Правовое информирование военнослужащих темы на год. Организация и методика общественно-государственной подготовки и информирования военнослужащих

Оценок по изученным темам. На основании полученных оценок руко- водитель определяет общую оценку успеваемости каждого военно- служащего за месяц и заносит ее в журнал отдельной графой. Основным отчетным документом текущего контроля является Журнал учета занятий по боевой (командирской) подготовке (форма IV), а в группах гражданского персонала - Журнал учета посещаемости и успеваемости слушателей группы. Указанные журналы хранятся в подразделении, ведут их лично руководители групп. В журнале учитываются: - краткие сведения о слушателях группы; - отметки о посещаемости слушателями каждого занятия, или о причинах их отсутствия; - оценка каждого слушателя за месяц, период обучения, учебный год; - учет тем занятий и оценка руководителя текущей успеваемости слушателей; - проведение дополнительных занятий с отсутствовавшими на за- нятии военнослужащими; - замечания и предложения проверяющих. Командиры, их заместители по воспитательной работе частей (ко- раблей) и подразделений постоянно осуществляют контроль за посе- щаемостью и успеваемостью на занятиях по ОГП, содержанием и ме- тодикой их проведения, материальным обеспечением, состоянием кон- спектов и др. Своими советами, критическим разбором проведенных занятий оказывают помощь руководителям групп в повышении их ка- чества, принимают меры к устранению недостатков. Замечания и предложения отражают в журнале (см. приложение). Методика оценки общественно-государственной подготовки Каждый офицер, прапорщик (мичман), сержант (старшина) и сол- дат (матрос) на занятиях по ОГП (за выступления с рефератом, по ос- новным и дополнительным вопросам семинара или беседы, проведе- ние информации, выполнение логических и практических заданий, письменных работ и т.д.) получает индивидуальные оценки. На осно- вании текущих оценок военнослужащему выставляется итоговая оцен- ка за месяц, квартал, период обучения и учебный год. При этом учиты- вается не только его успеваемость, но и моральный облик, дисципли- нированность, отношение к выполнению служебных обязанностей. 31 Оценка военнослужащих, групп, подразделений и воинских частей (кораблей) по общественно-государственной подготовке носит ком- плексный характер и включает в себя: 1. Оценку объема и глубины знаний изученного материала в соот- ветствии с тематикой ОГП. 2. Оценку понимания изученного, самостоятельности суждений и убежденности в излагаемом; 3. Оценку умения реализовать полученные знания при выполнении служебных обязанностей, в соблюдении требований законов РФ и воинских уставов. Таким образом, оценка ОГП - это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями программы. Она должна быть объективной и справедливой, носить стимулирующую функцию. Оценка может выражаться и в форме эмоционального отношения ("Молодец - отлично!"), и в форме оценочного суждения ("Хорошо, но можно лучше..."), но обязательно в виде отметки ("отлично", "хоро- шо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"). Индивидуальные оценки выставляются: "отлично" - если в совершенстве овладел учебной программой, добросовестно выполняет свои должностные обязанности, строго со- блюдает требования законов Российской Федерации, воинских уста- вов; "хорошо" - если овладел учебной программой, добросовестно вы- полняет свои должностные обязанности, соблюдает требования зако- нов Российской Федерации, воинских уставов; "удовлетворительно" - если овладел основными положениями учебной программы, выполняет свои должностные обязанности, со- блюдает требования законов Российской Федерации, воинских уста- вов; "неудовлетворительно" - если не овладел основными положениями учебной программы или имеет серьезные упущения в выполнении должностных обязанностей, допустил грубые нарушения воинской дисциплины. При оценке офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и стар- шин, имеющих подчиненных, учитываются применение ими правовых и психолого-педагогических знаний в обучении и воспитании личного состава. Уровень общественно-государственной подготовки гражданского персонала воинских частей оценивается “усвоил” и “не усвоил”. 32 Оценка группам, подразделениям и воинским частям по обще- ственно-государственной подготовке определяется на основе индиви- дуальных оценок военнослужащих: "отлично" - если не менее 90 процентов проверявшихся военно- служащих получили положительные оценки, из них 50 процентов - отличные; "хорошо" - если не менее 80 процентов проверявшихся военнослу- жащих получили положительные оценки, из них 50 процентов отлич- ные и хорошие; "удовлетворительно" - если не менее 70 процентов проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки. Оценка руководителя группы определяется с учетом уровня его знаний по программе общественно-государственной подготовки и об- щей оценки руководимой группы. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА От знания офицерами подразделения духовных и информационных потребностей личного состава и умения целеустремленно и творчески применять на практике широкий диапазон традиционных и новых ме- тодов информирования во многом зависит эффективность воспита- тельной работы с различными категориями военнослужащих. Сущность и основные задачи информирования Информирование – это деятельность органов военного управления, должностных лиц воинской части и подразделений, направленная на предоставление личному составу социально-политической, военно- технической, правовой и другой информации. Его целью является до- ведение до военнослужащих, членов их семей, гражданского персона- ла информации, обеспечивающей поддержание устойчивого морально- психологического состояния и успешное выполнение задач, стоящих перед воинской частью. Решение основных задач информирования предполагают: - доведение до личного состава официальных решений органов го- сударственной власти по вопросам общественно-политической и эко- 33 номической жизни страны, военного строительства и международной обстановки; - усиление информационно-воспитательного влияния на укрепле- ние единоначалия, поддержание устойчивого морально- психологического состояния, воинской дисциплины и правопорядка в войсках (силах); - предотвращение политизации воинских коллективов, особенно в период подготовки и проведения выборов органов государственной власти; - формирование системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений воинов, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга; - использование информирования в интересах изучения общест- венного мнения и настроений военнослужащих; - доведение и разъяснение личному составу передового опыта луч- ших специалистов воинской части. Планирование тематики информирования осуществляет замести- тель командира воинской части по воспитательной работе (офицер по общественно-государственной подготовке и информированию). При этом тематика информирования офицерского состава и гражданского персонала определяется на месяц, а других категорий военнослужа- щих – на неделю. Информирование различных категорий военнослужащих и граж- данского персонала предусматривает: - разъяснение политики, решений и документов федеральных орга- нов власти по военным и другим вопросам; - разъяснение требований Конституции и законов Российской Фе- дерации, военной присяги, общевоинских уставов, приказов и дирек- тив Министра обороны РФ, командиров (начальников) по поддержа- нию высокой боевой готовности воинских частей; - доведение социально-политической обстановки и важнейших со- бытий в стране, регионе дислокации; - разъяснение военно-политической обстановки в мире, ее тенден- ций ее изменения и особенностей развития; - доведение общественно-политической ситуации, обстановки, со- бытий в воинских частях и подразделениях; - разъяснение направлений и конкретных фактов негативного ин- формационно-психологического воздействия на военнослужащих, его целей и ожидаемых последствий. 34 Основными видами информирования военнослужащих являются: единый день информирования; правовое информирование; военно- техническое информирование; информирование в особых условиях. Единый день информирования – это комплекс мероприятий, прово- димых ежемесячно в воинской части с участием руководящего состава органов военного управления по различным вопросам жизнедеятель- ности Вооруженных Сил. Правовое информирование предусматривает: - доведение и разъяснение действующих и принимаемых законов о деятельности Вооруженных Сил, правах, льготах, обязанностях и от- ветственности военнослужащих и гражданского персонала; - разъяснение требований военной присяги, общевоинских уставов, приказов командиров (начальников), а также положений, наставлений и других документов, регламентирующих различные сферы жизнедея- тельности военнослужащих; - анализ состояния правопорядка, воинской дисциплины, мер по ее укреплению, пропаганда передового опыта лучших подразделений воинской части; - разъяснение законодательства по вопросам социально- экономической защиты военнослужащих, членов их семей, порядка реализации действующих нормативных актов. Содержание военно-технического информирования предполагает: - доведение до военнослужащих основных направлений военно- технической политики государства, перспектив развития техники и вооружения войск и сил флота; - информирование о наиболее важных для поддержания боевой го- товности воинских частей, научно-исследовательских и опытно- конструкторских работах по совершенствованию техники и вооруже- ния; - доведение передового опыта лучших специалистов, добившихся высоких показателей в работе на технике, активно участвующих в изо- бретательской и рационализаторской работе. Информирование в особых условиях (в военное время, в боевой об- становке, на войсковых учениях, в морских походах, при ликвидации последствий стихийных бедствий) предусматривает: - доведение и разъяснение поставленных перед Вооруженными Си- лами, воинскими частями и подразделениями боевых и других задач, а также хода и практических результатов их выполнения; 35 - доведение опыта военнослужащих, добившихся лучших результа- тов при исполнении служебных обязанностей, выполнении боевых и других задач; - доведение и разъяснение подвигов, мужественных и благородных поступков военнослужащих, гражданского персонала, боевых тради- ций Вооруженных Сил Российской Федерации. Технология организации и проведения информирования личного состава предусматривает решение ряда методических задач в рамках двух этапов – подготовительного и непосредственного. Подготовка к информированию Подготовка к информированию включает в себя: 1. Составление предварительного плана выступления по информа- ционной теме, который позволяет определить направление для подбо- ра необходимого материала, исходя из заданной темы. 2. Подбор материала и его изучение, отбор непосредственно того, что относится к теме. Для этого необходимо ознакомиться с соответст- вующими публикациями, выписать цифры и наиболее показательные факты, подобрать поучительные примеры из практики учебы и службы личного состава, увязать информирование с жизнью воинской части и конкретного подразделения. При этом следует избегать использования непроверенных фактов и необдуманных прогнозов. 3. Составление окончательного плана выступления с логическим построением основных мыслей и доказательств, выводов и задач. 5. Подбор и проверка исправности используемых технических средств. Проведение информирования Информирование обычно осуществляется методом рассказа, когда излагается содержание темы, а затем следуют ответы на вопросы. Но если информирование затрагивает вопросы жизни самого подразделе- ния, оно может проходить методом беседы. В этом случае не только излагается материал, но и применяется обращение к присутствующим с вопросами, выслушивается их мнение. Большое значение имеет начало информирования. Его цель – при- влечь внимание военнослужащих к теме. Поэтому его целесообразно построить на ярком примере, сообщении интересного факта, цитаты. 36 При изложении материала важно стремиться, чтобы мысли были последовательны, логически связаны друг с другом. Варианты изло- жения бывают различны. Можно изложить основные мысли и факты по теме, а затем пригласить присутствующих высказать свое мнение. Можно сначала зачитать какую-нибудь статью, а потом развернуть разговор вокруг нее. Не следует превращать информирование в служебное совещание или инструктаж. Здесь неуместны безапелляционные поучения, назой- ливые наставления, скучный монолог. Следует всячески вовлекать в разговор присутствующих путем постановки таких вопросов, которые заставляют думать, искать ответ, спорить. Материал следует излагать в легкодоступной для понимания фор- ме, простым разговорным языком с использованием ярких примеров, интересных фактов и цифр, пословиц и поговорок. Не следует подменять информирование простым чтением газеты. Если есть необходимость что-то зачитать, то прочитанный материал надо сопроводить соответствующим собственным комментарием. Для поддержания внимания и повышения интереса при изложении материала можно использовать карту, наглядные пособия, технические средства обучения и воспитания. Заключение информирования представляет собой краткое обобще- ние материала и четкие практические выводы, носящие ориентирую- щий и мобилизующий характер. В интересах информирования личного состава, пропаганды передо- вого опыта, обучения и воспитания военнослужащих, в подразделени- ях также активно используются возможности средств массовой ин- формации (радио и телевидения), а также стенной печати (стенгазет, боевых листков, листков-молний). Организация целевого прослушивания и просмотра радио и телепередач Время прослушивания и просмотра радио и телепередач преду- сматривается распорядком дня подразделения. Однако командир и его заместитель по воспитательной работе при их организации предвари- тельно должны: 1. Проанализировать программы теле- радиопередач, выбрать те из них, которые наиболее соответствуют по своему содержанию решае- мым подразделением задачам, служат целям обучения и воспитания личного состава. 37 2. Согласовать готовящееся мероприятие с командованием, при не- обходимости дополнительно включить его в расписание занятий под- разделения на предстоящую неделю, довести до соответствующих ко- мандиров и личного состава время, место и порядок его проведения. 3. Составить краткий план прослушивания (просмотра). При этом: продумать, что из передачи и как прокомментировать, связать с жиз- нью и деятельностью подразделения; подготовиться к ответам на воз- можные вопросы; предусмотреть свои постановочные вопросы с це- лью выяснить, как подчиненные усвоили для себя основные положе- ния передачи. 4. Заблаговременно убедиться в исправности радиоточки или теле- приемного устройства. При необходимости надо обеспечить аудио или видео запись пере- дачи для ее дальнейшего использования в работе с личным составом. Вариант записи передачи может быть также применен в тех случаях, когда личный состав по тем или иным причинам не может присутство- вать в назначенное время на данном мероприятии (с последующей его организацией в другое время в изложенном выше порядке). Информирование средствами стенной печати Редколлегия осуществляет выпуск стенных, сатирических и фото- газет. Она избирается на собрании личного состава в количестве, как правило, 5-7 человек. Члены редколлегии избирают редактора и его заместителя, а также распределяют обязанности между собой (один отвечает за освещение хода боевой учебы, другой – за организацию и подготовку материалов о спортивной жизни подразделения и досуга воинов, третий – за художественное оформление газеты). Руководят работой органов стенной печати командиры и их замес- тители по воспитательной работе. Они ставят конкретные задачи, под- бирают темы очередного номера, рекомендуют отдельным воинам по- делиться в газете, боевом листке своим опытом выполнения служеб- ных обязанностей, помогают делать газету интересной, содержатель- ной и привлекательной. По рекомендации командира, с учетом пожеланий личного состава, редколлегия составляет план выпуска стенной газеты. В нем указыва- ются: названия материалов, которые необходимо подготовить, ответ- ственные за их предоставление и сроки исполнения. Стенгазета выпускается не менее одного раза в месяц. Ее номера посвящаются основным вопросам жизни подразделения, боевой учебе, 38 воинской дисциплине, караульной службе. Отдельные номера посвя- щаются юбилейным датам или историческим событиям. Главное внимание при выпуске следует уделять содержанию газе- ты. Важно, чтобы заметки освещали жизнь подразделения, поучитель- но раскрывали опыт отличников, классных специалистов, спортсме- нов-разрядников. Заметки должны быть короткие, хорошо отредакти- рованные, сообщаемые факты точными и достоверными. В газете не- обходимо давать не только положительные примеры, но и отмечать недостатки, нарушителей воинской дисциплины. Критика должна быть деловой, без унижения достоинства человека. Редакторы боевых листков и листков-молний назначаются, пре- имущественно, во взводах. Они также отдельно назначаются при вы- полнении задач боевого дежурства, несения караульной службы, на полевых занятиях, учениях. В боевых листках, выпускаемых, как пра- вило, еженедельно, помещается по 2-3 заметки для оперативного ин- формирования личного состава о делах подразделения, положитель- ных моментах или недостатках поведения отдельных воинов. Листки- молнии выпускаются по мере необходимости и имеют цель оператив- но информировать личный состав об отдельных событиях, фактах или примерах из жизни подразделения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Достижение целей общественно-государственной подготовки обес- печивается решением целого комплекса разнообразных воспитатель- ных задач. Одна из его групп представлена систематическим инфор- мированием личного состава подразделения. Оно имеет различные формы и реализуется специфическими методами, отличными от обще- ственно-государственной подготовки. Однако, являясь самостоятель- ным видом информационно-воспитательной работы, информирование личного состава призвано решать аналогичные воспитательные задачи. Условием успешного решения всей совокупности целей и задач общественно-государственной подготовки и информирования личного состава является их умелая реализация в ходе каждого занятия, проду- манное планирование и четкая организация функционирования всех звеньев воспитательной системы подразделения. При этом важно, что- бы полученные учебных занятий и информирования знания станови- лись основой для самооценки каждым военнослужащим своей жиз- 39 ненной позиции, понимания смысла воинской службы, своей личной причастности и готовности к защите Отечества. А это во многом зави- сит от знания офицером методики организации и проведения этих важных воспитательных мероприятий. ЛИТЕРАТУРА 1. Во имя России: Учеб. пособие. –М., 1999. 336 с. 2. Воспитательная работа: содержание, организация, методика /Под общей редакцией Н.И.Резника. – М., 2002. – 85 С. 3. Калюжный А.С. Основы морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности: Учеб. пособие. –Н.Новгород, 2002. –46 с. 4. Методика организации и проведения общественно- государственной подготовки в полку (на корабле) /Под общ. ред. Н.И.Резника. –М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003. –122 с. 40


Плановое информирование проводится:
офицеров - 2 раза в месяц по 30 минут;
военнослужащих, заступающих на боевое дежурство, - в день, предшествующий заступлению, по 20 минут;
солдат (матросов), сержантов (старшин), проходящих военную службу по контракту, прапорщиков (мичманов), слушателей (курсантов) военно-учебных заведений - 1 раз в неделю по 30 минут;
солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих военную службу по призыву, - 2 раза в неделю по 30 минут, в утреннее время, в дни, когда нет занятий по общественно-государственной подготовке; военно-техническое информирование - 1 раз в месяц по 30 минут перед проведением парково-хозяйственного дня, кроме того, организуется ежедневный просмотр и прослушивание информационных теле- и радиопрограмм;
лиц гражданского персонала - 1 раз в месяц по 1 часу.
В ходе боевых действий, учений, полевых (морских) выходов (походов), выполнения задач в составе миротворческих сил, а также при выполнении других задач в отрыве от пунктов постоянной дислокации информирование проводится в зависимости от обстановки и характера решаемых задач, но не менее 3 раз в неделю по 20 минут.
Тематика информирования определяется органами воспитательной работы, заместителями командиров (начальников) воинских частей по воспитательной работе.
Военнослужащие и лица гражданского персонала, находящиеся за пределами Российской Федерации (в дальних морских походах), оперативно информируются о событиях в России, политической обстановке в мире.
Единые дни информирования военнослужащих планируются и проводятся:
в военных округах (на флотах), объединениях - ежеквартально;
в соединениях - 2 раза в квартал;
в воинских частях и военно-учебных заведениях - ежемесячно.
15. В воспитательных целях с учетом специфики решаемых задач используются возможности местного радиовещания, радиоузлов Домов офицеров, офицерских и солдатских (матросских) клубов, ротная стенная печать, средства наглядной агитации.
В воинских частях организуется подписка на газеты и журналы; систематически проводятся тематические обзоры газет и журналов, обсуждение наиболее острых публикаций.
В местах, определяемых командирами (начальниками), оборудуются витрины (стенды) для газет.
В подразделениях и воинских частях выпускаются:
радиогазеты (в воинских частях, военно-учебных заведениях) - по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю;
стенные газеты (в ротах и им равных) не реже 1 раза в месяц;
сатирические и фотогазеты (в родах и им равных) - по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 месяца;
боевые листки, листки-молнии (во взводах и им равных) - по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю (в караулах - 2 раза в течение службы).
Редколлегии стенных, сатирических и фотогазет избираются на общих собраниях военнослужащих. Редакторы боевых листков (листков-молний) назначаются командирами взводов (и им равными).
16. В ротах (и им равных), отдельных подразделениях оборудуются комнаты (каюты) информирования и досуга.

Организованная, систематическая и целенаправленная деятельность органов военного управления, командиров (начальников) всех степеней, должностных лиц органов военной юстиции и органов воспитательной работы по привитию военнослужащим правовых знаний, формированию у них уважения законов как социальной ценности, выработке у них потребностей, привычек и навыков правомерного поведения.

П.в.в. является важным фактором и условием укрепления законности и воинского правопорядка, предупреждения правонарушений среди всех категорий военнослужащих. П.в.в. является составной частью системы воспитательной работы в ВС РФ и органически связано с другими видами воспитания (воинским, нравственным, политическим и т.д.).

П.в.в. осуществляется путем разъяснения и изучения действующего законодательства, а также путем воздействия на правовое сознание военнослужащих практикой применения правовых норм.

В процессе П.в.в. основным предметом, на который направлены усилия субъектов воспитания, является правовое сознание военнослужащих, которое представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, переживаний и представлений отдельных военнослужащих, больших и малых групп военнослужащих о действующем праве, правосудии, законности и правопорядка, а так же о том, каким они должны быть.

Свое проявление правовое сознание военнослужащих находит в основном на уровне правовой психологии (обыденном правосознании) в суждениях, эмоциях, настроениях, привычках, стереотипах поведения.

Негативным явлением в сфере индивидуального правового сознания военнослужащих являются правовой нигилизм и правовой инфантилизм. Правовой нигилизм - это активная противоправная позиция (направленность) личности, которая проявляется в нигилистическом отношении к праву в целом, в убеждении, что его требования и запреты носят лишь формальный характер, а руководствоваться следует своими желаниями и интересами. Закон сравнивается с преградой, которую надо обойти или преодолеть. Правовой инфантилизм выражается в незрелости и примитивности правосознания, равнодушии к праву. Он является показателем недостаточной правовой социализации индивида, т.е. неполного усвоения им правовых норм, ценностей и образцов поведения в правовой сфере. Указанные деформации правового сознания военнослужащих являются важными факторами, детерминирующими противоправное поведение отдельных военнослужащих и круговую поруку в воинских коллективах.

Правовое сознание военнослужащих в значительной степени влияет на состояние правопорядка и воинской дисциплины в подразделениях и частях РВСН, требует постоянных воспитательных воздействий со стороны командиров (начальников) всех степеней, офицеров органов воспитательной работы и органов военной юстиции. Воздействие на правовое сознание военнослужащих осуществляется с использованием таких средств, как: поддержание твердого уставного порядка; личный пример командиров (начальников); последовательная, и целенаправленная дисциплинарная практика; своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений; создание действительной системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей; деятельность органов военной юстиции; участие личного состава в работе по укреплению законности и правопорядка.

Основными средствами П.в.в. в условиях воинских частей (учреждений, организаций) являются: правовая пропаганда; правовое обучение; правовое самообразование. Правовая пропаганда осуществляется в ходе проведения информирования, лекций и бесед по правовым вопросам, которые планируются и проводятся в часы информационно-воспитательной работы. Правовое обучение осуществляется в процессе изучения правовых дисциплин в соответствии с учебными планами военно-учебных заведений; изучения правовых вопросов в системе командирской подготовки офицерского состава; изучения тем по правовой подготовке в системе общественно-государственной подготовки всех категорий военнослужащих; проведения методических сборов и семинаров по правовым вопросам. Правовое самообразование осуществляется путем систематической самостоятельной работы каждого военнослужащего по изучению законодательства и практики его применения. Систематическое повышение правовых знаний каждым военнослужащим является одной из важных задач в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в войсках (силах). Самостоятельное изучение военнослужащими нормативных правовых актов РФ, воинских уставов, приказов и директив Министра обороны РФ и практики их применения является основной формой правовой подготовки военнослужащих.

П.в.в. организуется и проводится непрерывно, согласованно и систематически в процессе боевой подготовки, боевого дежурства, повседневной жизнедеятельности частей и соединений РВСН.

От знания офицерами подразделения духовных и информационных потребностей личного состава и умения целеустремленно и творчески применять на практике широкий диапазон традиционных и новых методов информирования во многом зависит эффективность воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.

Информирование – это деятельность органов военного управления, должностных лиц воинской части, направленная на предоставление личному составу социально-политической, военно-технической, правовой и другой информации.

Цель информирования – доведение до военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала информации, обеспечивающей поддержание устойчивого морально-психологического состояния и успешное выполнение задач, стоящих перед воинской частью.

Основные задачи информирования:

Доведение до личного состава официальных решений органов государственной власти по вопросам общественно-политической и экономической жизни страны, военного строительства и международной обстановки;

Усиление информационно-воспитательного влияния на укрепление единоначалия, поддержание устойчивого морально-психологического состояния, воинской дисциплины и правопорядка в войсках (силах);

Предотвращение политизации воинских коллективов, особенно в период подготовки и проведения выборов органов государственной власти;

Формирование системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений воинов, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга;

Использование информирования в интересах изучения общественного мнения и настроений военнослужащих;

Доведение и разъяснение личному составу передового опыта лучших специалистов воинской части.

Планирование тематики информирования осуществляет заместитель командира воинской части по воспитательной работе (офицер по общественно-государственной подготовке и информированию) с офицерами, гражданским персоналом – на месяц, с другими категориями военнослужащих – на неделю.

Информирование предусматривает:

Разъяснение политики, решений и документов федеральных органов власти по военным и другим вопросам;

Разъяснение требований Конституции и законов Российской Федерации, военной присяги, общевоинских уставов, приказов и директив Министра обороны РФ, командиров (начальников) по поддержанию высокой боевой готовности воинских частей;

Доведение социально-политической обстановки и важнейших событий в стране, регионе дислокации;

Разъяснение военно-политической обстановки в мире, ее изменениях и особенностях развития;

Доведение общественно-политической ситуации, обстановки, событий в воинских частях и подразделениях;

Разъяснение направлений и конкретных фактов негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих, его целей и ожидаемых последствий.

Видами информирования также являются: единый день информирования; правовое информирование; военно-техническое информирование; информирование в особых условиях.

Единый день информирования – это комплекс мероприятий, проводимых ежемесячно в воинской части с участием руководящего состава органов военного управления по различным вопросам жизнедеятельности Вооруженных Сил.

Правовое информирование предусматривает:

Доведение и разъяснение действующих и принимаемых законов о деятельности Вооруженных Сил, правах, льготах, обязанностях и ответственности военнослужащих и гражданского персонала;

Разъяснение требований военной присяги, общевоинских уставов, приказов командиров (начальников), а также положений, наставлений и других документов, регламентирующих различные сферы жизнедеятельности военнослужащих;

Анализ состояния правопорядка, воинской дисциплины, мер по ее укреплению, пропаганда передового опыта лучших подразделений воинской части;

Разъяснение законодательства по вопросам социально-экономической защиты военнослужащих, членов их семей, порядка реализации действующих нормативных актов.

Военно-техническое информирование предусматривает:

Доведение до военнослужащих основных направлений военно-технической политики государства, перспектив развития техники и вооружения войск и сил флота;

Информирование о наиболее важных для поддержания боевой готовности воинских частей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по совершенствованию техники и вооружения;

Доведение передового опыта лучших специалистов, добившихся высоких показателей в работе на технике, активно участвующих в изобретательской и рационализаторской работе.

Информирование в особых условиях (в военное время, в боевой обстановке, на войсковых учениях, морских походах, при ликвидации последствий стихийных бедствий) предусматривает:

Доведение и разъяснение поставленных перед Вооруженными Силами, воинскими частями и подразделениями боевых и других задач, а также хода и практических результатов их выполнения;

Доведение опыта военнослужащих, добившихся лучших результатов при исполнении служебных обязанностей, выполнении боевых и других задач;

Доведение и разъяснение подвигов, мужественных и благородных поступков военнослужащих, гражданского персонала, боевых традиций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Подготовка к информированию включает:

1. Предварительный план своего выступления, который дает направление для подбора материала, исходя из заданной темы.

2. Подбор материала и его изучение, отбор непосредственно того, что относится к теме. Для этого надо ознакомиться с соответствующими публикациями, выписать цифры и наиболее показательные факты, подобрать поучительные примеры из практики учебы и службы личного состава, чтобы увязать информирование с жизнью подразделения.

Следует избегать использования непроверенных фактов и необдуманных прогнозов.

3. Окончательный план своего выступления с логическим построением основных мыслей и доказательств, выводами и задачами.

4. Использование имеющихся технических средств.

Информирование обычно осуществляется методом рассказа, когда излагается содержание темы, а затем следуют ответы на вопросы. Но если информирование затрагивает вопросы жизни самого подразделения, оно может проходить в форме беседы.

Большое значение имеет начало информирования. Цель его – привлечь внимание к теме. Поэтому его следует построить на ярком примере, сообщении интересного факта, цитаты.

При изложении материала надо стремиться, чтобы мысли были последовательны, логически связаны друг с другом. Варианты изложения бывают различны. Можно изложить основные мысли и факты по теме, а затем предложить присутствующим высказать свое мнение. Можно сначала зачитать какую-нибудь статью, а потом развернуть разговор вокруг нее.

Не следует превращать информирование в служебное совещание или инструктаж. Здесь неуместны безапелляционные поучения, назойливые наставления, скучный монолог. Следует всячески вовлекать в разговор присутствующих путем постановки таких вопросов, которые заставляют думать, искать ответ, спорить.

Материал следует излагать в легкодоступной для понимания форме, простым разговорным языком с использованием ярких примеров, интересных фактов и цифр, пословиц и поговорок.

Не следует подменять информирование чтением газеты. Если есть необходимость что-то зачитать, то прочитанный материал надо сопроводить соответствующим собственным комментарием.

Для поддержания внимания и повышения интереса при изложении материала можно использовать карту, наглядные пособия, технические средства обучения и воспитания.

Заключение информирования представляет собой краткое обобщение материала и четкие практические выводы, носящие ориентирующий и мобилизующий характер.

Также, в интересах информирования, пропаганды передового опыта, обучения и воспитания военнослужащих, в подразделениях активно используются возможности средств массовой информации.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Учёт излишка, зачисленного на расчетный счет

Пример 5

Предположим, что при инкассации наличности в сумме 430 тыс. руб. выявлены излишки, которые зачислены на расчетный счёт в сумме 1 тыс. руб. Операции в учете будут отражены проводками.

Таблица 5

Ответственность организаций и должностных лиц за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций предусмотрена ст. 15.1 КоАП. Вне зависимости от того, по прямому умыслу нарушен данный порядок или по неосторожности, административный штраф должностных лиц составляет от 4 до 5 тыс. руб., организации - от 40 до 50 тыс. руб.

проведения информирования с личным составом подразделœения

ТЕМА: ʼʼ_____________________________________ʼʼ.

ДАТА:_______

ВРЕМЯ: 30 минут.

МЕСТО: _____________

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

Москва, 2012

От знания офицерами подразделœения духовных и информационных потребностей личного состава и умения целœеустремленно и творчески применять на практике широкий диапазон традиционных и новых методов информирования во многом зависит эффективность воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.

Информирование - ϶ᴛᴏ деятельность органов военного управления, должностных лиц воинской части и подразделœений, направленная на предоставление личному составу социально-политической, военно-технической, правовой и другой информации. Его целью является доведение до военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала информации, обеспечивающей поддержание устойчивого морально-психологического состояния и успешное выполнение задач, стоящих перед воинской частью.

Решение базовых задач информирования предполагают:

Доведение до личного состава официальных решений органов государственной власти по вопросам общественно-политической и экономической жизни страны, военного строительства и международной обстановки;

Усиление информационно-воспитательного влияния на укрепление единоначалия, поддержание устойчивого морально-психологического состояния, воинской дисциплины и правопорядка в войсках (силах);

Предотвращение политизации воинских коллективов, особенно в период подготовки и проведения выборов органов государственной власти;

Формирование системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений воинов, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга;

Использование информирования в интересах изучения общественного мнения и настроений военнослужащих;

Доведение и разъяснение личному составу передового опыта лучших специалистов воинской части.

Планирование тематики информирования осуществляет заместитель командира воинской части по воспитательной работе (офицер по общественно-государственной подготовке и информированию). При этом тематика информирования офицерского состава и гражданского персонала определяется на месяц, а других категорий военнослужащих – на неделю.

Информирование различных категорий военнослужащих и гражданского персонала предусматривает:

Разъяснение политики, решений и документов федеральных органов власти по военным и другим вопросам;

Разъяснение требований Конституции и законов Российской Федерации, военной присяги, общевоинских уставов, приказов и директив Министра обороны РФ, командиров (начальников) по поддержанию высокой боевой готовности воинских частей;

Доведение социально-политической обстановки и важнейших событий в стране, регионе дислокации;

Разъяснение военно-политической обстановки в мире, ее тенденций ее изменения и особенностей развития;

Доведение общественно-политической ситуации, обстановки, событий в воинских частях и подразделœениях;

Разъяснение направлений и конкретных фактов негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих, его целœей и ожидаемых последствий.

Основными видами информирования военнослужащих являются:единый день информирования; правовое информирование; военно-техническое информирование; информирование в особых условиях.

Единый день информирования - ϶ᴛᴏ комплекс мероприятий, проводимых ежемесячно в воинской части с участием руководящего состава органов военного управления по различным вопросам жизнедеятельности Вооруженных Сил.

Правовое информирование предусматривает:

Доведение и разъяснение действующих и принимаемых законов о деятельности Вооруженных Сил, правах, льготах, обязанностях и ответственности военнослужащих и гражданского персонала;

Разъяснение требований военной присяги, общевоинских уставов, приказов командиров (начальников), а также положений, наставлений и других документов, регламентирующих различные сферы жизнедеятельности военнослужащих;

Анализ состояния правопорядка, воинской дисциплины, мер по ее укреплению, пропаганда передового опыта лучших подразделœений воинской части;

Разъяснение законодательства по вопросам социально-экономической защиты военнослужащих, членов их семей, порядка реализации действующих нормативных актов.

Доведение до военнослужащих базовых направлений военно-технической политики государства, перспектив развития техники и вооружения войск и сил флота;

Информирование о наиболее важных для поддержания боевой готовности воинских частей, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по совершенствованию техники и вооружения;

Доведение передового опыта лучших специалистов, добившихся высоких показателœей в работе на технике, активно участвующих в изобретательской и рационализаторской работе.

Информирование в особых условиях (в военное время, в боевой обстановке, на войсковых учениях, в морских походах, при ликвидации последствий стихийных бедствий)предусматривает:

Доведение и разъяснениепоставленных перед Вооруженными Силами, воинскими частями и подразделœениями боевых и других задач, а также хода и практических результатов их выполнения;

Доведениеопыта военнослужащих, добившихся лучших результатов при исполнении служебных обязанностей, выполнении боевых и других задач;

Доведение и разъяснение подвигов, мужественных и благородных поступков военнослужащих, гражданского персонала, боевых традиций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Технология организации и проведения информирования личного состава предусматривает решение ряда методических задач в рамках двух этапов – подготовительного и непосредственного.

Подготовка к информированию включает в себя:

1. Составление предварительного плана выступления по информационной теме, который позволяет определить направление для подбора крайне важно го материала, исходя из заданной темы.

2. Подбор материала и его изучение, отбор непосредственно того, что относится к теме. Для этого крайне важно ознакомиться с соответствующими публикациями, выписать цифры и наиболее показательные факты, подобрать поучительные примеры из практики учебы и службы личного состава, увязать информирование с жизнью воинской части и конкретного подразделœения. При этом следует избегать использования непроверенных фактов и необдуманных прогнозов.

3. Составление окончательного плана выступления с логическим построением базовых мыслей и доказательств, выводов и задач.

5. Подбор и проверка исправности используемых технических средств.

Информирование обычно осуществляется методом рассказа, когда излагается содержание темы, а затем следуют ответы на вопросы. Но если информирование затрагивает вопросы жизни самого подразделœения, оно может проходить методом беседы. В этом случае не только излагается материал, но и применяется обращение к присутствующим с вопросами, выслушивается их мнение.

Большое значение имеет начало информирования. Его цель – привлечь внимание военнослужащих к теме. По этой причине его целœесообразно построить на ярком примере, сообщении интересного факта͵ цитаты.

При изложении материала важно стремиться, чтобы мысли были последовательны, логически связаны друг с другом. Варианты изложения бывают различны. Можно изложить основные мысли и факты по теме, а затем пригласить присутствующих высказать свое мнение. Можно сначала зачитать какую-нибудь статью, а потом развернуть разговор вокруг нее.

Не следует превращать информирование в служебное совещание или инструктаж. Здесь неуместны безапелляционные поучения, назойливые наставления, скучный монолоᴦ. Следует всячески вовлекать в разговор присутствующих путем постановки таких вопросов, которые заставляют думать, искать ответ, спорить.

Материал следует излагать в легкодоступной для понимания форме, простым разговорным языком с использованием ярких примеров, интересных фактов и цифр, пословиц и поговорок.

Не следует подменять информирование простым чтением газеты. В случае если есть крайне важно сть что-то зачитать, то прочитанный материал нужно сопроводить соответствующим собственным комментарием.

Для поддержания внимания и повышения интереса при изложении материала можно использовать карту, наглядные пособия, технические средства обучения и воспитания.

Заключение информирования представляет собой краткое обобщение материала и четкие практические выводы, носящие ориентирующий и мобилизующий характер.

В интересах информирования личного состава, пропаганды передового опыта͵ обучения и воспитания военнослужащих, в подразделœениях также активно используются возможности средств массовой информации (радио и телœевидения), а также стенной печати (стенгазет, боевых листков, листков-молний).

Время прослушивания и просмотра радио и телœепередач предусматривается распорядком дня подразделœения. При этом командир и его заместитель по воспитательной работе при их организации предварительно должны:

1. Проанализировать программы телœе- радиопередач, выбрать те из них, которые наиболее соответствуют по своему содержанию решаемым подразделœением задачам, служат целям обучения и воспитания личного состава.

2. Согласовать готовящееся мероприятие с командованием, при крайне важно сти дополнительно включить его в расписание занятий подразделœения на предстоящую неделю, довести до соответствующих командиров и личного состава время, место и порядок его проведения.

3. Составить краткий план прослушивания (просмотра). При этом: продумать, что из передачи и как прокомментировать, связать с жизнью и деятельностью подразделœения; подготовиться к ответам на возможные вопросы; предусмотреть свои постановочные вопросы с целью узнать, как подчинœенные усвоили для себя основные положения передачи.

При крайне важно сти нужно обеспечить аудио или видео запись передачи для ее дальнейшего использования в работе с личным составом. Вариант записи передачи должна быть также применен в тех случаях, когда личный состав по тем или иным причинам не может присутствовать в назначенное время на данном мероприятии (с последующей его организацией в другое время в изложенном выше порядке).

Редколлегия осуществляет выпуск стенных, сатирических и фотогазет. Она избирается на собрании личного состава в количестве, как правило, 5-7 человек. Члены редколлегии избирают редактора и его заместителя, а также распределяют обязанности между собой (один отвечает за освещение хода боевой учебы, другой – за организацию и подготовку материалов о спортивной жизни подразделœения и досуга воинов, третий – за художественное оформление газеты).

По рекомендации командира, с учетом пожеланий личного состава, редколлегия составляет план выпуска стенной газеты. В нем указываются: названия материалов, которые крайне важно подготовить, ответственные за их предоставление и сроки исполнения.

Стенгазета выпускается не менее одного раза в месяц. Ее номера посвящаются основным вопросам жизни подразделœения, боевой учебе, воинской дисциплинœе, караульной службе. Отдельные номера посвящаются юбилейным датам или историческим событиям.

Главное внимание при выпуске следует уделять содержанию газеты. Важно, чтобы заметки освещали жизнь подразделœения, поучительно раскрывали опыт отличников, классных специалистов, спортсменов-разрядников. Заметки должны быть короткие, хорошо отредактированные, сообщаемые факты точными и достоверными. В газете крайне важно давать не только положительные примеры, но и отмечать недостатки. Критика должна быть деловой, без унижения достоинства человека.

Редакторы боевых листков и листков-молний назначаются, преимущественно, во взводах. Οʜᴎ также отдельно назначаются при выполнении задач боевого дежурства, несения караульной службы, на полевых занятиях, учениях. В боевых листках, выпускаемых, как правило, еженедельно, помещается по 2-3 заметки для оперативного информирования личного состава о делах подразделœения, положительных моментах или недостатках поведения отдельных воинов. Листки-молнии выпускаются по мере крайне важно сти и имеют цель оперативно информировать личный состав об отдельных событиях, фактах или примерах из жизни подразделœения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, условием успешного решения всœей совокупности целœей и задач общественно-государственной подготовки и информирования личного состава является их умелая реализация в ходе каждого занятия, продуманное планирование и четкая организация функционирования всœех звеньев воспитательной системы подразделœения. При этом важно, чтобы полученные учебных занятий и информирования знания становились основой для самооценки каждым военнослужащим своей жизненной позиции, понимания смысла воинской службы, своей личной причастности и готовности к защите Отечества. А это во многом зависит от знания офицером методики организации и проведения этих важных воспитательных мероприятий.

Информирование солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, организуется 2 раза в неделю по 30 минут; прапорщиков (мичманов), курсантов (слушателœей) военно-учебных заведений -1 раз в неделю по 1 часу; офицеров - 2 раза в месяц по 1 часу; гражданского персонала, членов семей военнослужащих ‣‣‣ не менее 1 раза в месяц.