Понятие миграции. виды миграции

Введение

Начиная с 90-х годов двадцатого столетия, в России отмечается кризисное состояние в экономике, международных отношениях, политических и социальных институтах. Кроме того, в целом ряде регионов страны происходят экономические и техногенные катастрофы, вспыхивают военные действия, приводящие к увеличению численности переселенцев и беженцев, возникновению национальной напряжённости в стране, обострению экономических проблем и стрессовых ситуаций, ухудшению криминогенной обстановки в целом ряде регионов России.

Массовые перемещения российских граждан спровоцированы распадом Советского Союза и «падением железного занавеса». Эти процессы обусловлены, прежде всего, экономическими причинами.

Эмигранты из России отправляются на заработки практически во все страны мира, а в Россию прибывают, главным образом, из стран бывшего СССР.

В настоящее время страны мира можно распределить по трём категориям:

  • Страны посылающие миграцию ресурсов;
  • Страны принимающие мигрантов;
  • Страны участвующие в обоих вариантах.

Социальными институтами, занимающимися проблемами миграции в современной России, являются различные службы, находящиеся или в ведении правительства, такие как: Федеральная служба по труду и занятости, подведомственная министерству здравоохранения и социального развития или подконтрольные президенту, например Миграционная служба в составе министерства внутренних дел и ряд других.

1. Основные понятия и виды миграции населения

Важнейшим фактором, отражающим занятость различных социально-демографических групп населения, является уровень их мобильности, характеризующий готовность и возможность населения изменить свой социальный статус, профессиональную принадлежность и место проживанию.

Мобильность населения обусловлена, прежде всего, потребностью экономики в труде определенного содержания и качества, а также места его приложения. Кроме того, в ее основе лежат способность и готовность личности к изменениям в существенных характеристиках труда.

Выделяют социально-профессиональную и территориальную мобильность рабочей силы.

Первая представляет собой процесс изменения содержания трудовой деятельности под воздействием разнообразных социально-экономических причин и, прежде всего, развития науки, технических особенностей внедрения НТП в экономику. Этот вид мобильности непосредственно связан с текучестью рабочей силы.

Второй вид мобильности - выделена территориальная мобильность , или миграция. Этот вид мобильности - характерное явление современного состояния российского общества. Он определяет состояние занятости на рынке труда, уровень безработицы, лежит в основе целого ряда проблем нашей действительности, а в настоящее время он приобрел значительные масштабы.

Миграция представляет собой пространственное перемещение населения, вызываемое изменениями в политической, экономической, социальной сферах, изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования людей, а также экономическими бедствиями и различными политическими причинами.

С миграцией населения, и в том числе рабочей силы, связаны процессы заселения и хозяйственного освоения земель, развития производительных сил общества, образования и смешения рас, языков и народов. Современное состояние миграции в России связано с общественными переменами последних десяти - пятнадцати лет, которые коренным образом изменили политическую и социальную ситуацию на территории Российской Федерации. Россия переживала в этот период настоящий миграционный бум. В разные периоды времени многие развитые страны также испытали на себе высокую степень интенсивности миграции населения, однако в отличие от них наша страна столкнулась с высокой степенью интенсивности миграционных потоков в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии.

Расширение миграционных потоков привело к разнообразным последствия, которые в настоящее время проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурной, психологической и т.д.

В определении миграции используют два подхода: первый «весьма широкий и общий» трактует миграцию как пространственное перемещение рабочей силы, второй - (более узкий, специальный) ограничивает миграцию определенными рамками пространственного движения населения. Последний в большей степени отвечает первоначальному смыслу слова migratio (от латинского «перемещение, «передвижение») и определяет миграцию как перемещение, переселение населения из одних населенных пунктов в другие, связанное с переменой места проживания людей.

Следует отметить, что современное значение миграции, по мнению многих исследователей, значительно шире. Так, в работе Д.И. Валентея и А.Я. Кваши и др. выделяется четыре позиции в трактовании миграции населения:

Согласно наиболее расширительной трактовке, к миграции относят все виды движения населения, имеющие общественную значимость. Сюда включают не только пространственные перемещения, но и текучесть кадров, их движение внутри предприятия, социальные перемещения и т.д.

Анализируя такой подход, следует отметить, что отраслевое, профессиональное и другие виды движения населения действительно связаны с миграцией населения, но лишь в том случае, если это движение сопровождается территориальным перемещением;

Все многообразие пространственного движения населения независимо от его характера и целей. Сюда относятся переезды из одних населенных пунктов в другие, ежедневные поездки на работу или учебу как внутри тех или иных населенных мест, так и за их пределы, прибытие в тот или иной район на временные, сезонные работы, поездки в командировки, отпуск и т.д.;

Пространственные перемещения, которые совершаются между населенными пунктами и которые ведут к постоянной или временной смене места жительства, а также представляют регулярное двустороннее движение между местами жительства и сферами труда или учебы (не включаются возвратные эпизодически совершающиеся деловые и другие поездки из одних населенных мест в другие);

Вид пространственного движения населения, который в итоге ведет к его территориальному перераспределению. В этом случае отнесение данного вида перемещения к миграции определяется фактическим переселением из одной местности в другую (а в ряде стран - формальной пропиской на постоянном месте жительства). Таким образом, происходит объединение места жительства со сферой приложение труда и определенной деятельностью в одном населенном пункте.

Какой бы подход к определению миграции не рассматривался, очевидно, что миграция способствует обмену трудовыми навыками и производственным опытом, содействует развитию личности, влияет на половозрастную структуру и семейный состав населения, непосредственно связана с профессиональной, социальной и отраслевой мобильностью населения.

Миграционное движение населения в большинстве случаев обусловлено передвижение лиц молодого трудоспособного возраста, зачастую обладающих достаточно высоким уровнем образования и профессиональной подготовки. В связи с этим миграция населения оказывает значительное влияние на показатели естественного движения населения и численность лиц трудоспособного возраста, и, следовательно, на величину трудового потенциала, как в местах вселения, так и в местах выхода (в отдельных регионах, в стране в целом).

В мировой практике получили наибольшее распространение три способа сбора статистических данных о миграции: переписи населения; выборочные обследования; текущий учет (регистрация граждан).

Как правило, чем больше территория, между которыми осуществляется миграционный обмен, и численность населения, проживающего на них, тем более мощными являются миграционные потоки.

Под миграционными потоками понимается совокупное число мигрантов, имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение данного отрезка времени.

Как правило, территории связаны между собой параллельными миграционными потоками. При этом нередко один из параллельных потоков доминирует над другим. Чем ближе территории, тем интенсивнее их миграционные связи и тем значительнее миграционные потоки, на мощности которых существенным образом сказываются сложившиеся исторические, хозяйственные, природные, этнические и другие связи.

В целях анализа миграцию населения классифицируют по видам по ряду основных признаков.

1. В зависимости от характера пересекаемых границ различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения.

Внешняя миграция - вид перемещения населения, при котором пересекаются государственные границы. В ней выделяют два потока: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция населения - выезд из страны, переселение в другую страну с целью постоянного жительства и временного обоснования (обычно для работы). Она может быть постоянной и временной, даже сезонной, срок которой лимитируется контрактом или другими условиями найма (например, для уборки урожая). Как частный случай выделяют реэмиграцию - возвращение эмигрантов на родину (на постоянное место жительства).

Иммиграция населения - въезд в страну на постоянное или временное место жительства граждан другой страны. Также как и эмиграция, процесс иммиграции населения обусловливается целым рядом причин: социально-экономическими (поиск страны с более благоприятными условиями работы, более высоким жизненным уровнем и т.д.); политическими (бегство от политического, национального преследования, религиозные и расовые притеснения, репатриация и т.д.); военными (депортация, эвакуация, реэвакуация) и другими, например, природно-климатическими, этническими, демографическими и т.п.

К внутренней миграции относят перемещения в пределах одной страны между административными или экономико-географическими районами, населенными пунктами. Наиболее распространенный современный тип внутренней миграции - перемещение из сельской местности в город.

2. По временному признаку выделяют безвозвратную (постоянную), временную, сезонную и маятниковую миграцию.

В строгом значении безвозвратная миграция (или переселение) означает перемещение населения, ведущее к его территориальному перераспределению. Это вид миграции называют еще полной, или полноценной миграцией. Такая миграция отвечает двум основным условиям: а) перемещение осуществляется из одних населенных пунктов в другие; б) перемещение населения сопровождается окончательной сменой постоянного места жительства.

Временная миграция предполагает переселение, на какой либо достаточно длинный, но вместе с тем ограниченный, часто заранее обусловленный, срок. Обычно такая миграция связана с трудовой деятельностью вместе вселения. Временная миграция включает, например, переселения рабочих из одних стран в другие, перемещения в удаленные и малообжитые районы на продолжительный срок (несколько лет) для работы по контракту и т.д.

В ряде отраслей экономики большую роль играет сезонная миграция, которая включает ежегодные перемещения людей в определенные периоды времени (сезоны), например, перемещения населения в сельскохозяйственные районы для уборки урожая в летний и осенний период. Примером сезонной миграции может также служить перемещение населения в летнее время в курортные районы страны и за ее пределы.

Большое значение сезонной миграции состоит в том, что она способствует повышению реального жизненного стандарта населения. Кроме того, такая миграция позволяет удовлетворить потребности отраслей сезонным характером производства, испытывающих в период наибольшее объема работ более высокую потребность в рабочей силе. Это, в первую очередь, касается таких отраслей экономики, как: сельское хозяйство (в период посевных и уборочных работ), лесозаготовки (в период сплава леса), рыбодобывающая отрасль, отрасли по переработке сельскохозяйственной продукции и т.д. Однако на масштабы сезонной миграции значительное понижающее воздействие оказывают развитие агропромышленной интеграции, межотраслевое кооперирование использовании рабочей силы, применение новых технологий и методов производства.

Регулярные, ежедневные или еженедельные, перемещения населения от места жительства к месту работы или учебы (и обратно) за пределы своего населенного пункта представляют собой маятниковую миграцию.

Этот вид миграции играет, как минимум, двоякую роль. С одной стороны, маятниковые мигранты и количественно, и качественно влияют на трудовые ресурсы и трудовой потенциал поселений - центров притяжения мигрантов, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда (спрос на трудовые ресурсы превышает предложение труда) или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. С другой стороны, маятниковая миграция способствует удовлетворению потребности в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а зачастую и количественно, ограничен выбор рабочих мест.

Маятниковая миграция характерна для многих развитых стран, где она затрагивает значительную часть городского и сельского населения.

Помимо перечисленных видов, для современных условий является правомерным выделение эпизодической миграции, представляющей собой деловые, рекреационные и др. поездки которые могут совершаться нерегулярно и не по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвует трудоспособный контингент, то в рекреационных - различные категории населения. В таком понимании это вид миграции превосходит все остальные, поскольку перемещения являются и рекреационными, и трудовыми. Но, четко провести грань, позволяющую различить, например, сезонную и эпизодическую миграцию, трудно. Это касается и других видов миграции поскольку все они тесно взаимосвязаны и один вид может превращаться в другой или служить основой для формирования другого типа миграции. Так, например, эпизодическая, маятниковая, сезонная миграции могут создавать условия для формирования безвозвратной миграции, поскольку способствуют получению информации для возможного выбора нового постоянного места жительства.

Каждый из перечисленных видов миграции населения может рассматриваться с позиции межтерриториального, внутритерриториального и сельско-городского перемещения. Так, в первых двух видах миграции различают потоки: внутри- и межобластные, внутри- и межреспубликанские, внутри- и межрайонные. В сельско-городских миграционных потоках выделяют: внутригородские потоки (между городами и поселками городского типа); потоки внутри сельской местности (между сельскими поселениями), а также между сельскими и городскими поселениями. Это могут быть сельско-городское миграционное движение в одном случае, и городско-сельское в другом.

3 . С точки зрения форм реализации миграционного движения, принято различать общественно-организационную форму миграции, когда миграция осуществляется при участии общественных и государственных органов и при их экономической помощи, и неорганизованную миграцию, осуществляемую силами и средствами самих мигрантов без какой либо организационной помощи и материальной поддержки со стороны каких-либо учреждений.

4. В зависимости от причин , лежащих в основе перемещения людей, выделяют добровольную или принудительную (вынужденную) миграцию .

5. С точки зрения соблюдения норм действующее в стране законодательство, принято различать миграцию законную (без нарушения законодательных норм) и незаконную (с нарушением законодательства).

По характеру причин, вызвавших перемещение населения, часто выделяют политическую, экономическую и социальную миграцию.

Особым видом миграционного движения населения является трудовая миграция, в основе которой лежат экономические закономерности развития общественного производства, материальные, а также духовные потребности мигрирующих трудовых ресурсов. Трудовая миграция оказывает серьезное влияние на социально-экономическое развитие общества, является существенным источником восполнения трудового потенциала отдельных регионов и в целом по стране.

Трудовая миграция подразделяется на внутреннюю и внешнюю трудовую миграцию.

Внутренняя трудовая миграция представляет собой перемещения экономически активного населения внутри страны между отдельными регионами, отраслями экономики, предприятиями.

Специфическим видом внутреннего трудового движения является межфирменная мобильность, которая существует в следующих формах: традиционная - перевод работника на постоянную работу в другую организацию; новая - лизинг персонала (или кадровый лизинг). Кадровый лизинг - это форма передачи работников наемного труда для выполнения профессиональных работ, при которой возникает (треугольник) отношений между арендодателем, арендатором и арендуемым работником. Это вид краткосрочного найма.

Внешняя трудовая миграция - перемещение экономически активного населения между странами.

2. Факторы и показатели интенсивности миграции населения и трудовой мобильности

Миграция населения воздействует на социально-экономическое развитие любого общества посредством определенных функций, которые она выполняет и которые отражают ее сущность. Все эти функции различают в зависимости от степени обусловленности социально-экономической системы развития общества. Функции , не зависящие от социально-экономической системы и особенностей развития конкретного общества, являются общими, например, ускорительная, селективная, перераспределительная. Другие функции зависят от социально-экономического механизма территориального перераспределения населения и его трудоспособной части. Это - специфические функции (экономическая, социальная). Суть ускорительной функции миграции состоит в обеспечении определенного уровня пространственной подвижности населения и его сменяемости, расширении ареала проживания граждан. Более подвижное население является одновременно и более активным. Территориальные перемещения способствуют расширению кругозора, накоплению опыта и знаний, развитию материальных и духовных потребностей, изменению социально-психологических характеристик мигрантов.

Селективная функции заключается в том, что процесс территориального перемещения ведет к изменению качественного состава населения, как в местах входа, так и выхода мигрантов. Это связано с тем, что различные социально-демографические группы обладают разной степенью территориальной подвижности. Как правило, мужчины (трудоспособных возрастов) в целом участвуют в миграционном движении более активно, чем женщины и нетрудоспособные граждане. Различный уровень подвижности имеют и лица различных национальностей.

Перераспределительная функция связана с размещением производительных сил общества, распределением производственных мощностей и инвестиций между отдельными территориями страны (природными зонами, районами, различными типами городских и сельских поселений). Выполнение этой функции влияет на численность и половозрастные характеристики населения отдельных территорий, динамику демографических процессов, поскольку большая часть мигрантов-лица молодых трудоспособных возрастов, участвующих в воспроизводстве населения.

Специфические функции миграции (экономическая и социальная) в отличие от общих в различных социально-экономических условиях проявляются по-разному.

Экономическая функция направлена на обеспечение количественного и качественного соответствия между наличием средств производства и рабочей силы.

Социальная функция миграции непосредственно определяется уровнем экономического развития страны, проводимой социально-экономической политикой, сложившимися производственными отношениями и направлена на повышение жизненного уровня и социального развития трудовых ресурсов.

В целях гармоничного развития общества очень важно, чтобы экономическая и социальная функции не находились в противоречии.

Факторами (причинами) миграции населения называют различные сочетания объективных и субъективных условий, взаимодействие которых вызывает его перемещение. Их выявление имеет важное значение для разработки эффективных мер миграционной политики. Основными факторами миграции являются экономические и социальные . Эти факторы тесно взаимосвязаны. Действительно, изменение образа жизни, социального статуса, создание семьи, получение образования, жилья и т.д., возможно лишь с получением высоких доходов, с выбором региона с более высоким уровнем экономического развития.

Выделяют также факторы:

Природно-климатические;

Демографические;

Этнические;

Политические;

Военные.

Уже в ближайшее время ожидается значительное сокращение трудоспособного населения (2006-2015 гг.), и компенсировать его ни за счет роста производительности труда, ни за счет переноса производства в перенаселенные районы страны с более дешевой рабочей силой, по мнению специалистов, окажется невозможно. В этой связи труд станет одним из самых дефицитных ресурсов в России. Следовательно, единственным источников пополнения ее трудовых ресурсов может быть только иммиграция. Такая ситуация в мировой практике не является исключительной. В послевоенные годы многие развитые страны Западной Европы также столкнулись с ситуацией, когда численность трудоспособного населения значительно сокращалась. Это привело к тому, что ни одна из этих стран не смогла обойтись только собственными трудовыми ресурсами. Все они активно привлекали на работу иммигрантов.

В настоящее время дефицит труда уже стал тормозить развитие экономики. По данным Госкомстата, в 2002 году в промышленности каждое пятое рабочее место не было заполнено. При чем за последние три года число вакансий в промышленности России возросло в три раза, а в отдельных областях, например, в Ивановской, Рязанской - в пять.

Еще более сложное положение с обеспеченностью трудовыми ресурсами складывается на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Дефицит наблюдается в каждой второй организации. Вместе с тем ежегодно в Россию из дальнего и преимущественно ближнего зарубежья приезжают значительные контингенты работников. Чаще всего - это иммигранты из Казахстана, Узбекистана, Украины, Киргизии, Грузии.

По данным Госкомстата России в 2000 году число вакансий составляло 2500 единиц. При этом спрос на дополнительных работников со стороны отдельных отраслей экономики чрезвычайно неравномерен. Наиболее значительное число вакансий по отчетности крупных и средних предприятий приходилось на такие отрасли, как: здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; промышленность; ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения. А по данным государственной службы занятости число вакансий еще больше - 750,9 тыс., большая часть их которых по рабочим специальностям - 77,4%. Из них 24,5% - в промышленности, 14,6% в строительстве. Большое количество вакансий на тех рабочих местах, которые наименее привлекательны и хуже оплачиваются.

Заявленная потребность в рабочей силе в 2002 году, по которой можно судить о спросе на труд на официальном рынке труда представлена следующими данными:

Промышленность - 23%,

Здравоохранение, социальное обеспечение,

образование, культура и наука - 14%,

Строительство - 12%,

Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание -9%,

Транспорт - 7%,

Управление - 4%,

Сельскохозяйственное производство - 4%,

Кредитование, финансы, страхование - 1%,

Прочие отрасли - 15%.

Основными причинами необходимости привлекать иностранную рабочую силу на российские предприятия в современных условиях являются: нехватка рабочих специальностей и профессий; нежелание местного населения выполнять не престижную, малоквалифицированную работу, трудиться в неблагоприятных условиях и на низкооплачиваемых рабочих местах. Подобные работы есть во многих отраслях экономики, но чаще они характерны для предприятий добывающей промышленности, строительства и особенно сельского хозяйства. Миграция населения является существенным фактором формирования трудовых ресурсов в России, который влияет на их качественный состав, на конъюнктуру на рынке труда как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах. Это влияние определяется как внутренней, так и международной миграцией, ее интенсивностью и структурой мигрантов.

Миграция населения оказывает как позитивное, так и негативное воздействие на развитие рыночных отношений в стране.

Так, страны, принимающие рабочую силу, получают следующие преимущества:

Повышается конкурентоспособность производимых в стране товаров из-за уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценной иностранной рабочей силы;

Стимулируется рост производства и дополнительная занятость в стране, так как иностранные рабочие предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги;

Принимающая страна получает экономию на затратах, на образование и профессиональную подготовку квалифицированной рабочей силы при импорте работников;

Появляется возможность в случае кризиса и безработицы в первую очередь уволить иностранных рабочих;

Страна получает экономию на иностранных работниках в силу того, что они не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации различных социальных программ и т.д.

Все это позволяет сделать вывод, что некоторые отрасли «не выжили бы» без иностранных рабочих.

Есть положительные последствия трудовой миграции и для стран-экспортеров рабочей силы. Так, миграция трудовых ресурсов оказывает ощутимое положительное воздействие на экономику страны-экспортера, так как отъезд работника за рубеж сокращает масштабы безработицы в стране, появляются дополнительные источники валютного дохода в форме поступления от иммигрантов.

К отрицательным последствиям трудовой эмиграции, влияющим на экономику страны, следует отнести тенденции роста потребления заработанных средств за границей, сокрытия получаемых доходов от налогов, «утечку умов».

К отрицательным моментам трудовой миграции, связанным с импортом рабочей силы, относятся: социальная напряженность в обществе, межнациональная неприязнь, и, кроме того, у местных предпринимателей создается возможность выиграть от импорта рабочей силы за счет сдерживания роста заработной платы для своих рабочих. При длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда становится такой сильной, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование отраслей национальной экономики (например, строительство, сфера услуг и прочее).

В итоге, можно сделать вывод о существенном влиянии миграции трудовых ресурсов на формирование рынка труда, рыночных отношений и подъем экономики в стране, а в случае, если в России процесс выхода из экономического кризиса примет устойчивый характер, то единственным источников пополнения трудовых ресурсов может быть миграция, а следовательно, основой стратегической миграционной политики должна стать иммиграционная политика.

  1. Государственное регулирование и управление миграцией населения

Миграция населения в условиях неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в России в конце 20 века, является одним из наиболее актуальных демографических процессов. Положительная роль миграции состоит в том, что миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения.

Снижение компенсирующей роли миграции, негативные последствия миграционного движения населения, неизбежно сопровождавшие его, анализ демографической ситуации в России и прогноз на ближайшие десятилетия обуславливают необходимость государственного управления миграцией населения и, прежде всего, трудовых ресурсов. От серьезности государственного подхода и эффективности мер миграционной политики во многом зависит как экономика России, так и социально-нравственный климат в стране. Формирование полноценной и обоснованной миграционной политики требует также выход РФ на внешние рынки труда.

Миграционная политика включает систему условий, способов и мер управления миграционным движением населения на федеральном и региональном уровне. Она предполагает осуществление социально-экономических и правовых мер по стимулированию перемещения населения из одних регионов в другие либо по ограничению таких перемещений и направлена на оптимизацию территориальной подвижности населения.

Основной целью миграционной политики является обеспечение наиболее эффективного перераспределения трудового потенциала по территории страны, а наиболее важным условием ее реализации - тесная увязка с социально-экономической и демографической политикой.

Особое внимание при разработке мер государственной миграционной политики уделяется снижению отрицательного воздействия миграционных процессов на социально-экономическую ситуацию в стране, решению наиболее острых проблем, вызванных миграцией населения. Так, в настоящее время, по данным ИЦ МВД РФ, неуклонно растет преступность среди мигрантов как совершенные ими преступления, так и совершенными в отношении них.

Одной из наиболее проблемных категорий мигрантов, требующих и общественного, и государственного внимания, и, прежде всего, содействия в трудоустройстве, является категория вынужденных переселенцев и беженцев (главным образом из стран бывшего СССР и «горячих точек» России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Грузии и т.д.).

Для решения проблем этих категорий граждан с 1993 года было принято несколько разрозненных миграционных законов, которые не были объединены в общую систему, и это не позволило эффективно влиять на социально-экономическую обстановку в стране.

В целях нейтрализации возможных криминогенных последствий миграции по рекомендации специалистов необходимо ускорить принятие ФЗ «О миграции». Принятое законодательство по регулированию процессов миграции на федеральном уровне должно быть направлено в частности, на ограничение «квотирования» числа мигрантов в одних регионах и их увеличения - в других. Кроме того, необходимо разработать целевую программу миграционной политики в регионах, в которой учитывались бы проблемы различных категорий мигрантов. Именно такой подход укладывается в рамки основных принципов миграционной политики:

Введение квотирования и ужесточения контроля за иммиграцией иностранных граждан в России;

Ужесточение требований к привлекаемым иностранным работникам в регионах с высоким уровнем безработицы.

Миграционная политика проводится с помощью прямых и косвенных методов регулирования территориальных перемещений. Прямые методы - субсидирование перемещение мигрантов, обеспечение их необходимой информацией. Косвенные методы - развитие инфраструктуры, строительство промышленных предприятий, открытие новых рабочих мест в различных отраслях экономики, поддержка предпринимательства и др.

Государственное управление миграцией трудовых ресурсов неотъемлемо связано с регулирующей функцией государства на рынке труда. Оно предполагает создание механизма, позволяющего на основе принятых законов проводить политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно-избранную занятость.

Главной задачей миграционной политики в настоящее время должны стать меры по повышению мобильности населения, необходимым условием которой является свобода передвижения . В современных условиях она сдерживается ограничениями, связанными с регистрацией мигрантов в субъектах РФ, неразвитостью рынка жилья, проблемой защиты частной собственности, наличием института прописки.

Основные направления деятельности правительства России связанны с реализацией Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, а так же федеральной миграционной программы на 2002-2008 год. Эти документы предусматривали разработку и реализацию мероприятий по государственному регулированию миграционных процессов.

К ним в частности относятся:

  • Создание условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду (а так же беженцев, вынужденных переселенцев и др.), использования ими различных видов ссуд, кредитов, жилищных субсидий. Акцент сделан на наиболее уязвимых и нуждающихся граждан;
  • Привлечение в РФ иммигрантов исходя из интересов экономики страны и её регионов. Эти меры направлены на содействие возвращению высококвалифицированных специалистов и на адаптацию иммигрантов. Предусматривается усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю привлечения иностранной рабочей силы, защите российского рынка труда, где приоритетные права на занятие вакантных мест отводятся российским гражданам. Создаётся противодействие нелегальной миграции рабочей силы;
  • Для лучшего обеспечения отраслей экономики отдельных территорий квалифицированной рабочей силой, создаются условия на основе развития регионального рынка жилья, необходимых социальных услуг. В регионах с экстремальными климатическими условиями используется вахтовый метод ведения работ.

Среди основных мер миграционной политики следует отметить следующие:

  • Приём и размещение экономически активной части мигрантов и оказание им помощи в проживании и работе;
  • Оказание господдержки в обустройстве социально-незащищённых вынужденных переселенцев.
  • Помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учётом специфики различных категорий мигрантов;
  • Дифференцированная поддержка территорий, предпочтительных для расселения и стимулирования мигрантов на эти территории с учётом интересов государства и населения;
  • Регулирование потока мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья, применение санкций за нарушение иммиграционного законодательства;
  • Господдержка категорий мигрантов, как депортированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, жители крайнего севера, пострадавшие в экологических и техногенных катастрофах.

Главными аспектами миграционной политики России являются:

  • Обеспечение прав граждан РФ на свободу передвижения;
  • Гарантия защиты трудящихся-мигрантов за рубежом и их поддержка;
  • Гарантия беспрепятственного возвращения на родину и обеспечение помощи в адаптации мигрантов.

Организационные формы и направления деятельности госорганов и негосударственных структур регулирования миграционных потоков достаточно разнообразны. Важна разработка и реализация федеральных и территориальных программ.

Иммиграционная политика РФ представлена большим разнообразием законов и подзаконных актов и базируется на нормативно-правовой основе.

Иммиграционное законодательство предусматривает определённые санкции за нарушение порядка иммиграции, которые налагаются как на иммигрантов, так и на лица им помогающих или нанимающих на работу.

Санкции различаются от штрафов до депортации. В некоторых странах они могут предусматривать и тюремное заключение.

Вывод

Правительство любой страны вправе определять направления и цели миграционной политики, основываясь на правовых нормах и стандартах, которые закреплены в документах международных организаций и исходя из социальной и экономической целесообразности, продиктованной уровнем и перспективами развития общества.

Обострение проблем миграции в России в современных условиях требует более целенаправленного регулирования миграционных процессов со стороны государства, тем более что миграционные тенденции последних лет не соответствуют долгосрочным интересам страны. Сокращение притока мигрантов во многом произошло из-за достаточно жёсткой ограничительной политики государства, результатом которой, по мнению специалистов, является тот факт, что Россия не смогла использовать в полной мере миграционный потенциал из СНГ. Более того, она продолжает упускать возможность привлекать наиболее адаптированную и выгодную для себя рабочую силу. Это происходит, прежде всего, из-за того, что миграционная политика России в настоящее время абстрагируется от проблем экономического развития страны.

Литература

  1. «Экономика трудовых ресурсов» учебное пособие / под ред. проф. П.Э. Эшлендера. 2008 год.
  2. «Государственное регулирование рыночной экономики» учебник для ВУЗов / под общ. ред. В.В. Кушлина, Н.А. Вомина. Издательство «Экономика». 2001 год.
  3. «Государственное регулирование рыночной экономики» учебное пособие. «Дело». 2001 год.
  4. unicod.shmeleff.com
  5. kr-tgtu.narod.ru
  6. multidoc.oflameron.com
  7. www.stydenty.ru
  8. diploms.ru
  9. www.infostudy.ru

Склонность человека найти место, где ему будет лучше и легче, еще с давних времен заставляет его колесить по планете, осваивая все новые и новые горизонты. Сегодня этот процесс всесторонне изучается во избежание чрезмерной плотности населения в одних регионах и очень низкой заселенности в других. Какие существуют населения, мы и попытаемся выяснить.

Что такое миграция

Латинский термин migratio переводится как «переселение, перемещение». Сегодня, однако, он получил более широкое значение и подразумевает любые передвижения населения внутри того или иного государства и за его пределами. Результатом данного процесса является территориальное перераспределение, а также качественные и количественные изменения внутри самой перемещающейся группы.

Относительно одной страны выделяют два вида движения населения: class="bold">

  • внешнее;
  • внутреннее.

Первая разновидность подразумевает перемещение межконтинентальное и межгосударственное. Во втором случае – это смена места жительства в пределах своей родины (к примеру, переезд в другой регион). В связи с этим самих переселенцев принято называть эмигрантами (выехавшими за пределы своей страны) и иммигрантами (въехавшими в конкретное государство).

Многочисленные исследования выявили даже законы, по которым осуществляется движение населения.

И прежде, чем рассмотреть типы миграции населения, осветим основные из ее закономерностей: class="bold">


Причины миграции

Ответов на вопрос, почему люди стремятся покинуть родные земли, может быть очень много. Основными причинами являются: class="bold">

Если территория государства довольно обширна, тогда в нем чаще наблюдается процесс внутренних переселений, которые в этом случае могут быть связаны и с необходимостью смены климатических условий.
Формы миграции, вызванные экономическими причинами, зачастую являются внешними. Как правило, они вызваны следующими факторами: class="bold">

  • уровень оплаты за определенный вид работы в другой стране выше, чем на родине;
  • нехватка специалистов в различных сферах;
  • желание работать с более современной материально-технической базой.

Немаловажными стимулами к смене места жительства являются, безусловно, война и природные катастрофы, не оставляющие местному населения выбора.

Виды миграции населения: Видео

Виды переселений

Исследователи выделяют несколько классификаций миграций. Каждая из них основывается на определенных принципах.

По направлению

Здесь можно выделить две категории: внешнюю и внутреннюю. Сразу стоит отметить, что благодаря внешнему переселению как раз и были основаны многие страны на планете: США, Новая Зеландия, Австралия, Канада. Численность иммигрантов здесь в разы превышает коренное население.

Для России же более характерна миграция внутренняя. Массовые внешние переселения были обусловлены важными историческими событиями: Первая мировая война, революция 17-го года, 80-90-е годы прошлого столетия.

По мотивам

Причины, вынуждающие народы искать новое место жительство, как мы выяснили, самые разнообразные. Среди основных можно назвать следующие: class="bold">

  • природные class="bold"> – это так называемая вынужденная миграция, когда экологические условия и состояние окружающей среды не позволяют более находиться на данной конкретной территории. Переселение может быть вызвано извержением вулкана, наводнением, другими природными стихиями;
  • семейно-бытовые class="bold"> – как правило, сюда относится воссоединение семьи;
  • политические, религиозные class="bold"> – ярким примером данной разновидности является депортация евреев из Германии в годы Второй мировой войны, ссылка диссидентов в России;
  • экономические class="bold"> – в основном связаны они с улучшением условий жизни или с желанием реализовать себя в профессии в той стране, где она более востребована и оплачиваема. Одной из разновидностей данной категории является бизнес-иммиграция, подразумевающая открытие собственного дела в другой стране.

По добровольности

Здесь можно назвать только две разновидности: class="bold">

  • принудительную;
  • добровольную.

В качестве примера первой можно привести выезд советских граждан с целью освоения Сибири, а вопиющим примером второй может служить насильный вывоз африканского населения для работы в Америку в XVII-XIX веках.

По времени

Данная классификация подразделяет переезды из одного региона в другой по частоте и длительности поездок: class="bold">

  • маятниковая миграция class="bold"> – это регулярные поездки к месту работы из пригорода в крупный мегаполис или наоборот;
  • вахтовый метод class="bold"> – это работа, связанная с какой-то очередностью рабочих и выходных дней, недель, месяцев;
  • сезонная миграция class="bold"> – подразумевает выезд трудоспособного населения за пределы своего региона или страны с целью участия в работе, привязанной к определенному времени года.

Кроме того, все процессы переселения населения можно разделить на организованные и неорганизованные, происходящие в хаотичном порядке по инициативе самих граждан. Многие исследователи еще в отдельную группу выносят миграции безвозвратные, которые связаны с твердым намерением переселенцев никогда не возвращаться на свою исконную родину.

Нелишним будет знать, что сам процесс миграции состоит из трех этапов: class="bold">

  1. Подготовительный, включающий в себя период формирования подвижности населения.
  2. Непосредственно сам процесс переселения.
  3. Заключительный – процесс адаптации.

Роль миграции довольно важна и неоднозначна. На сегодняшний день большинство развитых стран строят свою миграционную политику таким образом, чтобы активно влиять на миграцию населения.

Миграция и мигранты: Видео

Тема миграции сегодня является наиболее актуальной. Связано это с проблемами беженцев в Европе. Сам термин «мигрант» стал вызывать негативные ассоциации. Что это за понятие? Какие виды миграций существуют? Разберем в данной статье.

Понятие

Перед тем как подробнее разобраться в теме, необходимо объяснить сам термин. Без знания базового понятия невозможно будет понять виды миграций.

Миграция - переезд, смена жительства из одной местности в другую. Это может быть переезд из одного города в другой - в этом случае мы будем говорить про внутреннюю миграцию. Переезд может быть связан с выездом из страны - в данном случае это уже международная миграция или эмиграция. Необязательно подобные явления имеют негативные последствия. Хотя сегодня так думают многие граждане, наслышанные про все ужасы в Европе, которые творят приезжие мусульмане. Часто миграция оживляет экономику, увеличивая количество свободных рабочих рук на биржах труда. Таким образом, миграция может вызывать как положительные, так и отрицательные последствия.

Виды миграции населения

В зависимости от размеров, форм, причин выделяют различные виды.

По характеру пересечения административных границ выделяют:

  • внешнюю миграцию;
  • внутреннюю.

По правому статусу:

  • легальную миграцию;
  • нелегальную.

По временному критерию:

  • временную миграцию - в свою очередь, выделяют: сезонную, маятниковую, эпизодическую;
  • постоянную.

Постоянная миграция означает окончательный переезд из родного места в другую область или страну.

Причины временной миграции

Выше уже было сказано, что временная миграция подразделяется на три подвида. Разберем причины.

Сезонная миграция связана, как правило, с работой. При наступлении подходящего времени года с одной территории едут люди на заработки. В качестве примера можно привести строителей из различных стран СНГ - Армении, Таджикистана, Молдавии. Весной они едут из дома на различные строительные работы. С наступлением холодов возвращаются домой. Также сезонная миграция характерна в туристической отрасли, когда люди в определенное время года едут на отдых.

Маятниковая миграция связана, как правило, с торговлей. Люди едут в соседние регионы, города и страны с целью приобрести или продать товары.

Эпизодическая миграция, как правило, связана с туризмом, командировками, посещениями разовых мероприятий в другом регионе.

Виды миграций имеют условный характер, т. к. на данный процесс влияет множество различных факторов. Однако среди них особое место занимает трудовая. Именно о ней пойдет речь далее.

Трудовая миграция

Это смена места жительства с целью поиска работы. Движение трудовых масс происходит как внутри страны, так и между государствами. Во втором случае это довольно сложный процесс, который сопровождается титанической работой на дипломатическом уровне.

Ярким примером важности трудовой миграции для населения страны служат события Евромайдана на Украине. Отказавшись подписать договор о Европейской Ассоциации, Правительство В. Януковича вызвало недовольства жителей, которые искренне верили, что данное соглашение позволит без труда ездить в Европу на заработки, хотя соглашение этого и не предполагало. Даже отмена виз для украинцев не означает свободного доступа на биржу труда в Европе. Это не единичный случай влияния трудовой миграции на политическую жизнь страны. Многие бывшие страны СССР сильно зависят от потока трудовых мигрантов в Россию: Таджикистан, Молдова, Армения, Украина.

Трудовая миграция: виды

Переезд на новое место жительства с целью получения работы подразделяется на два вида:

  1. Внутренняя миграция - переезд из села в город, из одного города в другой, из Сибири в Москву и др.
  2. Внешняя - из одной страны в другую. Здесь мы имеем дело с одним из видов международной миграции.

Последствия трудовой миграции

Данный процесс имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Для экономики региона, конечно, большое количество мигрантов выгодно: это позволяет удешевлять производство, накапливать дополнительные ресурсы для развития. Мигранты менее требовательные, они усерднее работают, реже вспоминают о своих трудовых правах.

Коренные жители негативно относятся к мигрантам: они лишают их заработка у себя дома. Конечно, жители Москвы не будут работать за 30-40 тыс. рублей в столице. Для мигрантов из Средней Азии такой заработок вполне приемлем. Им достаточно 4-5 месяцев поработать за такие «копейки», и они спокойно будут жить в достатке целый год у себя на родине, т. к. уровень цен на питание, коммунальные услуги, ставка по налогам, ипотекам и др. - сильно отличаются в Москве и, скажем, в Таджикистане.

Помимо экономических последствий, трудовая миграция влияет на культуру. При переселении огромных масс из одной территории на другую - взаимовлияние на нее неизбежно. Происходит процесс ассимиляции, т. е. поглощения одной культуры другой. Когда мигрантов намного меньше, чем коренных жителей, то они без труда ассимилируются, т. е. живут по правилам местных жителей, не отличаются от них. Однако при увеличении диаспоры, при нарушении баланса происходят негативные последствия: мигранты начинают чувствовать силу, они пытаются заставить коренных жителей жить по их правилам. Что-то подобное мы сегодня наблюдаем в странах Европейского Союза.

Подобная проблема существует и в России, на Дальнем Востоке. Так называемая «ползучая экспансия» Китая привела уже к тому, что несколько десятков лет многие российские города на Дальнем Востоке превращаются в китайские провинции. Пока власть в Москве имеет силу, контролирует ситуацию - такое положение дел будет продолжаться. Стоит произойти какой-либо революции или смене режима неконституционным путем - от России «отвалится» половина Дальнего Востока. По крайней мере, такую оценку дают многие политологи и общественные деятели. Продолжим говорить про виды миграций. Теперь перейдем к освещению международной. О ней пойдет речь далее.

Понятие и причины международной миграции

Международная миграция - отток населения из одного государства в другое.

  1. Экономический кризис.
  2. Политические волнения.
  3. Война и антитеррористические операции.
  4. Культурный и научный обмен и др.

Причины у каждого мигранта могут быть индивидуальные. Мы привели четыре причины, которые приводят к массовым переселениям.

Виды международной миграции

Классификацию международных процессов переселения разработала Международная организация труда (МОТ). Она выделила виды миграций из одной страны в другую. Согласно МОТ, их пять:

  1. Работающие по контракту, согласно которому четко прописаны сроки. В основном это сезонные малоквалифицированные рабочие. Они выполняют должностные обязанности в сельском хозяйстве, в строительстве, на уборке территорий, в сфере туризма.
  2. Профессионалы, имеющие высокий уровень образования и подготовки: врачи, ученые, инженеры и др.
  3. Нелегалы, в том числе мигранты с просроченными визами. Проблему нелегальной миграции мы сегодня наблюдаем в Европе, США, Японии. В нашей стране также выявляются тысячи выходцев из Средней Азии, которые незаконно находятся на территории нашей страны.
  4. Переселенцы, переезжающие на постоянное место жительство в другую страну.
  5. Беженцы - вынужденные переселенцы в силу социально-экономических и политических событий.

Вывод

Итак, мы рассмотрели: что такое миграция, виды и причины миграции, особенности переселения из одной страны в другую (международная миграция), а также проблемы, связанные с этим явлением.

1. В чем заключается социально-экономическая сущность занятости и безработицы?

2. Исходя, из каких факторов определяется статус в занятости?

3. Каковы основные направления политики занято-

4. Покажите, какая существуют связь между уровнем занятости и безработицы.

5. В чем заключается основная цель систем управления занятостью?

6. Кого можно отнести к занятым и безработным?

7. Какие бывают виды безработицы?

8. Что является источником информации о занято-

9. Какие существуют два типа политики занятости?

10. Какие виды занятости вы знаете?

11. Перечислите нестандартные формы занятости.

Глава 4 Трудовая миграция населения

4.1. Виды миграции трудовых ресурсов

Миграция (от лат.migratio – переселение) – перемещение населения из одних населенных пунктов в другие, как правило, с переменой проживания, а для трудовых ресурсов – места предложения рабочей силы.

Интернационализация экономики, развитие транспортных и коммуникационных технологий способствовали повышению мобильности капитала, товаров, технологий, информации и людей. В то же время развиваются и приемы манипулирования людьми, которое превратилось в прибыльный бизнес. Симптоматично, что последним крупным документом, принятым на рубеже веков (в 2000 г.) ООН, была Конвенция против транснациональной организованной преступности, причем два из трех дополняющих ее протоколов непосредственно относятся к проблемам миграции: «Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и нака-

зании за нее» и «Протокол против незаконного ввоза

мигрантов по суше, морю и воздуху». Россия ратифицировала Конвенцию и оба протокола в 2004 г.

Устойчивая трудовая миграция за несколько последних десятилетий вызвала заметные структурные сдвиги в экономике индустриально развитых стран, существенно изменив сегментирование рынков труда. Обозначившееся разделение труда, в котором мигрантам, как правило, отводятся определенные виды работ, постепенно стало неотъемлемой частью мирового экономического порядка. В большинстве принимающих стран доля иностранных работников с начала 1980-х гг. постоянно возрастала и к 1999 г. составила в Германии 9% общей численности занятых, в Австрии – 10, в Швейцарии – 18, в Люксембурге – 57%. В России этот показатель еще очень низок: менее 0,5%. Впрочем, это данные официальной статистики. На самом деле мигранты играют в экономике многих регионов России гораздо большую роль. Согласно неофициальным оценкам, их доля составляет 5-7% занятых, т.е. достигает примерно такого же уровня, как в Бельгии, Франции, Швеции.

Выделяют несколько видов миграции:

1. Постоянная миграция – переселение населе-

ния со сменой жительства.

2. Циклическая (периодическая) миграция – пе-

ремещение населения на определенный срок (сезон,

неделю, месяц) с возвращением к прежнему месту жи-

тельства.

3. Маятниковая (челночная) миграция – регуляр-

ные ежедневные передвижения из одного населенного пункта в другой (например, на работу или учебу).

4. Эпизодическая миграция – случайные кратко-

временные перемещения населения по каким-либо причинам.

Кроме того, по характеру перемещения следует раз-

личать внешнюю и внутреннюю миграцию.

Внешняя миграция – переселение населения, связанное с выездом из страны (эмиграция) или въездом в страну (иммиграция). Понятие терминов «эмиграция» и «иммиграция» несколько различны, это не одно и то же. Под эмиграцией имеется в виду переселение части населения за пределы своей страны происхождения или проживания. Иммиграция же подразумевает въезд иностранцев или переселенцев из другого региона с последующим получением ПМЖ.

Внутренняя миграция – переселение на терри-

тории внутри страны (межобластная, межгородская, межрайонная). Данный вид миграции является доминирующим компонентом миграционной ситуации в регионах страны. Внутренняя миграция подразделяется на межрегиональную, или межобластную (из одного региона в другой), внутрирегиональную, или внутриобластную (из одного района в другой), и внутрирайон-

ную (из одной местности района в другую этого же рай-

В общем миграционном обороте внутрироссийские передвижения за период с 1995 по 1998 г. составили

в среднем 75%. Основным фактором, повлиявшим на межрегиональную и внутрирегиональную миграцию, стал возрастающий разрыв в экономическом развитии регионов. Характер перераспределения рабочей силы

в значительной степени формируется в зависимости от ряда признаков. По методике ООН мигрантами признаются лица, проживающие на новом месте более 6 месяцев (табл.4.1).

Таблица 4.1

Классификация видов миграции по группам при-

В 1990-х гг. благодаря свободе передвижения через государственные границы и рыночным свободам очень быстро получила развитие временная трудовая миграция. Это самый динамичный и, возможно, самый боль-

шой миграционный поток в России. Большая часть тру-

довых поездок либо не регистрируется (что характерно для миграций в пределах СНГ), либо совершается под маской туризма (в основном между Россией и странами вне СНГ), причем это касается как въезда иностранцев на заработки в Россию, так и выезда россиян с этими же целями за границу. В пределах СНГ поток трудовых мигрантов, как и миграция на постоянное жительство, направлен в Россию. Россияне же выезжают преимущественно за пределы СНГ. Основные сферы деятельности трудовых мигрантов – торговля, строительство, транспорт, ремонт, сервисные услуги.

Мигранты в России заняты главным образом в теневых секторах экономики и подвергаются жестокой эксплуатации.

В России масштабы теневой экономики оцениваются в 22,4% ВВП; по оценкам Росстата, в 2001 г. в неформальном секторе было занято не менее 10 млн человек (15% занятых в экономике). Трудовые мигранты составляют около 8% по отношению к регистрируемой

занятости в экономике, при этом, по меньшей мере, 2 /3

из них работают неофициально.

Миграционное движение (механическое прибытие и выбытие населения) вызывается различными экономическими, политическими, религиозными и другими причинами и связано с серьезными изменениями в по-

ложении людей, их статусе, перспективах жизни. Од-

ной из главных причин миграции и перераспределения трудовых ресурсов по территории страны является ухудшающееся экономическое положение.

При этом принято различать два вида миграций, имеющих экономические причины:

переселенческие, связанные с освоением новых земель и территорий;

трудовые, связанные с заключением трудовых соглашений. В настоящее время в развитых странах работают по трудовому договору более 25 млн трудящих- ся-мигрантов.

Большинство трудовых мигрантов обеспечили мате-

риальный достаток своим семьям: в среднем 3 /4 ми-

грантов, опрошенных в разных городах России в 2002 г., ответили, что их семьи живут «хорошо» или «очень хорошо», тогда как в опросах ВЦИОМ (проведенных не только и не столько среди мигрантов) таких респондентов меньше 5%. И наоборот, «бедных» и тех, кто живет «за чертой бедности», оказалось только 7% среди мигрантов против половины среди всего населения России

Проблема внешней миграции является достаточно новой для России. Сальдо миграции (миграционный прирост) только за период 1991-1995 гг. составило приблизительно 2,5 млн человек, что было больше чем

за предыдущие 30 лет. В настоящее время числен-

ность эмигрантов сократилась: если в 1990-1992 гг. 97% эмигрантов выезжали в Германию, Израиль, США или Грецию, то в 1999 г. уже 7% эмигрантов выезжали

в другие страны.

В отношении международной миграции населения проводится более жесткая, чем для внутренней миграции, и строго регламентированная миграционная политика. Принимающие и передающие страны стремятся регулировать потоки мигрантов по объему, национальному и профессиональному составу. Разрешая эмиграцию, страны выезда рассчитывают на снижение перенаселения, безработицы, поступления от эмигрантов валютных средств. Миграционная политика может иметь ограничительный (с 1974 г. в Западной Европе) и поощрительный (в Канаде) характер, подразделяться на эмиграционные и иммиграционные составляющие (например, в США – в иммиграционной политике, в Турции – в эмиграционной). Ряд стран Западной Европы заключили соглашение о единой системе компьютерного учета внешних мигрантов и единого информа- ционно-миграционного пространства.

Перемещения населения имеют сложный характер и структуру. В качестве примера приведем миграцию населения России с зарубежными странами в период

2005-2006 гг. (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Миграция населения России с зарубежны-

ми странами (тыс. чел.)4 В общественно-политических дискуссиях миграция

все чаще обсуждается с точки зрения прав человека. Однако неспособность (или неготовность) большинства принимающих государств принять на себя ответственность за соблюдение на своей территории прав мигрантов очевидна. Показательно, что Конвенция ООН 1990 г. «О защите прав всех трудящихся-ми- грантов и членов их семей» за 12 лет с трудом набрала необходимые 20 ратификаций и вступила в силу только 1 июля 2003 г. Большинство развитых стран так и не ратифицировало эту Конвенцию, что говорит об их неготовности к расширению легитимного пространства трудовой миграции.

Определенное представление о возможных масштабах иммиграции можно получить, если рассчитать, какое демографическое вливание необходимо, чтобы население страны, по крайней мере, не сократилось. Такой расчет вполне правомерен, так как в мире пока нет прецедентов, когда бы успешное экономическое развитие страны сочеталось с быстро убывающим населением. Так вот, чтобы Россия могла прийти к середине века с той же численностью населения, какую она имеет сейчас, ей необходимо привлечь в течение

4 Источник: http://www.gks.ru/free_doc/2007/b07_06/1/01-05.htm

50 лет от 35 до 70 млн иммигрантов – в зависимости

от сценариев рождаемости и смертности. Медианные среднегодовые значения постепенно нарастают от 700 тыс. человек в текущем пятилетии до 1 200 тыс. человек к 2025 г., в последующем оставаясь примерно на этом уровне. С июля 1992 г. органы ФМС (Федеральной миграционной службы) начали проводить регистрацию вынужденных беженцев и переселенцев.

Приведенные параметры иммиграции значительно превосходят достигнутые в прошлом. Даже в 1990-е гг., когда Россия получила беспрецедентно высокий миграционный прирост, он не полностью возместил естественные потери населения. Согласно последней переписи населения, за 14 лет, с 1989 по 2002 г., население России за счет миграции увеличилось на 5 560 тыс. человек, т. е. годовая прибавка составила всего около 400 тыс.. На фоне прогнозных величин это выглядит скромно, несмотря на то, что в 2 раза превосходит уровень 1980-х гг.

Тем не менее, итоги переписи убедительно демонстрируют живительную роль миграции. Не будь в Россию притока извне, ее население уже сократилось бы по сравнению с 1989 г. на 7,4 млн человек, или на 5%. Именно такова была его естественная убыль за

межпереписной период. Миграция скомпенсировала 3 /4 естественных потерь, так что фактически население

страны стало меньше только на 1,8 млн человек, или

Даже в условиях глубокого кризиса Россия смогла абсорбировать 5,5 млн иммигрантов, не обнаружив признаков заметного их влияния на уровень безработицы в стране. Более того, фактический миграционный прирост в России превзошел данные переписи, которые, в свою очередь, на 2 млн человек превзошли текущий учет.

Средняя продолжительность пребывания в России мигрантов, попавших в выборку, составила почти 25 месяцев, т.е. чуть более двух лет, причем около 20 % мигрантов живут здесь уже почти 5 лет. Прожили в России все 12 месяцев в 2000 г. 18% мигрантов, 25% – в 2001 г., 35% – в 2002 г. и почти 70% – все 6 месяцев до момента опроса. Более 40% опрошенных хотели бы получить российское гражданство и остаться в стране навсегда. Многие уже длительное время живут в стране, перевезли сюда свои семьи, в большинстве своем имеют регистрацию по месту жительства и фактически рассматривают Россию как страну постоянного проживания. По существу они уже не являются трудовыми мигрантами, поскольку их цель – стать гражданами страны приема. Еще 20% мигрантов настроены на длительное проживание в стране с последующим возвратом. И только около 30% мигрантов предпочитают быстрый заработок и возврат домой.

Так, согласно исследованиям, в России единовременно находится 3-3,5 млн трудовых мигрантов из стран СНГ (так называемых гастарбайтеров) плюс около полумиллиона китайцев и вьетнамцев. В итоге получим около 4 млн внешних трудовых мигрантов. Примерно половина мигрантов из СНГ имеет временную регистрацию по месту жительства. Многие живут

в России в течение нескольких лет, непрерывно продляя регистрацию. (К примеру, из опрошенных

в Москве трудовых мигрантов с Украины каждый второй проживал в столице более трех лет.) Кроме того, в нашу страну приезжает на длительное время и значительное количество «настоящих иностранцев». Так, за 1992-1997 гг. число прибывших в Россию на срок более одного года граждан западных стран по данным ОВИРа превысило 1,1 млн человек. Все эти группы мигрантов не попадают в текущий учет.

Надо полагать, что зарегистрированные трудовые мигранты из СНГ и иностранцы из других стран, проживающие в России на законных основаниях, в своем большинстве не проигнорировали перепись населения. Они и обеспечили двухмиллионную прибавку общей численности населения страны, количества прибывших и величины миграционного прироста по переписным данным в сравнении с учетными. Все логично. Если общие данные переписи и

могут вызвать сомнение, то скорее это будет

подозрение в занижении названных показателей, так как незарегистрированные мигранты, ясно, уклонились от переписи.

Коммерческие мигранты, начавшие работать на выезде раньше всех, первые свои поездки совершали в Польшу, Турцию, Китай и др. страны. С середины 1990-

х гг. число поездок в дальнее зарубежье снижается, а после 1998 г. сходит почти на нет, так как августовский финансовый кризис 1998 г., вызвавший резкое падение курса рубля и удорожание транспортных расходов, сделал поездки коммерческих мигрантов за рубеж нерентабельными. Произошла переориентация на отечественные оптовые рынки, расположенные в ближайших крупных городах: Смоленске, Владимире, Нижнем Новгороде, Омске, Новосибирске, Санкт-Петербурге. Кроме того, коммерческие мигранты из всех малых городов Центральной России очень активно используют оптовые рынки Москвы. Особенностью же коммерческой миграции в Исилькуле (Омская обл.) является использование преимуществ приграничного положения: часть товаров скупается в ближнем зарубежье – Казахстане, Киргизии, а затем продается как в самом Исилькуле, так и соседних сибирских областях.

Приток мигрантов тесно коррелирует с уровнем раз-

вития частного сектора экономики. То, что этот сектор быстрее развивается именно в центральных и юго-за-

падных районах, имеющих более разветвленную эко-

номику, лучше оснащенных коммуникациями, тесно связанных с Украиной, Белоруссией, географически и экономически близких к странам Восточной и Западной Европы, закономерно. Резко усилившееся тяготение населения к наиболее обжитым и комфортным районам – не столько конъюнктурное явление, реакция на экономическую депрессию, сколько долговременная тенденция – запоздалое проявление перехода от экстенсивного способа освоения пространства к интенсивному, к сжатию (уплотнению) заселенной территории, более эффективному ее использованию, делающему те возможности, которыми располагает общество, доступными для всего населения.

Введение

Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах.

Миграционные процессы оказались в центре внимания современных исследований в силу своей значимости и масштабов их непосредственного и опосредованного влияния на политическую, экономическую и социально-культурную жизнь как стран, продуцирующих миграционные потоки, так и стран, их принимающих

Привлечение мигрантов - иммиграция превращается в одно из стратегических направлений миграционной политики, а также cоздание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции.

Так же Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста. В условиях стремительного сокращения численности населения Российской Федерации в целом и трудоспособного населения в частности, совершенствование миграционной политики приобретает особую актуальность.

Однако последствия миграции противоречивы. Миграция населения оказывает существенное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение населения, нередко сопровождается ростом образовательной и профессиональной подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции людей. С другой стороны, массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного давления на социальную инфраструктуру (жилье, здравоохранение и др.). Тем самым миграция влияет на уровень жизни коренных жителей. Миграций населения может вызвать обезлюдение и экономический регресс одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики

Объект исследования курсовой работы – процесс миграции населения в Российской Федерации.

Предмет исследования – особенности современной миграционной политики России.

Цель данной курсовой работы – исследовать основные приоритеты современной миграционной политики Российской Федерации для оптимизации социально-экономического развития страны.

Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:

· рассмотреть общетеоретические понятия миграции населения, ее виды и причины;

· Рассмотреть особенности миграции населения в Российской Федерации;

· рассмотрены статистические методы изучения и показатели миграции;

· Предложить оптимизацию механизмов регулирования миграционных процессов РФ.

Глава 1. Миграция населения: понятие, виды, причины.

1.1 Понятие «миграция населения»

Миграция населения (лат. migratio - переселение) - перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Миграция населения - это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих» .

Миграция не однородный процесс, принято выделять несколько ее видов и типов. Прежде всего, выделяют внутреннюю и внешнюю миграции (эмиграцию - выезд из страны, иммиграцию - въезд в страну, реэмиграция – возвращение в страну выезда, репатриация – возвращение в страну изначального проживания потомков иммигрантов). Внешняя миграция осуществляется следующими категориями граждан:

· Иммигрантами

· Мигрантами - рабочими в т. ч. незарегистрированными

· Беженцами

Страны, участвующие в мировой миграции, можно разделить на 3 группы:

· Страны-импортеры (принимают трудовых мигрантов)

· Страны-экспортеры (отдают трудовых мигрантов)

· Страны, где в равной степени существует и импорт и экспорт трудовых мигрантов

Распределение стран по типам этой классификации не является постоянным, а определяется уровнем их экономического развития, совершенствованием производственной структуры, изменением политической ситуации, демографических и социально-экономических условий.

По статистике ООН мигрантами считают лиц, проживающих на новом месте более 6 месяцев.

Внутренняя миграция так же подразделяется на межрегиональную (из одного субъекта РФ в другой) и внутриобластную (в рамках одного региона).

Виды миграций

Рассмотрим подробно некоторые виды миграции. (Таблица видов миграции представлена в приложение 1.)

Безвозвратным видом называется миграция населения в строгом значении слова, т. е. перемещение населения, которое ведёт к его территориальному перераспределению. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населённых пунктов в другие и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства.

Маятниковые миграции представляют регулярные (ежедневные или еженедельные) поездки населения от мест жительства до мест работы или учебы и возвращение обратно, на место постоянного жительства. Такой вид миграции населения нельзя рассматривать, как миграцию в чистом виде. Маятниковая миграция населения характерна для небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест. В нашей стране маятниковая миграции ярко проявляется в крупных мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др. где в нее вовлечены миллионы граждан из пригородов мегаполисов и соседних регионов.

Эпизодические миграции населения представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и не обязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвует трудоспособный контингент, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодических миграций населения весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграций превосходит все остальные.

От сезонных миграций эпизодические не отличаются ни своей продолжительностью, ни целями: они могут быть не только рекреационными, но и трудовыми. Сезонные миграции населения - это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в место постоянного жительства. Они в большинстве своём имеют целью удовлетворить потребности в рабочей силе отраслей с сезонным характером производства.

В последние десятилетия все чаще встречается вынужденная миграция – миграция имеющая вынужденный, внезапный характер, часто обусловленная угрозой для жизни мигрантов в результате войны, болезней, стихийных бедствий, политических репрессий и т.д.

Процесс обратный вынужденной миграции – добровольная миграция – мигрант сам принимает решение о смене места жительства. Этот вид миграции бывает двух видов – экономическая и в более узком понимании трудовая.

В настоящее время в мире насчитывается около 120 млн. трудовых мигрантов и примерно столько же нелегальных мигрантов. Трудовая миграция бывает двух видов – миграция неквалифицированной рабочей силы – «утечка мускул» и миграция высококвалифицированной рабочей силы – «утечка умов». В настоящее время в эпоху НТР особенно важен второй вид трудовой миграции. Сформировалось глобальное явление – межгосударственная интеллектуальная миграция.

Принято выделяют несколько функций миграции: ускорительную, перераспределительную, селективную, экономическую, социальную.

Ускорительная функция заключается, в том, что территориальные перемещения способствуют социально-культурному и трудовому обмену, что необходимо для обогащения населения, как трудовых ресурсов и поддержания культурного единства.

Функция - перераспределения общей численности населения, связанна с необходимостью перемещения производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами городских и сельских поселений.

Селективной функции миграции населения заключается в неравномерном участии в миграции населения различных социально-демографических групп, что ведёт к изменению качественного состава населения разных территорий.

Экономическая функция заключается в обеспечении соединения территориально распределённых средств производства с необходимой рабочей силой для их поддержания и нормального функционирования.

Социальная функция миграции населения всецело определяется производственными отношениями и способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.

Мигрантов за длительный промежуток времени принято разделять на миграционные когорты – совокупность мигрантов объединенных какими то общими признакам (например, периоду миграции).

Одним из аспектов международной миграции является нелегальная миграция. Согласно постановлению Правительства РФ 2002 года нелегальная миграция: - «это въезд на Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства РФ, регулирующего порядок въезда иностранных граждан, а так же произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории РФ».

Причины миграции

Миграция обеспечивает соединение территориально распределенных (по континентам, странам, регионам внутри стран)природных ресурсов и средств производства с рабочей силой, содействует удовлетворению потребностей населения в получении работы, жилья, средств к существованию, социально-профессиональной мобильности, изменении социального статуса, других характеристик жизненного положения населения и т. д.

Таблица «Причинны миграции» представлена в приложении 2.

Причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и т. д. Внутренние миграции особенно распространены в странах с обширной территорией, разнообразными природно-климатическими и экономическими условиями. В странах с обширной территорией значительное место занимают сезонные миграции рабочей силы - временные перемещения рабочей силы в сельскую местность для выполнения сезонных и сельскохозяйственных работ, и из сельской местности временное сезонное перемещение в город - отходничество.

Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определенном регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. Для внешних миграций рабочей силы характерным является увеличивающийся удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов. На современном этапе главные направления миграции высококвалифицированных специалистов - из стран Восточной Европы в США, Канаду, ряд стран Западной Европы.

Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака и Боснии в США и Великобританию), политические конфликты (эмиграция из Зимбабве в США) и природные катастрофы (миграция из Монтсеррата в Великобританию из-за извержения вулкана).

В качестве причин миграционного выбытия по данным опроса были получены следующие данные: «переезд к родственникам»-9,5%, «возращение на родину»-7,2%, «возможность самореализации, карьерный рост» -10,8%. Косвенно это подтверждается «поиском работы, трудоустройством»-7,6%, «распределение, работало контракту»-6,1%.

По территориальному происхождению в середине 90-х 702,5 тыс. (22,5%) мигрантов были из Таджикистана, 15,4 % - из Грузии, 13 % - из Азербайджана, 11,6 % - из Узбекистана, 13,2 % - из регионов России. Почти 60% зарегистрированных переселенцев - русские, 7,6 % - татары, 6,7 % - армяне, 5,9 % - осетины, 3,4 % - украинцы. Около 47% переселенцев осело в селе.

Основной фактор, вызвавший активизацию миграционных потоков внутри самой России – асинхронное развитие регионов России и стран ближнего зарубежья. Как говорят некоторые аналитики – Россия одной ногой стоит в 21 веке, а второй в 19. Отсюда социально-бытовая и производственная запущенность регионов Сибири, Юга России и Крайнего Севера, а в остальных районах – обнищание российского села и безработица в малых городах. Еще в большей степени это относится к бывшим странам СССР. Миграционные процессы в России в 90-е и начале 2000 годов были вызваны острой необходимостью смены места жительства на фоне жесточайшего экономического кризиса в России и республиках бывшего СССР.

Таким образом, миграция – многоплановое и масштабное явления для экономики страны, которое возникает как следствие глобальных процессов. Не существует единых подходов и методов к изучению миграции, так как это очень динамичный и изменчивый процесс, подверженные влиянию целой группы причин. Изучение процесса миграции для экономики страны важно именно с позиции трудовых ресурсов и восполнения демографических потерь. Задача изучения миграционных процессов применительно к России – выявление угроз которые несет миграция обществу и полезных функций миграции. Затем сравнения положительных и негативных сторон миграции для определения итоговой оценки для экономики страны.