Составление оперативного плана тушения пожара. Кто разрабатывает оперативный план тушения пожара? Для каких объектов нужен оперативный план пожаротушения

Современное и эффективное оборудование для тушения пожаров не может полностью обеспечить безопасность жизни и здоровья людей, а также целостность материальных ценностей без надлежащего и скоординированного на профессиональном уровне плана тушения пожара. Организация и правильная последовательность этого мероприятия должны соответствовать соответствующим нормам и правилам, а также описываться в регламентных документах.

Предназначение и роль планов и карточек

Основными целями описываемых планов и карточек является определение необходимых мер руководителем организации и определение круга ответственных должностных лиц за то или иное мероприятие при возникновении пожара. Также планы и карточки позволяют осуществить информационное обеспечение при исследовании возгорания и принятии эффективных мер.

Учитывая периодическую актуализацию этих документов, они также играют важную роль в повышении и усовершенствовании теоретической и практической подготовки ответственных сотрудников предприятия, организации или учреждения при возникновении внештатной ситуации, которая тем или иным образом влияет на противопожарную безопасность.

Основные понятия и принципы составления

План пожаротушения относится к категории основных регламентных документов по организации оперативных мероприятий подобного рода. Наряду с планами определенных действий при локализации и устранении пожаров законодательством также предусмотрена необходимость в наличии карточек.

План тушения пожаров представляет собой утвержденный документ, основным содержанием которого является порядок действий, принципы и технические основы устранения возгораний в организациях, предприятиях или учреждениях.

Кроме того, подобные планы утверждаются для конкретных объектов или сооружений в том случае, когда они расположены не по месту юридической регистрации организации. План тушения можно охарактеризовать как документ, который прогнозирует определенную обстановку при развитии пожара на конкретном объекте и призван максимально эффективно скоординировать действия пожарной бригады и должностных лиц организации при его тушении.

Карточка тушения пожара представляет собой более конкретный документ с описанием основных регистрационных данных предприятия, учреждения или организации, а также регламентирует пути эвакуации из здания (объекта) при возникновении пожара. Такие карточки призваны оперативно скоординировать и организовать действия представителей пожарной охраны и обеспечить максимально безопасный вывод людей из горящего объекта недвижимости.

Нормативным документом, на основе которого ответственными за противопожарную безопасность на предприятиях, учреждениях или организациях разрабатываются планы тушения пожаров, являются методические рекомендации по составлению вышеуказанных документов.

Планы и карточки разрабатываются в двух или более экземплярах, один из которых должен храниться непосредственно на объекте, а второй в пожарной части в зависимости от ее территориальной юрисдикции.

Эти документы разрабатываются и утверждаются еще на стадии строительства тех или иных сооружений или объектов. Не реже чем один раз на протяжении календарного года или же по мере необходимости вносятся коррективы в существующий план или карточку тушения пожара администрацией и подразделениями противопожарной охраны.

Помимо указанных регламентных документов при тушении пожаров допускается внедрение компьютерных планов. Эти электронные документы применяются на объектах, относящихся к категории важных для национальной безопасности государства, а также других, имеющих особое значение для интересов страны.

Требования к содержанию


Сам же план оформляется в виде прошитой книги в твердой обложке для надежной защиты сшитых листов, формат которых должен быть не менее стандартного размера – А4.

Графический раздел плана может быть изготовлен в двух рекомендуемых форматах – А3 или А4. Те листы графического плана, которые превышают стандартный размер общей брошюры, должны иметь линии сгиба с надлежащей защитой от потертостей или механической порчи.

Отдельное внимание стоит уделить обязательному приложению-разделу «Оперативный раздел» или «Оперативное тушение пожара». Этот раздел особенности технической и тактической характеристики организации или расположение конкретного объекта.

Кроме того, приложение содержит приблизительное количество необходимых сил или оборудования для успешного тушения пожара. Также содержаться подробные рекомендации для должностных лиц предприятия, организации, учреждения или членов пожарного расчета.

В приложении «Основные требования по охране труда и технике безопасности» декларируются нормы и правила, соблюдение которых позволит определить действия расчета при работе в конкретных условиях.

Также в качестве дополнений к основному плану тушения пожара могут использоваться приблизительные схемы возможного или прогнозируемого развития возгорания в зависимости от окружающей обстановки и других факторов, различные расчетные материалы, схемы расположения всех доступных источников водозабора.

Карточки тушения возгораний представляют собой документ установленного образца, размер которого определен как 150 на 200 мм. При этом графическую часть карточки составляют схематические планы конкретной организации или объекта, а также отдельные поэтажные схемы.

Обязательное составление карточек тушения пожаров применяется для объектов, не попавших в категорию обязательного составления плана.

Кроме того, карточки должны оформляться при обслуживании технологических установок, электрических подстанций, отсеков, где расположены основные кабели энергетических объектов, дошкольных и школьных учреждений, многоэтажные жилые постройки, отдельно взятые конструкции и изделия особого назначения. Также карточки могут оформляться на целые населенные пункты в сельской местности.

      Общие требования к разработке планов тушения пожаров.

План пожаротушения – документ, прогнозирующий возможную обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара, на наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектах.

Разработка плана пожаротушения позволяет в спокойной обстановке проиграть развитие пожара на объекте. Следовательно, еще до пожара проанализировать и учесть особенности возможной обстановки, рассчитать силы и средства для тушения развившегося пожара, определить порядок их быстрого сосредоточения, разработать типовые схемы действий ПП.

Основное назначение плана – помочь руководителю тушения пожара быстро сориентироваться в обстановке, правильно определить решающее направление, использовать силы и средства с учетом специфических особенностей развития пожара и предупредить тяжелые последствия, возможные в результате пожара, ускорить и облегчить постановку задач руководителям прибывающих подразделений и работникам, назначенным на отдельные участки работ на пожаре.

Планы пожаротушения позволяют всему личному составу более тщательно изучить объект в оперативно-тактическом отношении, выработать у начальствующего состава при проведении занятий и учений тактические навыки тушения пожаров на данном объекте.

ПТП и КТП предназначены для:

Обеспечения руководителя тушения пожара (далее – РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;

Предварительного прогнозирования возможной обстановки в объекте при пожаре;

Планирования основных действий по тушению пожаров;

Повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;

Информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.

В обязательном порядке ПТП составляются на:

    объекты нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м 3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м 3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа;

    объекты химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений;

    объекты электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных);

    объекты машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности;

    отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства.

    Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью:

    по распиловке древесины – 100 тыс.м. 3 в год и более;

    по производству целлюлозы и бумаги – 100 тыс. тонн в год и более.

    Организации транспорта:

    автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно–троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств);

    многоярусные подземные автостоянки;

    железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции);

    авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы);

    водного (морские и речные порты, терминалы).

    Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.

    Общественно-административные здания и сооружения:

    административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 250 и более работающих;

    торговые центры, супермаркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 2000 м 2 и более;

    гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более;

    повышенной этажности (более 9 этажей);

    культовые сооружения.

    Учебные и детские заведения:

    общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования;

    детские сады (комбинаты) на 100 мест и более;

    летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.

    Культурно-зрелищные сооружения:

    киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры;

    музеи, картинные галереи, аппаратно–студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки;

    дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.

    Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).

    Объекты культурного наследия народов Российской Федерации.

    Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.

    Сельскохозяйственные организации:

    мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производительностью 300 т/сутки и более;

    мельницы производительностью 200 т/сутки и более;

    элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более;

    животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота на 2000 голов и более; свиней на 12000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500000 птиц и более.

    Жилые дома высотой более 70 метров.

    Иные объекты, на усмотрение начальника гарнизона пожарной охраны.

В обязательном порядке КТП составляются на:

    технологические установки;

    электроподстанции напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала;

    кабельные отсеки энергетических объектов организаций;

    на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы;

    лечебные, культурно-зрелищные учреждения, общественно-административные здания, жилые здания повышенной этажности (свыше 9 этажей);

    отдельные единицы изделий (суда, самолеты, колонны, установки и т.п.);

    сельские населенные пункты.

Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.

Перечень объектов, на которые должны быть разработаны планы, определяет начальник гарнизона ГПС и по его указанию дополняется и корректируется ежегодно.

Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), в случае отсутствия изменений – отметка о проделанных мероприятиях.

Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее – ЦППС), ЕДДС органа управления подразделениями пожарной охраны.

Копия Перечня направляется в территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение № 3 к Методическим рекомендациям).

План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

Оперативный план пожаротушения (ОПП) представляет собой документ, в котором спрогнозирована обстановка на объекте при возникновении пожара и намечены организационные мероприятия по его тушению.

Разработкой плана занимаются специализированные организации.

При его написании учитывается множество СНиПов (своды правил), технических нормативов, а также конструктивные, планировочные, архитектурные особенности самого здания.

Поскольку оперативный план по пожаротушению обязательно проходит утверждение в Главном управлении Министерства внутренних дел РФ, в документации не должно быть никаких погрешностей, нарушений законодательства или необоснованных решений. Поэтому доверить составление ОПП лучше квалифицированным и опытным специалистам ООО «РосТехПроект».

Состав и содержание оперативного плана пожаротушения

Любой план пожаротушения имеет текстовую и графическую части.

В тексте ОПП описывают:

  • краткую информацию по объекту;
  • пожарный расчет;
  • обязанности сотрудников при пожаре;
  • способы сотрудничества сотрудников, ответственных за пожаротушение на объекте, с пожарной охраной.

Графический раздел плана пожаротушения объекта – это схематическое изображение здания и окружающей местности. На схеме отображают входы и выходы из здания, места расположения в нем средств пожаротушения. Если вблизи объекта располагаются водоемы и дороги, их также наносят на план. При необходимости к графической части прилагают схемы ВПВ (), АУПТ (установок пожаротушения), а также планы каждого этажа в здании.

Как правило, графическую часть ОПП чертят на больших листах белой бумаги (не меньше, чем 1м×2м). Либо вместо этого допускается использовать стенды, размещаемые на видных для персонала местах.

В ОПП должны быть описаны все первичные и передвижные средства тушения огня, которые есть в здании, а также устройство и особенности системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. Перечисляется весь пожарный инвентарь, имеющиеся средства защиты людей от факторов пожара, средства связи с оперативником пожарной охраны.

Что такое оперативные карточки действий при пожаре

На тех объектах, где при пожаре развивается особенно сложная и опасная ситуация, на основании ОПП разрабатывают оперативные карточки для персонала. В них пошагово описывают, какие действия должны быть предприняты сотрудниками в случае возгорания на объекте.

Обязательно разрабатываются карточки для технологических установок, кабельных сооружений, электрооборудования. Их согласуют с главным инженером предприятия, и передают на хранение руководителю подразделения, начальнику смены и дежурному.

Как выглядит оперативная карточка:

  1. На лицевой стороне представлена краткая характеристика установки или помещения, для которой подготовлен документ, наименование устройства сигнализации и пожаротушения.
  2. Четкое описание действий при пожаре.
  3. Подписи и печати.
  4. На оборотной стороне наносят чертеж помещения (установки) с необходимыми условными обозначениями.

Оперативные карточки могут быть составлены отдельно для разных категорий персонала.

Разработка оперативного плана пожаротушения

Подготовка ОПП осуществляется в 2 этапа:

  1. Написание текстового раздела. Для этого изучаются и анализируются все особенности конструкции и функционирования объекта. На основе полученных данных составляется прогноз развития пожара. Для того чтобы учесть и предотвратить все возможные риски, специалист просчитывает самый неблагоприятный сценарий, и разрабатывает пошаговый план мероприятий по ликвидации опасной ситуации.
  2. Подготовка и оформление графического раздела. На схеме обязательно отмечают:
    • пожарные водоемы;
    • все входы и выходы из здания, включая запасные;
    • оконные проемы;
    • планировку помещений поэтажно;
    • подъезды к зданию.

Схему делают максимально доступной и достоверной, поскольку на ее основании будут действовать при пожаре сотрудники МЧС.

Разрабатывая план пожаротушения, необходимо описать какие именно способы борьбы с пожаром можно применять на данном объекте с учетом его отраслевых особенностей и категории пожароопасности здания.

Подготавливается 2 одинаковых экземпляра ОПП, из которых один должен быть передан на пожарный пост, а другой – оставаться на объекте.

Для каких объектов нужен оперативный план пожаротушения

План тушения пожара в первую очередь должен разрабатываться на объектах с массовым нахождением людей, а также на взрыво- и пожароопасных производствах. Позаботиться о наличии на объекте ОПП должны руководители таких учреждений:

  • детских садов;
  • школ;
  • больниц;
  • санаториев;
  • кинотеатров;
  • библиотек;
  • клубов;
  • музеев,

а также следующих предприятий следующих отраслей промышленности:

  • нефтяной;
  • газовой;
  • металлургической;
  • машиностроения;
  • деревообрабатывающей;
  • грузо- и пассажироперевозок.

Мы осуществляем разработку оперативных планов пожаротушения для объектов любой сложности и направленности. Обеспечим дальнейшее согласование документации в надзорных инстанциях.

Диспетчерская служба ____________________________________________________________

Предусмотрена высылка сил и средств по рангу пожара № ____.

План тушения пожара составил: ________________

Приложение 5

Табель пожарного расчета

Номер пожарного расчета

Должность

Действия номера пожарного расчета при пожаре

Приложение 6

Организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации, города, населенного пункта (района), ЗАТО

№№ п/п

Содержание задач

Ответственная служба

Привлекаемые должностные лица различных служб

Приложение 7

Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны

Время от начала развития пожара

Возможная обстановка пожара

Q тр л/с

Введено приборов на тушение и защиту

Q ф л/с

РС-50

РС-70

ПЛС

ГПС, СВП и т.д.

Приложение 8

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА

Таблица 1

Оперативно-тактическая характеристика здания №

Размеры геомет-

рические (м)

Конструктивные элементы

Предел огнестойкости, строительной конструкции (час)

Коли-

чество входов

Характе-

ристика лестничных клеток

Энергетическое обеспечение

Системы извещения и тушения пожара

Стены

Пере-

крытие

Пере-

городки

Кровля

Напряжение в сети

Где и кем отклю-

чается

Отопление

Таблица 2

Наличие и характеристика установок пожаротушения

№№ п/п

Наименование помещений, защищаемых установками пожаротушения

Наличие и места автоматического и ручного пуска установок пожаротушения

Таблица 3

Наличие и характеристика системы дымоудаления и подпора воздуха

№№ п/п

Наименование помещений, защищаемых установками дымоудаления и подпора воздуха

Вид и характеристика установки

Наличие и места автоматического и ручного пуска установок дымоудаления и подпора воздуха

Таблица 4

Пожарная опасность веществ и материалов, обращающихся в производстве и меры защиты личного состава

№№ п/п

Наименование горючих (взрывчатых) веществ и материалов

Количество (объем) в помещении, (кг, л, м 3)

Краткая характеристика пожарной опасности

Средства тушения

Дополнительные сведения

Таблица 5

Наличие АХОВ, радиоактивных веществ в помещениях, технологических установках (аппаратах)

№№ п/п

Наименование помещения, технологического оборудования

Наименование вещества, его количество

Краткая характеристика

Огнетушащее средство

Средства защиты л/с

Дополнительные сведения

Приложение 9

Сводные таблицы расчета сил и средств

Таблица 1

Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара

Вариант тушения

Прогноз развития пожара (площадь пожара, фронт пожара линейная скорость распространения, площадь тушения, объем тушения и т.п.

Требуемый расход огнетушащих веществ, л. с -1

Количество Приборов подачи огнетушащих веществ, шт.

Необходимый запас огнетушащих веществ, л

Количество пожарных машин, основных/ специальных шт.

Предельные расстояния для подачи воды, м

Численность личного состава, количество звеньев ГДЗС чел/шт.

Таблица 2

Силы и средства, привлекаемые на тушение пожара и время их сосредоточения

Ранг пожара

Подразделения, место дислокации

Количество и тип пожарных автомобилей, шт.

Численность боевого расчета, чел.

Расстояния от пожарных подразделений до объекта, км.

Время следования, зимнее/летнее мин.

Время развертывания сил и средств, мин.

Примечание

Приложение 10

КАРТОЧКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

(наименование организации (объекта), ведомственная принадлежность, адрес)

днем __________________

Оперативно-тактическая характеристика организации (объекта)

№№ п/п

Перечень показателей пожарно-тактической характеристики организации (объекта)

Значение показателей пожарно-тактической характеристики организации (объекта)

Детские, лечебные, культурно-зрелищные, повышенной этажности, общественно-административные, кабельные туннели; прочие

Степень огнестойкости здания

I, II, III, IV, V степень огнестойкости.

Количество находящихся людей в здании:

3.1.

в дневное время

Чел.; детей___ чел.; больных ___ чел.

3.2.

в ночное время

Чел.; детей ___ чел.; больных ___ чел.

Строительные и конструктивные особенности

4.1.

здания:

Этажей.

4.2.

этажность

Метров.

4.3.

общая высота

___×___ метров.

4.4.

размеры (геометрические)

есть, нет.

4.5.

наличие подвала

наличие чердака, тех. этажа

есть, нет.

Строительные конструкции:

5.1.1.

Наружные стены

Предел огнестойкости

Пожарная опасность

5.1.2.

Перегородки

Предел огнестойкости _____ мин. (потеря несущей способности, потеря целостности, потеря теплоизолирующей способности).

Пожарная опасность (непожароопасные, малопожроопасные, умереннопожароопасные, пожароопасные)

5.1.3.

Перекрытия

Предел огнестойкости _____ мин. (потеря несущей способности, потеря целостности, потеря теплоизолирующей способности).

Пожарная опасность

5.1.4.

Кровля

Предел огнестойкости _____ мин. (потеря несущей способности, потеря целостности, потеря теплоизолирующей способности).

Пожарная опасность (непожароопасные, малопожроопасные, умереннопожароопасные, пожароопасные).

5.1.5.

Лестничные клетки

Предел огнестойкости _____ мин. (потеря несущей способности, потеря целостности, потеря теплоизолирующей способности).

Пожарная опасность (непожароопасные, малопожроопасные, умереннопожароопасные, пожароопасные).

5.2.

Строительные материалы:

5.2.1.

Перегородки

Горючесть:

Воспламеняемость:

Нераспространяющие, слабораспространяющие, умереннораспространяющие, сильнораспространяющие.

Дымообразующая способность:

Токсичность:

5.2.2.

Перекрытия

Горючесть: негорючие, горючие (умеренногорючие, нормальногорючие, сильногорючие.

Воспламеняемость: трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, легковоспламеняемые.

Распространение пламени по поверхности: нераспространяющие, слабораспространяющие, нереннораспространяющие, сильнораспространяющие.

Дымообразующая способность: с малой дымообразующей способностью, с умеренной дымообразующей способностью, с высокой дымообразующей способностью.

Токсичность: малоопасные, умеренноопасные, высокоопасные, чрезвычайно опасные.

5.2.3.

Кровля

Горючесть: негорючие, горючие (умеренногорючие, нормальногорючие, сильногорючие.

Воспламеняемость: трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, легковоспламеняемые.

Распространение пламени по поверхности:

Дымообразующая способность: с малой дымообразующей способностью, с умеренной дымообразующей способностью, с высокой дымообразующей способностью.

Токсичность: малоопасные, умеренноопасные, высокоопасные, чрезвычайно опасные.

5.2.4.

Лестничные клетки

Горючесть: негорючие, горючие (умеренногорючие, нормальногорючие, сильногорючие.

Воспламеняемость: трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, легковоспламеняемые.

Распространение пламени по поверхности: нераспространяющие, слабораспространяющие, мереннораспространяющие, сильнораспространяющие.

Дымообразующая способность: с малой дымообразующей способностью, с умеренной дымообразующей способностью, с высокой дымообразующей способностью.

Токсичность: малоопасные, умеренноопасные, высокоопасные, чрезвычайно опасные.

Предел огнестойкости и вид противопожарных преград

Стены:

Перегородки: тип противопожарной преграды ____; предел огнестойкости ____ мин.; тип заполнения проемов (двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) ___ ; тип тамбур-шлюза ____.

Перекрытия: тип противопожарной преграды ____; предел огнестойкости ____ мин.; тип заполнения проемов (двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) ____; тип тамбур-шлюза ____.

Пути эвакуации.

Незадымляемые лестничные клетки, наружные пожарные лестницы, выходы на кровлю, наружные переходы, балконы, лоджии.

Места отключения электроэнергии, вентиляции, дымоудаления.

Основные элементы опасности для людей при пожаре.

Отравление СО и продуктами разложения, воздействие высокой температуры, обрушение конструкций, взрывы, растекание горючих веществ, поражение электрическим током.

10.

Противопожарное водоснабжение.

10.1

количество пожарных водоемов, их емкость

Шт.; ________л.

10.2

пожарный водопровод, его вид, расход воды, количество гидрантов

тупиковый, кольцевой; ______л/с; ______шт.

10.3

наличие и количество внутренних пожарных кранов

есть, нет; _____шт.

10.4

тип соединения и диаметр внутренних пожарных кранов

Л/с.

требуемый расход воды на нужды пожаротушения

10.5

способы подачи воды

от автоцистерны; с установкой на водоисточник, подвоз воды, подача в перекачку.

11.

Помещения с наличием взрывоопасных веществ и материалов.

12.

Наличие УАПТ, УАПС

Примечание: В зависимости от особенностей организации (объекта) разделы таблицы могут быть дополнены данными, необходимыми для использования при организации тушения пожара.

УТВЕРЖДАЮ

(руководитель организации (объекта), муниципального образования, субъекта Российской Федерации)

(заверяется печатью)

УТВЕРЖДАЮ

(начальник подразделения

пожарной охраны)

"___________" _________________ 200__ г.

(заверяется печатью)

Карточка тушения пожаров для сельских населенных пунктов

________________________________________________________________________________

(название населенного пункта, района)

________________________________________________________________________________

Номера телефонов: _______________________________________________________________

ПЧ, ДПК, ДПО __________________________________________________________________

Расстояние от пожарной части ________________ км., маршрут следования _______________

________________________________________________________________________________

Число жилых домов ________________________________________ ______________________

Число жизненно важных объектов для сельского населенного пункта ____________________

Техника для целей пожаротушения _________________________________________________

Карточку тушения пожара составил: ________________________________________________

(должность, звание, Ф.И.О.)

Приложение 13

Оперативно-тактическая характеристика объектов

№№ п/п

Наименование объекта, адрес

Номер телефона

Степень огнестойкости

Этажность

Площадь в плане

Количество людей в дневное время, в ночное время

Вид и количество животных, способ содержания

Примечание: В зависимости от особенностей организации (объекта), муниципального образования разделы таблицы могут быть дополнены данными, необходимыми для использования при организации тушения пожара, а также могут разрабатываться иные справочные приложения.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ (КОРРЕКТИРОВКИ) И ПРАКТИЧЕСКОЙ ОТРАБОТКИ ПТП И КТП

4. УТВЕРЖДЕНИЕ И СОГЛАСОВАНИЕ, УЧЕТ ПТП И КТП

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ПТП

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ КТП

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Вопрос: Добрый день, просим разъяснить ст. 21 69-ФЗ, по вопросу: Кто должен разрабатывать Оперативный план тушения пожара?

Сообщаю Вам следующее:

2.3. Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

2.4. ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

2.5. Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

2.6. По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), ставится отметка о проведенной корректировке.

2.7. Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части, их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее — ЦППС), органа управления подразделениями пожарной охраны.

2.8. Копия Перечня направляется в соответствующий территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

  1. Составление и корректировка ПТП и КТП

3.1. На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения , определяются лица из числа руководителей пожарных подразделений и начальников караулов (дежурных смен), ответственные за составление и корректировку ПТП и КТП и достоверность сведений, указанных в них.

3.2. План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

Документ 2

Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Документ 3

….Административным органом правомерно вменены балансодержателю нарушения правил пожарной безопасности в местах общего пользования, каковыми являются:

…не разработан план тушения пожара на объекте (ППБ 01-03 ФЗ N 69 );….

В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.