Что такое агреман на назначение послом. Назначение посла

фр. agrement, от agreer - одобрить) - в международном праве согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства другого государства. Без получения А. официальное назначение невозможно. Агреман запрашивается через ведомство иностранных дел, обычно дипломатическим представительством страны, назначающей дипломатического представителя.

Отличное определение

Неполное определение

АГРЕМАН

согласие государства принять данное лицо в качестве дипломатического представителя другого государства. А. испрашивается обычно дипломатическим путем перед назначением дипломатического представителя; при этом сообщаются основные биографические данные лица, намечаемого к назначению. Государство может отказать в А. без объявления мотивов. Во всех случаях ответ на запрос об А. должен быть дан по возможности в короткий срок. Для сотрудников дипломатических представительств А. не требуется и не испрашивается, его заменяет предоставление визы (см.) на въезд в страну назначения. А. не испрашивается также для военных, морских и авиационных атташе, при назначении которых посылается лишь предварительное уведомление о предполагаемом назначении.

В основе как российской практики, так и практики дипломатических служб других государств назначения чрезвычайного и полномочного посла в иностранном государстве лежат положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. В практическом плане этой Конвенцией предусматривается, что аккредитующее государство должно получить согласие правительства государства пребывания на назначение конкретного лица, которое оно предполагает аккредитовать как главу своего дипломатического представительства в этом государстве. Как уже упоминалось, такое согласие называется французским словом «агреман».

В различных случаях агреман может запрашиваться по-разному. К примеру, если дипломатические отношения между двумя государствами только установлены и глава дипломатического представительства назначается впервые, то запрос агремана может быть сделан в третьей стране через дипломатических представителей в ней обеих договаривающихся сторон. В то же время в случае замены одного главы дипломатического представительства другим запрос агремана, как правило, делается его предшественником перед отъездом из страны или временным поверенным в делах в случае, если прежний посол уже уехал из страны. В этих целях посол или временный поверенный в делах посещает руководство МИД страны пребывания и передает соответствующую вербальную ноту посольства, в которой сообщается, что руководство аккредитующего государства приняло решение о направлении такого-то в качестве чрезвычайного и полномочного посла в данной стране и просит дать согласие на его назначение. К вербальной ноте прилагается краткая биографическая справка о кандидатуре нового посла (так называемое Curriculum Vitae, или CV). В этой справке указываются имя, фамилия, возраст кандидата, полученное им образование, продвижение по карьерной лестнице и занимаемые посты, знание иностранных языков, семейное положение, личные увлечения и интересы. По получении запроса на агреман министерство иностранных дел начинает проработку вопроса и, как правило, в течение одного месяца предоставляет агреман на назначение нового посла. После получения агремана кандидат на пост главы дипломатического представительства становится персоной грата, т. е. желательным лицом (на практике статусом персоны грата пользуются все дипломатические сотрудники представительства, получившие въездную визу и прибывшие на работу в дипломатическое представительство). После получения агремана вновь назначенный посол может выехать к месту своей новой работы.

Следует, однако, иметь в виду, что правительство страны, куда назначается посол, может по каким-то соображениям и не дать агремана, причем оно не обязано объяснять мотивы отказа. Интересоваться причинами отказа тоже не принято. Как известно, в дипломатии принято по возможности избегать конфронтации, конфликтов и открытых противоречий. С учетом этого весьма показателен наиболее широко принятый в дипломатической практике механизм отказа в предоставлении агремана. Дело в том, что время для ответа на запрос агремана Венской конвенцией не определено, однако с годами на практике сложилось так, что он дается в течение одного, реже двух, максимум трех месяцев. Напоминать о запросе агремана или торопить с его выдачей в дипломатической практике не принято, хотя известны случаи, когда чиновники министерства иностранных дел страны аккредитации попросту теряли ноту с запросом агремана и никто ничего в связи с поступившим запросом агремана не предпринимал. Когда это случайно выяснялось, то приходилось запрашивать агреман повторно. Но все же это скорее из серии курьезов. Поэтому в обычной дипломатической практике в случае значительной задержки с получением агремана аккредитующее государство воспринимает это как вежливую форму отказа. Тогда, не предавая ситуацию огласке и ничего не выясняя, министерство иностранных дел начинает подбирать нового кандидата в послы, а затем запрашивает агреман уже для него. С учетом столь деликатного подхода к вопросу об агремане в дипломатической практике не принято разглашать имя человека, готовящегося ехать послом в ту или иную страну или для которого уже был запрошен агреман, до получения такого агремана. Делается это для того, чтобы не подрывать репутацию и не создавать неудобств для дальнейшей дипломатической карьеры лица, предложенного в качестве кандидата в послы, в случае если ему по каким-либо причинам будет отказано в агремане.

Причины отказа в предоставлении агремана могут быть самые разные. Например, кандидат в послы допускал публичные недружественные высказывания в адрес страны, куда его прочат послом, делал неуважительные заявления о ее народе и политическом руководстве. Либо по каким-то острым международным проблемам кандидат в послы ранее занимал подчеркнуто тенденциозную позицию, неприемлемую для принимающей страны. В истории дипломатии имелись и такие случаи, когда направляющая страна публично объявляла имя своего посла еще до того, как официально запрашивала на него агреман, что вызывало недоумение в стране аккредитования и становилось затем причиной отказа в выдаче агремана.

Особый порядок аккредитации глав дипломатических ведомств существует в отношениях между рядом стран - членов Содружества (бывшего Британского Содружества). Поскольку у них один и тот же глава государства - монарх Великобритании, то при назначении верховных (высоких) комиссаров происходит обмен письмами между премьер-министрами двух стран.

Официальным подтверждением полномочий посла в стране пребывания, как уже указывалось, являются верительные грамоты. Глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению официальных функций в государстве пребывания с момента вручения им своих верительных грамот главе принимающего государства. Вместе с тем в некоторых странах принята практика, в соответствии с которой посол вступает в свои права с момента сообщения о своем прибытии и представления министру иностранных дел заверенных копий своих верительных грамот.

Обычно вместе с верительными грамотами вновь назначенный посол вручает и отзывную грамоту своего предшественника. В ней сообщается о решении властей аккредитующего государства отозвать прежнего посла, в общей форме указывается причина отзыва (как правило, «в связи с переводом на другую работу»), выражается надежда, что отзываемый посол своей деятельностью способствовал развитию добрых отношений со страной пребывания. Иногда отзывную грамоту отъезжающий посол вручает сам перед своим отъездом.

В некоторых странах существует практика направления от имени главы государства пребывания в адрес главы аккредитующего государства отпускной грамоты, в которой высказывается удовлетворение в связи с деятельностью отъезжающего посла на его посту и содержатся комплименты в его адрес.

Следует заметить, что в случае, если дипломатическое представительство возглавляет не посол, а постоянный временный поверенный в делах, то его верительная грамота выдается министром иностранных дел аккредитующего государства и вручается им министру иностранных дел страны аккредитования.

Вручение верительных грамот вновь прибывшим послом имеет чрезвычайно большое символическое значение в практике дипломатических отношений. Надо иметь в виду, что иностранный посол, вручая свои верительные грамоты главе государства аккредитации, вступает с ним в свой первый официальный контакт. Пользуясь случаем, посол передает главе государства приветы и добрые пожелания от главы государства и от правительства своей страны. Учитывая большое политическое значение этой первой встречи посла с главой государства пребывания, церемония вручения верительных грамот всегда отличается особой торжественностью, она неизменно самым тщательным образом готовится и прорабатывается и неукоснительно соблюдается.

По прибытии в страну аккредитации вновь назначенного посла в аэропорту его встречает руководитель протокольной службы министерства иностранных дел страны пребывания. Ему же посол наносит свой первый официальный визит, в ходе которого глава протокольной службы информирует посла о порядке вручения верительных грамот и о том, где и как будет организована сама церемония вручения. В разных странах эта церемония проводится по-разному и зависит от обычаев и сложившейся в стране пребывания практики. В некоторых государствах, например в Великобритании, принято вручать верительные грамоты во фраке, в других странах можно вручать верительные грамоты в темном выходном костюме либо в национальном костюме. Причем национальный костюм бывает у некоторых народов весьма колоритным, что делает церемонию вручения верительных грамот очень красочной и незабываемой. Российские послы вручают верительные грамоты в официальном мундире, который имеется у чрезвычайных и полномочных послов и посланников, либо они могут вручать верительные грамоты в выходном костюме темного цвета. Могут быть и другие национальные различия. Тем не менее у всех церемоний вручения верительных грамот есть несколько важных общих черт.

Прежде всего, вручению верительных грамот обязательно предшествует визит посла к министру иностранных дел страны пребывания, во время которого посол передает министру копии своих верительных грамот. Затем в назначенное время за послом на официальном лимузине прибывает глава протокольной службы министерства иностранных дел страны пребывания. Далее он в сопровождении кортежа доставляет посла в официальную резиденцию главы государства, где должна состояться церемония вручения верительных грамот. Супруга посла, если она участвует в церемонии, а также старшие дипломаты посольства следуют в других автомобилях за официальным лимузином. В Великобритании вместо лимузина подается королевская карета, запряженная лошадьми. В некоторых странах в честь посла выстраивается почетный караул трех родов войск. Есть страны, где в церемонию вручения грамот включено исполнение национальных гимнов двух стран. Посол и сопровождающие его старшие дипломатические сотрудники посольства проходят в зал, где состоится церемония вручения верительных грамот. Во многих странах принято, чтобы на церемонии вручения верительных грамот присутствовала супруга посла. Войдя в зал, где должна проходить церемония, посол идет через него в сторону ожидающего его главы государства. Несколько сзади посла следуют супруга и сопровождающие посла лица. В установленном месте сопровождающие лица останавливаются, а посол подходит к главе государства на расстояние двух-трех шагов. С легким поклоном он двумя руками протягивает главе государства конверт, в который вложены его верительные грамоты и отзывные грамоты его предшественника. Обращаясь к главе государства, посол говорит, что имеет честь вручить ему свои верительные грамоты, аккредитующие его в качестве чрезвычайного и полномочного посла своего государства, хотя в протокольной практике некоторых государств ничего говорить не требуется. Глава государства принимает двумя руками переданные ему верительные грамоты, тут же отдает их стоящему рядом с ним министру иностранных дел и пожимает послу руку. Момент вручения верительных грамот и рукопожатия фотографирует официальный фотограф, либо делается специальная протокольная фотография главы государства и посла. После этого глава государства приглашает посла на краткую беседу.

В некоторых странах существует практика после вручения верительных грамот обмениваться краткими речами, в которых декларируется стремление к дальнейшему развитию двусторонних отношений. В ряде стран между главой государства и послом происходит обмен памятными подарками. Есть страны, где на вручении верительных грамот присутствует супруга главы государства, как правило, это принято в монархических государствах. Тогда и посла на церемонии вручения верительных грамот обязательно сопровождает его супруга. В этом случае супруги главы государства и посла также могут обменяться памятными подарками. После беседы посол прощается с главой государства и покидает его официальную резиденцию. На выходе в честь посла поднимают национальный флаг представляемого им государства. На официальном лимузине, в котором вручивший верительные грамоты посол возвращается в свою резиденцию, вывешивается национальный флаг его страны. В момент въезда лимузина на территорию резиденции посла на ее флагштоке также поднимается национальный флаг. Сопровождавшие посла на обратном пути из официальной резиденции главы государства руководитель протокольной службы министерства иностранных дел, а также адъютант главы государства приглашаются послом на бокал шампанского. К ним присоединяются дипломатические работники посольства.

Политическая наука: Словарь-справочник

Агреман

(франц. agrement , от agreer одобрить) согласие одного государства принять лицо, предложенное другим государством в качестве главы его дипломатического представительства (посла, посланника). Агреман запрашивается только на глав дипломатических миссий (в современной практике - на послов) и, как правило, через ведомство иностранных дел принимающей страны убывающим послом или старшим сотрудником дипломатической миссии. В ходе личного визита ответственному лицу страны пребывания устно излагается суть дела и передается краткая биографическая справка вновь назначаемого представителя. В некоторых странах практикуется направление в ведомство иностранных дел также и официальной ноты с просьбой о выдаче агремана. Во многих случаях об отказе в агремане не сообщается - истечение уместного срока (4–8 недель) является сигналом нежелательности предложенного кандидата. После получения агремана назначаемый кандидат на должность главы дипломатического представительства рассматривается в качестве персоны грата, отрицательная реакция или ответ принимающей стороны означает, что данный представитель является персоной нон грата.

Контрразведывательный словарь

Агреман

согласие правительства государства, в котором предполагается назначить главой дипломатического представительства какое-либо лицо, принять его в этом качестве. Без получения агремана дипломатический представитель не может быть назначен. Агреман запрашивается обычно через ведомство иностранных дел страны пребывания, как правило, предшественником нового дипломатического представителя.

При запросе агремана сообщаются фамилия и имя лица, которое предполагается назначить на этот пост, его краткие биографические данные: год рождения, образование, семейное положение, сведении о служебной деятельности и т. п. Для того чтобы не компрометировать дипломата в случае отказа, запрос агремана принято сохранять в тайне. Объяснять мотивы отказа в агремане государство не обязано. Агреман запрашивается лишь на главу дипломатического представительства: посла, посланника или поверенного в делах. На остальных сотрудников посольства или миссии запрашиваются только визы. При назначении военных, военно-морских и военно-воздушных атташе данные о них, как правило, направляются в страну предполагаемого пребывания для получения согласия на их приезд.

Энциклопедический словарь

Агреман

(франц. agrement, от agreer - одобрить); в международном праве - согласие одного государства принять лицо, предложенное другим государством в качестве дипломатического представительства (посла, посланника, главы его).

Правительство, которое решило направить своего посла, предварительно запрашивает у принимающей стороны согласие (агреман), которое должно быть получено конфиденциально. Агреман означает согласие правительства принимающего государства на назначение определенного лица в качестве главы дипломатического представительства. Не принято разглашать факт запроса агремана, потому что гласность в его отказе может повлечь за собой осложнения в отношениях между странами. В большинстве случаев таковое одобрение получают, но если правительство принимающего государства посчитает, что предлагаемое лицо не приемлемо, может быть дан отказ. Как правило, достаточно официального намека о непринятии, чтобы отозвать предложение по кандидатуре. Венская конвенция оставляет за государством право отказать в агремане без мотивировки. Согласие означает, что кандидатура рассматривается как персона грата, в противном случае –персона нонграта. На запрос агремана не принято давать отрицательный ответ, сама задержка с ответом говорит о нежелании. Учитывая деликатный характер запроса агремана, правительство, к которому обратились с запросом, обычно стремится не задерживать ответ. Принимается во внимание принцип взаимности, т.е. в течение какого срока это правительство получило от другой стороны агреман на своего посла.

При запросе агремана биографическая справка печатается на чистом листе бумаги без герба, подписи, даты и печати. Все сведения должны быть абсолютно достоверными, так как в случае обнаружения каких-либо неточностей могут возникнуть нежелательные и необратимые последствия для дипломата, о котором идет речь в справке. Уточняющие сведения о будущем дипломатическом представителе не обязательны, достаточно указать краткие данные, дающие общее представление о его биографии. Некоторые страны запрашивают агреман в письменной форме-личной или вербальной нотой, вручаемой во время личной беседы. Очень редко агреман запрашивают по телефону.

Министерство иностранных дел, прежде чем представить правительству доклад о запрашиваемом агремане и свои соображения, собирает информацию о кандидате, обобщает ее и направляет правительству свой доклад с заключением.

Не принято напоминать о запрошенном агремане и торопить министерство иностранных дел с ответом. Ответ о даче агремана дается таким же путем, каким он был запрошен. Министерство иностранных дел приглашает дипломатического представителя, запросившего агреман, и устно сообщает ему положительный ответ своего правительства. Никакого документа при этом не вручается. Если запрос был сделан в письменной форме, то и ответ должен быть дан таким же образом.


История знает немало любопытных эпизодов, связанных с выдачей агремана. Например, из российской дипломатической практики известен факт отказа Николаем I в даче агремана в 1832 г. на назначение английским послом в Петербурге Стрэдфорда-Кангинга. Академик Тарле в своей работе «Крымская война» пишет об этом так: «В демонстративном поступке Николая немалую роль сыграли и обильные сведения о деятельности и умело проводимых антирусских интригах талантливого английского дипломата в Константинополе и Греции. Ведь для этого он и был послан Пальмерстоном в Константинополь в 1831-1832 гг.». Пальмерстон, продолжая настаивать на выдаче агремана предложенной кандидатуре, навел справку о том, не согласится ли царь принять Стрэдфорда-Кангинга с тем, чтобы после приезда в Петербург он мог бы лишь представиться царю и немедленно уехать безвозвратно. Николай на это ответил, что обещает дать Стрэдфорду-Кангингу один из самых высоких русских орденов, лишь бы тот вовсе не появлялся в Петербурге. В связи с этим эпизодом некоторые историки считают, что Стрэдфорд-Кангинг, будучи впоследствии английским послом в Турции, содействовал развязыванию Крымской войны 1853-1856 гг.

Как только агреман получен, назначение предается гласности. Поверенный в делах сообщает министерству иностранных дел время прибытия главы миссии и справляется, когда министр примет его с первым визитом. До момента вручения верительных грамот этот дипломат считается не вступившим в свои обязанности.

Термин, употребляемый в дипломатической практике (от французского agreer -- согласие), подразумевает согласие правительства принимающего государства на назначение определенного лица дипломатическим представителем направляющего государства. Агреман запрашивается только на глав дипломатических миссий (в современной практике -- на послов) и, как правило, через ведомство иностранных дел принимающей страны убывающим послом или старшим сотрудником дипломатической миссии. В ходе личного визита ответственному лицу страны пребывания устно излагается суть дела и передается краткая биографическая справка вновь назначаемого представителя. В некоторых странах практикуется направление в ведомство иностранных дел также и официальной ноты с просьбой о выдаче агремана.

Во многих случаях об отказе в агремане не сообщается -- истечение уместного срока (4-8 недель) является сигналом нежелательности предложенного кандидата.

В случае устного запроса агремана, положительный ответ дается также устно.

После получения агремана назначаемый кандидат на должность главы дипломатического представительства рассматривается в качестве персоны грата, отрицательная реакция или ответ принимающей стороны означает, что данный представитель является персоной нон грата.

Мотивы отказа в агремане государство пребывания сообщать не обязано. В соответствии с международной практикой возможная переписка или обсуждение вопроса об агремане не предаются огласке.

Нунций (от латинского Nuntius -- посланец) -- дипломатический представитель папы римского в странах, с которыми Ватикан имеет дипломатические отношения. Нунций относится к высшему уровню дипломатических представителей. В ряде католических стран нунций по традиции являлся дуайеном дипломатического корпуса вне зависимости от даты вручения верительных грамот другими послами. В настоящее время такая практика отошла в прошлое.

Персона грата (от латинского persona grata -- желательное лицо) -- в дипломатической практике, дипломатический представитель в отношении которого принимающее государство дало согласие на его назначение и приезд. В отношении послов или глав консульских представительств это определяется процедурами получения агремана или экзекватуры. Для других дипломатических работников, получение визы на приезд в страну означает признание их персоной грата.

Персона нон грата (от латинского persona non grata -- нежелательное лицо) -- это дипломат, объявляемый властями страны пребывания нежелательным лицом. В этом случае аккредитующее государство отзывает его на родину и он должен покинуть страну.

Мотивом объявления дипломата персоной нон грата может быть его вмешательство во внутренние дела страны пребывания, нарушение или неуважение к ее законам и обычаям, злоупотребление иммунитетом или привилегиями дипломата. Зачастую за этим кроется формулировка «за недозволенную деятельность, несовместимую со статусом дипломата», за которой может стоять обвинение в шпионаже.

При этом власти страны пребывания согласно международным нормам, зафиксированным в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, не обязаны объяснять причины, по которым дипломат объявляется персоной нон грата.

Салют (от латинского salus -- приветствие) -- торжественная форма приветствия, принятая в практике многих стран, отмечающая особое уважение к лицам, прибывающим с визитом или же символизирующая уважение к национальному празднику, символу, а также по случаю смерти видных деятелей. Салют отдается в виде ружейных или артиллерийских залпов, он может также отдаваться в виде взятия на караул оружия караулом. В морской деле салют может отдаваться флагами.

Салют наций -- особо торжественная форма приветствия или отдания почестей по случаю официального визита главы государства или правительства, посещения иностранным кораблем порта с официальным дружественным визитом и ряде других случаев.

Как правило, это артиллерийский салют, состоящий из 21 залпа.