Йотированные гласные правила. Йотированные гласные (Е, Ё, Ю, Я) в начале слова
Большинство букв русского алфавита являются знаками одного звука. Буквы Е, Я, Ё, Ю обозначают два звука: согласный Й и гласный, например: Й + Э = Е; Й+А=Я; Й + О = Ё; Й + У=Ю.
Для правильного звучания этих гласных надо знать положение речевого аппарата при звуке Й и каждой из гласных Э, А, О, У.
Звук Й. При произнесении звука Й кончик языка касается нижних зубов, а спинка сильно напряжена и поднята к передней части твердого нёба, голосовые связки вибрируют, мягкое нёбо поднято.
Звук Й произносится только с гласными звуками.
Попробуйте поочередно произнести гласные в следующих парах: А-Я, О-Ё; У-Ю; Э-Е, и вы почувствуете, как при переходе к йотированным звукам спинка языка напрягается и поднимается к передней части твердого нёба; губы же, нижняя челюсть и кончик языка следуют тем движениям, какие были при произнесении А, О, У, Э.
Положение речевого аппарата при образовании согласных звуков.
Звуки Б, П. Губы плотно сомкнуты. Язык лежит свободно, кончик - у нижних резцов; при звуках П и Б нёбная занавеска поднята; струя выдыхаемого воздуха, направленная в рот, разрывает сомкнутые губы, отчего образуются звуки Б и П. При звуке Б голосовые связки вибрируют.
Рис. 9. Артикуляция П, Б: а - снаружи; б - внутри.
Звуки В, Ф. Нижняя губа своим внутренним краем слегка касается верхних зубов, нёбная занавеска поднята, язык лежит свободно - кончик у нижних передних, зубов. Продуваемый между зубами и губой воздух и образует звуки В и Ф. При звуке В связки вибрируют.
Рис. 10. Артикуляция Ф, В: а - снаружи; б - внутри.
Звуки Д, Т, Н. Язык слегка поднят к нёбу и передней своей частью плотно прижимается к верхним передним зубам. При звуке Д и Н связки вибрируют, при звуке Д и Т нёбная занавеска поднята; при звуке Н нёбная занавеска опущена.
Рис. 11. Артикуляция Д, Т, Н: а - снаружи; б - внутри.
Опущенное нёбо при Н.
Звуки К, Г, X. При звуках К и Г сильно выгнутая спинка языка касается твердого нёба. Нёбная занавеска поднята. Выдыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом, от этого образуются взрывные звуки К и Г, если же между нёбом и спинкой языка остается щель, то получается длительный звук X. Нёбная занавеска при образовании звуков К, Г, X поднята. При звуке Г голосовые связки вибрируют.
Рис. 12. Артикуляция К, Г, X: а - снаружи; б - внутри.
Звук Р. Образование звуков Р и Р мягкого вызывается частыми колебаниями кончика языка под действием выдыхаемой струи воздуха. При твердом звуке Р колебание происходит у альвеол верхних передних зубов. При Р мягком кончик языка колеблется у передних верхних зубов. Голосовые связки вибрируют.
Рис. 13. А ртикуляция К в сочетании с разными гласными
Рис. 14. Артикуляция Р (внутри)
Звук М. Губы слегка сомкнуты, язык лежит свободно, как при звуке А; выдыхаемый воздух проходит через нос.
Рис. 15. Артикуляция М Рис. 16. Артикуляция Л
(снаружи) (снаружи)
Звук Л. Кончик языка прикасается к верхним передним зубам, корень языка приподнят, нёбная занавеска поднята, голосовые связи вибрируют.
При звуке Л мягком кончик языка прикасается к верхним альвеолам, весь язык более напряжен, чем при звуке Л твердом.
Звуки З, С. Широкий кончик языка касается нижних зубов и отчасти нижних десен, а передняя часть спинки языка с небольшим продольным желобком на ней приподнимается к верхним деснам и образует с ними узкую щель. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Выдуваемый воздух проходит по желобку языка между зубами и образует звуки 3 и С. Рот слегка раскрыт (на три миллиметра), нёбная занавеска поднята; при звуке 3 голосовые связки вибрируют. При мягких 3 и С средняя часть спинки языка больше приближается к твердому нёбу, в звучании эта мягкость выражается в некотором повышении тона.
Рис. 17. Артикуляция 3, С:
а - снаружи; б - внутри
Звуки Ж, Ш. Широкий кончик языка поднят к верхним альвеолам, почти к краю альвеол, но не касается твердого нёба. Между языком и твердым нёбом образуется щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Задняя часть спинки языка также поднята и образует с твердым нёбом второе сужение. В языке создается впадина (ее иначе называют «ковшиком» или «чашечкой»). Зубы несколько раздвинуты, губы немного выдвинуты вперед. При звуке Ж связки вибрируют.
Рис. 18. Артикуляция Ш, Ж: а - снаружи; б - внутри
Цели:
– упражнять в письме слов с йотированными гласными в трех позициях: в начале слова, после гласных и после согласных;
– расширять словарный запас слов, привлекая справочники;
– учить сравнивать звучание слова при произношении с его написанием и делать выводы, что они не всегда совпадают;
– продолжить работу по развитию устной и письменной речи;
– воспитывать аккуратность в работе, умение работать в группе.
Оборудование: индивидуальные карточки для тестирования, "Стол-помощник", карточка “Головоломка”, карточки для групповой работы с разноуровневыми заданиями, магнитофон (танец “Яблочко”).
Ход урока
- Вступление. (4-й урок темы, которая изучается в игровой форме. Класс разбит на 4 экипажа. В каждом экипаже имеется командир, который организует и направляет работу своего экипажа, и мичман, который подводит итоги работы экипажа и его членов).
- Тестирование
- Чистописание
– На уроках русского языка мы путешествуем по морю букв и звуков. К острову каких букв мы причалили на предыдущих уроках? (е, ё, ю, я);
– Как они называются? (йотированными);
– Что это значит? (при произношении этих букв слышатся 2 звука [йо] [йа]…)
– Повторение того, что мы узнали об этих буквах, мы проведем через тестирование.
Вопросы на столах. 1 ученик у дополнительной доски выбирает “Место на оценку” или “Место сомнений”.
1. Какая буква не является йотированной?
1. и 2. ю 3. е
1. Йотированные гласные всегда обозначают 2 звука.
2. Йотированные гласные могут обозначать 1 или 2 звука.
3. Йотированные гласные всегда обозначают 1 звук.
3. В каком из этих слов йотированная гласная обозначает 1 звук?
Проверка: работающий у доски читает задание и объясняет свой выбор.
Если ученик выбрал “Место на оценку”, дети оценивают его работу.
– Мы продолжаем путешествие вокруг острова йотированных букв.
– Какая буква нас сегодня встречает?
Эта буква не скромна,
Первой хочет быть она.
Только мудрый алфавит
Встать последней в ряд велит.
2/3 Я я 1/3 Упражнение в безотрывном письме
– Отметьте точками самые красивые буквы и выберете Королеву Красоты. Оценивается каллиграфия и аккуратность.
Физкультминутка: упражнения для глаз.
IV. Работа со словами с йотированными гласными.
– Какие интересные слова вы нашли, начинающиеся с этой буквы?
На доске тоже записаны слова, в которых есть буква “я”. Прочитайте.
Ярмарка маляр боярышник столяр
– Подумайте, как можно разделить слова на 2 группы. По какому признаку можно их разделить?
– Запишите каждую группу в отдельный столбик.
"Стол-помощник".
1. Найти слова, в которых “я” обозначает [йа]
2. Найти слова, в которых “я” стоит после согласной и обозначает звук [а].
Самооценка. Оценивается правильность выполнения работы.
– В каждом из этих слов скрылось еще одно слово. Какое?
Яр – крутой обрывистый берег.
– В какой столбик вы могли бы его записать? Почему?
V. Словарная работа.
– Итак, на столах лежит листок с головоломкой. Там зашифровано слово для словарной работы.
– Какое это слово?
– Напишите транскрипцию на общем листе.
– Какая группа хочет поместить свой листок на доске?
– Попробуем записать это слово(1 ученик у доски)
ябл(о/а)чк(о/а)
– Как определить “а” или “о” писать?
Дети ищут в словаре учебника, в орфографическом словаре.
– Можно посмотреть в Толковый словарь. Здесь узнаем правописание этого слова и его значение.
После прочтения слово записывается в тетрадях.
– А вы знаете, что это слово многозначно? Какие значения этого слова знаете?
1) яблоко.
2) центр мишени “попасть в яблочко”. Сказать
очень метко, угадать.
3) матросский танец.
Физкультпауза (под музыку “Яблочко” дети выполняют танцевальные движения)
VI. Работа в группах.
Творческая работа.
Наши экипажи продолжают свою работу. Сейчас командиры выберут себе маршрутные листы и в путь!
- От каждой команды по 1 члену экипажа садятся отдельно в “сторожевые катера” и выполняют индивидуальную работу.
1. Разделить слова для переноса:
ЛОДКА, КОРАБЛЬ, ЧАЙКА, ОКУНЬ, ДЕЛЬФИН.
2. Сколько букв и звуков в слове:
ЯХТА - ....б., .... зв.
ГАВАНЬ - .... б, .... зв
3. Напиши транскрипцию слова ЯКОРЬ
Капитаны на столе заданий берут листы с заданиями и садятся на место. Задания разной сложности. (Сложность задания определяется количеством рыбок на карточке).
Для каждой группы работает “Стол-помощник”.
Расположить слова по алфавиту:
Парус, Нептун, качка, акула, море, якорь, ветер, шторм, штиль, каюта.
Подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.
Стол-помощник: алфавит.
Строчки стихотворения В. Маяковского рассыпались. Подумайте, как их правильно расположить.
(Сточки стихотворения разрезаны)
Подчеркнуть слова, в которых йотированные буквы обозначают два звука.
“Стол – помощник”:
1. Посмотрите, какие слова рифмуются.
2. Внимательно посмотрите на знаки в конце предложений.
Списать, расшифровав слова и разделив текст на предложения. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.
[ноч"й"у] ночь был шторм дул сильный [в’эт’ир] грозно ухали волны тревожно гудел [май"ак] к утру шторм стих.
“Стол - помощник”:
ночью ветер маяк
5 предложений
Прочитайте текст.
[й’ул’а] и [й"аша] пошли к морю. [й’ул’а] нашла на песке рачка.
Волны выбросили его на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка опустила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.
Ответьте на вопросы по содержанию текста.
- Кто пошёл к морю?
- Где Юля нашла рачка?
- Как он оказался на берегу?
- Что сделала девочка?
– В каких словах йотированные гласные обозначают 2 звука?
– Какие слова нельзя перенести?
- Как определяли последовательность слов “шторм” и “штиль”?
– Что такое “шторм”?
– Читает текст
– Что такое “штиль”?
Читает текст
Что могут сказать мичманы о работе своей команды?
Оценка сотрудничества.
VII. Рефлексия.
– Наш корабль взял курс к родному берегу.
– На острове каких букв мы были?
– Вспомнив особенности йотированных букв (тест.), встретились с буквой “я”, писали слова с ней, познакомились с новым словом и выполняли творческую работу в командах.
– С каким настроением экипажи возвращаются к родным берегам?
Сигналом вашего настроения являются ваши флажки (красный флажок –“я доволен своей работой”, желтый – “я испытывал небольшие трудности”, синий – “я недоволен своей работой”). Поднимите их над головой и украсьте ими наш корабль.
Занятие 19
Йотированные гласные буквы. «Двойная» роль йотированных букв.
Развитие послогового навыка чтения.
Цель:
Познакомить с йотированными буквами. Показать их двойную роль в языке.
Совершенствование навыков звукового анализа.
Развивать знаково-символическую коммуникацию у детей.
Развитие фонематического восприятия.
Воспитывать эмоциональность, выразительность речи.
Оборудование : РЛ, карточки букв (1 набор на парту),
Ход урока:
Организационный момент.
Скороговорки.
Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
Введение в тему занятия.
У. - Ребята, послушайте пословицу «Крутится как булка в колесе». Как вы думаете, нет ли здесь ошибки? А какое слово должно быть вместо «булки»? Д. – Белка. У. - Давайте запишем это слово на доске. Какой первый звук? Какой буквой обозначим? Какой второй звук? Какой буквой обозначим? Ребята, если мы напишем вторую букву «э», прочитайте, какой слог у нас получится? Оказывается, чтобы показать, что звук [б] мягкий, нужно написать букву Е.
Знакомство с буквами Е, Ё. Характеристика обозначаемых ими звуков.
- Е и Ё – родные сёстры.
Различать сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
У. – Сегодня мы с вами будем изучать очень интересные буквы Е, Ё. Посмотрите на ленту букв, где они располагаются? Верно, это гласные буквы. Но ребята, запомните, они только буквы. Почему? А это мы сейчас и узнаем. Давайте сначала потренируемся писать эти буквы. Из каких элементов они состоят?
У. – Чуть ниже впишите в клеточки букву Е и прочитайте слоги. (Аналогично с букой Ё).
У. – Ребята, что вы заметили, когда читали слоги, как произносятся согласные звуки в слогах?
У. – Эта первая роль букв Е, Ё – смягчать согласные. Но кроме этого, эти буквы играют в языке и вторую роль. Давайте отгадаем загадку: «Зимой и летом одним цветом». Запишем это слово. (Учитель записывает самостоятельно без звуковой характеристики). А теперь произнесите первый звук, второй. Что мы видим? Д. – Буква Е дала два звука [й] и [о]. Оказывается, буквы Е и Ё могут обозначать как один, так и два звука. Два звука они обозначают не всегда, только в определенных случаях, которые мы рассмотрим в 1 классе. Вот такие важные буквы есть в русском алфавите. Ребята, открою вам еще один секрет: на букву Ё всегда падает ударение.
У. – Ребята, а теперь почитаем слова с буквами Е и Ё. Найдите задание, где играют дети. Поставьте в пустые квадратики в словах букву Е. А теперь прочитаем слова. Давайте посмотрим. Один или два звука будет обозначать буква Е в этих словах.
У. – Сейчас я буду называть имя ребенка и то, чем он занят (по этой же картинке). Вам нужно найти это имя-слово и соединить его с изображением ребенка.
У. – А теперь более сложное задание. Нужно вставить слоги, куда указывают стрелочки. Пишите аккуратно, чтобы было понятно затем читать. Прочитайте предложения.
Составление слов из слогов.
У. – Это задание нам знакомо. Нужно составить слова из слогов и соединить с картинками. Попробуйте выполнить это задание самостоятельно, а затем проверим.
У. – А теперь выполним последнее задание в правом нижнем углу. Посмотрите, кукла принесла слоги. Прочитайте их. Эти слоги нужно поставить в пустые клеточки так, чтобы получились слова.
Итог. Рефлексия.
Что нового вы узнали на занятии? Какие звуки могут обозначать буквы Е и Ё?
Чему научились?
Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я)
Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.
Организационный момент
Основная часть
Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.
Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.
Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/
По дороге к дому они собирали ягоды.
Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе
Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/
Домой они взяли наловленных ершей.
Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.
Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.
Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/
А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.
Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/
Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.
Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями. Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/
Мы собирали ягоды.
Мы наловили ершей.
Мы встретили ёжика.
Мы видели юрких мышей.
Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/
[й] [э] [й] [о] [й] [у] [й] [а]
А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.
В начале слова (приведите примеры слов)
После гласной буквы (приведите примеры слов)
После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)
Потренируемся.
Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.
Ягоды, ершей, ёжика, юрких.
В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й - пишем зеленой ручкой, гласную рядом - красной):
1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.
Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…
2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки.
Яна и Юля пошли за ягодами.
Егор ест яблоки и абрикосы.
Яша наряжает ёлку.
Елисей едет на автобусе.
Ящерица очень юркая.
Елене купили яркую юбку.
3) Выкладывание слов из разрезных букв.
4) Разделить слова на два столбика: 1 - где наши гласные будут обозначать один звук, 2 - обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.
Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…
III. Подведение итогов
- О каких буквах говорили?
- В каких случаях они образуют два звука?