Социальное действие права. Система нормативного регулирования общественных отношений

Формы и средства правового воздействия.

Стадии социального действия права.

Эффективность правовприменительного процесса.

Социальные функции права.

Ответы

Механизм социального действия права.

Социальный механизм действия права - это та цепочка взаимодействия социальных факторов, с помощью которой содержание конкретной правовой нормы воплощается в соответствующем этому содержанию правовом поведении людей. Когда говорят о социальном или ином (юридическом, психологическом) механизме действия права, важно иметь в виду, что мы имеем дело не с понятием, а с образным выражением. Право само не действует, действуют люди - в соответствии с правом или нарушая его.

Очевидно, что прежде чем действовать в соответствии с законом, человек должен его знать. Поэтому исходным пунктом действия правовой нормы является доведение ее до всеобщего сведения путем официального опубликования, а отправным моментом для изучения механизма действия права является проблема познания и знания права. О значении этой проблемы говорит уже тот факт, что к числу основных правовых принципов относится презумпция знания права, которая звучит так: «Никто не вправе ссылаться на незнание закона» или «Незнание закона не освобождает от ответственности». В соответствии с презумпцией знания права правоохранительные органы в своей деятельности исходят из того, что после официального опубликования закона граждане его знают. Между тем очевидно, что это слишком сильное допущение.

В настоящее время правовое регулирование осуществляется в условиях очевидного несоответствия между презумпцией знания права и тем объемом правовых знаний, который требуется человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в современном мире. Усложнение правового регулирования, детализация законодательства, увеличение числа нормативно-правовых актов, возрастающее количество норм процедурного характера, в которых слабо прослеживается связь с общими принципами права, и т. п. - все это приводит к тому, что правовое чувство индивида (лежащее, как мы уже отмечали, в основе его правовой социализации) нередко оказывается не в состоянии компенсировать отсутствие конкретных правовых знаний. Л просветительская работа в области распространения правовых знаний (даже при самом высоком уровне ее организации) не способна з современных условиях восполнить дефицит правовой информации у населения.

В этой связи иногда высказываются предложения о целесообразности как-то ограничить пределы действия презумпции знания действующего права. Однако очевидно, что даже незначительное ослабление данной презумпции привело бы к существенной утрате правом своих регулятивных возможностей. Нужно искать иное решение проблемы, связанное прежде всего с совершенствованием правотворческой деятельности. В поисках такого решения наука должна ориентировать правотворчество на максимальное использование познавательного потенциала тех чувственных и рациональных элементов массового сознания, которые задействуются им в процессе познания права.

Во-первых, определить юридические средства и механизмы, тот правовой инструментарий, который необходим гражданскому обществу и отдельной личности для активного участия в общественной жизни, удовлетворения правовыми средствами многообразных специфических интересов. Иначе говоря, это те средства (юридические инструменты), посредством которых поведение, деятельность людей подвергается юридическому урегулированию. Действие права в этом смысле характеризует анатомию права, его структуру (право в норме или юридически должное);

Во-вторых, охарактеризовать в единстве все то, что содействует претворению потенциала права - его принципов и предписаний в реальной жизни, в фактической правомерной деятельности индивидов и их коллективов. Действие права с этой динамичной стороны представляет физиологию права, или право в действии.

Итак, действием права охватываются процессы: а) выработки средств юридической регуляции и б) использования их в практической деятельности субъектов права для достижения фактических результатов. Отсюда составляющими содержания действия права выступают: правовое воздействие; восприятие права; правовое действие.

Внутреннюю структуру процесса правового воздействия на общественные отношения можно анализировать в более широком смысле, поскольку это явление многогранное, содержательное и имеет различные проявления.

Кроме юридического механизма правового регулирования, существуют еще социальные и психологические механизмы.

Известно, что право действует в социальной среде. На его действие оказывают влияние различные социальные факторы, жизненные ситуации, а также события. В научной литературе действие права в каждодневной реальной жизни (в конкретных ситуациях) называется социальным механизмом действия права.

Под социальным механизмом правового регулирования или действия права понимается общая система социальных и других жизненных факторов, воздействующих на процесс внедрения (перевода) требований правовых принципов и норм в содержание деятельности и поведения субъектов права. В число основных стадий этого процесса входят: 1) доведение содержания принципов и норм права до сведения каждого субъекта; 2) формирование с помощью правовых установок социально полезного поведения людей в соответствии с правом за счет отражения в правовых актах социально полезной цели; 3) осуществление социально-правового контроля.

В характеристике социального механизма правового регулирова­ния определенное место занимают следующие его особенности:

а) степень и характер правовой информации. Эффективное действие права во многом зависит от знания субъектами права действующих юридических норм и от степени их осознания. Естественно, здесь важно, каким путем и в каких пределах доводятся до всех правовые правила. Исследования показывают, что со стороны населения степень знания правовых принципов и конкретных юридических норм неодинакова. К различным слоям населения правовая информация поступает различными путями и различными средствами. Доставка правовой информации в основном осу­ществляется через средства массовой информации - радио, телевидение и печать, поэтому их роль в этом процессе занимает важное место;

б) правовая установка и ее направленность у участников общественного отношения. Функционирование права в социальной жизни связано с правовым сознанием личности, направленностью его мыслей, поскольку действие права измеряется не столько информированностью субъектов права о нем, сколько степенью сформированности внутреннего личного убеждения в отношении соблюдения и исполнения требований правовой нормы. Другими словами, имеется в виду, насколько личность устремлена на исполнение целей, задач и идеалов права и насколько она желает овладеть этими идеалами;

в) социальные последствия действия права. Результатом соблюдения юридических норм является не только итоговый результат реализации правового требования. Этот результат представляет собой начальную точку отсчета последующих стадий действия права. Через механизм социального действия права, т.е. «обратной связи» (правовое сознание, юридическая и судебная практика, правотворчество соответствующего периода), оказывается воздействие на процесс правового регулирования, его направлен­ность и соответствующую его коррекцию;

г) социальная среда. Функционирование права, а равно функцио­нирование всей системы юридических средств происходит в определенной социальной среде.

При этом проявляется отношение общества, государства, политических партий и общественных объединений, а также граждан к праву, законности. В этой среде проявляются существующие конкретные условия, правовая культура, правовое сознание и правовой и социальный порядок. Важным аспектом социальной среды, где действует право, является общий режим законности и правопорядка, который называется «правовым климатом».

Следует особо подчеркнуть, что в анализируемом механизме различные социальные факторы оказывают существенное влияние на функционирование права.

Социальные факторы представляют собой явления социальной жизни, в той или иной форме определяющие потребности в правовом регулировании и воздействующие на поведение участников право­вого отношения, на содержание вопроса, в отношении которого применяется юридическая норма. Социальные факторы олицет­воряют объективные закономерности экономического, политичес­кого, правового, культурного развития. Социальные факторы можно подразделить на следующие виды: экономические, демографические, экологические, географические, политико-правовые, идеолого­психологические (духовные), социально-культурные, национальные, интернациональные, научные, организационно-технические и др.

Психологический механизм правового регулирования также обре­тает весьма важное значение. Воля личности, ее интеллектуальный потенциал, ее мотив, цель, сознание лежат в основе психологического механизма действия права. Регулируя социальные отношения, законотворческий орган учитывает особенности психологического поведения людей, ибо правовое регулирование представляет собой управление людьми, обладающими сознанием, волей, интересами, сложным мотивированным поведением. С помощью права форми­руются мотивы (внутреннее побуждение, стремление) человека. Установленными в юридической норме запретами, табу либо разрешениями, методами поощрения прежде всего оказывается воздействие на психику человека. Таким образом достигается изме­нение в поведении человека, которое представляет собой внешнее отражение его психики.

Главной целью правового регулирования является формирование импульсных мотивов, поощряющих активное поведение личности, являющихся причиной совершения позитивных действий. Формиро­вание импульсных мотивов осуществляется двумя путями: возложе­нием обязанности совершать активные действия; предоставлением права на совершение позитивных действий (разрешение).

В заключение отметим, что в любом обществе ставится задача обеспечить высокую эффективность механизма правового регулиро­вания, включая совершенствование законодательства, улучшение эффективности и качества применения права, усиление правовой активности граждан, различных общественных организаций, подъем общей правовой культуры, совершенствование правового воспи­тания.

Углубленное изучение этой темы должно способствовать уясне­нию того, как правовое регулирование связано с тем социальным эффектом, на которое оно направлено. Эффективное достижение избранной цели и действие права может быть обеспечено лишь в том случае, если комплексно будет учитываться вся совокупность юридических, социальных, психологических механизмов правового регулирования.

Система нормативного регулирования общественных отношений

1.1.Право – один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор. Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы.

1.2.Социальная норма - это правило социально значимого поведения членов общества. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа.

Социальные нормы охватывают различные группы норм, действующих в определенных взаимосвязях друг с другом.

К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и другие нормы.

В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется другими социальными нормами.

Социальный механизм действия права.

Понятие «механизм» в области правовых явлений можно использовать и широко, применительно к правовому воздействию в целом.

Первоначально, при обосновании идеи социального механизма действия права, стало складываться впечатление, что данный ракурс при освещении правовой действительности является ключевым, доминирующим, имеющим первенствующее значение по сравнению со всеми ранее разработанными подходами к правовому регулированию. В последующем, при более подробном анализе, выяснилось, что проблематика социального механизма действия права имеет важное, но строго определенное значение, которое нет оснований преувеличивать. Тем более нет оснований подменять данным подходом все многообразие органичных для юридической науки подходов и характеристик.

Суть дела в том, что указанная выше проблематика касается правового воздействия в целом, причем во многих случаях неспецифических для права сторон или сторон, относящихся к психологическому механизму. Как отметил Л.С. Явич, «концепция правового регулирования, разработанная в советской общей теории права, отличается от более поздней идеи социального действия права только тем, что предполагает изучение не любого влияния права, а изучение его специфически-юридического воздействия, связанного с наделением субъектов юридическими правами и обязанностями». В рамках идеи социального действия права концентрация внимания на доведении норм до всеобщего сведения, на постановке в правовых актах социально полезной цели и др. свидетельствует о том, что соответствующие вопросы затрагивают в основном область правосознания, социально-психологические аспекты функционирования права. К тому же если при характеристике всех этих вопросов и уместно употребление понятия «механизм», то, пожалуй, только в условном смысле, так как перед нами - не целостное системное образование, рассматриваемое в действии, а скорее лишь стороны функционирования права, подчас не связанные или отдаленно связанные между собой.

В то же время важно подчеркнуть существенное методологическое и теоретико-прикладное значение изучения социального механизма действия права. В той мере, в какой подобное изучение соответствует профилю, месту и роли конкретно-социологических исследований в правоведении (I.2.5.), оно способно обогатить целостное, единое содержание общей теории права, а также содействовать формированию (появлению) собственной проблематики, относящейся к социологии права. Важно, однако, с необходимой строгостью определить круг вопросов, который касается социального механизма действия права, отграничив его от вопросов психологического механизма (последние в отличие от собственной социологической проблематики затрагивают не взаимодействие людей, их коллективов, а мотивы поведения личности). Имеет существенное значение выделение в качестве наиболее широких сторон социального механизма действия права таких, как социальная среда функционирования права, с одной стороны, а с другой - социальные последствия действия юридических норм, а также более частных характеристик, в том числе правовая информация, правовая установка и ориентация субъектов.

Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания, акты реализации прав и обязанностей и т.п. Именно тот или иной арсенал, набор средств придает специфику отраслям и институтам права.

Общие признаки правовых средств:

выражают юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в этом проявляется социальная ценность данных образований и права в целом);

выступают основными работающими частями (элементами) действия права, функциональной стороны механизма правового регулирования, правовых режимов;

приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;

обеспечиваются государством.

Классификация правовых средств:

1) зависимости от степени сложности:

первичные (элементарные) - субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п;

комплексные (составные) - договор, норма, институт, правовой режим и пр.

2) по выполняемой функции:

регулятивные (дозволения);

охранительные (меры защиты);

3) по предмету правового регулирования:

конституционные,

административные,

гражданские,

уголовные и др.;

4) по характеру:

процессуальные (иск);

5) по значимости последствий:

обычные (штраф);

исключительные (смертная казнь);

6) по времени действия:

постоянные (гражданство);

временные (премия);

7) по виду правового регулирования:

нормативные (установленные в нормах права запреты);

индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей);

8) по информационно-психологической направленности:

стимулирующие (льготы);

ограничивающие (приостановления) и т.д.

Глава 5 Социальный механизм правового регулирования

§ 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования

Юридический механизм правового регулирования лежит в основе социального механизма и определяет все его специфические черты, ибо социальные явления и процессы становятся компонентами социального механизма правового регулирования в той мере, в какой они оказывают воздействие на право, процессы регулирования им общественных отношений. При этом не имеет значения, в каком направлении действуют эти социальные явления и процессы, позитивном или негативном, способствуют или препятствуют функционированию или развитию правового явления. Главное и решающее значение имеет сам факт наличия устойчивой связи между компонентами юридического механизма правового регулирования и иными социальными явлениями.

Явления и процессы, которые воздействуют на другое явление, становятся причиной его изменения или развития, в социологии принято называть социальными факторами. Таким образом, социальный механизм правового регулирования состоит из норм права, иных правовых явлений и воздействующих на них позитивно или негативно социальных факторов.

Процесс перехода норм права в правовые отношения и реальную деятельность, как это показано в юридической и социологической литературе, охватывает такие объективные элементы социального бытия, как состояние экономики, способность общества обеспечивать надлежащий уровень удовлетворения потребностей своих членов в материальных благах, политический режим, состояние законности и правопорядка.

В социальном механизме правового регулирования весьма широко представлены и субъективные факторы, в том числе мировоззренческие позиции и правовая психология субъектов права, их профессиональный и жизненный уровень, правовые установки и ценностные ориентации и т. д.

Социальные факторы образуют фон, конкретно-историческую среду функционирования и развития юридического правового механизма. Правовое регулирование не представляет собой процесса создания норм права, пригодных на все времена и для всех народностей. Наоборот, все правовые системы содержат по преимуществу оригинальные, специфические нормы права, обусловленные стремлением их творца максимально полно приблизить право к специфике общественных отношений, обусловленных экономическими, политическими, национальными и иными особенностями этой страны, способствовать преодолению негативных, нежелательных явлений в обществе.

В то же время далеко не все, что влияет на право, его содержание, обязательно входит в социальный механизм правового регулирования в качестве его компонента. Общее требование философии и социологии строго различать условия процесса, действия и сам процесс деятельности следует учитывать и при определении содержания данного механизма. Еще Монтескьё достаточно убедительно доказал влияние географического фактора на формы государства и характер принимаемых им законов. Однако из этого положения вовсе не следует вывод о том, что географическая среда должна рассматриваться в качестве одного из компонентов социального механизма правового регулирования, ибо географическая среда – лишь одно из конкретно-исторических условий, на фоне которых и с учетом которых осуществляется процесс нормативно-правового регулирования общественных отношений.

Собственное же содержание социального механизма правового регулирования составляют лишь те явления и процессы, которые прямо воздействуют на процессы правового регулирования общественных отношений и имеют своим непосредственным объектом или результатом юридически значимые решения или действия. В числе этих компонентов, как и в механизме правового регулирования, выделяют: 1) социально-правовые средства; 2) субъекты, осуществляющие деятельность, направленную на регулирование общественных отношений или реализацию норм права в конкретных отношениях; 3) юридически значимую деятельность; 4) результаты юридически значимой деятельности.

Социально-правовые средства в механизме правового регулирования состоят из средств, присущих юридическому механизму правового регулирования, и собственных, только ему присущих социальных средств.

Во-первых, социальный механизм правового регулирования основывается на более широкой нормативной базе, чем механизм правового регулирования, и помимо права включает в себя всю систему социальных норм.

Так, в социальном механизме правового регулирования существенное значение имеют такие социальные нормы, как мораль, обычаи, традиции, деловые обыкновения, корпоративные и религиозные нормы. Этими нормами регулируются общественные отношения, которые возникают и развиваются вне предмета правового регулирования, при осуществлении внутриуставной деятельности политических партий и общественных объединений, в процессе деятельности религиозных объединений по исповеданию и распространению веры, в сфере отношений дружбы, товарищества и любви между людьми.

Одновременно мораль, обычаи, традиции составляют конкуренцию правовым нормам. В современном обществе достаточно распространенными являются случаи, когда граждане и иные лица в своих действиях и поступках руководствуются не нормами права, а противоречащими им нормами морали, традициями, обыкновениями. Конфликт права и социальных норм может возникать по ряду субъективных и объективных причин, в частности, вследствие закрепления правом ценностных ориентаций и интересов, которые противоречат ценностным ориентациям и интересам отдельных социальных групп.

Таким образом, нормативная база социального механизма правового регулирования весьма сложна и противоречива. Между ее отдельными компонентами – нормами морали, права, обычаями и традициями – могут существовать не только отношения координации, согласованности, но и противоречия, конфликты, которые затем находят выражение в системе общественных и правовых отношений, в конкретных действиях и поступках граждан и иных лиц.

Во-вторых, в числе особых социальных средств, присущих социальному механизму правового регулирования, можно также назвать документы политических партий и общественных организаций, публикации прессы и литературные произведения, кинофильмы, в которых дается оценка существующим нормам права, правовой деятельности государства, правовым явлениям, предпринимается попытка сформировать у населения, иных лиц определенные ценностные ориентации, побудить их к тому или иному варианту правовых действий и решений.

В-третьих, важным социальным средством являются и формы социального контроля, осуществляемого отдельными коллективами, социальными группами или обществом в целом, а также меры общественного воздействия, принимаемые к нарушителям норм права и норм, признаваемых и разделяемых отдельным коллективом или социальной группой. В числе основных форм социального контроля в социологии чаще всего называют социальное поощрение, социальное наказание в виде критических замечаний или угроз физической расправы, общественной обструкции, а также убеждение.

Субъектами социального механизма правового регулирования выступают:

лица, которые действующим правом признаются участниками правоотношений и выступают субъектами юридического механизма правового регулирования. Это граждане, юридические лица, государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, трудовые коллективы, государство в целом и народ страны. Одновременно субъекты социального механизма правового регулирования имеют более широкой спектр деятельности, нежели в рамках механизма правового регулирования. Они выступают субъектами не только юридической деятельности, но и деятельности, направленной на создание материальных и духовных благ, которая регулируется по преимуществу техническими нормами и лежит за пределами предмета правового регулирования. Между тем такая деятельность прямо и непосредственно влияет на правовое регулирование, действие правовых норм. Только при наличии материальных и духовных благ, способных удовлетворить потребности большей части членов гражданского общества право может действовать эффективно. В обществе, не способном производить материальные и духовные блага в достаточном количестве, самые совершенные нормы будут действовать неэффективно, а юридический механизм правового регулирования не может выполнить поставленных перед ним задач по созданию законности и стабильного правопорядка;

политические партии, общественные и религиозные объединения как субъекты, создаваемые с целью удовлетворения общественных интересов граждан и иных лиц и действующие на принципах самодеятельности и самоуправления. Все такие партии и объединения, зарегистрированные в установленном порядке, обладают правами юридического лица и входят в группу субъектов правоотношений.

Однако основная деятельность партий и объединений осуществляется в соответствии с их уставами и лежит за пределами правового регулирования. В то же время такая их деятельность прямо и непосредственно влияет на процессы правового регулирования в обществе. Например, политические партии дают политическую оценку действующим в обществе законам и формируют общественное мнение о действующем праве, осуществляют общественный контроль за состоянием законности и правопорядка, участвуют в защите прав граждан, иных лиц;

средства массовой информации – газеты, журналы, радио и телевидение. В условиях современного демократического государства органам СМИ гарантируется свобода в распространении любой информации, кроме конфиденциальной и составляющей государственную тайну. Действуя самостоятельно и независимо от государства, его органов, СМИ оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения о действующем праве, правовой политике государства, тех или иных действиях органов государства и должностных лиц. Все это дает основание рассматривать СМИ в качестве самостоятельного субъекта общественных отношений, оказывающих прямое и значительное влияние на процессы правового регулирования общественных отношений;

преступные организации и сообщества, создаваемые с целью совершения посягательств на права и свободы граждан, иных общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным кодексом. Такие сообщества законодательством не признаются в качестве самостоятельных субъектов регулятивных правоотношений, не могут вступать в гражданско-правовые и иные правоотношения. Однако преступные организации и сообщества, действуя нелегально, причиняют значительный вред правопорядку, противодействуют мерам, проводимым государством по укреплению законности и правопорядка, и вследствие этого выступают самостоятельным субъектом гражданского общества.

Третьим компонентом социального механизма правового регулирования выступают решения человека, иного лица осуществить правомерные, юридически значимые действия.

Юридический механизм правового регулирования, как правило, абстрагируется от этого важнейшего процесса формирования правомерного юридически значимого действия, поскольку внутренний мир человека, его психологические переживания не регулируются правом. Принимая решение осуществить то или иное юридически значимое действие, человек действует как бы в одиночестве и не вторгается в сферу интересов, прав других лиц, государства и общества в целом. В область правового регулирования человек вступает лишь тогда, когда он совершает конкретные действия и поступки.

В социальном механизме правового регулирования процесс принятия юридически значимых решений имеет основополагающее значение. Правовое регулирование связано с действием права на сознание человека, его способность ставить перед собой определенные цели и достигать их. Поэтому вся совокупность сложных психологических переживаний индивидуума или коллектива, связанных с осознанием потребности в том или ином предмете, проявлением к нему интереса и мотивировкой, обоснованием принятого решения, имеет решающее значение в генезисе юридически значимого действия. В то же время процесс принятия решения как область психической, рациональной деятельности имеет относительно самостоятельное значение и правомерно выделяется в качестве отдельного, самостоятельного компонента социального механизма правового регулирования.

Юридически значимые действия и поступки составляют одновременно содержание юридического и социального механизмов правового регулирования. Это: 1) деятельность государства, его органов и должностных лиц в сфере правотворчества, правоприменения и государственного принуждения: законотворческая деятельность представительных органов, деятельность исполнительных органов государства, проводимая в целях неукоснительного действия правовых норм, правоохранительная деятельность органов внутренних дел и прокуратуры, правоприменительная деятельность судов; 2) правовая деятельность граждан, юридических и иных лиц, направленная на реализацию норм права в конкретных отношениях.

Одновременно социальный механизм правового регулирования также включает в себя:

1) внутриуставную деятельность партий, общественных и религиозных объединений, которая лежит за пределами правового регулирования, но так или иначе влияет на право, результаты его социального действия. Это, например, позитивные или негативные оценки, даваемые действующему праву данными субъектами, проводимые ими митинги, шествия, иные мероприятия с целью повлиять на правотворческую деятельность государства, заставить его отменить ту или иную несовершенную, несправедливую норму. Характерная особенность этого вида социальной деятельности заключается в том, что она осуществляется в соответствии с корпоративными нормами, моральными и иными социальными нормами, но результаты деятельности неизбежно сказываются на правовых явлениях и процессах;

2) неформальный (социальный) контроль, осуществляемый коллективами, социальными группами или обществом в целом за поведением их членов и соблюдением социальных и правовых запретов;

3) деятельность образовательных учреждений, социальных коллективов и социальных групп, средств массовой информации по правовому воспитанию населения, формированию у граждан ценностных правовых ориентаций и установок.

Многообразие видов деятельности, составляющих содержание социального механизма правового регулирования, сказывается и на его результатах. К их числу относятся:

Система правовых явлений (нормы права, правоотношения, правонарушения, правоприменительные акты и юридически значимые действия и др.);

Система созданных и материализованных духовных благ (программные и иные документы политических партий, общественных и религиозных объединений по правовым вопросам, публикации на правовые темы в прессе, произведения литературы, кино, телевидения, подготовленные по правовой тематике);

Состояние правового сознания общества, отдельных социальных слоев и индивидуумов и общества в целом;

Юридически значимые решения, принимаемые лицами в процессе их практической деятельности и направленные на достижение какого-либо материального или духовного блага либо совершенствование правовой реальности;

Уровень законности и правопорядка, совершенные правонарушения. Этот вид правовой деятельности граждан и иных лиц является социально вредным, опасным для общества, носит деструктивный, антиправовой характер. Тем не менее правонарушения являются неотъемлемой частью права, всей правовой системы, необходимым компонентом социального механизма правового регулирования.

Таким образом, социальный механизм правового регулирования имеет собственное содержание, существенно дополняет и развивает юридический механизм правового регулирования. Более того, по сравнению с юридическим механизмом правового регулирования социальный механизм характеризуется и более сложной функциональной структурой.

§ 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования

Социальный механизм правового регулирования в конечном счете ориентирован на специфику юридического механизма правового регулирования и воспроизводит его закономерные связи между механизмом правотворчества, механизмом реализации права, механизмом государственного принуждения. В то же время социальный механизм правового регулирования имеет собственную функциональную структуру и состоит из пяти элементов: 1) механизма формирования права; 2) социального механизма правотворчества; 3) механизма правового информирования; 4) социального механизма реализации права; 5) социально-правового контроля.

Механизм формирования права – это процесс выявления гражданами и иными членами гражданского общества несовершенных, малоэффективных норм права и подготовки предложений по совершенствованию как этих норм, так и деятельности правотворческих органов.

Древнегреческий философ Платон, автор первого фундаментального труда по проблемам теории права, полагал, что основная масса населения не способна создавать законы, творить право. Этим могут заниматься только избранные философы, способные познать правовые идеи и выразить их в форме законов. Однако история общества убедительно показала, что подобные воззрения неверны. Население, общество весьма успешно участвуют в процессе формирования права и правотворческой деятельности государства. Особенно велика роль граждан в формировании права в современный период, в условиях демократических правовых государств.

Граждане, организации, учреждения и иные коллективные образования своими действиями и поступками реализуют большую часть действующих норм и на собственном опыте убеждаются в том, насколько совершенны и эффективны нормы, закрепленные законами и иными нормативно-правовыми актами. Понятно, что далеко не все нормативно-правовые установления государства по объективным и субъективным причинам удовлетворяют граждан и иных лиц. Например, нормы права могут закреплять ценности и интересы, не совпадающие с ценностными ориентациями и интересами определенной части населения, отдельной социальной группы. Норма может быть несовершенной и вследствие законотворческих ошибок, допущенных законодателем. Несовершенная, малоэффективная норма не способна должным образом регулировать общественные отношения и постоянно создает правовые конфликты, ситуации, при которых гарантированные нормой субъективные права не могут быть реализованы управомоченным лицом либо нарушенное право не получает надлежащей правовой защиты со стороны государства. Возможны иные ситуации, когда общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, остаются не урегулированными правом.

Таким образом, процесс выявления гражданами, иными лицами несовершенных, малоэффективных норм, являющихся источниками разного рода правовых конфликтов, составляет первый этап формирования права.

Второй этап формирования права сводится к осознанию той или иной частью общества либо обществом в целом наличия несовершенных норм права как социально-правовой проблемы, требующей незамедлительного решения. На этом этапе с помощью средств массовой информации, а также благодаря пропагандистской деятельности партий, общественных объединений формируется общественное мнение о том, что конкретная часть действующих норм несовершенна и нуждается в соответствующих корректировках. Одновременно могут предлагаться различные варианты норм права, которыми следует заменить действующие несовершенные нормы права.

Процесс формирования общественного мнения относительно неэффективности норм права, иных несовершенств действующего законодательства завершается внесением предложений в соответствующий правотворческий орган осуществить необходимые коррективы в действующих нормативно-правовых актах. В ряде случаев такие предложения могут вноситься субъектами, обладающими правом законотворческой или правотворческой инициативы. Например, депутат представительного органа вносит проект закона, разработанный либо им с учетом пожеланий избирателей, либо партией, членом которой этот депутат является. В отдельных странах, например в Италии, правом законодательной инициативы наделены непосредственно избиратели.

Внесение в компетентный правотворческий орган предложений по совершенствованию его нормативно-правовых актов составляет третий и последний этап формирования права. Процесс реагирования правотворческого органа на внесенную правотворческую инициативу осуществляется уже в рамках механизма правотворчества.

Социальный механизм правотворчества – это процесс, связанный с участием граждан, политических партий, общественных и религиозных объединений, иных членов гражданского общества в законотворческой и правотворческой деятельности государства, его органов.

Главная особенность этого механизма правового регулирования состоит в том, что его содержание составляет деятельность общества, граждан и их коллективных образований, прямо и непосредственно связанную с правотворческой деятельностью государственных органов и должностных лиц, подготовкой и принятием конкретных законов и иных нормативно-правовых актов. Названный признак отличает социальный механизм правотворчества от механизма формирования права, который функционирует до правотворческой деятельности государства.

Формы и методы участия граждан, политических партий, общественных объединений и иных членов гражданского общества в правотворческой деятельности закрепляются конституцией, иными основополагающими законами государства. Современные демократические государства предоставляют гражданам право участвовать в референдумах и плебисцитах, принимать участие в обсуждениях законопроектов, проводить митинги и демонстрации, иные мероприятия с целью формирования общественного мнения относительно рассматриваемых правотворческим органом проектов нормативно-правовых актов, обращаться в правотворческие органы с петициями.

Граждане и их общественные формирования, активно используя предоставленные им права на участие в правотворческой деятельности государства, побуждают правотворческие органы принимать необходимые меры по подготовке и принятию норм права, соответствующих потребностям и интересам всех или большей части населения. Именно такое воздействие общества на правотворческий процесс составляет суть и назначение социального механизма правового регулирования.

Социальный механизм правового информирования населения представляет собой процесс информирования политическими партиями, общественными организациями, средствами массовой информации граждан и иных лиц о действующих в стране законах и иных нормативно-правовых актах.

Современные конституции обязывают законотворческие и правотворческие органы публиковать принятые ими нормативно-правовые акты в периодических и иных изданиях с тем, чтобы каждый гражданин имел реальную возможность познакомиться с действующими в стране нормами права, предоставленными ему правами и порядком их реализации. Однако информированием населения о действующих нормах права помимо государства занимается весьма широкий круг негосударственных средств массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение. Распространением правовых знаний активно занимаются и политические партии, общественные объединения и иные негосударственные организации. Процесс распространения негосударственными средствами массовой информации, общественными организациями и политическими партиями в обществе знаний о действующих нормах права и составляет основу социального механизма правового информирования. Данный механизм органически связан с социальным механизмом правотворчества, поскольку имеет своим предметом результаты деятельности последнего, осуществляет информирование о принятых и действующих нормах права. Одновременно социальный механизм правового информирования выступает основанием механизма реализации норм права. Ибо прежде чем воплощать нормы права в конкретном поведении, нужно иметь необходимую информацию об этих нормах и знать их содержание.

Социальный механизм действия права представляет собой процесс реализации норм права в конкретных правоотношениях.

Социальный механизм реализации норм права, как и юридический механизм, объединяет в себе два различных вида деятельности: правоприменение и реализацию норм права по желанию самих граждан и иных юридических и иных лиц без участия государственных органов.

Правоприменение – это всегда властная деятельность государственных органов и должностных лиц, а также органов местного самоуправления по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений. Правоприменение осуществляется государственными органами исполнительной власти, судами, органами внутренних дел, отдельными должностными лицами и завершается вынесением специального правоприменительного решения в форме индивидуального акта применения норм права.

Граждане, юридические лица, иные члены гражданского общества участвуют в правоприменительной деятельности чаще всего в качестве лиц, относительно которых принимается соответствующий правоприменительный акт. Однако возможны ситуации, когда граждане принимают непосредственное участие в деятельности правоприменительных органов в качестве присяжных заседателей, народных заседателей, общественных защитников, на общественных началах участвуют в деятельности государственных органов по охране общественного порядка, защите окружающей природной среды.

Значительно большую активность граждане и юридические лица проявляют в сфере частного права, где они в соответствии с действующим законодательством самостоятельно решают вопрос о вступлении в то или иное правоотношение, определяют другого участника правоотношения, устанавливают дополнительные права и обязанности, порядок и условия их исполнения. Решения, конкретизирующие и дополняющие законы, признаются действительными постольку, поскольку они не противоречат действующему законодательству и не посягают на права и законные интересы других лиц.

Социально-правовой контроль представляет собой деятельность общества и государства, осуществляемую в целях обеспечения неукоснительного исполнения действующих норм права путем устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявления и привлечения к юридической ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Социально-правовой контроль – это прежде всего сложная и многообразная деятельность государства, основными направлениями которой являются: 1) надзор и контроль за соблюдением законности и правопорядка, надлежащим исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями конституции и законов;

2) принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений; 3) выявление и пресечение правонарушений; 4) привлечение к ответственности лиц, совершивших правонарушения; 5) надзор за надлежащим исполнением мер государственного принуждения, примененных к правонарушителям; 6) стимулирование правомерного поведения путем поощрения граждан и иных лиц за особые заслуги перед обществом и государством.

Социально-правовой контроль в той или иной мере осуществляют все органы государства, в том числе и представительные. Одновременно имеются специальные органы, для которых такой контроль является приоритетным направлением их деятельности. Это, например, органы внутренних дел, прокуратура, разного рода государственные инспекции.

Социально-правовой контроль широко практикуется и в деятельности значительной части членов гражданского общества, в том числе осуществляется гражданами, их коллективными объединениями, средствами массовой информации, трудовыми и иными коллективами людей. Такой контроль, как правило, носит неформальный (неофициальный) характер. Контролю подвергается исполнение норм права, в которых непосредственно заинтересованы лица, осуществляющие такой контроль. Сказанное не исключает ситуаций, когда граждане, их коллективные образования осуществляют социально-правовой контроль в интересах всего общества или государства, например, публикуют в прессе материалы, разоблачающие коррупцию чиновников, иных лиц, власть предержащих.

Результаты социально-правового контроля выражаются как в обеспечении стабильного правопорядка в обществе, так и в совокупности выявленных и привлеченных к юридической ответственности правонарушителей.

Выше речь шла о структуре социального механизма правового регулирования. Однако для социологии права, ориентированной на изучение процессов функционирования, социального действия права, таких знаний недостаточно. Социологический подход к праву требует обстоятельного рассмотрения социальных процессов действия права, его конкретных связей с другими социальными явлениями.

Для того чтобы рассмотреть право в социологическом, деятельном аспекте, необходимо использовать дополнительный понятийный аппарат и прежде всего уяснить содержание основной категории такого подхода – деятельности и ее видового понятия – юридической деятельности.

Понятие «действие права » – понятие ёмкое: им охватываются различные аспекты реального функционирования права в обществе. «Действие права – это сложный процесс, в ходе которого различные субъекты права обеспечивают наступление последствий, предусмотренных существующим законодательством, влекущих обычно те или иные социальные последствия » – пишет Ю.И. Гревцов .

Раскрытие понятия «действие права » обнаруживает понятие социального механизма действия права и привлекает внимание к его элементам, их реальной роли в действии (бездействии, ограниченном действии) права, к особенностям взаимодействия элементов механизма друг с другом. В традиционной юридической науке термин «действие права» встречается довольно часто, однако используется он как синоним понятия регулирование права. С социологической точки зрения вопрос о регулировании права – это вопрос о путях обратного воздействия юридической формы на социальное содержание. Дать же социологическую характеристику действию права, значит исследовать влияние социальных факторов на уже сформировавшееся право в процессе его действия. Вместе с тем было бы неправильным полагать, будто бы социальный механизм действия права существует и функционирует наряду и обособленно от механизма правового регулирования. В действительности в обществе функционирует (в том или ином режиме) единый механизм действия права. Поэтому правильнее было бы говорить о двух аспектах: юридическом механизме регулирования и социальном механизме действия права. Юридический механизм и его элементы вы уже изучали, но они в данный момент не являются предметом нашего рассмотрения. Нас интересует, прежде всего, социальный аспект механизма действия права.

Социальный механизм действия права – это процесс взаимодействия социальных факторов, с помощью которых содержание конкретных правовых норм воплощается в соответствующем этому содержанию правовом поведении. «Когда говорят о социальном (юридическом, психологическом) механизме действия права, важно иметь в виду, что мы имеем дело не с понятием, а с образным выражением. Право само не действует, действуют люди – в соответствии с правом или, нарушая его» – пишет В.В. Лапаева .

Как отмечалось выше, механизм действия права – сложный организм. Можно говорить о правовых аспектах данного механизма, а именно, описывая его через понятия «реализация права», «правовая активность», «правовое регулирование» и его виды, «механизмы правового регулирования» и т.п. Можно и следует говорить о социальных аспектах действия права в современном обществе. В данном случае социальный механизм действия права в постановочном плане имеет следующие элементы: знание права, чувство справедливости (как составляющая правового сознания) и логика нормативного поведения, отношение к праву и ценностные ориентации в праве. Важным фактором социального действия права выступает психологический механизм (мотивы и установки).



Очевидно, что механизм действия права предполагает, видимо, в каждом отдельном акте определённую роль самого человека, как носителя того или иного субъективного права (юридической обязанности). Ещё П.И. Новгородцев писал, что успех действия права в жизни обусловлен тем, насколько оно проникает в сознание членов общества и встречает в них нравственное сочувствие и поддержку. Без этой поддержки право превращается или в мёртвую букву, лишённую жизни, или в тяжёлое бремя, сносимое против воли .

Естественно, прежде чем действовать в соответствии с законом, человек должен его знать. Поэтому исходным пунктом действия правовой нормы является доведение её до всеобщего сведения путём опубликования, а отправным моментом для изучения механизм действия права является проблема познания и знание права. К числу основных правовых принципов правового знания, как известно, относят принцип презумпции знания права. На языке правового общения это звучит так: «Никто не вправе ссылаться на незнание закона» или «Незнание закона не освобождает от ответственности». В соответствии с презумпцией знания права правоохранительные органы в своей деятельности исходят из допущения, что после официального опубликования закона граждане его знают. Между тем, очевидно, что это слишком сильное допущение. Более того, в настоящее время правовое регулирование осуществляется в условиях очевидного несоответствия между презумпцией знания права и тем объёмом правовых знаний, который требуется человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в современном мире. Усложнение правового регулирования, детализация законодательства, рост числа нормативно-правовых актов, возрастающее количество норм процедурного характера, в которых слабо прослеживается связь с общими принципами права и т.п. – всё это приводит к тому, что правовое чувство индивида нередко оказывается не в состоянии компенсировать отсутствие конкретных правовых знаний. А просветительская работа в сфере распространения знаний (даже при самом высоком уровне её организации) не способна в современных условиях восполнить дефицит правовой информации у населения.

В этой связи возникает предположение о целесообразности каким-то образом ограничить пределы действия презумпции знания права. Однако вполне понятно, что даже незначительное отступление от этой презумпции приведёт к существенной утрате правом своих регулятивных способностей. Возможно, следует искать другое решение проблемы, например, в сфере совершенствования правотворческой деятельности. По-видимому, в современных условиях нарастания нормативно-правовых актов наука должна ориентировать правотворчество на максимальное использование познавательного потенциала тех чувственных и рациональных элементов массового сознания, которые задействуются им в процессе познания права.

Ранее мы говорили о том, что особенностью познания права является высокая доля в процессе познания эмпатии (чувственной составляющей), в основе которой лежит чувство справедливости. И если законодатель достаточно адекватно и доступно для населения выражает доминирующие в обществе представления о справедливости, о правомерном и неправомерном в человеческих отношениях, о вине и ответственности, о соотношении между правонарушением и наказанием и т.д., то субъекты права в своём большинстве смогут, в принципе, верно ориентироваться в правовом пространстве, руководствуясь своим правовым чувством и правовым представлением.

По существу речь идёт о том, чтобы, не нанося ущерба целям и задачам правовой регуляции, в максимально доступной форме сократить всё более увеличивающийся разрыв между законодательством и массовым правосознанием членов общества, между их реальным знанием действующего права и презумпцией его знания. Особо замечу, здесь мы имеем дело с одним из важнейших аспектов социальной обусловленности права, его соответствия правопониманию населения.

Важную ориентирующую роль в процессе поиска выхода из противоречия между презумпцией знания права и невозможностью усвоить огромный правовой материал может сыграть и рациональная составляющая познания. Ж. Карбонье по этому поводу заметил, что правовое сознание индивида может, как бы восстановить логику законодателя и таким образом понять суть правовых требований в каждом конкретном случае. Карбонье, по существу, очерчивает механизм познания права, основанный на том, что сознание субъекта может уловить единство логики нормативно-правового акта и логики своего поведения. Следовательно, можно сказать, что возможность познания права во многом зависит от того, насколько точно в правовой норме отражена, смоделирована логика будущего поведения.

«Специфика социологического подхода к познанию права, – отмечает В.В. Лапаева , – заключается в его конечной ориентированности на установление взаимосвязи между знанием и поведением» . Действительно, социолога проблема знания права интересует в той мере, в какой информация об этом знании позволяет ему исследовать и прогнозировать юридически значимое (правомерное или неправомерное) поведение носителей этого знания.

Уровень правовой информированности сам по себе, как известно, ещё не является показателем его непременной ориентации на правомерное поведение (нередки случаи, когда преступники лучше знают Уголовный кодекс, чем законопослушные граждане). Воздействие права на поведение человека зависит от сложившегося у него отношения к праву, от сформировавшейся в процессе его социализации готовности к правомерному или противоправному поведению. В основе отношения к праву лежат ценностные ориентации. Чем полнее право соответствует принятым в обществе социальным ценностям, тем выше престиж права в обществе и тем эффективнее осуществляется правовое регулирование. В такой ситуации само право рассматривается людьми как ценность, а правомерное поведение становится внутренней их потребностью.

В структуре особо значимых для правотворчества ценностных ориентаций центральное место, как отмечалось ранее, занимает идея справедливости. В этом отношении задача законодателя заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае правового регулирования найти и сформулировать надлежащий принцип правового равенства, следовательно, и общесправедливый для людей способ согласования всех социальных интересов в сфере регуляции соответствующей правовой нормы.

Если такое согласование найдено, то механизм реализации закона в силу его социальной обусловленности и адекватности значительно упрощается. Как свидетельствует правовая практика, закон, основанный на справедливом учёте и согласовании различных социальных интересов, т.е. правовой закон, обладает большой внутренней потенцией к самореализации. Неправовой закон, т.е. социально необоснованный, неоправданный, антисоциальный, нацеленный на защиту интересов одних в ущерб другим, для своей реализации нуждается в жёстких, репрессивных механизмах.

Замечание! Конечно, было бы неверно думать, что у правового закона нет проблем с реализацией. Ведь непосредственная реализация, помимо прочего, зависит от эффективности правоприменительной деятельности.

Признание закона большими социальными группами и готовность их следовать его предписаниям отнюдь не исключает возможности нарушения закона на индивидуальном уровне, т.е. в действиях конкретных индивидов. Для понимания реализации закона на этом уровне надо обратиться к понятию психологического механизма действия права.

Психологический механизм действия права обычно соотносят с механизмом воздействия на мотивы поведения.

Мотив (лат. movere – побуждать, приводить в движение) – это понятие, описывающее сферу побуждения субъекта к деятельности. Мотив выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различных сферах активности человека, в том числе в правовой.

Юристы обычно выделяют два вида мотивов, воздействующих на правовое поведение:

3. сдерживающие мотивы (формируются путём установления запретов );

4. побудительные мотивы (формируются путём введения обязанностей и дозволений).

Эти способы правового воздействия на мотивацию поведения, сочетаясь и дополняя друг друга, образуют режим правового регулирования в той или иной сфере правовых отношений. Так, в сфере отношений, регулируемых уголовным и административным правом, преобладают сдерживающие мотивы, а в области отношений, попадающих под гражданско-правовую регуляцию, преобладают побудительные мотивы. При этом нужно иметь в виду, что соотношение различных способов правовой мотивации исторически изменчиво и зависит от политической обстановки, от типа правовой культуры общества, от особенностей национальных традиций, от правовой психологии и т.п. Именно эти факторы, их соотношение придают своеобразие правовому режиму данного отрезка исторического времени.

В психологической теории деятельности индивида механизм мотивации поведения связывают с проблемой актуализации (здесь, придание особой значимости) тех или иных потребностей на фоне сознательного подавления побудительного потенциала других потребностей.

Актуализация какой-либо потребности побуждает индивида к анализу и оценке тех факторов социальной среды, которые должны быть учтены им в процессе выбора варианта поведения, продиктованного этой потребностью. К числу таких факторов относятся, безусловно, и правовые нормы, регулирующие сферу отношений, в которые должен вступить индивид для реализации своих потребностей.

В случаях, когда правовые нормы содержат требования, препятствующие той или иной потребности, возникает мотивационный конфликт, т.е. конфликт между правовым мотивом и мотивом удовлетворения потребности. Разрешение этого конфликта и выбор своего поведения (действия) во многом зависит от установок на тот или иной тип юридически значимого поведения, сформировавшегося у индивида в процессе его правовой социализации.

Установка в психологическом механизме действия права означает готовность к определённому варианту поведения, сложившаяся на основе прошлого опыта.

Применительно к нашей теме, мы рассматриваем правовые установки. Таким образом, правовые установки – это сформировавшаяся в результате правовой социализации человека его поведенческая готовность (предрасположенность) к значимому с точки зрения права – правомерному или неправомерному – варианту поведения.

Правовую установку личности следует отличать от правовой установки законодателя (государства), выраженной в норме действующего права. Как пишет Н.В. Щербакова , правовые установки государства, будучи усвоенными личностью, становятся ядром личностных правовых установок. Таким образом, правовая идеология государства стыкуется с правовой психологией личности, правовые установки государства из области идеологических ориентиров переходят в плоскость правовой психологии индивида и реализуются в его поведении . Если такой стыковки не происходит, то человек в своём стремлении к удовлетворению тех или иных потребностей вступает на путь неправомерного поведения.

И последнее, что следует отметить.

Наличие у человека устойчивых установок на правомерное поведение удерживает его от нарушения права даже в тех случаях, когда соответствующее неправомерное поведение могло бы способствовать удовлетворению весьма актуализированных для него потребностей. Сами установки на правомерное поведение неоднородны и зависят от основного мотива. В социологии права выделяют такие виды правовых установок:

1. принципиальные , т.е. те, которые человек соблюдает потому, что разделяет их, понимает ценность права и правопорядка;

2. прагматические , т.е. человек считает, что ему выгоднее соблюдать правовые требования;

3. конформные , т.е. привычка следовать общепринятым требованиям;

4. вынужденные , т.е. основанные на страхе наказания.

Какие же из этих установок наиболее устойчивы? Очевидно, что наиболее устойчивый характер имеют принципиальные установки на правомерное поведение, и именно на формирование таких личностных установок должны быть нацелены усилия общества и государства по созданию и эффективному действию социального механизма реализации (действия) норм права.

Литература

1. Хайек Ф. Общество свободных.//Открытая политика. 1995. № 8 (10).

2. Лапаева В.В. Социология права./Под ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М., Норма, 2004.

3. Маргарет Тэтчер о самом важном в политике.//Аргументы и факты. 1996. № 35.

4. Гревцов Ю.И. Социология права. Курс лекций. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.

5. Агафонов Ю.А., Шалин В.В., Зимонина Н.А. Русская философия и социология права. – Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Краснодарская акад. МВД России, 2004.

6. Щербакова Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. – М., 1986.

7. От словагомеостаз – совокупность сложных приспособительных реакций биологической или социальной системы, направленных на устранение или максимальное ограничение действий различных факторов внешней или внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды.