Ущемление прав. Нарушение конституционных прав и свобод граждан: понятие и виды

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного Г. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это: собственно П как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках; правовая идеология; активная сторона правосознания; судебная (юридическая) практика.

Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д. Понятие правовая система позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии; позволяет анализировать право в целом. В настоящее время существует около 200-от правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в определённые правовые семьи…

Виды (семьи) правовых систем Правовая семья - категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством из конкретно-исторического развития. К. Цвайгерт в зависимости от происхождения и эволюции правовой системы, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права, идеологии (правовой стиль) предложил следующую классификацию: 1) Романский правовой круг. 2) Германский правовой круг. 3) Скандинавский правовой круг. 4)Англо-американский правовой круг. 5) Социалистический правовой круг. 6) Исламский правовой круг. 7) Индусское право.А.Х.Сайдов в зависимости от исторического генезиса правовых систем, системы источников права, структуры правовой системы: 1. Романо-германская. 2. Скандинавская. 3. Латиноамериканская. 4. Правовая семья общего права. 5. Мусульманская. 6. Индусская. 7. Семья обычного права. 8. Дальневосточная семья. Рене Давид в зависимости от идеологии и юридической техники предложил следующую классификацию правовых семей: 1) Романо-германская правовая система. Возникла в Центральной Европе, но основе заимствований из римского права (глоссаторы). Кодекс Наполеона 1804-го года, был целиком и полностью основан на римском частном праве, он был принят в ряде стран Центральной Европы. Особенности: Норма в такой семье выступает в качестве общего правила. Основным источником права являются нормативно-правовые акты (следовательно, в большинстве своём законы). Для права характерно деление на частное и публичное, отрасли и институты. Большое распространение получили правовые кодификации. Суды лишены права на правотворчество, но на основе судебных толкований и решений складывается определённая практика. 2) Англосаксонская правовая система. Сложилась в Англии (1060г). Для этой семьи характерна большая роль судов, которые активно занимаются правотворчеством в виде судебных прецедентов (высшие судебные инстанции). Также существуют статусы (законы) принимаемые высшими законодательными органами. Нормы казуистичны, носят детальный характер. Всё право публично. Деления права на отрасли присутствует, но оно не так чётко обозначено как в романо-германской семье. 3) Мусульманская (религиозная) правовая система. Возникла на основе ислама. Основной источник - Коран, Сунна, Иджма, Кийас. Широкое распространение получила аналогия права. Всё право делится на уголовное, судебное и семейное, отсутствует деление права на публичное и частное. 4) Социалистическая правовая система. Возникла в России в 1917-ом году, на основе марксистско-ленинской идеологии. Для неё характерно доминирование публичного права над частным. В настоящее время к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьетнам, КНДР, Куба. Правовая система – действующее право в конкретном регионе; она должна продемонстрировать, что собой представляет действующее право в данных исторических условиях и в конкретный исторический промежуток времени. Элементы правовой системы: 1)право – ядро правовой системы; 2)юридическая практика (типичные правовые отношения, складывающиеся в соответствующей правовой системе); 3)господствующая правовая идеология и действующая система принципов права (типичные общепризнанные принципы правосознания, к-рые используются в рамках правовой системы); + 4)действующие в рамках системы источники правовых норм; 5)юрисдикционные органы. Система права – более узкое понятие, чем правовая система. Значение: показать как возникает право в конкретных исторических условиях; как взаимосвязаны компоненты. Если же исходить из синтетических подходов к пониманию системы права и правовой системы, то под ними можно представить одинаковые понятия. Разница будет заключаться только в смысловой нагрузке, к-рая ложится на категорию система права и правовая система (система права поясняет, что такое система права как система и какие связи м/у ее элементами существуют; правовая система показывает особенность проявления системы права в конкретно установленных условиях конкретной народной к-ры

Новая редакция Ст. 136 УК РФ

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Статье 136 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в воспрепятствовании реализации гражданами своих конституционных прав и свобод, унижении человеческого достоинства, порождении обстановки социального напряжения между различными слоями и группами общества.

Комментируемая статья состоит из двух частей, закрепляющих основной и квалифицированный составы преступления и описывающих преступные деяния, соответственно, небольшой и средней тяжести.

1.1. Основной объект преступного посягательства - равноправие граждан (ст. 19 Конституции). Факультативными объектами могут быть честь, достоинство и доброе имя человека.

2. Объективная сторона составов преступления выражается в дискриминации, т.е. нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. По смыслу коммент. статьи дискриминация, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от иных обстоятельств или по иным основаниям, не влечет УО по ст. 136.

2.1. Дискриминация может выражаться как в форме действия (увольнение с работы, отчисление из учебного заведения и т.д.), так и бездействия (отказ в приеме на работу, в предоставлении информации, в продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг и т.д.). В ряде случаев дискриминация, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, помимо ст. 136, влечет квалификацию по ст. 140, 141, 144, 148, 149 и другим статьям.

2.2. Составы преступления по конструкции формальные. Преступление окончено (составами) в момент совершения действий, указанных в диспозиции коммент. статьи.

3. С субъективной стороны составы преступления характеризуются виной в форме прямого умысла. Мотив и цель для квалификации деяния как преступления значения не имеют.

4. Субъект преступного посягательства - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летного возраста.

5. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрен признак специального субъекта - использование лицом для облегчения совершения преступления своего служебного положения, т.е. полномочий и привилегий, предоставленных по службе, в том числе на основе трудового договора (контракта).

Другой комментарий к Ст. 136 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется именуемым "дискриминацией" действием (бездействием), нарушающим равноправие по одной (или нескольким) из указанных в статье характеристик личности. Конкретные проявления дискриминации могут быть различными, однако все они должны влечь за собой юридически значимые последствия для потерпевшего.

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к статье 136 Уголовного Кодекса РФ

1. Статьей 136 УК устанавливается уголовно-правовая охрана неотъемлемого права человека на равенство с другими людьми, гарантированного ст. 19 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ (глава 2), а также Всеобщей декларации прав человека, субъектами конституционных прав и свобод являются не только граждане Российской Федерации, но и люди вообще вне зависимости от их принадлежности к гражданству другого государства.

2. Дискриминация человека (или группы людей) - намеренное ущемление прав и свобод одного (одних) в сравнении с другим (другими).

Основаниями дискриминации являются обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 136 УК. Частью 2 ст. 19 Конституции РФ гарантировано равноправие людей независимо и от других обстоятельств. В силу этого действие ст. 136 УК не следует ограничивать обстоятельствами, указанными в ч. 1 этой статьи.

Дискриминация может быть выражена как в действии, так и в бездействии: в неисполнении обязанностей лицами, от которых зависит реализация принадлежащих человеку прав и его законных интересов, препятствовании реализации прав, ущемлении законных интересов, в том числе предоставлении преимуществ другим лицам за счет ущемления прав и законных интересов потерпевшего (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ), а также в умышленном совершении других действий, в любой форме ограничивающих права человека по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Различия в объеме и содержании реализуемых конституционных прав отдельных людей нельзя рассматривать как факт дискриминации при отсутствии признаков намеренного ущемления прав одного (одних) по сравнению с другим (другими).

3. Преступление является оконченным с момента совершения этого деяния.

Последствием нарушения равноправия может явиться ущемление жилищных, трудовых, вещных, личных и публичных интересов, охраняемых уголовным законом. Например, по мотивам дискриминации может быть нарушено право человека на безопасные условия труда, ограничена свобода выбора профессии, вознаграждение за труд и пр. В том случае, когда эти нарушения связаны с намеренным ущемлением равенства по мотивам дискриминации, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.

4. Нарушением равноправия является только такое ущемление прав и законных интересов человека, которое совершается по мотивам дискриминации. По ст. 136 УК не могут быть квалифицированы действия (бездействие), совершенные, например, из корыстной или и иной личной заинтересованности.

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

5. Субъектом этого преступления является лицо, достигшее 16 лет.

6. Квалифицирующий признак, предусмотренный ч. 2 ст. 136 УК, - использование служебного положения. Этот признак определяет способ нарушения равноправия и не зависит от особенностей субъекта этого преступления (например, признаков должностного лица). В том случае, когда по мотивам дискриминации служебное положение использует должностное лицо, содеянное им квалифицируется по совокупности статей УК (например, ст. ст. 136 и 286).

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 136 УК РФ

1. Запрет дискриминации человека установлен на международном уровне. В частности, он предусмотрен ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Этот же запрет, гарантирующий защиту прав и свобод человека, устанавливается и российским законодательством.
———————————
Бюллетень международных договоров. 2001. N 3. С. 3 — 44.

Согласно Конституции (ст. 19) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

2. Объективную сторону преступления составляют действия (бездействие), выраженные в дискриминации (нарушении) прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от расовой, национальной принадлежности, от пола, языка и т.д., например, увольнение с работы по признакам принадлежности к определенной политической партии, отказ в приеме на учебу по признакам национальности и т.п.

Виды нарушений могут быть многообразны и зависят от характера нарушаемого права, свободы, законного интереса, но с нашей точки зрения все их можно объединить понятием воспрепятствования в реализации имеющегося права и т.д.

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от иных обстоятельств или по иным основаниям не образует рассматриваемого состава преступления.

3. Рассматриваемый состав преступления будет иметь место только в том случае, если деяние совершено с использованием служебного положения, т.е. с использованием тех возможностей, прав и полномочий, которыми лицо обладает в связи с занимаемой должностью. При этом не имеет значения, занимает ли лицо должность в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ или в коммерческих или общественных организациях. Для наличия состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, важно лишь то, что лицо по службе обладает полномочиями или возможностями, которые позволяют ему ущемлять права свободы и законные интересы граждан, нарушая тем самым принцип равенства граждан (например, незаконные назначения на вышестоящие должности своих земляков, не имеющих на это право других лиц, установление повышенных надбавок к заработной плате сотрудникам определенной национальности, предоставление льгот лицам определенного вероисповедания и др.).

4. Состав нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина формальный. Преступление считается оконченным с момента выполнения действия ограничивающего равноправие по признакам, указанным в законе, независимо от наступивших последствий.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотив преступления и его цель не имеют значения для квалификации деяния.

6. Субъект преступления специальный — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, занимающее должность в государственной, муниципальной, коммерческой или общественной структуре.

7. Злоупотребления должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправления, нарушающие равенство граждан, квалифицируются по совокупности составов преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. ст. 285 или 286 УК. Подобные же деяния служащих коммерческих структур охватываются ст. 136 УК.

Тимошкин Никита Сергеевич,
Омская юридическая академия, г. Омск

В Российской Федерации в соответствии с действующим Конституционным строем, личные права и свободы человека и гражданина имеют приоритетное значение, и являются высшей ценностью общества и государства. Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В связи с чем, никто не может лишить человека его законных прав.

Однако вместе с этим, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина всё-таки могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, Конституция РФ вводит институт ограничения прав и свобод человека при определенных условиях, и при наличии строго определенных оснований.

Рассмотрим данный институт подробнее. В подавляющем большинстве случаев, права человека (гражданина) ограничиваются вследствие совершения последним какого-либо юридически оконченного правонарушения, как уголовного, так и административного, либо в случае совершения им каких-либо иных преступных посягательств в отношении общества или государства. Таким образом, права человека могут быть ограничены в том случае, когда последний затронул или нарушил законные права и свободы других лиц. По сути это и есть один из принципов демократии - «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Но всегда ли данные ограничения применяются правомерно в отношении субъекта, и соблюдаются ли при этом все конституционные нормы? Данный вопрос возникает и будет возникать всегда, поэтому следует рассмотреть несколько вариантов неправомерного ограничения прав:

Так, согласно ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Де-факто данная норма не всегда соблюдается. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а именно п. 11 ст. 5 УПК РФ, срок исчисления вышеуказанных 48 часов идет с момента фактического задержания лица. Однако орган, первоначально задержавший лицо, может продержать его в своем подразделении определенное количество времени, и в дальнейшем по причине оперативного интереса передать лицо в другой территориальный орган, не редко находящийся в отдаленной части конкретного субъекта РФ. В связи с чем, с учетом времени на дорогу и времени проведения каких-либо до следственных действий, указанное задержание, как правило, не входит в рамки 48 часов. При этом судебного решения у органа дознания в указанных случаях не имеется, и соответственно правда гражданина ограничиваются не правомерно.

Согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

На деле же, данная норма очень часто нарушается некоторыми СМИ, а именно в тех случаях, когда журналисты собирают об известных личностях скандальную информацию и распространяют её в интернете и других массовых источниках, тем самым поднимая свои коммерческие рейтинги и нарушая права частной жизни. Примером может служить недавние появления в СМИ фотографии больной певицы Жанны Фриски, которые были сделаны фоторепортёрами вопреки желаний певицы и её близких. К этой же отрасли можно отнести частную детективную деятельность, в тех случаях, когда детективом по заказу клиента собираются сведения личного характера о конкретном лице. Хотя ст. 7 Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" запрещено собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В свою очередь право свободного передвижения представляет собой одно из наиболее существенных проявлений индивидуальной свободы человека. Таким образом, человек находящийся на территории РФ законно, имеет право свободно передвигаться по всей территории РФ, за исключением закрытых (частных) объектов. Однако нарушения данной нормы также имеют место быть. Яркий пример: огораживание придомовых и дворовых территорий многоэтажных, многоквартирных домов различными заборами, открывающимися только посредством ключа. В связи с чем, гражданин, не проживающий в данном доме и не имеющий ключа, не может попасть на указанную придомовую муниципальную территорию, фактически не имея возможности свободного передвижения. Соответственно в данном случае права его ограничиваются.

Согласно ч. 2 ст. 29 Конституции РФ, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Однако вопреки данной нормы, определенные политические деятели, имеющие депутатскую неприкосновенность, в ходе дебатов, или каких-либо иных обсуждениях и выступлениях нередко допускают высказывания националистического характера, тем самым провоцируя гражданское население на национальную ненависть и вражду.

Так 20 января 2011 года в телепрограмме "Поединок" на канале "Россия 1" Владимир Жириновский позволил себе высказывания националистического характера.В своих высказываниях он неоднократно оскорблял представителей народов Северного Кавказа, пытаясь представить их с отрицательной стороны. Фактически, высказывания Жириновского носили националистический характер.

Экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также - дать ему силы для духовного развития и проявления своих способностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

В последнее время бизнесмены все чаще говорят о фактах давления на бизнес путем возбуждения "заказных" уголовных дел, изъятия у предпринимателей финансово-хозяйственной документации и так далее.

Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю».

Остро стоит проблема прав на земельные участки в садоводческих товариществах. В случаях, когда такие участки расположены вблизи или на территории городов, часто без достаточных оснований производится их изъятие. Выплачиваемая компенсация не соответствует рыночной цене участка и построек на нём.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

Тут можно привести тысячи примеров, подтверждающих нарушения работодателями данного положения. Например, яркими примерами являются эксплуатации автобусов, маршрутных такси, судов, самолётов, промышленного оборудования, срок службы которых истек и его пытаются увеличить - причём в некоторых случаях даже без проведения какого-либо ремонта. Здесь можно вспомнить о катастрофе теплохода «Булгарии».

В соответствии ч. 1 ст. 39 Конституции РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Но что же мы видим на деле? Вот официальные цифры за 2013 год:

Средний размер социальной пенсии 6169 рублей:

Пенсия инвалида 3 группы составляет 4617 рублей;

Месячное пособие на ребёнка до 1,5 лет 2453 рубля;

Детское пособие по потери кормильца 3495 рублей;

В соответствии ч. 2 ст. 40 Конституции РФ «Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище».

Если обратить внимание на большой размер процентных ставок на ипотечное кредитование которые составляют от 13% (например в европейских странах процент составляет 3-4 %) и малым размером заработной платы бюджетников, то мы видим, что ни каких условий для осуществления права граждан на жилище органы государственной власти и органы местного самоуправления не создают. Тем самым нарушаются права граждан.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ «малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Примером нарушения данной статьи Конституции является то, что в настоящее время сотни тысяч малоимущих граждан годами стоят в очереди на предоставления бесплатного жилья, и эта ситуация не улучшается. Муниципальные власти давно уже перестали строить жильё, вследствие чего очередь на жильё только растёт.По данным Мэрии г. Омска на 14.12.2014 года своей очереди на получение жилья в Омске ждут еще 172 ветерана Великой отечественной войны, что можно тогда говорить о других категориях жителей г. Омска.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Нарушения данной статьи можно увидеть в любой государственной или муниципальной поликлинике и больнице, где найдутся платные палаты или платные услуги, например сдача анализов. Или вообще могут отказать в оказании медицинской помощи под различными предлогами: отсутствия оборудования, койка мест, специалиста, медикаментов и т.д.

Согласно ст. 42 «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Однако в крупных индустриальных городах экологическая обстановка неблагоприятная. Промышленные предприятия постоянно выбрасывают вредные отходы своей деятельности в окружающую среду, загрязняя воздух, землю и воду. Тем самым нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии ч. 2 ст. 43 Конституции РФ «гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

Об гарантии общедоступности дошкольного образования приходится говорить условно, например нехватка мест в детских садах в г. Омске составляет 12 000. Родителям приходится записывать своего ребёнка в очередь в муниципальные детские образования с рождения, что не гарантирует положительного результата. В связи с чем многим родителям приходится пользоваться услугами частных платных детских садов. Что является нарушением прав граждан.

Принятый закон об образовании предписывает школьникам иметь единую форму, которую, естественно должны приобретать родители за свои средства. При этом дети, не имеющие утверждённой формы, не будут допускаться к занятиям. И как это относится с конституционной гарантией бесплатности среднего образования?

Согласно ч. 1. ст. 44 Конституции РФ «Интеллектуальная собственность охраняется законом».

Типичным примером нарушение прав интеллектуальной собственности граждан является нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети.

Список литературы:

  1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  2. Статья: Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения (Авакьян С.А.)("Конституционное и муниципальное право", 2007, N 8)
  3. Статья: Пробелы в Конституции России: понятие, классификация и отграничение от смежных явлений (Кондрашев А.А.)("Российский юридический журнал", 2014, N 2)
  4. Статья: (Батурин С.С.) ("Конституционное и муниципальное право", 2012, N 2)

Ваша оценка: Пусто