Методы обучения и пирамида дейла. Обучение и развитие Эдгара Дейла: повышаем эффективность

Не удается выучить английский, новую компьютерную программу или еще что-то важное? Это зачастую происходит из-за снижения уровня концентрации внимания, усталости и рассеянности.

Бороться с этим нужно. Но как? Выход один - выбрать правильную методику обучения и развития .

Самым оптимальным вариантом является «конус опыта» Эдгара Дейла. Он наглядно показывает нам, насколько эффективными считаются те или иные способы получения знаний.

Тщательно ознакомившись с этой методикой, Вы можете испытать ее в самообразовании или же применить в обучении других людей..

Конус обучения и развития Эдгара Дейла: что он собой представляет

В 1969 году проводилось одно исследование, в ходе которого оценивалось эффективность различных способов получения знаний.

В результате известный профессор Эдгар Дейл создал так называемый «конус опыта» , в основу которого он положил собственные эксперименты.

Это открытие наглядно рассказывает о 2 вещах:

. Чтение учебников и прослушивание лекций - наименее эффективный способ обучения и развития. В этом случае информация забывается за короткий промежуток времени или воспринимается и усваивается с колоссальными усилиями.

. Применение полученных знаний на практике и обучение других людей - самый эффективный способ усвоить какую-либо информацию.

Конус Эдгара Дейла наглядно показывает, что невозможно чему-то научиться, если не применять полученные знания на практике. Необходимо действовать еще на этапе получения той или иной информации.

«Конус опыта» состоит из чарта разнообразных способов подачи информации, напротив которых указан процент их эффективности.

Это числа приблизительные, поскольку их выявил не сам профессор Дейл, а его последователи в ходе дальнейшего изучения методики обучения и развития .

Их Вы можете наглядно увидеть на следующем рисунке.

Обучение и развитие: двигаемся от вершины конуса к основанию

А теперь давайте с Вами рассмотрим составляющие «конуса опыта» Эдгара Дейла подробнее:

. Чтение. Люди запоминают 10% информации от прочитанного. Поэтому чтение книг и научных статей не случайно входит в процесс обучения и развития.

. Слушание. Слушая аудиокниги, человек запоминает больше, чем во время чтения бумажных аналогов. Поэтому, занимаясь домашними делами, идя на работу или прогуливаясь по парку, соедините приятное с полезным, взяв с собой плеер с записанными книгами . А для того, чтобы научить чему-то другого человека, оптимальным вариантом будет рассказать ему что-то полезное, чем дать почитать книгу. Таким образом, он лучше запомнит новую информацию.

. Просмотр картинок. Чтобы лучше понять что-то новое, помимо текста используйте картинки.

Информация, представленная в виде слайдов, диаграмм или интеллектуальных карт, откладывается в голове ещё лучше: люди запоминают 30% информации от увиденного.

. Просмотр видео. Человек запоминает 50% от того, что услышал и увидел. Поэтому интересная видеолекция отложится в голове лучше, чем статья на такую же тему. Не случайно обучающие видеоролики активно «гуляют» по интернету.

. Комментарий + демонстрация. 70% информации усваивается от того, что человек сказал, особенно если это подкреплено демонстрацией. При рассказе о чем-либо используйте экспонаты, макеты, эксперименты и прочие демонстрационные методы. Зрительные образы служат верными помощниками в обучении.

. Дискуссия. Этот способ обучения также является эффективным. Поэтому если Вы ставите своей целью кого-то обучить, устройте со своим учеником или несколькими учениками дискуссию. Задавайте вопросы и просите ответы на них, выдвигайте тезисы и просите подкрепить или оспорить их. И если есть ученики, имеющие разные мнения, обязательно давайте им высказаться. Таким образом, информация лучше усваивается.

. Выступление с речью. Для того, чтобы запомнить что-то, расскажите об этом широкой аудитории. Выступление с речью требует тщательной подготовки: необходимо составить план, поработать с материалом, а также отрепетировать выступление перед зеркалом. А ведь это поможет Вам наилучшим образом усвоить свои знания.

. Театрализованное выступление. 90% информации усваивается от того, что человек сказал или записал по ходу того или иного действия. Поэтому театральное выступление придется в самый раз. Подготовьте определенную тему, подойдите к этому творчески и с юмором, затем выступите на сцене. Этот способ особенно хорош в том случае, если Ваша цель - научить чему-то детей. Ведь для них это покажется забавной игрой, которая запомнится надолго.

. Имитация реальной деятельности. Этот способ напоминает предыдущий, но он уже более реалистичен. Например, если Вы будете просто перечислять действия, которые нужно совершить для производства верхней одежды, они вряд ли отложатся в голове. Но если Вы предложите сделать вид, будто люди сами производят вещи, эта информация наверняка им запомнится.

Каждый из этих способов усвоения информации хорош по-своему. Но если Вы только учите других, а сами пренебрегаете применение теории на практике, толку от этого будет немного.

Поэтому обязательно практикуйте все способы обучения и развития в своей жизни. Испытайте на себе разные слои конуса, меняйте способы или используйте все методики. И только в этом случае хорошие результаты не заставят Вас долго ждать.

Впитав в себя полученные знания и получив некий опыт, Вы вполне можете использовать все это в разных сферах своей жизни.

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

Порой мы прикладываем большие усилия в изучении английского языка, читаем много литературы, посещаем лектории, смотрим фильмы, слушаем песни, а полученная информация отказываться “запоминаться” в том объеме, на который рассчитывает каждый из нас. Это происходит, потому что уровень концентрации на том или ином виде деятельности постепенно снижается, а поддержать его порой стоит колоссальных усилий. Усталость и абстракция растут, а внимание падает. Как с этим бороться? Как выбрать правильную методику в обучении?

В конце 60-х годов прошлого века всемирно известный профессор Эдгар Дейл, прославился тем, что активно использовал в методике своего преподавания разнообразные аудио-визуальные средства и интерактивные практики. Он предложил “конус опыта” , который позже лег в основу “пирамиды обучения” .

Это открытие заключает в себе чарт разнообразных способов подачи информации и процентное соотношение их эффективности. Стоит сказать, что числа являются приблизительными, и они были выявлены уже не самим профессором Дейлом, а его последователями в ходе дальнейшего изучения предложенной концепции. Как и во всякой теории, здесь есть свои исключения, потому что человеческая психика и возможности всегда остаются сугубо индивидуальной чертой.

Таким образом, “конус опыта”, разработанный Дейлом выглядит следующим образом:

Итак, основными положениями теории Эдгара Дейла стало заявление о том, что слушание лекций и чтение учебных материалов являются наименее эффективным способом усвоения информации и растворяются в нашей памяти в довольно короткий срок, либо воспринимаются и усваиваются с большим трудом.

Наиболее эффективным способом в изучении материалов по предмету является личный опыт - то есть преподавание, обучение других и активное использование изученного материала в жизни.

Наиболее важные советы, которые можно выделить на основе работ Эдгара Дейла, перечислены в качестве рекомендаций. Вы можете практиковать их с друзьями и коллегами, а также самостоятельно.

1. Одним из афоризмов, которые приписывают Дейлу является следующее высказывание:

“Профессор знает не больше тебя, но его невежество лучше организовано”.

Пишите статьи на сайты и форумы, оформляйте их в самостоятельные наблюдения, вступайте в дискуссию в комментариях. Вы можете сделать выжимки из разных работ, оформив их в одном тексте, но постарайтесь не просто копировать предложение за предложением, а строить логически переработанные публикации.

2. Проводите лекции , например, в кругу своих друзей, которые тоже изучают иностранный язык. Договоритесь о темах, которые подготовит каждый и создайте собственный лекторий. Обсуждайте, вступайте в дискуссии. Приводите примеры.

3. Ведите видеоблог или создавайте программы. Это одно из наиболее сложных видов деятельности. Здесь требуется не только логичность изложения, но и интересная презентация. Во время подготовки к такому “мероприятию” вы будете вынуждены изучить материал досконально.

4. А вот один из наиболее простых способов усвоения информации - обсуждение с друзьями . Предложите, например, на обычной прогулке разговаривать только по-английски, чего бы это ни стоило. А что касается теоретической стороны, разверните дискуссию, добейтесь демонстрации практических примеров, постарайтесь узнать, почему именно так, проводите аналогии с другими родственными или похожими аспектами в языке. Например, обсудите появляющееся у некоторых слов окончание -s/ -es - ведь оно встречается в разных частях речи. А что вы знаете о ‘s ?

5. Обучайте и будьте способны рассказать и на практике продемонстрировать свои способности. Как полагал сам Дейл, необходимо самому уметь делать то, что пытаетесь объяснить другим, чему хотите научить.

Желаем вам успехов в обучении и изучении, активной и интерактивной практики и высокой эффективности!

Виктория Теткина


Сколько человек запоминает после пройденного им обучения? Обучаемый в среднем запоминает 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного … 90% того, что сделал сам. Многие сталкивались c этими цифрами. Они приводятся отдельно или часто совмещаются с так называемой пирамидой обучения или конусом опыта. И все было бы хорошо и замечательно, если бы этими цифрами не был заполнен весь интернет, а сами они не являлись обманом и мистификацией.

Конус опыта, конус обучения или пирамида обучения пользуются большой популярностью. На них часто ссылаются в различных статьях, книгах, научных работах и презентациях. В Интернете легко найти множество картинок с изображением треугольника, в который последовательно вписаны методы обучения. Заявляется, что у вершины треугольника указаны менее эффективные способы обучения, а более эффективные – у основания. Эффективность каждого метода подтверждается цифрами, показывающими какой процент данных обучаемый способен запомнить.

Цитата из книги Роберта Кийосаки и Дональда Трампа «Почему мы хотим, чтобы вы были богаты»:

«В 1969 году в рамках системы просвещения было проведено исследование, которое продемонстрировало эффективность различных типов обучения. На базе материалов исследования был создан «Конус обучения». Из него видно, что наименее продуктивным средством обучения является чтение и лекции, а наиболее эффективным – практическая работа. Между ними занимают положение методы, имитирующие реальный опыт. Не кажется ли вам парадоксальным, что наша система образования все ещё использует в процессе обучения главным образом чтение и лекции? И это при том, что «конус обучения» известен уже с 1969 года!»


Проблема в том, что фундамент их умозаключений построен на зыбучем песке и в любой момент может рухнуть. Собственно, сейчас мы эту катастрофу и устроим.

Меня терзают смутные сомнения

Горькая правда

Поиск правды о пирамидах и конусах в русскоязычном Интернете положительных результатов не дал. Везде, как в мантре, повторяется примерно одно и то же:

«Эдгар Дейл (Edgar Dale) в 1969 году выявил наиболее эффективные способы обучения. Эдгар Дейл пришел к выводу, что:
- слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это наименее эффективный способ выучить что-либо;
- обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо.
Результаты исследований он представил в виде схемы «Конус обучения». Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения. Хотя в основу конуса действительно положены результаты исследования Дейла, процентные данные вычислялись не Дейлом, а его последователями в результате их собственных исследований».

Пришел к выводу, что обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни - это наиболее эффективный способ выучить что-либо? То есть, следуя этому принципу, лекции и чтение пропускаем и сразу начинаем обучать других? Не хотел бы я попасть к такому учителю.

Ответы на все вопросы удалось найти только в английской части Интернета. И они оказались обескураживающими.

Начнем плясать от печки.

В далеком 1946 году вышла книга Эдгара Дейла Audiovisual Methods in Teaching . Именно в ней автор впервые представил конус опыта (Cone of Experience). Иллюстрации конуса из первого, второго и третьего изданий книги (1946, 1954, 1969 год):

Постскриптум

Если быть честным, то статья совсем не про пирамиду обучения и даже не про конус Дейла. Это маленькая иллюстрация большой проблемы. Показательно, как люди массово верят в информацию сомнительного характера. В информацию, в которой присутствуют эксперты с результатами якобы проведенных ими исследований. Хотя, конечно, слишком сложно устоять перед потоком ложных данных. Особенно, когда они наваливаются на тебя отовсюду: из книг, докладов, статей уважаемых людей или даже ученых.

Надеюсь, что статья заставит хоть на секунду задуматься и чуть более критично взглянуть на окружающий нас мир.

Методы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие - интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?

Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности

В литературе есть разные трактовки терминов «метод обучения » и «прием обучения «. По сути - это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков .

Разница в том, что прием - это кратковременный способ , который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод - процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов .

Таким образом, прием обучения - лишь составная часть того или иного метода.

Классификация методов обучения

Методы классифицируют по разным признакам:

Профессор Государственного университета в штате Огайо Эдгар Дейл в конце шестидесятых годов прошлого века экспериментировал с разными способами подачи материала – только рассказывал что-то студентам, демонстрировал рисунки, заставлял их выступать с речами на нужную тему или даже заставлял выполнять какие-то реальные действия. Потом смотрел, что через две недели осталось в студенческих головах. Результаты он оформил в виде картинки, названной «конусом опыта Дейла» («Dale’s cone of experience» по-английски).

Можно найти разные варианты его изображения - в прямом виде и в перевернутом. Это связано, прежде всего с тем, что его теорию дорабатывали его последователи. Так, есть сведения, что проценты были высчитаны опытным путем уже более поздними исследователями.

А на основе «конуса обучения» в 1980г. в Национальной тренинговой лаборатории США (National Training Laboratories in Bethel, Maine) была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения». Выглядит она явно проще конуса обучения.

Пирамида обучения (Learning Pyramid)

На этой схеме весьма наглядно показано, что классическая лекция (то есть монолог преподавателя, не сопровождаемый слайдами или какими-либо другими иллюстрациями) - наименее эффективный метод обучения, обеспечивающий освоение слушателями всего лишь 5% изложенной информации. Тогда как «активное обучение» (то есть вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной познавательной деятельности) явно позволяет надеяться на более высокие результаты

Активные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе . То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Признаки активных методов обучения:
  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности - учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.
Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

  1. Дискуссионные.
  2. Игровые.
  3. Тренинговые.
  4. Рейтинговые.
Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения :

  • Презентации - наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
  • Кейс-технологии - строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
  • Проблемная лекция - в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
  • Дидактические игры - в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН - это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
  • Баскет-метод - основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача - собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача - создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения
  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Методы и приемы интерактивного обучения
  • Мозговой штурм - поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
  • Кластеры , сравнительные диаграммы, пазлы - поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) - групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) - достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум - одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод проектов - самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
  • BarCamp , или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений,

Конус обучения показывает насколько эффективны различные способы обучения. Создавший его Эдгар Дейл опирался на собственные эксперименты, так что считать модель истиной в последней инстанции не стоит. Но проверить на себе в случае с самообразованием или использовать в обучении других его выводы будет полезно.

Сколько запоминают люди?

Люди запоминают примерно 10% от прочитанного, 20% от услышанного, 30% от увиденного, 50% от того, что и услышали и увидели, 70% от того, что сказали или записали самостоятельно, 90% от того, что они сказали или записали по ходу выполнения какого-либо действия.

Как обучать себя и других эффективно? От вершины конуса к основанию

Чтение. Один из самых распространенных способов обучения. Люди, занимающиеся саморазвитием, читают множество книг и статей. Советую вам пройти курс по скорочтению, чтобы ваше обучение стало более эффективным и продуктивным.

Слушание. Когда мы слушаем, мы запоминаем больше, чем когда читаем. Поэтому аудиокниги могут быть очень полезны для вас. А если вы хотите научить чему-то другого человека – лучше рассказывайте ему, а не давайте почитать. Так он лучше запомнит, и будет иметь обратную связь с вами.

Просмотр картинок. Слайды с картинками, диаграммы или интеллектуальные карты запоминаются ещё лучше. Если вы можете заменить текст на изображение – сделайте это.

Просмотр видео. Вместо рассказа о чём-то, покажите людям видеоролик. Замените банальный текст интересным видео. Лекция TED запоминается гораздо лучше, чем статья с той же темой. Не зря формат обучающих видеороликов так популярен сейчас.

Демонстрация с комментарием. Проводите эксперименты, демонстрируйте макеты, показывайте модели. Вместо того чтобы рассказывать об анатомии, покажите макет человеческого тела и подкрепляйте свои слова визуальными образами. После этого ваши слушатели смогут вспомнить, что они видели по запомненным словам и наоборот, вспомнить, что они слышали по зрительным образам. Экспонаты, образцы, опыты и эксперименты – ваши верные помощники в обучении.

Дискуссия. Ещё более эффективный способ обучения. Люди скорее забудут то, что сказали им, чем то, что сказали они сами. Если вы хотите кого-то чему-то научить – устройте дискуссию. Задайте вопрос и попросите ответить. Выдвигайте тезисы и просите оспорить их или подкрепить. Давайте ученикам с различными мнениями высказаться. Это способствует лучшему усвоению информации.

Также прибегайте к дискуссии и при самостоятельном обучении. Найдите единомышленника, который будет интересоваться тем же, что и вы, и полемизируйте с ним. Высказывайте мнения, делитесь идеями, обсуждайте. Это пойдёт вам и вашему образованию на пользу.

Выступление с речью. Чтобы самому что-то запомнить, расскажите об этом другим. Составление плана речи, репетиции, работа с материалом на стадии подготовки к выступлению, сам опыт работы с публикой – всё это поможет вам в процессе усвоения знаний. Особенно если выступление с речью редкое занятие для вас.

Театрализованное выступление. После такого забыть что-то будет действительно сложно. Создайте театральное выступление, в котором будет раскрываться какая-то тема. Подойдите к этому с юмором и творчески.

Особенно это хорошо работает, если вы хотите чему-то научить детей. Для них это будет весёлая игра, но при этом они смогут многое запомнить. Используйте этот способ.

Имитация реальной деятельности. Похоже на театрализованное выступление, только здесь должно быть больше реализма. Если вы, например, просто перечислите действия, необходимые для производства сахара, их вряд ли запомнят. Зато если вы предложите сделать вид, будто человек сам производит сахар – он, вероятно, запомнит эту информацию.

Не бойтесь и не стесняйтесь сами имитировать какую-либо деятельность. Это достаточно просто и при этом очень эффективно.

Выполнение реального действия. Наиболее эффективный способ обучения. Хотите научиться что-то делать – начните это делать. Вы можете прослушать множество лекций и разыграть несколько сценок, но это не сравнится с реальной деятельностью. Делайте, чувствуйте, допускайте ошибки и исправляйте их. Так вы будете учиться с максимальной эффективностью.