Начисление зарплаты медработникам в году. Кто проедает деньги врачей

Столичные власти внесли изменения в систему оплаты труда медработников: немного повысив минимальные оклады, отправили под нож надбавки к ним - за ученую степень, стаж, отдельные специализации, вредные условия труда. При этом руководство медучреждений получило еще больше свободы в назначении стимулирующих выплат - за результаты и качество работы. Таким образом в Москве вслед за другими российскими регионами обходят рекомендации Минздрава об изменении соотношения между базовой и стимулирующей частью зарплаты медиков.

Минздрав: работа над ошибками

Новые правила должны были стать работой над ошибками. В последние годы в Минздраве признали несовершенство существующей системы оплаты труда медработников. На эту систему госучреждения перешли с начала 2013 года. Единую тарифную сетку заменили индивидуальные трудовые договоры и допсоглашения, и появилась пресловутая стимулирующая часть зарплаты, которая могла меняться в зависимости от результатов и качества работы. Благодаря нововведению руководители ведомств и различных учреждений получили неограниченный контроль за бюджетными и внебюджетными средствами, возможность самостоятельно составлять штатное расписание и определять размеры доплат для работников. Предполагалось, что оценивать работу сотрудников будет специальная комиссия и общественный совет медучреждения. На практике это дало руководству больниц и поликлиник возможность назначать зарплаты произвольно.

Вот что рассказали «Медновостям» о своих зарплатах рядовые московские врачи:

Олег С., врач-невролог

С учетом категории и стажа моя ставка около 25 тысяч рублей. Остальное - стимулирующие выплаты. Выписываются они по усмотрению администрации. До того, как нас превратили в филиал, объединив с другой больницей, я получал порядка 60 тысяч рублей. Прежняя администрация думала о сотрудниках, новая - только о себе. Весь стимулирующий фонд они делят между собой. Доступа в эту «комиссию» нет даже у профсоюза. В итоге, заместитель главврача стабильно получает надбавку в 250%. Для меня 20% - целое событие, у медсестер и санитарок вообще остались гроши.

Татьяна С., врач-отоларинголог

Сегодня зарплаты врачей с одинаковой нагрузкой, уровнем квалификации, стажем и должностью могут различаться в несколько раз. Все зависит от главврача, распределяющего «стимулирующие» выплаты. Мой оклад - 18,8 тысячи рублей. На прежнем месте работы в «стимулирующей» строчке никогда не было больше 6-8 тысяч рублей. Последние несколько месяцев я работаю на такую же нагрузку в такой же должности в соседнем районе. Но зарплата тут вдвое больше.

Проверки многочисленных жалоб в адрес Минздрава подтвердили то, о чем рядовые медики говорили с самого начала: зарплаты сотрудников со сходным уровнем квалификации, стажем и должностью могут серьезно варьироваться, и зависят не от качества работы, а от близости к начальству. В некоторых региональных медучреждениях зарплаты врачей с одинаковой нагрузкой различались в девять раз. В итоге министр Вероника Скворцова предложила губернаторам изменить действующее соотношение, при которой базовый оклад врача составляет только 40%, а остальное приходится на стимулирующие выплаты, на противоположное.

Московский подход: шило на мыло

Однако на местах нашли способ обойти рекомендации Минздрава. Под нож пошли не зависящие от произвола начальства стимулирующие выплаты, а гарантированные законом надбавки к окладу - за стаж, отдельные специализации, вредные условия труда. То есть, практически, та же самая базовая часть зарплаты.

Приказ Департамента здравоохранения Москвы №1033 от 26 декабря 2016 года «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения города Москвы от 09.06.2012 № 531» отменил, в частности, доплаты за ученую степень и почетное звание. Помимо этого, сокращаются надбавки врачам за специализацию. Так, доплаты для психиатров, наркологов, а также для врачей, работающих с парализованными пациентами, снижаются с 25 до 15%. Врачи, работающие с ВИЧ-инфицированными пациентами будут получать не 60%, а 30% к должностному окладу, а те, кто лечит туберкулезных и онкологических больных, детей с поражением центральной нервной системы - не 15%, а 10%.

Доплата сотрудникам кожно-венерологических диспансеров, инфекционных больниц, хирургических отделениях всех профилей стационаров, персоналу хосписов и даже молодым специалистам отменена совсем. Предполагается, что теперь медучреждения будут самостоятельно при наличии финансовых возможностей устанавливать условия, порядок и размер этих выплат. Обесценивается и стаж непрерывной работы в государственном здравоохранении - рекомендуемый предельный размер выплат за это снижается вдвое. Как объяснили в городском департаменте здравоохранения, «данная выплата относится к статусным и не оценивает качественные и количественные результаты труда».

В то же время в новой редакции приказа увеличены минимальные оклады медработников. У врачей оклад вырос с 18600 до 30000 рублей, у медсестер - с 10500 до 20000 рублей, младшего медперсонала - с 8500 до 17600 рублей. «Минималка» руководителей структурных подразделений выросла с 22100 до 40000 рублей.

В итоге, фактически ничего не изменилось. Например, базовая зарплата врача кожвендиспансера, к.м.н. по новым правилам может составить 34500 рублей: минимальный оклад - 30000 рублей, выплата за стаж (15% от оклада) - 4500 рублей. При расчете по старым правилам эта сумма составляла 28830 рублей: оклад - 18600 рублей, выплата за стаж (30% от оклада) - 5580 рублей, за вредные условия труда (15% от оклада) - 2790 рублей, за ученую степень (10%) - 1860 рублей.

По официальным данным средняя зарплата столичного врача - 70 тысяч рублей. То есть, даже вместе с урезанными надбавками базовый оклад при новой системе хоть и становится немного выше, но все равно не дотягивает даже до 50%, не говоря уже о рекомендованных Минздравом 60%. И для рядовых медиков решающее значение по-прежнему будут иметь стимулирующие выплаты, которые самостоятельно назначает руководство медучреждения. То есть, «плохой» работник будет получать 34500 рублей, «хороший» - 105500 рублей (в среднем - 70000).

Впрочем, пока это все в теории. На практике все может быть куда интересней, так как испытывающие финансовый голод медучреждения будут искать все новые способы экономии фонда зарплаты. Как рассказал оргсекретарь независимого Межрегиональногопрофсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал, в одном из филиалов 180-й поликлиники Москвы вместо 24 участковых терапевтов сегодня работает только восемь, но доплачивают врачам за «расширение зоны обслуживания» и сверхинтенсивный труд «копейки».

Есть и другие способы сэкономить. Например, по словам терапевта Диагностического центра №5 Анны Землянухиной, администрация учреждения внесла в коллективный договор изменения, касающиеся отмены дополнительных отпусков. Легитимизировала эти изменения подпись «карманного профсоюза». Когда же выяснилось, что членами официального профсоюза является менее 50% работников учреждения, администрация, по словам Землянухиной, «попыталась загнать в него сотрудников силой» - угрожая лишением стимулирующих выплат и даже увольнением.

Региональный опыт: минус 30%

Кроме того, уже есть опыт регионов, начавших «выполнять» рекомендации Минздрава раньше столицы. Как рассказал Коновал, активное реформирование системы оплаты труда в регионах в 2016 году лишь ухудшило ситуацию. «Официально провозглашались благие цели: увеличение в структуре зарплаты доли оклада и снижение стимулирующих выплат, которые являются, по сути, премией, - рассказал активист. - Но де-факто, в ряде регионов, реформа привела к снижению зарплат: повысив оклады на несколько тысяч, власти одновременно снизили компенсационные и стимулирующие выплаты, включая и те, что носили гарантированный характер, и не зависели от произвола работодателя. Так, в Удмуртии многим категориям медиков на уровне региона были отменены гарантированные стимулирующие выплаты, а доплаты за вредность, ночные дежурства уменьшили. Было также отменено финансирование из фонда ОМС «сдельных» стимулирующих выплат сотрудникам поликлиник за каждого принятого пациента. Сохранение этих выплат, а также прежнего уровня компенсационных доплат отдали на откуп администрации отдельных медучреждений. А там их тут же отменили. В итоге, при том же объеме работы, например, многие участковые терапевты и узкие специалисты поликлиник стали получать на 20- 30% меньше».

В постановлении правительства Удмуртской республики №501 от 2 ноября 2015 года, утвердившему новую систему оплаты труда медиков, отдельно прописано, что при сохранении объемов и качества работы зарплата не должна быть меньше установленной на 31 декабря 2015 года. Однако, по словам участкового терапевта Ижевской ГКБ №2 Натальи Стрелковой, «в расчетных листах зарплаты за период с 1 января 2016 года по настоящее время строка доплаты до уровня 2015 года, предусмотренной этим постановлением, отсутствует». При этом, реальный объем работы врача увеличился. В частности, ее периодически привлекают к обслуживанию пациентов сверх закрепленных за ней двух участков, число прикрепленного населения выросло с 1700 до 2000 человек, ежемесячно перевыполняются установленные планы по вакцинации, диспансеризации и так далее.

Не надеясь больше на Минздрав, сотрудники больницы обратились за защитой своих прав в трудовую инспекцию и в прокуратуру. Как пишут в своем заявлении врачи, у многих из них зарплата уменьшилась в полтора раза: «участковые врачи получают порядка 24 тысяч рублей, в то время как в 2014-2015 годах их зарплата, при тех же условиях составляла 35-40 тысяч рублей. С апреля 2016 года была отменена двойная оплата за работу в субботу, с июня - все доплаты работникам, совмещающим свободные должности, а также за увеличение объема работы. Отменены обязательные ранее доплаты для участковых терапевтов и медсестер». И на все обращения к руководству медики получают один ответ: «Денег у учреждения нет».

Интересна статья?

Стимулирующие выплаты медработникам в 2017-2018 годах обсуждались на самом высоком уровне во многих регионах страны. Принятые решения должны способствовать если не существенному увеличению оплаты труда медиков, то хотя бы созданию более спокойной рабочей обстановки в коллективах медучреждений. О том, что такое стимулирующие выплаты, какими законодательными и локальными документами они определяются и какие изменения в законодательстве коснулись этих доплат за последнее время, пойдет речь в данной статье.

Что такое Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам?

Система оплаты труда медработников регулируется федеральным законодательством и включает в себя базовые, компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (ст. 129 Трудового кодекса РФ). Базовая часть зарплаты выплачивается медикам в обязательном порядке, компенсационная часть зависит от условий труда работников, стимулирующая — от эффективности их трудовой деятельности.

Основным нормативным актом, устанавливающим схему оплаты труда медиков, является Постановление Правительства РФ № 583 «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.08.2008. Согласно пп. 3, 4, 5 утвержденного постановлением № 583 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее — Положение), базовые, компенсационные и социальные выплаты в составе ежемесячной оплаты труда медработников — величины, строго регламентированные федеральным и региональным законодательством; в определении же размеров стимулирующих доплат своим сотрудникам медучреждение обладает некоторой самостоятельностью.

В соответствии с п. 6 постановления № 583 Минздравсоцразвития России разработаны и утверждены профессиональные квалификационные группы, критерии и рекомендации по разработке примерных положений об оплате труда работников учреждений.

Ориентируясь на эти рекомендации, а также принятые на их основании рекомендации единой трехсторонней комиссии (в составе Правительства РФ, профсоюзов и работодателей) по регулированию трудовых отношений в бюджетной сфере и региональных властей, каждое медучреждение разрабатывает систему стимулирования медработников. В итоге данная система получает отражение во внутреннем документе организации — положении о стимулирующих выплатах.

Утверждается это положение в каждой конкретной медорганизации лишь на 1 год, так как дающая рекомендации по установлению систем оплат труда трехсторонняя комиссия делает это, согласно ст. 135 Трудового кодекса, ежегодно. Согласно рекомендациям Положения, в документе должны быть определены:

  • источники финансирования стимулирующих выплат;
  • категории сотрудников, имеющих право на такого рода доплаты;
  • схема начисления указанных выплат;
  • размер ежемесячной надбавки за счет средств обязательного медстрахования и предпринимательской деятельности по каждой группе работников;
  • условия, по которым будет оцениваться работа врачей и прочих медработников.

Порядок определения размера стимулирующих выплат медработникам

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» от 29.12.2007 № 818 поощряющие доплаты могут платиться:

Не знаете свои права?

  • за непрерывный стаж и выслугу лет;
  • результаты трудовой деятельности;
  • напряженность труда и достижения в работе;
  • качество трудовой деятельности.

При этом первые два пункта особенных вопросов не вызывают, так как являются количественными критериями и не требуют специальной оценки. Два же последних пункта — показатели качественные и потому нуждаются в разработке специальной системы, привязывающей качественные характеристики к числовым значениям.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.06.2013 № 421 утверждены Методические рекомендации по разработке органами государственной власти и местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений. В этих рекомендациях предложен перечень показателей, зависящий от должности и специализации работника, причем каждому показателю присваивается балл в зависимости от уровня выполнения или невыполнения.

К примеру, отсутствие жалоб оценивается как +1 балл, наличие хотя бы одной жалобы — 0 баллов, то есть при суммировании общая оценка не увеличивается. Оценивается также и эффективность выполнения. Например, выполнение планов по достижению соотношений заработной платы по всем категориям медицинских работников и средней заработной платы в субъекте на уровне 110% и более оценивается как +2 балла, от 100 до 110% — как +1 балл, менее 100% — как -1 балл.

В оценке эффективности труда медицинского работника имеют значение следующие факторы:

  • количество обнаруженных заболеваний;
  • случаи несвоевременной госпитализации;
  • количество возникших осложнений;
  • неверные диагнозы;
  • наличие жалоб от пациентов;
  • нарушение санитарных норм;
  • оформление документов;
  • профилактика заболеваний и т. п.

Нюансы начисления стимулирующих доплат медработникам в 2017-2018 годах

Согласно положениям абз. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. При этом до недавнего времени комиссия рекомендаций по соотношению базовой, компенсационной и стимулирующих частей в оплате труда медиков не давала.

В связи с этим доля базовой части составляла 25-30%, компенсационной — 15-20%, стимулирующей — около 50% (по данным СМИ, в некоторых регионах доля стимулирующих выплат в оплате труда медработника доходила и до 70%). Таким образом, особенности расчета стимулирующей доплаты не всегда давали возможность оставлять зарплату медика на должном уровне.

С 2016 года в большинстве регионов страны ситуация начала меняться. Стремясь к выполнению указа Президента России «О мероприятиях по реализации социальной политики» № 597 от 07.05.2012, согласно которому средняя заработная плата медработников к 2018 году должна дойти до 200% средней оплаты труда в соответствующем регионе, и исполняя Решение трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений № 12 от 25.12.2015 (п. «б» ст. 37), руководство субъектов Федерации снизило размер стимулирующих выплат в составе зарплаты медработника.

В результате доля окладной части стала доходить до 55-60%, а стимулирующие выплаты снизились до 30%. Таким образом, гарантированная часть заработной платы, которая не зависит от оценок и ситуаций, увеличилась почти в 2 раза. На долю стимулирующих выплат теперь приходится лишь треть оплаты труда, что выглядит более логично, чем система, существовавшая до 2016 года.

Средства, выделяемые из бюджета, на зарплату медикам к 2016 году урежут на 9,218 млрд. руб., о чем стало известно из последних новостей. Общее сокращение расходов на выплату заработной платы врачам, учителям и соцработникам в 2016 году составит 34,2 млрд. руб. По факту это должно противоречить выпущенным в мае 2012 года указам президента. Их суть заключается в повышении заработной платы работникам следующих профессий:

  1. Врачам, преподавателям высших учебных заведений и сотрудникам НИИ. Их зарплата должна была повыситься до 200% по отношению к средней зарплате, существующей в регионе их проживания.
  2. Социальным работникам, медсестрам, учителям школы, и еще некоторым категориям лиц, перечисленным в указе. Оплата их труда должна была вырасти до 100% от имеющихся на тот момент средних доходов работников этих профессий по региону.

Такого значения заработных плат предписывалось достичь к 2018 г. Согласно указаниям президента РФ, на выполнение этих задач не должны повлиять какие-либо неблагоприятные причины вроде наступившего кризиса или других непредвиденных обстоятельств. Президент России не раз упоминал о том, что выпущенные им в мае указы пересматриваться не будут. Как же соотнести это с урезанными бюджетными средствами?

Принята новая система расчета средней заработной платы по регионам

Сэкономить государственный бюджет за счет уменьшения новой зарплаты педагогам и медицинским работникам в 2016 г. стало возможным благодаря новой системе вычисления среднего заработка, принятого в сентябре текущего года. Согласно постановлению правительства новые методы вычисления более эффективны и усовершенствованы. Их смысл заключается в замене формулировки «средняя заработная плата за месяц» на выражение «средний доход от занятий трудовой деятельностью за месяц».

Иными словами, теперь при вычислении среднего заработка работников вышеперечисленных социальных сфер, будет учитываться усредненная заработная плата, начисляемая всем категориям временных сотрудников, работающих по найму в различных организациях, у индивидуальных предпринимателях, а также у физических лиц.

Тогда как раньше Росстат принимал в расчет только средства, расходуемые на оплату труда наемников, работающих в организациях. В результате чего статистические данные не отражали полную картину затрачиваемых средств на оплату труда врачам и учителям, и не выявляли реальное количество служащих, чей труд оплачивался частными компаниями.

Таким образом, формально указы о повышении заработной платы учителям и врачам будут соблюдены, в то время как реальный заработок данных лиц даже понизится. Мысль о том, как достигнуть такого парадоксального результата, могла прийти в голову только чиновникам, привыкшим находить лазейки в законах, и урегулировать все проблемы бумажными методами. На сей раз данной лазейкой послужило то, что предполагаемое повышение указывалось не в конкретных числах, а из соотношения к показателям средней зарплаты.

Конкретные итоги сэкономленных бюджетных средств

В результате, с 1-го января 2016 года заработная плата медикам будет уменьшена. При этом общая сумма средств, выделенных на госпрограмму «Развития здравоохранения» в 2016 г., составит 332,129 млрд. руб. Это на 62,6 млрд. руб. меньше, чем в текущем году. Экономия, полученная из отдельных направлений программы:

  1. Развитие скорой помощи. Здесь была достигнута наибольшая экономия по отношению к общему выделенному бюджету - средства урезали на 66%.
  2. Развитие медицины. Экономия составила 55%.
  3. Профилактические меры по предупреждению заболеваний и оказание первой помощи. Финансирование сокращено на 42%.

Таким образом, удалось сэкономить 16% общих вложений в сферу медицины.

Сфера здравоохранения в Российской Федерации, как полагают многие, стала на колени: бесплатные медицинские услуги вошли в состояние, если назвать медицинской терминологией, коматозное. Платные услуги в большинстве случаев ограничены диагностикой и стоматологией. Частное направление в сфере медицины появляется довольно медленными темпами. Стартового капитала, которого может хватить на постройку помещений для размещения комфортабельных клиник, совершенно не хватает. О покупке современного медицинского оборудования вообще говорить не приходится.

Не всегда возможно приспособить какое-либо здание для медицинских потребностей. По статистическим данным, лишь 8 процентов клиентов пользуются услугам платной медицины, а 60 процентов людей изначально предпочитают отправиться в стандартные поликлиники. Однако люди в поликлинике в попытках получения бесплатной медицинской помощи в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с необходимостью прохождения множества дорогостоящих обследований, за которые приходится платить из собственного кармана.

Пациенты в государственных медицинских учреждениях довольно часто жалуются на качество предоставления услуг. Такие претензии, как правило, имеют под собой основания. Но стоит задуматься, что должен делать врач, к примеру, детский хирург, в лечебном учреждении в Карелии, получивший на руки после вычета налогов 9553,47 российского рубля и проработавший 145 рабочих часов, либо терапевт с Крымского полуострова, заработная плата которого с уплаченными налогами составляет 10 тысяч 418 рублей и 35 копеек за 156 часов упорного труда?

Приказом Правительства Российской Федерации за декабрь 2012 года рекомендовалось органам исполнительной власти разработать план изменений и мероприятий в направлении социальной сферы. Данные действия, так называемая дорожная карта, должны были направляться на повышение эффективности в здравоохранительной отрасли.

Мероприятия, которые предусматриваются «дорожной картой», нацелены на разработку механизмов оплаты труда медицинских специалистов в зависимости от качества и количества бесплатных услуг, оказываемых населению. Власти полагают, что приличная заработная плата работников медучреждений считается хорошим рычагом управления персоналом с целью улучшения качественных показателей обслуживания пациентов.

Бухгалтерия с двойным дном

Согласно данным статистики:

  • средняя заработная плата медицинского работника в Российской Федерации на текущий момент составляет приблизительно 45 тысяч рублей;
  • заработок среднего персонала здравоохранительной отрасли – 28 тысяч рублей за месяц;
  • зарплата младшего персонала медицинской сферы составляет 19 тысяч рублей.

Такие показатели учитывают общий заработок, и получается, что требования «дорожной карты» выполняются номинально. Но в действительности довольно часто медицинские работники трудятся на нескольких ставках одновременно – только так они способны получать более-менее приемлемое количество финансовых средств.

Для того, кому интересна настоящая заработная плата медика, существует специальный проект «Реальная зарплата медработника», где люди не только интересуются месячной заработной платой, к примеру, офтальмолога из Пензы либо водителя-санитара из Калужской области, но и оставляют данные о размере собственных зарплат. Этот ресурс создан с целью показать правдивую картину, которая сложилась в процессе действия «дорожной карты», и бороться с подставными данными в отчетах больничного руководства.

Приказ властей, именуемый «дорожной картой», имеет два направления. Положения, излагаемые данным документом, говорят об улучшении уровня заработка медицинского сотрудника. С другой стороны, надбавка к заработной плате медика должна приводить к повышению эффективности здравоохранительной системы в совокупности. Данные положения предлагают изменить правила предоставления медицинских услуг и разработать новые профессиональные стандарты.

До 2018 года запланировано увеличение заработных плат врачам до 200 процентов, младшему и среднему медицинскому персоналу – до 100 процентов, и это в отношении уровня заработных плат на 2012 год. Помимо пункта о финансировании здравоохранительных объектов с учетом фонда заработной платы, «дорожная карта» имеет в своем составе разделы, планирующие контроль заболеваемости туберкулезом, смертности и множества других показателей качества оказания медицинских услуг.

Все в одной упряжке

Пациенты и медицинские профильные специалисты находятся в одинаковом положении. Для погашения набирающих обороты расходов бухгалтерские отделы прибегают к таким действиям, как списывание одной и той же платы за медицинскую услугу из фонда ОМС два раза. Официальные статистические данные, предоставляемые Росстатом, существенно разнятся с данными социального опроса представителей медицины. Настоящего повышения заработной платы врачей, как это описано в плане мероприятий, поданном после «майских приказов», не отмечено ни в одном уголке Российской Федерации

Помимо применения совокупных данных в качестве отчетности, повышение оплаты труда медицинского работника получается благодаря понижению численности койко-мест в отделениях стационара, сокращению сотрудников и специалистов в поликлиниках и больницах. Подобные меры зачастую принимаются стихийно, без предупреждения и подготовки, например, повышения уровня амбулаторной системы лечения пациентов. Это быстрыми темпами отражается в виде увеличения количества ошибок медицинских сотрудников, что обуславливается дополнительной нагрузкой на профильных врачей и медперсонал.

В помещениях поликлиник собираются толпы народа, многим больным приходится прибегать к платным медицинским услугам, чтобы не терять драгоценное время, ожидая в неиссякаемой очереди. Однако не каждый способен раскошелится на медицинскую помощь, отказываясь обращаться к врачам и пытаясь излечиться средствами «народной медицины». По статистическим данным, вместо понижения уровня смертности, как планировали чиновники, результат реформирования здравоохранительной системы продемонстрировал, что за первое полугодие прошедшего года уровень смертности поднялся на 27 тысяч человек в сравнении с аналогичным периодом позапрошлого года.

Радужны ли перспективы

Оплата труда медицинского сотрудника в нынешнем году, по последним данным новостей, должна быть увеличена на:

  • 159,6 процента в отношении показателей 2012 года профильным врачам;
  • 86,3 процента среднему медицинскому персоналу;
  • 70,5 процента младшему медицинскому персоналу.

Случится ли это в действительности, сегодня сказать тяжело. В октябре на заседании Кабмина запланировано провести обсуждение программы, согласно которой могут обговорить перенос ключевой части затрат по увеличению фонда заработной платы бюджетников на 2016-2018 годы. Однако на значительное улучшение рассчитывать не следует: правительство подтвердило свои планы повышения уровня оплаты труда представителям бюджетной сферы, но оговорило их зависимость от денежных возможностей страны.

Нестабильность ситуации в экономической сфере Российской Федерации не способствует запланированному росту заработной платы на 8 процентов. Вероятнее всего, произойдет не прямое увеличение суммы оплаты труда согласно «дорожной карте», а индексация с учетом инфляции. Так что рассчитывать на повышение более 2,7 процента без учета индексации, в сравнении с прошедшим годом, не приходится.

Стоит отметить тонкий момент в вопросах увеличения финансирования фонда заработных плат в бюджетных компаниях: проведение индексации запланировано не с первых чисел нынешнего года, а только со второго его полугодия – с 1 октября. Это еще более значительно нанесет удар по карману работников: с самого начала повышение запланировано на январь прошлого года, после этого, как считают, по причине присоединения Крымского полуострова, было сдвинуто на октябрь 2015 года. В настоящее время заветная для большинства дата переносится еще на один год.


Данные о том, будет ли повышение зарплаты медикам в 2016 году , с каждым днем становятся все актуальнее, а все по причине того, что вопросы, связанные с уровнем доходов сотрудников, занятых в сфере здравоохранения, на сегодняшний день можно назвать одними из самых проблемных.

Каждый понимает, что медицинские работники ежедневно спасают человеческие жизни (разговор ведется не только о врачах, а о функционировании системы в целом, каждый человек в которой выполняет очень важную роль). И всем известно, что зарабатывают они, как и остальные бюджетники, совсем немного, хотя «жизнь» вокруг нас беспрерывно дорожает. Ситуация требует радикальных изменений, и эти вопросом уже занялся президент страны, а также представители Минфина и Минтруда Российской Федерации.

Тяжелый труд медицинского работника

Читайте так же:

Ситуацию в сфере здравоохранения России без преувеличения можно назвать плачевной, ведь на сегодняшний день такое понятие «бесплатной медицины» присутствует только на бумаге, а платная развивается в двух направлениях стоматологии и диагностики.

И это притом, что большинство медиков работает круглосуточно (не ежедневно, конечно, но все равно это очень тяжело) и часто страдает от психологической нагрузки (к сожалению, не все человеческие жизни удается спасти). Жалобы больных на некачественное медицинское обслуживание встречаются все чаще, и если говорить откровенно, они не безосновательны.

Однако можно лично себя спросить о том, что может требовать обычный человек от терапевта, который отработал 156 часов и ему не начислили за это даже 10 тысяч рублей? На основании данной информации легко догадаться о том, что без повышения зарплат в системе здравоохранения в 2016 году в РФ обойтись не получится, потому что с этим напрямую связано качество медицинского обслуживания и, как следствие, жизни множества людей.

Майские указы

О «майских указах» президента страны, принятых еще в 2012 году, известно каждому. Согласно тексту законопроектов, заработная плата медиков к концу 18 года должна увеличиться на 100-150% (относительно существующего уровня зарплат на время принятия указа). Для реализации законов был разработан ряд мероприятий, предполагающих плавный рост доходов, причем эта программа получила свое название – «Дорожная карта». Мероприятия этой программы, направлены на нормализацию уровня заработной платы медицинских работников и улучшения качества, представляемых ими услуг, таким образом, «Дорожная карта» решает несколько вопросов сразу (улучшает материальное положение медиков и жизнь обычных граждан).

Что происходит сегодня?

Все знают о том, что в стране наблюдается острый дефицит бюджетных средств, следовательно, поднятие зарплаты медиков находится под вопросом. Но указ президента о плановом повышении заработной платы существует, значит его требования должны выполняться, но, как оказалось, именно выполнение указов и стало проблемой. Согласно информации специалистов Росстата, средняя заработная плата медицинского работника сегодня находится в пределе 40 000 рублей в месяц, то есть относительно уровня 2012 года она выросла, а значит требования «Дорожной карты» выполняются .

Но это только теоретически, ведь практика показывает то, что того чтоб получать такую заработную плату медицинским работникам приходится совмещать несколько ставок, хотя в отчете больниц руководители пишут общую сумму. Таким образом, власти ведут «двойную бухгалтерию» и рост доходов медиков происходит только на бумаге (для отчетности).

Снижение среднего уровня доходов граждан

Неизвестно, состоится ли реальное повышение зарплаты медикам в 2016 году в России, последние новости по этому вопросу достаточно неоднозначны. Ситуацию усложняет еще и то, что власти решили уменьшить уровень средней заработной платы в отрасли, начав учитывать при ее расчете «неформальные» доходы граждан (информацию предоставил руководитель Росстата Александр Суринов). Если учитывать неформальные доходы, то показатель средней заработной платы начнет медленно падать, что и будет «ключом» к выполнению «майских указов».

Минтруда говорит, что неформально работают в России практически 12 миллионов человек, но как учитывать их доходы пока никто не придумал. Более того, Александра Суслина (независимый эксперт) утверждает, что кроме неформальных доходов необходимо еще и учитывать данные теневого сектора экономики, где оборачиваются большие деньги. Однако такой подсчет, скорее всего, увеличит средний показатель зарплаты, чем уменьшит его. В общем, к чему приведут такие изменения и стоит ли им радоваться, пока неясно.

Предложение от министерства здравоохранения

В начале октября глава Минздрава направила всем председателям региональных дум письма, в которых обсуждался вопрос о том, что будет с зарплатой медиков, и описан новых подход к начислению их заработной платы. Согласно ее словам рост доходов медработников уже составил как минимум 50%, однако, анализ, поступивших в Минздрав, жалоб показал, что заработные платы медиков одной квалификации и должности могут существенно отличаться (иногда в 9 раз). В чем причина?

Оказалось, в маленьком окладе и введенной недавно программе «эффективных контрактов». Дело в том, что от оклада сегодня зависит только 30% зарплаты, а все остальное – это компенсационные выплаты и премиальные за качество труда. Но он зависят не от самого человека, а от решения руководителя организации здравоохранения, и если принимать во внимание то, что в системе здравоохранении действуют единые стандарты, разница не должна так сильно ощущаться.

Минздрав изучил основные подходы к оплате труда медработников и разработал общие рекомендации для разных регионов страны, которые помогут сделать начисление заработных плат более эффективным и «честным». Главной рекомендацией является увеличение доли рабочего оклада с общей структурой дохода работника до 55-60%. Если эти рекомендации примут, то, кроме того, что состоится реальное увеличение зарплаты медиков в 2016 году в России, еще и уменьшиться «произвол» правящего звена медицинских учреждений. Информации о том, будут приняты эти нововведения или нет, пока никто не дает.