Должностная инструкция инженера по безопасности дорожного движения. Организация безопасного дорожного движение на предприятии Должностная инструкция ответственного по обеспечению дорожного движения

Ответственный за безопасность дорожного движения.

1. назначается (вводится) каждым юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (статья 20 закона о безопасности дорожного движения).

2. Ответственный за безопасность дорожного движения может исполнять свои обязанности при назначении на должность инженера по безопасности дорожного движения или специалиста по безопасности дорожного движения (то есть выполнять трудовые функции только по этим должностям).

3. Оветственным за безопасность дорожного движения может быть назначен специалист субъекта транспортной деятельности с исполнением обязанностей по вопросам безопасности дорожного движения наряду со своими трудовыми обязанностями по другой должности.

4. К ответственному за безопасность дорожного движения в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,» предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

4.1. Ответственный за безопасность дорожного движения должен знать:

— нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;

— основы трудового законодательства;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;

— назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;

— правила технической эксплуатации транспортных средств;

— методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;

— организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;

— порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

4.2. Ответственный за безопасность дорожного движения должен уметь:

— разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;

— анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;

— осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;

— разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;

— организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;

— информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;

— устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;

— контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;

— контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров;

— организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях;

— контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей;

— организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;

— организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

4.3. К ответственному за безопасность дорожного движения предъявляется одно из следующих требований:

— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

— требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

5. П рофессиональная переподготовка с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения производится на основании программ профессиональной переподготовки в объеме не менее 250 часов (приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499).

Квалификационную переподготовку проходят лица с высшим образованием неавтомобильного профиля.

Программа профессиональной переподготовки для ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя следующие темы:

5.1. Нормативно-правовая база в области безопасности дорожного движения.

5.2. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности
колесных транспортных средств».

5.3. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».

5.4. Технический надзор органов ГИБДД РФ.

5.5. Основные нормативно-технические документы по обеспечению безопасности дорожного движения (закон о БДД, Правила дорожного движения и т.д.).

5.6. Требования к техническому состоянию и оборудованию автотранспортных средств.

5.7. Противопожарная защита автотранспортных средств.

5.8. Соблюдение режима труда и отдыха водительского состава.

5.9. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

5.10. Транспортный процесс перевозки грузов, в том числе крупногабаритных, тяжеловесных и опасных.

5.11. Надежность водителя и безопасность движения.

5.12. Организация стажировки водителей и работы водителей-наставников.

5.13. Организация проведения медицинских осмотров водителей.

5.14. Служебное расследование, учет и анализ дорожно-транспортных происшествий.

5.15. Охрана окружающей среды от неблагоприятного воздействия транспорта

5.16. Страхование ответственности перевозчика, пассажиров и грузов.

5.17. Виды водительских удостоверений.

6. Ответственный за безопасность дорожного движения в случае выполнения своих функций на должности инженера (специалиста) по безопасности дорожного движения должен работать на основании одноименной должностной инструкции, содержащей разделы: квалификационные требования, должен знать, функции, должностные обязанности, права и ответственность. Должностная инструкция утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Основой для разработки должностной инструкции служат квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе 4 настоящей статьи.

6.1. Ответственный за безопасность дорожного движения в случае выполнения своих функций при совмещении профессий (должностей) должен исполнять свои обязанности (по безопасности движения) на основании приказа (распоряжения) руководителя субъекта транспортной деятельности.

Любое современное предприятия сложно представить без автомобильного парка. И чем больше организация, тем больше автомобильных потребностей у неё. С увеличением подвижного состава, риск возникновения ДТП растёт.

Нужен ли в вашей организации человек ответственный за безопасность дорожного движения? Если ваша организация профилирована или пассажиров, то такого вопрос отпадает сам собой. Для этих организаций есть закон, обязывающий назначить и аттестовать такое лицо. А если вы не занимаетесь коммерческими перевозками, то закон вас не обязывает назначать специальное лицо, но ответственность в этом случая возлагается на руководителя фирмы или предприятия. То есть, в случае возникновения ДТП, руководитель или директор по умолчанию возлагает на себя выполнение функций лица, либо назначает ответвлённого человека из числа работников или нанимает со стороны. Это лицо наделяется полномочиями и несёт ответственность как специалист по безопасности дорожного движения. Для этого должен быть издан приказ по предприятию с внесением в должностную инструкцию соответствующих обязанностей. Далее, необходимо ознакомить работника с приказом и обязанностями под роспись, и только после этого он становится полноценным руководителем.

Требования, предъявляемые к специалисту

Лицо по обеспечению безопасности дорожного движения должно быть обучено и аттестовано, если в уставе вашей компании указан пункт «Услуги перевозки». Если же такого вида деятельности не обозначено, то у вас такой обязанности нет. Также если в уставе нет такого пункта, а по факту вы осуществляете перевозки на сторону, то в устав вам необходимо внести соответствующее дополнение и назначить ответственного. Данное лицо должно быть компетентным в вопросах безопасности дорожного движения на предприятии. Этот сотрудник должен иметь соответствующее образование или опыт, записанный в трудовую книжку. Для тех, у кого нет подобного опыта или образования, назначают обучение, на основании которого человеку можно поручить данные обязанности. Иначе существует риск, что в случае возникновения внештатной ситуации (ДТП), сотрудник может обратиться в суд, и он признает назначение данного лица на должность незаконным. Аттестовывать сотрудника в этом случае необязательно.

Для эффективной работы компании, необходимо распределить ответственность по БДД на трёх сотрудников:

  • ответственный по БДД;
  • специалист по контролю за ;
  • ответственный за ведение путевой документации.

Назначение должно осуществляться с занесением в должностную инструкцию конкретных обязанностей, каждому из них. т. к. если назначить приказом, а обязанности не прописать в инструкции, то такой сотрудник не будет отвечать за порученный ему сектор. Если ваша компания имеет в своей структуре филиалы, то в каждом из филиалов должно быть по три ответственных. А специалисты головного филиала, должны контролировать работу остальных. Это необязательно три разных сотрудника, все обязанности может выполнять и один человек (всё зависит от величины организации и от количества подвижного состава в наличии). И помимо обязанностей по контролю БДД, он может выполнять и другие (механик, диспетчер и др.). У данного специалиста должен быть диплом о высшем образовании в направлениях «Наземный транспорт» или опыт работы на подобной должности, занесённый в трудовую книжку.

Комплекс мер по обеспечению безопасности

Для предупреждения ДТП на предприятии необходимо провести комплекс мер:


А) вводный инструктаж проводится со всеми вновь прибывшими шофёрами. Проводит его лицо, ответственное за БДД на предприятии, инструктаж включает в себя:

  • организацию автодвижения по территории компании;
  • условия работы в организации;
  • порядок заполнения и ведения путевой документации;
  • последовательный ;
  • правила оказания доврачебной помощи пострадавшим.

Б) предрейсовый – проводится в случае отправления водителя по вновь созданному маршруту, перевозке тяжеловесных, опасных или крупногабаритных грузов. В его состав входят такие положения как:

  • наличие опасных участков на маршруте;
  • места для возможного отдыха на маршруте;
  • количество и местоположение пунктов технической помощи на маршруте;
  • правила безопасного прохождения трудных и опасных участков (затяжных спусков/подъёмов; ж/д переездов и др.);
  • алгоритм действий при возникновении внештатной ситуации.

В) сезонный – проводится не реже одного раза в полгода, на рубеже смены периодов осенне-зимнего на смену весенне-летнему или наоборот. Его цель – подготовить шофёров к эксплуатации автомобиля в предшествующий период. Должен включать в себя анализ ДТП, происходящих в аналогичные периоды ранее.

Г) специальный – проводится в таких случаях как:

  • в силу вступили законы, непосредственно влияющие на деятельность водителей;
  • изменён маршрут;
  • произошло ДТП с человеческими жертвами или крупным материальным ущербом;
  • поступила информация о террористической угрозе

Права и обязанности работодателя и специалиста по обеспечению БДД

Специалисту по обеспечению БДД запрещено:

  1. Давать допуск к управлению автомобилем водителям, не имеющим или с истёкшим сроком водительского удостоверения, в котором отраженно наличие соответствующей категории
  2. Принуждать шофёров нарушать ПДД либо поощрять данные действия.

В пределах действующего положения о БДД, возможно установить свои специальные правила для соблюдения БДД и требовать их соблюдения от подчинённых.

Предприятие в свою очередь, должно обеспечивать:


Ответственный за безопасность дорожного движения должен знать:

  1. Трудовое законодательство либо его основные положения.
  2. Законы, которые нацелены на БДД.
  3. Основные технико-экономические показатели транспортных средств и их назначение.
  4. Основные правила и нормы технического использования транспортных средств.
  5. Способы учёта и планирования автомобильных перевозок.
  6. Методы организации перевозок, обеспечивающие выполнение норм труда и отдыха водителей и других работников, обеспечивающих исправную эксплуатацию транспортных средств.

Должен уметь:


При соблюдении всех привил и рекомендаций, возможно достичь безаварийной работы предприятия или свести её к минимуму. Это повысит ваш рейтинг по сравнению с конкурентами. И позволит увеличить прибыль и благосостояние ваше и ваших работников.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

лица ответственного за работу по обеспечению безопасности дорожного движения.

I. Общие положения

1. Лицо, ответственное за безопасность дорожного движения назначается приказом руководителя предприятия.

II. Обязанности:

1. Разрабатывает мероприятия по предупреждению дорожно-транспорт­ных происшествий и контролирует их выполнение.

2. Ведет учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, совершенных водителями предприятия, анализирует причины их возникновения, в установленном порядке подготавливает отчеты о дорожно-транспортных проишествиях и принятых мерах по их предупрежде­нию.

3. Разрабатывает и представляет руководителю предприятия на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложения по пре­дотвращению дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения.

4. Систематически осуществляет сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с дан­ными Госавтоинспекции.

5. Разрабатывает или участвует в разработке проектов приказов, указаний и других документов предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения.

6. Организует агитационно-массовую работу по безопасности движения в коллективе (проведение лекций, докладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ специальных фильмов и т. д.)

7. Систематически информирует водительский состав, инженерно-технических работников, руководство предприятия о состоянии аварийности, при­ чинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий.

8. Участвует в мероприятиях, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения (смотры безопасности дорожного движения, агитпробеги, конкурсы и др.).

9. Принимает участие в установлении причин и обстоятельств возникно­вения дорожно-транспортных происшествий, а также в выявлении нарушении установленных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в работе предприятия.

10. Организует в коллективе предприятия рассмотрение совершенных во­дителями дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорож­ного движения и правил технической эксплуатации транспортных средств.

11. Участвует в работе комиссий городского (районного) отдела внутрен­них дел при рассмотрении административных материалов о нарушении пра­вил дорожного движения водителями предприятия.

12. Контролирует допуск водителей к управлению только теми транспорт­ными средствами, право управления которыми предоставлено в соответствии с водительскими удостоверениями .

13. Осуществляет контроль за прохождением водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сро­ков медицинского переосвидетельствования.

14. Осуществляет контроль за организацией проведения службой эксплу­атации инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств с учетом дорожных и климатических условий.

15. Осуществляет контроль за использованием транспортных средств, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда.

16. Осуществляет контроль за стажированием водителей и работой води­телей-наставников.

17. Организует ежегодные занятия с водителями по 20-часовой програм­ме, утвержденные «Минавтотрансом» РСФСР от 01.01.2001 г, за №ДП-14/118.

18. Оказывает методическую помощь руководителям служб и подразделе­ний предприятия в проведении занятий, бесед, инструктажей водителей по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

19. Организует работу кабинета (класса) безопасности движения по пла­ну, утвержденному руководителем предприятия (хозяйства) и оборудует его в соответствии с методическими указаниями.

20. Принимает участие в работе соответствующих комиссий по обследова­нию автомобильных дорог и улиц на маршрутах работы транспорта предпри­ятия.

21. Немедленно сообщает в органы Госавтоинспекции о дорожно-транспортных происшествиях с подвижным составом предприятия, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями.

22. Представляет в Госавтоинспекцию документы о сумме материального ущерба от повреждения транспортного средства и груза при дорожно-транс­портных происшествиях с подвижным составом предприятия.

III. Права:

1. Проводить проверки работы других служб и подразделений предприя­тия в части, относящейся к предупреждению дорожно-транспортных проис­шествий, требовать от соответствующих руководителей и работников пред­приятия необходимых материалов, устных и письменных объяснений.

2. Проверять при необходимости у водителей ведомственного транспорта на линии наличие удостоверений на право управления транспортными сред­ствами, талонов к ним, путевых (маршрутных) листов, документов на перево­зимый груз, делать записи в путевых (маршрутных) листах при обнаружении нарушений водителями правил дорожного движения, правил эксплуатации транспорта, в необходимых случаях возвращать подвижной состав в пред­приятие.

3. Отстранять в установленном законодательством порядке от работы во­дителей и других работников ведомственного транспорта, состояние или действия которых угрожают безопасности движения, и требовать от соответ­ствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.

4. Запрещать выпуск на линию подвижного состава предприятия или воз­вращать его с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожа­ющих безопасности движения.

5. Вносить предложения руководству предприятия о поощрении руководя­щих работников служб и подразделений за хорошую постановку и достигну­тые успехи в работе по обеспечению безопасности движения транспорта, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам безопасности дорожного движения.

6. Рассматривать и давать заключение по проектам документов, касаю­щихся обеспечения безопасности дорожного движения, подготовленным Дру­гими службами и подразделениями предприятия.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

по предупреждению дорожно-транспортных происшествий

Планы работы по предупреждению ДТП в автотранспортных и других предприятиях, разрабатываются работниками, отвечающими за обеспечение безопасной, безаварийной работы автотранспорта и утверждаются руководителем предприятия.

Планы отражают деятельность предприятия по снижению уровня аварийности и разрабатываются на основе нормативных актов , регламентирующих работу автотранспорта в транспортно-дорожном комплексе.

С инструкцией ознакомлен

Ответственный за работу по обеспечению безопасности дорожного движения

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

лица ответственного за работу по обеспечению безопасности дорожного движения.

I. Общие положения

1. Лицо, ответственное за безопасность дорожного движения назначается приказом руководителя предприятия.

2. Лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, подчиняет­ся руководителю предприятия и в своей работе руководствуется Законода­тельными актами РФ, приказами и распоряжениями Минтранса РФ и други­ми нормативными документами, действующими в сфере безопасности до­рожного движения, а также настоящей должностной инструкцией.

II. Обязанности:

1. Разрабатывает мероприятия по предупреждению дорожно-транспорт­ных происшествий и контролирует их выполнение.

2. Ведет учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, совершенных водителями предприятия, анализирует причины их возникновения, в установленном порядке подготавливает отчеты о дорожно-транспортных проишествиях и принятых мерах по их предупрежде­нию.

3. Разрабатывает и представляет руководителю предприятия на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложения по пре­дотвращению дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения.

4. Систематически осуществляет сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с дан­ными Госавтоинспекции.

5. Разрабатывает или участвует в разработке проектов приказов, указаний и других документов предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения.

6. Организует агитационно-массовую работу по безопасности движения в коллективе (проведение лекций, докладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ специальных фильмов и т.д.)

7. Систематически информирует водительский состав, инженерно-технических работников, руководство предприятия о состоянии аварийности, при­ чинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий.

8. Участвует в мероприятиях, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения (смотры безопасности дорожного движения, агитпробеги, конкурсы и др.).

9. Принимает участие в установлении причин и обстоятельств возникно­вения дорожно-транспортных происшествий, а также в выявлении нарушении установленных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в работе предприятия.

10. Организует в коллективе предприятия рассмотрение совершенных во­дителями дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорож­ного движения и правил технической эксплуатации транспортных средств.

11. Участвует в работе комиссий городского (районного) отдела внутрен­них дел при рассмотрении административных материалов о нарушении пра­вил дорожного движения водителями предприятия.

12. Контролирует допуск водителей к управлению только теми транспорт­ными средствами, право управления которыми предоставлено в соответствии с водительскими удостоверениями.

13. Осуществляет контроль за прохождением водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сро­ков медицинского переосвидетельствования.

14. Осуществляет контроль за организацией проведения службой эксплу­атации инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств с учетом дорожных и климатических условий.

15. Осуществляет контроль за использованием транспортных средств, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда.

16. Осуществляет контроль за стажированием водителей и работой води­телей-наставников.

17. Организует ежегодные занятия с водителями по 20-часовой програм­ме, утвержденные «Минавтотрансом» РСФСР от 31.03.1987 г, за №ДП-14/118.

18. Оказывает методическую помощь руководителям служб и подразделе­ний предприятия в проведении занятий, бесед, инструктажей водителей по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

19. Организует работу кабинета (класса) безопасности движения по пла­ну, утвержденному руководителем предприятия (хозяйства) и оборудует его в соответствии с методическими указаниями.

20. Принимает участие в работе соответствующих комиссий по обследова­нию автомобильных дорог и улиц на маршрутах работы транспорта предпри­ятия.

21. Немедленно сообщает в органы Госавтоинспекции о дорожно-транспортных происшествиях с подвижным составом предприятия, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями.

22. Представляет в Госавтоинспекцию документы о сумме материального ущерба от повреждения транспортного средства и груза при дорожно-транс­портных происшествиях с подвижным составом предприятия.

III. Права:

1. Проводить проверки работы других служб и подразделений предприя­тия в части, относящейся к предупреждению дорожно-транспортных проис­шествий, требовать от соответствующих руководителей и работников пред­приятия необходимых материалов, устных и письменных объяснений.

2. Проверять при необходимости у водителей ведомственного транспорта на линии наличие удостоверений на право управления транспортными сред­ствами, талонов к ним, путевых (маршрутных) листов, документов на перево­зимый груз, делать записи в путевых (маршрутных) листах при обнаружении нарушений водителями правил дорожного движения, правил эксплуатации транспорта, в необходимых случаях возвращать подвижной состав в пред­приятие.

3. Отстранять в установленном законодательством порядке от работы во­дителей и других работников ведомственного транспорта, состояние или действия которых угрожают безопасности движения, и требовать от соответ­ствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.

4. Запрещать выпуск на линию подвижного состава предприятия или воз­вращать его с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожа­ющих безопасности движения.

5. Вносить предложения руководству предприятия о поощрении руководя­щих работников служб и подразделений за хорошую постановку и достигну­тые успехи в работе по обеспечению безопасности движения транспорта, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам безопасности дорожного движения.

6. Рассматривать и давать заключение по проектам документов, касаю­щихся обеспечения безопасности дорожного движения, подготовленным Дру­гими службами и подразделениями предприятия.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

по предупреждению дорожно-транспортных происшествий

Планы работы по предупреждению ДТП в автотранспортных и других предприятиях, разрабатываются работниками, отвечающими за обеспечение безопасной, безаварийной работы автотранспорта и утверждаются руководителем предприятия.

Планы отражают деятельность предприятия по снижению уровня аварийности и разрабатываются на основе нормативных актов, регламентирующих работу автотранспорта в транспортно-дорожном комплексе.

С инструкцией ознакомлен

Ответственный за работу по обеспечению безопасности дорожного движения

_______________________/ Т.А.Денежкина

Кого можно назначить специалистом по безопасности дорожного движения на предприятии? Каковы требования по квалификации и как проводится аттестация? Какие обязанности выполняет сотрудник, назначенный на эту должность? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в нашей статье.

Обеспечение БДД на предприятии

Обеспечение безопасности движения на дорогах общего пользования – одна из приоритетных государственных задач.

Государство, учитывая, что транспортировка грузов и пассажиров является одним из ключевых звеньев в процессе производства валового национального продукта, ставит перед работодателем цели в достижении профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств. И один из главнейших вопросов – это усиление контроля за соблюдением водительским составом требований правил дорожного движения. Для этих целей работодатель обязан ввести в штатное расписание единицу ответственного за обеспечение БДД.

Назначение специалиста по БДД

Обеспечение БДД – процесс не одного дня, и ни одного года. Это планомерная, постоянная профилактическая работа. Безопасность на дороге зависит не только от технического состояния автотранспортного парка, от исполнения графика планово-предупредительного ремонта ТС, но и от реакции водителя на действия других участников движения.

Это требует тщательного отбора водителей, их регулярного инструктирования, проведения стажировок, обучения навыкам безаварийного вождения, контроля за психоэмоциональным и физическим состоянием их здоровья.

Сверхурочная работа, неправильный режим дня, физические и эмоциональные перегрузки, не организованное питание, могут привести к истощению нервной системы, к утомляемости и в конечном итоге – к ДТП.

Транспортное средство – источник повышенной опасности. По данным статистики, за второй квартал 2017 года наблюдается рост числа ДТП в Российской Федерации.

На схеме Росстата красным цветом отмечены регионы, в которых произошел рост ДТП по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Наибольший удельный вес в росте ДТП занимают регионы с развитым промышленным производством, добычей и переработкой природных ресурсов, а также регионы со сложной транспортной доступностью в связи с климатическими условиями.

Рисунок 1. Данные с сайта статистики ГИБДД

Перевозки людей автобусами и троллейбусами, трамваями и такси, управление грузовым транспортом являются частью производственного и социально-экономического процесса. Для задач профилактики ДТП, взаимодействия с ГИБДД и УГАДН по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в каждой организации создается служба БДД при транспортном цехе или назначается ответственный за обеспечение БДД .

Совмещение должностей руководителя организации и ответственного за безопасность дорожного движения является неправомерным, т.к. субъектом транспортной деятельности или уполномоченным им лицом в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, проводятся проверки. Но проверять самого себя является мероприятием малоэффективным. Руководитель должен развивать производство, а не заниматься ежедневной рутинной работой, связанной с большим документооборотом и неустанным контролем за работой транспортного цеха.

Учитывая вышеизложенное, руководитель организации обязан обеспечивать контроль за деятельностью должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, что исключает выполнение руководителем функций данного должностного лица.

Примеры судебных актов, поддерживающих данную точку зрения:

Решение АС Саратовской области от 14.03.2016 № А57-2758/2016;

Решение АС Алтайского края от 18.02.2016 № А03-25158/2015.

Именно поэтому мы также не рекомендуем назначать на должность ответственного за БДД специалистов в области охраны труда. Контроль за деятельностью конкретного должностного лица, ответственного за БДД, исключает выполнение специалистом по ОТ функций данного должностного лица. Нельзя проверять самого себя. Это вредит работе, вредит делу и производству.

Руководитель организации сам примет решение – назначить ответственного по договору совместительства или по договору совмещения. Нельзя делать одного – вменять работнику дополнительные обязанности без дополнительной оплаты. Принудительный труд в РФ запрещается.

Решение об установлении доплаты за обеспечение БДД должен принять руководитель организации совместно с кандидатом на должность. Как правило, ответственным назначают либо начальника транспортного цеха (участка, отдела), либо главного механика. Это правильное решение.

Ответственный должен досконально знать технологический процесс. Необходимость доплаты за совместительство связана с повышенными требованиями к этой должности. Существенное расширение должностных обязанностей – это ответственность, необходимость подготовиться к аттестации, умение решать все проблемные вопросы в УГАДН и ГИБДД.

По общему правилу совместителю выплачивают заработную плату пропорционально отработанному им времени (). Поэтому размер такой доплаты может быть любым исходя из фактических обстоятельств и ценности труда.

Требования по квалификации и аттестации к специалисту по БДД

Специалист, назначенный ответственным за обеспечение БДД, должен иметь диплом ВУЗ по ремонту и эксплуатации транспортных средств, а также по организации грузовых и пассажирских перевозок.

При отсутствии такой подготовки работник подлежит профессиональной переподготовке в объеме не менее 250 часов. Стоимость профпереподготовки также должен оплатить работодатель, если только инициатива повысить свой уровень не шла от самого работника. В этом случае и , и профпереподготовку может оплатить сам работник, правила аттестации это позволяют.

Требования к наличию производственного стажа в транспортном цехе не предъявляются, но это не означает, что на эту должность нужно ставить малоопытного выпускника транспортного вуза. Инженер БДД возглавляет работу диспетчеров и контролеров ТС. Для этого нужны знания, авторитет, практика работы контролером ТС, большой производственный опыт и хорошие знания логистики и экономики перевозок.

Аттестация ответственного за обеспечение БДД проводится в комиссии УГАДН. Для этого ответственный должен пройти подготовку по 360 вопросам. Во время тестирования необходимо дать правильный ответ на 18 вопросов. После тестирования специалист должен написать заявление на выдачу выписки из протокола аттестации. Протокол действителен пять лет, без привязки к конкретному работодателю. Госпошлина составляет 1300 рублей. Заявка на аттестацию подается на сайте территориального УГАДН.

Должностная инструкция ответственного за БДД

При составлении должностной инструкции необходимо руководствоваться чек-листом УГАДН. Список контрольных вопросов для проверки можно найти на сайте ФБУ «Росавтонадзор».

Пакет документации по БДД обширный, но в нем нет ни одного документа, не имеющего отношения к грузо- и пассажирским перевозкам. В должностной инструкции следует указать трудовую функцию ответственного за БДД, перечень его обязанностей, пределы ответственности, совокупность знаний и профессионального опыта, которыми он должен обладать, и т. д.

Поскольку объем обязанностей ответственного за обеспечение БДД значителен, следует назначать на эту должность либо начальника транспортного цеха, либо выделить в штатном расписании отдельную единицу, так как совмещение должностей не рекомендуется.

Именно ответственный за БДД подписывает заключение по допуску работника к самостоятельной работе после проведенной стажировки. Это огромная ответственность. Если с работником транспортной службы произойдет несчастный случай в результате ДТП, который повлечет за собой тяжкие последствия, ответственный за БДД понесет дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность, может подвергнуться дисквалификации или внеочередной аттестации по БДД.

Ответственный за обеспечение БДД разделяет всю полноту административной и уголовной ответственности наряду с руководителем организации, являясь должностным лицом.

Обязанности ответственного за БДД

Для снижения вероятности травматизма на дорогах с большими человеческими жертвами и материальными потерями к предпринимателям и организациям, занимающимся автоперевозками, предъявляются повышенные требования безопасности. Контролирующим органом в этом случае является УГАДН – Управление государственного автодорожного надзора.

Наряду с ГИБДД, УГАДН имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, допускающих в рейс неподготовленных в достаточном объеме водителей, выпускающих на линию машины с неисправностями, при которых эксплуатация ТС не допускается вообще. УГАДН осуществляет надзор за тем, как работодатель создает условия для отдыха водителя, чтобы уснувший за рулем водитель автобуса не стал виновником в большом числе человеческих жертв. Для этих целей установлен государственный тахографический контроль.

Ответственный за БДД несет персональную ответственность за ведение технической документации по эксплуатации транспортных средств.

Транспортные средства должны иметь диагностические карты ТО, должны быть пронумерованы, учет их ведется в журнале, хранение путевых листов должно соответствовать номенклатуре дел организации. Затраты по ГСМ должны соответствовать летним и зимним нормам выдачи. Каждая замена шин, замена трансмиссионного и моторного масел должны быть зарегистрированы в журнале по ТО транспортного средства. Ответственный за БДД разрабатывает план расстановки техники в гараже, технологическую карту транспортных потоков по территории организации.

На особом контроле у ответственного по БДД находятся вопросы допуска водителей к рейсу.

Кандидат на должность водителя должен иметь нужную категорию в водительском удостоверении и не иметь противопоказаний по состоянию здоровья, особенно – психиатрического. Поэтому психиатрический осмотр водителя предшествует предварительному .

Некоторые ответственные по БДД ошибаются, полагая, что водительская справка, которую хранит при себе каждый водитель, и есть основание считать водителя пригодным к управлению ТС в организации. Это не так. Цели водительской справки – убедить выдать водительское удостоверение. Цель предварительного медосмотра – оценить риск получения профзаболевания в конкретных производственных условиях конкретного работодателя.

Каждый водитель после приема на работу должен пройти в службе охраны труда вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте водитель проходит непосредственно в транспортном цехе, инструктирует его главный механик.

После первичного инструктажа по ОТ на рабочем месте водитель направляется на стажировку. Как правило, продолжительность такой стажировки зависит от знаний и навыков, от манеры вождения водителя, от умения быстро переключаться на новые модификации ТС. После стажировки водитель должен пройти проверку знаний требований охраны труда. За каждым водителем должно быть закреплено транспортное средство. Если водители работают в многосменном режиме, то такой режим также должен быть отражен в приказе (распоряжении) о закреплении ТС.

Проконтролировать соблюдение этих требований – одна из многочисленных задач ответственного за БДД. Служба охраны труда оказывает методическую помощь и осуществляет надзор за соблюдением охраны труда на транспортном участке. Ответственный за обеспечение БДД обязан исполнять предписания службы охраны труда.

Одной из главных функций ответственного за БДД является проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Для этого ответственный должен тщательно анализировать все причины ДТП, проводить с водительским составом, постоянно отслеживать профессиональную компетентность и профпригодность работников. Формальное проведение стажировки водительского состава – это наиболее частая ошибка коллег. В случае ДТП Транснадзор в первую очередь проверяет, каким образом проводился допуск водителя к управлению ТС – источника повышенной опасности.

Ответственный за БДД контролирует работу диспетчера по ведению путевых листов, их хранению и учету, проверяет соблюдение режима труда и отдыха водителей. Для этого он должен знать нормы оснащения санитарно-бытовых помещений для водителя, нормы учета рабочего времени, постоянно анализировать данные тахографического контроля, оказывать диспетчеру методическую помощь и проводить обучение на рабочем месте. Административная ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей зависит от фактора повторности нарушения (рецидива).

Административная ответственность за нарушение труда и отдыха водителей

Основание для наказания

В отношении кого применяется

Вид наказания

Размер штрафа

Норма

Нарушение режима труда и отдыха

Предупреждение или штраф

От 30 000 до 50 000 руб.

Часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ

Должностное лицо

От 1000 до 5000 руб.

От 1000 до 5000 руб.

Водитель

От 1000 до 3000 руб.

Часть 2 статьи 11.23 КоАП РФ

Повторное нарушение режима труда и отдыха

Организация (юридическое лицо)

От 50 000 до 70 000 руб.

Часть 2 статьи 5.27 КоАП РФ

Индивидуальный предприниматель

От 10 000 до 20 000 руб.

Должностное лицо

Дисквалификация от одного года до трех лет или штраф

От 10 000 до 20 000 руб.

Контроль выпуска ТС на линию – еще одна из задач ответственного за БДД.

Контролер ТС вместе с диспетчером находятся в оперативном подчинении у ответственного за БДД. Именно поэтому для назначения на данную должность требуется высшее образование – в ВУЗах преподают менеджмент, право, управление персоналом, финансы предприятий, маркетинг, основы информационных технологий, организацию документооборота и отраслевые технологии. Все эти знания должны помочь ответственному за БДД не только успешно сдавать аттестацию каждые пять лет, но и быть наставником для диспетчера и контролера ТС, уметь находить слабые звенья в допуске водителей, в проведении планово-профилактического ремонта ТС и оборудования.