Право осужденных на свободу совести и вероисповедания.

Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

К осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осуждённого и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.

В целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии, обязательные для включения в указанные соглашения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды и церемонии с приглашением священнослужителей.

Осужденные, отбывающие наказание в виде ареста, а также в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов, осужденные, отбывающие наказание в обычных, облегченных и льготных условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях или соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, отбывающие принудительные работы, проводят религиозные обряды и церемонии в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории исправительного центра. К осужденным, водворенным в помещение для нарушителей, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территориях указанных учреждений.

Задание 1

Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных имеет важное значение в выполнении международно-правовых обязательств России, взятых ею на себя в качестве государства - участника Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Право на свободу совести и свободу вероисповедания закреплено в ст. 28 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". В соответствии с нормами этих законов гражданам предоставлено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В преамбуле Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" признается особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, подчеркивается уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России, т.е. признаются особые заслуги титульных, исторически традиционных для России религий, что в определенной мере может служить гарантией от экспансии различного рода религиозных сект, вероучений, проповедующих мракобесие, насилие, неповиновение требованиям властей и общепринятых норм общения и морали.

В п. 3 ст. 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" указывается, что в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, допускается по просьбам находящихся там граждан проводить религиозные обряды (в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей). Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей возможно с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ, и прежде всего норм, содержащихся в Федеральном законе от 21 июня 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также положений статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).В учреждениях УИС накоплен значительный опыт организации работы по реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания. Если 15 - 18 лет назад администрация ИУ лишь изредка пыталась привлекать священнослужителей к работе с осужденными и возникали большие сомнения в целесообразности таких мероприятий, особенно в условиях соперничества различных конфессий и вероучений за влияние на осужденных в местах лишения свободы, то теперь все эти сомнения остались в прошлом. Уже давно создана организационно-правовая база такой деятельности в виде регулярно заключаемых соглашений о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и УИС. В этих соглашениях предусматриваются различные формы взаимодействия в сфере просветительной и воспитательной работы среди осужденных, в создании благоприятных условий для проведения священнослужителями в ИУ духовно-нравственных бесед, совершения различных обрядов и богослужений.

Закон требует при этом не нарушать Правила внутреннего распорядка ИУ и не ущемлять права других осужденных. Поэтому в распорядке дня ИУ не следует специально отводить время для богослужения. Целесообразно церковные службы и обряды по времени совмещать с мероприятиями культурно-воспитательного характера или проводить их в свободное (личное) время осужденных.

Осужденные имеют право открыто признавать свою принадлежность к той или иной религии и следовать ее предписаниям во время отбывания наказания. Они могут самостоятельно или совместно со священнослужителями отправлять свои религиозные обряды, получать, приобретать, хранить и пользоваться предметами культа и религиозной литературой, распространять среди других лиц в устной и письменной формах постулаты своих вероучений. Религиозные убеждения могут распространяться ими во время демонстрации фильмов на религиозные темы, проведения радиобесед, культовых праздников и т.д.

Добровольность является непременным условием реализации права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания. При этом всегда следует учитывать специфику вида режима учреждений, исполняющих наказания (прежде всего тюрем и ИК особого режима, предназначенных для отбывания пожизненного лишения свободы). Лиц, которые исповедуют религиозные учения, запрещающие работать в определенные дни недели, целесообразно при наличии возможности освобождать в такие дни от трудовой деятельности с последующей отработкой (например, иудеи не могут работать по субботам).

Согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" все религии и религиозные течения равны между собой и подлежат регистрации в органах юстиции. Поэтому администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет право приглашать представителей лишь тех вероучений, которые зарегистрированы в установленном порядке. Это требование распространяется и на получение, приобретение, хранение, пользование и распространение представителями данных вероучений и осужденными предметов культа и религиозной литературы.

Администрация ИУ и арестных домов не только создает необходимые условия для отправления осужденными своих религиозных потребностей (выделяет необходимые помещения, оборудует их, содержит в надлежащем состоянии), но и обеспечивает безопасность священнослужителей. В настоящее время в каждом ИУ имеются церковь, мечеть, данцан, часовня, молельная комната и другие культовые сооружения. Проведение специальных обрядов (крещение, венчание, соборование и др.) оплачивается из средств, находящихся на лицевых счетах осужденных.

Им разрешено получать в посылках предметы культа (нательные крестики, ладанки и т.п.), приобретать, иметь при себе и пользоваться религиозными книгами, журналами и газетами. Не разрешается иметь при себе культовые предметы, выполненные в виде колюще-режущих средств, представляющие собой изделия из драгоценных металлов, камней либо имеющие культурно-историческую ценность.

Следует также упомянуть о тяжелобольных осужденных и лицах, осужденных к смертной казни. В ч. 6 статьи 14 УИК РФ регламентирован порядок отправления религиозных потребностей указанным категориями осужденных. Священнослужителю обеспечиваются необходимые условия для проведения соответствующего обряда (в том числе и безопасность); его услуги оплачиваются в установленном порядке.

стража религиозный обряд осужденный

Задание 2

Колония - поселение

облегченные

Передач или посылок

Не ограничено

Бандеролей

Не ограничено

Краткосрочные свидания

Не ограничено

Длительные свидания

Не ограничено

Не ограничено, разрешено иметь наличные деньги

Без ограничений

Прогулки

облегченные

облегченные

Передач или посылок

Бандеролей

Краткосрочные свидания

Длительные свидания

Средства, разрешенные расходовать

Прогулки

1 прогулка в день, продолжит. 1,5 часа

1 прогулка в день, продолжит. 1,5 часа

ПКТ, ЕПКТ, одиночн. камера

обычные (после 10 лет на строгих)

облегченные (после не менее 10 лет на обычных)

строгие (все, в течение первых 10 лет)

Передач или посылок

Бандеролей

Краткосрочные свидания

2 (с разрешения администрации)

Длительные свидания

Средства, разрешенные расходовать

50 % МРОТ (только указ. ср-ва

Прогулки

1 прогулка в день, продолжит. 1,5 часа

1 прогулка в день, продолжит. 1,5 часа

1 прогулка в день, продолжит. 1 час

1 прогулка в день, продолжит. 1,5 часа

Дело № 33- 781/2015 Докладчик Емельянова О.И.

Судья Мочалова Е.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

судей Семёнова А.В., Емельяновой О.И.

при секретаре Киселевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 09 апреля 2015 года дело по апелляционной жалобе Ботирова Ш. О. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 19 декабря 2014 года, которым постановлено:

В удовлетворении требований Ботирова Ш. О. к ФСИН РФ, УФСИН РФ по Владимирской области, ФКУ ИК-6 УФСИН РФ по Владимирской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Владимирской области о признании ответа заместителя начальника УФСИН РФ по Владимирской области необоснованным, признании действий в виде запрета и ограничений при осуществлении прав и свобод незаконными, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., выслушав объяснения представителя УФСИН России по Владимирской области Круглышева И.Н., представителя Министерства финансов РФ Борисова С.А., действующих на основании доверенностей, просивших оставить решение без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ботиров Ш.О., отбывающий наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области, обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Владимирской области, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Владимирской области о признании необоснованными ответа заместителя начальника УФСИН России по Владимирской области Матвеева А.В. от 14.04.2014 г., возложении обязанности на ФСИН России, УФСИН России по Владимирской области обеспечить вывод из камеры ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и строгих условий содержания в мусульманскую молельную комнат для совершения религиозных обрядов, устранить нарушение его прав путем дачи распоряжения администрации ФКУ ИК-6 УФСИН РФ по Владимирской области обеспечить условия для реализации права на вероисповедование в ЕПКТ, ШИЗО,ПКТ, возложить на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области обязанности устранить ограничения, нарушающие его права и свободы путем обеспечения надлежащих условий совершения религиозных обрядов в том числе при нахождении в ЕПКТ: выводить его в молельную комнату либо предоставить возможность пользоваться в камере молельным ковриком, а также обязать не тревожить его во время совершения религиозных обрядов. Действия в виде запрета и ограничений при осуществлении прав и свобод осужденных при совершении религиозных обрядов признать незаконными, взыскать компенсацию морального вреда за оскорбление его религиозных чувств в размере **** руб.

В обоснование заявленных требований указал, что ответ УФСИН России по Владимирской области от 14.04.2014 г. № 34/ТО/8-Б-236ОС, запрещающий пользоваться в камере ЕПКТ предметами религиозного культа для индивидуального использования, к которым относится молельный коврик, необходимый для совершения должным образом религиозных обрядов, противоречит ст. , ч.3 ст. РФ, ст.14 УИК РФ, ущемляет право на свободу совести и свободу вероисповедания. Компенсацию морального вреда, причиненного нарушением конституционных прав и за нанесённое оскорбление религиозных чувств истец оценивает в размере **** руб.

Истец Ботиров Ш.О., участвующий в судебном заседании путём использования системы видеоконференцсвязи, поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Владимирской области Круглышев И.Н., действующий на основании доверенностей, в возражениях относительно исковых требований указал, что ответ заместителя начальника УФСИН РФ по Владимирской области Матвеева А.В. от 14.04.2014 г., данный осужденному на его обращение, мотивированный ссылкой п. 154 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, в соответствии с которым молельный коврик в ЕПКТ не разрешен, так как он не относится к предметам для нательного и карманного ношения, является законным и обоснованным.

Представитель ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области по доверенности Карпунина А.О. исковые требования не признала. Пояснила, что учреждением обеспечены условия для реализации права осужденных на свободу совести и вероисповедования, в учреждении создана молельная комната для мусульман, посещение которой осуществляется осужденными в свободное от массовых мероприятий время. Согласно п. 154 ПВР ИУ осужденным, переведенным в помещения камерного типа, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, за исключением, в числе прочего, религиозной литературы, предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения, к которым молельный коврик не относится.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Владимирской области, в судебное заседание не явился, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв, согласно которому полагает заявленные Ботировым Ш.О. требования не подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Ботиров Ш.О. просит отменить как незаконное и необоснованное.

Судебное заседание проведено в отсутствие Ботирова Ш.О., отбывающего наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области, в котором, как следует из ответа начальника учреждения от 27.03.2015 г. № 56/ТО/3/8049 на запрос Владимирского областного суда, не имеется технической возможности проведения судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи (л.д.162).

Учитывая, что предусмотренное нормой ст. право осужденного на участие в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи не является безусловным, а поставлено федеральным законодателем в зависимость от наличия в учреждении технической возможности, судебная коллегия находит ходатайство истца об участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи не подлежащим удовлетворению.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в рамках доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. , обсудив доводы апелляционной жалобы в отсутствие Ботирова Ш.О., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Судебная практика по:

Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда

Судебная практика по применению норм ст. 151, 1100 ГК РФ

Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

Комментарий к статье 14 УИК РФ:

1. Свобода совести относится к личным демократическим свободам, закрепляемым политическими и правовыми нормами и определяющим положение личности в обществе. Под свободой совести понимается право каждого человека сделать выбор - руководствоваться ли ему в оценке своих действий и мыслей религиозными постулатами или игнорировать их. Каждому предоставляется право не только исповедовать свою религию, но и менять ее. Всеобщая декларация прав человека (ст. 18), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 18), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 9) провозглашают свободу религиозных убеждений как одно из основных прав человека.

3. Осужденные обладают конституционным правом на свободу совести и свободу вероисповедания, как и остальные граждане. Однако уголовно-исполнительное законодательство предусматривает некоторые особенности его реализации, обусловленные спецификой статуса осужденного, а также видом отбываемого им наказания. Так, осужденные к ограничению свободы обладают не правом, а законным интересом на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров (ч. 3 ст. 14 УИК РФ). Рассматривая просьбу осужденного, администрация учитывает его поведение, а также место расположения культового учреждения. Осужденные, отбывающие наказания, связанные с изоляцией от общества, могут отправлять религиозные обряды только в пределах учреждений, исполняющих наказания. В этих целях на территории таких учреждений за последние годы возведены храмы, открыты молитвенные комнаты и иные специальные помещения. Закон (ч. 2 ст. 14 УИК РФ, ст. 13 ПВР ИУ) ограничивает возможность реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания лишь условием, что при этом не должны нарушаться порядок и условия исполнения наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Федеральной службой исполнения наказаний РФ и ее территориальными органами заключаются договоры о сотрудничестве с религиозными конфессиями, закреплении приходов, отдельных священнослужителей за учреждениями уголовно-исполнительной системы. Практика деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с убедительностью показала, что возможности проповеднической деятельности различных конфессий, оказываемая ими социальная, гуманитарная и иная помощь могут и должны использоваться для повышения эффективности нравственного и духовного воспитания осужденных.

4. Принцип гуманизма, лежащий в основе всего уголовно-исполнительного законодательства, проявляется и в отношении к тем осужденным, жизнь которых находится в опасности ввиду тяжелой болезни или должна быть принудительно прервана в связи с приведением в исполнение приговора суда. Так, по их просьбе в учреждения, исполняющие наказания, приглашаются священнослужители для совершения религиозных обрядов. Нередко даже закоренелые преступники, ранее не веровавшие, в последние часы своей жизни обращаются к религии. Об этом говорит и практика деятельности исправительных колоний особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы.

Немаловажным для лиц, приговоренных к лишению ϲʙᴏбоды, будет обеспечение ϲʙᴏбоды совести и ϲʙᴏбоды вероисповедания.

Свобода совести и ϲʙᴏбода вероисповедания будут основными правами человека, гарантированными Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18), Пактом о гражданских и политических правах (ст. 18) и другими международными документами. Исходя из ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется ϲʙᴏбода совести, ϲʙᴏбода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, ϲʙᴏбодно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ними.

Следовательно, осужденным гарантируется ϲʙᴏбода совести и ϲʙᴏбода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Свобода совести содержит в себе право ϲʙᴏбодно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, ϲʙᴏбода вероисповедания – выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Стоит отметить, что осуществление права на ϲʙᴏбоду совести и ϲʙᴏбоду вероисповедания будет добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Стоит обратить внимание, что в законе Российской Федерации «О ϲʙᴏбоде вероисповеданий» в качестве одного из условий реализации ϲʙᴏбоды совести и ϲʙᴏбоды вероисповедания указывается на необходимость соблюдения законов государства (ст. 3) Реализация ϲʙᴏбоды совести и ϲʙᴏбоды вероисповедания не должна нарушать установленных в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц. К примеру, проведение религиозныхобрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на ϶ᴛᴏт день мероприятий(лекций, просмотра кинофильма, посещения библиотеки и т. д.)

Осужденные к ограничению ϲʙᴏбоды могут посещать места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. В случае если же таковых нет, то осужденным к ограничению ϲʙᴏбоды может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра.

Такой выезд может быть разрешен в пределах территории субъекта Российской Федерации, на кᴏᴛᴏᴩой находится исправительный центр.

К осужденным к отбыванию наказания или лишению ϲʙᴏбоды по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.

Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут совершать религиозные обряды в специально оборудованных для данных целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа индивидуального пользования, нательные крестики, библии и пользоваться ими.

Тяжелобольным осужденным, а также приговоренным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что уголовно-исполнительная политика направлена на то, что каждый осужденный имеет право на ϲʙᴏбоду вероисповедания.