

Станицам отводились земельные площади (станичные юрты), обеспечивавшие наделы по 30 дес. на каждую душу мужского пола казачьего

сословия. Все станичные земли закреплялись в общинном владении и не могли передаваться в чью-либо собственность.

В казачьих областях юридически оформлялась система надельного землевладения, существовавшая в виде общинной собственности. И хотя землей владели не только казачьи, но и крестьянские общины, размеры наделов казаков и крестьян заметно отличались друг от друга.

В ходе т.н. «милютинских» военных реформ 70-х гг. XIX в. в казачьих войсках вводились новые штаты и разрешался ограниченный прием в казачье сословие и выход из него. В 1874 г. принимается «Устав о воинской повинности Донского казачьего войска», а в 1882 г. его нормы легли в основу «Положения о воинской повинности и военной службе Кубанского и Терского войск». Согласно этим нормативным актам, казаки обязывались находиться на военной службе 20 лет. Из них три года они находились в приготовительном разряде, причем последний – третий год – проводили в военных лагерях. Затем в течение 12 лет казаки числились в строевом разряде. Он подразделялся на 1, 2 и 3 очереди. Действительную службу казаки несли в течение 4 лет в первой очереди. Следующие 4 года они были приписаны к частям второй очереди, находившимся в постоянной мобилизационной готовности. Второочередные казаки должны были иметь строевых лошадей, полную военную экипировку и проходить ежегодные 3-х недельные лагерные сборы. Потом они переходили в третью очередь, могли не держать строевых коней и один раз призывались на сборы. Последние пять лет службы казаки проводили в запасном разряде, после чего выходили на «льготу» и могли призываться в ополчение во время войны. Позже, за счет уменьшения нахождения в приготовительном разряде до одного года, общий срок службы казаков сократился до 18 лет. Данный порядок прохождения воинской службы сохранялся неизменным вплоть до 1917 года.

Внутренний порядок управления казачьих войск основывался на «Положении об общественном управлении станиц казачьих войск» 1891 года. В нем обширно истолковывался и подробно регламентировался весь уклад жизни казачьих областей. «Положение» подтверждало запрет на выход казака из общины, принцип круговой поруки, определяло функции местных представительных органов казачьего самоуправления и обязанности должностных лиц. Основной административной единицей в казачьих войсках являлась станица. В административную систему станичного управления входили станичный сход (сбор), станичный атаман, станичное правление и станичный суд. Сход казаков, фактически представлявший собой формально

запрещенный традиционный казачий круг, избирал хуторских, станичных и окружных (отдельских) атаманов. Всеми внутренними делами ведало правление, в которое входили атаман, его помощник, писари и казначей. В компетенцию двух членов суда, выбираемых на три года, входило рассмотрение местных тяжб, различных ссор и проступков казаков. Правление и суд также избирались на казачьем сходе.

Последнее время часто можно услышать мнение, что казаки – это самостоятельный этнос,. Некоторые и вовсе считают казаков неславянским народом. Другие говорят, что это - выдумки, называя казаков не более чем русскими переселенцами.

Отдельно от русских

Существует множество версий происхождения казаков: часть исследователей их корни возводит к восточным славянам, другая – к скифам, третья – к хазарам. Главный посыл этих гипотез таков: казаки – отдельный, уникальный этнос.
В националистических кругах казачества очень часто можно услышать противопоставление казаков русским. Атаман Войска Донского Петр Краснов в период Великой Отечественной войны заявлял: «Казаки! Помните, вы не русские, вы - казаки, самостоятельный народ». Одной из отличительных черт казаков от русских назывался рабский характер последних.
Идеи казачьего сепаратизма набрали популярность после падения в России монархии, в определенных кругах они остаются востребованными и сегодня. Намерение создать независимую от Москвы жизнь объясняется враждебностью русских к казакам и желанием эксплуатировать этот вольный народ.
«Казачество стало пребывать в атмосфере рабства, деспотии; казачье сознание начало ослабевать, сила его сопротивляемости стала уменьшаться, а под влиянием искусственной русской истории некогда прекрасный образ свободолюбивого и вольного казака стал тускнеть», – писалось в 1931 году в издаваемом в Праге журнале «Вольное казачество».
Отвергнув «русскую историю» казаки начали создавать свою. Основываясь на документах, они стали доказывать, что казаки - особое славянское племя, отдельный народный организм, имеющий такое же право считать себя особым славянским народом, как русские и украинцы.
1 ноября 2012 года в станице Старочеркасская Ростовской области появилась «казачья инициатива», в которой излагалось требование «вернуть в перечень народов, национальностей и этнических наименований РФ национальность «казак», удаленную в XIX веке при переводе государственным решением казаков из народов в сословие». Попробуем разобраться, насколько это возможно.

Тюрки или славяне?

Сам термин «казак» в источниках фиксируется давно. Впервые наименование «казак» (в значении «стража») встречается в словаре половецкого языка Codex Cumanicus (начало XIV века). В русских летописях можно встретить прозвище от основы «козак», к примеру, в одной из Псковских летописей под 1406 годом упоминается посадник Юрий Козачкович.
Есть термин «казак» и в польских источниках. Так, в хронике 1493 года говориться, что черкасский воевода Богдан Федорович Глинский по прозвищу Мамай, сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.
Согласно большинству версий казак – это «вольный, независимый человек, искатель приключений, бродяга». К примеру, в Толковом словаре Даля под казаком понимается «войсковой обыватель, поселённый воин».
Сегодня популярность получила гипотеза, согласно которой слово «казак» имеет тюркское происхождение. По мнению лингвиста-тюрколога Рифката Ахметьянова, термин «казак» происходит от формы «казгак» – в первоначальном значении «лошадь, отбивающаяся от табуна во время тебенёвки».
Немецкий историк Гюнтер Штекль указывал на то, что «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV века все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары».
Выдающийся российский историк Сергей Соловьев смотрел на этот вопрос шире, отмечая, что казаками на Руси независимо от их языка, веры и происхождения называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место.

Ситуация проясняется

В 2009 году историками Верой Кашибадзе и Ольгой Насоновой на Дону были проведены антропологические исследования, которые должны были пролить свет на дискуссионный вопрос о происхождении казаков. Ученые пришли к выводу, что «антропологическая история донских казаков подразумевает процессы миграции из юго-восточных зон Центральной России и незначительное включение южных и восточных элементов в возрастающей к югу пропорции».
Данные исследования в целом совпадают со взглядами известного советского антрополога Виктора Бунака, который считал, что казачество является населением колонизационного типа, сложившимся сравнительно недавно и до известной степени искусственно образовавшимся, претерпевшим очевидные процессы смешения между русскими – выходцами из разных областей и районов России.
Свою лепту в исследования казачества внесли и генетики Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Медико-генетический научный центр». Ученые воспользовались методом определения отцовства и сравнили ДНК донских казаков с ДНК народностей, которые по историческим данным имели или могли иметь отношение к их происхождению.
Сбор материала проходил в исконно казачьих станицах и хуторах. Был изучен 131 мужчина, причем, пробы ДНК забирались у людей, не имеющих близкого родства, предки которых до третьего поколения происходили из обследуемого региона и принадлежали к донскому казачеству.
Анализ показал высокий уровень генетического сходства донских казаков и населения южных областей России. Несколько меньше общих черт у казаков с жителями Центральной России. В то же время генофонд казаков имеет отдаленное сходство с генофондом степных тюркоязычных популяций. А вот связей с исконными жителями Кавказа обнаружено не было.

Суть изложенных выше исследований можно свести к следующему: казаки плотью и кровью являются частью русского народа, и, несмотря на ряд морфологических особенностей, за период своего обособленного существования они не сумели превратиться в отдельный от русских этнос.

Локальная победа

В 2010 году в Волгограде произошло любопытное событие. Министерство юстиции Волгоградской области подало заявление в областной суд о ликвидации региональной национально-культурной автономии казаков Волгоградской области. Мотивация министерства была такая: казаки - это не этнос, а потомки беглых холопов и крестьян. Областной суд постановил: в удовлетворении требования управления Министерства юстиции отказать.
Однако от дальнейших судебных передряг волгоградских казаков это не избавило. В конце концов была назначена этнологическая экспертиза, которую проводил этнолог Валерий Степанов. Перед экспертом был поставлен ряд вопросов, в том числе относятся ли казаки к этнической общности, допустимо ли употребление в отношении казаков термина «национальное меньшинство». На все вопросы эксперт ответил утвердительно.
Нужно отметить, что все вопросы были поставлены осторожно и даже утвердительный ответ на них сложно трактовать, как признание казаков отдельным народом. А что касается решения суда, то оно, в сущности, было продиктовано тем, чтобы не допустить дискриминации – ограничения или в данном случае лишения прав определенных категорий граждан на самоопределение.

Признать или нет

Этот прецедент показывает, что если признание казаков отдельным этносом нельзя обосновать научным путем, то эту проблему можно попытаться решить законодательно. Однако здесь не все так просто.
Согласно статье 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» казачество отнесено к иным исторически сложившимся культурно-этническим общностям людей. Здесь казаки названы не этносом, а именно общностью.
А вот выдержка из Указа президента Российской Федерации от 1992 года, комментирующего упомянутую статью: «Установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их».
Получается, чтобы считаться казаком и входить в казачьи сообщества, достаточно в добровольном порядке вступить в казачество. В таком случае слово «казак» теряет всякий этнологический смысл.
Директор Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александр Журавский отмечает, что не только действующее законодательство на федеральном уровне, но и международное законодательство не имеет четких определений, что собой представляют и чем между собой отличаются понятия: «народ», «нация», «национальное меньшинство», «этническая группа», «этническая общность».
Учитывая, какое количество спекулятивных теорий сложилось вокруг казачества, законодательно вопрос об этнической принадлежности казаков оформить не представляется возможным.
Многочисленные опросы представителей казачества, в том числе донского, кубанского, уральского, показали, что большинство из них считают себя русскими. Это дополнительный аргумент в пользу результатов антропологических и генетических исследований. Сегодня многие ученые придерживаются такого мнения, что если и можно говорить о казаках в терминах этнологии, то лишь как об субэтносе русского народа.

Материал из Юнциклопедии


Казачество - особое военное сословие в царской России (см. Классы и сословия в России). Слово «казак» - тюркского происхождения и переводится как «вольный человек». В XIV в. на окраинах Руси в степных районах стали селиться люди, которые не мирились с системой феодального подчинения и эксплуатации в русских княжествах. Смелые, отважные, спаянные воинским братством, они успешно отражали набеги воинственных степных кочевников. В свои общины, возникшие на побережьях Дона, Днепра, Яика, казаки (так их стали называть с начала XVI в.) принимали тех, кто готов был жить с ними одними интересами, не придавая значения ни сословному происхождению, ни национальности вновь прибывших. Вот почему среди них было много татар, башкир и представителей других народов. Так сформировалось казачество - особое военно-служилое сословие в царской России. Его история тесно связана с развитием феодального государства и движением протеста против крепостной зависимости (см. Крепостное право).

Жизнь и быт казаков определялись тем, что они находились во враждебном окружении и вооруженная борьба была главным условием их существования. Они нападали на соседей, грабили купцов, совершали далекие походы в пределы Турции и Персии. Немало беспокойства доставляли казаки и царскому правительству, особенно во время крестьянских войн, пополняя ряды восставших (см. Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв.). Во время мирных передышек они занимались скотоводством, охотой, рыболовством и другими сезонными промыслами (земледелие получило у них развитие в XVIII в.).

Среди казаков бытовало предание, что земли им пожаловал царь Иван Васильевич и существовали царские грамоты, которые якобы хранились в Черкасске, но сгорели при пожаре в XVIII в. Эта легенда, распространенная среди донских, уральских и терских казаков, ничем не подтверждалась, но никогда и не опровергалась правительством. Фактически они владели своими землями значительно раньше, но ссылка на пожалование соответствовала официальной версии царизма, что казачество с самого начала возникло как служилое сословие. Упоминание Ивана IV подчеркивало древность казачьих войск. Казаки очень гордились своим «старшинством». Самым старым считалось Донское войско, которое в 1870 г. торжественно отметило свое 300-летие.

Русские цари довольно быстро оценили военные достоинства казаков и, используя их независимое положение, не раз подталкивали казаков к военным действиям против своих восточных соседей - Турции и Персии, открыто не объявляя им войны. На стороне России казаки принимали участие во многих войнах, но государево жалованье, часто символическое, стали получать только с 1570 г.

До начала XVIII в. внутреннее устройство казачества и служба были вольными. Все важнейшие дела обсуждал общий сход казаков - круг. Здесь же избирали войскового атамана и других старшин. Официальных указов из Москвы казачество не признавало. В переговорах с правительством старшины всегда ссылались на «оскудение людьми», стараясь выставить наименьшее число служилых казаков.

На Украине в первой четверти XVII в. сформировалась особая казачья военно-политическая организация - Запорожская Сечь. Она была своеобразной казачьей республикой с верховным органом - радой. Все казаки считались свободными и равными в правах, хотя ведущая роль принадлежала казачьей верхушке. Запорожская Сечь сыграла выдающуюся роль в национально-освободительной борьбе украинского народа против Речи Посполитой.

Большую известность приобрели азовские походы казаков. Первый раз донские казаки заняли турецкую крепость Азов в 1637 г. «Сидение» в Азове продолжалось пять лет. В Москве взятие казаками Азова специально обсуждал Земский собор, который во избежание войны с Турцией обратился к казакам с предложением покинуть крепость. В 1695 - 1696 гг. казаки принимали участие в азовских походах под командованием Петра I, завершившихся очередным взятием крепости (см. Русско-турецкие войны XVII-XIX вв.).

После создания в начале XVIII в. регулярной армии значение казачества несколько уменьшилось. Этому способствовало и недоверие Петра I к прежним служилым сословиям. Казаки были включены в состав армии в качестве иррегулярных войск. Они должны были нести в первую очередь местную сторожевую службу. Одновременно шаг за шагом правительство ограничивало казачьи вольности, сокращая внутренюю автономию казаков. Установление новых порядков на Дону вызвало восстание казаков под предводительством К. Булавина. Восстание было подавлено, а казачьей вольнице нанесен сокрушительный удар: теперь войскового атамана назначало правительство, как обычного командующего. Окончательно ее ликвидировала Екатерина II, когда в 1775 г. уничтожила Запорожскую Сечь. Это обернулось для царизма неблагоприятными последствиями: в знак протеста значительная часть запорожских казаков ушла за Дунай, в пределы турецких владений. Через год казакам объявили амнистию, призывая вернуться на военную службу. Они переселились в междуречье Южного Буга и Днестра, а позднее им отвели земли вдоль восточного побережья Азовского моря. Началось формирование Черноморского казачьего войска, управление которым полностью подчинялось правительству. Черноморское казачество все глубже проникало в Кубанские степи и предгорья Кавказа. В середине XIX в. оно было переименовано в Кубанское войско, по численности и значению почти не уступавшее Донскому. К XIX в. казачество в результате целенаправленной политики властей превратилось в замкнутое привилегированное военно-служилое сословие, доступ в которое для инородцев был закрыт.

В начале XX в. насчитывалось 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиречинское, Сибирское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское. Они представляли собой мощную боевую силу, в их рядах насчитывалось более четверти миллиона человек.

В конце XVIII - первой половине XIX в. каждое казачье войско имело свое относительно самостоятельное управление, но в то же время четко регламентировавшееся государством. Полностью преодолеть традиции казаков правительству, однако, не удалось. Так, в Уральском войске старшины не смогли добиться для себя значительных привилегий, все вопросы управления решались с общего согласия. Службу казаки отбывали не по очереди, как везде, а путем «наемки». Нанимавшемуся добровольцу казачье общество платило «подмогу», составлявшую по тем временам внушительную денежную сумму. Во всех остальных войсках утвердился «очередной» порядок службы, когда по очереди служили все взрослые казаки. Но и здесь сохранялись общинные порядки: например, все казаки начинали служить рядовыми. Во время похода в казачьем полку существовала строжайшая дисциплина, но по возвращении домой любой казак имел право выдвинуть требования своим командирам. По сравнению с регулярной армией, с ее беспощадным подавлением личности солдата и плац-парадной муштрой казачьи войска имели более благоприятные условия службы, что оказывало благотворное влияние на их боевой дух.

В ходе военных реформ 60-70-х гг. XIX в. порядок службы казаков изменился. Теперь и на них распространялась всеобщая воинская повинность. Общий срок службы составлял XX лет, в том числе 3 года в приготовительном разряде; 4 года - на действительной службе; 8 лет - «на льготе», т. е. по домам, с периодическими лагерными сборами, и 5 лет в запасе. Казак по-прежнему являлся на службу со своим конем, снаряжением и холодным оружием. Казачьи полки формировались отдельно и не сливались с армией.

Казачество было привилегированным сословием, с хорошим земельным обеспечением и личной свободой. Пользуясь своеобразной кастовой замкнутостью казачества, царизм не раз опирался на него для решения карательных задач, как, например, при подавлении революции 1905-1907 гг. Ставшая традиционной преданность казачества царю, крайне сложная политическая обстановка в конце 1917 - начале 1918 г., неприязненное отношение к казакам Советского правительства подтолкнули большинство из них к вступлению на службу в белогвардейские части (см. Белое движение). Упорное сопротивление казаков Красной Армии привело к тому, что одни из них вынуждены были покинуть Россию и пополнить ряды эмиграции, другие, вернувшись домой, столкнулись с жестокими репрессиями: В 1920 г. по постановлению Советского правительства казачество как сословие было упразднено. Сама по себе эта мера была обоснованна, но последующая жесткая политика ликвидации казачества на Дону и Кубани, когда десятки тысяч казацких семей были лишены земли, усадеб, имущества и сосланы на Север и в Сибирь, породила у потомков прежнего казачества иллюзии о возможности полного его возрождения в наши дни.

История помнит имена казаков-землепроходцев: Ермака, В. В. Атласова, С. И. Дежнёва, В. Д. Пояркова, Е. П. Хабарова и других, положивших начало освоению огромных просторов Сибири и Дальнего Востока (см. Освоение Сибири и Дальнего Востока).

Хорошо, что в средствах массовой информации публикуются материалы на казачьи темы. Плохо, что иногда приходится сталкиваться с невежеством и незнанием темы. Более того, иногда казачий фольклор выдается за исторические истины.

1", "wrapAround": true, "fullscreen": true, "imagesLoaded": true, "lazyLoad": true , "pageDots": false, "prevNextButtons": false }">

Припоминаю случай, как однажды на праздновании Дня Ставрополя один из артистов, играя роль Петра I, произнес фразу: « Казаки, я дарую вам свободу». Но историкам хорошо известно, что именно Петр I после Булавинского восстания казнил несколько тысяч казаков. Многие, в т. ч. казаки-некрасовцы, бежали из России. Он же отменил выборность войсковых атаманов и т. д. В ряде информационных сообщений неправильно трактуются традиции казачьего самоуправления, воинской службы, вопросы о причислении казаков к сословию. Хотелось бы на страницах газеты ознакомить читателей, хотя бы кратко, с некоторыми вопросами, которые касаются казачества.

24 января 2009 года, как известно, исполнилось 90 лет со времени принятия Оргбюро ЦК ВКП(б) циркулярного письма « Об отношении к казакам». В протоколе заседания не отмечены фамилии присутствующих. Не осталось и подлинника постановления. Лишь в Центральном партийном архиве бывшего института марксизма-ленинизма сохранилась копия документа. По всей вероятности, тот, кто составлял и принимал этот зловещий документ, побоялся проклятий потомков.

Маховик репрессий на местах был раскручен так, что его не могли остановить окончательно в течение многих десятилетий. До сих пор вряд ли кто-либо укажет точную цифру уничтоженных, выселенных, умерших от голода казаков.

Прошло уже почти двадцать лет с того времени, когда казачество вновь заявило о себе, стали создаваться общественные организации по его возрождению. За это время написано множество научных статей, учебных пособий, монографий, в которых рассматривались вопросы казачества с различных точек зрения, иногда прямо взаимоисключающих друг друга. Самой злободневной являлась тема о том, являются ли казаки народом или сословием. Разумеется, эта тема сложна и требует научного подхода.

В газетной статье вряд ли возможно полностью раскрыть вопрос о казачестве как культурно-этнической общности – народе. Постараемся кратко остановиться лишь на некоторых архивных и исторических материалах, чтобы с их помощью понять, о чем идет речь, и высказать свое личное суждение.

В 1807 году вышла книга Е. Зябловского « Новейшая география Российской империи», которая была издана для Московского государственного университета. В ней перечисляются славянские народы России. Это « россияне, казаки, кои суть славянские народы, кои суть донские, гребенские, терские, волжские, оренбургские, сибирские, малороссийские, бугские и черноморские, поляки, другие славянские народы».

В учебнике « Русская история» Устрялова, изд. 1845 г., сказано: « Народ казацкий возник от слияния разноплеменных людей, искавших необузданной воли, в состав его вошли: остатки древних половцев, черкесов, переселившихся с Кавказа, русские удальцы, для которых были тягостны законы, беглые поляки, молдаване, татары, не терпевшие самовластия ханов. Чудесная смесь племен отразилась в чертах казаков, их языке, в самом образе жизни. Лица их доселе выражают нечто азиатское. Язык их состоит из слов русских, татарских, польских и др. …Бесстрашие их напоминает детей Кавказа».

Очень интересную трактовку слова « казак» дал известный донской историк начала ХХ века Е. П. Савельев. В своем знаменитом труде « История казачества» за 1915-1916 гг. он отмечал: « Казаки прежних веков, как это ни странно, не считали себя русскими, т. е. великороссами или москвичами: в свою очередь, и жители московских областей, да и само правительство смотрели на казаков как на особую народность, хотя и родственную с ними по языку и вере». Не случайно вплоть до XVIII века общение с донскими казаками русские цари осуществляли через Посольский приказ (читай – Министерство иностранных дел. – П. Ф.).

Великий русский писатель Л. Н. Толстой, прожив некоторое время в терской станице Новогладковской, в своей повести « Казаки» отметил значительную разницу между казаками и русскими людьми. Он писал: « Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе их обычаи, образ жизни и нравы горцев… Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими… Влияние России выражается (для казака. – П. Ф.) только с невыгодной стороны: стеснением в выборах (имеется в виду атаманов и руководящих органов. – П. Ф.), снятием колоколов и войсками, которые стоят и проходят там… Казак по влечению менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защитить его станицу, но который закурил табаком его хату. Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него и угнетателя солдата».

В русском языке слово « казак» некоторое время употреблялось как « бездом-ник», « бродяга», или в узком смысле – « одинокий вольный человек, не имеющий своего крова и родины» (читай - бомж. – П. Ф.). Какое же число преступлений надо было совершить, чтобы образовался народ, который сразу же заявил о себе многочисленными положительными качествами?! Невозможно представить, чтобы где-то случайно встретилась громадная масса людей, увидевших впервые друг друга, сговорившись бежать в какие-то неведомые края, чтобы жить воровскими шайками, бродягами. Появившись на Дону, эти « беглые люди» вдруг неожиданно сумели проявить свой ум, смекалку, создать справедливое общество, управляемое самим народом, стать не только защитниками своей территории, но покорителями и стражами новых неизведанных земель. На примере Российского государства можно проследить, какой неоценимый вклад внесли казаки не только в его стабилизацию, но и расширение границ, которые до сего времени остаются самыми большими во всем мире. Так что споры об истинном значении слова « казак» и времени появления его в русском языке, времени появления казачества можно продолжить до бесконечности.

Значительную часть своего существования казачество боролось со степью. Прошло много веков, пока оно стало на путь объединения. К этому времени следует отнести организацию больших общин, появление постоянных поселений. Условия жизни требовали защиты и самообороны околиц своих населенных пунктов.

Запорожские и донские казаки создали самые оригинальные и неповторимые формы казачьей жизни и быта. устройство внутреннего быта и традиций у донских казаков было в духе древнего новгородского вече. Войсковой круг на Дону напоминал и Запорожскую раду. На войсковом кругу каждый казак имел право голоса наравне со всеми. Кругу принадлежала административная, законодательная и судебная власть, он назначал походы и производил межевание земельных угодий и водных ресурсов, ему принадлежало утверждение судебных приговоров и смертной казни. На кругу избирались казачьи начальники, а главным исполнителем решений войскового круга был войсковой атаман.

Многолик и многонационален был казачий народ, но все с воодушевлением пели: « Наша матушка Рассея – всему свету голова». Во время прохождения действительной службы казаков учили: « Не выпячивай грудь, ты не солдат», « Не топочи, ты не в пехоте», « Подбери брюхо, ты не мужик». Все это способствовало умению носить « казачью осанку», а это – широкая и твердая поступь, ловкость движений, смелый глаз.

Казаки, появившись на Кавказе, жили рядом с горскими народами на правом берегу Терека – « на гребнях». Только в начале XVIII века они перешли жить на левый берег, чтобы предотвращать свободные набеги крымских татар не только на самих себя, но и на ставших для них близкими и родными горцев.

Часть ученых отвергает гипотезу « о казаках как о народе» и заявляет, что это военное сословие, пользующееся определенными льготами и привилегиями. Возможны ли они сегодня? А вот этого как раз и не следует делать: в условиях развития демократического общества любые привилегии могут спровоцировать недовольство многих народов России и даже социальный взрыв в обществе.

На мой взгляд, казака следует определять по природному (потомственному) происхождению, по соблюдению им выработанных предками традиций, культуры, обычаев, а не по тому, принял ли он на себя обязанности несения государственной службы. К сожалению, за многие годы советской власти слово « казак» стало почти нарицательным, и многие возмущаются, когда казаки причисляют себя к этносу. И зачастую даже сами природные казаки не имеют смелости открыто заявлять о себе, что принадлежат к казачьему этносу. Последняя перепись служит тому подтверждением.

Для того чтобы возрождать казаков как этническую общность, необходим закон о казачестве, в котором должно быть четко определено, кто такой казак. В этом случае отпадет необходимость определять казака как принявшего обязанность несения государственной службы. К сожалению, по этому закону « казаками» стали представители многих народов. Но ведь никакому представителю чеченского народа не придет в голову стать черкесом или карачаевцем, а вот казаком – пожалуйста. Действительно, в ранние века казаками становились представители других народов. Но на это уходило не одно поколение и при условии принятия казаком веры, традиций, культуры, обычаев, которые становились родными. В свое время, когда казаки-гребенцы стали переселяться на левый берег Терека, часть из них не пожелала этого делать. Они ушли в горы и там приняли ислам, а через несколько поколений стали чеченским родом « гуно», т. е. гуноевцами. Голубоглазость и славянский тип лица до настоящего времени сохранились у многих.

Считаю, что вопрос о казачестве не должен сниматься с повестки дня. И если реестровое казачество (реестр в переводе с польского языка означает список. – П. Ф.) практически согласилось с вариантом служивых казаков, то представители общественных организаций, особенно природных (потомственных) казаков, обязаны продолжать работу по принятию закона о казачестве.

Казачество выжило, должно жить и будет жить, пока будут жить казаки.

П. ФЕДОСОВ. Кандидат исторических наук, член Союза журналистов РФ.

P.S. Газета надеется на то, что существуют и другие мнения, и приглашает принять участие в обсуждении этой статьи.

На литовско-крымском пограничьи (проходившем по реке Днепр). Изначально выделялись как сословие .

Возникновение казачества

Первоначальной родиной казачества считается линия пограничных со степью русских городов-крепостей, шедшая от средней Волги на Рязань и Тулу, потом круто переламывающуюся на юг и упирающаяся в Днепр по черте Путивля и Переяслава. Казаки это народная самооборона нацеленая на защиту мирного населения от постояных набегов вооружённых банд татарского происхождения. Этим людям, постоянно сталкивающимися в степи с татарскими воинами и было присвоено тюркское название казаки , потом распространившуюся на вольных людей и в северной Руси. Древнейшее известие о казачестве говорит о казаках рязанских, оказавших своему городу услугу в столкновении с татарами в 1444. В 16 веке городовые казаки, и прежде всего рязанские стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в области верхнего Дона. (В. О. Ключевский, «Курс русской истории»)

Также казачество сыграло существенную роль в консолидации украинского этноса.

Казачество обязано также своим возникновением имеющейся во время монголо-татарского ига «живой дани», то есть людьми, которых русские княжества поставляли в орду для пополнения монгольских войск. И само слово казак имеет тюркское происхождение, означающее лёгкую конницу. Монголы лояльно относились к сохранению поданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало даже Сарайско-Подонское епископство. Таким образом согнанные с Руси сохранили самобытность и самоидентификацию. После развала единого монгольского государства оставшиеся и осевшие на его территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли, но не были корнем возникновения войск. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками, эти мнения ярко отражены в художественной литературе (например у Шолохова). Н. И. Ульянов, исследовавший историю казачества, приводит подробные выдержки из летописей XVI-XVIII вв. с описанием конфликтов между казаками и пришлыми крестьянами, которых казаки отказывались признавать равными себе.

Так говорит о возникновении казачества Википедия, но однозначного ответа о его происхождении все же не существует.

Первые страницы казачьей истории читаются с трудом, поскольку не сохранилось достоверных письменных источников. Когда же казачество вышло на широкую историческую арену, то на вопрос, каким образом оно возникло, никто не мог дать ясного и точного ответа. Нехватка бесспорных доказательств привела к обилию гипотез и окутала протоказачью историю туманом легендарных пересказов. Полуфантастические сюжеты и догадки рано нашли место на страницах первых исторических сочинений, а позднее получили дальнейшее развитие.
Феномен происхождения казачества многие исследователи пытались разгадать, отыскивая национальные корни их предков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, казахов, узбеков, киргизов, татар, горских черкес, касогов, бродников, черных клобуков, торков и других), или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры.

Другие историки, напротив, доказывали «исконную русскость» казачества, делая упор на постоянстве нахождения славян в регионах, ставших колыбелью казачества.

Оригинальная концепция была сформулирована историком-эмигрантом А. А. Гордеевым, полагавшим, что предки казаков - это русское население в составе Золотой Орды («налог кровью» с русских земель), поселенное монголами на будущих казачьих территориях. Долго доминировавшая официальная точка зрения (дореволюционная и советская), что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостного права, так же, как и взгляды на казачество как сословие, была подвергнута в ХХ веке аргументированной критике. Но и «беглохолопская» (миграционная) версия, и теория автохтонного (местного) происхождения казаков на сегодняшний день имеют слабую доказательную базу и не подтверждаются серьезными источниками. Вопрос остается открытым…

Вопрос о том, чем является казачество - сословием или народом, остро стоял уже в 1917 г. Развивавшаяся революция при любом ее исходе упразднила бы казачье сословие, поэтому лидеры казачества ради сохранения своих привилегий и интересов на общеказачьих съездах и кругах стали доказывать, что казачество - это народ, а не сословие, которое можно было бы уничтожить.

Атаманы Дона, Кубани, Терека и лидеры казачьей эмиграции неоднократно заявляли, что хотя казачество Юга России является частью русской нации и особой ветвью русского народа, они будут руководствоваться конституциями и законами, принятыми в годы гражданской войны возникшими казачьими образованиями. Они рассматривали эти объединения как плацдармы, с которых предстояло утвердить новую центральную власть во всей России, а затем обеспечить для казаков местное самоуправление с правом решения земельного вопроса.

В то же время небольшая часть казаков-эмигрантов, обосновавшаяся первоначально в Софии, пропагандировала идею, что казачество - это народ, и вынашивала мысль о создании государства Казакия (Козакия) на основе Донского, Кубанского, Терского, Астраханского, Уральского и Оренбургского казачьих войск. Эта группа и ее сторонники пытались распространять свои взгляды в Европе и США, но не смогли убедить казачью эмиграцию. Ныне старая дилемма "сословие или народ" по разным, в том числе и конъюнктурным соображениям воспроизводится и учеными, и лидерами казачества, и политиками.

Мне понравилась концепция одного из потомственных казаков, с которым я познакомилась на днях и выслушала замечательную, очень емкую лекцию о казачестве, именно эта встреча и подтолкнула меня на изучение этой темы, так вот он назвал казаков Орденом типа Мальтийского рыцарского ордена.

Во многом уклад жизни этого Ордена можно поставить в пример современному обществу. Это и отношение к семье, к старшим поколениям, к детям, а получается и к жизни.

Привожу для ознакомления статью Ю.Н. Емельянова о почитании стариков.

ПОЧИТАНИЕ СТАРИКОВ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА КУБАНСКИХ КАЗАКОВ

Ю.Н. Емельянов

(г.Славянск-на-Кубани)

Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом.

Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными, “писанными”, казачьими законами. Так, в Положении “Об общественном управлении станиц казачьих войск, статья 556 гласила: “В суждении и решении дел общественных станичный Сбор имеет главным основанием, чтобы меры взыскания служили к неослабному сохранению и утверждению древних обычаев, доброй нравственности и уважения к старшим”. Ст. 568 того же закона, касающаяся обязанностей станичного атамана, предусматривала: “Станичный атаман обязан наблюдать за тем, чтобы казаки оказывали должное уважение к старикам”.

Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.

Младшие по возрасту никогда не обращались к ним без предварительного разрешения. Ни в коем случае нельзя было вмешиваться в разговор старших В обычае говорилось: “Объясняй и советуй только тогда, когда у тебя совета спросят”. Без разрешения стариков не садился даже атаман. Молодежь вообще не имела права садиться в присутствии стариков. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке “смирно”, не строевых возрастов и без формы – сняв шапки.

Кубанские старожилы вспоминают: “Видят тебя или нет сидящие или идущие старики – надо снять шапку или поклониться, поприветствовать”. Распоряжения старших выполнялись беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только “на Вы”. По обычаю нельзя было окликать впереди идущего старшего, если требовалось что-то сказать, а следовательно догнать старшего и, поравнявшись, обращаться к нему. Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим.

В казачьих семьях, за столом, право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома. Бывало, что пожилой старик мог беспрепятственно наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу. Сход утверждал решение учить непокорных сыновей и тут же “всыпали горячих” по числу прожитых годов виновника. “Ученый” вставал и вместе с отцом благодарил мир за науку.

Не следует полагать, что почитание старших в казачестве насаждалось только силовыми методами. Сам образ жизни казаков, множество традиций и обычаев способствовало тому, что у молодого поколения вырабатывалось чувство поклонения и уважения к старшим, тем, которые знали все тонкости джигитовки, рукопашного боя, артистически владели всеми видами оружия. Невозможно было обойтись без знаний в поле, в быту, в праздники и трауры.

Почитание старших в казачьем обществе шло наравне с почитанием детей – продолжателей казачьего рода. Дети, вырастая, создав семью, также бережно относились к своему потомству и учили его уважительному отношению к старшим, окружали пожилых вниманием и заботой. Воспитание по пословице: “Казни сына от юности, да утешит тя в старости” давало казакам уверенность за свое будущее и сохранение устоев.

Материалы предоставлены И. Кирием