Статья 115 отмывание денег. Законодательная база российской федерации
115 ФЗ о противодействии легализации доходов , полученных преступным путем, широким слоям населения известен мало. При этом нормы данного закона стоят на страже экономического благополучия страны, а также содержат обязательные к исполнению рядом коммерческих структур и граждан требования. Рассмотрим же подробнее этот законодательный акт.
Сфера применения ФЗ 115 о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (антиотмывочного закона)
Федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов , полученных преступным путем, и финансированию терроризма (антиотмывочный закон ) был принят в августе 2001 года. Именно в этот период развитие экономики достигло такого уровня, когда потребовалась защита и превентивные меры против получения незаконных доходов, а также инвестирования их в легальный экономический сектор или теневой бизнес. Основным направлением действия закона о противодействии легализации доходов является охрана легальных интересов людей, общества и государства через внедрение законодательного механизма, препятствующего возможности узаконивания собственности, приобретенной преступным путем, и спонсированию терроризма.
Сфера использования данного законодательного акта достаточно масштабна. Он распространяет свое действие и на физических лиц, независимо от их гражданства, и на организации — как российские, так и иностранные (включая филиалы, представительства и дочерние фирмы), которые проводят расчеты деньгами или имуществом. Действие закона распространяется на процедуры расчетов, проводимых как в России, так и за рубежом в рамках заключенных международных договоров. Кроме того, действие ФЗ 115 о противодействии легализации доходов направлено также и на контролирующие госорганы, работа которых заключается в отслеживании предусмотренных законом видов расчетов деньгами или имуществом.
Не знаете свои права?
Суть закона можно свести к следующему: в обязанность организаций, проводящих расчеты денежными средствами и имуществом, вменяется необходимость следить за проходящими через них финансовыми потоками. Если проводимые операции подпадают под признаки неблагонадежности, определенные в законе, о них должно быть сообщено в специальные госорганы, которые занимаются анализом предоставленной информации. При наличии достаточных оснований контролирующие органы передают данные правоохранителям, и если правоохранительные органы в этой цепочке выявляют взаиморасчетные операции с признаками преступления, то в действие вступают нормы Уголовного кодекса.
Основные понятия 115 ФЗ (легализация, финансирование терроризма и прочее) в последней редакции 2015 г.
Статья 3 ФЗ 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов …» дает формулировки применяемых в тексте закона терминов, при этом с момента принятия нормативного акта статья несколько раз редактировалась и дополнялась. Последние изменения были внесены в 2015 г. — и вот что, согласно им, означают основные понятия закона 115-ФЗ:
- Легализация (отмывание) накоплений — это придание законодательно обоснованного права собственности на деньги или имущество, приобретенного с помощью преступления. При этом нужно отметить, что по обновленному 115-ФЗ легализация не предполагает каких-либо исключений по перечню преступлений, с помощью которых приобретались деньги или имущество. До изменений же 2015 г. не считались преступными доходы, полученные при уклонении от уплаты таможенных платежей, налогов и невозвращении из-за границы средств в валюте.
- Финансирование терроризма — совершение накоплений и платежей с осознанием того, что средства направляются на совершение одного или нескольких преступлений, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса, перечисленных в рассматриваемом законодательном акте.
- Обязательный контроль — комплекс мер особо уполномоченного органа, направленных на проверку расчетов денежными средствами или имуществом, исходя из сведений, принятых от организаций, проводящих такие операции.
- Внутренний контроль — особые процедуры в рамках предприятий, производящих расчеты деньгами или имуществом, по обнаружению расчетов, нуждающихся в особом контроле, и других взаиморасчетов, упомянутых в антиотмывочном законе .
115 федеральный закон: изменения 2015 г., последняя редакция 2016 г.
В 2015 г. 115 федеральный закон о противодействии легализации претерпел значительные преобразования, вынудившие фирмы, которые проводят внутренний контроль над сделками и расчетами, серьезно переработать свои локальные документы, касающиеся этой области деятельности.
В частности, изменения 2015 г. коснулись:
- Клиентского состава, в отношении которого кредитные организации обязуются получать определенного рода информацию, предусмотренную законом.
- Мер, которые правомочны принимать кредитные организации по установлению происхождения денег и другой собственности клиента.
- Прав требования со стороны организаций, ведущих внутренний контроль, сведений от клиента о его страховом номере (СНИЛС).
- Возможностей кредитных организаций открывать счета клиентам в их отсутствие, если ранее о них была собрана информация в этой кредитной организации по линии внутреннего контроля.
Таким образом, обращение к законодательству о противодействии легализации, с учетом большого количества переработок закона со дня его принятия, требует поиска не просто текста закона 115-ФЗ, а актуальной на момент обращения редакции со всеми изменениями и дополнениями.
Направленность настоящего Федерального закона связана с защитой законных интересов и прав граждан, общества и в целом государства посредством создания нормативного механизма противодействия отмыванию средств, которые были получены нелегальным путем, и финансированием терроризма.
В данной статье Вы можете ознакомиться с общими положениями 115-го Федерального закона, доступного также для скачивания. Кроме того, мы предлагаем краткий обзор последних корректировок, внесенных в соответствующий закон 191-м Федеральным законом в 2016 году.
Общие положения
115-й Федеральный закон регулирует отношения:
- граждан РФ и таковых без гражданства, иностранных лиц, а также организаций, чья деятельность связана с денежными средствами либо прочим имуществом;
- структур иностранного государства, которые не предполагают образования юридического лица;
- государственных органов, которые обеспечивают контроль на территории РФ за осуществлением операций, связанных с денежными средствами/прочим имуществом и имеет своей целью предупреждение, обнаружение и пресечений действий по отмыванию доходов преступным путем, а также финансированием терроризма;
- федеральных органов исполнительной ветви власти и юридических лиц, касающихся установления бенефициарных владельцев юрлиц.
Действие 115-го Федерального закона распространяется:
- на представительства и филиалы;
- дочерние организации предприятий, чья деятельность связана осуществлением операций с денежными средствами и прочим имуществом, и которые находятся за пределами РФ, если это не идет вразрез с законодательством того государства, где установлено их местонахождение.
Кроме того, согласно международным договорам РФ, действие 115-го Федерального закона распространяется, в том числе, на юридических и физических лиц, которые выполняют операции с денежными средствами и прочим имуществом за пределами РФ.
Скачать полный текст 115-ого Федерального закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов можно .
Какие последние изменения были внесены в закон
Все субъекты без исключения должны внимательно отнестись к данным нововведениям в законодательстве, касающихся, прежде всего, процедур осуществления идентификации клиентов и их представителей, бенефициарных владельцев и выгодоприобретателей.
Рассмотрим их подробнее:
- Поправки в 7-ю статью, в которой оговариваются права и обязанности предприятий, чья деятельность связана с осуществлением операций с денежными средствами/прочим имуществом. В частности, новая редакция коснулась перечня сведений, которые устанавливаются в отношении клиента (юридического лица) и его представителя, выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца клиента (юридического лица). Вышеуказанные субъекты 115-го Федерального закона обязаны внести изменения в правила, предусмотренные для соблюдения внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, и анкету клиента. Согласно поправкам, теперь отдельно указывают организационно-правовую форму юрлица. Что касается анкеты, то здесь следует включать сведения, которые устанавливаются для юридических лиц, чья регистрация была осуществлена в соответствии с законодательством иностранного государства.
- Благодаря новой редакции, у субъектов рассматриваемого Федерального закона появилась возможность самостоятельно выбирать характер, а также объем мер, связанных с изучением клиентов в рамках осуществления идентификации и дальнейшего обслуживания. При этом следует учитывать степень риска выполнения клиентами операций по отмыванию средств и финансированию терроризма. Речь идет о следующих мерах: получение сведений, касающихся целей установления и предполагаемого характера деловых взаимоотношений клиентов с предприятием/ИП; обозначение целей деловой репутации клиентов, финансового положения, осуществления финансово-хозяйственной деятельности; выявление источников получения денежных средств и прочего имущества клиентов.
- Субъекты настоящего Федерального закона имеют право использовать сведения, которые были представлены клиентом для осуществления целей идентификации или обновления информации, также в форме электронного документа за электронной подписью. Ожидается, что нововведение позволит значительно ускорить документооборот между субъектами 115-го Федерального закона их клиентами, что, в свою очередь, приведет к ускорению выполнения обязанности, связанной с идентификацией клиентов до осуществления приема на обслуживание, а также сокращению времени для заключения договора.
- Были также дополнены обязанности клиентов. Теперь клиентам вменяется обязанность предоставления предприятиям, чья деятельность связана с выполнением операций с денежными средствами/прочим имуществом, сведений относительно собственных участников/учредителей, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев.
Согласно 115-ФЗ, контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс. рублей и операции, обладающие признаками необычной сделки. Нарушение положений ФЗ может привести к блокировке счетов клиента и отзыву лицензии у финансовой организации.
Главной целью Федерального закона (ФЗ) N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов , полученных преступным путем, и финансированию терроризма» является защита прав граждан и государства.
Данный ФЗ регламентирует отношения физических лиц и компаний, являющихся субъектами закона, с государственными органами, контролирующими денежные операции, с целью недопущения включения средств в незаконный оборот.
На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ
Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ
Категория | Субъекты |
Физические лица | Российские граждане. |
Иностранные граждане. | |
Лица без гражданства. | |
Организации и индивидуальные предприниматели | Кредитные организации. |
Участники рынка ценных бумаг. | |
Страховые компании. | |
Федеральная почтовая связь. | |
Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них. | |
Устроители лотерей, тотализаторов и т.д. | |
Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов. | |
Занимающиеся операциями с недвижимостью. | |
Потребительские кооперативы. | |
Микрофинансовые организации. | |
Операторы связи и т.д. | |
Иностранные структуры. |
Действия, направленные на реализацию закона
К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения. Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.
Контроль операций
Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям. Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.
Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю
Сумма | Суть операции |
≥600 тыс. руб | Операции с денежной наличностью. |
Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса. | |
Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты. | |
Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные. | |
Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента. | |
Обмен банкнот одного достоинства на другое. | |
Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности. | |
Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории. | |
Операции по счетам и вкладам. | |
Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.). | |
Поставки по оборонному заказу. | |
≥ 3 млн руб | Сделки с недвижимостью. |
≥ 100 тыс. руб | Получение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес. |
≥ 10 млн руб | Операции организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК. |
Независимо от суммы | Один из участников сделки — лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности. |
Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г. Самые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и несоответствие сделки целям деятельности компании. Если операция подпадает под один из пунктов перечня, клиент обязан предоставить банку документы, подтверждающие чистоту сделки.
Основные обязанности финансовых организаций
- Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев, согласно определенным критериям.
- Обновление полученной ранее информации.
- Фиксация и предоставление информации в Росфинмониторинг.
- Блокирование денежных средств и другого имущества.
- Проверка присутствия среди клиентов лиц, в отношении которых принято решение по замораживанию счетов.
- Хранение информации.
Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев
Финансовые организации обязаны идентифицировать лицо, обратившееся к ним, используя определенные критерии.
Таблица 3. Критерии идентификации
Обновление ранее полученной информации
Обновление идентификационной информации должно происходить минимум один раз в год, а при возникновении сомнений в ее актуальности и истинности — в течение семи рабочих дней.
Негосударственные пенсионные фонды должны обновлять информацию о застрахованных не реже одного раза в три года, но при возникновении подозрений в недостоверности информации обязаны перепроверить ее в течение семи рабочих дней.
Фиксация и представление информации уполномоченному органу
В обязанности организаций, совершающих операции с денежными средствами, входит фиксация и предоставление уполномоченному органу в трехдневный срок следующей информации по операциям, подлежащим обязательному контролю:
- Вид операции.
- Причины для ее совершения.
- Дата операции.
- Сумма.
Кроме того, финансовые организации обязаны предоставлять информацию по запросам уполномоченного органа в порядке, установленном Центробанком РФ.
Блокирование счетов
Финансовые организации обязаны и другое имущество клиентов, включенных в перечень экстремистов и террористов. Блокирование должно происходить незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента внесения изменений в перечень экстремистов. Проверка присутствия в нем своих клиентов должна проводиться не реже одного раза в три месяца.
Хранение информации
Юридическое дело, содержащее документы, необходимые для идентификации, подлежит хранению в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Права финансовых организаций
При возникновении подозрений, что деятельность клиента может иметь незаконный характер, или он контактирует с лицами или организациями, имеющими отношение к подобной деятельности, кредитная организация имеет право:
- Отказать ему в заключении договора на банковское обслуживание в соответствии с правилами внутреннего контроля.
- Расторгнуть договор, если в течение года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операций по причине непредставления им сведений, подтверждающих чистоту сделки.
- Отказать в проведении операции по поручению клиента на пять рабочих дней.
Ограничение прав кредитных организаций
Банкам запрещено открывать счета без личного присутствия клиента либо его законного представителя, а также без предоставления ими информации, необходимой для идентификации. Это ограничение не действует в случаях, если клиент или его представитель прежде уже были идентифицированы.
Запрещено также открывать счета в случаях, когда существует подозрение, что данный счет может быть использован клиентом в операциях по легализации средств.
Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом
Росфинмониторинг может принять решение о замораживании всех счетов физического или юридического лица, если есть обоснованные подозрения в его участии в террористической деятельности или он включен в перечень лиц, участвующих в ней.
Решение о блокировке счетов незамедлительно размещается в сети Интернет, на сайте Росфинмониторинга. Ограничения могут быть отменены в судебном порядке.
Физ. лицам, к которым были применены подобные меры, может быть назначено ежемесячное пособие в размере десяти тысяч рублей.
Имущественные претензии третьих лиц, возникшие в результате блокирования счетов, могут быть удовлетворены через суд. Судебные издержки в данном случае будут возмещены за счет средств на заблокированных счетах ответчика или иного имущества.
Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ
Нарушение финансовой организацией положений данного закона может привести к отзыву у нее лицензии. Лица, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность в соответствии с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами.
В завершение видео о том, как обезопасить свой расчетный счет от блокировки, согласно последней редакции 115-ФЗ.
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
Страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
Организации федеральной почтовой связи;
Ломбарды;
Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
Управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
Операторы по приему платежей;
Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
Кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
Микрофинансовые организации;
Общества взаимного страхования;
Негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;
Операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.
Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Судебная практика по статье 5 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ
- Привлечение средств организаций и физлиц во вклады.
- Размещение денег от своего имени, за свой счет на условиях срочности, платности и возвратности.
- Открытие и обслуживание счетов граждан и организаций.
- Брокеры.
- Страховые компании.
- Ломбарды.
- Букмекерские конторы и тотализаторы.
- Компании, управляющие инвестиционными или пенсионными негосударственными фондами.
- Операторы, принимающие платежи.
- Финансовые агенты, имеющие лицензию на ведение финансовой деятельности.
- Ф. И. О.
- Гражданство.
- Реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
- Сведения из миграционной карты.
- Адрес проживания (регистрации) либо места пребывания.
- ИНН (при наличии).
- Наименование.
- ИНН или код иностранного юрлица.
- Номер госрегистрации.
- Юрадрес или места нахождения.
- совершении компетентными организациями операций по приему платежей от граждан на сумму не больше 15 тыс. руб. или сумму в инвалюте, эквивалентную 15 тыс. р.;
- проведении расчетных операций с бюджетами всех уровней;
- оплате услуг, предоставляемых бюджетными организациями, подведомственных исполнительным органам федеральной, региональной и территориальной власти;
- оплате за жилые помещения, коммунальные услуги, за охрану квартир и установку охранных сигнализаций, а также услуги связи;
- уплате алиментов;
- отчислении взносов членами дачных, огороднических, садоводческих некоммерческих объединений, ГСК, а также при оплате автостоянок.
- Предпринимать обоснованные и возможные меры по выявлению публичных иностранных должностных лиц.
- Принимать на обслуживание указанных субъектов исключительно в соответствии с письменным решением начальника организации, уполномоченной совершать операции с денежными и иными ценностями, его заместителя либо руководителя обособленного подразделения кредитного учреждения.
- Предпринимать возможные и обоснованные меры по установлению источников происхождения материальных ценностей публичных иностранных должностных лиц.
- Регулярно обновлять имеющиеся сведения об указанных субъектах.
- Повышенное внимание уделять операциям, совершаемым не только публичными иностранными должностными лицами, но и их родственниками, в т. ч. усыновителями, усыновленными, а также третьими лицами от их имени.
- Требования об устранении выявленных нарушений.
- Денежные взыскания. Их размеры устанавливаются ФЗ " О Центробанке РФ".
- Ограничение совершения отдельных финансовых операций на период до 6 мес.
- Требование о замене руководства.
- Запрет на совершение кредитной структурой отдельных операций, указанных в лицензии, выданной ей, на срок до 1 г.
- Запрет на открытие филиалов в течение года.
- Характера и причин нарушения, допущенного кредитной структурой.
- Общего финансового положения кредитной организации, ее позиции на региональном и федеральном рынках банковских услуг, возможности ухудшения ее финансового состояния в связи с предпринимаемыми к ней мерами воздействия.
- Эффективности правил осуществления внутреннего контроля, разработанных структурой для противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, их соответствия рекомендациям ЦБ.
Постановление № 5-72/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 5-72/2018
Шахунский районный суд (Нижегородская область) - Административные правонарушения
Дело № 5 - 72/2018 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении 30 октября 2018 года г.Шахунья Судья...
Постановление № 5-671/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 5-671/2018
Дело № 5 - 671/18 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Орехово-Зуево Московской области 30 октября 2018 года Судья Орехово-Зуевского городского суда Московской области Пронякин Н.В., ...
Постановление № 5-687/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 5-687/2018
Орехово-Зуевский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения
Дело № 5 - 687/18 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Орехово-Зуево Московской области 30 октября 2018 года Судья Орехово-Зуевского городского суда Московской области Пронякин Н.В., ...
Решение № 2А-3281/2018 2А-3281/2018~М-3101/2018 М-3101/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 2А-3281/2018
Первомайский районный суд г. Кирова (Кировская область) - Гражданские и административные
Содержит указания на применение к административному истцу мер административного принуждения. Уведомление об отказе в выдаче патента иностранному гражданину, направленное ФИО2 в части разъяснения положений ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и необходимости выезда из РФ, носит рекомендательный характер. Поскольку...
Постановление № 5-328/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 5-328/2018
Петушинский районный суд (Владимирская область) - Административные правонарушения
От выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации является незаконно находящимся на территории Российской Федерации. На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года за N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации...
Постановление № 5-702/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 5-702/2018
Неклиновский районный суд (Ростовская область) - Административное
К делу 5 - 702/18 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания 30 октября 2018 года пер. Красный, д. 39, с. Покровское, Неклиновского района Ростовской области Судья Неклиновского районного суда Ростовской области...
В соответствии с положениями Концепции нацбезопасности РФ, одним из приоритетных направлений деятельности государства является противодействие криминальным явлениям. Оно предполагает консолидацию усилий власти и общества, резкое сокращение социально-политической и экономической основы противоправных процессов, выработку комплексной системы методов и средств правового и иного характера для пресечения правонарушений и преступлений, обеспечения защиты интересов личности, государства и общества. В рамках этого направления пресекаются подготавливаемые и совершаемые деяния по отмыванию (легализации) доходов от преступной деятельности, финансированию терроризма, а также предпринимаются меры государственного реагирования на уже совершенные противоправные действия. Работа правоохранительных органов в данной сфере регламентируется нормами 115-ФЗ от 07.08.2001. В ст. 1-3 приводятся общие положения, закрепляющие область распространения правового акта, термины, используемые в нем. Рассмотрим некоторые нормы этого закона.
Терминология
Определения понятий дается в ст. 3 115-ФЗ. Разъяснение терминов необходимо для правильного понимания норм, исключения неверного их толкования.
Доходами от преступной деятельности называют деньги или другое имущество, полученные в результате совершения противоправного деяния. В данном случае ключевым аспектом является факт преступления. Дело в том, что граждане, уклоняющиеся от исполнения налоговых обязательств, преступниками (в классическом смысле) не являются, поскольку свои доходы они получают законным способом. Чувство собственности мешает им расстаться с частью своей прибыли.
Во втором абзаце 3 статьи рассматриваемого нормативного акта закрепляется состав активов, на который распространяется законодательство о противодействии отмыванию доходов от преступной деятельности. В данном случае имеет место соответствие положений 115-ФЗ и ст. 2 (п. "а" и "b") Страсбургской конвенции. В ней доходами от преступной деятельности именуется любое имущество (невещественное и вещественное, недвижимое и движимое), выраженное в вещах либо правах или представляющее собой документы и акты, удостоверяющее право на такие материальные ценности.
Анализ 115-ФЗ (ст. 1-3 в частности) указывает на то, что законодатель рассматривает преступные доходы в узком смысле, поскольку имеет в виду исключительно денежные средства либо другое имущество. Здесь, однако, следует учитывать и положения ГК. При применении норм 115-ФЗ ст. 128 Кодекса обеспечивает более полное понимание термина "иное имущество", поскольку в ней закреплен его состав. Согласно норме, по ним понимают вещи, ценные бумаги, деньги, имущественные права, продукты интеллектуального труда и средства индивидуализации, приравненные к ним, а также нематериальные блага.
Определение понятия легализации доходов, приведенные в 115-ФЗ и ст. 174.1 УК, схожи. В Кодексе указывается, что отмыванием денежных средств либо другого имущества, полученного преступным способом, называется осуществление финансовых операций, заключение сделок с ценностями в результате совершения преступлений, кроме тех, которые предусмотрены в статьях 193, 194, 198-199.2, или использование ценностей для ведения экономической (в т. ч. предпринимательской) деятельности.
Если сравнивать определения, приведенные в и ст. 174.1 УК, то первом нормативном акте дается более емкое толкование понятий.
Меры противодействия легализации преступных доходов
О них говорится в ст. 4 115-ФЗ. В числе мер противодействия на первом месте стоит обязательный внутренний контроль. Процедуры, составляющие его, направлены на выявление операций, осуществляемых физлицами, организациями, легализующими преступные доходы или финансирующие терроризм.
Заключение сделок с большим числом звеньев, необоснованных с экономической точки зрения, дает основание считать, что они совершаются в обход закона.
Внутренний контроль предполагает фиксацию и последующее хранение сведений обо всех операциях (дата, место, время, основание, сумма и пр.), их участниках. Наличие таких информационных баз позволяет в кратчайшие сроки восстановить данные о сделках.
Перечень компетентных организаций
Он закрепляется в ст. 5 115-ФЗ. В перечень включены организации, уполномоченные совершать финансовые операции. В их числе кредитные структуры, которые разделяются на банковские и небанковские. Их отличие заключается в объеме полномочий.
Банк вправе совершать следующие операции:
Кроме этого, банк может выпускать, приобретать, продавать, учитывать, хранить ценные бумаги, используемые в качестве платежных документов или подтверждающие привлечение средств на счета и во вклады.
Небанковские кредитные структуры имеют право совершать некоторые банковские операции, перечень которых закреплен в ФЗ № 395-1.
В числе организаций, уполномоченных на совершение операций с деньгами и другим имуществом, включены структуры, не являющиеся кредитными, но принимающие от граждан и юрлиц наличность в случаях, установленных в ФЗ № 395-1.
Важный момент
В действующем законодательстве содержатся нормы, предписывающие совершать основные платежи юрлиц через кредитные учреждения - банки. Несмотря на то что 88-ФЗ расширил перечень субъектов, обязанных контролировать перемещение денежных средств и имущества, основная ответственность за пресечение легализации преступных доходов возлагается именно на кредитные учреждения. В этой связи присутствие в указанном списке риэлтерских компаний, оказывающих посреднические услуги при совершении сделок по отчуждению недвижимости, не освобождает банки от обязанности выявлять операции, предусмотренные в пункте 1.1 ст. 6 115-ФЗ.
Центробанк вправе отозвать у кредитного учреждения лицензию в случае неоднократного нарушения (на протяжении одного года) предписаний, установленных Федеральным законом № 115.
В перечне, закрепленном ст. 5 115-ФЗ, указаны также следующие организации:
Права и обязанности компетентных структур
Они закреплены ст. 7 115-ФЗ. В данной норме особое внимание уделяется ограничениям для организаций, совершающих операции с деньгами и иными ценностями. Несоблюдение предписаний, закрепленных в статье, может привести к применению в отношении виновных мер административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности.
В качестве ключевой обязанности компетентных структур названа проверка клиентов, совершающих операции с ценностями для выявления фактов легализации преступных доходов. Она должна выполняться на всех этапах движения имущества и денежных средств. Важнейшую роль при этом играет идентификация субъектов, обслуживаемых указанными организациями. Согласно ст. 7 Закона 115-ФЗ, компетентные структуры обязаны получать сведения не только о лицах, с которыми уже заключен договор, но и о потенциальных клиентах, т. е. до официального оформления их правоотношений.
Идентификация предполагает сбор и анализ следующих сведений о физлицах:
О юрлицах собирается следующая информация:
Все указанные сведения должны быть проверены на предмет достоверности и полноты.
Порядок осуществления идентификации, хранения и анализа данных закрепляется в Правилах внутреннего контроля.
Исключения
В ФЗ № 115 закреплены случаи, когда кредитные структуры могут не осуществлять идентификацию. В отношении физлиц она не проводится при:
Данный перечень не подлежит расширенному толкованию.
С момента вступления в действие 121-ФЗ отменяется возможность не идентифицировать субъекта, если ранее он уже был идентифицирован кредитной организацией.
Нововведения в ФЗ № 115
В новой редакции Закона, принятой в 2018 г., присутствует ст. 7.3. В этой норме закреплены обязанности кредитных структур, осуществляющих операции с деньгами и иным имуществом при приеме на обслуживание, а также в процессе обслуживания публичных иностранных должностных лиц. Данная статья введена в дополнение к положениям п. 1 ст. 7 115-ФЗ.
Указанные структуры, согласно норме, обязаны:
Включение ст. 7.3 в 115-ФЗ обуславливается напряженной международной ситуацией и желанием руководства страны обезопасить экономику от негативного воздействия. Включение нормы в рассматриваемый нормативный акт имеет важнейшее значение для реализации концепции нацбезопасности РФ. Положения нормы соответствуют государственной политике в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, поскольку закрепляет меры, пресекающие нежелательные действия иностранных лиц.
Нюанс
Существует еще один Закон под таким же номером, что и рассматриваемый нормативный акт, - 115-ФЗ от 25 07 2002. В ст. 4 закреплены основы правового положения иностранцев в России. Этот Закон никаким образом не связан с рассматриваемым нормативным актом и сферой противодействия легализации преступных доходов. В процессе правоприменения этот нюанс необходимо учесть.
Ответственность за неисполнение положений 115-ФЗ
В ст. 13 Закона закреплены административные меры для обеспечения защиты финансовых и публично-правовых интересов государства.
Согласно норме, нарушение правил осуществления операций с материальными ценностями кредитными структурами, лизинговыми и страховыми организациями, учреждениями почтовой связи, ломбардами, букмекерскими конторами и иными субъектами, указанными в комментируемом нормативном акте, влечет аннулирование (отзыв) их лицензии.
Отзыв разрешительного документа представляет собой решение, которое принимается уполномоченным органом по основаниям и в порядке, предусмотренным в федеральном законодательстве. Аннулирование лицензии не влечет прекращение работы лица, а только лишь запрещение отдельных видов операций. Отзыв разрешительного документа - исключительная мера воздействия.
В рассматриваемом нормативном акте установлено, что компетентные организации, совершающие операции с материальными ценностями, должны документально фиксировать и предоставлять сведения контрольным органам не позднее дня, идущего после даты совершения соответствующей операции (ст. 7, часть первая, п. 4). По ст. 13 115-ФЗ, нарушение установленного срока влечет отзыв лицензии.
В законе, однако, предусмотрена возможность не направлять информацию в уполномоченные органы. Ею могут воспользоваться сотрудники компетентных структур, осуществляющие процедуры внутреннего контроля, если у них возникают подозрения в том, что их клиенты совершают операции для легализации преступных доходов. В таких ситуациях, разумеется, применение мер ответственности, становится крайне затруднительным.
Органом, обладающим право отзывать лицензии у кредитных структур, нарушающих законодательство в сфере противодействия легализации преступных доходов, является Центробанк. Данное полномочие соответствует Рекомендациям № 17, 23, 29 FATF. В них установлено, что государства должны обеспечить применение пропорциональных, эффективных сдерживающих мер уголовного, гражданского, административного характера на случай выявления фактов неисполнения нормативных предписаний. Согласно Рекомендациям, в странах должно обеспечиваться распространение кредитными структурами адекватных методов надзора и регулирования. Компетентным органам надлежит предпринимать необходимые правовые или регулятивные меры для предотвращения получения преступниками или их сообщниками контрольных или значительных пакетов акций, управленческих должностей в финансовых учреждениях.
Надзорные органы, в свою очередь, должны обладать достаточными полномочиями для осуществления мониторинга и контроля соблюдения субъектами требований законодательства в сфере борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Они должны наделяться правом проводить инспекции, требовать предоставления любых сведений от финансовых структур, необходимых для мониторинга, применять адекватные административные наказания за несоблюдение предписаний.
В международных конвенциях, ратифицированных РФ, устанавливается, что страны-участницы обеспечивают применение соразмерных, эффективных гражданско-правовых, уголовных или административных мер сдерживающего характера с учетом опасности совершенного преступления к юрлицам и гражданам. Принятие Центробанком решения об отзыве лицензии у кредитной организации в соответствии со ст. 13 115-ФЗ сопровождается осуществлением всестороннего анализа ее работы не только для выявления нарушений федерального законодательства, но и определения количества (объема) выполняемых операций, наличия/отсутствия факторов, создающих угрозу для интересов вкладчиков и кредиторов, стабильности всей банковской системы страны.
Общие правила отзыва лицензии
Соответствующее решение подлежит опубликованию в официальном издании "Вестнике Банка России" в течение недели с даты его принятия. Оно вступает в действие с момента вынесения. Законодательство закрепляет право заинтересованных лиц оспорить принятое решение в течение месяца с даты его опубликования. Факт обжалования, а также применение мер обеспечения исков не приостанавливают исполнение решения.
Дополнительные меры воздействия
В соответствии с письмом ЦБ № 98-Т от 2005 г. и методическими рекомендациями № 59 от 1997 г., территориальные подразделения Центробанка наделаются правом применять к субъектам, не исполняющим предписания законодательства в сфере легализации преступных доходов:
При выявлении оснований, предусмотренных пунктом 6 1 части 20 статьи ФЗ № 395-1, территориальное подразделение вправе инициировать процедуру отзыва лицензии у кредитной структуры. При этом подразделению рекомендовано предъявлять требование об устранении выявленных нарушений в комплексе с иными мерами воздействия. Выбор той или иной санкции осуществляется учреждением самостоятельно с учетом:
Заключение
В УК не содержится конкретная норма, положения которой можно было бы применить непосредственно к должностным лицам, допустившим нарушения законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Многие эксперты полагают, что нет необходимости создавать такого рода статьи по подобным нарушениям в разных сферах управления. Следует обеспечивать экономичность законодательства, закрепляющего ответственность субъектов, уплотнить составы правонарушений. В настоящее время ключевыми уголовными статьями, закрепляющими санкции за неисполнение нормативных предписаний в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, считаются ст. 173-174.1, а также 175. В этих нормах закрепляются необходимые юридические основания для пресечения противоправных действий, борьбы с обналичиванием средств через компании-однодневки.