Второе чтение законопроекта. Законодательный процесс в рф

Свой нынешний облик законодательный процесс в Российской Федерации приобрел после принятия Конституции 1993 г., учредившей двухпалатную структуру Федерального Собрания - парламента и наделившей каждую палату собственной компетенцией.

В настоящее время основные тяготы законотворческой деятельности возлагаются на Государственную Думу - нижнюю палату. Верхней палате - Совету Федерации, формируемому из представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставлено право одобрять или не одобрять законы, принимаемые Государственной Думой.

Российская Конституция предусматривает, что Федеральное Собрание может принимать законы двух видов - федеральные законы и федеральные конституционные законы. Разница между ними заключается в следующем: в то время как федеральные законы принимаются только Государственной Думой (а Советом Федерации одобряются или не одобряются), федеральные конституционные законы принимаются обеими палатами. Обусловлено это особой значимостью последних в системе российского законодательства.

Обладая более высокой юридической силой, чем обычные федеральные законы, они призваны обеспечить стабильность Конституции и основ конституционного строя российского государства. Отнюдь не случайно Конституция провозглашает норму, согласно которой федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией, устанавливая тем самым их исчерпывающий перечень.

Понятно, что процесс принятия федеральных конституционных законов оказывается более сложным по сравнению с процедурой принятия обычных федеральных законов: ведь здесь требуется обязательное их рассмотрение верхней палатой, одобрение квалифицированным большинством (т.е. двумя третями голосов) депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, а также невозможность их отклонения Президентом. Несмотря на все эти тонкости, в Государственной Думе обе разновидности законов рассматриваются одинаковым образом и проходят одну и ту же процедуру, определяемую ее Регламентом.

Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе производится в трех чтениях, каждое из которых, как правило, проходит на отдельных заседаниях палаты, т.е. не в один и тот же день. Вместе с тем, допускается, что применительно к конкретному законопроекту может быть принято иное решение; под занавес каждой сессии депутаты зачастую злоупотребляли этой возможностью, принимая законы десятками и в двух-трех чтениях одновременно.

Процедуре первого чтения предшествует обсуждение внесенного законопроекта в комитете палаты, назначенном по нему ответственным. Данный комитет готовит рассмотрение вопроса на заседании палаты и в дальнейшем совместно с инициатором законопроекта осуществляет всю работу, связанную с прохождением законопроекта в Государственной Думе. Выработанная комитетом позиция по законопроекту впоследствии излагается на пленарном заседании Государственной Думы.

Подготовленный к первому чтению законопроект вместе с сопроводительными материалами направляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.
Во время первого чтения законопроекта обсуждаются вопрос о необходимости его принятия, основные положения внесенного документа, а также дается общая оценка его концепции.

Если законопроект внесен Президентом, Правительством, Советом Федерации, законодательным органом субъекта Российской Федерации или высшим судебным органом, с докладом от их имени выступают официальные представители.

Если на заседании рассматриваются законопроекты, предусматривающие расходы из средств федерального бюджета, то в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства.

Более грустный вариант означает отклонение законопроекта. Отклоненный в первом чтении законопроект передается в ответственный комитет для доработки, которая осуществляется совместно с его инициатором. После этого он повторно может быть внесен на рассмотрение палаты.

Для того, чтобы принять любое из этих решений, достаточно простого большинства голосов от общего числа депутатов палаты.

Иногда в Государственную Думу вносятся сразу несколько законопроектов, касающихся одной и той же тематики (так называемые альтернативные законопроекты). В такой ситуации они в ходе первого чтения рассматриваются одновременно. По результатам рассмотрения выносится решение о том, какой из альтернативных законопроектов взять за основу для дальнейшей работы.

Принятый в первом чтении законопроект направляется Президенту, Правительству, в Совет Федерации, в комитеты нижней палаты, во фракции и депутатские группы, субъектам Российской Федерации (в том случае, если он касается предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов), а также высшим судебным органам (если законопроект затрагивает вопросы их ведения). У всех перечисленных структур и организаций появляется возможность для представления поправок. Государственная Дума, в свою очередь, устанавливает сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.

В редких ситуациях, когда обсуждаемый текст не вызывает замечаний у депутатов и не требует, по мнению парламентариев, правовой экспертизы и редакционной правки, Государственная Дума, опираясь на результаты обсуждения законопроекта в первом чтении, может решить вопрос о принятии закона в целом. При этом, правда, необходимо сначала решить вопрос об изменении порядка рассмотрения законопроекта - он предварительно ставится на голосование. Таким путем принимаются в первую очередь законы о ратификации международных договоров Российской Федерации.

Второе чтение законопроекта . Эта стадия посвящена рассмотрению поправок к законопроекту. Все начинается с доклада представителя ответственного комитета, который сообщает обо всех поступивших поправках и итогах их рассмотрения в комитете. Затем слово предоставляют полномочному представителю Президента в Государственной Думе или же полномочному представителю Правительства (в тех случаях, когда законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к ведению Правительства). После этого возможность выступить получает инициатор законопроекта либо его официальный представитель. Если у фракций, депутатских групп или отдельных депутатов есть возражения против поправок, внесенных в текст законопроекта, либо же включенных в таблицу одобренных комитетом поправок, то им позволяется дать краткое обоснование своего мнения, после чего проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

После того, как рассмотрение возражений против поправок завершено, на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта за основу. Если это предложение получает большинство голосов, депутаты переходят к утверждению рекомендаций комитета по отклоненным поправкам. Если и здесь палата и комитет единодушны, то проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении.

Все упомянутые выше решения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов палаты.
Если законопроект за основу не принят, то перед Государственной Думой открываются два пути: палата может либо продолжить его обсуждение, либо же отклонить законопроект.

Но и второе чтение - это еще далеко не все. Переживший его законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий и редакционной правки в связи с изменением текста законопроекта при втором чтении. После этого законопроект в очередной раз представляется в Совет Государственной Думы, который определяет дату его рассмотрения в третьем чтении.

Третье чтение законопроекта проходит обычно чрезвычайно легко; объясняется это тем, что на данной стадии не допускается обсуждение документа или же внесение в него поправок. Третье чтение заключается лишь в голосовании за или против законопроекта в целом. Вместе с тем, у противников закона и здесь остается лазейка - Регламент предусматривает, что в исключительных случаях по требованию фракций и депутатских групп, представляющих большинство депутатов палаты, возможно возвращение к процедуре второго чтения законопроекта.

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Напомним, что с федеральным конституционным законом дело обстоит чуть-чуть иначе: его необходимо одобрить большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов нижней палаты. Принятый Думой закон вместе с соответствующим постановлением палаты в течение пяти дней направляются в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения.

В соответствии с законодательной процедурой, установленной Конституцией, принятый Государственной Думой федеральный закон, в отличие от федерального конституционного закона, может быть возвращен на повторное рассмотрение палаты в случае его отклонения Советом Федерации или Президентом.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, не получившему одобрения Совета Федерации, может быть создана на паритетных началах согласительная комиссия из представителей обеих палат. Комиссия рассматривает каждое возражение верхней палаты и вырабатывает согласованные предложения, после чего федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой. При этом на обсуждение палаты выносятся только предложения согласительной комиссии. Никакие другие предложения и поправки, выходящие за пределы разногласий, обсуждению не подлежат. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким образом закон в течение пяти дней вновь направляется на рассмотрение Совета Федерации.

В 104, а также в 105 статье Конституции РФ, указано, что любой законопроект должен приниматься по четко отработанной структуре. В данном случае, обязательным условием считается принятие законопроекта в государственной думе. Обратим ваше внимание на то, что такое принятие основывается исключительно на трех чтениях.

Сколько именно чтений проходит законопроект?

  1. В первом чтении в обязательном порядке производится процесс решения вопроса о передачи того или же иного законопроекта в профильную комиссию;
  2. Второе чтение определяет процесс детального обсуждения и изучения законопроекта. Именно на данном этапе, в случае необходимости, будут вноситься определенные изменения и ряд дополнений;
  3. В третьем чтении будет произведен процесс голосования за весь проект с уже внесенными в него поправками и изменениями. На данном этапе возможно внесение лишь редакционных изменений.
То есть, как вы видите, каждый процесс имеет свои определенные особенности. Сам текст документа изначально прорабатывают юристы. Но, очень важно, чтобы был создана специальная профильная комиссия, а законопроект был изучен таким образом, чтобы были максимально исключены все негативные аспекты в виде двоякого понимания и двоякой трактовки тех или же иных норм.

Особенности проведения чтений

Первое чтение – заседание пленарного типа нижней палаты. В данном случае, происходит процесс обсуждения общей концепции законопроекта. Кроме всего прочего, именно данный этап характерен тем, что он включает в себя внимательные аспекты изучения всех основных положений документа. Также производится процесс формирование своеобразной оценки соответствию конституционным нормам и федеральному законодательству. На основании проведенной работы проект может быть передан в специализированный профильный комитет, который и занимается вопросом его модернизации (внесения изменений) и подготовкой ко второму чтению.

Что касается второго чтения, то в данном случае, формируется процесс работы с определенными поправками. В данном случае, составляется две таблицы. В оной формируются сами поправки, которые были приняты в качестве своеобразных рекомендаций, в другой таблице формируются поправки к отклонению. Нередко бывают ситуации, когда предлагается разработка третей таблицы, которая в своем составе содержит данные по изменениям, которые не были приняты профильным комитетом.

Третьей чтение – процесс окончательного голосования. То есть, это этап, который предполагает процесс принятия законопроекта в качестве закона. Все поправки должны быть рассмотрены до этого момента. В нашей стране, по требованию большинства депутатов, законопроект может быть снова возвращен на стадию второго чтения. Если же законопроект набрал нужное количество голосов, он считается принятым.


Согласно ст.136 ТК заработная плата выплачивается каждый полмесяца, в тот день, который изначально должен быть определен трудовым распорядком, а также трудовым договором. То...


Очень часто у нас появляются вопросы, связанные с получением наследства. Существует по закону не одна очередь наследования, если человек умер и не составлял завещания на...

И определённая стадия его обсуждения. Как правило, по каждому внесённому законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки.

Первое чтение

Второе чтение

Второе чтение представляет собой работу с предложенными поправками. В России они обобщаются ответственным комитетом в две таблицы, в одну из которых сводятся поправки, рекомендованные к принятию, в другую - к отклонению. Может быть предложена и третья таблица, включающая поправки, по которым профильный комитет не принял решения. При отсутствии возражений, нижняя палата голосует по каждой из таблиц в целом. В противном случае по каждой из поправок, вызвавших возражения, проводится отдельное голосование. По итогам второго чтения законопроект может быть либо принят, либо отклонён .

Третье чтение

Третье чтение представляет собой процедуру окончательного принятия законопроекта в качестве закона. Поправки на этом этапе уже не рассматриваются. В зависимости от страны, могут допускаться редакционные правки. В России по требованию большинства депутатов законопроект может быть возвращён к стадии чтения .

Принятие закона - подписание закона главой государства и официальное опубликование

В соответствии со ст.107 Конституции РФ Президент России в течение 14 дней подписывает и обнародует закон. Президент РФ вправе отклонить или возвратить закон. Президент отклоняет ФЗ, если не согласен с его содержанием (право вето), а возвращает в случае, если нарушен порядок или процедура его рассмотрения и принятия. Возможность последнего подтвердил КС РФ, отметив, что ФЗ возвращается в соответствующую палату, где была нарушена процедура принятия ФЗ7.

В случае возвращения закона главой государства он рассматривается парламентом с того момента, где была нарушена процедура его принятия.

Особенной является процедура принятия ФКЗ, как и законов о поправках в Конституцию РФ, которые принимаются квалифицированным большинством голосов каждой из палат парламента (2/3 Думы и 3/4 СФ) и подлежат обязательному подписанию Президентом РФ в течение 14 дней. Таким образом, в отношении них Президент РФ не имеет права отлагательного вето.

Опротестованный закон вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который может:

Принять возражения Президента, внести соответствующие изменения в закон и вновь направить его главе государства;

Отклонить возражения главы государства, одобрив закон в прежней редакции квалифицированным большинством голосов.

Согласно этому акту в России применяются только те ФЗ, которые официально опубликованы в «Российской газете», «Парламентской газете» и Собрании законодательства РФ. Публикация закона осуществляется в течение 7 дней с момента подписания Президентом РФ, закон вступает в силу по общему правилу по истечении 10 дней со дня опубликования, если иное не предусмотрено в законе.

Таким образом, подписание закона главой государства состоит не только в том, что глава государства подтверждает свое согласие с законом, но и в том, что закон принят в порядке должной правовой процедуры.

Примечания

  1. Иванец Г. И. , Калининский И. В.,
Чтение представляет собой организационно-правовую форму обсуждения законопроектов в Государственной Думе. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях. Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях. Первое чтение законопроекта представляет собой первоначальное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты. При обсуждении законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ. Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект (либо его представителя), и содоклада представителя ответственного комитета. По решению палаты может быть отведено время для ответов на вопросы депутатов по существу законопроекта, после чего заслушаны предложения и замечания депутатских объединений, депутатов, полномочных представителей Президента и Правительства в Государственной Думе, иных лиц, приглашенных на заседание палаты. По результатам первого чтения Государственная Дума может принять одно из следующих решений: 1) принять законопроект в первом чтении и продолжить над ним работу с учетом высказанных замечаний; 2) отклонить законопроект; 3) принять закон. Кроме того, на данном этапе палата может вынести законопроект на всенародное обсуждение. В случае принятия законопроекта Государственная Дума может установить срок подачи поправок и вынесения его на второе чтение. Принятый в первом чтении законопроект в обязательном порядке направляется всем субъектам права законодательной инициативы в течение 5 дней. В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения - не менее 30 дней) субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету поправки, т.е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законопроекта, рассмотренного в первом чтении. Поправки обобщаются ответственным комитетом Государственной Думы в виде таблицы поправок и выносятся затем для обсуждения их палатой во время второго чтения. Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. При этом предоставляется возможность выступить (до 3 минут) авторам таких поправок, их оппонентам, после чего ставится вопрос о принятии (отклонении) такой поправки. Если у депутатов нет возражений против рекомендаций ответственного комитета об отклонении поправок, то все поправки, рекомендованные для отклонения, отклоняются. При наличии возражений в отношении таких поправок проводится голосование. Если палата поддерживает поправку, она вносится в текст законопроекта. В последнюю очередь проводится голосование по тем поправкам, по которым ответственным комитетом не было принято решений. При этом палата может как поддержать, так и отклонить такие поправки. По окончании голосования по поправкам и по предложению председательствующего на заседании проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении. В этом случае если большинство депутатов не проголосовало за такое предложение, то законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта по нему вновь проводится голосование. Если и в этом случае за принятие законопроекта во втором чтении не будет подано необходимое число голосов (большинство голосов от общего числа депутатов), то законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Дальнейшему обсуждению такой законопроект не подлежит. Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения в проект порядка работы палаты. Перед вторым чтением ответственный за данный законопроект комитет Государственной Думы обобщает все поправки, поступившие на законопроект, составляет таблицу поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, и таблицу одобренных комитетом поправок. При обсуждении законопроекта во втором чтении после выступлений докладчика от ответственного комитета, полномочного представителя Президента РФ в Федеральном Собрании, представителей инициатора законопроекта и Правительства РФ проводится голосование об одобрении или отклонении поправки. При рассмотрении возражений против поправок проводится голосование о принятии проекта за основу. При утверждении палатой рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения противоречий и редакционной правки. Третье чтение законопроекта - это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В случае если законопроект не принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов палаты, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения. Регламент Государственной Думы допускает проведение голосования по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении. Это возможно: а) при наличии окончательного текста законопроекта и б) при условии проведения правовой и лингвистической экспертизы законопроекта. Одобренный в третьем чтении законопроект именуется федеральным законом.

Еще по теме § 3. Обсуждение (чтения) законопроекта в Государственной Думе. Принятие федерального закона:

  1. § 4. Рассмотрение федерального закона Советом Федерации. Принятый федеральный закон
  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 г (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ)
  3. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О ВВЕДЕНИИ НОВЫХ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, А ТАКЖЕ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, В КОТОРЫХ ЗАКОНОМ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ И ПРИРАВНЕННАЯ К НЕЙ СЛУЖБА, ОПЛАТА ТРУДА КОТОРЫХ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ РФ И ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУ

Первое чтение. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной фи­нансовый год в течение 30 дней со дня его внесения в Государ­ственную Думу Правительством РФ.

При рассмотрении Государственной Думой проекта феде­рального закона о федеральном бюджете на очередной финансо­вый год в первом чтении обсуждаются его концепция и прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансо­вый год, основные направления бюджетной и налоговой поли­тики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект програм­мы государственных внешних заимствований в части источни­ков внешнего финансирования дефицита федерального бюдже­та, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

Доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов;

Распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

Дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

Общий объем расходов федерального бюджета.

В течение 15 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год комитеты Государственной Думы гото­вят и направляют в Комитет по бюджету заключения по законо­проекту и предложения о принятии или об отклонении пред­ставленного законопроекта, предложения и рекомендации по предмету первого чтения.

На основании заключений комитетов Государственной Думы и субъектов права законодательной инициативы Комитет по бюджету готовит свое заключение по законопроекту, а также проект постановления Государственной Думы о принятии в пер­вом чтении проекта федерального закона о федеральном бюдже­те на очередной финансовый год и об его основных характери­стиках и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

При рассмотрении в первом чтении проекта федерального за­кона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Госу­дарственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содок­лады Комитета по бюджету и второго профильного комитета, от­ветственного за рассмотрение предмета первого чтения, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или отклонении законопроекта. В случае принятия Го­сударственной Думой законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Прави­тельства РФ.

При отклонении в первом чтении проекта федерального за­кона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Го­сударственная Дума

1) передает законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, со­стоящую из представителей Государственной Думы, Совета Фе­дерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соот­ветствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предме­та первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;

2) возвращает законопроект в Правительство РФ на дора­ботку; ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

При отклонении в первом чтении проекта федерального за­кона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и передаче его в согласительную комиссию в течение 10 дней ко­миссия разрабатывает вариант основных характеристик феде­рального бюджета, согласовывая характеристики с внесенными на рассмотрение Государственной Думы законопроектами о вне­сении изменений и дополнений в законодательные акты о на­логах и сборах и проектом программы государственных внешних заимствований в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

По окончании работы согласительной комиссии Правитель­ство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы согла­сованные основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год, а также законопроекты, связанные с основными характеристиками федерального бюджета. Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федераль­ного закона о федеральном бюджете принимается постановле­ние Государственной Думы о принятии в первом чтении зако­нопроекта и об основных характеристиках федерального бюдже­та на очередной финансовый год.

Если Государственная Дума не принимает решения по ос­новным характеристикам федерального бюджета по итогам рабо­ты согласительной комиссии, законопроект считается повторно отклоненным в первом чтении.

При повторном отклонении в первом чтении проекта феде­рального закона о федеральном бюджете на очередной финансо­вый год Государственная Дума не имеет права повторно напра­вить законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство РФ. Повторное отклонение законопроекта воз­можно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

При утверждении основных характеристик федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума по итогам ра­боты согласительной комиссии не вправе увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутст­вует положительное заключение согласительной комиссии.

При отклонении Государственной Думой в первом чтении законопроекта и возвращении его на доработку в Правительство РФ Правительство в течение 20 дней дорабатывает законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключе­ниях комитета по бюджету и комитета Государственной Думы по экономической политике, вносит доработанный законопро­ект на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении. При повторном внесении законопроекта Государствен­ная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

При отставке Правительства РФ в связи с отклонением про­екта федерального закона о федеральном бюджете вновь сфор­мированное Правительство РФ представляет новый вариант за­конопроекта не позднее 30 дней после сформирования.

Второе чтение. При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чте­нии, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Государственная Дума рассматривает во втором чтении законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

Субъекты права законодательной инициативы направляют в комитет по бюджету поправки по расходам по разделам функ­циональной классификации расходов бюджетов, в соответствии с поправками комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы проект постановления о принятии во втором чтении проекта закона и о распределении расходов федерального бюджета на очередной финансовый год по разделам функциональной классификации. Если Государст­венная Дума при рассмотрении во втором чтении законопроекта не поддерживает предложения комитета по бюджету, она рас­сматривает альтернативные варианты сбалансированного распре­деления расходов федерального бюджета по разделам функцио­нальной классификации.

В целях нормализации бюджетного процесса в субъектах РФ при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума направляет в органы исполни­тельной власти субъектов РФ и законодательные органы субъек­тов РФ сведения о распределении доходов от федеральных на­логов и сборов между бюджетами субъектов РФ, утвержденном при рассмотрении в первом чтении законопроекта, а также о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных при рассмотре­нии законопроекта во втором чтении, между субъектами РФ.

Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете, она пере­дает его в согласительную комиссию.

Третье чтение. При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете в третьем чтении утверждаются: расходы федерального бюджета по под­разделам функциональной классификации и главным распоря­дителям средств федерального бюджета, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета, программы предоставления гарантий Правительства РФ, средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программа государственных внешних заимствований.

Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по предмету третьего чтения в комитет по бюджету.

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении про­ект федерального закона о федеральном бюджете в течение 25 дней со дня принятия его во втором чтении. В течение 10 дней комитет по бюджету проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы поправок по разделам функциональной классификации расходов бюджетов и главным распорядителям средств по всем уровням функциональной клас­сификации расходов бюджетов, рассматриваемым в третьем чтении, и направляет их в соответствующие профильные комитеты. Даль­нейшему рассмотрению подлежат исключительно поправки, про­шедшие экспертизу в комитете по бюджету и Правительстве РФ.

Рассмотрение поправок по предмету третьего чтения парал­лельно проводится в комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете. При этом голосование поправок прово­дится комитетом по бюджету и соответствующим профильным комитетом раздельно. Решение считается принятым, если ре­зультаты голосования комитетов совпадают.

Поправки, по которым у комитета по бюджету и профиль­ного комитета имеются разногласия, выносятся на рассмотрение Государственной Думы.

Общая сумма ассигнований по каждому разделу функцио­нальной классификации расходов бюджетов с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответст­вующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта за­кона о федеральном бюджете.

При рассмотрении в третьем чтении проекта закона поправ­ки, предусматривающие увеличение расходов на отдельные объ­екты Федеральной адресной инвестиционной программы и фе­деральных целевых программ, отдельные бюджетные учрежде­ния, а также поправки, предусматривающие включение расходов на отдельные объекты, не предусмотренные законопроектом, не рассматриваются. Поправки, предусматривающие сокращение или исключение расходов, рассматриваются как по отдельным объектам, так и в целом по программам, разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов.

Поправки, предусматривающие предоставление средств фе­дерального бюджета негосударственным организациям любых организационно-правовых форм, не рассматриваются.

Четвертое чтение. Государственная Дума рассматривает в четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете в тече­ние 15 дней со дня принятия его в третьем чтении. При этом законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной Думой закон в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Феде­рации.

В течение одного месяца со дня подписания федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ направляет в Государственную Думу и Совет Федерации для сведения поквар­тальное распределение доходов и расходов федерального бюдже­та и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюд­жете в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подпи­сания и обнародования.

При отклонении закона Советом Федерации он передается в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласован­ный закон.

Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в одном чтении.

Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения закон передается в Совет Федерации. При несо­гласии Государственной Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депута­тов Государственной Думы.

При отклонении Президентом РФ закона он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комис­сию. Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала очередного фи­нансового года в случае непринятия Государственной Думой проекта закона до 1 декабря текущего года. В этом случае Госу­дарственная Дума принимает федеральный закон о финансиро­вании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года.

В процессе исполнения бюджета в условиях нестабильной экономической ситуации возникает необходимость внесения изме­нений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Правительство разрабатывает и представляет в Государствен­ную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. Субъекты права законодательной инициативы вносят проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в закон в части, изменяющей основные характеристики федераль­ного бюджета и распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций в следующих случаях:

1) превышения доходов над учтенными федеральным зако­ном о федеральном бюджете более чем на 10%, что подтвержде­но итогами исполнения федерального бюджета за первое полу­годие текущего финансового года, при условии, что Правитель­ство РФ не внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения Государст­венной Думой отчета об исполнении федерального закона о фе­деральном бюджете за первое полугодие;

2) выявления нецелевого и неэффективного использования средств федерального бюджета, подтвержденного ревизиями и проверками Счетной палаты РФ, контрольных органов Прави­тельства РФ и Минфина РФ, и внесения предложений о сокра­щении либо о блокировке расходов по выявленным направлени­ям неэффективного или нецелевого использования средств фе­дерального бюджета.