С изменениями и дополнениями от. Новый регламент гибдд Регламент 664 от 20 10
Похоже для ясности, придется привести конкретный пример, из-за которого у меня случился спор.Инспектор тормозит машину. Основание для остановки ТС - 84.13 Проверка документов. Хорошо, а основание для проверки документов? В 106 пункте основания для проверки доков, являются: 84.1, 84.2, 84.3, 84.11. Пункта 84.13 там НЕТ. То есть НЕЛЬЗЯ остановить ТС, чтобы проверить документы, чтобы проверить документы. (но можно остановить ТС, чтобы проверить доки, потому что ориентировки/мероприятия и т.д.)
Но в 106 пункте есть та самая непонятная фраза про выявление признаков. Мой оппонент в споре считает что явление это процесс, что инспектор может начать этот процесс, и пока процесс продолжается, проверять документы у всех подряд, т.к. есть основание.
Я считаю что выявление это результат (предшествующий остановке), и остановить ТС для проверки документов, можно только при наличии (при выявленных)
признаков правнарушения. Например негорящие огни.Скрытый текст
Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
84.6. Необходимость использования транспортного средства.
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
20 октября 2017 года вступил в законную силу новый административный регламент, которым закреплен порядок действий сотрудников ГИБДД при осуществлении функции надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения.
Документ пришел на смену старому регламенту, утвержденному приказом МВД РФ от 02.03.2009 № 185. Разберем основные изменения.
1. Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД
Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.
Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:
- Выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
- Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;
- Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
- Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.
Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились - для этого необходимы перечисленные основания.
2. Использование переносных камер видеофиксации нарушений
Частные камеры или государственные.
Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.
Пункт 76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
Установка камер в зоне действия временных знаков.
Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.
При этом применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускалось. В новой версии документа данного запрета нет. Теперь устанавливать камеры фиксации в зоне временных знаков можно.
3. Видеосъемка при общении с инспектором ДПС
Сразу скажем, что снимать инспектора на видео можно. Не смотря на то, что из нового регламента исчезло прямое разрешение снимать сотрудников полиции на видео, никакого запрета на это нет.
Свободное получение и производство информации гражданином гарантируется как главным законом РФ - Конституцией, так и иными федеральными законами.
часть 4 статьи 29 Конституции РФ:
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
часть 2 статьи 8 Федерального закона "О полиции":
Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
Таким образом, инспектор ГИБДД не имеет права препятствовать производству видеозаписи водителем. Ограничение права на видеосъемку возможно при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан.
4. Порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Согласно нового регламента, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения, проведенного на стационарном посту или ином помещении органа внутренних дел и отсутствии оснований для направления на освидетельствование в медучреждение, водитель препровождается к месту отстранения от управления либо к месту нахождения его автомобиля (пункт 233 Регламента).
Ранее инспектор обязан был доставить водителя к автомобилю только в случае проведения освидетельствования в медучреждении.
5. Прекращение выдачи справок о ДТП
Отныне ГИБДД перестает выдавать справки о ДТП. По новым правилам по результатам оформления ДТП сотрудниками ГИБДД будут оформляться только процессуальные документы:
- решение об отказе или возбуждении дела об административном правонарушении;
- протокол об административном правонарушении;
- постановление по делу об административном правонарушении;
Отдельная справка о дорожно-транспортном происшествии выдаваться не будет. Пока не ясна ситуация с получением выплат по ОСАГО, так как справка о ДТП является обязательной для направления в страховую компанию в случае наступления страхового случая. Ожидаем изменений в правила страхования ОСАГО со стороны Центрального Банка РФ.
В остальном изменения носят технический характер и направлены на приведение регламента к соответствию иным нормам законодательства.
96159 7
Действующее законодательство не допускает остановки транспортного средства полицией без причин и оснований, но многие автомобилисты превратно толкуют нормы законы и уверены, что сотрудники ГИБДД останавливают их машину без достаточных оснований. В этой публикации мы представим исчерпывающий список причин остановки транспортного средства инспектором ДПС согласно Приказу МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».
Изучение норм «Приказа N 664» позволит избежать ненужных споров с гаишниками и избавит от траты нервов и времени, особенно, если вы ничего не нарушили. Крайне актуально обновить свои знания, потому что Приказ МВД России N 664 от 23 августа 2017 года отменил следующие нормативно-правовые акты: Приказ МВД от 2 марта 2009 г. N 185, Приказ МВД N 1023 от 31 декабря 2009 года, Приказ МВД N 780 от 13 августа 2012 года, Приказ МВД России N 857 от 3 октября 2014 года, а также Приказ МВД N 155 от 1 апреля 2011 года - все эти документы утратили силу.
И так, пункт №84 нового Приказа МВД N 664 описывает полный перечень оснований для предъявления сотрудником ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства :
- 84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
- 84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
- 84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
- 84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
- 84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
- 84.6. Необходимость использования транспортного средства (Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»).
- 84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
- 84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
- 84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
- 84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
- 84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711)
- 84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
- 84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
- 84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Водитель транспортного средства обязан выполнять требования сотрудника ГИБДД об остановке автомобиля. За невыполнение этого законного требования предусмотрена ответственность согласно ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ (Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства) в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.
Основания остановки ТС для проверки документов
Кстати, проверка документов может быть осуществлена полицией только в соответствии с пунктом №106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:
- выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
- наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
- проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
Не забываем и про то, что новый Приказ N 664 четко описывает каким образом водитель обязан передавать инспектору ДПС документы для проверки (пункт № 53):
Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.
Обратите внимание, что термин «стационарный пост» удалён из нового регламента МВД, таким образом в любом случае у инспектора должны быть основаниями для остановки машины и проверки документов, вне зависимости от того, на каком участке дороги полиция вас остановила. Но прямой обязанности инспектора обосновывать наличие оснований для остановки автомобиля больше нет. Инспектор теперь не обязан документально ознакамливать водителя с ориентировками или спецмероприятиями на месте остановки. Отказ предоставить документы на проверку инспектору ГИБДД может быть квалифицирован по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, что влечет за собой наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
В соответствии с действующими правилами дорожного движения к поведению сотрудников ГИБДД предъявляются определенные требования. Такие требования включают в себя основания для остановки машин и их осмотра, нормы поведения работников автоинспекции. С октября 2017 года ранее действующий 185 приказ ГИБДД был несколько изменен и вместо него вступил в силу новый административный регламент №664, имеющий некоторые отличия от предыдущего документа и нововведения . Каковы же основные произошедшие изменения, а также те моменты, которые должен знать водитель транспортного средства, чтобы при необходимости защитить свои права.
Что же изменилось в административный регламенте ГИБДД? Новый приказ 664 МВД РФ содержит такие основные изменения :
- У сотрудников ГИБДД теперь отсутствует возможность изымать водительское удостоверение с последующим запретом использования транспортного средства его водителю (фактически изъятием машины) с целью проведения следственных мер по открытому делу об административном правонарушении;
- Определен порядок фиксации событий при помощи средств видеонаблюдения при дорожно-транспортных нарушениях при условии отсутствия понятых;
- Определены основные способы и методы проверки при необходимости уточнения соблюдения водителем установленного режима работы-отдыха по тахографу;
- Внесены поправки по оформлению ДТП по европротоколу, когда сотрудников ГИБДД не вызывают на место аварии;
- Добавлены сведения, определяющие механизм действий сотрудников автоинспекции при наличии противоречивых показаний или мнений участников аварии;
- Внесены изменения в порядок оформления ДТП, при которых имеются пострадавшие лица;
- В качестве доказательств правонарушений разрешено использовать фотографии и видео съемки лиц, которые не причастны к ним, то есть фактически являются свидетелями ДТП или прочих событий.
Многие автомобилисты не обладают свободным временем для того, чтобы читать обновленный приказ 185 МВД РФ, поэтому освятим наиболее важные моменты данного документа, которые могут быть значимыми для них. Так, зачастую автомобилистов интересуют нормы поведения сотрудников автоинспекции и то, как они вести себя. Правила и нормы поведения работников ГИБДД являются следующими :
- При общении с водителем, какое бы он не совершил правонарушение, сотрудник ГИБДД должен быть вежливым и тактичным. Полностью исключается субъективное оценивание происшествия;
- Обращаться к автомобилисту автоинспектор должен только на «Вы», не зависимо от его возраста и статуса;
- Требования к водителю, предъявляемые на законных основаниях, необходимо излагать в доступной и понятной форме;
- В любой ситуации инспектор должен оставаться спокойным и не использовать ненормативную лексику при общении;
- Обращаясь к собственнику ТС, сотрудник ГИБДД должен представиться (назвать ФИО и должность) и обязательно озвучить причину остановки;
- Предъявление удостоверения должно осуществляться по дополнительному требованию автомобилиста;
- Если в любой ситуации водитель потребует более подробных разъяснений о своих дальнейших действиях (оплата штрафа, возврат транспортного средства со штрафной стоянки и т.д.), инспектор должен разъяснить ему, как правильно поступить;
- При озвучивании нарушения, которое совершил автомобилист, инспектор должен ссылаться на конкретные статьи правил дорожного движения или Кодекса об административных правонарушениях;
- Если водитель выражает несогласие со штрафом или прочими действиями, которые инспектор выполнил по отношению к нему, сотрудник ГИБДД должен рассказать, каким образом можно обжаловать его действия;
- Если работнику автоинспекции для проверки были переданы документы для проверки, в которых имеются деньги или любые бумаги, представляющие ценность, то он обязан вернуть их и потребовать полного их изъятия собственником и только после этого приступить к дальнейшей проверке.
Одним из наиболее волнующих автомобилистов вопросов, ответы на которые также содержит новый регламент ГИБДД, являются возможные причины остановки ТС. Рассмотрим вкратце для водителя, при каких ситуациях инспектор имеет право выполнить подобное действие. Так, на основании последних изменений, полномочия ГИБДД по поводу остановки (оснований для нее) ТС следующие :
- Если инспектор обладает сведениями о том, что автомобилист причастен к какому-либо правонарушению или находится в розыске;
- Если ТС имеет в своем составе средства, которые могут представлять даже теоретическую опасность для других участников ДД;
- Если инспектор имеет данные о том, что ТС находится в угоне, розыске или было использовано для совершения какого-либо преступления;
- Если лица, находящиеся в авто, могли стать свидетелями провонарушения и их показания могут принести пользу и помочь следствию;
- Если инспектор хочет использовать водителя в качестве понятого;
- Если ТС автомобилиста необходимо инспектору на данный момент (подобные случаи подробно расписаны в Законе о полиции РФ);
- Если на данный момент в населенном пункте проходят определенные мероприятия по поимке преступника или проверке личности водителей и перевозимых ими грузов.
Что говорят положения приказа относительно прав сотрудников ГИБДД на осмотр перевозимых грузов в машинах? В каких случаях действия по проверке содержимого авто является законным, а в каких нет? Так, согласно основным моментам нового приказа основаниями для осмотра груза, перевозимого в остановленной машине, могут стать :
- Если у сотрудника автоинспекции есть основания полагать, что находящийся в транспорте груз по своему составу или наименованию не соответствует предъявленным работнику ГИБДД документам;
- Если имеется необходимость проверки соответствия маркировки основных конструктивных элементов машины (при наличии подозрений в угоне и прочих, предусмотренных законодательными актами);
- Если имеются основания подозревать наличие в ТС некоторых предметов, при помощи которых могло было быть совершено преступление;
- Если по отдельному приказу проводится проверка всех ТС на предмет наличия веществ и материалов;
Стоит отметить, что при проведении осмотра как салона авто, так и содержащегося в нем груза, собственник машины или водитель имеет право присутствовать при этом . Если владелец или лицо, находившееся за рулем, не может в данный момент находиться непосредственно рядом со своим транспортом, то его проводят в самых крайних случаях, причем в такой ситуации работник автоинспекции должен пригласить не менее двух понятых.
Особенности действующих положений приказа
Кроме перечисленных особенностей действующего положения, документ имеет следующие моменты, обозначающие права и обязанности сотрудников ГИБДД и участников ДД:
- При наличии необходимости водитель ТС может вести запись общения с инспектором ГИБДД при помощи аудио- или видеоаппаратуры. При этом автоинспектор не может чинить ему препятствий;
- Сотрудник ГИБДД должен быть опрятным, в форме, и на груди обязательно должен присутствовать жетон, содержащий информацию о нем;
- Инспектор имеет право использовать в работе средства, выданные для фиксации правонарушений (видео- и аудиоаппаратуру);
- Инспекторы не могут останавливать автомобилистов на тех участках дороги, где такое действие запрещено по правилам ДД.
Видео: Новый регламент МВД, приказ 664. ГИБДД