Конспект урока "Повторительно-обобщающий урок. Русь в IX – первой половине XII в."
1.2. Русь в IX – начале XII вв
Государственность восточных славян
Древняя Русь – раннефеодальная монархия с элементами федерализма.
Теории возникновения государства у восточных славян: норманнская, антинорманнская, природно-исторического процесса.
Причины возникновения государственности: кризис родоплеменных отношений, переход к феодализму, необходимость защиты земель от общих врагов и др.
Два центра образования древнерусской государственности:
– Среднее Поднепровье – поляне – Киев;
– Волхов, Ильмень – новгородские (ильменские) словене – Новгород.
Князь устанавливал законы, руководил войском, судил.
Дружина делилась на старшую (бояре, воеводы, тысяцкие) и младшую (отроки, детские, гриди). Функция дружины: войско, сбор налогов, суд на местах.
Вои – лично свободные общинники, которые участвовали в военных походах.
Вече – народное собрание для обсуждения общих дел и решения вопросов общественной, политической и культурной жизни. Участники веча – главы свободных семейств сообщества (племени, княжества).
Христианство – одна из трёх мировых религий. Причины принятия христианства: централизация власти в государстве, укрепление позиций князя, поднятие международного авторитета Древней Руси.
988 г. – начало распространения князем Владимиром христианства как государственной религии.
Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭРусь Русь, Русская земля, в 9-10 вв. название государственного образования восточных славян на среднем Днепре. О существовании Р. свидетельствуют Константин Багрянородный в сочинении «De administrando imperio» (10 в.), договоры Р. с Византией 10 в., показания русских летописных сводов
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ) автора БСЭ Из книги Путешественники автора Дорожкин НиколайЧёрная Русь Чёрная Русь, название территории в бассейне верхнего течения р. Неман с городами Гродно, Новгородком, Слонимом, Несвижем, Здитовом и др. До 13 в. Ч. Р. частично входила в состав Полоцкого княжества. В 40-60-х гг. 13 в. неоднократно находилась под властью литовского
Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторовРусь странствующая Дорога, путь, стезя, тропа, колея… Странствие, путешествие, поездка, плавание, кочевье, хождение…Путник, путешественник, странник, пешеход, кочевник, бродяга… Случайно ли в русском языке столько слов, связанных с передвижением человека по земной
Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестенРусь от Поморья до Аляски Сейчас даже трудно себе представить, какими темпами шло освоение пространств, которым предназначено было стать Азиатской Россией. Прошло менее полувека после военных экспедиций Ермака, а уже стремительно заселялась лежащая «за Камнем, за
Из книги Русская Доктрина автора Калашников МаксимКИЕВСКАЯ РУСЬ Где стоит теперь наш Киев, Где вздымалась лишь гора, Жили братья - Кий с Хоривом, Щек и Лыбедь - их сестра. Здесь в счастливую годину Вырос над Днепром седым Златоглавым исполином Киев-град неуязвим. Днепр хранит его, как сына. Словно сыну приносил Все, что
Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав ВладимировичКиевская Русь Владимир Мономах 1053–1125 гг. Великий князь Киевский, политик и полководец Древней Руси. Без нужды не клянитесь, но, дав клятву и поцеловав крест к братье, соблюдайте клятву крепко.Больного посетите. Праху мертвеца поклонитесь, ибо все мы смертны.Да не
Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий ПавловичСЕТЕВАЯ СВЯТАЯ РУСЬ “Игумен Земли Русской” дал канон России будущегоЕсли для других наций крах государства – это еще не полная катастрофа (например, поляки полтора века жили без своего государства – и ничего, сохранились как нация), то мы, потеряв государство, потеряем
Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович Из книги автора Из книги автораКиевская Русь Откуда произошло название «славяне»? Уже около двух тысяч лет тому назад античным историкам было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов.Это и были предки современных славянских
Из книги автораМосковская Русь Где находится Андроников монастырь? Андроников Спаса Нерукотворного мужской монастырь находится в Москве, на реке Яуза. Основан в 1360 году в качестве форпоста на юго-восточных подступах к Москве. Назван по имени первого игумена – Андроника. В XIV–XVII веках
Из книги автораСеверо-Восточная Русь в XIV–XVI вв В землях Владимиро-Суздальского княжества увеличивалась численность населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории находились сравнительно далеко от восточных границ Руси и были менее уязвимы со стороны Золотой Орды, что вело к
Конспект по истории России
Древнейшие летописи связывают начало государственности на Руси с призванием варягов (скандинавов) - братьев Рюрика (к ильменским славянам), Синеуса (к чуди и веси на Белоозеро) и Трувора (к кривичам в Изборск) с дружиной. Спустя два года, после смерти младших братьев, всю власть над призвавшими их племенами принял Рюрик. Уйдя с Ладоги на Волхов, он основал город, получивший имя Новгород. В результате войн с соседними племенами власть Рюрика распространилась к югу на полочан, к западу на кривичей, к северо-востоку на мерю и Мурому. Тем самым было положено начало собиранию восточнославянских земель в единое государство. Согласно преданию, двое "мужей" Рюрика - Аскольд и Дир - спустились с дружиной вниз по Днепру и, остановившись в Киеве, стали владеть землями полян, плативших дань хазарам.
В 879 г. Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря на попечение своего родственника Олега , который совершив поход на юг, убил киевских князей Аскольда и Дира и перенес в Киев центр своего княжества. По летописи, он сделал это в 882г., и этот год считается датой образования древнерусского государства . Утвердившись в Киеве, Олег обложил данью северные племена, активно строил города и крепости для установления своей власти на новых землях и защиты от степных кочевников. Впоследствии Олег (882-912) подчиняет древлян, радимичей и северян. Игорь (912-945) - уличей и тиверцев и - вторично - древлян, Святослав (965-972) совершает поход на вятичей, а Владимир (978-1015) - на хорватов. К началу XI в. Русь объединила почти все восточнославянские племена и превратилась в крупное европейское государство.
Перед древнерусским государством стояли сложные внешнеполитическое задачи - противостояние византийской экспансии в Северном Причерноморье, отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с Хазарским царством, препятствовавшим восточной торговле Руси. Борьба с попытками Византийской империи подчинить Русь прошла несколько этапов - морские походы на Царьград князя Олега (907 г.), князя Игоря (941 и 944 гг.), борьба князя Святослава на Дунае. Особенно успешным был поход Олега, взявшего большую дань и добившегося от императора выгодного для Руси торгового договора. Поход князя Игоря в 941 г. окончился неудачей. После похода 944 г. был заключен новый договор, уже на менее выгодных условиях. В других случаях Русь выступала союзником Византии. Необычной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность Святослава. В 964-965 гг. он покорил живших на Оке вятичей, вышел на Волгу, разгромил Волжскую Болгарию и, двинувшись вниз по Волге, обрушился на давнего врага восточных славян - Хазарский каганат. Войско хазар было разбито. Святослав покорил также северокавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгейцев) и положил начало русскому Тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье).
В 967 г. Святослав сменил восточное направление своей деятельности на балканское . По договоренности с византийским императором Никифором Фокой он выступил против Болгарского царства, одержал победу и обосновался на нижнем Дунае. Отсюда он стал угрожать и самой Византии. Византийская дипломатия сумела направить против Руси печенегов, которые, воспользовавшись отсутствием русского князя в 968 г., едва не взяли Киев. Святослав вернулся на Русь, разбил печенегов и вновь возвратился на Дунай. Здесь, заключив союз с болгарским царем Борисом, он начал войну с Византией и, перейдя Балканы, вторгся во Фракию. Военные действия проходили с переменным успехом, но в конце концов Святославу пришлось отступить обратно к Дунаю. В 971 г. новый византийский император Иоанн Цимисхий перешел в наступление, занял столицу Болгарии Преслав и осадил Святослава в Доростоле (на правом берегу Дуная). Решающего успеха византийцам достичь не удалось, но истощивший свои силы Святослав вынужден был согласиться на заключение договора, согласно которому он терял все позиции, завоеванные им на Балканах. В 972 г. Святослав с частью войска возвращался в Киев по Днепру. У днепровских порогов подкупленные византийскими дипломатами печенеги устроили засаду и Святослав был убит.
Отношения с туркоязычными печенегами , в начале X в. занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона, были также важной составной частью древнерусской внешней политики. Известны как факты союзнических отношений Руси с отдельными печенежскими племенами (в 944 г. и 970 г. против Византии), так и военные конфликты (920, 968, 972 гг.). Особенно силен был печенежский натиск на южнорусские земли в конце X в. Киевский князь Владимир (980-1015) организовал оборону южных границ, осуществив постройку сторожевых крепостей вдоль пограничных со степью рек - Десны, Сейма, Суля, Роси.
Княжение Владимира Святославича (980-1015) было периодом политический стабильности Киевской Руси, когда сложилась структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск печенегов на южные границы. После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его наследниками. В результате этой борьбы в 1036 г. Ярослав стал "самовластцем" Русской земли.
В 1037 г. произошло последнее крупное сражение с печенегами: они были разгромлены под Киевом и после этого больше не представляли опасности для Руси. В 1043 г. обострилась русско-византийские отношения. Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном Владимиром, князем новгородским. Поход оказался неудачным - русское войско было разбито греческим флотом.
После смерти Ярослава в 1054 г. между его сыновьями некоторое время сохранялась политическая стабильность. Ярославичи - киевский князь Изяслав, черниговский Святослав и переяславский Всеволод - составили правящий триумвират под главенством старшего Изяслава. Разделение власти привело к временному возникновению, наряду с Киевской митрополией, двух новых - Черниговской и Переяславской. Князьям удалось в 1060 г. разбить соединенными силами кочевников-торков, пытавшихся занять в причерноморских степях место печенегов.
Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение . Собственники земли - князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства и церковь - эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов, закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов - свободных и уже попавших в зависимость. Главной формой эксплуатации в X-XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента.
Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в них составляли ремесленники и торговцы. Большую роль в жизни города играло вече , которое ведало вопросами войны и мира, созывало ополчение, сменяло князей и т.д. Бояре, высшие иерархи церкви, князь возвышались над основной массой населения. Но власть князя не была самодержавной, она ограничивалась волеизъявлением свободных общин и вечевым строем городов.
Процесс феодализации Руси привел к образованию мощных политических центров и началу их борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть раздробленность не удалось. К концу их правления местные князья, используя внешнюю угрозу (набеги печенегов, затем половцев), внутреннюю нестабильность (народное восстание в Суздале (1024), Киеве (1068-1071), в том же году в Ростове, в Новгороде, на Белоозере) и противоречия в великокняжеских семьях, развернули феодальные войны. Съезд князей в Любече (1097 год) официально закрепил падение единовластия киевских князей, признание самостоятельности феодальных центров.
Серьезной попыткой противостоять феодальной раздробленности через усиление великокняжеской власти, опирающейся на союз с городами, стало правление Владимира Мономаха (1113-1125). Киевскому князю удавалось сохранить единство Древнерусского государства и гасить сепаратистские устремления некоторых князей (Ярослава, Глеба). В области внешней политики ему удалось отразить опасность, грозившую Южной Руси со стороны половцев. В 1116-1118гг. Владимиром было организовано масштабное военное и политическое наступление на Византию. Попытки посадить на константинопольский престол своего зятя-самозванца Леона, выдававшего себя за сына византийского императора Романа IV Диогена, а после его гибели - сына Леона Василия (своего внука) не удались, но их результатом было упрочение влияния Руси на левом берегу Нижнего Дуная.
Хронология основных событий 972- 978 гг. - княжеские усобицы (борьба за власть). 978- 1015 гг. - правление в Киеве Владимира I Святославича. 1015- 1019 гг. - борьба за власть между сыновьями Владимира. 1019- 1054 гг. - правление в Киеве Ярослава Мудрого. 1097 г. - Любеческий съезд князей. 1113- 1125 гг. - правление Владимира Мономаха в Киеве. 1125- 1132 гг. - правление Мстислава Великого в Киеве.
Во главе церкви встал митрополит, назначавшийся из Константинополя. Русь была разделена на церковные округа во главе с епископами (в Новгороде - архиепископом). Духовенство разделялось на белое (священники, служившие в городских и сельских церквях) и чёрное (жило в монастырях).
вотчина- наследственные земельные держания. Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, которые объединялись в общины; смерды - сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Появилось и зависимое население: закупы - разорившиеся общинники, которые получали от землевладельца купу - помощь деньгами или товарами в долг. Вернув долг, закуп становился свободным человеком. Рядовичи - люди, которые заключили договор (ряд), согласившись работать у господина на определённых условиях. Зависимое положение рядовича и закупа не распространялось на членов его семьи и не передавалось по наследству. Наиболее бесправными были рабы - холопы (челядь). Они работали на земле князей и владельцев вотчин.
1. Какие события произошли на Руси во время правления князя Владимира I? 2. Как было организовано управление Русской православной церковью? 3. Как вы думаете, в чём причины княжеских усобиц? 4. Какие категории населения относятся к землевладельцам в Древнерусском государстве? 5. В чём сходство положения закупов и рядовичей? 6. Как реформы Ярослава Мудрого способствовали укреплению государства? 7. Какие крупнейшие военные победы были одержаны русским войском в X-XII вв. ? В чём их значение для Руси?
Задание 1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) основание города Юрьева 2) создание ≪Устава Владимира Всеволодовича≫ 3) создание пантеона языческих богов 4) Любечский съезд князей
Задание 2 Прочитайте отрывок из исторического источника и выполните задания. ≪[Киевский князь] _______ , после смерти (князя) Святополка, созвал дружину свою в Берестове. . . и постановили. . . Если закуп убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдёт искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд≫. Укажите имя князя, пропущенное в тексте. Укажите год, когда был издан документ, из которого был взят данный отрывок.
Большое значение в области международного сотрудничества имеет принятие различных международных документов: конвенций, резолюций, актов.
Конвенции и рекомендации МОТ разрабатываются и принимаются Международной конференцией труда с использованием одинаковой процедуры. Их принятию предшествует обсуждение на двух последовательных международных конференциях (сессиях МОТ). МОТ готовит предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика в различных странах. Каждая конвенция (рекомендация) обсуждается специальной комиссией, сформированной конференцией, и должна быть одобрена большинством в 2/3 присутствующих делегатов. В конвенциях МОТ закреплены основные права в области охраны труда. Помимо конвенций МОТ существуют документы, принятые другими организациями.
В 1975 г. 33 европейских государства, США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
По инициативе СССР разработана и действует «Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду», к которой присоединились многие государства мира. Конвенция ратифицирована нашей страной по Указу Верховного Совета СССР от16.05.78 г.
По инициативе СССР принята также резолюция «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений» (1981 г. ХХХV Сессия Генеральной Ассамблеи ООН), в 1982г. при активном участии СССР принята Генеральной Ассамблеей ООН «Всемирная хартия природы», которая возлагает на все государства ответственность за сохранение планеты и ее богатств.
Древнерусское государство в IX – начале XII в.
1. Причины и предпосылки образования государства
2. Признаки Древнерусского государства
3. Признаки феодального способа производства. Виды ренты
4. Формы феодального землевладения
5. Этапы развития феодализма в России
6. Социальная структура Древнерусского государства
7. Народные восстания
8. Города. Функции города
9. Норманнская теория. Норманисты. Антинорманисты
Деятельность древнерусских князей :
11. Рюрик. Олег. Игорь. Ольга. Святослав.
12. Владимир. Первая религиозная реформа
13. Принятие христианства. Причины принятия христианства
14. Значение принятия христианства. Церковное устройство
15. Ярослав Мудрый. Внешняя политика. Междинастические браки. «Русская Правда»
16. Триумвират Ярославичей. Усобицы
17. Владимир Мономах. Борьба с половцами в 1092–1096 гг.
18. Усобицы 1093–1097 гг. Любечский княжеский съезд
19. Борьба с половцами в 1103-1111 гг.
20. Правление Владимира Мономаха в Киеве
21. Мстислав Великий
У восточных славян процесс формирования государства был длительным – с VI по IX век.
Причины и предпосылки образования государства:
1) переход от родовой к соседской общине;
2) развитие частной собственности, имущественного неравенства;
3) усиление власти князя, рост военной дружинной знати. Военная добыча концентрируется в руках князей и знати;
4) развитие земледелия с использованием железных орудий труда;
5) рост городов, отделение ремесла от земледелия.
В результате у восточных славян к IX в. возникает государство – особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения и управления; способ регулирования отношений между различными социальными слоями, классами и т.д. Государство появляется тогда, когда люди ощущают в нём настоятельную потребность. Сам термин «государство» (как и представление о нём) появляется только в XVI в. Древнерусское государство существовало не в современном смысле этого слова: не было единого правового, экономического и культурного пространства. Зато была основа государства – группа людей, претендовавших на монопольное право издавать законы, и монопольное применение силы, если эти законы нарушаются (князь, дружинная знать и вече).
Признаки Древнерусского государства:
1) наличие публичной власти;
2) государственный суверенитет;
3) государственная власть осуществлялась на определённой территории и распространялась на всё население этой территории;
4) единая система управления, сборов налогов и законов.
Образование государства является закономерным итогом разложения первобытного строя и зарождения феодализма – общественно-экономического строя, в основе которого лежит частная собственность на землю и эксплуатация зависимых крестьян феодалами .
Признаки феодального способа производства:
1) натуральное хозяйство – при нём продукты труда производятся для потребления самими производителями, а не для продажи;
2) зависимость крестьянина от феодала;
3) примитивный уровень развития орудий труда;
4) сочетание феодального землевладения и крестьянского землепользования – земля принадлежит феодалам, крестьяне за пользование ею отдают часть производимого урожая феодалу в виде ренты – дохода, не требующего от его получателя затрат собственного труда .
Виды ренты : -отработочная, т. е. барщина ;
-оброк продуктовый (натуральный); оброк денежный.
Дань-налог назывался полю дье (от слов «ходить по людям», т. е. зависимому населению). Полюдье собиралось путём объезда князем и дружиной подвластных земель с ноября по апрель. Полюдье также осуществляло властные функции князя: он общался с населением, «напоминал» о своём руководстве, вершил суд.
Формы феодального землевладения:
1) вóтчина (от слова «óтчина») – наследственная земельная собственность вóтчинника, её можно было продать, купить, завещать. Владельцами вотчин были князья, бояре, церковь;
2) поместье – условное землевладение, давалось князем мелкому феодалу за службу, служилые люди не обладали правами вотчинников.
Ранее в исторической науке преобладало мнение, что Древняя Русь являлась раннефеодальным государством. Ныне историки считают, что общественный строй Руси был многоукладным , сочетающим признаки патриархального, рабовладельческого и раннефеодального обществ.
Социальная структура Древнерусского государства .
Привилегированные категории населения :
-Князь («кнез» – древнегерманский термин – глава рода, старейшина) – глава государства, военный предводитель, верховный судья и законодатель. Князь объезжал подвластные территории, вершил суд, налагал штрафы. Суд вершился по Закону Русскому – устному своду законов, упоминаемому в договорах Руси с Византией. Княжеское окружение выполняло функции управления и принуждения :
-Боярская дума – совет при князе;
-воевода – начальник дружины. Дружина – (от слова «друг») – профессиональное войско, вооружённая сила, преданная лично князю. Дружина насчитывала 500-800 воинов, делилась на старшую , участвовавшую в управлении княжеством («княжие мужи», дружинная знать, бояре ) и «молодшую» («отроки», «гри́ди» );
-ты́сяцкий – глава военного ополчения («тысячи »). Ополчение – боеспособная часть гражданского мужского населения, участвующая в военных действиях в случае крайней необходимости;
-тиýны (тивýны), огнищане («огнище» – дом, очаг), дворские, ключники – управители княжеским или боярским хозяйством (двором);
-мечники – судебные исполнители;
-данники – сборщики дани;
-вирники – судебные чиновники, сборщики штрафов (штраф – ви́ра );
-мытники – сборщики торговых пошлин.
Управление на местах осуществляли княжеские наместники в городах и волостéли в сельской местности (в волостях).
-смéрды – крестьяне-общинники. Делились на свободных и лично зависимых. Зависимые смерды назвались по-разному в зависимости от причины попадания в кабалу: зáкупы, рядовичи, отпущенники, холопы .
-зáкупы – смерды, отрабатывающие феодалу взятый у него долг (кýпу );
-рядóвичи – зависимые люди, заключивший договор (ряд ) с феодалом и выполнявшие различные службы в его хозяйстве;
-наймиты – зависимые люди, нанявшиеся на работу за плату;
-полонянники – пленники, отрабатывающие свой выкуп на свободу;
-отпущенники – отпущенные на волю рабы-военнопленные;
-изгои – люди, утратившие связь с общиной (возможно, изгнанные);
-прощенники – преступники (воры), которых церковь выкупала у государства, заплатив за них штраф. Они работали на церковных землях;
-рабы, чéлядь (един. число – челядин ), или холопы . На Руси существовало патриархальное (домашнее ) рабство. Источники рабов – плен или долги. Рабовладение не получило у славян широкого распространения, так как климат не позволял собирать большие урожаи и прокормить рабов было трудно. Не было необходимости строить оросительные системы и другие гигантские сооружения, характерные для южных цивилизаций. Холопы были бесправны. Холопа, ударившего свободного человека, обиженный имел право убить. За убийство холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию. Существовали два вида холопства: обельное (полное) и неполное .
Превращение бывших свободных общинников в зависимое крестьянство происходило в результате захвата общинных земель феодалами, причём не всегда этот процесс носил насильственный характер, крестьяне могли добровольно переходить под власть феодала, который взамен должен был их защищать от нападений.
Народные восстания . Тяжёлое положение населения вызывало народные восстания. В Суздале в 1024 г., а также в Ростове и Белоозере в 1071 г., восстания возглавили языческие жрецы – волхвы . Причиной восстаний, по летописи, был голод («и бысть глад в граде Суждале»). В 1068 г. крупное восстание вспыхнуло в Киеве.
Города. В VII–VIII вв. ремесло отделилось от земледелия. Ремесленники жили в укреплённых поселениях – городи́щах , выраставших в города. Города строили при слиянии рек, на месте племенных центров, на торговых путях. Центр города – кремль (детинец ) был окружён крепостной стеной и валом. К центру примыкали посады и слóбоды – поселения ремесленников. В летописях упоминаются 224 русских города, археологами зафиксировано 425 городищ IX–XII вв., из них 42 крупных. Иностранцы называли Русь Гардарикой – страной городов.
Функции города : оборонительный, торговый, ремесленный центр, а также административный центр – резиденция князя.
Существовали два центра формирования государственности: южный на Днепре (Киев), и северо-западный (Ладога и Новгород). Легендарные братья Кий, Щек, Хорив и сестра их – Лыбедь считаются основателями Киева (V–VI вв.). По подсчётам демографов, к XI в. на территории Древнерусского государства площадью 1,1 млн. кв. км. проживало до 10 млн. человек (по мнению Б. У. Урланиса – 4,5 млн. человек).
Условно начало русской государственности определяется 860 г., когда после первого похода русов на г. Константинополь Византия официально признала в договоре восточно-славянское государство.
Таким образом , к IX в. сложилось Древнерусское государство. Возникновение государства способствовало интеграции племён, социально-политической стабильности, защите от внешней угрозы.
Норманнская теория. ПВЛ связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. В записи под 862 г. приводится рассказ, что словене, кривичи и финно-угорское племя чудь, стремясь преодолеть раздоры, призвали на княжение варягов из-за моря: «Земля наша велика и обильна, а «наряда» (т. е. управления, порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три варяжских вождя: братья Рюрик , Трувóр и Си́неус стали княжить соответственно в г. Новгороде, Избóрске, Белоóзере. Дружинники Рюрика Аскóльд и Дир решили идти «на греки» (в Византию), но осели в Киеве.
Создатели норманнской теории (НТ) – немецкие учёные Готлиб Байер (1694–1738), Герхард Миллер (1705–1783) и Август Шлёцер (1735–1809), работавшие в XVIII в. в Петербургской Академии наук. Они считали, что государство на Руси было привнесено извне, его основали норманны-варяги – скандинавы, принадлежащие к германской языковой группе. Сами же славяне якобы были столь отсталыми, что не могли самостоятельно создать своё государство. Эти выводы позднее использовала гитлеровская пропаганда, провозгласившая славян расово неполноценным народом.
Норманисты . Современные норманисты считают, что:
1. Рюрик – реальная историческая личность. В Швеции, несмотря на наличие памятника кóнунгу (князю) Рюрику в г. Норчёпинге, о нём мало сведений. Возможно, это был конунг Рорик Ютландский из Дании.
2. Первые русские князья также были варягами – Олег, Игорь, Ольга . Их имена изначально были скандинавскими (Хельг, Ингварь, Хельга ).
3. Норманны сыграли значительную роль в становлении древнерусской государственности, а Русь по своему типу ничем не отличалась от аналогичных западноевропейских королевств (Р. Скрынников). Варяжский фактор в становлении Руси был значителен. Например, в городище Гнёздово под г. Смоленском находится крупнейший в Восточной Европе скандинавский некрополь.
4. «Русь – это те же норманны, те же скандинавы; русь – это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии» (А. А. Шахматов). Историк С. Ф. Платонов считает, что русью вначале звали варяжские дружины, а затем это название закрепилось за славянами.
5. Шведские историки считают, что существовала т. н. «Великая Швеция», включавшая обширные земли Руси вплоть до Чёрного моря.
Антинорманисты – представители славянской школы Михаил Ломоносов (1711–1765), Дмитрий Иловайский (1832–1920) утверждали:
1. «Русь» – это славяне. Варягов на Руси не было совсем или они не сыграли никакой роли в становлении Древнерусского государства.
2. Рюрик «был работником по найму», которому новгородцы за жалованье поручили поддерживать порядок. Славяне призывали норманнов как нейтральную силу, способную прекратить усобицы. Варяги не были связаны ни с одной из местных группировок и потому устраивали всех. У многих народов в древности иноплеменники становились во главе государств (историк В. Л. Янин).
3. Если варягов призвали на княжение, значит, эта форма власти у славян уже существовала ранее. Рюрик не был первым князем славянских земель. Известны более ранние (возможно вымышленные) князья Кий, Бравлин, Гостомысл .
4. Анализ ПВЛ показывает, что запись о призвании Рюрика была поздней вставкой в текст летописи. Записи Нестора в 1116 г. были переработаны, возможно, по указанию князя Владимира Мономаха летописцем Сильвестром († 1123). В «Повести» осталось утверждение Нестора о том, что Русь складывалась в VI в. вокруг Киева и первым князем был Кий , но прибавилась запись о призвании варягов, что отвечало политическим интересам Мономаха, тесно связанного со Скандинавией. Братья Синеус и Трувор – плод ошибки летописца, который, плохо зная древнешведский язык, принял окружение Рюрика за имена: sine hus («свой род») – Синеус и thru varing («верная дружина») – Трувор.
5. Происхождение правящей династии нельзя напрямую связывать с происхождением самого государства. Государственность нельзя экспортировать из-за рубежа, она – результат достижения определённого уровня развития общества, а у варягов государство в IX в. ещё не сложилась.
1. Проблема
этногенеза русских и создание Древнерусского государства.
Вопрос об этногенезе русских и роли варягов в создании государства в историографиии, к сожалению, довольно искусственно запутан. Выделяются три основных теории.
Норманнская. Начало ее обоснования было положено в XVIII веке немецким историком Готлибом Байером, в XX веке она получила свое обоснование в работах Л. Гумилева. Согласно норманнской теории, часть историков утверждает, что первоначальные русы были варягами, пришедшими с севера, из Скандинавии, другие, что русы - это племя с берегов южной Балтики. Этот спор вряд ли удастся разрешить. Речь идет о гипотезах. Л. Гумилев высказывал мнение, что русы - это скорее племя южных германцев. Этот народ отличался еще со времен Римской империи буйным нравом, воинственностью. Славянские племена, проживавшие на северо-западе, в районе несколько позже возникшего Новгорода, признали власть норманнского князя и его дружины. Закрепление на этой территории пришельцев с севера диктовалось заинтересованностью в борьбе с хазарами, поскольку последние в отличие от скандинавов стремились полностью ликвидировать самостоятельность славянских земель, подчинив себе торговые пути к Балтике. Часть историков связывает с норманнами образование древнерусского государства - призвание Рюрика с братьями, о чем сказано в нашей древнейшей летописи "Повесть временных лет". Основания для этого есть: период с конца VIII по XI век - это время викингов в Европе. Военная демократия викингов становилась организующим элементом для появления европейской государственности. Викинги стимулировали процесс образования государств в Западной Европе (в XI веке скандинавы образовали Норманнское королевство в Сицилии). В этом же контексте предлагается рассматривать влияние варягов (викингов) на Русь.
Таким образом, согласно этой концепции, у истоков этноса "русские" стояли славяне и русы. От одних идет привязанность к земле, тихий нрав, от других - воинственность, склонность к насилию. Древняя Русь одновременно с Западной Европой подошла к рубежу образования раннесредневекового государства. Призвание варягов стимулировало этот процесс.
В IX веке князья Рюриковичи расширили территорию своих владений. В 882 году князь Олег присоединил Киев, объявив его "матерью городов русских". Расцвет Древнерусского государства приходится на X век - время княжения Владимира и его сына Ярослава Мудрого.
Антинорманнская теория утверждает только славянское происхождение этноса "русские". Начало ее обоснования было положено М. В, Ломоносовым, в советский период русской истории только эта теория считалась правильной. Аргументация строилась не на письменных источниках, а на археологических данных академика Рыбакова.
Согласно антинорманнской концепции русская земля и русские люди пошли не с северо-запада, позже Новгородская земля, а с территории среднего Приднепровья. Здесь по берегу реки Рось проживало славянское племя росов, оно и дало название славянам, объединенным под властью Киева. Правили в Киеве русские князья, обманным путем Олег умертвил русских князей Аскольда и Дира, и сам закрепился в южном городе. Летописные сказания о варяга? Рюриковичах вымышлены и позже внесены в "Повесть временных лет". Это было сделано с целью доказательства независимости Руси от Византии, которая претендовала на гегемонию над Русью. По этой концепции влияние норманнов - русов на Русь ничтожно. Они не могли насадить здесь свою культуру, законы и государственность, т. к. сами находились не на более высоком уровне.
Концепция, стоящая на позициях норманнизма, но с иной аргументацией. Этот взгляд на исходные истоки русского этноса и его государственности оформился в 90-е годы нашего века в работах Мурада Аджиева (см. напр.: "Независимая газета", 1994, 11 января), Искандера Измайлова (см. напр.: "Родина", 1994, №2). Аргументация следующая. Киев и южное Приднепровье населялись тюркскими народами (печенеги, хазары, половцы) и никакие южные и восточные славянские племена здесь не жили. Киев, в переводе с тюркского, "город зятя" был с V века столицей каганата Украина. Его правители назывались каганами (хаканами). Степная страна появилась в IV веке в результате великого переселения народов и просуществовала до XVIII века, до присоединения Причерноморья и Крыма к России. Киев в IX веке завоевали русы - варяги, сделав его столицей своего государства. Христианство до прихода русов уже было распространено среди степняков. Таким образом, согласно этому взгляду этногенез русских шел при участии русов - варягов, исконные земли русских - это район Новгорода, а далее русские выступали как завоеватели. Сердцевина нынешней России, Московия, населялась народами фино-угорского происхождения, а в прилегающих территориях, южнее, в степи, жили тюркские народы. Русские завоевали и уничтожили эти народы и присоединили их исторические земли. Это произошло в XIV веке. Таков еще один взгляд на проблему происхождения русских и их исконной земли.
Анализируя современную литературу по данной проблеме, можно утверждать следующее. В конце VIII - начале IX веков началась эпоха викингов, когда вследствие избытка населения в бедных скандинавских странах началась эмиграция на запад и восток. Эмиграция имела на востоке свою специфику, поскольку там викинги, или, как их здесь называли, Русь, сталкивались с местным населением, находившимся на том же цивилиза-ционном уровне, что и они сами; чаще всего руководители норманнских отрядов заключали союзы с местной знатью, выгодные обеим сторонам. В то время, как на севере активизировали деятельность скандинавы, юг все больше вовлекался в орбиту влияния или прямо под власть хазар" Ни варяги, ни хазары славянам государственность не принесли, поскольку она возникает прежде всего в результате определенных процессов внутри самого общества с возникновением имущественного неравенства и социального расслоения. Вот и у восточных славян, очевидно, не позже VIII века появились свои княжения, о которых говорится в "Повести временных лет". Древний летописец говорит, что свои княжения до "призвания варягов" существовали у полян (хотя поляне какое-то время зависели от хазар), древлян, кривичей, словен ильменских и у дреговичей. В отношении полян летописец, уроженец Киева и его патриот, записал легенды о князьях, основателях города Кие, Щеке и Хореве и их сестре Лыбеде.
Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять ни хазарам, ни варягам. Хазарская угроза была более сильной, поскольку хазары представляли более сильное политическое объединение, господствовавшее почти на всей Восточной Европе. Варяги же здесь никаких завоеваний не делали. Все, что известно о них, говорит за то, что они утверждались в славянских землях как союзники местной знати - более самостоятельные на севере и зависимые от последней на юге. В таких условиях в Восточной Европе начала складываться новая политическая сила - Древнерусское государство, или Русь, как его тогда именовали.
Первоначальные русы были скандинавы, пришедшие в Восточную Европу с севера. По-видимому, в Восточной Европе IX века возникло несколько княжеств, во главе которых стояли "призванные" русские князья. Важнейшими из этих политических объединений были Киевское и северное, в районе несколько позже возникшего Новгорода. Закрепление в них пришельцев с севера диктовалось заинтересованностью в борьбе с хазарами. Хазары уже прибрали к рукам волжский путь (булгары волжские им платили дань) и хотели подчинить себе выходы к Балтике. Поэтому славяне были заинтересованы в свержении хазарского ига и с этой целью заключали разного рода союзы со скандинавами.
Главная
роль в борьбе с хазарами выпала на долю правителей Киева, которые уже в первой
половине IX века достаточно усилились, чтобы принять титул хакана. Однако,
судя по всему, такое усиление не было стабильным, тем более что южные князья
вступили в противоречие с северными. Правил ли на севере Рюрик или его
наследники, принципиального значения не имеет. Но о попытках южных князей
закрепиться и на севере (в земле кривичей) известия есть. Поход на Византию в
860 году южнорусского княжества был предпринят, чтобы показать свою силу и
значимость. Однако поход закончился неудачей. Несомненно, поражение у
Константинополя сказалось весьма отрицательно на южном княжестве. Попытка показать
северу свою силу не увенчалась успехом. А на севере, по свидетельству летописи,
положение стало более стабильным. Северным князьям был необходим доступ на
богатый юг и далее для торговли в Византию. Южные князья сделали еще одну
отчаянную попытку: они приняли христианство в надежде на помощь со стороны
греков. Это случилось около 867 г. Возможно, принятие христианства было связано
и с миссией славянских просветителей Кирилла и Мефодия в Крым в 60-х годах IX
века. Есть основания говорить, что после похода 860 г. произошло резкое
изменение политики киевских князей, ставших теперь союзниками Византии и
Хаза-рии. Но именно это явилось одной из причин их дальнейшего поражения в
борьбе с северными князьями. Нет сомнений в общей канве дальнейших событий,
описанных в "Повести временных лет" и связанных, прежде всего с
походом северного князя Олега на юг и захватом им Киева. Олег победил
(отвлекаясь от датировок) ближайших соседей полян - древлян и северян, из
которых последние платили дань хазарам. Затем князь освободил от хазарской
зависимости радимичей. По сути дела есть основания говорить о русско-хазарской
войне при Олеге, причем союзниками его выступали, согласно восточным
известиям, печенеги. Война Олега с хазарами датируется 80-ми годами IX века.
Именно с конца IX века можно говорить о начале становления государства, которое
получило название Русь и появилось в результате прежде всего объединения двух
главных политических центров восточных славян - южного с Киевом и северного с
Новгородом. Последний и возник в это время. Олег постепенно присоединил к
Киеву большую часть восточнославянских земель. Так возникло Древнерусское, или
Киевское, государство и "Русская земля, Русь".
2.ГОСУДАРСТВО РУСЬ (IX - НАЧАЛО ХII
в.)
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную
монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья,
сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.
Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с
подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед
молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с
зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией
Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует
рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.
История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство
историков определяют как IX - начало ХП в., условно может быть разделена на три
больших периода. Первый (IX - середина X в.) -время первых киевских князей.
Второй (вторая половина X - первая половина XI в.) -время Владимира I и
Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской державы; третий период - вторая
половина XI –начало XII в.,переход к территориально-политической раздробленности.
ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ (IX - СЕРЕДИНА X в.)
Объединение
Новгорода и Киева.
С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. (В 1862 г. в Новгородском кремле был сооружен памятник тысячелетию России, скульптор М.О. Микешин.) Некоторые историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрис-ландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал походы на Западную Европу. Рюрик обосновался в Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской обл.), Другой, Трувор - в Изборске (неподалеку от Пскова). Историки считают имена "братьев" искажением древнешведских слов: "синеус" -"со своими родами", "трувор" - верная дружина. Это обычно служит одним из доводов против достоверности варяжской легенды. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани.
После смерти Рюрика в 879 г., не оставившего после себя наследника (по другой версии им был Игорь, что дало основание впоследствии в исторической литературе называть династию киевских князей "Рюриковичами", а Киевскую Русь - "державой Рюриковичей"), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879-911).
Объединение Киева и Новгорода. Договор Руси с греками. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.
Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. Так, еще в 860 г. Аскольд и Дир предприняли на этот раз удачный поход на Византию. Еще большую известность получил договор Руси и Византии, заключенный Олегом.
В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царырада). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летописец, "на двое харатьи", т.е. в двух экземплярах - на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства. До появления "Русской Правды" складывалось и законодательство (в договоре с греками упоминалось о "Законе русском", по которому судили жителей Киевской Руси). Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.
При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией.
Князь Игорь. Восстание древлян.
После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, - восстание древлян в 945 г. Сбор дани в покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. "Князь, - говорили дружинники Игоря, - воины Свенельда богато изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты получишь много и мы".
Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно, "желая больше имения". Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: "Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его". Дружину Игоря перебили, а князя казнили.
Уроки и погосты.
После смерти Игоря его жена Ольга (945-964) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру (тризне) по приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень (ныне город Коростень). В огне пожара погибли, по летописи, около 5 тысяч человек.
Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упорядочение
сбора дани. Она установила "уроки" - размер дани и "погосты"
- места сбора дани. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев,
угличей и окончательно - древлян.
Походы Святослава.
Одни историки считают Святослава (964-972) -сына Ольги и Игоря талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что подтверждает справедливость первой точки зрения.
Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут "сходиться блага из разных стран": шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.
По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого. (В 30-е гг. XX в. при строительстве Днепрогэса на дне Днепра были обнаружены стальные мечи, которые, как предполагают, принадлежали Святославу и его дружинникам.)
РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ X - ПЕРВАЯ ПОЛОвина XI в.)
Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972 – 980). Его брат Олег получил древлянскую землю.
Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.
Владимир вместе с Добрыней бежал "за море", откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.
Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временных лет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.
Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Кор-суни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлекала греческая вера.
Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется "равноапостольным".
Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья - любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.
Против Святоцолка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать "Святошку Окаянного" - зятя польского короля Болеслава Храброго - из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.
При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.
При Ярославе Мудром (1019 –1054) Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор - храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.
Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона - русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись "об успении (смерти) царя нашего.
При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода, - Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: "Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли".
Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.
Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.
Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Отсюда термин, означающий сбор дани, - "полюдье". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.
Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.
Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических
источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от "классических"
западноевропейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного
сектора в экономике страны – наличии значительного числа свободных крестьянских
общин,находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.
Переход к удельной раздробленности (вторая половинаXI- начало XII в.)
"Очередной" порядок престолонаследия.
Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название "очередного" или "лествичного" (от слова "лестница"). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.
Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных княжеств основывалось, прежде всего, на богатстве местных землевладельцев - бояр, а также доходов, собираемых князем с подчиненных крестьянских общин.
Любечский съезд. Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей - Всеволода в соответствии с лествичным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новый князь не сумел справиться с усобицами, противостоять половцам. Более того - он был человеком корыстолюбивым, очень неразборчивым в средствах укрепления власти. Taк при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, процветало бес. Контрольное ростовщичество.
Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодевич Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип "Каждо да держит отчину свою". Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда.
Внешний фактор, а именно необходимость отпора появившимся в середине XI в. в южнорусских степях кочевникам - половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 половецких вторжений с середины XI до начала XIII в.
Владимир Мономах. После смерти Святонолка II в 1113г. вспыхнуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125).
Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще одной частью "Русской Правды". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закушшчество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.
Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил "ворошить летописцы", часто обращался к княжению Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей - шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.
Сыну Владимира Мономаха – Мстиславу Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.
3.Русь языческая
В древних поселениях восточных славян почетное место занимали языческие святилища - целый комплекс сооружений. Обычно несколько в стороне от жилья и княжеского двора, где-нибудь на холме, на возвышенном месте, на берегу реки, устраивалось капище -жертвенник. Капища могли находиться под обыкновенным навесом или быть даже вовсе открытыми. Сооружались они из каменных плит или песчаника, имели круглую или овальную форму и были обращены на восток, навстречу первым лучам солнца. В них поддерживался священный огонь, и отблески его падали на окружавших капище идолов - изваяния языческих богов, сделанные из дерева, камня и металла.
Археологи откопали несколько таких, чудом сохранившихся, изваяний. Самым известным считается так называемый Збручский идол - его нашли близ города Гусятина, у притока Днестра - реки Збруч. Это четырехгранный столб из известняка, высотой около трех метров. Каждая сторона разделена на три яруса: верхний посвящен богам, средний - людям и земле, нижний - преисподней. На гранях столба - под одной шапкой - четыре фигуры во весь рост, две из них женские. У каждой фигуры - свои символы: сабля, конь, турий рог, кольцо и др. Какие божества изображены на столбе, остается загадкой, которую вот уже более столетия стремятся разгадать ученые, предлагая самые разные версии. То ли перед нами четверка богов-охранителей, обращенная к четырем сторонам света (боги востока, севера и т. д.), то ли одно четырехглавое (или четырехликое) божество, символически воплощающее модель мира, как его представляли древние люди. Збручский идол датируют X веком (ныне этот памятник находится в Краковском музее).
Древние святилища нередко устраивали среди священных деревьев, иногда в целых рощах; особым поклонением пользовались могучие дубы и старые дуплистые деревья. Там и сям лежали священные камни. Живописный вид требищ, величественная картина, открывающаяся на окружающие просторы, должны были возбуждать в людях священные чувства. Сюда стекались жители окрестных мест для совершения треб - религиозных обрядов, молений, торжественных поминальных тризн; отсюда они обращались к богам с просьбами или словами благодарности. Языческие требы бывали шумными, нередко они выливались в массовые обрядовые празднества. Авторы - правоверные христиане с негодованием писали об этих «кумирских празднованиях», «бесовских игрищах», «веселиях сатанинских», когда на всю округу раздавался рев труб, звенели бубны и гусли, слышалось «гуденье» (игра на гудках) и пение бродячих артистов - скоморохов - и происходило всеобщее «скаканье» и «плясанье». Важнейшую и серьезнейшую часть треб составляли жертвоприношения. Они совершались по разным поводам и посвящались богам. Следы их - в виде множества обгорелых костей и черепов животных, остатков угля и золы, обломков культовой посуды - археологи находят и в наши дни при раскопках древних святилищ. Письменные же памятники сохранили свидетельства страшного обычая - человеческих жертвоприношений. Рассказ об одном таком событии мы находим в летописи под 983 годом (то есть всего за пять лет до принятия Русью христианства). После успешного похода князь Владимир захотел отметить победу жертвой в благодарность богам. Старцы и бояре, следуя обычаю, решили, что нужна человеческая жертва, а для выбора ее положились на жребий. Он выпал на «прекрасного лицом и душою» юношу, сына жившего в Киеве варяга-христианина. Когда за ним пришли, отец воспротивился и произнес по адресу языческих богов обличительную речь: «Не боги это, а просто дерево. Нынче есть, а завтра сгниют. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева... Не дам сына». Тогда княжеские посланцы разрушили дом, его хозяева были погребены под развалинами. I Обычай приносить в жертву скот и птицу долго держался в разных местах Руси даже после принятия христианства, и еще в середине XVI века архиепископ Новгородский и Псковский жаловался Ивану Грозному по этому поводу.
Впервые попытка зафиксировать на общегосударственном уровне высший круг языческих божеств принадлежит, судя по «Повести временных лет», князю Владимиру Святославичу. Согласно летописи, Владимир велел поставить на холме возле княжеского теремного двора идолов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стри-бога, Симаргла, а под холмом - «скотьего бога» Белеса (Волоса).
С появлением новой религии языческим богам пришлось туго. Христианизация Руси происходила весьма активно, для этого постарались стереть с лица земли ненавистные христианам символы «поганской веры» - языческие святилища, капища и идолов. Князь Владимир, перед тем как крестить киевлян, «разрушил храмы идольские со лжеименными богами», «требища всюду раскопал и посек и идолов сокрушил» и только после этого призвал жителей собираться у реки для совершения нового обряда, а затем велел ставить церкви по тем местам, где прежде возвышались кумиры.
Так были подрублены основания привычно, столетиями отправлявшейся народом языческой обрядности.
Крещеную Русь, однако, было трудно заставить полностью забыть и отбросить языческое прошлое. «Скверные молбища идольские» восстановить было невозможно, но в разных местах земли, и не только в отдаленной глухомани, люди продолжали поклоняться, как своим богам, лесу и камням, рекам и болотам, источникам и горам, солнцу и звездам... А память о языческом пантеоне закрепилась в народном языке: в пословицах и приметах, в названиях урочищ, сел, рек... Следы той же памяти обнаруживаются в разных предметах народной культуры - узорах на кружевах и тканых изделиях, украшениях домов, символических изображениях на домашних вещах. Что же мы сегодня знаем о богах, занимавших некогда места на древнерусском языческом Олимпе и свергнутых затем силами христианства?
Прямых источников у нас крайне мало, и приходится довольствоваться отрывочными, попутными, нередко - сбивчивыми упоминаниями о древней религии славян в сочинениях греческих авторов, в записках европейских и арабских путешественников, в обличительных высказываниях русских книжников. Ценнейшие данные предоставляют археологи, раскапывая и реконструируя древние капища, извлекая из глубины культурного слоя изваяния идолов и культовые предметы. Очень важны исследования этнографов и лингвистов, свидетельствующие о живой связи веровании и религиозных представлении русских, белорусов, украинцев в XVIII-XX веках с древними истоками языческой религии.
И еще один бесценный