Новые правила для иностранцев управления автомобилем. Какие иностранные водительские права действительны в россии

С 1 июня этого года вступают в силу принятые еще в 2013 году поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс об административных правонарушениях, запрещающие брать на работу водителей с иностранными правами. Нововведение не коснется иностранцев, использующих автомобиль для личных поездок. А вот за допуск к работе водителей, не имеющих российских удостоверений, работодателей будут штрафовать на 50 тыс. рублей. Вступление в силу этой нормы уже дважды откладывалось - водители-иностранцы и транспортные предприятия были не готовы к новым правилам, из-за этого могли возникнуть сбои в пассажирских перевозках.

По словам председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослава Щербинина, в одной только Москве проблемы с документами могут возникнуть у 20% таксистов. До 1 июля они должны сдать экзамен на знание ПДД и получить российские удостоверения.

В основном они ждут, - сказал Ярослав Щербинин «Известиям». - Особенности наших таксистов таковы, что, пока их штрафовать не начнут, они заниматься переоформлением не будут.

Новые требования профсоюз таксистов поддерживает и считает, что они значительно сократят число нелегальных извозчиков.

Значительная часть таксистов, особенно в Москве, имеют права Узбекистана, Таджикистана и других бывших союзных республик. При этом они зачастую не официально трудоустроены, а берут машины в аренду. Получается, что гражданин чужого государства незаконно занимается предпринимательской деятельностью на территории России. Теперь с помощью сотрудников ГИБДД будет проводиться отсев людей, которые не имеют права заниматься перевозками.

Исполнительный директор Транспортной ассоциации московской агломерации, заведующий кафедрой автомобильных перевозок Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Норайр Блудян прогнозирует потерю российскими автотранспортными предприятиями в среднем 5% персонала.

В некоторых компаниях до 20–30% водителей - иностранцы, - сказал он «Известиям».-Сколько из них успели оформить документы, неизвестно - такую статистику никто не ведет. Думаю, примерно 5% водителей транспортных предприятий не получат российские права к июлю.

Часть из них просто не успеют этого сделать, потому что поздно начнут этим заниматься. Остальные по объективным причинам: может выясниться, например, что кандидат на получение российских прав находится в розыске. Кто-то не сдаст экзамен, у кого-то не будет необходимых документов. Есть много водителей, которые не могут ни разговаривать, ни читать по-русски. Как он может сесть за компьютер и сдать экзамен? Никак. А мы ему доверили жизни людей.

При этом, как считает Норайр Блудян, на перевозках кадровые изменения не скажутся.

Не надо из этого делать трагедию, надо повышать зарплаты и привлекать для работы в своих компаниях москвичей, жителей других регионов России, - отметил эксперт.

Некоторые иностранные граждане могут не успеть к 1 июня, даже если подадут заявление прямо сегодня: ГИБДД будет делать запрос в компетентные органы иностранного государства, чтобы узнать, действительно ли такой-то гражданин получал там права. Такая межгосударственная переписка может растянуться на три-четыре месяца. Так что для кого-то будет проще и быстрее пройти обучение в российской автошколе и сдать экзамены на общих основаниях. Однако председатель Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов сообщил «Известиям», что не наблюдает наплыва иностранных граждан, желающих учиться.

Сейчас многие иностранцы вместо того, чтобы учить правила дорожного движения, опять пытаются найти посредников, предлагающих «помощь» в прохождении экзаменационных испытаний, - рассказал Александр Ачкасов. - Многие трудовые мигранты, несмотря на наличие у них водительских удостоверений, никогда не учились в автошколах, а у некоторых удостоверения и просто фальшивые.

По его мнению, благодаря новым правилам на российских дорогах будет меньше водителей автобусов, маршруток и такси, получивших водительские удостоверения без нормального обучения либо имеющих проблемы с законом. В то же время Ачкасов считает нерациональным выдавать срочное водительское удостоверение для работы по найму гражданам других стран, которые приезжают работать водителями лишь на определенный сезон.

Было бы разумнее внедрить практику периодического подтверждения профессиональной квалификации иностранным водителям, которые работают по найму, - пояснил Александр Ачкасов. - Если бы они ежегодно сдавали тест по правилам дорожного движения и проходили медицинское освидетельствование, то это бы привело к реальному повышению безопасности на дорогах.

В Союзе автошкол отмечают, что такая практика не противоречит мировому опыту: во многих странах права для водителей-профессионалов и обычных автомобилистов существенно различаются по процедуре получения и продления.

Михаил , здравствуйте.

Гражданином какого государства Вы являетесь?

Добрый день!

Если я правильно понял надо машину арендовать у работодателя?

Тогда можно ездить с моим НВУ?.

Благодарю!

Узбекистанские права на картинке также в целом соответствуют конвенции (если поля будут заполнены или продублированы латиницей).

Удачи на дорогах!

Обновил свои права, пока не получу Российские, по этим можно пользоваться арендой АМ или каршеренгом в крупных городах или лучше сделать Международные ООН права? Спасибо!

grdil , здравствуйте.

1. Если Вы возьмете машину в аренду, то Вы сможете управлять этой машиной с иностранными правами. И ни у кого не будет вопросов по поводу того, что Вы работаете на этой машине.

2. Проверьте свои права. Если они соответствуют к Конвенции, то проблем быть не должно.

Удачи на дорогах!

ИРД , внешне удостоверение (те поля, которые видно) соответствует требованиям Конвенции, то есть с такими правами можно управлять автомобилем в РФ.

Что касается аренды автомобиля и каршеринга, то у них могут быть собственные требования. Рекомендую Вам написать в указанные компании и уточнить, подойдут ли Ваши права.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте, Максим!

Как Вы считаете, может ли гражданин России легитимно управлять автомобилем в России на основании ВУ, выданным Королевством Таиланд?

Таиланд является участником ВК, однако в удостоверении отсутствуют отметки места жительства и подпись владельца.

Можно ли обменять данное удостоверение на российское?

Здравствуйье! С новым годом Всех! Подскажите пожалуйста, вод.удостоверение Казахстана, я понял если срок действия не установлен то поменять не смогу, а если стоит до какого действительны то поменять смогу только с перездачей экзамена но без учёбы?

Alex1331 , здравствуйте.

Если государство подписало Венскую конвенцию и выдало права, которые требованиям конвенции не соответствуют (как в описанном Вами случае), то такие права использовать нельзя. Обменять такие права также не получится.

41. Иностранные национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.

Если Таиланд сейчас выдает права, соответствующие конвенции, то можно сначала заменить удостоверение в Таиланде на современное, а затем обменять его на российское.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте! С Новым Годом! Подскажите пожалуйста, могу ли я (гражданин РФ, постоянно проживающий в России) управлять автомобилем в некоммерческих и коммерческих целях на территории России с водительским удостоверением республики Узбекистан (участником Венской конвенции)? Имеется водительское удостоверение нового образца (с октября 2017г.), где используется государственный язык в латинской графике. Вся остальная информация указана на русском, узбекском и английском языках. Огромное Вам спасибо!

Здравствуйте. Я знаю,что когда у тебя есть иностранные права,ты можешь из обменять на российские с переносом стажа. У меня есть украинские,со стажем. Но я уже сдал на права в России без них,посколько их при себе не было,они были на Украине. По понятным причинам я за ними поехать не мог. Сейчас родственники привезли мне их. Могу ли я сейчас их обменять,уже имея российские,чтобы мне перенесли стаж?

Я гражданин рф

Рустам , здравствуйте.

С точки зрения закона "О БДД" гражданин России может использовать иностранные права, соответствующие Венской конвенции, в том числе и для работы водителем.

Удачи на дорогах!

Денис , здравствуйте.

Вопрос переноса стажа из иностранного удостоверения в Российское в нормативных документах не рассматривается. Рекомендую Вам проконсультироваться по данному вопросу в ГИБДД.

Удачи на дорогах!

Николай-195

Доброго времени суток. Подскажите Максим, я гражданин РФ, водительские права армянские. В списке указанным выше участников Венской конвенции, Армении нету. Но права соответствуют требованиям.. Могу ли я этими правами управлять автомобилем? Что на личном автотранспорте, что например по работе...? Спасибо..

Николай , здравствуйте.

Цитата из разъяснения ГИБДД от 13 апреля 2015 года "В Госавтоинспекции разъяснили возникающие у граждан вопросы об иностранных водительских удостоверениях":

Если же государство не является договаривающейся стороной Венской конвенции, выданное им национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если в водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).

Исключением являются национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские водительские удостоверения.

Если Ваше удостоверение соответствует требованиям конвенции, то все записи в нем дублируются латинскими буквами. Т.е. его можно использовать в РФ.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте! Я гражданин РФ и Таджикистана, права получены в Таджикистане, категория СE. Могу ли я с данными правами работать в качестве водителя большегрузного автотранспорта в РФ? И если нет, могу ли я заменить их, сдав экзамены в ГИБДД, без прохождения обучения в автошколе?

Дмитрий80

Добрый день!Получил гражданство РФ на территории Латвии в 2009 году,водительское удостоверение также получил в Латвии в 2000 году,переехал на постоянное место жительства в РФ,могу ли я поменять водительское на российский вариант?зараннее Спасибо!

Тимур , здравствуйте.

1. Гражданин РФ может использовать иностранные права при работе водителем. Однако будьте готовы к тому, что у сотрудников ГИБДД будут часто возникать вопросы и Вам придется доказывать собственную правоту (возможно, в суде).

2. Если удостоверение соответствует требованиям Венской конвенции, то его можно заменить на российское. Для этого нужно сдать экзамены, учиться в автошколе не нужно.

Удачи на дорогах!

Дмитрий , здравствуйте.

Если удостоверение соответствует требованиям Венской конвенции (или редакции конвенции, действовавшей на момент выдачи), то его можно заменить на российское.

Удачи на дорогах!

Александр-756

Я гражданин РФ!Прилетел в Киргизию,выучился на категории bc!

Могу ли я ездить на территории РФ по Киргизским правам вне коммерческих целях???

Александр , Киргизия не подписала Венскую конвенцию. Ваше удостоверение можно использовать только в том случае, если все записи в нем сделаны буквами русского или латинского алфавита. Либо нужно сделать его заверенный перевод.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте! Я получил гражданство РФ в 2011 г.,(в прошлом гражданин Казахстана) водительское удостоверение не менял! Сейчас занялся заменой, обращался в несколько ГИБДД, говорят что мои ВУ не подходят под венскую конвенцию, ВУ получал в первые в Казахстане 2007 году, права на трех языках, отличие от нового образца в том что, четвертый раздел на правах, не имеет букв типа a) b) c) d) ! Товарищ в 2011 году такие же права обменял без вопросов. Были изменения Венской Конвенции какие нибудь, что это повлияло! Или в 2007 году не было подписания ВК с Казахстаном? И если все таки можно обменять, то на что ссылаться?И если в 2007 году Казахстан входил Венскую конвенцию,то могу ли я ссылаться на редакцию конвенции, действовавшей на момент выдачи ВУ.

К сожалению, мне не известно, в каком году Казахстан подписал конвенцию.

Удачи на дорогах!

Добрый день!

Будьте добры ответьте на мой вопрос пожалуйста. Вопрос следует после изложенного.

Изходя из изложенного в информационном материале "Иностранные водительские права у гражданина РФ" уверенно можно сделать вывод, что являясь гражданином РФ и имея иностранное водительское удостворение, гражданину разрешаеться управлять транспортным средством на территории РФ. Руководствоваться пунктом 12 статьи 25 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018), можно подумать что можно, но эти понятия (временно пребывающий, временно проживающий и постоянно проживающий) в Федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ ((ред. от 27.12.2018) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019)) во второй стати толькуются иначе:

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;

Недавно, я обратился в отделение ГАИ по по данному вопросу, но ответ был отрицательный. Должностное лицо сказал, если я являюсь гражданом РФ, то мне не разрешается управлять транспортным средством по иностранному водительскому удостворению. Они руководствовались Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 (ред. от 14.08.2018)

"О допуске к управлению транспортными средствами". Но, каким пунктом и каким обзацом, я не достаточно хорошо их понял. И еще каким-то нормативным актом.

В одной судебной практике было прописано "Положения приведенных выше правовых норм, позволяющие управлять в Российской Федерации транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения, в отношении него неприменимы, поскольку распространяются на временно пребывающих в Российской Федерации иностранных гражданин." Также были приведены следующие аргументы:

Пунктом 7 Конвенции предусмотрено, что положения статьи 41 Конвенции не обязывают Договаривающиеся Стороны:

a) признавать действительными национальные или международные водительские удостоверения, выданные на территории другого государства лицам, которые имели на их территории обычное местожительство в момент выдачи этого водительского удостоверения или которые перенесли свое обычное местожительство на их территорию после выдачи этого удостоверения;

b) признавать действительность вышеуказанных водительских удостоверений, выданных водителям, обычное местожительство которых в момент выдачи удостоверений находилось не на территории, где были выданы удостоверения, или которые перенесли свое местожительство после выдачи удостоверений на другую территорию.

А чем руководствоваться при объяснении сотрудника ДПС что данные понятия (или котегории граждан) в пункте 12 ст. 25 относятся к гражданам РФ тоже?

tutor , здравствуйте.

Все пункты нормативных документов, относящихся к ситуации, приведены в . Пример успешного обжалования штрафа приведен в .

Если Вы не уверены, что на основе приведенной информации сможете доказать собственной правоту сотрудникам ГИБДД и судье, то лучше замените водительское удостоверение на российское.

Удачи на дорогах!

Российский гражданин.

Есть международные права оформленные в Гонконге на основании локальных прав Гонконга сроком на 1 год

В национальных русских правах открыта только категория B.

Можно ли водить мотоцикл в России на основании такого набора прав?

Пункт 12 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения":

12. Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.

У Вас имеется российское национальное удостоверение, поэтому Вы не можете использовать иностранные права в РФ.

Если Вы хотите управлять мотоциклом, то следует на российское.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте, Максим!

Подскажите, пожалуйста:

я гражданин РФ. проживаю в Казахстане несколько лет на основании временной регистрации (каждый раз регистрируют на 1 год по трудовому договору)

у меня есть российские права на авто (2017г.) и есть свежие казахстанские права на авто и мото (2018г.).

Закон от 07.05.13 №92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вступил в силу с 1 июня этого года. Он обязывает всех иностранцев, которые работают водителями, иметь российские национальные водительские удостоверения. При отсутствии таковых нарушителю грозит штраф в 50 тыс. рублей. При этом нарушителем в данном случае считается не сам водитель, а его работодатель, который и обязан контролировать исполнение данного запрета.

Тем не менее несколько лет депутаты, прекрасно понимая последствия принятого ими же самими документа, переносили срок вступления в силу поправок на один год.

Так должно было быть и на этот раз — законопроект, переносящий вступление документа на 1 июня 2018 года, весной был принят в первом чтении, однако в итоге окончательно принять его парламентарии банально не успели.

При этом, ежегодно давая отсрочку иностранцам, в парламенте рассчитывали, что они озаботятся получением российских прав, — видимо, надеясь, что проблема со временем перестанет носить массовый характер.

Однако, по оценкам самих же парламентариев, в настоящее время в стране все еще трудятся около 10 тыс. иностранных водителей, не имеющих российских прав, причем большая их часть в Московском регионе, а также Смоленской и Брянской областях.

Еще одна веская причина, по которой депутаты постоянно откладывали вступление в силу запрета, — неготовность ГИБДД к наплыву такого числа водителей и отсутствие возможности быстро их обслужить.

«Основным препятствием для сдачи экзаменов, служащим причиной отказов в приеме заявлений на сдачу экзаменов, является отсутствие необходимой материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции — требуемого для сдачи экзамена водителя-международника подвижного состава и оборудованных площадок (автодромов)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту о переносе сроков, который так и не успели окончательно принять.

При этом проходить обучение заново иностранцам не нужно — необходимо лишь сдать один теоретический и два практических экзамена.

В связи с вступлением запрета многие прогнозировали, что уже утром 1 июня в ряде российских мегаполисов наступит транспортный коллапс: сотни водителей автобусов и маршруток не смогут выйти на работу. Такое уже случалось, когда осенью 2013 года из-за неразберихи со сроками вступления поправок водители-иностранцы предпочли не выходить на работу. Однако на данный момент сообщений из регионов о проблемах с отсутствием общественного транспорта нет. Коллапс в четверг утром случился лишь в Нижнем Новгороде, где не вышли в рейс около 200 маршруток, но проблема с мигрантами никак не связана.

Российские автошколы создали в регионах специализированные центры помощи водителям-иностранцам по замене национальных водительских удостоверений на российские.

«В крупных региональных учебных центрах по обучению водителей транспортных средств в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельской, Ростовской областях, Республике Карелии они могут получить бесплатные консультации по оформлению документов для сдачи экзаменов в ГИБДД, по условиям сдачи экзаменов, бесплатно пройти проверку знаний по экзаменационным билетам ГИБДД», — рассказали «Газете.Ru» в Гильдии автошкол России.

Председатель правления гильдии Сергей Лобарев высказал недоумение в адрес руководителей автохозяйств, проявивших беспечность в отношении выполнения требований закона по замене прав иностранцев, что, несомненно, влияет на безопасность дорожного движения в стране. «Четыре года оттягивали решение о замене иностранных водительских удостоверений на российские, что сейчас создает проблемы для экзаменационных подразделений ГИБДД, а соответственно, и проблемы коммерческих грузопассажирских перевозок», — заявил Лобарев.

О необходимости замены иностранных прав на российские власти заговорили в 2013 году из-за большого количества аварий с мигрантами. Авторы идеи и общественность окончательно убедились в необходимости такого документа после крупной аварии с «КамАЗом», которую в июле 2013 года в Подмосковье спровоцировал водитель-нелегал из Армении Грачья Арутюнян.

В результате ДТП с переполненным пассажирским автобусом тогда погибли 18 человек, десятки получили ранения. Выяснилось, что вдобавок мигрант управлял еще и неисправным автомобилем, однако в итоге к ответственности привлекли только его.

Примечательно, что буквально месяц назад власти Армении сообщили, что приговоренный к 6 годам и 9 месяцам колонии Арутюнян вскоре отправится на родину и будет там отбывать оставшееся наказание. Экстрадиция могла бы состояться и раньше, если бы не финансовые претензии к Арутюняну со стороны родных погибших и пострадавших. Все заявленные иски были удовлетворены — для этих нужд власти Армении изыскали около 18 млн рублей, деньги были перечислены в Россию, — и в конце апреля армянские СМИ сообщили, что процесс экстрадиции должен завершиться в скором времени.