Маркировка и классификация автомобильных аккумуляторов. Как узнать дату выпуска аккумулятора

Источником тока и напряжения в цепях электросхем автомобиля, гарантом хорошего старта двигателя, незаменимым электрическим элементом, является автомобильный аккумулятор.
Если это так, то аккумулятор должен быть «хорошим». Что значит «хороший» аккумулятор!? Прежде всего, это возможность выдавать номинальные характеристики по току и напряжению. Второе дело, габариты, исполнение, устойчивость к встряскам, количество циклов зарядки – разрядки. «Второе», но на самом деле не менее важное. Если говорить об этом всем подробнее, то лучше обратиться к статье «Автомобильный аккумулятор », здесь же мы хотим рассказать о другом, о его маркировке. Еще точнее, о маркировке даты изготовления аккумулятора, так как именно от нее зависит, насколько «хорош» будет купленный вами аккумулятор.

«Срок хранения» автомобильного аккумулятора

Практически все, что мы покупаем, лучше покупать свежим, то есть с недавней датой производства, разве что за исключением марочного вина. Тоже самое можно сказать и об автомобильном аккумуляторе. Если вы прочитали ту самую статью, о которой мы упомянули в абзаце выше, то пожалуй сообразили, что аккумулятор является сложной сбалансированной системой, в которой в каждую единицу времени происходят свои обратимые и необратимые процессы. Если баланс необратимых процессов по сравнению с обратимыми меняется, за счет изменения «объема» протекания химико-физических реакций, то аккумулятор, в итоге, начинает отдавать меньше энергии, срок его использования подходит к концу. Не очень приятно брать аккумулятор с магазина, когда его срок уже хоть на сколько-то но приблизился к тому самому «концу». Именно поэтому при выборе аккумулятор необходимо обратить внимание на дату его производства.
Так дата реализации для свинцово-кислотных батарей, изготовленных по традиционной технологии с добавлением сурьмы, не должна превышать 6-10 месяцев. Если аккумулятор с легированными серебром пластинами – 12-15 месяцев. В случае кальциевых АКБ, их саморазряд сведен к минимуму, но все равно в течение года-двух, такие АКБ просто «садятся», то есть саморазряжаются.
Тем не менее, эти рекомендации примерные, так как разряд аккумулятора может зависеть от температуры хранения от влажности, от его заводских особенностей. Так скажем, он может разрядиться еще быстрее. Примерные сроки разрядки различных типов аккумуляторных батарей приведены в виде графика ниже…

Маркировка даты производства автомобильного аккумулятора

Итак, раз уж мы решили, что покупать аккумулятор надо после того как вы взглянули на дату производства, то надо знать где и как маркируется эта самая дата на аккумуляторах различных производителей.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Forse, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор

Код маркировки наносится на крышку аккумуляторных батарей и включает в себя:
- дату производства аккумуляторных батарей,
- сведения о батарее и условиях производства.
Код состоит из двух групп цифр: в первой группе четыре цифры, во второй группе - шесть цифр, например: 1234 567890.
Схема маркировки:
1 – номер производственной линии
2, 3, 4 – индивидуальный код партии
5 – последняя цифра года
6 – полугодие
7 – порядковый номер месяца в полугодии:
Первое полугодие: 1-январь, 2-февраль, 3-март, 4-апрель, 5-май, 6-июнь
Второе полугодие: 1-июль, 2-август, 3-сентябрь, 4-октябрь, 5-ноябрь, 6-декабрь
8,9 - день (число месяца)
0 - номер бригады (возможны 2 цифры)
Пример маркировки: 2260 311211
Расшифровка:
Аккумуляторная батарея была произведена на производственной линии №2, 260 - индивидуальный код партии. Дата изготовления: 2013 год, 1-е полугодие, 1 месяц, 21 число (21 января 2013 года). Бригада №1
Тяжелая группа аккумуляторов маркируется несколько иначе.
Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей: 14010243
Расшифровка:
Батарея имеет ёмкость 140 А/ч, произведена в 2010 году, 2-ое полугодие, 4 месяц второго полугодия (октябрь), бригадой №3.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Тюменский медведь, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Ямал, Tyumen Battery

Код маркировки наносится на корпус батареи с противоположной стороны от центральной этикетки при помощи лазерной перфорации. Шесть цифр на задней стенке батареи расшифровываются как ММ.ГГГГ.
Пример маркировки: 102011
Расшифровка:
Дата изготовления - октябрь 2011 года.
Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей: 1112
Расшифровка:
Выпущена в 11 месяце 2012 года.
ОАО "Тюменский аккумуляторный завод", Россия
Место нанесения маркировки – продольная сторона крышки.
Пример: 12 11 09 5, где 12 – месяц (декабрь), 11 – последние цифры года (2011), 09 – день, 5 – номер бригады.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Актех, Орион, Зверь

Код маркировки нанесен на верхней крышке. Аккумуляторные батареи завода Актех маркируют по принципу ММ.ГГ.

Пример маркировки: 0511
Расшифровка:
Дата изготовления - май 2011 года.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Tubor

С августа 2011 г. дата изготовления наносится на аккумуляторы завода TUBOR при помощи принтера и специальной цифро-буквенной комбинации. Размещение – на крышке АКБ, по центру.
Код содержит 5 символов: 12345
1 – день недели
2, 3 – порядковый номер недели в году (от 01 до 53)
4 – год (латинская буква): 2011 (H), 2012 (V), 2013 (N), 2014 (Z), 2015 (P), 2016 (A), 2017 (S), 2018 (T), 2019 (X), 2020 (L).
5 – номер смены.
Пример маркировки: 208Н1
Расшифровка:
2 - вторник
08 - восьмая неделя
Н - 2011 год
1 - первая смена.
АКБ выпущен 22 февраля 2011 года в первую смену.

Маркировка даты производства для аккумуляторов VARTA, BOSCH

Код маркировки расположен на верхней крышке в производственном коде. Код состоит из 24-х символов, четвертая позиция обозначает год, пятая-шестая – месяц.
Пример маркировки: G2С1050520991 536528 82E 09
Расшифровка:
1 – 2011 год
05 – май.
Дата изготовления – май 2011 года.
На аккумуляторах BOSCH дата выпуска продублирована в центральной части лицевой наклейки, она содержит три цифры, говорящие о годе и месяце выпуска. Например, 105 – май 2011 года.
Полная расшифровка всего кода:
Первая буква - территориальное расположение завода Varta и Bosch:
H - Германия (Ганновер),
С - Чехия (Чешска Липа),
S - Швеция (Хальтсфред),
А - Австрия (Вена),
F или R - Франция (Руан),
E или G - Испания (Гвардамар - Бургос);
Далее следует цифра - это номер конвейера. Вторая буква - особенности отгрузки:
V- для розничной продажи,
E- для комплектации на автозаводах.
Далее снова следует цифра - последняя цифра в нумерации года (год выпуска), третья и четвертая цифры - порядковый номер месяца:
01-январь, 02-февраль, 03-март, 04-апрель, 05-май, 06-июнь, 07-июль, 08-август, 09-сентябрь, 10-октябрь, 11-ноябрь, 12-декабрь;
Пятая и шестая цифры - день месяца, седьмая цифра - номер смены.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Mutlu

Дата производства аккумулятора нанесена посредством лазерной перфорации на верхней части корпуса АКБ. Код состоит из шести цифр, первая из которых – номер линии, вторая – год, третья, четвертая – месяц, пятая, шестая – число.
Пример маркировки: 410819
Расшифровка:
Батарея произведена на второй линии 19 августа 2011 года.
Маркировка даты производства для аккумуляторов Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova)
Производственный код расположен на этикетке сверху (на крышке). Притом, на батареях Panasonic код нанесен краской, а на батареях Furukawa Battery – выдавлен. Маркируются по принципу ЧЧ.ММ.ГГ
Пример маркировки: 181011А
Расшифровка:
Аккумулятор произведен 18 октября 2011 года.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Topla, Moratti

На аккумуляторах Topla код нанесен на верхнюю часть корпуса при помощи лазера. Из четырнадцати символов третий, четвертый обозначают год, а пятый, шестой – неделю.
Пример маркировки: F1110600941864
Расшифровка маркировки:
Батарея изготовлена в шестую неделю 2011 года (т.е. в феврале).

Маркировка даты производства для аккумуляторов TUDOR

Португалия, торговая марка принадлежит EXIDE

Буквенно - цифровой код, где Вторая буква - год: V - 2008 год, W - 2009, X - 2010, Y - 2011, Z - 2012, A - 2013, B - 2014 и т.д.; Пятая буква - месяц выпуска: от A до L (A-январь, В-февраль, С-март, D-апрель, Е-май, F-июнь, G-июль, H-август, I(пропускается)-сентябрь, J-октябрь, К-ноябрь, L-декабрь).
Пример: OY24HPX66J - дата выпуска август 2011 года.

Маркировка даты производства для аккумуляторов ПАЗ, Selenius

ЗАО «Подольский Аккумуляторный Завод» (ПАЗ)
Место нанесения маркировки – продольный борт крышки.
Пример: ОТК040112, где ОТК04 – штамп и номер контролера, 0112 – месяц и год выпуска (январь 2012 года).

Маркировка даты производства для аккумуляторов Аком

ЗАО «АКОМ»
Место нанесения маркировки – верхняя крышка, между клеммами.
Пример: 0912 16C, где 09 - месяц (сентябрь), 12 - последние цифры года, 16 - день месяца, С - смена.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Амур

ОАО «Комсомольский-на-Амуре Аккумуляторный Завод»
Место нанесения маркировки – у плюсовой клеммы. Пример: 02 12, где 02 – месяц (февраль), 12 – год (2012).

Маркировка даты производства для аккумуляторов ЗиД

ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева»
Место нанесения маркировки – верхняя крышка корпуса. Пример: 0112 – январь 2012 года.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Зубр

ООО СП «Полесские аккумуляторы»
Место нанесения маркировки – левый верхний угол крышки батареи.
Пример: 2G03E1. 2 – 2012 год, G – месяц (июль), 03 – число, Е – линия сборки, 1 – код емкости (55 А*ч).
(А–январь, В–февраль, С–март, D–апрель, E–май, F–июнь, G–июль, Н-август, J–сентябрь, K–октябрь, L–ноябрь, M–декабрь)

Маркировка даты производства для аккумуляторов Катод

СП «УзЭксайд» под контролем ООО «НПО «Катод»
Место нанесения маркировки – сбоку на корпусе. Аккумуляторы поступают с завода в сухом (не залитом) виде, а заливаются в Петербурге на производстве НПО «Катод». Пример маркировки – «Залит заряжен декабрь, 2011».

Маркировка даты производства для аккумуляторов Пилот, Пилот Silver, Электроисточник

OOO «Электроисточник», Россия, Саратов
Место нанесения маркировки – верхняя крышка корпуса. Пример: ЗАЛИТА 0512 (май 2012 года).
Маркировка даты производства для аккумуляторов BARS
Кainar Technologies (Казахстан)
Место нанесения маркировки на крышке: 1 2 3 4 5 6
1,2,3 - день года
4 - номер бригады
5,6 - год

Автомобильный аккумулятор — это резервный источник питания, без которого не способна обойтись ни одна машина. Принцип его работы довольно прост. Во время движения часть энергии, вырабатываемая двигателем, накапливается в батареи. Как только двигатель глушится, бортовая сеть начинает работать от АКБ.

Важно! Без аккумулятора вы бы просто не смогли запустить машину.

Как и любая другая деталь, аккумулятор со временем приходит в негодность. Обычно это проявляется в том, что его ёмкость уменьшается. Если же эксплуатировать АКБ крайне небрежно, то он может полностью разрядиться.

Конечно, существуют специальные методики, позволяющие зарядить аккумулятор, но вы должны учитывать, что некоторые АКБ просто не поддаются восстановлению. При таком раскладе вам понадобится приобрести новое устройство, а для этого нужно знать, аппарат с какой именно маркировкой вам подойдёт.

Классификация АКБ

На рынке существует огромное количество разнообразных АКБ. Автомобильные компании идут на всевозможные ухищрения, чтобы добиться большей экономичности, увеличить объём и срок эксплуатации своих устройств. Поэтому перед тем как перейти к более подробной классификации разделим все устройства на обслуживаемые и необслуживаемые.

К необслуживаемым АКБ причисляют те, которые исключают возможность заливки воды внутрь. К плюсам подобных аппаратов можно причислить то, что практически во всех есть индикатор, отвечающий за состояние батареи.

Обслуживаемые АКБ требуют постоянного ухода. Водитель должен периодически заливать внутрь дистиллированную воду. Она будет компенсировать испарившийся за время работы электролит.

Более подробная классификация АКБ состоит из разделения по типу пластин:

  • свинцово-сурьмянистые,
  • свинцово-кальциевые,
  • гибридные.

Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.

Общие требования к маркировке

Автомобильные аккумуляторы производятся многими машиностроительными компаниями, неудивительно, что без общей маркировки в данном сегменте рынка не обойтись.

Тем не менее разные автомобильные компании наносят разную маркировку на выпускаемые аккумуляторы. Мало того, сами батареи отличаются по ряду параметров и классов.

К тому же в каждой стране есть свои требования к маркировке аккумуляторов. С учётом того, что в современном глобализированном мире машины собираются путём кооперации компаний с разных стран и материков, есть ряд международных стандартов, на которые ориентируются производители.

Согласно действующим международным стандартам маркировка аккумулятора должна включать в себя такие данные:

  • знак производителя,
  • название компании,
  • значение номинального напряжения,
  • значение ёмкости,
  • полярность возле клемм,
  • тип батареи,
  • дату производства,
  • количество банок.

Также маркировка аккумулятора должна в себя включать знаки, ограничивающие эксплуатацию и предупреждающие о стандартах транспортировки. В общем, можно выделить четыре вида маркировки в зависимости от региона:

  • российская,
  • европейская,
  • азиатская,
  • американская.

Важно! Стоит признать, что некоторые маркировки сильно отличаются друг от друга. Поэтому знать нюансы расшифровки вам не помешает.

Виды маркировки в зависимости от региона

В России маркировка аккумуляторов регламентируется ГОСТом 959-91. Её ещё называют «А Б С Д». Данные буквы обозначают следующие понятия:

  • «А» — эта буква в маркировке указывает сколько банок в аккумуляторе. Один элемент — два вольта
  • «Б» — тип аккумулятора. Маркировка «СТ» говорит, что перед нами батарея стартерного типа.
  • «С» — ёмкость устройства. Единица измерения ампер-часы.
  • «Д» — указывает на материал, из которого изготовлен агрегат.

Это основные параметры, которые во многом определяют, подойдёт ли вам данный аккумулятор. Вариации исполнения подробно расписаны на рисунке сверху.

Европейская маркировка

Стоит признать, что в Европе требования к аккумуляторам, особенно их экологичности гораздо выше. Неудивительно, что и европейская маркировка имеет существенные отличия.

В Европе производители автомобильных аккумуляторов при создании своей продукции ориентируются в первую очередь на стандарт DIN. Он включает использование в маркировке пяти основных цифр.

Важно! Есть ещё стандарт ETN, он включает в себя девять цифр.

Пятизначная маркировка определяется следующими параметрами:

  • Три первых цифр указывают на ёмкость батареи. Чтобы точно определить данный параметры из написанного числа необходимо отнять 500.
  • Две цифры в конце указывают на тип аккумулятора.

Здесь нужно сделать одно важное уточнение. Несмотря на простоту официального стандарта, каждый производитель старается указать на аккумуляторах максимум полезной информации. Поэтому, изучая маркировку европейской батареи, можно узнать следующие данные:

  • исполнение,
  • спецификацию клемм,
  • особенности отвода газов,
  • показатель вибропрочности.

Маркировка аккумулятора ETN состоит из таких показателей:

  • Первая цифра обозначает ёмкость.
  • Вторая и третья — диапазон мощности. Цифра шесть в данной маркировке обозначает, что при подсчётах нужно добавить 100 Ач, семь — 200 Ач.
  • Три последующих цифры — конструктивное решение и используемые материалы.
  • В конце идут три цифры указывают значение одной десятой холодной прокрутки.

Когда вы изучаете маркировку европейского аккумулятора, то должны понимать, что на нём может быть множество дополнительных обозначений, которые производитель наносит на своё собственное усмотрение.

Азиатская маркировка

На азиатском рынке используют маркировку аккумуляторов стандарта JIS. Стоит признать, что она весьма запутана, и чтобы в ней разобраться, понадобиться время. Само собой, без специальных таблиц обойтись не получится.

Азиатская маркировка аккумуляторов состоит из шести знаков:

  • Первые две цифры традиционно указывают на ёмкость. Но вы должны учитывать, что номинальный параметр умножается на корректировочный коэффициент.
  • Третий символ — буква. Она указывает на форму аккумулятора и соотношение размеров.
  • Два последующих знака — размер в сантиметрах (длина).
  • Последний символ имеет всего два значение — R b L. Он указывает на расположение отрицательной клеммы.

Емкость азиатской батареи, которая указана в маркировке существенно ниже европейской.

Американская система нумерации

В Америке при обозначении батарей используется стандарт SAE, но возможны и другие варианты. В данном контексте законодательство США даёт довольно широкий простор для деятельности предпринимателей.

Американская маркировка аккумуляторных батарей выполняется в соответствии со стандартом SAE. Тем не менее могут быть использованы и другие типы маркирования. Традиционно количество символов в номенклатуре шесть (одна буква и пять цифр). Данные символы имеют следующие значения:

  • Первая буква указывает на тип АКБ.
  • Две первых цифр определяют размер устройства.
  • Последние в номенклатуре числа — это значение тока при холодной прокрутке.

Очень часто производители наносят на свои устройства показатель резервной ёмкости. Также на корпусе можно найти, сколько времени занимает снижение напряжения до 10 В. В качестве константы берётся фиксированный показатель тока 25 ампер.

Итоги

В основном АКБ классифицируются на обслуживаемые и необслуживаемые. Также их можно разделить на типы за счёт особенностей конструкции пластин. Маркирование устройств зависит от региона, в котором был изготовлен товар, и заводских стандартов производителя.

Выбор автомобильного аккумулятора – процедура не из легких. Как правило, она сопровождается длительным изучением информации профильных форумов и тестов авторитетных изданий. На основе полученных данных выбирается оптимальный вариант с точки зрения соотношения цены и качества. Казалось бы, остается сходить в магазин и приобрести искомый продукт. Однако есть один нюанс, который далеко не всеми автолюбителями берется во внимание. Речь идет о сроке хранения АКБ.

Нередки случаи, когда аккумулятор простаивает в местах реализации несколько месяцев. В этот период неизбежно ухудшаются его потребительские характеристики, особенно если условия хранения оказываются неблагоприятными. У разных типов аккумуляторов допустимое время простаивания без подзарядки отличается. Так, обычные аккумуляторы, изготовленные с применением сурьмы, имеют срок хранения 6-10 месяцев, кальциевые АКБ сохраняют свои свойства дольше – вплоть до двух лет. Есть, конечно, и более стойкие к саморазряду батареи (некоторая продукция BOSCH может храниться до 3-х лет). На все эти цифры можно ориентироваться, однако они зачастую не соответствуют реальным показателям, т.к. на практике условия хранения отличаются от оптимальных. В любом случае, среди двух идентичных АКБ лучше выбрать более «свежий» экземпляр. Возникает резонный вопрос – как узнать дату выпуска аккумулятора? Далеко не все продавцы готовы ответить на это вопрос, поэтому стоит взять дело в свои руки.

Любой автомобильный аккумулятор имеет маркировку, в которой зашифрована дата его изготовления. Проблема в том, что единых стандартов кодировки нет, равно как не регламентировано и место ее расположения. Буквенно-цифровой код, скрывающий дату выпуска аккумулятора, может быть выгравирован на корпусе или указан на одной из этикеток. Каждый производитель волен маркировать аккумуляторы по своему усмотрению. Ниже мы собрали информацию по принципам шифрования, используемым ведущими изготовителями автомобильных АКБ.

ООО «Курский аккумуляторный завод» (Курский аккумулятор, Исток)

Для аккумуляторов емкостью 45-110 Ач дата выпуска указывается в правом верхнем углу крышки. Используется 10-значный номер: первые две цифры указывают на месяц, следующие две – на год, последние шесть – идентификационный номер АКБ.

Пример: 1013 123456 – аккумулятор изготовлен в октябре 2013 года, 123456 – идентификационный номер.

«АКТЕХ» (Актех, Орион, Зверь)

Маркировка с датой производства наносится на верхнюю крышку. Код состоит из 4-х цифр: первые две обозначают месяц, другие две – год.

Пример: 0611 – аккумуляторная батарея произведена в июне 2011 года.

ООО «Компания ТМ» (Тюменский медведь, Tyumen Battery, Space, BURAN, ARCTIC, Ямал)

Обозначение даты изготовления наносится на заднюю стенку АКБ посредством лазерной перфорации. Состоит из шести цифр, где первые две указывают на месяц, а последующие четыре — на год

Пример: 082011 – дата производства аккумулятора август 2011 года

«Торговый дом TUBOR» (TITAN, Cobat, VAIPER, BAT)

Дата выпуска обозначается пятью символами: первая позиция – день недели (1-7), вторая и третья – номер недели (01-53), четвертая позиция – год производства латинской буквой (H – 2011, V – 2012, N – 2013, Z – 2014, P – 2015, A – 2016, S – 2017, T – 2018, X – 2019, L – 2020), пятая позиция – номер смены (1-3).

Пример: 309H1

Расшифровка:

3 – день недели (среда);

09 – номер недели (девятая неделя);

H – 2011 год;

1 – первая смена.

ЗАО «АКОМ» (Аком, BRAVO, Reactor, Ultimatum)

Дата выпуска аккумуляторов Аком нанесена на верхнюю крышку и состоит из 7 символов. Первые шесть – это цифры, указывающие на дату, а 7-й символ – это буква, представляющая собой шифр смены. Дата закодирована следующим образом: первые две цифры – месяц, вторые две – год, третья пара – день.

ООО СП «Полесские аккумуляторы» (Зубр)

Маркировка нанесена на верхней крышке, в левом верхнем углу. За дату изготовления отвечают первые четыре символа из шести. Первый соответствует году (одна цифра), второй – месяцу (одна буква), третий и четвертый – числу.

Месяц шифруется следующим образом: А – январь, В – февраль, С – март, D – апрель, E – май, F – июнь, G – июль, Н – август, J – сентябрь, K – октябрь, L – ноябрь, M – декабрь.

Пример: 2H06E1

2 – 2012 год;

H – август;

06 – конкретное число.

VARTA, BOSCH

У аккумуляторов до 2014 года дата выпуска указана в производственном коде, находящемся на верхней крышке. Четвертая позиция в маркировке обозначает год (последняя цифра в нумерации года), пятая-шестая указывают на месяц.

Пример: G2С1050520991 536528 82E 09

1 – 2011 год;

Дата изготовления аккумулятора – май 2011 года.

На АКБ BOSCH код из трех цифр в указанном выше формате продублирован на лицевой стороне в центре наклейки.

В таблице ниже представлены трехзначные коды для аккумуляторов BOSCH с 2000 по 2013 год.

Месяц/Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Январь 081 181 281 381 481 581 681 781 881 981 001 101 201 301
Февраль 082 182 282 382 482 582 682 782 882 982 002 102 202 302
Март 083 183 283 383 483 583 683 783 883 983 003 103 203 303
Апрель 084 184 284 384 484 584 684 784 884 984 004 104 204 304
Май 085 185 285 385 485 585 685 785 885 985 005 105 205 305
Июнь 086 186 286 386 486 586 686 786 886 986 006 106 206 306
Июль 087 187 287 387 487 587 687 787 887 987 007 107 207 307
Август 088 188 288 388 488 588 688 788 888 988 008 108 208 308
Сентябрь 089 189 289 389 489 589 689 789 889 989 009 109 209 309
Октябрь 090 190 290 390 490 590 690 790 890 990 010 110 210 310
Ноябрь 091 191 291 391 491 591 691 791 891 991 011 111 211 311
Декабрь 092 192 292 392 492 592 692 792 892 992 012 112 212 312

С 2014 года применяется иная кодировка даты выпуска аккумуляторов VARTA и BOSCH. Для обозначения используются те же 4, 5 и 6 позиции производственного кода, однако формат изменился. Теперь на 4-м месте находится цифра, указывающая на год выпуска, а на 5-м и 6-м местах – код месяца в формате: 17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь.

Mutlu

Аккумуляторные батареи турецкой фирмы Mutlu маркируются шестью цифрами, наносимыми на верхнюю часть корпуса. Первая цифра обозначает номер производственной линии, вторая – год выпуска, третья и четвертая – месяц, пятая и шестая – конкретное число.

TAB (TAB, Topla, Vesna)

Дата выпуска аккумуляторов словенской фирмы TAB зашифрована в 14-значном коде, расположенном на верхней части корпуса. Третья и четвертая позиции указывают на год, пятая и шестая – на неделю.

Пример: F1110600941864 – батарея выпущена в феврале 2011 года.

Ista (Ista, Oberon, Force, Volta, Dominator)

Код нанесен на верхнюю крышку и состоит из девяти цифр. Для маркировки года используется вторая позиция, недели – третья и четвертая.

Banner (Running Bull, Uni Bull, Starting Bull)

Дата выпуска аккумуляторов австрийской компании «Баннер» зашифрована в первых 4-х буквах выгравированного на крышке обозначения. Первая и вторая буквы квартета используются для маркировки недели, третья и четвертая – двух последних цифр года.

Соответствие букв и цифр следующее: A-0, B-1, C-2, D-3, E-4 и т.д.

Пример: DEBC

DE – 34 неделя (т.е. август);

BC – 12 год.

Итог: аккумуляторная батарея сделана в августе 2012 года.

Sebang Global Battery (Rocket)

Корейский производитель использует для обозначения даты шестизначный код, выгравированный на верхней крышке. Первые два символа (буквы) используются для указания завода-изготовителя. Третий символ указывает на год, четвертый – на месяц (A-январь, B-февраль, C-март и т.д.), пятый-шестой – на число.

Delkor (Delkor, Medalist)

Для маркировки даты производства аккумуляторов южнокорейской фирмы Delkor применяется пятизначный код, наносимый на верхнюю крышку. Первая позиция используется для шифрования года выпуска, вторая – месяца (A-январь, B-февраль, C-март и т.д.)

Как известно, автомобильная АКБ является одним из основных элементов электросети транспортного средства. Заряженная батарея гарантирует нормальный запуск двигателя при работоспособности основных узлов и агрегатов. Рано или поздно каждая АКБ изнашивается и выходит из строя, поэтому каждый автовладелец со временем столкнется с необходимостью ее замены. Какова маркировка аккумуляторов для авто по ГОСТу, что нужно знать об основных параметрах батарей — об этом мы расскажем ниже.

[ Скрыть ]

Основные характеристики автомобильной АКБ

Какие используются обозначения и надписи для определения размеров, веса и других параметров В соответствии с ГОСТ, все автомобильные АКБ, продающиеся в отечественных магазинах, должны соответствовать международным стандартам.

Основные характеристики и параметры батарей:

  1. Полярность устройств — этот параметр определяет расположение отрицательного и положительного контакта батареи. Если вы посмотрите на аккумулятор со стороны, с которой установлены выводы, то увидите положительный контакт находится слева, а отрицательный — справа. Это свидетельствует о том, что полярность прямая, такие АКБ самые распространенные. Если полярность будет обратно, то плюс будет установлен с правой стороны, а минус — с левой.
  2. Габаритные типоразмеры устройства. Международные стандарты допускают использование батарей разных размеров, главное, чтобы они соответствовали габаритам посадочных мест в авто, иначе их установка будет невозможной. В частности, речь идет о длине и высоте батареи, ширина всегда должна соответствовать стандарту.
  3. Резервная емкость устройства. Сколько она должна быть — зависит от конкретного девайса, данный параметр определяет время разряда аккумулятора в минутах на полностью заряженном устройстве. Расчет параметра основан на температуре электролита 25 градусов, то есть для более правильного расчета емкости — как резервной, так и номинальной — батарея должна быть помещена в резервуар с водой соответствующей температуры. По стандартам этот параметр должен быть больше номинальной емкости в 1.63 раза.
    То есть если емкость устройства будет около 55 Ач, то резервный показатель составит примерно 90 минут. То есть именно на протяжении полутора часов полностью сможет питать электрооборудование и прочие приборы автомобиля, если сломается генераторный узел.
  4. Номинальная емкость. Этот параметр определяется по объему рабочей жидкости в банках конструкции, которую батарея может отдать при разряде током на протяжении 20 часов.
  5. Ток холодной прокрутки. Этот показатель определяет ток разряда, который автомобильный аккумулятор сможет выдавать в течение десяти секунд. Значение напряжения в данном случае должно составлять 7.5 вольт, не меньше, а уровень температуры электролитического раствора должен быть не менее 18 градусов.
    Если этот параметр будет выше, то при отрицательных температурах двигатель будет завести значительно проще, но также нужно помнить, что при чрезмерно высокой нагрузке может снизиться ресурс службы стартера. Поскольку ток проходит именно через этот узел. В зависимости от типа АКБ, а также ее характеристик, ток холодной прокрутки может быть разным, кроме того, в данном случае многое зависит от способа измерения.
  6. Вес устройства. Масса батареи определяется его емкостью. АКБ емкости 55 Ач должны весить около 12.1 кг, 60 Ач — 13.2 кг и т.д.

Таблица значений тока холодной прокрутки

Общие требования маркирования аккумуляторов

Маркировка приборов и, соответственно, их расшифровка, может быть разной, здесь все зависит от производителя устройства . Также маркировка может быть разной в зависимости от типа устройств, ведь для разных типов автомобилей (легковые, грузовые, микроавтобусы, спецтехника), производятся разные АКБ. И в данном случае имеются ввиду не только типоразмеры, но и емкость, сила тока, а также другие технические особенности. Сама маркировка даже может отличаться в зависимости от страны, в которой используется батарея, однако, все же есть некоторые условия, которые производители учитывают. Все потому, что эти условия прописываются в стандартах.

Вне зависимости от производителя и , на его корпусе будет указана следующая информация:

  1. Название бренда производителя, его логотип или значок.
  2. Основные параметры номинального напряжения товара.
  3. Также на корпусе указывается и значение емкости батареи.
  4. Тип, к которому относится конкретное устройство. Следует отметить, что сам тип может быть указан в соответствии с одним или даже несколькими стандартами.
  5. Количество банок, которые установлены внутри конструкции свинцового аккумулятора.
  6. Дата производства продукции, которая может быть зашифрована.
  7. Также на корпусе обязательно должны быть отмечены выводы полярности.
  8. Прочие предупреждающие символы, их число зависит исключительно от изготовителя товара. Обычно это символы, которые предупреждают о правилах эксплуатации, а также транспортировки прибора.

Фотогалерея «Основные неисправности»

Обозначение российских устройств

Все устройства, выпущенные на территории РФ, должны соответствовать стандарту 959-01.

Если вы посмотрите на корпус такого аккумулятора, то можете увидеть буквы:

  1. А. Этот символ определяет количество банок в конструкции АКБ, каждая из которых способна выдавать примерно по 2 вольта напряжения. Если после буквы А идет цифра 6, это свидетельствует о наличии шести банок в конструкции.
  2. Б. Этот символ определяет тип АКБ. Если после буквы Б стоит комбинация СТ, это свидетельствует о том, что прибор относится к категории стартерных.
  3. С. Этот символ определяет значение номинальной емкости в ампер часах. После С должны быть указаны цифры, если 55 — то перед вам аккумулятор емкостью 55 Ач и т.д.
  4. Д. По данному символу определяется метод изготовления батареи. Кроме того, данный символ позволяет определить и материал, из которого выпущен АКБ (автор видео — канал Автошкола для всех).

Отдельно нужно рассказать о последнем символе маркировки.

Для более правильного определения типа используется такая расшифровка:

  • А — свидетельствует о том, что прибор оборудован общей крышкой которой скрыты банки;
  • З — говорит о полной заряженности девайса;
  • Э — свидетельствует о том, что аккумулятор выполнен в эбонитовом корпусе;
  • Т — данный символ говорит о том, что устройство выполнено в термопластичном корпусе;
  • М — корпус таких аккумуляторов выполнен из мипласта, то есть полихлорвиниловой смолы»
  • П — для производства корпуса использовались полиэтиленовые сепараторы.

Маркировка европейских аккумуляторных батарей

На корпусе девайсов, изготовленных в Европе, помимо элементов конструкции, в том числе индикаторов для определения заряда, могут быть нанесены несколько видов обозначений. Потому что европейские производители имеют право использовать один из нескольких стандартов.

Маркировка может быть как пятизначной, так и девятизначной, начнем с первого варианта:

  1. Сначала указываются три символа, по ним можно выявить степень емкости прибора. Для более правильного вычисления данного значения следует от цифры, указанной на корпусе, вычесть 500.
  2. Следующие два символа определяют тип используемого девайса.

Расшифровка европейской маркировки

Если говорить конкретно о типе, то в соответствии со стандартом здесь может быть указана следующая информация:

  • способ изготовления девайса при производстве;
  • значение вибропрочности;
  • метод исполнения девайса, размеры его выводов, использующихся для соединения с бортовой сетью авто;
  • тип элементов крепления девайса;
  • метод отвода газов по предусмотренной производителем системе вентиляции.

В том случае, если маркировка на приборе будет иметь девять знаков, то расшифровка будет следующей:

  1. Сначала указывается символ, определяющий диапазон значения емкости аккумулятора.
  2. Далее, идут еще два знака, по которым можно вычислить значение емкости в соответствии со внутренним диапазоном. К примеру, если первой будет цифра 6, то для того, чтобы точно расшифровать значение, к ней нужно добавить 100 Ач. Если 7, то к этому значению нужно добавить 200.
  3. Далее, идут еще три символа, по ним можно определить метод конструктивного исполнения. Кроме того, данные цифры позволяют точно выявить определенные материалы, которые использовались для изготовления прибора.
  4. В конце (фиолетовым цветом на рисунке выше) указываются еще три знака, по ним можно определить 10% от значения тока холодной прокрутки.

Расшифровка маркировки для изделий, выпущенных в США

Что же можно узнать о батарее по маркировке?

Итак, подытожив данные, приведенные выше, маркировка прибора позволит покупателю определить следующие характеристики:

  • напряжение девайса;
  • его значение емкости;
  • параметр тока холодной прокрутки;
  • дату изготовления;
  • компанию-изготовителя;
  • количество банок в конструкции;
  • полярность девайса и т.д.

Этих параметров автовладельцу вполне хватит для того, чтобы сделать правильный выбор девайса при покупке. Поэтому каждый автолюбитель, которому нужно купить прибор, должен разбираться в маркировке и расшифровке значений.

Инструкция

Для того чтобы узнать дату изготовления аккумулятора вашего мобильного телефона, убедитесь в том, что на обратной его стороне имеется специальный сервисный код, в который заложена интересующая вас информация. Первая буква в данной комбинации указывает на месяц, в данном случае очередность буквы в алфавитном порядке соответствует очередности месяцев в году, то есть в начале кода может быть указана любая буква латинского алфавита от A, что означает январь, до L, соответственно – декабрь. Вторая буква означает год выпуска, опять же в алфавитном порядке начиная с того года, в котором была произведена первая копия данной модели батареи. Следующая цифра сообщает неделю выпуска.

Если в вашем аккумуляторе имеется другой, восемнадциатизначный код, найдите шестую цифру, начиная с конца комбинации, это и будет год изготовления. Пятая и четвертая цифра сообщает пользователям неделю года, в который аккумулятор был произведен на заводе.

Воспользуйтесь официальными сайтами производителей мобильных телефонов для выяснения даты изготовления вашего аккумулятора, обратите внимание, что в данном случае принимаются сведения, прочитанные с оригинальной батареи, идущей в комплекте с мобильным устройством данного производителя, либо купленные отдельно элементы питания той же марки.

Если вами был куплен аккумулятор в виде отдельной единицы товара, просмотрите его маркировку и узнайте на официальном сайте производителя, как ее расшифровать для получения данных о дате изготовления. Также просмотрите техническую документацию устройства на наличие в нем интересующей вас информации, вполне возможно, что она указана в гарантийном талоне или на упаковке. Также вы можете получить нужную информацию от продавцов-консультантов.

Полезный совет

Не удаляйте стикеры с системной информацией с аккумуляторов и других устройств.

Когда вы приобретаете автомобильный аккумулятор иностранного производства, перед вами может встать вопрос расшифровки символов, нанесенных на него, из которых вы можете получить информацию по поводу его правильной эксплуатации.

Вам понадобится

  • - аккумулятор.

Инструкция

Определите значение надписей на клеммах японских аккумуляторов. Согласно стандарта Jis, на них может быть три вида клемм. T1 – тип клемм с диаметром плюсовой – 14,7мм, минусовой – 13мм, она имеет форму усеченного конуса. Это самый привычный вариант для нашего восприятия. Т2 – клеммы с диаметрами соответственно 19,5 и 17,9 миллиметров. Такая маркировка аккумулятора означает его высокую емкость. Клеммы с обозначением Т3 особенные, они имеют плоские штыри с отверстиями. Устанавливаются в основном на аккумуляторах типа А19. Т2 наиболее распространены на российском рынке, они стандартные, имеющиеся на всех типах как российских, так и европейских аккумуляторов. Т1 это специфические японские клеммы, распространенные среди автомобилей с правым рулем.

Выполните расшифровку маркировки аккумуляторов. Самой подробной моделью является 55B24R. 55 обозначает работоспособность аккумулятора, его электроемкость. Данный параметр является скорее виртуальным. Эта характеристика сравнительная, зависит она от многих факторов, японскому параметру 55 соответствует 45й европейский. В – это класс аккумулятора. Данное значение обозначает его ширину. А - это мелкие батареи, устанавливаемые на мотоциклы. Самым распространенным является В, обозначает «Бензин». Класс D устанавливается на мощных автомобилях, как правило, дизельных. Остальные классы достаточно редко попадают в страны СНГ, чаще всего вместе с автомобилями класса подъемника.

Определите длину аккумулятора по последней цифре в маркировке, например, в случае 55B24R это 24 сантиметра. Японцы утверждают, что это значение примерное, погрешность может составлять около трех миллиметров. Последняя буква маркировки аккумулятора означает правый/левый (R/L соответственно).

Автомобильная промышленность предлагает миру сотни марок автомобилей, которые разнятся техническими характеристиками, а значит, и требуют разных источников энергии для запуска двигателя. Чтобы определить какой тип аккумуляторной батареи подойдет вашей машине, нужно изучить рекомендации производителя авто и маркировку АКБ.

Маркировка аккумуляторов происходит на основании принятых международных стандартов, по которым разрабатываются национальные маркировки. В России аккумуляторные батареи маркируются на основании ГОСТа 959-91, который включает в себя следующие обозначения:
- цифровой код,
- буквенный код,
- характеристики АКБ.

Российская маркировка

Первая цифра на аккумуляторной батарее (АКБ) показывает физическую величину, характеризующуюся наличием последовательно соединенных элементов. Для это число должно быть 6, так как на основании его формируется выходное напряжение, которое должно быть равно 12 Вольтам.

Буквы расшифровывают тип батареи. Для запуска двигателя автомобиля на этой маркировке должны стоять буквы «СТ», стартовый тип батареи.

Следующее число показывает емкость аккумулятора в ампер-часах. Для городского автомобиля рекомендуется емкость в 55 Ач.

Выбирая мощность батареи помните о том, что чем мощнее двигатель и чем большее количество дополнительных опций имеет авто, тем большая емкость понадобится АКБ, устанавливать «большие» батареи не рекомендуется, сгорит проводка.

Последнее значение АКБ - это дополнительная буквенная маркировка батареи. Как правило, их несколько:
«З» - батарея полностью заряжена и залита электролитом,
«Э» - корпус батареи выполнен из эбонита,
«Т» - аккумулятор сделан из термопластичного материала.

Европейские маркировки АКБ

В Европе производят аккумуляторы в соответствии с международным стандартом ETN или по немецкому стандарту DIN, так как именно Германия является крупнейшим европейским производителем автомобилей.

Американские аккумуляторные батареи тоже выпускаются на основании международных требований, но с учетом американского стандарта SAE, который совпадает с европейскими стандартами маркировки аккумуляторов.

Первые три цифры европейской маркировки обозначают емкость аккумуляторной батареи, их значения колеблются от 501 до 799. Для того чтобы узнать номинальную емкость батареи, из этого числа нужно вычесть число 500. Результат – это емкость АКБ в Ампер-часах. Соответственно, емкости европейских аккумуляторов колеблются от 1 до 299 Ампер – часов. Так же на батарее показывается в числе из последних цифр ток холодной прокрутки.

По стандарту европейские аккумуляторные батареи должны иметь дополнительно следующие обозначения:
- фирменный знак производителя;
- пусковой ток при прокрутке при -18 градусах;
- напряжение батареи в Вольтах;
- дату изготовления;
- вес батареи;
- знаки полярности;
- характеристика уровня залитого электролита (max или min).

Данная маркировка наносится на АКБ в виде наклейки или краской по трафарету, обязательно требование - влагостойкость материала и его устойчивость к агрессивным средам.