Основные категории науки управления. Основные понятия и категории управления качеством

Общая теория управления, положения которой используются и в административном праве, вводит следующие основные термины.

Система – это упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Целостность системы означает, что комплекс объектов, рассматриваемый в качестве системы, обладает общими свойствами, функцией и поведением, причем свойства системы не сводимы к сумме свойств входящих в нее элементов.

Элементы – это относительно неделимые части целого, объекты или операции, которые в совокупности образуют систему. Любой объект можно представить состоящим из элементов и нужно рассматривать в трех аспектах: как нечто целое (систему), как часть более общей системы и как совокупность более мелких частей (подсистем).

Структура – это закономерные устойчивые связи между элементами системы, отражающие пространственное и временно е расположение элементов и характер их взаимодействия. Именно структура делает систему некоторым качественно определенным целым, так как структура предполагает различные взаимодействия элементов друг с другом, выдвигая на первый план те или иные свойства элементов. Структура является важнейшей характеристикой системы, так как при одном и том же составе элементов, но при различном взаимодействии между ними меняется и назначение системы, и ее возможности.

Функция – это внешнее проявление свойств объекта (системы или ее элемента) в данной системе отношений, определенный способ взаимодействия объекта с окружающей средой. Чаще всего функции проявляются в форме действий и отражают возможности системы.

Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая достижение стоящих перед ними целей, сохранение или изменение их структуры, режима их деятельности.

Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие - прерогатива субъекта управления.

Согласно теории управления сущностью управления является целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления, результатом которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.. При этом необходимо отметить, что объект тоже является субъектом в правовом смысле этого слова. Таким образом, один и тот же субъект административного права может быть и субъектом, и объектом управления в разных управленческих отношениях.

Между субъектом управления (управляющим субъектом) и объектом управления (управляемым субъектом) для осуществления управления должны быть прямые и обратные связи (воздействие субъекта управления на объект – прямая связь, и наоборот – обратная). Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, но и взаимодействие с внешней по отношению к системе средой. Можно говорить о множестве взаимодействующих систем различного уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

Процесс управления – деятельность субъекта управления, направленная на достижение целей управления путем реализации определенных функций управления с использованием методов управления. Как правило, процессы управления очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и этапов). Общие функции управления объединяются в циклы (контуры) управления, состоящие из целеполагания, прогнозирования, планирования деятельности, практической реализации планов, которая сопровождается регулированием (координацией, распорядительной деятельностью), учета и контроля, с информационным и методическим обеспечением.

Функции управления – это внешнее проявление субъекта управления, и их можно разделить на предметные и инструментальные. Предметные – это ответ на вопрос: чем управляем? (пример: управление здравоохранением), а инструментальные – как управляем? (пример: планирование, контроль). Функция управления – элемент процесса управления (результат его декомпозиции), имеющий свою цель (результат декомпозиции общей цели системы).

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование, планирование, организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).

Признаки системы управления – это наличие:

– цели, которая должна быть достигнута в процессе управления;

– субъекта управления;

– объекта управления;

– критериев оценки эффективности управления;

– механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления;

– реакции на внешнюю среду(под внешней средой понимается вышестоящая организация, законодательство, система управления высшего уровня, хозяйственные обстоятельства, рынок, декларация правительства, тарифы на энергоносители и т.д.).

Как и всякое взаимодействие, управление может быть в самом общем виде представлено как совокупность двух составляющих – прямой и обратной связей, воздействия управляющей стороны на управляемую и ответа управляемой стороны. Прямое воздействие обеспечивается властью, обратное является контролем, или обратной связью. Третьего слагаемого быть не может. Все остальные функции являются производными и могут быть получены из этих двух методом последовательной декомпозиции, путем разделения на подфункции.

Функциональный анализ – процесс исследования, основанный на декомпозиции системы управления с последующим определением статических и динамических характеристик составляющих элементов, рассматриваемых во взаимосвязи с другими элементами системы и внешней средой, который включает в себя:

– определение и описание процесса управления реализуемого исследуемой системой;

– декомпозиция общего процесса управления на ряд частных функций, выполняемых элементами системы управления;

– определение количественных и качественных характеристик исследуемых процессов и функций управления;

– формирование критериев и оценку эффективности функционирования системы управления;

– принятие решения о необходимости совершенствования функциональных характеристик системы управления.

Отрицательная обратная связь – такое обратное воздействие на управляющую подсистему, которое корректирует поведение последней в сторону ослабления факторов рассогласования.

Положительная обратная связь – такое обратное воздействие на управляющую подсистему, которое корректирует поведение последней в сторону усиления факторов дестабилизации. Отрицательная обратная связь обеспечивает сохранение параметров системы в заданных пределах, положительная - нарушение равновесия, дестабилизацию.

Эффективность управления системой рассматривается как мера степени достижения цели функционирования. Эффективное решение выбирается из множества решений с помощью правила, которое называется критерием эффективности управления (индикатором).

Индикаторы (здесь) – показатели, используемые для:

– оценки реального социально - экономического положения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, городов, районов, отраслей, видов деятельности, предприятий;

– задания уровня социального благополучия (пороговые значения индикаторов); планирования действий по достижению пороговых значений; контроля достижения запланированных результатов; принятия регулирующих воздействий; оценки деятельности органов публичного управления.

Система индикативного управления экономикой – механизм государственного регулирования экономики, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления.

Центр ответственности – единственный орган или должностное лицо отвечающий за исполнение той или иной функции.

Деятельность любой организации требует управления. Без этой деятельности невозможно не только эффективное функционирование, но и существование организации.
Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для согласования деятельности и достижения конечного результата (рис.).

Воздействие - это влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.
Субъектами управления являются физические и/или юридические лица, от которых исходит властное воздействие. Объектами, на которые направлено управление, могут быть как юридические и физические лица (точнее, их деятельность), так и процессы, системы и т.п. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляющей и управляемой. Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое.
Субъект управления - это организация, учреждение и люди, осуществляющие процесс управления. Поэтому в каждой конкретной ситуации они могут выступать или как субъекты управления, или как объекты управления в зависимости от подчиненности. Так, директор предприятия по отношению к начальнику цеха является субъектом управления, начальник цеха - объектом управления. В то же время начальник цеха является субъектом управления по отношению к своим подчиненным. В других условиях и управленческих связях директор завода выступает как объект управления по отношению к вышестоящему органу управления.
Когда мы говорим, что объектами управления являются процессы и системы, то имеем ввиду, что управление осуществляется людьми, на которых направлено воздействие соответствующего субъекта управления. Система субъектно-объектных отношений - основа построения системы управления.
Система управления - совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия. Среда, в которой осуществляется функционирование предприятия, определяет структуру, содержание элементов системы и установление связей между ними. Понятие «система управления» характеризует статику управления, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействие.
Механизм управления - совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей, с целью побуждения их к достижению организационных целей (мотивация). Понятие «механизм управления» отражает рычаги или средства воздействия, каковыми являются интересы и ценности человека.
Процесс управления - последовательность действий, из которых формируется воздействие. Понятие «процесс управления» отражает динамику управления, его временные характеристики, технологические особенности.
Содержание управления раскрывают функции менеджмента. Управлять - это планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Различают вертикальное и горизонтальное разделения управленческого труда. При вертикальном управлении управление основано на административной подчиненности, при горизонтальном одноуровневые структуры управления взаимодействуют при принятии управленческих решений.

Исходный пункт управления – это целеполагание. Цель управления – достижение какого-либо результата производственной деятельности. Она определяет направление и характер деятельности. В своей основе цели объективны, в них отражаются требования законов экономического и социального развития трудовых коллективов. Исходя из поставленной цели, формируются различные методы руководства, совершенствуются организационная структура, техника и технология управления.

Формулирование цели является исходным, а ее достижение – конечным пунктом процесса управления.

Цель управления строительством состоит в том, чтобы при соблюдении конкретных сроков возведения объектов и при минимальных затратах ресурсов достигнуть высоких текущих технико-экономических показателей и конечного результата – хозяйственного дохода, а также создать условия для его роста в перспективе. Важнейшей задачей управления является решение социальных вопросов, обеспечивающих рациональный труд работников при строительстве и вводе в эксплуатацию зданий и сооружений.

Управление в рыночной экономике связано с постоянной корректировкой целей, так как внешняя среда постоянно изменяется. Если цель жестко установлена, возникает необходимость адаптации организационных структур, изменения организации производства и технологических правил выполнения строительных и монтажных работ. Такие действия облегчаются при разбивке главной цели на несколько отдельных, выполнение которых легче контролировать и корректировать. Такой подход связан с построением дерева целей.

При строительстве крупных сооружений и комплексов объектов используются программно-целевые методы управления. В этом случае инвестиционный цикл разбивается на ряд этапов: выбор концепции; инженерно-геологические изыскания и технико-экономическое обоснование проекта; контрактная стадия в осуществлении проекта; возведение объекта или комплекса сооружений; пуск и пробная эксплуатация объектов.

В связи с разнообразием и сложностью управленческих задач не существует простых и надежных способов их решения. Однако на основе накопленного опыта можно сформулировать шесть главных принципов, определяющих основные, исходные положения теории менеджмента.

Принципы управления отражают объективные особенности производства и требования к системе управления. В них обобщены познанные законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления, зафиксированный в виде правил, положений, рекомендаций. Они должны быть объективными и соответствовать закономерностям развития социальной структуры общества.

Анализ объективных особенностей общественной жизни в России, закономерностей развития социальной структуры производства и состояния производственной деятельности предприятий показывает, что в настоящее время управленческая деятельность базируется на следующих основных принципах:



Научный подход к управлению;

Государственное регулирование развития важнейших отраслей;

Соблюдение установленных государством требований к экологии и охране труда;

Оптимальное сочетание многоукладности экономических форм хозяйствования;

Соответствие управляющей подсистемы (субъекта управления) управляемой (объекту управления);

Самоуправляемость систем;

Правильный подбор и расстановка кадров;

Централизация управления;

Единоначалие;

Корпоративный дух и единство командования;

Стимулирование трудовой деятельности;

Свобода для предпринимательской деятельности.

Научный подход к управлению требует комплексного учета тенденций развития общества и требований объективных экономических законов. Этот принцип базируется на системном подходе, научном анализе и синтезе явлений, происходящих в производственно-экономических отношениях, на совершенствовании производственно-экономического механизма и организационных структур.

Согласно второму и третьему принципам государственное регулирование должно основываться на законах, которые регламентируют правовые отношения между различными организациями и трудовыми коллективами, а также на законах обеспечивающих охрану окружающей среды, экономное использование сырьевых ресурсов и охрану труда.

Четвертый принцип заключается в оптимальном сочетании многоукладных форм производственно-хозяйственной деятельности и предполагает развитие свободной конкуренции между хозяйственными субъектами.

Пятый принцип исходит из того, что построение организационной структуры должно соответствовать масштабу целевой программы или структуре инвестиционного проекта.

Шестой принцип соответствует рыночной экономике, которой свойственны законы конкуренции. Поэтому управляющая система должна быть самоуправляемой, т.е. самостоятельно вести свою деятельность с целью выживания в условиях конкуренции и получения наибольшего дохода.

Седьмой принцип подразумевает необходимость подбора кадров по деловым качествам, соответствующим выполняемой работе, и личностным возможностям человека.

Согласно восьмому принципу централизация, т.е. управление из единого центра, необходима при работе над целевой программой, в том числе над инвестиционным строительным проектом. Аппарат управления создается исходя из масштаба целевой программы и объема управленческой деятельности.

В соответствии с принципом единоначалия важнейшие решения принимаются одним человеком – руководителем программы (проекта), но могут и обсуждаться коллегиально.

Смысл десятого принципа состоит в том, что каждый работник должен стремиться к успешному решению задач, стоящих перед организацией. Индивидуальные интересы должны быть подчинены общему интересу. В управляющей системе должно обеспечиваться единство действий руководителей всех ступеней аппарата управления.

Стимулирование трудовой деятельности (одиннадцатый принцип) исходит из необходимости учета потребностей людей, определяющих мотивы их активной работы на производстве. Потребности человека могут носить физиологический, социологический, эстетический общественный характер. Исходя из этих потребностей, должна создаваться соответствующая мотивационная обстановка.

Свобода предпринимательской деятельности (двенадцатый принцип) – основа рыночной экономики.

В ходе осуществления процесса управления используются различные методы управления , т.е. способы и приемы, с помощью которых осуществляется руководство. Они различаются по продолжительности цикла управления, по способу циркуляции информации в системе управления и способу принятия решений.

Исходя из продолжительности цикла управления , методы могут быть стратегическими, текущими, т.е. рассчитанными на текущий год, и оперативными (краткосрочными). В основе этих методов лежат соответствующие планы.

По способу циркуляции информации методы управления различают по виду информационных каналов. Такими каналами могут быть межличностные связи, каналы движения бумажных источников информации, телефонные коммуникационные связи, компьютерные видеоканалы.

По способу принятия решений методы управления делятся на альтернативные и коллегиальные. В первом случае решения принимаются единолично, во втором – правлениями и советами строительных предприятий.

Основу методов руководства трудовыми коллективами составляют побудительные воздействия на людей, исходящие из внутренних их побуждений к труду. Для стимулирования производственной деятельности используются административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудится в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы включают в себя:

Правовые нормы и акты, утверждаемые государственными органами для обязательного исполнения (федеральные законы, указы, постановления, госстандарты, положения, инструкции). При определении их состава и содержания должны использоваться научные подходы к менеджменту, правовые акты должны быть объединены в систему;

Методы организационного воздействия, действующие внутри организации (регламентирование, инструкции, организационные схемы, нормирование). Документы регламентируют состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем организации;

Распорядительные методы, использующиеся в процессе оперативного управления (приказы, распоряжения, устные указания).

Экономические методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, основаны на использовании экономического механизма управления. Включают в себя:

Методы, используемые федеральными и региональными органами управления (налоговая система, кредитно-финансовый механизм страны в целом и в регионах)

Методы, используемые фирмой (экономические нормативы функционирования фирмы, система материального поощрения работников, система ответственности за качество и эффективность работы, участие в прибылях и капитале).

Социально-психологические методы основаны на использовании моральных стимулов к труду и оказании воздействия на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Основой метода являются:

Формирование коллективов, создание нормального психологического климата и творческой атмосферы;

Личный пример;

Ориентирующие условия;

Участие работников в управлении;

Удовлетворение культурных и духовных потребностей сотрудников;

Установление социальных норм поведения и социальное стимулирование развития коллектива;

Установление моральных санкций и поощрений;

Социальная профилактика и социальная защита.

В процессе управления субъект, основываясь на объективно существующих принципах, воздействует различными методами на управляемую систему с тем, чтобы обеспечить выполнение поставленной цели. В этом процессе субъект управления выполняет целенаправленные процедуры по выработке решений и их реализации в ходе производственной деятельности. Речь идет о функциях управления , которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации (размера, назначения, формы собственности т.д.). Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организовывание, координацию, мотивацию, контроль, учет и анализ.

Планирование является изначальной функцией процесса управления. Планированием определяется последовательность действий в управлении для достижения поставленной цели в установленные сроки, а также порядок возведения или реконструкции зданий, сооружений и их комплексов, при этом согласовываются действия участников строительства и детализируются их обязанности в производственном процессе. Планирование включает:

Установление целей и задач;

Разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

Определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

Доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

Планирование подразделяется на организационно-технологическое (выходные документы – календарные планы строительства объектов и их комплексов) и производственно-экономическое (составляются планы на год, квартал, месяц, неделю).

Функция организации включает работы по приведению всех элементов строительного производства (в том числе материальное обеспечение, работа машин и автотранспорта) в систему, соответствующую успешному их использованию в производственном процессе. С функцией организации связано внедрение в производственную деятельность новой технологии строительных и монтажных работ. Составной частью этой функции является создание нормальных санитарно-гигиенических и социальных условий на строительстве. В нижнем звене управления организаторская деятельность занимает 60-70% рабочего времени, так как руководителям нижнего звена по большей части приходится руководить людьми и принимать многоаспектные решения, организовывать их выполнение, контролировать реализацию, проводить оперативную работу по регулированию хода выполнения этих решений.

Координация – это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов.

Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Процесс мотивации включает:

Установление или оценка (понимание) неудовлетворенных потребностей;

Формулировка целей, направленных на удовлетворение потребностей;

Определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. К ним в первую очередь относятся: разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работающих, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и т.д.

Функция контроля предназначена для сохранения и поддержания установленного планом порядка выполнения работ. Через определенные промежутки времени плановые показатели сравниваются с фактическими, выявляются причины сбоев в ходе производственного процесса и обеспечения его ресурсами. В функции контроля можно выделить две подфукции: учет и анализ.

Главные инструменты выполнения этой функции – наблюдение и проверка всех сторон деятельности. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи , так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов.

Функции учета и анализа являются завершающими в цикле управления. При учете регистрируются абсолютные величины, характеризующие результаты производственной деятельности в пределах цикла управления, в том числе объемы выполненных работ, расход ресурсов и затраты труда. Анализом устанавливается экономическая эффективность результатов производственной деятельности, достижения в снижении себестоимости работ, а в конце строительства зданий и сооружений – величина прибыли.

В теории менеджмента одной из главных категорий также можно выделить такое понятие как технология управления .

Технология – это наука о способах и средствах выполнения каких-либо процессов. В управлении – это знание об управленческих операциях и способах их выполнения управлеющей подсистемой с использованием информации об изменениях состояния объекта управления и окружающей его среды.

Содержание технологии управления может изменяться в зависимости от вида и сложности объекта управления, квалификации работников и видов используемых технических средств. Однако в любом случае технология управления включает обзор обстановки, подготовку информации, разработку и принятие решений, доведение их до исполнителей и контроль в ходе выполнения целевых программ или осуществления инвестиционных строительных проектов. Целевая ориентация процесса управления предусматривает взаимную увязку всех входящих в его состав функций и соответствующую упорядоченность информационного обеспечения. При этом выполнение каждой функции осуществляется по свойственной им технологии, например, существуют технологии планирования, учета и др.

Продолжительность цикла управления определяется величиной затрат времени на получение информации, разработку и принятие решений, подготовку решений к выполнению и на их реализацию.

Основным элементом и предметом труда в технологии управления является информация.

Особые требования к своевременности поступления информации и скорости ее обработки предъявляются в технологии оперативного управления строительством объектов, так как при задержке в разработке регулирующих решений могут произойти трудно устранимые сбои в ходе выполнения работ.

С раннего детства человеку знакомо понятие «управления». Сначала он видит, как управляют автомобилем; затем узнает, что управлять можно оборудованием, ростом и развитием растений и животных, а также поведением других людей. Таким образом, он познает, что управление многообразно и существует в самых различных видах. Это может быть техническое управление различного рода естественными и технологическими процессами - движением поездов и самолетов, обработкой деталей на станках. Это может быть государственное управление социально-экономической жизнью общества через различные институты - правовую систему, министерства, ведомства, местные органы власти. Это может быть идеологическое управление, состоящее во внедрении в сознание членов общества концепций его развития, формируемых различными политическими партиями и группировками. Это может быть негосударственное и неполитическое управление социальными процессами, например, движением в защиту мира или окружающей среды. Это может быть, наконец, хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рамках рыночных отношений. Если осмыслить все сказанное выше, то можно сделать вывод, что управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники. Элементы, на которые направлена эта деятельность, образуют объект управления. Обычно он имеет пространственные границы и определенное бытие во времени. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, которым может быть отдельный человек или группа людей. Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления. От субъекта управления необходимо отличать субъект управленческой деятельности. Последний может быть только физическим лицом, живым человеком. Именно через субъектов управленческой деятельности, принадлежащих как к субъекту, так и к объекту управления, реализуются управленческие отношения. Например, в качестве субъекта управления в акционерном обществе можно рассматривать совет директоров, штаб-квартиру, а в качестве объекта - производственные подразделения. В то же время субъектами управленческой деятельности будут выступать руководители различных рангов и исполнители. Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами - предметом труда, средствами труда и самим трудом, а также его результатом. Предметом и продуктом труда в управлении является информация. В результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, то есть информация, исходя из которой, объект управления может предпринимать конкретные действия. Средствами управленческого труда является, следовательно, все то, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела. Управленческий труд относится к категории труда умственного, осуществляемого человеком в виде нервно-психических усилий. Помимо управленческого в организации могут иметь место другие виды управленческого труда - инженерный, конструкторский, исследовательский и пр. Управленческий труд существует в трех основных формах: эвристического, административного и операторного.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений, в основном стратегического характера - управленческих, экономических, технических.

Административный труд является уделом, в основном. руководителей и предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных. Этот труд осуществляется в нескольких формах. Во-первых, распоряжения, во-вторых, контроль за работой подчиненных, в-третьих, организация обмена информацией, происходящая в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответа на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест.

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он охватывает такие виды деятельности как документационная (оформление, размножение, сортировка и хранение различного рода документов); первично-счетная и учетная (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации.

Менеджмент - это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью. Такое определение приводится в международном справочнике по менеджменту. менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются с одних и тех же позиций. Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце XIX столетия. Управление, как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за тысячи и сотни лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. На протяжении более, чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Таким образом, управление рассматривается как динамически меняющихся во времени и пространстве управленческих функций, целью которых является решение проблем и задач организации.

ТЕМА. Теоретические аспекты менеджменту.

Концепция классической теориинаучного управления (система Тейлора).

Первый взрыв интереса к теории управления был отмечен в 1911 г. Именно тогда американским инженером Фредериком Уинслоу Тей­лором (1856 - 1915) была опубликована книга «Принципы научного управления». Его главные труды, кроме указанного, «Показания пе­ред специальной комиссией Конгресса» (1912). Кроме того, перу Ф. Тейлора принадлежит ряд исследований по конкретным вопросам техники и технологии производства. Вполне заслуженно Ф. Тейло­ра называют отцом «научного управления». И действительно, он первым применил научные методы своего времени к исследованию управления производством.

Конечно, у Ф. Тейлора были предшественники - прежде всего, известный создатель одной из первых вычислительных машин анг­лийский математик Чарльз Бэббидж. Много лет изучая производ­ственные предприятия Англии и на континенте, он написал работу «Экономия промышленности» (1832), где сделал попытку примене­ния некоторых общих принципов к организации промышленности. Ч. Бэббидж выполнил анализ потребности в рабочей силе при горизонтальном разделении труда в технологическом процессе. Другим непосредственным предшественником Ф. Тейлора считают также Генри Тауна. Сам Ф. Тейлор называл его основоположником «новой науки». Г. Таун был известным бизнесменом, президентом и директором целого ряда компаний и с 1870 г. начал внедрять на за­водах новые методы управления. Он известен своим тезисом: «Управление фабрикой является не менее важным, чем техника».

Суть теории научного управления Ф. Тейлора заключается в сле­дующем:

- создание научного фундамента, заменяющего собой старые,
традиционные, практически сложившиеся методы управления;

- отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и
обучение;

- сотрудничество между администрацией и рабочими в деле
практического внедрения научно разработанной системы органи­зации;

- равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

Важное место в тейлоровской системе принадлежит комплексу мер, названному им «изучением работы». Тейлор сталкивается с не­обходимостью обратиться именно к квалифицированным рабочим, детально знающим трудовые приемы. Одним из первых нововведе­ний Тейлора был сбор и систематизация огромной массы знаний рабочих, их запись, классификация, анализ приемов работы и све­дение всей суммы знаний о приемах труда в «законы, правила и даже математические формулы».

Тщательно анализируя движения отдельных рабочих, при выпол­нении отдельных операций, Тейлор стремится разбить каждую из них на элементарные составные части и добивается (с помощью хро­нометража) создания «идеальных методов работы», устраняя все «ошибочные», «медленные» и «бесполезные движения». Этот комп­лекс методов, конечно, не может быть обнаружен ни у одного реаль­но существующего рабочего. Минимально необходимое время для устранения усталости и неизбежных задержек также подвергается математическому вычислению. В результате Тейлор пытается на­учно установить «лучший метод» выполнения каждой работы в самое короткое время.

Практическое применение тейлоровского подхода оказалось весь­ма результативным. На тех машиностроительных предприятиях, где экспериментировал Тейлор, средняя производительность труда воз­росла в два раза.

Проблему внедрения наиболее современных методов Тейлор не­посредственно связывал со стандартизацией инструментов, учиты­вающей особенности различных видов работ. Характерен в этом от­ношении опыт, проведенный им на сталелитейном заводе в Бетле-хеме при изучении погрузки угля лопатами. Как показали исследо­вания, средний вес угля, захватываемого лопатой, колебался от 16 до 38 фунтов. Экспериментами было установлено, что хороший рабо­чий в состоянии погрузить за день больше угля, если пользуется ло­патой, вмещающей от 21 до 22 фунтов. Далее выяснилось, что при погрузке лопатами различных типов материалов целесообразно при­менять около 15 типов лопат. Внедрение рациональных методов (ка­кие грузы и какими лопатами грузить) привело к тому, что спустя три с половиной года 140 человек выполняли работу, для которой ранее требовалось от 400 до 600 человек.

Важнейшее значение придавал Тейлор правильному подбору и подготовке рабочих. Он рекомендовал каждому поручить такую ра­боту, для которой он лучше всего подходит.

Внедрение тейлоровских методов породило ряд новых проблем организации работы мастеров и бригадиров, обязанности которых значительно усложнились. Все это заставило Тейлора поставить под сомнение существовавшую «линейную» структуру организации, при которой каждый рабочий подчинялся только одному непосредствен­ному начальнику. Предложив отказаться от этой, по его выражению, «военного типа организации», Тейлор в качестве альтернативы раз­работал систему разделения работы мастера на восемь составных частей. При этом каждый рабочий ежедневно получает указания от восьми узкоспециализированных непосредственных руководителей.

Таким образом, Тейлор провозгласил необходимость разделения труда непосредственно в сфере управления. Особое значение он при­давал функции планирования. Обосновывая необходимость выде­ления планирования в самостоятельную функцию управления, Тей­лор выдвигал требование заранее планировать методы работы и всю производственную деятельность предприятия в целом.

Важное место в исследованиях Тейлора занимает разработка си­стемы сдельной оплаты в соответствии с научно обоснованными методами нормирования труда. Основные положения разработан­ной системы оплаты труда следующие:

- заработная плата платится человеку, а не месту;

- установление расценок должно быть основано на точном зна­нии, а не на догадках;

-расценки, основанные на точном знании, единообразны и спра­ведливы;

- благодаря установленным таким образом расценкам, продук­ты производятся дешевле и в то же время рабочие получают более
высокую заработную плату, чем им обычно платят;

- всякому рабочему следует по возможности поручать высший
тип работы, который доступен ему, его умениям и навыкам;

- всякому рабочему, работающему в наивысшем темпе первокласс­ного работника, следует выплачивать в зависимости от характе­ра работы доплату от 30 до 100% по сравнению с середняком его
класса;

- заработная плата, основанная на точном знании, создает луч­ших рабочих, дает им возможность лучше заработать, уничто­жает причины умышленной медлительности в работе, создает
дружеские отношения между рабочими и предпринимателями.

Система Тейлора встретила самое решительное сопротивление со стороны рабочих и профсоюзных организаций США, увидевших в тейлоризме новое средство усиления эксплуатации трудящихся и даже, как гласила одна из резолюций Американской федерации тру­да, «Дьявольский замысел низвести людей до положения машины».

Характерно, что против тейлоризма вначале выступали также и предприниматели. Система Тейлора требовала от них проведения довольно значительной работы, но результаты ее были еще неясны. Речь шла об изменении всей системы управления предприятием. Так было до рассмотрения дела «Истерн Рейте» в 1910 г. комиссией по регулированию торговли между штатами. Рассматривался конфликт между группой фирм отправителей грузов и железнодорожной ком­панией «Истерн Рейте», стремившейся под предлогом высоких из­держек на заработную плату повысить тарифы. Конфликт принял сразу сенсационный характер. Железные дороги были национальной гордостью страны. Грузоотправителями являлась вся промыш­ленность. Привлеченный в качестве эксперта Харрингтон Эмерсон, один из лидеров движения за научное управление, доказал, что, при­менив научные методы управления, можно было бы обеспечить сни­жение издержек при железнодорожных перевозках на 1 млн. долла­ров ежедневно. В результате железнодорожные компании потерпе­ли поражение.

Теперь предприниматели заинтересовались научным управлени­ем. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. Видными последователями Тейлора и активными пропагандистами «научного управления» стали Генри Гантт, Френк и Лилиан Гилберт, Харрингтон Эмерсон. В 20 - 30-х годах зарождаются и получают быстрое распространение новые профессии «консультантов по уп­равлению» или «экспертов по вопросам производительности тру­да», растет число различных школ и колледжей по управлению, в высших учебных заведениях начинается регулярное чтение курсов по «управлению предприятием», «промышленному управлению». В исследование проблем управления включается все большее число ученых.

Движение «научного управления» стало выходить далеко за пре­делы США, получив широкое признание в Германии, Англии, Фран­ции и других европейских странах. В.И. Ленин указывал, что «Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систе­матическое испытание и приспособление ее».

Видными исследователями Тейлора в СССР были ученые Алек­сей Капитонович Гастаев, Платон Михайлович Керженцев, Иосиф Аркадиевич Ерманский.

Концепция административного управления.

Теория административного управления А. Файоля.

Наряду с вопросами построения управления на уровне цеха (Ф. Тейлор) французским исследователем Анри Файолем (1841 -1925) проводились исследования более общих принципов управления. Он считается самым выдающимся европейцем, внесшим свой вклад в классическую теорию управления. Американцы его называют «фран­цузским отцом» научного управления.

А. Файоль был горным инженером, человеком глубоко творчес­ким, с разнообразными интересами и широкой эрудицией. Наиболь­шую известность он получил на поприще административной дея­тельности. В течение 30-ти лет он был руководителем крупной фран­цузской горнодобывающей и металлургической компании «Комем-бо», которая в момент его назначения на пост генерального управля­ющего (1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых процветающих французских концернов. Его главный труд «Общее и промышленное управление» был опубликован в 1916 г. Выйдя в отставку, последние годы жизни А. Файоль посвятил организации французского Центра администра­тивных исследований и пытался применить некоторые из своих идей для реорганизации общественной администрации Франции. Им впервые были обобщены и сформулированы все функции, которые встречаются на предприятиях. Их можно разбить на шесть следую­щих групп:

1. Техническая функция - производство, выделка и обработка.
Не надо упускать из виду, что шесть существенных функций находят­ся в тесной зависимости друг от друга. Например, техническая фун­кция не может осуществляться без наличия сырья, без возможности
сбыта, без капитала, без страховых мероприятий и без предвидения.

2. Коммерческая функция - покупка, продажа и обмен. Про­цветание промышленного предприятия часто зависит в такой же мере
от коммерческой функции, как и от технической.

3. Финансовая функция - привлечение средств и распоряже­ние ими. Ничто не осуществляется без участия этой функции. Сред­ства нужны на оплату труда персонала, недвижимость, оборудова­ние, сырье, выдачу дивидендов, непосредственные расходы и т. д.
Нужно искусное финансовое руководство, чтобы обеспечить пред­
приятию средства, чтобы извлечь, возможно, большую выгоду из
имеющихся в распоряжении средств, чтобы избежать безрассудных
займов под залог.

4. Страховая функция - страхование и охрана имущества лиц.
Задача этой функции - охранять имущество и лица от грабежей, огня,
наводнений; страховать от стачек, покушений и вообще всяких пре­пятствий социального свойства, могущих причинить ущерб ходу и
даже жизни предприятия.

5. Учетная функция - бухгалтерия, калькуляция, учет, статисти­ка и т. д. Это орган зрения предприятий. Эта функция должна давать
предприятию возможность знать, какие им были достигнуты резуль­таты и куда оно идет. Она должна давать полные, ясные и точные
сведения относительно экономического положения предприятия.

6. Административная функция - это предвидение, организа­ция, распорядительство, координирование и контроль. Ни на одной
из пяти предыдущих функций не лежит задача выработки общей про­
граммы работы предприятия, подбора его рабочего состава, коорди­нирования усилий, гармонизации действий. Эти операции не со­ставляют принадлежности технической функции, ни тем более фун­кций коммерческой, финансовой, страховой или учетной. Они обра­зуют особую группу функций, которые обычно обозначаются име­нем управления. Согласно А. Файолю: управлять - это значит пред­видеть, организовывать, распоряжаться, координировать, контроли­ровать.

Дадим краткую характеристику каждой из этих функций.

Предвидение - это предугадывание грядущего и выработка про­граммы действий.

Какое значение придают в деловых кругах предвидению, можно судить по изречению: «Управлять - это предвидеть». Действитель­но, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет его существенную часть.

Организация " - это процесс обеспечения предприятия всем не­обходимым для его функционирования: сырьем, оборудованием, день­гами, персоналом.

Эту совокупность можно разделить на две составные части: ма­териальный организм и социальный организм. Обладая необхо­димыми - материальными ресурсами, персоналом, социальный орга­низм должен быть способен выполнять шесть функций предприя­тия.

Распорядительство - это побуждение персонала надлежаще ра­ботать. Когда социальный организм построен, нужно заставить его действовать.

Здесь начинается роль распорядительства. Эта миссия распреде­ляется между несколькими начальниками предприятия, причем каж­дый берет на себя определенную обязанность и несет ответствен­ность за ее выполнение.

Координация - это согласование всех операций предприятия таким образом, чтобы облегчить его функционирование и успех.

Это значит - придать материальному и социальному организму каждого подразделения надлежащие пропорции, чтобы они могли надежно и экономно выполнять свои функции.

Контроль состоит в проверке - все ли протекает согласно приня­той программе, согласно данным приказаниям и установленным принципам. Его целью является - отметить ошибки и заблуждения, чтобы можно было их исправить и избежать повторения. Он при­меняется по отношению ко всему: к вещам, к лицам, к действиям.

При таком понимании управление не является ни исключитель­ной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью началь­ника или директора предприятия. Это функция, разделяемая между головой и членами социального тела, подобно другим существен­ным функциям. Суть файолевской теории «административной тео­рии» образуют знаменитые 14 принципов управления, применимых, по мнению Файоля, ко всем без исключения сферам административ­ной деятельности:

1. Разделение труда. Это специализация, необходимая для эффек­тивного использования рабочей силы. Файоль применяет этот прин­цип ко всем видам труда, как управленческого, так и технического.

Власть и ответственность. Власть есть право отдавать распо­ряжения и сила, принуждающая им подчиняться. По мнению Файо­ля, власть и ответственность связаны между собой, причем после­дняя является следствием первой и проистекает из нее. Он видит во власти сочетание официального и личностного. Официальное ос­новано на занимаемой административной должности. Личностное (авторитет) - заключает в себе сплав умственного развития, мораль­ного уровня и других факторов.

3. Дисциплина. Понимая дисциплину как «уважение соглашений,
рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание,
энергичность и внешнее проявление уважения», Файоль подчерки­вает, что для поддержания дисциплины необходимы хорошие руко­водители на всех уровнях, рассудительно применяющие каратель­ные санкции.

4. Единоначалие. Это означает, что каждый сотрудник должен
получать приказания только от одного начальника.

5. Единство руководства, В соответствии с этим принципом каж­дая совокупность видов деятельности, преследующих одну и ту же
цель, должна иметь одного руководителя и один план. В отличие от
принципа 4, это положение больше относится к организации «само­
го предприятия», чем к персоналу.

6. Подчинение индивидуальн ых интересо в общим. Этот прин­цип требует, чтобы интересы служащего или группы служащих не
ставились выше интересов предприятия.

7. Вознаграждение. Вознаграждение и формы оплаты должны
быть справедливыми и по возможности удовлетворять персонал и
предприятие.

8. Централизация. Речь идет о степени концентрации или рас­средоточения власти. Конкретные обстоятельства будут определять, какой вариант «даст лучший результат».

9. Иерархия. Файоль представляет ее как цепь начальников от
самого высшего до самого низшего ранга. Это путь, которым идут
сообщения, что, исходят от высшей власти или адресованы ей.

10.Порядок. Файоль подразделяет его на «материальный» и «со­циальный». Общеизвестная формула материального порядка: опре­деленное место для каждой вещи и каждая вещь на своем месте.
Формула социального порядка такова же: определенное место для
каждого лица и каждое лицо на своем месте.

11.Справедливость. Лояльность и преданность персонала долж­ны обеспечиваться сочетанием доброты и справедливости со сто­роны администраторов при общении с подчиненными.

Стабильность пребывания в должности. Файоль считал, что
излишняя текучесть кадров представляет собой и причину, и следствие плохого управления, и указывал на связанные с этим опаснос­ти и издержки.

13.Инициатива. Это возможность что-то задумать и реализовать.
Это один из могучих стимулов человеческой деятельности. Чтобы
развить инициативу, полезно предоставлять подчиненным полную
самостоятельность в исполнении должностных обязанностей, огра­ничиваясь наблюдением и направлением их работы, а также поощ­ряя их заслуги.

14.Единение персонала. Гармония, единение персонала пред­
приятия - большая сила. Стало быть, надо стремиться ее установить.

Завершая рассмотрение этих принципов, Файоль указывает, что эта система принципов всегда остается открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте. Он описал лишь те из них, которые ему приходилось чаще всего применять на практике. Лич­ный опыт работы и выполненные исследования дали возможность А. Файолю одним из первых сформулировать требования, предъяв­ляемые к личности руководителя:

- здоровье и физическая выносливость;

-ум и умственная работоспособность (ум, мыслительная спо­собность);

- нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответ­ственности, инициатива, чувство дела, такт, чувство достоин­ства;

- значительный круг общих познаний;

- административная установка - т. е. умение предвидеть, орга­низовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

- общее знакомство со всем, что имеет отношение к существен­ным функциям;

- возможно более глубокая компетентность в характерной для
данного предприятия специальной функции.

Важно, что из этих семи групп качеств и знаний, обладание кото­рыми обязательно для руководителей предприятий, шесть слагают­ся из одинаковых элементов, какой бы ни была природа предприя­тия. И только седьмая группа допускает различные специальные ус­ловия для различного рода предприятий.

Файоль решительно выступил против сложившейся системы подготовки руководящих кадров для промышленности, доказывая, что административные способности нельзя развить посредством одной лишь инженерно-технической выучки, и подчеркивая необ­ходимость включения в учебные планы инженерных вузов специ­альных курсов по администрации.

Организационные принципы управления Гьюлика – Урвика.

Наиболее видными систематизаторами и популяризаторами в США классической теории управления являются Лютер Гьюлик и Линдал Урвик. В 1937 г. Гьюлик и Урвик совместно редактировали «Доклады по вопросам науки администрации». Из 11 разделов в этом сборнике два - «Заметки по теории организации» и «Наука, ценнос­ти и общественная организация» - принадлежат перу Гьюлика и два - «Организация как техническая проблема» и «Функция админист­рации в аспекте работ Анри Файоля» - написаны Урвиком. Считая сферу деятельности администрации куда более обширной и слож­ной, чем это казалось Файолю, Урвик тем самым вынужден был его дополнить. В трактовке Урвика административная деятельность включает в себя:

- планирование, т.е. постановку в широком аспекте подлежащих
выполнению задач и указание способов их решения для достижения
цели, стоящей перед предприятием;

- организацию, т. е. создание формальной структуры подчинен­ности, на основании которой осуществляется разделение работы
между производственными подразделениями, определяется и коор­динируется их деятельность, направленная на достижение постав­ленной цели;

- укомплектование штата, т. е. всю работу с личным составом, подбор и подготовку кадров, и создание необходимых условий для
трудовой деятельности;

- руководство, т. е. постоянную функцию принятия решений и
оформления их в виде приказов, инструкций, распоряжений;

- координацию, т. е. обеспечение согласованного действия всех
подразделений предприятия, образующих, благодаря координации,
единое целое;

- отчетность , т. е. обеспечение информацией вышестоящих ин­
станций о ходе работы и организацию собственной информации
администратора и его подчиненных о ходе дел посредством отче­тов, докладов, проверок;

- составление бюджета в виде финансовых планов бухгалтерии и
финансового контроля.

Из этих семи элементов административной деятельности, три -планирование, организация и координация - непосредственно взя­ты из схем Файоля. Вместо файолевского понятия «распорядитель­ство» появляется понятие «руководство». Урвик не выделяет в каче­стве отдельного элемента «контроль», который покрывается у него элементами «отчетность» и «составление бюджета». В то же время, если у Файоля работа с кадрами входит в функцию «организация», то у Урвика она выделяется в качестве самостоятельного элемента («укомплектование штата»).

Эта система элементов администрации стала в США отправным пунктом многочисленных исследований, т. к. книга А. Файоля была переведена на английский язык и издана только в 1949 г. Гьюлик и Урвик подчеркивали, что подход к вопросам управления исходит из необходимости рассмотрения процесса управления как единого це­лого, складывающегося на весьма широкой основе. И все же в боль­шинстве своем разработанные ими принципы касаются в основном лишь формальной организации. Это следующие принципы:

- разделение труда и специализация;

- департаментализация (на основе цели, процесса, клиентуры
или места);

Выделяют четыре формы специализации административных подразделений:

Во-первых, в основу специализации может быть положен при­знак цели административной деятельности, т. е. внутри организа­ции можно рационально распределить задачи, группируя виды дея­тельности, которые способствуют достижению одной цели или решению общей задачи.

Во-вторых , в основе специализации может лежать и такой при­знак, как процесс. В этом случае стремятся сконцентрировать в одном административном подразделении все виды деятельности, которые характеризуются выполнением однотипных операций.

В-третьих , специализация в соответствии с критерием обслу­живаемой категории населения.

В-четвертых, в основе ее может лежать географический кри­терий, и тогда все вопросы, связанные с конкретным географичес­ким районом, рассматриваются в одном структурном подразделе­нии.

- координация посредством иерархии;

Иерархия - порядок подчинения нижестоящих должностных лиц вышестоящим по строго определенным ступеням (т. н. иерархи­ческая лестница).

- координация посредством комиссий;

Гьюлик не ограничивай координацию только иерархией и призна­вал необходимость дополнить ее «координацией посредством идей» и «координацией посредством комиссий». Так как комиссии увеличи­вают консультативный процесс и являются безответственными, то следует ограничить использование комиссий «необходимыми си­туациями».

- единство командования;

Этот принцип полностью совпадает с принципом Файоля, со­гласно которому одно лицо не может подчиняться сразу двум на­чальникам. Отдавая себе отчет в том, что неукоснительное про­ведение данной нормы иногда может приводить к абсурду, Гьюлик и Урвик утверждают, что эти случаи «не имеют значения в срав­нении с неизбежной путаницей, неэффективностью и безответ­ственностью, которые возникают вследствие нарушения данного принципа».

- штаб и линия;

Последовательно придерживаясь принципа единоначалия, Гью­лик и Урвик указывают на тот факт, что по мере роста объемов и масштабов организации возрастает необходимость в помощи выс­шим администраторам со стороны все большего числа экспертов и специалистов. В силу этих причин они и выступают за укрепление и развитие «функциональных» и «штабных» служб.

Но здесь выдвигается вопрос об отношении между этими «штабными» специалистами и линейными руководителями. Харак­теризуя функции экспертов по вопросам, входящим в сферу компе­тенции «специального штаба», Гьюлик и Урвик рассматривают их как консультантов высшей администрации, не обладающих адми­нистративной властью и обязанных добиваться результатов с по­мощью убеждения и авторитета идей.

- делегирование, т. е. способность руководителя передавать («де­
легировать») ответственность подчиненным лицам;

Урвик не без оснований утверждает, что «отсутствие мужества делегировать должным образом и отсутствие знания, как это делать», является одной из наиболее распространенных причин не­поладок в организации. Максимально возможное делегирование от­ветственности является важнейшим условием эффективной рабо­ты руководителей.

- диапазон управления;

Смысл его заключается в том, что необходимы определенные ограничения числа лиц, непосредственно подчиненных одному руко­водителю. Согласно Урвику, «ни один руководитель не может не­посредственно контролировать более чем пять или самое большее - шесть подчиненных, работа которых взаимосвязана». Следует отметить, что Гьюлик менее категоричен. Он делает попытку определить различные факторы, которые оказывают влияние на оптимальный диапазон, в частности выделяет личные способнос­ти самого руководителя, его территориальную близость к контро­лируемым подчиненным, характер выполняемой работы, устойчи­вость организации и др.