Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю. Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы «Буква Ю, звук


Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные...


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ...


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом...


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и...


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих...


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?...


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают...

Оборудование: одежда для совы: мантию, шапочку философа и очки; недописанные буквы, буквы Ё — большая и маленькая, слова для чтения, хитрые буквы Я, Ю, Е, Ё в домиках, пары гласных букв на магнитах, мяч, картинка ёжика, альбомы детские, цветные карандаши, простые карандаши, тетради.

Ход занятия:

Дети приглашаются к дереву, и вспоминают, какие буквы они изучили. В этот момент логопед незаметно надевает мантию, шапочку философа и очки (превращается в мудрую сову).

Здравствуйте. Ребята, вы узнали меня? Это же я — мудрая тётушка сова, из научного дупла. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости! На моём дереве уже много букв:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с… – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш… – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж… – шмели в саду жужжат.
Р-р-р… – моторы тарахтят.

Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные).

Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?

А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы их обозначаем?

Правильно, ребята. (посадить всех на стульчики)

А чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и видим).

Вы знаете, в моём научном дупле происходят чудеса. Что-то произошло с буквами. Помогите, пожалуйста, восстановить их (детям предлагаются недописанные буквы). Молодцы!

А сегодня я хочу познакомить вас новой буквой. Эту букву тоже называют хитрой, так как она может обозначать два звука.

Произносим мы два звука,
Но одну лишь пишем букву!
[й] да [о], а вместе Ё.
Не забыть бы про неё!

Буква Ё бывает большой и маленькой (показ букв). На что похожа буква Ё?

Ребята, открою вам ещё один секрет: на букву Ё всегда всегда падает ударение! А что такое ударение? Её называют УДАРНОЙ! А хотите узнать, почему её называют ударной? Послушайте сказку: Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки — ой, нет! — две точки.

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву — букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. Хотите проверить? (чтение)

ЁЛКА
ТВОЁ
ЁЖИК
ПЕНЁК
КОТЁНОК
ВЕСЁЛЫЙ

Отхлопать каждое слово и определить, на какой слог падает ударение.

А как узнать, сколько слогов в слове? (сколько гласных звуков, столько и слогов)

А какие ещё хитрые буквы вы знаете? (Ю, Я, Е). Мы уже знаем о наличии следующих пар гласных: А - Я, Э - Е, У - Ю, Ы - И, О-Ё.

Логопед объясняет правило: гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость предыдущего согласного звука, а гласные Я, Е, Ю, И, Ё обозначают мягкость предыдущего согласного звука.

А теперь давайте поиграем: скажите с [йо] в начале или в конце слова (с мячом):

…жик, бель…, тво…, …лка, мо…, е…, …рш.

А теперь скажите слово без [йо]: бытьё, житьё, мытьё, шитьё, литьё, нытьё, зверьё.

Дидактическая игра «Слово рассыпалось». Словарный материал:

р, ш, ё - ёрш; а, ё, к, л - ёлка; и, ё, к, ж - ёжик

В моём лесу, кроме этого дерева, есть ещё и ёлочки (детям предлагается встать около стульчиков и повторить за логопедом).

Елочки зеленые
На ветру качаются,
На ветру качаются,
Низко наклоняются.
Много елочек зеленых,
Много сделаем наклонов.

А теперь я попрошу вас сесть за столы. Посмотрите, у вас в альбомах появилась картинка- путаница. Найдите, где спряталась буква Ё, обведите её красным карандашом, так как она гласная. И найдите, пожалуйста, маленькую букву ё в этих строчках.

Ребята, отгадайте загадку:

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь, топот быстрых ножек?
Это наш приятель… ЁЖИК

(показ картинки ёжика). Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова ЁЖИК. (вспомнить про ЖИ-ШИ!)

Одного ребёнка — к доске. Остальные выполняют задание в альбоме.

А теперь давайте напечатаем нашу новую букву в тетрадях.

Молодцы! А давайте с вами вспомним, как мы произносим звуки при помощи наших рук (произнесение звуков с руками, показ нового звука [йо]). Выходите все на ковёр. Молодцы! Итак, с какой новой буквой мы сегодня познакомились? Почему она хитрая. А в каких случаях она обозначает два звука, а в каких один?

Соловьёва Евгения Анатольевна,
учитель-логопед,
МАДОУ ЦРР детский сад №134,
г. Калининград

Коррекционно-образовательные цели:

  • познакомить с буквой «ю»;
  • научить детей четко произносить звук «ю»;
  • выделять звук «ю» в ряду гласных звуков;
  • определять позицию звука «ю» в словах;

Коррекционно-развивающие цели:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать дыхание;
  • развивать мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные цели:

  • формировать навыки сотрудничества;

Оборудование:

  • листики
  • картинки со звуком «ю»;
  • зеркала;
  • карточки;
  • буква «ю» ;
  • счетные палочки;
  • ежик с картинками;
  • игрушка юла;

Организационный момент

Загадка:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят...

Когда это бывает? (Осенью)

Закройте глаза, представьте, что вы пришли в лес - вокруг листья, между ними проглядывают ягоды и грибы. Дует ветерок и срывает с деревьев листья. Желтые, красные, сухие. И носит их по дорожкам. Смотрите, сколько листиков.

Упражнение на дыхание «Летят осенние листики»: дети дуют на бумажные листики, лежащие у них на ладони.

Самомассаж.

Упражнения с ушками.

«Найдём и покажем ушки»

«Похлопаем ушками»

«Потянем ушки»

«Погреем ушки»

знакомство с новым материалом

Кто это там шуршит?
- Это ежик. Она тащит на своих иголках для нас картинки .
(Каждый из детей подходит и берет картинку. В картинках нарисованы рисунки со звуком ю). (Юла, юбка, юрта и.т.д.).
- Сегодня мы познакомимся со звуком «ю» .

Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою –
Старой бабкою с клюкою.

артикуляционная гимнастика «трубочка»

Мои губы - трубочка -
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

артикуляция звука «ю»

При произнесении звука [ ю ] язык слегка оттянут от нижних зубов, губы округлены, но не выпячиваются вперёд как при произнесении русского звука “у». Звук произносится с голосом.
Юля новую юлу
Разъюлила на полу.
Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –
Быстро кружится юла.
Ах, задела башмачок,
Вжжик! – упала на бочок.
Юлечка юлу свою
Превратила в букву… (Ю).

характеристика звука «ю»

Звук «ю» - гласный звук.

ловим звук «ю»

Логопед произносит звуки, слоги, слова, дети «ловят» только со звуком «ю» :
- а, о, у, ю, ы, и, э...
- му, ми, иа, ем, юм...
- лупа, стол, юла, мыло...

позиция звука в слове

Определите, в какой вагончик посадить ежика (где находится звук «ю» в словах). (Картинки).

физминутка «листики осенние»

Мы листики осенние.
На ветках мы сидели.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю снова сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.

Игра с юлой.

В гости к мячику ЮЛА
Раз приглашена была.
Как добраться ей до друга?
Ведь юла идет по кругу!

(повторение):

Юля новую юлу

Разъюлила на полу.

Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –

Быстро кружится юла.

Ах задела башмачок,

Вжжик! – упала на бочок.

Юлечка юлу свою

Превратила в букву… (Ю).

знакомство с буквой «ю»

Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась ……буква Ю.

1) Показ буквы.
2) На что похожа буква?
3) Выложить букву из палочек.

итог

Какие задания вам показались трудными?
- Какие задания не вызывали затруднений?

Тема: Обучение грамоте в 1-м классе. Буква Ю, звук ю

  1. Познакомить уч-ся с буквами Ю,ю.
  2. Дать понятие о том, что буква не имеет собственного звука. Формировать правильное чтение с буквами Ю,ю. Обогащать словарный запас уч-ся.

  3. Совершенствовать чтение по цепочке, выборочное, в лицах. Развивать речь, умение сравнивать, обобщать, внимание.
  4. Воспитывать правильную осанку, интерес к чтению детской литературы.

Оборудование: доска, магнитная азбука, домики с буквами, схемы слов, игрушка юла, ребус, книга “Птицы”, “Азбука” учебник, тетради.

Ход урока

I.Оргмомент

II.Повторение:

Посмотрите на домики и скажите, почему они разного цвета? В каком домике живут гласные буквы?

Назовите гласные буквы, которые придают твердость согласному звуку (а, о, у, ы).

Какие буквы придают мягкость? (и, я, е, ё). Назовите буквы, которые не имеют своего звука (е, ё, я). Можем мы их назвать “хитрыми” буквами? Почему?

– Они обозначаются двумя звуками в начале слова и после гласных. Я (йа), е (йэ), ё (йо).

Сегодня мы познакомимся с новой “хитрой” буквой.

III. Работа над новым материалом. Выделение новой буквы и знакомство с ней.

1. Послушайте загадку.

Закружится на острой ножке

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет – вскачь пройдет немножко,

Захочет ляжет на бочок. (ЮЛА).

(Завожу юлу на столе)

2. Давайте произнесем слово юла.
Выберите схему к этому слову:

Правильно ли мы выбрали схему? Почему? Слышим два звука (йу), но обозначать будем одной буквой Ю, ю. Составьте слово ЮЛА [ЙУЛА]. (У доски работает ученик с магнитными буквами).

А сейчас мы составим новое слово, но для этого вы отгадаете ребус: ЮЛА Я

4. Работа в тетрадях.

Чтобы лучше запомнить новые буквы Ю, ю (йу) мы их напечатаем.

А почему нам нужна Ю, ю (имена пишутся с большой буквы).

А есть ли у нас ребята в классе, чьё имя начинается с новой буквы? Юля, Юра.

А может есть такая буква в фамилии? (КаЮк, ГаврилЮк).

IV. Физминутка.

V. Чтение слов с новой буквой.

а) чтение слов с новой буквой с доски.

Юрта что обозначает каждое слово

(буква Ю образует слог)

б) чтение слов: с. 171. Когда говорят: пою, рисую, играю (один).

Когда: рисуют, играют, поют (много).

в) работа с тестом: с. 172.

  1. Читает учитель.
  2. Хоровое чтение.
  3. Выборочное чтение: Что было у Юры? О чем попросила Юля? А что сказал Юра? Как запела Юла?

А почему Юра предложил играть вместе? (Ответы уч-ся)

г) Игра на внимание: хлопаем, где есть буква Ю. (елка, юнга, поют, кот, юрта).

д) А сейчас мы с вами познакомимся со стихотворением с. 172 – читает Наташа.

1. Чтение шепотом и индивидуально.

2. Хором заканчиваем стих-е с доски:

Откровенно признаю:

Зверя нет

На букву Ю.

3. Чтение по цепочке.

4. Слово учителя:

Да ребята, поэт прав. Нет зверя на букву Ю, но есть птица. И называется –

ЮЛА. (показ из книги с. 185.) Юла – лесной жаворонок. Эта птица

соснового леса. А свое название получила за пение: “Юль – юль – юль.. ля,

ля, ля, ... ю-ли, ю-ли, ю-ли...”.

VI. Итог урока:

С какой буквой познакомились? В каком домике живет? На каком этаже? Почему? Почему она хитрая?

(Читает Влад)

Чтобы О не укатилось;
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю. – хором

Буква Ю

Цели:

коррекционно-образовательные:

— дать понятие о букве Ю;

— формировать словарь;

коррекционно-развивающие:

— выполнять упражнения, направленные на закрепление печатного образа буквы;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

коррекционно-воспитательные:

— воспитывать чувство любви к Родине;

— воспитывать чувство гордости за то, что являешься гражданином России.

Оборудование: символика российского государства, тетради, карандаши, предметные картинки, разрезные азбуки, схемы предложений, зеркала.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Воспроизведение слоговых рядов (на усмотрение логопеда).

II. Развитие обшей. мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

1. Общее расслабление

2. Развитие общей моторики

3. Развитие мелкой моторики

4. Массаж лица

5. Развитие мимических мышц

6. Развитие артикуляционной моторики

— Дифференциация ротового и носового выдоха ЭУ

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы. Сегодня мы познакомимся с буквой Ю.

2. Знакомство с буквой Ю.

Чтобы О не укатилось Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, Что случилось: Получилась буква Ю. (А. Шибаев) Дети находят букву в разрезных азбуках.

3. Закрепление знаний о букве в слогах, словах, предложениях и текстах.

— Составление слогов с буквой Ю (согласные по выбору детей). Каждый ребенок читает свои слоги.

Рассмотреть картинки. Проанализировать, после каких согласных пишется буква Ю. Какие еще буквы стоят после мягких согласных? (Я, Е, Ё, И.)

— Звуковой анализ слов: клюв, утюг. Выкладывание цветной схемы этих слов. Печать их в тетрадях.

— Деление слов на слоги. Игра «Слоговой магазин».

— Составление предложений к заданным схемам.

I V. Физкультминутка. Выполнение действий по тексту.

Я и прямо, я и боком, И с разбега, С поворотом, И на месте,

И с прискоком, И двумя ногами вместе.

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Ознакомительная беседа о символике российского государства. Знакомство с флагом, гимном и гербом России.

Логопед: «У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя — мирное небо. Красная — силу и красоту. Этот флаг России ввел царь Петр I. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны в знак уважения встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России — двуглавый орел».

Дети отвечают на вопросы по рассказу.

VI. Итог занятия и оценка работы детей . С какой буквой мы сегодня познакомились? В чем ее особенность? Какие символы нашего государства вы знаете?

VII. Домашнее задание.

V Ш. Материал для закрепления вне занятий

1. Фонетические игры.

— Игра «Ромашки». Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звук С, либо звук Ц. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове (С или Ц), его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.

— Игра «Перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна называть слова со звуком 3, а вторая — со звуком Зь. Побеждает та команда, которая придумает больше слов.

— Игра «Дом, замок, избушка». Поселить слова в зависимости от количества слогов. Слова со звуками Ц, С.

Игра «Домик». Определение места звуков Ц, С в словах.

— Звуковой анализ слов типа цапля, сабля. Работа в тетрадях с буквами и словами.

2. Лексико-грамматические игры.

— Знать название страны, города, округа, улицы, домашний адрес, столицу. (Познакомить детей с достопримечательностями города, некоторыми историческими фактами нашей страны.)