Создайте макет родительского уголка в логопедической группе. Оформление логопедической группы и кабинета логопеда

Стендовый доклад

Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды.

Выполнила: Камалова Е.В.,

воспитатель

г.Казань, 2014г.

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.

Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в ДОУ компенсирующего вида для детей с ОНР. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (самостоятельная и под руководством педагога) наиболее продолжительна. В ходе этой деятельности воспитатели организуют индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.

В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне; зеркало; игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Педагоги нашего ДОУ усовершенствовали уже имеющиеся коррекционные уголки в группах. При подборе дидактического материала учитывались:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).

В основу наполняемости было положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с педагогами не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.

Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Опыт показывает, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. При случайном, формальном подборе игр объем восприятия детей оказывается перегруженным и они плохо усваивают лексическую тему.

Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подбираются в порядке нарастающей сложности, направлены на коррекцию речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы (приложение 1). Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении.

Весь материал, в рамках лексической темы, подобранный специалистами группы, соответствует возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал доступен для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.

Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексическим темам уже предполагает системность в работе. Но и его расположение может быть включено в систему. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе. А помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры. Мелкий игровой материал помещается в пластиковые, прозрачные контейнеры с легко снимающимися крышками.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При достаточном освещении. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в коррекционном уголке и отвлекать ребенка от выполнения заданий.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено было сделать именно игрушку. Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Одежда игрушки содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (крючки, липучки, пуговицы, шнурки, кнопки, пряжки, зажимы, молнии, ленточки, и т.д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела.

Как показывает наш опыт, разработанные логопедами рекомендации к содержанию коррекционного уголка позволили педагогам создать дополнительные условия для создания обогащенной предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды в группе. У нас были проведены консультация по организации коррекционных уголков и выставка-конкурс, в которой принял участие весь педагогический коллектив. В этой работе в полной мере проявились творческие способности педагогов. А подведение результатов на конкурсной основе выявило высокий уровень их мастерства.

Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет расширить среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Список литературы:

1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (в двух частях), М.; 1993.

2. Е.Д. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Н. Шаховская. Как научить ребенка думать и говорить. М.; НПФ «Унисерв», 1993.

3. С. Васильева, Н. Соколова. Логопедические игры для дошкольников. М.; 1999.

4. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. М.; 1981.

5. В.В. Коваленко, С.В. Коваленко. Артикуляционная и пальчиковая

гимнастики. М.; 2004.

6. Л.С. Савина. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.; 1999.

7. Н.В. Микляева, О.А. Полозова. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М.; 2004.

8. С.А. Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.; 1991.

9. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.; 1995.

10. А.В. Крапухин, С.Н. Шаховская, О.А. Ишимова. Учись думать и говорить. М.; 1990.

11. Л.Н. Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М.; Сфера, 2005.

12. Н.В. Новоторцева. Подготовка ребенка к школе. Первые шаги в освоении чтения.

13. О.А. Белорыбкина. Речь и общение. Ярославль, 1998.

Приложение № 1

Наполняемость коррекционного уголка в старшей группе.

Разделы

Игры

Мелкая моторика

Мозаика

Шнуровка

Рисуем по клеточкам

Дыхание

Игра «Бабочки полетели»

Игра «Подуй на птичку»

Фонематический слух

Игра «Шумящие коробочки»

Игра «Телеграмма»

Звуковой анализ и синтез (грамота)

Игра «Цепочка слов»

Игра «Звонкий - глухой»

Игра «Схемы и слова»

Звукопроизношение

Игра «Веселый язычок» (артикуляционная гимнастика)

Лото-мозаика

Скороговорки

Лексика

Картинный словарь (предметные картинки на звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ)

«Тематическое лото»

Игра «Знаю все профессии»

Игра «Семья»

Игра «Назови одним словом»

Игра «Расскажи про свой город»

Слоговая структура

Игра «Длинные и короткие слова»

Грамматический строй речи

Игра «Назови ласково»

Игра «Один - много»

Лото «Маленькие слова»

Связная речь

Игра «Что сначала, что потом»

Игра «Придумай продолжение истории»

Игра «Что перепутал художник?»

Игра «Звук, свет, вода»

Высшие психические функции

Игра «Найди отличия» (внимание)

Игра «Узнай, что это?» (восприятие)

Игра «Чей силуэт?»

Игра «Предметы и контуры»

Игра «Путаница»

Игра «Крылья, лапы и хвосты»

Игра «Четвертый лишний»

Дополнительно:

1. Картотеки:

  • дыхательных упражнений;
  • пальчиковых игр;
  • упражнений по развитию фонематического восприятия;
  • загадок.

2. Светлова И. Домашний логопед. – М., 2002.


В русском языке есть две большие группы звуков - гласные и согласные.

Звуки это то, что мы слышим и произносим.

Буквы - это знаки, которыми обозначаются буквы. Буквы мы читаем и пишем.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

В русском языке 6 гласных звуков (обозначаем красным цветом) - А О У Ы И Э

10 гласных букв - А О У Ы Э И Е Ё Ю Я

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки бывают звонкими и глухими

Б В Г Д Ж З Л М Н Р - звонкие ("в горлышке звенит")

П Ф К Т Ш С Х Ц - глухие ("в голышке не звенит")

твердые / КоТ/ - обозначаем синим цветом

мягкие / ЛеНь/ - обозначаем зеленым цветом.

Как правило, после твердых согласных идут ГЛАСНЫЕ -А О У Ы Э

После мягких согласных обычно идут гласные -Я Е Ё Ю И или Ь

Как научиться не пропускать гласные в словах

Наиболее часто встречаемые ошибки у детей 1-2 классов школы это пропуски гласных. Это связано с тем, что у детей не сформирована или не развита функция звукового анализа и синтеза.

РАБОТА С ГЛАСНЫМИ

Знакомимся с гласными звуками А, О,У,Ы,И,Э.

Чтобы лучше запомнить ассоциируем их с предметами:

А – песенка маленькой девочки, девочка громко плачет. /чтобы спеть песенку, надо рот открыть широко/

У – песенка паровоза/ вытягиваем губы трубочкой/

О – песенка мальчика, у которого болит зуб / рот округлен нешироко/

Ы – песенка волка, злые зубки волка /показать резко обнаженные зубы/

И – песенка веселого жеребенка /губы в улыбке/

Э – песенка эха /рот открыт, зубы обнажены/

Каждый звук необходимо соотносить с его артикуляцией. Мы вместе с детьми угадываем звуки по губам /по артикуляции/, что помогает детям в дальнейшем определять тот или иной звук, в случае сомнения, или на слух или по его артикуляции.

Учимся выделять гласные звуки

---в начале слова/ звук должен быть ударным/

Логопед произносит слова, утрированно выделяя первый звук в слове:

УУУУтка, ОООсень, ААААся, ИИИИра.

Если ребенок не может определить звук на слух, предлагаем определить по губам / по артикуляции/

Такая работа проводится при определении звука в конце слова:

ОкнООООО, столЫЫЫЫЫ, очкИИИИ, ногААААА.

Самое трудное задание - выделение гласного звука в середине слова

Перед выполнением этого задания следует обязательно вспомнить все «песенки», артикуляцию гласных звуков. Слова надо подбирать такие, чтобы первые согласные «тянулись»./С, Л,Р,Ш…/

шААААр, мААААк, лУУУУУУк, нОООООс, лИИИИс, рЫЫЫЫсь

Такую работу надо проводить длительно, постепенно усложняя задание и повышая скорость произнесения слов, убирая утрированность звуков.

Удачи вам!

Учим буквы

Учимся читать

Коррекция почерка. Это возможно!

КАЛЛИГРАФИЯ

Применения того или иного шрифта, хотя бы самого простого в смысле примитивности линий, требует знакомства с каллиграфией, требует воспитания руки нa прямых и овалах.

Для этого надо помнить основные правила каллиграфического письма:

1) Ровная прямая посадка;

2) Не касаться грудью крaя стола;

3) Обе руки должны быть по локоть на столе;

4) Положение пишущей руки таково: второй палец с очень незначительным изгибом должен почти лежать на ручке перо и отстоять приблизительно на 3 см. от его конца. Пятый палец, выпрямленный, должен лежать на бумаге, служа опорой кисти руки.

Пальцы руки не почувствуют утомления даже от многочасовых упражнений в письме, если строго соблюдать все вышеперечисленные правила.

Говорят, что по почерку определяют характер человека. У всех людей он индивидуален. Конечно, характер ребенка, обстоятельства школьной и семейной жизни, влияние друзей внесут некоторые изменения в становление почерка, ну, а пока, все тетради будут очень похожими между собой.

Приступить к обучению можно в 5 лет, а можно и раньше. Возраст не определяет начало этого процесса. Главное условие - готовность ребенка:

подготовлена ли его рука к письму;

умеет ли он писать печатными буквами;

есть ли у него желание учиться писать «взрослыми» буквами?

Если все эти навыки сформированы, значит можно приступать к работе в настоящей тетради. С детьми до 6 лет эта работа проводится строго индивидуально. Взрослый должен внимательно следить за каждой линией, за каждым элементом, который пишет ребенок, сопровождая письмо устными пояснениями и советами.

Эти многократно высказанные замечания настолько прочно усваиваются ребенком, что наступит момент, когда он сможет правильно писать сам, без помощи взрослого. А это очень важно для успешного обучения в школе, ведь переучивать значительно сложнее. Именно поэтому каждый взрослый должен осознавать всю ответственность. Нельзя, например, показать, как пишется та или иная буква, и уйти заниматься своими делами. Кроме того, обучение отдельных детей письму может сопровождаться некоторым эмоциональным напряжением. Ребенок будет переживать первые трудности и неудачи. Рука как бы не слушается его, линия не идет туда, куда надо. Вот здесь и помогут советы взрослого. Можно взять руку ребенка в свою и вместе пописать, чтобы таким образом он смог ощутить, каким именно должно быть это усилие. Ваш малыш имеет право на ошибку. Не бойтесь с помощью резинки убрать неправильно написанную букву. На этом этапе обучения важны положительные эмоции. Огорчение чаще всего не вызывает у детей желания продолжать работу дальше.

Для сохранения хорошей осанки и выработки красивого почерка очень важна правильная посадка : прямая спина, ровные плечи опущены вниз; чуть наклонное положение головы на нужном удалении от тетради, чтобы не испортить зрение. При письме нельзя касаться грудью стола, потому что такая поза затрудняет дыхание. Необходимо следить за положением рук во время работы: одна рука основная, другая ей помогает; локти не должны свисать со стола.

Готовить руку к письму лучше с самого раннего детства. Всевозможные пирамидки, матрешки, «втыкалочки», мозаики, конструкторы, пластилин помогают пальчикам окрепнуть, развивают мелкую моторику. Ручки становятся ловкими и подвижными. Ими легко управлять. Для детей 3-4 лет полезны рисование карандашами, штриховка и раскрашивание, а особенно - работа по кальке. Для этой цели надо выбрать книжку-раскраску, желательно азбуку с печатными буквами, и нарезать кальку нужного формата; положить рисунок под кальку, соединить их скрепками и предложить ребенку разноцветными гелиевыми ручками обвести рисунок по кальке, стараясь не выходить за пределы контура. По своему желанию ребенок может раскрасить рисунок фломастерами. Таких заданий можно выполнить достаточно много - они воспитывают усидчивость, аккуратность и терпение, развивают внимание, глазомер и координируют движения рук. Важно научить ребенка правильно держать письменные принадлежности. Помогите ему «сложить» пальчики. Помните, что большой и средний удерживают карандаш, а указательный лишь придерживает его сверху. Держать карандаш надо свободно, не зажимая его между пальцами слишком крепко.

Дети, которые предпочитают многое делать левой рукой, сами находят удобное для себя положение тетради и карандаша. У детей, пишущих правой рукой, карандаш смотрит в правое плечо; у детей, которые пишут левой рукой, он смотрит от себя. Главное, дети должны видеть то, что пишут. Практика показала, что мальчики и девочки, пишущие левой рукой, тоже могут делать это красиво. Начинать писать лучше простым мягким карандашом 2М. Помните замечательный старый фильм «Первоклассница»? Там Маруся писала в разлинованной тетради карандашом до тех пор, пока ее буквы не стали ровными, аккуратными, и только тогда учительница разрешила ей писать ручкой. Научиться писать с наклоном помогут листы с готовой разлиновкой. Общепринятый наклон письма - 65 градусов. При этом тетрадь тоже лежит наклонно. В школьных прописях есть несколько вспомогательных линий для наклона, а у дошкольников целая сетка, в которой у каждой буквы свое место, свой домик. В первую очередь ребенок учится аккуратно проводить прямые наклонные линии сверху вниз мягким простым или цветными карандашами. Затем - считать клетки и находить точку начала следующей буквы, соблюдать одинаковые расстояния между буквами и слогами. В начале рабочей тетради буквы и слова ребенок будет писать по точкам. Сделано это для того, чтобы малыш не боялся ошибиться. Он обводит образец несколько раз, думая лишь о том, куда надо вести линию. В дальнейшем, когда его рука приобретет большую уверенность, надобность в копировании отпадет и дошкольник легко перейдет к самостоятельной работе. Первые задания позволяют освоить начертание каждой буквы, ее элементов и соединений с другими буквами в слоги, а также закрепить эти навыки в написании слов с данной буквой. Далее ребенок учится писать слоги с прописной и строчной буквой. Целая страница отводится для слов, содержащих эти буквы. Многие взрослые помнят, как в школьные годы трудно было успеть записать за учителем текст под диктовку, если не умеешь быстро писать. Именно поэтому и появилось безотрывное письмо.

Подготовка руки ребенка к письму

Для того чтобы обучение письму проходило успешно, помимо других важных задач, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Готова ли рука будущего первоклассника к письму, можно определить, оценив его тонкую моторику и координацию движений.

Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев, активизировать работу мышц кисти.Прежде всего, нужно запастись пластилином, глиной для лепки - лепка замечательно воздействует на мелкую моторику. Упражнения для кисти можно проводить на чисто бытовом уровне, например, застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках это доступно всем! Традиционно используется раскрашивание, рисование (попутно отметим, что фломастеры не рекомендуются - использование их предполагает, по сути, вождение рукой по бумаге без всякого усилия и, соответственно, не требует мышечной активности), графические упражнения (штриховка, конкурирование и т. п.), аппликационные работы, конструирование, вырезывание, выпиливание, нанизывание бус, плетение, собирание пазлов, мозаики - трудно перечислить все возможные виды деятельности по развитию тонкой моторики.

Проведи линию по середине дорожки (без отрыва карандаша).

Нарисуй такую же фигуру по клеточкам.

/

Развитие и коррекция речи – важное направление образовательного процесса в детском саду. Логопедический уголок в группе детского сада специально оборудуется для логопедических занятий и игр с воспитателем. Воспитатель работает по заданию логопеда над улучшением звукопроизношения малышей, развитием у них фонематического слуха, расширением словарного запаса, исправлением дефектов речи и т.д.

Логопедический уголок в группе детского сада оснащен игровым, дидактическим и наглядным материалом, позволяющим регулировать процесс развития речи у дошкольников. Материал подбирается совместно логопедом и воспитателем так, чтобы он был познавательным, развивающим, удовлетворял потребности малышей в развитии, учитывал их психологические и физиологические особенности и имеющиеся нарушения речи. Для каждого возраста материал подбирается отдельно.

Для оптимизации педагогического процесса в современных детских садах на логопедических занятиях все чаще используется логопедические комплексы – интерактивное оборудование на базе ПК. Такое оборудование помогает проводить занятия в форме игры, способствует привлечению внимания детей к процессу обучения и значительно повышает эффективность работы педагога.

Как оформить логопедический уголок?

При оформлении логопедического уголка в группе следует стремиться к созданию комфортной и эстетически привлекательной обстановки. Его оборудуют в хорошо освещенном месте, в некотором удалении от игровой зоны и недалеко от книжного уголка. Доступ к нему должен быть удобным, чтобы маленькие воспитанники сами с удовольствием подходили к нему и включались в занятия и игры.

Подбор дидактического материала осуществляется по следующим разделам:

  • дыхательная гимнастика (для овладения навыками правильного вдоха-выдоха в процессе разговора);
  • артикуляционная гимнастика;
  • отработка звукопроизношения;
  • развитие фонематического слуха;
  • изучение основ лексики и грамматики;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие связной речи;
  • знакомство с потешками, поговорками, стихами и т.д.

Интерактивное оборудование дает возможность преподносить новую информацию максимально наглядно и интересно, превращает процесс обучения в увлекательную игру. Приобретение логопедического комплекса позволяет оптимизировать педагогический процесс и значительно улучшает результаты работы. Малыши легче вовлекаются в образовательную деятельность, да и в процессе занятий их внимание удерживается лучше, что ускоряет процесс приобретения новых знаний и избавления от дефектов.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью, легко вступает в общение, он может легко и понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения, является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение, что звукопроизносительная сторона речи развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладеет правильным произношением, — глубоко ошибочно. Но именно оно является часто причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь, как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, родители, воспитатели, и учителя. Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателем, а так, же самостоятельные тренировки детей.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной. В результате такой работы к четырем-пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи, но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку пять лет, а он не произносит отдельные звуки ([л], [р]), группу звуков [с], [з], [ц]) или несколько групп звуков: шипящие заменяют свистящими («коска» вместо кошка, «сяска» вместо чашка); звук [л] произносится, как [в] («вошка» вместо ложка), звук [р] – картаво.

Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечетко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой звукобуквенного анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции. Хотя дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают, при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Создание логопедического уголка в группе, будет способствовать организации самостоятельных занятий детей по звукопроизношению.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действует язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. В логоуголке ребенок легко может воспроизвести упражнения необходимые для тренировки артикуляционного аппарата. Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. Это так же оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Среди пособий для детей представлена система расслабляющих упражнений, которые помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции, и помогут детям ощущать движения языка, губ, челюсти.

Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции преподносятся детям в виде сказок, веселых полянок, загадок, это помогает детям легче вспомнить отработанное на занятиях и делает самостоятельную деятельность интересной, увлекательной, эмоциональной. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти ее условия, не замечает, что, учится. А это значит, что процесс коррекции будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Как отмечал К.Д.Ушинский, когда ребенок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому речевые упражнения сопровождают иллюстрации, на, которых изображено, как Звукознайкин и Словознайкин выполняют эти упражнения. При помощи этих картинок, дети смогут сочинять и использовать сказки о «Веселом Язычке», которые создают благоприятный эмоциональный фон.

Продолжительность обычных занятий зависит от возраста и работоспособности ребенка. Самостоятельные занятия удобны тем, что ребенок сам может определить время занятия. И если ему интересно, и он увлекся, не нужно его останавливать.

В логопедическом уголке могут быть выставлены:

  • Разученные на занятии пальчиковые игры.
  • Упражнения для губ, на сочетание движений губ и выдоха.
  • Упражнения для языка, на сочетание движений языка и выдоха.
  • Голосовые упражнения на материале гласных звуков.
  • Анализ правильной артикуляции изучаемого звука с использованием опорных схем для поз губ и языка.
  • Игры на умение различать звуки речи на слух, выделять их из слов, определять местозвука в слове, сравнивать их между собой.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

10 простых советов родителям

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

1 совет. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

7 совет. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.

8 совет. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д.

9 совет. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

(М. М. Безруких)

Виды трудностей

Возможные причины

1. Плохо запоминает конфигурацию.

2. Недостаточное различение близких по конфигурации букв «п-н», «в-а», «г-т» (путает буквы при чтении).

Недостаточная сформированность зрительного восприятия;

Недостаточная сформированность зрительной памяти.

3. Перестановка букв при чтении (рак - кар, нос-сон).

Недостаточная сформированность зрительного восприятия.

4. Замена букв, неправильное произношение при чтении.

Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции.

5. Трудность слияния букв при чтении (каждая буква легко читается отдельно, а вместе – трудно).

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;

Недостаточная зрелость коры головного мозга.

6. Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение).

Функциональная слабость центральной нервной системы;

Трудность концентрации внимания;

Выраженное утомление.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Детям до 5 лет учить иностранный

язык вредно!

Английские логопеды доказали, что дети, с рождения оказавшиеся в двуязычной среде, склонны к дефектам речи. Дети, владеющие двумя языками, часто путают слова и с трудом выражают свои мысли.

К такому выводу пришли логопеды после проведенного исследования в группе детей дошкольного возраста, говорящих на двух языках. Специалистами были замечены дефекты речи у 60% детей. Такие речевые недостатки, по словам логопедов, устраняются сложнее, чем подобные дефекты у дошкольников, не знающих иностранный язык.

Педагоги и детские психологи уже давно изучают так называемых билингвов - детей, с детства говорящих на двух языках. Установлено, что такие дети не чувствуют, где их основной, родной язык.

Эксперты не советуют при общении с ребенком привносить в речь иностранные выражения - малыш может не понять, на каком языке с ним разговаривают. Это повлияет на дальнейшее формирование у него «чувства родного языка», что грозит различного рода лексико-грамматическими ошибками.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Зачем нужен логопед?

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.

Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…

Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.

Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.

Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.

Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.

Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.

И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.

И напоследок, маленькая шутливая иллюстрация:

У Олесика всегда с буквой «ЭР» была беда

Скажет «РАК» – выходит «ЛАК», вместо «РОЖЬ» – выходит «ЛОЖЬ».

Так вот, чтобы у вашего ребёнка не было такой беды или любой другой, связанной с речью и нужен логопед. Мы обязательно вам поможем! И помните, что детство – это этап подготовки к будущей жизни.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Как научить ребенка слушать?

Есть единственный способ научить ребенка слушать (воспринимать информацию на слух), научить тому, чем он будет занят по крайней мере еще 10 лет в школе:

ребенку дошкольного возраста нужно много читать (но не комиксы с минимумом текста).

Желательно покупать детям хорошо иллюстрированные книги известных детских классиков, которые знакомы нам с собственного детства (например, сказки Андерсена).

При покупке обязательно просмотрите текст и картинки. Иногда текст настолько безбожно урезают или искажают, что от любимой сказки остается только общий сюжет. Картинки же должны быть реалистичными, чтобы ребенок без труда узнал персонажей, а не ломал голову над тем, кого же нарисовал художник - зайца, мышонка или котенка.

Другой способ (более легкий для родителей, но не отменяющий родительского чтения) - аудиокассеты .

Важно обращать внимание на то, что именно озвучено. Желательно, чтобы в детской домашней коллекции преобладала классика. Не менее важно, какие именно актеры и в какой студии озвучивали текст.

Лучшими были и пока остаются записи с грампластинок и радиоспектаклей, сделанных еще в советские времена. Трудно себе представить, чтобы сейчас в таком малоприбыльном предприятии, как 40 минутная детская аудиопьеса удалось задействовать сразу несколько лучших отечественных актеров (а, например, только в сказке Андерсена "Новое платье короля" Апрелевского завода грампластинок их пятеро: Н.Литвинов, Р.Плятт, Е.Вестник, О.Табаков, Г.Вицин).

Так же точно теперь относятся к аудиозаписям - как к устаревшему по сравнению с видеокассетами носителю. Но психологи и логопеды замечают, что много видео вредно для детей, в особенности для детей с низкой способностью сосредоточения, слабым вниманием, для возбудимых и агрессивных детей. Попытки создания телешкол, образовательных программ на телевидении показали, что эти программы малорезультативны. В основном процесс обучения осуществляется классическими древними методами.

Если ребенку тяжело слушать, он быстро устает и отвлекается, для начала лучше брать записи, где текст перемежается музыкой, песнями, чтобы малыш мог отдохнуть, подвигаться.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Как развить мелкую мускулатуру руки

ребенка

    Разминать пальцами тесто, глину, пластилин.

    Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

    Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

    Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

    Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

    Заводить будильник, игрушки ключиком.

    Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой

    Резать ножницами.

    Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.

    Делать пальчиковую гимнастику.

    Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

    Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Леворукий ребенок

Леворукость - это предпочтительное использование левой руки для осуществления различных действий. Установлено, что леворукость в десять-двенадцать раз чаще встречается в семьях, в которой левшой является хотя бы один из родителей, т.е. носит унаследованный характер.

Кроме явной , часто встречается скрытая леворукость. Такой человек приучен с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных действиях или в состоянии аффекта пользуется левой.

Если у правши ведущим является левое полушарие головного мозга, то у левши ведущее - правое. Оба полушария отвечают за совершенно различные функции, поэтому понятно, что правши и левши существенно отличаются друг от друга. Левши - это обычно особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают большие музыкальные способности левшей, для них не редок музыкальный слух. Но в то же время им свойственна задержка речи и затруднения в произношении различных звуков. Такой ребенок непосредствен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении своих желаний, очень упрям. Ему с большим трудом даются чтение и письмо. Несмотря на эти особенности, левша нормально проходит все стадии физического и психического развития и становится абсолютно полноценной личностью. Переучивание левши не может изменить особенности его центральной нервной системы. Оно приводит лишь к тому, что ребенок с равным успехом начинает пользоваться обеими руками, т. е. леворукость приобретает скрытую форму. Ученые считают, что переучивание левши нецелесообразно и даже вредно , так как иногда это приводит к психическим травмам и неврозам, а также к речевым нарушениям(например, к заиканию ). Можно предупредить развитие леворукости, если с самого раннего возраста стараться давать ребенку предметы только в правую руку; осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (например, ложку во время еды), в игре использовать преимущественно правую руку и т. д.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Общаясь с ребенком – развиваем речь

Речь маленького ребенка развивается постепенно.

Еще в утробе матери малыш привыкает к ее голосу, различает его среди других голосов. Когда малыш рождается, мама должна как можно чаще говорить с ним. Пускай маленький человечек многого не понимает, но ему очень нужно слышать речь, для того, чтобы со временем овладеть родным языком.

Одевая малыша на прогулку, мать проговаривает вслух, что одевает на него, куда они пойдут гулять, какая на улице погода и т.д.

Если мать кормит ребенка, то происходит тот же процесс обучения восприятию речи: «ложечка за маму, за папу и т.д.; «будешь хорошо кушать – вырастешь большой и сильный». Ребенок внимательно слушает, реагирует жестами, улыбается, гулит.

Постепенно у ребенка накапливается пассивный словарь, развивается внимание, мышление. Если с ребенком не разговаривать и все режимные моменты (одевание, кормление, прогулки) проводить в молчании, то речь и психические процессы развиваться не будут.

Например, детей, которых воспитывают в Доме Малютки, очень часто встречаются дети с ЗПР и различными речевыми нарушениями. Я видела таких детей в больнице. Приехала к своему сыну, и мы пошли по отделению на беседу к врачу. В боксах лежали малыши. Крохи совсем, милые и беззащитные. Сын сказал, что эти детки лежат здесь одни, без родителей. Старшим ребятам иногда медсестры разрешают заходить к малышам, играть с ними. Детям от 2 до 5 месяцев. Они лежат в больших (для их возраста) кроватках и смотрят в одну точку, некоторые спят. Зрелище душераздирающее. Они никому не нужны, от них отказались прямо в роддоме, через несколько часов после рождения.

Кто с ними будет разговаривать, общаться, играть, любить, заботиться? Какими вырастут эти дети?

Давайте любить детей, холить, лелеять, баловать, защищать, оберегать и надеяться, что они вырастут самыми-самыми замечательными!

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Подготовка руки ребенка к письму

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Рисование каракулей, штриховка, лепка, массаж пальчиков и кистей рук, работа с мозаикой, конструктором и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить. А как же правильно?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.

Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут. Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Причины нарушений речи

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

Возможные причины:

Негативные факторы в период беременности и родов;

- «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;

Частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;

Наследственные факторы;

Снижение слуха;

Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;

Сосание пальца.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Родителям первоклассников

Ребенок приобретает в школе много новых обязанностей. Он должен научиться организовывать свое время и окружающее его пространство. Насколько ребенок будет собранным и успешным в учебной деятельности, зависит от родителей. Вот несколько правил для родителей .

Правило 1 : при ребенке не высказывать негативного мнения о школе.

Правило 2 : рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к интеллектуальной деятельности.

Правило 3 : не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс.

Правило 4 : необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и степень его сложности. Родители не должны забывать, что через игру обучение может стать более привлекательным и доступным.

Правило 5 : каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.

Правило 6 : все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.

Правило 7 : родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка ребенка должны быть позитивными.

Успехов Вам и Вашему ребенку!

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Социальные причины нарушения звукопроизношения

Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание».

Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения (например, папа или мама не выговаривают звук «Р» или «Л»), то и ребенок будет подражать этому неправильному произношению. Именно этим и можно объяснить нередкие случаи «семейной картавости». В данном случае родители, у которых неправильное произношение звука, не могут заниматься автоматизацией звука с ребенком. Когда у ребенка звук поставлен, автоматизировать его нужно на занятиях с педагогами или с тем из родителей, у которого нет речевых проблем.

Если в семье «двуязычие» , то это становится большой проблемой. В детском саду ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители идут навстречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков не используют второй язык. Добавлю, что детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.

Отдельная история, когда родители начинают сознательно «подстраиваться» под речь ребенка , копировать его неправильное произношение. Вследствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но также утрачивает стимул для совершенствования собственной речи – ведь его речь и так нравится взрослым. В данном случае требуется помощь логопеда.

Бывают случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка , не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической запущенностью.

Все перечисленные причины неправильного произношения являются социальными. Ребенку в данных случаях мешает самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением окружение, среда.

Что делать в таких случаях? Немедленно бежать к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА Учите детей говорить выразительно

Около 53% детей с отставанием в развитии речи не могут выразить эмоционально – смысловое содержание высказывания, иными словами, не умеют выразительно говорить.

В связи с этим родителям необходимо выполнять с детьми специальные упражнения, которые помогут им научиться говорить с выражением.

1. Ребенок упражняется в произнесении коротких фраз с заданной интонацией.

Взрослый говорит фразу, например: Наконец – то выглянуло солнце! Ребенок воспроизводит фразу с той же интонацией сначала вместе со взрослым. Затем малыш сначала выслушивает взрослого, а после этого повторяет фразу один с таким же выражением (Мама дома? Катя здесь! ).

Наконец, ребенку предлагается самому придумывать предложения и произносить их с нужной интонацией самостоятельно.

2. Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких предложений;затем коротких рассказов, историй, стихов, сказок. Последовательность этапов работы сохраняется: вместе со взрослым, после него, самостоятельно.

При выполнении всех упражнений хорошо использовать мимику и жесты.

3. Взрослый произноситфразу, выделяя каждое слово. Например, Наташа подарила Саше лошадку. Задает ребенку вопросы, интонационно выделяя нужное слово и просит дать полный ответ, добиваясь, чтобы ребенок тоже выделял слово – ответ интонационно: Кто подарил лошадку Саше? -

Наташа подарила Саше лошадку.

Что сделала Наташа? – Наташа подарила Саше лошадку.

Кому подарила Наташа лошадку? – Наташа подарила Саше лошадку.

Что подарила Наташа Саше? - Наташа подарила Саше лошадк у.

4. Выучите с ребенком для закрепления стихотворения. Следите, чтобы он правильно использовал интонационные средства выразительности.

Например: Зайка плачет:- Ой – ой – ой!

Я ударился ногой!

- Мы сейчас достанем йод,

И нога твоя пройдет.

Ты у нас совсем большой,

Что ж ты плачешь:- ой – ой – ой!