Органы самоуправления по месту жительства. Исполнительные органы местного самоуправления: описание, список и особенности

О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве по реализации переданных государственных полномочий города Москвы в работе с населением по месту жительства

В соответствии с федеральными законами, законами города Моск- вы органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправле- ния) переданы отдельные государственные полномочия города Москвы (далее - переданные полномочия) по формированию и организации дея- тельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства, в сфере опеки и попечительства. Правовыми актами Правительства Москвы определены меры, обес- печивающие осуществление единой городской политики при реализации переданных полномочий. В целом сложилась система взаимодействия органов исполнительной с органами местного самоуправления, обеспечивающая своевременное выявление и решение проблем, проведение обучающих семинаров, круглых столов по обмену опытом, подготовку методических рекомендаций для руководителей и специалистов органов местного самоуправления. Вместе с тем до настоящего времени органами исполнительной не созданы равные условия для исполнения ор- ганами местного самоуправления переданных полномочий. Обеспечен- ность муниципалитетов нежилыми помещениями для досуговой, социаль- но-воспитательной работы составляет 36,3% от норматива, спортивны- ми площадками на дворовых территориях по нормативам обеспечено только 57 из 125 муниципальных образований, более 50% муниципали- тетов не обеспечены помещениями для работы муниципальных служащих. Не в полном объеме выполнены работы по капитальному ремонту нежи- лых помещений, спортивных площадок, оформлению в установленном по- рядке перепланировок нежилых помещений, переданных органам местно- го самоуправления. Не разработан перечень государственных услуг населению в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкультур- но-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства, кото- рые должны быть оказаны органами местного самоуправления за счет выделенных субвенций. Не утверждены единичные расценки на содержа- ние спортивных площадок. Необходимо также совершенствование мето- дического и правового обеспечения реализации переданных полномо- чий. В ходе проверок деятельности органов местного самоуправления по реализации переданных полномочий выявлены случаи отдельных на- рушений при использовании муниципалитетами переданных финансовых средств, нежилых помещений и спортивных площадок. В целях дальнейшего развития и повышения эффективности вза- имодействия органов исполнительной с органами местного самоуправления по реализации переданных полномочий в ра- боте с населением по месту жительства поста- новляет: 1. Основными задачами взаимодействия органов исполнительной с органами местного самоуправления считать совершенствование координации действий, содействие в развитии со- циально-партнерских отношений и технологий в работе с общественны- ми и иными негосударственными некоммерческими организациями, рабо- тающими с населением по месту жительства, развитие материаль- но-технической базы, оптимизацию использования финансовых средств, нежилых помещений, спортивных объектов в целях обеспечения прав граждан и создания равных возможностей для получения жителями Москвы услуг в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкуль- турно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства, максимального охвата детей и подростков спортивными занятиями по месту жительства, привлечения к занятиям спортом людей с ограни- ченными физическими возможностями здоровья, улучшения осуществле- ния опеки и попечительства, защиты законных прав несовершеннолет- них. 2. Установить, что основными задачами органов местного само- управления по реализации переданных полномочий являются: 2.1. Обеспечение безвозмездного предоставления услуг населе- нию в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-мас- совой и спортивной работы по месту жительства. 2.2. Приоритетная организация работы кружков, секций, досуго- вых и спортивных мероприятий для детей и подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, находящихся под опекой и попечительством, развитие форм работы в подростковой среде, в том числе патриотической, правовой и воспи- тательной направленности, развитие видов спорта, пользующихся по- пулярностью у подростков, расширение мероприятий для семей, жите- лей всех возрастных категорий с ограниченными возможностями здо- ровья, активное привлечение негосударственных некоммерческих и других общественных организаций для работы с населением по месту жительства. 2.3. Обеспечение целевого и эффективного использования суб- венций, а также нежилых помещений и спортивных площадок, предназ- наченных для работы с населением по месту жительства. 2.4. Повышение ответственности должностных лиц органов мест- ного самоуправления за реализацию переданных полномочий, усиление внутреннего контроля. 2.5. Проведение ежегодного мониторинга потребностей населения в оказании услуг в сфере досуговой, социально-воспитательной, физ- культурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства с целью корректировки планов работы муниципалитетов и муниципаль- ных учреждений. 2.6. Обеспечение систематического информирования населения об услугах, оказываемых органами местного самоуправления различным категориям населения. 3. В целях улучшения координации действий органов исполни- тельной и органов местного самоуправления в работе с населением по месту жительства на городском и районном уровнях: 3.1. Возложить на Межотраслевую рабочую группу по обеспечению взаимодействия органов исполнительной с орга- нами местного самоуправления функции постоянного координационного органа Правительства Москвы. 3.2. Утвердить Положение о Межотраслевой рабочей группе по обеспечению взаимодействия органов исполнительной с органами местного самоуправления (приложение 1). 3.3. обеспечить организацию работы Межотраслевой рабочей группы по обеспечению взаимодействия органов исполнитель- ной с органами местного самоуправления (далее - Межотраслевая рабочая группа). 3.4. Межотраслевой рабочей группе: 3.4.1. До 1 сентября 2009 г. разработать формы отчетов орга- нов местного самоуправления и сводного районного календарного пла- на по досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздорови- тельной и спортивной работе с населением по месту жительства, по- рядок формирования и представления в города Москвы органами исполнительной , учреждениями, подве- домственными отраслевым органам исполнительной власти города Моск- вы и расположенными на территории района, и органами местного са- моуправления планов по работе с населением. 3.4.2. Организовать единую систему информирования населения о деятельности органов местного самоуправления, взаимодействии орга- нов исполнительной и органов местного само- управления, негосударственных некоммерческих организаций по орга- низации работы с населением по месту жительства в городских, ок- ружных, районных средствах массовой информации. 3.4.3. До 1 января 2010 г. внести в предложения по утверждению перечня показателей для оценки эффек- тивности (результативности) деятельности органов местного самоуп- равления по осуществлению переданных полномочий. 3.5. Возложить на города Москвы полномочия по координации работы в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства. 3.6. города Москвы ежеквартально утверждать сводные районные календарные планы по досуговой, социально-воспи- тательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с на- селением по месту жительства по результатам обсуждения на заседа- ниях координационных советов управ районов и органов местного са- моуправления. 3.7. Органам исполнительной , организую- щим работу в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкуль- турно-оздоровительной и спортивной работы, учреждениям, подведомс- твенным отраслевым органам исполнительной и расположенным на территории района, муниципалитетам представлять в управы районов квартальные планы мероприятий по ведению досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортив- ной работы со всеми категориями населения. 3.8. Бюджетному Государственному учреждению города Москвы "Московский центр местного самоуправления" до 1 ноября 2009 г. разработать проекты регламентов взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной при реализации переданных органам местного самоуправления государс- твенных полномочий и представить их в Межотраслевую рабочую группу для рассмотрения. 4. В целях усиления контроля за деятельностью органов местно- го самоуправления по реализации переданных полномочий: 4.1. Органам, уполномоченным на осуществление государственно- го контроля за реализацией органами местного самоуправления пере- данных полномочий, при выявлении фактов неисполнения или ненадле- жащего исполнения органами местного самоуправления по их вине пе- реданных полномочий, в том числе использования субвенций или пере- данного имущества не для реализации переданных полномочий города Москвы, вносить в установленном порядке предложения о прекращении осуществления органами местного самоуправления переданных полномо- чий, возврате городу Москве использованных не по целевому назначе- нию субвенций и имущества. 4.2. Органам исполнительной , уполномо- ченным на осуществление финансового контроля, осуществлять в режи- ме постоянного мониторинга выявление и предупреждение финансовых нарушений в деятельности органов местного самоуправления, выраба- тывать меры по устранению причин, способствующих нарушениям; опе- ративно информировать Ассоциацию "Совет муниципальных образований города Москвы" для проведения работы среди всех органов местного самоуправления по профилактике аналогичных нарушений. 4.3. : 4.3.1. С привлечением (по согласованию) представителей Конт- рольно-счетной палаты города Москвы и Ассоциации "Совет муници- пальных образований города Москвы" до 1 июня 2010 г. провести ана- лиз эффективности административно-управленческих процессов, осу- ществляемых в органах местного самоуправления, на основе которого подготовить предложения по возможности и экономической целесооб- разности реализации вспомогательных и обеспечивающих администра- тивных процессов на основе аутсорсинга. 4.3.2. До 1 декабря 2009 г. разработать и представить в Меж- отраслевую рабочую группу для рассмотрения перечень показателей для оценки эффективности (результативности) деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных полномочий. 4.3.3. Совместно с , города Москвы, Ассоциацией "Совет муниципальных образова- ний города Москвы" ежегодно проводить мониторинг мнения населения о деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства, организации досуговой, физкультурно-оздо- ровительной и спортивной работы по месту жительства, о состоянии социально-воспитательной работы и работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. 4.3.4. Совместно с до 1 августа 2009 г. подготовить и представить в установленном порядке предложения по внесению изменений в законы города Москвы от 28 сентября 2005 г. N 47 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномо- чиями города Москвы по образованию и организации деятельности рай- онных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" и от 26 декабря 2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправле- ния внутригородских муниципальных образований в городе Москве от- дельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительст- ва" в части утверждения методики расчета нормативов для определе- ния объема субвенций, предоставляемых бюджетам внутригородских му- ниципальных образований из бюджета города Москвы на содержание ад- министративно-управленческого персонала (муниципальных служащих), необходимого для реализации отдельных полномочий города Москвы. 4.4. совместно с : 4.4.1. До 1 августа 2009 г. представить в Межотраслевую рабо- чую группу предложения по форме отчетов органов местного самоуп- равления, сводного календарного плана (п.3.4.1), порядку его представления и формирования. 4.4.2. До 1 ноября 2009 г. разработать и представить в Прави- тельство Москвы концепцию организации досуговой, социально-воспи- тательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с на- селением по месту жительства. 5. В целях оптимизации расходования бюджетных средств и ис- пользования государственного имущества при реализации переданных полномочий: 5.1. Поддержать предложение Ассоциации "Совет муниципальных образований города Москвы" о предоставлении органам местного само- управления права проведения капитального ремонта переданных им в безвозмездное пользование нежилых помещений и оборудования спор- тивных площадок для реализации отдельных полномочий за счет собст- венных средств местных бюджетов. 5.2. в трехмесячный срок внести в договоры безвозмездного пользования нежилыми помещениями, переданными муниципалитетам, изменения, предусматривающие возмож- ность осуществления капитального ремонта органами местного самоуп- равления. 5.3. , Департаменту иму- щества города Москвы до 15 августа 2009 г. представить на утверж- дение Правительства Москвы порядок предоставления муниципалитетами нежилых помещений негосударственным некоммерческим организациям по результатам конкурсов на размещение заказа на организацию и прове- дение досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздорови- тельной и спортивной работы с населением по месту жительства. 5.4. , до 1 августа 2009 г. завершить разработку и утвержде- ние в установленном порядке перечня единичных расценок и нормати- вов по обслуживанию, ремонту, эксплуатации и уборке спортивных площадок, направить его органам местного самоуправления для руко- водства. 5.5. : 5.5.1. При формировании бюджета города Москвы на 2010 год и плановый период 2011-2012 гг. предусмотреть выделение субвенций из бюджета города Москвы на организацию досуговой, социально-воспита- тельной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с насе- лением по месту жительства в общей сумме, за исключением субвенции на содержание муниципальных служащих, осуществляющих организацию досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства. 5.5.2. Внести изменения в ведомственную структуру расходов бюджета города Москвы на 2009 год и плановый период 2010-2011 гг. в части изменения объема субвенций, предоставляемых из бюджета го- рода Москвы бюджетам внутригородских муниципальных образований в городе Москве для осуществления переданных отдельных полномочий города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспита- тельной, спортивной и физкультурно-оздоровительной работы с насе- лением по месту жительства, исходя из площади нежилых помещений и спортивных площадок в соответствии с пунктом 8 настоящего поста- новления. 6. В целях дальнейшего развития материально-технической базы осуществления переданных полномочий: 6.1. совместно с префек- турами административных округов города Москвы при освобождении не- жилых помещений, в первую очередь на первых этажах жилых домов, вносить предложения в о предоставлении ука- занных помещений органам местного самоуправления для реализации переданных полномочий. 6.2. города Москвы: 6.2.1. Совместно с органами местного самоуправления в течение 2009-2011 гг. завершить выполнение мероприятий, предусмотренных приложениями 1, 2, 3, 4 к постановлению и пунктом 8 постановления Правительства Москвы от "О ходе выполне- ния постановления Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. N 864-ПП и дальнейшем взаимодействии органов государственной влас- ти города Москвы с органами местного самоуправления". 6.2.2. До 1 сентября 2009 г. внести в предложения по использованию переданных муниципали- тетам нежилых помещений, не соответствующих требованиям для осу- ществления работы с детьми, для размещения органов местного само- управления. 6.2.3. Совместно с до 1 августа 2009 г. представить в предложения по установке прибо- ров учета воды, используемой для полива (уборки) и заливки льда на переданных муниципалитетам спортивных площадках. 6.2.4. Совместно с , ОАО "Мосэнергосбыт" до 1 октября 2009 г. разработать и представить в порядок организа- ции работы по освещению дворовых спортивных площадок, установки счетчиков по учету электроэнергии, оплаты за пользование электро- энергией для освещения спортивных площадок. 6.2.5. Совместно с города Москвы оказывать содействие муниципалитетам в подготовке документации для проведе- ния капитального ремонта нежилых помещений и оборудования спортив- ных площадок. 6.2.6. Обеспечить в установленном порядке представление на согласование в дополнительных соглашений к договорам безвозмездного пользования движимым иму- ществом, предусматривающих возможность осуществления муниципалите- тами за счет собственных средств капитального ремонта переданного им в безвозмездное пользование оборудования спортивных площадок. 7. В целях совершенствования правового и методического обес- печения деятельности органов местного самоуправления: 7.1. Одобрить проект закона города Москвы "О внесении измене- ний в Закон города Москвы от 26 декабря 2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных об- разований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства" (приложение 2). 7.2. Рекомендовать Мэру Москвы внести проект закона (п.7.1) на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке. 7.3. совместно с , : 7.3.1. До 1 августа 2009 г. разработать и представить в Меж- отраслевую рабочую группу регламент по документальному сопровожде- нию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. 7.3.2. До 1 сентября 2009 г. разработать и представить на ут- верждение Правительства Москвы регламент подготовки и выдачи орга- нами местного самоуправления правовых актов в сфере опеки и попе- чительства. 7.4. : 7.4.1. До 1 августа 2009 г. подготовить и представить в Пра- вительство Москвы в установленном порядке проект правового акта о внесении изменений в положение о Реестре негосударственных неком- мерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной , положение о грантах города Москвы для осу- ществления целевых социальных программ негосударственных некоммер- ческих организаций, поддержки общественно-гражданских инициатив в городе Москве в части учета негосударственных некоммерческих орга- низаций, осуществляющих досуговую, социально-воспитательную, физ- культурно-оздоровительную и спортивную работу с населением по мес- ту жительства по договорам, заключенным с муниципалитетами, и уче- та мнения органов местного самоуправления о работе указанных него- сударственных некоммерческих организаций. 7.4.2. Совместно с и до 1 декабря 2009 г. разработать концепцию взаимодействия негосударственных некоммерческих органи- заций с органами местного самоуправления по вопросам переданных им государственных полномочий. 7.5. : 7.5.1. В соответствии с пунктом 6.2.1 настоящего постановле- ния до 1 августа 2009 г. внести в установленном порядке в Прави- тельство Москвы проект постановления о внесении изменений в поста- новление Правительства Москвы от "О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. N 864-ПП и дальнейшем взаимодействии органов государственной влас- ти города Москвы с органами местного самоуправления". 7.5.2. До 1 декабря 2009 г. подготовить предложения о внесе- нии изменений в законы города Москвы о возможности передачи госу- дарственных полномочий и отзыва переданных государственных полно- мочий у органов местного самоуправления отдельных муниципальных образований. 8. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от "О мерах по реализации Закона города Москвы от 25 октября 2006 г. N 53 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства" (в редакции постановлений Правительства Москвы от , от , от , от , от , от , от ): 8.1. Пункт 2 постановления изложить в следующей редакции: "2. Предоставить муниципалитетам право предоставления пере- данных им нежилых помещений (приложение 1), а также государствен- ного имущества, указанного в пунктах 6.3, 9.1 настоящего постанов- ления, в безвозмездное пользование негосударственным некоммерчес- ким организациям по результатам конкурсов на размещение заказа на организацию и проведение досуговой, социально-воспитательной, физ- культурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по мес- ту жительства и муниципальным учреждениям.". 8.2. Пункт 9 постановления после слов "Государственному уни- тарному предприятию "Жилищник-1" (далее - ГУП "Жилищник-1")" до- полнить словами ", государственным учреждениям города Москвы "Ин- женерные службы районов" (далее - ГУ "ИС районов" в административ- ных округах города Москвы) и другим государственным бюджетным уч- реждениям города Москвы, определенным города Москвы". 8.3. В пункте 9.1 постановления исключить слова ", согласно приложению 3" и дополнить пункт абзацем в следующей редакции: "Вновь построенное имущество учитывать на балансе ГУ "ИС рай- онов" в административных округах города Москвы в установленном по- рядке.". 8.4. Пункт 9.2 постановления изложить в следующей редакции: "9.2. Передать в безвозмездное пользование муниципалитетам объекты благоустройства и оборудование, расположенные на спортив- ных площадках, согласно приложению 3 к настоящему постановлению по акту приема-передачи на срок осуществления отдельных полномочий города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспита- тельной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с насе- лением по месту жительства.". 8.5. Разделы "Аэропорт", "Беговое", "Бескудниковское", "Вой- ковское", "Восточное Дегунино", "Дмитровское", "Западное Дегуни- но", "Коптево", "Савеловское", "Сокол", "Ховрино", "Алексеевское", "Алтуфьевское", "Бабушкинское", "Бибирево", "Бутырское", "Лианозо- во", "Лосиноостровское", "Марфино", "Марьина Роща", "Останкинс- кое", "Отрадное", "Ростокино", "Свиблово", "Северное", "Северное Медведково", "Южное Медведково", "Ярославское", "Богородское", "Вешняки", "Восточное Измайлово", "Восточное", "Гольяново", "Ива- новское", "Измайлово", "Косино-Ухтомское", "Метрогородок", "Ново- гиреево", "Новокосино", "Перово", "Преображенское", "Северное Из- майлово", "Соколиная Гора", "Сокольники", "Выхино-Жулебино", "Ка- потня", "Кузьминки", "Лефортово", "Люблино", "Марьино", "Некрасов- ка", "Нижегородское", "Печатники", "Рязанское", "Текстильщики", "Южнопортовое", "Бирюлево Восточное", "Бирюлево Западное", "Орехо- во-Борисово Южное", "Царицыно", "Чертаново Северное", "Внуково", "Дорогомилово", "Крылатское", "Кунцево", "Можайское", "Очако- во-Матвеевское", "Раменки", "Солнцево", "Тропарево-Никулино", "Фи- левский парк", "Фили-Давыдково", "Щукино" приложения 1 к постанов- лению изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему пос- тановлению. Установить, что адрес и площадь помещений (приложение 3) мо- гут быть уточнены согласно представленной технической документации ГУП МосгорБТИ. 8.6. Разделы "Аэропорт", "Бескудниковское", "Войковское", "Восточное Дегунино", "Головинское", "Дмитровское", "Западное Де- гунино", "Коптево", "Левобережное", "Савеловское", "Тимирязевс- кое", "Ховрино", "Алексеевское", "Алтуфьевское", "Бабушкинское", "Бибирево", "Бутырское", "Лианозово", "Лосиноостровское", "Марфи- но", "Марьина Роща", "Останкинское", "Отрадное", "Ростокино", "Свиблово", "Северное", "Северное Медведково", "Южное Медведково", "Ярославское", "Богородское", "Вешняки", "Восточное", "Восточное Измайлово", "Гольяново", "Ивановское", "Измайлово", "Косино-Ух- томское", "Метрогородок", "Новогиреево", "Новокосино", "Перово", "Преображенское", "Северное Измайлово", "Соколиная Гора", "Соколь- ники", "Выхино-Жулебино", "Капотня", "Кузьминки", "Лефортово", "Люблино", "Марьино", "Нижегородское", "Печатники", "Рязанское", "Текстильщики", "Южнопортовое", "Нагорное", "Внуково", "Крылатс- кое", "Кунцево", "Очаково-Матвеевское", "Солнцево", "Тропарево-Ни- кулино", "Фили-Давыдково", "Куркино", "Щукино" приложения 3 к пос- тановлению изложить в редакции согласно приложению 4 к настоящему постановлению. 9. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от "О ходе выполнения постановления Прави- тельства Москвы от и дальнейшем взаи- модействии органов государственной с органами местного самоуправления" (в редакции постановления Правительства Москвы от ): 9.1. В приложении 1 к постановлению: 9.1.1. Раздел "Ростокино" признать утратившим силу. 9.1.2. Разделы "Алексеевское", "Свиблово" изложить в редакции согласно приложению 5 к настоящему постановлению. 9.1.3. После раздела "Ясенево" внести раздел "Внуково", после раздела "Тропарево-Никулино" внести раздел "Филевский парк", после раздела "Митино" внести раздел "Покровское-Стрешнево" в редакции согласно приложению 5 к настоящему постановлению. 9.2. В приложении 3 к постановлению после раздела "Ясенево" внести раздел "Внуково" в редакции согласно приложению 6 к настоя- щему постановлению. 10. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. N 981-ПП "Об образовании территориальных органов исполнительной - управ районов" (в редакции постановлений Правительства Москвы от , от , от 15 июня 2004 г. N 395-ПП, от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от ), дополнив приложение 2 к постановлению пунктами 2.2.8.15 и 2.2.8.16 в следующей редакции: "2.2.8.15. Координирует работу в сфере досуговой, социально- воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства. 2.2.8.16. Утверждает ежеквартальные сводные районные кален- дарные планы по досуговой, социально-воспитательной, физкультур- но-оздоровительной и спортивной работе с населением по месту жи- тельства по результатам обсуждения на заседаниях координационных советов управ районов и органов местного самоуправления.". 11. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правитель- ства Москвы от 23 сентября 1997 г. N 692 "Об утверждении положений "О порядке установления попечительства в форме патронажа над совер- шеннолетними дееспособными гражданами в Москве" и "О специалисте по охране прав детей районной Управы г.Москвы". 12. Контроль за выполнением настоящего постановления возло- жить на заместителя Мэра Москвы в , полномоч- ного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе Виног- радова В.Ю., первого заместителя Мэра Москвы в Швецову Л.И., заместителя Мэра Москвы в по вопросам межрегионального сотрудничества, спорта и туризма Бай- дакова С.Л. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в III квартале 2010 г. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 609-ПП Положение о Межотраслевой рабочей группе по обеспечению взаимодействия органов исполнительной с органами местного самоуправления 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок создания, деяте- льности Межотраслевой рабочей группы по обеспечению взаимодействия органов исполнительной с органами местного самоуправления (далее - Межотраслевая рабочая группа). 1.2. Межотраслевая рабочая группа является постоянно действу- ющим координирующим органом Правительства Москвы. 1.3. Положение о Межотраслевой рабочей группе и состав Межот- раслевой рабочей группы утверждаются постановлением Правительства Москвы. 1.4. В своей деятельности Межотраслевая рабочая группа руко- водствуется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы, нас- тоящим Положением. 2. Цель создания Межотраслевой рабочей группы и ее задачи 2.1. Межотраслевая рабочая группа создается в целях: - координации деятельности органов исполнительной власти го- рода Москвы и органов местного самоуправления внутригородских му- ниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления), их взаимодействия с общественными объединениями, негосударственными некоммерческими организациями по вопросам реа- лизации отдельных полномочий города Москвы, переданным органам местного самоуправления (далее - переданные полномочия); - участия в осуществлении комплекса мероприятий по обеспече- нию условий для осуществления органами местного самоуправления пе- реданных полномочий, в том числе в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортив- ной работы с населением, опеке и попечительству; - оказания содействия органам местного самоуправления в реше- ние вопросов местного значения в пределах компетенции. 2.2. Задачами Межотраслевой рабочей группы являются: - выработка комплексного межотраслевого подхода к решению проблем, возникающих при реализации органами местного самоуправле- ния переданных полномочий; - рассмотрение вопросов о взаимодействии органов исполнитель- ной и органов местного самоуправления при ре- шении органами местного самоуправления вопросов местного значения и при исполнении ими переданных полномочий, подготовка и принятие согласованных решений по совершенствованию взаимодействия органов публичной власти в городе Москве; - подготовка предложений по координации действий органов ис- полнительной и органов местного самоуправле- ния на территориях административных округов и районов города Моск- вы по вопросам жизнеобеспечения москвичей; - подготовка предложений по вопросам расширения перечня пол- номочий города Москвы, передаваемых органам местного самоуправле- ния; - подготовка предложений по вопросам организации местного са- моуправления в городе Москве и совершенствования правового обеспе- чения деятельности местного самоуправления. 3. Порядок работы Межотраслевой рабочей группы 3.1. Межотраслевую рабочую группу возглавляет руководитель группы, назначаемый постановлением Правительства Москвы. 3.2. В состав Межотраслевой рабочей группы входят представи- тели органов исполнительной , органов местного самоуправления, которые являются членами Межотраслевой рабочей группы. Заместитель руководителя Межотраслевой рабочей группы и ее секретарь утверждаются постановлением Правительства Москвы. 3.3. Изменения в состав Межотраслевой рабочей группы вносятся постановлением Правительства Москвы по представлению руководителя Межотраслевой рабочей группы в соответствии с Регламентом Прави- тельства Москвы. 3.4. Заседания Межотраслевой рабочей группы проходят не реже одного раза в квартал под руководством руководителя Межотраслевой рабочей группы или его заместителя. Письменное уведомление о заседании Межотраслевой рабочей группы с проектом повестки дня заседания направляется членам Меж- отраслевой рабочей группы не позднее трех рабочих дней до дня за- седания. На заседание Межотраслевой рабочей группы могут приглашаться представители иных органов государственной , учреждений и организаций, не имеющих своих представителей в соста- ве Межотраслевой рабочей группы. 3.5. Решения Межотраслевой рабочей группы оформляются прото- колом, который утверждается руководителем Межотраслевой рабочей группы или его заместителем, визируется секретарем. Копия протоко- ла рассылается членам Межотраслевой рабочей группы, а также заин- тересованным органам исполнительной в недель- ный срок после проведения заседания. 3.6. Межотраслевой рабочей группой по направлениям ее дея- тельности при необходимости могут создаваться подгруппы. 3.7. Организационное и материально-техническое обеспечение работы Межотраслевой рабочей группы обеспечивает . 4. Полномочия Межотраслевой рабочей группы 4.1. К полномочиям Межотраслевой рабочей группы относятся: 4.1.1. Рассмотрение на своих заседаниях вопросов о ходе вы- полнения органами местного самоуправления переданных им полномо- чий. 4.1.2. Заслушивание информации (отчетов) органов исполнитель- ной по осуществлению государственного контро- ля (надзора) за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий. 4.1.3. Оказание содействия органам местного самоуправления по решению вопросов местного значения и реализации переданных полно- мочий в пределах компетенции. 4.1.4. Разработка форм отчетности органов местного самоуправ- ления по переданным полномочиям и порядков их представления в ор- ганы исполнительной . 4.1.5. Обеспечение плановости осуществления контрольных про- верок органами государственной , уполномочен- ными на осуществление государственного контроля за реализацией ор- ганами местного самоуправления переданных полномочий. 4.1.6. Представление Мэру Москвы ежегодно в первом квартале доклада о реализации органами местного самоуправления переданных полномочий. 4.1.7. Разработка предложений по порядку взаимодействия орга- нов исполнительной с органами местного само- управления по вопросам местного значения, касающимся участия в ме- роприятиях, проводимых органами государственной власти, согласова- ния документов и внесения предложений. 4.1.8. Выработка рекомендаций для органов местного самоуправ- ления по результатам проверок, проводимых органами исполнительной , уполномоченными на осуществление государс- твенного контроля за реализацией переданных полномочий. 4.1.9. Подготовка предложений: - по внесению изменений в законы города Москвы, касающиеся вопросов организации местного самоуправления в городе Москве в части уточнения перечня вопросов местного значения; - по уточнению распределения полномочий между органами испол- нительной и органами местного самоуправления с учетом сохранения единства городского хозяйства, по уточнению полномочий органов местного самоуправления; - о возможности наделения органов местного самоуправления от- дельными полномочиями города Москвы; - о сроках и условиях возможной передачи органам местного са- моуправления отдельных полномочий города Москвы; - по вопросам установления критериев и показателей результа- тивности (эффективности) деятельности органов местного самоуправ- ления, в том числе при исполнении органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы. 4.1.10. Рассмотрение предложений органов местного самоуправ- ления по вопросам их взаимодействия с органами исполнительной при реализации переданных полномочий. 4.2. Межотраслевая рабочая группа имеет право: - запрашивать у органов исполнительной , органов местного самоуправления, негосударственных некоммерческих и общественных организаций необходимые материалы по вопросам, свя- занным с деятельностью Межотраслевой рабочей группы; - запрашивать у органов исполнительной необходимые материалы по вопросам выполнения органами местного са- моуправления переданных полномочий; - принимать в пределах своей компетенции решения, касающиеся вопросов деятельности органов исполнительной по принятию мер, направленных на осуществление государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления по реа- лизации ими переданных отдельных полномочий; - организовывать комиссионные проверки органов исполнительной , органов местного самоуправления в целях рас- смотрения жалоб граждан и организаций, а также в случаях возникно- вения конфликтных ситуаций между органами исполнительной , органами местного самоуправления; - вносить предложения органам исполнительной по вопросам взаимодействия с органами местного самоуправле- ния при реализации ими переданных полномочий в соответствии с решениями, принятыми на заседаниях Межотраслевой рабочей группы; - обращаться в органы исполнительной по вопросам взаимодействия с органами местного самоуправления при ре- ализации ими переданных полномочий в соответствии с решениями, принятыми на заседаниях Межотраслевой рабочей группы; - представлять Мэру Москвы предложения и заключения, вносить в предложения по вопросам, отнесенным к ком- петенции Межотраслевой рабочей группы. . Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 609-ПП ПРОЕКТ Закон города Москвы О внесении изменений в Закон города Москвы от 26 декабря 2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства" Статья 1 1. Название закона изложить в следующей редакции "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных об- разований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа". 2. В части первой статьи 1: 1) пункт 28 изложить в следующей редакции: "28) установление патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостояте- льно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанно- сти;"; 1) дополнить пунктами 29 и 30 следующего содержания: "29) назначение помощника совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности; 30) осуществление контроля за исполнением помощником совер- шеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извеще- ние находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущен- ных его помощником и являющихся основанием для расторжения заклю- ченных между ними договора поручения, договора доверительного уп- равления имуществом или иного договора;"; 3) пункты 29 и 30 считать соответственно пунктами 31 и 32. 3. В части третьей статьи 5 слова "установлено попечительство в форме патронажа" заменить словами "установлен патронаж". Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его офи- циального опубликования. . Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 609-ПП Внесение изменений в приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от ПЕРЕЧЕНЬ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТАМ ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ГОРОДА МОСКВЫ (См. подлинник) . Приложение 4 к постановлению Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 609-ПП Внесение изменений в приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от ПЕРЕЧЕНЬ СПОРТИВНЫХ ПЛОЩАДОК, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА (См. подлинник) . Приложение 5 к постановлению Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 609-ПП Внесение изменений в приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от ПЕРЕЧЕНЬ ПОДЛЕЖАЩИХ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ПЕРЕДАННЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТАМ ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ГОРОДА МОСКВЫ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ, СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ, ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА (См. подлинник) . Приложение 6 к постановлению Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 609-ПП Внесение изменений в приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от ПЕРЕЧЕНЬ ПОДЛЕЖАЩИХ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ СПОРТИВНЫХ ПЛОЩАДОК, ПЕРЕДАННЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТАМ ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ГОРОДА МОСКВЫ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА (См. подлинник)

Что такое "Органы местного самоуправления"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. * * * (англ. bodies/organs of local self-government) - в РФ выборные и др. органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов гос-ной власти. К О.м.с. относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации»**, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований; pp. органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Законодательство РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме помимо представительных органов относит к О.м.с. также выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»**). Наличие выборных О.м.с. муниципальных образований является обязательным. Выборные и иные О.м.с. являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования и наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Наименования О.м.с. устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Осуществление местного самоуправления органами гос-ной власти и гос-ными должностными лицами не допускается. Структура О.м.с. определяется населением самостоятельно. О.м.с. вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации (см. также Муниципальная собственность; Представительный орган местного самоуправления).

Органы местного самоуправления - выборные административные органы местного управления, занимающиеся решением вопросов местного значен... Словарь бизнес терминов

Органы местного самоуправления - "...органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые предс...

Муниципальные образования и их органы -- элемент публично-властного механизма общества. В то же время надо отметить, что в муниципальных образованиях как нигде могут тесно переплетаться публично-властные и общественные начала, в том числе в деятельности органов местного самоуправления.

Зконодательное закрепление ряда принципиальных положений, обеспечивающих и гарантирующих самостоятельность и полнокровную деятельность муниципальных образований, органов местного самоуправления состоит в следующем:

1. Необходимость организации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. При этом население городских, сельских поселений независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

В то же время во всех муниципальных образованиях должны создаваться как минимум выборные органы местного самоуправления. Лишь в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации может предусматриваться возможность осуществления полномочий выборных представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

Приведенные положения аналогичны тем конституционным предписаниям, которые закрепили статус субъектов Федерации за всеми ее первичными территориальными составляющими: республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами, и, следовательно, окончательно территориально достроили Россию как подлинную федерацию. Положения о необходимости организации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации и об обязательном создании органов местного самоуправления во всех муниципальных образованиях территориально и организационно достраивают третий этаж публичной власти -- местное самоуправление жителей.

2. Самостоятельное определение муниципальными образованиями своего статуса, структуры и статуса своих органов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации в собственных уставах. Уставы муниципальных образований для своих образований играют ту же роль, что и общероссийская конституция для страны в целом, конституции и уставы субъектов Федерации -- для соответствующих субъектов. Устав муниципального образования и есть своеобразная микроконституция, местная конституция, которая комплексно определяет важнейшие принципы устройства и жизнедеятельности своего коллектива, проживающего на данной территории. Не случайно в уставах многих муниципальных образований указывается, что данные уставы имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем иным муниципальным нормативным актам, а так же прямое действие.

Уставы муниципальных образований принимаются представительными органами местного самоуправления или непосредственно населением.

3. Недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. В данной норме имеются в виду любые органы местного самоуправления и любые должностные лица местного самоуправления, которые действуют в соответствии с уставами муниципальных образований, за исключением представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Избрание представительных органов местного самоуправления -- единственный способ формирования их состава -- осуществляется непосредственно гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Главы муниципальных образований, если уставы муниципальных образований их предусматривают, избираются либо так же, либо представительными органами из своего состава. Аналогичен порядок избрания и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено наличие выборного должностного лица - главы муниципального образования, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Наряду с выборными должностными лицами в управлении муниципальным хозяйством, как правило, принимают участие иные должностные лица, назначаемые или утверждаемые в должности компетентным органом или должностным лицом и входящие в категорию муниципальных служащих.

4. Подотчетность и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, депутатов перед населением. Ответственность названных субъектов перед населением наступает в результате утраты ими доверия, т. е. по основаниям не только законности, но и целесообразности их деятельности.

В то же время ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции РФ, федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации, уставов муниципальных образований, т. е. только по мотивам законности. Федеральный законодатель при этом предусматривает довольно сложную судебную процедуру привлечения органов и должностных лиц местного самоуправления к ответственности по инициативе государственных органов

Кроме различного механизма делегирования полномочий (создания органов), необходимо классифицировать органы местного самоуправления по качеству делегируемых им полномочий. Такая классификация предусматривает наличие органов местного самоуправления, наделенных представительными, исполнительными и контрольными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом представительные и контрольные полномочия делегируются, как правило, одному органу (представительному), но население может создать и отдельный, специальный орган, наделенный контрольными полномочиями (контрольный комитет, счетная палата и т. п.).

Обязательным выборным органом, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования, является представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению. Близость определяется не столько ее местом в иерархической лестнице, сколько теми функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местного значения, она должна решать их в интересах населения. Поэтому муниципальное управление предусматривает обязательное наличие представительных органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда их функции может выполнять сход.

Закон определяет исключительное ведение представительных органов:

  • 1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
  • 2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • 3. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • 4. установление местных налогов и сборов;
  • 5. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  • 6. контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

К полномочиям представительных органов местного самоуправления необходимо отнести и право издания обязательных постановлений. Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органы местного самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в законах субъектов РФ. Обычно к ним относят: решения и постановления выборного органа или главы муниципального образования - по вопросам осуществления местного самоуправления; распоряжения и приказы - по вопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления.

К вопросам местного значения относятся:

  • 1. принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
  • 2. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • 3. местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
  • 4. комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования;
  • 5. содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
  • 6. организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
  • 7. организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
  • 8. охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
  • 9. регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
  • 10. создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;
  • 11. контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
  • 12. регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
  • 13. организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
  • 14. организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
  • 15. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • 16. благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  • 17. организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • 18. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
  • 19. организация и содержание муниципальных архивов;
  • 20. организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
  • 21. создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • 22. создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
  • 23. сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
  • 24. организация и содержание муниципальной информационной службы;
  • 25. создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
  • 26. создание условий для организации зрелищных мероприятий;
  • 27. создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
  • 28. обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
  • 29. участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
  • 30. обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях федеральным законом.

Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

Вконтакте

Местное самоуправление

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

В России признается и реализуется местное самоуправление , не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические , прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо , однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями . В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:


На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов . Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: , спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.


Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность . Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Глава


Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы , иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.


Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные .

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Контрольный орган

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.


Контроль может выполняться следующими формами:

  • инициатива граждан правотворческого характера;
  • собрания;
  • выборы;
  • голосование;
  • слушания;
  • опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным . Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

Администрация муниципального образования


Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.


Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много . Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Полномочия МСУ

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
  • решать вопросы попечительства, опеки, (народное образование);
  • следить за порядком;
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
  • распоряжаться собственностью муниципалитета;
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета , касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.


Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

  • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
  • утверждение бюджета;
  • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
  • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
  • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
  • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений , устанавливать тариф за их услуги;
  • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
  • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
  • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.

Полезное видео


При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

Внутренняя политика в РФ реализуется на двух уровнях. Ее осуществляют органы государственного и местного самоуправления. На втором уровне формируются исполнительные структуры муниципального значения. Государственное и местное самоуправление отличаются кругом полномочий, сферами их распространения. Муниципалитеты формируют самостоятельное направление реализации внутренней политики РФ. Они независимы от федеральных структур и неподотчетны им. Рассмотрим далее общие принципы организации местного самоуправления.

Основные сведения

Местная власть и самоуправление выступают в качестве одной из форм выражения волеизъявления населения страны. Оно реализуется на уровне МО - в сельских и городских поселениях, городах или их отдельных районах. Местное самоуправление решает вопросы, касающиеся жизни МО. Причем ключевую роль в этом играют граждане, проживающие в пределах конкретного муниципалитета. Волеизъявление населения выражается на выборах, референдумах, собраниях, и пр.

Какие вопросы решает местное самоуправление?

Конституцией, федеральными, региональными законами, а также Уставами МО определен круг проблем, отнесенных к ведению территориальных структур. Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, следует в первую очередь отметить, что в функции административно-территориальных единиц входят распоряжение, владение и пользование их собственностью. Соответственно, в полномочия территориальных структур входит реализация мероприятий по содержанию и эксплуатации нежилого и жилищного фондов. Они определяют перечень объектов, отнесенных к той или другой категории, категории граждан, которые могут получить их в аренду, пользование или собственность. Муниципальные устанавливают порядок предоставления объектов, а также правила их эксплуатации. При этом нормативные предписания должны соответствовать федеральным законам. В качестве ключевых объектов собственности выступают земля, жилые здания, образовательные, культурные учреждения, предприятия здравоохранения, торговли, промышленности и бытового обслуживания.

Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, необходимо отметить важнейшую обслуживающую функцию уполномоченных структур. В их обязанности входит обеспечение надлежащего состояния коммуникационных сетей. В частности, речь об электро-, газо-, водо-, теплоснабжении, водоотведении и канализации. Кроме этого, в задачи структур входят дорожное строительство и содержание трасс, связывающих разные населенные пункты в границах конкретного МО. Нельзя не упомянуть и о том, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере благоустройства территории. В задачи структур входят озеленение улиц, содержание садово-паркового хозяйства.

Финансовый контроль

Далеко не многие знают, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере бюджетного обеспечения. Между тем для надлежащей реализации своих полномочий каждое МО должно иметь на это необходимые средства. В качестве источников доходов выступают:

  1. Сборы и налоги, штрафы, часть государственных отчислений, предусмотренных в ФЗ и Уставе.
  2. Поступления от приватизации либо сдачи в аренду имущества.
  3. Отчисления с прибыли промышленных, обслуживающих, торговых и прочих предприятий.
  4. Дотации.

Общая организация местного самоуправления

Структура системы определена в законодательстве формально. В соответствии с ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации состоит из выборных (избираемых непосредственно гражданами) либо образуемых представительным институтом МО структур. Они наделяются собственными полномочиями. Эти территориальные структуры не входят в систему государственных органов. Для них определяется конкретный перечень направлений работы. Местное самоуправление реализуется на территории всей страны. Границы МО изменяются и устанавливаются по законодательству субъектов РФ.

Виды территориальных структур

Выше мы рассмотрели, какие вопросы решает местное самоуправление в целом. Однако в его структуре образуются службы, учреждения и предприятия, которые наделяются полномочиями в конкретных сферах. Органы территориального самоуправления представляют собой уполномоченные институты МО, образованные для реализации административных функций в пределах его границ в целях развития экономики, социально-культурной сферы, обеспечения интересов населения. Среди основных структур следует выделить:


Обязательным считается наличие выборных структур и администрации. Последняя выступает в качестве исполнительно-распорядительного института. Правила создания, круг и срок полномочий, подконтрольность и подотчетность местных органов определяются в Уставе МО. Наименования территориальной администрации и ее главы, представительной структуры устанавливаются региональным законодательством. При этом учитываются культурно-исторические традиции населенного пункта.

Представительная структура

Местное самоуправление включает в себя выборный институт, наделенный правом представлять интересы граждан и принимать от их имени постановления и прочие нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию МО. Представительная структура включает в себя депутатов. Они выбираются гражданами, проживающими на территории МО по принципу всеобщего, прямого, равного, тайного голосования. Структура считается сформированной при избрании не меньше 2/3 от установленного в Уставе общего числа депутатов.

Направления деятельности

В лице представительных структур местное самоуправление решает проблемы, касающиеся:

  1. Принятия Устава МО, внесения в него дополнений/изменений.
  2. Утверждения бюджета и отчетности по его исполнению.
  3. Установления, изменения и отмены сборов и налогов на территории МО.
  4. Принятия программ и планов развития населенного пункта, утверждения отчетов по их реализации.
  5. Определения порядка распоряжения и управления имуществом, составляющим собственность МО.
  6. Контроля реализации территориальными структурами и их должностными лицами своих полномочий.
  7. Порядка принятия решений, связанных с созданием, ликвидацией учреждений и предприятий МО, а также установления тарифов на их услуги.
  8. Определения правил материально-технического обеспечения работы уполномоченных структур.
  9. Участия МО в организациях межмуниципального взаимодействия.

Прочие полномочия представительных структур устанавливаются ФЗ, а также региональными законами и Уставами.

Глава МО

Это высшее муниципалитета. Глава МО наделяется полномочиями Уставом и является подконтрольным населению и представительной структуре. К его ведению относятся проблемы территориального значения, утверждение приказов о назначении служащих в администрацию. В законодательстве предусматривается порядок досрочного прекращения полномочий главы в случае отставки по личному желанию, отзыва избирателями и в ряде иных ситуаций.

Администрация

Местное самоуправление в Российской Федерации может осуществлять отдельные гос. полномочия. Они определяются ФЗ и региональными нормативными актами. Эти полномочия передаются в первую очередь администрации МО. В качестве руководителя может выступать непосредственный глава муниципалитета либо лицо, назначаемое на эту должность по контракту. Он, в свою очередь, заключается по результатам конкурса. Срок полномочий руководителя определяется в Уставе. утверждается представительным территориальным органом. В нее могут входить функциональные (отраслевые) и прочие отделы.

Права территориальных структур

Вопросы, решаемые органами местного самоуправления, зачастую не терпят отлагательств. В этой связи у уполномоченных структур должны быть соответствующие полномочия, позволяющие устранить те или иные проблемы в кратчайшие сроки. Российское местное самоуправление наделяется рядом прав, которые передаются:


В качестве важнейшего направления реализации функций выступает издание обязательных для исполнения нормативных актов. К ним, в частности, относят постановления и решения, содержащие правила поведения граждан и должностных лиц на территории МО. За невыполнение либо нарушение предписаний предусматривается ответственность.

Особенности распоряжения собственностью

В полномочия местного самоуправления входят:

  1. Управление казной МО - единым нераспределенным денежным фондом.
  2. Определение порядка пользования лесов, водных объектов и земельных участков.
  3. Контроль деятельности муниципальных предприятий.

Уполномоченные структуры вправе:


Дополнительно

Правовая основа функционирования местных органов устанавливается Конституцией в ст. 130-133 и 12, ФЗ, региональном законодательстве. В Уставах МО могут предусматриваться различные должности, в том числе главы администрации и представительных структур. Руководитель муниципалитета может избираться населением, проживающим непосредственно на его территории. Глава МО может также выдвигаться представительным органом из состава своих членов. Избранный населением руководитель вправе председательствовать на заседаниях законодательной структуры, если это предусматривается в Уставе. Продолжительность полномочий главы и выборных лиц представительного органа не может составлять менее двух лет.

Ответственность

Территориальные структуры подконтрольны в первую очередь населению. Они также несут ответственность перед государством в порядке, установленном в законодательстве. Она наступает по решению соответствующей судебной инстанции при нарушении уполномоченной структурой положений Конституции, ФЗ, региональных нормативных актов или Устава МО. Должностные лица привлекаются к ответственности и в случае неисполнения ими либо ненадлежащего исполнения отдельных гос. полномочий. Глава региона вправе издать нормативный акт о снятии с поста главы МО в порядке, определенном законодательством. Это допускается при выявлении нарушений в работе должностного лица по результатам проверки. Период, в который он утверждается, не может быть меньше 1 мес. с даты вступления в действие последнего судебного решения, выступающего в качестве основания для его принятия. Надзор за исполнением положений Конституции и законодательных актов территориальными структурами и их служащими осуществляется прокуратурой и прочими уполномоченными федеральными органами. В нормах предусматривается возможность обжалования действий/бездействий, постановлений и иных юридических документов, изданных территориальными структурами.

Заключение

Местное самоуправление выступает в качестве связующего звена между населением и государством. Ключевой задачей территориальных структур выступает обеспечение благоприятных условий для населения, проживающего на территории МО. Для ее реализации местные органы наделяются соответствующими полномочиями. Вместе с этим территориальные структуры несут ответственность в первую очередь перед гражданами.