Теории правопреемства в международном праве. Правопреемство государств в международном праве: понятие, виды, международно-правовое регулирование

Под правопреемством понимается переход международных прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-преемнику. Момент правопреемства означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении ответственности за определенную территорию.

Основаниями для правопреемства признают:

Возникновение нового государства в результате социальной революции;

Возникновение нового государства в результате национально-освободительной борьбы;

Объединение государств;

Разделение государства;

Отделение части или частей территории государства.

Объектами правопреемства являются: 1) государственная территория; 2) государственная собственность; 3) права и обязанности, вытекающие из международных договоров; 4) государственные долги; 5) государственные архивы; 6) членство в международных организациях.

Институт правопреемства в отличие от международно-правового института признания кодифицирован. Вопросы правопреемства государств урегулированы в двух международных конвенциях:

Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 года.

Венской конвенции о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов1983 года.

В Венских конвенциях о правопреемстве нашли отражение важные положения, сложившиеся в международной практике. В частности они исходят из принципа, в силу которого вопросы правопреемства прежде всего решаются путем соглашения между заинтересованными сторонами, а положения конвенций применяются в случае его отсутствия. Кроме того, нормы конвенций применяются только к правопреемству, осуществляемому на основе действующего международного права, т.е. не может быть правопреемства в случае агрессии, аннексии или оккупации. Не регулируют данные конвенции и вопросы правопреемства в случае возникновения нового государства в результате социальной революции.

Однако, несмотря на то, что институт правопреемства кодифицирован, нормы названных конвенций применяются лишь в качестве международных обычаев, отражающих общепризнанную практику, т.к. данные соглашения пока не вступили в силу . Они не ратифицированы необходимым для вступления в силу количеством государств.

Российская Федерация в них также не участвует. Распад СССР повлек за собой принятие ряда соглашений по вопросам правопреемства между странами СНГ. К их числу можно отнести Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего СССР, представляющих взаимный интерес 1992 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР 1992 г., Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР 1992 г., Решение глав СНГ по вопросам правопреемства 1992 г. и другие. Принимая эти соглашения, государства-преемники СССР руководствовались нормой Венской конвенции 1978 г., установившей, что вопросы правопреемства могут решаться по договоренности между заинтересованными сторонами.

Правопреемство государств в отношении международных договоров

Венская конвенция 1978 года регулирует правопреемство только в отношении договоров, заключенных между государствами в письменной форме. В отношении остальных договоров (устных, а также заключенных с иными субъектами) действуют обычные нормы международного права. Вопросы правопреемства в отношении международных договоров решаются в зависимости от оснований, вызвавших правопреемство.

В случае действует принцип «чистой доски» , т.е. новый субъект международного права не связан договорами, заключенными государством-метрополией. Однако государство-преемник может стать участником международного договора, который был в силе на территории государства-предшественника, путем уведомления о правопреемстве.

При объединении государств и создании нового государства-преемника любой действующий договор каждой из объединившихся стран сохраняет свою силу, если иное не установлено соглашением государства-преемника и другого государства – участника договора.

При разделении государства и образовании на его месте нескольких государств договоры предшественника продолжают действовать в отношении государств-правопреемников. Если отделившаяся часть государства становится частью другого государства, то договоры государства-предшественника утрачивают силу, а вступают в действие договоры государства-преемника, кроме случаев, когда установлено, что применение договора к данной территории было бы не совместимо с его объектом и целями или коренным образом изменило бы условия его действия.

Правопреемство государств в отношении государственной собственности.

В отношении этих объектов правопреемства применяютсянормы Венской конвенции о правопреемстве 1983 года. В соответствии с конвенцией государственная собственность – это имущество, права и интересы, которые на момент их передачи государству-преемнику принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву. По общему правилу переход государственной собственности осуществляется без компенсации , если иное не предусмотрено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами. При этом государство-предшественник обязано принять все меры, чтобы избежать нанесения ущерба имуществу, переходящему государству-преемнику.

Конвенция устанавливает разные режимы правопреемства в отношении движимого и недвижимого имущества. Кроме того, вопросы правопреемства решаются в зависимости от оснований, его вызвавших.

В случае возникновения нового независимого государства в результате национально-освободительной борьбы движимая и недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, передается новому независимому государству-преемнику.

При объединении государств и создании нового государства вся государственная собственность переходит государству-преемнику.

При разделении государства и образовании на его месте нескольких государств недвижимая собственность переходит государству-преемнику, на территории которого она находится, движимое имущество , связанное с деятельностью государства-предшественника на данной территории, переходит правопреемнику. Остальная движимая и недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, распределяется между государствами-преемниками в справедливых долях . Все эти нормы применяются в том случае, если государства-преемники не договорились об ином.

При отделении части или частей территории государства недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит государству-преемнику.

Правопреемство государств в отношении государственных долгов.

Венская конвенция 1983 г. определяет государственные долги как любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Вопросы правопреемства в отношении государственных долов также как решаются в зависимости от оснований, вызвавших правопреемство.

Так, в случае возникновения нового независимого государства в результате национально-освободительной борьбы никакой долг государства-предшественника не переходит к новому независимому государству.

При объединении государств к государству-преемнику переходят государственные долги государств-предшественников.

При разделении государства государственный долг переходит государствам-преемникам в справедливых долях, если они не договорились об ином. Аналогичное правило применяется, когда происходит отделение части государства и образование на ней государства-преемника или когда отделившаяся часть объединяется с другим государством, а также когда часть территории передается одним государством другому.

Правопреемство государств в отношении государственных архивов.

Государственные архивы Венская конвенция 1983 г. определяет как совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву.

Вопросы правопреемства в отношении государственных архивов также как решаются в зависимости от оснований, вызвавших правопреемство.

Так, в случае,когда государство-преемник является новым независимым государством, архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшие в период зависимости государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государству. Кроме того, государству-преемнику переходит часть государственных архивов государства-предшественника, необходимая для нормального управления территорией, являющейся объектом правопреемства, а также часть архивов, имеющих отношение исключительно или главным образом к данной территории.

При объединении государств к государству-преемнику переходят государственные архивы государств-предшественников.

При разделении государства государственные архивы переходят государствам-преемникам. Распределение архивов между правопреемниками, если они не договорились об ином, зависит от важности архивов для нормального управления территорией государства-преемника, а также от непосредственной связи с нею.

Аналогичное правило применяется и когда происходит отделение части государства и образование на ней государства-преемника. Правопреемнику переходит часть государственных архивов государства-предшественника, которая в целях нормального управления территорией, являющейся объектом правопреемства, должна находится на этой территории, а также часть архивов, непосредственно связанных с данной территорией.

Вопросы для повторения

1. Дайте понятие признания.

2. Сравните различные теории международно-правового признания.

3. Назовите формы признания.

4. Выявите проблемы международно-правового регулирования правопреемства.


Особенная часть.
Тема 6. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

Цели и задачи изучения темы:

1. Дать понятие права международных договоров.

2. Определить виды, формы, субъект и объекты международных договоров.

3. Рассмотреть источники международных договоров.

4. Проанализировать стадии заключения международного договора, способы выражения согласия на их обязательность, понятие и условия действительности договора, основания недействительности, действие договора во времени и пространстве, способы обеспечения и исполнения международных договорных обязательств, виды и способы прекращения международных договоров.

Цели и задачи изучения темы:

5. Дать понятие права международных договоров.

6. Определить виды, формы, субъект и объекты международных договоров.

7. Рассмотреть источники международных договоров.

8. Проанализировать стадии заключения международного договора, способы выражения согласия на их обязательность, понятие и условия действительности договора, основания недействительности, действие договора во времени и пространстве, способы обеспечения и исполнения международных договорных обязательств, виды и способы прекращения международных договоров.

Под международным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта меж­дународного права (правопредшественника) к друго­му (правопреемнику) вследствие возникновения или прекращения существования государства либо измене­ния его территории.

Правопреемство считается одним из древнейших ин­ститутов международного права. Гуго Греции в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полно­го правопреемства. Эмерик де Ваттель в книге «Право народов» отмечал, что государство-правопреемник обя­зано выплачивать долги другим государствам.

Правопреемство возникает:

При распаде федерации;

При других территориальных изменениях (распа­де государства на два и более государств, слиянии госу­дарств или вхождении территории одного государства в состав другого);

При социальных революциях;


При распаде колониальной системы. Объектами правопреемства могут быть:

Территория;

Договоры;

Государственная собственность;

Государственные архивы;

Государственные долги;

Членство в международных организациях. Существуют следующие виды правопреемства:

- полное - универсальное - когда к правопреем­нику переходят все права и обязанности правопредше­ственника (например, Украина является полным пра­вопреемником УССР);

- неполное (частичное) - когда к правопреемни­ку переходит часть прав и обязанностей либо только права или обязанности (например, Украина является час­тичным правопреемником СССР по вопросу ядерного оружия);

- отсутствие правопреемства (tabula rasa - чис­тая доска) - когда новый субъект международного пра­ва отказывается от всех прав и обязанностей правопред­шественника, в том числе не связывает себя его обяза­тельствами по международным договорам (после разделения английским правительством в 1947 года Индии на 2 доминиона - Индийский Союз и Пакистан, Индия объявила о принятии на себя всех долгов, отно­сящихся к территории Пакистана, хотя оговорила воз­можность последующих регрессных требований к Па­кистану).

Учитывая то, что основными.субъектами международ­ного права являются государства, в международном праве речь идет прежде всего об их правопреемстве. В настоя­щее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Вен­ской конвенции о правопреемстве государств в отноше­нии договоров от 23 августа 1978 года /далее: Венская конвенция 1978 года/ (Украина присоединилась к дан­ной конвенции 17 сентября 1992 года) и Венской кон­венции о правопреемстве государств в отношении госу-


дарственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года /далее: Венская конвенция 1983 года/ (Украина присоедини­лась к данной конвенции 17 ноября 1992 года). Эти кон­венции в силу пока не вступили, поэтому их нормы при­меняются в качестве международных обычаев.

2. Правопреемство государств в отношении международных

договоров.
Венская конвенция 1978 года регулирует правопре­
емство только в отношении договоров, которые заклю­
чены в письменной форме, и только лишь между госу­
дарствами. В отношении устных договоров и договоров
между государствами и иными субъектами междуна­
родного права действуют обычные нормы.

Конвенция закрепляет следующие правила правопре­емства в отношении договоров:

а) в случае создания в результате деколонизации но­вого независимого государства действует принцип tabula rasa («чистой доски»): новое государство не связано с договорами, заключенными бывшими державами-мет­рополиями;



б) новое независимое государство не обязано сохра­нять какой-либо договор или становиться его участни­ком только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории - объекта

правопреемства;

в) новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для терри­тории правопреемства, путем уведомления о правопреем­стве. Если до момента правопреемства государство-пред­шественник подписало договор с условием ратификации, принятия или утверждния, правопреемник может стать участников договора, ратифицировав, приняв или утвер­див его (кроме случаев несовместимости участия право­преемника с объектами и целями, договора).


Если часть территории государства становится ча­стью территории другого государства, в отношении этой

территории:

а) договоры, государства-предшественника утрачива- .

б) договоры государства-правопреемника приобрета­ют силу, кроме случаев, когда применение этих догово­ров было бы несовместимым с их объектами и целями. Находящийся в силе двусторонний договор в отно­шении территории - объекта правопреемства считает­ся действующим и для государства-правопреемника, ес­ли новое государство договорилось об этом с контраген­том или это следует из его поведения.

При объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к пра­вопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.

При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.

О правопреемстве договоров делаются письменные уве­домления депозитарию договора и/или его участникам.

3. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов

Венской конвенцией 1983 года установлены прави­ла правопреемства в отношении государственной собст­венности, государственных архивов и государственных

Согласно Конвенции государственная собствен­ность - это имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали, со­гласно внутреннему праву государства-предшественни­ка, этому государству.


Государственные архивы представляют собой сово­купность документов любых давности и рода, произве­денных или приобретенных государством-предшествен­ником в ходе его деятельности, принадлежащих госу­дарству на момент правопреемства согласно его внут­реннему праву и хранящихся под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Под государственным долгом понимается любое фи­нансовое обязательство государства в отношении дру­гого государства, международной организации или лю­бого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Переход собственности, архивов и долгов при право­преемстве регулируется соглашениями между государ­ством-предшественником и государством-преемником. При отсутствии таких соглашений действуют следую­щие правила:

а) При передаче части территории государства дру­гому государству к правопреемнику переходят:

Все недвижимое имущество, находящееся на соот­ветствующей территории, а также движимое имущест­во, связанное с деятельностью государства на данной тер­ритории;

Часть архивов, которая относится к соответствую­щей территории и необходима для ее нормального

управления;

б) При создании нового независимого государства на территории государства предшественника к государст­ву-правопреемнику переходят:

Находящееся на его территории недвижимое иму­щество, а также недвижимость, принадлежащая госу­дарству-предшественнику и находящаяся за границей. К правопреемнику переходит также движимое имуще­ство, находящееся на территории государства-предше­ственника;

Архивы, принадлежащие его территории, а также | часть иных архивов, необходимых для нормального f управления.


Государственные долги к правопреемнику не пере­ходят.

в) При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность госу­дарств-предшественников, их архивы и долги.

г) При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:

Находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все связанное с ней движимое иму­щество и часть иного движимого имущества (в справд-ливой доле);

Относящаяся к территории часть архивов, а также иные архивы, необходимые для управления ею;

Государственный долг (в справедливой доле).

д) При разделении государства, когда части террито­рии образуют два или несколько государств-правопре­емников, к-правопреемникам переходят:

Находящееся на их территории недвижимое иму­щество, а также относящаяся к ней движимая собст­венность;

Относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное от­ношение к ней;

Государственный долг (в справедливой доле).

4. Правопреемство Украины в связи с прекращением существования СССР

Вопрос о правопреемстве в отношении договоров Сою­за ССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР выступает в качестве одного из важнейших последствий прекраще­ния существования Советского Союза.

Украина в лице своих высших органов власти опре­делила правопреемство в тех случаях, когда в силу ме­ждународного права это подлежит разрешению одно­сторонним волеизъявлением, а в иных случаях - пу-


тем заключения соответствующих международных со­глашений.

Односторонним волеизъявлением установлена непре­рывность государства Украины, его территориальное вос-преемство в Декларации о государственном суверени­тете Украины от 16 июля 1990 года. Этот документ за­крепляет существование Украины как суверенной национальной державы в существующих границах, дея­тельность ее высшего представительного органа, имею­щего исключительное право выступать от имени всего народа - Верховной Рады УССР, на основе верховенст­ва Конституции. Здесь же провозглашались установле­ние украинского гражданства, территориальное верхо­венство республики на всей ее территории, экономиче­ская самостоятельность и право осуществления внешних

сношений.

В Декларации объявлялось правопреемство на свою долю в общесоюзном богатстве, в частности в общесо­юзных алмазном и валютных фондах и золотом запа­се, которая создана благодаря усилиям народа Респуб­лики.

Дальнейшее развитие эта тенденция получила в За­коне Украины от 12 сентября 1991 г. «О правопреемст­ве». В соответствии с этим Законом:

С момента провозглашения независимости Украи­ны высшим органом государственной власти в Украи­не являлся ее Верховный Совет;

До принятия новой Конституции Украины дейст­вовала Конституция УССР;

Законы и другие акты УССР действовали на тер­ритории Украины при условии, если они не противоре­чили законам Украины, принятым после провозглаше­ния независимости Украины;

Органы государства, сформированные на основе Конституции УССР, действовали до создания органов государства на основе Конституции Украины;

Государственной границей Украины являлась ее
государственная граница в составе СССР по состоянию
на 16 июля 1990 года; v


Украина подтверждала свои обязательства по ме­ждународным договорам, которые были ратифициро­ваны УССР до провозглашения независимости Украи­ны и провозглашала себя правопреемником прав и обя­занностей по договорам СССР, которые не противоречат Конституции Украины и интересам Республики;

Украина не несла ответственности по кредитным договорам СССР, которые были подписаны после 1 ию­ля 1991 года без согласия Украины;

Все граждане СССР, которые постоянно проживали на момент провозглашения независимости Украины на ее территории, становились гражданами Украины.

При заключении международных договоров по раз­личным аспектам правопреемства Украина исходила из своих национальных интересов.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года содержит гарантии государств-участников СНГ по выполнению междуна­родных обязательств, вытекающих из договоров и со­глашений бывшего СССР. Вместе с тем каждое госу­дарство СНГ имело право подтвердить действие для се­бя того или иного договора СССР. Так, решениями 1992 года об участии государств-участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 года, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обо­роны 1972 года государства-правопреемники СССР, в том числе и Украина, подтвердили свое участие в этих дого­ворах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов.

Каждое из государств СНГ, в том числе и Украина, со­гласившись с тем, чтобы членство СССР в ООН было про­должено Российской Федерацией, самостоятельно вступа­ли (кроме Украины и Белоруссии), в ООН, становились Участниками различных международных договорив.

Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросу правопре­емства в отношении договоров бывшего СССР, пред­ставляющих взаимный интерес 1992 года, Советом глав


государств СНГ 20 марта 1992 года была создана ко­миссия по правопреемству в отношении договоров, пред­ставляющих взаимный интерес, государственной собст­венности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рам­ках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР (на­пример, Договор о правопреемстве в отношении бывше­го государственного долга и активов Союза ССР 1991 года, Соглашение глав государств-участников СНГ о соб­ственности бывшего Союза ССР 1991 года, Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 года, Декларация глав государств-уча­стников СНГ о международных обязательствах в облас­ти прав человека и основных свобод 1993 года и др.). Украина является участником большинства из этих до­говоров.

Так, 6 июля 1992 года между Украиной, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Рос­сийской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном было подписано Соглашение о распре­делении всей собственности бывшего Союза ССР за ру­бежом. Предметом соглашения являлась вся движи­мая и недвижимая собственность и инвестиции за пре­делами территории СССР, которая находилась во владении, пользовании и распоряжении СССР, его орга­нов или иных структур, под его контролем или юрис­дикцией. Под собственностью, в частности, понималась: недвижимость, используемая дипломатическими и кон­сульскими представительствами СССР; инфраструкту­ры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; собственность СССР и прибыль от деятельности юриди­ческих лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; при­быль от выполнения работ по международным согла* шениям СССР и др. Эта собственность делилась в про^ центах - от 0,70 (для Туркменистана) до 61,34 (для 1 Российской Федерации). Украина получила 16,37 %. Со­вокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии соста­вила 4,77 % и этим соглашением не рассматривалась.


В этот же день 1992 года между теми же субъектами с участием Украины было подписано Соглашение о пра­вопреемстве в отношении государственных архивов быв­шего Союза ССР. Общим принципом этого соглашения явилось провозглашение целостности архивных фондов бывшей Российской империи и Союза ССР. Соглашени­ем предусматривался переход под юрисдикцию госу­дарств-участников СНГ государственных архивов и дру-,гих архивов союзного уровня, включая государственные отраслевые архивные фонды бывшего СССР, находящие­ся на их территории. Стороны данного Соглашения име­ют право на возвращение тех фондов, которые образо­вались на их территории и в разное время оказались за их пределами. Кроме того, предусмотрена возможность использования государствами-участниками на основе за­ключения специальных двусторонних соглашений архи­вов, находящихся в распоряжении любого участника пу­тем доступа к ним либо получения копий.

В 1992-1994 годах были заключены двусторонние соглашения между Украиной, с одной стороны, и Азер­байджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдави­ей, Российской Федерацией, Таджикистаном, Узбекиста­ном - с другой, об урегулировании вопросов правопре­емства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР.

Литература:

1. Аваков М.М. Правопреемство освободившихся госу­дарств. - М., 1983.

2. Признание в современном международном праве /Под ред. Д.И. Фельдмана. - М., 1975.

3. Суверещтет Украши i м!жнародне право /В1дп. ред. В.Н. Денисов, B.I. бвштов. - К., 1995.

4. Тункин Г.И. Международная правосубъектность (неко­торые вопросы теории). - М., 1971.

5. Черкес М.Е. Международное право: Учебное пособие. - Одесса, 1998.

6. Черниченко С.В. Теория международного права. В 2 т. - Т.1. Современные теоретические проблемы. - М., 1999.

Под правопреемством государств в международном праве понимается переход прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-преемнику.

Выделяются следующие виды правопреемства: правопреемство территории, правопреемство государственных границ, правопреемство международных договоров, правопреемство государственных долгов, правопреемство государственной собственности, в том числе государственной собственности за границей, правопреемство государственных архивов.

Правопреемство возникает:

В случае социальной революции;

В случае отделения части территории государства;

В случае распада государства и образования новых независимых государств.

Международно-правовое регулирование правопреемства осуществляется Венской конвенцией 1978 г. о правопреемстве государств в отношении международных договоров (вступила в силу в 1992 г.) и Венской конвенцией 1983 г. о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (в силу не вступила).

Правопреемство государств в отношении международных договоров предполагает, что договоры, находящиеся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединяющихся стран, продолжают действовать в отношении государства-преемника, если эти государства не договорились об ином. После отделения части территории от государства-предшественника и перехода ее к другому государству договор утрачивает силу к указанной территории.

При разделении государств и образовании нового государства недвижимая собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится. Недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника, переходит к государству-преемнику в справедливых долях. Движимая собственность, обслуживающая хозяйство вновь возникшего государства, переходит к соответствующему государству-преемнику в справедливых долях. При передаче территории от одного государства другому государственная собственность передается государству-преемнику по соглашению сторон. При отделении территории и образовании нового государства недвижимая собственность, размещенная на территории государства-предшественника, переходит к новому государству; движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой территории, также переходит к государству-преемнику.

Под государственным архивом Конвенция 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных активов и государственных долгов понимает совокупность документов разного рода и давности, необходимых для нормального управления государством или территорией. Архивы переходят от государства-предшественника по договоренности на основе компенсации, в иных случаях без таковой. При объединении государства к государству-преемнику переходят архивы государства-предшественника.

В случае объединения государств к вновь возникшему государству переходят все долги государств-предшественников. При разделении государств на несколько частей и если государства-преемники не договорились об ином, государственный долг переходит к ним в справедливых долях. Так, в Договоре о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 г. предусматривалось распределение долга СССР на основании единого агрегированного показателя: РСФСР - 61,34%; Украина - 16,37%; Республика Беларусь - 4,13%; Республика Узбекистан - 3,27% и т.д.

Предыдущая

Под международным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права (правопредшественника) к другому (правопреемнику) в результате возникновения или прекращения существования государства или изменения его территории.

Правопреемство считается одним из древнейших институтов международного права. Гуго Гроций в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полного правопреемства. Эмерик де Ваттель в книге «Право народов» отмечал, что государство-преемник обязано выплачивать долги другим.

Правопреемство возникает :

  • · при распаде федерации;
  • · при других территориальных изменениях (распаде государства на два и более государства, слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого);
  • · при социальных революциях;
  • · при распаде колониальной системы.

Объектами правопреемства могут быть:

  • § территория;
  • § договоры;
  • § государственная собственность;
  • § государственные архивы;
  • § государственные долги;
  • § членство в международных организациях.

Основаниями правопреемства государств являются: социальные революции, деколонизация, объединение государств, передел государства, отделение от государства части территории и передача части территории одного государства другому.

Объектами действия норм правопреемства могут быть: государственная территория, государственная собственность в стране и за рубежом, международные соглашения, участником которых был субъект международного права, прекратил существование или изменил статус, государственные долги, государственные архивы, государственные границы, членство государств в международных организациях.

Существуют следующие формы правопреемства :

  • - Полное - универсальное - когда к правопреемнику переходят все права и обязанности правопредшественника (например, Украина является полным правопреемником УССР);
  • - Неполное (частичное) - когда к правопреемнику переходит часть прав и обязанностей или только права или обязанности (например, Украина является частичным правопреемником СССР по вопросам ядерного оружия);
  • - Отсутствие правопреемства (tabula rasa - чистая доска) - когда новый субъект международного права отказывается от всех прав и обязанностей правопредшественника, в том числе не связывает себя его обязательствам по международным договорам (после разделения английским правительством в 1947 года Индии на 2 доминиона - Индийский Союз и Пакистан - Индия объявила о принятии на себя всех долгов, принадлежащих территории Пакистана, хотя обсудила возможность следующих регрессных требований в Пакистан).

Учитывая, что основными субъектами международного права являются государства, в международном праве речь идет прежде всего об их правопреемстве. В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух «универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 / далее: Венская конвенция 1978 / (Украина присоединилась к данной конвенции. 17 сентября 1992) и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 / далее: Венская конвенция 1983 / (Украина присоединилась к данной конвенции 17 ноября 1992). Эти конвенции пока не вступили в силу, поэтому их нормы применяются в качестве международных обычаев

  • · правопреемство международных договоров;
  • · правопреемство государственной собственности;
  • · правопреемство государственных архивов;
  • · правопреемство государственных долгов.

Понятие правопреемства. Основания возникновения вопроса о правопреемстве. Виды и объекты правопреемства. Особенности правопреемства в связи с распадом СССР.

Понятие правопреемства

Международное правопреемство есть переход и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории. Пределы правопреемства определяются суверенной этого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Правопреемство считается древнейшим институтом международного права.

Науке международного права известны следующие теории правопреемства государств:

  1. теория универсального правопреемства;
  2. теория частичного правопреемства;
  3. теория правопреемственности;
  4. теория «неправопреемственности»;
  5. теория tabularasa («чистой доски»);
  6. теория континуитета.

Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, которые переходят к его правопреемнику прав.

Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении государственного строя. Новое юридическое лицо принимает на себя права и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.

Согласно теории «неправопреемственности» обязанности государства-предшественника не передаются государству-правопреемнику. Права же переходят в руки лица, стоявшего во главе государства.

В соответствии с теорией tabularasa («чистой доски») новое государство не связано международными договорами государства-предшественника.

По теории континуитета , наоборот, все существующие договоры остаются в силе. В случае континуитета нет необходимости признания со стороны иностранного государства и международной организации в качестве субъекта международного права. Достаточно признания факта правопродолжателя государства-предшественника. Например, 25 декабря 1991 г. страна - председатель ЕС (тогда Нидерланды) опубликовала заявление, в котором констатировалось, что с этого дня Россия считается имеющей международные права и несущей международные обязательства бывшего СССР, включая вытекающие из Устава ООН.

Основания возникновения вопроса о правопреемстве

Вопрос о правопреемстве встает в следующих случаях:

  • при распаде государства на два и более государств;
  • при слиянии государств при вхождении территории одного государства в состав другого;
  • при социальных революциях;
  • при определении положений от метрополий и образовании новых независимых государств.

Международная жизнь богата примерами объединения и разъединения (распада) государств. Например, согласно ст. 1 Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 г. объединенная Германия включает территории бывших ГДР, ФРГ и всего Берлина. В соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств 1991 г. прекратил свое существование Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность и в результате на его территории возникли двенадцать независимых государств.

Правопреемство теснейшим образом связано с проблемой идентичности и непрерывности субъектов международного права.

Государство-правопреемник наследует в основном все международные права и обязанности своих предшественников. Разумеется, эти права и обязанности наследуют и третьи государства.

Вопрос о правопреемстве тесно связан с основными принципами и институтами современного международного права, а именно с правом международных договоров, ответственностью государств, членством в международных организациях, и т. д.

Виды и объекты правопреемства

В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах:

  1. Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. (далее - Венская конвенция 1978 г.);
  2. Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 г. (далее - Венская конвенция 1983 г.).

Виды правопреемства государств включают:

  • правопреемство государств в отношении договоров;
  • правопреемствогосударств в отношении государственной собственности;
  • правопреемство государств в отношении государственных архивов;
  • правопреемство государств в отношении государственных долгов.

Объектом правопреемства выступают:

  • международные договоры;
  • государственная собственность, долг, архивы;
  • границы;
  • членство в международных организациях.

Вопросы правопреемства других субъектов международного права детально не регламентированы. Они разрешаются на основе специальных договоров. Многие аспекты правопреемства межправительственных организаций предусматриваются в их учредительных актах и соглашениях о штаб-квартире.

Правопреемство государств в отношении международных договоров

Согласно ст. 17 Венской конвенции 1978 г. новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств. Данное требование не применяется, если из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении нового независимого государства было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия. Если же участие в многостороннем договоре любого другого государства требует согласия всех его участников, то новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника этого договора только при наличии такого согласия.

Делая уведомление о правопреемстве, новое независимое государство может - если это допускается договором - выразить свое согласие на обязательность для него лишь части договора или сделать выбор между различными его положениями.

Уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора делается в письменной форме.

Двусторонний договор, являющийся объектом правопреемства государств, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, когда:

  1. они явственно об этом договорились, или
  2. в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность.

Правопреемство в отношении государственной собственности

Переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение прав этого государства и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику. Датой перехода государственной собственности государства-предшественника является момент правопреемства государства. Как правило, переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации.

Согласно ст. 14 Венской конвенции 1983 г. в случае передачи части территории другому государству переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения передача части территории государства может быть решена двумя способами:

  1. недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику;
  2. движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику.

Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

В случае если государство разделяется и прекращает свое существование и части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников, то недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого оно находится. Если же недвижимая собственность государства-предшественника находится за пределами его территории, то она переходит к государствам-преемникам в справедливых долях.

Правопреемство в отношении государственных архивов

Согласно ст. 20 Венской конвенции 1983 г. государственные архивы государства-предшественника есть совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства государства принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Датой перехода государственных архивов государства-предшественника является момент правопреемства государств. Переход государственных архивов происходит без компенсации.

Государство-предшественник обязано принимать все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственных архивов, которые переходят к государству-преемнику.

Когда государство-преемникявляется новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходят к новому независимому государству.

Если два или несколько государств объединяются и образуют одно государство-преемник, государственные архивы государств-предшественников переходят к государству-преемнику.

В случае разделения государства на два или несколько государств-преемников и если соответствующие государства-преемники не условились иначе, то часть государственных архивов, находящихся на территории данного государства-преемника, переходит к этому государству-преемнику.

Вопросы, связанные с возвращением документов, с порядком обмена копиями и расчетов за предоставление копий, в каждом конкретном случае должны быть предметом двусторонних соглашений.

Правопреемство в отношении государственных долгов

Государственный долг означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Переход государственных долгов влечет за собой прекращение обязательств государства-предшественника и возникновение обязательств государства-преемника в отношении государственных долгов, которые переходят к государству-преемнику. Датой перехода государственных долгов является момент правопреемства государств. Правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязательств кредитора.

Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственного долга государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемникув справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.

Если государство-преемник является новым независимым государством, никакой государственный долг государства-предшественника не переходит к новому независимому государству, если соглашение между ними не предусматривает иное.

Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Если же государство разделяется и прекращает свое существование и части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников и если государства-преемники не условились иначе, государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом. Например, в 1905 г. Норвегия и Швеция отделились друг от друга, каждая из них сохранила свой личный долг.

Последствия изменения суверенитета для гражданства жителей (территории, затрагиваемой правопреемством) представляют собой одну из наиболее сложных проблем в области о правопреемстве государства.

Хотя гражданство в основном регулируется внутренним правом государства, оно имеет прямое отношение к международному правопорядку. Не случайно Совет Европы 14 мая 1997 г. принял Европейскую конвенцию о гражданстве, содержащую, в частности, положения, касающиеся утраты и приобретения гражданства в случаях правопреемства государств. Другой орган Совета Европы - Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) - принял в сентябре 1996 г. Декларацию о последствиях правопреемства государств для гражданства физических лиц.

Комиссия международного права ООН разработала «Проект статей о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств». Основные положения этого документа сводятся к следующему.

Любое лицо, которое на дату правопреемства государств имело гражданство государства-предшественника, независимо от способа приобретения этого гражданства имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств. Причем не имеет значения, приобрели ли они гражданство государства-предшественника по рождению, в силу принципа jussoti (права почвы) или jussanguinis (право крови), либо путем натурализации, либо даже в результате предыдущего правопреемства государств.

Затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры для недопущения того, чтобы лица, которые на дату правопреемства государств имели гражданство государства-предшественника, стали лицами без гражданства в результате такого правопреемства. Во всякий международный договор, предусматривающий передачу территории, должны включаться постановления, которые гарантировали бы, что никакое лицо не станет в результате такой передачи.

Каждое государство обязано без неоправданной задержки принять законодательство, касающееся гражданства и других связанных с ним вопросов, возникающих в связи с правопреемством государств. Именно так обстояло дело в случае возникновения ряда новых независимых государств. Например, одновременно с разделением ЧССР Чешская Республика 29 декабря 1992 г. приняла Закон о приобретении и потере гражданства, а Хорватия с провозглашением своей независимости 28 июня 1991 г. приняла Закон о гражданстве.

Предоставление гражданства в связи с правопреемством государств происходит на дату правопреемства государств. То же самое касается приобретения гражданства вследствие осуществления оптации, если в период между датой правопреемства государств и датой осуществления такой оптации затрагиваемые лица оказались бы лицами без гражданства. Государство-преемник не обязано предоставлять свое гражданство затрагиваемым лицам, если они имеют свое обычное место жительства в другом государстве и также имеют гражданство этого или любого иного государства. Государство-преемник не предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства в другом государстве, против воли затрагиваемых лиц, если только они в противном случае не станут лицами без гражданства.

Когда приобретение или утрата гражданства в связи с правопреемством государств влияют на единство семьи, затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры к тому, чтобы эта семья оставалась единой или воссоединилась (принцип единства семьи).

Когда часть или части территории государства отделяются от этого государства и образуют одно или несколько государств-преемников, в то время как государство-предшественник продолжает существовать, государство-преемник предоставляет свое гражданство:

  1. затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории;
  2. имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника.

Особенности правопреемства в связи с распадом СССР

Россия в 1991 году провозгласила себя правопродолжателем СССР. Президент РФ в своем послании от 24 декабря 1991 г. информировал Генерального секретаря ООН о том, что членство СССР в ООН, в том числе в Совете Безопасности, во всех других органах и организациях системы ООН, «продолжается» при поддержке стран СНГ Российской Федерацией и что она в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. В послании выражалась просьба вместо названия «Союз Советских Социалистических Республик» использовать наименование «РФ» и рассматривать послание как «свидетельство полномочий представлять Россию в органах ООН всем липам, имевшим в то время полномочия представителей СССР в ООН». Перед этим, имея в виду упомянутое решение СНГ, Европейское сообщество и его государства-члены приняли «к сведению, что международные права и обязательства СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН», будут продолжать осуществляться Россией. Генеральный секретарь ООН разослал обращение Президента России всем членам ООН и, учитывая мнение юридического советника ООН, исходил из того, что это обращение носит уведомительный характер, констатирует реальность и не требует формального одобрения со стороны ООН.

МИД РФв январе1992 г. заявил, что РФ продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом ССР, и просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо бывшего СССР.

Движимая и недвижимая собственность бывшего Союза ССР за пределами его территории, инвестиции, находящиеся за рубежом, были распределены в соответствии со следующей шкалой фиксированных долей в процентах на основе единого агрегированного показателя: Азербайджанская Республика - 1,64; Республика Армения - 0,86; Республика Беларусь - 4,13; Республика Казахстан - 3,86; Республика Кыргызстан - 0,95; Республика Молдова - 1,29; РФ - 61,34; Республика Таджикистан - 0,82; Туркменистан - 0,70; Республика Узбекистан - 3,27; Украина - 16,37. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,7.

Каждая сторона - участник Соглашения 1992 г. имеет право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение причитающейся и отошедшей к ней фиксированной долей от всей собственности бывшего СССР, а также правом на ее выделение в натуре.

В соответствии с РФ от 8 февраля 1993 г. РФ как государство - продолжатель Союза ССР приняла на себя вес права на недвижимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности.

Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. предусматривает переход под юрисдикцию государств - участников СНГ государственных архивов и других архивов союзного уровня, включая государственные отраслевые архивные фонды бывшего Союза ССР, находящиеся на их территории. Стороны данного Соглашения имеют право на возвращение тех фондов, которые образовались на их территории и в разное время оказались за их пределами.

В случае, когда отсутствует возможность физического выделения комплекса документов, каждое государство - член СНГ имеет право доступа к ним и получения необходимых копий.

В соответствии с Договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г. бывшие союзные республики приняли на себя обязательство участвовать в погашении и вести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга СССР в долях, согласованных сторонами. Доля России составляет 61,34%, Украины - 16,37, Республики Беларусь - 4,13, Узбекистана - 3,27, Казахстана - 3,86%. Доля остальных республик составляет от 1,62 до 0,62%. Каждая из сторон несет раздельную в отношении других сторон ответственность по выплате причитающейся ей доли долга. Государства-участники взаимно гарантируют, что после полного погашения какой-либо из сторон суммы долга, причитающейся этой стороне, они не будут предъявлять к этой стороне никаких претензий по оставшейся непогашенной части долга.

Стороны договорились, что моментом правопреемства в соответствии с Договором является 1 декабря 1991 г.

(0 Rating)