Могут ли отказать в регистрации.

Ненавязчиво скопированная респектабельным порталом Cossa.ru еще в далеком 2010-м, без ссылки на первоисточник. Меня тогда никто знал, блог websarafan.ru, который я тогда вела, был совсем новым, так почему бы старшему брату не присвоить имущество младшего?

Защита контента сайта – дело, близкое к безнадежному: на воровстве всегда стояла, и стоять будет земля русская. Вообще, тексты в неизмененном виде в наше время воруют только новички и идиоты, т.к. ничего кроме вреда копипаст не приносит, в том числе и самому вору. Это плохо не только для репутации, но и для , т.к. поисковики не признают дублей. В результате страдают обе стороны – и автор, и вор. Те, кто поумнее, рерайтят краденые тексты до высокой уникальности и только потом выкладывают у себя. Некоторые так виртуозно пересказывают их своими словами, что даже сам автор может свой текст не узнать. А если и узнает, вряд ли что-то докажет – ведь, несмотря на тот же смысл, ни одна фраза не совпадает!

Все это достаточно печально, и нам, авторам, нужно как минимум верифицировать свое авторство через Яндекс, чтобы поисковик знал, кто написал оригинал. Впрочем, на это тоже сильно не рассчитывайте: поисковые алгоритмы, распознающие авторство, пока несовершенны и запросто могут перепутать хозяина с вором, наказав настоящего автора пессимизацией, а вора, наоборот, подняв в выдаче (особенно если у него сайт «потолще»). В общем, нет повести печальнее на свете.

Но что-то ведь делать надо, правда?

UPD от 12.11.2018: верификация через Google+ (о которой ранее было подробно написано в этой статье), больше не работает: Гугл закрывает свою неудавшуюся социальную сеть, и она перестанет работать уже к середине 2019 года.

Так что мы с вами сегодня разберемся, как подтвердить авторство в Яндексе без особых заморочек, и будем надеяться на то, что со временем поисковые алгоритмы начнут безошибочно распознавать Хороших Парней и пессимизировать Плохих.

Подходит для текстов объемом от 500 до 32000 знаков. Особенность верификации в Яндексе заключается в том, что текст регистрируется здесь ДО публикации: сначала вы пишете статью в ворде, потом загружаете ее в Яндекс Вебмастер, и только после отправки заявки выкладываете на свой сайт. Загружать, соответственно, можно только оригинальные тексты, которые еще не были опубликованы нигде в интернете.

В инструкции исхожу из того, что в Вебмастере вы уже зарегистрированы, и ваши права на сайт подтверждены.

  1. Заходим на страницу сервиса «Оригинальные тексты » и кликаем «Начать работу».
  1. Далее вебмастер предлагает список сайтов, права на которые вы успели подтвердить в данном аккаунте. У меня здесь всего один домен, на него и кликаю.

  1. Вебмастер включает плагин и открывает окно для ввода текста. Копируете туда полный текст и кликаете «Добавить». (После этого предлагается окно для следующего текста, а уже добавленный смещается вниз. Тут ничего делать не надо, можете закрыть вебмастер).

Готово! Можете публиковать статью на сайте.

Заключение. В поисковиках работают неглупые и суровые ребята, которые действительно пытаются бороться со злодеями и ворами. Так что будем надеяться, что такой способ защиты контента, как подтверждение авторства в Яндексе, со временем станет более надежным. Предлагаю верифицировать все тексты в Яндексе, начиная с ближайшей статьи, которую соберетесь публиковать. В вопросах авторского права в интернете счет иногда идет на часы и дни.

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
2. Авторами аудиовизуального произведения являются:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения.
4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание такого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.
Изготовитель вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.
5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Важно уяснить на каком основании телеканал приобрел исключительное право на телепрограмму, поскольку у телепрограммы ряд лиц являются авторами (штатные сотрудники). Возможные варианты: с каждым работником заключался,либо дополнительный договор, либо в трудовом договоре предусмотрен переход исключительного права к телеканалу, либо договор на отдельно сложное произведение, созданное в соавторстве.

Передача исключительных прав телеканалом другому лицу осуществляется на основании лицензионного соглашения(договор), также необходимо предоставить копии документов, на основании которых телеканал приобрел это исключительное право (трудовые договора, лицензионные соглашения с авторами). Предоставление дополнительно правоустанавливающих документов по законодательству не является обязательным. Но для "чистоты" сделки, необходимо предоставить.

Несмотря на то, что законодатель предоставляет авторам защиту их личных и имущественных (исключительных) правомочий уже с момента выражения произведений в объективной форме, то есть сразу же с момента их создания, у авторов в современных условиях есть потребность в официальном подтверждении своих прав.

Так происходит потому, что хоть закон и охраняет права автора, но на деле, если кто-то начинает несанкционированное использование произведения, автору очень трудно доказать свое авторство (практически невозможно) в том случае, если при создании произведения его автор сразу же не подтвердил свои права на него.

В этом плане, правообладателям иных результатов творческой интеллектуальной деятельности защищать свои права гораздо легче, особенно, если речь идет об объектах промсобственности, поскольку они требуют обязательного прохождения процедуры госрегистрации.

В ходе госрегистрации сведения об объекте промсобственности вносятся в специальный госреестр соответствующего вида промсобственности, а правообладатель получает на руки свидетельство гособразца о госрегистрации объекта промсобственности .

У автора произведения таких возможностей нет, так как на государственном уровне госрегистрация произведений, за исключением компьютерных программ, программных комплексов и баз данных законом не предусмотрена . Поэтому авторам о подтверждении своих авторских прав приходится думать самостоятельно.

Способов подтверждения авторства есть несколько:

  1. Подтверждение авторства путем отправления себе самому посылки через почту России. В посылке, в конверте находится произведение в виде рукописи, графики и пр.

    Конверт не вскрывается до тех пор, пока не возникает соответствующая проблема, то есть открыть конверт будет возможно только в суде, иначе он утратит силу доказательства. Конверт надо отправлять, естественно, до того, как ваше произведение будет опубликовано или попадет в поле доступа третьих лиц.

  2. Подтверждение авторства путем похода в нотариальную контору с целью удостоверить свою подпись на рукописи или графическом изображении.

    Следует отметить, что это не самый лучший и надежный способ, поскольку нотариус вправе удостоверить лишь вашу подпись не более того, к тому же многие нотариусы отказываются удостоверять подписи на произведениях.

  3. Подтверждение авторства посредством депонирования произведений.

    На сегодняшний день депонирование является наиболее простым, цивилизованным и надежным способом подтверждения авторства.

Депонирование произведений

Сущность процедуры депонирования произведения заключается в регистрации авторских прав с последующим принятием зарегистрированного экземпляра (требуется одна копия) авторского произведения на ответственное хранение в соответствующем интеллектуальном депозитарии до момента его обнародования. Интеллектуальные депозитарии создаются при различных авторских обществах и юридических компаниях, специализирующихся на оказании юридических и консалтинговых услуг в области интеллектуальной собственности.

При обращении в интеллектуальный депозитарий автор регистрирует в нем свое произведение и получает на руки соответствующий правоустанавливающий документ на него- свидетельство о депонировании.

Сегодня, депонирование произведений является довольно востребованной услугой, поскольку процесс депонирования не занимает много времени и по своей стоимости доступен всем желающим (в большинстве случаев стоимость депонирования является чисто символической).

Для чего требуется депонирование?

  1. Произведение легальным путем вводится в гражданский оборот.

    С момента депонирования у автора появляются подтвержденные права на произведение и полноценная возможность ими распоряжаться любым способом, не запрещенным законом: продавать, передавать в пользование, дарить, оставлять по наследству и пр. А если авторские права на произведение ничем объективно не подтверждены, то любые сделки с ними будут невозможны.

  2. Свидетельство о депонировании является неопровержимым доказательством в суде.
  3. Депонирование необходимо для заключения договоров с издательствами и другими организациями.

    Сегодня ни одна организация не будет заключать договор на произведение, которое не было задепонировано. Депонирование представляет собой обычное условие авторского договора.

  4. Депонирование представляет собой превентивную меру защиты от недобросовестных контрагентов.

Нарушения авторских прав происходят ежедневно — воруют сценарии, научные статьи, повести и т.д. Об этом знают и начинающие авторы, и фрилансеры с большим стажем. Зачастую украденная и размещенная, к примеру, в интернете работа может стоить автору слишком дорого. Помимо очевидного ущерба, могут возникать и другие, менее предсказуемые последствия. Например, многие престижные творческие конкурсы, участие в которых способно принести признание и славу, принимают только те работы, которые нигде и никогда ранее не публиковались. В таком случае «слив» работы, скажем, конкурентом, загубит все старания.

Для начала следует разобраться в том, что же является объектом авторских прав. В статье 1259 ГК РФ указано, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства и фотографические произведения и др. К объектам авторских прав также относятся компьютерные программы, охраняемые как литературные произведения.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей, в отличие от патентных прав на изобретение, которые в нашей стране регистрируются. Представители творческих профессий много говорили о необходимости создания специальной базы для авторов, размещение произведения в которой помогло бы в защите авторского права. Однако создание такого ресурса — трудоёмкий и технически сложный процесс, ведь каждый день создаётся множество текстов, сохранить такие объемы — задача почти фантастическая. Даже если бы подобный сервис появился, это вряд ли дало бы 100% гарантию того, что идею или произведение не украдут.

Случается, что автор направляет рукопись издателю, или статью в научный журнал, но его письмо остается без ответа. А через некоторое время автор узнает, что его статья или книга опубликована под именем другого человека, его пьесу уже поставили в театре и т.д. В таком случае важно иметь возможность доказать, что статья, опубликованная, скажем, в декабре, была написана вами в июне. Раньше люди пользовались весьма архаичным и ненадежным способом: прежде чем отнести, к примеру, рукопись книги в издательство, они отправляли на свой собственный адрес ценным заказным отправлением оригинальный экземпляр произведения. Этим пользовались не только авторы литературных произведений и научных статей, но и фотографы. В конверт они вкладывали негативы фотографий. В случае возникновения судебного спора, конверт, на котором проставлены почтовые штампы с датой, как авторства и времени создания, вскрывали прямо в суде.

К сожалению, у этого способа есть крайне серьезные недостатки: отправление может быть утеряно, повреждено. Кроме того, существует большая вероятность того, что вам придется доказывать, что письмо или почтовый штамп — не подделка, конверт не был вскрыт, а после аккуратно заклеен.

Есть значительно более надежный и современный способ защиты авторских прав, который не имеет обозначенных выше недостатков. Защитить плоды интеллектуального труда возможно с помощью удостоверения времени предъявления документов нотариусом. Прежде чем передать издателям или любым другим третьим лицам свое произведение, автор может обратиться в любую нотариальную контору за совершением этого нотариального действия.

Автор представляет нотариусу первоисточник произведения, права на которое хочет защитить. При удостоверении времени предъявления документа исследует сам документ, проверяет, чтобы в нем не было исправлений и подчисток. Если они есть, то должны быть обязательно оговорены. Текст документа не должен быть написан ка-рандашом, должен быть четким и понятным. Далее совершает удостоверительную надпись на двух экземплярах представленного ему документа. В ней обязательно указывается следующая информация:

— фамилия, имя, отчество нотариуса,

— место нахождения его конторы,

— дата, время предъявления документа,

— фамилия, имя, отчество предъявителя документа и

— место его жительства.

Если нотариусу одновременно представлены несколько документов, то удостоверительная надпись совер-шается на каждом из них.

Если же кто-то все же незаконно воспользуется интеллектуальным трудом, автор сможет предъявить свою копию произведения, где указано его имя и время предъявления его нотариусу. Если ситуация не будет урегулирована мирным путём, то нотариальный акт станет доказательством для суда. Так, например, если автор отправил произведение по электронной почте, предварительно побывав у нотариуса в сентябре, а оно было опубликовано под чужим именем в декабре, возникнет больше возможностей доказать своё авторское право в суде. Нотариально удостоверенный документ обладает повышенной доказательственной силой, это значит — не требует дополнительного доказывания, как в случае с самостоятельно отправленным себе по почте экземпляром. Оспорить нотариальный акт практически невозможно. Изменения, если они вносились в авторский текст теми, кто его опубликовал без разрешения, будут оцениваться в ходе экспертизы. Даже в случае, если авторский экземпляр будет утерян, у нотариуса останется его копия. И в случае возникновения спора, он будет передан суду и без сомнений станет серьезным для него аргументом.

Что делать, если скопировали ваши тексты с сайта, как использовать чужой текст и не получить штраф, и какие законы защищают авторское право.

Совместно с адвокатом Дарьей Третьяковой мы подготовили цикл статей об авторском праве: что нужно знать веб-мастерам, чтобы защищать свои права и избегать штрафов.

Что можно считать текстом в законе об авторском праве

Закон в России защищает авторов любого творчества - текста, музыки или изображений. Основные правила содержатся в четвертой части Гражданского кодекса РФ, отдельные нормы встречаются в Кодексе РФ об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе РФ.

Гражданский кодекс использует термин «произведение литературы», но никакого определения не приводит.

«Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных…»

Юристы обычно указывают на несколько основных моментов:

  1. Текст должен быть результатом творческого труда.
    Единственное необходимое условие для признания набора символов «произведением» - текст должен быть результатом творческого труда. Если вы случайно упали на клавиатуру, то появившиеся на экране символы - не произведение литературы. Подумали и сознательно написали несколько строк - занялись творческим трудом и создали произведение.
  2. Художественные достоинства текста не важны.
    Текст признается «произведением литературы» вне зависимости от его стиля, заложенных идей, качества написания, количества ошибок. Не обязательно быть Львом Толстым, чтобы считаться автором.

  3. «Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения…»
  4. Длина текста не важна.
    Требований к минимальной длине текста нет. Одна буква не будет произведением, но с одним словом ситуация неоднозначная. Обычное слово - «дверь», «суп», «зеркало» - точно не будет, а вот авторский неологизм может считаться объектом авторского права. В случае спора последнее слово будет за судьей, который оценит творческую составляющую и возможность идентифицировать конкретный текст как нечто самостоятельное, индивидуальное.

Рерайт, компиляция, реферат тоже считаются отдельными результатами творческого труда, авторы этих произведений обладают правами на них.

«К объектам авторских прав относятся:
1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда».

Фрагмент текста, авторское название или персонажи, которых придумал автор, тоже нельзя использовать без его согласия. Неправомерно брать для своего материала удачный заголовок статьи из топа, чтобы оптимизировать контент, или использовать в тексте детально прорисованных авторских персонажей. Если конкурент использует просто «сантехника Васю» для примеров в статьях, Вася не будет считаться авторским персонажем, потому что он не продуман и не прорисован детально, это абстрактное имя с профессией. А вот кролик Квики из «Nesquik», Мистер Проппер - авторские персонажи.

«Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи».

Если конкурент выпустит статью на тему, которую вы придумали первым, предъявить ему за использование вашей идеи не получится, как и за блог в той же концепции, что и ваш.

«Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах».


Кому принадлежат права на текст

Не нужно ничего делать дополнительно, чтобы считаться автором своего текста: вступать в Союз писателей, регистрироваться в реестрах, писать фразы вроде «все права защищены» или проставлять знаки копирайта - (с). Эти действия не влияют на обладание правами. Все авторские права возникают автоматически при создании текста , даже если автор убрал свою рукопись в стол и никому не показывал.

«Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей».
«Право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен».

На многих сайтах веб-мастера ставят значок копирайта в футере сайта или пишут фразу «Копирование без указания источника запрещено», «All Rights Reserved», «Все права защищены».


Футер кулинарного сайта mom-story.com «All rights reserved» в футере сайта premiummanagement.com

В некоторых других странах, например, в США, без такого указания автору будет сложнее защитить свои права: копипастер сможет утверждать, что нарушил авторские права не намеренно, а по незнанию.

Как правильно заказать текст для сайта

Многие владельцы сайтов не пишут тексты самостоятельно, а заказывают их на бирже у специалистов. Представим, что вы решили заказать SEO-текст для сайта и обратились к копирайтеру, а тот написал статью.

  1. Личные неимущественные права - право авторства и право на имя.
  2. Эти права нельзя никому передать, от них нельзя отказаться. Копирайтер, написав текст и будучи его правообладателем, может разрешить заказчику использовать текст на своем сайте, в своей газете или журнале. При этом автор решает, будет ли в тексте указано его настоящее имя, псевдоним или текст должен быть анонимным. Ни за какие деньги и ни по какому документу нельзя договориться о том, что в качестве автора будет указан другой человек. «Литературное рабство» в России вне закона.

  3. Исключительные права - права использовать произведение разными способами.

Использование текста, которое может разрешить

  • доведение произведения до всеобщего сведения - публикация в интернете;
  • копирование в материальном или электронном виде;
  • распространение - передача экземпляров другим лицам бесплатно или за деньги;
  • публичное исполнение произведения - зачитывание текста вслух в месте, где присутствуют посторонние люди, не только друзья и родственники;
  • сообщение в эфир или по кабелю - чтение вслух чужого текста;
  • перевод или другая переработка - например, экранизация или инсценировка произведения;
  • прокат - платная передача текста на время.

Первая группа прав - личные неимущественные - не регулируются договорами и неотчуждаемы. В договоре прописывают исключительные права на использование произведения - то, как заказчик может использовать текст.

Как заключать договор с копирайтером

Заключите договор, когда заказываете текст у копирайтера, так вы обезопасите себя от претензий со стороны автора. Есть несколько вариантов оформления договора заказчика текста и копирайтера.

Вариант 1: договор об отчуждении исключительного права

По такому договору все исключительные права перейдут заказчику текста насовсем. Вы сможете выкладывать текст на своем сайте, переводить на другие языки, публиковать в прессе, ставить по нему радиоспектакли или делать что-то еще. При этом вам не нужно будет каждый раз заново договариваться с автором и доплачивать ему гонорар. Указать автором себя или кого-то другого вы не сможете даже в этом случае.

Вариант 2: лицензионный договор

Если автор не хочет отдавать вам все права или просит за это слишком много, можно заключить лицензионный договор. По лицензионному договору передается только часть прав: например, право на доведение до всеобщего сведения в виде размещения на сайте. При этом вы не сможете делать с текстом что-то еще, что в договоре не указано: переводить, печатать текст на буклетах.

Лицензия в таком договоре может быть двух видов:

  • простая: копирайтер оставляет за собой право заключать договоры на использование текста с кем-то еще;
  • исключительная : права, перечисленные в договоре, передаются только вам и никому больше. Если автор разрешил вам выкладывать текст на сайт и записывать по нему подкасты, то никому больше разрешить то же самое он не может.

Заключая лицензионный договор, нужно подумать над тем, для чего вам может понадобиться текст, и включить все необходимые полномочия сразу. Если вы что-то упустите, то потом без согласия автора делать этого не сможете.

Договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор заключают в отношении уже готового текста.

Вариант 3: договор авторского заказа

Если текст еще только предстоит написать, то заранее с автором можно заключить договор авторского заказа. По его условиям автор обязуется написать текст и передать на него либо все исключительные права, как в договоре об отчуждении исключительного права, либо право на использование текста в определенных пределах, как в лицензионном договоре.

Если не заключать договор

Если вы опубликуете у себя текст, не имея договора с автором, это будет считаться нарушением исключительного права на произведение. За это законом предусмотрена строгая ответственность.

Копирайтер может воспользоваться одним из трех вариантов:

  1. Взыскать с вас все убытки, размер которых сможет доказать.
    Делать это сложно, поэтому авторы обычно не идут по такому пути.
  2. Взыскать с вас двойную стоимость права на использование произведения или двойную стоимость контрафактных экземпляров произведения.
    Если автор достаточно известный и за свой текст обычно берет 50 тысяч рублей, то с вас он взыщет 100 тысяч рублей.
  3. Взыскать компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
    Компенсация назначается за каждый факт нарушения, например, за каждую статью, опубликованную на сайте без согласия автора. Сколько именно взыскать - 10 тысяч, 100 тысяч или 5 миллионов - в каждом конкретном случае решает суд. Чаще всего российские суды взыскивают минимальную сумму, но вам может и не повезти.

Размер компенсации указан в Статье 1301 Гражданского кодекса РФ:

«В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель <...> вправе <...> требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Что еще может грозить нарушителю помимо имущественных потерь:

  1. Блокировка от Роскомнадзора, если на сайте размещен чужой контент.
  2. Уголовная ответственность вплоть до лишения свободы, если своими действиями вы причинили автору крупный ущерб от 100 тысяч рублей или особо крупный от миллиона рублей.

Нарушение рассматривается в Уголовном кодексе, если оно повлекло за собой убытки в крупном размере:

«Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
(часть 2)

Срок наказания возрастает, если убытки были в особо крупном размере начиная от миллиона рублей:

«Деяния <...> наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового».
(часть 3)

Эти статьи действуют в случае, когда кто-то нарушает исключительное право на произведение, к примеру, копирует текст на свой сайт без разрешения.

Если не платить копирайтеру

Ситуации с оплатой зависят от содержания договора заказчика и копирайтера.

Представим, что по договору право на использование произведения вам перешло сразу после его написания. Вы разместили текст на сайте, но по каким-то причинам не заплатили копирайтеру. В этом случае автор может взыскать с вас деньги по суду или потребовать расторжения договора в судебном порядке. После расторжения договора текст вы использовать уже не сможете.

Если по условиям договора исключительное право переходит к вам только после оплаты, вы не можете размещать текст, пока не заплатите исполнителю. Это будет считаться нарушением исключительного права и повлечет за собой ответственность.

Если текст копирайтера не нравится заказчику

В этой ситуации вы рискуете оказаться втянутым в сложный судебный спор: качество текста - это не качество чайника, у которого можно увидеть брак или сопоставить заявленный и фактический материал. Доказать недостатки текста очень сложно. В договоре авторского заказа постарайтесь заранее прописать все требования к тексту, которые можно хоть как-то формализовать и измерить.

Что делать, если скопировали текст с вашего сайта

Допустим, вашему конкуренту не захотелось тратить деньги и заказывать текст у копирайтера. Ему понравилась статья на вашем сайте, он скопировал материал и разместил в своем блоге. Если он скопировал статью в коммерческих целях, то даже указание вашего авторства не сделает копипаст законным.

Двести тысяч за четыре статьи

В 2014 году предприниматель из Санкт-Петербурга обнаружила, что ее авторские статьи про отдых в Италии размещены на сайте другой компании. Конкуренты дословно скопировали статьи «Площадь San Marco», «Дворец Дожей Венеции», «Колокольня на площади Сан Марко», а из текста статьи «Мост Риальто» убрали часть предложений.

Разрешение на публикацию она не давала, ссылок на источник копипастеры тоже не поставили. Предприниматель обратилась в арбитражный суд, который постановил, что компания использовала тексты для стимулирования продаж, то есть для извлечения прибыли.

Суд постановил выплатить 150 тысяч рублей компенсации за нарушение авторского права - за то, что компания разместила текст автора без его согласия, и 50 тысяч компенсации морального вреда - за то, что авторство не было указано. Кроме того, с ответчика взыскали 35 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя и 4 370 рублей расходов по нотариальному обеспечению доказательств.

Как бороться с копипастером

Если вашему конкуренту захотелось разместить текст с вашего сайта на своем ресурсе, он должен получить согласие того, кому принадлежит исключительное право. Для этого он должен был связаться с автором текста - копирайтером, или с вами, если копирайтер продал вам исключительное право на использование текста.

Если кто-то присвоил себе авторство вашего текста, то это плагиат. Вы можете через суд доказать, что в действительности являетесь автором, и потребовать компенсацию морального вреда. В России обычно присуждают небольшие суммы, но если незаконные действия причинили вам крупный ущерб (более 100 тысяч рублей), то за плагиат предусмотрена уголовная ответственность.

«Присвоение авторства (плагиат) , если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев».
(часть 1)


Что делать, если кто-то выложил текст без вашего разрешения:

  1. Зафиксировать факт нарушения.
  2. Сейчас популярным и надежным способом фиксации будет нотариальный осмотр сайта. Такие услуги раньше считались экзотикой, но сейчас этим занимаются многие нотариусы.
  3. Обратиться за защитой своих прав:
  • за взысканием убытков или денежной компенсации в суд;
  • за блокировкой сайта нарушителей в Роскомнадзор;
  • за привлечением нарушителя к уголовной ответственности в полицию, если незаконные действия причинили вам крупный ущерб.

Размеры компенсаций указаны в Статье 1301 Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение исключительного права на произведение.

Как копировать чужие тексты законно

Ссылка на автора в скопированном тексте не спасет, если автор не давал своего разрешения на копирование текста. В таком случае суд может присудить компенсацию на нарушение авторского права - размещение статьи без согласия автора. Но есть случаи, когда чужой текст можно законно использовать, не спрашивая согласия. Это называется «свободное использование произведения», но такие случаи четко ограничены законом.

Условия для свободного использования текста:

  1. Цель копирования - образование и обсуждение.
    Использовать чужое произведение можно с научной, критической, полемической, информационной или учебной целью.
  2. Выборочное цитирование.
    Объем заимствованного текста должен быть оправдан целью, то есть речь идет не о сплошном копипасте, а о приведении отрывков для иллюстрации какой-то мысли.
  3. Указание автора и источника.
    Обязательно следует указывать автора текста и источник заимствования, откуда был взят текст. В источнике указывают публикацию в печатном издании или ссылку на сайт.
«Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью...»

Правообладатель может запретить копировать полные тексты новостей, указав на сайте или в печатном издании, что копирование без согласия автора не допускается. Но даже с таким указанием можно использовать фрагменты, которые подходят под условия для свободного использования текста.

«Допускается <...>
3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;
4) <...> публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью...»

Задавайте свои вопросы по теме в комментариях!