Увольнение с госслужбы по собственному желанию. Как проводится увольнение госслужащего по собственному желанию

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 738 . Это быстро и бесплатно!

Порядок, по которому осуществляется увольнение госслужащего по собственному желанию имеет ряд особенностей.

Он регулируется отдельным нормативным актом — Закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (далее — Закон). Наиболее важные положения в случае с прекращением службы по собственному желанию: ст. 36 — основания увольнения, ст. 39 — увольнение по не зависящим от сторон обстоятельствам (служащий призван на военную службу, в т. ч. альтернативную, назначение на государственную должность, осуждение по приговору суда, потеря трудоспособности, чрезвычайные обстоятельства).

Трудоустройство и увольнение гражданского служащего регулируется нормами Трудового Кодекса. Есть разработанные отдельными ведомствами памятки (на основании Постановления Правительства РФ № 700 от 08.09.10). Они содержат наиболее важные положения из упомянутого Постановления, касающиеся ограничений для гражданина, занятого на гражданской службе, и ответственности за нарушение правил. Например, в течение 2 лет с даты увольнения при оформлении на другую работу (их перечень указан в ФЗ № 273-ФЗ, ч. 1, ст. 12) гражданин обязан о последнем месте своей службы информировать работодателя.

Нарушение норм этого закона карается административным штрафом, сумма которого различается в зависимости от статуса нарушителя: гражданское лицо выплатит от 2 000 до 4 000 руб., должностное лицо — от 20 000 до 50 000 руб., юридическое лицо — от 150 000 до 500 000 руб.

Отношения государственных гражданских служащих и работодателей регулируются не трудовым договором, а служебным контрактом.


Увольнение осуществляется по заявлению гражданского служащего. Оно подается за 2 недели до даты прекращения службы при личной явке работника в отдел кадров.

Но есть исключения, трудовую деятельность можно прекратить раньше по следующим причинам:

  1. Нет возможности продолжать исполнять свои обязанности (выход на пенсию, переход на выборную должность).
  2. Наниматель нарушил закон либо действует вразрез со служебным контрактом. Подробнее эти основания увольнения описаны ниже.
  3. По соглашению сторон.

Желающий уволиться в течение двух недель до факта ухода может отозвать свое заявление в любой момент.

Увольняемому могут отказать в уходе, если на его должность нет кандидатов (п. 3, ст. 36 Закона).

Пакет документов к выдаче: заявление и приказ об увольнении, памятка, трудовая книжка. До окончательного расчета выдается обходной лист. Необходимо собрать подписи всех указанных в нем лиц о том, что они не имеют к сотруднику материальных претензий.


Заявление на увольнение госслужащего ничем не отличается от аналогичного заявления об увольнении любого работника в коммерческой организации. Аналогичные правила касаются приказа. Его оформляют либо согласно внутренним правилам государственного органа, чаще — по форме Т-8 (Приказ о расторжении трудового договора). В трудовой книжке все стандартно: делается запись об увольнении с указанием соответствующей нормы закона. Запись дублируется в личном деле гражданского служащего. Данные работника исключают из Реестра, личное дело уходит в архив.

Уволиться можно после предоставления отпуска или больничного, по письменному заявлению (ст. 127 ТК РФ).

Когда можно уволиться по собственному желанию досрочно


По следующим основаниям гражданского служащего обязаны уволить точно в срок, указанный в его заявлении:

  1. Ухудшение его здоровья. Вероятна ситуации, когда выполнение им обязанностей опасно либо для него самого, либо для сослуживцев. В этом случае сотруднику предлагается другая должность, посильная по состоянию его здоровья. Если же подходящей должности нет, его увольняют (ст. 33, ст.37 Закона и ст. 73 ТК РФ — о переводе на другую работу по медицинскому заключению; в ситуации, когда сотрудник полностью потерял трудоспособность, его увольняют согласно статье 39 Закона).
  2. Выход на пенсию. В этом случае в трудовой книжке гражданского служащего делается специальная отметка. Если срок службы составил больше 15 лет, в последний год на должности назначается пенсия за выслугу лет. Ее получат и лица, которые имеют общий стаж не меньше 25 лет, отработавшие на госслужбе 12,5 лет и на момент выхода в возрасте 45 или больше лет. Минимум пенсии по выслуге равен обычной пенсии, максимальный размер не ограничен.
  3. Перевод в другую организацию. Он возможен по инициативе работодателя или самого служащего.
  4. Иные ситуации, в которых продолжение выполнения должностных обязанностей невозможно, например, сотрудник был зачислен в вуз.
  5. Наниматель совершил правонарушение, и это установлено.

Увольнение государственного служащего по возрасту: крайний возраст служащего — 60 лет. По его достижению лица, занимающие младшие и средние должности, подлежат увольнению, работники руководящих постов могут продолжить трудовую деятельность по собственному желанию.

Выплаты при увольнении

Если служащий увольняется по собственному желанию, работодатель выплачивает ему заработную плату по факту отработанных дней плюс премии и другие выплаты (денежное содержание), компенсацию за все неиспользованные отпуска.

Все эти выплаты суммируются.

Дополнительные компенсации положены следующим лицам:

  • тем, кто не мог исполнять свои обязанности больше 4 месяцев по здоровью, — 4 среднемесячных оклада;
  • тем, кто по заключению медицинской комиссии не может исполнять обязанности на текущем месте работы, а от предложенных альтернатив отказался, — 4 среднемесячных оклада;
  • тем, кто был призван на военную службу, временно замещал другого сотрудника или отказался от перевода в другую местность, — заработок за 2 недели.

Работодатель несет финансовую ответственность за задержки всех описанных выплат: за каждый день просрочки предоставляется компенсация, рассчитанная как процент от суммы среднемесячного заработка. Причины задержки не важны: компенсировать просрочку обязаны в любом случае. Размер ежедневной компенсации рассчитывается как 1/150 от ключевой ставки ЦБ РФ. Считается с дня, следующего за тем, когда был установлен срок выплаты, до дня расчет по факту. День фактического расчета тоже включается в этот период.


Как организуются выплаты, если служащий воспользовался своим правом уволиться после использования отпуска? В такой ситуации день увольнения — последний день отпуска.

Внимание: работодатель имеет право воспользоваться схемой «отпуск, затем увольнение», однако это не является его обязанностью. Работнику может быть отказано, в этом случае он получит компенсацию.

Единовременная выплата к отпуску

Часто возникают вопросы, полагается ли при увольнении выплачивать единовременную выплату и как именно? Такая выплата, рассчитываемая пропорционально отработанным дням в отчетном году исходя из максимума в 2 месячных оклада, полагается к отпуску любого госслужащего. Есть несколько нюансов:

  1. В законе ситуация не прописана, поэтому предоставление единовременной выплаты за отпуск при увольнении зависит от локальных нормативных актов предприятия.
  2. На практике выходит, что единственный способ получить такую выплату — это уйти в отпуск с последующим увольнением. Есть такая трактовка сути этой выплаты: она привязана к конкретному событию — отпуску. Если он не наступил, гражданам, которые увольняются, она не полагается.
  3. Ее точно нельзя получить, если сотрудник отработал меньше года и не уходил в отпуск.

На практике обычно работники, попавшие под сокращение, эту выплату получают.

Если не дают уволиться по собственному желанию

Прямо или используя неявные рычаги влияния на сотрудника, работодатель может удерживать его на работе против его воли. Заявление могут не принять, угрожать испортить записи в трудовой, требовать окончания проектной работы и т. п. Несколько рекомендаций:

  1. Если работодатель отказывается ознакомиться с заявлением и подтвердить это письменно, следует отправить документ ему по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Если есть подозрение, что письмо не зарегистрируют на предприятии, можно отправить его не от собственного имени, а от имени своего юриста, либо воспользоваться услугами курьерских служб.
  2. Попытки вменить сотруднику прогул легко опротестовать, если будут доказательства, что заявление об увольнении подавалось и было получено работодателем.
  3. Любой работник, в том числе и государственный служащий, имеет право обратиться в Трудовую инспекцию. Достаточно подать заявление, указав, какие именно нормы законодательства были нарушены. Срок рассмотрения — до 30 дней с даты регистрации заявления.

Некоторые специфические ситуации

Как осуществляется увольнение по собственному желанию государственного служащего, если он работает по срочному контракту, а обстоятельства не позволяют ему продолжать работу до окончания срока? В данном случае важна уважительность причины, ее наличие обязательно для расторжение срочного договора. Его нельзя расторгнуть просто по собственному желанию без чрезвычайных обстоятельств. Ситуацию затрудняет то, что список уважительных причин законодательно нигде не прописан, и их оценка остается на усмотрение самого служащего и его начальства, принимающего решение об увольнении. Если желающему уволиться было отказано (начальство сочло, что причина недостаточно уважительна), он может обжаловать это решение в суде.

Можно ли восстановиться после увольнения? Это возможно, если работник был уволен незаконно. Он может восстановиться на службе в судебном порядке, доказав необоснованность принятого решения. В других случае восстановление не допускается, хотя ничто не мешает желающему заново устроиться на ту же или другую должность, пройдя необходимые процедуры.

Согласно ст. 393 ТК РФ сотрудники (это касается не только государственных служащих), подающие иски по трудовым спорам, не обязаны оплачивать судебные расходы, в том числе пошлину. Их будут взыскивать с ответчика, то есть работодателя. Он несет издержки в общем режиме, даже если он сам является истцом к сотруднику, допустим, причинившему ущерб.

Заключение

Увольнение лиц, трудоустроенных на государственной службе, имеет ряд особенностей, которые регулируются законом N 79-ФЗ. В отдельных ситуациях процесс увольнения — это сложная процедура, сопряженная с рядом бюрократических моментов.

Особое внимание следует уделить расчету выплат и компенсаций работникам, увольняющимся не по собственному желанию, а в связи с ликвидацией, реорганизацией или изменением структуры государственного органа.

Авг 10, 2017 zakonadmnin

Увольнение в связи с сокращением штата государственного органа, как и сокращением численности или штата других организаций, существует довольно давно. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ (далее - Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы. О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие гарантии предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.

До принятия Закона № 57-ФЗ освобождение гражданского служащего от занимаемой должности в связи с сокращением штата осуществлялось по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ ): отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данное основание относилось к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее. Сокращение же численности или штата работников организации Трудовым кодексом отнесено к увольнению по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 ).

Законом № 57-ФЗ в первую очередь данное основание увольнения было включено в перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Существенные изменения претерпели и ст. 31 и 37 Закона № 79-ФЗ , регламентирующие сокращение должностей государственной службы. Кроме этого, Правительство РФ Постановлением от 19.09.2013 № 822 утвердило Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила ).

В каком порядке после принятия закона осуществляется сокращение должностей и увольнение служащих, рассмотрим далее.

Процедура, предшествующая увольнению

В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения - сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ), - ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.

Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.

Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно установленном Правилами .

До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Обратите внимание, что Законом № 79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22 ).

Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии - должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р .

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

К сведению

Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Обратите внимание

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.

Преимущественное право на замещение вакантной должности

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:

Квалификацию;

Уровень профессионального образования;

Результаты профессиональной служебной деятельности, -

и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ , согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Да, действительно, исходя из ст. 73 Закона № 79-ФЗ Трудовой кодекс может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ . Однако в силу п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. 31 , 33 и 38 Закона № 79-ФЗ .

Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ . Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу № 2-3240-33-1819 ).

Аттестация служащих

Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

О сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

Об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

Служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

Не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

Подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Направляется для получения дополнительного профессионального образования;

Понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).

Процедура прекращения служебного контракта

В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ .

Увольнение служащего оформляется приказом по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 . Как основание приказа указываются нормативный акт государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ . Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Обратите внимание

Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П ), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П , ст. 261 ТК РФ ).

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

К сведению

В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Аналогично ст. 180 ТК РФ , если служебный контракт был прекращен до истечения двухмесячного срока, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Как видно, гражданскому служащему не нужно вставать на учет в службе занятости, чтобы получить компенсацию за четыре месяца. Он ее получит в любом случае. Исключение установлено для гражданских служащих, увольняемых из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, помимо указанной компенсации, служащему северных областей дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств данного органа (п. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ ).

  1. «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  2. «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».
  3. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
  4. «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой».
  5. «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В. Ю. Боровик».

Увольнение с госслужбы не имеет особых отличий от прекращения профессионального сотрудничества с другими категориями работающих.

Каждый человек имеет возможность претендовать на должности в тех или иных инстанциях, такие специалисты обычно имеют особый статус. Тем не менее даже в их деятельности могут возникнуть обстоятельства, которые вызывают необходимость прекращения профессионального сотрудничества. Действующими нормами определены четкие поводы для окончания деятельности госслужащего.

Поводы для прекращения профессионального сотрудничества с государственным (муниципальным) служащим особо не отличаются от общих установленных. Прежде всего, увольнение госслужащего в любой момент может произойти .

Руководитель может уволить бюджетного сотрудника по личной инициативе. Действующими нормами определен перечень причин для этого. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» к таковым отнесены:

  • Неудовлетворительное самочувствие человека, подтвержденное медицинским заключением, которое препятствует дальнейшему исполнению должностных обязанностей.
  • Недостаточный уровень квалификации. Такой факт должен быть подтвержден результатами проведенной проверки знаний.
  • Совершение тружеником проступка, который стал поводом для утраты доверия. Чаще всего такой повод применим к тем, кто занимается хранением и обслуживанием материальных ценностей, и денежных средств.
  • Повторный проступок со стороны работающего, к которому уже применены меры воздействия дисциплинарного характера.
  • без уважительной причины более четырех часов подряд.
  • Приход на работу под воздействием алкоголя или запрещенных препаратов;
  • Передача информации ограниченного доступа посторонним лицам;
  • Хищение материальных ценностей инстанции или других служащих. Такой факт должен быть подтвержден судом или другой уполномоченной инстанцией.
  • Несоблюдение требований внутренней безопасности, если это стало причиной причинения ущерба организации или труженикам.
  • Вынесение руководителем необоснованного распоряжения, если это стало причиной причинения ущерба организации.
  • Представление недостоверной или ложной информации человеком при назначении на должность.
  • Лишение права доступа к информационным ресурсам, если это необходимо для исполнения должностных обязанностей.
  • Прерывание своей профессиональной деятельности в связи с лечением на период более четырех месяцев.
  • Сокращение занимаемой должности.
  • Полная .

Наступление обстоятельств, которые не зависели от намерения сторон, также будут поводом для прекращения трудовых отношений. К ним относятся:

  • привлечение человека к исполнению обязанностей по военной службе в срочном или альтернативном порядке;
  • восстановление судебным решением в должности прежнего работающего;
  • назначение служащего на другую должность по результатам избирательной кампании;
  • обстоятельства, которые препятствуют дальнейшему исполнению должностных обязанностей – война, катастрофы, стихийные бедствия;
  • применение к труженику мер воздействия уголовного характера;
  • несоответствие занимаемой должности, установленное медицинским или судебным заключением;
  • лишение профессиональной квалификации в административном порядке;
  • уход из жизни труженика.

Также профессиональное сотрудничество прекращается, если были нарушены правила назначения на госбюджетную должность, а именно:

  • претендент не обладал необходимым образованием;
  • состояние его здоровья не соответствовало предъявляемым требованиям;
  • требованием ранее вынесенного судебного решения, человеку было запрещено занимать госбюджетные должности.

По собственному желанию

Госслужащий может уволиться из организации по собственному желанию.

Чтобы реализовать такое намерение, прежде всего заинтересованный труженик должен проинформировать руководителя о своем намерении не позднее чем за две недели до планируемого ухода.

Если поводом для ухода стали обстоятельства, которые объективно затрудняют дальнейшую работу, то увольнение должно состояться в день, который указан в обращении человека. Примерами таких обстоятельств являются: уход на заслуженный отдых, назначение на другую должность, нарушение руководителем взятых на себя обязательств.

Человек может аннулировать свое обращение и остаться на своем месте. Но это необходимо сделать, пока не истек срок предварительного уведомления начальника. Если период предупреждения истек, труженик имеет полное право не исполнять свои обязанности.

Работающий имеет возможность уйти из организации раньше, чем истечет период предупреждения. Однако это возможно только по согласованию с руководителем. Дни положенного ежегодного отпуска могут быть использованы служащим по назначению до ухода из структуры.

При увольнении человека исключают из специального учетного перечня, а материалы его личного дела передаются на хранение в архив.

В связи с утратой доверия

Освобождение от занимаемой должности в связи с утратой доверительного отношения к труженику реализуется несколько иначе. Прежде всего, следует отметить, что в большинстве случаев такое касается тех, кто обслуживает и денежные средства, а также имеет доступ к информации ограниченного доступа.

В данном случае прекратить сотрудничество с человеком на основании одного лишь подозрения нельзя.

Для этого сначала необходимо выявить факт проступка. Чаще всего такое происходит в момент проведения плановой проверки. Все факты должны быть задокументированы специальной проверочной комиссией. По результатам проверки составляется акт соответствующего содержания и руководителю организации вносятся предложения о применении мер воздействия к виновным.

Если факт нарушения был подтвержден, необходимо истребовать у нарушителя письменные пояснения, после чего издается распоряжение, с которым виновный должен быть ознакомлен под подпись.

По состоянию здоровья

Увольнение сотрудника по причинам его несоответствия занимаемой должности может произойти по намерению руководителя.

Следует отметить, что реализовать такой повод можно, только если нет возможности предложить человеку альтернативную должность. Обязательным условием для такого перевода является согласие труженика.

Сам факт неудовлетворительного самочувствия должен быть подтвержден официальным медицинским заключением.

Только при наличии указанного документа и подходящих вакансий, человек может быть освобожден от занимаемой должности и исключен из штата организации.

Истечение срока действия контракта

Госслужба прерывается и в случае, когда период действия подписанного истек. О предстоящем освобождении от должности, служащий должен быть проинформирован не позднее чем за семь фактических суток.

Не только наступление оговоренной сторонами даты будет поводом для окончания сотрудничества. Определенные обстоятельства также могут послужить причиной для этого.

Например, если договоренность подписывалась для выполнения определенного объема работы, то она прекращает свое действие, когда указанный объем будет выполнен. Это касается и случаев, когда работающий заменяет человека, который временно отсутствует по уважительным причинам, то есть труженик будет уволен, когда на работу выйдет основной специалист.

Уход на пенсию

Ещё одним поводом для прекращения трудовых отношений является . По действующим общим правилам предельный возрастной барьер нахождения на бюджетной должности составляет шестьдесят пять лет. Если человек достиг указанного возраста, но срок действия трудовой договоренности не истек, работающий, по согласованию с руководителем, может быть оставлен на своем месте, до истечения периода действия соглашения.

Некоторые исключения установлены для руководителей высшего звена. Для такой категории максимальный возраст нахождения на должности составляет семьдесят лет.

По согласованию между сторонами, человека могут оставить в структуре и по достижению пенсионного возраста на должности, которая не предусматривает исполнения обязанностей по гражданской службе.

Документальное оформление

Общий порядок прекращения профессионального сотрудничества предусматривает оформление необходимой документации.

Заинтересованная сторона должна проинформировать другую о своем намерении прекратить трудовые отношения.

Если инициатива исходит от сотрудника, то он обязан направить руководителю . В свою очередь, начальник направляет уведомление о своем намерении прекратить взаимодействие либо об обстоятельствах, которые препятствуют дальнейшему сотрудничеству.

После информирования необходимо оформить и подписать распоряжение, с которым под подпись нужно ознакомить увольняемого. В тексте такого документа необходимо указать:

  • наименование организации;
  • регистрационный номер и дату издания приказа;
  • повод для его оформления;
  • причины для прекращения отношений;
  • дата увольнения;
  • подпись руководителя организации;
  • личная роспись работающего и дата ознакомления.

В последний трудовой день человеку должна быть выдана на руки , а также выплачены положенные ему денежные средства. По просьбе увольняемого ему могут быть выданы и другие документы, которые имеют отношение к его профессиональной деятельности, например, копии приказов о приеме и увольнении.

Выплаты при увольнении

Выплата заработанных денежных средств является одним из обязательных этапов прекращения профессионального сотрудничества с любым работающим, независимо от занимаемой должности и специфики профессиональной деятельности. Такое правило распространяется и на госслужащих. Следует отметить, что выплаты указанной категории имеют свои особенности.

Прежде всего, должен быть выплачен заработок, в который включаются следующие суммы:

  • оклад за месяц, который соответствует классности чиновника;
  • дополнительная выплата за общий период деятельности в госбюджетных структурах;
  • компенсирование особых условий труда;
  • выплата за использование информации ограниченного доступа;
  • выплаты премиального характера.

Далее должен быть компенсирован период для отдыха и восстановления, который не был использован по назначению. Сюда включается не только оплата положенных дней, но и невыплаченная финансовая помощь, в пределах трех окладов по должности. Указанные суммы выплачиваются в полном объеме тем, кто проработал в госбюджетной структуре более одиннадцати месяцев.

В полном объеме денежные средства получат и те, кто проработал в структуре от пяти с половиной до одиннадцати месяцев, при условии, если прекращение профессионального сотрудничества произошло по причине:

  • ликвидации организации;
  • привлечение к исполнению обязанностей по воинской службе в срочном или альтернативном порядке;
  • уменьшение штатной численности тружеников;
  • перевод в другую структуру;
  • установление факта невозможности трудиться в последующем.

Финансовая помощь к отпуску не будет выплачена тем, кто уволен по отрицательным мотивам, например, прогул или .

Выходное пособие выплачивается только в случае ликвидации или сокращения. Его размер будет равен усредненному месячному заработку.

Если по указанным основаниям увольняются труженики, которые работали в условиях Крайнего Севера или приравненной к нему местности, то указанная выплата будет равна четырем усредненным заработкам за месяц. Такая же сумма будет выплачена тому работающему, который уходит или переводится на другое место в связи с нарушением здоровья либо нахождением на излечении более четырех месяцев подряд.

Заработок за две недели получат те, кто увольняется в связи с:

  • привлечением к воинской службе;
  • выходом основного специалиста, который временно отсутствовал по уважительным причинам;
  • отказом от перевода на другое место либо от продолжения работы в новых условиях.

Вам это будет интересно

Прохождение госслужбы предполагает действие стандартных норм трудового права. Это касается и вопросов, связанных с увольнением с госслужбы. Это допускается по инициативе любой из сторон. При этом работодатель обязан соблюсти установленный законом порядок. Следует понимать, что допущение нарушения порядка увольнения с госслужбы способно привести к признанию такого решения незаконным.

Помимо этого, прекращение трудовых отношений по собственному желанию с организацией налагает ряд ограничений на самого сотрудника. Но это зависит от конкретных обстоятельств расторжения правоотношений с работодателем при госслужбе.

Порядок увольнения с госслужбы по собственному желанию

Если государственный служащий по каким-то причинам не желает больше работать, он вправе написать заявление о прекращении правоотношений по собственному желанию. Это его решение и работодатель не вправе требовать с государственного служащего объяснений и обоснования принятия такого решения.
Единственным исключением является ситуация, когда работник трудится по направлению. Это означает что его учебу оплачивало государство и служащий теперь обязан отработать определенное время. Данное обстоятельство не препятствует увольнению по собственному желанию. Просто работник должен понимать, что в данном случае с него будет изъята сумма, затраченная на его обучение.

Существует и мнение, что после увольнения с госслужбы нельзя устроиться 2 года на госслужбу — которое не соответствует нормам закона. Прекращение отношений с одной организацией никак не препятствует новому трудоустройству. К примеру, работник налоговой службы вправе расторгнуть соглашение с работодателем и устроиться на службу в отдел судебных приставов. Ведь государственный служащий, это работник бюджетных учреждений и силовых ведомств.

Таким образом, прекращение правоотношений по собственному желанию не накладывает на них каких-либо ограничений.

Увольнение с госслужбы по собственному желанию

Увольнение государственного служащего по собственному желанию является его безусловным правом. При этом можно выделить несколько основных моментов:

  • Заявление по собственному желанию может быть подано в любой момент. Ведь это право работника;
  • Заявление не требуется обосновывать и приводить доводы. Сотрудник имеет такое право и оно не может быть ограничено какими-либо условиями;
  • По согласованию с руководством, сотрудник может не отрабатывать две недели. Но такая отработка возможна во всех остальных случаях;
  • С ним производится полный расчет по заработной плате и прочим перечислениям.

При этом сотрудник получает на руки трудовую книжку в день прекращения трудовых отношений. К этому же дню госслужащий должен получить все причитающиеся ему выплаты.

Выплаты при увольнении с госслужбы по собственному желанию

Работник должен получить все выплаты в полном объеме. В первую очередь, это текущая заработная плата за отработанное в месяце время. Она рассчитывается, исходя из фактически отработанных дней.
А оплата государственному служащему при увольнении по собственному желанию происходит по среднему его заработку за один день. Соответственно, если средний доход равен 1500 рублей за день службы, то при отработке 10 дней, он получит 15 000 рублей.

Помимо зарплату служащий получит и премию за истекший квартал или год. При этом ее размер будет снижен пропорционально тем дням, которые не успел доработать за квартал. Кроме того, ему будет выплачена компенсация за неотгуленный отпуск.

Увольнение госслужащего по сокращению штатов

Данное основание нередко применяется к такой категории сотрудников. В этом случае, на государственных сотрудников распространяются такие же нормы, что и на всех стальных лиц. То есть сотрудников уведомляют о грядущем сокращении за два месяца. А после сокращения, им оплачивают их средний доход на протяжении двух месяцев.

Увольнение в связи с достижением предельно возраста на госслужбе

Указанные должности предполагают необходимость выхода в отставку по достижении максимально установленного возраста. В этом случае, готовится специальный приказ о расторжении правоотношений между сторонами.

Работник получает все выплаты, в том числе и компенсационные в размере нескольких десятков окладов. В трудовую книжку вносится запись о прекращении работы. При этом указывается снование – достижение предельно возраста.

Запись в трудовой книжке об увольнении с госслужбы

Законодательство не устанавливает исключений для данной категории при увольнении. В трудовой книжке при прекращении отношений с работодателем по собственному желанию делается соответствующая запись. В ней проставляется статья ТК РФ, на основании которой произошло прекращение отношений.
При этом трудовая книжка выдается на руки в день расторжения правоотношений по собственному желанию. Удерживать ее по любым причинам не допускается.

Заявление на увольнение с госслужбы

Данное заявление по собственному желанию составляется в рукописном варианте. Следует указать дату его составления и должностное положение подателя. В содержании необходимо выразить просьбу о прекращении правоотношений. При этом можно указать на нежелание отрабатывать две недели. Заявление подлежит безусловному удовлетворению.

Восстановление на госслужбе после увольнения

Восстановление возможно только при незаконном прекращении отношений с госслужащим. В этом случае, требуется доказать в суде незаконность действий работодателя. В противном случае, восстановление невозможно. Можно только заново устроиться в ту же организацию. Но для этого придется пройти заново все процедуры тестирования.


Об этом говорится в ст. 80 ТК РФ. Как написать правильно заявление на увольнение по собственному желанию Унифицированной формы такого заявления не существует. В законе не указано, как точно должно выглядеть заявление на увольнение по своей инициативе. Но есть несколько правил, которые необходимо соблюдать при написании такого документа. Заявление должно быть написано собственной рукой в письменной форме.

Конференция ЮрКлуба

Была вызвана на обсуждение этого вопроса. Итог — пока не закончу «работу» (содержание не описываю) уволиться «по-хорошему» мне не дадут, а если «я хлопну дверью», то карьеру мне испортят записями в трудовой и в соответствующих документах. Согласилась доработать. Причем, если вначале «на общем сборе» был устно определен один этап окончания работ, то сейчас от меня требуют завершения работы полностью.

до истечения последнего рабочего дня. Для этого необходимо написать на имя работодателя соответствующее заявление с просьбой считать поданное заявление на увольнение недействительным. Увольнение работника в данном случае не производится, если на его место еще не принят в письменной форме новый сотрудник. Виды заявлений на увольнение Заявление на увольнение по собственному желанию Содержит просьбу об увольнении по инициативе работника. Стандартный срок подачи такого заявления — за 2 недели до увольнения. 1 пример Заявление об увольнении по собственному желанию без отработки Содержит просьбу работника об увольнении по собственному желанию без отработки по причине невозможности продолжать работу. Срок подачи такого заявления — в любое время. 1 образец Заявление на увольнение по соглашению сторон В нем излагается просьба сотрудника о согласии работодателя на расторжение трудового договора по взаимной договоренности. Срок подачи такого заявления — любое время.

С госслужбы – по собственному желанию

Многие в сложившихся обстоятельствах были вынуждены продолжать прохождение федеральной гражданской службы, поскольку иначе теряли право на пенсию за выслугу лет. Рассчитывать на назначение пенсии за выслугу лет могли только федеральные гражданские служащие, уволенные по сокращению штата, упразднению государственного органа, состоянию здоровья и т.д. Вступившие в силу в текущем месяце изменения в федеральное законодательство дают госслужащим так называемое «отложенное право».

Увольнение с госслужбы по собственному желанию

Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о госслужбе и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».