Как отличить широкоугольный объектив от обычного. Для чего фотографу-путешественнику нужен широкоугольный объектив

Настало время затронуть не менее важную часть – объективы. Наверняка, каждый из вас задавался вопросом, для чего нужен широкоугольный объектив? Именно в этой статье я расскажу о его предназначении, особенностях и случаях применения.

Для начала нужно разобраться, что такое широкоугольный объектив. Как правило, широкоугольным объективом или, как говорят фотографы, «шириком» принято считать комплект линз, фокусное расстояние которых находится в пределах 24-35мм, что справедливо для . Для кроп-матриц параметр будет несколько большим, причём зависит это от , о котором вы уже могли прочитать ранее.

Объективы со сверхшироким углом по концепции напоминают рассматриваемые в статье, однако, назвать их однотипными нельзя. Связано это с кардинально различающимися результатами при работе с каждым из типов. Здесь же стоит отметить, что сверхширокий угол связывают с «бочкообразной» аберрацией, а чем короче фокусное расстояние – тем сильнее она проявляется.

Если же говорить о сухих цифрах, то сверхшироким принято считать объектив с фокусным расстоянием 14-21 мм.

Применение

Неопытные фотографы часто не понимают, как профессионалы пользуются широкоугольными объективами. Сразу стоит отметить, что новичок не всегда может правильно поставить перед собой задачу и, как следствие, не полностью раскрыть потенциал аппаратуры.

Так вот, первые обычно используют рассматриваемый в статье тип линз из-за отсутствия возможности отдалиться от снимаемого объекта. Профессионалы же используют их для приближения. Иначе говоря, последние не планируют максимально отдаляться от предмета.

Происходит всё из-за того, что только опытный фотограф знает об одной из главных особенностей: широкоугольные объективы обладают специальными линзами, из-за которых основной объект может казаться слишком большим, а фоновые – слишком маленькими. Если говорить проще, то ширики косвенно искажают реальность, что иногда бывает крайне полезно.

Перспектива

Сейчас стоит поговорить поподробнее об этом параметре. Чаще всего, пользователи играют именно с перспективой для получения интересного результата. Описанная выше особенность связана именно с перспективой. Наиболее наглядно эту особенность показывает следующие изображения:

Итак, почему же реальность искажается косвенно? Дело в том, что сам по себе ширик перспективу особо не меняет. Здесь всё зависит только от фотографа, а если точнее – от его расположения относительно снимаемого предмета. Если максимально приблизиться к нему, то остальные объекты будут казаться слишком маленькими.

Для чего это нужно? Чаще всего эта особенность применяется для лучшей демонстрации снимаемого предмета с сохранением красивого фонового изображения. На прикреплённом ниже фото видно, что лодки получились несоразмерно большими, если сравнивать их с катамаранами, находящимися немного левее. Этот эффект был достигнут именно за счёт широкого угла.

Кроме всего прочего, следует помнить: при съёмке фотокамеры с широким углом нужно в центр кадра на передний план помещать какой-нибудь объект, иначе снимки будут казаться перегруженными и глазу зрителя будет не за что зацепиться.

Искажение вертикалей

Да, даже вертикальные объекты могут показаться наклонными при съёмке таким типом объективов. Чтобы избежать этого, следует выбирать правильное направление камеры – строго по горизонту. Если же направить его выше или ниже, то на изображении изначально вертикальные линии начнут сходиться.

Такое утверждение применимо для всех типов комплектов линз, даже для телевиков. Однако, на последних похожая закономерность менее заметна, чем на широком угле. В основном, из-за этого данный тип считается самым сложным в освоении, но эти огрехи легко выправляются в графических редакторах, о которых вы можете прочитать в более ранних статьях.

Несмотря на частое избегание эффекта схождения вертикалей, его можно использовать и как искусство. Это отлично видно на снимке, фотографируя в лесу: деревья будто сходятся ближе к своим кронам, хотя, в действительности, они расположены абсолютно параллельно друг другу.

Конечно, есть масса способов для избегания этого эффекта, если он нежелателен:

  1. Первый из них – направление на линию горизонта. У него нет никаких недостатков, сплошные достоинства.
  2. Второй способ – увеличить расстояние до объекта. Конечно, это не всегда возможно, кроме того, снимки с увеличением расстояния будут терять в детализации.
  3. Третий способ заключается в вытягивании снимка при помощи редакторов, однако, при его использовании, изображение может сильно исказиться и потерять правильную перспективу.
  4. Четвёртый и последний способ – объектив с возможностью управления перспективой (функция тилт-шифт). Его главный недостаток – дороговизна.

Почему многие говорят, что с широкоугольным объективом не стоит использовать поляризационные фильтры? Как известно, их эффективность напрямую зависит от угла падения света. Если, к примеру, расположить объектив перпендикулярно солнцу, это эффект будет максимальным, а при взгляде «в лоб» он будет полностью исключён. Эффективность поляризатора на разных участках будет отличаться из-за сильной выпуклости линзы, что может негативно сказаться на полученном кадре.

Почему следует использовать градиентный фильтр? Широкоугольные комплекты линз, зачастую, имеют такую особенность: снимки с разным уровнем освещения объектов могут быть пересвечены на одних участках и недосвечены на других.

Такой фильтр решает проблему: он может поглотить лишнее количество света или, наоборот, добавить его, где это необходимо.

Почему ширик делает ГРИП слишком большой? Ничего он большим не делает, это всего лишь заблуждение. Связано это со способом применения таких механизмов. Редко фотографы максимально приближаются к объекту, из-за чего кадр заполняется не так, как на привычных объективах со средней дистанцией фокусировки.

Съемка портретов на ширик

А как вы думайте, можно ли использовать широкоугольный объектив для съемки портретов? И почти уверен, что вы скажите нет. Вы скажите, что изображение будет искаженным. И от части, вы будете правы. Но я вам скажу, что портреты данным объективом делать можно. Я раньше тоже так же считал, что это полный бред, пока не ознакомился работами, знаменитого фотографа Джо Макнелли. Джо и сломал этот стереотип.

Он рекомендует снимать данным объективом почти вплотную. И если фотографировать с очень близкого расстояния, то видимых искажений на портрете не будет. Искажения в виде растянутости возможны, только по краям фотографии, что не очень существенно важно. Это всего лишь дополнительные объекты, которые только будут придавать изюминку фотографии. Поэтому, все в ваших руках, экспериментируйте.

Если вы хотите узнать больше не только про объективы, а также про основные моменты фотографии, как правильно фотографировать, на что обращать внимание при съемке, и многое другое, тогда в помощь вам видеокурс «Моя первая ЗЕРКАЛКА ». Я всем своим друзьям и знакомым рекомендую данный курс, особенно начинающим.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для поклонников CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для поклонников NIKON.

Итак, это было всё, что я знаю о широкоугольных объективах и для чего их использую. Надеюсь, вам понравилась статья, и она была полезной для вас. Если я прав, то покажите эту статью друзьям и подпишитесь на наш блог, так как позднее вы сможете прочитать очень много статей на фототематику. До скорой встречи!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Мир не стоит на месте, каждый день создается что-то новое, непонятное, но нужное. Поэтому приходится учиться разбираться в технических новинках.

Если речь идет об объективах для фотоаппаратов, Canon давно уже позаботился о том, чтобы не было пределов изучению и сравнению их оборудования.

Выбор широкоугольного объектива для Canon — довольно дорогостоящее занятие, но, мы сейчас с Вами, разберёмся во всех нюансах, чтобы Вы были рады покупкой и не жалели о потраченных деньгах.

Для тех у кого появился вопрос, для чего нужен широкоугольный объектив, отвечаем, что они позволяют захватывать большой угол обзора и в результате могут выдавать очень интересные фотографии.

Широкоугольными объективами называются объективы, расстояние фокуса которых меньше, чем диагональ пленочного кадра или матрицы (угол обзора от 52 до 82).

Обзор объективов

Цены актуальны на 2015 год

Рассмотрим некоторые широкоугольные объективы Кэнон.

Canon EF 16-35 mm F 2.8 L USM II (от 79 990 рублей)

Объектив, пришедший на смену нашумевшей первой версии.

Считается, что именно он лучший широкоугольный объектив для Canon в своём классе .

Пыле- и водонепроницаем позволяет снимать в любую погоду. За счет своеобразной геометрии снимков, большой глубине резкости на открытой диафрагме и интересного размытия фона вне фокуса, завоевал любовь многих фотографов, в том числе и свадебных. Высокая светосила объектива дает возможность снимать в условиях слабого освещения, например, ночной город без вспышки.

Потрясающая передача цветов и оттенков. Четкая, безошибочная наводка, быстрая автофокусировка, с возможностью переходить на ручную в любой момент съемки. Приятные тактильные ощущения, за счет серьезно проработанной конструкции. Имеет небольшой вес (635 грамм), поэтому его удобно носить с собой в рюкзаке.

Ультразвуковой мотор обеспечивает бесшумность съемки, что не влияет на высокую скорость автофокусировки. Специальное покрытие линз защищает фотографии от бликов и засветов.

Canon EF 17-40 mm F 4 L USM (от 34 999 рублей)

Сверхширокоугольный объектив, мало в чем уступающий лидеру класса. Не поддается ему по скорости и точности автофокусировки, имеет большой диапазон зума. Ультразвуковой привод. Считается лучшим представителем класса в соотношении цена/качество . Оптимальная диафрагма (светосила 4.0). Высокая резкость картинки.

Сверхмалая дисперсия стекла снижает резкость фона вне фокуса, изображение выглядит более естественным. Охватывает именно тот диапазон, который необходим для повседневных съемок.

Почему получается дисторсия объектива при фотографировании широкоугольными объективами узнаете из нашей .

Ищите лучшие схемы света или техники съёмки, или просто вдохновения? Актуальная подборка известных фотосайтов для фотографов по адресу:

Canon EF-S 17-55 mm F 2.8 IS USM (от 41 240 рублей)

Широкоугольник серии EF-S. Отличный вариант для повседневной съемки . Данная модель объектива по своим характеристиками и по качеству получаемых снимков практически сравнялась со своими профессиональными сородичами — «эльками».

Из достоинств следует особенно отметить наличие стабилизатора, отлично справляющегося с размытостью в условиях быстрой съемки. Опять же, за счет стабилизатора, не возникает проблем при работе в помещениях, даже без вспышки. Снимки получаются контрастными, четкими.

Практически отпадает необходимость технической постобработки фотографий. Также, как у представителей серии L, стекло имеет спец.покрытие, позволяющее бороться с бликами. Шустрый в плане скорости зумирования.

Ультразвуковой мотор, сверхбыстрая автофокусировка, с возможностью в любой момент переключиться на ручной режим. Его вес (645 грамм) многие фотографы рассматривают как достоинство, потому что он меньше дрожит в руках.

Canon EF 35 mm F 2 (25 990 рублей)

Широкоугольный фикс объектив. Удобная компактная конструкция, малый вес, всего 210 граммов. Но при этом объектив очень прочен , выполнен качественно. Отличный вариант для новичков и фотографов-любителей . Легкость в использовании при съемке, отсутствие лишних наворотов делают этот объектив привлекательным в глазах тех, кто пока только учится делать правильные снимки. Модель сочетает в себе доступную цену и хорошее качество изображений.

Достаточная светосила позволяет делать снимки в помещениях и на улице, причем угол охвата тоже радует. Среди моделей своей серии имеет самую быструю скорость автофокусировки Наименьшая дистанция фокусировки — 24 см. Также, среди плюсов — встроенный стабилизатор изображения.

Высокая резкость снимков, хорошая контрастность. Идеально подходит для универсального использования, можно снимать с близких расстояний, делать репортажные съемки и другое. Удобно носить с собой. Эта «кроха» поместится куда угодно.

Сэкономьте несколько тысяч рублей — узнайте как сделать самостоятельно!

Испытываете сложности с настройкой своего зеркального фотоаппарата? Загляните !

Canon EF 28 mm F 2.8 (от 34 290 рублей)

Классический широкоугольный фикс объектив, главными преимуществами которого являются компактность и невысокая цена. Несмотря на стоимость, собран очень качественно.

Если вы новичок или любитель, то стоит рассмотреть этот вариант, ввиду того, что получаемые снимки будут отменного качества и по разумной цене. Модель очень легкая (185 грамм) и маленькая, поэтому ее можно абсолютно везде носить с собой, брать в поездки и путешествия.

Высокое разрешение и выразительность снимков, глубокая контрастность, резкость, передача цветов и оттенков на уровне. Несмотря на свою компактность, объектив предоставляет возможность делать широкоугольные фотографии, с большими диапазонами значений.

Небольшое количество элементов делает его доступным по цене для широкого круга людей. Ультразвуковой привод работает почти бесшумно, хотя и немного уступает в этом более дорогим экземпляром. Но это вряд ли можно считать недостатком, если вспомнить о его приемлемых цене и качестве.

Выбирайте тот объектив, который отвечает вашим навыкам и привычкам. Как показывает практика, то, что для одного фотографа является преимуществом, для другого может стать недостатком.

Учитывайте свои потребности и возможности, чтобы покупка приносила вам радость, и не пришлось жалеть о потраченных деньгах. Хотя, последнее — вряд ли. Удачного выбора!

Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM (от 17990 рублей) – идеальный вариант фотоаппарата

Вес объектива является маленьким, именно это и привлекает многих фотографов. Не стоит задумываться, нужно ли брать объектив с собой, так как зачастую они занимают много места. Более того, данный фотоаппарат обладает распространенным размером диаметра, который подходит практически для всех объективов.

Минимальная дистанция фокуса – 22 см и считается от матрицы нашего объектива, именно это позволяет создавать очень интересные кадры. Ведь, мы видим мир под иным углом, и это отображается на твоем творческом процессе.

Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM (от 17990 рублей) – идеальный вариант для вашего фотоаппарата

Если вы увлекаетесь фотосъемкой архитектурных зданий или обладаете собственной студией, то объектив Canon EF-S 10-18mm – именно то, что вы ищите.

Вес объектива является маленьким, именно это и привлекает многих фотографов. Не стоит задумываться, нужно ли брать объектив с собой, так как зачастую они занимают много места. Более того, он обладает распространенным размером диаметра, который подходит, практически, для всех объективов.

Что касательно шумов, то объектив издает очень тихие звуки, которые можно услышать лишь, приложив вашу камеру близко к уху. Также, стабилизатор камеры способствует плавной съемке, и вам не придется носить штатив с собой.

Минимальная дистанция фокуса – 22 см и считается от матрицы нашего объектива, именно это позволяет создать очень интересные кадры. Ведь, ты видишь мир под иным углом, и это отображается на твоем творческом процессе.

Что касательно качества изображения, то оно, как правило, резкое и высокое. Иногда может наблюдаться бочкообразная дисторсия, которую можно с легкостью исправить в фоторедакторе. Несмотря на свою компактность, объектив имеет множество преимуществ.

Широкоугольный объектив может быть мощным инструментом акцентирования глубины и относительного размера в снимке. Однако, это также и один из наиболее сложных типов в освоении. Данная статья развеивает некоторые общераспространённые недоразумения, а также обсуждает способы полноценного использования уникальных характеристик широкоугольного объектива.


сверхширокоугольный объектив 16 мм - закат поблизости от Долины Смерти, Калифорния, США

Обзор

Объектив обычно называется «широкоугольным», если его фокусное расстояние составляет менее 35 мм (для полного кадра; см. «Объективы: фокусное расстояние и диафрагма »). Это соответствует углу зрения, который превышает 55° по широкой стороне кадра. Определение сверхширокого угла несколько более размыто, однако большинство соглашается на том, что эта часть начинается с фокусных расстояний порядка 20-24 мм и менее. Для компактных камер широкий угол зачастую означает максимальное раскрытие зума, однако сверхширокий угол для них обычно недоступен без специального адаптера.

В любом случае, ключевая концепция такова: чем короче фокусное расстояние, тем больше проявляются уникальные эффекты широкоугольного объектива.

Данная диаграмма показывает максимальные углы, под которыми лучи света
могут достигать сенсора камеры. Точка пересечения лучей необязательно
равна фокусному расстоянию, но примерно пропорциональна ему.
Угол зрения, как следствие, увеличивается обратно пропорционально.

Что делает широкоугольные объективы уникальными? Распространённое недоразумение состоит в том, что широкоугольные объективы в-основном используют тогда, когда невозможно отдалиться от предмета достаточно далеко, но вы тем не менее хотите уместить предмет съёмки в один кадр. Однако, если бы это было единственным применением, это было бы большой ошибкой. В действительности широкоугольные объективы зачастую используют для прямо противоположного: чтобы иметь возможность приблизиться к предмету!

Что ж, посмотрим подробнее на то, что делает широкоугольный объектив уникальным:

  • Он охватывает широкий угол зрения.
  • Он обычно имеет минимальную дистанцию фокусировки.

Несмотря на то, что эти характеристики могут показаться совсем базовыми, они означают изрядный набор возможностей. Остаток статьи посвящён способам наилучшего использования этих особенностей для получения максимального эффекта от широкоугольной съёмки.

Широкоугольная перспектива

Очевидно, широкоугольный объектив является особенным в силу своего широкого угла зрения - но что это в действительности даёт? Широкий угол зрения означает, что относительный размер и расстояние гипертрофируются при сравнении близких и далёких объектов . Это приводит к тому, что близлежащие объекты выглядят гигантскими, а дальние как правило кажутся маленькими и очень далёкими. Причиной этого является угол зрения:

Несмотря на то, что два контрольных столбика находятся на одинаковом расстоянии, их относительные размеры значительно отличаются на снимках, полученных с помощью широкоугольного и телеобъектива, сделанных так, чтобы ближний столбик целиком заполнял кадр по вертикали. Для широкоугольного объектива удалённые объекты составляют намного меньшую часть общего угла зрения.

Недоразумением является утверждение, будто широкоугольный объектив влияет на перспективу, - строго говоря, это не так. На перспективу влияет только ваше положение относительно объекта в момент съёмки. Однако на практике широкоугольные объективы зачастую заставляют вас значительно приблизиться к предмету съёмки - что, разумеется, влияет на перспективу.

Преувеличенные цветы размером 3 дюйма
в Кембридже, Англия. Использовался
сверхширокоугольный объектив 16 мм.

Такое преувеличение относительного размера может использоваться, чтобы добавить акцент и детальность объектам переднего плана, охватывая при этом широкий фон. Если вы хотите сполна использовать этот эффект, вам понадобится максимально приблизиться к ближайшему предмету в сцене.

В сверхширокоугольном примере слева ближайшие цветы практически касаются передней линзы объектива, что значительно преувеличивает их размер. В действительности эти цветы меньше 10 сантиметров шириной!

Непропорциональность тела,
вызванная широкоугольным объективом.

Однако следует проявлять особую осторожность, снимая людей. Их носы, головы и другие части тела могут оказаться неестественных пропорций, если вы слишком приблизитесь к ним для того, чтобы сделать снимок. Пропорциональность, в частности, является причиной того, что в традиционной портретной фотографии распространены более узкие углы зрения.

На примере справа голова мальчика стала ненормально большой относительно его тела. Это может стать полезным инструментом для придания драматичности или характерности прямолинейному снимку, но очевидно, это не то, как большинство людей хотели бы выглядеть на портрете.

Наконец, поскольку удалённые объекты становятся совсем маленькими, иногда хорошей идеей является включить в кадр какие-нибудь элементы переднего плана, чтобы зафиксировать композицию. Иначе снимок пейзажа (сделанный с уровня глаз) может показаться перегруженным, или ему не будет хватать чего-то такого, что привлечёт глаз.

В любом случае, не бойтесь подходить значительно ближе! Именно в этом случае широкий угол раскрывается во всей красе. Просто уделите особое внимание композиции; предельно близкие объекты могут сильно смещаться в изображении вследствие малейших движений камеры. Как следствие, может оказаться довольно сложно разместить объекты в кадре именно так, как вы этого хотите.

Наклон вертикали

Всякий раз, когда широкоугольный объектив направляют выше или ниже горизонта, это приводит к тому, что исходно параллельные вертикальные линии начинают сходиться . В действительности это справедливо для любого объектива - даже телеобъектива - просто широкий угол делает эту сходимость более заметной. Далее, при использовании широкоугольного объектива даже минимальное изменение в композиции значительно изменит положение точки схождения - что приводит к заметной разнице в том, как сходятся чёткие линии.

В данном случае точкой схождения является направление, в котором направлена камера. Наведите курсор на подписи к следующей иллюстрации, чтобы увидеть имитацию того, что происходит, когда вы направляете камеру выше или ниже линии горизонта:

В данном примере точка схождения сдвинулась не слишком сильно по отношению к общему размеру снимка - но это оказало огромное влияние на здание. В результате здания как-будто падают на зрителя или от него.

Хотя схождения вертикальных линий в архитектурной съёмке обычно стараются избегать, порой его можно применять как художественный эффект:

слева: широкоугольный снимок деревьев на острове Ванкувер, Канада.
справа: часовня Колледжа Короля, Кембридж, Англия.

В примере с деревьями широкоугольный объектив был использован для снимка мачтовых деревьев способом, который создаёт впечатление, будто они смыкаются над зрителем. Причиной этого является то, что они выглядят как-будто обступающими со всех сторон и сходящимися в центре изображения - несмотря на то, что в действительности они все стоят параллельно.

Аналогично, архитектурный снимок был сделан близко к дверям, чтобы преувеличить видимую высоту часовни. С другой стороны, тем самым заодно создаётся нежелательное впечатление, будто здание вот-вот завалится назад.

Способы уменьшить схождение вертикали немногочисленны: либо направлять камеру ближе к линии горизонта (1), даже если это означает, что помимо предмета съёмки будет снят большой участок поверхности (который вы откадрируете позже), либо значительно отдалиться от предмета (2) и использовать объектив с большим фокусным расстоянием (что не всегда возможно), либо использовать Photoshop или другие программы и растягивать верх снимка (3) так, чтобы вертикаль сходилась меньше, либо использовать объектив tilt/shift для управления перспективой (4).

К сожалению, у каждого из этих методов есть свои недостатки, будь то потеря разрешения в первом или третьем случаях, неудобства или потеря перспективы (2) или стоимость, технические знания и некоторые потери в качестве изображения (3).

Интерьеры и замкнутые пространства

Широкоугольный объектив может оказаться абсолютно необходим для замкнутых пространств, просто потому что достаточно отдалиться от предмета, чтобы он целиком поместился в кадр (используя нормальный объектив), невозможно. Типичным примером является съёмка интерьеров комнат или других помещений. Такой тип съёмки заодно является, вероятно, простейшим способом использовать широкоугольный объектив по максимуму - в частности, потому, что он форсирует вас находиться на близком расстоянии к предмету.

слева: фокусное расстояние 16 мм - Каньон антилопы, Аризона, США.
справа: спиральная лестница в Новом суде, Колледж св. Иоанна, Кембридж, Англия

В обоих примерах можно сдвинуться всего на несколько шагов в любом из направлений - и при этом снимки не показывают ни малейшей стеснённости.

Поляризационные фильтры

Национальный парк
Коралловый риф, Юта, США.

Использование поляризационного фильтра с широкоугольным объективом практически всегда нежелательно . Ключевой особенностью поляризатора является зависимость его влияния от угла относительно солнца. Если вы направите камеру под прямым углом к солнечному свету, его эффект будет максимален; аналогично, направив камеру прямо по солнцу или против него, вы практически исключите его влияние.

Для широкоугольного объектива одна граница кадра может оказаться почти по солнцу, а вторая практически перпендикулярно ему. Это означает, что изменение влияния поляризатора отразится на кадре, что обычно нежелательно.

На примере слева синее небо претерпевает чётко видимые изменения в насыщенности и яркости слева направо.

Управление светом и широкий угол

Пример использования фильтра -
маяк на мысе Нора, Сардиния.

Типичной препоной в использовании широкоугольных объективов является сильная вариация интенсивности света в изображении. При использовании обычной экспозиции неравномерная освещённость приводит к тому, что часть изображения будет передержана, а другая часть недодержана - несмотря на то, что наши глаза адаптировались бы к изменению яркости при взгляде в разных направлениях. Как следствие, приходится дополнительно озаботиться определением нужной экспозиции.

Например, при пейзажной съёмке листва на переднем плане зачастую значительно менее интенсивно освещена, чем небо или гора в отдалении. Это приводит к передержанному небу и/или недодержанной земле. Большинство фотографов для борьбы с таким неравномерным освещением используют так называемые градиентные нейтральные фильтры (graduated neutral density - GND).

Кроме того, широкоугольный объектив гораздо сильнее подвержен бликам , в частности потому, что солнце имеет гораздо больше шансов попасть в кадр. К тому же может оказаться затруднительным оградить объектив от попадания боковых лучей посредством бленды, поскольку она не должна при этом блокировать свет, формирующий кадр, под широким углом.

Широкоугольные объективы и глубина резкости

Обратите внимание, что ничего не было сказано о том, что широкоугольный объектив имеет большую глубину резкости . К сожалению, это ещё одно распространённое заблуждение. Если вы увеличите предмет съёмки в той же степени (т.е., заполните кадр в той же пропорции), широкоугольный объектив обеспечит такую же* глубину резкости, как и телеобъектив.

Причиной того, что широкоугольные объективы имеют репутацию повышающих глубину резкости, не являются никакие особенности собственно объектива. Причина в наиболее частом способе их применения. Люди редко приближаются к предметам съёмки настолько близко, чтобы заполнить кадр настолько же, как при использовании объективов с более узким углом зрения.


Статьи и Лайфхаки

Читая характеристики установленной в смартфоне камеры, нередко мы можем встретить упоминание о том, что объектив в ней широкоугольный.

Почти всегда это относится к , за последние пару лет превратившимся в устойчивый тренд даже на бюджетных моделях.

С другой стороны, далеко не всегда речь идет о «родной» оптике девайса: вполне может иметься в виду специальный аксессуар. Постараемся разобраться во всём ворохе информации, связанном с данным вопросом.

Зачем вообще нужен широкоугольный объектив

Основное предназначение такой оптики – получение панорамных снимков.

Навскидку можно назвать несколько областей, в которых подобная оптика просто незаменима :

  • Съемка интерьеров помещений: музеев, магазинов, выставок.
  • Получение качественных снимков архитектурных сооружений.
  • Фотографирование пейзажей, ландшафтов.
  • Фото масштабных мероприятий: концертов, спортивных состязаний, народных гуляний.
То есть, любая ситуация, когда требуется захватить в кадр как можно больше деталей.

К сверхширокоугольным относятся специализированные объективы под названием «рыбий глаз» или фишай (fish eye). Благодаря неисправленной дисторсии с их помощью можно получать эффект «круглого» изображения пространства.

Основные параметры

Ключевой характеристикой объектива, определяющей угол его обзора, является . Однако для смартфонов она не слишком критична, поскольку в них по умолчанию устанавливается оптика с постоянным коротким фокусом: 27-35 см.

Поэтому, если для фотоаппарата широкоугольным считается объектив с углом поля зрения от 52° до 82°, то в мобильных устройствах эта величина куда выше: 100 – 120°.

Для панорамной съемки, особенно в закрытых помещениях, очень важна хорошая светосила. Именно поэтому она в широкоугольниках обычно существенно выше, чем в «телескопах»: f/1,7-1,8 против f/2,0-2,4.

В двухмодульных камерах


Использование двух модулей с различными характеристиками до определенной степени решило проблему фиксированного фокусного расстояния в объективах мобильных девайсов.

Наиболее распространенным в современных качественных гаджетах является сочетание двух модулей: широкоугольного с высокой светосилой и телескопического, у которого апертура поменьше.

Причем основным в большинстве случаев является именно широкоугольник, угол обзора которого может достигать 125°. В результате разрешение сенсора телевика в бюджетных аппаратах может быть существенно меньше, чем у «ширика».

Любителям селфи


Угол обзора может быть весьма критичен для поклонников селфи, понятно, что в данном случае он относится уже к .

С одной стороны, объективы с широким углом позволяют захватить как можно больше интересных деталей фона, на котором производится съемка: деталей строения, природного ландшафта и т.п.

С другой – в кадр может «поместиться» сразу несколько человек, что очень актуально в больших компаниях.

При этом необходимо помнить о глубине резкости, поскольку в противном случае можно получить незапланированный . Обычно эта проблема решается с помощью автофокуса, но иногда приходится и поковыряться в настройках.

Съемные объективы


Чтобы компенсировать недостатки смартфонной оптики, для мобильных устройств создан аксессуар, представляющий собой насадку, закрепляемую непосредственно на корпусе гаджета. Он еще известен как Clip Lens.

В комплект подобной «прищепки» входит несколько различных объективов, которые можно быстро заменять применительно к конкретной ситуации. Среди них обычно имеется и широкоугольный.


Следует сказать, что качество полученных с использованием таких насадок снимков существенно страдает: возникают искажения, теряется резкость по краям.

Но во многих случаях можно получить эффекты, принципиально недоступные штатной оптике мобильных девайсов, как, например, тот же «рыбий глаз» или макросъемка.

В заключение

С каждым годом камеры мобильных устройств становятся всё совершеннее. Разработчики прилагают максимум усилий, чтобы обойти ограничения, накладываемые на оптику габаритами.

Это делает возможность получения качественных панорамных снимков чуть ли не в любых условиях.

Особенный прогресс в этом отношении был достигнут с широким распространением двойных камер, снявших ультимативное требование универсальности оптики объектива.

Ведь, как известно, универсальный инструмент делает очень многое, но одинаково плохо. Как следствие, пользователям гаджетов теперь не приходится выбирать между углом обзора и масштабом изображения.

При помощи широкоугольных объективов можно добиваться качественных снимков, но при недостаточной подготовке получается негативный результат. Нужно так поймать кадр в широкоугольник, чтобы в нем не оказались лишние предметы, портящие общее впечатление. Нужно хорошо разобраться в таком вопросе – широкоугольный объектив для чего нужен, прежде чем начинать им активно пользоваться.

При использовании разных типов объективов возникают различные сложности, которые предстоит преодолевать фотографу. Малая глубина резкости характерна для телеобъективов, и данное оборудование предпочтительно для съемки в движении. Когда идет фотографирование подобными устройствами, необходимо максимально открывать диафрагму.

Особенности широкоугольных объективов

Данный тип оптики имеет маленькое фокусное расстояние, так что фотоаппараты с таким приспособлением обеспечивают несколько иное изображение, чем длинный фокус. Они имеют другую глубину резкости и другую перспективу. Так что для того, чтобы использовать эффективно широкоугольники, нужно тщательно изучить их потенциальные возможности.

Если используются советские широкоугольные объективы, нужно сократить расстояние до объекта, и тогда есть шанс получить качественный кадр. Необходимо создавать оптимальное сочетание:

  • фона,
  • объекта,
  • переднего плана.

Получается перспектива, отличная от длиннофокусного прибора, и ей нужно грамотно пользоваться. Известно, что нормальный диапазон фотоаппарата от 35 до 90 миллиметров, создает похожую картинку, как и при взгляде человека без поворота головы.

Получается естественное восприятие изображения без особых искажений. Но если используется широкоугольник, то охватывается больший диапазон, который способен напомнить взгляд человека, но с поворотом головы.

То есть, в объективе отображаются дополнительные объекты, которые разбросаны по горизонту и относительно наблюдателя. Фотограф, работающий с широкоугольником, приобретает дополнительные перспективы для творческого процесса.

Появляется возможность для всевозможных взаимодействий между такими предметами, которые являются неочевидными для человека.

Характеристики широкоугольников

Чтобы ответить на вопрос — широкоугольный объектив для чего нужен, необходимо разобраться в его возможностях. Такие оптические приборы имеют преувеличенную перспективу и предметы, которые захватываются при фотографировании, находятся в некотором отдалении, чем на самом деле.

Подобный эффект достигается благодаря проецированию сцены на плоскости, и все изображения получаются непривычными для человеческого глаза. Если изучить потенциал широкоугольников, с помощью умело сделанных фотографий можно максимально захватывать внимание зрителей.

Кроме того, с помощью них фотографы добиваются большой глубины изображаемого пространства. Причем в этой глубине предметы изображаются с приличным уровнем резкости, что позволяет пользователю создавать оригинальные композиции.

Как правильно использовать широкоугольные объективы?

Чтобы получить действительно уникальную и привлекающую внимание фотографию, нужно располагать фотоаппараты, на которых установлены советские широкоугольные объективы, на определенном расстоянии от объектов.

Если вы нарушите горизонтальность установки камеры, то даже ровные объекты получатся с неестественным наклоном. Такие возможности можно умело использовать для создания фантастических кадров, но делать это нужно предельно точно, чтобы не получить обратный эффект.

Еще есть вариант с дополнительной обработкой полученных широкоугольником снимков, при этом используются специальные компьютерные программы.

Если вы желаете добиться положительного результата при фотографировании подобными аппаратами, необходимо располагать горизонт в самом центре кадра, а потом производить дополнительную обработку снимка.

Обрезаются ненужные элементы и остаются только те объекты, которые вы хотели бы видеть в кадре. Таким образом, зная широкоугольный объектив для чего нужен, и как правильно использовать это устройство, вы сможете получать интересные фотографические шедевры.

Во время просмотра грамотно выполненных снимков с помощью широкоугольников зритель перемещает взгляд с одного участка кадра на другой, и если эти переходы сделаны точно, то просмотр получается особо захватывающим.

Слишком смягченные области на фотографии не всегда получаются гармоничными, поэтому необходимо тщательно настраивать объектив и производить дополнительную обработку кадров для достижения положительного эффекта.