Заголовки дел. Правила составления заголовков дел

Заголовок дела – краткое обозначение сведений о составе и содержании документов в деле.

Заголовок дела – важнейший элемент номенклатуры дел.

В номенклатуру дел включаются:

Заголовки дел документов, составляемые в данной организации (учреждении);

Заголовки дел документов, поступающие в организацию (учреждение) из других организаций;

Заголовки дел документов общественных организаций, подразделений действующих на общественных началах;

Заголовки дел для группировки документов с грифом «Для служебного пользования» (ДСП) и справочные картотеки, журналы учета документов и изданий с грифом «ДСП»;

Дела временно действующих органов, документы которых служат правовым основанием для подтверждения полномочий организаций (учреждения) или прекращения ее деятельности;

Заголовки дел, не завершенных делопроизводством дел ликвидированной организации, правопреемником которой является организация (учреждение).

В номенклатуру дел заголовки печатных изданий не включаются.

Основные требования к содержанию заголовка:

Четко и в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела (например, «Приказы ректора университета по основной деятельности»)

Заголовок должен быть конкретным и исключать различные толкования;

Избегать неконкретных формулировок (например «разные документы », «общая переписка») .

Заголовок дела состоит из элементов, располагаемых в следующей последовательности:

Название вида дела (переписка, журнал и т.д.) или разновидности документов (протоколы, приказы и т.д.);

Название организации или структурного подразделения (автор документа);

Название организации, которой будут адресованы или от которой будут получены документы (адресат или корреспондент документа);

Название местности (территории), с которой связано содержание документов дела;

Даты (период), к которым относятся документы дела;

Указание на копийность документов дела.

Состав элементов заголовка дела определяется характером документов дела.

Дело – совокупность документов или документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности, помещенные в отдельную обложку.

Понятие «дело» употребляется в заголовках судебных, следственных, личных (персональных), арбитражных и других делах, содержащих документы, связанные последовательностью делопроизводства по одному конкретному вопросу. Например «Дело № 5-63 (А) по иску ООО «СИБИНТЕК» к ОАО «Омский каучук» о взыскании 893140 руб.»

Название документа в заголовке дела указывается в единственном или множественном числе (при группировке в деле документов одного названия) (Например « Протоколы собраний акционеров предприятия»)


Термин «документы» употребляется в заголовках дел, содержащих документы по одному вопросу, но не связанных последовательностью делопроизводства, в конце заголовка в скобках обязательно указываются основные разновидности документов, которые сгруппированы в деле.

Например «Кассовые документы (приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер)»

Термин «документ» применяется также в заголовках дел, содержащих документы – приложения к какому-либо документу. Например «Документы к протоколам заседания ученого»

В заголовках дел, содержащих плановую или отчетную документацию, указывается период (месяц, квартал, год) на (за) который составлены документы, вид документа (план, отчет) и автор. Например «Годовой бухгалтерский отчет ООО «СИБТЕХИНВЕСТ» за 2000 год».

При заведении личных дел фамилия, имя, отчество лица, на которое заводится дело, указываются в именительном падеже.

В наименованиях дел, содержащих документы по вопросам переписки, уточняются, с кем и по какому вопросу она ведется. При указании в заголовке дела корреспондента необходимо учитывать следующее:

Если переписка ведется с однородными корреспондентами, то они не перечисляются, а указываются обобщенно. Например «Переписка института с высшими учебными заведениями по научным вопросам»;

Если переписка ведется с разнородными корреспондентами, то они не указываются. Например «Переписка об организации региональной научно-практической конференции « Юридическое образование в России»» ;

Если переписка ведется с одним корреспондентом, его указывают в заголовке дела. Например «Переписка с Министерством образования Российской Федерации по учебным вопросам».

При обозначении в заголовках дел административно-территориальных единиц учитывается следующее: если содержание дела касается нескольких однородных административно-территориальных единиц, в заголовке дела не указываются их конкретные названия, а указывается их общее видовое название. Например «Переписка с главами администраций районов по социальным вопросам».

10.3. Составление заголовков дел

Заголовок дела - важнейший элемент номенклатуры. Основные требования к его составлению - четко и в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела. Заголовок должен быть конкретным и исключать различные толкования. Необходимо избегать неконкретных формулировок - «разные документы», «общая перепис­ка» и т.д. Заголовок дела формулируется на основе элементов, распола­гаемых в следующей последовательности:

название документа (приказы, протоколы и т.д.), наименование рода заводимого дела (переписка, документы, дело);

корреспондент (название организации, которой адресуют и от которой получают документы);

вопрос или краткое содержание документов дела;

название местности (территории), с которой связано содержа­ние документов дела;

даты (период), к которым относятся документы дела;

указание на копийность дела.

Состав элементов заголовка определяется характером докумен­тов, помещенных в деле.

Название документа в заголовке дела указывается в единствен­ном или множественном числе (при группировке в деле документов одного названия), например:

«Журнал учета выдачи дипломов»

«Протоколы собраний акционеров предприятия»

«Сводки по контролю исполнения документов».

При наличии в деле документов нескольких названий они пере­числяются в заголовке, например:

«Отзывы и заключения на научные работы, присланные в...»

«Протоколы и стенограммы заседаний Ученого совета...».

Если документы разных названий (более 2-3) относятся к одно­му вопросу и не связаны последовательностью делопроизводства, то при формулировании заголовка дела используется термин «докумен­ты». В этом случае в конце заголовка в скобках перечисляются на­звания документов, из которых будет формироваться дело, напри­мер:

«Документы, подготовленные по заданию органов государственно­го управления (справки, обзоры, аннотации, информация и др.)»

«Документы, представляемые в судебные органы и милицию по уго­ловным и гражданским делам (акты, докладные записки, справки, ха­рактеристики)».

Термин «документы» может использоваться также в заголовках дел, содержащих приложения к какому-либо документу.

Заголовки судебных, следственных, личных (персональных), арбитражных и других дел, связанных между собой последователь­ностью разрешения одного вопроса, формулируются с использова­нием термина «дело»:

«Личные дела учебно-вспомогательного и административно-управ­ленческого персонала».

Термин «переписка» используется в заголовках дел, формирую­щих корреспонденцию с одной или несколькими организациями:

«Переписка с заказчиками о сроках поставки продукции». Для документов, создаваемых в организации, автор документа - название организации (структурного подразделения) указывается кратко или приводится его общее видовое название:

«Протоколы заседания Совета директоров».

При указании в заголовке корреспондента используется конкрет­ное наименование организации или обобщенное видовое название без конкретного перечисления:

«Переписка с Росархивом о...»

«Переписка с международными, организациями о научном сотруд­ничестве».

Если документы касаются переписки с разнородными корре­спондентами по одному вопросу, то корреспонденты не указыва­ются:

«Переписка по научно-организационным вопросам».

Если документы относятся к корреспонденции одной админис­тративно-территориальной единицы (населенного пункта), то в за­головке дела указывается ее (его) название:

«Переписка с производственным объединением «Алмаз» (г. Орел) о выполнении договора по поставкам продукции».

«Переписка с организациями Объединения архивов Москвы о прове­дении научно-практической конференции».

В заголовке дела может указываться временной период, к кото­рому относится содержание документа:

«Приказы по основной деятельности за 1997 г.»

В заголовке дел, содержащих плановую, отчетную документа­цию, указывается не только год, но и месяц, квартал:

«Бизнес-планы филиалов на 1998 г.»

«Сводный баланс доходов и расходов за 1996 г.».

Если в деле группируются статистические формы, заполняемые в организации, то в заголовке указывается ее номер (шифр):

«Отчеты предприятий по поставкам госзаказа (формы 1-ПС)».

В заголовках дела при необходимости дается указание на копий­ность документов:

«Приказы ректора по комплектованию и изменению личного соста­ва студентов. Копии».

Если дело состоит из нескольких частей или томов, то составля­ется общий заголовок дела и при необходимости в заголовки томов могут вноситься уточнения.

10.4. Установление сроков хранения дел

Значение документов, откладывающихся в организации-фондо-образователе, неодинаково. Одни необходимы только для оператив­ной работы в течение определенного времени и их долговременное хранение нецелесообразно и неэффективно из-за ограниченных пло­щадей ведомственных архивов организации. Другие документы име­ют большой период практического использования, обладают науч­ным, историческим значением и должны храниться постоянно в го­сударственных архивах. Проставление сроков хранения проводится на основе специальных перечней типовых и ведомственных доку­ментов. Установленные ими сроки хранения документов являются обязательными. Сроки хранения документов, установленные типо­выми перечнями, сокращать не разрешается. В случаях, вызванных спецификой деятельности отдельных организаций, типовые сроки могут быть увеличены. При установлении сроков типовым перечнем следует пользоваться лишь при отсутствии ведомственного перечня, так как в ведомственном перечне состав и содержание документов организации отражены с большой полнотой и конкретизацией. Сро­ки хранения документов, не предусмотренных типовым или ведом­ственным перечнями, устанавливаются ЭПК соответствующего ар­хивного учреждения после представления необходимых материалов ведомственным архивом и ЦЭК (ЭК) организации.

Установление сроков хранения документов на основании типо­вых или ведомственных перечней осуществляется поэтапно.

Сначала определяется категория данной организации. Напри­мер, в ведомственном перечне все организации отрасли разделены на четыре категории, в соответствии с которыми организации, вхо­дящие в 1-3-ю категории, сдают документы на постоянное хранение в государственные архивы; от организаций, входящих в 4-ю катего­рию, документы на постоянное хранение в государственные архивы не принимаются. Затем в зависимости от категории данной органи­зации устанавливаются по перечню и сроки хранения документов. Например, по указанному перечню организации 1-3-й категорий в своих номенклатурах для дела с заголовком «Поручения (задания) правительственных и вышестоящих органов и документы по вы­полнению поручений» укажут срок хранения «Постоянно», а ор­ганизации 4-й категории для аналогичного дела укажут срок хра­нения - 10 лет.

При установлении сроков хранения надо также учитывать, что некоторые статьи перечней могут быть разбиты на пункты, имею­щие разные сроки, например:

«Планы финансирования и кредитования»

а) годовые - постоянно;

б) квартальные - 3 года;

в) месячные - 1 год.

Поэтому в номенклатуру организации из статьи перечня пере­носится тот пункт и срок хранения, к которому относится конкрет­ная категория документов.

В номенклатуру дел организации должны переноситься из пе­речней и специальные отметки, относящиеся к срокам хранения документов. Отметка в перечне «5 л. ЭПК» означает, что по истече­нии указанного срока вопрос о дальнейшем хранении документов решается ЭК организации в ЭПК архивного органа. В зависимости от принятого решения срок хранения этих дел может оставаться вре­менным без отметки «ЭПК» или заменяться на постоянный, если ЭК и ЭПК придут к выводу, что документы имеют научное и исто­рическое значение.

О сроках хранения отдельных категорий документов делаются следующие отметки. К документам распорядительного, нормативно­го, методического характера в организации, не являющейся автором, в номенклатуре проставляются отметки «До замены новыми», «До минования надобности». Отметка «Хранить до передачи в государст­венный архив, не принятые уничтожаются по миновании надобнос­ти», означает, что вопрос об окончательном сроке хранения данной категории дел решается по усмотрению государственного архива.

Правильное определение сроков хранения недостаточно прово­дить лишь на основании заголовков дел и их соотнесения со стать­ями перечня. Необходимо проводить и анализ фактического содер­жания имеющихся в делах документов. Если в деле содержатся доку­менты по одному вопросу, но различной значимости, с разными сро­ками хранения (например, 3 года, 5 лет, 10 лет), то время хранения устанавливается по документам, имеющим более длительный срок хранения (в приведенном случае - 10 лет).

Исчисление сроков хранения документов, законченных делопро­изводством в текущем году, начинается с 1 января следующего года.

10.5. Хранение документов в оперативной

деятельности и формирование дел

Оперативное хранение документов проводится в службах ДОУ, других структурных подразделениях организаций до сдачи их в ве­домственный архив. Оперативное хранение подразделяется на хранение документов в процессе их исполнения и хранение исполнен­ных документов.

Документы во время их исполнения должны храниться у испол­нителя в специальных папках с надписями «Срочно», «На исполне­ние», «На заседание», «На подпись», «На отправку» и т.п. На папках указываются также фамилия, инициалы, телефон исполнителя. Пап­ки хранятся в течение дня на столе исполнителя, после окончания работы убираются в ящик стола или шкаф.

Папки с неисполненными документами хранятся таким обра­зом, чтобы в случае болезни или командировки исполнителя их мож­но было сразу же передать на исполнение другому сотруднику.

Хранение исполненных документов осуществляется в специаль­ных папках. Папки типа «скоросшиватель» используются для доку­ментов кратковременных сроков хранения, так как в скоросшивате­лях документы располагаются в обратной хронологической последо­вательности: документ с более поздней датой оказывается первым (сверху), а с более ранней - в конце (снизу).

Для документов длительных и постоянных сроков хранения целесообразно использовать папки с мягкой системой крепления (со шнурками). Документы пробиваются дыроколом, через проби­тые отверстия пропускаются шнурки, которые завязываются сни­зу подшитых документов. Это дает возможность группировать документы в дело в прямой хронологической последовательности. Документы, хранящиеся в подобных папках, сдаются в ведомст­венный архив в том виде, как они сформировались в делопроиз­водстве.

Дела, остающиеся в оперативной деятельности, удобно хранить в механических картотеках элеваторного типа. Запрещается хранить законченные дела в столах сотрудников. Организация хранения дел должна обеспечивать их сохранность и удобство использования.

Исполненные документы группируются в дела по специальным правилам. Эта группировка документов носит название «формиро­вание дел».

10.5.1. Общие требования к формированию дел

Работа по формированию дел состоит из следующих операций:

распределение исполненных документов по делам в соответст­вии с номенклатурой дел;

расположение документов внутри дела в определенной последо­вательности;

оформление обложки дела.

Эти операции выполняются в течение года, что ускоряет и об­легчает работу с документами в службах ДОУ и других структурных подразделениях организаций, также и при последующем их хране­нии в ведомственном архиве.

В организациях формирование дел осуществляется централизо­ванно или децентрализованно. В первом случае дела формируются только службой ДОУ, во втором случае - всеми структурными под­разделениями организации. Формирование дел в структурных под­разделениях осуществляется с помощью ответственных за докумен­тацию либо исполнителей, ведущих определенный круг вопросов в своем структурном подразделении. Методическое руководство за правильностью формирования дел обеспечивает служба ДОУ и ве­домственный архив. Правильность формирования дел достигается соблюдением ряда правил, положений.

В дела группируются документы одного календарного года, за исключением переходящих, судебных, личных дел, документов орга­нов представительной власти, других выборных органов, которые группируются за период их созыва; документов учебных заведений, формирующихся в дела за учебный год, и др. Формирование дел осу­ществляется с целью наиболее рациональной организации хранения документов, которая обеспечивает быстрый поиск необходимых до­кументов и информации.

Документы постоянного и временного сроков хранения группи­руются в дела отдельно. Например, следует хранить в делах отдельно оригиналы и копии документов, годовые и квартальные планы рабо­ты и так далее, поскольку эти документы имеют различные сроки хранения. В отдельных случаях допускается временная группировка в одном деле документов различных сроков хранения, если они от­носятся к одному вопросу. По окончании календарного года и реше­ния вопроса такие документы рекомендуется перегруппировать в самостоятельные дела.

В дело обычно включается только один экземпляр документа. Не включаются документы, подлежащие возврату, черновики, рабо­чие варианты (проекты) документов, размноженные копии. Исклю­чение составляют черновые и дублетные материалы особо ценных документов, копии, которые имеют резолюции, визы, пометки, яв­ляющиеся дополнением к основному документу.

Каждый документ, помещенный в дело, должен быть оформлен в соответствии с требованиями государственных, отраслевых стан­дартов ГСДОУ и других нормативных документов. Группировка до­кументов в дела проводится согласно отметкам исполнителей на документах «в дело №..., дата и подпись исполнителя» в соответствии с номенклатурой дел. Недооформленные или неправильно оформленные документы возвращают исполнителям на доработку.

Не допускается разобщение в делах запросов и ответов, подшив­ка сопроводительных писем без приложений или без отметок об их местонахождении, подшивка в дела документов, подлежащих воз­врату корреспондентам.

Сформированное дело должно содержать не более 250 листов, что составляет 4 см в толщину. Ограничений по минимальному объ­ему дел не существует. При большом объеме документов, относя­щихся к одному делу, проводят деление комплекса на самостоятель­ные тома, части. Или создают новые дела, систематизируя докумен­ты по хронологии, вопросному принципу.

Внутри дела документы располагаются в определенной последова­тельности. От выбранной последовательности расположения докумен­тов в деле зависит оперативность поиска необходимых документов, а также раскрытия хода и полноты решения вопросов. Обычно докумен­ты внутри дела располагаются в хронологической последовательности, начиная от более ранних по датам документов и кончая более поздни­ми датами. Документы могут быть расположены по порядковым номе­рам (приказы, распоряжения, протоколы, решения и др.), но и в этом случае сохраняется хронологическая последовательность решения во­просов. Это относится, например, к переписке, когда документ-ответ подшивается в дело не по дате регистрации, а вслед за инициативным документом, или к приложениям, которые, независимо от даты их ут­верждения или составления, присоединяются к соответствующим до­кументам. Если приложение составляет 25 листов и более, то из него, как правило, формируется отдельный том, а в документе делается об этом соответствующая отметка.

Документы могут размещаться и в алфавитной последователь­ности. В таком порядке, например, располагаются предложения, за­явления и жалобы граждан. В алфавитном порядке целесообразно группировать различные опросные анкеты, сводки, отчеты, поступа­ющие от подведомственных предприятий (в алфавитном порядке на­званий предприятий) и другие документы.

10.5.2. Группировка в дела отдельных категорий

документов

Распорядительные документы формируются в отдельные дела по названиям, (приказы, распоряжения, указания, решения), которые уточняют авторской принадлежностью (приказы министерства, прика­зы организации и т.д.). Приказы организации группируются в отдель­ные дела исходя из вопросной направленности, т.е. отдельно группируются приказы по основной деятельности, приказа по административ­но-хозяйственным вопросам, приказы по личному составу.

Уставы, положения, инструкции, утвержденные распорядитель­ными документами как приложения к ним, группируются вместе с распорядительными документами. Если же при их утверждении рас­порядительные документы не издавались, то эти документы форми­руются в самостоятельные дела.

Поручения вышестоящих организаций и документы по их ис­полнению группируются в дела по направлениям деятельности орга­низации.

Протоколы формируются в дела с учетом авторского признака (протоколы коллегии, протоколы совещания у директора, протоко­лы профсоюзного собрания и т.д.). Протоколы группируются, как правило, вместе с документами, на основании которых они готови­лись (повестка дня, доклады, проекты решений и др.). Эти докумен­ты помещаются после протоколов в последовательности рассмотре­ния вопросов. При значительном объеме таких документов их фор­мируют в отдельное дело по номерам протоколов и в последователь­ности решения вопросов.

Стенограммы заседаний, как правило, формируются в отдель­ные дела. .

Утвержденные планы, отчеты, лимиты, титульные списки груп­пируются в дела отдельно от проектов этих документов и расчетов по ним. Плановые, отчетные документы хранятся в делах того года, к которому относятся по содержанию, независимо от времени состав­ления, например: отчет за 1996 г., составленный в 1997 г., должен быть подшит вдело 1996 года, а не 1997 года; план на 1998 г., состав­ленный в 1997 г., - вдела 1998 года. Перспективные планы относят­ся к начальному году их действия, отчеты о выполнении перспектив­ного плана - к последнему году действия плана. Коррективы к пер­спективному плану развития относятся к тому году, на который они составлены. Документы в отчетах необходимо располагать в систе­матическом порядке. Так, документы отчета о финансовой деятель­ности предприятия, состоящего из баланса, объяснительной запис­ки и приложений к нему, располагаются в следующем порядке: вна­чале объяснительная записка к отчету, затем баланс и в конце - приложения. Последовательность приложений определяется после­довательностью статей баланса или соответствующими ссылками в объяснительной записке.

Лицевые счета рабочих и служащих по заработной плате группи­руются в самостоятельные дела и располагаются в алфавитном по­рядке по фамилиям.

Статистическая документация, образующаяся в управленческой деятельности, группируется самостоятельно или в одном деле с дру­гими документами по данному вопросу. Например, к отчету пред­приятия по основной деятельности за 1996 г. прилагаются формы статистической отчетности, характеризующие деятельность данного предприятия по основной деятельности.

Переписку рекомендуется группировать в дела в хронологичес­кой последовательности разрешения вопросов, начиная с более ран­них документов и кончая более поздними в пределах данного вопро­са. При возобновлении переписки по определенному вопросу, на­чавшейся в предыдущем году, документы группируются в дела теку­щего года с указанием индекса дела предыдущего года. В зависимо­сти от специфики организации переписка группируется в дела в те­чение календарного года, срока созыва и т.д.

Личные дела занимают значительное место среди документа­ции организации. В них группируются документы, относящиеся к кадровым вопросам всех работающих в организации. Исключение составляют копии приказов о поощрениях и взысканиях, справки с места жительства, о состоянии здоровья, о перемене фамилии и т.д., которые в личные дела не группируются, так как сведения из них переносятся в дополнение к анкете (личному листку по учету кадров) и другие кадровые документы. При необходимости указанные документы могут формироваться в дела временного хра­нения.

В личных делах документы группируются в следующей последо­вательности: внутренняя опись документов, имеющихся в личном деле; заявление о приеме на работу, направление или представление; анкета (личный листок по учету кадров); автобиография; документы об образовании; выписки из приказов о назначении, перемещении, увольнении; дополнении к анкете (личному листку по учету кадров), справки и другие документы, относящиеся к данному лицу. Внутри перечисленных групп документы располагаются в хронологическом порядке.

При формировании дел по предложениям, заявлениям и жало­бам граждан следует иметь в виду, что раздельно группируются в самостоятельные дела предложения, заявления граждан по вопросам совершенствования и изменения работы организаций и их заявле­ния и жалобы поличным вопросам. Документы в деле группируются по алфавиту. Все документы, относящиеся к одному заявителю, со­ставляют самостоятельную группу. Повторные предложения, заявле­ния, жалобы граждан подшивают к данной группе документов. Вну­три документы располагаются по хронологии.

Документы подведомственных организаций (планы, отчеты, сводки, обзоры, справки, докладные записи и т.д.), поступающие в вышестоящие организации, группируются, как правило, в самосто­ятельные дела по каждой организации. Кроме того, может быть ис­пользована группировка в дела документов одного названия по всем подведомственным организациям. Например:

«Готовые отчеты филиалов о выполнении плана по реализации товаров».

Рационализаторские предложения, авторские свидетельства, патенты на изобретение, заявки о выдаче диплома на открытие, стан­дарты, нормативы в организациях, которые их разработали или ут­верждают, группируются в самостоятельные дела по каждому отдель­ному конкретному вопросу. Причем комплекс документов, группи­руемых в деле, и порядок их расположения определяется специаль­ными правилами. В организациях, пользующихся этими документа­ми, перечисленные документы могут группироваться в одном деле или по отдельным вопросам.

Документная информация на машинных носителях данных, имеющая долгосрочное значение, определяемое по соответствующим статьям Перечней на общих основаниях, также включается в номен­клатуру дел.

Основной единицей организации учета и хранения документной информации на машинных носителях данных является файл дан­ных.

В номенклатуре дел систематизация файлов должна соответст­вовать внутренней структуре базы данных.

При внесении изменений в структуру базы данных, количество и содержание файлов соответствующие изменения должны найти отражение и в номенклатуре дел.

10.5.3. Оформление обложки дела

Дело считается заведенным после включения в папку для хране­ния первого исполненного документа. Одновременно оформляется обложка заведенного дела.

На обложку каждого заведенного дела выносятся следующие сведения: название организации; название структурного подразделе­ния организации, где оформилось дело; количество листов в деле; срок хранения дела. Большинство элементов описания дела обозна­чается на обложке в начале заведения дела, за исключением обозна­чения количества листов, которое проставляется на обложке после завершения дела.

При обозначении названия организации может указываться ее ведомственная принадлежность. Название организации приводится полностью в именительном падеже, в скобках дается ее сокращен­ное название.

Название структурной части указывается по тем же правилам.

Индекс дела проставляется в соответствии с номенклатурой дел. Индекс является адресом хранения дела, который является и поис­ковым признаком.

Написание заголовков на обложках дел облегчается при нали­чии правильно составленных номенклатур дел. В этих случаях доста­точно, перенести заголовок из номенклатуры дел на обложку. При отсутствии номенклатуры дел заголовок составляется по общим пра­вилам для каждого дела.

Дата дела показывает, за какой период времени в деле сгруппи­рованы документы. При заведении дела на обложке указывается год его заведения. Если дело делится на тома, части, на их обложках указывается число, месяц, год заведения. Дата окончания тома, ча­сти проставляется после окончания группировки в них документов. Сроки хранения дел переносятся на обложку из номенклатуры дел.

Литература к главе 10

1. Положение об Архивном фонде Российской Федерации //Указ Президента РФ от 17.03.94 № 552 - М. - 10 с.

2. Положение о Государственной архивной службе России (там же) - 7 с.

3. Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры//Постановление ВС РСФСР от 15.12.78. - М. - 14с.

4. ГОСТ 16487 - 83. Делопроизводство и архивное дело. Терми­ны и определения. - М.,1983. - 15 с.

5. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. - М., Главархив СССР, ВНИИДАД, 1991. - 76 с.

6. Основные правила работы ведомственных архивов. - М., Глав­архив СССР, 1988. - 173 с.

7. Отбор на государственное хранение, фондирование, описа­ние, учет документов источников комплектования выборочного при­ема. - М., Главархив СССР, ВНИИДАД,1990. - 29 с.

8. Отбор на государственное хранение документов на машинных носителях автоматизированных систем научно-технического и производственного назначения. Рекомендации. - М., Главархив СССР, 1991.-32 с.

Высшее Организация финансовой работы на предприятии, цели, задачи, основные... -во «Весь мир», 2003. – 720 с. – (Серия «Высшее образование» ). Организация деятельности коммерческого банка. Учебник (под...

  • Список приобретенной литературы за 2009 год 1 ефимова анализ современный инструментарий для принятия экономических решений учебник / -2-е изд стер - м издательство «омега-л» 2010 -350 с ил табл - (высшее образование) 2 веселовский

    Список учебников

    ... Высшее образование ). 81.Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 240 с.- (Высшее образование ... - М. : ИНФРА-М, 2009. - 640 с. Серия : (Высшее образование ). 70. Треушников М.К. Гражданский процесс: теория...

  • Вся входящая, исходящая и внутренняя документация организации для обеспечения сохранности, учета и облегчения поиска документов должна быть сгруппирована в дела в соответствии с номенклатурой дел . Ответственность за разработку номенклатуры дел в учреждениях с большим объемом документооборота возлагается на канцелярию, в организациях с небольшим документооборотом - на секретаря .

    Разновидности номенклатуры дел

    Номенклатура дел бывает трех видов:

    • примерная и

      номенклатура дел конкретной организации (индивидуальная ­номенклатура дел).

    Типовая номенклатура дел устанавливает состав дел, заводимых в делопроизводстве однотипных организаций, и является нормативным документом. Примерная номенклатура дел устанавливает примерный состав дел, заводимых в делопроизводстве организаций, на которые она распространяется, с указанием их индексов, и носит рекомендательный характер, например: «Примерная номенклатура дел высших учебных заведений».

    Номенклатура дел организации делится на:

      сводную номенклатуру дел и

      номенклатуру дел структурного подразделения.

    отличается от сводной номенклатуры дел организации только оформлением, порядок составления этих номенклатур одинаков.

    Требования к оформлению номенклатуры дел организации

    Порядок оформления , согласования и утверждения номенклатуры дел , а также принципы формирования заголовков дел представлены в «Основных правилах работы архивов организаций» (М., Росархив, ВНИИДАД, 2003). Формуляр номенклатуры дел имеет унифицированную форму и должен соблюдаться в любой организации, независимо ­от ведомственной принадлежности и формы собственности.

    Номенклатура дел оформляется на общем бланке организации. Вид документа - НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ - пишут прописными (заглавными) буквами. Дата номенклатуры дел - дата ее подписания, но она не может быть позднее 1 января года, на который она распространяется. Индекс (№) номенклатуры дел - это ее регистрационный номер. Место составления - местоположение организации (Москва, г. Орел или др.). В заголовке к тексту (на ______ год) указывается год, на который распространяется данная номенклатура дел ­(сейчас на предприятиях составляют ­номенклатуры дел на следующий, 2008 год).

    Образец оформления сводной номенклатуры дел организации представлен в Примере 1, а номенклатуры дел структурного подразделения - в Примере 2.

    Как мы видим, номенклатура дел организации:

      визируется руководителем архива (лицом, ответственным за архив),

      подписывается руководителем службы ДОУ организации (лицом, ответственным за делопроизводство в организации, если ­организация небольшая),

      обязательно утверждается руководителем организации,

      если организация является источником комплектования государственного или муниципального архива, то ее номенклатура дел согласовывается с экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) этого архивного учреждения и с центральной экспертной или экспертной комиссией организации (если такая есть). Если же организация не является источником комплектования государственного или муниципального архива, то с ЭПК этих учреждений согласовывать свою номенклатуру ей не нужно.

    Номенклатура дел структурного подразделения является частью сводной номенклатуры дел, поэтому не утверждается руководителем организации. Номенклатура дел структурного подразделения визируется руководителем архива организации (лицом, ответственным за архив), согласовывается с экспертной комиссией структурного подразделения (если такая есть), подписывается начальником структурного подразделения.

    Если в организации нет структурного деления и вся документация формируется у секретаря, то такая номенклатура дел должна быть подписана составителем и утверждена руководителем организации.

    Утвержденная номенклатура дел действует в течение 5 лет и подлежит пересоставлению и переутверждению в случае изменения структуры или функций учреждения. Если таких изменений не произошло, то в конце каждого года она перепечатывается, уточняется и автоматически вводится в действие с 1 января следующего года.

    По общей практике основой для определения структуры номенклатуры дел является структура (штатное расписание) организации. Разделами, подразделами и другими делениями номенклатуры дел являются названия подразделений (например: канцелярия, бухгалтерия, отдел кадров и т.п.).

    Текст номенклатуры дел составляется в табличной форме и состоит из двух частей:

      основной части и

    Совокупность граф таблицы, отражающих сведения об одном деле , составляет статью номенклатуры дел. Статьи номенклатуры дел составляют пять граф (см. Примеры 1 и 2). В первой графе таблицы проставляется индекс дела; во вторую графу записывается заголовок дела; третья графа заполняется в конце календарного года, когда становится известным количество томов или частей каждого дела; пятая графа, заполняется на основании «Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения» (М., Росархив, 2002); в графе «Примечания» проставляются отметки о передаче дел в архив, об уничтожении дел с истекшими сроками хранения, о переходящих делах, о лицах, ответственных за формирование дел и т.п.

    Наименования граф таблицы основной части номенклатуры дел, представленной в Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (М., 2006), отличаются от наименований граф таблицы , представленной в Основных правилах работы архивов организаций (М., Росархив, ВНИИДАД, 2003). Обратите внимание на наименования третьей графы этих двух таблиц. Как видите, данные несовпадения носят скорее редакционный характер, чем смысловой. Но ведь организация обязана соблюдать предписанную форму номенклатуры дел. Так какую же выбрать? В этой ситуации мы можем порекомендовать федеральным органам исполнительной власти использовать наименование третьей графы, предписанное им их Типовой инструкцией, а остальным организациям - применять наименование этой графы, которое фигурирует в другом нормативном документе - в Основных правилах работы архивов организаций.

    Фрагмент документа

    Фрагмент документа

    Заполнение граф статьи номенклатуры дел

    Наименование раздела

    Номенклатура дел может быть построена по:

      структурной,

      производственно-отраслевой и

      функциональной схемам.

    В номенклатуре дел, построенной по структурной схеме , наименования разделов и подразделов, как правило, соответствуют утвержденной структуре организации, т.е. индексы структурных подразделений будут совпадать с разделами (подразделами) номенклатуры дел. Если в организации нет структурного деления, то номенклатура дел строится по производственно-отраслевой или функциональной схеме. В ней наименования разделов (подразделов) номенклатуры дел будут совпадать с условными обозначениями управленческих функций.

    Индекс структурного подразделения может состоять из нескольких цифр, разделенных знаком «/», в случае если в одно структурное подразделение входит несколько других структурных подразделений. Например, 02 - индекс Управления по персоналу, в структуру которого входят два отдела: отдел кадров и отдел труда и заработной платы, тогда индексы данных отделов будут 02/1 и 02/2 соответственно. Аналогично может производиться и индексация управленческих функций или производственно-отраслевой деятельности.

    Графа 1. Индекс дела

    Индексы присваиваются делам в порядке расположения заголовков в номенклатуре .

    Индекс дела включает условное обозначение раздела / подраздела (индекс структурного подразделения или функции управления) и порядковый номер самого дела. Например, 03-01 может означать, что 03 - финансовый отдел, 01 - порядковый номер дела в номенклатуре данного структурного подразделения за этот год.

    В номенклатуре дел рекомендуется сохранять одинаковые индексы для однородных дел разных структурных подразделений (направлений деятельности). Если следовать этому правилу удастся, то получится, например, что приказы директора по административно-хозяйственным вопросам деятельности в разных подразделениях будут идти по сходным индексам: 02-04, 03-04, 04-04 и т.д.

    Если в течение года в организации возникают новые документируемые участки работы, то они дополнительно вносятся в номенклатуру. С этой целью в каждом разделе нужно предусмотреть резервные индексы дел.

    Графа 2. Заголовок дела

    Каждому делу должен быть присвоен заголовок.

    Заголовки дел располагаются в номенклатуре в определенной последовательности. Рекомендуется первым ставить заголовок дела с самой номенклатурой, что обеспечивает оперативность ее нахождения. Затем идут заголовки дел, включающих документы вышестоящих органов. Далее - заголовки дел организационной документации . После них - заголовки дел распорядительной документации . Следующая группа - заголовки дел плановой документации (сначала годовые, потом квартальные и месячные планы). Затем - переписка (сначала с вышестоящими органами, затем со сторонними и подведомственными учреждениями). В конце помещают названия справочных картотек и регистрационных журналов, а на сами картотечные ящики и журналы наносят их номера по номенклатуре.

    При составлении заголовков дел используют признаки документов, ­помещаемых в дело.

    Номинальный признак - указание в заголовке названия вида документов, помещенных в данное дело, например, «Приказы по личному составу», «Докладные и служебные записки по основной деятельности».

    Предметно-вопросный признак - указание, по какому вопросу (содержание текста) созданы документы, помещенные в данное дело, например, ­«Переписка с подведомственными организациями по финансовым вопросам ».

    Корреспондентский признак - указание в заголовке дел по переписке корреспондента, например, «Переписка с банками Москвы по вопросам выдачи кредитов».

    Хронологический признак - указание (для переходящих дел), за какой период времени сгруппированы документы, например, «Годовой отчет ОАО «Корсак» за 2007 г . ».

    Географический признак - используется для указания группы авторов или корреспондентов, объединенных местонахождением, например, «Переписка с директорами заводов Московской области по основным вопросам деятельности».

    Заголовок должен быть сформулирован предельно кратко, но так, чтобы в нем было упомянуто как можно больше признаков, например, «Переписка с директорами школ Московской области по вопросу распределения молодых специалистов». В данном заголовке использовались предметно-вопросный, географический и корреспондентский признаки.

    В некоторых заголовках необходимо указать род заводимого дела (дело, переписка).

    Термин «дело» употребляется при заведении личных и судебных дел или при объединении различных документов, связанных между собой последовательностью разрешения одного вопроса, например, «Дело о присвоении ученого звания доцента. Рябов Алексей Федорович».

    Термин «переписка» применяется при группировке документов, представляющих собой корреспонденцию двух или более организаций, например, «Переписка с федеральными агентствами по вопросам распределения молодых специалистов».

    В заголовках дел , содержащих документы по одному вопросу, но не связанных последовательностью делопроизводства, в качестве вида дела употребляется термин «документы», а в конце заголовка в скобках указываются основные разновидности документов, которые должны быть в деле, например, «Документы о проведении конференций (планы, списки, доклады)». Термин «документы» применяется также в заголовках дел, содержащих документы - приложения к какому-либо документу: «Документы ­к протоколам заседаний Совета директоров».

    Не допускается употребление в заголовке дела некорректных формулировок («разные материалы», «общая переписка» и т.п.), а также вводных слов и сложных синтаксических оборотов.

    Если в деле хранятся копии, то следует сделать об этом отметку, например, «Приказы по основной деятельности. Копии». Ссылку на подлинность документов, хранящихся в деле, не делают. Ведь в противном случае слово «подлинник» пришлось бы включать в подавляющее число заголовков дел.

    Некоторые заголовки дел с небольшими изменениями можно взять из существующих Перечней документов со сроками хранения. Это, во-первых, даст вам готовые корректные заголовки, а во-вторых, облегчит поиск статьи и срока хранения дела по данному Перечню.

    При составлении заголовков дел необходимо учитывать, что внутри дел документы располагаются в определенной последовательности. Используют следующие принципы их систематизации:

      вопросно-логический (письмо-запрос, письмо-ответ и т.д.);

      хронологический (документы располагаются по хронологии событий);

      алфавитный (например, предложения, заявления или жалобы ­граждан располагаются по алфавиту фамилий заявителей);

      нумерационный (по порядку регистрационных номеров документов).

    При систематизации каждой группы документов используют свой принцип:

      распорядительные документы группируются в дела по видам ­и хронологии с относящимися к ним приложениями;

      протоколы располагаются в деле в прямом хронологическом порядке и по номерам. Документы к заседаниям группируются в отдельное дело, так же как и приложения к протоколам, если они содержат более 25 страниц;

      приказы по личному составу группируются отдельно от приказов по основной деятельности . При формировании приказов по личному составу необходимо формировать отдельно приказы по различным вопросам в соответствии со сроками хранения. Как минимум, нужно разделить приказы о приеме, перемещении и увольнении, поместив их в одно дело со сроком хранения 75 лет, а остальные - в другое дело со сроком хранения 5 лет. Кадровику может быть удобнее по каждому вопросу формировать приказы в отдельное дело, все зависит от объема таких документов;

      планы, отчеты, сметы группируются отдельно от проектов этих документов;

      предложения, заявления, письма и жалобы граждан формируются в отдельные дела, причем отдельно - по вопросам улучшения работы учреждения и отдельно - по личным вопросам;

      в дела по переписке помещаются все документы, возникшие в ходе решения вопросов. Нельзя отдельно заводить дело на запросы и на ответы. Переписка по одному вопросу формируется вместе и систематизируется по вопросно-логическому признаку: сначала запрос, затем документы, создаваемые в ходе решения вопросов, ­далее ответы. Внутри дела документы располагаются по хронологии;

      лицевые счета и другие подобные документы группируются в самостоятельные дела в пределах года и располагаются в них по алфавиту;

      документы по рационализаторским предложениям и патентам ­должны формироваться в отдельное дело.

    Графа 3. Количество единиц хранения / дел (томов, частей)

    Дело - это основная учетная единица, используемая в делопроизводстве. В конце года необходимо в графу № 3 номенклатуры дел занести количество образованных дел (или других единиц хранения). Одно дело может содержать не более 250 листов, что соответствует толщине в 3-4 см. При большом объеме документов, относящихся к одному делу, проводят его деление на самостоятельные дела (тома). Запись проставляется следующим образом: 1 или 1, 2 (если дело состоит из нескольких томов).

    Графа 4. Срок хранения дела и номера статей по перечню

    Данная графа является одной из наиболее важных, так как на основании этих данных в дальнейшем будет производиться отбор документов для последующего хранения и уничтожения.

    Документы в соответствии с их исторической, экономической, ­культурной и иной ценностью бывают следующих сроков хранения :

      временного хранения (до 10 лет включительно);

      долговременного срока хранения (свыше 10 лет);

      постоянного срока хранения.

    Сроки хранения документов на нетрадиционных носителях соответст­вуют срокам хранения аналогичных видов документов на традиционных носителях.

    Четвертая графа номенклатуры дел содержит сведения о сроках хранения документов и заполняется на основании Перечней документов со сроками хранения. В настоящее время для определения сроков хранения документов используют :

      «Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций с указанием сроков хранения»;

      «Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения» (М., 2007);

      «Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения» (М., 1989) - для отбора документов, образовавшихся в 80-х - первую половину 90-х гг.;

      «Перечень документов, подлежащих приему в государственные архивы СССР» (М., 1973);

      существуют также ведомственные и типовые перечни ­по определению сроков хранения документов.

    Для определения сроков хранения документов необходимо:

      найти статью в Перечне, в которой указан срок хранения дела, предусмотренного в вашей номенклатуре;

      перенести найденный срок хранения в четвертую графу номенклатуры дел;

      проставить в четвертую графу № статьи, по которой определялся срок.

    Образец заполнения четвертой графы номенклатуры дел вы можете увидеть в Примерах 1 и 2.

    Сроки хранения документов , данные в «Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций с указанием сроков хранения» , распространяются на все организации , независимо от того, поступают их документы на хранение в государственные, ­муниципальные архивы или же не поступают.

    Но для организаций, не являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов, данный Перечень предусматривает ­послабления . Из пунктов 2.4 и 2.4.2 Указаний по его применению следует, что:

      Временные сроки должны применяться всеми организациями.

      А постоянный срок хранения должен применяться только источниками комплектования государственных и муниципальных архивов (это касается тех государственных, муниципальных организаций, документы которых поступают к ним на хранение в установленном порядке, а также тех негосударственных организаций, с которыми у архивов заключены соответствующие соглашения (договоры)).
      Организации, не являющиеся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, хранят документы по­стоянного срока хранения следующим образом. Государственные и муниципальные организации - 10 лет. Негосударственные организации - не менее 10 лет, дальнейший срок хранения определяется организацией в соответствии с действующим законодательством и/или необходимостью практического использования документов.
      Однако это приятное послабление имеет свои пределы. Существуют документы постоянного срока хранения, которые необходимо хранить постоянно в любой организации. Статьи Перечня, в которых указаны такие «вечные» документы, представлены в п. 2.4.2 Указаний по применению Перечня: это ст.ст. 5а, б, д, ж, 6а, 10а, 13а, 14, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 35а, 36, 37, 38, 47, 48, 49, 50, 57, 69, 72а, 74а, 84, 85, 99а, 104а, 108, 114а, 135а, 136, 166, 181, 187, 193а, 198а, 199а, 208, 218, 222а, 236, 253, 275, 311, 319, 320, 322а, 337а, 349, 350а, б, в, 409, 422, 424, 427, 428, 429, 489, 509.

    Перечень оперирует не только конкретными сроками хранения документов (1 год, 5 лет, 75 лет и др.) либо формулировкой «постоянно», ­но и понятиями «до минования надобности», а также пометкой «ЭПК».

    Отметка «до минования надобности» в Перечне означает, что документация имеет практическое значение. Срок ее хранения определяется самой организацией, но не может быть менее 1 года.

    Отметка «ЭПК», поставленная в Перечне к конкретным видам документов, означает, что часть таких документов может иметь научно-историческое значение и в установленном порядке должна передаваться в государственные, муниципальные архивы или храниться в организации. Снятие стоящей при сроках хранения отметки «ЭПК» разрешается только при условии конкретизации видов документов и сроков их хранения.

    Уменьшение организацией сроков хранения, предписанных Перечнем, запрещается, а вот их увеличение считается возможным.

    Графа 5. Примечания

    В графе «Примечания » проставляют отметки в течение всего срока действия номенклатуры:

      о незаведенных резервных номерах (если таковые имеются),

      о выделении дел к уничтожению (по истечении срока хранения),

      о передаче дел в другую организацию для продолжения и другие.

    Так, если в процессе деятельности фирмы возникают дела, формирование которых продлевается на следующий год, то в графе «Примечание » пишут «переходящее». При формировании дел на следующий год данное дело переходит в номенклатуру дел под тем же порядковым номером.

    При наличии в Перечне, по которому определялся срок хранения дела, в графе «Примечания », комментариев (например, «на государственное и муниципальное хранение не передаются» или «при условии завершения проверки, (ревизии)», «после замены новыми» и др.), данные комментарии переносятся в графу № 5 номенклатуры дел организации без изменений.

    Итоговая запись к номенклатуре дел

    По окончании делопроизводственного года в конце номенклатуры дел заполняется итоговая запись о количестве заведенных дел (единиц хранения) отдельно постоянного и временного хранения. Сведения, содержащиеся в итоговой записи номенклатуры дел организации, в обязательном порядке сообщаются архивному учреждению (если документы сдаются в ведомственный или государственный архив) или в собственный архив организации (если документы не сдаются на государственное или ведомст­венное хранение). О том, что сведения переданы архиву, в номенклатуре дел проставляется отметка с указанием должности и подписью сотрудника архива.

    Итоговая запись составляется и к номенклатуре дел организации, и к номенклатуре дел структурного подразделения (форма одинаковая). Образец ее оформления приведен в Примере 3.

    1 Основные принципы построения номенклатуры дел Еврокомиссии (исполнительного органа Европейского Союза с аппаратом, насчитывающим более 15 тыс. сотрудников) описаны в статье Н.А. Храмцовской на стр. 26 журнала № 8` 2007

    2 Если организация является источником комплектования государственного или муниципального архива, то рядом с визой согласования номенклатуры дел с собственным архивом (присутствует в Примере 1) должен быть добавлен гриф согласования с экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) государственного или муниципального архивного учреждения.

    3 Анализ более широкого круга нормативных документов и обстоятельств, который необходим организации для определения конкретных сроков хранения своих документов, подробно описан в статье О.Г. Подолиной «Как определить срок хранения документа?» на стр. 49 журнала № 10` 2007

    5 Если итоговая запись оформляется в номенклатуре дел подразделения, то его наименование должно фигурировать в заголовке, например, «Итоговая запись о категориях и кол-ве дел, заведенных в 2008 году в канцелярии».


    Сейчас на образце общей номенклатуры дел для определенной организации давайте ознакомимся с порядком ее оформления. То есть с порядком заполнения в форме граф. Это один из основных вопросов в теме правильного ведения делопроизводства, его изучение не займет у вас много времени, и в любом случае потрачено оно будет не зря.

    Наиболее удобной и особенно актуальной для крупных организаций является система наименований разделов номенклатуры дел согласно структурным подразделениям на основе штатного расписания. Не возбраняется выделять подразделы в зависимости от функциональных обязанностей отделов, а небольшим организациям советуем начать с деления только по функциональному типу. Например: правовое обеспечение, секретариат, кадровое обеспечение и т.д.

    В первой графе указывается индекс дела. Его название состоит из двух цифровых обозначений, первое представляет собой номер подразделения, второе - номер дела в пределах этого подразделения. К примеру, 01-06, где под 01 следует подразумевать секретариат, а под 06 - номер любого дела в нем. Или 05-21, где 05 - это бухгалтерия, а 21 - номер дела в бухгалтерии, и т.д.

    Как составить заголовок правильно

    Прочитав название второй графы в номенклатуре дел, каждый человек должен понять, о чем там идет речь, основное содержание и состав документов в деле. Не рекомендуется использование сложных, длинных формулировок и вводных слов.

    Также следует избегать пустых описаний, которые, как правило, даются расплывчато и не несут никакой информативной нагрузки. Самые распространенные примеры того, как делать не надо: «Исходящие письма», «Разные материалы», «Документы для служебного пользования» и пр.

    Располагайте элементы заголовка в принятой последовательности:

    • обязательным элементом, с которого всегда начинают заголовок, является вид документов/дела (протоколы, переписка, приказы т.д.);
    • автор;
    • корреспондент/адресат, то есть тот, от кого получен/кому адресован документ;
    • в сочетании с предшествующим элементом - указание территории;
    • содержание вкратце;
    • период или дата (особенно важно при указании планов и различного рода отчетов).

    Считается, что в формулировке заголовков следует использовать как можно больше элементов. Обратите внимание на некоторые, наиболее типичные примеры.

    Журнал об учете движения путевых листов»

    Приказы директора по вопросам административно-хозяйственной деятельности»

    Квартальные отчеты организации, касающиеся профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров»

    Годовой план о противодействии коррупции»

    период + план/отчет + содержание

    Переписка об индивидуальном (персонифицированном) учете и назначение пенсий с отделениями пенсионного фонда»

    переписка + по вопросу + с кем (если однородные корреспонденты)

    Переписка об индивидуальном (персонифицированном) учете и назначение пенсий с отделениями пенсионного фонда Определенного района города Н.»

    переписка + по вопросу + с кем (если конкретный корреспондент)

    Переписка об индивидуальном (персонифицированном) учете и назначение пенсий»

    переписка + по вопросу + нет с кем (если разнородные корреспонденты)

    Документы о планах организации по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров (планы, программы, служебные записки, копии приказов и др.)»

    документы + содержание + (в скобках основные разновидности документов)

    Обращения граждан в организацию и документы об их рассмотрении»

    документы» в значении приложения (не надо в скобках расшифровки)

    Как правило, принято указывать в заголовке данные о том, что это копия документа, при этом в графе 5 номенклатуры следует сделать отметку о том, где находится подлинник. Обратите внимание на прошлую статью о делах 03-03, 03-04 в примере о ведении номенклатуры дел в организации.

    В организации можно использовать два вида номенклатуры (если они для нее предусмотрены). Первая - это типовая, она обладает нормативным статусом, то есть обязательна. Второй вид - примерная номенклатура дел (по сути это набросок), и она носит всего лишь рекомендательный характер.

    Номенклатура дел, составленная с самого начала, не является истинной и единственно верной, она может меняться и редактировать по мере осуществления процесса делопроизводства в течение года.

    В одном деле не должны храниться документы, имеющие временный и постоянный срок хранения, не зря же для них предусмотрены различные заголовки. Если в одном деле фигурирует несколько временных сроков (например, 1 год и 5 лет), то следует принимать больший из них срок (5 лет).

    Номенклатура дел: систематизация заголовков

    Четкого регламента и правил, как расположить заголовки, нет. Ориентироваться стоит на степень важности дел каждого раздела и их взаимосвязь друг с другом. Допустимы свои личные предпочтения, которые вам удобны, а также вариативность, но в разумных пределах. Для тех, кто не знает, с чего начать, будут полезны некоторые рекомендации.

    Не подставляйте себя под угрозу и не обижайте руководителя, самая неуместная система - это когда маловажный журнал учета, например, ключей от какого-либо склада, выставляется в самое начало раздела, а приказы руководителя организации относительно основной деятельности скромно существуют в самом конце.

    Ниже вашему вниманию представлена схема расположения в разделе или подразделе заголовков (она примерна и может изменяться в зависимости от организации и особенностей ее деятельности):

    • документация организационно-распорядительного характера, а именно Устав, различные положения и приказы, структура организации и ее штатное расписание и пр.;
    • планы;
    • данные отчетов;
    • договоры;
    • различного рода переписка;
    • документы, касающиеся основного рода деятельности (их разновидности следует указывать в скобках);
    • документы, касающиеся вспомогательной деятельности (в скобках указывайте их разновидность);
    • документы учета (книги, журналы, базы данных);
    • материалы, связанные с делопроизводством, например, описи для архива.

    Относительно 5-7 пункта необходимо сделать разъяснение. В них число заголовков может изменяться в зависимости от величины организации и количества структурных подразделений.

    На случай если в процессе делопроизводства появятся новые дела, имеет смысл оставить резервные номера для каждого раздела номенклатуры. В случае чего их можно будет просто вписать, не утверждая при этом номенклатуру дел заново.

    В графе третьей указывают количество дел за отчетный период (за год), а в процессе, то есть в течение года количество дел не проставляется. Эти данные выступают за основу для последующего составления итоговых записей о том, в каком количестве были заведены дела в течение прошедшего года.

    Сроки хранения дел

    Чтобы заполнить графу четвертую (сроки хранения дел ), следует пользоваться либо иными нормативно правовыми актами, регламентирующими область деятельности организации с оформлением ссылки на определенную статью или пункт.

    Чтобы в процессе работы с документами определить правильно сроки их хранения, следует учесть все примечания к ним, а так же условия, при которых действуют установленные сроки. Если имеются примечания, то вносить их необходимо в графу 5 составляемой номенклатуры дел. Обратите внимание на представленный в предыдущей статье образец. Так, к делу 01-07 согласно перечню добавлен комментарий о сроке хранения, а для дел 02-01 и 02-05 установлен срок, согласно примечанию, указанному в перечне документов.

    Источником формирования государственного архива являются лишь те организации, которые представляют документы на государственное хранение. Остальные же, как правило, меняют формулировку о сроке хранения «постоянно» по типовому перечню на иную, например, «не меньше 10 лет» или «до ликвидации организации». Уменьшать сроки хранения нельзя, но возможно их увеличение исключительно из практических соображений.

    Если для вашей организации существует типовая или примерная номенклатура дел, то в свою номенклатуру сроки хранения необходимо переносить из нее без изменений.

    Все примечания к делам, которые появляются в процессе работы с номенклатурой дел, заносите в графу 5. Например, данные о переходящих делах, которые необходимо продолжить в будущем году или напротив, те которые идут еще с прошлого года.

    Стоит обратить внимание на еще один значительный момент. На каком бы носителе информации (электронном или бумажном) не находился документ, его обязательно надо включать в номенклатуру дел. Просто в графе с примечанием сделайте отметку о том, что документ ведется и формируется в электронном виде. При этом сроки хранения не зависят от формы носителя.

    Таким образом, изучив приведенный подробный пример, вы получили общее представление об основных структурных этапах организации работы. На этой основе вам будет гораздо легче справиться с созданием и оформлением номенклатуры дел в своей организации. В дальнейшем планируется разместить на сайте образцы номенклатуры дел для отдельных подразделений фирмы.

    Декабрь и январь для работников, ответственных за архивное хранение документов организации, - месяцы особенно активной работы с номенклатурой дел. Номенклатура - документ масштабный и требующий к себе особого внимания. При работе с ней возникает множество вопросов. В статье распишем порядок действий с номенклатурой дел организации - от составления до утверждения на следующий год.

    ЧТО ТАКОЕ НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА?

    Номенклатура дел - это систематизированный перечень документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков их хранения, а по истечении календарного года - с указанием их количества. Номенклатура дел является обязательным документом для федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений. Что касается коммерческих организаций, то в обязательном порядке ее должны разрабатывать только организации - источники комплектования государственных (муниципальных) архивов. Для прочих номенклатура теоретически не обязательна.

    Однако на практике любая организация рано или поздно приходит к необходимости ее создать: когда нужно избавиться от скопившихся за годы работы документов, установить сроки их хранения (иначе как понять, что можно уничтожать, а что нет?). А перечень дел и документов организации с указанием сроков хранения - это и есть номенклатура дел. Все это касается, конечно, тех организаций, которые растут и развиваются, а не топчутся годами на одном месте в ожидании штрафов от проверяющих органов.

    При работе над номенклатурой дел следует руководствоваться двумя документами (первый носит нормативный характер, второй - рекомендательный):

    Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утверждены приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526, далее - Правила 2015);

    Основные правила работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, далее - Основные правила).

    ПОРЯДОК РАБОТЫ С НОМЕНКЛАТУРОЙ ДЕЛ

    Правила 2015 делят все организации на две категории: те, которые являются источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов, и те, которые таковыми не являются. Требования к номенклатурам дел первых, как нетрудно догадаться, строже (Таблица 1).

    1 Пункт 4.18 Правил 2015.

    Форма номенклатуры дел приведена в Приложении № 25 к Правилам 2015. Она едина для всех организаций (Таблица 2).

    Алгоритм работы с номенклатурой дел представим пошагово в блок-схеме и подробно рассмотрим каждый из этапов:

    СОБИРАЕМ ИНФОРМАЦИЮ О ДЕЛАХ И ДОКУМЕНТАХ

    Когда номенклатура дел составляется впервые, что называется «с нуля», заниматься этим чаще всего приходится секретарю или отделу делопроизводства. Несмотря на то, что по Правилам 2015 и по рекомендации Основных правил делать это положено структурным подразделениям организации, такое поручение чаще всего получает именно секретарь. Возможно, это и объяснимо с точки зрения распределения обязанностей в коллективе (хоть и неверно), но без помощи коллег секретарь все равно не справится. Поучаствовать им так или иначе придется. На этом этапе задача составителя номенклатуры дел заключается в том, чтобы собрать информацию о делах и документах, которые образуются в деятельности каждого структурного подразделения.

    Проще всего сделать это, разослав по отделам опросные лист ы. Минимум информации, которая нужна составителю, следующий:

    Заголовки дел;

    Вид носителя каждого дела (бумажный или электронный);

    Сроки хранения дел (если подразделение знает, каким документом они установлены).

    Очевидно, что секретарь или делопроизводитель не

    может владеть этой информацией в полном объеме. Особенно это касается сроков хранения, которые могут содержаться в узкоспециальных нормативных документах.

    Опросный лист может иметь и расширенную форму. Так, не помешает выяснить, имеются ли скан-копии документов и как часто обращаются работники к их оригиналам. Это нужно для того, чтобы знать, как долго документ будет находиться в отделе после завершения в делопроизводстве. Некоторые дела могут быть переданы на хранение сразу после закрытия, но есть и такие, которые востребованы в течение многих лет.

    Приведем в качестве примера фрагмент расширенной формы опросного листа (Пример 1).

    2 Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558; в ред. от 16.02.2016; далее - Перечень).

    ПРИСВАИВАЕМ ИНДЕКС ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ

    Индекс дела обычно состоит из двух частей, первая из которых - индекс подразделения по номенклатуре, вторая - порядковый номер дела внутри раздела номенклатуры. Например, 03-15 , где 03 является индексом подразделения, а 15 - номером дела (см. Примеры 2-5).

    Если индексирование производилось ранее:

    Нужно решить, продолжать пользоваться этой системой либо отменять ее и устанавливать новые индексы. Это зависит от того, какие подразделения пользуются ими и насколько эти индексы актуальны.

    Разумным компромиссом станет обновление системы индексации с сохранением за подразделениями, использующими индексы, присвоенных им номеров.

    Если прежняя система индексации вполне актуальна, то нет смысла ее менять. В этом случае номенклатура дел создается на ее основе.

    Если до сих пор организация обходилась без индексов структурных подразделений, то подразделения получат номера в общем порядке на следующем этапе работы с номенклатурой дел.

    СИСТЕМАТИЗИРУЕМ РАЗДЕЛЫ НОМЕНКЛАТУРЫ И ЗАГОЛОВКИ ДЕЛ

    Как мы уже сказали в определении, номенклатура дел является систематизированным перечнем дел организации. Это означает, что наименования подразделений и относящиеся к ним дела должны быть выстроены в определенной последовательности.

    Подразделения выстраиваются в порядке, определенном штатной структурой организации, либо в соответствии с утвержденной ранее системой индексации структурных подразделений. Один раздел номенклатуры дел соответствует одному подразделению (Таблица 3).

    При составлении индексов для структурных подразделений не обязательно использовать дефисы. В них при необходимости могут фигурировать косая черта или (и) буквенные обозначения. Основных принципов два: первый - стремление к простоте (не нужно «накручивать» трехэтажные обозначения, если этого можно избежать), второй - уникальность (индекс каждого подразделения должен существовать в единственном числе).

    Дела внутри каждого раздела располагаются в порядке, рекомендуемом Основными правилами.

    УСТАНАВЛИВАЕМ СРОКИ ХРАНЕНИЯ ДЕЛ

    По типовым перечням. Основными документами, устанавливающими сроки хранения дел, являются типовые перечни. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения - «номер один» среди них.

    Для производственных предприятий, проектных, строительных, а также всех прочих организаций, ведущих научно-техническую деятельность, действует Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 31.07.2007 № 1182; в ред. от 28.04.2011).

    Оба перечня имеют удобную, продуманную структуру.

    По ведомственным перечням. Помимо типовых перечней, в России действуют перечни ведомственные, то есть относящиеся к определенному ведомству. Это, например:

    Перечень документов, образующихся в процессе деятельности Федерального архивного агентства и подведомственных ему организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Росархива от 30.01.2013 № 12);

    Перечень документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом ФНС России от 15.02.2012 № ММВ-7-10/88@; в ред. от 17.06.2015).

    Перечень документов, образующихся в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, органов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, с указанием сроков хранения (утвержден приказом ФСИН России от 21.07.2014 № 373) и др.

    Организации, работающие в обозначенной отрасли, используют «свой» перечень в обязательном порядке. Все остальные могут применять ведомственные перечни в справочных целях.

    По отраслевым нормативным актам. Наконец, сроки хранения документов (как правило, узкоспециальных) могут содержаться в отраслевых нормативных правовых актах: законах, правилах, инструкциях.

    Так, например, Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 08.03.2015, с изм. от 03.07.2016) содержит специальную статью, которая так и называется - «Сроки хранения рекламных материалов» (ст. 2). А в отделах, занимающихся энергообеспечением предприятий, чтут Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (утверждены постановлением Минтруда России от 05.01.2001 № 3, приказом Минэнерго России от 27.12.2000 № 163; в ред. от 20.02.2003), в которых тоже указаны сроки хранения для ряда документов.

    Очевидно, что секретарь или делопроизводитель совершенно не обязаны знать о существовании этих документов. Именно поэтому так важно при составлении номенклатуры дел взаимодействовать с коллегами из всех структурных подразделений своей организации.

    По протоколам ЭК. Если срок хранения документа найти не удалось либо начальник одного из отделов выразил желание увеличить срок хранения дела относительно заявленного в перечне, срок устанавливается экспертной комиссией организации (Пример 2). Если нет комиссии - приказом генерального директора. В графе 4 номенклатуры дел вместо статьи по перечню будут в этом случае указаны данные протокола заседания ЭК или приказа.

    Уменьшать сроки хранения, заявленные в перечнях или нормативных актах, недопустимо. Если два нормативных акта устанавливают разный срок хранения для одного и того же документа, выбор лучше сделать в пользу большего срока.

    К завершению этого этапа составитель получает заполненную форму номенклатуры дел.

    СОГЛАСУЕМ ПРОЕКТ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ

    Проект номенклатуры дел согласуется на заседании внутренней экспертной комиссии организации. Согласование фиксируется в протоколе, а регистрационные данные этого протокола вносятся в соответствующий реквизит номенклатуры:

    Кроме согласования внутренней экспертной комиссией форма номенклатуры дел предусматривает также оформление согласования экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) архивного учреждения. Это актуально только для организаций, являющихся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов. Все остальные могут удалить этот реквизит из своей номенклатуры дел.

    Если экспертной комиссии в организации нет, согласование проводится в порядке, общем для всех локальных нормативных актов. К номенклатуре дел оформляется стандартный лист согласования на бумаге или в СЭД.

    УТВЕРЖДАЕМ НОМЕНКЛАТУРУ ДЕЛ

    Номенклатура дел утверждается первым лицом организации - генеральным директором. Он заполняет гриф утверждения на первом листе документа на всех представленных ему для утверждения экземплярах номенклатуры.

    ПЕРЕДАЕМ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ СТРУКТУРНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ

    Несмотря на то, что по правилам архивного дела сводная номенклатура составляется на основе номенклатур дел структурных подразделений, на практике чаще всего все происходит наоборот: отдел делопроизводства составляет сводную номенклатуру, после чего распространяет по отделам относящиеся к ним разделы. Как бы то ни было, в каждом подразделении должна оказаться его номенклатура дел (см. Пример 3). Она подписывается начальником подразделения.

    В конце каждого раздела нужно оставить несколько строк, чтобы при необходимости вписать туда дела, которые будут заведены в течение года. Обычно хватает трех-пяти строк. В конце сводной номенклатуры дел рекомендуется оставить целую страницу незаполненной: вдруг за год в организации появится новое подразделение.

    УТОЧНЯЕМ НОМЕНКЛАТУРУ ДЕЛ И УТВЕРЖДАЕМ ЕЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД

    Номенклатура дел действует в течение одного года. Пользоваться на протяжении многих лет одной и той же - большая ошибка. Даже если состав дел организации за это время не поменялся (что очень маловероятно), учесть дела, заведенные в течение одного года, при таком подходе не представляется возможным.

    Поэтому в последние месяцы года, обычно в ноябре-декабре, номенклатура дел просматривается, в нее вносятся правки и изменения, после чего она вновь проходит процесс согласования и утверждается генеральным директором на следующий год.

    Уточнение номенклатуры дел подразумевает:

    Удаление из нее дел, которые не будут вестись в следующем году;

    Внесение дел, заведенных в течение года;

    Уточнение индексов подразделений, если проводились изменения организационной структуры предприятия.

    Источником информации обо всех новых и закрытых делах являются структурные подразделения. Составитель номенклатуры должен подойти к начальнику или ответственному за делопроизводство работнику каждого из отделов в буквальном смысле с карандашом в руках и вместе с ним просмотреть состав дел. Конечно, коллеги сами в течение года должны делать в своей номенклатуре соответствующие отметки, но на практике такая сознательность встречается редко.

    Удаляем закрытые дела. Удаление из номенклатуры закрытых дел означает, что в ее проекте на следующий год этих дел уже не будет. Ни в коем случае не нужно их вычеркивать из номенклатуры дел текущего года.

    Вносим в номенклатуру вновь заведенные дела. Если в течение года в подразделении были заведены новые дела, то они вписываются от руки во все экземпляры номенклатуры дел в специально оставленные для этого строки. Для этих дел сразу же назначается срок хранения (см. Пример 4).

    Отслеживаем индексацию дел в номенклатуре. При составлении проекта номенклатуры на следующий год каждое дело вносится в «свой» раздел уже в том порядке, который был установлен для расположения заголовков дел внутри раздела. Конечно, при этом нужно стремиться сохранить максимум индексов других дел.

    Если из-за вновь заведенных приходится менять индексы других дел, следует помнить о так называемых переходящих делах. Это дела, которые не были завершены в делопроизводстве в прошедшем году и перейдут в новый. Лучший пример - судебные дела, которые могут быть переходящими на протяжении нескольких лет. Индексы переходящих дел нужно стремиться сохранить в первую очередь.

    Например, если дело «Приказы по основной деятельности» (не переходящее) в 2016 г. имело индекс 01-08 , а в 2017 г. из-за появления новых дел изменится на 01-10 , это совершенно не страшно. А вот если дело «Инструкция по делопроизводству» (переходящее) с индексом 01-06 получит индекс 01-08 , то об этом придется делать отметку и в графе «Примечание» новой номенклатуры, и на самом деле.

    Уточняем индексы при изменении структуры организации. Больше всего хлопот будет у составителя номенклатуры, если за год в оргструктуру организации были внесены изменения. Это означает, что структура номенклатуры дел на следующий год тоже изменится: новое подразделение займет в ней место согласно логике оргструктуры организации. Из-за этого изменятся все следующие за ним индексы подразделений и входящих в них дел.

    Как мы уже говорили выше, готовый проект номенклатуры дел на будущий год проходит стандартную процедуру согласования и утверждения. Таким образом, в первый день нового рабочего года организация уже будет работать по новой номенклатуре и одновременно начнет процесс закрытия «старой».

    ЗАКРЫВАЕМ НОМЕНКЛАТУРУ ДЕЛ

    По завершении каждого календарного года, в январе, номенклатура дел за прошедший год закрывается. Закрытие предполагает:

    Заполнение графы 3 «Количество дел»;

    Подсчет количества дел по каждой категории;

    Составление итоговой записи.

    Графа 3 «Количество дел» заполняется от руки во всех экземплярах номенклатуры дел (Пример 5). Здесь указывается реальное количество единиц хранения каждого дела, заведенных за прошедший год. Единица хранения - это, как правило, один том дела, причем в одном томе содержится не более 250 листов. Источник этой информации - опять же структурные подразделения, каждое по своему разделу. Теперь предстоит посчитать отдельно количество дел постоянного хранения, дел временного хранения (до 10 лет и свыше 10 лет).

    3 Федеральный закон от 02.03.2016 № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об архивном деле в Российской Федерации”».

    Кроме того, для составления итоговой записи предстоит выделить так называемые переходящие дела.

    Организации, являющиеся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов, передают сведения из итоговой записи в архивное учреждение, которому подведомственны. Об этом в конце итоговой записи делается отметка. Остальные организации могут убрать эти ненужные им строки из своей итоговой записи (Пример 6).