Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Звук и буква Ц

Екатерина Шерстнёва
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц»

Конспект открытого занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Гномики» Звук и буква Ц .

Задачи :

1. Познакомить детей с новым согласным звуком – Ц ; его артикуляционной и акустической характеристикой, способами произнесения звука .

2. Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, способами произнесения звука ;

3. Познакомить с буквой Ц , упражнять в дифференциации понятий «звук » и «буква » .

4. продолжить работу по развитию воображение, память, логическое мышление;

5. Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу;

6. развивать внимание, усидчивость.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Улыбнемся друг другу

И нашим гостям

Чудесных открытий

Желаем всем вам.

Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте , поговорим о звуках и буквах .

2. Артикуляционная гимнастика. Сегодня я вам хочу рассказать сказку. Но для начала, отгадайте загадку.

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

Правильно, это цыплёнок.

В одной скорлупке жил цыпленок, в ней ему стало тесно, скучно и он захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего в яйце и покажем, как он вылезает из скорлупки : сначала высунул головку, потом - правое крылышко, затем - левое. И вот он вылез из скорлупки.

И что сказал цыпленок, как вы думаете?

(Цып-цып-цып)

Посмотрел цыплёнок вокруг себя и удивился : «Ац - оц - уц!»

Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.

Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают) .

- Цыплёнок испугался : «Ца - цо - цу!»

Ветерок стал стихать и совсем прекратился. Чтобы цыплёнок не замёрз,

Погреем его : глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом.

Цыплёнок успокоился и улыбнулся : «Ци-ци-ци.» «Какой прекрасный мир!» - сказал цыпленок. Ребята, а давайте пригласим цыпленка вместе с нами в страну звуков . Кто скажет, что это за страна? (страна в которой живут звуки и буквы ) Правильно ребята, а вот какие звуки живут в этой стране , вы сейчас сами попробуйте догадаться.

3. Актуализация опорных знаний

Упражнение «Лучики солнца» .

Мы каждый день в садике совершаем маленькие открытия . Каждое открытие для нас как лучик солнца! Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите? Солнышко, а на лучиках солнца размещены, что? Правильно, буквы , которые вы уже знаете.

У вас на столах есть свои лучики солнца, подвиньте к себе работы! Вы видите, на каждом лучике написаны буквы ! А теперь задание, постарайтесь, разместите лучики по домикам. Но для начала, давайте вспомним. Ребята, а чем буква отличается от звука ? (букву видим и пишем , звук слышим и произносим ) Какие бывают звуки ? (гласные и согласные) Чем согласные звуки отличаются от гласных? Верно, гласные - звуки мы можем петь и тянуть и живут они в красном домике, а согласные звуки мы не можем петь и тянуть, потому что всегда мешает какая-то преграда и живут в синем домике.

А сейчас пришло время разместить буквы по домикам . А у доски разместят буквы Василиса и Саша . Размещаем лучики в каждый домик. Ребята, у кого так же? Молодцы! А теперь Василиса назови буквы , которые вы разместили в синий домик, а Саша в красный? Почему эти буквы вы разместили в этот домик, а Егор Киселёв, Жора, Миша какие буквы разместила в красный, синий дом, почему?Саша обясни, почему ты размести эти буквы в красный дом… . Василиса, почему ты разместил эти буквы в синий дом ?

Молодцы. А мы продолжаем наше путешествие по стране звуков .

4. Формирование представлений о звуке .

4.1. Отгадывание загадок. - Вы любите загадки? Я хочу вам

загадать загадки, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться, какой новый звук мы встретим в нашей стране.

По ходу отгадывания загадок на экране появляется картинка – отгадка.

Итак, первая загадка :

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (Цифры)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)

У детей к нему огромный интерес

Сюда всегда открыты двери ,

Здесь выступают даже звери.

(цирк)

4.2. Выделение звука .

Ребята, а теперь давайте, произнесём слова отгадки, выделяя первый звук .

А теперь скажи Саша?Маша?Алёна?

Вы догадались, о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь ?

Правильно, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуками «Ц» .

Сначала давайте познакомимся со звуком «Ц» .

4.3. Учимся произносить звук .

«Ц» - это имя звука , а каждое имя надо произносить четко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык и зубы)

Возьмите в руки зеркала и произнесите звук ц

Что делают губы? (улыбаются)

Произносим ц зубы видны? (зубы видны)

Произносим Ц…Что делает кончик языка (упирается в верхние зубы)

4.4. Характеристика звука

Отложит зеркала. Звук ц гласный или согласный? Почему (Ц – согласный! Он не поется, и во рту появляется преграда)

Ребята, я вам открою секрет , звук ц - он всегда твёрдый.

А сейчас, определите, пожалуйста, звук ц - звонкий или глухой? (глухой)

Итак, звук ц -согласный , твёрдый, глухой.

4.5. Упражнения в выделении звука ц из потока речи

Игра «Внимательные ушки»

Давайте поиграем в игру : «Кто внимательнее» и попробуем поймать звук «Ц» . Будьте внимательны, мы ловим твердый звук ц в словах . Я буду говорить слова, а вы хлопайте, если этот звук есть в слове :

Слова : Цапля-аист; царь-король; яйцо-цыпленок; театр-цирк; роза-цветок; браслет-цепочка; буквы-цифры .

4.6. Фонетическая зарядка со звуком ц : Подбор слов со звуком [ Ц ] .

А теперь придумайте вы слова, где звук «Ц» стоит в начале слова.

Молодцы!

5. Физкультминутка.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой)

6. Формирование представления о букве Ц

6.1. Знакомство с буквой Ц . Посмотрите, мы даже с вами не заметили, как подошли к домику звука . Каждый звук в этой стране живёт в своём доме. Как вы думаете в каком домике живет звук Ц ?

Правильно, в букве ц .

Ребята, а на что похожа буква ц ?

Посмотрите (показываю букву ) :

Вот какая буква Ц-

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

6.2. Написание буквы в воздухе Ц .

Давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик звука (из 4 линий) .

Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе . Поднимаю вверх левую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву . Дети за мной повторяют.

Проводим одну линию сверху вниз. Отступаем. Параллельно ей проводим ещё одну линию. Затем, от первой линии, ведем линию ко второй, останавливаемся и пишем косую линию вниз.

6.3. Написание буквы Ц на столе . А теперь также, давайте напишем букву ц на столе .

7. Зрительная гимнастика. Ребята, пока вы писали, ваши глаза устали.

Посмотрите на экран и проследите за зонтиками, шариком…. Теперь закройте глаза, откройте и продолжим работать.

8. Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы ц .

8.1. А теперь возьмите листочек, переверните его и что вы видите? Правильно, перед вами буква ц . Давайте ее заштрихуем. Каким карандашом будем рисовать? (синим) . Почему? (обозначает согласный, твёрдый звук )

8.2. Нарисуйте рядом с буквой ц предмет , начинающий на звук ц . Ребята, подумайте, что можно нарисовать?

9. Итог занятия . Молодцы, ребята. Наше путешествие подошло к концу, и посмотрите в окно, нам светит солнышко. И в стране звуков тоже засветило солнышко, и на лучике солнца засиял звук ц . Ребята, с какой буквой мы сегодня понакомились буквой Ц )

-«Цыпленок, а тебе понравилось наше путешествие в страну звуков

-«Конечно, понравилось, и я хочу остаться жить в этом домике? Можно?»

-«Конечно, можно. Ведь твоё имя тоже начинается с этой буквы , а значит это тоже твой домик.»

А нам ребята пора прощаться с жителями страны звуков и букв и возвращаться в родной наш детский сад.

Молодцы, ребята! Урок закончен!

Красакова О.А., учитель-логопед, г. Новокузнецк.

Цель:

Закрепить знания о согласном звуке [ц], буквах Ц, ц;

Задачи:

Выделение звука на фоне слогов, слов;

Закрепление звуко-буквенного анализа на примере слов ЦЫПА ЦУМ ЦИРК;

Дифференциация свистящих звуков;

Закрепление звука Ц в словах;

Развитие общей моторики;

Формирование слоговой структуры слов;

Закрепление навыков чтения;

Формирование притяжательных прилагательных;

Развитие связной речи;

Развивать мышление, память, фонематический слух;

Воспитывать прилежание, самостоятельность, усидчивость, последовательность в действиях.

Оборудование:

  • индивидуальные наборы звуковых символов и схем предложений,
  • набор магнитной схемы предложения и магнитных звуковых символов для логопеда,
  • изображение буквы Ц,
  • картина “Цирк”,
  • карточки с написанными словами и предметными картинками к ним,
  • изображения мотоциклиста, жонглера, фокусника,
  • предметные картинки со звуками С, З, Ц
  • картинки животных и их хвостов,
  • набор карточек гномов - предлогов.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

Ребята, сегодня мы отправимся в цирк. Сейчас я вам раздам билеты. Вы должны сесть каждый на свое место.

Детям раздаются билеты - карточки с написанными на них словами. На стульчиках лежат картинки. Дети должны сесть на тот стульчик, на котором лежит та картинка, название которой написано на их карточке.

2. Мотоциклисты.

Представление начинается! Встречаем первого артиста!

Выставляется картинка мотоциклиста.

На чем едет это артист? (На мотоцикле.) Кем работает артист(мотоциклистом). Покажем, как мы едем на мотоцикле (звукоподражание). Кто теперь мы? (Мотоциклисты.)

Ребята, а какой слышится звук, с которым мы познакомились на прошлом занятии? (Звук Ц ) Давайте вспомним какой это звук? (Согласный, глухой, всегда твердый ) Каким кружком мы его обозначаем? (Синий кружок, без колокольчика )

Выставляется изображение буквы Ц и звуковой символ.

3. Жонглеры (звуковой анализ)

А сейчас выступают жонглеры. (Выставляется картинка жонглера )

Смотрите они жонглируют цветными мячиками - красными, синими и зелеными. Ребята, на что похожи эти мячики? (Мячики похожи на звуковые символы, круглые и таких же цветов ) Давайте и мы с вами пожонглируем. Выложим из наших “мячиков” слова ЦЫПА ЦУМ ЦИРК.

Дети выкладывают звуковые схемы слов ЦЫПА ЦУМ ЦИРК.

- Проверка задания. Молодцы!

На арене веселые мартышки. Давайте поиграем вместе с мартышками.

Мы весёлые мартышки.

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках,

И друг другу даже

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальцы поднесём к виску,

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Лишь скажу я слово “три”

Все с гримасами замри!

Раз, два, три!

Дети выполняют движения по ходу стихотворения.

5. Дрессированные животные. (притяжательные прилагательные)

Ребята, сейчас будут выступать дрессированные дикие животные, но пока видны только их хвосты. Давайте попробуем угадать, чьи это хвосты.

На доске выставляются картинки с изображением хвостов. Дети отвечают на вопрос “Чей хвост?” (волчий, лисий, медвежий, тигриный, львиный, заячий )

Когда дети называют правильно, чей хвост, открывается картинка с животным.

6. Антракт. (развитие фонематического восприятия)

А теперь антракт! Что означает это слово? (Перерыв) Отправляемся в фойе. За вкусными и интересными покупками, за сувенирами.

Дети делятся на 3 команды - очереди. На столе выкладываются картинки. Дети одной команды отбирают картинки со звуком Ц, вторые - со звуком С, третьи со звуком З. Затем дети озвучивают свои покупки.

7. Гномики. (составление предложений)

Наше представление продолжается! И сейчас выступают гномики.

Детям показываются гномы (схемы предлогов - В, НА, ПОД, НАД, С, К, ПО, ЧЕРЕЗ, ЗА).

Придумайте для каждого гномика текст выступления.

Дети придумывают предложения с каждым предлогом. Выкладывают схемы предложений.

8. Фокусник. (слова со звуком Ц)

На арене фокусник. В его волшебном ящике появляются предметы из ниоткуда. Угадайте, что у фокусника в ящике. Но помните, что в названиях всегда есть звук Ц.

Дети придумывают слова со звуком Ц.

9. Алле-парад. (итог занятия)

Давайте вспомним, кто сегодня выступал. Кто вам понравился больше всего?

Задачи:

Цель : Познакомить с новой буквой и звуком «Ц,ц».

Программное содержание:

ОО «Познавательно-речевое развитие»

1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

2. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова.

3.Учить выделять из текста слова с заданным звуком, упражнять в словообразовании.

4. Закрепить умение анализировать предложение и составлять его из букв.

5. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний;

6. Развивать память, мышление, устойчивое внимание.

7. Формировать умение анализировать правильность выполнения своих заданий и заданий товарищей при проверке.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

1. Воспитывать усидчивость, умение добиваться полного выполнения задания, умение слушать своих товарищей, не перебивая.

3. Воспитывать адекватно реагировать на замечания и исправления товарищей, умение доброжелательно оценивать ответы друзей, формировать верную самооценку.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

1. Способствовать становлению устойчивого интереса к родной речи.

2.Стимулировать детей к сопереживанию персонажам художественных произведений (Карлсон) в процессе восприятия художественной литературы.

Использование современных образовательных технологий:«Корзина идей»

Оборудование : интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.

Демонстрационный материал :

1. «Корзина идей» панно;

2. Компьютерная презентация физминутки «Карлсон, смешной человечек».

3. Конверт с заданиями:

схемы предложений

а) « __ __ |__ __»,

б) «__ __ __ __»,

в) «__ __ __».

5. Карточки с буквами «Ц», «ц».

6. Касса букв с выученными буквами.

7.«Корзина идей» для записи предложения буквами.

8. Экран для самоанализа.

9. Карточки с именами детей для самоанализа.

10. Игрушка или картинка с изображением Карлсона.

Раздаточный материал:

1. Кассы букв с выученными буквами и буквой «Ц,ц».

2. Фишки для обозначения звуков: синий квадрат – согласный твердый, зеленый квадрат – согласный мягкий, красный квадрат – гласный.

3. Листы для чтения с буквой «Ц - ц».

Дети становятся полукругом у доски, на которой прикреплен Карлсон

с конвертом в руке.

Воспитатель: «Ребята, к нам прилетел Карлсон. Давайте посмотрим, что у него в конверте.»

Воспитатель берет конверт и вынимает из него листы с заданиями.

Воспитатель: «Ребята, здесь какие-то задания. По-видимому, Карлсон просит у нас помощи. Ну, что, поможем Карлсону? Давайте читать задания по порядку.»

I задание.

Воспитатель: Разделитесь на две группы. Задание для первой команды: Какая схема подойдет к предложению «У цапли птенцы»?

Задание для второй команды: Какая схема подойдет к предложению «Цветы цветут в саду»?

Нарисуйте свои идеи схем на листочках, скиньте свои идеи в нашу «корзину идей» для обсуждения.

Воспитатель: «Как вы думаете, правильно ли составлены схемы предложений?»

Дети: «Нет, не правильно.»

Воспитатель: «Как вы думаете, почему?»

Дети: «В схемах допущены ошибки.»

Не обозначена Большая буква в начале предложения.

Не стоит знак препинания (точка) в конце предложения.

Не обозначено маленькое слово (предлог) в предложении.

Дети совместно обсуждают решение, по ходу исправляют ошибку.

Воспитатель: «А теперь вы можете сказать, какая из этих схем обозначает наше предложение?»

Дети предлагают исправленную схему: « |__ __ __».

Воспитатель: «Прочитайте предложение по схеме, чтобы проверить.»

Дети правильно читают предложение по исправленной схеме.

Воспитатель предлагает продолжить выполнять задания из конверта.

II задание.

1 часть – Игра «Назови слово» на звук, с которого начинается слово «цапля».

Воспитатель: «В этом задании нужно придумать слова на звук, с которого начинается слово «цапля».

Дети придумывают слова: цыпленок, цыц, цып-цып, цыплята, цистерна, царапать, цыган, цыганка, цыганочка, цыганский, цыганята, цирк, циркачи, цирковые, церковь, церковный, царь, царица, царевна, царевич.

2 часть – Знакомство с буквой «Ц,ц».

Воспитатель: «Какой буквой может обозначаться звук «ц»?»

Характеристика звука: звук согласный, всегда твёрдый, глухой.

Дети: «Буквой «цэ».

Воспитатель: «А какая это буква и почему?»

Дети: «Звук «ц» согласный, значит и буква – согласная.»

Воспитатель показывает карточку с изображением заглавной буквы «Ц».

Воспитатель: «Это какая буква?»

Дети: «Это заглавная или большая буква «ЦЭ».

Воспитатель показывает карточку с изображением маленькой буквой «ц».

Воспитатель: «А это какая буква?»

Дети: «Это маленькая буква «цэ».

Воспитатель: «Что вы можете сказать об этих буквах?»

Дети: «Они похожи элементами, но отличаются размерами.»

III задание.

Составление предложения на «корзине идей» «У цапли птенцы» буквами.

Воспитатель для индивидуальной работы приглашает к доске одного ребенка, а остальные дети сидя за столами пишут это предложение самостоятельно.

Воспитатель: «Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.»

Ребенок вслух читает предложение. Остальные проверяют записи предложений у себя и на «корзине идей»

Ребенок: «У» - маленькое слово, оно пишется отдельно. Еще оно является

первым словом в предложении, и я его написал с большой буквы. Слово «Цапли» я написал с маленькой буквы, така как это не начало предложения, не имя человека, не кличка животного и не географическое название. После «ц» я написал букву «а», так как после твердой согласной слышится звук «а» и пишется буква «а». После «л» написал букву «л» так как после мягкой согласной слышится звук «л» и пишется буква «л». «Птенцы» я написал с маленькой буквы, так как это не имя человека, не кличка животного, не географическое название. После «т» я написал букву «е», так как после мягкой согласной слышится звук «э», но пишется буква «е». После «ц» я написал букву «ы», так как после твердой согласной слышится звук «ы» и пишется буква «ы». В конце предложения я поставил точку.

Воспитатель при необходимости обращается к детям за помощью.

Воспитатель: «А теперь, ребятки, вы здорово потрудились. Карлсон и я предлагаем вам немного отдохнуть. Приглашаем вас выйти к нам. Повторяйте веселые движения за Карлсоном.»

ФИЗМИНУТКА «Карлсон, смешной человечек»

Смотри приложение презентацию.

Весёлая физминутка помогает детям расслабиться, получить позитивные эмоции, весёлая песенка поднимет настроение и поможет воспитателю настроить детей на рабочий лад.

Воспитатель: « Продолжим выполнять увлекательные задания!»

IV задание.

Чтение листов № 30, 31 с выполнением заданий.

Воспитатель раздает всем по 1 листу.

а) Чтение каждым ребенком столбиков слов по одному столбику;

б) Чтение столбиков с заданиями:

Воспитатель: Найдите:

В 1 ряду столбиков:

В первом столбике первое слово;

В первом столбике третье слово

Во втором столбике первое слово;

Во втором столбике второе слово;

Во 2 ряду столбиков:

в) Работа над текстом «Год».

Чтение по одному предложению по очереди.

Индивидуальная работа с быстро читающими детьми:

г) Чтение и отгадывание загадок.

Воспитатель: Карлсон принес отгадки к загадкам (показывает ножницы и морковку).

Фонетическое упражнение. Поиграем со звуками.

«Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «ЦЦЦЦЦЦ! Тихо! Не шумите!». Звук произносится отрывисто.

«Кузнечик стрекочет»: ЦЦЦЦЦЦЦЦ……

Воспитатель: «А для того, чтобы красиво и правильно произносить звук Ц, мы сделаем речевую гимнастику.»
Речевая гимнастика:
«Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать»

Дидактическое упражнение. «Один – много». Воспитатель просит, изменить последний слог в словах (Работа над словообразованием).

Курица – курицы, мельница – мельницы, больница - … ., рукавица -, пуговица - … ., луковица -, граница - … .

Подведение итогов:

Карлсон: «Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. За это я вам на группу дарю игру «По звуковой дорожке слов».

Образовательная деятельность в старшей группе по подготовке детей к обучению грамоте с использованием ИКТ технологий.

Организационная форма: фронтальная НОД.

Реализация образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие".

Цель:

  • Создание фонетико-фонематической базы для дальнейшего обучения детей.
  • Предупреждения ошибок в чтении и письме.
  • Развитие общеучебных умений и навыков.
  • Развитие тонкой моторики.

Задачи:

  • Выявление характеристики звука.
  • Определение положения места звука в слове.
  • Развитие звукового анализа и синтеза.
  • Знакомство с буквой.
  • Формирование опыта чтения слогов и слов.

Предварительная работа: создание фонетико-фонематической базы.

Оборудование и материалы:

  1. ИКТ (иллюстрация города звуков, звук Ц; иллюстрации для определения места звука в слове);
  2. картинки каждому ребенку для определения первого звука;
  3. демонстрационные картинки пройденных букв;
  4. картинки для фонематического синтеза каждому ребенку;
  5. демонстрационные картинки для фонематического анализа;
  6. счетные палочки;
  7. демонстрационные картинки обозначающие напечатанные слова;
  8. напечатанные слоги;
  9. напечатанные слова для чтения каждому ребенку.

Методы и приемы: рассказ, показ, повторение, вопрос и пояснение, игровой.

Ход занятия

1 часть: вводная
(Дети на проекторе видят иллюстрацию города звуков, звук Ц)

Логопед: Мы продолжаем с вами путешествовать по городу звуков. Наши путешественники покатались на каруселях, и к ним подошла лошадка и спросила: "А вы почему не идете в цирк, сегодня там большое представление.Там выступают разные артисты, дрессированные животные. И я тоже там выступаю. Садитесь на меня я вас быстро туда отвезу"

Наши путешественники сели на лошадку и она их повезла. По дороге она рассказала, что тоже выступает в цирке, и зовут ее Царицей.
Лисенок удивился и спросил: "А почему тебя так зовут, у тебя такое интересное имя?"
Лошадка сказала: "Меня так зовут, потому что у меня на лбу есть пятнышко похожее на корону, поэтому меня назвали Царицей. Нам нужно поторопиться, иначе мы можем опоздать на цирковое представление". Лошадка побежала, и копытца застучали по дорожке цок-цок-цок.

Какой звук слышится в начале слова в словах цирк, царица, царевна? (слышится звук Ц)
- Наш звук в синих башмачках. Что нам подсказывают синие башмачки? (это звук согласный твердый)
- Произнесите этот звук и послушайте как он звучит (дети произносят).
- Посмотрите на право на доске картинка нашего звука. Мы будем его обозначать цирковой лошадкой.

2 часть: основная

Сейчас мы будем слушать этот звук. Он может слышится в начале слова, середине и конце (на прокторе по очереди появляются картинки со схемами).
- Кто это? (царь)
- Где слышится звук Ц в этом слове? (в слове царь согласный твердый звук Ц слышится в начале слова)
- Что это? (кольцо)
- Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове кольцо согласный твердый звук Ц слышится в середине слова)
- Как называется эта конфета на палочке? (леденец)

Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове леденец согласный твердый звук Ц слышится в конце слова)
- Что это такое? (мельница)
- Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове мельница согласный твердый звук Ц слышится в середине слова)
- Это что такое? (перец)

Где слышится в этом слове звук Ц (в слове перец согласный твердый звук Ц слышится в конце слова).
- Это что за птица? (цапля)
- Где в этом слове слышится звук Ц?? (в слове цапля согласный твердый звук Ц слышится в начале слова)
- Это здание называется дворец.

Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове дворец согласный твердый звук Ц слышится в конце слова)
- Колобок говорит вам молодцы, правильно все выполнили. Теперь выходим все на ковер, и будет следующее задание. Сейчас вы каждый выберите себе картинку (дети выбирают картинки).

Все знают как называется его картинка? (да) Вы должны определить первый звук, который слышится в названии вашей картинки и найти соответствующую букву и взять ее в руки (дети выполняют задание). Теперь давайте проверять.

Каждый называет слово и букву которую он взял (ответы детей: дом - Д, банка - Б, пылесос - П, топор - Т, слон - С, замок - З, кошка - К, мак - М)
- Оставшиеся буквы остались без картинок. Для них картинок у нас нет. Садитесь на места и будет следующее интересное задание.

У каждого будет картинка. Я последовательно буду называть звуки, а вы должны угадать, какое слово я задумала. У кого будет картинка-отгадка поднимет ее вверх (все внимательно слушают и отгадывают слово, дети выбирают картинки). Положите картинки на стол перед собой, смотрим на меня и слушаем.

М Ы Л О - мыло, Т У Ч А - туча, Р О З А - роза, К А Ш А - каша, В А З А - ваза, Ж А Б А - жаба, З У Б Ы - зубы, М У Х А - муха.

Молодцы. Отложите картинки и теперь следующее задание. Это задание посложнее. Я буду показывать картинку и называть, а вы должны последовательно назвать звуки, из которых состоит это слово.

Давайте начнем. Кто может назвать поднимает руку. Дом - Д О М, дым - Д Ы М, кот - К О Т, нос - Н О С, кит - К И Т, мак - М А К, сом - С О М, сок - С О К.
- Ответили на все вопросы.Мы знаем что звуки мы слышим и произносим, а пишем и читаем? (буквы)
- Наш звук Ц мы обозначаем вот такой буквой. (иллюстрация с изображением Пети с буквой Ц)

Молотком работал Петя,
Целых три часа подряд.
Сколотил из четырех дощечек,
Букву Ц и очень рад.

Буква Ц состоит из трех длинных и одной короткой дощечки. Попробуйте из счетных палочек выложить букву Ц. (дети выполняют задание)
- Молодцы. Правильно выложили. Убираем на место счетные палочки.

Динамическая пауза

Посмотрите на меня. Сели ровно. Посмотрите на право-прямо, на лево - прямо, вверх - прямо, хлопнули в ладоши над головой, ладошками постучали по столу тихо - громко - тихо, ногами постучали по полу тихо - громко - тихо, похлопали в ладоши перед собой громко - тихо - громко. Молодцы!

Смотрим на доску, соединяем и читаем слоги все вместе (АЦ, ОЦ, УЦ, ЫЦ, ИЦ, ЭЦ, ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ). Теперь читаем по очереди (читает тот, кого называют).
- Следующее задание. Посмотрите на картинки которые расположены на доске (СИНИЦА, ТАНЦЫ, ОВЦА, ЗАЙЦЫ, ПТИЦЫ, СПИЦЫ, ОВЦЫ, ЗАЙКА). Все картинки понятны?

Я каждому дам листок бумаги, на котором написано слово. Вы его прочитаете и найдете картинку, которая соответствует вашему слову и прикрепите слово к картинке.
- Читаем по очереди, пальцем следим за тем местом, где читаем. Не торопимся (дети выбираю листочки со словами и по очереди читают слова и прикрепляют к нужной картинке). Молодцы!

3 часть

С каким звуком мы сегодня познакомились? (со звуком Ц)
- Что мы о нем знаем? (этот звук согласный, твердый, обозначаем синим цветом)

Чтобы скачать материал или !

Тема: Звук и буква Ц

Цель: Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц;

образование существительных среднего рода с уменьшительно –

ласкательным значением при помощи суффиксов –ец, -иц, -ц-; определение

места звука в слове; работа с предложением, чтение, печатание слов,

звуковой анализ.

Ход занятия

1. Орг.момент. Психогимнастика.

Загадка: «Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки» (Цыпленок). Показ игрушки. Просьба изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

2. Произнесение, характеристика звука Ц : согласный, глухой, свистящий, всегда твердый.

3. Речевая зарядка.

Ац – оц – уц- иц ца – цо – цу – цы

Ацл – оцл – уцл – ыцл цва – цво – цву – цвы

Ца-ца-ца – у курицы два яйца

Цо-цо-цо – курица снесла яйцо

Цу-цу-цу – вот идцт птенцы к яйцу

Цы-цы-цы – все птенцы молодцы

4. Выделение на слух и в произношении

А) ас, ац, со, цу, ус, су, ста, цла, цта, ост, оцс.

Б) цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, теленок, мельница, цепь.

5. Составь (отремонтируй) предложение.

Цветы, много, в, цветнике, разные.

Курица, цыплята, двенадцать, у, пестрая.

Пять, ручка, на, пальцы.

Хлебница, стол, стоять, на.

Конфетница, в, конфеты, лежать.

6. Физкультминутка – логоритмика с музыкальным сопровождением

«Кольцо»

7. Определение места звука в слове.

Овца, цапля, цыпленок, цып, курица.

8. Знакомство с буквой Ц.

а) показ буквы

б) прорисовывание в воздухе

в) выкладывание на коврографе

г)нахождение в кассе

9. Работа с разрезной азбукой

Цвет – цветы – цвети – цветик – цветок

10. Физкультминутка.

Пальчиковая игра «Пироги пшеничные»

Мы печем пшеничные Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то

Пироги отличные. другая).

Кто придет к нам пробовать Поднимают вверх плечи, развести руки в стороны.

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра, Загибают на руке пальцы, начиная с мизинца.

Пес лохматый со двора.

И другие, все, кто может, «Зовут» руками.

Пусть приходят с ними тоже. Вытягивают руки вперед, слегка наклонившись.

Тесто замесили мы, Разминают пальцами бедра.

Сахар не забыли мы, Быстро перебирают пальчиками («сыплют сахар»).

Пироги пшеничные Прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая

пирожок

В печку посадили мы. Вытягивают прямые ладони вперед, прикасаясь их

боковой частью друг к другу.

Печка весело горит, Быстро шевелят пальцами поднимая и опуская руки («огонь»).

Наша мама говорит: Ставят руки «полочкой» перед грудью.

Крошки, что останутся, «Крошат крошки».

Воробью достанутся. Стучат указательными пальцами по коленям

(«воробьи клюют»)

11. Печатание.

Улица, огурец, цветы, овца.

Цветы цветут.

12. Игра с мячом «Скажи ласково»

Дело – дельце

Задание – заданьице

Платье – платьице

Мыло – мыльце

Стихотворение – стихотвореньице

Расписание – расписаньице

Ружье – ружьецо

Сало – сальце

Здание – зданьице

Шило – шильце

Зеркало – зеркальце

Одеяло – одеяльце

Масло – маслице

Варенье – вареньице

Печенье – печеньице

Письмо – письмецо

Украшение – украшеньице

Угощение - угощеньице

Итог занятия.