Конспект занятия по грамоте для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи знакомство со звуком и буквой х. "Звуки,, буквы Х х."

Цели урока:

  • знакомство учащихся с новой буквой: печатной, строчной, заглавной;
  • обучение детей чтению и письму слов с буквой «Х», умению сосредоточенно слушать и содержательно говорить;
  • развитие фонематического слуха, мышления, языкового чутья, внимания, речи;
  • воспитание бережного отношения к хлебу, к людям труда.

Оборудование: модели вагонов с карточками изученных букв и буквы «Х», пословицы, загадки.

Ход урока

1. Повторение изученного материала

У.: Сегодня мы отправимся в путешествие. Догадайтесь, кто будет пассажирами нашего поезда. Для этого …

*Закончите предложения

«Мы пишем и видим …» (Буквы )
«Мы слышим и произносим …» (Звуки )

У.: Пассажиры – это буквы гласных и согласных звуков.

*Смысловая группировка

У.: В нашем поезде вагоны разного цвета.

– Буквы каких звуков мы поместим в красный вагон на две полочки? (Буквы гласных звуков )

На доске:

У.: В следующем вагоне живут самые «звонкие пассажиры». Назовите их

У.: Букву какого звука вынесем отдельно? (Й )

–Обоснуйте ответ. (Буква звонкого непарного мягкого звука, остальные парные по твёрдости, мягкости).

У.: Распределите оставшиеся буквы.

Д.: Это буквы парных звонких и глухих звуков.

Д.: Нижняя полка вагона – это буквы глухих звуков [ш], [щ`], [ч`], а верхняя – буква звонкого непарного твёрдого.

У.: Последний вагон у нас без пассажира. Там едет печатная буква, с которой мы сегодны познакомимся.

2. Знакомство с новой буквой

*Моделирование буквы

У.: Соберите букву из элементов

Ученик у доски, остальные на парте.


У.: Посмотрите на алфавит и скажите, как называется буква? («ХА»)

3. Письмо строчной буквы в тетради для печатания

4. Знакомство с письменной строчной буквой

У.: Посмотрите на плакат. Из каких элементов состоит письменная буква «ХА»?

Д.: Из двух полуовалов.

*Показ написания буквы на доске.

*Письмо в воздухе.

* Прописывание буквы «Х» учащимися в тетрадь.

У.: Выделите самую красивую букву. Старайтесь писать красиво, аккуратно и правильно и все остальные значки.

5. Знакомство со звуками [х] и [х`]

У.: Подумайте, сколько и какие звуки может обозначать буква Х? Для этого подберите слова с этой буквой. (Хруст, порох, хитрый, хилый и т.д. )

* Звуковая характеристика

Д.: [х] – согласный, глухой, твёрдый, [х`] – cогласный, глухой, мягкий.

*Письмо слов в тетрадь

*Физкультминутка

У.: Я буду называть слова. Если вы услышите звук [Х] – приседаете, если произнесу звук [Х`] - встаёте и тянетесь на носочках.

Слова: художник, хилый, хор, хочу, хитрый, хмель, хек, хороший.

6. Обучение чтению слогов

(Карточка с печатной буквой «Х» прикладывается к гласным верхнего ряда А, О, У, Ы, Э. Уместно использовать «вагон поезда».)

Д.: Твёрдо, рядом гласные, командиры твёрдых команд.

(Карточка с буквой «Х» прикладывается к гласным нижнего ряда.)

У.: Как читаем первый согласный в этих слогах? (ХЯ, ХЁ, ХЮ, ХИ, ХЕ )

Д.: Произносим мягко.

У.: Почитаем слоги.

7. Словарная работа

У.: На какие группы можно разделить слова?

Д.: На слова, называющие предметы: хруст, порох и слова – признаки предметов: хилый, хитрый.

*Работа над загадкой

Мешено,
Квашено,
Валено,
На стол поставлено. (Хлеб )

– Какой звук слышим на конце?

Д.: Мы слышим звук [п].

У.: Вы правы, наблюдается оглушение звука.

– Какой буквой мы обозначим звук? Для этого подберите однокоренные слова к слову «хлеб».

*Скрытая подсказка

У.: Ласково назовём … (хлебушек )

– Предмет, где хранится хлеб … (хлебница )

– Предприятие по изготовлению хлеба … (хлебокомбинат и т.д. )

– Запишем это слово в тетрадь. Подчеркнём место – слабую позицию для согласного.

8. Соотнесение звуковой схемы со словом

На доске:

У.: Подумайте, какая из схем подходит к слову «хлеб»?

Д.: К слову «хлеб» относится 2 схема, так как [Х] - согласный, твёрдый; [Л`] - согласный, мягкий, так как буква «Е» смягчает. Следующий звук [Э] – гласный. Последний звук [П] - согласный, твёрдый.

9. Составление предложения к схеме

У.: Молодцы, а теперь подберите предложение к схеме:

Д.: Свежий хлеб лежит на столе.

– Мама положила хлеб в хлебницу.

*Письмо с комментированием

У.: Запишем 1 предложение в тетрадь.

10. Составление рассказа по опорным словам

У.: В рассказе, который вы будете составлять есть следующие слова:

ПОЛЕ, КОЛОСЬЯ, ХЛЕБ, БУЛКИ, БАРАНКИ, ПРЯНИКИ

– Придумайте свои рассказы, работая в парах.

*Подбор пословицы к тексту

(заслушиваются рассказы детей )

У.: Какая пословица подойдёт к вашим рассказам?

Д.: «Хлеб всему голова».

11. Подведение итогов

*Игра «Верите ли вы»

У.: Верите ли вы, что буква «Х» - буква гласного звука?

Д.: Это буква согласных звуков.

У.: Докажите.

У.: Верите ли вы, что буква – значок глухих звуков?

Д.: Это буква глухих звуков [х] и [х`].

У.: Почему?

Д.: Когда произносим, то горлышко не дрожит.

*Обратная связь

У.: Что вам показалось интересным в уроке? Когда было трудно?

*Оценка деятельности учащихся.

Конспект урока

чтения и развития речи

в 1 классе

Тема «Звук и буква Х, х»

Подготовила Климова С.О.

2014

Тема: Звук и буква Х,х

Оборудование: серия иллюстраций на тему «Откуда берётся хлеб», хлебные изделия, индивидуальные карточки – прописи, учебники, карточки – сигналы

Ход урока

    Организационно – подготовительный этап

Учитель: Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сядем прямо, не согнёмся,

За работу мы возьмёмся.

- Речевая разминка

Ха – ха - ха – поймал петуха

Хо- хо – хо – идёт Пахом

Хи – хи – хи – поел ухи.

Ух, ух, ух – летит пух.

    Основной этап

- Введение в тему урока

Есть такие слова:

"Он всему голова"

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый…(Хлеб.)

Учитель: Проговорим хором слово хлеб.

Дети: Хлеб

Кузьмин Михаил:

Вот он – хлебушко душистый.

Вот он – теплый, золотистый.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло! (показ хлеба)

Учитель: Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова!» А вы знаете почему? (по возможным ответам детей). Без него не обходится ни один прием пищи, потому что хлеб - это сытно и полезно. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Чтобы узнать, как хлеб попадает к нам на стол мы отправимся в увлекательное путешествие.

- Разбор иллюстраций «Откуда берётся хлеб»

Учитель: Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор (картина 1),

который глубоко вспахивает землю. Проговорим хором слово трактор.

Дети: трактор.

Учитель: К трактору прикрепляю сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна. (картина 4) Проговорим хором слово сеялки

Дети: сеялки.

Идет время, зерна прорастают, появляются всходы. И вот уже всё поле в золотистых колосьях. (картина 6). Зёрна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается уборка урожая. И на поле выходят другие машины – комбайны (картина 7). Проговорим хором слово комбайн.

Дети: комбайн.

Учитель: Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.(картина 9)

Потом муку (картина 13) везут на хлебозавод. И далее из муки выпекают хлебобулочных изделий (картина 10,12) Далее эти изделия везут в магазины, где мы с вами их покупаем (картина 11). Вот какой сложный путь должен пройти наш продукт питания, чтобы попасть к нам на стол.

Учитель: О каком продукте питания мы с вами разговаривали?

Дети: о хлеб.

- Работа по теме урока

    Выделение звука «х» в слове – хлеб.

Учитель: Какой первый звук вы слышите в слове «Хлеб»?

Учитель: Как вы думаете звук Х гласный или согласный?

Дети: Звук Х согласный.

Учитель: Звук Х обозначается буквой Ха.

    Обозначение звука буквой. На что похожа?

Х - забавная игрушка,

Деревянная вертушка-

Ветру вольному подружка.

Учитель: Что вам напоминает буква Х?

Дети: мельницу

Учитель: Из каких элементов состоит печатная буква Х?

Дети: Две прямые линии, которые пересекаются между собой

    Придумывание слов на букву «Х»

Учитель: Придумайте слова на букву Х

Дети: хомяк, халат, хоккеист и т.д.

- Физкультминутка

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

- Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

Дождик, дождик, поливай (Указательным пальцем постукивать по ладони другой)

Будет хлеба каравай,(образовать перед собой круг руками)

Будут булки, будут сушки, (похлопывать поочередно одной ладонью другую)

Будут вкусные ватрушки. (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)

- Работа в прописях

1. Раскрашивание буквы Х

Учитель: Откройте прописи. Каким цветом нам необходимо разрисовать букву Х?

Дети: Синим

2. Письмо буквы Х, х (Соня Захарова и Миша Кузьмин обводят по контуру буквы)

Учитель: возьмите в руки ручки и пропишите букву Х. Начинаем писать из верхнего левого угла, ведём прямую линию в нижний правый угол. Второй элемент начинаем писать из верхнего првого угла, ведём прямую линию в нижний левый угол.

3. Определение звука Х в словах

Учитель: рассмотрите рисунок, что изображено?

Дети: мухомор, холодильник

Учитель: Где находится звук Х в слове мухомор?

Дети: звук Х находится в середине

Учитель: Закрасьте нужный квадратик синим цветом

Учитель: где находится звук Х в слове холодильник?

Дети: Звук Х находится в начале слова

Учитель: Закрасьте нужный квадратик синим цветом.

Учитель: карточки – прописи отложите в сторону, всё внимание на меня.

- Зрительная гимнастика

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (поморгать глазами)

Посмотрите все в окно. (посмотреть влево)

Ах, как небо высоко. (посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим, (очертить глазами дугу) влево и вправо

Вверх по радуге пойдём,

Вправо, влево повернём, (движение вправо, влево)

А потом покатим вниз, (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись. (зажмурить, открыть и поморгать)

- Работа с учебником

Чтение слогов с буквой Х

Учитель: Откроем учебники по закладке. Прочитаем слоги с буквой Х.

(индивидуальная работа Миша Кузьмин читает текст «Хлеб» по карточкам)

    Заключительный этап

- Итог урока

Учитель: С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке?

Дети: звук Х

Учитель: Звук Х гласный или согласный?

Дети: Согласный

Учитель: Что вам понравилось на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? Покажите карточку сигнал.

Цель: Закрепить у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».

Образовательные.

  • Закреплять умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь.

Развивающие:

  • Закреплять умение детей дифференцировать звуки X, Хь в словах и предложениях;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать мыслительную деятельность;
  • Развивать фонематического слуха;
  • Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).

Воспитательные

  • Воспитывать у детей позитивного отношения к занятиям;
  • Воспитывать у детей культуру поведения на фронтальных занятиях.

Оборудование : компьютер, проектор, тетради в крупную клетку, простые и цветные (синий, красный, зелёный) карандаши на каждого ребёнка.

План занятия

1. Организационный момент. (2 слайд.)

Ребята, каждое утро заходя в группу вы здороваетесь с присутствующими в ней детьми и взрослыми. А я вам предлагаю поздороваться со своим телом.

Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши.)

Здравствуйте, ножки! («Пружинка».)

Топ-топ-топ! (Топают ногами.)

Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки.)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам.)

Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам.)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам.)

Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево.)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами.)

Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево.)

Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами.)

Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед.)

Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком.)

2. Сообщение темы. (3 слайд.)

– К нам в гости сегодня пришёл хитрый хомяк Хома. Если вы назовёте с каких звуков начинаются слова хитрый и хомяк, то узнаете какие звуки предлагает вам вспомнить наш гость.

– Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков. (4 слайд.)

Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеёмся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.).

Воспитанники хором и индивидуально проговаривают звуки и дают их характеристику.

Звук Х - согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой.

Звук Хь - согласный, мягкий (обозначаем фишкой зелёного цвета), глухой.

– Оба этих звука обозначаются одной буквой. Посмотрите, как она выглядит и скажите на что это буква похожа?

– А теперь откроем прописи и выполним все задания на новой страничке. (Работа в прописях: штриховка, написание буквы Х в клеточках.)

4. Игровое упражнение «Разложи картинки». (5 слайд.) (Развитие фонематического слуха.)- Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий.

С некоторыми из них он никак не может справиться. Хома просит вас ему помочь. Ну что, поможем? Хома принёс с собой картинки и просит разложить их по папкам. В синюю папку нужно положить картинки, в названиях которых есть твёрдый согласный Х, а в зелёную папку нужно положить картинки, в названиях которых есть мягкий звук Хь. (Картинки – хижина, орехи, хорёк, петухи, муха.)

– Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием.

5. Физкультминутка «Хомячок». (6 слайд.)

– Наш друг предлагает нам встать и немножко размяться.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)

хома раненько встает, (потягиваются)

щечки моет (тереть щёки руками)

лапки трёт (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

и выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

два (руки вверх)

три (руки в стороны)

четыре, пять (трясут кистями рук)

хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

6. Словесная игра «Найди лишнее слово». (7 слайд.)

– Хома хочет проверить, как слышат ваши ушки и предлагает сыграть в игру 4й лишний.

(4 слова воспроизводятся педагогом, а дети определяют лишнее.)

Хижина, ходить, тахта, художник;

Хитрый, хек, хвост , химия;

Кухня, хлопушка, стихи , холодно.

– Молодцы! Ваши ушки всё слышат просто отлично!

7. Звуковой анализ слов хек и Хома. (8-9 слайд.)

– Отгадайте загадку.

Без воздуха живёт,

Холодная, как лёд,

Не хочет пить, а пьёт.

Бронёй блестит, но не звенит

И всё молчит, молчит.

Правильно, это рыба. Наш друг Хома дружит с рыбкой по имени Хек. Он просит помочь ему написать звуковую схему имени его друга. Поможем? Тогда открывайте тетради в клетку.

(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 3 клетки. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком.)

Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю. Но почему же он загрустил? Он наверно хочет написать своё имя, а у него не получается. Поможем Хомке?

(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 4 клетки. Делят слова Хома на слоги и делят полоску на две части. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком. Под схемой дети записывают простым карандашом слово Хома. Педагог объясняет воспитанникам, что имена пишутся с большой буквы.)

Предлагаю вам позвать нашего гостя и показать, как мы красиво написали его имя. Произнесём его имя выделив голосом гласный звук во втором слоге, т.е. поставим ударение. – ХомА. Что-то он не идёт, значит мы неправильно поставили ударение. Давайте попробуем выделить голосом гласный в первом слоге. – Хома. А вот и наш друг. Значит мы поставили ударение правильно. Молодцы!

8. Итог занятия. (10 слайд.)

Скажите, какие звуки мы с вами сегодня вспоминали? (Повторение характеристик звуков). Вспомните слова со звуками Х и Хь, прозвучавших на занятии.

Тема:

Звук (Х) и (Х). Буква Х, х.

Цели:

Обучающая

    Изучить новые звуки (Х) и (Х), букву Х х;

    Продолжить работу по формированию навыка чтения у детей;

    Расширить представление о мире, словарный запас;

Развивающая

    Развивать частично-поисковую деятельность;

    Развивать мышление, внимание, речь;

    Развивать навык фонетического слуха, навык конструирования.

Воспитательная

    Воспитывать прилежание, умение помочь ближнему(добрососедство);

    Воспитывать бережное отношение к хлебу, стремление к получению новых знаний.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Золотой ключик,

Фото Тима и Тома,

Карточки с дифференцированными заданиями,

- « волшебная палочка»,

Костюмы Мальвины, Буратино, Карабаса- Барабаса, - слайды на тему « Как хлеб пришёл на стол»,

Карточки для конструирования,

- « Стихотворение- загадка» , « Слово рассыпалось».

Ход урока:

    Организация класса.

(В класс входит учительница в костюме Мальвины)

Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный урок. Сказочный. Вести урок буду я, Мальвина. А помогать мне будет Буратино. Но что-то он опаздывает. Пока его ждём, проведём зарядку.

(Включается песня из мультфильма « Весёлая зарядка». Дети выполняют движения за Мальвиной.)

Садитесь.

II.Актуализация знании

(Неожиданно раздаётся громкий стук в дверь и входит Карабас – Барабас (К-Б)

К-Б: Что это вы так развеселились?! Расплясались?! Вот только Буратино вам и не хватает!

Мальвина (М): Мы ждём Буратино. Не знаешь ли ты К-Б, где он?

К-Б: Да, знаю, знаю. Спрятал я его. Не люблю умных детей, А Буратино и все мои куклы хотят ходить в школу и учиться, Но я их пока спрятал, а сам пришёл посмотреть, что здесь интересного происходит. И принёс много сложных заданий, Если вы их выполните, я вам отдам ключик от волшебной дверцы, где спрятан Буратино. И тогда он будет учиться вместе с вами.

М: Ребята, вы согласны помочь Буратино? Давай К-Б своё задание!

(К-Б достаёт из кармана бумагу и передаёт её Мальвине).

М: Ребята, послушайте задание: Изучить звуки (Х)и (Х), букву Х

III . Повторение.

М: Начнём работу.

На какие две группы делятся все звуки в русском языке? - Сколько гласных? -Назовите их хором.

Почему они относятся к гласным?

Какие ещё звуки есть?

Почему они относятся к согласным?

Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?

Какие ещё могут быть согласные звуки?

IV . Работа над темой урока. – К какой группе относится звук (Х)?

- Может ли он быть мягким? Назовите.

Фонетическая зарядка (отвечаем хором и используем новый звук).

Как стонет больной?

Как мы смеёмся?

Игра « Тим и том»

У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том – друг твёрдых согласных, Тим- друг мягких согласных.

(Весь класс делится на друзей Тома и Тима)

М: Я называю слова. Если в них есть звук (Х)- твёрдый, встают друзья Тома, если мягкий- Тима. (хор, хищник, холод, химик, хвост, хлыст).

М: У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречаются новый звук. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в этих словах мягкий звук (Х).

(карточки разного уровня сложности для сильных и слабых учеников)

Мы выяснили, что звук (Х) может быть твёрдым и мягким. А ещё этот звук может быть звонким и глухим.. Давайте, определим звук(Х) глухой или звонкий.

Произнесём его хором?

Глухой или звонкий?

Какой можно сделать вывод? (Звук(Х)- глухой)

Знакомство с буквой.

А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук. Эта буква родится прямо у вас в руках. Для этого нужно лишь развернуть букву К.

Ребята, на что похожа буква Х?

(отвечают дети)

Х- забавная игрушка, деревянная зверюшка.

Х – всё ходит, ходит, ходит, места что- ли не находит?

Кто может показать букву Х при помощи рук и ног?

(чтение по учебнику слогов слияния).

Физминутка.

« Буратино»

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл. Ключик что-ли не нашёл?

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

« Прятки»

Ребята я сейчас отвернусь, а вы должны спрятаться. Но из класса не выходить.

Учитель поворачивается, говорит удивлённо:

Где же все ребята?

Сейчас я снова отвернусь и посчитаю до трёх и вы занимаете своё место. 1 ,2, 3.

Игра « Буква потерялась»

М: У меня на столе появились какие-то странные слова. В них потерялся первый звук. Какой это звук

Прочитайте слова и сразу опишите звук.

Алва, _ леб, _ итрец, _ алат, _обот.

Развитие речи.

Что такое хобот?

У кого он есть? (слон, бабочка)

Для чего он нужен?

Посмотрите на рисунок и расскажите.

Стихотворение –загадка.

Прочитайте стихотворении е –загадку и угадайте пропущенное слово.

Хомяку сказал хорёк:

Твой узок, мой широк.

О чём идёт речь?

Охарактеризуйте звук (Х) в слове « хвост».

Игра «Хвосты»

Сейчас я раздам карточки, на которых слева нарисованы хвосты, а справа- названия животных. Ваша задача соединить верно хвост и животное, к которому оно относится.

Если затрудняешься – посоветуйся с соседом.

(после завершения работы карточки сдаются).

Люди придумали и сделали машину, которая летает высоко и далеко. У неё как у птицы есть хвост.

Что это за машина?

Зачем ей хвост?

Игра « Слово рассыпалось»

К-Б нёс нам задания из нескольких слов, но споткнулся и рассыпал буквы. Ребята составьте из рассыпанных букв слова.

Б) 1 ряд пишет на доске.

В) 2 ряд откладывает слово в кассе.

Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Шейку моет, щёчки трёт.

Подметает хомка хату и выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5- хомка хочет сильным стать!

К-Б: Ну, удивили так удивили! Как это всё у вас получается? Но вот с этим заданием вам не справиться. Угадайте, что здесь нарисовано.?

(к доске выходят дети и рассказывают подготовленные дома стихотворения)

    Подошёл к ребятам Витя.

Показал листок:

Взгляните!

Кто сумеет угадать, Что я начал рисовать?

    – Угадал! – сказал Володя.

Это солнышко восходит!

    Возразила сразу Зина:

Здесь арбуза половина!

Сказал, подумав Боря,-

Это гриб, чего тут спорить.

    Головой качает Вася:

Я с тобою не согласен.

Я уверен, будет тут нарисован парашют!

Витя свой рисунок взял

Улыбнулся и сказал:

Вы догадливыми были,

Только жаль, про хлеб забыли.

Как собрали урожай,

Испекли мы каравай! (ученик вносит каравай хлеба)

М: Ребята, какое важное слово начинается со звука (Х)?

А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол?

(Мальвина рассказывает о том, как хлеб пришёл на стол и сопровождает свой рассказ слайдами или рисунками)

Хлеб приходит с поля. Тракторист вспахивает землю. Хлебороб засеивает зерном поле. Колосья убирает комбайнёр. Машины везут зерно на мельницу. Зерно перемалывают в муку. Из муки пекарь готовит тесто и выпекает хлеб.

Вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. За много лет народ сочинил немало пословиц и поговорок о хлебе.

« Хлеб- всему голова», « Худ обед, коли хлеба нет»

Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь.

Ребята, как вы бережёте хлеб?

Для того, чтобы хлеб пришёл на стол, трудятся много людей.

Прочитайте: Комбайнёр, тракторист.

Объясните значение этих слов.

Как можно назвать одним словом? (хлебороб)

У кого из вас родители хлеборобы?

Работа по учебнику.

    Чтение учителем рассказа.

На странице 56 найдите рассказ «Заботливая внучка» послушайте.

(учитель читает)

Что значит « грамотный»?

Считаете ли вы себя грамотными?

3. Чтение рассказа учащимися.

А теперь давайте скажем Карабасу- Барабасу хорошо ли быть грамотными?

V . Итог урока.

Ну что, Карабас – Барабас – выполнили мы твоё задание?

К-Б: Да, я очень доволен. Но теперь скажите мне, что нового изучили на уроке.

М: Ребята, какие звуки изучили? Какой буквой они обозначаются? Звонкий звук или глухой? Сейчас я возьму волшебную палочку, пройду по рядам. До кого дотронусь, тот произносит слово с новым звуком.

К-Б: Вы просто молодцы! Вот ключ.

М: Сегодня все хорошо работали. Но лучшим был.. (..). Ему предоставляется право открыть дверь. (Дверь открывается, вбегает Буратино.)

Буратино: Здравствуйте, Ребята! Спасибо за то, что меня освободили. Теперь я буду учиться вместе с вами и стану умненьким и благоразумненьким.

М: Всем за хорошую работу мы дарим танец « Буратино»!

(Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас танцуют. Кланяются. Уходят.

Наталья Василевская
Конспект занятия «Звук [Х] и буква Х»

Конспект занятия «Наш город» звук и буква «Х»

Коррекционно-образовательные задачи :

Закрепление знаний о букве и звуке «Х» ,

Формирование звукового анализа ,

Формирование умений различать твердый и мягкий звук ,

Формирование умений определять место звука в слове .

Коррекционно-развивающие задачи :

Развитие памяти, внимания,

Развитие мелкой и общей моторики,

Развитие связной речи,

Развитие фонематического слуха

Коррекционно-воспитательные задачи :

Формирование доброжелательности, инициативности.

Оборудование : проектор, цветные квадратики, печатная буква «х» , зеркала, картинки со звуком «х» ,электронная презентация, цветные камушки,

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята!

Я хочу загадать вам загадку.

На лице цветет

От радости растет.

(Улыбка)

Подарите друг другу улыбку для хорошего настроения

А я сегодня ребята получила письмо, давайте прочтем его и узнаем кто нам пишет. А пишет нам буква «Х»

Здравствуйте ребята, я очень хотела попасть к вам, но заблудилась, помогите мне отыскать дорогу к вашему детскому саду. Буква написала , что она сможет вернуться, если вы выполните задания. Поможем?

Но прежде, мы должны подготовим наш язычок для работы.

Возьмите зеркала давайте выполним упражнения. (Дудочка, улыбка, часики, качели, вкусное варенье, лошадка)

Хорошо! А теперь скажите звук «Х» гласный или согласный? Бывает твердый, бывает мягкий, проверьте какой он, звонкий или глухой. Возьмите синий и зеленый квадратики.

Ну что ж наш язычок готов и можно посмотреть карту и начать выполнять задания.

За каждое выполненное задание вы будете получать вот такой фрагмент, посмотрим что же у вас получиться в конце.

1. У вас в руках квадратики, я буду называть слоги, если вы слышите твердый звук то поднимаете синий квадратик, если мягкий, то зеленый.

(Ха, хи, хо, ху, хе, хё, ха, ах, ух, ох,)

Молодцы справились.

Посмотрим какое же следующее задание нам нужно выполнить.

2. Распределите картинки по двум группам, к синему с твердым звуком , к зеленому с мягким звуком , вместе проверим. (Находим место звука в слове , полным ответом)

Физминутка. «Чударики» (видео игра)

3. следующее задание. Давайте составим предложение с каждым из этих слов. (используются картинки из предыдущего задания)

4. Найди лишнее слово. (на экране)

5. Назовите только те слова в названиях которых есть звук «Х»

Вот и буква ! Вернулась она к нам?

Давайте украсим нашу букву . (выкладываем камнями.)

Итог занятия : Если вы считаете , что у вас все получилось возьмите оранжевую звездочку, если вы считаете, что не все получилось, то желтую.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [о] и буква О» Тема: «Звук (О) и буква О». Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Задачи: Обучающая задача: Выделение заданного.

Конспект занятия «Звук и буква Ч» Тема: Звук и буква Ч Цель: Закрепить навык произношения звука ч в словах; Задачи: Обучающие:- учить выделять звук Ч в словах; - учить детей.

Конспект занятия «Звук и буква Ж» Тема. Звук и буква Ж Цель: закрепить правильное произношение звука [Ж] в речи. Задачи: Коррекционно – образовательные: Научить правильно.

Конспект занятия «Звук [а] и буква А» Задачи: познакомить детей с гласным звуком [а]и буквой А; учить определять позицию звука в слове; упражнять в интонационном выделении.

Конспект занятия «Звук [Б] и буква Б» Конспект НОД в подготовительной группе МБДОУ №61 для детей с ОНР второго года обучения. Учитель-логопед Носова Г. Г. Тема: «Звук и буква.

Конспект занятия «Звук и буква Т. Продукты питания» Цель: 1. Знакомство с продуктами питания 2. Нахождение звука Т в словах 3. Деление слогов на слоги 4. Нахождение звука в слове 5. Отвечать.