Что такое решение государственного органа. Формирование проблем государственных решений

Государственно-управленческое решение -- осознанно сделанный субъектом государственного управления выбор целенаправленного воздействия на социальную действительность, выраженный в официальной форме.

Между тем существует более широкое понятие государственного решения, -- это властная воля государства, которая приобретает официально выраженную форму, будучи закрепленной в существующих государственных актах, издаваемых государственным органом либо должностным лицом в соответствии со своей компетенцией и в пределах предоставленных полномочий. Принятие государственного решения традиционно рассматривается как этап волевого акта, совершаемого субъектом, наделенным государственно-властными полномочиями, при выборе одной из существующих возможностей в достижении предполагаемого результата намечаемых действий. Таким образом, государственное решение -- это, как правило, идеальная модель будущего, где содержится информация, данная субъектом власти, о желательности и нужности того, что должно быть исполнено.

Социальный характер управленческих решений государственных органов в том, что они воздействуют не на природную или техническую среду, а на людей. Цель их побуждающего воздействия -- мобилизовать людей на практическое (материальное) преобразование социальной действительности. Основное содержание данного управленческого процесса -- волевое воздействие управляющих на управляемых. Если деятельность по подготовке и принятию управленческих решений всегда духовна, то деятельность по реализации этих решений в основном материальна, в какой бы социальной сфере она ни осуществлялась. Исполнение управленческих решений -- это практическая, а следовательно, материальная сторона управленческой деятельности, так как именно в процессе организаторской и в результате практической деятельности происходит «материализация» содержащихся в управленческих решениях социальных норм, перевод их в реальные физические действия (отношения, процессы, результаты) под воздействием управляющей подсистемы на управляемую в целях преобразования ее в новое качественное состояние. Однако управленческие решения могут иметь двоякий характер, поскольку могут быть направлены как вовне -- на управляемую подсистему, так и внутрь -- на управляющую подсистему. Но при этом качественная специфика управленческих решений заключается в преобразовании и стабилизации управляемого социального объекта.

Государственные решения бывают в известной мере политическими и административными. Первые принимаются по наиболее важным общественно значимым проблемам политическим руководством, т.е. высшими органами государственной власти, либо руководителями, непосредственно исполняющими полномочия государственных органов (президент, председатель правительства, председатели палат парламента, руководители законодательных и исполнительных региональных органов власти, министры и некоторые другие). Политические решения составляют первичный уровень государственных решений, тогда как административные решения являются вторичными, имеющими подчиненно-вспомогательное значение. Административные решения производны от политических в том смысле, что они направлены на обеспечение условий для подготовки, принятия и реализации решений политического руководства. Отличительная особенность государственных решений административного уровня в том, что они имеют, как правило, обезличенный характер. В их подготовке, принятии и выполнении участвует большое число специалистов разного профиля и поэтому их авторство не связывают с именем конкретного госслужащего. Хотя в своем большинстве эти решения подготавливаются конкретными людьми, их личными решениями частного характера они не могут быть, так как принимаются от имени государственных органов. Отсюда возникает задача их юридического закрепления в надлежащей форме.

В государственном управлении решения разрабатываются, принимаются и исполняются в установленном порядке соответствующими правомочными субъектами: государственными органами и должностными лицами. Юридическое волеизъявление управленческого субъекта государственной власти предполагает наступление определенных последствий. Принятие и выполнение государственных решений порождают также правовые последствия или условия, необходимые для возникновения таких последствий. Поэтому следует подчеркнуть, что принятие решений является не только правом, но и обязанностью уполномоченных субъектов (государственных органов и должностных лиц), а вместе с тем предусматривает и ответственность не только за их принятие и выполнение, но также и за наступающие в результате последствия. И по этим же основаниям управленческие решения государства должны облекаться в надлежащие формы их официального выражения.

В повседневной жизни встречается множество государственных решений, связанных с управлением в различных сферах общественных отношений, различия между которыми весьма существенны для правоприменительной практики. Главное в них -- государственное веление с целью урегулирования (упорядочения, разрешения и т.д.) общественных отношений, затрагивающих разнообразные проявления жизни и деятельности человека-гражданина в обществе-государстве. Необходимость правовой регуляции принятия и реализации государственных решений вызывает потребность в их документировании, должной фиксации и общезначимой удостоверенности фактов, событий и состояний. Принятие (издание, обнародование) государственных решений в документальной форме есть способ письменного сообщения (передачи) информации, необходимой для управления и иных видов деятельности. Все официальные решения, имеющие статус государственных, оформляются надлежащим образом в виде различных документов (актов). Документ -- письменная форма управленческого решения, акт -- разновидность документа.

Юридическая сила -- свойство обязательности исполнения решений, содержащихся в официальном документе (в теории государства и права -- правовой акт), сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления. Придание документу юридической силы, подтверждение факта его издания -- главное назначение процедуры регистрации.

Она обеспечивается установленным для каждой разновидности документов комплексом реквизитов -- обязательных элементов оформления документов (в том числе наименование документа, его номер, дата принятия, гриф утверждения, сведения о подписавшем: название должности и фамилия, печать и др.). Так, пока какой-либо документ, например, приказ министра, не зарегистрирован, он юридически не существует; если поступивший документ не зарегистрирован, никто из чиновников не возьмет на себя ответственность за него, так как не подтвержден факт его поступления. Регистрационные реквизиты позволяют также вести учет, поиск и идентификацию всех документов, а также контроль за исполнением управленческих решений.

Государственные решения, принимаемые в форме нормативно-правовых актов, издаются управомоченным органом и устанавливают, изменяют или отменяют нормы права. Нормы права -- установленные государством общеобязательные правила должного поведения. Они, как и все право в целом, направлены на урегулирование и развитие определенных общественных отношений. В них указываются условия, при которых следует руководствоваться данным правилом (гипотеза), субъекты регулируемых отношений, их права и обязанности, возникающие при обстоятельствах, предусмотренных в гипотезе (диспозиция), а также определяются последствия, которые должны наступить для лиц, нарушивших данное предписание (санкция). Обычно предписания норм права носят более или менее общий характер, регулируя определенный вид общественных отношений. Общеобязательность норм права обеспечивается государством посредством воспитания правосознания граждан и применения к нарушителям мер государственного принуждения. Совокупность норм права в данном обществе составляет его право.

Основу основ всей нормотворческой деятельности государственных органов составляют подготовка и принятие законов, которые являются актами государственного управления, имеющими наибольшую юридическую силу. Высшим по правовой значимости среди них является конституция страны. Поэтому естественно, что главные процедуры принятия законодательных актов фиксируются в конституциях, изменение норм которых имеет особую по сложности процедуру. Подтверждающим тому примером может служить Конституция Российской Федерации.

Государственно-управленческие решения отличаются также активной организующей, созидательной ролью. Для государственного управления и принимаемых в процессе его осуществления решений характерна обычно не одна, а несколько целей, связанных между собой. Например, стратегической, главной, постоянной и всегда актуальной целью можно считать удовлетворение общественных потребностей по приоритетным направлениям развития общества и государства. Этому служат ряды обеспечивающих, часто изменяющихся и потому не отличающихся постоянством целей, достижение которых осуществляется посредством последующих государственно-управленческих решений. Выделяется и такое важное свойство государственных решений, как наличие системы правил, определяющей порядок их разработки, обсуждения, принятия, вступления в силу, внесения изменений и отмены. Регламентация в данном случае служит прочной гарантией ведущей роли решений государственных органов в реальных управленческих процессах. Таким образом, можно отметить параметры, свойственные всем видам управленческих решений, которые принимаются государством. К ним относятся: 1) наличие субъектно-объектных отношений; 2) содержательность решений -- информация о том, что должно быть сделано и для чего (в каких целях) и т.д.; 3) процедура принятия решения; 4) форма решения; 5) время действия решения.

Государственные решения оформляются обычно в правовых документах следующих видов: законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, предписания, указания, положения, инструкции, приговоры и др. Виды и формы государственно-управленческих решений универсальны для всех государственных органов определенного типа. Например, для России закон есть акт законодательного органа вне зависимости от его уровня (федерального или субъекта федерации), постановление -- есть акт Правительства России или правительств субъектов федерации и т.д. Такие разновидности документов, которые весьма часто используются во внутри межведомственном документообороте, как служебные письма, докладные записки, отчеты, рекомендации, извещения и другие не содержат властных требований, обязательных для исполнения их адресатами, а потому не являются актами, имеющими характер государственных решений.

По критерию гласности полезно обозначить открытые и закрытые формы управленческих решений. Открытые формы доступны всем, закрытые оформляют решения, обычно связанные с госбезопасностью, оперативно-розыскной, разведывательной, военной, частично внешнеполитической и подобной деятельностью, требующей соблюдения гостайны и режима секретности.

Все государственные решения оформляются в соответствии с имеющимися стандартами, в которых закреплены основные требования к их составлению и изданию (опубликованию). Так, судебное решение обычно состоит из вводной (описательной), мотивировочной и постановляющей частей. Текстуальное содержание документа, принимаемого органом исполнительной власти в виде постановления, распоряжения или приказа, чаще всего состоит из двух частей: констатирующей и резолютивной (директивной, распорядительной). В констатирующей части излагаются основания (мотивы) для издания документа, а в директивной указываются конкретные мероприятия (меры), которые надлежит предпринять во исполнение намеченных действий. Все меры расписываются отдельно по каждому пункту с указанием ответственных исполнителей, сроков исполнения, а в конце указываются те, на кого возлагается контроль за исполнением данного акта в целом или его отдельных пунктов.

Разработка, принятие и реализация государственных решений -- это сложный, многоступенчатый процесс, в котором происходит выработка и согласование позиций по самым разнообразным общественно значимым вопросам с целью практического осуществления мер властного воздействия на социальную действительность.

Система контроля исполнения документов, в которых содержатся государственно-управленческие решения, может включать: автоматизированный учет, проверку исполнения на местах, анализ оперативной деятельности подразделений, выработку рекомендаций и принятие мер для устранения причин, снижающих эффективность управления, и др.

Цель такого контроля -- содействие своевременному и качественному исполнению решений, обеспечение получения аналитической информации, необходимой для оценки управленческой деятельности государственного аппарата, госорганов, структурных подразделений, конкретных госслужащих.

Государственный орган это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

Признаки:

    Государственный орган – это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата ; он занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и субординации с другими государственными органами;

    Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру) . Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;

    Государственный орган состоит из государственных служащих ;ФЗ

«О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.

    Государственный орган имеет определенную компетенцию , то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;

    Государственные органы тесно взаимодействуют между собой . Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

    Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права , а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

    Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.

    Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).

Виды государственных органов

I . По способу возникновения:

    Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);

    Производные (назначаемые) государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);

II . По объему властных полномочий или по предмету ведения :

    Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);

    Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.

Например, Законодательное Собрание Нижегородской области.

III . По широте компетенции:

    Государственные органыобщей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);

    Государственные органыспециальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

IV . По способу принятия решений или осуществления компетенции:

    Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);

    Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);

V . По правовым формам деятельности:

1. Правотворческие (Парламент);

2. Правоприменительные (Суд);

3. Правоохранительные (Прокуратура);

VI . По принципу разделения властей:

    Законодательные (Федеральное Собрание РФ);

    Исполнительные (Правительство РФ);

    Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

3. Принципы организации и деятельности современного государственного аппарата .

Принципы организации государственного аппарата – это исходные, основополагающие начала, идеи, на основе которых функционирует государственный аппарат.

    Принцип демократизма (народовластия) – это принцип, в соответствии с которым граждане государства прямо или через своих представителей принимают участие в организации и деятельности государственного аппарата.

Народовластие - принцип организации и деятельности современного государства, в соответствии с которым народ страны признается носителем суверенитета и единственным источником власти.

В соответствии с этим принципом единственным источником власти в стране признается ее народ. Ему принадлежит верховная власть, вся полнота суверенитета, его воля – решающая по всем государственным делам. Государственная власть рассматривается как производная от власти народа, а государственные органы и отдельные их представители действуют по поручению народа.

Государственная власть с точки зрения этого принципа только тогда является легитимной (законной), когда она сформирована по воле народа и реализует его интересы. Поэтому любые действия, направленные против точно выраженной государственной воли народа, расцениваются как захват или присвоение власти и преследуются по закону, в том числе уголовному.

Правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции РФ: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”.

По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.

Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. В рамках этой формы народ страны или какая-либо его часть (население региона, города, района, поселка, села) самостоятельно выступает в качестве источника суверенной власти, принимает на себя бремя решения государственных дел. Вопрос, разрешенный через непосредственные формы демократии, не нуждаются в подтверждении или признании его государственными органами или органами местного самоуправления.

Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей (депутатов), избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

Путем выборов население страны вручает власть соответствующим государственным органам, тем самым подтверждая ее производность от воли народа и, следовательно, легитимность (законность).

Помимо формирования соответствующих государственных органов, население участвует в осуществлении представительной демократии путем определения их политики через различные общественные организации и прежде всего политические партии; путем общественного контроля за деятельностью органов власти; подотчетности их населению; возможности перевыборов в случае невыполнения воли народа.

Референдум - как высшее непосредственное выражение власти народа, демократии в цивилизованном обществе, представляет собой всенародное голосование, которое проводится по процедуре близкой к выборам.

На референдум обычно выносятся конкретные вопросы внутренней или внешней политики, а также наиболее важные законы, которые принимаются или отклоняются в целом. Принятое на референдуме решение не требует утверждения каким-либо государственным органом и вступает в силу с момента его принятия населением.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (принцип гуманизма) означает, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью, смыслом и содержанием деятельности государства, его органов (ст. 2 Конституции РФ). Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами является основным критерием оценки их деятельности.

3. Разделение властей – это принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 Конституции РФ “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа государственных органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. Ни одна из ветвей власти не имеет ни формального, ни фактического верховенства. Разделение властей предполагает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность контролировать и ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.

Разделения властей - принцип организации и деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной государственной власти между тремя самостоятельными ветвями органов: законодательными, исполнительными и судебными.

Принцип разделения властей в качестве ведущего при построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных монархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в Конституции США 1787 года. В России отвергался как в период самодержавной монархии, так и в советский период, когда вся полнота власти формально закреплялась за органами народного представительства.

Как показала историческая практика, последовательная реализация принципа разделения властей препятствует сосредоточению государственных полномочий в руках какой-либо одной государственной структуры, и, поэтому, является необходим организационным дополнением принципа народовластия. Как своеобразная форма “разделения труда” внутри государственного аппарата, реализация принципа разделения властей обеспечивает наибольшую эффективность его работы.

В современном понимании принцип разделения властей включает в себя

во-первых , разделение всех органов государства на группы по принадлежности к трем основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной;

во-вторых , формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или назначению), так и предметам ведения; каждый орган реализует свои полномочия в рамках функциональных задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей;

в-третьих , возможность органов каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий (система сдержек и противовесов).

Система сдержек и противовесов реализуется, в частности, путем

закрепления за главой государства, возглавляющего исполнительную власть, возможности распускать в определенных случаях парламент и налагать “вето” на его законы;

закрепления за парламентом права на выражение недоверия правительству и требование его отставки, а также права путем “импичмента” добиться отстранения от должности главы государства;

закрепления за судебной властью права объявить недействительным любой акт законодательной или исполнительной ветвей власти, если он противоречит конституции страны или другим актам более высокой юридической силы.

4. Принцип верховенства права означает, что организация и деятельность государственного аппарата строится на основе и во исполнение права. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Подзаконные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.

5. Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.

6. Принцип профессионализма означает необходимость использования в деятельности государственных органов наиболее квалифицированных, образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и переподготовки кадров.

7 . Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой – в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.

8. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения соответствующих начал в процессе формирования и деятельности государственных органов.

9. Принцип иерархичности заключается в том, что государственные органы занимают в государственном аппарате разные уровни, одни государственные органы подчинены другим.

10. Принцип выборности и назначаемости .

Отношения человека и государства сегодня очень распространены. А с постепенным ужесточением порядка совершения тех или иных действий человеку все чаще будет необходимо общаться с государственными органами и отдельными чиновниками.

В России отношения человека и государства всегда были сложными. И хотя для либерализации бюрократических процедур в последние годы сделано немало, все равно ряд должностных лиц воспринимают подведомственную сферу как свою кормовую базу. А потому получение того или иного документа (разрешения, лицензии, справки, выписки) может сопровождаться совершенно необоснованными отказами и чисто формальными придирками, цель которых не соблюдение закона, а набивание кармана отдельных чиновников.

Попадая в такие ситуации, гражданин всегда имеет выбор-либо умасливать конкретное должностное лицо, либо искать возможность оспорить незаконные действия или бездействие чиновника или целого государственного органа.

На сегодня все больше граждан предпочитают второй способ. Однако для того, чтобы добиться справедливости, необходимо знать, как материальные нормы права в конкретной отрасли, так и процессуальные. Поскольку обычный человек редко владеет такими знаниями и опытом, то на помощь всегда готовы прийти наши специалисты и оказать всю необходимую правовую помощь.

Чем мы можем помочь

Оспаривание решения государственных органов или отдельных чиновников — дело весьма не простое даже для опытного юриста. Ведь, помимо знаний законодательства, необходимо знать особенности чиновничьей среды, порядка принятия управленческих решений, процедур выдачи различных документов. Наши специалисты много лет работают с этой сферой, а потому им хорошо знакомы все тонкости работы государственных органов.

Наше бюро готово предложить вам следующие услуги:

  • Исчерпывающую юридическую консультацию по тому вопросу, с которым пришлось обращаться в государственные органы.
  • Проверку правильности действий гражданина и обоснованности отказа в выдаче необходимого документа (получения разрешения и так далее). В ряде случаев складываются ситуации, когда документы оформлены с грубыми ошибками, а потому хотя человек и имеет субъективное право, то отказ в совершении того или иного действия вполне обоснован.
  • Помощь в уяснении ситуации и выбора наиболее эффективного способа оспаривания решения, действия или бездействия чиновников, при этом окончательный выбор способов разрешения ситуации всегда остается за нашим клиентом. Наши специалисты лишь покажут плюсы и минусы каждого и порекомендуют наиболее перспективный вариант.
  • Подготовку документов (обращений, жалоб, заявлений) в вышестоящие инстанции, а также при необходимости в суд или Арбитражный суд. Некоторые граждане готовят такие документы самостоятельно, а потому в таких случаях решение их вопросов значительно затягивается, и они попадают в ситуацию, когда на их обращения приходят десятки бесполезных отписок.
  • Юридическое сопровождение всего процесса оспаривания, оказание всей необходимой оперативной помощи, которая может потребоваться клиенту в ходе процесса.
  • Ведение административного дела в суде первой инстанции, грамотное представление позиции клиента, помощь в сборе доказательств, поиске свидетелей.
  • Ведение дела в судах апелляционной (кассационной) инстанции, в порядке надзора и в случае возникновения новых обстоятельств.
  • Оказание всей необходимой правовой и фактической помощи на стадиях исполнения судебного решения.

Способы оспаривания решений государственных органов

Юридическая практика выработала несколько механизмов для того, чтобы оспорить решение того или иного чиновника. В большинстве случаев используются административные приемы обжалования незаконных решений. Однако в ряде случаев административные методы работают неэффективно, а потому единственным способом решить проблему является обращение в судебные органы.

Наиболее распространенный и самый оперативный метод оспорить решение государственного служащего - это подача жалобы на его действия (бездействие) в вышестоящий орган или вышестоящему чиновнику. Российская система управления трехуровневая. Она включает в себя местный, региональный и федеральный уровни. Как показывает практика нашего бюро, большинство неправомерных действий местных чиновников пресекаются уже на региональном уровне. Если и он не помогает, то в дело вмешиваются федеральные органы.

Однако далеко не всегда гражданам легко добиться необходимого решения и от вышестоящего чиновника. Объясняется это чрезвычайно просто - элементарным неумением написать обыкновенную жалобу или заявление. Многие наши специалисты начинали свою работу в государственных органах, и их опыт показывает, что очень сложно помочь человеку, когда его обращение написано на 15-20 листах бумаги формата А4 мелким почерком, притом из всего прочитанного непонятно, а что же вообще гражданин хочет от должностного лица.

Далеко не все граждане могут аргументировать причину своего несогласия с решением чиновника. А часто жалуются не потому, что решение незаконно, а потому, что оно по каким-то причинам не устраивает конкретного гражданина.

Наши же специалисты готовят обращения и заявления только после тщательного изучения ситуации и делают это настолько квалифицированно и аргументировано, что даже самый матерый отписчик и бюрократ вынужден принимать меры, так как в противном случае меры могут быть приняты в отношении него. А потому административные методы оспаривания незаконных решений являются наиболее эффективными в умелых руках.

Есть и еще один внесудебный способ оспаривания незаконного решения или действия. Хотя о нем в последнее время забывают, тем не менее в ряде случаев он вполне может быть эффективен. Речь о прокурорском реагировании и надзоре. Несмотря на реформу Прокуратуры, большинство надзорных функций за ней сохранилось, а потому у прокурора достаточно способов повлиять на отмену незаконного решения, действия или бездействия отдельных чиновников. Кроме того, многие граждане не знают о том, что прокурор вправе обращаться в любые государственные органы, в том числе и судебные, в целях защиты закона и нарушенных прав любого гражданина.

Особенно данная мера эффективна, если нарушения носят массовый характер или от них пострадало много людей. В этом случае прокурор просто обязан принимать все необходимые меры. Наши же специалисты помогут представить для прокурора ситуацию настолько убедительно и грамотно, чтобы дать ему максимальные правовые возможности для решения проблемы нашего клиента.

Оспаривание решений государственных органов в суде

Большинство наших сограждан считают суд самым эффективным органом для решения всех спорных ситуаций. В некоторых случаях это действительно так. Однако при обращении в суд необходимо учитывать целый ряд требований, без соблюдения которых исковое заявление будет либо не принято (оставлено без рассмотрения), либо решение суда вряд ли устроит истца.

Прежде всего, все споры, вытекающие из отношений с государственными органами, будь-то жалоба на незаконные действия работника ГИБДД или отказ компетентного органа выдать разрешение на строительство или специальную лицензию, оспариваются в судах общей юрисдикции в рамках гражданского процесса.

Но гражданам следует помнить, что далеко не все спорные ситуации между человеком и государством решаются в административном порядке в рамках гражданского судопроизводства. А многолетняя практика выработала ряд критериев, которые позволяют отличать административные споры от всех прочих, в том числе и тех, в которых человек вынужден оспаривать, например, нормативные акты или решения отдельных должностных лиц.

К ним относятся ситуации, когда решением, действием или бездействием чиновника или государственного органа нарушены или нарушаются права гражданина.

Первая группа административных споров возникает в том случае, если в связи с действиями или бездействием должностных лиц создаются препятствия человеку осуществлять свои права и реализовывать законные интересы. В эту группу потенциальных споров включают всевозможные отказы в выдаче документов (паспортов, свидетельств, справок, выписок, разрешений, лицензий), без которых человек не может реализовать свои даже порой элементарные права. Также сюда можно отнести отказ в совершении необходимых гражданину процедур и действий (регистрации по месту жительства, объекта недвижимости, гражданского состояния и так далее).

Другая группа затрагивает все вопросы, когда гражданина или организацию необоснованно привлекают к ответственности (административной, финансовой), а также когда на них возлагаются дополнительные обязанности совершить определенные действия или наоборот отказаться от совершения тех, которые им разрешены законом, установление неправомерных запретов, ограничений.

Все описанные нами категории споров в значительной степени сходны по порядку разрешения с обычными гражданскими делами и рассматриваются они точно в таком же порядке. А для защиты своей позиции от заявителя требуется предоставление доказательств, свидетельских показаний, документов, которые подтверждают законность и правомерность требований гражданина.

Ответчиком по таким делам будет выступать должное лицо или орган, который отказывается совершить определенные действия или иными своими действиями (бездействием) нарушает права заявителя.

Стоит отметить, что для таких споров установлен довольно короткий срок исковой давности, который составляет 3 месяца. Кроме того, по некоторым делам сроки могут быть еще жестче. Например, если речь идет о нарушении избирательных прав граждан или спорах о правомерности привлечения гражданина к административной ответственности.

Пределы оспаривания решений государственных органов

Этому вопросу уделяется очень мало внимания. А потому очень часто обращения граждан приходят просто не по адресу. Кроме того, для решения специфических вопросов имеются соответствующие узкие механизмы.

Самая частая проблема в этой связи - это попытка граждан оспорить незаконные, по их мнению, нормативные акты государственных органов. Причем круг этих документов настолько широк (от конституционных законов до самых простых приказов, регламентов или инструкций), что разобраться гражданину самому без квалифицированной помощи, где и как следует оспаривать конкретный документ, невозможно. Так, например, специфическая ситуация возникает в случае, если нормы федерального закона нарушают права человека и гражданина, которые предусмотрены Конституцией. В этом случае имеется только один орган, который уполномочен рассматривать такие вопросы, - Конституционный суд РФ, а если речь идет о соответствии нормативных актов законодательных собраний регионов (в том числе уставов и конституций субъектов федерации) Конституции РФ, то это также подведомственность Конституционного суда.

Если нарушаются права и законные интересы юридических лиц, то, как правило, такие споры рассматриваются в Арбитражном суде по правилам арбитражного судопроизводства.

Очень часто граждане пытаются оспаривать действия или бездействие отдельных должностных лиц, например, следователя или дознавателя, работников, производящих оперативно-розыскные мероприятия. Следует отметить, что следователь и сотрудники, работающие в рамках уголовного процесса, это не чиновники в общепринятом смысле этого слова, так как их компетенция осуществляется сугубо в рамках проведения расследования и регулируется уголовно-процессуальным кодексом. А потому все споры по их деятельности рассматриваются судом по правилам уголовного процесса.

Отдельный вопрос - это обжалование действий судей. Причем если гражданин не согласен с решением суда, то его необходимо обжаловать в вышестоящую судебную инстанцию. Но если же речь идет о деятельности конкретного судьи, закон предусматривает право гражданина обратиться в квалификационную коллегию судей - единственный орган, который уполномочен рассматривать подобные споры. Причем решение квалификационной коллегии будет являться окончательным, так как обжаловать его в вышестоящей инстанции может только лицо, в отношении которого принято решение, то есть конкретный судья.

Как показывает наша практика, неподготовленному человеку очень сложно разобраться в хитросплетениях закона, а потому во избежание волокиты и отписок лучше всего обратиться за помощью к профессионалам.

Здравствуйте. В настоящее время действует Кодекс административного судопроизводства который как раз и регулирует положения об обжаловании решений и действий органов гос. власти.

КАС РФ, Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса
1. Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Сроки следующие:

Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд
1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в судв течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Спасибо. У меня в иске будет речь также о возмещении убытков в связи с неадекватным рассмотрением. Убытки возмещаются тоже на основании этого кодекса? А по какой статье?

    • получен
      гонорар 50%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,6 рейтинг
      • эксперт

      также о возмещении убытков в связи с неадекватным рассмотрением
      Елена

      Елена, добрый день! Если речь о нарушенном праве на судопроизводство в разумный срок то в соот. с главой1 26 КАС

      1. Лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее также - административное исковое заявление о присуждении компенсации).
      2. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, по которому допущено нарушение.

      Если речь о взыскании убытков, причиненных незаконным действием (бездействием) госоргана в порядке ст. 16 ГК то это в порядке искового производства по ГПК РФ при условии что есть решение о признании соответствующего действия (бездействия) незаконным, вынесенное в порядке КАС

      ст. 16 ГК РФ

      Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления,подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Спасибо. Да, у меня второй вариант. Что такое "в порядке КАС"?

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Иркутск

      Общаться в чате

      Спасибо. У меня в иске будет речь о возмещении убытков в связи с неадекватным рассмотрением. Не нашла в статье ничего об убытках. Тем не менее, убытки возмещаются тоже на основании этой статьи?
      Елена

      Убытки Вам придется возмещать в рамках гражданского судопроизводства. То есть сначала нужно будет признать решение гос. органа незаконным в порядке, предусмотренном КАС РФ, а затем уже обращаться с этим решением в суд с иском в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Спасибо. У меня речь не совсем о незаконном решении. Я задавала Департаменту образования вопрос, а он на него не ответил. Задала вновь - и опять не ответил. В результате я понесла убытки. Тут наверное надо говорить о признании незаконным бездействия?

      получен
      гонорар 50%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,6 рейтинг
      • эксперт

      Тут наверное надо говорить о признании незаконным бездействия?
      Елена

      Да, имеет место бездействие. Вопрос ответов на обращения граждан урегулирован в основном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Так или иначе вам должен был быть дан ответ в сроки установленные данным законом если более короткие сроки не предусмотрены правовым актом субъекта РФ. Однако для взыскания убытков вам нужно будет доказать (после признания бездействия незаконным) причинно-следственную связь между непредоставлением ответа и понесенными убытками

      1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией,
      подлежит обязательному рассмотрению.
      1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения , за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
      1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
      2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Иркутск

      Общаться в чате

      Да, Вы правы в Вашем случае речь будет идти о бездействии государственного органа.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Горюнов Евгений

      Юрист, г. Ивантеевка

      • 6149 ответов

        3120 отзывов

      Я задавала Департаменту образования вопрос, а он на него не ответил. Задала вновь - и опять не ответил. В результате я понесла убытки. Тут наверное надо говорить о признании незаконным бездействия?
      Елена

      Здравствуйте Елена, а у Вас есть доказательства взаимосвязи между отсутствием ответа от Департамента образования и причененными Вам убытками?

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Мне кажется, взаимосвязь следует из самой сути событий. Мой ребенок имел право на посещение детского сада в июне. Это выяснилось только из третьего ответа Департамента, уже в августе. А на первые два обращения мне отвечали неконкретно. И без конкретного ответа Департамента заведующая дет.садом не имела права меня принять. В результате в июне ребенок ходил в частный детский сад, плата за который намного больше, чем за государственный. Есть ли здесь пл-Вашему причинно-следственная связь?

      получен
      гонорар 50%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,6 рейтинг
      • эксперт

      «в порядке КАС»?
      Елена

      Кодекс административного судопроизводства выдержки из которого привел в первом ответе коллега Панков

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Горюнов Евгений

      Юрист, г. Ивантеевка

      • 6149 ответов

        3120 отзывов

      Есть ли здесь пл-Вашему причинно-следственная связь?
      Елена

      Нет, нету, так как прием в детский сад никак не может быть причиной, а уж тем более основанием к приему (отказу в приеме) ребенка в детский сад, все эти письма и ответы, носят разъяснительно-рекомендательный характер и ни на что не влияют.

      Вам надо было получать у заведующей детским садом письменный отказ в приеме ребенка в детский сад и обжаловать его, вот тогда вы могли бы говорить о взыскании убытков, а в Вашем случае я не усматриваю ни одного основания к удовлетворению Ваших требований.

      Кроме того, Вы сами указываете что:

      А на первые два обращения мне отвечали неконкретно.
      Елена

      То есть все таки отвечали, соответственно о бездействии выразившемся в нерассмотрении обращения опять же говорить нельзя.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Да, мне отвечали, но только в смысле "присылали в ответ некую бумагу", при этом конкретных ответов на мои вопросы в бумаге не было (см. мой коммент ниже). Я надеюсь, суд будет анализировать кокретику ситуации, а не формальную сторону, или я чего-то недопонимаю?

      получен
      гонорар 50%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,6 рейтинг
      • эксперт

      Мой ребенок имел право на посещение детского сада в июне. Это выяснилось только из третьего ответа Департамента,
      Елена

      Елена, в данном случае, если право на посещение детсада не связано с необходимостью согласования Департаментом зачисления вашего ребенка в конкретный садик, а ответ Департамента просто содержит разъяснения действующего законодательства, то тут взыскать убытки именно в связи с поздним ответом будет маловероятно. Если есть возможность прикрепите ответ Д. к вопросу без личных данных

  • Редкая моя статья начинается с упоминания основного закона нашей страны — Конституции. А вот та, которую вы сейчас читаете — исключение, пользуйтесь уникальной возможностью…

    Итак, каждому гражданину России предоставлено конституционное право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Соответствующая норма прописана в статье 46 Конституции РФ.

    Если физическое или юридическое лицо считает, что его права нарушены, оно может обратиться в суд или в вышестоящий орган с заявлением о признании незаконными действий или бездействия должностного лица или органа государственной власти.

    Задача заявителя в этом случае доказать, что обжалуемое им действие (бездействие) одновременно является противоречащим закону и нарушающим его законные права. Данное положение закреплено в статье 13 Гражданского Кодекса РФ.

    То есть, действия государственных органов должны причинять вред непосредственно заявителю. Если же заявителей несколько, то они могут подать коллективное заявление, назначив своего представителя, который будет говорить от имени всего коллектива. Его полномочия следует оформлять в установленном законом порядке, перечислив предоставленные полномочия в доверенности.

    Подавать заявления не только в защиту собственных интересов, а в защиту прав неограниченного круга лиц (населения) уполномочены только специальные органы. Например, прокуратура имеет право вносить представления об отмене решений органов государственной власти и местного самоуправления если посчитает, что они противоречат закону и нарушают права граждан.

    Если же заявление подано лицом, которое не имеет права выступать в защиту чужих интересов, то такое заявление может быть возвращено судом без рассмотрения по существу.

    Будет полезно знать, что решения органов государственной власти могут являться нормативными и ненормативными. Их основное отличие в том, чьи интересы они затрагивают. Нормативные акты распространяют свое действие на неограниченный круг лиц. А ненормативные акты устанавливают права и обязанности в отношении определенного физического или юридического лица. Так, например, решение о введении нового налога является нормативным актом, поскольку порождает обязанности и права для неопределенного количества лиц, проживающих на одной территории. А постановление о выдаче разрешения на строительство, выданное ООО «Лютик» является ненормативным актом, поскольку создает права и обязанности для этого конкретного предприятия.

    Суд может принять решение о приостановлении действия оспариваемого правового акта органа государственной власти или местного самоуправления на период рассмотрения соответствующего спора. Поэтому одновременно с подачей заявления имеет смысл заявить ходатайство о приостановлении действия обжалуемого нормативного или ненормативного акта.

    Конечно, обжаловать имеет смысл только те решения и действия органов государственной власти, которые на момент подачи заявления являются действующими и продолжают нарушать права заявителя. Правовые акты, действие которых прекращено, уже не способны нарушать охраняемые законом права и интересы физических и юридических лиц.

    Направляя заявление в суд следует приложить к нему копию оспариваемого акта или его части, квитанцию об уплате государственной пошлины, доверенность представителя (если заявление подписано или подается представителем). Размер госпошлины по данной категории споров является щадящим и составляет на основании п.п.7 п.1 ст.333.19 НК РФ всего сто рублей.

    Заявление об обжаловании действий государственных органов может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав (на основании положений ст.256 ГПК РФ). Если же этот срок пропущен по уважительной причине, то заинтересованное лицо может ходатайствовать в суде о восстановлении пропущенного срока.

    Суд имеет право рассматривать дела об оспаривании действий государственных органов и правовых актов ниже уровня федерального закона по основаниям их противоречия иному, кроме Конституции РФ нормативному правовому акту. Например: обжалование постановления городской или областной информации по мотиву их противоречия положениям федерального закона.

    Заявление об обжаловании действий государственных органов может содержать только требование о признании таких действий незаконными или правового акта недействующим. Требования о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов рассматриваются отдельно, в порядке искового производства.

    Досудебный порядок рассмотрения при обжаловании действий государственных органов не предусмотрен. Поэтому заявитель может обращаться непосредственно в суд, если посчитает, что для этого имеются основания. Предварительного направления претензии в вышестоящий орган не требуется.

    Следует отметить, что при обжаловании действий государственных органов заключение мирового соглашения не допускается.

    Суд также может принять решение об обязательной явке в суд должностного лица, чьи действия оспариваются заявителем. За неявку по вызову суда такое должностное лицо может быть подвергнуто приводу и на него наложен штраф в размере 10 МРОТ.

    Лично автору известен один случай, когда руководитель территориального управления городской администрации по вопросам архитектуры был подвергнут приводу в судебное заседание с помощью судебных приставов, которые надели на него наручники прямо в рабочем кабинете. Посетители, находящиеся в приемной, были удивлены…

    Если к моменту рассмотрения спора по существу государственный орган, чьи действия обжалуются, был реорганизован или ликвидирован, то к участию в процессе привлекается его правопреемник.

    Решение суда об удовлетворении заявления об обжаловании действий государственных органов может заключаться в:

    • признании оспариваемых действий незаконными
    • обязании ответчика совершить определенные действия или воздержаться от их совершения
    • отмене решения о привлечении к ответственности и т.д.

    Суд указывает в резолютивной части решения какими именно действиями должны быть восстановлены нарушенные права заявителя.