Вынесение постановления без составления протокола. Протокол об административном правонарушении

Действовавших до 01.01.08 позволяет сделать ряд выводов:

1) они применяются лишь постольку, поскольку за совершенное административное правонарушение назначается:

б) административный штраф, размер которого не превышает 100 руб.;

в) административный штраф, размер которого не превышает 1000 руб. - по делам о нарушении таможенных правил;

2) в упомянутых выше случаях протокол об административном правонарушении не составляется. Вместо этого должностное лицо (уполномоченное законом назначать административное наказание) оформляет (в месте совершения административного правонарушения) предупреждение (напомним, что оно выносится в письменной форме см. ст. 3.4) либо налагает и само же взимает административный штраф (о чем выносится постановление);

3) особый порядок (в случаях, указанных в ч. 1 ст. 28.6) действует, если совершено административное правонарушение в области дорожного движения (т.е. предусмотренное в гл. 12 КоАП):

а) постановление о наложении административного штрафа выносится в виде постановления-квитанции установленного образца, которое выдается нарушителю в месте совершения административного правонарушения (см. о реквизитах и порядке составления этого документа коммент. к ст. 32.3);

б) административный штраф до 24.11.09 назначался в порядке, предусмотренном в ст. 32.2 (см. коммент. к ней). В практике возникает вопрос: допускалось ли с 1 июля 2002 г. взимание административного штрафа в размере 100 руб. должностным лицом органа ГИБДД в месте совершения административного правонарушения (например, предусмотренного в ст. 12.3)? Систематическое толкование ст. 28.6 , 32.2, 32.3 позволил ответить на этот вопрос положительно.

б) выступает в виде предупреждения или штрафа (при этом предельный размер назначаемого штрафа - более не устанавливается!)

2) должностное лицо (непосредственно на месте совершения административного правонарушения):

а) либо оформляет назначение виновному предупреждение (в соответствии с ст. 32.1 , см. коммент. к ней);

б) либо выносит постановление о наложении административного штрафа. Последний уплачивается в соответствии с установленными правилами (т.е. путем перечисления суммы штрафа).

2) в указанных случаях рассмотрение дел об административных правонарушениях, а также назначение наказания и его исполнение осуществляются с обязательным учетом особенностей предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

5. Применяя правила ч. 2 ст. 28.6 (в т.ч. и пересмотре вступивших в законную силу судебных актов), нужно учесть, что:

1) они действуют в случаях, когда лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает:

а) наличие события административного правонарушения (так, по его словам, он вообще не совершал действий, за которые его собираются привлечь к административной ответственности);

б) назначенное ему административное наказание (например, он не согласен, что ему назначили административный штраф, и полагает, что можно было ограничиться предупреждением);

2) до 24.11.09 - также в случаях, когда лицо, которому был назначен административный штраф, не оспаривал справедливость его назначения, но отказался уплатить сумму штрафа на месте совершения правонарушения. О том, что это положение утратило силу с 24.11.09 - см. выше;

3) они предписывают в упомянутой ситуации составлять протокол об административном правонарушении (несмотря на то, что размер административного штрафа не превышает 100 рублей);

4) сумма административного штрафа в этих случаях до подлежит взысканию в порядке, предусмотренном в

Lty, постановление может быть обжаловано и то которое вынесено после составления протокола. Вопрос принципиальный. Почему не применяют ст. 28.6 часть 1 (к стати на неё и ссылается диспозиция ст. 28.2 ч.1), если закон позволяет? Может быть УГПН или более высокие структуры МЧС не дорабатывают, не мониторят законодательство, не выполняют свои прямые обязанности? Ведь выносили же раньше постановления на предупреждения без составления протокола. Предупреждение это тоже административное наказание со всеми вытекающими последствиями. Вынесение постановления в день составления протокола не аналогично вынесению постановления без составления протокола (основания принятия решения предусмотрены разными статьями) и не является нарушением законодательства. Об этом есть разъяснения ВС РФ в обзоре законодательства и судебной практики за 3 квартал 2007 года (Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2007 года). Вот выдержка:
Вопрос 4: Возможно ли вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении должностным лицом органа, уполномоченным составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях?

Ответ: По общему правилу согласно ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Указанной нормой установлены максимальные сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.

Наряду с общими сроками рассмотрения дел вышеуказанной статьей устанавливаются и специальные сокращенные сроки. Так, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ); дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение, рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ); дела об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должны быть рассмотрены судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).

Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит правовых норм, запрещающих рассматривать дела об административных правонарушениях в иные сроки, помимо случаев, указанных выше.

Таким образом, вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении возможно при соблюдении предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела и воспользоваться услугами адвоката.(конец цитаты).

Ясный пень, Вы составили протокол и тут же вынесли постановление, логика отсутствует напрочь. Что интересно практически все инспектора у нас так поступают. И если бы все протоколисты соблюдали бы процессуальную сторону закона, то хрен бы был УГПНу, а не показатель админпрактики, согласитесь. А рыбку съесть и буя избежать на вряд ли получится.

А теперь из моей практики 2009 года.

Привлекал субъекта по ч.1 ст. 20.25. Как доказательство приложил постановление вынесенное в порядке ч.1 ст. 28.6, т.е. вынес штраф без составления протокола, который субъект не оплатил вовремя, т.е. не исполнил постановление. Результат - принудительное удержание УФССП, и решение мирового суда о наказании в двойном размере суммы не уплаченного штрафа.

Так что вот так.
А мнение Commando для меня в 1000 раз авторитетней мнения МСЧДНДУНДОНДшников.

Если наказание за совершенное правонарушение предусматривает предупреждение или штраф, то вместо протокола инспектор имеет право сразу вынести постановление (часть 1 статьи 28.6 КоАП). Если водитель не согласен с нарушением, то вынесение постановления или составление протокола зависит только от сознания и настроения инспектора. Если инспектор все-таки решает вынести постановление, то он обязан приложить к постановлению протокол, в котором водитель может написать свои объяснения (часть 1 статьи 28.6 КоАП). Ранее при несогласии водителя с правонарушением он мог написать в протоколе, что ему требуется помощь защитника, и постановление с большой долей вероятности могло быть отменено. Но в Определении КС РФ от 02.07.2015 г. № 1536-0 указано, что инспектор имеет право отказать в отложении рассмотрения дела для поиска адвоката, правда, обязательно в форме определения.

Если вы изначально не согласны с предъявленным правонарушением, а инспектор решает вынести постановление, то переспросите у инспектора его фамилию, имя и отчество и попросите пару минут под любым предлогом, чтобы заполнить ходатайство о предоставлении квалифицированной юридической помощи и ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства. Лучше, если в него будут заранее внесены все ваши реквизиты: ФИО, адрес, телефон. Как только инспектор в первом из составляемых им документов проставит дату, тут же отдавайте ходатайства. Рассмотрение дела заканчивается вместе с написанием в постановлении мотивированного решения - успевайте.

Если ходатайства не рассмотрены, а постановление вынесено, то оно незаконно (Определение КС РФ от 02.07.2015 г. № 1536-0), причем отказать в предоставлении помощи защитника инспектор еще может, а отказывать в рассмотрении дела по месту жительства - нет. Подачу ходатайств следует зафиксировать (Диктофон, видеорегистратор, фото, видео). Ограничения на сумму штрафа, по которому нельзя выписывать постановление на месте, нет. Если водитель своей подписью подтверждает согласие с правонарушением, то шансы обжаловать постановление невелики.

В некоторых случаях обжалование постановления без составления протокола возможно. Например, водителю вменялось превышение скорости на 21 км/ч по части 2 статьи 12.9 КоАП - штраф 500 рублей, и постановление было вынесено на месте. Позже было установлено, что погрешность радара составляет 1 км/ч, то есть превышение составляло от 20 до 22 км/ч. Все сомнения трактуются в пользу водителя (статья 1.5 КоАП), поэтому в указанном диапазоне берется наименьшее число, то есть превышение на 20 км/ч, за которое наказание не предусмотрено.

  • 1. В случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил - в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного главой 12 К РФ об АП, постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, предусмотренном статьей 32.3 К РФ об АП, а административный штраф взимается в порядке, предусмотренном статьей 32.2 К РФ об АП.
  • 2. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении.

Новый КоАП, как и КоАП РСФСР, предусматривает осуществление производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке - без составления протокола. Особенностью упрощенного (усеченного) производства является назначение административного наказания без составления протокола на месте совершения административного правонарушения. В данном случае должностное лицо, обнаружившее нарушение, самостоятельно принимает решение о наложении административного наказания и исполняет решение немедленно или разъясняет порядок исполнения назначенного наказания. Обязательным условием назначения административного наказания без составления протокола является совершение малозначительного нарушения. Показателем малозначительности административного правонарушения выступает вид административного наказания и его размер. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. - М., 2010.

Административное наказание без составления протокола назначается в виде предупреждения.

Назначение административного наказания без составления протокола в виде административного штрафа осуществляется на месте совершения административного правонарушения, если размер штрафа не превышает одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил - не более десяти минимальных размеров оплаты труда. В указанных случаях уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф. Исключение составляет совершение административного правонарушения в области дорожного движения. В этом случае постановление о назначении административного штрафа оформляется постановлением-квитанцией установленного образца, а сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию в течение тридцати дней с момента назначения административного наказания.