Римское право. Шпаргалка: кратко, самое главное

Римская цивилизация, породившая одно из самых могущественных и знаменитых государств античности, оставила потомкам не только руины древних городов, но и большой след в культуре современного общества.

Римская империя не исчезла бесследно, её наследие восприняли варварские королевства, возникшие на бывших провинциях западной части империи.

Восточная Римская империя, вошедшая в историю как Византия, просуществовала до 1453 года, пока не пала под натиском турок – осман.

Одним из важных памятников римской культуры, повлиявшей на развитие в особенности Западной Европы, стало римское право, заложившее основы феодального, а впоследствии и буржуазного права.

Источниками римского права являются: обычаи (обычное право) законы, императорские указы и т. д

Рассмотрим развитие римского законотворчества

Развитие римского законотворчества

Определение 1

Законом, согласно римскому праву называлось свершение воли римского народа, исполненное через определенные сложившиеся правовые нормы и традиции римского государства.

Римское государство менялось, превращаясь из республики в империю, что также отражалось на римском праве.

Отметим особенности римского права в царский, республиканский и в имперский период истории.

В период правления царей законы принимались куриатными комициями, состоящими из сословия патрициев. Плебеи же участия в принятии законов участия не принимали.

В период республики происходят изменения. В результате принятия Законов XII таблиц, положения патрициев как единственного сословия принимавшего законы поколеблены. Таким образом, именно патриции и плебеи стали олицетворять римский народ принимавший законодательные нормы.

Законы стали приниматься по центуриатным куриям. Слияние сословий патрициев и плебеев и постепенное получение последними всё большей законодательной роли проявилось в принятии закона Лициния- Секстия 367 года до н. э.

Согласно этому постановлению при избрании двух консулов, один из них должен был быть из плебеев.

Процедура принятия законов состояла из трех стадий

  1. Ознакомление с законом и принятие по его поводу решения на собрании римским народом.
  2. Голосование по закону.
  3. Одобрение или отрицание закона Сенатом. Лишь только одобренный Сенатом закон считался принятым и действующим.

Наиболее значимыми законами, кроме Законов XII, принятыми в республиканский период римской истории считают следующие постановления:

  • Закон Пэтелия, согласно которому было отменено правило, по которому должника, не заплатившего долг, могли убить или продать в рабство. Закон был принят в IV веке до нашей эры.
  • Закон Аквилея, согласно которому была введена ответственность за повреждение, порчу и уничтожение вещей принадлежащих иным людям. Закон был принят в III веке до нашей эры.
  • Закон Фальцидия, по которому были ограничены отказы по завещаниям. Принят в I веке до н. э.

В период империи, начавшейся с правления Октавиана Августа, роль народного собрания утрачивается и усиливается роль сената как законотворческого собрания. Сенат может создавать правовые нормы (сенатусконсульт).

Но при этом реальная законотворческая инициатива была в руках принцепса (императора). Указания принцепса в сенате, а впоследствии и единолично принятые решения становятся источником права. И вскоре сенатусконсульт как самостоятельно принятые сенатом правовые нормы уходят в прошлое.

Распоряжения императора, носили общее название «конституции» и подразделялись на четыре вида:

  • Эдикты – правовые нормы, которые имели характер общего действия и демонстрировались публике возле резиденции императора.
  • Декреты – решения по судебным делам, в основном касались апелляций на решения судов принадлежащих низшей инстанции.
  • Рескрипты – вынесенные императором решения по отдельным судебным делам – казусам.
  • Мандаты – подробные указания, которые давались чиновникам императором.

До конца III века нашей эры из форм императорского пратворчества наиболее часто встречаются рескрипты как частно-правовые акты. Подобные нормы, также как и толкования римских юристов решали отдельные вопросы частного права.

С IV века нашей эры с правления императора Константина, преобладающую роль в частном праве стали играть эдикты принцепса.

Эдикты принцепса стали в это время рассматриваться как нормы общего действия, с помощью которых рассматриваются и принимаются решения в суде.

Замечание 1

Таким образом, римский закон был выражен как воля всего римского народа, подтверждённая и оформленная специальным образом, что делало закон легитимным и обязательным к исполнению. Первоначально законы принимались через народные собрания.

В период принципата происходит временное усиление роли сената, как законотворческого органа (принципат - сочетания норм республики и монархии в период ранней империи). В последствии источником права стала исключительно воля императора и издаваемые от его имени нормы – конституции.

История создания Законов XII таблиц

Главным источником римского законодательства является документ известный специалистам как Законы XII таблиц. Что же это за документ?

XII таблиц являются одним из наиболее ранних правовых источников римлян, которые дошли до нашего времени. Согласно датировкам данный документ был создан около 451 – 450 года до нашей эры.

Такое имя они получили из-за 12 досок, на которых и были написаны законы.

Согласно дошедшим до нас известиям для составления свода законов власти Рима отправили своих представителей, трёх патрициев в Грецию, в Афины, где они и изучали законы знаменитого афинского законотворца Солона. И в результате в 451 – 450 годах созданной комиссией из патрициев и плебеев удалось создать рассматриваемый нами документ.

Однако у такой версии есть противники. Они считают, что в описываемое время у римлян не было флота, что б отправиться в морское путешествие в Афины. Да и в самом знаменитом греческом городе, как и в остальной Элладе не осталось известий о таком визите высокопоставленных господ.

Скорее всего, считают такие исследователи, римляне отправляли своих представителей на юг Италии, где располагались города Великой Греции.

Великой Грецией назывались колонии основанные греками поселенцами, изгнанными или ушедшими добровольно из своей родины по политическим, экономическим или иным причинам. Такими колониями, в частности, являются известные нам Сиракузы на Сицилии и Неаполь на юге Италии).

Замечание 2

Стоит сказать, что до нас Законы XII таблиц не дошли как единый документ, а были составлены в результате анализа и исследования трудов древних авторов, таких как Тит Ливий, Диодор Сицилийский и других. Извлеченные из античных произведений сведения и позволили составить сам памятник римского права.

Сложность анализа и составления этого памятника состояла в том, что в дошедших до нас известиях были лишь отрывочные краткие сведения, порою малопонятные.

Таким образом, известный нам текст памятника не может считаться равным тексту, который был изначально создан древними римлянами.

Данные законы передавали в основном норм обычного права. В такой записи более всего нуждалось сословие плебеев, как шаг в политическому и гражданскому равноправию с патрициями.

Итак, согласно принятым законам урегулировались права собственности, семейные и наследственные отношения. Также в них содержатся нормы, которые касались займов и уголовных преступлений. Но при этом там не было норм, которые говорили бы о государственном праве.


В архаический период управление римской общиной осуществлялось царями путем принятия властных распоряжений (a regibus gubernabantur). В начале республики, с изгнанием царей, наступает период неопределенности права (magis jure). Положение изменяется кардинально с изданием в V в.

До н.э. Законов XII таблиц. На всем протяжении римской правовой истории XII таблиц оставались основным законодательным актом. Развитие jus civile дальше осуществлялось преимущественно толкованием XII таблиц, и на них часто ссылались просто как на «leges», без специального уточнения.
Критерием закона (lex), как высшей и самой совершенной формы позитивного права, в республиканском Риме считалось его принятие народным собранием (comitia). Как подчеркивали римские юристы, «закон - это что народ повелел и постановил». Для принятия закона магистрат, имевший право созывать народные собрания (jus cum populu agendi), вырабатывал в виде письменного проекта (rogatio legis) закон. Обсуждение закона в комициях не проводилось. Законодательная процедура закона сводилась к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа: «как просишь - uti regas» или «cтою на старом законе - antiquo legem».
Однако полная юридическая сила закона наступала после ратификации его сенатом (auctoritas patrum). Такого рода законы становились leges rogatae, т.е. имеющими высшую юрисдикцию на тот период развития права. Их значение заключалось в том, что они воспрещали принятие противоречащих друг другу законодательных актов. Но по закону Гортензия (278 г. до н.э.) решения плебейских собраний (plebisciutum) получили силу закона для всех граждан и не нуждались в одобрении сенатом. Законы, принятые по указанной процедуре, также назывались «leges rogatae».
«Менее чем законченным, является закон, - писал Ульпиан, - запрещающий какое-либо действие, но если оно совершится, не отменяющий его, а налагающий штраф на того, кто поступил вопреки закону». В данном фрагменте речь идет о том, что любой вид законов должен был обеспечиваться гарантиями соблюдения законодательного акта.
Формула римского закона включила в себя три неотъемлемые позиции. Во-первых, преамбулу, в которой указывались инициаторы, место, время и орган, принимавший закон (praescripto). Во-вторых, содержание и условия действия закона (rogatio). В-третьих, последствия нарушения закона (sanctio).
Таким образом, уже в предклассический период были сформированы незыблемые элементы построения правовой нормы, включающей в себя гипотезу, диспозицию, санкцию, характерные для современного права. Но если в современном отечественном понимании структуры юридической нормы существует определенная позитивизация - в виде установления меры поощрения, то древнеримская доктрина построения закона в качестве юридической нормы основывалась на направляющем действии санкции.
В целом, известно около 800 законов, часть из них отражена в своде законов, приложенных к данному изданию.

Любая наука имеет свой путь развития, определяющий тот массив знаний, который в неё включён. То же самое можно сказать о юриспруденции. Эта отрасль современной науки является наиболее приближенной к общественной жизни в целом и каждому человеку в отдельности. По сути, юриспруденция - это вся людская жизнь, обличённая в нормы, институты и отрасли права, другими словами, санкционированная и дозволенная государством. Но мало кто задумывается, откуда эта наука берёт своё начало. Современные историки права придерживаются теории о том, что весь массив современного юридического знания пошёл от римского права. Конечно, задатки права существовали задолго до римлян, но именно они смогли наиболее точно и корректно создать настоящую науку из большого количества обычаев, первоначальных норм и других, совершенно несовместимых элементов. На сегодняшний день римское право изучается во всех видных университетах мира. Этот подчёркивает факт того, что римские юристы заложили базис для многих поколений вперёд. В статье мы попытаемся рассмотреть особенности и систему римского права, а также изучим его влияние на правовые системы современных государств.

Особенности термина

Римское право - это термин, характеризующий правовую систему Древнего Рима и Византийской империи. Оно существовало на отрезке с VII века до нашей эры и по VII век нашей эры. Однако термин можно употребить и в другом значении.

Римское право также является правовой наукой, которая изучает основы правовых систем перечисленных выше государств. Данная отрасль научных знаний интересна тем, что с её помощью можно увидеть источник современного права в его первоначальной, «классической» форме. Следует также отметить тот факт, что римское право стало прообразом для многих соответствующих систем современности, которые сформировались вследствие рецепций этой правовой отрасли древнего мира. Право Древнего Рима имеет систему, а также основополагающие принципы, о чём будет рассказано далее в статье.

История римского права

Историческая характеристика данной науки параллельна процессу развития римской цивилизации в целом. По мере развития общественных отношений в Риме, происходило изменение правовой системы этого государства. Понятие римского права возникло ещё в царский период (753 год до нашей эры). Право того периода представляло собой лишь зачатки науки, которая известна нам на сегодняшний день. В этот период был создан знаменитый сборник норм римского права - Закон XII таблиц. Следующий период республики начинается с 509 года до нашей эры. Римское право этого времени наполнилось совершенно новыми правовыми нормами и институтами, что свидетельствует о работе учёных-юристов. Наибольший расцвет пришёлся на период империи (31 год до нашей эры - 476 год нашей эры). Именно во времена имперского правления право Рима начало развиваться как никогда. Виной всему - развитие юриспруденции и постоянная работа юристов-практиков, чья деятельность поддерживалась государством. Также довольно большую роль сыграл распад империи на две части. Это привело к появлению многих правовых школ и развитию разных теоретических подходов.

Источники права Рима

Возможность изучать правовую систему Древнего Рима дают возможность источники, закрепившие в себенормы римского права, которые сохранились до наших дней. Именно благодаря этим материалам мы имеем возможность изучать правовую бытность римлян того далёкого времени. Источники римского права образуют единую правообразованную систему. Сегодня известны следующие источники римского права:

Акты нормотворчества.

Эдикты магистратов.

Правовые сборники юристов-практиков.

Кодификации.

Нужно отметить тот факт, что древнейшее римское право,а точнее, некоторые его аспекты, можно изучить только благодаря Законам XII таблиц. Помимо этого, существуют и другие кодификации, которые показывают систему, принципы и другие особенности римского права.

Свод законов двенадцати таблиц

Эта кодификация римского права является наиболее древним сохранившимся до наших дней источником. Его созданию предшествовала целая череда исторических событий. К 450 году до нашей эры противоречия между римским плебсом и патрициатом обострились как никогда. Чтобы не допустить назревающих общественных столкновений, была составлена комиссия из 10 человек, наделённых властью консулов (возможность законотворчества). Вследствие их работы основы римского права (обычаи и масса созданных до этого времени норм) были включены в свод законов, который размещался на двенадцати каменных таблицах.

Законами регулировалась практически каждая отрасль общественной жизни. Это был первый письменный источник римского права. Однако существовали определённые трудности. Законы выполнялись буквально, а те правоотношения, которых в таблицах не было, попросту не признавались. Другими словами, они были вне закона. Этот достаточно большой промах был исправлен через значительный промежуток времени.

Кодекс Феодосия

Конечно, Законы XII таблиц не были единственными в своём роде, существовали и другие источники римского права в виде кодифицированных законов. Проблема в том, что с 450 года до нашей эры, помимо норм в Законах XII таблиц, выпускались также иные нормативные акты (эдикты преторов, конституции императоров), которые имели ту же юридическую силу. Весь этот массив правовых норм впервые попытался кодифицировать император Феодосий II. Но юристы под руководством императора изначально пошли не тем путём. Они попытались собрать все нормы римского права, что в принципе было сделать невозможно из-за их колоссального количества. Поэтому выпустили всего четыре книги кодекса, после чего работа и остановилась. Тем не менее римское право нашло своё проявление в другом кодифицированном акте.

Corpus juris civilis

В 527 году император Юстиниан пытается исправить недочёты своего предшественника. Но подход к кодификации на этот раз существенно видоизменился. На это повлияло несколько причин:

Таким образом, Юстиниан создаёт уникальный кодифицированный акт, где объединяются нормы, имеющие ценность и актуальность. При этом были учтены обычая и порядки как западной части империи, так и восточной. Corpus juris civilis состоит из следующих частей:

Именно Corpus juris civilis стал основным источником римского публичного и частного права. Нормы этого акта были имплементированы во многие рецепции римского права.

Принципы

Анализируя все представленные выше нормативные акты, можно выделить основные идеи, принципы римского права. Они формировались на протяжении многих столетий и на сегодняшний день некоторые из них можно встретить в гражданском законодательстве многих государств.

Основными принципа являются:

1. Республиканская форма построения государства. Древние римляне считали, что государство, — это продукт договорённости внутри населения, где любые правовые споры решаются посредством консенсуса.

2. Равноправие сторон. Согласно этому принципу, ни один из субъектов не имеет каких-либо преимуществ перед другими.

3. Судебная власть в Риме играла важную роль, что говорит о казуистичности римского права.

Список представленных принципов не является исчерпывающим. Очень часто учёные не сходятся во мнениях, что приводит к появлению новых основополагающих идей римского права.

Основные виды римского права

Система всего римского права состоит из двух основных частей: римское частное и публичное право. Этот вид деления был предложен юристом Ульпианом. Он утверждал, что элементы римского права отображают сущность отношений, регулируемых ими. По его словам, публичное право - это сфера государственного интереса, а приватное - правоотношения между частными лицами. Публичное право создано для охраны и выражения интересов всего римского общества. Нормы данной отрасли - императивные, так как отсутствует возможность их изменения сторонами. Римское частное право - основа, которая живёт в законодательных актах многих стран. С её помощью регулировались обязательственные, торговые, наследственные, семейные и другие правоотношения. Частная отрасль права являлась наиболее приближенной к повседневной жизни граждан Рима. Два представленных элемента римского права впоследствии были существенно расширены и дополнены. Следует заметить, что подобное деление существует и сегодня практически во всех странах. Таким образом, именно римские юристы создали универсальный способ деления сфер регулирования отраслей права в зависимости от типа правоотношений. Но система Римского праватакже включала и другие элементы, которые составляли основу частной и публичной отрасли.

Иные отрасли права

Помимо приватного и частного права, выделяют отрасли, которые были сформированы на основе специфических правоотношений. Например, Jus civile (право граждан) - это право, субъектами которого всегда выступали квириты (римские граждане). Данная отрасль наиболее древняя, так как основывается на обычаях Царского периода в Риме. Многие учёные считают, что все остальные отрасли созданы на основе Jus civile. Подобная теория во многом подтверждается, так как право граждан основано на источниках римского частного права, которое впоследствие было изменено и кодифицировано.

Существовали также две другие отрасли. Для одной был характерен принцип территориальности, так как она действовала не во всём государстве, другая правовая отрасль появилась вследствие деятельности отдельных субъектов. Jus gentium (народное право) действовало на территории зависимых от Рима земель. Проще говоря, данная отрасль регулировала правоотношения жителей, которые пребывали на завоёванных землях. Появление этой отрасли было необходимо, потому что было нужно организовать единый правовой климат не только в самом Риме, но и на его далёких окраинах. При этом следовало учесть тот факт, что все завоёванные народы имели совершенно разные обычаи, культуру и традиции. Благодаря праву народов этот барьер удалось отчасти поломать. Право преторов стало полной противоположностью народному. Оно основывалось на эдиктах магистратов и других государственных чиновников (преторов, эдилов, провинциальных правителей). Интересен тот факт, что субъектами преторского права были граждане Рима, поэтому эта отрасль во многом схожа с гражданским правом (Jus Civile). Различие в том, что гражданское право регулировало правоотношения внутри самого общества, а Jus honorarium - общества и государственной власти.

Позднее все эти специфические отрасли вошли в состав приватной и публичной составляющей римского права. Как мы видим, система римского праваявляется достаточно простой, если разобраться в правоотношениях, регулируемых каждым из элементов.

Рецепции римского права

После падения Восточной римской империи право этого государство продолжало жить в нормативных актах других государств. Процесс имплементации римского права получил название рецепции. Он начался в Западной Европе примерно в XII веке (эпоха феодализма). Рецепции появлялись из-за того, что римское частное право уже имело готовые правовые структуры, которыми вполне можно регулировать товарно-денежные, обязательственные отношения, удовлетворять интересы частных лиц и т.п. Более того, некоторые правители находили в нормах частного права подтверждение своей неограниченной и абсолютной власти. Отсюда следует, что римляне создали «бессмертный» механизм, которым пользовались на протяжении многих веков после падения их государства.

Предметом рецепций стало классическое римское право (частное). В данном случае нельзя было заимствовать у римлян публичную отрасль, так как государственное устройство феодальных держав было совершенно несхоже с римским. Тем не менее частную отрасль вполне можно включить в законодательство с долей небольших изменений. Нужно отметить тот факт, что римское право заимствовалось полностью или же частично. Все зависело от правового климата того государства, где создавалась рецепция. Сегодня известно несколько памятников-рецепций римского частного права, а именно:

Франция: «Бра-хилогус», «Кутюмах Бовези», «Извлечение Петра».

Германия: «Немецкое гражданское уложение», «Саксонское зерцало».

Англия: «О законах и обычаях Англии».

Русь:«Соборное уложение».

Упомянутые памятники во многом помогают изучить не только основы римского права, но также историю его развития. Как это ни парадоксально, но многие нормы живы и по сей день в гражданских законодательствах европейских стран, например Российской Федерации, Федеративной Республики Германии, Франции, Польши, Украины и т. д.

Роль римского права в современной науке

На сегодняшний день право Древнего Рима как правовая дисциплина изучается во многих учебных заведениях, которые известны на весь мир. Значение римского права для многих государств просто колоссально, о чём свидетельствует история этой правовой системы. Германия существовала на нормах римского частного права вплоть до 1900 года. Интересен тот факт, что до этого времени использовались практически неизменные нормы римского права. По сути, правовая система Древнего Рима до начала XX века продолжала жить в Германии. Большую роль право римлян сыграло для Франции. Закон Лотаря II был всецело создан на основе римского классического частного права. Также римляне своей работой смогли создать основу для многих правовых систем и даже целых правовых семей, существующих на сегодняшний день. Римское право оказало сильное влияние на мировую культуру.

Таким образом, можно выделить следующие позитивные моменты:

1. Грамотность юридической техники римского права.

2. Исключительный характер римского частного права.

3. «Гибкость», возможность видоизменения, имплементации.

4. Абстрактность понятий.

5. Возможность регулирования всего массива правоотношений.

Учитывая все выше представленные особенности, напрашивается вывод, что понятие римского прававключает в себя не только характеристику правовой системы древнего государства, но ещё и целый массив знаний, а также историю развития соответствующей отрасли во многих современных государствах.

Главное значение Законов XII Таблиц в том, что теперь обязаны были судить по ним, а всего более в том, что законы были опубликованы и, таким образом, были поставлены под общественный контроль.

Т. Моммзен, германский историк государства и права

Римское право как единое целое восходит к четырем источникам (рис. 2.1).

1. Самым древним неписаным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. «Обычай, - говорили римляне, - то же право».

Обычаи, или правила поведения, сложившиеся исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени, были распространены еще до образования

Рис. 2.1. Источники римского права государства. Однако их соблюдение не связывалось с государственным принуждением. Лишь с появлением государства эти правила поведения санкционируются государством и их исполнение стало поддерживаться принудительной силой государственных органов.

Обычай делает закон. (Др. пог.)

Нормы обычного права длительное время регулировали различные стороны общественных отношений. Даже после появления писаных источников права обычаи длительное время дополняли их.

Обычаи есть лучшее толкование закона. (Др. пог.)

2. Наряду с обычным правом, уже в древнейший период появились законы (leges) как вторая форма источников права.

Самым принципиальным моментом в становлении римского законодательства стало издание в середине V в. до н.э. Законов XII Таблиц - свода всего публичного и частного права. Согласно традиционной версии для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами.

Законы XII Таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятием стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.

Подлинные таблицы не дошли до нашего времени (погибли во время нашествия галлов в 390 г. до н.э.). Полный текст Законов юридической науке также не известен. Фрагменты текста законов сохранились в виде отдельных исторических письменных текстов или в виде ссылок известных римских юристов. В изучении римского права существует несколько более или менее убедительных попыток их реконструкции и систематизации. Таблицы настолько часто цитировались, что все их существенное содержание известно (однако это утверждение разделяется далеко не всеми специалистами).

В современной юридической науке значение подлинных законов в римском праве признано за 140 правовыми положениями таблиц, которые систематизированы по разделам.

Один только перечень названий таблиц дает возможность представить глубину и широту сфер общественных отношений, которые охватывают этот комплекс документов: о вызове в суд; о вершении исков; о долговом рабстве; о порядке манцинации при сделках; о завещании и семейных делах; о пользовании земельным участком; о воровстве; о личном оскорблении - обиде; об уголовных наказаниях; о порядке похорон и церемоний; о публичных делах в городе.

Цицерон подчеркивал, что в Законы XII Таблиц вошло как все публичное, так и гражданское право римлян. В I и II таблицах находились положения о гражданском процессе; в III - производство против несостоятельного должника; в IV - положения об отцовской власти, в V и в VI - опека, наследование и собственность; в VII и VIII - обязательственные отношения, в IX и X - нормы религиозного права; в XI и XII - различные дополнительные статьи, календарь судебных дел.

По своей сути Законы XII Таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право южноиталийских полисов. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона).

Законы XII Таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. И даже если многие положения древних законов были малопонятны но содержанию, то ясно, что они охватывали все важнейшие сферы юридической практики того времени. По словам Цицерона, «...для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица Законов XII Таблиц весом своего авторитета и объемом пользы воистину превосходит все библиотеки философов».

Двенадцать таблиц вызывали двойную юридическую революцию: обнародование и секуляризацию римского права. Они привели к превращению неустойчивого неписаного обычая в ясное писаное законодательство. Право освободилось от «божественного» влияния. Законы XII Таблиц формировали правовые нормы, которые носили, как правило, не казуистический, а общий характер, т.е. регулировали наиболее типичные общинные отношения.

Законы - один из самых суровых кодексов в истории. Они стояли на защите патриархального могущества военно-аграрного общества, позволяли отцу бичевать, заключать в оковы, в темницу, продавать и убивать любого из своих сыновей. Отцеубийцу же зашивали в мешок, иногда помещая туда петуха, собаку, обезьяну или гадюку, а затем бросали в воду.

Наказания включали в себя как скромные штрафы, так и ссылку, обращение в рабство, смерть. Некоторые из них принимали форму равного воздаяния (lex talionis). При назначении наказания учитывался общественный статус жертвы. Смертью карались клевета, взяточничество, лжесвидетельство, кража урожая, ночная потрава нолей соседа, обман клиента, магия, поджог, убийство, «мятежные сборища в городе ночью».

Происходили варварские казни, преследующие идею устрашения: некоторых сбрасывали головой вперед с высокого моста, с Тарпейской скалы .

Кредиторы располагали неограниченным правом но отношению к должникам. Права собственности были священны: вор, пойманный на месте преступления, отдавался в рабство потерпевшему. В пределах столицы гражданин мог подать апелляцию собранию граждан. Если обвиняемый понимал, что голосование складывается в его пользу, он мог свободно предпочесть возможному приговору изгнание и покинуть Рим.

Вследствие этого, несмотря на суровость Двенадцати таблиц, в отношении свободных граждан смертная казнь применялась в республиканском Риме довольно редко.

Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».

В качестве закона понималось не всякое нормативное предписание. Для того чтобы получить статус закона, оно должно было обладать, но мнению римлян, соответствующим внутренним содержанием.

Закон должен представлять оформленное выражение общей воли римского народа. Соответственно, силу закона могли получить только постановления учреждений, воплощавших эту волю. Предписания закона должны быть более общими по ширине охвата регулируемых правовых отношений.

В законе Римского государства присутствуют обязательные составные части, такие как диспозиция и санкция, которые обусловили внутреннюю типологию законодательных актов. Главным классифицирующим элементом закона являлась санкция. В зависимости от содержания этого элемента, от характера санкции, сформировалось несколько видов законов.

Смысл существования закона как источника правовых норм заключался в том, что тот или другой круг важных для регулирования правоотношения вопросов разрешался в единой предписывающей форме. Чтобы всякий вновь изданный закон не ломал каждый раз всей системы правовых норм, выработались определенные правила. Для придания действительности своим правовым предписаниям, закон должен быть надлежащим образом обнародован или опубликован. Эта процедура самым непосредственным образом влияла в Риме на вступление закона в силу. Закон должен был быть вписан определенным образом в систему правовых норм прежнего и будущего законодательства.

Действие закона характеризовалось временными и территориальными качествами. В отношении временного пространства подразумевалось неограниченное время действия закона, закон не предусматривал точно означенного срока окончания действия. Он прекращал свое действие или с юридическим видоизменением норм по тому же вопросу путем нового закона, или с фактическим прекращением своего действия.

В отношении территориального пространства действия, законы римского государства могли распространяться на территорию данного государства (самый распространенный случай) либо иметь влияние на все завоеванные территории. В этом случае их действие зависело или от признания другим государством действия чужих законов на своей территории, или от наличия субъектов исключительной подсудности вне зависимости от места своего нахождения.

Важное значение в римском государстве имело истолкование закона. В силу принадлежности права области человеческих отношений, а не божественного права, содержание закона в более поздний период было ограниченным. Невозможно создавать законы, чтобы они охватывали все возможные случаи жизни. Из этого общего принципа вытекала практика не только допустимых и возможных исключений из закона, но и безусловной необходимости истолкования закона применительно к конкретным обстоятельствам и времени.

Закон не требует невозможного. (Др. сен.)

Допустимость и желательность истолкования закона соответственно его так называемому духу, а не букве, вытекали также из прагматической цели римского закона: цель его в том, чтобы выразить благо, чтобы устранить субъективизм применяемого права. Поэтому существовали принципы истолкования в соответствии со следующими критериями: законы должны истолковываться не буквально, но с точки зрения их общего смысла и значения.

Знать законы - значит воспринимать не их слова, но их содержание и значение. (D. 1.3.17)

Законы были обязаны своим появлением негативным явлениям общественной жизни. «От дурных нравов, - говорили римляне, - проистекают хорошие законы».

Законами были законодательные акты, принимавшиеся в республиканский период на куриатных и центуриатных собраниях, и plebiscitum («постановления плебса»), проводившиеся в трибутном собрании. Leges признавались сенатом только в том случае, если перед их вынесением на рассмотрение народного собрания были соблюдены надлежащие формальности, и они представлялись народу магистратом сенаторского сословия. Если сенат и народное собрание были единодушны в принятии закона, его непреложность освящалась именем римского народа (Populus Romanus).

От слов закона не должно отступать. Хоть и строг закон, но так он написан. (Др. пос.)

В период поздней республики утратили свое значение законы, принимаемые народными собраниями в связи с падением их роли. Законодательные полномочия перешли к сенату. Уже в начале I в. н.э. акты сената (senatusconsulta) стали основной формой закона. Правда, сенат был лишен законодательной инициативы, и постановления, принимаемые этим органом, исходили от императора - принцепса - и закрепляли его волю.

По мере укрепления императорской власти принимали силу закона распоряжения императора или конституции (constitutiones). Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегирования власти со стороны народных собраний, но во II в. н.э. юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную власть императорам. К этому времени законодательство императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории Римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:

  • 1) эдикты - общие положения, основанные на власти «империум», а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками;
  • 2) рескрипты - ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам;
  • 3) декреты - решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция;
  • 4) мандаты - инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Особую роль играли декреты и рескрипты, поскольку они толковали нормы права.

Первоначально конституции императоров касались лишь вопросов публичного порядка (организации администрации, преступлений и т.п.), но постепенно они охватывали все больше сфер правового регулирования. Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых монархий.

3. Наибольшее значение для развития права имели эдикты магистратов и, в первую очередь, преторов. Это была особая система римского права - преторского права или ius honorarium - «права, сформулированного должностными лицами».

Значение законов начинают принимать распоряжения преторов как администраторов. Эти распоряжения получили название эдикты.

Каждый новый городской претор («главный городской магистрат») издавал преторский эдикт (edictum practorium), который обнародывался на Форуме глашатаем и записывался на стене; в этом документе провозглашались тс принципы, опираясь на которые претор намеревался отправлять свои судебные функции, например, претор указывал, в каких случаях он мог предоставить иск, а когда отказать в его предоставлении. Эдикт был действителен в течение года. По истечении этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата. Однако новый магистрат, как правило, брал из программы своего предшественника удачные формулировки, приобретавшие из года в год устойчивую форму. Так магистраты создавали правовые нормы, которые приобретали общеобязательное значение.

Полномочия по изданию подобных эдиктов вытекали из нрава претора лично отправлять правосудие в определенной сфере и из полномочия высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась власть как судебная, гак и административно-принудительная.

В истории римского государства известны эдикты других должностных лиц, в частности эдилов-чиновников, которые контролировали экономическую сферу. Их законодательные распоряжения касались вопросов правового регулирования торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота.

Подобная деятельность чиновников характерна и для уровня римских провинций. Провинциальные эдикты заключали в себе, как правило, утверждение местных законов и правовых обычаев, нововведения начальников провинций, главным образом в административной и финансовой сфере, заимствования из эдиктов преторов высшего уровня, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника.

В обязанности и полномочия претора входила охрана мира и порядка в городе, общий контроль за реализацией права. В его функции вошли не только личное отправление правосудия, но и дача рекомендательных указаний назначаемым судьям по вопросам применения права.

Подобные полномочия имели и провинциальные преторы. Благодаря представлению им империя (imperium), или властных полномочий, преторы могли не только толковать законы, по и вырабатывать рекомендации судьям.

В силу этого римское право сочетало в себе устойчивость базового законодательства с гибкостью преторских судебных решений. Когда некоторый закон или статья на протяжении многих лет фигурировали в выходящих один за другим преторских эдиктах, они становились неотъемлемой частью т.н. ius honorarium.

В эпоху принципата, одновременно с усилением власти принцепсов и возрастанием их законодательных полномочий, стала терять значение деятельность преторов. Этому в немалой степени способствовало и то, что уже сформировались основные типы исков и способы защиты права. Претор нередко отменял решения, а иной раз и вступал в противоречие с принципами своего предшественника, таким образом, расплывчатость законов и предвзятость приговоров накладывались на распространенные в любой юридической системе злоупотребления и недостатки. В первой половине II в. но указанию императора был составлен окончательный текст преторского эдикта.

4. Самостоятельной формой правообразования в классический период являлась деятельность юристов. Юристы вырабатывали формулы для юридических действий, давали консультации частным лицам по юридическим вопросам и ведению дел в судах. Осуществляя консультационную деятельность, они решали казусы и восполняли пробелы в праве. Юридические решения конкретных вопросов приобретали обязательное значение и стали распространяться на аналогичные ситуации. Существенное влияние на развитие права оказала деятельность таких юристов, как Па- пиниан, Ульпиан, Модестин, Павел, Гай, Лабеон, Капитон, Юлиан, Помпоний и др.

В конце II - начале III в. право получило свою законченную форму. В большой степени существенная развитость структуры и институтов права, высокий уровень техники выражения правовых норм и обоснованность правовых решений, точность формулировок и лаконичность - результат правотворчества юристов классического периода.

Как справедливо говорил Вил Дюрант, американский историк, римская юриспруденция при Папиниане, Павле и Ульпиане достигла своей вершины. Эти ученые облекли право в рациональные формулировки и придали ему последовательность. После них великая наука юриспруденции - как и все остальные области римской жизни - придет в упадок .

Должно быть, это было приятное зрелище - ученые юристы восседали в своих креслах на Форуме (в последующем у себя дома) и давали юридические консультации всем желающим, пользуясь при этом возможностью получить за свои услуги непрямое вознаграждение. Часто за советом к ним обращались юристы-практики или муниципальные судьи. Они толковали и применяли древние законы в соответствии с потребностями времени или политической ситуации. Их записанные ответы, в силу неписанного обычая, обладали авторитетом, почти не уступающим авторитету закона.

Август придал таким «мнениям» полную силу закона, обставив свое решение двумя условиями: юрист должен был предварительно получить от императора право на формулировку юридических мнений; его ответ должен был скрепляться печатью судьи, рассматривающего данное дело. В эпоху Юстиниана юридические мнения составляли обширную литературу права, служили источником и основанием кульминации римского права - Дигест и Кодекса Юстиниана.

В период домината распоряжения императора Окта- виана стали играть роль важнейшего источника права. Законодательная власть императора рассматривалась уже как проявление божественной власти самого императора. Выраженная в законе воля первого лица в государстве, тем самым, приобрела безусловную, обязательную направленность.

С середины III в. как источник нрава утратила свое значение деятельность юристов. Последние не создавали уже правовых конструкций и превратились в чиновников, исполнявших волю императора.

В эпоху принципата римские классические юристы имели две школы: школу сабинианцев (консервативная) и школу прокульянцев (более прогрессивная). В 426 г. был принят закон, согласно которому обязательную силу по вопросам права имели лишь сочинения пяти юристов: Гая, Папиниа- на, Павла, Ульпиана и Модестина. Именно сочинения этих юристов занимают 78% объема текста Дигест .

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какие можно назвать источники римского права?
  • 2. Охарактеризуйте основные группы источников.
  • 3. Дайте характеристику обычному римскому праву, законам, сенатус-консультам, эдиктам магистратов, конституциям императоров.
  • 4. Раскройте содержание деятельности римских юристов.
  • 5. Почему деятельность знаменитых римских юристов носила характер одного из важных источников права?
  • 6. Чем различались две основные школы римских юристов - сабинианская и прокульянская?
  • Секуляризация - процесс освобождения всех сфер общественнойи личной жизни из-под влияния религии.
  • Тарпейская скала в те времена представляла собой один из утесовКапитолийского холма в центре Рима. Место казни считалось удобнымпо признаку близости к площади, где творилось судоговорение. Не только пострадавшая сторона и судьи, но и улюлюкающая толпа зевак моглипринять участие в исполнении прозвучавшего приговора. Вначале с Тарпейской скалы сбрасывали только наказанных смертью преступников.Позже утес стал лобным местом и для невинных - лиц с физическимидефектами (monstrum).
  • Дюрант Вия. Цезарь и Христос. М., 1995. С. 431.
  • Яровая М. В. Римское частное право. СПб., 2004. С. 17.

Законы (leges).
Римское понимание закона стало основой правопонимания всей континентальной правовой семьи. Lex (закон), по мнению римлян, представлял собой прямое и непосредственное выражение коллективной воли всего римского народа (populus Romanus quiritium). Установление закона гражданами (cives) для самих себя делает закон основой частного права (ius civile). Гражданским это право называется потому, что законы – основной его источник – принимаются гражданами для граждан. Подтверждением служит определение закона, приводимое Гаем:

«Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил» (Gai 1.3)

Длительная эволюция римских правовых институтов в течение времени затрагивала и законодательство, в частности, изменялись сами органы законодательной власти. На смену комициям приходит в нормотворчестве римский Сенат, а затем и император. Меняется дефиниция закона:

«Закон есть то, что римский народ постановил по предложению сенатского должностного лица»(I. 1.2.4)

Но даже спустя века существенные признаки закона в целом удерживаются на прежнем месте. Римский закон, дабы считаться таковым, должен быть, во-первых, исходить от компетентного органа законодательной власти, а во-вторых, быть издан в точно определённом порядке.
Впервые законы упоминаются в римской истории в царский период. Несмотря на то, что царь являлся главой государства, наделённым империем, обсуждение и принятие законов не было исключительно царской прерогативой. Так, Помпоний пишет:

«…сам (Ромул) внёс (на обсуждение) народу некоторые куриатные законы; вносили их и последующие цари: все эти законы были собраны в книге Секста Папирия, который жил во времена, когда правил Тарквиний Гордый <…> Эта книга называется Папириевым цивильным правом, но не потому, что Папирий внёс в неё что-либо от себя, но потому, что он законы, изданные (ранее) без порядка, собрал в одно целое» (D.1.2.2.2).

Аналогичным образом говорит об этом и Дионисий Галикарнасский:

«Простонародью Ромул даровал три таких права: выбирать должностных лиц, утверждать законы и выносить решение о войне, когда прикажет царь. И даже в этих делах власть народа не была безусловной, если его решение не покажется верным сенату. <…> А голосование народ проводил не весь целиком, но собираясь по куриям, и то, что казалось нужным большинству курий, народ вносил в сенат». (Римские древности. 2.14.3)

Уже на заре истории римский народ коллегиально решал важнейшие государственные вопросы, в том числе и обсуждая и принимая законы. Lex в первый период римской истории представлял собой решение куриатных комиций, а участвовать в обсуждении законов дозволялось, следовательно, одним лишь патрициям; плебс такой возможности был лишён, что в дальнейшем (и приведёт к появлению отдельных сходок плебеев и утверждению ими собственных постановлений (с принятием lex Hortensia в 287 до н.э. de iure приравненных к законам). Сам царь в некоторой степени связывался принятым народом законом и вынужден был соблюдать его, что логично следует из патрицианского строя римского государства. Именно патриции, коренные жители Города, являлись политической элитой, организованной в крупные самодостаточные роды, обладающие серьёзным политическим влиянием.
Проходит время, и царский период сменяется республиканским, что влечёт за собой перемены в правовом строе государства. Нелегитимность власти Тарквиния Гордого и последующее его изгнание приводит к отмене всех царских законов. Помпоний пишет:

«По изгнании царей все эти законы в силу закона трибунов потеряли силу, и римский народ снова начал более пользоваться неопределённым правом и некоторым обычаем, чем изданным законом, и такое положение продолжалось около 20 лет».(D.1.2.2.3)

Mores maiorum, широко известные римлянам, охраняют государство от беззакония. Но неписаный характер их предписаний и необходимость понтификального истолкования постепенно приедается римлянам: накаляется борьба между патрициями, в лице понтификов формирующими право Рима, и плебеями, лишёнными возможности влиять на содержание правовых норм. Борьба подогревалась народными трибунами, и римский народ в 451 г. до н.э. постановил взамен консулов избрать десять мужей (буквально на латинском – decem viri; в литературе известны под именем коллегии децемвиров). Коллегия приступила к созданию законов и первоначально составила десять таблиц, принятых в голосовании по центуриям. Затем, в связи с мнением народа о неполноте законов, к десяти таблицам в 450 г. до н.э. были добавлены ещё две. В итоге все двенадцать таблиц составили Законы XII таблиц (leges duodecim tabularum). Текст закона был выставлен на досках перед рострами, дабы любой желающий мог с ним ознакомиться. Тем самым монополия патрициев на право была существенно поколеблена, поскольку любой желающий мог ознакомиться с текстом законов. Впрочем, и здесь плебсу не удалось полностью отстоять свою независимость: на основе Законов были составлены legis actiones (иски из закона), знание которых доступно было лишь понтификам (вплоть до их публикации Гнеем Флавием). Значение Законов было столь велико, что образованные римские граждане заучивали их наизусть, дабы не отговариваться незнанием закона.
В республиканский период, как видно из вышесказанного, законы принимались в центуриатных комициях, а не в комициях по куриям. Следовательно, стало учитываться (пусть и за вычетом недостатков цензовой системы формирования воинских собраний) мнение всего народа, обоих его сословий. О значении этого периода пишет Л.Л. Кофанов:

«Переход от монархии к республике ознаменовал собой победу идеи народовластия не только в политическом устройстве, но и в характере развития права. В период ранней Республики утверждается главный принцип законности и правомерности – «по праву квиритов» (ex iure Quiritium)».

В результате принятия Законов XII таблиц формируется понимание закона как решения всего римского народа. Плебс и патриции, объединённые в борьбе с властью децемвиров, впервые в римской истории в борьбе за свою политическую свободу предстают как единое целое, как один народ – римский народ Квиритов. Объединение римского народа в единую нацию на базе рабовладельческого сословия делает и римское право строго национальным, гражданским.
Следующим известным актом в истории римского права справедливо считают закон Лициния-Секстия (lex Liciniae-Sextiae) 367 г. до н.э., по сути подтвердивший изменение политического равновесия в римском обществе и подчеркнувший слияние патрициев и плебеев в единый народ. Этот закон обязывает избирать одного консула из числа плебеев. Патриции, цепляясь за власть, вводят и магистратуру городского претора, избираемого из патрициев и ведавшего судебными делами в Городе.
Республиканская процедура принятия закона в центуриатных комициях сохраняется более полутысячелетия: в последний раз её использует император Нерва в I в.
Процедура принятия закона имеет три ярко выраженные стадии.
Первая стадия заключалась в испрошении у народа проекта закона (rogatio legis) высшим должностным лицом, облеченным империем (из ординарных маггистратов – консулами или претором, из экстраординарных – диктатором). Магистрат обращался к народу со словами: «velitis jubeatis Quirites ut…» – «Квириты, постановите и одобрите, чтобы…», а затем зачитывает текст закона.
Инициатор принятия закона готовил его текст и предварительно, до народного собрания, опубликовывал его: текст законопроекта выставлялся на всеобщее обозрение на форуме (сама процедура получила название promulgatio). Промульгирование дозволялось не позднее trinum nundinum (трёх недель ) до народного собрания, на рассмотрение которому планировалось вынести законопроект. Римский народ знакомился с текстом закона как он был выставлен.
Вторая стадия состояла в голосовании по законопроекту. Римские граждане могли голосовать в любой из комиций, и решение каждой из них юридически считалось законом. Голосование происходило не индивидуально, а коллективно, т.е. учитывался не голос каждого отдельного участника, а структурной единицы комиции в целом (так, при голосовании по куриям каждая из курий обладала одним голосом, при голосовании по центуриям – каждая из центурий имела один голос, при голосовании по трибам – каждая триба). Положим, при принятии закона в собрании по центуриям члены каждой центурии голосовали внутри центурии, а затем по совокупности голосов определялось мнение всей центурии. Выражать своё мнение каждый из граждан мог лишь строго формально и лаконично: при согласии с законом – в форме «uti rogas» («как ты просишь»), при несогласии – в форме «antiquo legem» («стою на старом законе»). Рогация магистрата принималась или отвергалась, как сказано ранее, целиком, без изменений.
Если закон был принят собранием, наступала третья стадия принятия закона, для чего он передавался в Сенат. Но перед этим закон должен был отлежаться не менее месяца (vocatio legis), и лишь по истечении срока подавался на рассмотрение Сенату.
Третья стадия заключалась в рассмотрении принятого закона Сенатом. Отцы-сенаторы обсуждали закон и либо соглашались признать его, либо полностью отвергали. Согласие Сената придавало закону полную силу, несогласие – лишало даже принятый в собрании закон силы (что на практике практически не происходило, так как Сенат, в силу desuetudo, лишился этого права). Это правило, возникшее в древнейший период римской истории, описывает Тит Ливий:

«[Отцы-сенаторы] постановили, что, когда народ назначит царя, решение будет считаться принятым лишь после того, как его утвердят отцы. И до сего дня, если решается вопрос о законах или должностных лицах, сенаторы пользуются тем же правом, хотя уже лишенным действенности: прежде чем народ приступает к голосованию, при еще неясном его исходе, отцы заранее дают свое утверждение».

Ему вторит и Дионисий:

«А голосование народ проводил не весь целиком, но собираясь по куриям, и то, что казалось нужным большинству курий, народ вносил в сенат. Но в наше время обычай изменился, так как сенат не утверждает то, что постановил народ, но сам народ имеет власть над решениями сената». (Римские древности. 2.14.3)

Испрошенный, принятый народом и одобренный Сенатом закон приобретал силу и de facto становился известен всему населению Рима; начало действия закона – день принятия его в комиции. Принятый закон выставлялся на досках на форуме, а копия его сдавалась в архив.
Каждый из прошедших эту процедуру законов имел определённую, всегда одинаковую, структуру.
Первая часть закона называлась praescriptio (от лат. prae – «перед, до» + scribo – «пишу») – вводная часть, содержащая указание на магистрат, а также обстоятельства, в которых закон принимается. Например, единственный полностью дошедший до наших дней закон – lex Quinctia de aqaeductibus (закон Квинкция об акведуках 9 г. до н.э., принятый в собрании по трибам) начинается словами:

T. Quinctius Crispinus consul populum iure rogavit populusque iure scivit in foro pro rostris aedis divi Iulii pr(idie) Iulias. Tribus Sergia principium fuit, pro tribu Sex.... L. f. virro
«Консул Тит Квинкций Криспин испросил у римского народа право, а римский народ на Форуме перед Рострами возле храма божественного Юлия решил утвердить предложенное 30 июня <9 года до н.э.>. Сергиева триба <первой> начала голосование по этому предложению, а Секст Вирр, сын Луция Вирра, подал первый голос <от своей трибы>».

Вторая часть закона именовалась rogatio («просьба, законопроект») и содержала текст закона. Приведённый выше закон Квинкция содержал рогацию следующего характера:

Quicumque post hanc legem rogatam rivos specus fornices fistulas tubulos castella lacus aquarum publicarum, quae ad urbem ducuntur sciens dolo malo foraverit ruperit foranda rumpendave curaverit peiorave fecerit, quo minus eae aquae earumve quae queat in urbem Romam ire cadere fluere pervenire duci quove minus in urbe Roma et qua aedificia urbi continentia sunt erunt, in is hortis praediis locis, quorum hortorum praediorum locorum dominis possessoribus U. F. aqua data vel adtributa est vel erit, saliat distribuatur dividatur in castella lacus (in) mittatur <…>
«<Если> кто бы то ни был после вступления настоящего закона в силу каналы, подземный водопроводы, своды, трубы большие и малые, резервуары, чаны общественного водоснабжения, которые проведены в город, сознательно со злым умыслом продырявит, повредит или содействует их продырявливанию или поверждению, в результате чего вода так или иначе перестанет <поступать> в город Рим, или в результате чего вода <перестанет поступать> собственникам или владельцам садов, домов или зданий в городе Риме, а равно в их цистерны, резервуары <и т.д.> …»

Третья часть закона называлась sanctio (вероятно, от слова sanctus – «святой, освящённый»). Санкция устанавливала меру ответственности за нарушение предписаний закона. И если древние законы (в царский период) отличались суровостью наказаний, то в праве республики санкции начинают смягчаться и становиться более разнообразными. Так, в качестве наказания могла предусматриваться не только смертная казнь, но и изгнание, обращение в рабство на рудниках или галерах, денежный штраф, обязание совершить определённые действия (обыкновенно в пользу потерпевего) и т.п. Приводимый в качестве примера закон содержит такую санкцию за нарушение названной выше нормы:

<…>is populo Romano centum milia dare damnas esto ; et qui d(olo) m(alo) quid eorum ita fecerit, id omne sarcire reficere restituere aedificare ponere excidere demolire damnas esto sine dolo malo.
«<То> такой да уплатит сто тысяч сестерциев римскому народу; кроме того, кто совершит <названные действия> со злым умыслом, да будет присуждён также <починить, восстановить, отстроить заново то, что он повредил> надлежащим образом».

Однако не каждый закон, принятый в Древнем Риме, снабжался санкцией. Отсюда, в зависимости от наличия санкции, а также от её характера, все законы принято разделять на несколько видов.
Первый вид законов – это законы, вовсе лишённые санкции, т.е. не содержащие указания на меру ответственности за их нарушение. Такой закон назывался lex imperfectae («несовершенный закон»). По словам Г.Ф. Дормидонтова, несовершенный закон – это такой закон,

«…который запрещает известное действие, но не объявляет ничтожным то действие, которое совершено вопреки запрещению. Так в древнем Риме закон Цинция о дарениях запрещал подарки свыше известной суммы, но не объявлял недействительными сделки, совершенные вопреки этому закону. Законодатель полагал как бы, что одного его веления достаточно, чтобы остановить неправильное, вредное по его мнению, направление принятое дарственными сделками. Нередко в форме leges imperfectae в законы вносятся обыкновенные правила нравственности, например: супруги обязаны взаимно любить друг друга. При таком предписании и не мыслима какая-либо санкция».

Названный вид законов имел целью указать на недопустимость определённого поведения с точки зрения иной, нежели право, нормативной системы. Вероятно, почтение к обычаям предков (mores) и сложившимся на их основе системы норм морали было чрезвычайно сильным и отсылка к их авторитету могла удержать римлянина, особенно знатного, от недостойного поведения.
Ко второму виду относились законы, называемые leges minus quam perfectae («законы менее чем совершенные»). Их санкция не уничтожала юридические действия, совершённые вопреки закону, но устанавливала штраф за их совершение. Объяснение их сущности даёт Н.М. Коркунов:

«…иногда обстоятельства могут сложиться таким образом, что признание правонарушительного действия ничтожным повлекло бы невыгодные последствия для третьих, ни в чём не повинных, лиц».

Например, законы XII таблиц ограничивали предельный размер процентов по долгу 1/12 частью суммы долга. Ростовщика, истребовавшего больший процент, ждал штраф в четырёхкратном размере от размера процентов, полученных сверх закона. Само соглашение между ним и должником, тем не менее, оставалось в силе. И действительно, уничтожение соглашения вследствие виновных действий ростовщика поставило бы должника в невыгодное положение: ему немедленно пришлось бы вернуть всю сумму долга вместе с законными процентами, что могло поколебать его благосостояние, если займ оказывался крупным. Поэтому, в интересах должника, здесь применяется санкция менее чем совершенного вида.
Третий вид законов – это leges perfectae («совершенные законы»). Санкция такого закона запрещала определённые действия, а если они, вопреки закону, всё же совершались, то таковые действия признавались юридически ничтожными и не влекли никаких правовых последствий. Такой закон, однако, просто уничтожал неправомерное действие, но не налагал на лицо, совершившее это действие, никакой ответственности.
Так, согласно Гаю,

«…отказ, сделанный прежде назначения наследника, был недействителен, конечно, потому, что завещания получают силу от назначения наследников, и посему назначение наследника считается как бы существеннейшим условием и основанием целого завещания» (Gai. 2.229).

Если некто откажет имущество до слов о назначении наследника, то этот отказ будет признан как будто вовсе не существующим, а правоотношение из такого действия не возникнет; налицо явная ничтожность ipso iure действия, противного праву. Однако же совершение такого действия не влечёт наказания. Подобные нормы характерны и для современного гражданского права в части объявления ничтожности сделок.
Наконец, средневековые юристы, анализируя дошедший до них нормативный материал, выделили и четвёртый вид законов – leges plus quam perfectae («законы более чем совершенные»). Особенность санкции таких законов заключалась в том, что юридическое действие, совершённое вопреки предписанию закона, признавалось ничтожным и сверх того на нарушителя налагалось наказание. Примером является lex Furia testamentaria (закон Фурия о завещаниях; около 190 г. до н.э.). Этот закон запрещал завещательные отказы на сумму свыше 1000 ассов. Подобный отказ признавался юридически ничтожным, а нарушитель – отказополучатель – подвергался штрафу в четырёхкратном размере от суммы полученного.

Примечания и литература:
1. Подробнее см.: Кофанов Л.Л. Понятия lex и ius в римском архаическом праве. // Древнее право. 2003. №1 (11). С. 40–53.
2. Тит Ливий писал, что уже «в XII таблицах имелось постановление о том, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона» (VII.17.12).
3. О материале, из которого изготовили доски, до сих пор ведутся споры. Считают, что Законы были вырезаны на слоновой кости, либо на медных пластинах, либо на выбеленных досках. Так как текст Законов до наших дней дошёл лишь в виде цитат из трудов античного времени, установить истину здесь невозмодно. Мнение Помпония о досках из слоновой кости, тем не менее, может быть обоснованным: этот материал к моменту составления Законов уже был известен римлянам; изделия из слоновой кости обнаруживаются уже в этрусских захоронениях VII в до н.э. (в музее Монтермартини хранится фигурка льва именно этого периода, инв.№: AntCom27876). Дождев Д.В. приписывает колебания традиции по поводу материала, из которого были изготовлены таблицы, практике выставлять эдикт на побелённой доске (album).
4. По всей видимости, здесь и укоренён принцип «ignorare legis est lata culpa».
5. Кофанов Л.Л. Понятия lex и ius в римском архаическом праве. // Древнее право. 2003. №1 (11). С.42.; подробнее о борьбе патрициев и плебеев, а также о злодеяниях децемвиров, отказавшихся сложить полномочия по завершении своей работы, см., наприрмер, книгу 3 «Истории Рима от основания Города» Ливия.
6. Покровский И.А. уточняет: три недели, или 24 дня.
7. Тит Ливий. I.17.9.
8. Если воспользоваться современной терминологией, то первая часть может быть названа вводной, вторая – диспозицией, третья – санкцией. Вероятно, нынешняя теория права наследует эту структуру в учении о норме права.
9. Латинский текст приводится по изданию: Johnson, Coleman-Norton & Bourne, Ancient Roman Statutes. - Austin, 1961, pp. 119-120. // URL: (дата обращения: 06.07.2015)
10. В переводе опущен целый ряд слов, характеризующих различные способы попадания воды в город Рим по элементам системы водоснабжения (ire cadere fluere и т.д.).
11. Древняя формула sacer esto предусматривала как раз наказание смертью (заклание) за нарушение сакральных норм. Подробнее о её значении см.: Кофанов Л.Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII-III в.в. до н.э. – М.: Статут, 2006. С. 168-179.
12. Приведённый пример отражает существование сложных санкций в римском праве. Кроме того, видно, что римскому праву не чуждо и понимание различного назначения санкции: здесь она одновременно играет и карательную (штраф в 100 000 сестерциев), и правовосстановительную (обязание починить повреждённый водопровод) роль.
13. Законы делятся на виды по тексту одного из отрывков из сочинений Ульпиана. См. подробнее: Дождев Д.В. Римское частное право. – М.: Норма, 2008. C. 105.
14. Цит. по: Система римского права. Г.Ф. Дормидонтов (Заслуж. проф. Императорского Казанского Университета). Общая часть. – Казань, 1910. //URL: (Дата обращения: 06.07.2015).
15. В наши дни некоторые нормативные правовые акты России содержат схожие нормы. Например, пункт 2 части 1 статьи 4 Закона РФ «О статусе судей» указывает, что судьёй может быть гражданин «не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям». В то же время, престиж государственной службы в должности судьи столь высок, что от кандидата требуется, чтобы он вообще никогда не привлекался к уголовной ответственности; даже его участие в уголовном процессе вследствие ошибки закрывает возможность последующей работы в судебной системе. Эта норма не нуждается в специальном указании на последствия несоблюдения. Равным образом и римляне, проходящие cursus honorum, должы были обладать безупречной репутацией в соблюдении обычаев предков; малейшее отклонение от них могло привести к крупному политическому скандалу и профессиональной дисквалификации.
16. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 199.
17. См., например, часть 1 статьи 171 Гражданского кодекса РФ.
18. Не выделяемый Ульпианом и неизвестный в классический период.

Рецензии

«…Законы XII таблиц ограничивали предельный размер процентов по долгу 1/12 частью суммы долга. Ростовщика, истребовавшего больший процент, ждал штраф в четырёхкратном размере от размера процентов, полученных сверх закона».

Для сравнения. Вот что было написано императрицей Елизаветой во вступительной части Ея высочайшего указа (1754) об учреждении Дворянского и Купеческого банков:

«Многие российские Наши подданные, а более из дворянства, имея в деньгах нужду, принуждены занимать у других с великими процентами и с закладами такими, который против взятия денег вполтора, или вдвое стоить может, выкупить же чем в положенный срок не может исправиться, и от того приходят в убожество и разорение, и дают не токмо по двенадцати, но и по пятнадцати и по двадцати процентов, чего во всем свете не водится. А иные есть и такие бессовестные грабители, что по прошествии срока и малых дней положенного заклада, хотя б и деньги приносил, не отдают; а другие, вымышлено обнадеживая незапискою закладного имения, продолжают и по сроку заложенные деревни за собою записывать и так в малых деньгах великого заклада лишаются.

…А ежели кто из них впредь дерзнет брать более шести процентов, и в том обличены будут, у таковых те данные от них в заем деньги останутся у заемщика, а для казны всё имение конфисковать, дабы в противность впредь чинить не дерзали…»

(Из исторического очерка «Питие на Руси есть веселие».)

С уважением,
Виктор Аннинский