7 право граждан на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду как основное конституционное право граждан

  • 5.Предмет, метод, принципы и система экологического права.
  • 6.Экологические нормы и правоотношения (структура, виды, особенности).
  • 7.Место экологического права в системе российского права. Его взаимодействие с другими отраслями права.
  • 9.Конституционные основы экологического права.
  • 10.Право граждан на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан.
  • 11.Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы (формы, субъекты, объекты, содержание).
  • 12.Право собственности на недра в рф. Право собственности на водные объекты.
  • 13.Право собственности на леса в рф. Право собственности на животный мир.
  • 14.Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 15.Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав природопользователей.
  • 16.Общая характеристика пользования недрами.
  • 17.Общая характеристика пользования водными объектами
  • 18.Общая характеристика пользования лесами
  • 19.Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 20.Правовое регулирование охоты и рыболовства.
  • 21.Правовая охрана природных объектов (понятие, содержание)
  • 22.Правовая охрана недр.
  • 23.Правовая охрана вод
  • 1) Общие требования:
  • 2) Специальная охрана водных объектов от загрязнения, засорения и истощения
  • 24.Правовая охрана лесов.
  • 25.Правовая охрана животного мира.
  • 26.Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 27.Понятие и общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 28.Виды, органы и функции управления.
  • 29.Экологический мониторинг
  • 30.Экологическое нормирование.
  • 31.Оценка воздействия на окружающую природную среду.
  • 32.Экологическая экспертиза.
  • 33.Экологическое лицензирование.
  • 34.Техническое регулирование, экологическая стандартизация и сертификация.
  • 35.Экологический аудит.
  • 36.Экологический контроль.
  • 37.Учет компонентов и объектов окружающей среды.
  • 38.Экономический механизм в экологической сфере.
  • 39.Платность использования природных ресурсов (виды платежей).
  • 40.Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 41.Экологическое страхование.
  • 42.Ответственность за экологические правонарушения (понятие и структура экологического правонарушения).
  • 43.Административная и уголовная ответственность в экологической сфере.
  • 44.Дисциплинарная ответственность и имущественная ответственность
  • 45.Эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
  • 46.Правовая охрана окружающей среды в промышленности.
  • 47.Правовая охрана окружающей среды в населенных пунктах.
  • 48.Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве.
  • 49.Правовой режим государственных природных заповедников и государственных природных заказников.
  • 50.Правовой режим национальных, природных парков.
  • 51.Правовой режим памятников природы, ботанических садов и дендрологических парков.
  • 52.Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
  • 53.Международно-правовая охрана природной среды.
  • 54.Международные экологические организации.
  • 10.Право граждан на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан.

    Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных естественных прав человека. Это право, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, - право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду впервые в России, а точнее - в СССР, было закреплено в Декларации прав и свобод человека, принятой в 1991 г. Съездом народных депутатов СССР. А позднее - в Конституции 1993 г.

    Под экологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

    По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

    Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Консти­туцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К междуна­родным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

    Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

    В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конститу­ция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения чело­века таких прав. Они являются правами субъективными и естест­венными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.

    К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разно­видности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на ра­диационную безопасность, право граждан на пребывание в лесах и др.

    Выделение в предлагаемой классификации категории «иные экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государственному обеспечению и защите.

    Наряду с представленной выше классификацией, экологичес­кие права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности.

    Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юридически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав.

    Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).

    Политические права граждан выражают возможности индиви­да на участие в осуществлении государственной власти (посредст­вом проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государствен­ных органов и должностных лиц, а также их бездействия, наруша­ющих экологические права граждан).

    Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня эколо­гической культуры человека.

    Социальные и экономические права призваны обеспечить чело­веку достойный жизненный уровень с учетом экологических ха­рактеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружаю­щей среды, право на экологическое образование.

    С учетом важности экологических интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной раз­новидности прав.

    ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, оно затрагивает основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Раскрывая значение права на благоприятную окружающую среду, можно сказать, что это право на возможность существовать при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, возможность использовать систему средств, устраняющих угрозу биосфере страны, которые вызваны человеческой жизнедеятельностью.

    Традиционно рассматриваемое право относится исследователями к числу социальных прав. Однако на этот счет существует две точки зрения, по которым право на благоприятную окружающую среду относят к социальным и к личным правам.

    Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Неблагоприятной же будет окружающая среда, сама по себе губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь.

    Термин «окружающая среда» следует понимать в его широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища и т.п.). Это среда обитания и производственной деятельности человека, все, что окружает и каким-либо образом влияет на него. В результате право человека на благоприятную окружающую среду включает в себя права на благоприятные условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, на высокое качество и безопасность продуктов питания, изделий народного хозяйства, а также на природную среду.

    Важное место среди экологических прав граждан занимает право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое означает возможность получения заинтересованными субъектами объективной и неискаженной информации о состоянии окружающей среды при помощи закрепленных в законодательстве способов. Такая информация позволит гражданам принять своевременные меры по защите своей жизни, здоровья, имущества от неблагоприятных воздействий природных явлений, природных и техногенных катастроф. Таким образом, граждане и общественные объединения вправе требовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гидрометеорологических и других органов, предприятий, учреждений, организаций предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

    Помимо права на достоверную информацию гражданам принадлежит и право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением . Юридические и физические лица, виновные в экологическом правонарушении, причинившем ущерб здоровью или имуществу граждан, возмещают его в полном объеме. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов. При определении ущерба, нанесенного имуществу, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости имущества, в том числе строений, жилых и производственных помещений, оборудования и, как правило, упущенная выгода.

    Законодательство в области охраны окружающей среды кроме Конституции России 1993 г. (ст. 42) состоит из Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов России, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» лежит в основе всего экологического законодательства, но само оно шире и является комплексной отраслью, включающей в себя:

    • законодательство о земле;
    • законодательство о недрах и континентальном шельфе;
    • лесное законодательство;
    • водное законодательство;
    • законодательство об охране и использовании животного мира;
    • законодательство об охране атмосферного воздуха;
    • законодательство о геодезии и картографии;
    • законодательство о гидрометеорологии.

    Экологическое законодательство является важнейшим инструментом демократизации российского общества, обеспечения интересов и потребностей человека, обеспечения безопасности.

    Это право принадлежит к числу общечеловеческих ценностей, естественных прав человека и гражданина, затрагивающих самые основы его бытия, связанные с поддержанием материальных и духовных условий жизни.

    Одним из основных международных документов по во­просам экологии является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на конференции ООН is Рио-де-Жанейро (1992). Принцип 1 Декларации гласит: «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой». Принятие Декларации стало важнейшим этапом в международно-правовом признании права человека на жизнь в благоприятных условиях окружающей среды.

    Конституция РФ в статье 42 закрепила экологические права граждан. Данная статья включает, по существу, три самостоятельных, но неразрывно связанных между собой экологических прав человека и гражданина:

    1) на благопри­ятную окружающую среду,

    2) на достоверную информацию о ее состоянии и

    3) на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    В Законе «Об охране окружающей среды» благоприят­ная окружающая среда определяется как среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование есте­ственных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Это общее юридическое опре­деление. Существует также более конкретное, научное определение этого понятия. Среда является благоприят­ной, если ее состояние соответствует установленным в эко­логическом законодательстве нормативам, касающимся ее:

    а) чистоты (незагрязненности),



    б) ресурсоемкости (неисчерпаемости),

    в) видового разнообразия,

    г) эстетического богатства.

    Объективно человек не может не воздействовать на окружающую среду - не извлекать минеральных ресур­сов, не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие веще­ства и т. д. Проблема заключается в том, чтобы были уста­новлены научно обоснованные пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью экологическое право устанавли­вает так называемое экологическое нормирование, т. е. за­крепленные в правовых документах экологические крите­рии (нормативы) предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на среду.

    Основным документом, закрепившим требования по экологическому нормированию, является Закон «Об охране окружающей среды». В главе V «Нормирование в области охраны окружающей среды» определена система экологи­ческих нормативов, куда входят: нормативы качества окружающей среды, нормативы предельно допустимого вред­ного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) и нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

    Коротко поясним, что нормативы качества - это нор­мативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вред­ных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий (например, ПДК двуокиси азо­та (N0 2) в атмосфере воздуха не должно превышать 0,085 мг/м 3 , соляной кислоты (НС1) - 0,2 мг/м 3 и т. д.).

    Нормативы ПДВ фактически помогают регулировать соблюдение нормативов качества окружающей среды, по­скольку устанавливают предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов веществ для различных источников воздействия на окружающую среду (ст. 23).

    А нормативы допустимого изъятия природных ресур­сов (ископаемых, водных, земельных, лесных, животного мира и т. д.) устанавливаются с целью предупредить их ис­тощение. Такие нормативы разрабатываются с учетом воз­можностей воспроизводства (ст. 26), но, к сожалению, да­леко не всегда осуществляются на практике.

    Следует отметить, что, по мнению правоведов, не все экологические нормативные акты приведены в соответ­ствие с требованиями Закона «Об охране окружающей сре­ды». Так, в Законе «О недрах» все еще отсутствуют требо­вания о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. Ученые связывают такие правовые пробелы с отсут­ствием государственной воли на запрет безразмерной добы­чи ресурсов для продажи за рубеж. Отвечает ли такое по­ложение вещей интересам общества, особенно интересам будущих поколений? К чему ведет страну, ее экономику подобное «ресурсоограбляющее» развитие? Как экологиче­ское право может воздействовать на сложившуюся ситуа­цию? Подумайте, найдите свои аргументы.

    Для удовлетворения эстетических потребностей человека и сохранения видового разнообразия выделяются особо охраняемые природные территории - заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады, ку­рортные зоны и т. д.

    Право на информацию также является основополагаю­щим правом личности и провозглашается во Всеобщей дек­ларации прав человека. Конституция РФ (ст. 42) закреп­ляет право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Оно закреплено в ряде фе­деральных законов и прежде всего в Законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11).

    Информация как юридическое понятие - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Достоверной информацией о состоянии окружающей среды являются сведения, которые отражают реальное, неискаженное со стояние окружающей среды. Такой информацией в первую очередь располагают государственные органы, имеющие специальные полномочия в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов (Министерство природных ресурсов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и др.).

    Право на информацию конкретизируется также в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» (1995). Этот закон устанавливает, во-первых, что пользователи информации (это могут быть организации, а также граждане) обладают равными права ми на доступ к государственным информационным ресурсам (за исключением информации с ограниченным доступом). И во-вторых, что на органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность создавать доступные для каждого информационные ресурсы и в пределах своей компетенции осуществлять информационное обеспечение пользователей. Закон запрещает ограничи­вать доступ к информации о чрезвычайных ситуациях, ко­торая необходима для обеспечения безопасности граждан.

    Для тех, кто внимательно изучал историю, не секрет, что в нашей стране долгие годы процесс распространения информации был под властью государства. Получение гражданами достоверной информации нередко полностью исключалось. К числу самых страшных примеров молено отнести сокрытие властями информации о крупнейшей в нашей истории аварии на складе радиоактивных веществ производственного объединения «Маяк» под Челябинском в 1957 г. Население своевременно не предупредили. Сего­дня трудно подсчитать число погибших и пострадавших от радиации. Их тысячи. История повторилась в 1986 г. в Чернобыле: власти почти неделю скрывали информацию о взрыве на одном из реакторов АЭС, а когда скрывать стало уже невозможно, не сочли нужным объяснить, в чем состо­ит опасность радиоактивного излучения. Тысячи людей стали жертвами радиации. Такова трагическая плата за нарушенные права человека.

    Конституция РФ (ч. 3, ст. 41) установила ответствен­ность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоя­тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. У вас есть возможность самим судить о том, как выполня­ется эта статья.

    Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность.



    Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.

    10. Право на достоверную информацию о состоянии окружаю­щей среды. Источники экологической информации.

    Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть представлено в широком и узком смыслах. В первом случае речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью) и в силу стихийных природных катаклизмов (землетрясение, наводнение, сель и т.д.).

    В узком смысле данное право может рассматриваться как субъективное право конкретных лиц располагать сведениями о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы). В этом же смысле право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, чьи родственники проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым туда на работу или в командировку.

    Право требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей среды и мерах ее охраны для граждан, общественных объединений, юридических лиц предусмотрено в ст. 11 и 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 18 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 67 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ст. 47 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ, ст. 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и др.

    Предоставление права на достоверную информацию о ее состоянии является важным моментом в конституционном закреплении права на благоприятную окружающую среду. Исключение составляют лишь сведения, содержащие государственную тайну.

    В Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" сказано, что сведения, касающиеся чрезвычайных происшествий и катастроф, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствий; стихийных бедствий, их официальных прогнозов и последствий, а также состояния экологии, здравоохранения, санитарии и демографии не могут быть засекречены*(206). Определенное правовое регулирование получила и деятельность коммерческих структур по засекречиванию сведений, относящихся к коммерческой тайне. Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", коммерческую тайну на предприятиях не могут составлять "сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом"*(207). Здесь же следует сказать, что Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещает ограничивать доступ к информации о состоянии окружающей среды*(208).

    Таким образом, граждане могут требовать от государственных и коммерческих предприятий предоставления полных сведений о состоянии окружающей среды.

    Однако здесь возникают проблемы. По причине отсутствия в российском законодательстве специального определения понятия экологической информации формулировки о ее доступности (открытости) несколько уязвимы с точки зрения защиты прав граждан, поскольку они прямо не называют информацию о факторах воздействия.

    В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" под государственной тайной понимаются "защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации". Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утвержден самим Законом РФ. В этом Перечне есть ряд категорий, в которых так или иначе могут содержаться сведения экологического свойства.

    11. Права общественных формирований в области охраны окру­жающей среды.

    Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастают при объединении усилий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

    Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в ст. 13 Закона «Об охране окружающей природной среды».

    Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:

    а) разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;

    б) за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

    в) рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

    г) требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны;

    д) организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;

    е) требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

    ж) ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.

    В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.

    Экологическое право представляет собой отрасль юриспруденции, содержащую в себе правовые предписания, регулирующие следующие виды деятельности:

    Создание единого природоохранного экологического законодательства;

    Использование человеком окружающей среды и природных ресурсов;

    Охрана окружающей среды от разрушительного антропогенного и технологического вмешательства;

    Установление видов ответственности за нарушение экологического законодательства, правил и норм природопользования;

    Другие виды деятельности, имеющие отношение к человеческому взаимодействию с окружающей средой.

    Особенности экологического права

    Экологическое право имеет сейчас уникальную возможность стать высокоразвитым правовой отрасль, исполнению норм которой будет уделяться большой общественный вес.

    В связи с возрастанием количества правонарушений в сфере экологии, касающихся не только разрушения самих природных комплексов, но и нарушением права каждого гражданина на благоприятную экологическую среду и утаивания информации про реальное положение дел по охране значимых природных объектов, каждый гражданин должен иметь четкое представление о следующих вопросах:

    Какие законы Российской Федерации регулируют основы природопользования в России;

    Что можно, а что нельзя делать на лоне природы, что означает понятие «экологическое преступление», а именно какие действия образуют состав экологических преступлений;

    Что входит в совокупность экологических прав человека и гражданина;

    Какие способы предусмотрены законом для восстановления нарушенных экологических прав человека и гражданина

    Право граждан на благоприятную окружающую среду

    Право граждан на благоприятную окружающую среду означает предусмотренную законом возможность каждого гражданина наслаждаться чистыми и незагрязненными природными ресурсами: водоемами, лесами, почвой, полями, и другими природными комплексами и одновременно с этим предусмотренную законом обязанность государства обеспечить эффективные условия для сохранения окружающей среды, чтобы права граждан на благоприятную окружающую среду не ущемлялись.

    В настоящее время право граждан на благоприятную окружающую среду всячески ущемляется. В Уголовном Кодексе Российской Федерации предусмотрены целые составы экологических преступлений - то есть подробно описаны те действия/бездействия, совершенные в отношении природных ресурсов и животного мира, которые запрещены на территории РФ и являются противозаконными.

    Вот некоторые из составов преступлений:

    Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (статья 247 УК РФ);

    Незаконная добыча водных животных и растений (статья 256 УК РФ);

    Незаконная охота (ст. 258 УК РФ);

    Незаконная порубка леса (ст. 260 УК РФ);

    Уничтожение популяций организмов, занесенных в Красную Книгу РФ (ст. 259 УК РФ).

    Способы защиты экологически прав

    Чаще всего, граждане сами не в силах остановить тот или иной произвол со стороны государственных органов, совершающийся в ущерб окружающей среде.

    Государственные органы и должностные лица могут бездействовать, когда нужно проявить властные полномочия и запретить, например, незаконную вырубку леса вблизи озера (чтобы оно не обмелело) или наоборот, могут санкционировать охоту обеспеченных людей в опасных для природы количествах и заповедных местах.

    Но сознательным людям, для которых сохранение природного наследия- это вопрос активной жизненной позиции, следует помнить,ч то на основании двух Федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об обжаловании в суд решений и действий, нарушающих права и свободы граждан» граждане имеют право обратиться с исковым заявлением в судебные инстанции и отстоять свое право на чистую и сохраненную окружающую среду.