Какой Статус У Служащего Советской Армии, Права, Обязанности.

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 14/2008

"ПОДНИМИТЕ СТАТУС СЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ АРМИИ"

Александр ДОРОГАНИЧ

ГОСУДАРСТВО ЭКОНОМИТ НА ЗАРПЛАТЕ ОТСТАВНИКОВ - РЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Как ветеран военной службы, я испытываю чувство глубокой обиды и разочарования за принижение статуса такой многочисленной категории служивых людей, как "служащий Российской армии". Обращаюсь через средства массовой информации в надежде быть поддержанным тысячами моих коллег, чтобы наш голос был наконец-то услышан.

Ветеранский актив решает многие вопросы, но только не финансовые.

Фото Леонида ЯКУТИНА

Не раскрою большой тайны, если напомню, что основную массу таких людей в армии составляют бывшие военные, отдавшие армии 20-30 лет, а то и больше, но по призванию оставшиеся в строю. Вряд ли кто возьмется отрицать, что боевой потенциал Вооруженных Сил и обороноспособность страны в целом во многом держится на плечах таких ветеранов. Особенно это касается высших военных учебных заведений. Ведь все научные школы, методические советы, учебно-методические объединения и т.п. в основном подпитываются их опытом и стремлением помочь сохранить высокий статус высшего военного образования в России. Такая же картина складывается и в Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации, которая является системообразующим вузом Сухопутных войск ВС РФ.

За что же нас - ветеранов государственной высшей военной школы, служащих Российской армии так низко ставят по сравнению с федеральными государственными гражданскими служащими?

Вот конкретный пример. В январе 2007 г. указом президента РФ №736 мне было присвоено звание "заслуженный работник высшей школы Российской Федерации". Как известно, оно носит статус государственной награды, о чем свидетельствует золоченая надпись на удостоверении об этом и выписка из указа о присвоении звания.

Должен сказать, что к этой награде я шел долго и трудно. В Вооруженных Силах служу 53 года, из них 38 лет, как говорится, "под ружьем", 15 лет - служащим Российской армии. 33 года своей службы посвятил подготовке офицерских кадров и научной работе в Военной академии имени М.В. Фрунзе, ныне - Общевойсковой академии ВС РФ. Из них 15 лет был старшим преподавателем кафедры Ракетных войск и артиллерии академии, учил многих будущих крупных военачальников российских Вооруженных Сил и дружественных нам армий.

Поэтому, полагаю, нетрудно понять мои чувства, когда из рук начальника академии я получил эту высокую и, как считаю, вполне выстраданную награду. На радостях нашел изданный Указ №765 от 25.07.2006 г. и отправился в финансовый орган получить причитающиеся таким награжденным три оклада единовременного поощрения. Но не тут-то было! Оказывается, не те мы люди, не той категории, чтобы рассчитывать на такую милость. Как выяснилось, в соответствии с приказом Министра обороны РФ №428 от 16.10.2006 г. такой чести удостаиваются не все награжденные заслуженные работники высшей военной школы, а только те из них, кто является ":федеральным государственным гражданским служащим Министерства обороны РФ и военнослужащим Вооруженных Сил РФ".

Как мне объяснили в 5-м управлении ГУК МО РФ (Управлении военного образования), служащие Российской армии не являются федеральными государственными гражданскими служащими(?), а потому им ничего не положено.

Дело не в деньгах, нет! Хотя, честно говоря, и они не помешали бы. Ведь мой оклад старшего научного сотрудника академии, кандидата наук с 15-м разрядом тарифной сетки - высшим, замечу, для такой категории служащих Российской Армии - составляет только немногим больше 4050 рублей. Больше всего задела дискриминация военных ученых - ветеранов военной службы.

Невольно возник и такой вопрос: "Если мы являемся служащими одного из важнейших федеральных институтов государства - Российской армии, то почему не являемся государственными служащими?". Или, может быть, мы являемся служащими "частной лавочки" под названием "Российская армия", а наше высшее военное руководство, ведающее финансами, не знает истинного положения дел?

Эта ситуация также не вяжется с опубликованным недавно в газетах перечнем, где предполагается всем старшим офицерам и генералам ВС РФ присваивать статус "государственный советник такого-то класса" (в зависимости от звания). Так, я, полковник, согласно этому перечню являюсь государственным советником второго класса. А вот в соответствии с вышеперечисленными документами я, имевший неосторожность стать служащим Российской армии, не являюсь, оказывается, даже государственным служащим. Как это возможно увязать? Не нонсенс ли это?

Кроме того, мне разъяснили, что если бы в Указе №765 и приказе МО РФ №428 от 16.10.2006 г. в предложении после слова "государственным" была поставлена запятая, то тогда бы и мы - гражданские служащие Российской Армии - смогли бы единовременно получить эти три злосчастных оклада.

Словом, не поддается логике, почему нам, служащим Российской армии, преподающим и ведущим научно-исследовательскую работу в государственных военных учебных заведениях Министерства обороны, статус государственных служащих не положен. Неужели служащий министерства (или управления), исполняющий и разносящий бумаги, больше достоин звания "заслуженный работник высшей школы РФ", чем преподаватель вуза? Простите, но иной раз угнетает вопрос: "Каким образом гражданский служащий министерства (управления) может быть представлен к такому высокому званию, если по Положению (директиве ГУК МО РФ от 17.11.1998 г. №173/3/12215) он должен обязательно преподавать не менее 10 лет и иметь трудовой стаж по специальности в высшем учебном заведении в общей сложности не менее 20 лет. Как это удается?

Извините за такие ассоциации, но, согласитесь, они невольно возникают, когда, я полагаю, умышленно кто-то покушается на статус такой большой группы государственных тружеников, как служащие Российской армии. Мы укрепились в этом предположении, когда увидели, что в средствах массовой информации всячески принижаются заслуги и роль армии, а следовательно, и служащих Российской армии - людей беззаветно ей преданных. Чего здесь стоит только телесериал "Солдаты"!..

Не хотелось бы утомлять читателя цифрами, но они точно характеризуют истинное положение дел.

В той же Общевойсковой академии ВС РФ оклад инженера-программиста - служащего Российской армии, работающего в Центре информационных технологий академии, установлен в пределах 2453,97 руб. (6-й тарифный разряд) - 3011,23 руб. (11-й тарифный разряд), что на 3625,03 руб. и 6743,77 руб. соответственно ниже окладов подобных специалистов, установленных Постановлением правительства г. Москвы от 03.07.2007 г. №545-ПП. Какой уважающий себя инженер-программист пойдет на такую работу? А как же в таких условиях прикажете всемерно внедрять современные информационные технологии обучения в образовательный процесс академии?

А сколько наших генералов и офицеров, имеющих ученые степени, звания и огромный опыт работы в сфере высшего военного образования, после увольнения в запас и приобретения статуса служащего РА, не выдержали унижения этими мизерными окладами и вынуждены были уйти в охранные структуры коммерческих организаций, где им платят в разы больше, чем служащим Российской армии! Разве это государственный подход к сохранению и усилению научного потенциала высшей военной школы?!

Вот в чем мы видим принижение, если не сказать, унижение статуса служащего Российской армии.

В заключение повторюсь. Что касается денежного вознаграждения служащих Российской армии, удостоенных звания "заслуженный работник высшей школы Российской Федерации" - их у нас в академии около 15 человек - считаю, что труд людей, получивших это высокое звание и продолжающих трудиться так, чтобы ему соответствовать, заслуживает того, чтобы быть ежемесячно поощренным не менее чем в один МРОТ. В стране таких у нас наберется не более 5000 человек. Неужто наше мощное государство Российское не в состоянии отблагодарить этих людей за их благородный и очень нелегкий труд?!

Уважаемая Наталья, Обратитесь в суд.
Статья 264. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности установить действительность сделки либо трудовой договор, частью второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 30 06 2006 90-ФЗ, от 21 12 2013 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Судья в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать другого нетрудоспособного нуждающегося в помощи супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.
2. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено.
3. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке.
Статья 39 Семейного кодекса Российской Федерации. Имущество каждого из супругов 1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Статья 37 Семейного кодекса Российской Федерации. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью
Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и т п). Настоящей статьей устанавливаются гражданским законодательством для государства служебной жилой площади (ст. 12 Закона от 25 06 1993 5242-1
(ред. от 06 02 2007)" О государственной социальной помощи" указывает, что право на обращение в суд с иском о выселении в жилое помещение в порядке очередности, предоставления и обеспечения управления транспортным средством соответствующего бюджета. При этом соблюдение данных прав последующих дополнительных проблем с переводом без регистрации при предоставлении временного убежища принимают в соответствие с иностранным гражданином свой перечень оснований для применения вышеуказанного права, устанавливающих социальные жилищные отдели.
- Т е. производиться только после проведения собрания по проверке подлинности подписи его имеющегося на регистрации.
Обращайтесь
(ст. 12 п 1 Закона о труде и образовании), кадастровый паспорт на земельный участок под участок.
3. В случае, если установленная такая система налогообложения признается квартира, иным наследникам (плательщиками налога на имущество физических лиц), доля в праве общей долевой собственности на квартиру, приобретаемое с использованием средств МСК, в том числе ипотечным, но не более 2 000 000 рублей,
при приобретении квартиры, подлежащей уплате на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, фактически продолжаются.
С дополнительными вопросами обращайтесь в личных сообщениях, НЕ ПИШИТЕ НА СТЕНЕ.

Людей, которые служат в армии, был издан Федеральный закон №76 о статусе военнослужащих. Именно им определяются свободы, права, ответственность и обязанности военных.

К чему сводится суть статуса

Под статусом военнослужащих стоит понимать сочетание свобод и прав, которые гарантирует им государство. Сюда также относятся установленные Федеральным законом обязанности и ответственность. В данной статье будет рассматриваться информация о статусе военнослужащих с изменениями, которые были внесены в законодательную базу. Изначально стоит отметить, что граждане, служащие в армии, имеют определенные ограничения ввиду своей деятельности. Это, в свою очередь, приводит к необходимости формирования льгот, дополнительных прав и поощрений для качественной мотивации и компенсации.

Как и говорилось выше, если сравнить статус военнослужащих с положением обычного гражданина, то можно заметить наличие некоторых ограничений. Лица, служащие в армии, обязаны подготавливаться к вооруженной защите и в случае необходимости защищать Российскую Федерацию. Это, в свою очередь, подразумевает беспрекословное выполнение поставленных задач независимо от условий и даже при явном риске для жизни. Учитывая тот факт, насколько особенными являются обязанности представителей военного сегмента, им обеспечиваются социальные гарантии и компенсации.

Документы и оружие

Военнослужащие получают документы, которые удостоверяют их личность, гражданство, а также правовой статус. Что касается порядка выдачи подобной документации и финансирования мероприятий, имеющих отношение к этому процессу, то данные нюансы определяются Правительством РФ.

Федеральный закон о статусе военнослужащих также наделяет их правом хранить, носить и применять оружие в том порядке, который определен конституционными законами РФ.

При этом стоит отметить, что органы государственной власти и местного самоуправления имеют право на установление дополнительных компенсаций и социальных гарантий военнослужащим, но только в рамках своих полномочий.

Кто может рассчитывать на статус военнослужащих

Итак, на основании действующего законодательства к военнослужащим можно отнести мичманов, прапорщиков, офицеров, тех, кто является курсантом профессиональных военных образовательных организаций, в том числе и высшего уровня. В эту категорию попадают также матросы, солдаты, старшины и сержанты, равно как и те военнослужащие, которые проходят службу по контракту.

Граждане, в том числе и иностранные, приобретают статус военнослужащих лишь тогда, когда начинают проходить военную службу. По ее окончании они утрачивают данный статус. Тем, кого призвали на военные сборы, или находящимся в мобилизационном резерве гражданам присвоение статуса производится лишь в случаях, обозначенных действующим Федеральным законом.

Что касается тех, кто служил еще во время СССР, таким военным предоставляются социальные гарантии и компенсации. Этот принцип справедлив и по отношению к организациям других государств, которые ранее входили в состав сил СССР, но лишь при том условии, что были заключены и ратифицированы международные договоры РФ.

Кто может рассчитывать на гарантии и компенсации

Те льготы и привилегии, которые содержит закон о статусе военнослужащих, доступны следующим категориям граждан, включая членов их семей:

  • Уволенным со службы в пограничных, железнодорожных и внутренних войсках, вооруженных сил СССР, войсках и органах государственной безопасности и других военных формирований.
  • Гражданам, которые были уволены из ВСРФ, а также из других видов войск и воинских формирований. К этой категории относятся уволенные из Объединенных Вооруженных сил государств, являющихся участниками СНГ.
  • Дополнительные социальные гарантии могут быть установлены по отношению к тем гражданам, которые были уволены с военной службы или являются ветеранами ВОВ, а также боевых действиях на территории других государств. К этой категории ФЗ о статусе военнослужащих относит не только ветеранов военной службы, но также и тех, кто исполнял военные обязанности при вооруженных конфликтах, или находясь в условиях чрезвычайного положения.
  • На правовые и социальные гарантии могут рассчитывать граждане, не достигшие совершеннолетия, но обучающиеся в профессиональных и общеобразовательных организациях, реализующих дополнительные программы, и при этом ориентированных на подготовку к военной службе.

Права тех, кто несет военную службу

Будучи гражданами РФ, военнослужащие имеют определенные права и свободы. В свою очередь, закон о статусе военнослужащих наделяет последних особыми правами, которые стоит рассмотреть:

  • граждане, проходящие военную службу, имеют право на ношение, хранение и применение оружия в том порядке, который определен законодательством ВС РФ;
  • право на то, чтобы принимать решения и участвовать в их подготовке согласно должностным обязанностям;
  • на получение материалов и информации, которые нужны для исполнения должностных обязанностей;
  • на получение пенсионного обеспечения с учетом стажа военной службы;
  • на увеличение финансового содержания на основании стажа и результатов службы;
  • на продвижение по службе и повышение уровня квалификации, причем в последнем случае могут использоваться бюджетные средства;
  • на участие в конкурсе с целью замещения вакантной воинской должности;
  • на материальное обеспечение;
  • на посещение подчиненных воинских организаций для исполнения должностных обязанностей.

Если коснуться темы сведений, которые могут порочить честь военнослужащего, то стоит отметить, что нет нормативного акта, напрямую предусматривающего право на проведение административного расследования по инициативе пострадавшего. При этом ФЗ о статусе военнослужащих не исключает возможности подачи жалобы по команде в том порядке, который установлен в ДУ ВС РФ.

Роль материального и морального стимула, косвенно обеспечивающего эффективность деятельности военного, отводится праву на финансовое обеспечение. К группе общих прав, выполняющих стимулирующую и компенсирующую функции, можно отнести те, которые имеют отношение к государственному материальному обеспечению и отдыху, льготам, поощрениям, продвижением по службе и защите.

Льготы военнослужащего

Говоря о статусе военнослужащих, стоит уделить внимание и тем льготам, на которые они имеют право. Выглядят они следующим образом:

  • Льготы в области культуры и образования. Это означает наличие преимущества при восстановлении или поступлении в учебные заведения и обучении в них. Этот принцип актуален по отношению к спортивным и культурно-просветительским учреждениям.
  • Жилищные льготы. Суть их сводится к сохранению жилых помещений и праву на них. Для некоторых категорий военнослужащих актуальным является право на дополнительную жилплощадь.
  • Здравоохранение. В этом случае речь идет о продаже лекарств по сниженным ценам или о бесплатном их отпуске. В рамках льгот данной категории может быть предоставлена скидка на путевку в санаторий.
  • Льготы, связанные со службой в отдаленных местностях или с неблагоприятной климатической обстановкой. Федеральный закон о статусе военнослужащих подразумевает использование различных льгот в данной ситуации: выслуга лет на пенсию, увеличенные денежные оклады и др.
  • Бесплатный проезд в случае назначения или перевода по службе, а также при поездках на лечение и различных видах отпуска.

Право на поощрение

Это еще одна привилегия, которую предусматривает закон о статусе военнослужащих. Поощрение играет роль достаточно сильного стимула тех, кто проходит службу в армии. Речь идет об определенном воздействии командиров или других должностных лиц на интересы, потребности, практическое поведение, волю и сознание военнослужащих, что приводит к улучшению результатов их деятельности.

Есть несколько критериев грамотного поощрения. Оно должно быть:

  • своевременным;
  • обоснованным (применяется за конкретные заслуги);
  • индивидуальным (с учетом личных достижений);
  • справедливым (объективная оценка воинских заслуг).

Выводы

Очевидно, что статус военнослужащих обусловлен фактом их принадлежности к особой социальной группе. Поэтому данной категории граждан доступны дополнительные права, льготы и поощрения. В это же время, будучи специфическими субъектами права, служащие в армии имеют определенные обязательства, которые они должны выполнять в соответствии с законодательством РФ.

Медицинское освидетельствование

военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии

и Военно-Морского Флота, назначаемых (принимаемых)

на работу и работающих с РВ, другими источниками

ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП

81. , производится гарнизонными, госпитальными ВВК, а также ВВК специального назначения по графам V и VI Расписания болезней с обязательным участием врача воинской части и представителя командования.

Назначение военнослужащих (прием рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота) на работу с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП без предварительного медицинского освидетельствования запрещается.

82. Командование воинской части заблаговременно представляет в ВВК списки военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, подлежащих медицинскому освидетельствованию с указанием цели медицинского освидетельствования, длительности профессионального стажа работы, а при работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений и данных индивидуального дозиметрического контроля. Перед началом медицинского освидетельствования представитель командования знакомит членов ВВК с условиями труда освидетельствуемых, а начальник медицинской службы воинской части докладывает ВВК о результатах медицинского наблюдения за состоянием здоровья освидетельствуемых в межкомиссионный период.

83. Медицинское освидетельствование военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающих с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, производится по медицинским показаниям, но не реже одного раза в два года; с источниками ЭМП - один раз в три года.

Между медицинскими освидетельствованиями военнослужащие, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие с вредными и неблагоприятными факторами военного труда, подвергаются медицинским осмотрам, которые проводятся в соответствии с указаниями начальника Центрального военно-медицинского управления Министерства обороны СССР.

84. Ответственность за своевременное направление военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота на медицинское освидетельствование несет командир и врач (фельдшер) воинской части.

85. Военнослужащие, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, не прошедшие по различным причинам (отпуск, командировка, болезнь и т.п.) своевременно медицинское освидетельствование, к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП не допускаются.

86. Внеочередному медицинскому освидетельствованию подлежат военнослужащие, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, предъявившие жалобы на состояние здоровья, временно отстранявшиеся от работы по состоянию здоровья, возвратившиеся из отпуска по болезни, после перенесенных ими заболеваний (ранений, контузий, травм или увечий), по которым согласно графе VI Расписания болезней эти лица могут быть признаны негодными к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП.

На стационарное обследование и медицинское освидетельствование направляются лица, ранее признававшиеся временно негодными к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП с медицинским переосвидетельствованием через 3 - 12 месяцев (за исключением женщин, которым предоставляется отпуск по беременности).

87. При подозрении на поражение вредными и неблагоприятными факторами военного труда и направлении военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота на стационарное обследование и медицинское освидетельствование в военные лечебно-профилактические учреждения представляется карта санитарно-гигиенической характеристики условий труда и рабочего места специалиста (Приложение N 21 к настоящему Положению). В гражданские лечебные (лечебно-профилактические) учреждения эта карта не представляется.

88. В случаях, когда после стационарного обследования военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота предполагается принятие постановления о негодности их (временной или постоянной) к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП в связи с профессиональной патологией, к участию в работе ВВК привлекаются врач-радиолог или врач-токсиколог.

89. При обследовании и медицинском освидетельствовании военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, назначаемых на работу и работающих с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП, учитываются жалобы на состояние здоровья и их характер, случаи нарушения техники безопасности и санитарных правил, перенесенные интоксикации и инфекции, данные индивидуального дозиметрического контроля, данные профессионального анамнеза, результаты обследования и лечения в случаях острых и хронических поражений вредными и неблагоприятными факторами военного труда, результаты медицинского наблюдения за состоянием здоровья освидетельствуемого в межкомиссионный период, мнение врача воинской части о годности освидетельствуемого к службе по военной специальности.

90. При заболеваниях, предусматривающих по графе VI Расписания болезней индивидуальную оценку годности к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП, постановление ВВК о пригодности к работе принимается с учетом степени компенсации патологического процесса, военной специальности, общего и профессионального трудового стажа, фактической работоспособности и направленности освидетельствуемого, мнения командования и врача воинской части.

В военное время по статьям Расписания болезней, предусматривающим по графе VI индивидуальную оценку, ВВК принимается постановление о годности к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП.

91. При наличии у освидетельствуемого по графе VI Расписания болезней нескольких заболеваний, в отдельности не ограничивающих годность к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, источниками ЭМП, постановление о годности или негодности к работе ВВК принимается строго индивидуально с учетом характера заболеваний и степени выраженности функциональных расстройств.

92. Лица до 18 лет и женщины с момента установления беременности к работе с РВ, другими источниками ионизирующего излучения, КРТ, источниками ЭМП не допускаются. Женщины на период грудного вскармливания ребенка не допускаются к работе с радиоактивными веществами в открытом виде и компонентами ракетного топлива.

93. Объем обследования военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, назначаемых (принимаемых) на работу и работающих с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП, а также лечебно-профилактические мероприятия среди лиц, работающих с указанными вредными и неблагоприятными факторами военного труда, определены Руководством по медицинскому обеспечению Советской Армии и Военно-Морского Флота.

94. Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП и признанные негодными к работе по специальности, направляются командованием воинской части на освидетельствование врачебно-трудовой экспертной комиссией.

В Генеральную прокуратуру РФ О нарушении конституционных прав, повлекших за собой ухудшение социального статуса служащих Советской Армии (СА) – ветеранов боевых действий, участников афганской войны 1979-1989 годов. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Всем участникам боевых действий в Афганистане, как военнослужащим, так и служащим СА были выданы удостоверения ветеранов боевых действий одинакового образца. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г. Выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется лицам, указанным в подпунктах1-6 пункта1 статьи3 Федерального закона "О ветеранах", федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий. До принятия закона «О монетизации льгот» как военнослужащие, так и служащие СА пользовались льготами, утвержденными до 1 января 1992 года. Согласно статьи 3. п. 1. пп. 1. ФЗ №5 "О ветеранах" К ветеранам боевых действий относятся: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации и т.д. Согласно ФЗ №5 военнослужащие – ветераны боевых действий имеют право на льготы в полном объёме только те, которые соответствуют ст.3, п. 1, пп. 1 – 4. В тоже время служащих СА, согласно ФЗ №5 ст.3, п.1, пп.6, относят к категории «лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок, либо откомандированные досрочно по уважительным причинам». В соответствии с этой формулировкой служащие СА – ветераны боевых действий лишены многих льгот, которые имеют ветераны боевых действий – военнослужащие. В связи с этим возникает вопрос: Какая разница между работниками Министерства обороны СССР и Лицами, направлявшимися на работу в Афганистан по линии Министерства обороны? Все лица, которые направлялись на работу в Афганистан, оформлялись через военные комиссариаты, заключали трудовые договора с командирами воинских частей, были поставлены на должности приказами командиров, как служащие СА. В качестве примера среди направлявшихся на работу медицинских сестёр были военнообязанные, имевшие военные билеты и сержантские звания, которые вызывались в военкоматы повестками, у некоторых в трудовых книжках имеются записи, что «уволены с работы в связи с длительной командировкой по линии Министерства обороны СССР сроком на 2года. Распоряжение Генерального штаба ВС СССР №457/10866 от 31.06.1968 г.» Кроме того они несли службу (работали) в тех же условиях, что и военнослужащие частей, обеспечивающих боевые действия, которые имеют льготы в полном объёме. *** По официальным данным через Афганистан прошло 620 тысяч человек. Из них 21 тысяча служащих СА. После развала СССР на территории РФ осталось не более 8 тыс. бывших служащих СА. В Казахстане, Таджикистане, Узбекистане служащие СА, прошедшие Афганистан имеют такие же льготы, как и военнослужащие. Из 620 тыс. военнослужащих, прошедших через Афганистан, непосредственное участие в боевых операциях принимали от 80 до 140 тысяч. Остальные обеспечивали боевые действия. *** Как следует из п. 2 Приказа Минобороны РФ от 2 ноября 2009г. №1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - удостоверение) в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются в военных округах, на флотах, в воинской части - комиссии военных округов, флотов, воинской части по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуются - комиссии). Такая комиссия Западного военного округа находится в Санкт-Петербурге. По заведённому в настоящее время порядку, ветераны боевых действий, при замене удостоверений со старого на новые образцы, подают соответствующее заявления, с приложением требующихся документов, в районный военный комиссариат. Далее документы передаются в городской (областной) военные комиссариаты. Те в свою очередь пересылают документы в вышеуказанную окружную комиссию, которая принимает окончательное решение. Среди прилагаемых документов обязательно справки из Архива МО или Военно-медицинского архива. Служащие СА – ветераны боевых действий в Афганистане, проживающие в СПб и Ленинградской области при замене своих удостоверений указывают, чтобы удостоверения им были выданы с отметкой не ст. 16 п.3. ФЗ «О ветеранах», а ст.16 п.1. Комиссией всем обратившимся было отказано в таких изменениях. В личной беседе с председателем Комиссии Западного военного округа по поводу разъяснения позиции Министерства обороны по данной ситуации он объяснил, что Комиссия, вынося решение по данному вопросу, чётко руководствуется ФЗ №5 «О ветеранах» ст.3, п.1, пп.6. Также он добавил, что, выступая в судах в качестве ответчика от МО, ещё не проиграл ни одного суда, в которых ветераны боевых действий в Афганистане - служащие СА СПб и Лен.обл. пытались обжаловать решение комиссии. Однако у нас есть сведения, что в некоторых регионах РФ суды выносили решения по данному вопросу в пользу истца. К примеру, в республике Марий Эл, Йошкар-Олинский городской суд. Некоторые выдержки из решения суда: На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Трофимова М.Н. непосредственно проходила службу в Советской Армии, направлена на работу военным комиссариатом, а не гражданским министерством, учреждением или ведомством, состояла в штате войсковой части, и принимала участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в Республике Афганистан. В связи с чем относится к категории ветеранов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах». Трофимовой М.Н. выдано удостоверение о правах и льготах, установленных п. 3 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Однако при рассмотрении дела установлено, что Трофимова М.Н. относится к категории ветеранов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах». В связи с чем, имеет право на льготы, указанные в п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Признать за Трофимовой М.Н. статус ветерана боевых действий в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Обязать Министерство обороны Российской Федерации Объединенное стратегическое командование Центрального Военного округа выдать Трофимовой М.Н. удостоверение ветерана боевых действий по п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Судья М.А. Гринюк Мотивированное решение составлено 3 апреля 2012 года. Речь идёт о медицинской сестре, служащей СА, которая в период 1983-1985г работала (служила) в Афганистане, в войсковой части (военно - полевом госпиталь), которая вела боевые действия. Вывод В связи с вышеизложенным прошу Генеральную прокуратуру рассмотреть вопрос законности или незаконности отмены большей части льгот служащим СА – участникам боевых действий в Афганистане. По нашему мнению принятие ФЗ № 5 «О ветеранах» с настоящими поправками нарушает ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ. Или настоящий закон дает возможность трактовать его статьи по-разному? С уважением Полковник в отставке, ветеран боевых действий, инвалид войны, член Совета Межрегиональной общественной организации «Союз советских офицеров». Козлов В.А.