Если остановили на посту что делать. Остановка тс инспектором гибдд

Стало известно, что на состоявшемся на днях совещании с участием президента Путина замминистра внутренних дел генерал-полковник Александр Горовой сообщил, что известный приказ №185 МВД фактически отменен.

Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов. Транспортная логистика и география нашей страны говорят о том, что это было ошибкой с нашей стороны, - приводят слова первого заместителя главы ведомства на совещании Интерфакс и ТАСС. Ранее об этом сообщил глава ГИБДД России генерал-майор полиции Михаил .

По его словам, отказ от нормы, запрещающей сотрудникам останавливать водителей для проверки документов вне стационарных постов ДПС, практически согласован со всеми министерствами и ведомствами и в самое ближайшее время будет закреплен в Административном регламенте. Напомним, что речь идет о ставшем уже притчей во языцех приказе МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В нем, в пункте №63 говорится, что для проверки документов водителя и пассажиров машину только на стационарных постах ДПС.

Этот приказ появился на свет в те же времена, что и по своей сути сентенция тогдашнего главы МВД Рашида Нургалиева. Генерал заявил, что сотрудников полиции можно бить: «Если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и тем более если он применяет насилие, в такой ситуации гражданин вправе оказать ему сопротивление. Здесь возникает институт крайней необходимости и самообороны». Благодаря пошедшему после этого заявления в народ убеждению, будто «Нургалиев разрешил» бить полицейских, немало граждан стали фигурантами уголовных дел по факту насилия в отношении сотрудников полиции.

Также и 185-й приказ стал для многих «продвинутых» основанием для бесполезных препирательств с патрульными ДПС на дороге. На самом деле, сотрудник, остановивший машину на обочине и проверяющий документы у ее водителя, всегда найдет совершенно законное обоснование своих действий: машина похожа на разыскиваемую, ее водитель похож на преступника, находящегося в розыске, идет какая-нибудь спецоперация типа «Перехват», «Ураган» и тому подобное. Да и стационарных постов ДПС на самом деле практически уже не осталось на наших дорогах. И что, теперь должна только аварии оформлять, и даже лихача или пьяного остановить «вне поста» не моги? Зачем тогда вообще ГИБДД нужна? В общем, непонятно, по какой причине в СМИ возник ажиотаж по этому поводу.

Остановка на дороге... Потенциально каждый к этому готов, и мы привыкли, что нас останавливают для проверки документов... Однако так было не всегда. Так до 2017 года остановить машину просто так, ради проверки документов было нельзя, но были другие возможности остановить машину. То есть можно было прикрыться другими причинами, а потом проверить заодно еще и документы.
Что же, все течет и меняется. С 2017 года вышел приказ №664, которым введен "Административный регламент исполнения МВД РФ функций по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения". Согласно этого документа отменен не безызвестный приказ МВД №185, и само собой поменялись критерии к причинам остановки автомобиля на дороге. А значит нам самое время разобраться по каким причинам может быть остановлен водитель? Стоит ли останавливаться по требованию инспектора ГИБДД на трассе?

Прежде чем перейти к документам "местного значения", обратимся к ФЗ. Ведь именно он дает право на остановку сотрудникам полиции автомобиля.

Остановка ТС полицейским (инспектором) федеральный закон (ФЗ РФ "О полиции", N3-ФЗ)

Итак, обратимся к федеральному закону, в котором собственно и есть упоминание о том, что полицейский может останавливать ТС, для досмотра, задержания и т.д. Лучше процитировать этот закон, а не пересказывать. Так с статье 13 "Права полиции", смотрим пункт 20...

Останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

Здесь вроде как ничего не написано о том, что есть какие-то причины и ограничения для остановки ТС. Здесь важен сам факт того, что полицейские могут все же останавливать ТС. На самом деле также стоит обратится к "Административному регламенту...", который мы упомянули ранее.

Причины остановки машины (ТС) инспектором (Приказ МВД РФ N664 от 2017 года)

Теперь самое время обратиться к частному, то есть к приказу МВД №664 «Об утверждении Административного регламента министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». Именно он является тем самым регламентом, который предписывает не только причины, но и то как подходить, как представляться, как себя вести с водителями. Однако нас интересуют только причины остановки, поэтому мы более подробно именно о них.
Здесь стоит обратиться к пункту 84 Административного регламента "Остановка транспортного средства".

В нем говориться (курсивом текст нормативного документа)…

84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:

84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.

84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.

84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.

84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.

84.6. Необходимость использования транспортного средства.

84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.

84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Собственно расшифровывать каждый пункт - причину ни к чему. Вы и сами вполне можете прочитать и сделать для себя заключение о причинах остановки. Осталось лишь сказать, что их очень много и не стоит особо вдаваться в подробности по какой из причин вы были остановлены. Проще при остановке общаться с сотрудником ГИБДД конструктивно, нежели "гнуть пальца", - а на каких это основаниях...
Поэтому не смотря на то, что есть закон, есть наша статья, проще найти "общий язык" при общении со стражем порядка, ведь порой полицейские всего лишь выполняют свою работу (служат) и обычная проверка документов является штатной процедурой, на которой не стоит заострять внимание.

Денис Фролов

Многие начинающие автолюбители обычно опасаются остановки работником ГИБДД. Но рано или поздно с это произойдет с каждым водителем.

Особенно странной и непонятной оказывается ситуация, когда «инспектор остановил без причины и ищет до чего докопаться». Но, как показывает практика, на самом деле это не всегда бывает именно так. Конечно, встречаются и откровенные вымогатели среди сотрудников ГИБДД, но все же большинство из них предпочитают действовать согласно должностной инструкции.

Нормативные ситуации

Существуют нормативные акты, строго регламентирующие ситуации, при которых инспектор ДПС может остановить автотранспортное средство. К таковым относятся:

  • наличие сведений о нарушении ПДД водителем автотранспортного средства. Причем в данный момент вы можете ничего и не нарушать, информация может поступить по радиосвязи от другого сотрудника ГИБДД либо факт нарушения может быть зафиксирован камерой видеорегистратора;
  • наличие информации о причастности водителя, пассажиров транспортного средства, перевозимого груза, самого автомобиля к уголовному, административному правонарушению, дорожно-транспортному происшествию либо о вероятном использовании транспорта в противоправных целях;
  • явные признаки, сигнализирующие о неисправности автомобиля;
  • случаи, когда автомобиль похож на ТС, находящееся в розыске;
  • инспектор может остановить без причины, касающейся остановленного участника дорожного движения, при необходимости опроса лиц, находящихся в салоне автомобиля, об обстоятельствах произошедшего правонарушения, ДТП, вероятными свидетелями которого они могут быть;
  • при необходимости привлечения к сотрудничеству с представителями полиции, в качестве свидетелей, понятых для составления протоколов либо при совершении ДТП ;
  • в случае проведения массовых спецопераций, отработок и других оперативных мероприятий для проверки документов, дающих право управлять транспортом этой категории. В любых других ситуациях проверка документов не является основанием для остановки автомобильного транспортного средства;
  • при выполнении решений, принятых государственными органами, об ограничении/запрете движения, временном либо постоянном;
  • в случае выявления признаков ненадежного закрепления транспортируемого автомобилем груза, что может повлечь за собой помехи другим участникам дорожного движения;
  • при нарушении регламента установки/использования специальных звукосветовых приборов.

Права и обязанности водителей при остановке транспортного средства работником ГИБДД

Что делать если вас остановил инспектор ДПС? Для начала не следует волноваться, думать, что же вы могли нарушить. Сотрудник ГИБДД обязан самостоятельно подойти к вам, покидать автомобиль не требуется, если, конечно, не будут выявлены некоторые серьезные правонарушения, например, состояние алкогольного/наркотического опьянения.

Он обязан представиться, сообщив при этом собственное имя, фамилию, звание, а по первому вашему требованию предъявить должностное удостоверение для подтверждения правомочности своих действий. Если у вас вдруг возникнут малейшие подозрения относительно личности сотрудника ГИБДД, сразу же смело звоните в службу доверия инспекции.

Что делать, если навигатор не видит спутники, читайте .

Затем инспектор должен самостоятельно сообщить причину вашей остановки. Пока он не предъявит оснований, вы имеете право не предъявлять свои документы – автомобильный технический паспорт и водительские права.

Внимание! Если сотрудник ДПС говорит, что вы нарушили вами ПДД, обязательно попросите его детально объяснить, какие именно статьи это были и запишите их номера и названия. На протяжении десятидневного периода после составления протокола имеется возможность обжаловать его.

И, самое главное, несмотря на зачастую провоцирующие действия сотрудника ГИБДД, общение на повышенных тонах, некорректные замечания в ваш адрес, в полемику вступать не стоит – это совершенно бессмысленно. Даже если вы согласны с фактом нарушения ПДД, оставайтесь уверенными в себе и спокойно разговаривайте с инспектором.

Исчерпывающий перечень оснований для предъявления инспекторами ДПС требования об остановке транспортного средства содержится в приказе МВД России от 23.08.2017 N 664, которым утвержден так называемый «Административный регламент ГИБДД».

Такими основаниями являются:

  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  6. Необходимость использования транспортного средства (в соответствии с пунктом 37 ч. 1 ст.13 ФЗ «О полиции»).
  7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
  12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. За невыполнение этого требования ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

В экстренных случаях сотрудники ГИБДД вправе останавливать автомобили с применением специальных средств принудительной остановки, посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения (при условии обеспечения безопасности иных участников движения), посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами, посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей.

Права сотрудника ГИБДД, остановившего автомобиль

Полиция в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции» имеет право:
1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;
2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;
3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;
4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;
5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона «О полиции» и п. 29 Административного регламента, такие права предоставляются только сотрудникам ГИБДД (ГАИ) в пределах зоны их ответственности. Другие сотрудники полиции (например ППСники) могут остановить транспортное средство только в отдельных случаях.

Пункты административного регламента ГИБДД, связанные с остановкой ТС:

85. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).

86. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

87. Остановка транспортного средства осуществляется с учетом требований правил дорожного движения и соблюдением мер, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения.

88. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

89. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Когда машину могут останавливать обычные сотрудники полиции?

Сотрудники других подразделений полиции могут останавливать транспортные средства только в целях предотвращения и/или пресечения преступления, административного правонарушения, задержания лиц, подозреваемых в их совершении, при обращении граждан с заявлениями о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия на территории РФ независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток. Данное положение закреплено в ч. 2 ст. 27 Закона «О полиции».

Законом установлено, что в случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции вправе использовать остановленные автомобили для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба. При этом сотрудник полиции обязан разъяснить гражданину причину и основания применения данных мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Вконтакте

Имеет ли право инспектор ГИБДД останавливать машины для проверки документов? Что должен знать каждый водитель, и какой порядок действий нужно соблюдать?

Вы едете с соблюдением правил дорожного движения, с и включенными фарами, но перед автомобилем инспектор ГИБДД взмахивает жезлом. Что делать дальше? Можно ли проигнорировать требование сотрудника дорожной полиции?

Нужно ли останавливаться?

Как правило, без видимой причины сотрудники ДПС автомобили не останавливают. Но если такая ситуация сложиласб, нужно остановиться. Держитесь уверенно, особенно если за вами нет нарушений ( по общению с инспекторами. Если проигнорируете требования дорожной полиции, машина ДПС вправе начать преследование, а затем привлечь к административной ответственности по статье 12.25 КоАП. Штраф за такой поступок составит 600 - 800 рублей.

В некоторых случаях водитель вправе не останавливаться по требованию инспектора. Например, местность плохо освещена, а инспектор по виду похож на мошенника (по форме, например). В этом случае лучше проигнорировать требование об остановке и в последующем заплатить штраф, чем нарваться на преступников.

Получается, что остановиться по требованию инспектора нужно, но нельзя игнорировать правила дорожного движения и требования к собственной безопасности.

Причины для остановки

До октября 2017 года инспектор мог остановить водителя без причины. Однако новый приказ МВД № 64 отменил это правило. Теперь останавливать автомобиль сотрудники дорожной полиции могут только при наличии одной из причин:

  1. За водителем замечено правонарушение. Это не только превышение скорости, но и, например, на переходе и так далее. К этой же причине относится установка на автомобиле запрещенного оборудования, включая .
  2. Автомобиль находится в розыске.
  3. Водитель или его пассажиры подозреваются в совершении преступления, а у инспектора имеются ориентировки на этих людей.
  4. Водитель стал участником или .
  5. Водитель стал свидетелем преступления и нужны его свидетельские показания.
  6. Автомобиль нужен инспекторам для выполнения своих должностных обязательств. Например, для погони за нарушителем или доставки пострадавшего человека в больницу.
  7. Для ограничения автомобиля в движении.
  8. В рамках плановых проверок. Например, на предмет провоза запрещенных грузов или в рамках .
  9. Для проверки документов у водителя.

При остановке транспортного средства инспектор обязан объяснить причину. Без обоснования повода для остановки водитель имеет право не предъявлять документы.

Где может остановить инспектор ГИБДД?

В 2018 году инспекторы ДПС могут останавливать автомобили в любом месте. Раньше для проверки документов разрешалось тормозить транспортные средства только на посту. Сейчас сотрудники дорожной полиции вправе прятаться в кустах и на участке с плохим освещением.

Раньше запрет на остановку вне постов объяснялся большим количество мошенников, которые представляются как хранители порядка и невозможностью проверки документов по базе данных без компьютера. Сейчас переодетые преступники встречаются намного реже, а у каждого инспектора есть устройство для проверки водителя в любом месте.

Особенности проверки документов у водителя

Но даже для проверки документов у инспектора должна быть причина:

    зафиксировано правонарушение;

    на автомобиль или водителя есть ориентировки;

    руководством приказано осуществлять проверку для предупреждения ДТП.

Кстати, у инспектора можно запросить ориентировки или приказ от руководства о проведении рейда.

Источник изображений: Zen.Yandex.ru