Требования техники безопасности при перевозке пассажиров. Перевозка людей

  • IV. Требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте устройств сцб
  • 4.1. Требования охраны труда при техническом обслуживании светофоров и релейных шкафов
  • 4.2. Требования охраны труда при техническом обслуживании централизованных стрелок и устройств для закрепления составов
  • 4.3. Требования охраны труда при техническом обслуживании электрических рельсовых цепей, путевых устройств саут
  • 4.4. Требования охраны труда при техническом обслуживании аппаратов управления и контроля релейно-процессорных и микропроцессорных устройств электрической централизации
  • 4.5. Требования охраны труда при техническом обслуживании устройств автоматической переездной сигнализации, автоматических шлагбаумов и устройств заграждения железнодорожного переезда (узп)
  • 4.6. Требования охраны труда при техническом обслуживании устройств тоннельной и мостовой сигнализации
  • 4.7. Требования охраны труда при техническом обслуживании устройств контроля схода железнодорожного подвижного состава
  • 4.8. Требования охраны труда при проверке вновь смонтированного оборудования сцб под напряжением
  • 4.9. Требования охраны труда при выполнении работ по техническому обслуживанию устройств сцб на электрифицированных участках железных дорог
  • V. Требования охраны труда при техническом обслуживании устройств электропитания сцб
  • 5.1 Требования охраны труда при техническом обслуживании электропитающих установок на постах эц, дц, гац
  • 5.2. Требования охраны труда при техническом обслуживании автономной электростанции
  • 5.3. Требования охраны труда при техническом обслуживании аккумуляторных батарей
  • 5.4. Требования охраны труда при проверке заземляющих устройств
  • VI. Требования охраны труда при техническом обслуживании средств контроля (ктсм)
  • VII. Требования охраны труда при техническом обслуживании устройств и систем механизированных и автоматизированных сортировочных горок
  • VIII. Требования охраны труда при проверке и ремонте аппаратуры сцб
  • 8.1. Требования к организации рабочих мест для проверки и ремонта аппаратуры сцб
  • 8.2. Требования охраны труда при проверке и ремонте аппаратуры сцб
  • 8.4. Требования охраны труда при работе с паяльником
  • IX. Требования охраны труда при проверке и техническом обслуживании устройств алсн на локомотиве и специальном самоходном подвижном составе (сспс)
  • X. Требования охраны труда при производстве работ на кабельных линиях
  • 10.1. Требования охраны труда при производстве земляных работ
  • 10.2. Требования охраны труда при погрузке, разгрузке и перемещении барабанов с кабелем
  • 10.3. Требования охраны труда при прокладке, перекладке кабелей и переноске муфт
  • 10.4. Требования охраны труда при прокладке кабелей на электрифицированных участках железных дорог
  • 10.5. Требования охраны труда при прокладке, монтаже и ремонте сигнально-блокировочных кабелей бронированных и с алюминиевыми оболочками на электрифицированных участках железных дорог
  • 10.6. Требования охраны труда при прокладке кабеля в кабельной канализации
  • 10.7. Требования охраны труда при разделке, монтаже кабеля и работах с применением кабельных масс
  • 10.8. Требования охраны труда при работе с полиуретановыми и эпоксидными композициями и компонентами, их составляющими
  • 10.9. Требования охраны труда при монтаже и ремонте кабелей сигнализации и блокировки с гидрофобным заполнением
  • 10.10. Требования охраны труда при работах на кабельных линиях в подземных сооружениях
  • 10.11. Требования охраны труда при работе с паяльной лампой
  • XI. Требования охраны труда при испытании и измерении в электроустановках
  • XII. Требования охраны труда при испытаниях защитных средств
  • XIII. Требования охраны труда при электро - и газосварочных работах
  • XIV. Требование охраны труда при работах на высоте
  • XV. Требования охраны труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ
  • XVI. Требования к производственным помещениям и территориям
  • XVII. Требования к производственному оборудованию, приспособлениям, инструменту и организации рабочих мест
  • 17.1. Требования к производственному оборудованию
  • 17.2. Требования к приспособлениям
  • 17.3. Требования к ручному слесарному инструменту
  • 17.4. Требования к электрифицированному и пневматическому инструменту, переносным электрическим светильникам
  • 17.5. Требования к организации рабочих мест пользователей персональных электронно-вычислительных машин
  • XVIII. Требования к хранению и транспортировке приборов, аппаратуры устройств сцб и средств контроля, материалов и оборудования
  • XIX. Требования к применению и испытанию средств защиты работников
  • XX. Требования к санитарно-бытовому обеспечению работников
  • Форма заявки на выдачу предупреждения на ограничение скорости движения поездов (примерный образец)
  • Перечень работ по техническому обслуживанию устройств сцб, которые должны выполняться в два лица и более
  • Примерный перечень работ, выполняемых в защитных очках
  • Примерный перечень работ, выполняемых по наряду
  • Примерный перечень работ, выполняемых по распоряжению
  • 1. Работы, выполняемые со снятием напряжения с токоведущих частей, на которых предусмотрено выполнение работ
  • 2. Работы, выполняемые без снятия напряжения на токоведущих частях или вблизи токоведущих частей, находящихся под напряжением
  • 2.2. Требования охраны труда при перевозке работников к месту работы и обратно

    2.2.1. Перевозка работников к месту работы и обратно должна производиться в соответствии с требованиями Инструкции по перевозке рабочих железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в организациях путевого хозяйства железных дорог Российской Федерации 88.

    2.2.2. При расстоянии свыше 3 км от места сбора работников до места производства работ работодатель должен установить порядок доставки работников к месту работ и обратно с использованием средств передвижения, оборудованных для перевозки людей.

    Перевозка работников к месту работ и обратно может осуществляться как железнодорожным транспортом – пассажирскими поездами дальнего следования, местного, пригородного сообщения, хозяйственными (рабочими) поездами, специальным самоходным подвижным составом (дрезинами, мотовозами), так и автомобильным – автобусами, путеремонтными летучками, легковыми и грузовыми автомобилями.

    На участках обращения пассажирских поездов местного и пригородного сообщения доставку работников к месту работ и обратно организуют этими поездами.

    2.2.3. Все транспортные средства, оборудованные для перевозки людей, должны быть технически исправными, отвечать санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности. В них должны быть предусмотрены ограждающие устройства, лестницы с поручнями для посадки и высадки людей, средства связи старшего рабочей бригады с водителем транспортного средства.

    Не допускается совместная перевозка транспортными средствами людей и горюче-смазочных материалов.

    2.2.4. Для доставки работников к месту работ и обратно автомобильным транспортом должны использоваться автобусы, легковые автомобили или специально оборудованные грузовые автомобили.

    Автотранспортные средства должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения, укомплектованы знаком аварийной остановки, аптечкой первой помощи (автомобильной).

    При доставке работников автомобильным транспортом запрещается курить в кабине и салоне автомобиля (автобуса).

    2.2.5. Движение автомобильного транспорта при перевозке работников к месту работ и обратно должно производиться по разработанным маршрутам. Отклонения от маршрута допускаются только в связи с закрытием или ремонтом дорог на маршруте следования или по другим обоснованным причинам.

    2.2.6. Количество перевозимых людей не должно превышать числа посадочных мест для пассажиров. Стоять и передвигаться в кузове грузового автомобиля во время его движения запрещается. Перед поездкой водитель должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки, размещения и поведения во время движения автомобиля. Для соблюдения порядка во время движения автомобиля назначают старшего группы из числа электромехаников и электромонтеров.

    Если перевозка людей осуществляется несколькими автомобилями, должен быть назначен старший по перевозке всех работников, которому обязаны подчиняться не только пассажиры, но и водители всех автомобилей.

    2.2.7. Во время движения двери автобусов, борта грузовых автомобилей должны быть надежно закрыты и заперты типовыми засовами, крючками или другими запорами.

    2.2.8. Скорость движения при перевозке людей в кузове грузового автомобиля не должна превышать 60 км/ч.

    При движении в неблагоприятных погодных условиях (снегопаде, гололеде, тумане, ливне) водитель должен снижать скорость вплоть до остановки транспортного средства.

    2.2.9. Перед пересечением железной дороги по неохраняемому переезду, не оборудованному автоматической сигнализацией, в условиях плохой видимости (менее 800 м) водитель обязан остановить автомобиль, не доезжая 10 м до крайнего рельса, высадить людей, переехать по переезду через железнодорожные пути и вновь произвести посадку людей.

    2.2.10. Перед выездом на линию водители автомобильного транспорта и ССПС должны проходить предрейсовый медицинский осмотр (освидетельствование).

  • ИНСТРУКЦИЯ

    ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЛЮДЕЙ АВТОТРАНСПОРТОМ

    1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

    1.1. Перевозка людей на автобусах и переоборудованных под перевозку грузовых автомобилях должна соответствовать требованиям действующих Правил дорожного движения, настоящей Инструкции, Правил поведения пассажиров и инструкции по эксплуатации транспортного средства.

    1.2. К управлению автобусами и грузовыми автомобилями, предназначенными для перевозки людей, допускаются наиболее дисциплинированные и опытные водители, безупречно работающие в течение последних 2-х лет, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее 3 лет с удостоверением на право управления транспортным средством категории соответствующей виду автотранспортного средства (при перевозке 8 и более человек категория "Д").

    1.3. Водители обязаны соблюдать установленный режим работ и своевременно проходить медицинское освидетельствование.

    1.4. Запрещается перевозка людей вне кабины автомобиля (кроме того, где это разрешено), самосвала - цистерны и других специальных грузовых автомобилей, на грузовом (не предназначенных для перевозки людей) прицепе (полуприцепе) и технологическом оборудовании транспортных средств.

    1.5. Проезд в кузове автомобиля, не оборудованного для перевозки групп людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением при условии, что они обеспечены удобным, безопасным местом, расположенным ниже уровня бортов на 15 см.

    1.6. Водитель должен обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами и соответствующим приложением коллективного договора.

    1.7. По требованиям пожаро- и взрывобезопасности не допускается: скопление на двигателе и его картере грязи и масла; оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом обтирочные материалы; эксплуатировать неисправные приборы системы отопления; применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся вещества; подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости или другими способами; курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя; пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей; подогревать двигатель открытым пламенем; автотранспортные средства должны быть оборудованы огнетушителями, кошмой, омедненным инструментом; в автобусах или грузовых автомобилях, предназначенных для перевозки людей, не должны находиться взрывоопасные или легковоспламеняющиеся грузы.

    2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

    2.1. Водителю транспортного средства, предназначенного для перевозки людей (автобус, грузовой автомобиль, переоборудованный для этих целей), иметь при себе: удостоверение на право управления транспортным средством, регистрационные номера на транспортное средство; путевой или маршрутный лист с соответствующими отметками. Водитель должен пройти предрейсовый медицинский осмотр.

    2.2. Перед выездом проверить исправность и комплектность транспортного средства и следить за его состоянием в пути: тормозов; рулевого управления; колес и шин; двигателя и трансмиссии; внешних световых приборов и салона (кузова).

    2.3. В предназначенном для перевозки людей грузовом автомобиле, оборудованном салоном, проверить наличие и исправность: лестницы для посадки; двухсторонней звуковой сигнализации из салона в кабину водителя; освещения салона; аптечки с набором медикаментов; легкосъемного (находящегося вне кабины) огнетушителя емкостью 2 л; двери, открывающейся из салона наружу; полумягких сидений, отопления салона.

    2.4. В предназначенном для перевозки людей в теплый период года грузовом автомобиле, оборудованном тентом для защиты от ветра и атмосферных осадков, проверить наличие и исправность: съемной лестницы для посадки; огнетушителя емкостью 2 л; аптечки с набором медикаментов; звуковой сигнализации из кузова в кабину водителя; сидений в кузове с прочными спинками, укрепленными на расстоянии не менее 15 см до верхнего края бортов; бортовых замков, дополнительно закрепленных так, чтобы исключалось их самопроизвольное открывание.

    2.5. Проверить наличие надписи «Люди», или «Осторожно, дети» и соответствующего знака спереди и сзади в верхней части салона или тента грузового автомобиля, оборудованного для перевозки людей. Убедиться в отсутствии в салоне перевозимых ГСМ, незачехленных острых инструментов, узлов, деталей и др.

    2.6. Проверить количество перевозимых людей, которых должно быть не более числа мест для сидения, оборудованных в кузове грузового автомобиля.

    2.7. Проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки и размещении в кузове, предупредить, что стоять во время движения автомобиля запрещено.

    2.8. Убедиться в наличии выделенных лиц, ответственных за безопасную перевозку людей: один человек должен находиться в кузове грузового автомобиля, другой - в кабине; фамилии ответственных лиц должны быть записаны в путевой лист.

    2.9. Выявленные неисправности до начала движения с пассажирами должны быть устранены. Убедившись в исправности транспортного средства, должностное лицо делает отметку в путевом листе, там же ставится штамп медицинским работником, подтверждающим соответствующее здоровье водителя.

    3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

    Водителям автомобилей во время движения, кроме общих требований, предусмотренных действующими Правилами дорожного движения, следует дополнительно исполнять следующие требования:

    3.1. Водитель должен осуществлять движение автобуса (автомашины) по дорогам общего пользования, выполняя действующие Правила дорожного движения.

    3.2. Перед началом движения водитель должен убедиться в том, что пассажиры заняли места, в безопасности окружающих, затем подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления, при необходимости подать звуковой сигнал. Начинать движение следует плавно, без рывков, на низкой передаче.

    3.3. При выезде из гаража или другой территории, с места посадки пассажиров водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, и пропустить пешеходов, не превышать допустимую скорость при движении по территории гаража.

    3.4. Перед началом движения с места стоянки или остановки, перед перестроением и всяким изменением направления движения (поворотом, разворотом) водитель обязан подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления и убедиться в том, что своим маневром он не создает помех для движения.

    3.5. Скорость движения на дорогах водитель должен выбирать с учетом дорожных условий, т.е. в зависимости от типа дороги, ширины и состояния проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности. При работе в стесненных зимних условиях (сужение дороги из-за снега) при встречном движении использовать разъезды дорог.

    3.6. Особую осторожность водитель должен соблюдать при движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости следует воспользоваться зеркалом заднего вида. Движение задним ходом не разрешается на перекрестках и ближе 20 м от них, а также на пешеходных переходах.

    3.7. Во всех случаях скорость движения не должна быть выше скорости, определенной технической характеристикой для конкретного индекса автомашины. Режим и характер движения должны соответствовать дорожным знакам.

    3.8. Обгон допустим при условии соблюдения Правил ДД, при хорошей видимости и свободном пути, отсутствии помех для других водителей, обгон - с левой стороны с подачей сигнала. Запрещен обгон: в гололедицу, при снегопаде, густом тумане, ливне (видимость менее 20 м); на железнодорожных переездах и ближе 100 м от них, на перекрестках, пеших переходах, по информации дорожных знаков; автомашине, подавшей сигнал об обгоне, повороте. Нельзя препятствовать обгону, увеличивая скорость.

    3.9. Водителю автотранспорта запрещается:

    Управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств;

    Выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;

    Отдыхать при работающем двигателе;

    Передавать управление автомобилем лицам, за которыми не закреплена данная машина или посторонним лицам;

    Въезжать в опасную зону валки леса;

    Производить техническое обслуживание транспортного средства с пассажирами в салоне;

    Подогревать двигатель открытым пламенем (паяльными лампами и др.);

    Пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;

    Курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

    3.10. Водитель транспортного средства обязан:

    Заметив нарушение правил дорожного движения или инструкции другим водителем, создающее опасность для окружающих, предупредить нарушителя и принять необходимые меры к обеспечению безопасности;

    Оказать техническую и другую помощь водителям в случае необходимости или возникновения опасности для движения;

    Остановиться по требованию работников Государственной инспекции БДД, милиции, общественных инспекторов и предоставить им возможность проверки документов, автомашины;

    Разрешить проезд в автомобиле: медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движения врачам и среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебно - профилактическое учреждение;

    Для выполнения неотложных служебных заданий государственным инспекторам БДД, работникам милиции, дружинникам, общественным автоинспекторам и сотрудникам прокуратуры;

    С наступлением темноты и при плохой видимости днем включить внешние световые приборы, дальний свет использовать на неосвещенных дорогах, он переключается на ближний не менее чем за 150 м до встречного транспорта и в случае возможного ослепления водителя встречного транспорта.

    4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    4.1. При показании приборов, оповещающих о нарушении работы приборов освещения, о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, при стуках в двигателе необходимо немедленно остановить автомобиль и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей, включив аварийную сигнализацию и выставив на дороге аварийный знак. Остановиться также при ослеплении водителя встречной машиной.

    После охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты; открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость. Не продолжать движения до устранения неисправности.

    При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания водитель обязан выключить двигатель автомобиля, остановить и затормозить автомашину.

    4.2. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

    Без промедления остановиться и не трогать с места автомашину, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию, принять меры к доставке пассажиров иным транспортным средством;

    Если перекрыто движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение автомашины и относящиеся к дорожно-транспортному происшествию предметы и следы на схеме;

    При необходимости оказать доврачебную помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

    4.3. Сообщить о случившемся в Государственную инспекцию БДД и на предприятие, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия комиссии по расследованию дорожно-транспортного происшествия.

    4.4. При возникновении пожара необходимо использовать огнетушители, находящиеся в автобусе (автомашине).

    4.5. При экстренной остановке автобуса (машины) с необходимостью покинуть салон и разместиться на местности во время грозы в лесу: занять безопасное место на поляне, участке лиственного молодняка, между деревьями, растущими на расстоянии 20 м друг от друга; в горах и холмистой местности ближе к середине склона; по возможности расположиться на изолирующем материале (сухой валежник, мох, береста); удалить от себя металлические предметы и механизмы.

    Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, находиться возле и под ЛЭП, подходить ближе 10 м к отдельно стоящим деревьям, столбам, вышкам, молниеотводам, высоким камням и т.п., находиться на вершине возвышенности, а также находиться ближе 10 м от машин и механизмов.

    4.6. При необходимости оставить в случае аварии или поломки автомашину на дороге на продолжительное время необходимо поставить ее на обочине или разъезде, заглушить двигатель, поставить на ручной тормоз (при уклоне дороги - дополнительно под колеса подложить башмаки), слить воду (в зимний период), включить аварийную сигнализацию и поставить на дороге переносные аварийные знаки. Об аварии и оставленной машине сообщить администрации.

    5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

    5.1. После возращения из рейса совместно с механиком проверить исправность автомашины. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению. При подготовке автомашины, направляемой на техническое обслуживание или ремонт, вымыть ее и очистить от грязи и льда.

    5.2. Если автомашина технически неисправна, провести ежедневное техническое обслуживание и подготовленную к следующей смене машину поставить на место стоянки.

    5.3. При безгаражном хранении без подогрева в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

    5.4. О всех неисправностях сообщить механику. Снять спецодежду, обувь, очистить их от пыли и грязи, поместить на хранение.

    5.5. Выполнить гигиенические процедуры.

    5.6. Замечания по работе занести в журнал административно-общественного контроля по охране труда.

    Разработчик: «___» _________ 200__ г. _____________ ____________________

    (подпись) (Ф.И.О.)

    Согласовано: «___»__________ 200__ г. _____________ __________________

    (подпись) (Ф.И.О.)

    «___»__________ 200__ г. ____________ ___________________

    Настоящая инструкция по охране труда при перевозке людей на автомобиле доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

    1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

    1.1. К перевозке людей на автомобиле допускается работник не моложе 21 года, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку и водительское удостоверение соответствующей категории, прошедший медицинский осмотр и не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний требований охраны труда, аттестованный квалификационной комиссией и получивший допуск к самостоятельной работе.
    1.2. Водитель, допущенный к перевозке людей (далее – водитель), должен периодически, не реже одного раза в год, проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда и получать допуск к работам повышенной опасности.
    1.3. Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения им требований охраны труда, а также при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.
    1.4. Водитель, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: меры безопасности при посадке, перевозке и высадке людей из автомобиля. Правила дорожного движения. Основы безопасности движения. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
    1.5. Перед началом самостоятельной работы водитель должен пройти стажировку под руководством опытного водителя для приобретения практических навыков вождения автомобиля при перевозке людей.
    1.6. Водитель, показавший неудовлетворительные знания требований охраны труда и Правил дорожного движения, к самостоятельной работе не допускается.
    1.7. Водитель должен выполнять только те работы, которые ему поручены в установленном порядке; не следует пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, с которыми он не имеет навыков безопасного обращения.
    1.8. Водитель, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
    1.9. Во время перевозки людей на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
    — высокое нервно-эмоциональное напряжение, особенно при обгоне, проезде нерегулируемых перекрёстков, встраивании в транспортный поток, резком торможении, и т.п.;
    — недостаточная освещённость проезжей части (при работе в тёмное время суток);
    — слепящее действие света фар от встречных автомобилей;
    — повышенное скольжение дороги (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхности покрытия);
    — неблагоприятный микроклимат в кабине автомобиля (повышенные или пониженные значения температуры, влажности и подвижности воздуха).
    1.10. Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, выдаваемыми ему в соответствии с утверждёнными Нормами.
    1.11. Водителю следует помнить о высокой пожарной опасности топлива и особое внимание уделять вопросам пожарной безопасности.
    1.12. Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками и пассажирами; курить разрешается только в специально отведённых для этого местах.
    1.13. Водитель должен помнить о токсичности веществ, входящих в состав топлива, масел и соблюдать правила личной гигиены; перед приёмом пищи, а также курением необходимо тщательно мыть руки с мылом.
    1.14. Водитель обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха.
    1.15. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха водитель обязан сообщить о своём состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
    1.16. Если с кем-либо из работников произошёл несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создаёт опасности для окружающих.
    1.17. Водитель, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
    1.18. Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

    2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

    2.1. Перед выездом на линию водитель должен пройти медицинский осмотр и получить отметку в путевом листе или контрольной медицинской книжке водителя; водитель, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических средств, к работе не допускается.
    2.2. Водитель, находящийся в болезненном или утомлённом состоянии, не должен садиться за руль транспортного средства, так как это может привести к дорожно-транспортному происшествию.
    2.3. Перед выездом на линию водитель должен проверить исправность тормозов, рулевого управления, освещения, звукового сигнала, стеклоочистителей, состояние аккумулятора, отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости, проверить давление в шинах; выезжать на линию на непроверенном автобусе или с неисправностями запрещено.
    2.4. Двери автобуса должны быть исправными и исключать их самопроизвольное открытие во время движения.
    2.5. Автобус должен быть оборудован зеркалами, позволяющими водителю наблюдать за посадкой (высадкой) пассажиров и порядком в салоне.
    2.6. Концентрация вредных веществ внутри салона автобуса не должна превышать санитарной нормы (окись углерода – не более 20 мг/м3).
    2.7. Если автобус исправен, то перед выездом следует проверить укомплектованность его запасным колесом, огнетушителями, медицинской аптечкой и буксировочным тросом; кроме того, автобус должен быть снабжён набором исправных инструментов и приспособлений, в том числе, домкратом, пусковой рукояткой, переносной лампой, насосом для накачивания шин, гаечными ключами; в автобусе должны быть клинья, упорные колодки для подкладывания под колёса (не менее 2 шт.).
    2.8. При направлении в дальний рейс автобус дополнительно должен быть снабжён лопатой, буксирным приспособлением, металлическими козелками, предохранительной вилкой для замочного кольца.
    2.9. Автобус должен быть укомплектован первичными средствами пожаротушения в соответствии с установленными нормами.
    2.10. Перед выездом водитель должен проверить наличие необходимых документов, в том числе, удостоверения на право вождения автобуса.
    2.11. Водитель должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности предстоящей работы выполнены.
    2.12. Водитель не должен приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности выполнения предстоящей работы.
    2.13. Выезжать на линию на неисправном автомобиле или с неисправностями запрещено.

    3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

    3.1. Водитель, находящийся в болезненном или переутомлённом состоянии, а также под воздействием алкоголя, наркотических веществ или лекарств, притупляющих внимание и реакцию, не должен приступать к работе, так как это может привести к несчастному случаю.
    3.2. Во время работы водитель должен быть вежливым, вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.
    3.3. Во время работы водителю следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
    3.4. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован соответствующим образом для перевозки людей; при этом перевозка детей не допускается.
    3.5. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
    3.6. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
    3.7. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учётом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств.
    3.8. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей».
    3.9. Не допускается перевозка людей в следующих случаях:
    — вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче;
    — сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства;
    — на безбортовых платформах;
    — на грузе, размещённом на уровне или выше борта кузова;
    — на длинномерном грузе и рядом с ним;
    — на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов;
    — в кузове автомобиля-самосвала;
    — в кузове специализированного грузового автомобиля (например, рефрижератора и др.).
    3.10. Водитель не должен допускать нахождение в автомобиле людей, во время его движения по территории организации (при обкатке, апробировании, перестановке и т.п.), не имеющих к этому прямого отношения.
    3.11. Перед посадкой водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки.
    3.12. Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.
    3.13. Не разрешается движение автомобиля при нахождении людей на подножках, крыльях, бамперах, а также на бортах. Нельзя стоять в кузове движущегося грузового автомобиля.
    3.14. Во избежание несчастных случаев пассажирам нельзя выпрыгивать из кабины или кузова автомобиля на ходу.
    3.15. Для предупреждения возможности отравления отработанными газами не следует отдыхать или спать в кабине, салоне или закрытом кузове автомобиля на стоянке при работающем двигателе.
    3.16. Водитель автомобиля должен начинать движение только после того, как закончилась посадка (высадка) пассажиров и только при полностью закрытых дверях автобуса.
    3.17. Перед троганием с места водитель автомобиля должен убедиться, что начало движения не представляет опасности для пассажиров и окружающих людей.
    3.18. Водитель автобуса по прибытии на место посадки (высадки) пассажиров не должен открывать двери до полной его остановки.
    3.19. При перевозке групп детей на автобусе спереди и сзади должны быть установлены опознавательные знаки в виде квадрата жёлтого цвета с каймой красного цвета и с чёрным изображением дорожного знака «Дети». В светлое время суток на автобусе должен быть включен ближний свет фар; в автобусе должен находиться хотя бы один взрослый сопровождающий.
    3.20. Пассажиры, находящиеся в автомобиле во время перевозки, обязаны выполнять требования водителя.
    3.21. При работе на линии водитель не должен передавать управление автомобилем работникам, не имеющим при себе удостоверения на право управления автомобилем или не указанным в путевом листе, а также лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
    3.22. Во время движения следует избегать резких торможений и поворотов, если они не вызваны обстановкой на дороге, соображениями безопасности.
    3.23. Скорость движения автомобиля следует выбирать с учётом интенсивности движения, а также дорожных и погодных условий; в населённых пунктах она не должна превышать 60 км/ч.
    3.24. Вне населённых пунктов разрешается движение:
    — легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях – со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах – не более 90 км/ч;
    — междугородним и маломестным автобусам на всех дорогах – не более 90 км/ч;
    — другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях – не более 90 км/ч, на остальных дорогах – не более 70 км/ч;
    — грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, – не более 60 км/ч;
    — транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, – не более 60 км/ч.
    3.25. Водитель должен выбирать интервал между движущимися автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по скользкой и мокрой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить.
    3.26. При маневрировании, перестроении из ряда в ряд, обгоне, водитель должен заблаговременно убедиться в полной безопасности маневра.
    3.27. На крутых спусках сцепление и передача должны быть включены; во время длительного спуска не следует пользоваться прямой передачей.
    3.28. Для того чтобы не ослеплять водителей встречных автомобилей, дальний свет фар следует переключить на ближний за 150 м до идущего навстречу транспортного средства.
    3.29. При разъезде не следует смотреть на фары встречного автомобиля; если же произошло ослепление светом встречного автомобиля, необходимо включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.
    3.30. Во время остановки или стоянки на неосвещённом участке дороге необходимо включить габаритные огни; при неисправности осветительных приборов автомобиль вне населённых пунктов должен быть отведён за пределы проезжей части дороги, а если это невозможно, водитель обязан включить аварийную сигнализацию, а при её отсутствии или неисправности позади автомобиля на расстоянии 25-30 м от него установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
    3.31. Водитель должен быть особенно внимательным при движении задним ходом, нельзя создавать помех для других участников движения; перед подачей автомобиля назад необходимо убедиться, что его никто не объезжает и, что сзади нет людей или каких-нибудь препятствий; для обеспечения безопасности движения водитель, при необходимости, должен прибегнуть к помощи других лиц.
    3.32. В том случае, когда возникает необходимость временно покинуть автомобиль, водитель должен выключить двигатель, автомобиль затормозить стояночным тормозом при включенной низшей передаче; ключ от замка зажигания следует взять с собой, а двери запереть.
    3.33. Перед выходом из кабины автомобиля на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлении.

    4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    4.1. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
    — немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
    — принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать Скорую медицинскую помощь по телефону 103 или 112, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своём транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
    — освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своём транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
    — сообщить о случившемся в ГИБДД, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников ГИБДД.
    4.2. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112.
    4.3. До прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара.
    4.4. Следует организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

    5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

    5.1. По окончании работы водитель должен привести в порядок автомобиль, поставить его в установленное место, выключить зажигание, затормозить его стояночным тормозом, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, закрыть двери на ключ.
    5.2. Если у водителя имеются замечания к техническому состоянию автомобиля, он должен сообщить об этом механику.
    5.3. По окончании работы следует снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения, при необходимости – сдать в стирку, чистку.
    5.4. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом, при необходимости принять душ.
    5.5. После окончания работы следует перемещаться безопасным путём с учётом движущихся транспортных средств, в соответствии с требованиями безопасности при передвижении по территории организации.

    Техника безопасности

    1. Общие требования безопасности

    Раздел составляется самостоятельно на основании Типовой инструкции "Общие требования безопасности для профессий и видов работ, выполняемых в полевых условиях" ТОИ Р-07-001-98 с учетом специфики конкретного лесхоза и нижеприведенных требований.

    1.1. Перевозка людей на автобусах и переоборудованных под перевозку грузовых автомобилях должна соответствовать требованиям действующих Правил дорожного движения, настоящей Инструкции, Правил поведения пассажиров и инструкции по эксплуатации транспортного средства.

    1.2. К управлению автобусами и грузовыми автомобилями, предназначенными для перевозки людей в лесном хозяйстве, допускаются наиболее дисциплинированные и опытные водители первого и второго класса, безупречно работающие в течение последних 2-х лет, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее 3 лет с удостоверением на право управления транспортным средством категории соответствующей виду автотранспортного средства (при перевозке 8 и более человек категория "Д").

    1.3. Водители обязаны соблюдать установленный режим работ и своевременно проходить медицинское освидетельствование.

    1.4. Запрещается перевозка людей вне кабины автомобиля (кроме того, где это разрешено), самосвала-цистерны и других специальных грузовых автомобилей, на грузовом (не предназначенных для перевозки людей) прицепе (полуприцепе) и технологическом оборудовании транспортных средств.

    1.5. Проезд в кузове автомобиля, не оборудованного для перевозки групп людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением при условии, что они обеспечены удобным, безопасным местом, расположенным ниже уровня бортов на 15 см.

    1.6. Водитель должен обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами и соответствующим приложением коллективного договора.

    1.7. По требованиям пожаро- и взрывобезопасности не допускается:

    • скопление на двигателе и его картере грязи и масла;
    • оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом обтирочные материалы;
    • эксплуатировать неисправные приборы системы отопления;
    • применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся вещества;
    • подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости или другими способами;
    • курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя;
    • пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей;
    • подогревать двигатель открытым пламенем;
    • автотранспортные средства должны быть оборудованы огнетушителями, кошмой, омедненным инструментом;
    • в автобусах или грузовых автомобилях, предназначенных для перевозки людей, не должны находиться взрывоопасные или легковоспламеняющиеся грузы.

    2. Требования безопасности перед началом работы

    2.1. Водителю транспортного средства, предназначенного для перевозки людей (автобус, грузовой автомобиль, переоборудованный для этих целей), иметь при себе:

    • удостоверение на право управления транспортным средством;
    • регистрационные номера на транспортное средство;
    • путевой или маршрутный лист с соответствующими отметками.

    Водитель должен пройти предрейсовый медицинский контроль.

    2.2. Перед выездом проверить исправность и комплектность транспортного средства и следить за его состоянием в пути:

    • тормозов;
    • рулевого управления; колес и шин;
    • двигателя и трансмиссии;
    • внешних световых приборов и салона (кузова).

    2.3. В предназначенном для перевозки людей грузовом автомобиле, оборудованном салоном, проверить наличие и исправность:

    • лестницы для посадки;
    • двухсторонней звуковой сигнализации из салона в кабину водителя;
    • освещения салона;
    • легкосъемного (находящегося вне кабины) огнетушителя емкостью 2 л;
    • двери, открывающейся из салона наружу;
    • полумягких сидений, отопления салона.

    2.4. В предназначенном для перевозки людей в теплый период года грузовом автомобиле, оборудованном тентом для защиты от ветра и атмосферных осадков, проверить наличие и исправность:

    • съемной лестницы для посадки;
    • огнетушителя емкостью 2 л;
    • аптечки с набором медикаментов;
    • звуковой сигнализации из кузова в кабину водителя;
    • сидений в кузове с прочными спинками, укрепленными на расстоянии не менее 15 см до верхнего края бортов;
    • бортовых замков, дополнительно закрепленных так, чтобы исключалось их самопроизвольное открывание.

    2.5. Проверить наличие надписи "Люди" и соответствующего знака спереди и сзади в верхней части салона или тента грузового автомобиля, оборудованного для перевозки людей. Убедиться в отсутствии в салоне перевозимых ГСМ, бензопил, незачехленных острых инструментов.

    2.6. Проверить количество перевозимых людей, которых должно быть не более числа мест для сидения, оборудованных в кузове грузового автомобиля.

    2.7. Проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки и размещении в кузове, предупредить, что стоять во время движения автомобиля запрещено.

    2.8. Убедиться в наличии выделенных лиц, ответственных за безопасную перевозку людей:

    • один человек должен находиться в кузове грузового автомобиля, другой - в кабине;
    • фамилии ответственных лиц должны быть записаны в путевой лист.

    2.9. Выявленные неисправности до начала движения с пассажирами должны быть устранены. Убедившись в исправности транспортного средства, должностное лицо делает отметку в путевом листе, там же ставится штамп медицинским работником, подтверждающим соответствующее здоровье водителя.

    3. Требования безопасности во время работы

    Водителям автомобилей во время движения, кроме общих требований, предусмотренных действующими Правилами дорожного движения, следует дополнительно исполнять следующие требования:

    3.1. Водитель должен осуществлять движение автобуса (автомашины) по дорогам общего пользования, лесовозным дорогам, веткам и усам, выполняя действующие Правила дорожного движения и Правила технической эксплуатации автомобильных лесовозных дорог.

    3.2. Перед началом движения водитель должен убедиться в том, что пассажиры заняли места, в безопасности окружающих, затем подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления, при необходимости подать звуковой сигнал. Начинать движение следует плавно, без рывков, на низкой передаче.

    3.3. При выезде из гаража или другой территории, с места посадки пассажиров водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, и пропустить пешеходов, не превышать допустимую скорость при движении по территории гаража, лесхоза.

    3.4. Перед началом движения с места стоянки или остановки, перед перестроением и всяким изменением направления движения (поворотом, разворотом) водитель обязан подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления и убедиться в том, что своим маневром он не создает помех для движения.

    3.5. Скорость движения на лесовозных дорогах водитель должен выбирать с учетом дорожных условий, т.е. в зависимости от типа лесовозной дороги, ширины и состояния проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности. При работе в стесненных зимних условиях (сужение дороги из-за снега) при встречном движении использовать разъезды дорог.

    3.6. Особую осторожность водитель должен соблюдать при движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости следует воспользоваться зеркалом заднего вида. Движение задним ходом не разрешается на перекрестках и ближе 20 м от них, а также на пешеходных переходах.

    3.7. Скорость движения по лесовозной дороге устанавливается приказом директора лесхоза по согласованию с ГИБДД. Во всех случаях скорость движения не должна быть выше скорости, определенной технической характеристикой для конкретного индекса автомашины. Режим и характер движения должны соответствовать дорожным знакам.

    3.8. Обгон допустим при условии соблюдения Правил дорожного движения, при хорошей видимости и свободном пути, отсутствии помех для других водителей, с левой стороны с подачей сигнала.

    Запрещен обгон:

    • в гололедицу, при снегопаде, густом тумане, ливне (видимость менее 20 м);
    • на железнодорожных переездах и ближе 100 м от них, на перекрестках, пеших переходах, по информации дорожных знаков;
    • автомашине, подавшей сигнал об обгоне, повороте.

    Нельзя препятствовать обгону, увеличивая скорость.

    3.9. Водителю автотранспорта запрещается:

    • управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств;
    • выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения; отдыхать при работающем двигателе;
    • передавать управление автомобилем лицам, за которыми не закреплена данная машина или посторонним лицам;
    • въезжать в опасную зону валки леса;
    • производить техническое обслуживание транспортного средства с пассажирами в салоне;
    • подогревать двигатель открытым пламенем (паяльными лампами и др.);
    • пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;
    • курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

    3.10. Водитель транспортного средства обязан:

    • заметив нарушение правил дорожного движения или инструкции другим водителем, создающее опасность для окружающих, предупредить нарушителя и принять необходимые меры к обеспечению безопасности;
    • оказать техническую и другую помощь водителям в случае необходимости или возникновения опасности для движения;
    • остановиться по требованию работников Государственной инспекции БДД, милиции, общественных инспекторов и предоставить им возможность проверки документов, автомашины;
    • разрешить проезд в автомобиле: медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движения врачам и среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение;
    • для выполнения неотложных служебных заданий государственным инспекторам БДД, работникам милиции, дружинникам, общественным автоинспекторам и сотрудникам прокуратуры; работникам государственной лесной охраны для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров или для возвращения из этих мест, в других экстренных случаях;
    • с наступлением темноты и при плохой видимости днем включить внешние световые приборы, дальний свет использовать на неосвещенных дорогах, он переключается на ближний не менее чем за 150 м до встречного транспорта и в случае возможного ослепления водителя встречного транспорта.

    4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    4.1. При показании приборов, оповещающих о нарушении работы приборов освещения, о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, при стуках в двигателе необходимо немедленно остановить автомобиль и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей, включив аварийную сигнализацию и выставив на дороге аварийный знак. Остановиться также при ослеплении водителя встречной машиной.

    После охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты; открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость. Не продолжать движения до устранения неисправности.

    При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания водитель обязан выключить двигатель автомобиля, остановить и затормозить автомашину.

    4.2. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

    • без промедления остановиться и не трогать с места автомашину, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию, принять меры к доставке пассажиров иным транспортным средством;
    • если перекрыто движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение автомашины и относящиеся к дорожно-транспортному происшествию предметы и следы на схеме;
    • при необходимости оказать доврачебную помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

    4.3. Сообщить о случившимся в Государственную инспекцию БДД и на предприятие, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия комиссии по расследованию дорожно-транспортного происшествия.

    4.4. При возникновении пожара необходимо использовать огнетушители, находящиеся в автобусе (автомашине).

    4.5. При возгорании леса принять меры к его тушению собственными силами, при возможности дать информацию в лесхоз, лесничество либо иную организацию, предприятие либо населению. При невозможности затушить пожар - принять меры личной безопасности и. покинуть место возгорания.

    Аналогичным способом поступить при любой иной опасности (экологической, стихийном бедствии, радиационной, химической опасности), угрожающей жизни людей.

    4.6. При экстренной остановке автобуса (машины) с необходимостью покинуть салон и разместиться на местности во время грозы в лесу:

    • занять безопасное место на поляне, участке лиственного молодняка, между деревьями, растущими на расстоянии 20 м друг от друга;
    • в горах и холмистой местности ближе к середине склона;
    • по возможности расположиться на изолирующем материале (сухой валежник, мох, береста);
    • удалить от себя металлические предметы и механизмы.

    Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, находиться возле и под ЛЭП, подходить ближе 10 м к отдельно стоящим деревьям, столбам, вышкам, молниеотводам, высоким камням и т.п., находиться на вершине возвышенности, а также находиться ближе 10 м от машин и механизмов.

    4.7. При необходимости оставить в случае аварии или поломки автомашину на дороге на продолжительное время необходимо поставить ее на обочине или разъезде, заглушить двигатель, поставить на ручной тормоз (при уклоне дороги - дополнительно под колеса подложить башмаки), слить воду (в зимний период), включить аварийную сигнализацию и поставить на дороге переносные аварийные знаки. Об аварии и оставленной машине сообщить администрации.

    5. Требования безопасности по окончании работы

    5.1. После возращения из рейса совместно с механиком проверить исправность автомашины. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению. При подготовке автомашины, направляемой на техническое обслуживание или ремонт, вымыть ее и очистить от грязи и льда.

    5.2. Если автомашина технически неисправна, провести ежедневное техническое обслуживание и подготовленную к следующей смене машину поставить на место стоянки.

    5.3. При безгаражном хранении без подогрева в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

    5.4. О всех неисправностях сообщить механику. Снять спецодежду, обувь, очистить их от пыли и грязи, поместить на хранение.

    5.5. Выполнить гигиенические процедуры, убедиться в отсутствии клещей, при наличии - удалить.

    5.6. Замечания по работе занести в журнал административно-общественного контроля по охране труда.

    Автотранспортом.

    Перевозка людей автотранспортом должна соответствовать требованиям Правил дорожного движения. Для перевозки людей выделяются автобусы. Только при их отсутствии допускается использовать специально оборудованные грузовые автомобили.

    Техническое состояние автобусов и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей, должно отвечать правилам технической эксплуатации автомобильного транспорта. Скорость движения автомобилей, перевозящих людей, должна быть не выше 60 км/ч.

    К управлению автобусами и грузовыми автомобилями, предназначенными для перевозки людей, допускаются наиболее дисциплинированные и опытные водители первого и второго класса, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее 3 лет с удостоверением категории "Д".

    Запрещается перевозить людей на автомобиле–самосвале, автомобиле-цистерне и других специальных грузовых автомобилях, на грузовом прицепе (полуприцепе), на тракторах и других транспортных средствах, не предназначенных для перевозки людей.

    Грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, должен быть оборудован салоном, лестницей для посадки пассажиров, сигнализацией из салона в кабину водителя, освещением кузова, медицинской аптечкой для оказания первой помощи, легкосъемным (находящимся вне кабины) огнетушителем вместимостью не менее 2 л. На передней и задней стенке должна быть надпись "Люди".

    Кузов грузового автомобиля, предназначенного для перевозки людей, должен быть оборудован полумягкими сидениями, укрепленными на расстоянии не менее 15 см до верхнего края борта, а сиденья, расположенные вдоль заднего и бокового борта, – прочными спинками. Бортовые замки должны быть закрыты и надежно закреплены. Число перевозимых людей не должно превышать числа оборудованных для сидения мест.

    При перевозке людей в грузовом автомобиле должны быть выделены лица, ответственные за безопасную перевозку (один человек должен находиться в кузове, а другой – в кабине автомобиля). Фамилии ответственных лиц записываются в путевой лист.

    Проезд в кузове грузового автомобиля, не оборудованного для перевозки людей, разрешается только лицом, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены удобным местом, расположенным ниже уровня бортов. В исключительном случае разрешается проезд на неприспособленном для перевозки людей грузовом автомобиле лицам, сопровождающим груз, но их должно быть не более 6 человек. Такой проезд запрещается на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне и выше бортов кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, в кузовах самосвалов, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех видов.

    Число пассажиров в кузове не должно превышать для грузовых автомобилей грузоподъемностью менее 1,5 т – 9 человек; 1,5-2,0 т – 16 человек; 2,5-3,0т – 20 человек; 3,5-4,5 т – 24 человека; 5-7 т – 30 человек; 7 т и более – 36 человек.

    Автобусы и специально оборудованные для перевозки людей грузовые автомобили должны быть оснащены средствами пожаротушения. Средства пожаротушения (огнетушители, ящики с сухим песком) размещаются на видном месте в самом автобусе или кузове грузового автомобиля. Шофер является ответственным за соблюдение правил техники безопасности всеми лицами, находящимися на автомобиле, а также всеми лицами, связанными с его работой и обслуживанием, и обязан требовать выполнение этих правил.

    Если шофер или лицо, сопровождающее автомобиль, при тех или иных обстоятельствах ставится в условия, опасные для жизни и здоровья людей, то он обязан немедленно сообщить об этом ответственному за погрузочно-разгрузочные работы. Работы могут быть продолжены в этом случае только с его письменного разрешения.

    Запрещается заправка бензином автомобилей, загруженных легковоспламеняющимися грузами, а также при нахождении людей в кузове автомобиля.

    Площадка для стоянки автомобилей в полевых условиях должна очищаться от сухой травы, валежника, опахиваться кругом полосой шириной более 1 м, не ближе 100 м от построек, лесных складов, стогов сена, соломы, токов, хлеба на корню и лесонасаждений.

    При передвижении автомобиля на переправах по воде и льду рек и водоемов необходимо соблюдать следующие правила:

    передвижение по льду и работы на льду не разрешаются без предварительной рекогносцировки ледяного покрова и определения его грузоподъемности;

    толщину и прочность льда должны определять группы не менее чем из двух человек;

    участники обследования должны быть обеспечены лыжами, веревками, пешней или ломом, топором и досками для оказания помощи. Допустимая толщина плотного слоя льда для передвижения по нему людей и конного транспорта должна быть не менее указанной в табл.3.3.