Да не судимы будем! Какие ограничения накладывает судимость на гражданина. Ограничения в трудоустройстве бывших военнослужащих: проблемные вопросы

Общеправовые последств ия

Последствия общеправового характера касаются ограничений в различных областях права: избирательного, гражданского, административного, конституционного, трудового права. Обозначим лишь некоторые из них:

1. Осужденные к лишению свободы и отбывающие наказание не могут быть избранными в представительные органы власти и управления.

2. Лица, имеющие судимость, не могут обучаться в некоторых учебных заведениях.

3. Ограничение прав на приобретение и хранение оружия.

4. Ограничения в выезде за границу.

5. Ограничения в выборе места жительства и в свободе передвижения по территории Российской Федерации.

6. Лица, имеющие судимость, не могут быть приняты на работу в некоторые предприятия, учреждения и организации, в том числе в государственные, прежде всего, «режимные», учебные и другие.

7. Лица, имеющие судимость и отбывающие наказание, не подлежат призыву на действительную военную службу. Лица, уже отбывшие наказание, но имеющие судимость, подлежат ограниченному призыву и могут проходить службу не во всех частях и родах войск.

Педофилу не быть папой

Согласно Трудовому кодексу РФ, лицам, имеющим судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления, табу наложено на занятие педагогической деятельностью и трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Согласно Семейному кодексу РФ, такие граждане не могут быть опекунами (попечителями) детей и не имеют права на усыновление.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленные преступления против жизни или здоровья граждан, не могут быть назначены опекунами и попечителями.

Преступления, относящиеся к категории тяжких и особо тяжких

Преступления против жизни и здоровья: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, заражение ВИЧ- инфекцией.

Преступления против свободы, чести и достоинства личности: похищение человека, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использование рабского труда.

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия.

Преступления против семьи и несовершеннолетних: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.

Преступления против общественной безопасности: террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества или участие в нем, угон воздушного, водного либо железнодорожного транспорта, массовые беспорядки, хулиганство, приведение в негодность объектов жизнеобеспечения, незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, незаконное изготовление оружия и т. п. преступления вплоть до пиратства.

Преступления против здоровья населения и общественной нравственности: «наркотические» и «порнографические» статьи, как незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, сбыт, пересылка наркотиков и порнографии и т. д.

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: государственная измена, шпионаж, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсия, организация экстремистского сообщества, разглашение государственной тайны, незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну.

Судимым не место в России

Граждане, имеющие судимость, не могут быть приняты на гражданскую службу, осуществлять адвокатскую деятельность, деятельность кадастрового инженера, арбитражного управляющего и быть членом временной администрации финансовой организации.

Граждане, имеющие судимость за умышленные преступления, не могут работать специалистами авиационного персонала и в службе авиационной безопасности.

Таким гражданам не выдается охотничий билет и лицензия на приобретение оружия, лицензия на осуществление частной детективной или частной охранной деятельности. Однако если человек был осужден за «легкое» преступление, после погашения судимости он может получить лицензию на хранение оружия для работы телохранителем или охранником.

Наличие судимости является основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.


Сроки погашения судимости

Согласно УК РФ, судимость погашается:

а) в отношении лиц, условно осужденных, по истечении испытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания;

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять судимость до истечения срока погашения судимости.

В случаях, специально предусмотренных федеральными законами, осужденный за преступление гражданин, независимо от того снята или погашена у него судимость, навсегда лишается права быть принятым на службу в полицию, прокуратуру, стать судьей.

Приведенный перечень ограничений для «судимых» не является исчерпывающим. Следует отметить, что эти ограничения введены и действуют в соответствии с Конституцией РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства


Право на труд

Что касается других сфер деятельности (кроме вышеуказанных), то согласно УК РФ, погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Следовательно, ограничений трудовой деятельности быть не может. Однако, на практике трудоустройство ранее судимых лиц - большая проблема. При приеме на работу на вопросы о судимости нужно отвечать уже при заполнении анкеты, эти же вопросы задают и при прохождении собеседования.

Государственные организации информацией о судимости интересуются при приеме на работу сотрудников любого уровня, особенно если соискатель желает устроиться в среднее и высшее звенья в финансовую сферу, а также на материально ответственные должности, на вакантные должности, связанные с информационными технологиями. Однако многое зависит от уровня и престижности вакантной должности. Если соискатель претендует на должность руководителя отдела в банке или компании, то информация о судимости будет проверена службой безопасности в обязательном порядке.

Но если судимость погашена или снята, то, заполняя анкету, ранее судимый соискатель может смело писать, что он не судим. Однако чтобы перестраховаться, лучше устраиваться в небольшие компании и на рядовые должности, как менеджер-консультант или продавец в отделе стройматериалов, когда судимость не имеет решающего значения. В таких случаях служба безопасности даже и не будет проверять кандидата, хотя служебный или личный интерес со стороны работодателя не имеет под собой никаких юридических оснований. Работодатель вправе запрашивать у соискателя лишь информацию, которая имеет отношение непосредственно к предстоящей работе.

Пресс-секретарь Министерства труда и социальной защиты населения РС (Я) Никита Прокопьев:

Согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ, установлен перечень документов, представляемых при заключении трудового договора, который не предполагает предоставление работодателям сведений о судимости. Но это если речь не идет о поступлении на госслужбу. Что касается остальных работодателей, то решение о внесении руководством компании такого пункта в анкету – не что иное, как их инициатива, и не всегда правомерная. В противном случае действия работодателей может быть расценено как дискриминация, о чем ясно сказано в ст. 3 Трудового кодекса РФ.

На практике бывает, что в бланках анкет о приеме на работу вместо графы «о наличии судимости» стоит вопрос: «Привлекались ли вы к уголовной или административной ответственности?» А это далеко не одно и то же. Зато для работников кадровых аппаратов это веская причина для принятия решения об отказе в приеме на работу по принципу: то ли он украл, то ли у него украли, но что-то было. Конечно, пытаться отстоять свои права можно, требуя письменный отказ в приеме на работу с обоснованием причины, но на практике получить его маловероятно. Но даже если отказа в письменном виде нет, все равно есть повод обратиться в суд за защитой своих прав. При наличии физических и моральных сил и времени.

Как показал соцопрос 500 российских компаний исследовательским центром портала SuperJob.ru, 8% работодателей готовы взять на работу человека, имеющего непогашенную судимость. Однако для пущей уверенности для принятия подобного решения они обычно желают подробнее ознакомиться с обстоятельствами совершенного преступления, за которое был осужден соискатель. Не хотят рисковать, принимая на работу человека с непогашенной судимостью, более двух третей респондентов (67%). Четверть респондентов (25%) затруднилась с ответом.


Осторожно, дискриминация!

Сложнее работодателю уволить работника, при проверке данных о котором, выяснится, что у него погашена или снята судимость, о которой он в анкете «умолчал». Среди оснований увольнения по инициативе работодателя такого основания как сокрытие наличия судимости или, тем более, сокрытие погашенной или снятой судимости в Трудовом кодексе нет.

Но если человека все же уволили по этой причине, то в приказе об увольнении сотрудника должна быть указана именно эта причина! Поскольку в судебном порядке впоследствии работника должны будут восстановить на работе. Более того, работник получит также денежное возмещение в размере среднего заработка за время, когда он был вынужден отстаивать в суде свою правоту. Также можно предъявить иск и за моральный ущерб.

Четкую позицию в решении вопросов по защите конституционного права граждан на труд (о приеме на работу) имеет Пленум Верховного Суда Российской Федерации.

При рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, суд учитывает, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации.

Между тем, при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения: подбор, расстановка, увольнение персонала. Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Трудовой кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения. Поэтому суды проверяют, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях через Службу занятости, СМИ, оглашено ли во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер. Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу. Вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.

Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, а не наличием судимости, то такой отказ является обоснованным.


Мечтать не вредно

В наше время проблемы, связанные с трудоустройством лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, необходимо решать, в том числе и путем создания или квотирования рабочих мест на предприятиях и организациях независимо от форм собственности. Причем, должны быть предусмотрены рабочие места не только рабочих специальностей, но и для инженерно-технического персонала и руководителей хотя бы среднего звена. И, конечно же, в первую очередь, для решения этих проблем на законодательном уровне необходимо принять закон. Но это в перспективе. А пока бывшие осужденные довольствуются лишь тем, что работают на чужого дядю за копейки и без заключения какого-либо трудового договора. И то, если повезет...

Как узнать о судимости?

Сведения о судимости учитываются и хранятся в информационных базах Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел РФ, информационных центров МВД субъектов Российской Федерации.

Доступ к такой информации ограничен, информация предоставляется только по запросам уполномоченных органов, должностных лиц, оперативных сотрудников.

Информация о погашенной судимости лица – это сведения, не составляющие тайны и не являющиеся позорящими в легальном смысле слова, но неизвестные большинству лиц, с которыми общается объект.

При приеме на работу в частную организацию в анкете, кроме вопроса о судимости, есть и такой вопрос: «Можно ли в отношении вас проводить сбор и проверку персональной информации?» Согласно Трудовому кодексу РФ, это не является дискриминацией - установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничения прав работников, которые определяются свойственными этому виду труда требованиями.

В настоящее время действует Приказ МВД РФ «Об утверждении инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости». Согласно инструкции, справки о наличии (отсутствии) судимости на территории РФ в нашей республике выдает информационный центр МВД РС (Я). Справка предоставляется заявителю на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при наличии нотариально заверенной доверенности. Не востребованные заявителями справки по истечении двух месяцев со дня окончания установленного срока рассмотрения заявлений списываются в дело с пометкой «справка заявителем не востребована».

Никакая коммерческая фирма (к каким относится и любой банк) не вправе обратиться в ИЦ с официальным запросом. Но, учитывая, что зачастую в службах безопасности банков, коммерческих фирм работают бывшие сотрудники милиции, у них, как правило, сохраняются связи неформального характера, и они эту информацию могут узнать через своих друзей – бывших коллег. Либо это может быть информация из ворованной базы данных. В любом случае официального характера эта информация носить не будет, однако может быть использована в повседневной работе.

Согласно закону о противодействии коррупции, в определенных случаях для трудоустройства лица, которое ранее занимало должность государственной или муниципальной службы, нужно согласие специальной комиссии - по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Поэтому если бывший высокопоставленный чиновник нашел себе новую работу, в том числе, по совместительству, он обязан обратиться в одну из таких комиссий (на федеральном или региональном уровне). Разрешение комиссии также понадобится, если планируется заключить стоимостью более 100 тысяч рублей в месяц.

Подробнее, как проходят заседания, сколько они длятся, как принимаются решения, желающие могут почитать в Указе Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821. Но в большей степени работодателя эти все процедуры не касаются. Ему важно, чтобы работник вовремя уведомил о прежней государственной или муниципальной службе. В противном случае трудовой договор или договор ГПХ придется аннулировать.

Что должен сделать будущий работодатель?

Правила для организаций, которые готовы принять на работу бывшего госслужащего, прописаны в:

  • Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Постановлении Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»;
  • а теперь еще в Методических рекомендациях Минтруда по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией.

Исходя из этих документов, предлагаем пошаговую инструкцию, как действовать будущему работодателю.

  1. Уточнить, нужно ли на трудоустройство разрешение специальной комиссии. Сделать это необходимо следующим образом:
    • Проверить, какую должность на государственной или муниципальной службе занимал будущий работник. Это можно сделать с помощью данных из трудовой книжки.
    • Определить, распространяются ли ограничения по трудоустройству на нового работника, исходя из норм Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 и Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557. Если должность там указана, не стоит оформлять трудовые отношения с гражданином до тех пор, пока он не получит согласие специальной комиссии.
    • Выяснить, входили ли в обязанности будущего работника функции государственного, муниципального (административного) управления организацией. К таковым относятся полномочия по приему обязательных для исполнения решений по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, а также полномочия по подготовке проектов таких решений. Если входили, не заключать никакой договор о сотрудничестве, пока не будет получено официальное разрешение от специальной комиссии.
  2. Дождавшись разрешения, заключить договор с новым сотрудником.
  3. Уведомить бывшего работодателя о трудоустройстве гражданина либо заключении с ним договора ГПХ. Это делается в течение 10 дней со дня заключения договора в следующих случаях:
    • Если было получено соответствующее разрешение из комиссии;
    • Если с момента увольнения гражданина прошло менее двух лет;
    • Если оплата по договору ГПХ превышает 100 тысяч рублей в месяц.
  4. Согласно постановлению правительства № 29 и рекомендациям Минтруда, такое уведомление оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя либо гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии). В информационном сообщении обязательно должны быть следующие данные:
    • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина. Если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние;
    • число, месяц, год и место рождения гражданина;
    • должность государственной (муниципальной) службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной (муниципальной) службы, по сведениям, содержащимся в трудовой книжке;
    • полное и сокращенное (при наличии) наименование организации-нового работодателя;
    • дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
    • дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен. Указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия (дата и номер гражданско-правового договора, его срок, в том числе сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);
    • наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
    • должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином. Указываются основные направления поручаемой работы (предмет гражданско-правового договора с кратким описанием работы (услуги) и ее результата, а также стоимости работ в рублях в течение месяца).
    • Если работодатель и последнее место работы отличаются, необходимо уведомлять и одного, и другого, рекомендует Минтруд. Такие ситуации возможны в отношении руководителей территориальных органов федеральных служб или агентств, находящихся в ведении федерального министерства: решение о назначении на должность принимает министр, а служебный контракт заключается с руководителем федеральной службы или агентства.
    Важно не ошибиться и при уведомлении бывшего работодателя в случае ликвидации/реорганизации государственного или муниципального органа. Пока работает ликвидационная комиссия, уведомления надо отправлять непосредственно в упраздняемый государственный/муниципальный орган, сказано в письме Минтруда от 1 июля 2016 г. N 18-2/В-421. После завершения работы ликвидационной комиссии сведения следует направлять в орган, который является правопреемником упраздненного. Если таковых несколько (как, например, было при упразднении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, когда функции были переданы Федеральному казначейству, Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе), то уведомление надо направить в тот орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение госслужащим своих должностных обязанностей по ранее замещаемой должности.
  5. Сохранить документы, подтверждающие отправку уведомления. Обязательно письмо надо зарегистрировать в журнале исходящей корреспонденции, затем можно сохранить квитанцию об отправке заказного письма с уведомлением либо вручить лично под подпись. Как именно отправить информацию, работодатель выбирает самостоятельно. Главное - чтобы обязанность по уведомлению была исполнена, поскольку за несоблюдение этого требования предусмотрено наказание.

Образец уведомления

Какие обязанности у бывшего работодателя?

В целом у государственного или муниципального органа, в котором раньше трудился гражданин, не так уж и много обязанностей. Если работник, занимавший должность, которая входит в список из Указа Президента № 557, уволился, и спустя 6 месяцев не сообщил о новом месте работы, бывший работодатель обязан обратиться в прокуратуру. Уже правоохранительные органы будут разбираться, чем занимается экс-чиновник.

Еще одна обязанность - реагировать на заявления бывших сотрудников о новом месте работы или заказчике, если планируется заключить договор ГПХ. В таком случае проверяется, нужно ли созывать специальную комиссию и давать разрешение на работу. Как правило, этим занимаются уже не кадровые работники, а администрация и секретариат государственного или муниципального органа.

Отметим, что Методические рекомендации Минтруда в основном повторяют требования закона о противодействии коррупции и Постановления правительства №29. Как говорят сами чиновники, они были выпущены для формирования единообразного подхода выполнения законодательства.

Проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин подчеркивает, что российский Минтруд не придумал ничего особенного: подобная практика информирования о трудоустройстве бывших государственных управленцев предусмотрена во многих странах. В России она тоже действует давно, но сейчас контроль ужесточается.

По данным Минтруда, ограничения на трудоустройство фактически затрагивают не так уж много чиновников - порядка 10 тысяч человек по всей стране. Это только те лица, на трудоустройство которых потребуется получить согласие спецкомиссии. Всего же, согласно официальной статистике, в федеральных государственных органах трудится 38 тысяч человек, а в регионах - еще 685 тысяч служащих. Конечно, не о каждом, но о большинстве из них власть хочет четко знать, кто и чем занимается.

Для тех предпринимателей, кто откажется сотрудничать, предусмотрена административная ответственность. В частности, согласно статье 19.29 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора действующего или бывшего государственного или муниципального служащего с нарушением требований закона о противодействии коррупции и статьи 64.1 ТК РФ штраф:

  • для граждан составляет от 2 до 4 тысяч руб.;
  • для должностных лиц - от 20 до 50 тысяч руб. (в данном случае необходимо будет доказать, что конкретный работник является лицом, на которого законом возложена обязанность по сообщению о заключении трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими);
  • для организаций - от 100 до 500 тысяч руб.

Наказать могут за неуведомление о заключении трудового договора или договора ГПХ, а также за нарушение срока направления соответствующей информации. Кроме того, привлечь к ответственности могут за заключение соглашения о сотрудничестве без согласия специальной комиссии.

При этом важно помнить, что Верховный суд РФ запретил признавать виновным работодателя, который не знал о замещении гражданином в течение двух последних лет должности на государственной или муниципальной службе. В Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ от 30.11.2016, сказано, что такие сведения работодатель получает из трудовой книжки. Если соответствующих записей нет, значит, сведений у него не было и наказывать его за нарушение закона нельзя.

Еще один важный момент. Согласно тому же Обзору, если бывший госслужащий трудоустраивается в учреждение, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, то у нового работодателя не возникает обязанности информировать о сотрудничестве с бывшим государственным или муниципальным служащим. По мнению судей, такое трудоустройство или заключение договора ГПХ «не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной (муниципальной) службе».

Как расторгнуть трудовой договор?

Если по каким-то причинам организации придется расторгнуть трудовой договор, важно правильно оформить соответствующую запись в трудовой книжке. На каком именно основании расторгать договор? Один из вариантов - на основании пп. 11 ч. 1 статьи 77 ТК РФ - «нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы».

Пример заполнения

Если, по разным причинам, после заключения трудового договора появилось уведомление спецкомиссии о несогласии на работу, кадровик должен вписать в качестве основания для расторжения трудового договора абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ - «заключение трудового договора в нарушение установленных Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности».

Трудоустройство иностранцев в Чехии сопровождается бюрократией - как для компании, так и для самого сотрудника. Чешским работодателям и работникам достаточно просто договориться между собой (подписать трудовой договор), после чего компания подаст сведения о новом сотруднике в управление социального страхования и медицинскую страховую компанию. При приеме на работу иностранцев в Чехии этот процесс на несколько шагов сложнее. В этом году условия их трудоустройства еще больше .

В последнее время чешские министерства, в особенности Министерство труда и социальных дел и Министерство иностранных дел, стали интенсивнее заниматься политикой в области труда. С одной стороны, они не могут не обращать внимания на миграцию более дешевой рабочей силы из-за границы, которая готова работать за меньшие деньги, чем чехи. С другой - они пытаются способствовать интеграции иностранцев, которые легально живут в Чехии, в чешскую трудовую систему.

Трудоустройство иностранцев и закон

Министерство труда и социальных дел является уполномоченным органом по координации интеграционной политики иностранцев в ЧР. На своем официальном сайте оно предлагает ознакомиться с полезной информацией о трудоустройстве иностранных граждан в Чехии.

Несмотря на то что условия трудоустройства иностранцев для чешских работодателей и самих сотрудников более строгие и сложные, компании и предприниматели в Чехии продолжают принимать на работу иностранных граждан как из Евросоюза, так и из третьих стран.

Законодательной базой в ЧР для основных условий трудоустройства иностранцев является Трудовой кодекс и Закон о занятости. Эти и другие сопутствующие законы определяют, понадобится ли иностранцу разрешение на трудоустройство и проживание в ЧР или его примут на работу на правах чешского гражданина.

С точки зрения трудового законодательства в Чехии различают три категории иностранцев:

- Иностранцы с ПМЖ (постоянным местом жительства), которым разрешение на постоянное проживание выдала Полиция ЧР. При трудоустройстве они имеют такие же права, как граждане Чехии, т.е. им не нужно получать разрешение на работу и их не касаются никакие ограничения (за исключением трудоустройства, которое требует наличия гражданства ЧР, например, на госслужбу).

- Граждане стран Евросоюза, Европейской экономической зоны и Швейцарии , а также члены их семей. Они имеют такие же права на трудоустройство, как граждане Чехии. Им не требуется разрешение на работу. Они имеют право на пребывание в Чехии на весь период трудоустройства.

К последней категории относятся иностранцы из третьих стран , которые должны получать разрешение на работу в соответствующих учреждениях по трудоустройству в ЧР, а также разрешение на долговременное пребывание, которое выдает полиция по делам иностранцев.

Обязанности работодателя

Работодателя всегда ожидает дополнительная бюрократия вне зависимости от того, кого он хочет нанять - гражданина ЕС или третьей страны. Прежде всего, он должен сообщить на биржу труда о приеме нового сотрудника - иностранца, и это должно произойти не позднее, чем в день выхода на работу последнего.

При трудоустройстве граждан ЕС необходимо заполнить бланк «Уведомление о поступлении на работу». Это нужно сделать даже в том случае, если чешская компания берет на работу гражданина Словакии. В этом заявлении необходимо описать вакансию, условия поступления на данную должность, включая информацию из Отраслевой классификации экономической деятельности, требуемую квалификацию, условия труда и др.

Если на работу принимают гражданина третьей страны, административный процесс будет сложнее. Работодателю нужно будет сообщать на биржу труда о прекращении трудовых отношений с иностранцем, а также обо всех изменениях в течение периода трудоустройства.

При приеме на работу иностранцев из третьих стран работодатель должен уведомить биржу труда о приеме иностранного гражданина с помощью бланка «Уведомление от работодателя о приеме на работу...» со всеми входящими данными. Обязанность своевременно информировать биржу труда обо всех изменениях трудовых отношений с иностранцем работодатель должен исполнять при приеме на работу как граждан ЕС, так и мигрантов из третьих стран.

Работодатель также обязан сохранять копии документов, которые подтверждают трудовые отношения с иностранцем на рабочем месте, включая разрешение на проживание в Чехии, даже если прошло три года с момента увольнения сотрудника.

Штрафы для работодателей

Если работодатель возьмет на работу иностранца без разрешения на трудоустройство или разрешения на долговременное пребывание в Чехии (при его необходимости), то он будет обязан взять на себя все расходы по экстрадиции иностранца.

Эти расходы включают в себя траты на проживание, питание, переезд и другие обязательные платежи. Избежать ответственности можно, если работодателю удастся доказать, что он не знал, что разрешение на пребывание в Чехии, предъявленное иностранцем, было поддельным.

Кому не требуется разрешение на трудоустройство в Чехии

Разрешение на трудоустройство (трудовая или синяя карта) не нужно иностранцам, которые получили ПМЖ или убежище в Чехии. Не нужно оформлять разрешение также тем иностранцам, которые будут работать в ЧР 7 календарных дней подряд или 30 дней в целом в календарном году , если речь идет о деятелях искусств, научном сотруднике, разработчике или исследователе, который является участником научного симпозиума.

Не требуется специальное разрешение иностранным учащимся и студентам в возрасте до 26 лет , спортсменам и лицам, которые обеспечивают в ЧР поставки товаров и услуг, осуществляют монтаж этих товаров на основании торговых договоров, а также проводят гарантийные и ремонтные работы.

Не требуется разрешение на работу иностранцам, которые систематически готовятся в Чехии к будущей профессии или находятся в командировке в Чехии в рамках оказания услуг компании в иной стране ЕС. Не нужно получать синюю карту также тем иностранцам, которые окончили среднюю школу или университет в Чехии .

Трудоустройство беженцев

Отдельной главой в законе о трудоустройстве иностранцев является прием на работу беженцев. Трудоустройство заявителя о международной охране в течение шести месяцев от подачи заявления невозможно - согласно закону.

Не соблюдая этот закон, работодатель допускает административное правонарушение или совершает уголовное преступление. После того как пройдет шесть месяцев с момента подачи заявления об убежище, беженцев можно брать на работу.

Проситель убежища обязан иметь действующее разрешение на трудоустройство, выданное региональным отделением Биржи труда ЧР. Лица, находящиеся под международной охраной (убежище или дополнительная охрана), имеют свободный выход на рынок труда и не должны получать разрешение на трудоустройство.

Граждане ЕС, Европейской экономической зоны и Швейцарии не рассматриваются законом при трудоустройстве как иностранцы. Они имеют такие же права в рамках трудовых отношений, как и чехи.

Трудовая карта в Чехии

Иностранцы из третьих стран обязаны получать разрешение на долговременное пребывание и трудоустройство . Речь может идти о так называемой «Трудовой карте», которая содержит в себе два вида разрешения (на проживание и трудоустройство). Выдает ее дипломатическое представительство ЧР в стране проживания иностранца. Продлением ее срока действия занимается Министерство внутренних дел Чехии.

Если работодатель будет просить местные органы в Чехии разрешить трудоустройство иностранца не из ЕС, он должен будет выполнить более строгие требования, чем если бы хотел взять на работу гражданина ЕС. При трудоустройстве гражданина не из Евросоюза работодатель должен подать заявку о вакантном рабочем месте , которое будет в первую очередь предложено гражданам ЧР через Министерство труда и социальных дел Чехии.

Если вакансией никто не заинтересуется, ее можно будет предложить иностранцу, при условии что его квалификация и другие качества соответствуют данной должности. Только после этого иностранец сможет получить трудовую карту.

Согласно § 98 закона о трудовой занятости, особенный режим распространяется на иностранцев, которые учатся, преподают, являются служителями церкви, военными и другими категориями лиц в ЧР.

Синяя карта

«Синяя карта» наделяет иностранца теми же правами, что и трудовая карта. Ее выдают иностранцам с высшим образованием при трудоустройстве на срок дольше, чем один год .

Если иностранец имеет ПМЖ на территории Чехии и у него есть надлежащее удостоверение, он может устраиваться на работу на тех же условиях, что и чехи. Таким образом, ему не требуется никакая карта.

Иностранец также может отдельно получить разрешение на трудоустройство и разрешение на долговременное пребывание. Это значит, что работодатель должен будет уведомить биржу труда о намерении принять на работу иностранца, а иностранный сотрудник затем будет подавать заявление о трудоустройстве у этого работодателя на конкретную позицию. Только после решения всех этих формальностей можно будет подать заявление на получение разрешения на проживание в Министерство внутренних дел ЧР.

Ограничение экономической миграции

С 2017 года ужесточаются условия пребывания иностранцев в Чехии, что связано с целью правительства ограничить экономическую миграцию. Власти говорят, что речь идет не об ограничении трудоустройства иностранцев и ужесточении условий их пребывания, а о стремлении установить равные правила для всех. Поправка к закону, между прочим, ограничит право иностранцев на воссоединение с семьей.

Измененное законодательство позволит останаливать процесс рассмотрения заявления о выдаче разрешения на пребывание в Чехии, если иностранец будет пропускать необходимые явки без уважительной причины или если он будет давать ложную информацию, поддельные документы, а также если у него появится судимость за умышленное уголовное преступление.

Изменения в законе также коснутся и агентств, которые трудоустраивают иностранцев в Чехии без разрешения биржи труда. Появится понятие ненадежного работодателя, который имеет долги по обязательным платежам, не оплачивает страховые взносы за сотрудников или допускает неофициальное трудоустройство. В таких случаях работодателю и вовсе запретят принимать на работу иностранцев.

Инвесторы смогут в упрощенном режиме получать разрешение на долговременное пребывание, но .

Появятся также визы для сезонных работников, которые смогут работать в Чехии не дольше 6 месяцев в календарном году.

Кроме того, будет введена новая карта внутреннего сотрудника предприятия, которая позволит иностранцам находиться в ЧР в течение полугода, если они работают здесь на позиции менеджера, специалиста или стажера в компании или корпорации с центральным офисом за пределами Евросоюза.

Более подробно и с примерами о новых правилах проживания иностранцев в Чехии читайте .

Вера Костамо, РИА Новости.

Новый закон, запрещающий работодателям указывать ограничения дискриминационного характера в объявлениях, даст возможность людям решить часть проблем с трудоустройством. Но ничто не мешает работодателю на собеседовании и при приеме сотрудника в компанию руководствоваться субъективными правилами. Закон, затрагивающий только текст объявления, ситуацию изменить вряд ли сможет.

Что теперь запрещено

Дискриминация по любым основаниям, которые не относятся к профессиональным качествам, при приеме на работу оказалась вне закона. Соответствующий документ подписан президентом и вступил в силу 15 июля.

Речь идет о таких понятиях, как пол, возраст, раса, цвет кожи, национальность, место жительства, отношение к религии, а также другие обстоятельства, не говорящие о деловых навыках соискателя.

К административной ответственности может быть привлечено любое лицо или организация, распространяющие информацию о вакансиях, в которой содержатся ограничения дискриминационного характера. Если подобные уточнения появятся в тексте объявления о вакансии, штраф для граждан составит от 500 рублей до 1 тысячи рублей, для индивидуальных предпринимателей - от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, для юридических лиц - от 10 тысяч до 15 тысяч.

Как работает дискриминация по-российски

Работодатели любят здоровых, молодых сотрудников, которые не болеют, не рожают детей и готовы работать с максимальной отдачей. И потому при приеме на работу устраивают довольно жесткий отбор соискателей, ориентируясь прежде всего на их физические показатели.

"Ситуация такая: мне 27 лет, замужем полгода, детей пока нет и в ближайшие пару лет не планируем, сейчас ищу работу. Все менеджеры по персоналу очень много внимания уделяют этому аспекту моего резюме, гораздо меньше времени тратят на обсуждение квалификации и опыта работы. Уже в нескольких местах по этому поводу отказали", - рассказывает москвичка Мария.

Медведев призвал женщин идти в суд при нарушении прав на рынке труда "Во всем цивилизованном мире женщины защищают самих себя в таких ситуациях, и это не зазорно, просто потому, что мир так устроен. Вот мне кажется, я здесь уже рассуждаю с позиции юриста, надо просто формировать судебную практику", - заявил Медведев на встрече с участницами Международного форума женщин.

По статистике, средний возраст женщин в РФ, рожающих первого ребенка, в 2012 году составил 25 лет. И часто возраст становится препятствием в трудоустройстве молодой женщины на работу. Сегодня женщина поставлена в жесткие рамки - или карьера, или рождение детей.

При этом даже сейчас, несмотря на принятый закон, нет гарантии, что работодатель, не указавший запрещенные теперь данные в тексте объявления, не применит их на практике. Если руководитель компании дал задание hr-специалисту найти на вакантное место мужчину 30-35 лет, вряд ли это место займет кто-то другой.

Власть гендерных стереотипов

Значительное число россиян воспринимают дискриминацию как норму. Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru выяснил, насколько сильны среди россиян гендерные стереотипы в отношении представителей разных профессий.

Как уверяют респонденты, "хороший специалист не имеет пола", "главное — не половая принадлежность, а профессионализм и уровень квалификации". Но тем не менее, значительная часть представителей и слабого пола (49%), и сильного (59%), например, больше доверяют инженерам и юристам - мужчинам. И список профессий, где предпочтение отдается мужчинам, достаточно длинный.

Крупная площадка для рекрутеров и соискателей, портал Superjob.ru, отреагировал на новый закон быстро. Поля, в которых были указаны дискриминационные требования, убраны из электронных шаблонов сайта. Но ничто не мешает работодателю приписать все эти требования непосредственно в тексте вакансии.

Работодатели списывают со счетов 50-летних соискателей - эксперты Эксперты рынка труда заявляют о дискриминации людей предпенсионного и пенсионного возраста в РФ при трудоустройстве: в каждой десятой вакансии существуют ограничения по возрасту, что лишает людей старшего поколения возможности найти хорошую работу, рассказал РИА Новости президент компании HeadHunter Юрий Вировец накануне Международного Дня пожилых людей, который отмечается 1 октября.

"Некоторые профессии по закону подразумевают возрастные или другие ограничения, - говорит президент портала Superjob.ru Алексей Захаров, - Но мы не можем знать подобных ограничений, специфических для конкретных профессий. Остальное - это ответственность конкретного работодателя".

Что светит людям старшего возраста

Сегодня рынок труда для людей, которым до пенсии осталось пять-десять, и даже 15 лет, фактически закрыт.

"Не раз сталкивалась с таким пунктом в объявлении о вакансии - крупным шрифтом - нужны специалисты до 40 лет. Много людей и после 40 полны энергии, идей, желания и, главное опыта. Как правило, у них меньше семейных проблем. Но как найти работу при таких ограничениях?", - говорит Светлана, специалист в фармацевтической отрасли.

Ищете работу? Надеемся, вы достаточно молоды Зарплатные ожидания российских студентов растут с каждым годом. Рекрутеры и предприниматели сходятся во мнении, что аппетиты выпускников далеко не всегда соответствуют их уровню квалификации, однако сегодня выпускников охотно принимают на работу, поскольку их запросы все же меньше, чем у работников с большим стажем.

Министерство труда и соцзащиты РФ, инициатор нового закона, предлагает не списывать людей предпенсионного возраста и пенсионеров со счетов, предоставив им возможность повысить квалификацию.

"В законе предусмотрена норма, в соответствии с которой регионам дается право за счет собственных средств организовывать профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации незанятых граждан, желающих возобновить трудовую деятельность, которым назначена трудовая пенсия по старости. Это позволит людям в возрасте повысить конкурентоспособность на рынке труда, и будет способствовать их трудоустройству", - говорят в пресс-службе Минтруда.

Впрочем, некоторые считают, что проблема дискриминации - достаточно надуманная.

"В фирмах мы видим и матерей-одиночек, и отцов-одиночек, и представителей сексуальных меньшинств — и это никого не смущает. В конкурентной среде мы вынуждены обращать внимание на уровень профессионализма, дабы не проиграть", - говорит Алексей Захаров.

Да и возраст соискателя часто не имеет значения, считает глава Superjob.ru: "Тот, кто все списывает на возраст, просто не хочет объективно смотреть на ситуацию".

Выбор между пенсионером и мигрантом

Демографическая ситуация в России в ближайшие десятилетия будет диктовать работодателям особые правила игры на рынке труда.

По данным Минтруда, уже в 2014 году численность пенсионеров составит 38,58 миллиона человек, в 2015 году — 39 миллионов человек, в 2016 году — 39,4 миллиона человек. Многие эксперты прогнозируют, что к 2035 году в России количество работающих россиян сравняется с числом пенсионеров.

Так что работодатели либо будут охотнее брать людей старшего возраста, либо заполнять вакансии мигрантами.

Пребывание на территории России граждан другого государства всегда должно быть легальным, соответственно, все манипуляции с документами и оформлением трудоустройства таких граждан также должны осуществляться строго в рамках закона.

Возможно, в качестве предпринимателя вы уже могли столкнуться со сложностями в официальном оформлении на работу иностранца. Могли даже окрестить про себя этот процесс головной болью, однако поиск путей "попроще" в этом отношении вроде найма нелегалов – это не выход из ситуации, поскольку подобные шаги могут обернуться для вашей компании большими штрафами, а для бизнеса – уроном.

В этой статье рассмотрим вопросы, касающиеся правового положения иностранных работников и правила их приема на работу в 2018 году.

Статус иностранного гражданина

Первым делом вы должны выяснить статус иностранного гражданина. Порядок оформления на работу вашего будущего сотрудника зависит именно от этого. Всего статусов три:

  • временно пребывающие на территории РФ. К этой категории относятся иностранные граждане, которые работают по визе или миграционной карте;
  • временно проживающие в России. Это те иностранцы, у которых есть разрешение на временное проживание в стране, выдаваемое сроком до 3 лет;
  • постоянно проживающие в России иностранные граждане, у которых есть вид на жительство, выдаваемый сроком на 5 лет (документ может продлеваться по мере необходимости).

Прием на работу иностранца с видом на жительство

Иностранного гражданина, у которого есть вид на жительство, принимают на работу точно так же, как и гражданина России. Дополнительных разрешений в данном случае не требуется, однако работодателю нужно внимательно отнестись к проверке срока действия ВНЖ.

Кроме того, принимая на работу, такого иностранца, вы должны в трехдневный срок уведомить территориальное отделение МВД России о заключении трудового договора. Это правило установлено пунктом 8 статьи 13 закона о правовом положении иностранцев. И никаких исключений для постоянно проживающих иностранцев не предусмотрено.

Прием на работу иностранного гражданина с разрешением на временное проживание в России

Прием иностранца, имеющего разрешение на временное проживание в России, производится по аналогии с приемом гражданина иностранного государства, имеющего здесь ВНЖ. Однако тут стоит отметить, что свой статус временно проживающего такой работник должен ежегодно подтверждать в миграционной службе.

Прием на работу временно пребывающих иностранных граждан

Именно эта категории иностранцев относится, согласно пункту 1 статьи 2 закона о правовом положении иностранных граждан, к иностранным работникам. Порядок приема их на работу будет зависеть от того, нужна ли иностранцу виза для въезда на территорию России или нет.

Прием на работу временно пребывающего визового иностранца

Чтобы принять на работу временного пребывающего визового иностранца, нужно выполнить некоторый ряд действий:

  • направить заявку о потребности в специалистах в службу занятости, чтобы государственные органы подтвердили целесообразность привлечения иностранных работников;
  • подать в миграционную службу заявление на получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • уплатить госпошлину, которая составляет 10 000 рублей за каждого иностранного работника;
  • подать в территориальное отделение ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд иностранному гражданину.

В течение 20 рабочих дней после этого вам должны будут выдать приглашение, за которое нужно будет уплатить государственнуй пошлину размером 800 рублей.

После этого вам нужно будет обратиться в ГУВМ МВД России за разрешением на работу для иностранца. Вам нужно будет составить пакет документов, который в обязательном порядке должен включать заявление, фотографию иноземца, копию паспорта. Также при этом потребуется уплатить госпошлину – 3 500 рублей.

После этого вы сможете уведомить миграционную службу о прибытии иностранца (сделать это нужно в срок до 3 дней) и заключить с ним трудовой договор.

Прием на работу временно пребывающего безвизового иностранца

Для того чтобы принять на работу иностранца, у которого нет визы, вам не нужно будет получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Однако самому иностранцу в этом случае потребуется патент для работы в России.

Форма патента утверждена приказом ФМС России от 8 декабря 2014 года № 638 . Стоимость разрешения на работу рассчитывается с учетом региона трудовой деятельности и срока.

Иностранные граждане, устроившиеся на работу по патенту, могут трудоустраиваться только в тех регионах, где он выдан. При этом нужно учитывать, что без визы такой работник может работать в одной компании не более двух лет подряд. По истечении же этого срока иностранному гражданину придётся выехать с территории РФ и снова въехать. Только потом он в уполномоченное ведомство за получением нового патента в качестве вновь прибывшего иностранца.

Для того чтобы оформить патент, иностранцу (или его доверенному лицу) необходимо обратиться с заявлением и полным пакетом документов-приложений к нему в ГУВМ МВД России. После проверки предоставленных сведений просителю будет выдан разрешительный документ. Обязательными условиями действительности патента признаны оплата взносов и законность пребывания в стране.

Важно! Патент на работу иностранных граждан в 2018 году выдают на срок от 1 месяца до года. При этом он может быть продлен на период от одного месяца.

Полученный патент может быть продлен, но озаботиться этим вопросом нужно будет не менее чем за 10 суток до окончания действия документа. Основанием увеличения периода выступает ходатайство работодателя.

Если же срок патента истек, то договор с иностранным сотрудником должен быть расторгнут или же такой сотрудник должен быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей.

Иностранцам, которые временно или постоянно проживают в России, получать патент не нужно.

Без оформления каких-либо дополнительных разрешительных документов в нашей стране могут трудиться граждане стран СНГ (Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана). Это предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Патент на работу требуется гражданам Абхазии, Азербайджана, Узбекистана, Украины.

Патентное правило не касается граждан ДНР, даже временно пребывающих, поскольку данная категория соискателей имеет статус беженцев и, в соответствии с законодательством, покупать патент не должна.

Особенности заключения трудовых договоров с иностранцами в 2018 году

Постановлением Правительства РФ № 1467 от 4 декабря 2017 года были введены ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2018 году. Таким образом, действие документа, регулировавшего предельно допустимый удельный вес сотрудников-мигрантов в штате организаций в минувшие годы, было продлено.

Так, например, удельный вес иностранцев в штате организаций сухопутного пассажирского транспорта в 2018 году снижен на 2% и составляет 28% от общей штатной численности персонала (30% - в 2017 году), в штате организаций в области спорта остался без изменений.

Сравнительная таблица ограничений по удельному весу иностранных граждан в штате российских компаний (в %).

Направление экономической деятельности организации 2017 год 2018 год
Выращивание овощей (исключение составляют некоторые регионы страны) 50 (за исключением некоторых регионов)
Розничная торговля в нестационарных объектах и на территории рынка 0 0
Розничная реализация лекарств через специализированную сеть – аптеки 0 0
Торговля в розницу любыми товарами без привязки к конкретной стационарной точке 0 0
Прочий сухопутный пассажирский транспорт 30 28
Розничная торговля табачными изделиями через специализированные торговые объекты 15 15
Розничная реализация алкогольных напитков в стационарных объектах 15 15
Автомобильный грузовой транспорт 30 28
Прочая деятельность в сфере спорта 25 25

По-прежнему не допускается трудоустройство иностранных граждан в таких отраслях экономики страны, как

  • розничная реализация медикаментов через аптечную сеть;
  • торговля в розницу на рынках и через нестационарные торговые павильоны, точки;
  • любая розничная торговая деятельность без привязки к конкретному адресу места на рынке, магазина или палатки.

Штрафы

Если работодатель пренебрег правилами приема на работу иностранцев, то в отношении его могут быть применены санкции в виде административного штрафа, размер которого будет зависеть от правового статуса нарушителя.

Если работодатель не подает уведомление в МВД или нарушает сроки подачи или форму подачи уведомления, то в городах федерального значения, таких как Москва и область, также как Петербург и Ленобласть, на него накладывается штраф в размере

  • от 5 000 до 7 000 рублей на граждан Российской Федерации (физические лица);
  • от 35 000 до 70 000 рублей на должностные лица;
  • от 400 000 до 1 000 000 рублей на юридические лица.

Также в качестве наказания возможно приостановление деятельность организации на срок от 14 до 90 суток. Как вы понимаете, не в ваших интересах игнорировать установленные государством правила.