Указательные частицы: примеры. Правописание частиц
Частица – это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов. Частицы не изменяются, не являются членами предложения. (В школьной грамматике, однако, принято подчёркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.). В зависимости от передаваемых дополнительных значений выделяют: смысловые частицы (вот он, приблизительно два), модальные частицы (да , мы встречались, ну , иди), и формообразующие частицы, которые передают различные грамматические значения: Пусть идет. Да здравствуют участники слета!
Основные смысловые частицы
Название |
Частицы |
Значение |
Примеры |
|
Указательные |
вон, вот, это и др. |
указывают на предметы, явления |
1. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (И. Крылов). 2. Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов (А. Чехов). |
|
Уточняющие |
именно, почти, точно, как раз и др. |
уточняют какое-либо слово или выражение |
Матушка почти не обращала на меня внимания (И. Тургенев). |
|
Выделительно-ограничительные |
только, всего, лишь, всего-навсего и др. |
придают слову или группе слов ограничительный оттенок |
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, синь очей утративший во мгле… (С. Есенин) |
|
Усилительные |
даже, ведь, же, и, ни и др. |
подчёркивают определённые слова |
Даже приказчик издал какой-то неодобрительный звук (Л. Толстой). |
|
Вопросительные |
разве, ли, неужели, ужель и др. |
выражают вопрос в вопроситель-ных предложениях |
Разве я могу сомневаться в этом? (Л. Толстой) |
|
Отрицательные |
не, ни, нет, отнюдь не, вовсе не, далеко не и др. |
выражают отрицание. Частица нет употребляется при отрицательном ответе на вопрос и отделяется запятой |
Самостоятельность, чувство свободы и личная инициатива в науке не меньше нужны, чем, например, в искусстве или торговле (В. Чехов). «Так вы приедете к нам?» – «Нет , не приеду» (Л. Толстой). |
|
Утвердительные |
да, точно, так и др. |
выражают утверждение |
«Уж женат?» – «Да, третий год пошёл с Филипповок» (Л. Толстой). Отделяются запятой. |
|
Сравнительные |
как, словно, будто, как будто, точно и др. |
выражают сравнение. Употребляют-ся при сказуемом |
1. Дубровский как будто очнулся от усыпления (А. Пушкин). 2. Спелая рожь как золотистое море . |
|
Восклицательные |
что за, как, о и др. |
выражают эмоции |
1. Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! (И. Крылов). 2. Тебе, Казбек, о страж востока, принёс я, странник, свой поклон (М. Лермонтов). |
Формообразующие частицы
Грамматическая форма |
Частицы |
Примеры |
Повелительное наклонение глагола |
пусть, пускай, да, давай |
Пускай толпа растопчет мой венец: венец певца, венец терновый! (М. Лермонтов) |
Условное наклонение глагола |
бы, б |
Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил … (С. Есенин) |
Устаревшая форма прошедшего времени глагола |
было |
Мы начали было толковать о новом уездном предводителе, как вдруг у двери раздался голос Ольги: «Чай готов» (И. Тургенев). |
Модальные частицы
Значения |
Частицы |
Примеры |
Волеизъявление (такое же значение у формо-образующих частиц) |
Дай-(ка), ну, а ну, ну-ка, пускай, пусть, давай |
Нет, не тебя так пылко я люблю (П.) |
Отношение к действию: вопрос, утверждение, отрицание, сравнение |
Да, нет, ли, как бы |
Знаете ли вы украинскую ночь? (Г.) Поступай как знаешь . |
Восклицательно-экспрессивные |
Что за, -с |
Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.) |
К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь .
Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего.
В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол ).
Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука ) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука ). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков ).
Не являются частицами постфиксы -ся (-сь ), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.
Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то , выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий. Сравним: какой-то , куда-то (постфикс) – Я-то знаю, куда надо идти (частица).
Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - смысловые и формообразующие.
Частицы не изменяются, не являются членами предложения.
В школьной грамматике, однако, принято подчёркивать отрицательную частицуне вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.
К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например:Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь.
Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);
3) указательные: вот, вон, это;
4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;
5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;
6) восклицательные: что за, ну и, как;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё-таки, ну;
8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.
В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол).
Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков).
Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий. Сравним: какой-то, куда-то (постфикс) - Я-то знаю, куда надо идти(частица).
Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки неи ни в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.
Морфологический разбор частицы
Частицы разбираются по следующей схеме:
1. Частица.
2. Грамматические признаки:
Неизменяемая,
Разряд по значению.
Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы - и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.
Образец морфологического разбора частицы:
Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения.
(Ф. М. Достоевский)
не - частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная.
лишь - частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.
только - частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.
По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицубы следующим образом:
бы - частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.
Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"
Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.
Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.
По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).
Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.
Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.
В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.
Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...
Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:
БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);
ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).
Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).
Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.
И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.
Разряды частиц
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса |
Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли |
Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли? |
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций |
Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто |
Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть! |
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события |
Вот, вот и, вон, это |
Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду. |
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания |
Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет |
Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет. |
УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов |
Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и |
Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой. |
УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова |
Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем |
Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз. |
ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов |
Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы |
Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения |
Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь |
Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал. |
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ |
Будто, будто бы, словно |
Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море. |
УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ |
Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо |
Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ |
Якобы, мол, дескать, -де |
Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет! |
Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.
2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.
3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.
4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.
5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.
6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.
7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.
Значение частицы, её морфологические признаки и синтаксическая функция
Частица - служебная часть речи, которая вносит различные оттенки в значения отдельных слов, словосочетаний, предложений, а также служит для создания форм слов. Например: Что за притча!.. (М. Лермонтов). Не сфальшивишь, так иди уж... (Ин. Анненский). Вот и вся моя душа... (С. Соловьёв).
Частицы отличаются как от знаменательных частей речи, так и от служебных. От знаменательных частей речи они отличаются тем, что не имеют лексических значений, а от предлогов и союзов тем, что не выражают грамматических отношений между словами и предложениями.
Некоторые частицы имеют производный характер, то есть они образованы от других частей речи: наречий, местоимений, союзов, глагольных форм.
Поскольку частицы не обладают самостоятельным значением, они не являются членами предложения, однако могут входить в состав членов предложения. При синтаксическом разборе частица выделяется вместе с тем словом, к которому относится, или не выделяется вообще, например: Нет, не надо . Я слишком устала (В. Инбер).
Виды частиц по происхождению и структуре
Большинство частиц происходит от тех или иных частей речи: а) от наречий (лишь, только, едва, уж, прямо и др.); б) от глагольных форм {пусть, пускай, вишь, давай, ведь, бишь и др.); в) от местоимений (всё, что за и др.); г) от союзов (да, а, и и др.).
Некоторые частицы не связаны по происхождению с другими частями речи (вот, ли, -ка и др.).
Виды частиц по значению
В зависимости от характера выражаемых отношений и с учётом роли в предложении частицы можно разделить на четыре группы:
Вид частицы по значению | Значение частиц | Примеры |
|
Смысловые (модальные) | 1. Выражают различные смысловые оттенки, т.е. могут уточнять содержание высказывания, или выделять в его структуре наиболее значимые элементы, или усиливать значение всего высказывания либо отдельных его частей. 2. Выражают модальную оценку высказывания, т.е. передают реальность или нереальность, достоверность или недостоверность сообщаемого, выражают побуждение к действию 3. Выражают различные чувства и эмоции. | Покой нам только снится... (А. Блок) Лишь воет за окном всёо том же, об одном, ветер в сумраке ночном... (Ю. Балтрушайтис) Но все же я пою по мере сил... (В. Инбер) Пусть далеко до полного рассвета... (С. Соловьев) Не оттого ль, что здесь... к далёким небесам как будто ближе я? (К. Романов) Неужели в самом деле все сгорели карусели? (К. Чуковский) Что за пламенные дали открывала нам река! (А. Блок) Как жаль её слёз! Б. Пастернак) |
|
Отрицательные | Участвуют в выражении отрицательных значений. | Не жалею, не зову, не плачу... (С. Есенин) |
|
Формообразующие | Служат для образования грамматических форм. | Знаешь, если бы ты меня любила, я сгорел бы, точно уголёк. (В. Инбер) Давай пожмём друг другу руки... |
К частицам , выражающим смысловые оттенки, относятся: а) уточняющие частицы (именно, точно, как раз, ровно); б) указательные частицы (вот, вот и, вон, вон и, это, то); в) выделительно-ограничительные частицы (только, лишь, почти, исключительно, единственно, просто, хотя бы); г) усилительные частицы (даже, же, и, уж, ведь, всё, всё же, всё-таки, всё ж таки).
Модальные значения выражают: а) побудительные частицы (ну, а ну, -ка); б) вопросительные частицы (ли, разве, неужели, а, что); в) сравнительные частицы (точно, будто, словно, как будто).
К отрицательным относятся частицы не, ни, далеко не, отнюдь не, вовсе не. Кроме отрицательного, они могут выражать и иные значения: а) положительное при двойном отрицании (не могу не думать, не могу не помочь); б) усилительное {нет ни души, ни зги не видно); в) обобщающее (что ни делаю, всё получается; чего ни беру, всё не то; куда ни пойду, везде народ).
К формообразующим частицам относятся: а) частица бы, образующая форму сослагательного наклонения глаголов; б) частицы давай, давайте, пусть, пускай, образующие формы повелительного наклонения глаголов.
В науке о русском языке не существует единого мнения по вопросу классификации частиц . Классификации, предлагаемые другими учёными, могут выглядеть иначе.
В предложении. Частицы в русском языке призваны придавать разнообразные дополнительные оттенки словам или даже целым предложениям. Второй ролью частиц является словообразование, с их помощью образуются формы слов.
Например:
1. Только ты нужна ему .
Частица только усиливает значение местоимения ты в предложении.
2. Пусть будет так, как ты хочешь.
При помощи частицы пусть образуется повелительное наклонение глагола: пусть будет .
Хоть частицы в русском языке и не члены предложения, но неразрывно входят в его состав. Например:
1. Не ветер шумит за окном и не дождь.
Частицы необходимы:
Повелительного (да, пускай, пусть, давай) : пусть попробует ;
Условного (бы, б) : присел бы , поведал бы ;
2) при образовании наречий и прилагательных, степеней их сравнения - менее, более, самый . Например: более важный , менее интересный , самый смелый , более мощно , менее ярко ;
3) при создании разряда: -то, кое-, -нибудь, -либо . Например: что-то , кое-кто , кто-либо , кто-то и др.
Роль таких частиц близка к роли морфем.
Значения частиц
Частицы в русском языке предложению в целом или одному слову придают различные оттенки.
Частицы неужели, разве, ли (ль) - вопросительные. Зачастуюих используют в вопросах. Например: Неужели простили? Разве есть что-нибудь более интересное?
Восклицательные частицы что за, как передают негодование, удивление, восторг. Например: Как мир широк! Что за прелесть!
Частицы усилительные (ведь, -то, даже, же, все-таки) используются, если нужно усилить отдельное слово. Например: Даже не думай! Все-таки здорово! Он же сам виноват!
В русском языке - это не и ни . Подходят они к отрицанию по-разному. Частица не делает отрицательным как слово, так и все предложение:
1. Не бывать этому! Отрицательное все предложение.
2. Не ветер поломал ветку. Отрицательное только слово ветер.
В случае наличия двух частиц не в предложении вместо отрицательного они создают положительное значение: Я не могу не согласиться с тобой!
Ни - частица, призванная усилить значение отрицания, особенно если в предложении уже есть отрицание или частица не . Например: С неба не упало ни капли. В лесу нет ни грибочка, ни ягодки.
В русском языке - это те, которые связаны с выражением оттенков смысла, отношения или чувства. В эту группу входят вышеупомянутые разряды и некоторые другие. Немодальные же частицы, не связанные с выражением чувств, были отнесены Виноградовым к разряду смысловых.
К этому разряду частиц относятся:
Группа определительно-уточняющих, таких как именно, ровно, просто и пр. Например: именно этот, ровно столько же.
Группа частиц выделительно-ограничительных - единственно, только, исключительно и т.д. Например: только это, исключительно белого цвета .
Частицы указательные вот, вон , которые будто бы указывают на предмет, достойный внимания. Например: Вот дорога!
Все частицы в русском языке выполняют грамматическую, лексическую и словообразовательную функцию. При умелом использовании они способны обогатить нашу речь, сделать ее красочнее и разнообразнее.