Конспект занятия (НОД) для подготовительной группы «Ваши права, дети». Конспект занятия на тему: "Я -ребенок, имею право"

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ПРАВА РЕБЕНКА

Цели: познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка, основными правами и свободами, научить применять их в жизни.

Ход классного часа

I.Вступление.

Учитель. Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права ребенка». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа - Конвенции о правах ребенка.

II.Основная часть.

1. ООН.

Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права -права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем.

Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

2. Конвенция о правах ребенка.

Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, случаются аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.

А знаете ли вы, что первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую декларацию, где одна из статей гласит: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной обеспеченности...».

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (Учитель вывешивает на доске плакаты с надписями прав ребенка.)

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право па всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

У учащихся на партах - текст Декларации. В ходе беседы с учащимися учитель выясняет, как они понимают каждое названное право.

III. Практическая часть классного часа.

1.Игра «Герои книг имеют право».

Каждая человек получает комплект книг. Ведущий зачитывает статью Декларации, участники игры называют книгу, герой которой сталкивается с проблемой, декларируемой в статье.

Комплект книг:

Андерсен, Х.-К. «Дюймовочка».

Гаршин, В. М. «Лягушка-путешественница».

Крылов, И. А. «Мартышка и очки».

Мамин-Сибиряк, Д. Н. «Серая шейка».

Маршак, С. Я. «Багаж».

Михалков, С. В. «Три поросенка».

Носов, Н. Н. «Приключения Незнайки и его друзей».

Перро, III. «Красная Шапочка», «Золушка».

Пушкин, А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Распэ, Р. Э. «Приключения барона Мюнхгаузена».

Русская народная сказка. «Репка».

Толстой, А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Чуковский, К. «Айболит».

2. Викторина «Права литературных героев».

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосно
    венность, жизнь и свободу?
    («Серая шейка», «Красная Шапоч
    ка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)
  2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что
    нарушено их право на неприкосновенность жилища?
    («Три поро
    сенка», зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)

3)Какие сказочные героини страдают от вмешательства
в личную жизнь? (Людмила из поэмы Пушкина А. С. «Руслан
и Людмила», Марья Моревна - персонаж: русских народных
сказок.)

4)Героини каких сказок воспользовались правом свободно
го передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путе
шественница».)

5) В какой сказке героиня воспользовалась правом искать
и находить в других странах убежище и защиту от преследова
ний? («Дюймовочка».)

6) В какой сказке нарушается право человека владеть своим
имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

7) Какие литературные герои воспользовалась правом на
свободу мирных собраний? («Бремеиские музыканты», «Квар
тет», «Белоснежка и семь гномов».)

7) Какой известный литературный герой воспользовался
правом на труд, причем обеспечил себе и другим свободный
выбор работы и справедливые условия труда? (Том. Сойер.)

8) В какой сказке подтверждается право работающего на
справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа
Метелица», «Сказка о попе и о его работнике Балде».)

9) У какой известной сказочной героини нарушено право на
отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)

3. Конкурс «Песня о правах».

Для каждой команды исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

  1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу пере
    движения, мирных собраний).
  2. «Чему учат в школе» (право на образование).
  3. «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения
    кота Леопольда»
    (право на отдых).

IV. ИТОГ УРОКА.

Учитель: Наш классный час подошел к концу.

С каким важным документом вы познакомились?

Какой организацией он был принят?

Когда отмечается Всемирный день прав ребенка?

Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребенка?

Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в

Школе?

Обобщение: именно это право - право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права!

МОУ «СОШ № 14»

ст. Новотроицкой

Изобильненского района

Ставропольского края

Учитель: Сазонова Любовь Николаевна

Открытый урок в 4 классе

Тема урока: Права ребёнка

Цели: ознакомить с Декларацией прав человека; дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; развивать память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Форма проведения: учебно-игровой урок.

Оборудование: таблички к игре «разрешается», «запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Рассказывает учитель.

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

  1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
  2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
  3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
  4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
  5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
  6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.

2.Викторина «Права»

На доске записаны названия сказок. Дети отвечают, называя сказку.

«Дюймовочка» 1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?
«Гарри Поттер» 2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
«Три поросенка» 3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
«Золотой ключик» 4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?
«Мороз Иванович» 5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
«Золушка» 6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
«Красная шапочка»

3. Игра «Разрешается - запрещается».

Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.

Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».

Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка Строго…(запрещается.)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить-Это…(разрешается.)

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.)

Рисовать и петь, учиться,
Если заболел - лечиться.
Это…(разрешается.)

Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа …(Запрещается)
Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить -Это…(разрешается.)

4.Закрепление

Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых я вам говорила.. Придумайте знаки, отражающие основные статьи Декларации прав ребенка. (Дети придумывают их сами и рисуют.) Среди них есть знаки, запрещающие и разрешающие.(Выставка рисунков.)

Ребята, а как вы понимаете такие пословицы:

  • Злой не верит, что есть добрые люди.
  • Зла за зло не воздай.
  • Доброе слово лечит, а худое калечит.
  • Хорошо тому добро делать, кто помнит. (Ответы детей.)

Учитель. А каким вы представляете себе доброго человека? Дети составляют словесные портреты.

А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?

Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображенные на них ситуации:

Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?

Как бы вы поступили в данных ситуациях? (Ответы детей.)

5. Подведение итогов

Учитель. Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные , поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.

Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?

Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:

  • умейте выслушивать собеседника, не перебивая;
  • умейте признавать, что были не правы;
  • помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
  • говорите всегда только правду;
  • радуйтесь успеху товарища;
  • дал слово - держи его, дал обещание - выполни!

Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали никого жестокому обращению.

Помните правило:

  • Худо тому, кто добра не делает никому.

Данный конспект занятия помогает:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №32 «ЖУРАВУШКА»

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

« ПРАВА РЕБЕНКА »

Подготовил:

Воспитатель

Устинских Ольга Ивановна

г. Губкин

2013

«Права ребенка»

Цели:

  1. упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
  2. развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
  3. учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
  4. воспитывать чувство уважения к другим людям;
  5. коррегировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

Оформление:

  1. портреты детей;
  2. картинки с изображением прав детей;
  3. шляпа;
  4. волшебный сундучок;
  5. выставка законов, кодексов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход занятия:

Звучит музыка. Входят дети.

Воспитатель:

По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

А что же такое право? (Высказывания детей.)

Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.

Свидетельство о рождении.

Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)

О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)

Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

(Называть друг друга по имени)

Игра « Шляпа знакомств».

Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?

– Верно, право на семью.

Что вы знаете об этом праве?

(У каждого человека должны быть папа, мама)

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игу "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:

В семье дружат -живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?

Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры

Ребенок: Я заправляю постель

Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома

Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.

Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?

(Право на отдых)

Как можно отдохнуть детям?

(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»

(Дети загадывают движения, затем к ним подходит Воспитатель

Дети - Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!

Воспитатель в роли Человека Рассеянного- А что вы умеете делать?

Дети - Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!

Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.

Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет?

(Право на образование)

Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания

Где можно получить образование?

(В школе, в детском саду, в училище, в институте)

- Для чего надо учиться?

(Чтоб получить профессию, диплом)

Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

Игра «Продолжи пословицу».

Я начинаю, а вы продолжаете.

  1. Век живи … век учись.
  2. Учиться всегда … пригодиться.
  3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.
  4. Тяжело в ученье – … легко в бою.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Конечно можно)

Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.

(Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)

  1. Золушка (Право на отдых)
  2. Буратино (Право на безопасные условия жизни)
  3. Колобок (Право на жизнь)
  4. Айболит (Право на медицинское обслуживание)

Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она напоминает?

(О праве на жилище.)

Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о ………………….. Праве на медицинский уход

Вопросы Ребенку:

Кто изображен на рисунке?

Что он делает?

О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.

Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.

Физкультурная минутка.

Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

Конечно же, ребята, все будет хорошо.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №32 «ЖУРАВУШКА»

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

« Сборник загадок на тему «Права ребенка »

Подготовил:

Воспитатель

Группы №6 компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

Устинских Ольга Ивановна

г. Губкин

2013

Сборник загадок о правах ребёнка

Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)

Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)

Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)

Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)



Тема занятия: «Я – ребенок, имею право».

Закрепление знаний детей о правах, гарантированных законами страны, в которой они живут (право на жизнь, право на имя и гражданство, право на медицинский уход, право на образование, право на отдых и досуг, право на защиту, право на свободу).

Развитие умения анализировать, рассуждать, делать выводы.

Формирование уважительного, заботливого отношения к близким, родным людям.

Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.

Развитие правого мировоззрения и представления о нравственности.

Воспитание сочувствия, желания помочь другим людям.

Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение.

По извилистой дорожкеШли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,В путь дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и детиО правах, что защищают их на свете.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о правах детей, то есть о ваших правах. Права – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать или зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста. Но, к сожалению, в разных странах люди живут по–разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребёнок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей и их права. Называется этот документ Конвенция ООН «О правах ребёнка». Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребёнка, записанные в Конвенции и не нарушать их.

Раздается стук и в дверь осторожно просовывается большой конверт.

Воспитатель (выглядывает за дверь, затем обращается к детям) : Что за чудеса? За дверью никого нет, а конверт нам передали! На нем и адрес есть. Давайте прочитаем, кому это письмо предназначено. (Читает). «SOS! Срочно. Куда: Россия, Московская область, г. Лыткарино, квартал 3а, дом 14. Кому: Воспитанникам подготовительной к школе группы № 5. Откуда: Сказочная страна». Дети, а кто знает что обозначает «SOS»?(Ответы детей) .

Воспитатель: Давайте прочитаем письмо и узнаем, что же случилось. «Дорогие ребята, здравствуйте, меня зовут Чипполино. Я пишу вам из Сказочной страны, в которой живу со своим отцом Чипполоне и семью братьями. У нас в стране приключилась беда. Наш правитель принц Лимон хочет, чтобы ему все подчинялись и постоянно вводит новые налоги с населения, которые ущемляют наши права, такие как налог на воздух, осадки и солнце. Противостоять ему могут только те, кто знает Конвенцию «О правах ребёнка», но мы не знаем что это такое. Помогите нам, пожалуйста».Ребята, что будем делать?(Ответы детей) .

Воспитатель: Тогда давайте разбираться по порядку. У меня есть волшебный сундучок, давайте посмотрим, что же в нем находится? (заглядывает в сундучок) Тут какие-то

картинки. Они нам помогут обозначить и узнать лучше свои права. (Достает картинку (приложение № 1, показывает детям). Как вы думаете, какое это право?(Ответы детей) .

Воспитатель: Правильно. Все дети имеют право на жизнь. У каждого из вас своя жизнь и никто не может покушаться на нее. А кто подарил вам жизнь?(Ответы детей) .

Воспитатель: Каждого человека, появившегося на свет, называют «Дитя мира! ». Вы имеете право дышать, ходить по земле, плавать в морях, летать в небе, учиться, иметь друзей. Вы рождены для того, чтобы быть образованными гражданами своей страны.

Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 2) : Каждый ребенок имеет право на имя. У каждого из вас есть имя. читаю стихотворение:

Дорожите именем своим –Имена даются не случайно.

В них простая маленькая тайна.Дорожите именем своим!

Родители придумывают вам имя, дают фамилию, а затем ваши данные записывают в специальный документ – свидетельство о рождении (показывает образец (приложение № 3). Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас. Давайте поиграем в игру «Скажи имя ласково» (проводится игра в кругу, передается мягкая игрушка) .

Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 4) : Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь!

читает стихотворение: Если дети заболели,Плохо чувствуют себяИ у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,Слышен детский крик и плач,Вам поможет только врач!

Воспитатель: Ребята, вы имеете право на медицинский уход, чтобы расти здоровыми и крепкими. Но и ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью.

Как, подскажите? (Ответы детей) . Хорошо, молодцы!читает стихотворение:

Медицинский персоналНам здоровье сохранял,

И прививки, и зеленка –Самый лучший друг ребенка!

Воспитатель: А сейчас давайте с вами немного отдохнем и разомнем наши ручки.

Физ. минутка «Все будет хорошо»

Воспитатель: Молодцы, садитесь. (Достает следующую картинку (приложение № 5) : Ребенок имеет право на образование. Каждый ребенок имеет право учиться в школе, писать, читать. И у вас есть «волшебные друзья», а что это вы узнаете, отгадав загадку:

«Не куст, а с листочками,Не рубашка, а сшита,Не человек, а рассказывает».(Ответы детей) .

Воспитатель: Правильно, книги помогают вам развивать свое мышление, сообразительность, фантазию, а главное, хорошо учиться.

Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 6) : Ребенок имеет право на отдых и досуг. Каждый ребенок имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни

и заниматься искусством. Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, загородные детские сады, санатории. В городах работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательных комплексах. В нашей стране для детей открыты многочисленные кружки, студии, Дома творчества юных, где можно заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала, делать модели самолетов и машин. Каждый ребенок может выбирать развлечения и занятия по своим способностям и интересам. Скажите ребята, какие кружки вы посещаете после детского сада?(Ответы детей) .

Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 7) : Все дети имеют одинаковые права не зависимо от возраста, пола, религии и цвета кожи. Каждый ребенок имеет право пользоваться родной культурой и родным языком. Россия - многонациональное государство, в котором живут много разных народов: русские, татары, евреи, чуваши, осетины, чукчи и другие. В нашей стране уважают культуру разных народов, воспитывают у каждого ребенка гордость за свой народ, свою культуру, свой язык. Детей разных национальностей учат дружить, ходить друг к другу в гости, вместе играть и учиться.

Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 8) : Каждый ребенок имеет право на защиту от физического и психологического насилия. Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать. Взрослые должны воспитывать своих детей, кормить, одевать их, покупать им книги и игрушки, давать образование, а дети обязаны слушаться своих родителей, любить и уважать их, заботиться о них в старости.

Воспитатель: Ребята, вот мы и показали принцу Лимону, что знаем многое из Конвенции «О правах ребенка». А когда люди знают и выполняют свои права и обязанности, жизнь становится веселей и добрей. Я желаю вам, чтобы в нашей стране никогда не нарушались права человека и чтобы все выполняли свои обязанности. Растите счастливыми, добрыми, дружными. Умейте отстаивать свои права в любой ситуации, но и не забывайте о своих обязанностях.

Подведение итогов занятия

Цели:

Упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;

Развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;

Учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитывать чувство уважения к другим людям;

Коррегировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

Оформление:

Портреты детей;

Картинки с изображением прав детей;

Шляпа;

Волшебный сундучок;

Выставка законов, кодексов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход занятия:

Звучит музыка. Входят дети.

Воспитатель:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

— А что же такое право? (Высказывания детей.)

Право — это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится. (Свидетельство о рождении).

— Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)

— О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)

— Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

— Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

(Называть друг друга по имени)

Игра « Шляпа знакомств» .

Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Воспитатель : Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?

– Верно, право на семью.

Что вы знаете об этом праве?

(У каждого человека должны быть папа, мама)

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова

БАБУШКА-

ДЕДУШКА-

СЫН-

МАМА-

ДОЧЬ-

БРАТ-

СЕСТРА-

Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?

Дети:

В семье дружат -живут, не тужат.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.

В хорошей семье хорошие дети растут

Птица рада весне, а дитя матери.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

Семья должна учить любить,

жалеть и вежливыми быть.

Когда семья такою станет,

Другая сразу жизнь настанет!

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?

Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры

Ребенок: Я заправляю постель

Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома

Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.

Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?

(Право на отдых)

— Как можно отдохнуть детям?

(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых — поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»

(Дети загадывают движения, затем к ним подходит Воспитатель

Дети — Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!

Воспитатель в роли Человека Рассеянного -А что вы умеете делать?

Дети- Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!

Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.)

Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет?

(Право на образование)

— Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания

— Где можно получить образование?

(В школе, в детском саду, в училище, в институте)

— Для чего надо учиться?

(Чтоб получить профессию, диплом)

— Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

— В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

Игра «Продолжи пословицу».

Я начинаю, а вы продолжаете.

1. Век живи … век учись.

2. Учиться всегда … пригодиться.

3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.

4. Тяжело в ученье – … легко в бою.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Конечно можно)

— Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.

(Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)

Золушка (Право на отдых)

Буратино (Право на безопасные условия жизни)

Колобок (Право на жизнь)

Айболит (Право на медицинское обслуживание)

Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она напоминает?

(О праве на жилище.)

— Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

— Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о… (праве на медицинский уход).

Вопросы Ребенку:

— Кто изображен на рисунке?

— Что он делает?

— О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди — и маленькие и большие — имеют права.

Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.

Физкультурная минутка.

Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)

И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)

Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)

И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

— Конечно же, ребята, все будет хорошо.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

воспитатель специализирова нной группы,

МАДОУ «Детский сад комбинированно го вида №32

«Журавушка» г. Губкина, Белгородской области, Россия