Управляющий конкурсный. Конкурсное управление при банкротстве Что означает конкурсный управляющий

Очень редко должник проходит все этапы банкротства, предусмотренные нашим законодательством. Обычно предприятия, в отношении которых рассматривается дело о несостоятельности, находятся в настолько плачевном положении, что спасти их уже практически невозможно.
Для безнадежных должников законодатель предусмотрел упрощенную процедуру банкротства.
В статье с расскажу об особенностях упрощенного судебного процесса, о положительных и негативных моментах такого способа ликвидации предприятия.

○ Конкурсное управление при банкротстве и упрощенная процедура, зачем и кому это надо?

Упрощенная процедура применяется в двух случаях.

  1. У должника недостаточно имущества для погашения долгов. Кто инициирует на предприятии банкротство? По закону ликвидационная комиссия или собственник должны подать заявление о несостоятельности в Арбитражный суд при выявлении признаков невозможности погасить требования займодавцев
    (ст. 224 Закона № 127-ФЗ).
  2. Предприятие прекратило фактически деятельность, а его руководство отсутствует. В этом случае кредитор или государственный орган вправе обратиться в суд с заявелением о признании должника несостоятельным независимо от суммы непогашенной задолженности (п. 1 ст. 227 Закона № 127-ФЗ).

В обоих случаях законодатель защищает интересы кредиторов, предоставляя им возможность вернуть долг хотя бы частично. Если у должника средств недостаточно, то заявление о банкротстве является не правом, а обязанностью ликвидатора или собственника. Если предприятие прекратило существовать, то рационально поделить его прибыль, пока оно не обанкротилось окончательно, поэтому кредиторам и дается право заявить о банкротстве такого юридического лица.

Как выплачиваются кредиты при банкротстве? В указанных ситуациях в отношении должников проводится только конкурсное производство. Требования кредиторов заносятся в реестр и удовлетворяются в порядке очередности из оставшегося имущества и выручки.

○ Что такое банкротство ООО?

Банкротство ООО – это процесс признания общества несостоятельным через арбитражный суд.

Основные признаки банкротства, предусмотренные ст.ст. 3, 6 Закона № 127-ФЗ:

  • Наличие долга как минимум в 300 000 рублей.
  • Невозможность на протяжении 3 месяцев платить зарплату, осуществлять обязательные платежи, отдавать кредиты.

Наряду с этими признаками можно выделить специфические признаки несостоятельности ООО, когда целесообразно обратиться в Арбитражный суд:

  • На предприятии отсутствует чистая прибыль.
  • Показатели ликвидности ниже нормы.
  • Большое количество непогашенных кредитов.
  • Наличие дебиторской задолженности, не подлежащей возврату.

По упрощенной процедуре ООО может быть ликвидировано и без наличия указанных признаков. Для запуска упрощенной процедуры достаточно, чтобы предприятие не проводило на протяжении последнего года операции по счетам, не имело имущества даже на покрытие судебных расходов или фактически не функционировало (ст. 230 Закона № 127-ФЗ).

○ Регламентация деятельности по банкротству.

Основным нормативным актом в сфере банкротства является Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ.

○ Конкурсное управление.

Конкурсное управление – единственная процедура, которая применяется при упрощенном порядке признания ООО банкротом.

«Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов»
(абз. 16 ст. 2 Закона № 127-ФЗ).

Кто инициирует?

Конкурсное производство начинается после объявления должника банкротом.

«Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства»
(п. 1 ст. 124 Закона № 127-ФЗ).

Последствия начала процедуры:

  • Суд назначает конкурсного управляющего. Руководство предприятия прекращает функционировать, ведение дел передается внешнему специалисту.
  • Наступает срок исполнения денежных обязательств.
  • Прекращают начисляться штрафные санкции.
  • Прекращается исполнительное производство в ФССП, документы передаются конкурсному управляющему.
  • Снимаются аресты с имущества.

Конкурсное производство оканчивается после удовлетворения притязаний кредиторов или вследствие распределения всего имущества между ними.

Если имущества оказалось недостаточно для погашения долгов, банкрот подлежит ликвидации.

Сроки конкурсного производства.

«Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев»
(п. 2 ст. 124 Закона № 127-ФЗ).

На практике процедура проходит 4-12 месяцев.

Конкурсный управляющий.

«Конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом»
(абз. 28 ст. 2 Закона № 127-ФЗ).

Конкурсный управляющий – центральная фигура в конкурсном производстве. Именно он занимается ликвидацией предприятия.

«При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано»
(п. 1 ст. 127 Закона № 127).

Определение суда направляется в СРО арбитражных управляющих. Саморегулируемая организация должна на протяжении 9 дней предоставить информацию в суд, кредиторам или заявителям о соответствии выбранной кандидатуры законным требованиям. На основании этих сведений суд утверждает управляющего или отказывает в утверждении. В последнем случае СРО предлагает свою кандидатуру.

Обязанности конкурсного управляющего:

  • В трехмесячный срок с начала конкурсного производства провести инвентаризацию.
  • Привлечь эксперта по оценке.
  • Принять меры по выявлению иного имущества.
  • Уведомить персонал об увольнении.
  • Принять меры для истребования дебиторской задолженности.
  • Заявлять возражения кредиторам.
  • Включать необходимые сведения в Единый реестр сведений о банкротстве.

В рамках упрощенного производства:

  • Уведомить кредиторов отсутствующего должника о процедуре банкротства.
  • При обнаружении собственности у должника ходатайствовать в суд о переходе к полной процедуре банкротства.

Конкурсная масса.

«Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу»
(п. 1 ст. 131 Закона № 127-ФЗ).

Конкурсная масса подлежит реализации на торгах. Вырученные деньги идут на уплату текущих платежей и погашение долгов.

Расчёт с кредиторами.

Расчеты осуществляет конкурсный управляющий в пределах требований, заявленных кредиторами. Распределение средств осуществляется таким образом: сперва оплачиваются текущие расходы (судебные издержки, оплата труда управляющего и оценщика, коммунальные платежи), затем деньги выделяются кредиторам в порядке очереди:

  • В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям.
  • Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
  • В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.
    (п. 4 ст. 134 Закона № 127-ФЗ).

○ Упрощенная процедура банкротства.

Если у предприятия недостаточно средств для погашения долга, ликвидационная комиссия (а до ее учреждения – собственник) подает в суд заявление о признании юридического лица банкротом.

«Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего»
(п. 1 ст. 225 Закона № 127-ФЗ).

Если руководство предприятия фактически отсутствует, а деятельность ООО не ведется, то Арбитражный суд принимает заявление кредитора. В месячный срок выносится решение о признании юридического лица банкротом и вводится процедура конкурсного производства. Инициировать переход к упрощенному порядку может также временный управляющий.

«Арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства или о введении процедуры реализации имущества гражданина в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику»
(п. 1 ст. 228 Закона № 127-ФЗ).

Таким образом, при упрощенном порядке применяется лишь одна стадия банкротства – конкурсное производство.

Упрощенная процедура имеет плюсы и минусы, рассмотрим их подробнее.

Преимущества назначения.

Ими являются:

  • Значительное сокращение сроков процедуры.
  • Экономия средств – происходит из-за сравнительно короткого периода работы управляющего.
  • Законное списание долгов.

Негативные моменты.

Можно выделить следующие минусы процедуры:

  • Неминуемая ликвидация – без выявления имущества, достаточного для погашения долгов, невозможно восстановить деятельность предприятия.
  • Полное отстранение руководства от процедуры – невозможность контролировать процесс банкротства.
  • Полная продажа предприятия.

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц – это человек, который берет на себя обязанность по продаже имущества компании-банкрота и погашению задолженностей перед заимодателями. Стать конкурсным управляющим может только человек с высшим юридическим или экономическим образованием. При этом он должен быть действующим членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Это лицо, назначенное арбитражным судом в момент признания лица несостоятельным (банкротом) и установления конкурсного производства. Он является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.

Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано.

Действие КУ заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.

Роль управляющего в процедуре

Один из важнейших этапов в банкротстве – это процедура конкурсного производства. Ключевую роль в ней играет конкурсный управляющий по банкротству . Именно от его действий во многом будет зависеть дальнейшее положение должника и исход дела.

Открытие конкурсного производства означает, что платежеспособность лица восстановить невозможно, а обязательства перед кредиторами исполнены не были.

Конкурсное производство как процедура банкротства рассматривается в ФЗ №127. В соответствии с законом, конкурсное производство при банкротстве – это процесс, направленный на возврат долгов кредиторам за счет средств, имеющихся у должника. В ходе этого процесса на торгах распродается вся собственность с целью погашения задолженности.

Назначение конкурсного управляющего осуществляется судьей. Кредиторы могут сами предлагать претендента на эту роль. Кто может быть лицом, имеющим право управления имуществом в конкурсном производстве? Существуют критерии, которым должен соответствовать это должностное лицо:

  • российское гражданство;
  • наличие высшего профильного образования;
  • стаж руководителя не менее 1 года;
  • наличие страхования личной ответственности;
  • наличие членства в СРО.

Обязанности по управлению и сохранению ценной собственности и финансов должника переходят к конкурсному управляющему. Принимая на себя ответственность, он обязуется действовать в соответствии с гл. 4 ФЗ №127 . По сути, это тот же арбитражный управляющий, который занимался наблюдением и внешним управлением обанкротившегося предприятия. Единственное отличие в данном случае – это иные обязанности и полномочия.

Функции и задачи

Действия конкурсного управляющего имеют своей целью обеспечение целостности и сохранности, аккумуляция и продажа принадлежащего должнику имущества. В его компетенцию входит следующий функционал:

  • поиск активов должника, принятие действенных мер по возврату имущества в конкурсную массу;
  • составление реестра кредиторов, уточнение данного перечня;
  • инвентаризация и оценка собственности юр. лица-должника;
  • продажа его на электронных торгах по рыночной стоимости;
  • взаиморасчеты с кредиторами в соответствии с реестром.

Задачи, которые стоят перед управляющими, отличаются сложностью и многоаспектностью, что обуславливает строгие требования к кандидатуре управленца.

На управляющего ложатся функции по обеспечению финансово-экономической деятельности предприятия, пока оно не будет окончательно ликвидировано. В ходе работы он анализирует экономическую деятельность предприятия и делает выводы относительно наличия/отсутствия признаков фиктивного банкротства.

Права конкурсного управляющего

Полномочия и обязанности КУ закреплены в статье 129 ФЗ «О несостоятельности « . В соответствии с данной статьей права конкурсного управляющего включают в себя:

  1. Распоряжение имуществом лица-должника в порядке, установленном ФЗ.
  2. Возможность увольнения работников, руководителей должника в соответствии с условиями ФЗ.
  3. Подачу заявления об отказе от выполнения договоров или других сделок, так как определено статьей 102 данного ФЗ. Кроме тех случаев, когда существуютобстоятельства, мешающие восстановлению платежеспособности обанкротившегося лица.
  4. Подачу заявления от имени должника в арбитражный суд о признании недействительными договоров и сделок, ничтожными — последствия, наступившие в результате данных решений, о взыскании убытков, понесенных вследствие действий (бездействий) руководителя (совета директоров, коллегиального исполнительного органа или любого другого управляющего органа) несостоятельного объекта.

Обязанности

Обязанности конкурсного управляющего подлежат исполнению с момента его назначения до остановки процесса по делу о банкротстве или до даты принятия мирового соглашения или дня отстранения КУ.

В его обязанности входит:

  • обеспечить сохранность материальных ценностей компании-банкрота;
  • в случае необходимости выбрать оценщика имущества;
  • в течение месяца после начала конкурсного производства предупредить работников предприятия о предстоящем увольнении;
  • вести реестр требований займодателей;
  • заключать сделки, выгодные для должника.

Отчет конкурного управляющего

После того как расчеты со всеми кредиторами будут окончены или конкурсное производство прекращено по причинам, прописанным в статье 57 ФЗ , КУ должен предоставить доклад о проделанной работе, о результатах проведения данной процедуры в арбитражный суд.

Отчет конкурсного управляющего представляет собой перечень документов, подтверждающих:

  • продажу собственности должника;
  • погашение кредитных обязательств;
  • предоставление в Пенсионный фонд (его территориальное подразделение) информации о дате, месте рождения должника, его гражданстве и паспортных данных, включая полностью ФИО, пол и адрес постоянной регистрации обанкротившегося лица, а также сведений, которые необходимо фиксировать в данном органе согласно пункту второму статьи 11-й ФЗ «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (страховой номер индивидуального лицевого счета, сведения о местах и периодах работы и т. д.).

К отчету, помимо вышеперечисленных документов, должны прилагать конкурсные управляющие реестр требований кредиторов, в котором будут указаны размеры выплаченных долгов обанкротившегося лица.

После того как КУ составил и подал в компетентный орган свой доклад, он обязан уведомить о данном факте кредиторов.

Контроль деятельности КУ

Контроль деятельности управляющего осуществляется в соответствии со ст. 143 ФЗ «О банкротстве». Согласно данному закону, кредиторы (собрание или комитет) получают всю необходимую для этого информацию не реже чем раз в три месяца, если иное не установлено на собрании кредиторов.

Сведения, предоставляемые для контроля, могут быть в виде отчетов или любых отдельных документов, показывающих состояние дел в ходе конкурса или при его завершении.

В докладе КУ должна содержаться информация:

  • об инвентаризации имущества должника, ее оценке, если таковая требовалась;
  • о количестве денежных средств, которые были зачислены на расчетный счет должника, и источниках такого финансирования;
  • о процессе реализации собственности обанкротившегося субъекта, указание полученных сумм;
  • о размерах и количестве требований о взыскании задолженности, которые выдвинуты третьим лицам;
  • о количестве работающих на должника людей, которые продолжают трудиться после открытия конкурса, и количестве уволенных (уволившихся) сотрудников;
  • о работе, которая была проделана для того, чтобы сделки были признаны недействительными, в интересах должника;
  • о составлении и ведении реестра требований кредиторов, со сведениями о том, какова их общая сумма и размер отдельно в каждой очереди;
  • о тех мерах, которые были приняты для сохранения собственности обанкротившегося объекта и для взыскания того имущества, которое ему принадлежит, но по каким-то причинам находится у третьих лиц;
  • о размере текущей задолженности, с описанием причины ее образования;
  • о проведенной работе КУ по закрытию счетов должника;
  • о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, несущих обязательства в связи с доведением должника до банкротства;
  • вся другая информация, содержание которой устанавливается КУ, кредиторами или арбитражным судом.

Все данные, которые касаются производства по делу о банкротстве, например, о том, каковы расходы конкурсного управляющего на проведение соответствующего процесса, конкурсный управляющий должен предоставлять в любое время по требованию арбитражного суда.

Отстранение КУ

Отстранение же управляющего может быть осуществлено, если:

  • подано ходатайство от собрания или комитета кредиторов в ситуации, когда КУ не выполняет своих обязанностей или выполняет их ненадлежащим образом;
  • какое-либо лицо, участвующее в деле о банкротстве и чьи интересы нарушены в результате деятельности конкурсного управляющего, а также в связи с этим должник или кредиторы понесли или могли понести убытки, обращается с жалобой в арбитражный суд, и данная претензия удовлетворяется;
  • выявлены обстоятельства, не позволяющие КУ быть назначенным на данную должность;
  • конкурсный управляющий нарушил условия членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих и был за это исключен из нее или же принудительно покинул данное общество за нарушение закона;
  • к КУ применяется административное наказание в виде лишения его права заниматься данной деятельностью.

При отстранении или освобождении назначается новый конкурсный управляющий. Это происходит согласно порядку, установленному федеральным законом. Если такое решение принято, то оно должно быть выполнено незамедлительно, хотя может быть обжаловано.

Освобождение КУ

Так, КУ освобождается от реализации своих функций арбитражным судом в случае:

  • собственного желания, по личному заявлению;
  • направленного саморегулируемой организацией арбитражных управляющих (членом которой является КУ) соответствующего прошения в арбитражный суд.

Во втором случае ходатайство подается тогда, когда выявляются факты нарушения в деятельности конкурсного управляющего, его несоответствия занимаемой должности, некомпетентности, недобросовестной работы. При этом изначально решение принимается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих, а потом в течение 14 рабочих дней со дня его принятия прошение подается с арбитражный суд.

Когда можно поменять управляющего

Бывают ситуации, когда уполномоченное лицо не исполняет свои обязанности должным образом. Тогда допускается требовать его замены. Смена арбитражного руководителя может произойти, если:

  • установлен факт выхода уполномоченного лица с организации арбитражных управляющих;
  • поступила жалоба (несоблюдение принципов объективности, беспристрастности и независимости);
  • план управления не согласован с общим собранием кредиторов;
  • поступило ходатайство от кредиторов о смене управляющего по причине неисполнения его обязанностей должным образом.

Решения высшей инстанции об отстранении обязанностей можно обжаловать в судебной инстанции. Но, до момента полного восстановления управляющий не сможет применить полномочия и исполнять вмененные обязанности.

Требования к конкурсным управляющим

Конкурсным управляющим является арбитражный управляющий, назначенный судом после признания юрлица несостоятельным (п. 1 ст. 127 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, далее - закон № 127-ФЗ). Требования к арбитражным управляющим закреплены в ст. 20 закона № 127-ФЗ.

Управляющий должен:

  • быть гражданином РФ;
  • состоять в одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СРО АУ).

Пп. 2, 3 ст. 20 закона № 127-ФЗ устанавливают следующие обязательные требования для вступления в СРО АУ:

  • высшее образование;
  • стаж работы на руководящей должности не менее чем 1 год;
  • стажировка на посту помощника управляющего не менее 2 лет (СРО АУ могут своими правилами устанавливать более высокие требования к стажу работы и продолжительности стажировки);
  • успешная сдача экзамена по программе, утв. приказом Минэкономразвития от 10.12.2009 № 517;
  • отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
  • отсутствие административного или уголовного наказания в виде дисквалификации либо лишения права занимать определенные посты, осуществлять определенную деятельность;
  • отсутствие факта исключения из какой-либо СРО АУ на протяжении 3 лет перед подачей заявления о вступлении в СРО АУ;
  • наличие оформленного договора страхования своей ответственности сроком не менее чем на 1 год со страховой суммой не менее 10 млн руб. в год (см. ст. 24.1 закона № 127-ФЗ).

Порядок назначения конкурсного управляющего при банкротстве юрлица

Порядок назначения конкурсного управляющего в дело о банкротстве юрлица установлен ст. 45 , закона № 127-ФЗ. Кандидатура управляющего может быть предложена:

  • кредитором в заявлении о признании юрлица банкротом;
  • собранием кредиторов.

После принятия судом заявления о признании лица банкротом или протокола собрания кредиторов СРО АУ представляет информацию о соответствии предложенной кандидатуры требованиям закона № 127-ФЗ. Как правило, в задачи СРО АУ не входит документальное подтверждение указанной информации, однако суд может запросить такие документы, если о несоответствии управляющего определенным требованиям заявил участник дела о банкротстве (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60).

Если конкретная кандидатура управляющего не была предложена, заявленная СРО АУ представляет такую кандидатуру из числа своих членов, которые выразили согласие на участие в деле о несостоятельности юрлица.

Ответственность

Законодательство предусмотрело следующие виды ответственности для конкурсных управляющих:

  1. Отстранение его от работы. Данное решение может принять только суд на основании ходатайства кредиторов.
  2. Исключение из СРО. Управленец может вовсе лишиться возможности в дальнейшем заниматься такой деятельностью из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей и нарушение свода профессиональных правил СРО.
  3. Возмещение убытков. Если кредиторы смогут доказать, что в результате деятельности управляющего или его бездействия им был причинен материальный ущерб, то управляющий из своих личных средств должен будет его компенсировать. В качестве оснований для возмещения убытков может выступать неиспользование всех возможностей по истребованию дебиторской задолженности или возврату имущества, оспариванию убыточных сделок и пр.
  4. Применение иных видов ответственности. К управляющему могут быть применены меры административной и уголовной ответственности за правонарушения совершенные им в качестве руководителя.

Стандартно первоначально выносится определение о допущенных нарушениях и дается разумный срок для их устранения.

Имущественная ответственность конкурсного управляющего

В том случае, если конкурсный управляющий ненадлежащим исполнением своих обязанностей причинил должнику, конкурсным кредиторам или другим лицам убытки, факт наличия которых установлен судебным решением, он обязан возместить их (п. 4 ст. 20.4 закона № 127-ФЗ).

При этом наличие факта обращения с требованиями к третьим лицам не избавляет управляющего от ответственности, если причиненные убытки не были покрыты третьими лицами в полном объеме (п. 3 раздела «Практика применения законодательства о банкротстве» Обзора судебной практики ВС РФ от 19.10.2016 № 3).

Примером бездействия конкурсного управляющего, повлекшего причинение им убытков, является непринятие им мер:

  • по восстановлению сроков действия патентов;
  • взысканию дебиторской задолженности;
  • обеспечению сохранности имущества юрлица-банкрота (см. определение ВС РФ от 10.08.2017 № 307-ЭС17-9965 по делу № А56-70026/2010).

В том случае, если на возмещение убытков были потрачены средства компенсационного фонда СРО АУ, что привело к его уменьшению ниже установленного уровня в размере 20 млн руб., конкурсный управляющий должен возместить убытки членам СРО АУ, сделавшим дополнительные взносы.

Данные о взыскании с конкурсного управляющего убытков, возникших из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, а также о размере таких убытков подлежат размещению в Едином реестре в течение 3 дней с момента вступления судебного акта в силу.

Жалоба на управляющего конкурсным производством

Нередко при банкротстве физическим и юридическим лицам приходится обжаловать действия управляющего для защиты своих финансовых интересов. Наиболее распространенными нарушениями являются длительное бездействие, нарушение законной очередности при удовлетворении требований кредиторов или затягивание процедуры.

Жалоба в зависимости от характера правонарушений может быть передана в суд, ФНС и СРО. В тексте документа содержится информация о совершенных деяниях управленца (или, наоборот, о его бездействии) с приложением подтверждающих документов и конечная цель подачи жалобы. Это может быть отстранение кандидатуры управляющего, наложение на него штрафа, возмещение материальных убытков и пр.

Суд обязан рассмотреть поступившую жалобу в течение месяца после ее поступления.

Может ли конкурсный управляющий заключать договоры без доверенности

С момента старта конкурсного производства руководство должника отстраняется от дел и все управленческие функции переходят к назначенному руководителю. Это значит, что конкурсный управляющий наделяется правом подписания договоров без доверенности.

Но для избегания возможных злоупотреблений с его стороны часть сделок можно заключить только с согласия кредиторского собрания. Это крупные сделки с ценой, превышающей 20% от величины активов, а также с заинтересованными лицами по отношению к должнику (аффилированными компаниями, юрлицами из одной группы лиц, фирмами, принадлежащим родственникам руководства должника или управляющего).

Может ли конкурсный управляющий подавать иски в суд

К временному управленцу переходят все функции исполнительного органа, который может действовать без доверенности от юр.лица.

Конкурсный управляющий не только может, но и обязан в некоторых ситуациях подавать исковые заявления в суд. В частности, это иски, направленные на поиск и возврат имущества, которое оказалось в руках третьих лиц для принудительного взыскания.

Также управляющий направляет исковое заявление о признании части сделок недействительными, о расторжении договоров и заключении новых сделок. Какие договора можно оспорить? Те, которые заключены с заинтересованным лицом, влекут предпочтительное право на удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, при наличии положений, делающих договор ничтожным.

Закон предусматривает, что часть исков подается от имени юрлица, а другая – от конкурсного управляющего. В последнем случае речь идет исключительно об оспаривании действительности сделок.

Может ли конкурсный управляющий уволить с работы

Конкурсный управляющий не просто может, но и обязан уволить всех сотрудников. После конкурсного производства компания будет ликвидирована и все ее работники будут уволены. О факте предстоящей ликвидации всех сотрудников нужно предупредить минимум за два месяца до этого события.

В данном случае увольнению подлежат абсолютно все работники независимо от их социального статуса, в том числе беременные и матери-одиночки. Работодатель также может не оказывать содействия в их последующем трудоустройстве.

В обязанности конкурсного управляющего входит выплата зарплаты, положенных по закону компенсаций работникам, выходного пособия. В трудовые книжки сотрудников вносятся отметки о прекращении с ними рабочих отношений по причине ликвидации.

Имеет ли право конкурсный управляющий продать имущество без торгов

В общем случае имущество должника реализуется посредством электронных торгов. Торги должны быть открытыми и в них могут принять участие любые физические или юридические лица.

Вопросы относительно того, есть ли у управляющего право продать имущество, не прибегая к торгам, предмет многочисленных споров. Чтобы не возникало проблемных точек с конкурсными управляющими, стоит все же стараться не пренебрегать торгами.

Закон о банкротстве содержит указания на такие основания для продажи имущества без торгов:

  • его балансовая стоимость на последнюю отчетную дату менее 100 тыс.р. и в утвержденном плане внешнего управления была прописана возможность реализации вещи без торгов;
  • с учетом решения кредиторского собрания и при его стоимости в пределах 100 тыс.р.

В последнем случае допускается определить балансовую стоимость без привлечения независимого оценщика, если кредиторское собрание решило исключить этот этап и такое решение утверждено протоколом.

На руках у управляющего должны быть все подтверждающие документы, обосновывающие правомерность продажи без торгов: план управления, справка о балансовой стоимости, решение кредиторского собрания.

Вознаграждение управляющего

П. 3 ст. 20.6 закона № 127-ФЗ устанавливает, что вознаграждение конкурсного управляющего состоит из 2 частей:

  1. Фиксированной суммы в размере 30 тыс. руб. в месяц. При сложности дела по решению кредиторов либо ходатайству участника процесса данная сумма может быть увеличена арбитражным судом, рассматривающим дело о несостоятельности.
  2. Суммы процентов.

Сумма процентов определяется в соответствии с п. 13 ст. 20.6 и составляет:

  • 7% от суммы удовлетворенных требований конкурсных кредиторов при условии удовлетворения более чем 75% заявленных требований;
  • 6% при удовлетворении 50–75% заявленных требований;
  • 4,5% при удовлетворении 25–50% требований;
  • 3% в остальных случаях.

Суммы, взысканные при привлечении собственников и руководства юрлица к субсидиарной ответственности, в указанном выше расчете не учитываются (п. 3.1 ст. 20.6 закона № 127-ФЗ). Вознаграждение управляющего с данных сумм равняется 30%, куда входят расходы на услуги сторонних лиц, способствующих привлечению собственников и руководства юрлица к ответственности.

Банкротство предполагает несколько стадий: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство. На последнем этапе имущество организации-должника попадает на оценку с последующей продажей посредством электронных торгов и распределением вырученных денежных средств между кредиторами. Эта процедура длится не более 6 месяцев при отсутствии необходимого ходатайства у уполномоченного лица.

Управление всеми текущими задачами конкурсного производства передаётся специальному лицу – конкурсному управляющему. Это гражданин Российской Федерации, который наделен всеми необходимыми полномочиями, чтобы завершить процедуру банкротства юридического лица.

Кто его назначает? Требования к нему

Далеко не каждый может стать конкурсным управляющим. Так, к таким должностным лицам предъявляются следующие требования:

  • Кандидат должен сдать теоретический экзамен.
  • У него должны отсутствовать административные наказания, а также судимость.
  • Он должен быть членом одной из арбитражных управляющих.
  • Он должен иметь высшее юридическое или экономическое образование.
  • Желателен стаж работы на руководящих должностях.

Управляющий назначается арбитражным судом (ст. 127 ФЗ «О несостоятельности»), чтобы оценить и продать имущество должника, а затем расплатиться вырученными деньгами с кредиторами. Кроме оценки и распоряжения имуществом, он должен завершить процедуру ликвидации, в том числе взыскать дебиторскую задолженность, собрать кредиторов для переговоров и прочее.

Компания-банкрот может сама предложить кандидатуру на этот пост, и суд будет не вправе отказать, если предложенное лицо будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.

Если же у нее нет подходящей кандидатуры, то суд выдвигает её самостоятельно.

После того, как суд утвердил кандидатуру управляющего, он становится единственным органом управления организации-должника, заменяя собой и директора, и учредителей. Данное должностное лицо не обязано согласовывать никакие свои действия ни с одним из бывших органов управления.

Обязанности и полномочия

После назначения управляющий формирует так называемую конкурсную массу (совокупность материальных и денежных ценностей, принадлежащих организации-банкроту), чтобы впоследствии расплатиться с кредиторами. Чтобы максимально полно сформировать массу, он взыскивает дебиторскую задолженность с контрагентов должника. Затем имущество подвергается инвентаризации и выставляется на торги.

Кроме работы с имуществом, в задачи конкурсного управляющего входит работа с кредиторами и , а также сдача . Конечно, основной его обязанностью является участие в торгах . Это не только самая ответственная часть работы, но и самая сложная, так как из-за неправильной оценки лота и имущества в целом он может лишиться своих полномочий.

При невыполнении своих обязанностей управляющий может быть отстранён от производства судом.

Также он наделён целым рядом полномочий (ст. 129 127-ФЗ). Например:

  • владение имуществом организации-банкрота;
  • оспаривание его сделок;
  • предъявление исковых и прочих требований контрагентам должника;
  • увольнение сотрудников (в том числе и с руководящих должностей);
  • отправка документов должника в архив.

После того, как управляющий рассчитался с кредиторами, а также полностью завершил процедуру ликвидации, он должен предоставить отчётность о результатах производства в суд.

Отчет управляющего включает в себя документы, подтверждающие продажу имущества банкрота, реестр требований кредиторов с указанием произведённых выплат и прочие подтверждающие бумаги. После передачи пакета документации в суд необходимо уведомить кредиторов о завершении производства.

Подробную информацию о процедуре конкурсного производства вы можете узнать из следующего видео:

Ответственность

При ненадлежащем выполнении своих обязанностей и полномочий управляющий привлекается к ответственности. Так, он может быть привлечён к ответственности при следующих административных нарушениях:

  • фальсификация информации;
  • уничтожение сведений об имуществе должника;
  • предоставление неполной информации;
  • создание неплатёжеспособности банкрота посредством своего бездействия;
  • сокрытие части его имущества;
  • совершение действий, превосходящих его полномочия.

При вышеперечисленных административных нарушениях управляющий может быть отстранён от своей работы сроком на 3 года .

Чаще всего встречаются случаи, когда должностное лицо избегает общения с потенциальными покупателями имущества либо же специально занижает или завышает его стоимость.

Отдельно стоит выделить такой пункт, как ответственность за сохранность имущества должника от воздействий различного рода вплоть до проведения торгов.

Куда на него жаловаться?

Иногда мы можем стать свидетелями того, что рассматриваемое должностное лицо преследует свои собственные интересы и поэтому отклоняется от исполнения своих прямых обязанностей или выполняет их не в полную силу.

Если управляющий нарушает ваши права, то вы можете подать на него жалобу. Будьте готовы к тому, что обжаловать действия этого должностного лица будет непросто: от вас потребуется определённая юридическая подготовка и подкованность в данном вопросе.

Саморегулируемые организации занимаются контролем деятельности управляющих, поэтому жалоба может оказать влияние и решить вопрос в вашу пользу. Жалобы направляются в дисциплинарный комитет СРО.

Чтобы подать заявку в арбитражный суд, нужно соответствовать нескольким требованиям:

  • Во-первых, запрос должен направляться от лица, которое принимает непосредственное участие в процедуре банкротства.
  • Во-вторых, жалоба должна быть подкреплена аргументами и подтверждающими документами.
  • В-третьих, нужно явиться в суд во время её рассмотрения.

Как и СРО, суд контролирует исполнение полномочий и обязанностей данного должностного лица. Более того, именно суд обладает полномочиями по его отстранению от производства (). Однако, судя по практике, удовлетворение иска против управляющего – очень редкий случай, ведь они сами практически всегда являются опытными юристами, знающими лазейки в законах.

Как его отстранить?

Согласно Федеральному закону «О несостоятельности» , конкурсный управляющий может быть отстранён от производства по следующим причинам:

  • По жалобе о ненадлежащем исполнении полномочий и обязанностей. Здесь важно соблюдать все вышеперечисленные условия.
  • На основании ходатайства кредиторов организации-банкрота о ненадлежащем исполнении полномочий и обязанностей.
  • В случае, если после назначения лица управляющим были выявлены обстоятельства, которые препятствуют его назначению (например, несоответствие требованиям).
  • На основании ходатайства СРО (обычно после направления жалобы лица, участвующего в процессе конкурсного производства).

Одновременно с процессом отстранения суд запускает процесс избрания нового должностного лица, соответствующего вышеизложенным требованиям. Иногда в процессе первичного подбора составляется лист кандидатов, и новое должностное лицо может быть выбрано с помощью данного списка.

Если суд определил, что управляющий должен быть отстранён от производства, то решение должно быть выполнено немедленно. Однако решение суда может быть обжаловано в установленные для этого сроки.

Практически любое коммерческое предприятие в определенные моменты своей деятельности сталкивается с наличием непогашенной задолженности. Зачастую ее возникновение может быть связано с техническими вопросами: например, для того чтобы денежные средства поступили со счета организации на счет поставщика или партнера, необходимо несколько дней, в течение которых имеющаяся задолженность формально будет считаться непогашенной. Однако с такими аспектами бизнеса сталкиваются практически все компании, а потому их возникновение редко вызывает у кого-либо вопросы или претензии.

Совершенно иначе складывается ситуация, если причины возникновения непогашенной задолженности носят иной характер. Например, они могут быть связаны с наличием финансовых трудностей у компании, объем денежных обязательств которой на настоящий момент превышает ее возможности. В этом случае за несколько дней возникшая проблема не решается, для этого требуется более серьезный срок.

Тем не менее, даже в данном случае у коммерческой организации, которая обнаружила недостаток денежных средств на своих счетах, есть возможность исправить положение. Например, она может в срочном порядке взять крупный заказ, условия договора по которому подразумевают внесение предоплаты, и тем самым получить необходимые средства, позволяющие ей рассчитаться с другими партнерами. Принимая эту возможность во внимание, действующее законодательство предоставляет коммерческим компаниям, столкнувшимся с финансовыми трудностями, достаточный срок для того, чтобы использовать экстренные пути решения такой проблемы. В этом случае она может избежать неприятных последствий в виде процедуры признания ее несостоятельной, в ходе которой может быть назначен конкурсный управляющий или применены другие меры.

В частности, статья 3 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что продолжительность такого срока составляет 3 месяца с того момента, когда компания должна была погасить имеющуюся задолженность перед партнером, поставщиком или другим контрагентом в соответствии с условиями договора с ним. По истечении этого срока кредитор, так и не получивший причитающихся ему денежных средств, имеет право обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании организации-неплательщика банкротом. К такому заявлению специалисты рекомендуют приложить все имеющиеся в наличии документы, которые, во-первых, подтвердят факт наличия задолженности перед кредитором, а во-вторых, засвидетельствуют тот факт, что отпущенный действующим законодательством срок для ее погашения уже истек.

Меры, которые могут быть применены арбитражным судом в отношении компании, проявившей признаки несостоятельности

Рассмотрев все представленные документы, арбитражный суд должен будет вынести решение о правомочности требований заявителя. В случае, если они будут признаны таковыми, в отношении компании-неплательщика будет инициирована процедура банкротства. Это, в свою очередь, подразумевает выбор судебной инстанцией мер, которые призваны обеспечить соответствие законным правам и интересам кредиторов.

Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает перечень таких мер, в число которых входят наблюдение, финансовое оздоровление, и . Кроме того, в случае, если между должником и его кредиторами достигнута договоренность об удовлетворяющем все стороны порядке погашения имеющейся задолженности и сроках такого погашения, они могут заключить мировое соглашение.

Решение о применении той или иной меры по отношению к должнику принимается арбитражным судом с учетом всех обстоятельств ситуации. В частности, он анализирует, насколько компания, проявившая признаки несостоятельности, может восстановить свою платежеспособность и рассчитаться с кредиторами. Если арбитражный суд признает такую возможность маловероятной, он может прибегнуть к на предприятии как к наиболее эффективному инструменту удовлетворения законных прав и интересов кредиторов в данных обстоятельствах.

Конкурсный управляющий и его роль в рамках конкурсного производства

Конкурсное производство предполагает , принадлежащего должнику на момент инициации процедуры банкротства, и его последующую продажу на торгах. Средства, вырученные от этой продажи, должны быть переданы кредиторам в счет удовлетворения их требований.

При этом введение конкурсного производства на предприятии подразумевает вовлечение в процедуру компетентного специалиста — конкурсного управляющего.

Статья 2 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что конкурсный управляющий — это специалист, который будет ответственным за осуществление всех необходимых процедур в рамках конкурсного производства. При этом назначение и утверждение на должность конкурсного управляющего производится арбитражным судом, который занимается ведением конкретного дела. В случае, если должником, проявившим признаки несостоятельности, является банковское учреждение, назначение управляющего исполнит Агентство по страхованию вкладов.

Кандидатуру конкурсного управляющего арбитражный суд назначает самостоятельно, однако может предложить ему свою кандидатуру. Назначение той или иной кандидатуры конкурсного управляющего арбитражный суд должен зафиксировать изданием соответствующего определения. В случае, если кто-либо из участников процедуры банкротства не согласен с тем, кто именно получил назначение на эту должность, он может обжаловать соответствующее определение.

Если же заявления об обжаловании определения в установленный законом срок не поступило, специалист считается утвержденным на этой должности, а его полномочия действуют вплоть до окончания конкурсного производства или собственно процедуры банкротства.

Основные обязанности конкурсного управляющего

Функции конкурсного управляющего включают в себя достаточно широкий спектр полномочий, которые должны быть осуществлены им в ходе конкурсного производства. Так, в качестве одного из первых шагов на своей должности он обязан организовать публикацию сведений об инициации процедуры банкротства в отношении компании-должника и об . При этом такие сведения должны быть опубликованы не только в специализированном печатном издании, но и в .

Дальнейшая деятельность, которую осуществляет конкурсный управляющий на своей должности, фактически представляет собой реализацию полномочий руководства компании, проявившей признаки несостоятельности, поскольку статья 129 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что с момента его утверждения на свою должность руководство организации отстраняется от своей работы, а управляющий имеет право реализовывать все его функции.

Однако, поскольку компания уже находится в стадии банкротства и в отношении нее арбитражным судом принято решение о введении конкурсного производства, содержание работы такого специалиста будет существенно отличаться от обычной повседневной работы руководства организации. В частности, его основной функцией в течение всего срока полномочий будет являться подготовка и проведение торгов с целью получения денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов, зафиксированных в списке получателей задолженностей.

Список функций, которые должен осуществить специалист на своей позиции, зафиксирован в пункте 2 статьи 129 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Обязанности, включенные в этот список, можно разделить на несколько крупных групп:

  • анализ текущего материального состояния компании-должника, включая инвентаризацию принадлежащей ей собственности и ее оценку;
  • увеличение объема , то есть имущества, подлежащего продаже на торгах, путем взыскания долгов перед компанией-банкротом, возврата ее собственности, находящейся в пользовании третьих лиц, и подобных действий;
  • решение кадровых вопросов, включая увольнение сотрудников компании, в отношении которой проводится процедура банкротства.

После того как все необходимые действия им произведены, в течение 1 месяца с момента получения компетентной оценки стоимости списка вещей и предметов, принадлежащих компании-банкроту, конкурсный управляющий должен обратиться к собранию кредиторов с предложением, содержащим описание конкурсной массы и условия ее реализации на торгах.

Если кредиторы выражают согласие с предложенными условиями, конкурсный управляющий должен организовать и провести такие торги, а затем осуществить окончательный расчет с кредиторами в рамках их требований. Если же они выражают несогласие с предложением конкурсного управляющего, он может обратиться в арбитражный суд, занимающийся ведением данного дела, который обладает полномочиями по утверждению условий проведения торгов.

Отчетность конкурсного управляющего в ходе реализации своих полномочий

В ходе осуществления своих полномочий конкурсный управляющий должен регулярно отчитываться о результатах своей работы перед собранием кредиторов. В частности, статья 143 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что такая отчетность должна предоставляться им с регулярностью, согласованной с общим собранием кредиторов. Однако при этом срок между двумя отчетами не должен превышать 3 месяцев. Кроме того, все необходимые сведения конкурсный управляющий должен будет предоставить также арбитражному суду в случае, если последний запросит у него такую информацию.