В каких метеоусловиях запрещается эксплуатация бульдозера. Техника безопасности при эксплуатации бульдозер

Требования безопасности при работе на бульдозере

1. Тракторист-бульдозерист должен работать в облегающей тело одежде.

2. До начала смены бульдозерист должен осмотреть место работы. При наличии больших камней, пней и других предметов необходимо принять меры к их удалению. Около мест подземных сооружений администрация обязана поставить предупредительные знаки.

Вблизи подземных коммуникаций и сооружений разрешается работать только в присутствии мастера или производителя работ.

3. Разработка грунта бульдозером вблизи электрокабелей, находящихся под напряжением, запрещается.

4. При обнаружении не предусмотренных ранее подземных сооружений работу на прилегающем участке необходимо прекратить и доложить мастеру или производителю работ.

5. При продольном движении по свеженасыпанному грунту во избежание сползания бульдозера под откос не разрешается приближаться к бровке откоса ближе чем на 1 м.

6. Выдвижение ножа бульдозера за бровку откоса при сбросе грунта запрещается.

7. Зимой для предохранения стекол кабины от замерзания их следует протирать глицерином.

8. В темное время суток место работ должно быть освещено.

9. Во время работы бульдозерист должен непрерывно наблюдать за отвалом; при ударе ножа о препятствие необходимо остановить трактор.

10. Нельзя производить резкие повороты при заглубленном ноже.

11. Скорость трактора должна соответствовать выполняемой операции.

12. При отсутствии кабины бульдозерист должен иметь защитные очки, предохраняющие глаза от пыли; в жаркое время необходимо устанавливать зонт для защиты от солнца.

14. При работе на бульдозере с канатным управлением необходимо:

а) ежедневно тщательно осматривать канаты (сращивание стальных канатов узлами или скрутками запрещается);

б) систематически проверять и регулировать работу фрикционных муфты и тормоза лебедки. Регулирование следует производить при опущенном отвале;

в) перед работой осматривать место за крепления каната на барабане лебедки;

г) не допускать перегрева фрикционных барабанов и тормозных лент лебедки.

15. При работе на бульдозере с гидравлической системой управления необходимо:

а) следить за исправностью предохранительного клапана, служащего для перепуска масла из распределителя в бак;

б) тщательно затянуть соединения гибких рукавов во избежание пропускания масла;

в) в случае разрыва гибких шлангов выключить насос и остановить трактор;

г) контролировать регулирование предохранительного клапана только при помощи манометра. Категорически запрещается регулировать клапан на глаз, так как чрезмерная затяжка его может привести к аварии.

16. При работе на бульдозере запрещается:

а) производить во время работы двигателя регулирование, крепление, смазку механизмов;

б) сходить с площадки управления и входить на нее во время движения;

в) находиться в пределах призмы обрушения у нераскрепленных котлованов и траншей.

К работе на бульдозере допускается машинист, достигший 18 лет, прошедший соответствующее обучение и имеющий удос­товерение, подтверждающее это.

При работе машинист обязан соблюдать следующие правила:

1. Перед запуском двигателя необходимо поставить рычаг коробки пере­дач в нейтральное положение, а машину затормозить стояночным тор­мозом.

2. Запрещается оставлять машину с работающим двигателем без присмот­ра. При необходимости отлучиться от машины двигатель необходимо заглушить и включить стояночный тормоз.

3. Нельзя оставлять машину на уклонах и приближаться к откосам насы­пи или выемки, во избежание их обрушения.

4. Во время работы посторонним лицам запрещено находиться в кабине.

5. Во время работы с заглубленным отвалом запрещает­ся делать повороты машины.

6. В случае сброса грунта под откос или засыпки траншей поперечным ходом нельзя выдвигать отвал за край насыпи, так как это может при­ вести к сползанию бульдозера.

7. При заднем ходе бульдозера отвал должен быть приподнят.

8. Снятие или установку сменного и дополнительного оборудования, а так­ же другие тяжелые работы должны выполнять не менее двоих рабочих.

9. Запрещается во время работы бульдозера удалять из-под отвала случай­ но попавшие предметы.

10. Запрещается регулировать, исправлять и смазывать бульдозер на ходу или при работающем двигателе.

12. При работе с аккумулятором нужно остерегаться попадания электролита на тело, одежду и обувь.

13. Техническое обслуживание и ремонт бульдозера нужно проводить толь­ ко после полной остановки двигателя.

14. Необходимо использовать исправ­ные инструменты, предусмотренные нормативами.

16. Не производить сварочные работы на трубопроводах, подсоединенных к гидравлическому приводу.

17. Во время работы бульдозера не производить разработку грунта при продольном уклоне свыше 30°.

18. Не подтягивать гайки гидропривода, находящегося под давлением.

19. Не делать перекос при максимально поднятом или опущенном отвале.

20. Перед разработкой грунта получить сведения об отсутствии на площадке подземных коммуникаций.

21. Запрещается производить максимальный подъем отвала при его максимальном перекосе во избежание поломки гидроцилиндров.

При производстве любых работ уклоны на подъемы и спусках, а также крены в поперечном направлении не могут превышать предельных значений, указанных заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации. Обычно эти значения не превышают для подъемов 25, спусков 35, для боковых кренов 12-15.

При сбросе грунта под откос поперечными ходами нельзя выдвигать отвал за край насыпи, так как в этом случае машина может сползти вниз. При движении бульдозера вдоль откоса или насыпи его ходовая часть не должна выходить за их края. Такие же требования соблюдают при засыпке траншей поперечными, косыми и продольными ходами бульдозера. Нарушение этих правил может вызвать обрушение стенок траншеи и сползание в неё всей машины.

Высота перемычек между траншеями при производстве любых работ траншейным способом не должна превышать высоту отвала, так как в противном случае возможно случайное обрушение грунта.

Сбрасывать грунт под откос методом работы через вал следует без заезда ходовой частью на разрыхленный грунт, находящийся за краем откоса, иначе вместе с рыхлым грунтом машина может сползти вниз по откосу.

При работе на косогорах следует создавать небольшой (3-7) обратный уклон полки или террасы, что исключит возможность сползания трактора по склону или обрушения края разработанной полки или террасы вниз.

Расчищать местность от кустарника и мелколесья, а также сооружать пионерные дороги и пробивать трассы следует с большой осторожностью, так как при выполнении таких работ возможно повреждение радиатора, кабины, облицовки и других узлов базового трактора деревьями, корнями и другими препятствиями.

При корчевке пней и удалении крупных камней возможны наезд на корчуемый предмет поддоном картера двигателя, корпусами заднего моста и бортовых передач и их повреждение, что особенно опасно при отсутствии защитных кожухов снизу.

По той же причине опасно работа бульдозера на разработке взорванных и разрыхленных скальных пород. При этом особенно надо следить за тем, чтобы отдельные камни не попадали между отвалом, брусьями и ходовой частью и остовом базовой машины, а также между отдельными узлами и деталями ходовой части.

При валке деревьев после того, как дерево начало наклоняться, бульдозер останавливают, отводят назад, подводят отвал под корневую систему дерева и продолжают операцию валки одновременным действием напорного усилия базовой машины и подъемного усилия на отвале. В противном случае корни падающего дерева, попав под трактор могут повредить его или даже опрокинуть. При валке дерева от ударов могут обломиться крупные сучья, поэтому эту операцию выполняют с той стороны, где такие сучья отсутствуют.



Работы в воде можно производить при глубине, не выше указанной в инструкции заводом-изготовителем. Обычно эта глубина равна высоте гусеницы или радиусу колеса. При большей глубине вода может попасть внутрь отдельных узлов базового трактора.

Контакт бульдозерного отвала с буфером скрепера для толкания его при наборе следует производить на передаче, близкой к скорости движения скрепера. В противном случае возможно повреждение конструкций обеих машин. При толкании недопустимо движении бульдозера под углом к скреперу, так как при этом возможно повреждение конструкции скрепера и его шин ножам и отвала бульдозера. Нельзя вывешивать бульдозер на буфере скрепера, так как это перегружает конструкцию скрепера.

Загружать бульдозером транспортные средства с помощью лотков и эстакад следует постепенно, учитывая, что падение большой массы грунта или какого-либо материала в кузов автомашины может вызвать её повреждение.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА № ___ При работе на бульдозере

I .Общие требования безопасности

1.1 К работе допускаются лица, прошедшие предварительный медицин­ский осмотр, сдавшие зачет по безопасности труда и проинструктирован­ные;

1.2 О полученном инструктаже необходимо расписаться в журнале установленной формы;

1.3 Рабочая одежда не должна иметь свисающих концов, волосы должны быть заправлены под головной убор;

1.5 Для оказания пострадавшему первой помощи, должна быть аптечка;

1.6 Уметь оказать первую доврачебную помощь при несчастных случаях;

1.7 На каждом бульдозере должен быть противопожарный инвентарь;

1.8 Знать способы тушения огня и уметь пользоваться огнетушителями и дру­гими средствами пожаротушения.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1 Осмотреть и привести в порядок рабочее место

2.2 Проверить техническое состояние трактора и бульдозерного устройства. Проверить состояние механизмов управления машиной, состояние рабочих органов и тормозов, а так же сигнализации освещения

2.3 Технические уходы за бульдозером проводить согласно заводской инструкции;

2.4 Все операции связанные с техническим обслуживанием машин и устранением неисправностей, выполнять при заглушённом двигателе, заторможенной ходовой части машин с опущенным на фунт отвалом

2.5 При заправке машины топливом, водой и маслом необходимо применять положенные средства индивидуальной защиты и располагаться с наветренной стороны. Заправляя машины ГСМ для работы в ночное время необходимо пользоваться освещением другой машины или переносной электрической лампочкой. Применение любого источника света с открытым
пламенем запрещается.

2.6 При заправке машин и запуске двигателей в зимнее время не производить подогрева масла открытым пламенем

2.7 Соблюдать особую осторожность при пользовании этилированного бензина. Засасывание этилированного бензина ртом через шланг запрещается

2.8 При запуске двигателя рычаг коробки перемены передач, а так же рычаги управления рабочими органами должны находиться в нейтральном положении

2.9 В случае ручного запуска пускового двигателя с помощью шнура не наматывать его на руку. При запуске двигателя рукоятку нельзя обхватывать большим пальцем. Пусковую рукоятку надо брать так, чтобы все пальцы руки находились на одной стороне рукоятки

2.10 Запустив двигатель, проверить работу агрегата, обратив особое внимание на надежность действия системы управления рабочими органами и сигнализации

3. Требование безопасности во время работы

3.1 Приступая к работе необходимо ознакомиться с местом работы, а так же с правилами и условиями производства работ в зависимости от конкретных условий.

Рабочая площадка должна быть освобождена от больших камней, пней и других предметов, мешающих работе и угрожающих безопасности

3.2 При работе бульдозера совместно с экскаватором должна быть обеспечена согласованность действий. Во время работы экскаватора бульдозер не должен находиться в радиусе действия стрелы экскаватора. Приступать к работе можно только после того, как ковш экскаватора будет опущен на землю

3.3 При сбрасывании грунта в траншею или под откос, не выдвигать отвал бульдозера за бровку насыпи, так как это может привести к сползанию и опрокидыванию машины

3.4 При изменении направления движения бульдозера убедиться в отсутствии людей в зоне его перемещения

3.5 Во избежание опрокидывания бульдозера не производить крутых поворотов при работе на косогорах, насыпях, а так же при заглубленном отвале

45 градусов или под уклон более 30 градусов, поперечный уклон не должен превышать 15-18 градусов

3.7 Работа в близи подземных коммуникаций и сооружений, а так же под линиями электропередачи разрешается только после принятия мер, исключающих повреждение коммуникаций и в присутствии производителя работ. Запрещается разрабатывать грунт бульдозером вблизи электрокабелей, находящихся под напряжением

3.8 Бульдозерист обязан непрерывно наблюдать за отвалом и в случае удара ножа о препятствие необходимо остановить - фактор

3.9 Не работать в ночное время, если на тракторе не исправно электрическое освещение и не обеспечена хорошая видимость рабочих органов бульдозера в пути движения трактора

3.10 При работе на бульдозере с гидравлическим управлением необходимо:

А) следить, чтобы температура масла в гидравлической системе не превышала 60 градусов;

Б) следить за плотностью соединения гибких шлангов;

В) в случае утечки масла и разрыва шлангов выключить насос и прекратить работу.

3.11. При работе бульдозера запрещается:

А) производить крепление, регулировку и смазку отдельных частей и деталей;

Б) выходить и садиться в кабину во время движения;

В) стоять на раме и толкающих брусьях;

Г) находиться впереди или сзади работающей машины, вытаскивать из под отвала камни и другие предметы;

Д) работать на косогорах с глинистыми грунтами в дождливое время;

Е) производить очистку или ремонт поднятого отвала бульдозера, не укрепив его на подставках.

3.15. При разработке котлованов и траншей с откосами не допускать крутизну откосов выше допустимой. При увлажненных грунтах или при наличии грунтовых вод крутизна откосов уменьшается на 50%. При разработке выемок уступами ширина каждого уступа должна быть не менее

3,5 метров, при слабых грунтах ширина уступа увеличивается.

3.16 Не работать на заболоченных и топких участках при отсутствии на них указателей опасных мест

3.17 Корчевание пней производится отвалом бульдозера или тросом, прикрепленном к заднему крюку трактора

3.18 Ежедневно проверять состояние тросов применяемых при корчевании пней

3.19 При расчистке русел рек и водоемов глубина воды в месте работы бульдозера должна быть не более 60 сантиметров

3.20 При использовании бульдозера на строительстве террас соблюдать следующие условия безопасности:

А) нарезку террас производить, начиная с вершины склона;
б) при уклоне более 25 градусов необходимо работать вдвоем.

Один управляет трактором, второй обеспечивает наблюдение за безопасностью движения бульдозера;

в) дверь кабины, со стороны верхней части склона держать открытой.

3.21 Преодолевать подъем только на первой передачи. Не включать передачу во время движения на подъеме и спуске

3.22 При движении по дорогам соблюдать правила дорожного движения

3.23 Не оставлять бульдозер без присмотра с работающим двигателем

4. Требование безопасности после окончания работы

4.1 После окончания работы машинист обязан:

а) поставить машину на место, отведенное для его стоянки, выключить двигатель, включить тормоз, опустить лопату на специальную подставку;

б) проверить техническое состояние машины и выявить неисправности.

в) в зимнее время года необходимо слить воду

Г) очисть машину от грязи и грунта, подтянуть болтовые соединения, смазать трущиеся части.

5 Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1 Во всех случаях обрывов электропроводов, электрокабелей, повреждении подземных коммуникации немедленно докладывать бригадиру

5.2 В случае попадания человека под напряжение, немедленно освободить его от напряжения, оттащить от токоведущих частей, действуя при этом одной рукой, изолированной резиновой перчаткой (сухой одеждой, сухим
деревянным предметом). До прибытия врача необходимо оказать пострадавшему первую медицинскую помощь

5.3 Обнаружив при земляных работах подземные коммуникации, не предусмотренные проектом, а та же взрывоопасные материалы, боеприпасы, немедленно прекратить работу, отогнать по возможности бульдозер в безопасное место, оградить опасную зону, выставить дежурного и сообщить об этом бригадиру

5.4 при выходе из строя какого-либо узла или агрегата, а так же ограждения зубчатых, цепных и других передач бульдозера и его оборудования немедленно прекратить работу.

Инструкцию

Разработал ст. мастер

Согласовано:

Руководитель службы охраны труда

______________________________________________________

(наименование организации)

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания Приказ от _____________ № _______
профсоюзного комитета
от ______________ № _______
или или
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Уполномоченное лицо по охране Руководитель организации
труда работников организации (заместитель руководителя
организации,в должностные
обязанности которого входят
___________ вопросы организации охраны
(дата) труда
___________ _______________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
___________
(дата)

Инструкция

по

для машиниста бульдозера

_____________________________________________
(номер либо другие ее реквизиты)

Глава 1

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1. Допуск к самостоятельной работе.

1.1. К самостоятельному управлению бульдозером допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие теоретическое и практическое обучение, сдавшие экзамен и имеющие удостоверение на право управления бульдозером.

1.2. Вновь поступивший на работу машинист независимо от квалификации, стажа и опыта работы обязан пройти:

первичный медицинский осмотр;

вводный инструктаж по охране труда;

первичный инструктаж на рабочем месте;

обучение безопасным методам работы;

стажировку на рабочем месте;

проверку знаний по вопросам охраны труда.

1.3. Перед допуском к работе машинист должен овладеть практическими навыками безопасного выполнения работ при управлении бульдозером.

1.4. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ.

1.5. Повторный инструктаж по охране труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте проводится периодически не реже одного раза в 6 месяцев.

1.6. Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

введение в действие новых или переработанных нормативных документов по охране труда или внесение изменений и дополнений к ним;

изменение технологического процесса, замена или модернизация оборудования, приборов, инструмента и приспособлений;

перевод на новое рабочее место;

нарушение машинистом инструкций, правил и норм, а также применение приемов и методов труда, которые могли привести к несчастному случаю;

требование государственных органов надзора и контроля;

перерыв в работе более чем 6 месяцев.

1.7. Целевой инструктаж проводят:

при выполнении работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории и т.п.);

при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение;

при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф.

1.8. Внеочередная проверка знаний по вопросам охраны труда осуществляется в следующих случаях:

изменение технологического процесса, внедрение новых видов оборудования и механизмов,

введение в действие новых правил и инструкций по охране труда и производственной санитарии,

нарушение машинистом инструкций по охране труда;

распоряжение руководителя организации, а также требование органов надзора, в случае недостаточных знаний инструкций по охране труда.

1.9. Периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда машинист проходит один раз в 12 месяцев. Проверка знаний у машиниста проводится с учетом его профессиональных знаний, знаний инструкций и трудового законодательства.

1.10. Машинист, не прошедший проверку знаний, обязан в срок не позднее одного месяца пройти повторную проверку знаний.

Машинист, не прошедший проверку знаний, к самостоятельной работе не допускается.

1.11. Машинист, показавший неудовлетворительные результаты после повторной проверки знаний, к работе по данной специальности не допускается.

Вопрос о его дальнейшем использовании решается в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь.

1.12. Неявка машиниста на проверку знаний по охране труда без уважительной причины рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

1.13. В рабочее время машинист обязан иметь при себе выданное удостоверение о проверке знаний по вопросам охраны труда.

1.14. Работнику, у которого просрочены сроки повторного инструктажа, проверки знаний по вопросам охраны труда, запрещается выполнение работ.

2. Основные права, обязанности и ответственность.

2.1. Машинист бульдозера обязан:

в случае болезни или других уважительных причин своевременно поставить в известность начальника службы;

использовать безопасные приемы труда, соблюдать при этом все требования охраны труда;

выполнять только ту работу, которая поручена администрацией, и при условии, что безопасные способы ее выполнения хорошо известны;

Характеристики опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте;

Устройство, принцип работы бульдозера и навесного оборудования;

Причины возникновения неисправностей и способы их устранения;

Правила разработки и перемещение грунтов различной категории при разной глубине разработки;

Правила разработки выемок, отсыпки насыпей и планировки площадей по заданным профилям и отметкам;

Ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей бульдозера;

Владеть навыками, нужными для безопасности управления и ремонта бульдозера и его механизмов;

следить за периодичностью технического обслуживания бульдозера и в случае необходимости сообщить об этом ответственному лицу;

Пользоваться средствами индивидуальной защиты и предохранительными приспособлениями;

Применять первичные средства пожаротушения;

Оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшим;

при получении травмы немедленно прекратить работу, известить об этом администрацию организации и обратиться за медицинской помощью;

осуществлять погрузку и разгрузку бульдозера под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузки и разгрузки дорожно-строительной техники, в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации бульдозера, прицепа и полуприцепа-тяжеловоза, а также технологической карты по перевозке дорожно-строительной техники.

2.2. Машинист бульдозера обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

2.3. Машинист бульдозера имеет право:

требовать от руководства реализации мероприятий по охране труда, противопожарной безопасности и промышленной санитарии;

требовать своевременного ремонта бульдозера и оборудования;

не работать на бульдозере, не отвечающем требованиям охраны труда;

требовать своевременной выдачи спецодежды и средств индивидуальной защиты.

2.4. Бульдозер закрепляется за машинистом приказом начальника управления магистральных газопроводов и сдается ему по акту, в котором указывается техническое состояние, наличие инструмента и приспособлений.

2.5. Машинист бульдозера несет ответственность:

за соблюдение правил эксплуатации бульдозера и оборудования, с ним связанного;

за исправное состояние бульдозера и безопасную работу на нем, а также за сохранность инструмента и приспособлений.

за аварию или повреждение бульдозера или оборудования;

за соблюдение трудовой и производственной дисциплины;

за соблюдение инструкций по охране труда, производственной и противопожарной безопасности.

2.6. Машинисту бульдозера запрещается:

работать в состоянии даже самого легкого алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ;

употреблять алкогольные напитки или наркотические средства;

передавать управление бульдозером другим лицам.

3. Опасные и вредные производственные факторы.

В процессе работы на машиниста бульдозера возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

движущиеся машины и механизмы;

обрушение грунта;

перемещающиеся грузы,

неблагоприятные метеорологические условия,

повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

электрический ток;

острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента.

4. Средства индивидуальной защиты.

4.1. Машинист бульдозера в зависимости от условий работы должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты (СИЗ):

костюм хлопчатобумажный (классификация (маркировка) СИЗ по защитным свойствам - ЗМи) (на 12 месяцев);

сапоги кирзовые (Ми) (на 12 месяцев);

рукавицы хлопчатобумажные с накладками (Ми) (на 3 месяца);

каска строительная

На наружных работах зимой дополнительно:

куртка и брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке (Тн) (на 36 месяцев);

сапоги валяные с резиновым низом (Тн20) (на 48 месяцев).

4.2. Во время работы работник обязан пользоваться выданными ему СИЗ, бережно относится к ним, своевременно ставить в известность администрацию о необходимости их стирки, химчистки, ремонта или замены.

4.3. При увольнении, при переводе в той же организации на другую работу, для которой выданные СИЗ не предусмотрены, работник обязан вернуть организации ранее выданные ему СИЗ.

4.4. Работнику запрещается по окончании рабочей смены выносить СИЗ за пределы организации.

4.5. При выполнении разовых работ, помимо выдаваемых на постоянное пользование СИЗ, необходимо пользоваться следующими защитными средствами:

при работе с красками, растворителями - респираторами;

при работе в среде с большой запыленностью - противопылевыми респираторами и специальными пылезащитными костюмами (ЗМиПс, Пн);

5. Правила соблюдения личной гигиены.

В целях предупреждения профессиональных заболеваний и отравлений машинист обязан соблюдать следующие правила личной гигиены:

соблюдать рациональный режим труда, питания и отдыха;

соблюдать питьевой режим питания с учетом особенностей работы;

принимать пищу в столовой или комнатах приема пищи;

в загрязненной спецодежде не заходить в столовую;

перед приемом пищи тщательно мыть руки, а после окончания работы принимать душ;

не применять для мытья рук и стирки спецодежды бензин, антифриз;

в рабочих помещениях не хранить пищу, питьевую воду, не есть, не курить;

при недомогании обращаться к врачу и строго выполнять его советы и назначения;

регулярно пользоваться санитарно-бытовыми помещениями: гардеробными, умывальниками, душевыми, что предупреждает инфекционные и другие заболевания.

6. Машинист бульдозера должен знать и выполнять требования настоящей инструкции. Невыполнение требований рассматривается как нарушение производственной дисциплины.

Глава 2

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

7. Перед началом работы машинист бульдозера должен:

7.1. Надеть полагающуюся спецодежду и спецобувь.

7.2. Осуществить осмотр бульдозера, его узлов и агрегатов. Убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других устройств,

7.3. Проверить:

наличие приборов освещения и эффективность их работы в случае работы в условиях ограниченной видимости;

работу системы тормозов и рукояток управления, звуковой и световой сигнализации;

герметичность гидросистемы, наличие в ней масла и надежность управления рабочим органом;

8. Перед запуском двигателя необходимо:

8.1. Убедиться в отсутствии посторонних предметов на вращающихся деталях.

8.2. Удостовериться, что рычаг переключения скоростей и все механизмы привода, в т.ч. механизмы управления гидросистемами, находятся в нейтральном положении.

8.3. Проверить уровень масла, топлива, наличие жидкости в системе охлаждения и наличие масла в гидросистеме масляного насоса.

8.4. Вытереть насухо все наружные части бульдозера, на которые попало масло или горючее, во избежание возможного воспламенения последнего.

9. При запуске пускового двигателя вручную все пальцы руки располагать с одной стороны пусковой рукоятки. Брать пусковую рукоятку в обхват нельзя.

Для безопасности заводки двигателя необходимо ввести узел пускового шнура в один из пазов на маховике пускового двигателя и намотать шнур в канавку маховика по направлению часовой стрелки, затем резким рывком подтянуть на себя конец шнура.

10. Запрещается заводить перегретый пусковой двигатель во избежание обратного удара рукоятки от преждевременной вспышки.

11. При запуске пускового двигателя не допускается:

наматывать шнур на руку, так как коленчатый вал может начать вращаться в обратную сторону и затянуть руку между шкивом и шнуром;

ставить ногу на опорный каток, гусеничный ход;

стоять в плоскости вращения маховика работающего пускового двигателя.

12. После осмотра бульдозера и устранения неисправностей запустить двигатель вхолостую на 3-5 минут, затем проверить работоспособность систем и узлов бульдозера.

13. При обнаружении во время осмотра и опробования бульдозера неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами машинист бульдозера, не приступая к работе, обязан доложить об этом своему непосредственному начальнику.

14. Машинист бульдозера не должен приступать к работе на бульдозере при наличии следующих неисправностей:

трещины или деформации в металлоконструкции бульдозера;

отсутствии ограждения механизмов.

15. В зимнее время для заправки системы охлаждения бульдозера должны применяться низкозамерзающие жидкости.

16. Подогревать двигатель паяльной лампой, горящим факелом и другими источниками открытого пламени запрещается.

17. Перед началом работы бульдозера машинист обязан убедиться в надежности грунта на месте предстоящей работы, в отсутствии людей в опасной зоне работающего бульдозера.

18. Работа бульдозера вблизи действующих коммуникаций является работой с повышенной опасностью, и машинист должен быть заранее проинструктирован о мерах безопасности.

Глава 3

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

19. Порученную работу машинист обязан выполнять в соответствии с технологической картой, проектом производства работ или устным указанием непосредственного руководителя работ.

Производство работ вблизи расположения подземных коммуникаций допускается только под наблюдением ответственного руководителя работ.

20. Следует немедленно приостановить работу при обнаружении на разрабатываемом участке подземных коммуникаций и сооружений, не предусмотренных проектом производства работ. Сообщить об этом руководителю работ.

21. Во время движения бульдозера запрещается сходить с него, а также оставлять бульдозер с работающим двигателем без наблюдения.

22. Нахождение в кабине бульдозера, а также на участке производства работ лиц, не связанных с выполнением технологического процесса, не допускается.

23. Погрузку бульдозера на полуприцеп-тяжеловоз при отсутствии трапов следует производить со специальной или временно построенной эстакады с уклоном не более 15 градусов.

24. Погрузку бульдозера на полуприцеп-тяжеловоз своим ходом необходимо производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузки и разгрузки дорожно-строительной техники, в следующем порядке:

24.1. убедиться в том, что:

полуприцеп-тяжеловоз находится на ровной горизонтальной площадке, надежно заторможен и под его колеса подложены противооткатные упоры;

опущены въездные трапы полуприцепа-тяжеловоза из транспортного положения в рабочее и установлены по колее бульдозера;

24.2. установить направляющие брусья на платформе полуприцепа в соответствующее положение и надежно закрепить;

24.3. поднять отвал настолько, чтобы он не мешал движению;

24.4. на малой скорости без остановки (во избежание пробуксовки) въехать на платформу полуприцепа;

24.5. затормозить бульдозер стояночным тормозом;

24.6. закрепить бульдозер за крюки полуприцепа-тяжеловоза растяжками, обеспечивающими ее надежное положение и под гусеницы подложить клинья.

25. Во время перевозки на полуприцепе-тяжеловозе в кабине бульдозера запрещается находиться машинисту и другим лицам.

26. Машинисту бульдозера запрещается:

производить развороты при въезде на полуприцеп-тяжеловоз;

перевозить бульдозер на полуприцепе-тяжеловозе в гололедицу;

иметь посторонние предметы в кабине;

работать под проводами действующей линии электропередачи любого напряжения;

подниматься на склон, если крутизна его превышает 25 градусов и спускаться при уклоне более 30 градусов;

делать резкие повороты при работе на склонах (с уклоном 25-30 градусов);

работать на скользких глинистых грунтах в дождливую погоду;

выдвигать отвал за бровку откоса при сбрасывании грунта под откос;

оставлять бульдозер на время стоянки на уклоне;

оставлять на двигателе обтирочные материалы;

работать в спецодежде, загрязненной горюче-смазочными материалами;

хранить и перевозить в кабине легковоспламеняющиеся материалы.

27. При перемещении бульдозера от одного пункта к другому необходимо:

поднять отвал, насколько позволяет конструкция машины, и в поднятом положении надежно закрепить;

передвигаться только передним ходом;

следить за тем, чтобы нож отвала не врезался в грунт (в особенности на косогорах).

28. Производить работы с применением открытого огня (разогревать воду для запуска двигателя и т.п.) разрешается на расстоянии не менее 50 м от места стоянки бульдозера или в специально отведенных для этой цели местах.

29. При работе и перемещении бульдозера вблизи линий электропередач необходимо выполнять следующие требования:

приступать к работе только при наличии наряда-допуска под непосредственным руководством лица из числа инженерно-технических работников;

в случае попадания электропровода на бульдозер не выходить из кабины до отключения напряжения или выезда из опасной зоны;

работу вблизи линий электропередач производить только при условии, если расстояние по горизонтали между крайней точкой бульдозера и ближайшим проводом линий электропередач не менее указанного в таблице 1.

30. При передвижении бульдозера или его транспортировке под проводами действующих линий электропередач соблюдать условия, указанные в таблице 2.

31. При работе вблизи газопроводов категорически запрещается проезд по валику газопровода и переезд через газопровод. Переезд через газопроводы разрешается только через специально оборудованные переезды.

32. Вести разработку грунта ближе 0,5 м от поверхности трубопроводов и кабелей не допускается.

33. При движении по заросшей травой, посевами или кустарником местности в условиях ограниченной видимости машинист обязан лично убедиться в безопасности движения предварительным осмотром пути движения.

34. Перед засыпкой траншей (котлованов) и пазух убедиться личным осмотром в отсутствии в них людей или животных.

35. Очистку от налипшего грунта производить скребком или лопатой при опущенном отвале.

36. При наличии на площадке большого количества людей производить работу разрешается при наличии ограждений рабочей зоны бульдозера.

37. Границы рабочей зоны необходимо обозначать хорошо видимыми предупреждающими знаками и переставлять их по мере изменения границ.

38. При устройстве насыпей расстояние от края гусениц до края насыпи следует выдерживать не менее 1 м, по краям насыпи оставлять валики грунта.

39. При разработке грунта несколькими бульдозерами интервал движения между ними должен быть не менее 5 м. При разъездах держаться правой стороны, сохраняя при этом расстояние 2 м.

40. Корчевка пней производится отвалом или тросом, прикрепленным к заднему крюку бульдозера.

41. Рабочий трос, применяемый при корчевке пней, должен быть тщательно проверен, иметь длину 25-30 м, диаметр 19-23 мм в две нити с крюком на конце.

42. При корчевке пней с помощью троса начало движения бульдозера производится плавно, без рывков на первой скорости, при этом рабочим запрещается находиться между бульдозером и пнем, на который надет трос.

43. Бульдозер, полученный с завода или прибывший из капитального ремонта, до ввода его в эксплуатацию должен быть предварительно осмотрен и опробован с участием машиниста и лица, ответственного за эксплуатацию машин.

44. Во избежание разрушения оборудования гидросистемы и разрыва гибких шлангов на бульдозере с гидравлическим управлением необходимо отрегулировать предохранительный клапан гидросистемы на давление, соответствующее паспортным данным завода-изготовителя.

45. Запрещается производить ремонт, устранение неисправностей, регулировку, чистку, наладку и смазку бульдозера при работающем двигателе.

46. Разбирать и собирать узлы и механизмы необходимо при помощи съемников и приспособлений. Снятые тяжелые детали бульдозера необходимо укладывать для ремонта на надежные стеллажи, обращая особое внимание на устойчивое укрепление их на опоре.

47. Перед пробным пуском двигателя после ремонта следует проверить:

прочность крепления всех узлов деталей;

надежность тормозных устройств;

наличие и исправность всех ограждающих устройств;

надежность изоляции токоведущих проводов.

48. При разборке звеньев гусениц выбивать соединительные пальцы выколотками из твердой углеродистой стали запрещается, необходимо пользоваться выколотками из бронзы или мягкой углеродистой стали. При выпрессовке запрещается поддерживать выколотки руками.

Глава 4

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

49. По окончании работ машинист бульдозера обязан:

заглушить двигатель и поставить все рычаги в нейтральное положение;

очистить бульдозер от пыли и грязи;

по возвращении к месту стоянки поставить бульдозер на стоянку, опустить отвал;

осмотреть двигатель и все механизмы и устранить все обнаруженные неисправности;

обо всех неисправностях сообщить механику или другому лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию бульдозера;

в холодное время года слить воду из радиатора, что достигается работой двигателя в течение нескольких минут после слива воды;

снять, почистить и уложить в назначенное место СИЗ.

Глава 5

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

50. К аварийным ситуациям во время работы машиниста бульдозера относятся следующие случаи:

травмирование машиниста при погрузке и разгрузке различных грузов;

возникновение возгораний и пожара при случайном воспламенении горючих материалов и легковоспламеняющихся жидкостей;

появление неисправности бульдозера и оборудования при работе;

ожоги, обморожения и другие факторы;

поражение электрическим током.

51. Машинист бульдозера, заметивший опасность, угрожающую оборудованию и жизни людей, обязан принять все зависящие от него меры для ее устранения и немедленно сообщить об этом своему непосредственному руководителю.

52. При производстве работ по ликвидации аварий машинист бульдозера должен соблюдать требования по охране труда по видам выполняемых работ.

53. При поражении электрическим током, ранениях, получении ожогов, обморожении, ушибах, отравлениях, переломах и других случаях травмирования необходимо освободить пострадавшего от воздействия травмирующего фактора и оказать ему первую медицинскую помощь.

54. Если во время движения бульдозера произойдет авария или несчастный случай, то машинист обязан немедленно поставить в известность руководство службы.

55. При возникновении на бульдозере пожара машинист обязан немедленно приступить к его тушению.

56. При пожаре в первую очередь следует прекратить доступ топлива к очагам огня. При воспламенении проводов отключить или оторвать предметом с изолированной ручкой горящий провод от источника тока.

57. При воспламенении горюче-смазочных материалов пламя необходимо тушить пенным огнетушителем, песком, накрывать войлоком, брезентом и т.п.

58. Для быстрой остановки двигателя бульдозера в аварийной ситуации необходимо выключить муфту сцепления и нажать на тормозную педаль или остановить двигатель выключением декомпрессионного устройства.

1. Общие положения

1.1. К управлению бульдозером допускаются лица не моложе 18 лет, которые имеют удостоверение на право управления бульдозером и признаны пригодными для этой работы медицинской комиссией.

1.2. Машинист, принимаемый на работу, должен пройти вводный инструктаж по охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, приемам и способам оказания доврачебной помощи пострадавшим, должен быть ознакомлен под роспись с условиями работы, правами и льготами за работу во вредных и опасных условиях труда, о правилах поведения при возникновении аварий.

Машинист бульдозера должен пройти до начала работы первичный инструктаж по безопасным приемам выполнения работ непосредственно на рабочем месте.

О проведении вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте делаются соответствующие записи в Журнале регистрации вводного инструктажа по вопросам охраны труда и Журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда. При этом обязательны подписи как того, кого инструктировали, так и того, кто инструктировал.

1.3. Машинист бульдозера после первичного инструктажа на рабочем месте должен на протяжении 2-15 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) пройти стажировку под руководством опытного квалифицированного машиниста бульдозера, который назначается приказом (распоряжением) по предприятию.

1.4. Повторный инструктаж по правилам приемов безопасного ведения работы и охраны труда машинист бульдозера должен проходить:

  • периодически, не реже одного раза в квартал;
  • при неудовлетворительных знаниях по охране труда не позднее месячного срока;
  • в связи с допущенным случаем травматизма или нарушением требований охраны труда, которые не привели к травме.

1.5. При использовании бульдозера как тягача для прицепного дорожного механизма машинист должен соблюдать правила техники безопасности при буксировании механизмов.

1.6. Машинист бульдозера должен знать инструкцию по эксплуатации бульдозера, а также базовой машины.

1.7. Бульдозер должен быть в технически исправном состоянии, оборудован звуковой и световой сигнализацией, а также блокировочным устройством, которое исключает запуск двигателя при включенной передаче скоростей или включенном вале отбора мощности, укомплектован аптечкой медицинской помощи.

1.8. Бульдозер должен быть закреплен приказом (распоряжением) за определенным машинистом. Запрещается приступать к работе на незакрепленной машине или машине, закрепленной за другим машинистом.

1.9. Перед введением в эксплуатацию отремонтированной машины и механизмов проводится их отладка, осмотр и испытание под надзором механика.

1.10. Машинист бульдозера может приступить к выполнению работ в охранной зоне (электрический кабель, газопровод и т.п.) только при наличии наряда-допуска, который определяет безопасные условия проведения работ.

1.11. В случае работы бульдозера в темное время суток (при плохой видимости) место работы равномерно освещают. Все препятствия, бровка земляного полотна или склона, выемки, отвалы грунта должны быть хорошо освещены (не менее 15 лк) или обозначены предупредительными хорошо видимыми знаками. Работать на неосвещенной площадке запрещается.

Независимо от освещенности рабочего места механизмы управления и рабочие органы машины должны иметь автономное освещение.

1.12. Машинист бульдозера должен работать в спецодежде и спецобуви, предусмотренными Типовыми отраслевыми нормами: комбинезоне хлопчатобумажном, сапогах резиновых. Комбинезон хлопчатобумажный и сапоги резиновые должны быть исправными и соответствовать росту и размеру. Запрещается работать в комбинезоне хлопчатобумажном, пропитанном горюче-смазочными материалами.

1.13. О каждом несчастном случае при выполнении бульдозерных работ надо немедленно сообщить мастеру.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Прежде, чем начать работу, необходимо надеть спецодежду, проверить исправность систем сигнализации и электроосвещения, наличие и исправность необходимых инструментов.

2.2. Перед началом работы машинист бульдозера должен проверить техническое состояние машины:

  • исправность двигателя, ходовой части;
  • наличие, исправность всех ограждений на подвижных частях;
  • наличие и исправность контрольных приборов, уровень смазки в гидросистеме, наличие воды (антифриза) в системе охлаждения, топлива в баке;
  • исправность тросов, блоков, полиспастов, состояние фрикционных муфт и тормозов у бульдозера с канатно-блочным управлением;
  • действие рычагов управления на холостом ходе и в рабочем движении;
  • наличие смазки обо всех подвижных соединениях и при необходимости смазать узлы в соответствии с указаниями в карте смазывания;
  • надежность затяжки всех внешних креплений.

2.3. Мелкие дефекты необходимо устранить. При невозможности сделать это своими силами следует сообщить механику (мастеру).

2.4. Машинист должен ознакомиться с фронтом работ, технологией рабочего процесса и особенностями участка, а также убедиться в отсутствии на участке работ посторонних предметов, а при выполнении работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог - проверить наличие ограждений и предупредительных знаков.

2.5. Заправлять бульдозер топливом, смазочными материалами разрешается только после остановки двигателя.

Запрещается при заправке бульдозера горюче-смазочными материалами курить, приближаться к машине с источниками открытого огня. В случае попадания топлива при заправке на детали бульдозера их следует насухо вытереть обтирочным материалом.

Если горюче-смазочные материалы пролились на землю, надо засыпать это место землей (песком).

2.7. Для облегчения запуска двигателя в холодный период в системе охлаждения следует использовать жидкости с низкой температурой замерзания (антифриз).

При использовании в системе охлаждения антифриза машинист бульдозера должен соблюдать требования безопасности в соответствии с ДНАОП 0.00-1.28-97 "Правила охраны труда на автомобильном транспорте".

В случае заправки системы охлаждения двигателя антифризом машинист бульдозера должен пользоваться специально предназначенными для этой цели средствами (посудой).

Запрещается переливать антифриз через шланг, засасывая его ртом. После работы с антифризом следует старательно вымыть руки водой с мылом.

Запрещается пользоваться огнем для подогревания двигателя, заводя его; запускать двигатель с помощью буксирования бульдозера, а также эксплуатировать бульдозер при наличии течи в топливной или смазочной системе.

Подогревать смазочное масло разрешается только в специальных маслогрейках.

2.8. Перед пуском двигателя бульдозера надо убедиться в том, что муфта сцепления выключена, рычаг коробки передач находится в нейтральном положении, машина приостановлена, и момент зажигания отвечает условиям пуска двигателя (нет опасности обратного хода коленчатого вала вследствие раннего зажигания).

2.9. Запрещается работать на бульдозерах, в которых есть устройство ручного запуска двигателя с помощью пускового шнура. Это относится к старым моделям бульдозеров, которые должны быть оборудованы электростартерным запуском двигателя.

2.10. Чтобы не допустить ожогов (обморожения) паром или горячей водой (антифризом), которые выбрасываются из радиатора при перегревании двигателя, крышу радиатора снимают в рукавицах, стоя с наветренной стороны.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. Во время работы бульдозера запрещается:

  • находиться в зоне действия машины посторонним лицам, которые не работают непосредственно на машине;
  • сходить с площадки управления и заходить на нее до полной остановки бульдозера.

3.2. Бульдозер не должен выполнять работу в радиусе действия работающих грузоподъемных машин и экскаваторов.

3.3. Перед тем, как тронуть бульдозер с места, машинист должен убедиться в том, что проезд свободен, а в зоне работы машины нет людей, после чего дать предупредительный звуковой сигнал.

3.4. Кабина должна быть свободна от предметов, которые мешают работе. Посторонним лицам находиться в кабине бульдозера запрещается. Площадка управления, рычаги, педали должны быть чистые и сухие.

3.5. В случае выявления в обрабатываемом грунте пней или других негабаритных предметов бульдозер необходимо остановить и удалить их спецмашинами с его пути, чтобы не допустить аварии.

3.6. Запрещается перемещать грунт на подъем или под уклон более чем на 30° и работать на косогорах, которые имеют поперечный уклон более 30°. Во время движения бульдозера на подъеме и спуске нельзя переключать передачи. На спуске машина должна идти на первой передаче. При необходимости следует притормаживать рабочими органами.

При перемещении грунта бульдозером на подъеме необходимо следить за тем, чтобы отвал не врезался в грунт.

3.7. Во время работы при наклонном положении площадки рабочего места машиниста бульдозера, чтобы не упасть, необходимо постоянно держаться за рукоятку механизмов управления.

3.8. При работе и движении по насыпям высотой более 1,5 м бульдозер не должен приближаться к бровке склона ближе, чем на 1 м, отвал не должен выдвигаться за бровку насыпи.

3.9. Перемещение и установка бульдозера возле выемок (котлованов, траншей, канав и др.) разрешается при соблюдении расстояния от подошвы склона выемки до ближайшей гусеницы не менее значений, указанных в табл. 1.

Таблица 1

Если соблюдение указанных расстояний невозможно, склон выемки следует надежно укрепить.

3.12. При работе бульдозера в пересеченной местности или при переездах плохой дорогой скорость его не должна быть выше второй скорости трактора (5,9 км/ч).

3.14. Запрещается до остановки двигателя проводить техническое обслуживание бульдозера между трактором и ножом или под трактором.

3.15. При выявлении неисправностей, осложнении условий работы, которые создают угрозу аварий, работу на бульдозере необходимо прекратить и доложить о том, что произошло, механику, мастеру или другому руководителю работ.

3.16. На бульдозере с гидравлическим управлением предупредительный клапан гидросистемы должен быть опломбирован. Пломбу должен ставить механик после проверки клапана по контрольному манометру на величину максимально допустимого давления в гидросистеме.

3.17. В процессе работы необходимо следить за исправным состоянием шлангов и их соединений, а также за давлением смазки в гидросистеме.

Запрещается работать при давлении смазочного масла, превышающем максимально допустимый уровень для данного типа машин.

3.18. Во время работы бульдозера с канатно-блочным управлением нельзя допускать перегревания барабанов, ленты тормоза и фрикционов лебедки. Работа без защитного кожуха у барабана лебедки запрещается.

3.19. В случае обрыва каната барабан лебедки необходимо немедленно выключить.

3.20. При работе бульдозера, оборудованного ручными лебедками, поднимать и опускать рабочий орган машины следует только после полной остановки агрегата.

3.21. На машине с канатно-блочной системой управления запрещается:

  • направлять рукой канат во время наматывания его на барабан лебедки;
  • доводить полиспасты до упоров во избежание перенапряжения каната;
  • работать с отработанными блоками и сколотыми ребордами блоков.

3.22. Работы, связанные с установлением навесного оборудования бульдозера на трактор, должны выполнять не менее двух рабочих после полной остановки машин и под руководством механика.

Поднимать тяжелые части бульдозера необходимо только исправными кранами, домкратами или талями.

3.23. Техническое обслуживание и ремонт машин следует выполнять в предназначенных для этого местах (постах), оборудованных устройствами, необходимыми для выполнения установленных работ (осмотровой канавой, подъемными механизмами, эстакадой, поворотным стендом), а также необходимыми приборами, устройствами, инвентарем и инструментом.

3.24. Все работы, связанные с обслуживанием и ремонтом бульдозера, проводятся при полной его остановке, опущенном отвале и неработающем двигателе (кроме работ по регулированию двигателя).

3.25. Если необходимо осмотреть отвал бульдозера снизу, его следует опустить на специальные подставки. Запрещается находиться под поднятым рабочим органом бульдозера, который поддерживается канатом или гидравлическим механизмом.

3.26. Работы, связанные с искрообразованием и высокой температурой (сварочные, горючие и др.), не следует проводить на бульдозере, кроме случаев, если невозможно снять деталь, которая требует ремонта. Сварочные и паяльные работы необходимо выполнять на расстоянии не менее чем 10 м от машины.

3.27. При проведении электросварочных работ на бульдозере машинист должен принять меры, исключающие возникновение пожара (слить и отнести в безопасное место дизельное топливо, смазочные материалы и т.п.).

3.28. При необходимости остановки бульдозера на проезжей части днем следует огородить его знаком аварийной остановки, а в темное время суток или при плохой видимости - красным мигающим фонарем, установленным на расстоянии 20 м в населенном пункте и 40 м - за пределами населенных пунктов.

3.29. При кратковременных перерывах в работе разрешается оставлять бульдозер на участке работ только при условии, если двигатель выключен и машина приостановлена. Оставлять машину с работающим двигателем запрещается.

3.30. Во время остановок бульдозера при работе отвал может быть опущен на землю.

3.31. Для ремонта, смазывания и регулирования бульдозер должен быть установлен на горизонтальной площадке, двигатель выключен, а отвал опущен на землю.

В случае аварийной остановки бульдозера на наклонной плоскости надо принять меры, которые исключат произвольное движение под уклон.

3.32. Во время грозы машинист должен выйти из бульдозера и отойти в безопасное место.

3.33. Если во время работы выявлены подземные сооружения, кабели, трубы и прочие подземные коммуникации и неизвестные предметы, машинист должен немедленно прекратить работу и доложить руководителю работ (прорабу, мастеру).

Возле подземных сооружений и коммуникаций, линий электропередачи разрешается работать только в присутствии мастера или прораба, указанных в наряде-допуске.

3.34. При проезде бульдозера под проводами действующих линий электропередачи расстояние в воздухе от ближайшей части машины до ближайшего провода под напряжением должно быть не меньше значений, указанных в табл. 2.

Таблица 2

Проезд бульдозером под проводами линии электропередачи (вне дороги) допускается в месте наименьшего провисания провода (ближе к опоре), при этом рабочий орган бульдозера должен находиться в транспортном положении.

3.35. Работа бульдозера в охранной зоне воздушных линий электропередачи разрешается при согласовании с организацией, которая эксплуатирует линию. Охранная зона вдоль воздушных линий электропередачи - участок земли и пространства между вертикальными плоскостями, которые проходят через параллельные прямые, отдаленные от крайних проводов (при неотключенном их положении) на расстоянии, указанном в табл. 3.

Таблица 3

3.36. Если невозможно соблюдение вышеупомянутых условий, с линий электропередачи должно быть снято напряжение, как на время работы бульдозера, так и на время его перемещения.

3.37. При переезде бульдозера через реки и ручьи бродом, глубина воды не должна превышать высоту гусеницы. Выбранное место проезда должно иметь твердую основу.

3.38. Движение по льду или работа на нем осуществляется под непосредственным руководством инженерно-технического работника дорожной организации специальным приказом после обследования состояния ледяного покрова, определения его прочности, ограждения опасных мест с установлением необходимых указательных знаков (вехи, дорожные знаки, сигнальные огни).

3.39. Во время движения бульдозера по льду двери кабины следует держать открытыми. Скорость движения бульдозера по льду не должна превышать 10 км/ч. Запрещаются остановки, рывки, развороты, обгоны. Запрещается находиться в бульдозере людям (кроме водителя) во время переправы по льду.

3.40. Съезжать с берега на лед без трапов разрешается только в том случае, если лед возле берега не имеет трещин и размывов, не нависает над водой и крепко соединен с берегом. Нависание льда следует проверить через пробитые в нем лунки. Вода, которая появляется в них, может закрывать нижнюю часть стенок пробитых лунок на высоту, равную 0, 8-0, 9 толщины льда. Если вода в лунках не появляется или уровень ее ниже указанного, переправа в этом месте запрещается.

3.41. Прежде, чем выезжать на мосты, надо сначала по указателям и дорожным знакам установить грузоподъемность моста.

Запрещается проезд по мосту при отсутствии знаков грузоподъемности моста без разрешения руководителя работ (прораба, мастера).

3.42. Переезд бульдозера через железнодорожные пути разрешается только в установленных местах. Остановка, выключение сцепления и переключение передач на переезде запрещается.

3.43. При движении по дорогам следует придерживаться "Правил дорожного движения", скорость движения не должна превышать 10 км/ч.

3.44. Сваливание деревьев проводить:

  • если диаметр дерева не превышает 23 см;
  • при наличии склона - под уклон;
  • максимально подняв отвал, упереть его в дерево и включить первую скорость, а при падении дерева - дать задний ход.

Если дерево не поддается, надо найти его корни, подрезать их и затем валить дерево. Сваливание сухостоя запрещается. Запрещается сваливание деревьев ударами отвала.

3.45. Корчуя пень, его, прежде всего, надо расшатать, нарушить связь корня с землей. Потом отвал углубляют под корни или упираются ним в верхнюю часть пня (ниже среза на 20-25 см) так, чтобы отвал не сдвинулся вверх, и включают первую передачу.

3.46. При совместной работе машин (бульдозеров, грейдеров, катков, скреперов и др.), которые идут одна за другой, необходимо соблюдать расстояние между ними не менее 20 м.

3.47. При эксплуатации машин в зимнее время, кроме строгого соблюдения заводских инструкций, необходимо:

  • перед пуском машины прогреть двигатель во избежание обрыва звеньев гусениц или поломки бортовых передач, очистить гусеницы ото льда;
  • при продолжительной стоянке машин без работы в зимний период въехать на деревянные щиты или соломенные маты;
  • убедиться (путем осторожного испытания) в отсутствии в передаточных механизмах и системах управления примерзших деталей (в особенности фрикционных и тормозных лент); если выявлены примерзшие детали, их следует отогреть;
  • не допускать переключения скоростей при передвижении по глубокому снегу, чтобы не остановилась машина и не пробуксовывали гусеницы;
  • возвращать машину при передвижении по глубокому снегу плавно и с возможно большим радиусом, не останавливая движения гусениц; при поворотах необходимо выключить бортовой фрикцион и немного притормозить гусеницу.

3.48. В машинах, предназначенных для работы в горной местности, регулирование и действие муфт включения и тормозов необходимо проверять перед началом работы и перед возобновлением ее после разных перерывов. Оставляя машину, машинист должен затормозить ее и выключить двигатель.

3.49. На горных участках с отвесными склонами работа бульдозера в ночное время не разрешается.

3.50. Транспортирование машин осуществляется своим ходом, на буксире, на прицепах-тяжеловозах по улицам городов, населенных пунктов и дорог и должно отвечать требованиям Правил дорожного движения Украины.

3.51. Перемещать бульдозеры разрешается только при полной исправности после проверочного осмотра с поднятым отвалом. Машины должны быть в транспортном положении.

3.52. Перед транспортированием машин на прицепах-тяжеловозах необходимо спереди и сзади под гусеницы подкладывать башмаки. Рабочий орган следует опустить, а машину прикрепить к платформе с помощью расчалок.

3.53. На крутых спусках или подъемах при транспортировании бульдозеров на прицепах-тяжеловозах необходимо, кроме тягача, использовать другой автомобиль, который осуществляет дополнительное торможение на спусках и помогает буксировать на подъемах. Перевозить машины на прицепе-тяжеловозе во время гололеда и других неблагоприятных дорожных условиях запрещается.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. После окончания работы машинист бульдозера должен поставить бульдозер в специально отведенное место, заглушить двигатель, выключить муфту сцепления, поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение, затормозить машину, опустить рабочие органы на землю.

4.2. В холодное время года необходимо слить воду из радиатора бульдозера и дать двигателю поработать без воды 2-3 минуты.

4.3. Машину необходимо очистить от пыли, грязи и осмотреть, устранив мелкие дефекты.

4.4. Механизмы бульдозера надо смазать в соответствии с картой смазывания, заправить горюче-смазочными материалами. После этого смазочные материалы и топливо следует убрать на склад, а инструменты и обтирочный материал - в специальные ящики.

4.5. Обо всех неисправностях, выявленных при осмотре или работе бульдозера, машинист должен сообщить механику или сменщику и сделать запись в журнале приема-сдачи смены.

4.6. По окончании работы машинист должен снять спецодежду, очистить ее от пыли и другой грязи и повесить в отведенное для хранения место. Потом вымыть лицо и руки теплой водой с мылом или принять душ.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При появлении подозрительных шумов, треска, скрежета и других необычных явлений в двигателе, гидросистеме, тросо-блочном управлении или ходовой части бульдозера следует прекратить работу и принять меры к устранению неисправности.

5.2. Если выявлена течь в баках, топливо- и маслопроводах, ее немедленно следует устранить. Подтеки вытереть насухо.

5.3. Отдельные части бульдозера и электрооборудования могут перегреться свыше нормы. Обнаружив запах гари или дым, необходимо прекратить работу.

5.4. При разрыве троса барабан лебедки должен быть немедленно выключен. При разрыве шланга надо немедленно выключить насосы и остановить двигатель.

5.5. Если возникнет пожар на бульдозере или возле него, машинист должен перекрыть краны топливопровода. Гасить пламя следует порошковым или углекислотным огнетушителем, песком, землей или накрыть его брезентом, чтобы перекрыть доступ воздуха к источнику пожара.

5.6. Если погасить пожар своими силами невозможно, необходимо вызвать ближайшую пожарную команду по телефону, радио или с помощью любых других средств связи.

5.7. Если машинист при работе на зимнем обслуживании автомобильных дорог попадает в метеорологические условия, опасные для жизни и здоровья, он должен немедленно прекратить работу и сообщить об этом руководству по рации.

5.8. При несчастных случаях машинист бульдозера должен уметь оказать пострадавшему первую медицинскую помощь и при неотложных случаях вызвать скорую медицинскую помощь.