Разрешено ли строительство на землях лесного фонда, что можно и нельзя делать на такого рода участках? Классификация видов использования лесов.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, принятым в 1997 г., в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:

  • прямое лесопользование - заготовка древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, лапника, новогодних елок и др.);
  • побочное лесопользование - сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и др.;
  • рекреационное лесопользование - пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей;
  • пользование участками лесного фонда для нужд , для научно-исследовательских целей.

Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия. Потребление древесины (ее изъятие из окружающей природной среды) обычно выражается в единицах объема (м3) и включает различные виды рубок леса. Рубки главного пользования - это рубки спелых и перестойных древостоев для заготовки древесины и возобновления леса. Их проводят в лесах III, II и частично I групп (в тех категориях защитности, где они разрешены). Рубки ухода за лесом осуществляются путем удаления из насаждений нежелательных деревьев для поддержания нужного состава, формы насаждений и повышения прироста. Выборочная санитарная рубка проводится с целью улучшения санитарного состояния насаждений, при которой вырубают сухостойные, усыхающие, пораженные болезнями, заселенные вредителями, а также другие поврежденные деревья. Рубка реконструкции касается малоценных насаждений, не подлежащих рубкам главного пользования и сплошным санитарным рубкам. Она обеспечивает удаление малоценных элементов насаждений, подготовку условий для проведения мероприятий по созданию лесных культур.

К прочим рубкам относят сплошные санитарные рубки, очистку леса от вне лесосечной захламленности и другие. Сплошные санитарные рубки имеют целью полную замену насаждений, потерявших биологическую устойчивость в результате массового повреждения деревьев вредными насекомыми, болезнями, пожарами и другими неблагоприятными факторами.

Оптимальный объем рубок главного пользования обеспечивается научно обоснованной нормой – расчетной лесосекой. Ежегодная расчетная лесосека в последние годы составляет свыше 500 млн м3, в том числе по хвойным лесам - более 300 млн м3. Ее постоянное изменение связано, главным образом, с продолжающимся увеличением площадей и уточнением категорий защитности лесов I группы, а также приведением объема расчетной лесосеки в соответствие с принципами непрерывности и неистощительности лесопользования. Наиболее существенное снижение расчетной лесосеки произошло в начале 90-х годов прошлого столетия. Частично это было связано с введением запрета на рубку кедра (в 1991 г.), созданием новых особо охраняемых природных территорий и уменьшением явно завышенного объема пользования для труднодоступных многолесных районов Сибири и Дальнего Востока.

Использование расчетной лесосеки (отношение объема фактически вырубленной древесины к объему расчетной лесосеки) в 1980-е годы в России составляло от 49 до 54 %, в 1993 г. - 33 %, в 1996 г. - 20 %, в 1998 г. - 18 %. В 1999 г. наметился рост объемов заготовки древесины. С тех пор ежегодно вырубается 22–23 % расчетной лесосеки. При этом существенно повысилась доля лесопользователей, получивших лесосечный фонд по результатам лесных аукционов.

В последние годы в лесном секторе России происходит перемещение объемов производства в регионы с высоким уровнем потребления лесоматериалов и в транспортном отношении приближенным к зарубежным рынкам сбыта. В этом плане приоритетными для развития лесопользования становятся северо-западные, северные, центральные и западные районы Европейской части России.

Древесина - хотя и главный, но далеко не единственный продукт . Прижизненное использование лесов открывает большие возможности для пополнения ресурсов пищевого и технического сырья нашей страны.

Использование лесов

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Например, п. 8 ст. 29 ЛK РФ устанавливает, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка – договоров купли-продажи лесных насаждений. Если же говорить об использовании лесов без изъятия лесных ресурсов, можно привести пример использования лесов для научно-исследовательской деятельности, осуществления религиозной деятельности и т. д.

Видами использования лесов являются:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности и др.

Виды использования лесов в соответствии с гл. 2 Лесного кодекса РФ 2006 г .

В сравнении со ст. 80 Лесного кодекса РФ 1997 г. перечень видов использования лесов носит открытый характер (не исчерпывающий перечень). Кроме того, среди перечисленных видов использования лесов имеются принципиально новые, не установленные прежней редакцией (например, п. 11–13). Использование лесов может быть приостановлено только в случаях, предусмотренных федеральными законами. До 1 января 2012 г. допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета (ст. 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), После 1 января 2009 г. запрещено предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами (ст. 14.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, должны составлять проект освоения лесов. Заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов является лесной декларацией. Граждане и юридические лица, осуществляющие в соответствии с Лесным кодексом РФ использование лесов, а также мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, сдают отчеты об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении.

Основой для использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Субъекты РФ должны составлять лесные планы, где определяются цели и

задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения.

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 8. 27. Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их

Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 8. 31. Нарушение требований к охране лесов 1. Нарушение требований санитарных правил в лесах –влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 261. Уничтожение или повреждение лесов 1. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности –наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч

автора Сазыкин Артем Васильевич

Статья 8.31. Нарушение требований к охране лесов 1. Нарушение требований санитарных правил в лесах –влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

34. Лес и растительный мир вне лесов как объекты правовой охраны В соответствии с ЛК РФ объектами лесных отношений являются: лесной фонд РФ; участки лесного фонда; права пользования ими; леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими;

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

38. Основы организации лесного хозяйства и государственный контроль и охрана лесов и растительного мира вне лесов Основные требования к ведению лесного хозяйства:1) лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений) Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

Статья 8.12. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования 1. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, а равно порядка предоставления лесов

Из книги автора

Статья 8.24. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков -влечет

Из книги автора

Статья 8.25. Нарушение правил использования лесов 1. Нарушение правил заготовки древесины -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от

Из книги автора

Статья 23.24. Органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов 1. Органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1

Из книги автора

Тема X. Охрана и рациональное использование лесов Лесное законодательство России. - Лесной фонд. - Организация лесного хозяйства. - Управление лесным фондом. - Древесно-кустарниковая

Из книги автора

Глава XIII Охрана и рациональное использование лесов Леса покрывают свыше 30 % суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное

Из книги автора

Классификация лесов В соответствии с Лесным кодексом РФ 1997 г. все леса в лесном фонде делились на группы. В основу деления были положены экономические, экологические и социальные функции лесов. При разделении лесов на группы учитывались их местоположение,

Из книги автора

Использование лесов Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с

Из книги автора

Охрана лесов Леса нуждаются в особой охране. «В связи с антропогенным воздействием за последние 10 тыс. лет планета лишилась 2/3 лесов. Леса занимают 3,9 млрд га (около 30 % суши без Антарктиды) с запасом древесины 386 млрд м3. В лесах сосредоточено около 80 % всей растительной

  • 6.Понятие природоресурсных правоотношений. Юридическое определение объектов природоресурсных правоотношений.
  • 9.Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 10.Понятие и роль экономического регулирования в сфере использования и охраны природных ресурсов рф.
  • 11.Государственное управление в сфере использования и охраны природных ресурсов: понятие, функции.
  • 12. Система и полномочия органов государственного управления в сфере использования и охраны природных ресурсов.
  • 13.Государственный инспекционный контроль в сфере природопользования. Права государственных инспекторов.
  • 14.Платность природопользования. Понятие и виды платежей.
  • 16. Ответственность за преступления в сфере природопользования.
  • 17.Виды юридической ответственности за нарушение правовых природоресурсных требований.
  • 18.Административная ответственность за природоресурсные правонарушения.
  • 19.Гражданско- правовая ответственность за природоресурсные правонарушения.
  • 20. Водное законодательство. Общая характеристика.
  • 21.Законодательство рф о недрах. Общая характеристика.
  • Глава 8. Особенности выполнения положений настоящего Федерального закона.
  • 22.Лесное законодательство. Общая характеристика.
  • 23.Законодательство об охране и использовании животного мира. Общая характеристика.
  • 24. Право природопользования: понятие и принципы. Право общего природопользования.
  • 25. Право природопользоваия: виды, основания возникновения и прекращение права природопользования.
  • I. Общее природопользование;
  • II. Специальное природопользование.
  • 26. Принципы использования и охраны лесов.
  • 27. Освоение лесов в рф
  • 28. Право собственности на леса.
  • 1.Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
  • 29. Использование лесов: понятие, виды, порядок осуществления
  • 30. Государственное управление в области использования и охраны лесов.
  • 32. Государственное управление в области использования и охраны недр.
  • 33. Право недропользования. Объекты, субъекы, виды.
  • 34.Использование недр на условиях соглашения о разделе продукции
  • 35. Право собственности на водные объекты.
  • 6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.
  • 36. Государственное управление в области использования и охраны водных объектов.
  • 37. Право водопользования. Объекты, субъекты, виды.
  • 38. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 39. Правовые меры охраны морской воды
  • 40. Порядок предоставления водных объектов в пользование.
  • 41. Правовые меры охраны водных объектов
  • 42. Правовой режим территориального моря и исключительной экономической зоны.
  • 43. Предоставление в пользование участков недр континентального шельфа.
  • 44. Правовая охрана лесов
  • I Санитарная безопасность в лесах
  • II Лесопатологический мониторинг
  • 45. Правовая охрана земель
  • 46. Принципы использования и охраны животного мира.
  • 47. Общая характеристика использования и охраны животного мира.
  • 48. Правовое регулирование охоты.
  • 49. Правовое регулирование рыболовства.
  • 50. Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных.
  • 29. Использование лесов: понятие, виды, порядок осуществления

    Использование лесов – это любая разрешенная в лесах деятельность граждан и юр лиц

    Ст 24 ЛК

    1. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

    2. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

    Использование лесов может быть следующих видов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); 11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 3. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

    Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Допускается установление следующих ограничений использования лесов: 1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК; 2) запрет на проведение рубок; 3) иные установленныеЛК, другими федеральными законами ограничения использования лесов.

    Использование лесов может быть приостановлено только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Приостановление использования лесов в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами.

    1. Отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. 2. Форма отчета об использовании лесов и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    СТ 25 ЛК РФ

    1. Использование лесов может быть следующих видов:

    1) заготовка древесины;

    2) заготовка живицы;

    3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

    4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

    5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

    6) ведение сельского хозяйства;

    7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

    8) осуществление рекреационной деятельности;

    9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

    10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

    10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

    11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

    12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

    13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

    14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

    15) осуществление религиозной деятельности;

    16) иные виды, определенные в соответствии с

    2. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    3. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

    Комментарий к Ст. 25 ЛК РФ

    Новая редакция Лесного кодекса включает в себя открытый перечень видов использования лесов. Кроме того, среди перечисленных видов использования лесов имеются принципиально новые, не установленные прежней редакцией: подп. 9 - 15. До подпункта 8 включительно - это перечень классических видов использования лесов, существовавших ранее. В связи с исключением из терминологии нового Кодекса понятий о побочном лесопользовании, о заготовке второстепенных лесных ресурсов содержание данных видов использования лесов было изложено в другой редакции в видоизмененных подп. 3, 4, 6, 8. Выполнение таких видов работ, которые перечислены в подп. 11 - 13 комментируемой статьи 25 Лесного кодекса России, регламентировалось порядком проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. Действительно, трудно представить, что строительство трубопровода - это вид лесопользования. Если прежний механизм законодатель устанавливал исходя из необходимости осуществления данного вида работ в лесном фонде по пути их разрешения даже без перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, а требование о переводе лесных земель в нелесные зависело от конкретного случая и разрешения уполномоченного органа, то, по сути, больших изменений действующая редакция в практику не привнесла. Вот только такой вид использования лесов, как строительство трубопроводов, по-прежнему режет слух. Как и ранее, леса могут использоваться для одной или нескольких целей. А вот, как и прежде, одним или несколькими лесопользователями - уже нельзя. Виды лесопользования являются своего рода видами целевого использования предоставляемых лесных участков. Например, в Земельном кодексе РФ не дается исчерпывающего перечня целей, для которых земельные участки могут быть предоставлены на том или ином предусмотренном праве. Законодательство о недрах отражает зависимость цели использования участка недр от вида предоставляемого для этого права. Но во всех случаях целевое использование является своеобразным признаком природоресурсных отраслей и должно строго сохраняться природопользователями.

    Правовой статус земель лесного фонда оговаривается в Земельном и Лесном кодексе. Согласно ст. 101 ЗК РФ , – это участки с лесом и лесополосой, а также земли, предназначенные для восстановления лесов (вырубки, прогалины, древостой, гари и т.д.) и целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности, в том числе нелесные земли (просеки, болота, дороги и т.д.).

    Виды разрешенного использования

    Классификатор ВРИ лесных земельных участков:

    Наименование ВРИ Описание ВРИ земельного участка Код ВРИ
    Природно-познавательный туризм Размещение палаточных лагерей для проведения экскурсий и походов, пеших и верховых прогулок, обустройство тропинок с осуществлением необходимых мероприятий по охране и восстановлению природной среды. 5.2.
    Рекреация Обустройство площадей для занятий спортом, отдыха и туризма, пешими и верховыми прогулками, рыбалки, пикников, охоты. Создание парков, городских лесов, сквером, водных объектов общего пользования, обустройство и уход за ними. 5.0
    Туристическое обслуживание Размещение детских лагерей, пансионатов, кемпингов, туристических гостиниц с целью получения предпринимательской выгоды без оказания лечебных услуг. 5.2.1.
    Охота и рыбалка Обустройство мест для охоты и рыбалки, в том числе, сооружений, необходимых для этих целей. 5.3.
    Недропользование Осуществление геологических изысканий, размещение капитальных построек для целей недропользования. 6.1.
    Транспорт Строительство различных путей сообщения для перевозки людей и грузов. 7.0.
    Водный транспорт Размещение искусственно созданных внутренних путей водных путей и объектов капитального строительства для обеспечения судоходства. 7.3.
    Особая охрана и изучение природы Охрана и изучение природы на охраняемых границах, где запрещена любая хозяйственная деятельность. 9.0.
    Охрана природных территорий Охрана отдельных участков окружающей среды с ограничением хозяйственной деятельности. 9.1.
    Курортная деятельность Использование природных лечебных ресурсов, их охрана от истощения. 9.2.
    Санаторная деятельность Строительство санаториев и профилакториев для лечения и оздоровления населения. 9.2.1.
    Использование лесов Заготовка, обработка, вывоз древесины и других лесных ресурсов. 10.1-10.5.
    Водные объекты Болота, ручьи, реки, озера, ледники и другие поверхностные водные объекты. 11.0.

    Право пользования

    Собственником всех земель лесного фонда является государство. В целях осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются собственником (государством) в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, а другим лицам – в аренду.

    Аналогичная ситуация и с деятельностью по переработке древесины: участки для указанной цели передаются в бессрочное пользование только федеральным государственным учреждениям, остальным гражданам и юрлицам – на условиях договора аренды.

    Земли могут передаваться в пользование субъектов РФ на основании федеральных законов. Такими субъектами могут являться как физические, так и юридические лица на правах пользования:

    1. концессии;
    2. на безвозмездной основе;
    3. не длительного пользования.

    Арендаторы обязаны строго соблюдать условия договора, в число которых входят лесовосстановительные работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

    Подробнее о том, как получить земли лесного фонда в собственность можно узнать .

    Порядок и особенности распоряжения

    Порядок использования и охраны лесных земель регулируется земельным и лесным законодательством. Лесной кодекс применяется к земельным отношениям, если они не урегулированы земельным.


    Лесные земли находятся в федеральной собственности (ст. 3 ФЗ «О введении Лесного кодекса РФ»). Участками, на которые государственная собственность не разграничена, распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

    В отношении участков, передаваемых в аренду, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Помимо аренды, земли, находящиеся в собственности государства или муниципалитета, могут предоставляться в безвозмездное срочное или бессрочное пользование.

    Полномочия органов государственной власти субъектов РФ подразумевают собой:

    1. Владение, распоряжение, эксплуатация лесных участков, находящихся в их собственности.
    2. Установление размера ставки за единицу площади земельного участка для передачи его в аренду.
    3. Установление размера платы за единицу объема заготовленной древесины на участках.
    4. Установление порядка и нормативов заготовки гражданами древесины и прочих лесных ресурсов для своих нужд.
    5. Иные полномочия.

    Полномочия органов местной власти не так велики, как у государственных. В их компетенцию входит управление лесными ресурсами на подведомственной территории. В отдельных случаях органы местной власти могут наделяться полномочиями государственной власти (ст. 49 ЛК РФ).

    Согласование границ земельного участка

    Согласно ст.39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О кадастровой деятельности» , согласование границ земельного участка с лесным фондом необходимо, когда они являются смежными друг другу .

    Часто возникают спорные ситуации, доводящие до судебных разбирательств, поскольку при регистрации частного земельного участка и составлении межевого плана оказывается, что часть земли находится на границе или за границей земель лесфонда.

    Согласование границ осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) и его территориальными органами, поскольку земли лесного фонда относятся к федеральному имуществу. Для этого лицо, заинтересованное в проведении согласования, предоставляет следующие документы:


    Помимо этого, физическое лицо предоставляет правоустанавливающие документы на участок , при обращении кадастрового инженера дополнительно потребуется копия договора на выполнение кадастровых работ.

    С 01.01.2017 года действует новая форма Акта согласования границ. Он должен содержать следующие сведения:

    1. Информация о всех участниках согласования.
    2. Схема участка с обозначенными границами.
    3. Информация о результатах согласования.
    4. Информация о возражениях (при наличии).
    5. Подписи всех сторон, в том числе кадастрового инженера.

    Процедура согласования:

    1. Осуществляется геодезическая съемка участка.
    2. Кадастровый инженер получает все данные, в т.ч. информацию из госреестра о границах земель. При отсутствии документов граница определяется по забору, существовавшему более 15 лет или каким-либо природным объектам.
    3. Определяются контрольные точки – пункты межевой сети.
    4. Проводится обследование границ с поиском межевых знаков.
    5. Определяются координаты точек поворота – мест смены направления границ.
    6. Вычисляется площадь.
    7. Подготавливается акт согласования границ с подписанием.

    При согласовании границ проводится собрание с необходимым присутствием всех участников – собственников и представителей собственников земель.

    Земли лесного фонда принадлежат государству. При этом каждый гражданин может беспрепятственно проникать на большинство участков и пользоваться лесными ресурсами, за исключением тех, которые попадают под категорию особо охраняемых природных зон.

    Муниципальные и госучреждения могут пользоваться землями бессрочно и на безвозмездной основе, однако физическое лицо не может построить на участке лесфонда жилой дом или другое частное капитальное строение.